Путешествие по Старой Рязани. Рязанский камень


Путешествие по Старой Рязани

Со школьных лет мы с вами знаем о разорении Старой Рязани ханом Батыем в 1237 году. Многие из нас слышали легенды, сохранившиеся с тех пор (о Евпатии Коловрате, про Авдотью Рязаночку, о золотом коне). Однако не каждый из нас успел побывать в этом удивительном месте, пропитанном историей давно минувших дней. А многим, кто всё же побывал там, но без экскурсовода, показалось это место не таким интересным, как его себе представляли.

Предлагаем Вам виртуально посетить древнее городище Старой Рязани и пройти экскурсию (надеемся, которая вам понравится), не отходя от монитора своего компьютера.              

ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ

На высоком правом берегу Оки примерно напротив города Спасска лежит городище Старая Рязань. Оно занимает колоссальную площадь почти в 70 гектаров и приподнято над рекой на 45 метров. Ограниченное крутыми склонами оврагов и обнесённое земляными валами, городище создаёт ощущение полной неприступности.

 

Старая Рязань упоминается впервые в летописи в 1096 году. Город был почти полностью деревянным, существовало только три каменные постройки (Борисоглебский, Спасский и Успенский соборы).

 Screenshot_21.jpg

Старая Рязань строилась не сразу и состояла аж из трёх городов: Северного мыса (КРОМ), Среднего города, обнесённого валом и рвом, и бескрайнего Южного городища. Город общей численностью населения в 7-8 тысяч человек имел все шансы стать столицей древней Руси, в эпоху расцвета он был сопоставим по размерам с крупнейшими городами Европы (Парижем, Римом, Лондоном).

БАТЫЙ

21 декабря 1237 года город Старая Рязань, продержавшись пятеро суток, пал, был разграблен и сожжен дотла войском Батыя, а его жители зверски убиты.

rykn9rCw9nA.jpg

Следует упомянуть о подвиге Евпатия Коловрата - местного воеводы, который после возвращения из Чернигова (где просил помощи для противостояния татарам) застал город Рязань уже сожжённым и разорённым. После чего он с малой дружиной к количестве около 1700 человек пустился в погоню за войсками Батыя. Настигнув их, внезапной атакой рязанцы полностью истребили вражеский арьергард (бил их Коловрат так нещадно, что даже мечи притуплялись, и брал тогда он мечи татарские и сёк врага ими). Изумлённый Батый послал против русского богатыря своего лучшего воина Хостоврула, которого Евпатий разрубил напополам до седла. Согласно преданиям, татарам удалось уничтожить отряд Евпатия Коловрата только с помощью камнемётных орудий, забросав огромными камнями. Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского воина, Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам, отпустил их и повелел похоронить богатыря со всеми почестями.

                                  

По официальной версии (как утверждают археологи) Старая Рязань после разрушения ханом Батыем в 1237 году больше не восстанавливалась. Никаких построек с тех пор не сохранилось. Знаменитая арка - это руины храма Бориса и Глеба, построенного на городище Старая Рязань только в начале XX века на средства помещицы Стерлиговой (развалины усадьбы дворянского рода Стерлиговых находятся на возвышенности недалеко от городища и в народе называются "Белый дом") и взорванного большевиками в советский период.

16-17 вв

По неофициальной версии город Старая Рязань просуществовал до 16-17 века включительно (подобной версии придерживались иностранные источники и путешественники). 

  Так, в серьезном «Географическом лексиконе России«, изданном в 1773 году, прямо утверждается, что город Старая Рязань была ещё раз уничтожен в результате набега крымских татар в 1568 году.

Кроме того, в духовном завещании Ивана Грозного (1568-1572 годы) город Старая Рязань упомянут среди остальных рязанских городов, вполне себе существовавших в то время. В грамоте его сына, царя Федора Ивановича от 1588 года Терехову монастырю Рязань также упоминается как существующий город, в котором даже есть местная администрация. И только в конце XVII века – в окладных книгах 1676 года, говорится, что Старая Рязань превратилась в село. Произошло это скорее всего в следствии подавления восстания в Старой Рязани Василием Шуйским в 1655 году («Летописи о многих мятежах», изданные в 1772 году).

 

Конечно, можно предположить, что упоминание Старой Рязани в письменных источниках как существующего города – не более, чем дань традиции. Однако, если город запустел после 1237 года (что вроде бы доказали советские археологи), то сложно представить людей, которые почти 400 лет упоминают безлюдные руины города с оплывшими валами в качестве крупного населенного пункта. И хуже того – передают эти руины по наследству, назначают туда администрацию, и даже подавляют там восстания.

 

Существует версия, что русские люди в XIV-XVII веках банально путали  Переяславль-Рязанский и Старую Рязань, которой уже не существовало. Однако в старых картах четко указывается, что это – два абсолютно разных города, которые современники не смешивали друг с другом.

В настоящее время Старая Рязань — некогда столица древнего Рязанского княжества — выглядит как бескрайнее поле, обрамлённое рукотворными насыпями оборонительных валов. Здесь не осталось никаких построек. Только при раскопках археологам удалось найти сокрытые в земле фундаменты древних храмов. Кстати, на сегодняшний день археологами изучено лишь 6% площади городища.

 

Если вскарабкаться на южные валы, можно увидеть село Шатрище, лежащее по ту сторону от оврагов Чёрной речки у южной окраины города. Именно там в декабре 1237 года всё пространство до горизонта было усеяно шатрами войска Батыя. А ночью у каждого горел костёр, наводя ужас на жителей города, видимо, представлявших свою незавидную участь.

 

В наши дни у подножия городища Старая Рязань вдоль реки Оки раскинулась одноимённая деревушка с несколькими постоянными жителями.

 Screenshot_19.jpg

Доподлинно известно от очевидцев, что в 2013 году на плашкоутном мосту через Оку на г. Спасск со стороны Старой Рязани один из рыбаков (говорят, что житель Москвы), ловя рыбу на спиннинг, при очередном забросе блесны в воду зацепил за что-то тяжёлое. После долгих усилий по вытаскиванию снасти из воды, неизвестного рыбака стали посещать мысли, чтобы просто отрезать леску и больше не мучиться. Однако, так как было жалко дорогую блесну, этот рыболов решил продолжить свои усилия по вытягиванию зацепившегося предмета. Какого же было удивление всех, кто был в тот день на мосту, когда на спиннинг из воды в итоге был вытащен небольшой железный сундучок, внутри которого оказались золотые и серебряные монеты. С тех пор этого везучего любителя рыбной ловли здесь не видели. Удивительно, но факт!

 

Между прочим, по преданиям местных старожилов г. Спасск основан выжившими жителями Старой Рязани (после разорения её ханом Батыем в 1237 году) и название своё якобы получил от слова "Спасение" (основан теми, кто спасся).

ЗОЛОТОЙ КНЯЖЕСКИЙ КОНЬ

Также в городе Спасске можно услышать красивую легенду о золотом коне. Она восходит к домонгольским временам и касается первого рязанского князя Ярослава Святославича.

Screenshot_18.jpg

Князь был грозным воином. В то суровое время невозможно было править иначе как огнем и мечом. Князь со своей дружиной целые месяцы проводил в походах. В древней рязанской земле жило множество почти диких воинственных племен. Князь вынужден был усмирять их. Подмогой ему, кроме храбрых дружинников, был и верный конь. Скакун был чистейших кровей, купцы продали его князю за слиток серебра размером с голову коня. Однажды на небольшой княжеский отряд налетели лесные жители с дубинками. Вид их был страшен: обросшие, в одеждах из звериных шкур, они походили на чертей. Храбро бились воины, но силы были слишком неравны. Князю грозила неминуемая смерть, если бы не его верный конь. Копытами он сшиб нескольких нападавших и вырвался из их кольца.

После смерти скакуна, князь в память о своём боевом друге приказал изготовить и поставить в центре Старой Рязани памятник - фигуру коня, сделанную из золота. Ни один княжий двор Руси и Европы того времени не мог похвастаться таким удивительным монументом.

Спустя полтора столетия на Русь обрушилась страшная беда: татаро-монгольская орда лавиной хлынула с востока. Рязань первая встретила их удар. Но вместе со Старой Рязанью с лица земли исчез памятник. Предание гласит, что золотого коня зарыли в землю русские люди, чтобы не достался поганым. Каждый кладоискатель, отправляясь на поиски в окрестности Старой Рязани, в тайне мечтает найти этого легендарного золотого коня.

 ХРАМ БОРИСА И ГЛЕБА

Направляясь на Старую Рязань, следует ознакомиться с историей места, ведь экскурсоводы на городище не водятся. Главный письменный источник— «Повесть о разорении Рязани Батыем». Этот текст — главный документ, донёсший до нас историю обороны города и весть о подвиге Евпатия Коловрата и его дружины. Непонятно, кто и когда написал «Повесть о разорении Рязани Батыем». Но известно, что автор записал устное предание далёкой старины через триста лет после события. Это самый старый из дошедших до нас документов. Кстати, до сих пор неизвестно ничего о том, где произошла великая битва дружины Коловрата с войском Батыя, и где лежит тело богатыря.

                              

Мало, кто знает, что в начале ХХ века на городище Старая Рязань был построен новый храм Бориса и Глеба (ничего не имеющий общего с предшественником) на фундаменте старого Борисоглебского собора, в честь, как было тогда модно, восстановления древних разрушенных храмов. Кстати, этим строительством очень недовольны археологи и местные жители села Старая Рязань, находящегося рядом с городищем, так как были разрушены остатки древнего Борисоглебского собора (между прочим, усыпальницы рязанских князей и знати). В народе его называют "уродливым храмом, выстроенным иждивением местной помещицы Стерлиговой". Новодельный храм Бориса и Глеба по приказу советских властей начали взрывать ещё в 1941 году и разбирать на щебёнку для строительства дороги от ст. Шилово. Завершили ломать тракторами эту церковь, как рассказывают жители соседних сёл, в 1947 году и ныне от неё остались только живописные развалины (та самая знаменитая арка).

 

НЕМЦЫ В СТАРОЙ РЯЗАНИ

00LSlzDfb6Y.jpg

Старожилы близлежащих сёл рассказывают невероятные истории о том, что недалеко от Старой Рязани в лесном массиве (в народе место называется «Ласки») в годы войны видели немецкий специальный отряд, заброшенный мистической организацией Аненербе на территорию Рязанской области в декабре 1941 года и искавший здесь легендарный меч-кладенец. А чёрными археологами при раскопках фундамента древнего Борисоглебского собора, говорят, был обнаружен череп с нацистской каской (якобы останки одного из этих диверсантов).

РЯЗАНСКИЕ БАРМЫ

В 1822 году при опахивании крестьянами дороги на Южном городище Старая Рязань, рядом со Спасским собором, был найден клад. Клад получил название «рязанские бармы». В состав клада входили высокохудожественные украшения из золота. Теперь всё это добро хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

 

Всего на территории Старой Рязани было найдено 17 кладов, может быть и больше, но об этом ничего не известно. К сожалению, ни один из кладов, найденных на Старой Рязани до XIX столетия, до нас не дошел.

 

АВДОТЬЯ РЯЗАНОЧКА

M8ZnfxLTQTU.jpg                                     

Глядя на крест, возвышающийся над братской могилой защитников Старой Рязани, где было захоронено около 300 жителей города, вспоминается легенда про Авдотью Рязаночку, которая не побоялась отправиться за своими близкими в Золотую Орду. Упоминание об Авдотье Рязаночки встречается в исторической песне, сложенной, по видимому, в середине XIII века, и сохраненной с некоторыми изменениями севернорусскими сказителями вплоть до XX столетия.

Авдотья была женщиной из обыкновенной рязанской семьи, воспитывала маленького ребёнка. Ее муж и брат не входили в дружину, а занимались ремеслами. Жили они, как и большинство людей того времени, в небольшом деревянном домике.

 konstantin_vasilyev_1974_5.jpg

(картина художника Константина Васильева "Авдотья Рязаночка")

Зимой 1237 года Авдотья отлучилась в Муром – купить ткани, чтобы сшить для всей семьи новые рубахи. Путь около двухсот километров нужно было преодолеть пешком, ведь зимой коня в дороге кормить нечем. Больше месяца потратила женщина на свое путешествие, а когда благополучно вернулась домой, то обнаружила сожженный до тла город Рязань ханом Батыем.

Проплакав несколько дней, Авдотья осмотрела всех убитых рязанцев. Ее родных среди них не оказалось. Позже выяснилось, что брата, мужа и сына Авдотьи увели в полон (плен) татары. Тогда женщина решилась на поступок, на который до нее не отваживался никто. В одиночку она пошла пешком за две с половиной тысячи километров – в Золотую Орду, чтобы выручить из плена своих близких.

 

После того, как Авдотья достигла ханской ставки, Рязаночку провели к Батыю в шатер. Услышав ее просьбу освободить родных, хан расхохотался и сказал, что пленных у него много и не будет он среди них искать родственников Авдотьи. Только из уважения к ее храбрости хан предложил ей сорвать любой цветок, растущий перед шатром, и искать своих близких, пока цветок не завянет в руках Авдотьи. Если завянет – ее ждет казнь.

 

Женщина выбрала невзрачный желтый бутон и отправилась к пленным русичам. Почти три дня ходила она среди тысяч пленников, а маленький цветочек в её руках не только не завял, а даже расцвел. К вечеру третьего дня поисков Авдотья вдруг увидела в толпе своих родных. Муж, сын и брат – живые – стояли перед ней.

 

Но коварный хан заявил, что может отпустить только одного из троих. Подумав, женщина сказала, что замуж можно выйти во второй раз, детей родить себе можно и ещё, а вот если потерять брата, то восполнить потерю уже никак не получиться. Авдотья Рязаночка попросила отпустить с нею брата.

 

Хан Батый был поражен мудростью женщины. Ведь во время осады Рязани он потерял собственного брата – тот погиб где-то под крепостными стенами. Вспомнив об этом, хан смилостивился и отпустил домой вместе с Авдотьей всю ее семью...

КРОМ

Отдельного упоминания достоин северный мыс (КРОМ) — самая маленькая и древняя часть городища Старой Рязани, которая лежит в устье реки Серебрянки, на его поверхности находится современное кладбище, а у подножья — сельская церковь. Видимо, это единственное кладбище в России, устроенное выше храма.

                                       

Церковь Преображения Господня, основанная не позже XVI века, построена из камня в 1735 году. Историки утверждают, что уникальность храма в том, что он сооружен значительно ниже кладбища, на котором захоронены наши предки. Это как бы дань подвигу людей, защищавших нашу землю от полчищ татар. 

  В 1870 году церковь была отремонтирована и перестроена на средства помещика Стерлигова (развалины усадьбы дворянского рода Стерлиговых находятся на возвышенности недалеко от городища и в народе называются "Белый дом"). Этот же помещик здесь основал два училища для мальчиков и девочек.

 

В годы советской власти (в 30-х годах) церковь Преображения Господня была закрыта и с середины ХХ века использовалась как музей "Старая Рязань". В 1994 году храм был возвращён верующим.

АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ          

-Az3LY14Zao.jpg                                   

Есть ещё два объекта непременного посещения на Старой Рязани — родник в овраге Серебрянки и знаменитый валун из гранита, так называемый алатырь-камень. Валун-исполин лежит на дне оврага у южных валов. Камень появился на дне оврага лишь пять лет назад, а до той поры, будучи принесённым ледником из далёкой Карелии, лежал 250 тысяч лет в недрах Старой Рязани. И объявился на свет лишь благодаря активно растущему оврагу, который, вгрызаясь в тело городища, извлёк на свет чудо-валун. Дело довершили местные жители, неизвестно как умудрившиеся выворотить громадину весом в пять тонн, торчавшую наполовину из склона. Поговаривают, будто бы сил копателям добавила идея-фикс: под валуном непременно ожидали найти клад. В итоге камень скатился на дно оврага, где и лежит поныне.

 

 RPQL7WxjRiI.jpg                                     

Сегодня городище Старая Рязань – памятник истории и культуры федерального значения, составная часть Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Ежегодно на городище работает совместная археологическая экспедиция РИАМЗ и ИА РАН при поддержке РГНФ под руководством И.Ю.Стрикалова.

 

Источники:

1) https://vk.com/album-18793188_197742624 - Фотоальбом «Старая Рязань - столица древнего Рязанского княжества» в группе поисково-исторического клуба «СтареЦ»;

2) http://mediaryazan.ru/ekskursia/detail/150609.html - статья Алексея Водорезова «Старая Рязань» в разделе Экскурсия на сайте информационного агентства «МедиаРязань»;

3) http://www.history-ryazan.ru/node/14181 - сайт «История, культура и традиции Рязанского края»:Урочище Семикино болото, Спасский район;

4) http://www.liveinternet.ru/users/4126087/post189766758/ - Статья Олега Бакланова "Под Рязанью спрятан меч Ория?" "Родной город" Рязань;

5) http://www.liveinternet.ru/users/3561375/post142073274/ - легенда про Авдотью Рязаночку;

6) Сайт http://sobory.ru/article/?object=02007 - народный каталог православной архитектуры «Старая Рязань. Церковь Преображения Господня»;

7) «Повесть о разорении Рязани Батыем»;

8) Интернет-энциклопедия "Википедия";

9) Народные рассказы, предания и воспоминания, услышанные мной в ходе личных устных бесед с местными жителями с. Старая Рязань, с. Шатрище, с. Фатьяновка, г. Спасск в 2012-2014 годах.

Автор: 

Краевед, основатель поисково-исторического клуба "СтареЦ" Денис Шибаев

15yYSJnVn0U.jpg

Читайте другие статьи автора: 

- Чем занимается рязанский "Старец"?

- История Рязани, связанная с именем Салтыкова-Щедрина

- Тайны рода Языковых

- Сокровища Стерлиговых. Как разбогател один из первых российских мультимиллионеров? 

mr-rf.ru

Старая Рязань | Достояние

Оно занимает колоссальную площадь почти в 70 гектаров и приподнято над рекой на 45 метров. Ограниченное крутыми склонами оврагов и обнесённое земляными валами, городище создаёт ощущение полной неприступности. Впечатление резко усиливается, когда вы при самых благоприятных условиях в тёплую сухую погоду без дополнительных помех пытаетесь взобраться на один из склонов в обход существующей автодороги, цепляясь руками за траву в попытке удержаться от падения. И до сих пор непонятно, как зимой войска Батыя смогли взять город, ведь по преданию жители Старой Рязани героически оборонялись, обрушивая на неприятеля град стрел, обливая почти взобравшихся на скользкий обледенелый вал врагов горячей смолой. Но 21 декабря 1237 года город, продержавшись пятеро суток, пал, был разграблен и сожжен дотла, а его жители зверски убиты.

Летописная история

Направляясь на Старую Рязань, следует ознакомиться с историей места, ведь экскурсоводы на городище не водятся. Главный письменный источник— «Повесть о разорении Рязани Батыем». Этот текст — ключевой путеводитель по событиям давно минувших дней и требует внимательного прочтения. «И прислал (Батый) послов на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всём: во князьях, во всяких людях и в остальном. И послал сына своего князя Фёдора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю. Батый дары принял и стал у князей рязанских дочерей и сестёр к себе на ложе просить. И сказал князю Фёдору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Фёдор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жён своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и жёнами нашими владеть будешь». Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Фёдора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. И взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли. И во граде многих людей и жён, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мёртвые».

Подвиг Коловрата

Автор «Повести о разорении Рязани Батыем» обессмертил имя некоего Евпатия Коловрата. В этом тексте каждое слово на вес золота, ведь больше о герое из других письменных источников ничего неизвестно. Вот рассказ древнего автора, почти без купюр и правок. «Некий от велмож резанских имянем Еупатий Коловрат в то время был в Чернигове со князем Ингварем Ингоревичем, и услыша приход зловернаго царя Батыя, и иде из Чернигова с малою дружиною, и гнаша скоро. И пригна во град Резань и виде град разоренъ, государи побиты, и множества народа лежаща: ови побьены и посечены, а ины позжены, ины в реце истоплены. Еупатий воскрича в горести душа своея и разпалаяся в сердцы своем. И собра мало дружины: тысящусемсотъ человек, которых бог соблюде быша вне града. И погнаша во след безбожного царя и едва угнаша его в земли Суздалстеи, и внезапу нападоша на станы Батыевы. И начаша сечи без милости, и сметоша яко все полкы татарскыа. Татарове же сташа, яко пияны, или неистовы. Еупатию тако их бьяше нещадно, яко и мечи притупишася, и емля татарскыа мечи и сечаша их. Татарове мняша, яко мертви восташа. Еупатий силныа полкы татарьскыя проеждяя, бьяше их нещадно. И едва поимаша от полку Еупатиева пять человекъ воиньскых, изнемогших от великих ран. И приведоша их къ царю Батыю. Царь Батый нача вопрошати: «Коеа веры еста вы, и коеа земля, и что мне много зла творите?» Они же реша: «Веры християнскыя есве, раби великаго князя Юрья Ингоревича Резанскаго, а от полку Еупатиева Коловрата. Царь же подивися ответу их мудрому. И посла шурича своего Хостоврула на Еупатиа, а с ним силныа полкы татарскыа. Хостоврул же похвалися пред царем, хотя Еупатия жива пред царя привести. И ступишася силныя полкы татарскыа, хотя Еупатиа жива яти. Еупатей же исполин силою и разсече Хостоврула на полы до седла. И начата сечи силу татарскую, и многих тут нарочитых багатырей Батыевых побил, ових на полы пресекоша, а иных до седла краяше. Татарове возбояшеся, видя Еупатиа крепка исполина. И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем истмочисленых пороков, и едва убита его. И принесоша тело его пред царя Батыа. Царь Батый посла по мурзы, и по князи, и по санчакбеи, и начаша дивитися храбрости, и крепости, и мужеству резанскому господству. Они же рекоша царю: «Мы со многими цари, во многих землях, на многихъ бранех бывали, а таких удалцов и резвецов не видали. Сии бо люди бьяшеся един с тысящею, а два со тмою. Ни един от них может сьехати жив с побоища». Царь Батый и зря на тело Еупатиево, и рече: «О Коловрате Еупатие! гораздо еси меня подщивал малою своею дружиною, да многих богатырей сильной орды побил еси, и многие полкы падоша. Аще бы у меня такий служил, — держал бы его у сердца своего». И даша тело Еупатево его дружине, которые пойманы на побоище. И веля их царь Батый отпустити, ни чем вредити».

Старая Рязань сегодня

В наши дни у подножия городища вдоль реки раскинулась одноимённая деревушка в несколько постоянных жителей, с одной козой на всех, но с собственным храмом. Многочисленные туристы, поднявшись на городище, почему-то надеются увидеть развалины древних построек и пристально вглядываются под ноги, горя желанием найти что-нибудь ценное, подогретые рассказами местных жителей, чуть ли не каждый из которых «в детстве находил горсть серебряных монет или золотую подвеску». Гости, как правило, сначала направляются к «каменному кресту», где открывается грандиозный вид на заливные луга Оки и Спасск. Затем осматривают развалины знаменитой арки, наивно полагая, что это и есть руины храма, порушенного Батыем. Кто-то находит силы вскарабкаться на южные валы, особо просвещённые показывают вновь прибывшим село Шатрищи, лежащее по ту сторону от оврагов Чёрной речки у южной окраины города. И рассказывают, что именно здесь в декабре 1237 года всё пространство до горизонта было усеяно шатрами ордынского войска. А ночью у каждого горел костёр, наводя ужас на жителей города, видимо, представлявших свою незавидную участь. Так это было, или иначе, неизвестно.

Непонятно, кто и когда написал «Повесть о разорении Рязани Батыем» — главный документ, донёсший до нас историю обороны города и весть о подвиге Евпатия Коловрата и его дружины. Неизвестно, был ли автор очевидцем, или же записал устное предание далёкой старины много лет спустя. Но самый старый из дошедших до нас документов был написан через триста лет после события. Село Шатрищи в своём имени пронесло крупицу истории почти сквозь восемь веков. А сама Старая Рязань — некогда столица древнего Рязанского княжества — теперь выглядит как бескрайнее поле, обрамлённое рукотворными насыпями оборонительных валов. Здесь не осталось никаких построек. Только при раскопках археологам удалось найти сокрытые в земле фундаменты древних храмов. А знаменитая арка — это церковь XIX века, взорванная большевиками в советский период. Лишь валы, обрамлённые рвами, напоминают о былом могуществе города.

Ещё два объекта непременного посещения — родник в овраге Серебрянки и знаменитый валун из гранита, очередной прозванный алатырь-камнем. Валун-исполин весом со слона лежит на дне оврага у южных валов — к нему уже несколько лет не зарастает народная тропа, отчего поверхность камня усеяна слоем монет разного достоинства. В народе поговаривают будто бы это тот самый камень — указатель, который издревле лежал на древнем перекрёстке, местный подсказчик направления возможной потери коня и головы. Но это не так: камень появился на дне оврага лишь пять лет назад, а до той поры, будучи принесён ледником из далёкой Карелии, лежал 250 тысяч лет в недрах Старой Рязани. И объявился на свет лишь благодаря активно растущему оврагу, который, вгрызаясь в тело городища, извлёк на свет чудо-валун. Дело довершили местные жители, неизвестно как умудрившиеся выворотить громадину весом в пять тонн, торчавшую наполовину из склона. Поговаривают, будто бы сил копателям добавила идея-фикс: под валуном непременно ожидали найти клад. Так это было или иначе, мы точно не знаем. Старая Рязань вообще наполовину соткана из легенд и преданий. Но в итоге камень скатился на дно оврага, где и лежит поныне, притягивая туристов, верящих, что «алатырь» придаёт сил, заряжает аккумуляторы разрядившихся мобильников и выводит из запоя.

Раскопки и находки

Разорённый город спустя века превратился в пашню. Но в 1790 году неожиданно напомнил о былой славе. Местный крестьянин выпахал на городище золотую корону, изломал её и продал по частям. А в 1822 году некий Калайдович углядел у крутого берега Оки два обширных холма, возникших на месте разрушенных зданий. Вблизи одного из них был найден знаменитый старорязанский клад, а в нём 28 предметов княжеского одеяния с драгоценными каменьями. Находку прозвали «княжескими бармами». Это самый богатый из кладов Древней Руси, сокровища стали первыми экспонатами Оружейной палаты в Москве. А в 1836 году один из холмов раскопал сын спасского купца Тихомиров, и оказалось, что земля и мусор скрывали руины древнего храма, а в нём — восемь каменных гробов с останками, видимо, рязанских князей и княгинь, погибших при нашествии Батыя. Здесь же были найдены лоскуты золотой парчи, серебряные украшения и кресты. Все эти находки бесследно исчезли. Полвека спустя в 1888 году достойный секретарь рязанской учёной архивной комиссии Селиванов раскопал другой холм, и разрытые руины объявил остатками соборного храма Бориса и Глеба, также порушенного Батыем. А в 1926 году Рязанский Государственный областной музей совместно с Государственным историческим музеем (Москва) организовал экспедицию для исследования Старой Рязани. Первым руководителем Старорязанской археологической экспедиции стал профессор Городцов. С тех пор и копают.

Интенсивность раскопок на Старой Рязани наблюдается в последние полвека. Каждое лето здесь работает археологическая экспедиция. В раскопках участвуют школьники, студенты и добровольцы. Единовременное число участников может достигать 50-70 человек. Казалось бы, такими темпами можно было давно изрыть древний город вдоль и поперёк. Но на сегодня изучено лишь 6% площади городища. А всё потому, что Старая Рязань вообще не имеет аналогов: в эпоху расцвета он был сопоставим по размерам с крупнейшими городами Европы (Парижем, Римом, Лондоном), а после сожжения вообще оказался заброшен. И что удивительно, на месте уничтоженных в разное время Владимира, Москвы, Твери, Новгорода, Пронска и других городов, с течением времени выросли новые. Оттого археологи сталкиваются с большими проблемами при изучении их истории, ведь на древних слоях стоят современные дома. В этом плане Старая Рязань — «бесконечное поле» для деятельности во всех допустимых смыслах. Она упоминается впервые в летописи в 1096 году: город имел все шансы стать столицей древней Руси, но вообще исчез с лица земли.

Площадь городища чуть меньше квадратного километра. Причём как и Москва, Рязань строилась не сразу и состоит аж из трёх городов — самый маленький и древний именуемый Северным мысом, лежит в устье реки Серебрянки, на его поверхности находится современное кладбище, а у подножья — сельская церковь. Видимо, это единственное кладбище в России, устроенное выше храма. С юга и востока Северный мыс охватывает площадь Среднего города, обнесённого валом и рвом, а за их пределами лежит бескрайнее Южное городище.

Экспедиция работает ежегодно с конца июня до конца августа. Её палаточно-вагончиковый городок размещается теперь на новом месте — посреди деревни Старая Рязань в двух сотнях метров от храма. Что же ищут археологи сегодня? Конечно, простому обывателю наиболее понятна находка золотого клада. Но такое случается нечасто, да и, в целом, не так важно, хотя ценные находки всегда долгожданны. Основная задача археологов — реконструкция города, выяснение его роли и взаимосвязей в Древней Руси. Ведь кроме коротких летописных записей и упомянутой «Повести о разорении…» у историков почти ничего нет. А пишет всяк по своему. И где в тексте проходит грань между правдой и преувеличением, понять невозможно, тем более, что неизвестный автор давно умер. Оттого вся надежда на археологию.

После изнурительных часов с лопатой под палящим солнцем Старой Рязани на свет появляются крохи давно утерянной истории. Вот бусинка, явно сирийская, а вот украшения, типичные для славян бассейна Днепра. Значит, город вёл активную торговлю и был известен далеко за пределами княжества. Вот осколки глиняной посуды. Они встречаются везде и помногу. Иногда создаётся впечатление, что наши предки пользовались одноразовыми глиняными стаканами, каждый раз после обеда разбивая их вдребезги «на счастье». По типу лепки, форме донца и венчика (горлышка), а ещё по узору нынешний начальник Старорязанской экспедиции Игорь Стрикалов, сотрудник Института археологии РАН способен точно установить возраст слоя, в котором найден осколок. Таким образом, можно датировать и все другие находки из этого слоя. Вот другой экспонат — человеческий череп. Швы между костями почти затянуты костной тканью, значит, человек был в возрасте. А зубы целы все до единого, без каких-либо признаков кариеса. И так с каждой находкой. Получается, жители древней Рязани не знали проблем с зубами. Вот следы усадьбы, а в ней — жилища с остатками печи и горна. Так была обнаружена мастерская древнего ювелира. В музее Рязанского кремля под толстым стеклом хранится единственная берестяная грамота. Подобные её известны из Новгорода. Но там и ситуация другая. Влажный болотистый грунт не даёт гнить органике, потому хорошо сохраняются и дерево, и кожа, и береста. А Старая Рязань находится на высоком плато с сухим грунтом, из-за чего органика давно превратилась в плодородную почву. Но ведь люди жили не только в городе, но и у его подножья, в Посаде — там, где сегодня находится деревня. И почвы здесь сильно увлажнены. Устроенный на рубеже тысячелетий раскоп, получивший название «Мокрый», принёс массу особых артефактов. Вот деревянное корыто, пролежавшее в земле почти 900 лет. Вот кусочки кожаной одежды. Именно здесь и была обнаружена берестяная грамота, лежавшая в жидковатой грязи в виде свернутого невзрачного рулона. Сегодня каждый посетитель музея в Рязанском кремле имеет возможность изучить загадочные чёрточки, в которых угадывается целый сюжет. До находки в Старой Рязани в пределах Руси было известно десять городов с берестяными грамотами: Новгород, Старая Русса, Торжок, Псков, Смоленск, Витебск, Мстиславль, Тверь, Москва, Звенигород Галицкий. Теперь их 11.

Попутно с музейными артефактами на дне раскопов вырисовываются контуры домов и усадеб, выстраивающихся в улицы. По их размерам становится возможным понять, каковы были численность населения города, финансовое состояние жителей, степень разрыва между богатыми и бедными. В общем, наблюдение за работой археологов — штука интересная. Желающие могут присоединиться, рабочие руки адекватных людей требуются здесь всегда. Единое дело и экспедиционный дух затягивают настолько, что многие возвращаются сюда ежегодно и не мыслят лета без недельки-другой на Старой Рязани. Однако настоящая беда Старой Рязани — «чёрные археологи». Бородачи на джипах и молодые парни с рюкзачками, менеджеры самого среднего звена и бизнесмены, нагловатые или робко посматривающие по сторонам, они едины в одном. Музыка в наушниках — писк металлоискателя, под который они выкапывают сотни ям, изредка находя что-нибудь ценное, но навсегда разрушая единство культурного слоя. После их работ оказываются уничтоженными если не целые страницы, то, как минимум, приличные абзацы истории. Но с недавних пор на городище появилась охрана. Люди уникальной профессии — «охранники городища», вооруженные биноклем, неустанно наблюдают за каждым из прибывших гостей. И особого внимания удостаиваются те, в чьих руках поблескивает лопатка. Попытка копнуть закончится приездом полиции.

Старорязанские загадки

Старая Рязань раскрывает свои тайны крайне неохотно. Совершенно непонятно, почему же всё-таки было заброшено давно обжитое место. Неизвестно кто и как по каким чертежам и под чьим руководством насыпал эти валы. В настоящее время сохранилось почти два километра насыпных валов. Их высота достигает четырёх метров, ширина основания больше двадцати, их создание — результат поистине титанического труда. А строили их в эпоху, когда не было не только экскаваторов, но даже металлических лопат. Кстати, при совместной работе археологов из Академии наук, сотрудников Рязанского кремля и географов РГУ имени Есенина в 2011-2012 годах были обнаружены фрагменты вала, который некогда тянулся вдоль крутого склона долины Оки, но был уничтожен при естественном оползании склона. А значит, протяжённость вала была больше, чем на полкилометра. Но тогда ещё более непонятно, зачем наши предки насыпали вал на и так совершенно неприступном склоне. Оползни и овраги вообще довольно ощутимо порушили городище. Овраги заложились аккуратно по днищу копаных рвов и заметно увеличили перепад высот и крутизну склонов, добавляя ощущение неприступности.

Другая неясность — как жители средневекового мегаполиса обеспечивали себя водой, ведь на городище грунтовые воды лежат на глубине более 15 метров, и колодцев быть не могло. А многотысячное население постоянно требовало воды. Выдвигались версии, что город строился среди лесов, из-за чего грунтовые воды были гораздо ближе к поверхности. Строительство городских стен и бревенчатых изб привело к тотальной вырубке леса, корни перестали выдерживать влагу и уровень воды упал, иначе говоря, есть предположение, что древние рязанцы могли стать жертвой экологической катастрофы. А может и не было этого вовсе, а люди исправно спускались к реке или роднику с вёдрами.

Другая версия. В пустынях Средней Азии разбросано множество брошенных городов, развалины которых занесены песком. Они стали жертвой непостоянства местных рек, периодически прокладывающих себе новые пути. И город, воздвигнутый на реке, может в одночасье оказаться посреди пустыни, во многих вёрстах от воды. Но может ли нечто подобное произойти в лесной зоне центра Европейской части России? В шести километрах к югу от городища Старая Рязань лежит центр притяжения рыбаков — здесь сливаются Ока и Проня, в экономическом отношении это место наиболее удобно для постройки города. Меж тем здесь сохранились валы небольшого спутника Старой Рязани — Ново-Ольгово городка. Учёные-географы считают — Старая Рязань возникла отнюдь не на отшибе, а у места слияния двух рек, а после падения города русло Оки сдвинулось к югу. От места былого потока сохранился затон у города Спасска. Какая же сила могла заставить столь мощную реку изменить течение, да ещё и так резко? Несколько лет назад эта версия считалась фантастической, но недавние исследования рязанских географов показали — в эпоху древней Руси в X-XII веках климат был теплее современного. В зимнее время снег хотя и выпадал, но льдом реки намертво не покрывались, частые оттепели плавили снег, и талые воды тут же уносила река. В итоге к весне снежный покров был невелик, и таять было почти нечему. Поэтому и половодий не было. Реки текли равномерно в течение года и катастрофических смещений русла не случалось. В доказательство при раскопках почвы современных заливных лугов был обнаружен плодородный слой, некогда лежавший на поверхности и развивающийся только вне поймы. А затем он был многократно перекрыт речными наносами. Появление половодий, совпавшее по времени примерно с периодом падения города, привело к особому эффекту. Мощный сток воды при весеннем таянии снега привёл к резкому смещению русла Оки на юг. Но это пока лишь гипотеза, требующая дополнительных доказательств. К тому же, по последним данным археологов, жизнь в городе не прекратилась, а теплилась ещё пару столетий. Но в итоге исчезла совсем.

А ещё до сих пор неизвестно ничего о том, где произошла великая битва дружины Коловрата с войском Батыя, и где лежит тело. И это ещё одна большая загадка Старой Рязани.

Как добраться

Для тех, кто на машине. Добраться до городища можно двумя путями. Во-первых, во все сезоны года можно доехать по асфальту по трассе M5. За Кирицами нужно не пропустить поворот на Разбердеево. Дорога ведёт прямиком в Фатьяновку, за километр перед которой будет поворот налево. Вам сюда. Трасса проложена по древнему разрыву в восточных валах. Въезд свободный, ворот и охраны нет. Во-вторых, можно добраться из Рязани через Спасск. Доехав до центра Спасска нужно свернуть у автовокзала и доехать еще 3 километра до понтонного моста. Зимой и в половодье он по понятным причинам не работает. А в тёплое время и осенью мост на месте. Переехав плавучую переправу поверните направо и следуйте вдоль Оки. За мостиком через речку Серебрянку вы увидите деревушку и храм. Дорога сворачивает влево и устремляется вверх по склону, на котором исчезает асфальт, но появляется Старая Рязань. Дальние пределы города укажут валы на горизонте.

Для пеших странников. Добраться можно на автобусе Рязань – Фатьяновка – Исады, что ходит от Центрального автовокзала, либо на автобусе Рязань – Спасск, а далее – пешком. Наконец, существует чудесный маршрут с приключениями: на электричке или автобусе до Кириц, а затем 12 километров на север мимо усадьбы Фон Дервиза, через сосновый лесок, деревеньку Засечье, затем вдоль берега Прони мимо старой дубравы, а далее от слияния Прони с Окой у деревни Никитино и по берегу последней прямо до городища. Ориентиром для новичков послужит знаменитая «арка». Часть пути между Никитино и Шатрищами осложнят многочисленные овражки. Но в конце сухого лета почти весь путь можно пройти по каменистому пляжу Оки.

comments powered by HyperComments

Алексей Водорезов

dostoyanie.info

Городище Старая Рязань. Карта, фото, видео, как добраться, отели рядом – Туристер.Ру

В 50 километрах от Рязани лежит древний город, заброшенный после нашествия хана Батыя в 1237 году. Это Старая Рязань. Городище и по сей день таит в землях своих множество загадок, поскольку единственным рукописным источником, проливающим свет на историю разрушения города Батыем, является «Повесть о разорении Батыем Рязани». Сейчас трудно сказать, что из написанного правда, а что вымысел, да и о времени создания этого текста догадаться сложно.

Официальная история этого крупнейшего в XI—XIII вв. торгового центра, восстановить которую удается благодаря работе археологов, такова: окруженная огромными земляными валами крепость между рек Серебрянка и Ока находилась на важнейшем торговом пути древности — Волжско-Окском пути. По найденным здесь предметам быта, старинным монетам, элементам одежды и украшений можно предположить, что сюда съезжались купцы с востока, чтобы обменивать свои товары на товары и природные богатства земель русских: соль и прочие товары, привезенные с востока, менялись на пшеницу, рожь, пеньку, мед, воск, лен, русские мечи и кольчуги, а также на «сибирское золото» того времени — пушнину.

Вполне вероятно, что прибыль неленивого купца того времени могла составлять до 1000% от «себестоимости» товара. Торговля и процветание Старой Рязани продолжалось до тех пор, пока внук знаменитого Чингисхана, хан Батый не сравнял город с землей: Рязань пала после атаки ханских войск, продолжавшейся в течение пяти суток. До сих пор гадают историки, почему город, подобно другим крупным, разрушенным до тла русским городам, не был восстановлен. Вопрос «Что заставило местных князей раз и навсегда уйти с насиженных мест и перенести столицу в Переяславль?» остается без ответа.

Спустя века после разорения Рязани, земли, на которых стоял большой город, стали использоваться как пашни. Так, абсолютно случайно, в конце XVIII — начале XIX веков крестьяне начинают находить на пашнях клады. Самый известный из рязанских кладов был обнаружен при ремонте дороги близ городских ворот: тринадцать медальонов или крупных золотых блях, украшенных драгоценными камнями, с нарисованными на эмали образами святых. Клад был передан в Оружейную палату Московского кремля, где он и хранится сейчас.

Городище Старая Рязань на google-панораме

Что же представляет собой территория Старой Рязани сейчас? Если окинуть ее беглым взглядом, можно увидеть лишь «чисто поле» да какие-то холмы. На самом же деле эти земли — настоящий рай для увлеченных археологов. На сегодняшний день ученым удалось обнаружить фундаменты нескольких церквей (Борисоглебского Успенского и Спасского соборов), установить расположение основных ворот города (Окские, Серебряные, Водные, Спасские, Южные, Ряжские и Борисоглебские) и составить его план. Удалось так же восстановить план города. Старая Рязань состояла из трех частей, каждая из которых была укреплена: самый древний и маленький, лежащий в устье р. Серебрянки город под название Северный Мыс, Средний Город, чья территория в несколько раз больше Северного мыса, и, наконец, огромное Южное городище или Стольный город.

В городище есть три ключевые точки, привлекающие туристов своей загадочностью. Первая — красная кирпичная арка — это все, что осталось от храма, но не средневекового, а собора XIX века, возведенного на фундаменте одной из Рязанских церквей. Собор, к сожалению, был разрушен в советское время. Стоя под сводом разрушенного храма, как будто слышишь голос из рокового 1237 года: «Не стройтесь здесь!» Второй архитектурный объект — белый полукруглый каменный крест, почему-то не в память о погибших в битве с Батыем, а в честь святых Кирилла и Мефодия. И, наконец, непонятный большой белый валун в овраге, называемый Алатырь-камень. Впрочем, все мистические предположения относительно его происхождения — алтарь или тот самый камень-указатель на развилке дорог из русских былин — развеиваются исследованиями ученых, которые установили, что камень принесен в рязанские земли ледником из Карелии, а вышел из недр он благодаря обрушению стенок оврага. Несмотря на научные исследования, в народе этому камню приписывают массу мистических свойств. Если вы приехали в Старую Рязань жарким летом, старый город угостит вас водой из родника, который течет в овраге на берегу реки Серебрянки.

Кроме Старой Рязани любителей загадок ждет еще один археологический объект, обнаруженный в 2003 году неподалеку от городища Старая Рязань в местечке Спасская Лука. Ученые предполагают, что полукруглое сооружение из 13 деревянных столбов (12 по периметру и один по центру), найденное на высоком холме, — древняя обсерватория. Возраст рязанского Стоунхенджа, по оценкам ученых, составляет 4000 лет!

Видео «Городище Старая Рязань с высоты»

www.tourister.ru

Река Паника - МедиаРязань

Река Паника в Милославском районе докажет, что даже сама природа, формулируя правила, может слегка их нарушить.

Паника На карте Рязанской области насчитывается почти 900 рек и ручьёв. И названия большинства из них часто объяснить не могут ни местные жители, ни учёные. Ока, Мокша, Цна, Пра, Нарма, Вожа, Мышца, Унжа, Солотча, Кишня, Вынца, Пара, Вёрда, Кердь, Кермись, Улыбыш, Моша, Лоша, Хупта — трактовать происхождение названий этих и многих других рек возьмётся не каждый. Между тем надо знать, что названия рек очень живучи и часто без изменений переходят по наследству в череде сменяющих друг друга народов. В отличие от городов, где смена режима может заменить Самару в Куйбышев, Екатеринбург в Свердловск, Тверь в Калинин, — названия рязанских рек. Как считается, имеют древние финно-угорские корни и появились ещё до прихода славян в наши палестины.

С целью разобраться с именами собственными географических объектов появилась такая наука, как топонимика. Любительского подхода она не терпит и требует глубокой лингвистической подготовки, а также знаний истории, археологии и географии. В противном случае превращается в шарлатанство. Долгое время, например, название речки Жиздра возводили к весёлому разговору двух мужиков на берегах, когда один спросил «Жив?», а другой ответил «Здрав!».

В пределах Рязанщины несколько раз встречается название Паника, которое местными произносится с ударением на «и». В словарях это слово объясняют так, будто здесь была одержана победа над татарами, у которых великие русские воины вызвали панику (с ударением на «а»). Авторы этих статей ссылаются на рассказы местных жителей, которые в большинстве случаев не знают истории своей малой родины, а лишь пеняют на авторитетное мнение дедов. Но если писать историю по «дедовскому» методу, то придётся расширить её (историю) как минимум на три победы — в Милославском, Сараевском и Касимовском районах, одержанных в незапамятные времена на местных речках, ставших Паниками. До истины докопаться довольно сложно, но если подобраться ближе, можно понять — Паника не так проста, как её пытаются зарекомендовать историки. В каждом из трёх случаев (именно столько раз встречается в Рязанской области это название) Паникой независимо именовали разветвлённые системы глубоких балок и оврагов. На их крутых склонах часто ступенями обнажаются глыбы древних камней, а по дну сочится ручей.

Милославская речка Паника не просто загадочна, она претендует на внесение в список достояний Рязанской земли. Явления, с ней связанные и на ней творящиеся встретишь не часто. Про милославскую Панику рассказывают, что река эта без воды и лежат в её устье загадочные «синие камни». Склоны долины — настоящая Мекка для ботаников и зоологов. Здесь они находят до 50 видов растений из Красной книги Рязанской области. Второго такого места на Рязанщине просто нет. И впадает Паника не куда-нибудь, а в тихий Дон. Но обо всём по порядку.

Путешествие по реке Панике можно начать из села Чернава. В трёх километрах к западу у деревни Чернавские выселки лежит небольшая дубрава. На её опушке живут слепыши — подземные зверьки южных степей. Более в наших краях слепыша нигде не сыскать. Правда, и здесь проблематично, ведь слепыш выбирается на воздух из подземного царства в редких случаях. Но зато в самой дубраве не сложно отыскать дикую лесную лилию — её называют саранка, или «царские кудри». Лилия-саранка типична для лесов Сибири, где якуты сообразили применять её клубни на закуску, смалывая в муку и жаря лепёшки. В рязанских лесах дикая лилия не столь популярна и лепёшки из неё, скорее всего, тоже. В поисках лилии можно наткнуться на самый большой из всех местных колокольчиков — колокольчик персиколистный.

Паника хоть и именуется речкой и на карте изображена в виде синей вьющейся ленты, способна поставить в тупик даже видавшего виды байдарочника. Вот вы видите водную гладь реки с глубиной в полтора метра и шириной около десяти. А за поворотом этой же реки — вода будто сквозь землю проваливается. Но вот новый поворот — и вода снова на месте. В итоге река представляет собой скорее цепочку озёр — бочагов, разбитых сухими перемычками. Феномен исчезающей под землю Паники лучше всего объяснит геолог, который укажет на известняк, лежащий толстым слоем почти у поверхности. Эта порода пориста как губка и разбита мириадами трещин, к тому же вода растворяет известняк, словно сахар. Конечно, с меньшей скоростью, но, располагая вагоном времени (геологи мыслят миллионами лет), вода успела создать сложные галереи подземных пещер и гротов. Видимо, здесь река и прячется, оставляя озадаченного путника с носом.

Девон На участке дна Паники между Чернавой и деревней Дивилки есть особенное место, которое аборигены с придыханием называют «Синие камни». Вам расскажут истории о загадочной гибели там домашней скотины. И что сами камни «с ушатами и с рогатами», будто похожи на зверей. Но несмотря на опасения, обязательно расскажут как добраться, ведь там «ужасть, как интересно». К тому же рядом с «Синими камнями» выбивается ключ с чистейшей родниковой, да ещё и освящённой водой. Отыскать их, правда, не просто даже наслушавшись «гидов». Начать поиски лучше от дорожного указателя «Дивилки», от него на северо-восток ведёт наезженная колея. До объекта примерно полтора километра. Справа на пути покажется заброшенный известняковый карьер, где в известняке можно выковырять окаменелую ракушку (и не одну). Кстати, именно на склонах Паники и ещё нескольких местных речушек на поверхность выходят девонские известняки, чей возраст ― 400 миллионов лет (для сравнения: известняки Касимова и Михайлова на 100 миллионов лет моложе). Впервые эти породы были обнаружены в Англии в графстве Девоншир, отчего и весь период назвали девонским. То было время царства рыб и лишь в самом конце девона первые растения, а за ними и предки современных лягушек начали осваивать сушу.

Сундук-озеро В сотне метров от карьера в долину Паники открывается устье балки. В народе такие формы рельефа также называют лощиной, распадком, но здесь чаще всего используют слово лог. Но этот лог особый — носит странное название Сундук-озеро. В пятидесятые годы XX века группа московских ботаников обнаружила на его склонах несколько десятков редких растений. Среди них: ирис безлистный, адонис весенний, ветреница лесная, перистый ковыль, спирея городчатая, наголоватка паутинистая. Но интереснее всего оказалась находка невзрачного злака — овсеца пустынного. Для учёных до сих пор загадка, каким образом этот вид южных сухих степей проник и укоренился здесь, в средней полосе. Ведь ближайшее его местонахождение в 110 километрах южнее, в Липецкой области. Конечно, иногда в Рязанскую области проникают растения даже из Средней Азии под видом семян, прокатившихся зайцем на поезде Душанбе-Москва. Но век их недолог, как правило, они не переносят уже и первой зимы. Тем непонятнее, как вообще сохранилась столь уникальная растительность в логу Сундук-озеро.

Сегодня в ближайшей деревне Дивилки постоянно живёт лишь три человека, у которых из домашних животных ― лишь две собаки и мотоцикл. В округе местного народу обитает, впрочем, не намного больше.  Данные переписи населения 1882 года показывает, что в Дивилках было 48 деревянных изб, крытых соломой, в которых проживало 357 душ обоего пола, имевших приличное стадо лошадей и коров. При таком народонаселении все местные почвы были разобраны на лоскутки и перепаханы, а все свободные клочки — неудобья и склоны — использовали под сенокос и выпас скота. Повторимся: для учёных до сих пор непонятно, как при таком давлении со стороны человека возник и выжил участок местообитания теплолюбивых степных растений (справедливости ради отметим, что в Рязанской области это не единственный степной ботанический очаг). Ботанический рай лога Сундук-озера у деревни Дивилки благополучно существует и требует от властей Милославского района и Рязанской области всемерной охраны.

Кстати, названия своё Сундук-озеро получило вовсе не за водоём, ведь взору открывается сухая ложбина без каких-либо признаков воды. Пройдя по логу пару сотен метров, можно наткнуться на провалы — они имеют свежие отвесные каменистые стенки, квадратную форму и глубину около метра. Возможно, по своей форме кому-то из творчески одарённых древних людей они напомнили обычный сундук. Весной, после таяния снега, в этих впадинах долгое время стоит вода. Вот вам и сундук, и озеро.

Синие камни Продолжаем путь к «Синим камням». Чтобы не пройти мимо, лучше идти прямо по сухому руслу Паники. Чудо-река сделает пару поворотов, и вы упрётесь в обширный развал из пятидесяти громадных камней. Самые крупные — в полтора метра высотой и до трёх в длину, весят при этом больше десяти тонн. Валуны лежат здесь испокон веков и в отличие от податливых известняков воздействию талой весенней воды упорно противостоят. Очевидно, возраст камней довольно зрелый, и предки-язычники не могли обделить валуны своим вниманием. Тайных знаков и следов жертвоприношения здесь нет, ведь нацарапать что-либо на глыбах кварцитовидного песчаника (так классифицировали камни геологи) довольно проблематично. Попытки отбить кусочек камня «на память» лучше сразу отмести — кварцит не поддаётся ни молотку, ни времени. Подвластны «Синие камни» лишь размышлениям. Ведь если вспомнить русские сказки, то такие огромные камни всегда служили дорожными указателями, которые, как и современные дорожные знаки, «запрещали», «предписывали», «предостерегали» и «информировали». В пределах Рязанщины подобие «синих камней» можно обнаружить только в одном месте, причём тоже в Милославском районе — у деревни Гремячка в балке Зеркала.

Рязанская область при своих скромных размерах в 40 тысяч квадратных километров умудрилась расположиться сразу в трёх природных зонах: северная Мещёрская часть принадлежит зоне смешанных лесов, центральная часть, в том числе и Рязань, находится в зоне широколиственных лесов, а юг, включая Милославский район, ― уже лесостепь. Растительность лесостепи — это сочетание травяных просторов с богатым чернозёмом и малыми участками леса со склонами балок и речных долин. Эти леса — байрачные дубравы — издавна назывались чернь с переполяньями. Их отличает красочный травяной покров, на небольших опушках — ковёр из шалфея и кроваво-красной герани. В итоге зона лесостепи при отличных условиях для сельского хозяйства и, как следствие, плотном народонаселении никогда не могла похвастаться избытком древесных стройматериалов. Выручал местный известняк. Дома в обеих деревушках по Панике — Дивилках и Прямоглядове — имеют каменные стены. Как правило, перед домом выстроен амбар, уводящий вниз под землю. Он также с каменной отделкой.

Тихий Дон В Прямоглядове, где ещё сто лет назад проживало до двухсот человек, сегодня нет вообще ни одного постоянного жителя. Отсюда Паника, уже приняв образ стандартной полноводной реки, устремляется в Дон. Знаменитая река, разливающаяся вовсю силу на юге страны у Ростова, берёт начало в Тульской области, а затем на небольшом отрезке входит в границы Рязанщины. Дон здесь и вправду кажется тихим (ширина его менее ста метров), ведь и не скажешь, что это одна из крупнейших рек европейской России. Зато формально превращает юг Рязанской область в «зону невозврата». «С Дону выдачи нет» — отвечали казаки царю, принимая в казачье войско беглых крестьян. И власти не противились, осознавая, что иного способа пополнения войск, несущих постоянные потери, просто не существует. …Кстати, всего в 25 километрах к северо-западу у впадения реки Непрядвы в Дон находится Куликово поле, где в 1380 году русское войско под командованием Дмитрия Донского нанесло историческое поражение ордынским войскам хана Мамая.

Зоолога и рыбака Дон заинтересует неожиданным уловом уж совсем не типичных рыб — украинской миноги. Современные учёные даже за рыбу её не держат, а выделяют в особый класс — круглоротые. Вместе с миногой здесь плавает речной гольян, горчак, голавль, ― все они занесены в Красную книгу Рязанской области.

Человек и паук Встречи на Панике для особо удачливых могут закончиться довольно любопытно — танцами до упаду с лёгкой амнезией. На склонах между камнями живёт паук-тарантул. Распознать его легко — размер тельца паучка размером почти со спичечный коробок. В сознании большинства тарантул — житель Средней Азии, но арахнологи (учёные-пауковеды) установили, что паук-гигант продвинулся на север аж до Онежского озера. А в Рязанской области и подавно встречается в семидесяти местах. Встреча человека с тарантулом, как правило, у первого особого восторга не вызывает: его укус крайне болезнен, но не смертелен. Знаменитый зоолог Альфред Брэм писал, что укушенный тарантулом теряет рассудок и «начинает танцевать и пляшет до полного изнеможения и, наконец, весь в поту падает на пол и теряет сознание; его укладывают бережно в постель и дают хорошенько выспаться, после чего пациент встаёт совершенно здоровым, но решительно ничего не помнит о случившемся».

Путь к началу маршрута лежит по трассе Скопин – Милославское – Чернава. Путь неблизкий, и пожилые жители деревни Дивилки признаются заезжим рязанским гостям, что выезд из насиженного места считают большим событием, а поездкой в город называют редкое путешествие в местный райцентр — Милославское.

На карте Рязанской области насчитывается почти 900 рек и ручьёв. И названия большинства из них часто объяснить не могут ни местные жители, ни учёные. Ока, Мо... 

mediaryazan.ru

Городище Старая Рязань вечером: cr2

Городище Старая Рязань - самое большое в России. Оно находится в 65 км юго-восточнее современной Рязани на высоком берегу Оки. Когда-то здесь находилась столица Рязанского княжества, но после разорения Батыем в декабре 1237 года город уже не смог полностью возродиться. Теперь рядом лишь небольшое село, только по названию напоминающее о городском прошлом, и прекрасные виды с высокого берега Оки, особо красивые перед закатом.

Крепость Рязань построили в первой половине 11 века на месте угро-финского городища как форпост русских земель на юго-востоке. Это был один из культурных, религиозных, политических и торговых центров Древней Руси. Рязанское княжество и Рязань первыми подверглись монгольскому разорению. Всё, что было в городе, включая каменные церкви, было разрушено и разорено. Лишь остатки фундаментов храмов напоминают теперь, что здесь когда-то была застройка.

Источник. Там же много других картинок реконструированных видов города, построек, облика жителей и предметов быта.

Источник

В Рязани жили князь с семьёй, бояре, духовенство, дружинники и ремесленники. Уровень грамонтности населения был высоким. Многие рязанцы отличались отвагой, были легки на подъём, не боялись опасностей. Город торговал с Византией, Ираном, Средней Азией, Европой и Киевом. В Рязань привозили серебро, цветные металлы, вино, оливковое масло в амфорах, бусы и украшения из горного хрусталя, янтаря, индийских камней. Часть предметов роскоши была найдена в кладах, спрятанных жителями перед штурмом города. Вернуться рязанцам за своим имуществом было уже не суждено.

Жительница Рязани, скелет которой найден в одной из братских могил. Прежде чем разрубить ей голову, несчастную прибили гвоздями к стене дома и стреляли по ней горящими стрелами. Источник

Осенью 1236 года пришли вести о вторжении врага на Русь. Спустя год, монгольское войско подступило к границам Рязанской земли. Батый потребовал отдать ему "десятую часть" от всего имущества, но рязанцы ответили:

"Когда нас всех не будет, то всё потом ваше будет. Деды и отцы наши дани никому не давали и в рабах ни у кого не бывали, умирали за свою честь и отечество. Так и мы хотим честь свою оружием или смертью сохранить."

Диорама "Героическая оборона Старой Рязани от монголо-татарских войск в 1237 году". Источник

Шесть дней и ночей держалась Рязань, но силы Батыя были велики. Ворвавшись в город, войска хана уничтожили всё, что могли, и превратили крепость в пепелище. Постепенно, столичные функции были переданы городу Переяславлю-Рязанскому. Переяславль, согласно названию, "перенял славу Рязани" к 14 веку. Теперь он всем знаком как город Рязань (переименован в честь Старой Рязани в 1778 году).

1. Такие виды когда-то открывались тем, кто жил или приезжал в древний город

2. Особенно прекрасно смотрятся окские озёра-старицы

3. Когда-то здесь стояли укрепления древней Рязани. Городские стены были и со стороны Оки

4. Теперь остались только валы

5. И руины церкви начала 20 века на месте древнего Борисоглебского собора

6. Сомневаюсь, что это фундамент собора бывшей столицы Рязанского княжества, но где-то здесь стоял и он. Борисоглебский собор (предполагаемый вид см. в начале поста) известен с 1194 года. В нём хоронили рязанских князей. Собор украшала белокаменная резьба, внутри он был расписан фресками. Если бы сохранился, был бы примерным ровесником известной церкви Покрова на Нерли

7. Вдалеке видна понтонная переправа через Оку и Преображенская церковь, в которой до сих пор поминают погибших защитников города

8. Пейзажами можно любоваться очень долго

9. Минус вечернего приезда в Старую Рязань - тени из-за низкого солнца на рельефе местности и валах. Когда-нибудь я обязательно вернусь сюда днём, пройдусь по валам и спущусь к Алатырь-камню.

Говорят, камню 4000 лет. По легенде, он служил талисманом Рязанского княжества и оберегал от несчастий и болезней. Рязанцы присили каменю хлеб и молоко. По другой легенде, перед падением города жители отказались принести дары камню, и именно по этой причине Батый взял Рязань.

По третьей, странное совпадение случилось уже в наши дни. В 2006 году камень сбросили с холма. На следующий же день в Рязани железнодорожный состав с бензином рухнул на шоссе.

Некоторые люди до сих пор почитают камень как священный и верят, что он даёт здоровье.

10. Места бывших построек отмечены, хотя часть указателей сбита. Успенский собор упоминается в летописях под 1237 годом. Где-то рядом должны быть его фундаментные рвы, но всё заросло

11. Современные "виды города"

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18. Эти руины остались от храма, который строился перед революцией. При его строительстве повредили фундамент древнего Борисоглебского собора, а в 1950-х годах решили разобрать и "новую" церковь

19. Каждый вечер жители древней Рязани могли провожать солнце с высокого берега Оки

20. Красота!

21. Как я понял, крест стоит на месте древнего Спасского собора. Церковь была построена в 1198 году и служила домовой для местного князя

22. Ещё несколько видов с валов

23. Солнце почти зашло

24. Над городищем вышла луна

25. В Старую Рязань очень хочется вернуться. Классно было бы лечь там на землю и посмотреть на звёзды

Другие посты про Рязанскую область:   

cr2.livejournal.com

OOUU.RU - Путешествия - заброшенные каменоломни и пещеры рязанской области

Подземный мир. Пещеры и каменоломни

Пещеры и каменоломни в рязанской области.

* * *

Конобеевская каменоломня

Конобеевская каменоломня

На территории Шацкого района Рязанской области издавна велась добыча «белого камня» - известняка, который использовался для строительных нужд. С течением времени образовывались антропогенные подземные полости. К числу таких памятников природы относится Конобеевская известняковая пещера (каменоломня).

Малеевские каменоломни

Малеевские каменоломни

Каменоломня подходит под определение "колонник" (это большой зал или длинная галерея с оставленными разработчиками колоннами поддерживающими свод), система в основном состоит из параллельно-перпендикулярных галерей, связанных между собой. Судя по забутовкам, известняк добывался крупными плитами или блоками, камень размером с голову человека уже не брали, а складывали в сторонку. По мимо колонн из слежавшегося тысячелетиями камня, разработчики использовали искуственно-созданные каменные и березовые крепи.

Касимовские каменоломни

Касимовские каменоломни

ПЕЩЕРЫ В КАСИМОВСКОМ РАЙОНЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ (Касимовские катакомбы) - ряд искусственных катакомбных подземных образований на севере Рязанской области. Все или большинство многочисленных подземных выработок более-менее активно использовались местными крестьянами для добычи камня и щебня еще в первой половине ХХ века и даже в 1950-х годах. В настоящее время все каменоломни заброшены.

Каменоломня деревни Мураевня

Каменоломня деревни Мураевня

Деревня Мураевня находится на юго-западе рязанской области, в 15-ти километрах к югу от райцентра Милославское. Поводом к поиску каменоломни в окрестностях деревни послужил рассказ местной жительницы. Она утверждала, что вход в пещеру известен местным мальчишкам.

Кудеярова пещера

Кудеярова пещера

Старинная каменоломня, известная как Кудеярова пещера, находится На реке Истья в трёх км юго-восточнее села Троицкое в урочище Каменные Крестцы.

По местным преданиям в урочище вблизи сел Абакумово и Чулково лютовал разбойник Кудеяр. Грабил богатых, помогал бедным, за что и сохранился в народной памяти.

Железный рудник на Локне

Железный рудник на Локне

В 2006 году в Рязанской области на речке Локне был найден кустарный рудник, в котором добывалась железная руда (из ожелезненного песчаника). Участок разработок тянется по правому берегу Локни на 300 метров. Одна из небольших выработок, протяженностью 6 м, открылась через провал и была обследована спелестологами.

Михайловские каменоломни

Михайловские каменоломни

В своей книге[1] Азанчеев лишь один раз упоминает про разработки белого камня в Михайловском уезде, хотя добыча камня здесь велась во многих местах. Вот что он пишет: «В том же году (1880 прим. авт.), в Михайловском уезде, получено известняка при с. Высоком Плахинской волости, на земле, принадлежащей обществу государственных крестьян, около 400 куб. саж.»(1 куб.сажень=9.6 м3).

oouu.ru


Смотрите также