Гавриленко В. В., Панова Е. Г. Камни Валаама. Ч. 1. Валаамский камень


Камни Валаама. Ч. 3. Экскурсия по Валааму. Воскресенский скит и Центральная усадьба.

Опубликовано в сборнике:

Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. Материалы Второй международной научной конференции 29 сентября — 1 октября 2003 г. — СПб.: Сатисъ, Держава, 2004. — 447 с., ил. С. 351-361.

Приглашаем читателей на небольшую экскурсию по Валааму.

Воскресенский скит

По преданиям, в древности на Валаамских островах было языческое капище, затем, в I в. по Р.Х., их посетил один из первых учеников Христа — св. Андрей Первозванный, просвещавший скифские и славянские земли. Предания говорят, что он предсказал великое будущее Валааму и воздвиг на острове каменный крест. Сейчас на этом месте стоит скит во имя Воскресения Христова. Храм, выстроенный из кирпича в 1901-1906 гг. по проекту архитектора В.И. Баранкеева, увенчан золочеными маковками, сверкающими среди сосновых крон. В нижней подвальной, церкви во имя апостола Андрея Первозванного, за аркой из серого полосчатого мрамора с базой колонн из красного валаамского гранита, — камень, облицованный таким же гранитом. Он являет тот камень, который был привален к входу в пещеру с гробом, а затем отвален Ангелом, когда Господь воскрес. За ним — ниша, где находилось «подобие Гроба Господня». Уступ нише вырезан из распиленного вдоль полосчатости серого ювенского мрамора. Посреди двора — мраморный колодец. Бело-серый полосчатый мрамор, который использован при строительстве Воскресенского скита, привезен с острова Енсу (ювенский мрамор).

Колодцы — настоящая достопримечательность Валаама. Все они сделаны из природного камня — мрамора или габбро-диабаза. Круглые, а иногда граненые каменные колодцы напоят Вас удивительно чистой водой даже на пустынных островах, где сейчас никто не живет и все постройки давно разрушены. Все колодцы Валаама освящены, и поэтому вода в них остается свежей и прозрачной многие десятилетия.

Центральная усадьба

Главные корпуса монастыря и поселок около него расположены вблизи берега длинной извилистой монастырской бухты. У самого берега — небольшая златоглавая часовня во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Изящные колонны часовни вырезаны из красного валаамского гранита, их капители и базы — из черного амфиболита.

Икона Божией Матери Знамение в Знаменская (Царская) часовне у Валаамского монастыря

Икона Божией Матери Знамение в Знаменская (Царская) часовне у Валаамского монастыря.Фото: О. Алёшина

Поднявшись по ступеням длинной лестницы, мы оказываемся вблизи от входа в монастырь. Справа под сенью больших деревьев — Знаменская часовня, построенная в 1865 году в память посещения Валаама Императором Александром II и Императрицей Марией Александровной. Считается, что проект часовни разработан архитектором А.М. Горностаевым (Рывкин, 1990). Колонны и соединяющие их арки вырезаны из серого полосчатого ювенского мрамора. Резьба по камню в сочетании с позолотой продольных ребер кровли придает сооружению спокойную торжественность. Ступени, пол и цоколь выполнены из серого гранита, добывавшегося на островах у северного берега Ладоги. В нише — красивая мозаичная икона Богоматери; резной темно-коричневый, почти черный, киот, изготовленный из диабаза, хорошо контрастирует со светлым мрамором и оттеняет красочность иконы.

В последние годы площадку перед входом в монастырь выложили камнем, доставленным сюда не с Ладоги, а с западного берега Онежского озера. Малиновый кварцит и темно-серый диабаз, ранее никогда не применявшиеся в строительстве на Валааме, удачно сочетаются с «родными» для него плитами амфиболита, отшлифованными за много лет тысячами паломников.

Спасо-Преображенский собор

Пройдя через Святые ворота, мы попадаем на территорию монастыря. Главным сооружением ансамбля является Спасо-Преображенский собор, построенный в 1887-1890 гг. по проекту Г.И. Карпова и А.Н. Силина; заканчивал его отделку Н.Д. Прокофьев (Валаам, 1996). Колонны у входа вырезаны из красного валаамского гранита. Они опираются на цоколь, выполненный из гнейсо-гранита с обильными включениями граната. Эти каменные блоки были привезены из района Тиурулы (ныне Лахденпохский район в Северном Приладожье). Пятиглавый собор, высотой 43 м, с 72-метровой колокольней, построен из кирпича, который изготавливали здесь же, на Валааме, из глин ледникового происхождения. Пол в храме выложен путиловским известняком, подоконники вырезаны из красного валаамского гранита и черного амфиболита. Бригада под руководством крестьянина Никиты Артемьева ломала на острове Святого Германа гранит, а артель каменотесов Якова Сафронова, совместно с братией монастыря, изготавливала из него детали декора храма (Рывкин, 1990).

В соборе установлена рака — на месте, где под спудом покоятся мощи основателей монастыря преподобных Сергия и Германа. Ступени к ней также выполнены из валаамского гранита и амфиболита.

Перед входом в храм — декоративные украшения, вырезанные из красивого черного амфиболита. Его в небольших количествах также добывали на северном берегу Ладоги. А вот дорожки вымощены путиловской плитой. Правда, в последние годы во время реставрации часть из них заменили серым гранитом из карьера «Возрождение» на Карельском перешейке. Это совсем чужой для Валаама камень, и он мешает восприятию гармоничного каменного убранства монастыря.

valamo.ru

Фасадный камень "Валаамский камень" с механическим креплением

Телефон для справок: +7 937 674 57 37

Материал: декоративный бетон, армированный фиброволокном (ВСМ-12)

Комплект состоит из 3 камней разной фактуры и разного размера (мм):

  • 585х195х30;
  • 440х195х30;
  • 295х195х30. 

Цвет плитки

Цена 1 м2 

  Серый

900

  Цветной*

1000

  "Мрамор_из_бетона"**

1100

 

  

  -    Преимущества фасадных панелей, бетонного сайдинга

  -    Качественные показатели нашей продукции

  -   Описание монтажа  вентилируемых фасадов 

 

Цветная- это любой однотонный цвет: белый, жёлтый, зеленый, красный, коричневый и чёрный.

«Мрамор из бетона»**- это цветовая гамма, состоящая из двух и более цветов. К «Мрамору из бетона» относятся все модификации цвета «Мрамор», «Янтарь», «Гранит» и любойдругой многоцветный цвет подобранный под заказ.

 Преимущества искусственного камня и бетонного сайдинга.

Преимущество наших фасадов:

Устойчивость к ультрафиолетовому излучению;

Пожароустойчивость;

Морозоустойчивость;

Низкий коэффициент расширения;

Простота монтажа

Для справки Для облицовки необходим следующий инструмент:— уровень и строительный карандаш (для проведения линии уровня для первого ряда)— перфоратор с буром и молоток (если у нас бетон или кирпич) или шуруповерт или отвертку (если у нас дерево).— болгарка с диском по бетону (для резки цокольной плитки)Расходные материалы: дюбель-гвоздь или саморезыПо желанию заказчика можно сделать любой цвет — от серого до янтарного и мраморного (образец желтый).Способ упаковки: поддон перетянутый стрейч лентой, в свободной форме и в тару заказчика.Погрузка со склада — бесплатно.Гибкая система скидок от 5% до 15% постоянным клиентам.

www.pkeurodekor.ru

Красота мира Валаам в фасадной плитке из искусственного камня

Валаамский архипелаг

На земле есть места, словно бы предназначенные для того, чтобы прославлять величие Творца, они напоминают живущим о первозданной гармонии бытия. Как бы отделенный природной границей от окружающего мира Валаам – архипелаг, расположенный на севере Ладожского озера, был и остается святым местом. Русские монахи увидели созвучие с именем библейского пророка Валаама. В переводе с финского Валаам (Valamaa) означает «Высокая земля». Это название соответствует облику этих островов, ведь здесь природа поистине уникальна. Отвесные, голые или поросшие мхом, скалы, о которые бьются могучие волны Ладоги. Тихий покой проливов, островов и озер, бухты, вековые хвойные деревья, растущие на камнях… Своеобразие архитектурных ансамблей на фоне величия первозданной природы придают Валааму неповторимый облик, делая  его одним из красивейших уголков мира. Поэтичны и удивительны здесь белые ночи. Темные контуры колоколен и вековых деревьев четко прорисовываются на светлом небе, а зеркальная гладь залива отливает серебром.

По преданию эти острова являлись в древние времена центром языческого культа, первыми жителями островов были финно-угорские племена. Занимаясь распространением христианства среди скифов и славян, Святой Апостол Андрей Первозванный, воздвигнув здесь каменный крест, разрушил капища языческих богов. Он предрекал великое будущее и расцвет монашеской обители на Валааме. Каждый метр этой земли намолен иноками.

 

Красота камня

 

Валаам называют жемчужиной Ладоги. Основные составляющие Валаамской красоты - это камень, вода и лес. Из-за обилия камня Валаам называют «геологическим музеем под открытым небом». На Валааме много камня, мрамора и гранита: сердобольский гранит, серебристо-черный и розовый камень - они ещё в давние времена использовались для изготовления памятников и облицовки зданий. И не только в Санкт-Петербурге и Москве златоглавой, но и в других городах России. Из серого сердобольского гранита изготовлены знаменитые атланты Эрмитажа. Этот чудный, восхитительный вид валаамских проливов, бухточек, высоких хвойных деревьев, угрюмых гранитных скал, отражающихся на водной лазури Ладоги, подвигнул  нас на создание новой формы искусственного камня.

Фасадная плитка с закладными "Валаамский камень"

 

Искуственный камень "Валаамский"

Искусственный «Валаамский камень» – это фасадная плитка, изготовленная из высококачественного бетона по современной технологии литья, применять ее можно и для внутренней, и для внешней фасадной отделки помещений. Теплые тона создадут позитивную атмосферу в доме, оживят интерьер помещения, подчеркнут его уникальность, а замысловатый причудливый узор украсит Ваше жилище.

Для облицовки фасадов и цоколей можно выбрать более темные тона, и структура камня, напоминающая водную поверхность Ладоги, своенравного и сурового озера, подчеркнет прочность и фундаментальность Вашей цитадели, дома-крепости.

Полная информация об искусственном Валаамском камне тут (цена, габаритные размеры).

 

 

lobas.su

Гавриленко В. В., Панова Е. Г. Камни Валаама. Ч. 1.

Опубликовано в сборнике:

Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. Материалы Второй международной научной конференции 29 сентября — 1 октября 2003 г. — СПб.: Сатисъ, Держава, 2004. — 447 с., ил. С. 351-361.

Вступление

Остров Валаам имеет дивный и самобытный облик. Он как будто специально создан для прославления гармонии природы, как место, предназначенное для духовного совер­шенствования человека. Важное значение в восприятии Валаама играет и своеобразная архитектура монастыря, ски­тов, расположенных на многочисленных островах архипела­га. Многие постройки удивительно удачно сочетаются с особенностями ландшафта, и значительную роль в этом играет тот факт, что в их строительстве был использован природный камень, характерный для южной Карелии и Приладожья,  «родной»  для Валаама.

При современных реставрационных и строительных рабо­тах необходимо использовать традиционный природный ка­мень и ограничивать применение новых привозных сортов, которые вносят диссонанс в восприятие уникального ланд-шафтно-архитектурного ансамбля острова Валаам.

Во все века камень являлся не просто строительным материалом — он определял эмоциональное восприятие того или иного места. Красоту и неповторимость каменным по­стройкам Валаама придает, в первую очередь, разнообразие цветовой гаммы и сочетания рисунков структур горных пород, использованных строителями и архитекторами. Это оказалось возможным благодаря тому, что Валаам занимает ис­ключительную геологическую позицию: он расположен в месте сочленения кристаллического фундамента и осадоч­ного чехла Русской платформы. Сам остров сложен корич­невыми габбро-диабазами — плотными кристаллическими породами, удобными для строительства, а вдоль северного берега Ладоги, на островах, принадлежавших Валаамскому монастырю, развиты разнообразные горные породы: крас­ные, розовые, серые граниты, гранито-гнейсы, полосчатые мраморы, черные амфиболиты. В южной части Приладожья известны месторождения знаменитой путиловской плиты — известняка, имеющего желтовато-коричневые оттенки цвета и плитчатую отдельность, который с начала XVIII века использовался для изготовления фундаментов домов, ступе­ней лестниц, облицовки полов в храмах.  Такое выгодное геологическое положение и определило  возможности пользования широкого  спектра горных  пород при строительстве на Валааме в XIX веке и неповторимую архитектуру монастыря.

При игумене Дамаскине

Наиболее интенсивно каменное строительство на Валааме велось в XIX веке, в период деятельности настоятеля мона­стыря игумена Дамаскина (1839-1881). Монастырь в этот период процветал. Отец Дамаскин был не только выдающимся духовником, но и обладал даром хорошего хозяина, строителя, архитектора. В 1866 году он «приобрел для монастыря три обширных острова с рослым лесом, сенными покосами, каменными ломками и рыбными при них ловлями, отстоя­щих от Валаама в тридцативерстном расстоянии, в разные стороны, где и построил часовни».

(«Валаамский монастырь и его святыни», 1990, с. 117).

Горностаев Брюллов Портрет 1834

Портрет А.М. Горностаева, написанный в 1834 г. К. Брюлловым

Алексей Максимович Горностаев (1808-1862 гг.) стре­мился в своем творчестве возродить традиции национально­го зодчества, ориентируясь на традиции Древней Руси. Он много строил в Санкт-Петербурге, на Валааме, в Старой Ладоге, Суздале, других городах и оставил заметный след в истории российской архитектуры. Похоронен А.М. Горноста­ев в Троице-Сергиевой пустыни, неподалеку от Стрельны. Кладбище, которое когда-то было в числе наиболее краси­вых в Петербурге, в советские времена было превращено в асфальтированный плац, по которому маршировали курсан­ты школы милиции. Но могила А.М. Горностаева, к счас­тью, сохранилась. На ней — крест из когда-то белого, а теперь потемневшего известняка с вырезанными на нем знаменитыми силуэтами творений архитектора, среди кото­рых — и церкви Валаама.

Заключение

Камни Валаама — тема неисчерпаемая. Они производят сильное впечатление даже на человека, далекого от геоло­гии, от архитектуры. Многие художники, поэты и писатели посещали архипелаг, находили здесь вдохновение для твор­чества.

Камень несет память о том, что было до нас. Камни — это своеобразные опорные вехи истории общества. И их надо беречь. 

Литература

  • Булах А.Г., Борисов И.В., Гавриленко В.В., Панова Е.Г. Каменное убранство Петербурга. Книга путешествий. СПб.: Сударыня, 2002.
  • Валаамский монастырь и его святыни в период расцвета и благосостояния обители. Гос. Русский музей. 1990.
  • Валаам. Фотоальбом /С. Компанийченко, А. Берташ. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1996.
  • Гавриленко В.В. Природный камень в истории европейской культуры // Минералогия, геммология, искусство. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003, с. 9-12.
  • Панова Е.Г., Гавриленко В.В. Камни Валаама (экскурсия на остров Валаам в Ладожском озере) //Экскурсии в геологию. СПб.: МК ГШВ, 2001, с.151-162.
  • Рывкин В.Р. По Валааму. Петрозаводск: Карелия, 1990.

valamo.ru

Остров Валаам. История, достопримечательности, как добраться

va32654365

 Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля».    Есть на земле места, словно  предназначенные для  напоминания о первозданной гармонии бытия. Часто они отделены от окружающего мира природной границей. На Руси одним из таких мест был и остается Валаам — архипелаг в Ладожском озере с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем.

Валаам Валаам — уникальное сочетание удивительной по красоте природы, сурового северного ландшафта, русской архитектуры, православной монашеской культуры.

 Валаам находится на одной параллели с Аляской, в Карелии. За 1000 лет, благодаря монахам, на этой земле было привито около 50 видов сортов растений из разных частей света, всего на Валааме растут 480 видов растений. Остров неизменно привлекает туристов своей девственной природой и заповедными святынями, расположенными здесь. Валаам является самым крупным островом красивейшего архипелага из более чем 50 островов в северо-западной части Ладожского озера в Карелии. Свое название остров получил от финно-угорского «валам», что значит горная, высокая земля, но не менее вероятен перевод «земля света»  или «земля клятвы». Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом) или библейского прорицателя Валаама. Уникальная природа Валаама вдохновляла на творчество художников, писателей и поэтов, композиторов, учёных и многих других. Всем известны имена таких гениев, как И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев,  П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, Д. И. Менделеев и т. д. В XIXвеке остров посетили Александр Дюма-отец, императоры Александр I и Александр II. Паломники называли этот остров уголком “земного рая”, Северным Афоном.Валаам

 Валаам можно считать уникальным местом на всей территории России и самым красивым островом в своем роде. Удивительная природа сочетается здесь с памятниками мировой культуры, что составляется главную достопримечательность Валаама и всей Карелии.Валаам- духовный центр

 Сплошь заросший лесом, изобилующий многочисленными бухтами, заливами, проливами и внутренними озерами, Валаам выделяется из сотен других ладожских островов. Все здесь необычно: громадные массы гранита, поросшие мхами, могучие сосны, корни которых, как руки, цепляются за совершенно голые камни, гряды валунов. Также на Валааме можно встретить необычного вида ель с густой, спускающейся до самой земли кроной – знаменитые ели в «юбках», которые были посажены монахами Валаамского монастыря.

Основание обители на Валааме произошло в эпоху Крещения Руси.

Валаам находится на расстоянии  двадцати двух километров от материка. В основном на острове проживает братия монастыря. В летнее время остров переполнен туристами. Порядок на острове поддерживается церковными властями. Расположенный здесь мужской монастырь находится в подчинении у патриарха. Главный собор монастыря носит название Свято-Преображенского Валаамского, он был полностью перестроен в XIX веке. Сегодня здесь можно услышать прославленное валаамское пение.Валаам     Интересен для осмотра скит Александра Свирского в восьми километрах от монастыря. В общей сложности на острове насчитывается около 10 скитов. Любителей военной истории привлекут остатки построек линии Маннергейма.

Особая природа наложила отпечаток на жизнь обители. Издавна тут заведен порядок: с ноября по апрель монахи ведут «пустынное житие», а с мая по сентябрь их ждет служение миру и постоянный поток гостей. А гостей тут всегда хватало, исторически зафиксировано, что к концу 50-ых годов ХIХ века на остров приезжали до 6000 человек, а к концу 30-ых годов XX века цифра достигла 30 тысяч человек.

Среди жителей Приладожья существовал обычай: каждый молодой мужчина до женитьбы должен был провести год трудником на Валааме, тем самым испытав себя и получив духовную и физическую закалку.

Немного из истории. Первые люди появились на островах еще в 10 веке. С тех пор много воды утекло и много событий произошло. Датой возникновения Монастыря некоторые историки считают 960 год. . Есть другое мнение, согласно которого Монастырь здесь возвели где-то на границе 13 и 14 веков, когда острова уже более 200 лет принадлежали Новгороду.

остров Валаам

Монастырь служил одновременно оборонительной крепостью. За свою историю, острова неоднократно подвергались набегам шведских войск. В начале 17 века,  шведы  осадили северо-запад Руси. На их пути  оказался Монастырь. Шведские полки разорили и практически стерли с лица земли обитель на Валааме, братия практически вся погибла. В 1617 году острова перешли во владение Шведам. Восстановили Монастырь по прошествии ста лет, в 1715 году, по приказу Петра Первого. Тогда была построена деревянная Спасо-Преображенская церковь, колокольня и хозяйственные постройки. В середине 18 века Монастырь дважды горел, а затем его земли были переданы в государственную казну. В результате, Монастырь пришел в упадок. Двадцать лет Валаамский Монастырь простоял в забвении, когда, наконец, в 1785 году, его было решено возродить, на этот раз, он должен был стать каменным. В конце 18 века, обители были возвращены земли, а к 1801 году была уже построена центральная усадьба. К слову, следует заметить, что строительство каменного Монастыря было делом нелегким.скиты Валаама

      Острова состоят из камня, лопату в землю воткнуть практически невозможно. Главным архитектором строительства назначили Назария, иеромонаха Саровской Пустыни. Его помнят на Валааме не только как руководителя строительства, но и как автора самого строгого Монастырского Устава, прослужившего до 1944 года. Устав не позволял попавшим в монастырь, покидать остров, поэтому, до начала 20 века, его использовали в качестве места ссылки для духовных лиц.

Валаамский монастырь стал местом, где просияли многие светлые подвижники нашей Русской Православной Церкви

      19 век считается веком расцвета Монастыря. Во многом, этому способствовало назначение на пост настоятеля отца Дамаскина. Он пришел в Монастырь простым послушником, сумел себя проявить и вскоре был назначен настоятелем. Властвовал Дамаскин в Монастыре 42 года. Он провел некоторые реформы, в частности, отменил отшельничество. При нем было возведено 18 часовен, основаны рыбный и конный заводы, пристани, проложено 126 км дорог. При отце Дамаскине, практически все работы в Монастыре выполняли сами монахи. Своими руками выращивали они на неплодородных валаамских землях фрукты, овощи, даже арбузы. Во времена правления отца Дамаскина были разбиты великолепные фруктовые сады, любоваться которыми можно и по сей день. К 20 веку на острове насчитывалось около 1000 постоянных жителей. После революции, в 1918 году, острова вошли в состав Финляндии.Валаам

      Отделившись от России, Монастырь вошел в число церковных меньшинств, потому как основной религией в Финляндии было и остается лютеранство. Тогда же на острове разместились части финской армии, а в 1925 году в Монастыре стали проводится службы на финском языке. Свои плюсы были и в нынешнем положении монахов. Им удалось избежать репрессий 20-30 годов 20 столетия. К России острова, а вместе с ними и Монастырь, вновь отошли лишь в 1940 году, во время русско-финской войны. Русские войска разгромили финнов, те покинули остров, одновременно с ними уехали и монахи, увозя с собой из Монастыря все самое ценное. Беглые братья приобрели в Финляндии усадьбу и основали в ней Нововалаамский мужской православный Монастырь, который после Великой Отечественной присоединился к Русской Православной церкви, хотя территориально и экономически продолжал принадлежать Финляндии.Валаам- поклонный крест

    Возрождение Валаама началось в конце прошлого века. В 1989 году по инициативе нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а тогда митрополита Ленинградского и Новгородского, Спасо-Преображенский собор был передан Ленинградской епархии. С этого момента началась новая история Валаама. В 1991 году Валаамский монастырь обрёл одну из своих святынь – нетленные мощи подвижника Антипы. Находясь уже в преклонном возрасте, он подвизался в обители. Мощи его помещены в церкви во имя преподобных Сергия и Германа.  В 1999 произошло ещё одно немаловажное событие в жизни Валаамского монастыря. Было установлено празднование дня Собора Валаамских святых – он отмечается 20 августа. Собор составили святые, приложившие немало трудов,  для процветания обители: преподобные Сергий и Герман Валаамские, Авраамий Ростовский, Корнилий Палеостровский, Арсений Каневский и другие.Спасо-Преображенский монастырь на Валааме

      В 2004 в обители появилась ещё одна святыня – дубовый крест, с вложенной частицей мощей целителя и великомученика Пантелеймона. Ранее крест принадлежал династии бояр Нащёкиных и до конца XX века находился в одной из частных коллекций. Специалисты, обследовавшие крест, пришли к выводу, что он, скорее всего, был изготовлен в Новгородских землях в далёком XIV веке. Это один из немногих крестов, сохранившихся до нашего времени. Одной из самых главных святынь Валаама являются мощи преподобных Сергия и Германа, основавших монастырь, и Валаамская икона Божьей матери. Они находятся в Главном соборе Спасо-Преображенского монастыря. В 2005 году была завершена реконструкция Спасо-Преображенского монастыря. К настоящему моменту восстановлено несколько скитов. Братия монастыря теперь живёт в отремонтированном Братском корпусе.Братский корпус монастыря

      Реставрируются и населяются древние скиты Всеховятский, Предтеченский, Никольский, Святоостровский и Сергиевский. На Валааме свой флот, гараж, ферма, различные мастерские, пекарня и молочный мини-завод.

      Валаамский монастырь помимо своего основного монастырского двора имеет несколько скитов

Валаамские скиты —  небольшие «кусочки» монастыря, которые находятся в труднодоступных местах. В скитах обычно живет несколько монахов или послушников.Ильинский скит

   Ильинский скит находится на территории знаменитого Валаамского монастыря, расположенного на Валаамском архипелаге Ладожскго озера. История скита уходит в XIX век, он был основан игуменом Дамаскиным. Скит дал название и острову — Ильинский. В пятидесятые годы XX века скит был полностью уничтожен. В 2006 году полностью скит восстановлен. Новую церковь архитекторы постарались сделать на славу. Она создана в северном чисто-русском стиле с шатровым покрытием.

          Игумен Дамаскин в 1870 году основал Коневский скит на месте своего уединения и назвал его так в честь Акафистной (Коневской) иконы. Первоначально в Коневском скиту была построена часовня, которая была в 1858 году перенесена с Предтеченского острова. Затем по проекту Г. Карпова была основана церковь. Насельники Коневского скита строго чтили устав и не вкушали в праздники рыбу и молочное – то, что в изобилии водилось в Коневских (Игуменских) озерах.Коневский скит

В настоящее время в Коневском скиту находится не больше трех человек. Восстановленный храм имени Коневской Божией Матери считается святыней скита. Рядом расположена келья, в которой обитает отшельник и послушники. Туристам разрешается бывать на территории Коневского скита, но в храм вход воспрещен. По предварительной договоренности зайти в храм могут только паломники.

          Владимирский скит на острове Валаам — относительно новая постройка. Основан скит был в 2002 году, строительство завершено в 2007 году. Проект скита разработала «Мастерская Андрея Анисимова» с участием архитекторов Анисимова Андрея и Ефимовой Татьяны. Архитекторы старались воплотить свой проект в том, чтобы все здания скита были связаны единой идеей и составляли цельный ансамбль.Владимирский скит

      При Владимирском ските была возведен храм в честь равноапостольного Владимира, который в 2008 году был освящен патриархом Алексием Вторым. У храма есть два придела: во имя святой великомученицы Людмилы и во имя Всех Русских Святых. Храм был построен чисто в русском стиле, но с элементами модерна. Цокольный этаж скита занимает музей истории Валаамского монастыря. Отдельный зал в музее посвящен патриарху Алексию Второму, много сделавшему для возрождения монастыря на Валааме.

       Никольский скит является одним из красивейших скитов острова Валаам. Расположился он в полутора километрах от Центральной усадьбы монастыря. Добраться до него можно по дороге, проложенной в XVIII веке. Сначала она проходит по Валааму, а затем по деревянным живописным мостам, которые соединяют острова.Никольский скит

      Никольский скит принял первых монахов в XVIII веке. В то время здесь жило 12 монахов, которые занимались рыболовством и таможенным досмотром: на остров Валаам был запрещен ввоз табака и спиртных напитков.На самой вершине холма расположился отреставрированный шатровый храм Свято-Никольского скита. Раньше на этом месте стояла небольшая часовня с маяком, построенная в начале XIX века. Стены внутри храма расписывали монахи, проживающие на его территории и главной темой росписи было житие Николая Чудотворца. У пристани туристы могут полюбоваться на гранитный поклонный крест, уставленный в 1861 году, и небольшое деревянное строение, которое раньше выполняло функцию таможенного пункта. Братия жила в келейном корпусе, реставрацию которого провели в 1988 году.Гефсиманский скит

   Гефсиманский скит, построенный в 1911 году игуменом Маврикием, расположен на Сионской горе. В 1910 году здесь был установлен поклонный крест серого гранита с символикой крестных страданий Спасителя. Его церковь, увенчанная шатрами, освящена во имя Успения Богородицы. Внешний интерьер церкви богато украшен резьбой, а внутреннее убранство, в частности, иконостас, было выполнено из кипариса, сегодня, к сожалению, полностью утраченного. Рядом с ним находится небольшая деревянная часовня, где можно увидеть икону «Моление о чаше». За церковью, между пихт, расположены два келейных корпуса для братии, в которых в 1930-е годы жили финские артиллеристы.

«Паломники смотрят на Валаам как на духовную лечебницу, как на духовную сокровищницу.»

    С 1840-х годов между островом и материком начали ходить пароходы. С тех пор количество туристов, посещающих Валаам, растет от года к году. Если в 19 веке остров ежегодно посещали около восемь тысяч человек, то ближе к концу 20 века, их число достигло уже 130 тысяч. На территории острова создан  музей-заповедник. В настоящее время, ежегодно Валаам посещают десятки тысяч русских и иностранных паломников и туристов. Туристические фирмы предлагают различные туры по Валааму, а специальная паломническая служба — даже длительное пребывание на острове и работу на благо монастыря. На Валааме даже имеется гостиница для туристов.  Также в монастыре можно приобрести аудиозаписи хора братии монастыря. Самостоятельно так-же можно добраться до острова. В летние месяцы,  туда ходит по несколько теплоходов в день, но о билетах, придется позаботиться заранее.

      «Дай Вам Бог получить то, за чем приехали… спаси вас Бог, Царица Небесная»,- пожелал когда-то И. С. Шмелеву в Коневском скиту схимник отец Сисой. Ныне на Валаам ежегодно прибывают тысячи людей — туристов, любителей природы, художников, реставраторов и в последние годы, богомольцев, стремящихся прикоснуться к живоносному источнику Православной Веры. Среди последних и «ищущие жития иноческого». Для паломника небо кажется ближе с валаамских гор. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Валаам, на котором вы видите гранитные,  которой удобен переход в обитель уступы и высокие горы, сделается для вас ступенью к небу, той духовной высотой, с рая».

В Карелии, помимо Валаама, можно посмотреть:

myrussianland.ru

Валаам. 10 фактов об острове Валааме и его обитателях

Содержание статьи

Валаам – прекрасная обитель, монастырь на островах. На Валааме ведется знаменитое монастырское хозяйство. Сюда часто приезжают паломники. В этой статье Вы найдёте фото Валаама, информацию и факты о святом острове, монахах, подвижниках, истории, прошлом и настоящем этого удивительного места.

Фото Валаама и факты

24 сентября Церковь празднует перенесение мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Что мы знаем о них и об основанном ими монастыре? Почему и зачем переносили их мощи?

1. Валаам – монастырь на островах

Фото Валаама

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

Валаам – архипелаг в Ладожском озере в 22 км от материка с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем. Площадь 50-ти островов составляет 36 квадратных километров. Крупнейший остров — Валаам, на него приходится более 2/3 площади — 27,8 квадратных километров. Длина острова 9,6 км, ширина — 7,8 км.

2. Валаам был языческим жертвенником

Фото Валаама

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

Название “Валаам” переводят с финского как “высокая земля”, менее вероятный перевод – “земля клятвы” или “земля света”. Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом) или библейского прорицателя Валаама.

Согласно валаамскому преданию, в древние времена, когда жившие в Приладожье финно-угры и славяне только готовились принять христианскую веру, острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христовых, Св. Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Святой Апостол предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители.

Читайте также – Валаам: остров Преображения

3. Преподобные Сергий и Герман Валаамские – святые без жития

Фото Валаама

Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития. Сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Множество чудес и исцелений подается по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа. Чудеса эти продолжаются и в настоящее время.

В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, сохранился сборник “Чудеса преподобных Сергия и Германа”.

4. Валаам: попытки кощунства здесь наказуемы

Фото Валаама

Фото: patriarchia.ru

В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь вскоре послал на них “великий недуг и расслабление членов”, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.

В 1163 году святые мощи были временно перенесены в Новгород. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают “под спудом”. В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября.

5. Календарный вопрос коснулся и Валаама

Фото Валаама

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

После октябрьского переворота в 1917 г. Финляндия получила независимость. Валаам оказался на ее территории, что сохранило на время обитель. С ноября 1918 г. монастырь находился в ведении финляндской Православной Церкви, ставшей автономной и перешедшей в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В сложных политических условиях, чтобы не прослыть “русской”, Финляндская Церковь стремилась активно проводить реформы, подчеркивая свою самостоятельность. Она перешла на новый (григорианский) календарный стиль и западную пасхалию, не признаваемую другими православными Церквами.

В сентябре 1925 г. во время визита на Валаам возглавлявшего Финляндскую Церковь епископа Германа (Аав) прозвучало окончательное требование принять новый стиль. Значительная часть братии отказалась сослужить с ним и греческим митрополитом Германосом, стремясь придерживаться церковных канонов. Начались гонения. Ряд монахов должны были вернуться на верную гибель в СССР, некоторые перебрались в Сербию. Изгнанные иноки принесли традиции Валаама в разные страны мира: Францию, США, Марокко, Германию.

В 1946 перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви и был снова принят старый (юлианский) церковный календарь.

6. Валаам – светильник Финляндии

Фото Валаама

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

В лютеранской Финляндии Валаам в 20-30-е годы ХХ века продолжал быть светильником православной веры. Здесь ежегодно совершались съезды духовенства из 35 приходов Финляндии. Издавался журнал “Утренняя заря”, книги. С 1926 г в Петропавловском храме иеромонах Исаакий начал совершать регулярные богослужения на финском языке. Работали школа-приют для 30 мальчиков, бедных и сирот в Воскресенском скиту и школа-“киновия” для мальчиков-карел. В храмах совершалось непрерывное чтение Псалтири с поминовением умерших и живых.

7. На Валааме есть ферма…

Фото: valaam.ru

Фото: valaam.ru

В 1882 г. в шести километрах к западу от монастыря была выстроена образцовая механизированная ферма на 70 голов скота. Коровник был построен с отдельными секциями для каждого животного, с учетом рельефа, облегчающего въезд на сеновал. К обширному леднику с берега озера шла рельсовая дорога длиной 32 м. с подъемным краном. С его помощью молочные продукты погружали на лодку и отвозили в монастырь. По рельсам доставлялся и сваренный в котлах корм, воду брали из водопровода.

8. …и растут арбузы и дыни!

Фото:sadoved.com

Фото:sadoved.com

В XIX веке на Валааме были прекрасные сады. Яблонь разводилось не менее 60 сортов, урожай составлял до 50 тонн. К обеду братии подавали до 80 кг свежесобранных ягод: смородины, крыжовника, малины. В парниках созревали арбузы весом около 8 кг, дыни – 3 кг, тыквы – около 33 кг. И это при том, что средняя температура июля составляет +17°!

Читайте также – Моцарелла с Валаама, или истории сырного импортозамещения

9. На Валааме можно послужить в армии

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

В 1995 году, в соответствии с соглашением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Министра обороны Российской Федерации о сотрудничестве Русской Православной Церкви и Министерства Обороны, было разрешено прохождение воинской службы насельникам Валаамского монастыря призывного возраста в военной части ПВО, дислоцированной на Валаамском архипелаге.

В связи с тем, что насельников призывного возраста на о. Валаам немного, для укомплектования подразделения в монастырь принимаются благочестивые православные юноши, которым в силу духовного устроения сложно служить на общих основаниях (семинаристы, приходские алтарники, чтецы и т.д.), и которые согласны нести нелегкие монастырские послушания до призыва в воинскую часть.

10. У Валаамской обители есть аккаунты в соцсетях

Принимая во внимание широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, открывающее новые возможности для для просветительской и катехизаторской деятельности, по благословению Преосвященного епископа Троицкого Панкратия Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в августе 2012 года открыл свои официальные страницы в основных социальных сетях Интернета.

По материалам официального сайта Валаамского монастыря

Как добраться до Валаама?

1. Ближайшие к Валааму крупные населенные пункты – Приозерск, Лахденпохья и Сортавала.

2. Из Приозерска на Валаам и обратно раз в день ходит метеор и пассажирский теплоход. Существует и их расписание.

3. Из Лахденпохьи можно зафрахтовать небольшой катер на несколько человек.

4.  Из Сортавалы транспортное сообщение самое удобное. Существует метеор: Сортавала – Валаам – Сортавала.

Специализированного “общественного транспорта” в монастырь не существует.

Валаам. Карта

Читайте также:

Фильм про Валаам:

www.pravmir.ru