Карту СССР из драгоценных камней реставрируют в Петербурге. Ссср камень


Группа СССР - Камни текст песни, слова

Ну зачем это так, почему это так вышло? Почему обагрился закат не моей кровью? Почему я стою, а он лежит и не дышит? Почему мне лицо свело не моей, а его болью? Будь проклят утренний бой, холодные камни гор! Мы шли по тропе с тобой, но встретили нас в упор … Хлестнуло о камни свинцом, и вниз ушли с высоты, А там наверху вниз лицом остался лежать ты.

Так как же так может быть, минуту назад живой, Ты очень хотел жить, ты очень мечтал домой. Ты – друг, ты роднее всех, роднее, чем вся родня, Так значит мне надо наверх, ведь там, на камнях – я.

Кричу: «Мужики, прикрой!», на пулю трудно бежать, А вслед: «Серега, родной, куда ты прешься? Лежать!» Карабкаюсь вверх к нему, в груди от горя дрожит, Ползу к себе самому, что там, на камнях, лежит.

Припев: Камни плачут кровью твоею… Источник teksty-pesenok.ru Это слезы гор, это слезы гор, Что под солнцем закатным алеют, А потом, не жалея, стреляют в упор.

Я тебя выносил по камням мокрым, И текли по щекам твоя кровь, мои слезы, Ты от смерти меня тогда заслонил мертвый, Ну а я тебя не успел, а теперь поздно.

Так как же так может быть, ведь только еще вчера, Ты мне оставлял покурить, делился водою, если жара. И вот, половину себя убитого я волоку, Так как теперь без тебя? Я больше так не смогу…

Припев: Камни плачут кровью твоею… Это слезы гор, это слезы гор, Что под солнцем закатным алеют, А потом, не жалея, стреляют в упор.

Ну, зачем это так, почему это так вышло? Почему обагрился закат не моей кровью?

Текст песни добавил: Аноним

Исправить текст песни

Поделитесь текстом песни:

teksty-pesenok.ru

Классификация ювелирных камней в СССР

Есть несколько основных классификаций ювелирных камней.

В науке принято было использовать классификацию, которую разработал академик А. Е. Ферсман. Камни подразделялись на три основные группы:

самоцветы или ограночные, цветные или поделочные, и органического происхождения. В свою очередь самоцветы (ограночные) и цветные (поделочные) камни делились на 1, 2, 3-й порядки.

Новая система классификации естественных цветных камней была разработана в 1965 году Министерством геологии Советского Союза.

Камни делили на три класса: ограночные, ювелирно-поделочные, а также поделочные. В разделе "класс" цветные камни располагались по алфавиту, по группам, без учета их свойств и рыночной стоимости. Данная классификация охватывала практически все известные поделочные камни и самоцветы, которые встречались на территории СССР и зарубежных стран.

Но в промышленности и торговле применялась другая классификация ювелирных камней, в ее основу был положен признак рыночной стоимости камней. В зависимости от красоты, блеска, прозрачности, твердости, стоимости и насколько редко встречаются в естественной природе ювелирные камни делились на драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Также кроме естественных ювелирных камней (органических и минеральных) были и искусственные камни (синтетические в том числе) и граненое стекло.

Как правило, драгоценные, полудрагоценные, искусственные камни и граненое стекло после огранки применяли для вставок в различные ювелирные украшения (колье, кулоны, серьги, броши, браслеты, кольца и пр.), а также для изготовления ожерелий, бус и иных шейных украшений.

Поделочные ювелирные камни, некоторые полудрагоценные камни, редко драгоценные применяли для выполнения крупногабаритных камнерезных изделий (письменных приборов, пепельниц и пр.), а также для изготовления гемм.

Геммами (gemma (лат.) - жемчужина, драгоценный камень) - это рельефные, а также вырезанные с углублениями украшения из камня. Камея (camёе (франц.) - резной камень) - это рельефное изображение из камня. Интальо (intaglio (итал.) - резьба) - углубленное изображение.

Глиптика (glyptika (греч.) - вырезаю) - это искусство резьбы на цветных, полудрагоценных и драгоценных камнях. Глиптотека (glyptos (греч.) - вырезанные и theke (греч.) - шкаф, ящик) - собрание резных камней.

gold.vintagetorg.com

Серьги из серебра СССР — какими они были?

Хотя в СССР ювелирные украшения стоили недешево, люди экономили и откладывали с зарплаты, чтобы купить себе те самые драгоценные серьги, о которых мечтали. Серебро пользовалось не меньшим успехом, чем золото, и было доступнее, поэтому чаще всего можно было встреть женщину, в ушах которой красовались именно серьги из серебра СССР.

Содержание статьи

 

серьги из серебра

Серебряные серьги времен СССР

Ювелирная отрасль в это время развивалась не так стремительно, как сейчас. Причиной этому была идеология. Считалось, что дорогие ювелирные украшения советским женщинам не нужны. Что они символ богатства, а в советском государстве все равны. Хотя на самом деле не все, но об это позже.

По этой причине ювелирные изделия, такие как кольца, браслеты, серьги СССР отличались простотой. Можно было встретить серьги, выполненные в форме розочек, листочков, ягодок, цветочков и так далее. Чаще всего в изделия из серебра, как и золота, вставлялись массивные камни — рубины, александриты, бирюза, янтарь. Очень популярными в то время были серьги с горным хрусталем.

Художественная сторона изделия изяществом не отличалась. Для ювелиров стояла задача выполнить план. Поэтому многие украшения были массивны: план выполнялся по весу изделий, а не по количеству. Украшения делались на нескольких заводах во всем Союзе, поэтому редко можно было встретить что-нибудь оригинальное. Существовали, правда, и народные умельцы, переплавляющие в домашних цехах заводские изделия и изготавливающие собственные, оригинальные. Но их было немного, а их деятельность считалась незаконной.

Другое дело — жены партийных чиновников. Они могли себе позволить сделанные на заказ ювелирные изделия, изготовленные лучшими ювелирами страны. Они носили украшения на порядок дороже — золото разных цветов, со вставками из бриллиантов и изумрудов.

серебряные серьги СССР

Распространенное серебряное украшение в СССР

Самые популярные модели раскупались быстро. Бывало так, что по пути на работу можно было встретить чуть ли не десяток женщин с одинаковыми серьгами. И такие востребованные модели тут же становились дефицитом. Купить их было непросто, поэтому, как только появлялись в магазине красивые серьги, тут же образовывались очереди. В некоторых случаях даже приходилось записываться заблаговременно и отмечаться в списке.

Новые модели украшений внедрялись медленно. В последние годы можно было приобрести серьги с драгоценными и полудрагоценными камнями, а также с жемчугом и янтарем. Янтарь, кстати, в СССР считался дешевым, и позволить себе серьги из серебра с натуральным янтарем в то время могли многие, не то что сейчас.

Камни в серьгах

Несмотря на все это, ювелирные украшения женщинами ценились высоко, возможно, это было связано еще и с тем, с каким трудом они им доставались. Конечно, после долгих часов и дней простоя в очереди каждая приобретенная вещь становилась уникальной и очень ценной, потому что уже имела свою историю. К серьгам, как и другим ювелирным украшениям, относились бережно и передавали из поколения в поколение как реликвию.

Часто в интернете и у геммологов можно встретить молодых девушек и женщин, которые просят оценить их украшение. Многие остаются разочарованными. А причиной тому драгоценные камни, которые использовались для изготовления изделий. Чаще всего приходят с просьбами оценить такие камни, как бирюза, рубин или александрит. Наверное, у каждого дома есть оставленные бабушкой серьги с огромными рубинами. Причем женщины в то время действительно были уверены, что они натуральные.

серебряные серьги с камнем

Серебряное изделие (серьги), изготовленное в СССР

Сейчас стало известно, что такие камни, как рубины, сапфиры и александриты, продававшиеся в магазинах в то время, не имели натурального происхождения. Но об этом не всегда сообщали покупателю, и люди были уверены, что камни настоящие. На самом же деле такие камни стоят десятки тысяч долларов, что никак не укладывается в цены на изделия в те времена.

Эксплуатируемых месторождений рубинов и сапфиров в СССР не было. Александрит же добывали, но в очень небольших количествах. Кроме того, размер натурального александрита не превышает одного карата, а в советских изделиях камни стояли массивные. Можно было встретить натуральные изумруды, обычно светлые и небольшого размера, и бриллианты.

В предметах, выпущенных «Ювелирпромом» в 50-60 годы, можно было встретить натуральный аметист. Позже шахты были закрыты, и встречалась только синтетика. Производить синтетические рубины и сапфиры начали еще в XIX веке, так что даже в ранние годы СССР они были.

Искусственные александриты, или корунды, как и натуральные камни, обладали эффектом изменения цвета. Но синтетический камень, в отличие от натурального, имел фиолетовый оттенок. Цена такого камня, естественно, невысока, поэтому ценность ювелирного изделия заключается только в весе серебра. Самой распространенной пробой, из которой изготавливались в СССР серьги из серебра, была 875.

Какие серьги были в СССР?

Популярными были серьги СССР с английскими застежками, чаще всего это был крупный камень, ограненный по бокам узорами из драгоценных металлов. Встречались серьги такого типа и с небольшими камнями, например, бриллиантом или александритом, выполненным в виде цветка. Не менее популярными были серьги с французской застежкой. Такие изделия были меньшими по весу и более изящными, подобными были и серьги с застежкой пусет.

Более длинные серьги дополнялись камнем большого размера. Чаще всего это была бирюза или янтарь. Они нередко были частью комплекта с ожерельем. Комплектов на тот момент в продаже было много, встречались и кольца с серьгами, и кулоны. Очень популярной была модель сережек — на серебряной подвеске шарик из янтаря. С янтарем можно было встретить и сережку, выполненную из его небольших кусочков, как гроздья винограда.

Распространены были и такие, когда на подвеске из серебра висел камень в форме ромба внушительных размеров, с застежкой зажим. В качестве таких камней использовались синтетические корунды под александрит, искусственный аметист, стекло и хрусталь. Последний, по мнению экспертов, также искусственный.

Спрос на серебряные серьги сейчас

Антиквариат имеет особое значение, когда представляет художественную ценность. Про большинство ювелирных изделий, сделанных в СССР, такого, к сожалению, сказать нельзя. Практически любое из них выпускалось большим тиражом и было простым в исполнении. Сейчас такие изделия продаются больше не как антиквариат, а как лом золота.

Однако все это может измениться в ближайшем будущем. Причиной тому стали 90 годы. Большинство украшений в это время было утрачено. Часть людей сдавала их, чтобы получить какие-то деньги на жизнь. Другая — пыталась переплавить их в более современные на тот момент украшения.

Как клеймились изделия в СССР?

Форма клейма была стандартной — овал с обрезанными сторонами, а вот изображение отличалось. Вместо головы женщины в кокошнике — пятиконечная звезда внутри с серпом и молотом. Но это изображение было введено только в 1958 году. До этого времени, с 1927 года, была изображена голова рабочего с молотом. Так же как и на современном клейме, сбоку виднелась проба. Клеймо мастера тоже было.

В отличие от современных стандартов проб, их тоже было шесть, но не было 830 и 999 пробы, вместо них — 916 и 750. Наиболее популярной была — 875, из которой и изготавливались серебряные украшения и приборы.

Несмотря на явные минусы и недостатки ювелирных украшений тех времен, они ценились в свою эпоху, и молодость многих прошла в то время. Существовал свой шарм изделий из драгоценных металлов, и советские времена не исключение. Со временем, когда таких украшений окажется совсем немного, они будут представлять историческую ценность. Но сейчас они являются популярными не только как дань истории наших предков, но и как винтажный аксессуар.

dedpodaril.com

Драгоценный СССР - Colonel Cassad

Раньше только чуток видел (был какой-то небольшой документальный фильм из цикла "Советская империя") и читал про карту СССР изготовленную из драгоценных камней и цветных металлов, а вот буквально вчера наткнулся на кашерный материал, где можно было посмотреть на нее в деталях. Это такая красота скажу я вам...

Мозаика "Индустрия социализма".

В Санкт-Петербургском геологоразведочном музее на Васильевском острове находится уникальный артефакт – карта СССР из цветных камней «Индустрия социализма». Панно выполнено в технике флорентийской (территория СССР) и русской (территории зарубежных стран и акватории) мозаики. Набор, состоящий более чем из 45 000 пластин цветного камня толщиной 4-6 мм, поражает масштабом своей идеи.

Эта великолепная мозаика – монументальный памятник имперского стиля времен Советского Союза.

Созданием гигантского мозаичного панно из самоцветов, на котором были бы отображены все победы социндустрии, решила отметить коммунистическая партия СССР 20-ю годовщину Октября в 1937 году. Эта идея принадлежала Г. К.Орджоникидзе, наркома тяжелой промышленности СССР.Карта индустриализации СССР» – это весь Советский Союз, каким он был в ту пору в масштабе 1:1 500 000. Панно размером 27 квадратных метров выполнено из пятидесяти тысяч фрагментов. Кусочки самоцветов, подобранные по оттенкам, поражают великолепной игрой цвета и подогнаны друг к другу с удивительной точностью.

Драгоценными камнями на карте были обозначены великие стройки СССР. И сделано все было в рекордно короткий срок, за 11 месяцев. Около 700 камнерезов трудились над полотном день и ночь. В том же 37-м году карта получила гран-при на Всемирной выставке в Париже, затем золотую медаль в Нью-Йорке.

Работа потрясла посетителей выставки. На карте были воссозданы рельеф гор, точные изгибы рек, да еще и в правильных цветах и в соответствии с масштабом. Некоторое время пытались поддерживать актуальность карты (меняли границу после войны с Финляндией, присоединения Прибалтики), но потом перестали.

После войны карту поместили в Георгиевском зале Эрмитажа. Однако драгоценные «великие стройки» посчитали слишком ценной информацией для иностранных шпионов и сняли их с панно. В Эрмитаже карта была до 1987 года, затем ее перевезли в Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей.К сожалению, время и технологические просчеты, допущенные при изготовлении панно, привели к заметному ухудшению состояния этого уникального произведения искусства. В 2006 году специалисты «Царскосельской янтарной мастерской» провели пробную реставрацию одной из секций панно.

В 2007 году было проведено заседание Межведомственного художественно-методического совета, который установил, что из-за отслаивания мозаичного набора на значительной площади, вызванного деформацией текстолитовой основы, панно находится в аварийном состоянии.

Для предотвращения утраты этого шедевра, руководством института было приняло решение о проведении реставрации панно. Программой работ предусмотрены посекционный перенос мозаичного набора на новую сланцевую основу, а также восстановление первоначального облика панно с возвращением на него накладного декора из драгоценных и поделочных камней, обозначающих промышленные предприятия и месторождения полезных ископаемых, а также изумрудные названия столиц Союзных республик.

Поэтапная реставрация панно ведется «Царскосельской янтарной мастерской» с 2008 года, и посетители музея уже могут видеть ее впечатляющие результаты.

Цветовая гамма мозаичного набора отвечает принятым для географических карт канонам обозначения высот над уровнем моря. Основным поделочным камнем, использованным для отображения рельефа, стала уральская яшма (месторождения Гора Полковник, Маломуйнаковское и Старомуйнаковское). Из пестроцветной и однотонной яшмы выполнена почти вся территория СССР и территории сопредельных государств; «сургучная» яшма использована для одной из четырех полос государственной границы СССР.

Низменные участки суши и речные долины на карте выполнены из уральского (Ильменские горы) амазонита.

Для показа акваторий в мозаичном наборе использован лазурит Мало-Быстринского, Прибайкалье (океаны и моря), Лянджвардаринского, Таджикистан, Памир (северные акватории) и Бадахшанского, Афганистан (реки и крупные озера) месторождений.

Государственная граница СССР обозначена широкой четырехслойной - три слоя родонита (месторождение Мало-Седельниковское, Урал) и один слой сургучной яшмы полосой.

Основа для таблицы условных обозначений выполнена из кахолонга (Узбекистан, Тасказганское месторождение).

Ледники на вершинах Памира и Тянь-Шаня выполнены из благородного опала месторождения Червеница в Венгрии.

Северный морской путь на карте обозначен 630 ограненными аквамаринами из месторождения Шерлова Гора в Забайкалье; из них же выполнены Беломоро-Балтийский и Ферганский каналы.

Дрейф экспедиции И.Д. Папанина «Северный полюс 1» показан крупными уральскими фенакитами и украинскими (Волынское месторождение) топазами, а его начальный и конечный пункты, так же как и полярные станции – серебряными звездами со вставками из горного хрусталя с Приполярного Урала. Красный флаг на Северном полюсе выполнен из искусственных рубинов, а складки на нем – из карельских (Шуерецкое месторождение) альмандинов.

Населенные пункты обозначены позолоченными серебряными звездами со вставками из искусственных рубинов; названия столиц союзных республик выполнены из натуральных ограненных изумрудов в позолоченных серебряных кастах.

Москва обозначена рубиновой звездой с серпом и молотом, украшенными 17 алмазами, надпись «Москва» выполнена из синтетических рубинов; а «Ленинград» - из александритов.

Линии параллелей, меридианов, железных дорог и все географические названия выполнены из позолоченного серебра; границы Союзных Республик обозначены двойной линией ограненных искусственных рубинов в серебряных позолоченных кастах.

Линии параллелей, меридианов, железных дорог и все географические названия выполнены из позолоченного серебра; границы Союзных Республик обозначены двойной линией ограненных искусственных рубинов в серебряных позолоченныхкастах.

Горным хрусталем были отмечены предприятия бумажной промышленности; раухтопазами и золотистыми топазами - предприятия по переработке животного и растительного сырья и трубопроводы; изумрудами - предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Для обозначения предприятий химической промышленности использовался лунный камень; металлургии и машиностроения - синтетические рубины.

Вставками из черной и белой яшмы в различных сочетаниях были обозначены месторождения различных полезных ископаемых.

Все камни были оправлены в серебряные позолоченные касты.

Такого количества сортов яшм, по словам принимавшего участие в создании панно старшего мастера В.А. Семенова, ему не доводилось видеть. «Это было лучшее – вспоминал он – из того, что я когда-либо создавал из камней Урала. Словно книгу прочитал о своей стране. Увидел необозримую, могучую Родину, и думал я, работая над этой картой, что все это мое. Моя страна, мои богатства, мои заводы, мои леса, города, села. Я хозяин этой страны!».

http://www.vsegei.ru/ru/structure/information/museum/museum-exposure/mosaic_map/index.php - Мозаичное панно "Индустрия социализма"

http://ochendaje.livejournal.com/41427.html - взял тут

PS. Красота индустриализации как она есть.

colonelcassad.livejournal.com

Уникальный артефакт СССР "Индустрия Социализма" из драгоценных камней и самоцветов

В Санкт-Петербургском геологоразведочном музее на Васильевском острове находится уникальный артефакт – карта СССР из цветных камней «Индустрия социализма». Панно выполнено в технике флорентийской (территория СССР) и русской (территории зарубежных стран и акватории) мозаики. Набор, состоящий более чем из 45 000 пластин цветного камня толщиной 4-6 мм, поражает масштабом  своей идеи

.

 

 

Эта великолепная мозаика – монументальный памятник имперского стиля времен Советского Союза.

Созданием гигантского мозаичного панно из самоцветов, на котором были бы отображены все победы социндустрии, решила отметить коммунистическая партия СССР 20-ю годовщину Октября в 1937 году. Эта идея принадлежала Г. К.Орджоникидзе, наркома тяжелой промышленности СССР.

 

 

«Карта индустриализации СССР» – это весь Советский Союз, каким он был в ту пору в масштабе 1:1 500 000. Панно размером 27 квадратных метров выполнено из пятидесяти тысяч фрагментов.

Кусочки самоцветов, подобранные по оттенкам, поражают великолепной игрой цвета и подогнаны друг к другу с удивительной точностью

 

 

Драгоценными камнями на карте были обозначены великие стройки СССР. И сделано все было в рекордно короткий срок, за 11 месяцев. Около 700 камнерезов трудились над полотном день и ночь.

В том же 37-м году карта получила гран-при на Всемирной выставке в Париже, затем золотую медаль в Нью-Йорке

 

 

Работа потрясла посетителей выставки. На карте были воссозданы рельеф гор, точные изгибы рек, да еще и в правильных цветах и в соответствии с масштабом.

Некоторое время пытались поддерживать актуальность карты (меняли границу после войны с Финляндией, присоединения Прибалтики), но потом перестали.

 

После войны карту поместили в Георгиевском зале Эрмитажа. Однако драгоценные «великие стройки» посчитали слишком ценной информацией для иностранных шпионов и сняли их с панно. В Эрмитаже карта была до 1987 года, затем ее перевезли в Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей

К сожалению, время и технологические просчеты, допущенные при изготовлении панно, привели к заметному ухудшению состояния этого уникального произведения искусства. В 2006 году специалисты «Царскосельской янтарной мастерской» провели пробную реставрацию одной из секций панно.

 

В 2007 году было проведено заседание Межведомственного художественно-методического совета, который установил, что из-за отслаивания мозаичного набора на значительной площади, вызванного деформацией текстолитовой основы, панно находится в аварийном состоянии.

Для предотвращения утраты этого шедевра, руководством института было приняло решение о проведении реставрации панно. Программой работ предусмотрены посекционный перенос мозаичного набора на новую сланцевую основу, а также восстановление первоначального облика панно с возвращением на него накладного декора из драгоценных и поделочных камней, обозначающих промышленные предприятия и месторождения полезных ископаемых, а также изумрудные названия столиц Союзных республик.

 

Поэтапная реставрация панно ведется «Царскосельской янтарной мастерской» с 2008 года, и посетители музея уже могут видеть ее впечатляющие результаты.

 

 

Цветовая гамма мозаичного набора отвечает принятым для географических карт канонам обозначения высот над уровнем моря. Основным поделочным камнем, использованным для отображения рельефа, стала уральская яшма (месторождения Гора Полковник, Маломуйнаковское и Старомуйнаковское). Из пестроцветной и однотонной яшмы выполнена почти вся территория СССР и территории сопредельных государств; «сургучная» яшма использована для одной из четырех полос государственной границы СССР.

 

 

Низменные участки суши и речные долины на карте выполнены из уральского (Ильменские горы) амазонита.

 

 

Для показа акваторий в мозаичном наборе использован лазурит Мало-Быстринского, Прибайкалье (океаны и моря), Лянджвардаринского, Таджикистан, Памир (северные акватории) и Бадахшанского, Афганистан (реки и крупные озера) месторождений.

 

 

Государственная граница СССР обозначена широкой четырехслойной - три слоя родонита (месторождение Мало-Седельниковское, Урал) и один слой сургучной яшмы полосой.

 

 

Основа для таблицы условных обозначений выполнена из кахолонга (Узбекистан, Тасказганское месторождение).

 

 

Ледники на вершинах Памира и Тянь-Шаня выполнены из благородного опала месторождения Червеница в Венгрии.

 

 

Северный морской путь на карте обозначен 630 ограненными аквамаринами  из месторождения Шерлова Гора в Забайкалье; из них же выполнены Беломоро-Балтийский и Ферганский каналы.

 

 

Дрейф экспедиции И.Д. Папанина «Северный полюс 1» показан крупными уральскими фенакитами и украинскими (Волынское месторождение) топазами, а его начальный и конечный пункты, так же как и полярные станции – серебряными звездами со вставками из горного хрусталя с Приполярного Урала. Красный флаг на Северном полюсе выполнен из искусственных рубинов, а складки на нем – из карельских (Шуерецкое месторождение) альмандинов.

 

 

Населенные пункты обозначены позолоченными серебряными звездами со вставками из искусственных рубинов; названия столиц союзных республик выполнены из натуральных ограненных изумрудов в позолоченных серебряных кастах.

 

 

Москва обозначена рубиновой звездой с серпом и молотом, украшенными 17 алмазами, надпись «Москва» выполнена из синтетических рубинов; а «Ленинград» - из александритов.

 

 

Линии параллелей, меридианов, железных дорог и все географические названия выполнены из позолоченного серебра; границы Союзных Республик обозначены двойной линией ограненных искусственных рубинов в серебряных позолоченных кастах.

 

 

Линии параллелей, меридианов, железных дорог и все географические названия выполнены из позолоченного серебра; границы Союзных Республик обозначены двойной линией ограненных искусственных рубинов в серебряных позолоченных кастах.

 

 

Горным хрусталем были отмечены предприятия бумажной промышленности; раухтопазами и золотистыми топазами - предприятия по переработке животного и растительного сырья и трубопроводы; изумрудами - предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности.

 

 

Для обозначения предприятий химической промышленности использовался лунный камень; металлургии и машиностроения - синтетические рубины.

 

 

Вставками из черной и белой яшмы в различных сочетаниях были обозначены месторождения различных полезных ископаемых.

 

 

Все камни были оправлены в серебряные позолоченные касты.

 

 

Такого количества сортов яшм, по словам принимавшего участие в создании панно старшего мастера В.А. Семенова, ему не доводилось видеть. «Это было лучшее – вспоминал он – из того, что я когда-либо создавал из камней Урала. Словно книгу прочитал о своей стране. Увидел необозримую, могучую Родину, и думал я, работая над этой картой, что все это мое. Моя страна, мои богатства, мои заводы, мои леса, города, села. Я хозяин этой страны!».

 

 

 

Источник

zagopod.com

Карту СССР из драгоценных камней реставрируют в Петербурге

В Санкт-Петербурге буквально по частицам воссоздают уникальную карту Советского Союза. В 30-е годы прошлого века несколько сотен мастеров создали самое большое в мире панно в технике флорентийской мозаики. Сегодня над ним трудятся реставраторы Царскосельской янтарной мастерской. Они кропотливо восстанавливают рубиновую Москву, бриллиантовый Северный полюс и александритовый Ленинград.

Сначала крупным абразивом, потом помельче и лишь затем полировка. Чтобы довести до блеска всего несколько квадратных дециметров каменной поверхности, у станка приходится стоять по несколько дней. За два года специалистам янтарной мастерской в Царском селе удалось продвинуться с запада на восток всего на несколько метров. Но финал работы уже близок.

Чтобы отреставрировать самое большое в мире панно, изготовленное в технике флорентийской мозаики, пришлось даже разрабатывать новую технологию особо бережного обращения с камнем. Такой тонкой работы, признаются мастера, они не видели даже у памятников эпохи Возрождения.

"Все каменные пластинки подогнаны друг к другу с максимальной точностью, и, если посмотреть на картину в уменьшенном варианте, то это практически живопись", - говорит реставратор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов.

Увидеть в натуральную величину уникальную карту можно в Музее петербургского института геологии. "Панно социализма", так его назвали, начали создавать в мае 1936-го. К двадцатилетию Октябрьской революции это произведение должно было продемонстрировать всему миру мощь и величие страны Советов. Так что создатели не поскупились на материалы. Одно только количество сортов яшмы до сих пор вызывает удивление у специалистов.

"Создатели карты использовали цвета, которые обычно используются на топографических картах, понижение местности - более темным представлено", - говорит генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского геологического института им.А.П.Карпинского Олег Петров.

Морская часть из лазурита. Предприятия и месторождения обозначали по четко разработанному ранжиру: драгоценными и полудрагоценными камнями. Электростанции и заводы стройматериалов - альмандинами, фабрики обуви и текстиля - аметистами, для лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий - изумруды.

На всей карте ни одного случайного минерала. Чем выше статус города, тем дороже камни. Москва обозначена рубиновой звездой, серп и молот внутри которой украшены 17 алмазами. Сама надпись "Москва" тоже из рубинов.

А вот название "Ленинград", пожалуй, самое дорогое на карте. Оно выложено из александритов. Это минерал, который в природе встречается даже реже, чем алмазы. Обозначение столиц союзных республик подешевле. Звезды тоже рубиновые, правда, поменьше чем у Москвы, а названия, выложены из изумрудов.

Сроки изготовления карты в конце 1936 года сократили почти на треть и потребовали подготовить ее к Всемирной выставке в Париже весной 1937. В Ленинграде собрали лучших мастеров со всей страны. Почти 700 человек работали над панно круглые сутки. И они успели.

Работали на совесть, говорят реставраторы сегодня. Но подвел материал, из которого делали основу. Текстолит со временем стал просто расслаиваться, угрожая уникальной мозаике. Сейчас основу меняют на сланец. И в таком виде, уверяют специалисты, даже спустя много веков можно будет воочию увидеть, что за страна такая была - Советский Союз.

www.1tv.ru