Саламандра — огненный элементаль и легендарная ящерка. Саламандра камень


Саламандра — Энциклопедия знаков и символов

саламандра  — греч. — ///  — лат. — salarnandra ————

Маленькое земноводное существо, напоминающее ЯЩЕРИЦУ, которое, согласно средневековым бестиариям, не только не сгорало в огне, но даже имело силу гасить пламя — поверье, отмеченное ранее и Аристотелем, и Плинием.

Изображается обычно в виде маленькой бескрылой ящерицы или дракончика, иногда похожего на собаку, выпрыгивающего из пламени.

Легендарная ящерица, природное существо, способное жить в огне, делающее эту стихию обитаемой и защищенной.

Обычно изображается как маленький бескрылый дракон или ящерица, выпрыгивающая из пламени. Иногда похожа на собаку. Элемент огня.

Любопытно, что одно и то же античное представление отражено в александрийском «Физиологе» и в книге о животных Тимофея из Газы, тогда как обычно описания животных в этих сочинениях взаимно противостоят. Кажется, на этот раз античный сюжет вполне устроил христианского интерпретатора. Все дело в том, что фантастическое свойство саламандры идеально соответствует толкованию. В этом же ряду стоит и позднее свидетельство, возможно, связанное с «Физиологом», однако, что важно, античная традиция не прерывается.

В «Физиологе» подчеркивается способность саламандры тушить своим естеством огненную и банную печи. Считалось, что эта ящерица обладает особой охлаждающей силой. Можно предположить, что за этим фантастическим представлением стоит свойство реальной ящерицы (Salamandra salamandra) выпускать в случае опасности кожные выделения. Выделения кожных желез, которые саламандры могут выпускать произвольно, имеют обыкновенно молочно-белый цвет и обладают ядовитыми свойствами, служа таким образом для животного средством защиты от врагов. Вместе с тем они предохраняют его кожу от высыхания, что имеет большое значение при сильно развитом кожном дыхании у саламандр. В древности было распространено преувеличенное мнение о степени ядовитости саламандр. Связь же саламандры с огненной печью могла появиться вследствие практики древних фармацевтов, сжигавших ящериц для получения золы, что подтверждается сведениями ал-Бируни. Плиний описал наиболее распространенный вид — пятнистую или огненную саламандру (Salamandra maculosa), достигающую 18-23 см длины и отличающуюся яркими золотисто-желтыми пятнами на черном фоне, расположенными двумя продольными рядами вдоль всего тела; такие же пятна находятся на ногах и по бокам тела животного.

Основные значения:

[править]

  • противостояния враждебной среде и т. п.
  • эмблемой стихии огня
  • целомудрия, поскольку считалась бесполой.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Животные Стихии и элементы Огонь Феникс

Согласно античной традиции, саламандра не живет в огне, а тушит его своим естеством. Иными словами, там, где можно увидеть саламандру, нет места огню. Плиний не без иронии предлагал спасать с ее помощью Рим от пожаров.

Плиний писал о поверье, будто саламандра выживала в огне, так как гасила его своим холодным телом — сообщение, возможно, основанное на описании влаголюбивых земноводных, называемых огненными саламандрами из-за их яркой черно-желтой окраски.

Он также заявляет (История, кн.10), что саламандра столь холодна, что от соприкосновение с нею гаснет огонь.

В 21 книге он снова повторяет это, скептически замечая, что будь у нее и впрямь такое свойство, приписываемое ей колдунами, им бы пользовались для тушения пожаров.

В 11 книге упоминается о крылатом четвероногом животном «пираусте», живущей в пламени кипрских плавилен; стоит ей очутиться на воздухе и хоть чуточку пролететь, она падает замертво. Миф об этом забытом существе влился в более поздний миф о саламандре.

Вопреки утверждению св. Августина, исследователи природы животных не писали о саламандре, живущей в огне. Например, Аристотель сообщает о загадочных крылатых зверьках, возникающих в пламени печей. Вот они-то, в отличие от саламандры, не могут жить без огня.

"На Кипре, где пережигают [медную руду], камень халкит, если он будет заложен [в печь] на несколько дней, в огне возникают зверьки, по величине немногим крупнее, чем большие мухи. Эти [зверьки] крылаты, прыгают и ходят по огню. Как эти [зверьки], так и [упомянутые снеговые] черви умирают, если их отделить: первых от огня, вторых от снега. А что некоторым животным по их прочному составу возможно не сгорать в огне, это с очевидностью показывает саламандра: она, как утверждают, проходя по огню, гасит его[1].

Рассказ Аристотеля о крылатых зверьках получил неожиданное развитие. Апулей в своем сочинении «О божестве Сократа» пишет:

«Хорошо известно, что элементов четыре и природа поэтому как бы распределена по четырем обширным областям. Есть особые одушевленные существа — земные, [водные], огненные; утверждает же Аристотель, что в пылающих печах есть какие-то маленькие существа, способные на крылышках летать и весь свой век проводить в пламени, вместе с ним возникая и с ним вместе погибая».

В XI книге «Естественной истории» Плиния говорится о крылатом четвероногом животном «пираусте», живущей в пламени кипрских плавилен; стоит ей очутиться на воздухе и немного пролететь, она падает замертво.

По мысли X. Л. Борхеса, миф об этом забытом существе влился в более поздний вариант мифа о саламандре. Предположение Борхеса позволяет объяснить появление крылатой саламандры на западных средневековых миниатюрах. Справедливость его гипотезы подтверждают сведения из византийского сборника «Геопоники» (VI в.), где наглядно представлена путаница относительно саламандры и маленьких зверьков Аристотеля:

"Амиант сильнее огня и не сгорает, если даже долгое время остается в огне. Точно так же и саламандра — крохотное животное, рожденное огнем, — живет в огне, и пламя ее не обжигает[2].

Salamandra, animal lacertae figura, stellatum, nunquam nisi magnis imbribus proveniens et serenitate desinens. huic tantus rigor, ut ignem tactu restingual поп alio modo quam glades Саламандра; животное из рода ящериц, усеянное звездами, никогда, кроме как в сильный ливень не появляющееся, а в ясную погоду прячущееся; у нее такая холодность, что подобно льду, огонь она гасит прикосновением[3].

Далее Плиний замечает, «слизь вытекает у нее изо рта и уничтожает волосы на человеческом теле. Если помазать кожу на теле, то в этом месте образуется темное пятно. Саламандра — самое зловредное из всех ядовитых животных. Другие животные приносят вред только отдельным людям, но саламандра может уничтожить целый народ, если только ее не остерегутся. Когда она влезет на дерево, то отравляет все плоды, и кто их поест — умирает, как будто бы от сильного холода. Если даже саламандра дотронется лапой до стола, на котором месят хлеб, то последний будет отравлен; если упадет в колодец, то вся вода сделается ядовитой. Однако некоторые животные в состоянии пожирать это зловредное существо, как, например, свиньи, и, вероятно, мясо этих животных может служить противоядием яду саламандр. Если бы было справедливо то, что говорят маги, то есть что это единственное животное, которое тушит огонь, и что даже некоторые части его тела представляют прекрасное средство против пожара, то Рим давно бы произвел подобный опыт».

Раннехристианский «Физиологус» саламандру называет «ящерицей», которая, однако, не живет в огне, а по своей природной склонности может тушить его.

Даже если она (саламандра) попадает в печь для отопления купальни, эта печь гаснет

«Физиологус» также содержит не имеющее прикладного значения курьезное предание, согласно которому саламандра — холодная птица («более холодная, чем все другие птицы»), живущая в вулкане Этна и несгорающая. Может быть, это предание связано с превратным толкованием легенды о мифическом Фениксе.

Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти, а саламандру — как пример того, что живые тела могут существовать в огне.

В книге XXI «Града Божия» святого Августина есть глава с названием «Могут ли тела существовать в огне», и начинается она так:

К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того, чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие их продолжается среди мук вечного огня? Поскольку неверующим недостаточно того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны, которые тем не менее обитают в огне.

При таком толковании, подкрепленном рассуждениями Аристотеля, которое сохранил Цицерон в книге «De natura deorum» ["О природе богов" (лат.)], становится понятно, почему люди были склонны верить в саламандру.

В середине XII века в странах Европы распространилось подложное послание, якобы адресованное Протопресвитером Иоанном, Царем Царей, византийскому императору. В послании этом, представляющем собой перечень чудес, говорится о чудо-муравьях, добывающих из земли золото, и некой Реке из Камней, и о Море из Песка с живыми рыбами, и о гигантском зеркале, показывающем все, что происходит в королевстве, и о скипетре, выточенном из цельного изумруда, и о камешках, делающих невидимым или светящихся в темноте. В одном из абзацев сказано:

В наших краях водится червь, называемый «саламандра». Саламандры живут в огне и делают коконы, которые придворные дамы затем разматывают и ткут из нитей ткани и одежды. Чтобы эти ткани очистить, их бросают в огонь.

О несгораемых тканях, которые очищаются огнем, есть упоминание у Плиния (XIX, 4) и у Марко Поло (XXXIX). Поло поясняет: Саламандра — не животное, а субстанция. Однако ему вначале никто не верил: ткани, изготовленные из асбеста, продавали под видом саламандровой кожи, и они были неоспоримым свидетельством того, что саламандры существуют.

Прикладное использование этого мифического животного символа христианами призвано служить подтверждением того, что история о «трех отроках в огненной пещи», рассказанная в библейской Книге Даниила, истинна, так как покровительство Божие являет собой не меньшую силу, чем природная склонность животного, в соответствии со словами из Книги Исаии:

Пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя (43:2).

Саламандра также была христианским символом безупречног о верующего, сопротивляющегося огню искушения; иногда — символом целомудрия.

КНИГИ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

саламандр называют также «вулканическими», и это означает, что от них происходят и менее чистые, смешанные существа, именуемые «поджигатели», «воспламенители».

Для неосведомленных: саламандра — это лишь огнеупорный драгоценный камень. По мнению натуралистов, есть такое животное, однако оно не наделено способностью жить в огне, но, благодаря своей хладнокровной природе и выделяемой влаге, может некоторое время находиться в огне.

Парацельс (1493—1541) считал, что эти огненные создания по самой своей природе не могут общаться с людьми, в отличие от водяных существ (ундины, мелузины), которые весьма расположены к ним.

Леонардо да Винчи полагал, что саламандра питается огнем и огонь помогает ей менять кожу.

На одной из страниц своей «Жизни» Бенвенуто Челлини рассказывает, что пятилетним мальчиком видел, как в огне резвилось существо, похожее на ящерицу. Он рассказал об этом отцу. Тот ответил, что это саламандра, и отколотил его, чтобы удивительное видение, столь редко доступное людям, запечатлелось в его памяти.

Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти, а ящерицу саламандру — как пример того, что живые тела могут существовать в огне.

О саламандре. Физиолог говорит о ней, что, когда влезает она в огненную печь, угасает вся печь, а когда влезает в банную печь, то угашает банную печь. И если ящерица саламандра гасит огонь своим естеством, то как до сих пор не верят некоторые, что три отрока, ввергнутые в печь, ничуть не пострадали, но, напротив, остудили печь? Ведь написано, что «если через огонь пойдешь, пламя не опалит тебя». Хорошо говорит Физиолог о саламандре[4].

«Саламандра похожа на ящерицу; проходя сквозь огонь, она охлаждает и гасит его[5]».

"Некоторым животным по их прочному составу возможно не сгорать в огне, это с очевидностью показывает саламандра: она, как утверждают, проходя по огню, гасит его[6].

Согласно армянской географии VII в., в Эфиопии к востоку от Лунных гор встречается «саламандра, похожая на ящерицу, которая, проходя через огонь, гасит его[7]».

Подобно тому как составитель «Физиолога» привлек в качестве иллюстрации к легенде о трех отроках, ввергнутых в печь, занимательную историю вечно ледяной саламандры, и св. Августин прибегнул к аналогичной аргументации. Однако у св. Августина происходит любопытное смещение темы: саламандра из существа, которое тушит огонь, превращается в существо, вечно живущее в пламени. Тем самым задается новая перспектива, определившая образ несгораемой саламандры в средневековых бестиариях То, на что не решился автор «Физиолога», было сделано другим христианским писателем. В новом культурном пространстве с саламандрой происходит неизбежное превращение: из животного, обладающего удивительным свойством, она становится знаком. В книге XXI «О граде Божием» св. Августина есть глава с названием «Могут ли тела гореть вечно в огне», и начинается она так:

«На что же мне указать, чтобы неверующие могли убедиться, что одушевленные и живые человеческие тела не только могут не разрушаться смертью, но и выдерживать мучения вечного огня? Они ведь не хотят, чтобы мы в этом случае ссылались на могущество Всемогущего, а требуют, чтобы убеждали их каким-нибудь примером. Мы им ответим, что есть животные, которые, как смертные, подвержены разрушению и, однако же, живут в обыкновенном огне. […] Если саламандра живет в огне, как пишут более любознательные исследователи природы животных, если некоторые всем известные горы в Сицилии, такое продолжительное время с самой древности и до нас непрерывно дышущие пламенем и остающиеся целыми, непререкаемо свидетельствуют, что не все то гибнет, что горит[8]»

Огненные зверьки Аристотеля, заблудившись в лабиринтах других культур и приняв иное обличие, вновь появляются на страницах персидской космографии XIII века:

«Аристотель говорит, что на земле Магриба есть местность […], там день и ночь постоянно пылает огонь. Из огня рождается животное, похожее на мышь. Оно, как огонь, красного цвета, стоит на двух ногах. Когда ветер обдует животное, оно становится белым. Если вновь войдет в огонь, как огонь, станет красным. Местонахождение этого животного — в огне[9].

Согласно Ибн Сине, саламандра — „это пресмыкающееся, похожее на ящерицу аза’а, с четырьмя ногами и коротким хвостом. Утверждают, будто она не горит, и что если бросить ее в печь, она загасит огонь. У того, кого она укусит, возникают сильная боль, огненное пыланье в теле и горячая опухоль на языке, и язык коснеет и [человек] заикается. [Ее укус] вызывает онемение и дрожь; часто на укушенном органе возникает почернение круглой формы, и он отпадает[10]“.

Ал-Бируни известна легенда о саламандре, но он ее отвергает:

Саламандира. Диоскорид: это — разновидность саам абраса*. Некоторые люди [говорят] о ней неправду, что она не горит в огне, и это потому, что она обладает охлаждающей силой. Диоскорид и Ибн Мандавайх: [саламандра] — животное, похожее на 'азайа [вид ящерицы], с четырьмя конечностями и коротким хвостом. Думают, что она не горит в огне, а, наоборот, тушит печь. Другой [автор]: 'азайа двигается медленно и имеет различные окраски. Я думаю, что это гавик,. Павел: [саламандра] — это животное, которое сжигают, и золу его примешивают к лекарствам, вызывающим гниение, поэтому оно пригодно для [лечения] чесотки и бараса**'. Заменителем саламандры является зеленый 'азайа» (ал-Бируни. Книга о лечебных веществах. 523). * Саам абраса — ящерица геккон. Ср.: Ибн Сина. Канон П. 510. **r Барас — чешуйчатый лишай; подробнее см.: Ибн Сана Канон. IV. С. 543.

В алхимической символике саламандры — духи стихии огня. Рождаясь в огне, они — распространенный символ (в алхимической практике) очищающего свойства огня и серы.

Сицилийский врач Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех «корней всего сущего», разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и Любовью, образуют историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы «корней», которые римляне позднее назовут «элементами», они-то и разъединяются. Эти «корни» — огонь, земля, воздух и вода. Они — несотворенные, и ни один из них не сильнее другого. Согласно этому учению, требовалось равенство всех четырех стихий. Коль есть животные на земле и в воде, должны существовать животные, обитающие в огне. Для престижа науки требовалось, чтобы существовали саламандры.

У четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь мироздания и еще продолжают жить в поэзии и народной фантазии, — долгая и славная история , — писал Теодор Гомперц.

Точно так же и саламандра сохраняет свое тело от пожирающего пламени тем, что извергает соки из своего тела.

В геральдике саламандра обычно обозначает храбрость и мужество, которым не может повредить огонь бедствий.

В гербе Франка I Французского она символизировала покровительство доброму и уничтожение плохого.

Саламандра с девизом «Nutrisco et extingo» [лат. — «Питаю и гашу»] или «Notrisco al buono, stingo el reo» [итал. — «Я питаю хорошее .и уничтожаю плохое»] была эмблемой (impresa) Франциска 1 (1494—1547), короля Франции и покровителя искусств и литературы, и может изображаться в декоре французских королевских дворцов того периода.

Согласно народным поверьям, это не демоны, а призванные Богом хранители стихии.

Одно из самых таинственных существ — саламандра. По средневековым поверьям, это животное способно жить в пламени. Так появился латинский девиз: «Flagror non consutor», то есть горит, но не сгорает. Согласно мемуарам Бенвенуто Челлини, в раннем детстве он увидел в огне очага саламандру, что говорило о необычной судьбе мальчика. И отец будущего великого скульптора отпустил сыну затрещину, чтобы это мгновение запомнилось ему (прим. переводчика).

является атрибутом персонифицированного Огня (одного из ЧЕТЫРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ).

Саламандра в огне Я уничтожаю то, что могло бы уничтожить меня. олицетворение доброго христианина, «который данной ему Божией Благодатью силою, может усмирять и разрушать пылающие греховные страсти, которые, в противном случае, погубили бы его самого». [EMSI 46-4,с.302]

Саламандра в огне(посреди пламени) То, что уничтожает других, мне не вредит. Символ нравственности и невиновности как защиты в печалях и бедствиях.

Огонь беды съедает наш порок И возрождает к жизни добродетель.

[EMSI; табл.8-10, с.138]

Саламандра Моя невиновность сохранит меня здесь. Символ добродетели и невинности, позволяющих безболезненно пережить самые жестокие испытания.

Вооруженные добродетелью и невинностью, Мы пройдем через испытание огнем без всякого вреда.

[EMSI; табл.17-12, с.175]

К образам саламандры и Феникса прибегают и поэты — как к поэтическому преувеличению. Например, Кеведо в сонетах четвертой книги «Испанского Парнаса», где «воспеваются подвиги любви и красоты»:

Я, точно Феникс, яростным объят Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь, И в силе мужеской его я убеждаюсь, Что он отец, родивший многих чад. И саламандры пресловутый хлад Его не гасит, честью в том ручаюсь. Жар сердца моего, в котором маюсь, Ей не почем, хоть мне он сущий ад.

В наше время «саламандрами» называют специалистов высокой квалификации, которые, работая в асбестовых костюмах, гасят с помощью взрывов внезапно воспламеняющиеся при бурении газовых скважин потоки нефти и газа.

Черновые материалы

[править]

Загадке о двух разных печах, гасимых саламандрой, можно предложить следующее объяснение. Раскаленная печь, куда помещают саламандру, — это печь алхимиков, тогда как в банных печах использовалась какая-то трава, чье свойство охлаждать печь было приписано саламандре. Ср. со сведениями из персидской космографии:

Есть трава, которую по-гречески называют ф.рха. Если кто-нибудь сорвет ее, смешает с соком свежего кишнеца и разотрет [смесь] в руке, а затем возьмет в руки огонь, рука у него не обгорит. Если же взять [эту смесь] с собой в баню, баня станет холодной[11].

Трудно отказаться от впечатления, что эффект, достигаемый смесью трав, аналогичен свойству мифической саламандры охлаждать банную печь.

  • Одноимённая статья в MNME
  • AUAF
  • Аристотель. История животных. V. 19. 106 < AUAF
  • Плиний. Естественная история. X. 67. 86; XXIX. 4. 23 < AUAF
  • Солин. Собрание достопамятных вещей. 148. 17 < AUAF
  • «Физиолог», с. 143—144 < AUAF
  • Августин. О граде Божием. XXI. 2, 4 < AUAF
  • Тимофей из Газы. О животных. 53а, 2 < AUAF
  • Исидор Севильский. Этимологии. XII. 4. 5, 36 < AUAF
  • Армянская география, с. 25 < AUAF
  • Геопоники. XV. 1. 34 < AUAF
  • Dicta Chrisostomi, л. 53 об. < AUAF
  • Английский бестиарий, л. 85 об. < AUAF
  • De bestiis et aliis rebus. II. 16 < AUAF
  • Гийом Нормандский. Бестиарий. 2737—2822 < AUAF
  • Пьер из Бовэ. Бестиарий любви. III. 271 < AUAF
  • Альберт Великий. О животных. XXV. 2. 46 < AUAF
  • ал-Бируни. Книга о лечебных веществах. 523; 603 < AUAF
  • Ибн Сина. Канон. IV. 6. 2. 9; IV. 6. 5. 25 < AUAF
  • «Чудеса мира». 171 < AUAF
  • «Сказание об Индийском царстве», с. 469 < AUAF
  • Марко Поло. LX, с. 82 < AUAF
  • «Книга чудес», fol. 24г < AUAF
  • Азбуковник. 1060, 1845 < AUAF

Саламандра. К. Геснер. История животных, 1585 г.

Саламандра: «Живет от огня и гасит его». И. Босхиус, 1702 г.

Примечания и комментарии

[править]

  1. ↑ Аристотель. История животных. V. 19. 106
  2. ↑ Геопоники. XV. 1. 33-34
  3. ↑ Плиний, 10. 66
  4. ↑ «Физиолог», с. 143—144
  5. ↑ Тимофей из Газы. 53а
  6. ↑ Аристотель. История животных. V. 19. 106
  7. ↑ Армянская география, с. 25
  8. ↑ Бл. Августин. О граде Божием. XXI. 2, 4
  9. ↑ „Чудеса мира“. 260
  10. ↑ Ибн Сина. Канон. IV. 6. 5. 25
  11. ↑ «Чудеса мира». 258

www.symbolarium.ru

Саламандра — огненная ящерица » Боги Славян

Статья из БЕСТИАРИЯ

-саламандра-фомин

Саламандра. Спорное огнеупорное, Худ.Н.Фомин

САЛАМАНДРА — хвостатое земноводное с потрясающей способностью к регенерации. В чем-то близка ящерицам и тритонам.

КЛАСС:  Земноводные.  ОТРЯД:  ХВОСТАТЫЕ

Сюда относятся саламандры и тритоны.

СТИХИЯ. Стихия саламандры — ОГОНЬ. Саламандра – дух огня.

В ПОВЕРИЯХ ДРЕВНИХ СЛАВЯН. Саламандра, представлялась Древним славянам как маленькая огненная ящерица. При всём этом, считалось что если кинуть такую ящерицу в огонь, то огонь потухнет, а сама саламандра будет жить далее.Эта загадочная ящерица по поверью останется холоднее льда в любых огненных жерлах.

Дыхание саламандры также считалось необычным и смертоносным. По древним легендам если саламандра дыхнёт на любое небольших размеров существо, то убьёт его своим одним только дыханием.

КАРТИНА из серии «Священные животные»  Николая Фомина, посвященная саламандре, называется «Спорное огнеупорное».

КОММЕНТАРИИ АВТОРА к этой картине: Саламандра, согласно средневековым источникам, не только не сгорала в огне, но даже имела силу гасить пламя — поверье, отмеченное еще Аристотелем и Плинием. В книге X «Естественной истории» Плиний утверждает, что «саламандра столь холодна, что, ежели хоть прикоснется к пламени, оно тотчас погаснет, словно бы в него положили кусок льда». Французский король Франциск I (1494—1547), который считался покровителем искусств и литературы, сделал саламандру своим символом с девизом: «Я лелею добро и изгоняю зло». Изображения саламандры наносились на стены замков и мебель.

В АЛХИМИИ. Саламандра символизировала в алхимии один из первоэлементов — элементаль ОГНЯ. Напрямую саламандра была связана и с философским камнем, так как по сути своей являлась символом его красного воплощения.

Существовала прилюбопытная теория, что при  помощи специально отлаженной  системы зеркал можно   «кристаллизовать» чистую энергию солнечного света в стеклянном сосуде, и с помощью этой энергии   вызвать и даже подчинить себе саламандру.

САЛАМАНДРА В ОБЕРЕГАХ. Древние славяне славились своими способностями к сотворению украшений – оберегов. Часто женская половина носила украшения, символизирующие саламандру, это могли быть серьги в виде её, подвески, колечки. Ношение этих вещей способствовало сбережению от злых чар, отгоняло беду. Также считалось если носить такие «саламандровые» украшения – быть богатству в жизни.

ОБРЯД ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЯ. Существует обряд исполнения желания с привлечением к нему изображения саламандры. Прочитав определённый заговор и исполнив ритуал, считалось, что услышавшие мага саламандры постараются и сделают желание осуществимым. Славяне свято веровали в то, что дух огня — саламандра всегда безотказно поможет в открытии более хорошей жизненной доли.

ГЕРАЛЬДИКА.

Саламандра   на гербах Восточного и Омутнинского ГО, а также на гербе  Пальского СП

Саламандра   на гербах Восточного и Омутнинского ГО, а также на гербе  Пальского СП

Саламандра   на гербах Восточного и Омутнинского ГО Кировской области, а также на гербе  Пальского СП (Россия, Пермский край)

Саламандра в геральдике — сила огня и знания

Дополнительная статья:

— Ящерица

*******

В соответствии с мифологическими представлениями саламандра может жить в огне и изрыгает его. Она представляет собой дух огня, его физическое воплощение в животном. В геральдике изображается как обыкновенная ящерица (иногда на фоне пламени или красным цветом).

Саламандра олицетворяет мужество, а также храбрость, стойкость

Статью написали Наталия Удалова и  Екатерина Кулагина

bogislavyan.ru

Саламандра символ

Саламандра – мифологический дух огня – ящерица, или маленький дракон. Упоминается в «Естественной истории» Плиния, который говорит, что саламандра сама по себе столь холодна, что может погасить любое пламя, едва коснувшись его. В алхимии саламандра является духом стихии огня, подобно тому как существуют духи трех других стихий – земли, воды, воздуха (согласно Парацельсу, гномы, нимфы, сильфиды).

У многих древних народов саламандра являлась тотемом стихии огня (или воды). В средневековье в Европе распространилось убеждение, что саламандры живут в пламени, и в этой связи в христианстве данный образ стал символом того, что живое тело может устоять в огне. Также олицетворяет борьбу с плотскими утехами, целомудрие и веру.

Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ». Саламандра не только живущий в огне дракон, но также (коль словарь Академии не ошибается) "насекомоядная лягушка с гладкой кожей, густо-черного цвета, с симметрично-желтыми пятнами". Из этих двух ее ипостасей более известна легендарная, поэтому никого не удивит, что она включена в это руководство. В книге X своей "Истории" Плиний заявляет, что саламандра столь холодна, что от соприкосновение с нею гаснет огонь: в книге XXI он снова повторяет, скептически замечая, что будь у нее и впрямь такое свойство, приписываемое ей колдунами, им бы пользовались для тушения пожаров. В книге XI он говорит о крылатом четвероногом животном "пираусте", живущем в пламени кипрских плавилен; стоит ей очутиться на воздухе и хоть чуточку пролететь, она падает замертво. Миф об этом забытом существе влился в более поздний миф о саламандре.

Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти, а саламандру – как пример того, что живые тела могут существовать в огне. В книге XXI "Града Божия" святого Августина есть глава с названием "Могут ли тела существовать в огне", и начинается она так: "К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того, чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие их продолжается среди мук вечного огня? Поскольку неверующим недостаточно того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны, которые тем не менее обитают в огне".

К образам саламандры и Феникса прибегают и поэты – как к поэтическому преувеличению. Например Кеведо, в сонетах четвертой книги "Испанского Парнаса", где "воспеваются подвиги любви и красоты":

Я, точно Феникс, яростным объят Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь, И в силе мужеской его я убеждаюсь, Что он отец, родивший многих чад. И саламандры пресловутый хлад Его не гасит, честью в том ручаюсь. Жар сердца моего, в котором маюсь, Ей не почем, хоть мне он сущий ад.

В середине XII века в странах Европы распространилось подложное послание, якобы арестованное Протопресвитером Иоанном, Царем Царей, византийскому императору. В послании этом, представляющим собой перечень чудес, говорится о чудо-муравьях, добывающих из земли золото, и некой Реке из Камней, и о Море из Песка с живыми рыбами, и о гигантском зеркале, показывающем все, что происходит в королевстве, и о скипетре, выточенном из цельного изумруда, и о камешках, делающих невидимым или светящихся в темноте. В одном из абзацев сказано: "В наших краях водится червь, называемый "саламандра". Саламандры живут в огне и делают коконы, которые придворные дамы затем разматывают и ткут из нитей ткани и одежды. Чтобы эти ткани очистить, их бросают в огонь". О несгораемых тканях, которые очищаются огнем, есть упоминание у Плиния (XIX, 4) и у Марко Поло (XXXIX). Поло поясняет: "Саламандра – не животное, а субстанция". Однако ему вначале никто не верил: ткани, изготовленные из асбеста, продавали под видом саламандровой кожи, и они были неоспоримым свидетельством того, что саламандра существуют. На одной из страниц своей "Жизни" Бенвенуто Челлини рассказывает, что пятилетним мальчиком видел, как в огне резвилось существо, похожее на ящерицу. Он рассказал об этом отцу. Тот ответил, что это саламандра, и отколотил его, чтобы удивительное видение, столь редко доступное людям, запечатлелось в его памяти.

В алхимической символике саламандры – духи стихии огня. При таком толковании, подкрепленном рассуждениями Аристотеля, которое сохранил Цицерон в книге "De natura deorum" ["О природе богов" (лат.)], становится понятно, почему люди были склонны верить в саламандру. Сицилийский врач Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех "корней всего сущего", разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и Любовью, образуют историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы "корней", которые римляне позднее назовут "элементами", они-то и разъединяются. Эти "корни" – огонь, земля, воздух и вода. Они – несотворенные, и ни один из них не сильнее другого. Ныне мы знаем (или полагаем, что знаем), что это учение ложно, но люди охотно ему верили, да и теперь считают, что оно было полезно. "У четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь мироздания и еще продолжают жить в поэзии и народной фантазии, – долгая и славная история", – писал Теодор Гомперц. Так вот, согласно этому учению, требовалось равенство всех четырех стихий. Коль есть животные на земле и в воде, должны существовать животные, обитающие в огне. Для престижа науки требовалось, чтобы существовали саламандры. Леонардо да Винчи полагал, что саламандра питается огнем и огонь помогает ей менять кожу. В другой статье мы расскажем, как у Аристотеля появились животные, обитающие в воздухе.

sigils.ru

САЛАМАНДРА КОЛЬЦО ЯЩЕРКА МАГИЧЕСКИЙ СИМВОЛ ОГНЯ И ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ

Описание

САЛАМАНДРА

ART-photo-jewellery-joker-lizard-ring-ko

Салама́ндры (лат. Salamandra, от перс (samandar): sām = огонь, andarūn = внутри) — род животных из отряда хвостатых земноводных, включающий более продвинутые виды, которые отчасти практикуют живорождение и живут на суше. Живут в умеренном поясе Восточного и Западного полушарий. Имеют удлинённое туловище, плавно переходящее в хвост. В воде двигаются с помощью изгибания хвоста вправо и влево. На суше передвигаются с помощью двух пар слаборазвитых конечностей. Пальцы на концах конечностей многих видов снабжены легко-растяжимой кожистой перепонкой и лишены когтей. Дыхание взрослым хвостатым обеспечивают лёгкие, кожа и слизистая оболочка ротовой полости. Постоянно живущие в воде представители отряда дышат с помощью лёгких и наружных жабр. Жабры похожи на перистые веточки, расположенные по бокам головы.

ЖЕНСКОЕ ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО САЛАМАНДРА ЮВЕЛИРНОЕ УКРАШЕНИЕ

Саламандра (в алхимии) — дух огня как первоэлемента — элементаль огня. Часто изображалась как маленькая ящерка. Саламандры отождествлялись в представлении средневековых магов и алхимиков с субстанцией огня. Характерная особенность саламандры — необыкновенный холод тела, позволяющий ей находиться в огне, не сгорая, а также тушить любое пламя. Саламандра являлась символом красного воплощения философского камня. Считалось, что с помощью системы зеркал можно «кристаллизовать» энергию солнечных лучей в стеклянном сосуде и таким образом вызвать и подчинить своей воле саламандру. Средневековая иконография использует образ саламандры в качестве символа праведника — хранителя веры среди превратностей бренного мира. Помещая саламандру на свой герб, его владелец, по сути, заявлял, что ему присуща стойкость, и он совершенно не боится опасности. Талисман саламандра считается символом и талисманом зодиакального знака Стрелец. Стрелец относится к стихии Огня, саламандра тоже имеет огненную натуру. Саламандра была одним из самых загадочных мифических существ в Древнем мире и Средневековье. Тогда считалось, что для поддержания равновесия мира в каждой из четырех стихий – Земля, Огонь, Вода и Воздух – должны обитать живые существа. Саламандру считали бесполым существом, поэтому она стала символизировать целомудрие, а также борьбу с желаниями плоти. В христианском искусстве саламандра означала добродетель и непоколебимую веру. В геральдике саламандра стала символизировать мужество и храбрость

joker-studio.ru

Огненная саламандра – в мифологии и в реальной жизни

Для наших предков огненная (лавовая) саламандра представляла собой символ огня. Согласно легенде, это небольшая ящерка, которая способна обитать в пламени и даже гасить его своим холодным телом. Алхимики полагали, что без ее появления не сможет разгореться даже спичка.

 

огненная саламандра в легендах

Маги древности пытались подчинить себе огненную саламандру весьма любопытным способом. Для пленения духа огня нужно было найти стеклянный сосуд круглой формы. Внутри колбы устанавливалось несколько зеркал, способных отражать и концентрировать солнечный свет. Считалось, что если в полдень поставить этот сосуд под солнечные лучи, то через некоторое время проявится истинная сущность загадочного существа.         

Впрочем, чтобы полюбоваться огненной саламандрой, не обязательно быть алхимиком. Ведь этим именем называют не только мифологическую сущность, но и настоящее земноводное, обитающее в лесах Центральной, Южной и Восточной Европы. 

 

Как выглядит огненная саламандра

Это рептилия обладает массивным как выглядит саламандра рептилиятуловищем мощными и короткими лапами. Зубы животного острые и круглые; кожа – гладкая, тонкая и увлажненная. Туловище рептилии имеет блестяще-черный окрас с характерными ярко-желтыми пятнами. Позади глаз находятся железы-паротиды, способные вырабатывать яд.

Токсин, который выделяет рептилия, имеет название саламандрин. Это сильный алкалоид, оказывающий негативное воздействие на нервную систему. Отравление вызывает сердечную аритмию, расстройства дыхательной системы, судороги, в некоторых случаях – частичный паралич. Если собака съест саламандру, то она может умереть.

 

Интересные факты

Огненная саламандра имеет голос. В брачный период самцы систематически издают характерные звуки – глухой свист, скрип, негромкий писк. Звуки повторяются через определенные временные интервалы.

Рептилия избегает открытых и сухих мест, предпочитает мягкие мхи, произрастающие на берегах водоемов. Животное становится наиболее активным в темное время суток, добычу захватывает языком. Основой его рациона являются беспозвоночные – мокрицы, слизни, дождевые черви, насекомые. Хорошо развитое обоняние помогает рептилии охотиться в ночные часы.  

Саламандра отличается устойчивостью к низким температурам, животное впадает в оцепенение только при 0С. Зимовка проходит в трухлявых пнях, под корнями деревьев, поблизости от теплых подземных источников. На зимовку собираются группы до нескольких десятков особей. 

 

Талисман саламандра

талисман в виде саламандрыИзображение этой рептилии можно использовать в качестве амулета. Талисман-саламандра оптимально подходит Стрельцам, но им также могут воспользоваться люди, родившиеся под другими знаками Зодиака.

Амулет должен быть изготовлен из золота, бронзы либо олова. Если оберег выполнен в виде перстня либо кольца, то его следует носить на указательном пальце.

Талисман-саламандра оберегает своего владельца от разного рода опасностей, придает ему мужество, храбрость и стойкость. Чтобы защитить свой дом от пожара, можно изобразить саламандру на дверном косяке либо возле газовой плиты (раньше их рисовали возле печи или камина, отапливающего помещение).

valtasar.ru

Тайна Огненной Саламандры – Ярмарка Мастеров

Доброго всем дня. Я хочу опубликовать сегодня сказ об огненной саламандре, записанный Иваном Кургановым.  Но позвольте сначала небольшое предисловие от себя. Различные упоминания об огненных существах, которые не горят в огне, ходили ещё в давние времена, пока с принятием христианства на Руси церковью не было решено придать им дурную славу, что по-прежнему не говорит нам об их истинной сути, а лишь добавляет загадочности. В кругу геологов тоже есть истории о подобных существах. Обычно они не любят их рассказывать другим, чтобы их коллег не сочли сумасшедшими. До перестройки за такие разговоры можно было лишиться работы или получить репутацию сказочника. Вот и держалось всё в узком кругу друзей. Со временем запрет спал сам собой и некотрые происшествия были даже опубликованы в научных журналах. Один из таких рассказов повествовал о встрече в глубокой расщелине с огненным существом, напоминавшем человека, и пытавшемся как-то общаться с геологом. Когда тот пришёл в себя, существо уже исчезло, похоже оно не могло задержаться дольше определённого времени. Вот и думайте, рассказывать кому об этом или нет... Но ведь есть же в древних книгах упоминание о том, что Земля внутри полая, что её ядро - это внутреннее солнце Земли, и что в её недрах кипит своя, непостижимая жизнь...

тайна огненной саламандры, огненная, саламандра

ТАЙНА ОГНЕННОЙ САЛАМАНДРЫ

Каменная ящерка досталась Славке в наследство от деда. Макар Аронович Капитонов, которого близкие фамильярно называли Макаронычем, был когда-то лихим парнем. Подобно легендарному красноармейцу Сухову из кинофильма "Белое солнце пустыни" дед Макар прошел Туркестанский фронт, воевал с басмачами, освобождал от байского гнета народы Востока. На память о лихой юности ему остались выцветшая гимнастерка, аккуратно заштопанная в двух местах, где ее вместе с хозяином пробили вражеские пули, именной наган, полученный из рук "самого товарища Фрунзе", и фигурка ящерицы из полупрозрачного красноватого камня.

Этой ящеркой дед дорожил больше всего, называя ее своим талисманом. По словам Макароныча, он нашел ее в пещере - в горах Таджикистана в урочище Кухи Малик, где они с бойцами устроились однажды на ночлег. С тех самых пор боец Красной Армии Макар Капитонов не расставался с изящной безделушкой.

Вещица была действительно прелюбопытная и стоила, очевидно, немалых денег. Древний мастер, а фигурка безусловно была древней (хотя и в прекрасной сохранности), столь тщательно обработал камень, что ящерка вышла как живая.

Небольшая - сантиметров двадцать длиной - она как будто спала, свернувшись кольцом. Приоткрытый рот, полный маленьких, но острых зубов, казалось, вот-вот вцепится в прозрачный чешуйчатый хвост...

Дед утверждал, что ящерка дважды спасла ему жизнь. Во время первого ранения он, чтобы хоть как-то остудить воспаленную рану, приложил к ней прохладную полированную фигурку. Мучительная боль стала таять и вскоре совсем прекратилась. А еще через несколько дней пулевое отверстие затянулось, оставив едва приметный шрам. Во второй раз басмаческая пуля прошила бойца Красной Армии Капитонова насквозь, пройдя в нескольких миллиметрах от сердца.

Шел бой, маленький отряд красноармейцев был окружен бандой Шамиля, и не было в нем врача, чтобы оказать помощь раненым. Теряя сознание, Макар попросил товарищей прибинтовать к пробитой груди каменную ящерку... Лишь через трое суток подошла подмога. И врач потом долго и недоуменно качал головой: по всем его медицинским теориям раненый боец должен был умереть еще три дня назад... Однако Макар выжил, и еще долго махал шашкой на самых разных фронтах...

Славка и верил, и не верил рассказам старого деда. Но однажды, когда дочку свалила тяжелая простуда и температура поднялась к сорока, а "Скорая" все не ехала, снял с полки серванта дедов амулет и положил девочке на грудь.

Когда, наконец, объявились заплутавшие врачи, температура у малышки была уже почти нормальной, и она крепко спала, улыбаясь во сне.

С тех пор каменная ящерка не давала Славке покоя. Поставив перед собой задачу разгадать ее тайну, он зарылся в справочники и энциклопедии и вскоре сообщил мне, что понял секрет исцелений.

Фигурка, по его мнению, скорее всего, была выточена из цельного куска сердолика. Мальчишки, находя на песчаных пляжах кусочки этого очень твердого полупрозрачного камня желтой, красной, янтарной расцветки, называют их "кремушки". Я помню, как и сам в детстве не мог пройти мимо этих ласкающих руки камушков, с любопытством рассматривая невероятные узоры и прожилки, просвечивающиеся внутри них.

Но мой друг был расстроен. Таинственность сказки была попрана прозой пусть малоизвестных, но тем не менее совсем не загадочных фактов. Оказывается, целебные свойства сердолика известны давным-давно. Еще египетские жрецы считали этот камень исключительно полезным. В древней Армении его применяли при тяжелых родах - клали рожениц на сердоликовую гальку. Сердолик прибинтовывали к ранам или ушибам, чтобы те скорее заживали. Им лечили нервные болезни и лихорадку, снимали колики в животе и укрепляли зубы...

Славка раскопал даже сведения о совсем забытых сегодня экспериментах Евгении Ивановны Бадигиной...

В 1935 эта женщина, весьма известный в своих кругах врач, открыла для себя чудесные свойства сердолика. Она же придумала и технологию его использования. Укрепляя камень на выходе обыкновенного фена, она обдувала им гнойные раны, получая поразительный эффект. Опыты проводились в военных госпиталях и обычных больницах с неизменным успехом. Бадигина обещала добиться, используя удивительные свойства сердолика, для всех живущих на Земле чуть ли не вечной молодости и здоровья. Но... Сталинский ГУЛАГ поглотил мечтательницу вместе с ее открытием.

Прошел год. Я и думать забыл о загадочной ящерке. Да и Славка поостыл к своему сердоликовому сокровищу. Но, как оказалось, самая большая неожиданность ждала его впереди. Разбирая как-то семейный архив, он наткнулся на любопытную фотографию. Молодой Макароныч, улыбающийся в еще черные "буденовские" усы, соколом глядел прямо в объектив, одной рукой опираясь на спинку стула, а на ладони другой держа перед собой фигурку ящерицы.

Наверное, никто кроме Славки не заметил бы в этом стареньком фото ничего необычного. Но он, часами рассматривавший сердоликовый дедов талисман, сразу увидел - это не та фигурка!

Положив рядом фотоснимок и ящерку, мы долго сравнивали их.

Безусловно, фигурка на снимке была очень похожа на каменную ящерку, что досталась Славке. Она тоже, как и наша, свивалась в кольцо. Но полуоткрытый рот не доставал до кончика хвоста, и положение лапок было совершенно иным.

- Наверное, у деда было две фигурки, - сделал я единственно разумный вывод.

- Я не говорил тебе раньше, - осторожно возразил Славка, - дело в том, что Макароныч перед самой смертью сказал мне: "Береги ее, она живая!" Я тогда подумал думал - бредит старик. А теперь...

Наука же не отрицает возможность существования кремнийорганической жизни!.. Ведь углерод, на основе которого строятся молекулы нашего тела, и силициум (кремний) очень схожи по свойствам. Только температура, при которой такая жизнь возможна - тысячи градусов. Такие условия возможны глубоко под землей на уровне расплавленной магмы или в кратерах действующих вулканов, где есть выходы раскаленной лавы...

В своих рассуждениях мой друг дошел до того, что назвал свою ящерку легендарной огненной саламандрой, представительницей древнейшей жизни, зародившейся, когда планета была еще раскаленной пустыней.

ящерка, тайна, сказ

- Она действительно живая, - предположил он.- Но ей очень холодно, вот она и стремится свернуться в клубок. Только происходит это очень медленно. Ты посмотри на свет - это не просто прожилки, это видны ее внутренние органы...

Я, конечно, посмеивался над Славкой. Но дома тоже полез в справочники.

Все сходилось один к одному. Пещера, где по словам Макароныча, он нашел фигурку ящерицы, находилась в уникальном месте. Урочище Кухи Малик расположено в знаменитых горах Равата, где уже минимум три тысячи лет выгорают подземные пласты угля. Камни в тех местах пышут жаром, обжигая ноги даже через толстые подошвы ботинок.

Кухи Малик - рай для геологов. Края трещин, уходящих в огненные подземелья, буквально на глазах обрастают щетиной кристаллов. Там найдены уникальные минералы и отпечатки следов каких-то невиданных доисторических животных...

Если где и могли выйти на поверхность "саламандры", то только в тех местах. А Славка буквально сдвинулся на своей идее.

"Теперь я знаю, почему сердолик обладает целебными свойствами, - говорил он. - Ведь это осколки живых существ, естественно, что от них исходит энергия жизни..."

Он притащил домой электрическую муфельную печь и решил создать для своей саламандры "нормальные" жизненные условия. А через несколько дней случилось несчастье.

Славки дома не было. И точную картину происшествия восстановить не удалось. Но если верить его дочке, все обстояло так.

Наслушавшейся рассказов отца, ей стало любопытно, и она приоткрыла дверцу печки. В то же мгновение оттуда выпала раскаленная докрасна фигурка ящерки и... побежала по полу, оставляя за собой обугленный след. Девочка, испугавшись, что может начаться пожар, схватила графин и выплеснула из него воду на пол. Не выдержав перепада температур, каменная ящерица разлетелась на мелкие осколки...

ящерица, история, быль

Возможно, все было иначе, и Славкина дочка сама выгребла чем-нибудь ящерку из печки, чтобы посмотреть, как себя чувствует "саламандрочка". Ну а дальше, когда от раскаленной фигурки вспыхнул пол, в ход пошла вода... А обугленная полоска на паркете возникла не потому, что ящерка бежала, а потому что девочка вначале пыталась оттащить ее на кафельный пол в ванную.

Славка расстроился ужасно. Но достойный внук красноармейца Капитонова, оправившись от душевной раны, он загорелся очередной идеей и теперь организовывает экспедицию в горы Равата за огненной саламандрой.

"Я все вычислил, - сообщил он мне, - пещера, где дед нашел саламандру, скорее всего, образовалась в результате провала. Холодный воздух стремительно проник под землю и буквально заморозил нашу ящерку. Я уверен, что найду там еще таких же..."

Славка развил бурную деятельность. Узнав у геологов, что в районе реки Ягноб есть несколько пещер, в которые никто не может спуститься из-за очень высокой температуры внутри них, он решил добыть у пожарных специальный костюм, в котором тушат нефтяные пожары. В нем он собирается войти в огненное подземелье и найти саламандру. К сожалению, неспокойная политическая обстановка в Таджикистане заставила его временно отложить экспедицию. Но он верит, что настанет день, когда его мечта сможет осуществиться...

"Они не просто живые, а разумные существа, - утверждает мой друг. - Под землей существует цивилизация, которая древнее человеческой на многие тысячи лет. И все эти "геопатогенные зоны", и огненные НЛО, и всякие прочие чудеса - все это следствие деятельности этой цивилизации. А мы даже не подозреваем, что делается у нас под ногами..."

огонь, истории

www.livemaster.ru

Саламандра — огненный элементаль и легендарная ящерка

Саламандра — это не только известное каждому земноводное, о котором сложено множество легенд. Так называют дух огня, крошечную ящерку, живущую в каждом костре, пламени свечи или другом источнике огня.

Саламандра — стихийный элементаль, живущий в огне

Саламандра

Саламандра является знаменитым и вместе с тем таинственным созданием из мифов Греции и Средних Веков. Ее считали крошечной ящеркой, проживающей в огне. Алхимики и маги почитали ее как воплощенный символ огня, огненный дух. Всего существует четыре элементаля, олицетворения стихий — ундины, гномы, сильфы и саламандры.

Вера в эту сверхъестественную ящерку, живущую в огне, не изживала себя до конца Возрождения. Многие видели в языках пламени танец юрких ящериц. Мошенники торговали тканями, вытканными из асбеста, выдавая их за кожу мифических созданий из огня.

Иногда утверждали, что огненная ящерица столь холодна, что одно ее прикосновение к огню гасит даже самое сильное пламя, а притронуться в ней — как коснуться голой рукой льда. Считалось, что она ядовита. Этот яд отравлял пищу и воду.

Для средневековых алхимиков она символизировала философский камень. Для христиан — была символом противостояния безгрешной души низменным и грешным позывам тела. Кроме этого, огненная ящерица была геральдическим существом, как и симплициссимус. В геральдической символике саламандра в окружении языков пламени говорила о стойкости и презрении к опасности.

Легенды о саламандрах

Саламандрой называют не только мифологическое, но и вполне реальное земноводное. О нем было сложено много легенд. Так, например, несколько сотен лет назад это земноводное считалось бессмертным. Кроме этого, в старину верили, что со временем небольшая ящерка вырастает и становится огромным драконом.

Шкура этой ящерки использовалась целителями и шаманами. В различных странах верили, что с помощью приготовленного из нее снадобья можно вылечить любую болезнь. Правда, появление этого земноводного в населенном пункте считалось предвестником беды.

Плиний описывал саламандру как невероятно ядовитое существо, что роднит его с одноименным огненным духом. Фрукты с дерева, на которое она залезла, считали ядовитым, как и все, что находилось на столе, на котором сидело земноводное. Если оно падало в воду, водоем считали ядовитым. Также остерегались брать это животное в руки, поскольку это грозило выпадением волос. В действительности же эта яркая ящерица ядовита, но не настолько.

В целом, саламандра является воплощением огненной стихии. Кроме того, существует и вполне реальное, не мифологическое земноводное саламандра. О ней также сложено немало легенд.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Google+

grimuar.ru