Танга Таш (Иссык-Куль): фото и отзывы. Таш камень


Кезер-таш - "Каменные бабы"

Толоно

Толоно

Толоно

Экскурсия в урочище Толоно, перед ручьем Тургунда. На большой поляне высоко над рекой Катунь - несколько каменных изваяний тюркского периода . По-алтайски они называются кезер-таш, камень предков, широко распространено название – «Каменные бабы».

Экскурсия начинается от с.Усть-Кокса, выезд в 10-00. Дорога проходит по Уймонской долине. Преодолев небольшие перевальчики и прижимы реки Катунь, въезжаем в с.Тюнгур, отсюда начинаются пешие и конные маршруты к горе Белуха. В конце деревни – памятник тов. Сухову, командиру красногвардейского отряда. Еще 14 км вдоль реки Катунь по живописной, но достаточно тяжелой дороге, и мы приезжаем на место древнего тюркского захоронения – лог Толоно.

«Семь тюркских каменных изваяний было найдено у ручья Тургунда в 17 км от с. Тюнгур по левому берегу р. Катунь (Кубарев В.Д., 1984). Среди них можно выделить изваяния с изображением только лица или силуэта головы человека. На лице изображены брови, глаза, нос, усы, рот, борода. На одном из изваяний встречается слабо намеченное ухо. На двух каменных плитах изображена фигура с сосудом в правой руке, с поясом и оружием. Правая рука согнута в локте и держит сосуд, близкий по форме к кубку или высокой чаше. Левая рука опущена на рукоять сабли или кинжала (сжимает ее). Сабля заткнута за пояс. На одном из изваяний под поясом изображен полукруглый предмет, возможно, сумочка. К сожалению, не все изваяния сохранились. Сейчас осталось только 5 изваяний».

Ланч на берегу Катуни. Здесь растет много лекарственных растений. Летом в жаркий день стоит удивительный запах клубники и полыни.

Экскурсия рассчитана на целый день с 10 до 18-19 часов.

Подробнее о "каменных бабах" можно почитать в статье "Тюркские изваяния Средней Катуни"

Стоимость на авто: 2100 руб/человека при группе 3 человека. (цена 2014 г.)

В стоимость входит:  транспорт до Толоно и обратно, ланч (заранее сообщите – вегетарианцы Вы или нет), работа экскурсовода, прокат:  термосов, котелков, посуды.

 

Толоно

Толоно

Толоно

guide-altai.ru

Современные способы камнеобработки, оригинальные формы и размеры применяемой в укладке плиты, фаски и выборки, декоративные элементы при работе с камнем Ракушечник Сары-Таш позволяют достаточно экономично решать многие архитектурные задачи. ООО «ГранитСтройКомплект» рекомендует ракушечник Сары-Таш для производства колонн, балясин перил балюстрад, садово-парковой мебели, создания беседок и ротонд.

Ракушечник Сары -Таш  отличный строительный камень, добываемый в Киргизии. В зависимости от залегания его в первом или втором слое ракушечник Сары-Таш в плане цвета может варьироваться от коричнево-желтого, желтовато-беловатого до светлого палевого и применяется как во внутренней, так и в наружной отделке. Высоко декоративный ракушечник Сары-Таш,  - камень, который дышит (большое содержание пор) и достаточно спокойно выдерживает сезонные колебания температур, и имеет низкий показатель теплопроводности.

Говоря о первом слое ракушечника Сары-Таш, уточним: камень ракушняк с раковинно-детритовой пористой структурой имеет живописный рисунок в виде среза дерева и относится к группе кальцитовых известняков. Внешне эффектный, ракушечник содержит до 90% кальцита. До 9% составляют марганец, железо и другой кремнистый минерал.

Все это указывает на то, что ракушечник Сары-Таш - долговечная средне-прочная горная порода, относимая к плотным известнякам, по составу напоминающим высокого качества травертин. Ракушечник Сары-Таш отлично обрабатывается (лощение, пиление, рифление, скол, полировка) и соответствует всем требованиям ГОСТ к горным породам, применяемым в наружной и внутренней отделке, и в производстве строительно-архитектурных изделий.

Второй слой ракушняка киргизского месторождения светло-бежевого цвета. Глубина и особенность рисунка во многом зависит от распила слэба. Общее - отпечаток вечности (поры). Более плотный по своему составу, он позволяет производить из блоков облицовочную плиту, профили, колонны, базы, капители, балясины перила балюстрады, облицовку и чаши фонтанов, не редко применяется в производстве памятников, ваз, шубного камня.

На карьере Сары-Таш и изделие в готовом виде

granit-mramor.su

КЗЦА — Производство камня — травертина — камнеобрабатывающий завод центральной азии

ОсОО «КЗЦА»

«Камнеобрабатывающий Завод Центральной Азии» (далее КЗЦА), был создан в 2007 году и сегодня является одним из самых крупных заводов-производителей облицовочных материалов из натурального камня в Кыргызстане. Основным направлением деятельности предприятия является обработка природного натурального камня травертина месторождения «Сары-Таш» Узгенского района Ошской области.

В состав предприятия входит 4 карьера по добыче травертина и других каменных пород. Обработка каменных пород осуществляется на новом оборудовании ведущих европейских и азиатских производителей, отвечающим требованиям нашего времени и не имеющих аналогов в Средней Азии. Завод расположен на территории общей площадью 11 га собственными железнодорожными подъездными путями.

Производственная мощность камнеобрабатывающего завода составляет порядка 300 000 кв.м. модульных плоскостных изделий из камня в год. На основном производстве камнеобработки задействованы высококлассные специалисты с большим опытом работы. Применение передовых технологий по обработке натурального камня позволяет предприятию производить полированные, лощенные или обработанные под «антику» слябы и плиты различных размеров и форм, а также архитектурно художественные изделия: различные колонны, балясины, перила, ступени, канделябры, детали обрамления оконных и дверных проемов, подоконники, фонтаны, памятники, вазоны и многое другое.

Ежегодно продукция ОcОО «КЗЦА» проходит обязательную сертификацию, в соответствии с процедурами, установленными Законом Кыргызской Республики «Технический регламент. «Безопасность строительных материалов, изделий и конструкций» в Республиканском центре сертификации в строительстве Госстроя.

 

www.centralasiastone.kg

фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ

Священный камень Тамга Таш располагается на южном побережье Иссык-Куля, неподалеку от села Тамга, на территории старинного природного парка. В прошлом здесь находился военный санаторий, а сейчас сюда стекаются буддистские паломники со всего мира затем, чтобы увидеть и прикоснуться к каменной святыне.

«Таш» переводится как «камень». «Тамга» же схоже по смыслу с такими понятиями, как «отпечаток» и «метка». Строго говоря, Тамга Таш – это не один камень, а цепочка из трех камней. На них выгравированы витиеватые тибетские наскальные письмена. Расстояние между каменными соседями в среднем 1 км, так что неудивительно, что, говоря «Тамга Таш», люди подразумевают, в основном, первый камень. По своей форме этот огромный валун напоминает юрту – традиционное киргизское жилище. Вдоль всего камня проходит широкая трещина, которую, согласно легенде, оставил могучий батыр Эр Табылды (он же родоначальник одного из местных племен). Силач рассек камень мечем. Зачем неизвестно, однако сейчас ходит слух, что если долго вглядываться в трещину, можно увидеть золотое свечение.

Гигантские буквы на Тамга Таш складываются в тибетскую надпись «Ом Мани Падме Хум». Трактовать эту мантру можно по-разному, но самой распространенной версией является следующее: «Да пребудет цветок священного лотоса!». Лотос в буддизме – священный цветок. Он символизирует пробуждение, просветление и познание Высшего Разума. Некоторые верят, что надпись говорит о единении мужского и женского начал. Как бы там ни было, возраст мантры относят к 15-17 векам. Этот период в истории принято называть дунгарским или кальмыкским.

На втором камне надпись очень похожа на надпись первого. Отличие в исполнении (узоры котрбарельефные, а не барельефные) и в возрасте (по мнению ученых, надпись сделана на пару веков раньше). Кроме того, в камне есть небольшое отверстие, похожее на ритуальное углубление. Вполне возможно, что камень использовали в церемониальных целях, причем задолго до появления буддистов в этих краях.

Буквы на третьем камне совершенно отличаются от тех, что на предыдущих. Они складываются в стилизованное начертание знака ОМ – чуть ли не самого главного гортанного звука, присущего многим культурам и религиям мира. Считается, что эта надпись сделана в то же время, что и на первом камне. Каменная цепочка Танга Таш – без сомнения, ценнейший исторический памятник не только в масштабе Киргизской Республики, но всего мира. Это место имеет сакральное значение, и, кажется, будто величественные буквы наполнили местный воздух божественным смыслом. Многие побывавшие здесь рассказывают о неожиданном положительном заряде энергии и ощущении просветления, которое они испытали.

turizm.ngs.ru

Каменные ворота (Айри-таш) - Алтай Туристский. Туристический портал

Богатства Алтая Подробности

Каменные ворота (Айри-таш, Айры-таш, Айриташ) — место на Чуйском тракте, где транспортная магистраль проходит между двух высоких скальных стен.

Каменные ворота(Айри-таш) Туристский район: Средняя Катунь

Как добраться

Местом первого ориентира может служить с. Купчегень. За селом тракт вновь выходит к р. Катунь и продолжается по её левобережью. Через 7 км вы проезжаете песчаные осыпи. Далее тракт поворачивает к югу и через около 12 км второй ориентир — мост через Большой Яломан. Готовьтесь: через километр нужный вам объект. Ещё один ориентир — 693 км.

Топонимика

Словарь О.Т.Молчановой объясняет приставку «айры» так. Это широко представленная в топонимии области форма. Перевести можно как  вилы, вилка, развилка, развилина, извилина, раздвоенный, разветвленный.  Алтайское «таш» — это камень; гора, сопка, возвышенность. Буквальный перевод — «раздвоенный камень».

Бом КуйташХребет Сальджар. Гора Куйташ. Бом Куйташ. Фото Е. Гаврилова

Туристское значение

Остановиться лучше, проехав Каменные ворота в направлении Малого Яломана. С этого места открывается хороший обзор на р. Катунь и село. Кроме того, на противоположном берегу можно увидеть, как тракт проходил до 1934 года и одно из неприятных мест тех лет — бом Куйташ в записках В.И. Верещагина(или Боозолу-бом у В.В.Сапожникова). А ещё — именно около села была паромная переправа.

Ещё одна из достопримечательностей этого места — остатки вьючной тропы. Старой дорога спускается сверху и прижимается к скале Кангырарбом. Вы можете совершить маленькую прогулку по этой дороге и представить — как по ней шли караваны того времени.

Чуть проехав от Айри-таш к селу, обогнув Кынгыральский бом, можно опять остановиться и совершить прогулку по Чуйскому тракту образца 1935 года, который также прижимается к скале. Хорошо сохранился каменный парапет.

Каменные ворота(Айри-таш)Каменные ворота(Айри-таш). Старая вьючная тропа. Фото Е.Гаврилова

Описание

В сегодняшнем виде тракт проходит между двух, высотой около 18 м, отвесных стен. Протяжённость участка — около 100 м.

До 1934 года Айриташ назывался бом, расположенный в этом месте.

В 1897 году это место, по описанию В.В. Сапожникова, выглядело так: «На версту ниже устья Малого Еломана у поворота Катуни тропа поднимается на скалы бома Канграр, которой вертикальными ступенями падает к бурливой реке. Поднявшись расщелиной в скалах, крутыми ступенями мы вышли на карниз и отсюда зигзагами спустились к реке на маленькую прибрежную площадку. Пересекая её, тропа через тёмную щель в скалах (Айридаш) приводит на высокую террасу близ устья Большого Еломана с 4-х верстах от Малого Еломана».

Тёмную щель, через которую проходили путешественники, расширили с помощью взрыва. Как это место выглядело в 1934 году, когда первая машина прошла по левобережью, —  можно только догадываться, т.к. тракт впоследствии вновь переделывался и дорога расширялась.

Село Малый ЯломанСело Малый Яломан. Место бывшей переправы. Фото Е. Гаврилова

История

Сапожников Василий Васильевич писал про это место: «Немного выше устья Б. Еломана хребет Сальджар подходит к Катуни, образуя бом Боозолу-бом, где дорога проходит по скалистому карнизу; к нему примыкает высокая терраса; в последней откопана дорога в виде узкого карниза, которая спускается к небольшой пойме реки и приводит ко второму перевозу через Катунь на левый берег между бомом Кынграр и устьем р. Малый Еломан. Близ перевоза (поселились  в небольших избушках две семьи крестьян, которые разработали дорогу и установили паромы. Воспользовавшись водой М. Еломана они посеяли немного хлеба, заводят пасеку, вообще устраиваится небольшой поселок... Ямщики с удовольствием платят 15 коп. с таратайки за каждый перевоз, чтобы только избежать тяжёлого перевала на левой стороне Катуни…»

У Верещагина Виктора Ивановича так описано прохождение этого участка: «Затем дорога вьется по бому Куйташ, откуда открывается чудный вид на Катунь, её береговые террасы и бом Конгорар, отвесными скалами обрывающийся в блесовато-зелёную реку.

У верхнего конца бома Куйташ под навесом скалы живут перевозчики второго частного перевоза через Катунь. Здесь разложен и развешан весь их домашний скарб.

Переправившись на пароме на левый берег Катуни, несколько выше Конгорара, мы опять выехали на тракт…»

В 1934 году на участке от Кор-Кечу до с. Малый Яломан произошли глобальные изменения. Вместо двух паромных переправ на этом участке тракт стал проходить по левобережью р. Катуни.

Сквозь скалистые горы, круто обрывающиеся в Катунь, на протяжении 12 километров была проложена в течение 10 месяцев широкая дорога. С большим геройством с высоты опускаясь и работая на веревках—одолевали ударники Чуйского тракта скалистые препятствия.

Каменные ворота(Айри-таш)Каменные ворота(Айри-таш). Дорога 1935 года около Айри-Таша. Фото Е. Гаврилова

23 мая 1934 год по местам, считавшимся еще два месяца назад неприступными, прошел первый автомобиль.

Летом мимо строителей проехали машины, участвующие в автопробеге Бийск – Кош-Агач – Бийск. Участники автопробега видели кипучую работу на боме Керкечу, который осаждали сотни строителей. Они доделывали, достраивали, крепили массивные парапеты. Стонали от взрывов скалы на бомах Уркаш и Айриташ. На полный ход доделывали Кынгыральский бом.

А ночью 13 августа, при ослепительном свете автомобильных фар, в самом центре Ойротской области был открыт путь от Керкечу на Яломан.

Каменные ворота(Айри-Таш)Каменные ворота(Айри-Таш) и вьючная тропа. Фото Е. Гаврилова

Было освоено за эти месяцы 65 тысяч м3 скальных работ, в парапетные стен и парапеты уложено 17 тысяч кубометров, освоено 95 тыс. м3 земляных работ. Построен мост через реку Большой Яломан — 32 погонных метра. Всего было отработано 107 тысяч 740 человеко-дней.

Е.Гаврилов, 5 августа 2016 года. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

1. Верещагин В. И. От Барнаула до Монголии (Путевые заметки). Алтайский сборник, т. 9, Барнаул, 1908 г.; 2. С. Н-ский. Дорога - Керкечу Яломан // Красная Ойротия. 11 сентября. 1934 г. № 123; 3. Сапожников В. Катунь и ее истоки. Путешествия 1897-1899 годов (С 40 автотипиями и 3 картами), Томск, 1901 г.;  4. Сапожников В.В. Монгольский Алтай в истоках Иртыша и Кобдо. Путешествия 1905-1909 гг., Томск 1911 г.; 5. Сапожников В. В. Пути по Русскому Алтаю. Томск. 1912 г.

www.vtourisme.com

Калбак-Таш и Чуйский камень

Калбак-Таш и Чуйский камень

Чуйский тракт уносит нас все выше, пространство становится все теснее. Из узкого ущелья выскочили на относительный простор. Дорога бежит, вторя изгибам Чуй, чьи воды шумят и поблескивают на солнце где-то справа внизу. На том берегу лиственничная тайга поднимается по склону; этот берег — обрыв, высокотравные луга на каменистой террасе. Над дорогой красновато-ржавые скалы дыбятся, закрывая край неба. Урочище Калбак-Таш.

Тут, между селами Иня и Иодро, на 723-м километре Чуйского тракта, есть скала, у которой нельзя не остановиться. Ровная поверхность камня испещрена древними образами-символами — петроглифами. Изображения зверей, лучников, геометризованные женские фигуры разбросаны повсюду. Их здесь насчитывают около трех тысяч. Время от времени кричим друг другу; «Смотри! По петроглифам идешь!» Изображения не всегда удается заметить сразу. Техника их выбивки — поверхностная, неглубокая; за тысячелетия они заплыли, поросли лишайником, покрылись пустынным загаром. Некоторые становятся заметны только под определенным углом, при определенном освещении.

Вот неожиданно, когда, рискуя свернуть шею, карабкаешься по склону, — на отвесном участке скалы взору является лучник. Странная голова, как шляпка гриба, подогнутые в коленях ноги, огромный лук со стрелой, нацеленной в сторону тех каменных отвесов, на которых пять минут назад мы созерцали быков с круглыми рогами и забавного волкообразного зверя с длинной выразительной мордой. Вот, поднявшись почти на самый верх, мы застываем перед целым панно, кусок которого давно отвалился и рассыпался, но и уцелевшая часть поражает буйством, причудливостью творческой фантазии древних художников. Разнообразные звери разбросаны по бурой гранитной поверхности в кажущемся беспорядке, а посредине — фигура человека, тоже носителя грибообразной головы. На груди его — непонятный прямоугольник, придающий фигуре сходство со старым телевизором на длинных ножках. Сверху на человека падает зверь, загадочный и огромный: то ли медведь, то ли бегемот с разинутой пастью. Фигура зверя изгибается, повинуясь закруглению камня; задние лапы и хвост лежат на горизонтальной, отполированной временем поверхности.

Если залезть туда, то можно найти других зверюшек. Иные фигуры даны в ракурсах, придающих им жизненную динамичность. Вот барс готовится прыгнуть, весь собрался, хвостом бьет; изображен он в три четверти со спины. А вот хищник с огромными острыми когтями, напоминающий кота манула...

Калбак-Таш — как расписные ворота при входе в тридевятое царство.

А если немного дальше проехать, то увидишь и привратника. Его зовут Чуйский камень. Высокая стела, вверху которой выбиты черты лица. Глубоко посаженные глаза, широкий нос, рельефные скулы, плотно сжатый рот. Суровый, величественный лик. На боковой стороне камня можно разглядеть изображение оружия. Такие каменные изваяния оставили древние тюрки, кочевники и воины, создавшие в VI веке нашей эры огромную военную державу — Великий Эль.

Чуйский камень недаром стоит здесь, в узкой части долины, над руслом Чуй. С древних времен Чуя была дорогой, соединяющей Великую степь с воинственной Монголией и богатым Китаем. Охранять этот путь поставлен каменный воин.

www.sentstory.ru

Базылган–Таш (Баатыр–Таш) - Алтай Туристский. Туристический портал

Богатства Алтая Подробности

Базылган–Таш (Баатыр–Таш, Каменный мешок, Сухой водопад, Тысячи душ, Яйцо дракона) — зажатый в скалах небольшого ущелья валун, камень, современная достопримечательность Чемальского района.

Базылган–Таш(Баатыр–Таш)

Как добраться

Данное место находится на 52-м километре Чемальского тракта, слева по ходу движения. Ориентиром может служить съезд к турбазе вправо. Нужно идти наверх влево. Расстояние около 200 метров.

Базылган–Таш(Баатыр–Таш)

Туристское значение

Достопримечательность находится в достаточной близости от дорожного полотна, что привлекает пассивных туристов, не любящих особого напряжение при знакомстве с природой.

Привлекательно ущелье и камень, зажатый между двух стенок. Он выступает при посещении, как привлекательный атрибут для фотографий с различных ракурсов, в зависимости от фантазии участников фотосессий.

В качестве одного из сопутствующих развлечений здесь можно упомянуть скалолазную тропу для никогда не лазающих по скалам. Для них здесь предлагаются «дорожки» со вбитыми в скалы скобами и дополнительная платная страховка.

Кроме того, по тропе можно взобраться на смотровую площадку, насладиться взглядом природой и запечатлеть своей фототехникой ещё один великолепный вид Горного Алтая.

Через 4 километра дальше по Чемальскому тракту находится урочище Чеч-Кыш.

Базылган–Таш(Баатыр–Таш)

Описание

Ширина ущелья около 3 метров, длина — около 20 метров, высота стен — более 10 метров. Размер валуна — около 2,5 метров. Под валуном можно проникнуть на другую сторону ущелья. Направление — перпендикулярно к реке, юго-западное. Перепад высоты от тракта — около 70 метров.

За ущельем, в северо-восточном направлении находится лог Айрья-ярык.

Топонимика

Базылгаҥ-таш – сжатый, зажатый камень. Баатыр–Таш — богатырский камень.

Айрья-ярык, русифицированное, искажённое алтайское Айры-Ярык — разветвлённое ущелье.

Базылган–Таш(Баатыр–Таш)

История

Данная туристическая точка начала осваиваться в начале двухтысячных годов, когда экскурсоводы Чемала осматривали его окрестности в плане поисков объектов для развлечения отдыхающих на базах. Тогда и были «разведаны» Чеч-Кыш и данное ущелье.

Малая величина ущелья совсем не привлекала к нему местных жителей и название, естественно, оно не имело. С лёгкой руки большой камень, видимо, скатившийся со склонов при каком-то землетрясении в далёком прошлом и застрявший в расщелине горы, был назван богатырским, баатыр-таш.

Если оценивать его размеры, то величина его не такая уж большая, даже по сравнению с другими камнями в округе, не богатырская. И более естественно название для него — алтайское базылган–таш, отражающее его природу.

Базылган–Таш(Баатыр–Таш)

Флора

Из многочисленных трав в данной местности отмечены адонис пушистый, можжевельник, прострел многонадрезанный, соссюрея иволистная, таволга трехлопасная.

Разное

Чего только можно не напридумывать на пустом месте! Одни находят лики людей на изгибах камня и стен расщелины, другие начинают сочинять легенды о богатырях, третьи даже умудрились додуматься, что это осколок… луны, четвёртые отсылают нас к китайским хроникам! Как видим, фантазия без ума не имеет границ.

Данное место использовалось в съемках сериала Евгения Бедарева «Когда цветет папоротник».

© Е. Гаврилов, 9 июня 2017 года. Особая благодарность за информацию А.Борбошеву. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

1. Горских О. «Сухой водопад» ущелья «Баатыр-Таш» // Чемальский вестник, 8 июня 2016 г.; 2. Молчанова О. Т. Топонимический словарь Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1979 г.

www.vtourisme.com


Смотрите также