Сейд (мегалит). Сейд камни


Сейд (мегалит) Википедия

Сейд, также сейда — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов (лопарей). Может представлять собой особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделяющуюся скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. Сейдами иногда также называют артефакты — сооружения из камней.

Один из сейдов на горе Воттоваара: крупный валун лежит на трёх небольших камнях, которые, в свою очередь, лежат на другом крупном валуне (определить масштаб сооружения можно по фигуре человека внизу слева)

Каменные сооружения, называемые сейдами, встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии. Наиболее распространённым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии). Часто встречаются также скалы на подставках — «каменных ножках», частично приподнятые скалы или поставленные в неустойчивое положение. В силу очевидных причин последние не всегда возможно отличить от естественных природных образований. Иногда из-за массивности многих артефактов сейды относят к мегалитическим сооружениям. В силу слабой изученности и бедности археологических находок в настоящее время не представляется возможным однозначно определить саамов в качестве единственных строителей каменных сейдов.

Каменные сейды часто сгруппированы в большие скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов. Это архипелаг Кузова на Белом море, горы Воттоваара и Кивакка в Карелии, гора Кучинтундра в Мурманской области. Иногда сейды образуют структуры.

Существует аналогичный объект и в Центральном регионе России, единственный подобный артефакт в этом регионе Конь-Камень. Вес камня составляет более 20 тонн. Мегалит стоит на трёх других валунах, как на ногах, расположен на склоне долины реки Красивой Мечи рядом с селом Козье Ефремовского района Тульской области.

Культ сейдов

Культовое использование сейдов разнообразно и соответствует всему спектру потребностей языческих религий. Так, например, по одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели её не сожрало некое чудовище. Некоторые сейды использовались эпизодически, в связи с календарными или иными событиями. Другие сейды были персонифицированы и имели отношение к конкретному человеку (который мог иметь несколько своих священных мест или камней). Зафиксированы легенды, согласно которым в каменный сейд обращались люди. Причем, если на архипелаге Кузова в сейды превратились шведы («враги»), застигнутые здесь бурей, то согласно другой легенде в другом месте в один из сейдов превратился колдун (нойд). Порой каменным сейдам приносили жертвы. К некоторым сейдам можно было подходить лишь в определенное время, или нельзя было подходить близко, или нельзя было подходить женщинам. Зафиксировано, что отдельные сейды имеют имена. Например, Сейд Летучий камень на горе Сейдпахк[1] и пара сейдов Праудедки (скальные останцы Старик и Старуха) на реке Поной Кольского полуострова[2].

Не следует путать «сейд» с сейдом — скандинавской шаманской магией, хотя существует предположение о связи этих понятий.

«Сейд» для саамов означает то же, что и «недоступный загробный рай».

Общепринятой версией происхождения сейдов является ледник, который при таянии мягко опустил эти валуны, образовав тем самым необычную структуру. Однако вызывает сомнение факт вкрапления подобных мегалитов в толщу льда на достаточную высоту от грунта.

Сейды в районе поселка Туманный Мурманской области

 

 

 

Повсеместно в доступных для туризма регионах встречаются рукотворные сейды, сделанные туристами. Как правило, их отличает меньший размер и простота конструкции.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Культовые камни Карелии

Культовые камни Карелии

Сейды острова Немецкий Кузов. Фото Михаила Данкова.

Культ сейдов бытовал на всей огромной территории обитания саамов (лопарей). В Карелии саамские святилища известны на островах Немецкий и Русский Кузова у Кемского побережья Белого моря, в районе озера Паанаярви (на горах Кивакка и Нуорунен) и на горе Воттоваара. Возможно, саамское святилище имелось и на горе Большая Ваара на северо-восточном берегу Петрозаводской губы Онежского озера (в 1.5 километрах восточнее Соломенного).

Сейды (культовые камни), располагаются, как правило, на пологих скалистых склонах.

Часть сейдов - причудливые камни и скалы естественного происхождения, другие же представляют собой выкладки из естественных валунов, иногда огромных размеров.

Конец 1990-х годов. Сейды острова Немецкий Кузов на Белом море Начало 1990-х годов. Сейд на горе Нуорунен

Саамы верили, что в этих камнях живут духи, поддержкой которых можно было заручиться только принося им в жертву животных (чаще всего оленей), а также вещи. Жертвоприношения совершались около сейдов, так как само место, на котором стоял сейд, являлось священным. Сейдам, расположенным на недоступных местах, жертву приносили, смачивая камень кровью жертвенного животного и бросая его к сейду. Женщины к сейдам не допускались.

Одним из первых исследователей сейдов был финский ученый Матиас Александр Кастрен, рассматривавший сейд как идол, использовавшийся лопарями при колдовании.

В настоящее время исследователями выделяется у саамов две линий верований - культ сейдов, как покровителей промыслов (сейды зооморфного вида) и культ предков (сейды антропоморфного вида).

Поклонение сейдам среди саамов имело место по крайней мере до 1910-х годов.

heninen.net

Сейды- камни на "колёсиках" - r_o_u_s

Изображение 466

Сейды-это камни, которые стоят на более мелких камнях-опорах, часто в неустойчивом положении. В окрестных местах таких диковин просто завались. Я их называла "камни на колёсиках", у меня есть даже свои "любимцы")) Каково же было моё удивление, когда я услышала в какой-то передаче на тему "тайны России", что эти камни являются не просто природным явлением, а "предметами культа, имеющими, скорее всего рукотворную природу". Я начала искать информацию и выяснилось, что саамы "поклонялись сейдам", потому что в них заключён "дух шамана". Вот тут-то я и обалдела. Судя по количеству сейдов в том районе, где я проживаю, у нас тут этих шаманов было страшные тыщщи. Плюс какого, простите, хрена нужно было предкам поднимать такую кучу камней и ставить на другие камни? Учитывая, что природа у нас суровая, выжить древним людям было непросто, так нафига им было тратить время на поднятие тонн камней?

Короче. Я выбрала наконец-то время, чтобы грибы-ягоды не отвлекали, и с мужем совершили мини-экспедицию для подсчёта сейдов на небольшом участке (относительно небольшом ). Всё время ползанья по сопкам и фотографирование заняло час-полтора... Ну ладно, час сорок. Смотрим, считаем

Первый попавшийся сейд- фото выше текста. Недалеко был второй

Изображение 469Рядом с сейдом был круг из камней, которые тоже якобы "имеют культовое значение". По мне так просто кто-то либо костёр здесь давным-давно разводил, либо просто камни так сгруппировались

Изображение 470Далее. Третий и его же нижняя часть поближе

Изображение 471Изображение 473Четвёртый, и его подошва (стоит на камешках как миленький и просветы на месте)

Изображение 477Изображение 479Уже пятыйИзображение 481

Затем я полезла на другую сторону дороги, вот сюдаИзображение 500Проскакала по вершинам, сфотографировала ещё кучу сейдов. СчитаемРазИзображение 503ДваИзображение 509Три (и его же подошва)Изображение 510Изображение 511ЧетвёртыйИзображение 512ПятыйИзображение 514ШестойИзображение 515СедьмойИзображение 516Восьмой маленький сейдик (ниже колена). Для сравнения положила перед ним чехол от фотоаппаратаИзображение 517Девятый тоже для сравнения сфотографирован с чехлом. Такая чёрненькая штучка у него не вершинеИзображение 522Десятый сейд-красавчик с каменной россыпью у подножия. Деятели-мифотворцы утверждают, что это подношения древних саамов. Типа, сейду приносили разные камешки, чтобы задобрить духов и охота/рыбалка будет удачной. Блин, по-моему просто кучка камней, которую нанесло ледником. Зачем переться на вершину сопки для оставления "подношений"? Там по соседству сейдов дохренища на более доступных местах.Изображение 518ОдиннадцатыйИзображение 519Двенадцатый. Интересно: опора посередине на подушке из мелкой кучки камнейИзображение 523Потом мне надоело и я вернулась к костру с шашлыками))

Есть несколько "недосейдов": камни не совсем опираются на другие, либо заросли так, что трудно определить: полностью он стоит на опорах или нет?Изображение 524Ещё одинИзображение 493Тоже спорный сейдИзображение 501А этот плоский такой, интересный, но не видно просветаИзображение 502

Так вот что я об этом думаю. Сейды- производные ледника. При таянии камни опускались постепенно и "садились" на другие. Далее- выветривание, менее устойчивые скатывались ниже, зарастали, а те, которые оставались на голых вершинах так там и стоят, ненадёжно опираясь на мелкую каменную россыпь. Никаких "разломов", "линий силы" (потому что это были бы не линии, а зигзаги). Может просто людям обидно, что "тупая" природная сила создаёт такую своеобразную красоту? В сейдах есть своё очарование, которое добавляет изюминку в ландшафт Севера.

Сфотографировала камни "не сейды", просто красивые))Изображение 482Изображение 485

Мы решили добавить эстетики в окружающую природу. Я нашла камень в виде чаши (скорее всего осколок от валуна), а муж водрузил его на другой камень. Чем не чаша для подношений?))Изображение 486Изображение 490

r-o-u-s.livejournal.com

Сейд - это... Что такое Сейд?

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011)

Сейд (сейда) — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов (лопарей).

Может представлять собой чем-то особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделенную скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. К понятию сейда также относятся артефакты — сооружения из камней. Один из сейдов на горе Воттоваара: крупный валун лежит на трёх небольших камнях, которые, в свою очередь, лежат на другом крупном валуне (определить масштаб сооружения можно по фигуре человека внизу слева)

Сейды, как каменные сооружения, встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии. Наиболее легко читаемым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии). Часто встречаются также скалы на подставках — «каменных ножках», частично приподнятые скалы или поставленные в неустойчивое положение. В силу очевидных причин последние не всегда возможно отличить от естественных природных образований. Иногда из-за массивности многих артефактов сейды относят к мегалитическим сооружениям. В силу слабой изученности и бедности археологических находок в настоящее время не представляется возможным однозначно определить саамов в качестве единственных строителей каменных сейдов.

Каменные сейды часто сгруппированы в большие скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов. Это архипелаг Кузова на Белом море, горы Воттоваара и Кивакка в Карелии, гора Кучинтундра в Мурманской области. Иногда сейды образуют структуры.

Существует аналогичный объект и в Центральном регионе России, единственный подобный артефакт в этом регионе Конь-Камень (Тульская область). Вес камня составляет более 20 тонн. Мегалит стоит на трёх других валунах, как на ногах, расположен на склоне долины реки Красивой Мечи рядом с селом Козье Ефремовского района Тульской области.

Культ сейдов

Культовое использование сейдов разнообразно и соответствует всему спектру потребностей языческих религий. Так, например, по одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели её не сожрало некое чудовище. Некоторые сейды использовались эпизодически, в связи с календарными или иными событиями. Другие сейды были персонифицированы и имели отношение к конкретному человеку (который мог иметь несколько своих священных мест или камней). Зафиксированы легенды, согласно которым в каменный сейд обращались люди. Причем, если на архипелаге Кузова в сейды превратились шведы («враги»), застигнутые здесь бурей, то согласно другой легенде в другом месте в один из сейдов превратился колдун (нойд). Порой каменным сейдам приносили жертвы. К некоторым сейдам можно было подходить лишь в определенное время, или нельзя было подходить близко, или нельзя было подходить женщинам. Зафиксировано, что отдельные сейды имеют имена. Например, Летучий сейд и пара сейдов Праудедки (скальные останцы Старик и Старуха) на реке Поной Кольского полуострова.

Следует также помнить, что культ сейдов изучен пока крайне слабо.

Не следует путать «сейд» с сейдром — шаманистским течением, используемым в различных неоязыческих традициях до сих пор. Ловушка заключается в том, что одним из английских вариантов написания этого понятия есть слово «en:seid».

Также «сейд» для саамов означает то же самое, что и «недоступный загробный рай».

Общепринятой версией происхождения сейдов является ледник, который при таянии мягко опустил эти валуны, образовав тем самым необычную структуру. Однако вызывает сомнение факт вкрапления подобных мегалитов в толщу льда на достаточную высоту от грунта.

Сейд в районе поселка Туманный Мурманской области 

Сейд в районе поселка Туманный Мурманской области 

Сейд в районе поселка Туманный Мурманской области 

Повсеместно в доступных для туризма регионах встречаются рукотворные сейды, сделанные туристами. Как правило, их отличает меньший размер и простоты конструкции.

Ссылки

dik.academic.ru

Сейд - это... Что такое Сейд?

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011)

Сейд (сейда) — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов (лопарей).

Может представлять собой чем-то особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделенную скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. К понятию сейда также относятся артефакты — сооружения из камней. Один из сейдов на горе Воттоваара: крупный валун лежит на трёх небольших камнях, которые, в свою очередь, лежат на другом крупном валуне (определить масштаб сооружения можно по фигуре человека внизу слева)

Сейды, как каменные сооружения, встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии. Наиболее легко читаемым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии). Часто встречаются также скалы на подставках — «каменных ножках», частично приподнятые скалы или поставленные в неустойчивое положение. В силу очевидных причин последние не всегда возможно отличить от естественных природных образований. Иногда из-за массивности многих артефактов сейды относят к мегалитическим сооружениям. В силу слабой изученности и бедности археологических находок в настоящее время не представляется возможным однозначно определить саамов в качестве единственных строителей каменных сейдов.

Каменные сейды часто сгруппированы в большие скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов. Это архипелаг Кузова на Белом море, горы Воттоваара и Кивакка в Карелии, гора Кучинтундра в Мурманской области. Иногда сейды образуют структуры.

Существует аналогичный объект и в Центральном регионе России, единственный подобный артефакт в этом регионе Конь-Камень (Тульская область). Вес камня составляет более 20 тонн. Мегалит стоит на трёх других валунах, как на ногах, расположен на склоне долины реки Красивой Мечи рядом с селом Козье Ефремовского района Тульской области.

Культ сейдов

Культовое использование сейдов разнообразно и соответствует всему спектру потребностей языческих религий. Так, например, по одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели её не сожрало некое чудовище. Некоторые сейды использовались эпизодически, в связи с календарными или иными событиями. Другие сейды были персонифицированы и имели отношение к конкретному человеку (который мог иметь несколько своих священных мест или камней). Зафиксированы легенды, согласно которым в каменный сейд обращались люди. Причем, если на архипелаге Кузова в сейды превратились шведы («враги»), застигнутые здесь бурей, то согласно другой легенде в другом месте в один из сейдов превратился колдун (нойд). Порой каменным сейдам приносили жертвы. К некоторым сейдам можно было подходить лишь в определенное время, или нельзя было подходить близко, или нельзя было подходить женщинам. Зафиксировано, что отдельные сейды имеют имена. Например, Летучий сейд и пара сейдов Праудедки (скальные останцы Старик и Старуха) на реке Поной Кольского полуострова.

Следует также помнить, что культ сейдов изучен пока крайне слабо.

Не следует путать «сейд» с сейдром — шаманистским течением, используемым в различных неоязыческих традициях до сих пор. Ловушка заключается в том, что одним из английских вариантов написания этого понятия есть слово «en:seid».

Также «сейд» для саамов означает то же самое, что и «недоступный загробный рай».

Общепринятой версией происхождения сейдов является ледник, который при таянии мягко опустил эти валуны, образовав тем самым необычную структуру. Однако вызывает сомнение факт вкрапления подобных мегалитов в толщу льда на достаточную высоту от грунта.

Сейд в районе поселка Туманный Мурманской области 

Сейд в районе поселка Туманный Мурманской области 

Сейд в районе поселка Туманный Мурманской области 

Повсеместно в доступных для туризма регионах встречаются рукотворные сейды, сделанные туристами. Как правило, их отличает меньший размер и простоты конструкции.

Ссылки

biograf.academic.ru

Что такое Сейд? | Центр Льва Гумилёва

До недавнего времени единственными материальными свидетельствами существования в глубокой древности в Арктике высокоразвитой культуры являлись мегалитические сооружения. Авторство их возведения приписывалось самым различным народам, населявшими европейский север, от народа саами и предков славян, до инопланетян, якобы некогда посещавших нашу Землю. Диапазон измышлений простирался от цивилизации Атлантиды до примитивных схем Лабиринта, как системы постановки сетей на отливах при рыболовстве в культуре приморских народов.

Так продолжалось до той поры, пока не были обнаружены многочисленные аналоги мегалитических сооружений, равномерно распространенных практически по всему Северному полушарию.

Центральная Азия, Дальний Восток, Центральная и Северная Европа, Индостан, Ближневосточный регион, Средиземноморье, Гренландия, Канада и Североамериканские штаты, вот насколько широким оказался ареал распространения материальных свидетельств канувшей в лету древней Арктической цивилизации.

В научной среде, вопреки бытующему мнению, все чаще, речь идет о Камне Сейда не как о гранитной глыбе или оставленном ледником валуне, а о Практике Магии Сейда, о мегалитических сооружениях, связанных с этим сложнейшим древним ритуалом.

Практика Сейда была неотъемлемой частью наследия древней Арктической цивилизации, не только не понятой, но и до сих пор, в должной мере, не изученной нашими современниками.

Обычно Сейдом люди, неискушенные в тонкостях нордической культуры, называют огромную или средних размеров каменную глыбу, различной формы, установленную в особых местах с соблюдением специальных технологий и имеющую некие паранормальные свойства.

Общим у всех Камней Сейдов является то, что они установлены, как правило, на вершинах сопок или иных возвышенностях. Высота установки колеблется от 280 до 400 м над уровнем моря, что подтверждает статистика наблюдений при помощи аппаратуры GPS. Исключением являются мегалитические комплексы в Непале в районе Тибета.

В непосредственной близости от них находятся водные источники, большое количество гигроскопического материала, мхов листьев или трав.

Практически всегда, в непосредственной близости от Камня Сейда, находятся выходы на поверхность жил кварца особой формы, чаще всего в торцевой части монолита, лежащего в основании Камня Сейда, или кварцевая друза.

В основании Камня Сейда всегда находится массивный монолит или каменный фундамент огромной массы. Сама глыба Сейда представляет собой различной формы скальную породу, кристаллического типа, весом от нескольких килограммов до сотен тонн, установленную непосредственно на нижний монолит или фундамент, но чаще всего «подвешенного» на некоторой высоте над основанием. Обычно это три или четыре каменных «ножки».

Сам Камень Сейда всегда ориентирован вдоль расположения тектонических разломов и имеет строгую ориентацию относительно направлений сторон света.

Что касается собственно этимологии слова, термин Сейд (seidr) многие исследователи связывают со словом Сиддхи (siddhi), что переводится в некоторых скандинавских языках, как «магические возможности».

Если рассматривать термин Сейд, как практика, о которой пойдет речь, то употребляется слово Сейд(Seidh — от древнеисландского seidhr). Термин происходит от слова, означающего «речь» или «пение».

Этот термин родственен французскому seance, латинскому sedere, староанглийскому sittan, и большой группой слов, основанных на индоевропейском корне sed-. Seidhr, таким образом, в буквальном переводе — «заседание» для общения с духами.

Изучая, на основании письменных источников средневековья, мифологическую подоплеку Культуры Сейда, становится очевидным, что изначально Магию Сейда практиковали только Ваны, земные боги и противники небесных Богов Асов. Снорри Стурлуссон подчеркивает в тексте «Круга земного», что изначально Сейд был искусством Ванов, а в Асгард его занесла Фрейя.

При установлении мира между ними и обмене заложниками, включая браки среди членов высшей иерархии богов, Богиня Фрейя научила этому искусству двух Асов, Одина и Тора.

В качестве неоспоримого аргумента известный исследователь нордической культуры Гвендульф Гундарссон приводит цитату из Снорри Стурлуссона, «Сага об Инглингах»(Ynglinga Saga): — « Один познал то, что называется Сейд, и поэтому мог знать судьбы людей и вещей, и мог причинять смерть, болезнь или неудачи, и мог забрать у человека разум или жизнь, и отдать их другому».

То есть речь идет о заимствованной практике, но осталось никаких упоминаний о связи Магии Сейда с религией Асов, несмотря на то, что по крайней мере Один, Фрейя и Тор ею владели.

Вероятнее всего Сейд является остаточным элементом ванических культов, не имеющих особенного распространения за пределы Скандинавии и северной Европы.

Интересно, что практика Сейда не оказала почти никакого влияния на переселенцев в Исландию. Исландцы, как всякие сепаратисты вообще принципиально перестали применять многие континентальные практики и обычаи. Как ни парадоксально, именно это обстоятельство и помогло сохранить нордическую традицию в маскимально первозданном виде для последующих поколений. Напомним что сам Снорри Стурлуссон был исландским священником.

Многие исследователи, по-прежнему считают Сейд исключительно частью скандинавской религии, связывая его с Асами и Одином.

Но при этом часто забывается, что и сибирский шаманизм ванический Сейд в частности, были значительно старше, чем средневековое скандинавское мировоззрение викингов Одинизм, или как более известное в религиоведении – Асатру. Многие тут же впадают в другую крайность, считая религию Трота – Асатру («верность асам»), заимствованной скандинавами у не индоевропейских народов, заселившими Северную Европу.

Тексты скандинавских саг сборника «Старшая Эдда», сторонниками этой гипотезы особенно популярной во времена нацистской Германии, трактовались так, что северные аборигены — Ваны были завоеваны и германцами Асами. И уже, завоевав эти земли, германцы ассимилировали часть их верований, что отразилось в предании о том, как Ваны обучили Асов искусству магии Сейда. Нацисты весьма прочно уверовали в эту гипотезу. Созданное в начале XX века в Германии Общество Туле всерьез предпринимало попытки проникновения в центр сакральной территории Скандинавии на Кольский полуостров в места наивысшей плотности концентрации мегалитических комплексов, выполняющих функции Камней Сейда. Такие же попытки предпринимались ими и в Гималаях в Тибете.( И , как уже известно, на горе Педан, Приморского края).

Советские спецслужбы так же вели подобные разработки. ГПУ создало специальный отдел по изучению эзотерических практик. Этот отдел, руководимый Глебом Бокием организовывал исследования и рассылал экспедиции по тем же маршрутам, что и нацисты Германии. Одна из наиболее известных экспедиций под руководством А.В. Барченко и А. А.Кондиайна была особо засекреченной, участники её расстреляны, а все её материалы до сих пор не обнародованы и хранятся в архивах российских спецслужб. На всякий случай.

Но, возвращаясь в более древние времена, когда европейские народы средиземноморья впервые вошли в соприкосновение с непонятной и таинственной Нордической культурой, они, очевидно, испытали психологический шок, если не сказать больше.

С шестнадцатого по девятнадцатый век набожные путешественники и первооткрыватели новых земель рассматривали всякий шаманизм как злое искусство. Это не удивительно, поскольку у человека любой культуры, как у язычника, так и у христианина, любое непонятное вызывает справедливое опасение. А так же стойкую убежденность в том, что человек, способный с помощью магии делать добро, точно так же способен и творить с помощью магии зло.

Противоположный вариант процесса, что если Магия Сейда способна нанести психологический или психофизический ущерб, то аналогично эту магию можно употреблять и для добрых дел, как правило, никем и не рассматривался. Хотя вполне рационально предположить , что «подобное лечат подобным» и магию Сейда возможно применять и для исцеления подобных психофизических нарушений.

К сожалению, так сложилась скандинавская традиция, что в сагах записанных в период после принятия христианства, мы чаще встречаем упоминания о Сейде как своеобразной форме «черной магии». Но сам Сейд, как и любой вид шаманизма не связан с категориями Добра и Зла. Сейд и Шаманизм — это методы. Как и вся сопутствующая атрибутика, начиная от Камня Сейда на мегалитическом комплексе и заканчивая униформой Сейдкон или костюма Нойды у саамов. Сейд и Шаманизм это инструменты, а инструмент не может быть хорошим или плохим. Все зависит от того, в чьих руках он находится.

Практикующий Сейд концентрирует энергию и направляет ее на определенный объект, принимая на себя ответственность за этот поступок. Все зависит от моральных и этических принципов самого практикующего. Сейд, как позднее и европейское ведьмовство с течением времени стали частью народной магии.

Идеологическая дискредитация в раннем средневековье не миновала культуры Сейда. И вскоре искусство Сейда подверглось такому мощному идеологическому подавлению, что было вытеснено конкурирующими идеологиями. Это происходило на всем евразийском пространстве еще до широкого распространения христианства. Так на Руси, для управления подчиненным славянскими, балтскими, тюркскими и угро-финскими народами, пришлось модифицировать и адаптировать в удобную для восприятия форму, культ Перуна и создавать особый славянский языческий пантеон.

На этом немного остановлюсь.

В своей первой части исследования горы Педан, я рассказывала о том, что территория современного Приморья относилась к Русии , к времени культа Перуна. Доказательством являются надписи на камнях расшифрованные академиком Чудиновым. Камни эти находятся на горе Педан. Надпись гласит:» Мим Макожи. Яра Русь».

www.gumilev-center.ru

Сейд Википедия

Сейд, также сейда — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов (лопарей). Может представлять собой особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделяющуюся скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. Сейдами иногда также называют артефакты — сооружения из камней.

Один из сейдов на горе Воттоваара: крупный валун лежит на трёх небольших камнях, которые, в свою очередь, лежат на другом крупном валуне (определить масштаб сооружения можно по фигуре человека внизу слева)

Каменные сооружения, называемые сейдами, встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии. Наиболее распространённым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии). Часто встречаются также скалы на подставках — «каменных ножках», частично приподнятые скалы или поставленные в неустойчивое положение. В силу очевидных причин последние не всегда возможно отличить от естественных природных образований. Иногда из-за массивности многих артефактов сейды относят к мегалитическим сооружениям. В силу слабой изученности и бедности археологических находок в настоящее время не представляется возможным однозначно определить саамов в качестве единственных строителей каменных сейдов.

Каменные сейды часто сгруппированы в большие скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов. Это архипелаг Кузова на Белом море, горы Воттоваара и Кивакка в Карелии, гора Кучинтундра в Мурманской области. Иногда сейды образуют структуры.

Существует аналогичный объект и в Центральном регионе России, единственный подобный артефакт в этом регионе Конь-Камень. Вес камня составляет более 20 тонн. Мегалит стоит на трёх других валунах, как на ногах, расположен на склоне долины реки Красивой Мечи рядом с селом Козье Ефремовского района Тульской области.

Культ сейдов

Культовое использование сейдов разнообразно и соответствует всему спектру потребностей языческих религий. Так, например, по одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели её не сожрало некое чудовище. Некоторые сейды использовались эпизодически, в связи с календарными или иными событиями. Другие сейды были персонифицированы и имели отношение к конкретному человеку (который мог иметь несколько своих священных мест или камней). Зафиксированы легенды, согласно которым в каменный сейд обращались люди. Причем, если на архипелаге Кузова в сейды превратились шведы («враги»), застигнутые здесь бурей, то согласно другой легенде в другом месте в один из сейдов превратился колдун (нойд). Порой каменным сейдам приносили жертвы. К некоторым сейдам можно было подходить лишь в определенное время, или нельзя было подходить близко, или нельзя было подходить женщинам. Зафиксировано, что отдельные сейды имеют имена. Например, Сейд Летучий камень на горе Сейдпахк[1] и пара сейдов Праудедки (скальные останцы Старик и Старуха) на реке Поной Кольского полуострова[2].

Не следует путать «сейд» с сейдом — скандинавской шаманской магией, хотя существует предположение о связи этих понятий.

«Сейд» для саамов означает то же, что и «недоступный загробный рай».

Общепринятой версией происхождения сейдов является ледник, который при таянии мягко опустил эти валуны, образовав тем самым необычную структуру. Однако вызывает сомнение факт вкрапления подобных мегалитов в толщу льда на достаточную высоту от грунта.

Сейды в районе поселка Туманный Мурманской области

 

 

 

Повсеместно в доступных для туризма регионах встречаются рукотворные сейды, сделанные туристами. Как правило, их отличает меньший размер и простота конструкции.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru