Ретушь фото для гравировального станка. Ретушь камня


Ретушь фото - Художественная мастерская по камню

Для гравировки портрета необходима четкая фотография, точно передающая черты лица и обладающая умеренной контрастностью. Только при соблюдении этих условий художник-гравер может сделать качественный и красивый портрет.

Практика показывает, что процент не резких, любительских или поврежденных фотографий превалирует в работе гравера, а это сказывается на качестве его работы. Мы предоставляем услуги по компьютерной ретуши фотографий, устранению дефектов любой сложности. Грамотный художник смоделирует фигуру или сделает изменения в портрете, с учетом анатомических особенностей портретируемого и пожеланий заказчика.

Иногда художнику-граверу требуется изменить детали портрета. Это может быть изменение мимики на лице, удаление ненужных деталей, или исправление положения фигуры. Такие случаи, как правило, возникают по желанию заказчика и от гравера требуется проявить талант художника. Некоторые граверы предпочитают не делать эскиз будущего изображения и «мастерить на ходу», этим совершают грубую ошибку. Не раз доводилось видеть несуразные портреты на памятниках, что красноречиво говорит об уровне таких горе — мастеров.

В последние годы растет спрос на цветные портреты на памятниках – это покрашенная специальными атмосфероустойчивыми красками гравировка. Но как быть, если фотография черно-белая? Средствами ретуши, мы преобразуем монохром в цвет и уже цветная фотографии послужит образцом для разукрашивания гравировки.

  • Устранение царапин, пятен, заломов и других дефектов на фотографии, перекрывающих часть или все изображение.
  • Улучшение тональных соотношений очень контрастных изображений – высветление глубоких теней или уплотнение чрезмерно светлых участков на портрете, выявление деталей лица и т.п.
  • Исправления в одежде и фигуре – выравнивание, добавление или удаление отдельных деталей одежды, исправление перекоса плечей, наклона головы, прически, исправление мимики.
  • Устранение «эффекта пикселя» на фотографиях сделанных цифровым фотоаппаратом или мобильным телефоном, который возникает при увеличении изображения и влияет на целостность черт лица.
  • Комбинирование с разными фотографиями, дорисовка утраченных деталей портрета в случае серьезных дефектов изображения.
  • Изменения положения рук, ног, серьезные анатомические исправления фигуры.
  • Полное видоизменение фигуры.
  • Колоризация (сделать цветной) черно-белую фотографию (для цветного граверного портрета).

www.gravestone.su

Ретушь драгоценностей в Фотошоп

Ретушь драгоценностей направлена на придание блеска камням, граням, а также затемнения цветным камням и осветления бриллиантам, фианитам. Выполнить такую ретушь можно при помощи корректирующих слоев, отвечающих за тени, света.

Открываем исходное изображение (пример). В данном уроке использовался клипарт драгоценности из-за хорошего разрешения, чтобы были видны малейшие детали обработки. Под слоем с клипартом был создан фоновый слой. Так как для работы был взят клипарт, то пришлось скорректировать такой нюанс, как повышенная резкость на краях изображения. Для коррекции следует сделать дубликат слоя с клипартом. К исходному слою с клипартом применить небольшое размытие.

Ретушь драгоценностей -01

К дубликату слоя с клипартом следует добавить слой-маску и в ней кистью мягкого типа черного цвета при небольшой непрозрачности слегка прокрасить края, делая их менее четкими и резкими.

Ретушь драгоценностей -02

Игру камням, то есть присутствие более ярких и менее ярких тонов можно придать корректирующим слоем «Черное – белое». В диалоговом окне распределить содержание основных цветов.

Ретушь драгоценностей -03

Слою изменить режим наложения на «Экран», слой-маску слоя залить черным цветом и в слое-маске кистью мягкого типа черного цвета непрозрачностью 50-80 % проявить несколько участков корректирующего слоя. Лишь после данной манипуляции можно подстроить параметры корректирующего слоя, чтобы окончательный вариант настроек отвечал их применению к изображению.

Ретушь драгоценностей -04

Для придания яркости и эффекта блеска камням белого цвета: бриллианты, фианиты и прочие применяется корректирующий слой «Яркость / Контрастность».

Ретушь драгоценностей -05

Также само заливается слой-маска корректирующего слоя, проявляются отдельные участки и подгоняются данные корректирующего слоя.

Ретушь драгоценностей -06

Далее затемняем отдельные участки цветных камней. Создаем поверх всех слоев новый слой. Изменяем режим наложения на «Мягкий свет». Кистью мягкого типа черного цвета прокрашиваем участки камней там, где они должны быть более насыщенными и темными.

Ретушь драгоценностей -07

Усиливаем блеск и свет корректирующим слоем «Уровни».

Ретушь украшений-081

Заливаем слой-маску, проявляем отдельные участки и подгоняем настройки слоя.

Ретушь украшений-09

Придаем насыщенности цветным камням корректирующим слоем «Сочность». Также само поступаем с корректирующим слоем, как и с предыдущими слоями.

Ретушь украшений-10

Усиливаем затемнение цветных камней и участков желтого золота корректирующим слоем «Кривые». Проделываем те же действия.

Ретушь украшений-11

Создаем иллюзию блесточки в виде звездочки. Для этого следует использовать соответствующую кисть (пример) загрузив её в набор кистей.

Ретушь украшений-12

В списке кистей выбрать нужную кисть.

Ретушь украшений-13

В новом слое поставить кистью звездочку белого цвета.

Ретушь украшений-14

Придаем блеск звездочке. Создаем новый слой. Заливаем черным цветом. К этому слою применяем «Рендеринг» — Блики».

Ретушь украшений-15

Изменяем слою с бликом режим наложения на «Экран». В окне слоев выделяем два слоя: слой с кистью и слой с бликом: удерживая нажатой клавишу Shift нажать сперва по одному слою, затем по другому, и уменьшаем их функцией «Масштабирование».

Ретушь украшений-16

РЕЗУЛЬТАТ

Ретушь драгоценностей

Когда уже обработка будет полностью выполнена, можно слегка подправить слои, ответственные за освещение, то есть корректирующий слой «Уровни». В результате ему была слегка понижена непрозрачность.

www.fotokomok.ru

Смотреть ретушь в битовом режиме

Как смотреть ретушь так, чтобы видеть гравировку

И так, вы получили по почте отретушированное фото. У вас в наличии файл в формате .psd, и Photoshop у вас, конечно же, установлен. Открываете одно другим, смотрите, сравниваете с тем изображением, что вчера послали мне по почте. И, учитывая всю специфику ретуши для гравировки, что же вы видите?

retush_002

Плавные переходы от света к тени, гладкие выпуклости, чёткие складки, прорисованные волосы… Но вы, безусловно, знаете, или догадываетесь, что гравировка на камне состоит из точек, и что все гладкости при ближайшем рассмотрении на камне будут рассыпаться на достаточно крупные элементы, ощутимые почти на ощупь.

Вот так ретушь отображается на мониторе:

retush_do_kamnya

Вот так этот участок выглядел у меня на камне:

retush_na_kamne

Закрадывается впечатление обмана, не так ли? Не смотря на то, что изображения и на мониторе, и на камне состоят из точек, показывает монитор совсем не то, что вы увидите после гравировки вашего портрета. Дело в том, что люди ещё не изобрели такой монитор, который смог бы показать в точности как будет выглядеть гравированный портрет на камне. Существуют лишь условные алгоритмы подобия гравировки, и один из них давно встроен в Photoshop по умолчанию. О нём и идёт речь.

Чтобы вы могли оценить не просто гладкость ретуши, а именно вид будущей гравировки на камне, я предлагаю сделать следующее…

Бит или не бит?

Для начала нужно выставить 100 % масштаб в Навигаторе. В других масштабах изображение теряет подобие гравировки.

 gray_to_bitmap_zoom100

Включается этот хитрый режим в меню < Изображение> — <Режим > — <Битовый формат >

gray_to_bitmap_format

Photoshop предварительно спросит пару настроек:

gray_to_bitmap_33_pixels33 пикселя на сантиметр (3 точки в миллиметре) — это условность гравировальных станков Сауно. На других станках она может отличаться, уточните у вашего гравёра. Способ отображения оставляем не тронутым. Жмём <ОК > и …

ВУАЛЯ!

retush_v_bitovom

На мой взгляд, это самое близкое к гравировке изображение, какое только может отобразить среднестатистический монитор. Именно на него стоит ориентироваться, составляя мне претензию о чрезмерном контрасте, излишней чёткости складок и так далее.

Посмотрели, оценили и нажали отмену. Не вздумайте сохранить, убьете всю мою работу! Сделать отмену можно горячими клавишами Ctrl+Z, в меню <Редактирование> — <Отменить> или во вкладке <История>.

gray_to_bitmap_history

Так можно несколько раз пощёлкать туда-обратно, наслаждаясь волшебством быстрой гравировки вашей ретуши. Ведь у вас нет маленькой карманной машины времени, и вы не можете сопоставить два изображения вот таким образом:

retush_and_kamnyодно — из будущего, гравированное на камне, другое — из настоящего, отретушированное мной. Но благодаря конвертации ретуши в битмап, можете хотя бы приблизиться к оному и посмотреть на ретушь вот так:

retush_and_bit

 Спасибо за понимание!

P.S.   Именно в таком режиме желательно показывать ретушь клиентам перед гравировкой. Им абсолютно всё равно, какие у нас форматы, точки, мониторы! Им главное увидеть как оно будет. И режим битового формата в 100% — ном масштабе лучше всего для этого подходит.

retush-master.ru

Ретушь фото для гравировального станка. - Платные услуги ретушеров

Предлагаю ретушь портретов  для гравировальных станков:

 

Сауно, Зубр, Гранит, Брюллов, Паннограф, STEP.

 

 

 

 

 

Подстраиваюсь под Ваши параметры и требованиям для ЛЮБЫХ станков!

 

 

 

 

 

Художественное образование, мурзилки не рисую.  Скафандры тоже не одеваю :)

 

 

Делаю портреты любой сложности, не отказываюсь от реального мыла. 

 

 

 

 

 

Опыт работы гравировщиком ручником  с 2003 года! Что такое камень, нюансы и тонкости камня и гравировки знаю! 

 

 

 

 

 

Работаю дорого и качественно. Если Заказчики требуют правки,  делаю правки, пока не примут работу.

 

 

 

 

 

Цены и сроки обговариваем индивидуально, в зависимости от качества фотографии  и  загруженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Для связи:

 

 

 

 

[email protected]

 

 

 

 

 

+7 978 78 30 133

 

 

+38 099 114 1616

 

 

 

 

 

gIfLo.png  ZdJw3.jpg

 

 

 

 

 

LgbcA.jpg  NORG3.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

paGtZ.png  B3cgE.png

 

 

 

 

 

S3cp6.png  paGtZ.png

 

 

 

 

 

urIGO.jpg

 

graverstone.ru

Прокомментируйте мою ретушь товарищи - Всё о ретуши и станках. Общий раздел.

3 часа назад, ARTURIUM сказал:

 

Прокомментируйте мою ретушь товарищи 11244.jpg

Оцените ее, и укажите что в ней правильно а что нет.

 

Ну давай дружище))))

3 часа назад, ARTURIUM сказал:

Кого заинтересовала моя ретушь ,пишите в лсд

Это обращение нужно делать не здесь...а в разделе Платные услуги ретушеров

3 часа назад, ARTURIUM сказал:

!мне очень нужна работа!

Вот это подкупило))))

3 часа назад, ARTURIUM сказал:

ЕЩЕ ВОПРОС ,какие мне нужно делать шаги, чтоб обучится ретуши на этом ФОРУМЕ ,куда заходить?где искать?есть инструкция товарищи?

1.Есть платные уроки в разделе ПРОДАМ.

2.Можно найти друга/подругу и он научит

3.Можно читать и перенимать советы-как специалист я скажу.тут всё описано.Но правда разроненно)))

4.Больше пиши.Активнее.Постарайся чтобы люди тебе отвечали.А отвечать они будут неравнодушному и веселому чуваку..а не стотысячному "дайтедвеибыстромненекогда"

3 часа назад, ARTURIUM сказал:

например я хочу узнать, ретушь должна быть индивидуально под разный станок ,или нет ?

Высший пилотаж-уметь делать универсальную....но тебе до этого далеко.Потому сначала делай под выбранный заказчиком станок.При этом ты должен начится его чувствовать через монитор и фото готовых работ.

3 часа назад, ARTURIUM сказал:

как должна выглядеть ретушь чтоб хорошо была видна на камне?

Она должна выглядеть хорошо)))) она ведь не старушка...

Но прежде всего она должна быть в точках объёмна ,в схожести узнаваема ,в полутонах не однобока.

3 часа назад, ARTURIUM сказал:

что входит в эту ретушь,для грав. станков на памятники????????

Ну исходник и 2-3 часа работы над каждой 

3 часа назад, ARTURIUM сказал:

убрать дефекты фото,сгладить кожу?,подчеркнуть черты лица ,одежду,дорисовываю где надо волосы ,части лица,заменить одежду,добавить ореол 

Сначала чистка.

Потом подбор одежды

Востановление прически

Ретуширование и прорисовка-всё в меру.

Фильтра-всё в меру.

И всё время прыжки от исходника к ретуши-для улавливания момента -когда начала уходить схожесть.

3 часа назад, ARTURIUM сказал:

как ретушь должна выглядеть: посветлее,или по темнее, или по контрастней ?" 

Она должна выглядеть так-как будто исходник не ретушировали даже.

 

 

3 часа назад, ARTURIUM сказал:

последний вариант ,на днях сделал, за 4-5 часов(долго,но постарался качественно) 

Видно что старался...и я вижу потенциал....

В тебе есть будущее ретушера...

 

3 часа назад, ARTURIUM сказал:

ХОЧУ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ,ПОЧЕМУ ТО МОИ РАБОТЫ,ВЫГЛЯДЯТ ВЕЗДЕ ТЕМНЕЕ ,КРОМЕ ФОТОЖОПА, ВЫ ЗНАЕТЕ В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?

Конечно знаем.Каждый редактор по своему выдает полутон. Надо тебе выбрать что то для эталона. Как правило это твой монитор (желательно эйписи) и отгравированное на камне.Они должны быть идентичны.

 

3 часа назад, ARTURIUM сказал:

спасибо братишки

дай цену в 1 доллар и всё...дальше учится не надо...завалят заказами...

 

graverstone.ru

Пошаговое руководство. Ретушь для станка.

1.    Создание файла. Размер и разрешение. 

Создаем новый файл-эскиз CTRL+N.    Задаем размеры и разрешение.

 

 

2. Убрать все дефекты на фотографии.

Палец, штамп, автотон, уровни, размытие.

Убираем всю грязь с фото, автокоррекцией добиваемся наиболее качественной и естественной картинки.Не торопитесь переводить цветное фото в черно-белый режим.

 

 

3. Сделать эскиз более четким и резким

Резкость, фильтры.

С помощью фильтров мы получаем более четкую и резкую картинку. Фильтры. Масляная живопись. Оформление-Фасет. Стилизация-Диффузия.

 

 

4. Подчеркнуть все основные черты лица

Затемнение, осветление, кисть.

Выделяем все основные черты лица. Пользуемся Затемнением, осветлением, пальцем. Нужны более четкие линии и выразительные детали для хорошего результата при гравировке. Пользуемся кистью для прорисовки контуров.

 

 

5. Убираем все лишнее.

Выделение, быстрая маска.

Пользуемся инструментом быстрой маски.

 

 

  1. 6. Фон, переодевание, затемнение снизу.

Кисть, работа со слоями.

Подставляем одежду. Снизу делаем полупрозрачной кистью плавный переход.На заднем фоне той же кистью, только белой делаем аккуратный ореол.

 

 

7. Перевести в градации серого.

Режим.

Перед тем как просто перевести изображение в градаци

и серого рекомендую сначала произвести Микширование каналов.

 

 

8. Распределить черное и светлое

Уровни каждого слоя.

С помощью Уровней при нажатой Alt мы следим, чтобы черным было то, что станок пробивать не должен .

Для каждого слоя отдельно. Оставляем на портрете несколько зон абсолютно белых.

А также немного "приглушаем" полутона.

 

 

9. Перевести в битовый формат.

Режим. Проверка.

Применяем режим Битовый формат. С помощью инструмента Масштаб - Реальный размер, рассматриваем полученный результат и видим реально каждую точку, которую пробьет алмазная игла исполнительного механизма.Результат нас должен устраивать.

 

 

10. Сохранить в нужный вам формат

Сохранить как…

Файл-Сохранить как...

 

 

obeliski.ru

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ОБРАБОТКИ КАМНЯ В ДРЕВНЕМ КАЗАХСТАНЕ

Автор: 

Павел Ельников (Павлодар, Казахстан)

Каменный век один из недостаточно изученных периодов истории Казахстана. Известные на сегодняшний день памятники, исследованы во многих районах выборочно и не отражают полного представления об этом периоде. Каменную индустрию Казахстана изучали такие ученные и археологи как, Алпысбаев Х. А., руководивший Каратаусским палеолитическим отрядом. Им обнаружены многослойная палеолитическая стоянка им. Ч.Валиханова (Байдыбекский р-он ЮКО) и уникальная неолитическая пещерная стоянка Караунгур (Тюлькубасский р-он ЮКО). Так же хорошо изучен материал северного Казахстана В.Ф.Зайбертом. В частности на территории нынешней Атырауской области были открыты неолитические стоянки. В составе экспедиции работали виднейшие археологи СССР, специализирующиеся на изучении каменного века. Исследователи внесли большой вклад в понимании неолита Средней Азии и Казахстана, открыли много памятников и ввели в научный оборот новую неолитическую культуру, названную в 1946 году С.П.Толстовым «кельтеминарской». В Западном Казахстане А.Г.Медоевым исследованы побережье залива Сарыташ на полуострове Тюб-караган и долина Кумакапе (Северный Мангышлак). Подзюбан Е. В. каменную индустрию мезолитических и неолитических комплексов Кустанайского Притоболья классифицирует как породы, так и изделия каменной индустрии на отдельных изученных памятниках. Таким образом, мы располагаем определенной базой знаний о каменной индустрии Казахстана.

Доклад посвящен изучению технологии каменной индустрии древнего Казахстана, выявлению ее особенностей в регионах Казахстан. Сделана попытка показать формирование методов и приемов обработки камня на материалах археологии Казахстан.

Технологии обработки камня различны: ретуши, скалывания, сверления, расщепления, пиления, точения техника. Надо полагать, что одни и те же люди, занимавшиеся изготовлением каменных орудий, совмещали две профессии – геолога-поисковика и камнетеса.

Первый способ, который освоили люди, была ретушь, так называемая пластинчатая техника обработка камня рядом мелких ударов. Этот способ совершенствовался в течении длительного времени. В позднем палеолите резко изменяется каменная индустрия. Главным становится изготовление нуклеуса, с которого стало возможным скалывание многочисленных стандартных сколов правильной прямоугольной формы - пластин. Пластины имели острые, боковые стороны, которые можно было использовать без дополнительной обработки в качестве режущих инструментов. Для того чтобы сделать другие, более многочисленные орудия (наконечник копья, скребок, скобель, резец) или оформить рукоять, использовали специальную подработку в виде мелких сколов (резцовый скол, ретушь, подтеска). Ретуширование лезвий позволяло делать режущие кромки делать не гладкие, а с зазубринами. Такие инструменты были более эффективными. Принято считать, что каменному веку свойственны примитивные обработки камня, однако, на самом деле, мастера каменного века обладали совершенными технологиями, такими, как шлифовка, полировка и токарная обработка. Найденные археологами предметы можно отнести к ювелирному искусству, так как трудно представить, как можно было изготовить в то время пластины длиной 55мм, шириной 5мм и толщиной в 1мм! В археологии такая отделка каменных пластин получила название ретуширования среди пластин с ретушью по боковым краям преобладают экземпляры, ретушированные по боковым краям с дорсала (61,7 %), при этом пластины с ретушью по одному боковому краю с дорсала имеют небольшое преимущество, составляя 31,8 %. На памятника Евгеньевка-1; Дузбай-6; Карасор-5, Карасор-6; Туз-1; Дачная равномерно распределены в процентном соотношении пластины с ретушью по боковым краям как с дорсала, так и вептрала. Так же и отжимная ретушь техника обработки каменных орудий, при которой тонкие чешуйки отделяются при помощи костяных, деревянных или каменных инструментов. О. р. обычно встречается на тонких плоских орудиях типа кинжалов, наконечников стрел и копий.

Вторым способом в обработке стала, так называемая обивка. Так называют технику скалывания, при котором древний человек получал орудие труда при помощи систематических направленных ударов по заготовке. Сколы, как правило, располагались по его периметру и были направлены к центру, формируя тем самым ребро. Техника односторонней и двусторонней обивки особенно характерна для ранних археологических эпох, хотя она присутствует на протяжении всего каменного века. Техника обивки широко применялась и представлена тремя основными типами: призматические, конусовидные, карандашевидные. Среди них преобладают конусовидные, которые присутствуют в коллекциях стоянок Дачная, Карасор-5, Туз-1. Аналогичные типы нуклеусов присутствуют в коллекциях мезолитических памятников лесостепной части Тоболо-Иртышского междуречья, Южного и Среднего Зауралья. При этом такие типы нуклеусов, как торцовые, которые типичны для мезолитических материалов Южного и Среднего Зауралья и клиновидные, которые характерны для мезолитических индустрий лесостепной части Тоболо-Иртышского междуречья, отсутствуют в коллекциях первой группы памятников Тургайского прогиба [Зайберт, 1979, с. 91-100; Зайберт, Потёмкина, 1981, с. 110-127; Беспрозваиный, Мосип, 1996, с. 22, 38; Мосин, 2005, с. 18; Сериков, 2000, с. 98;].Для получения первичных заготовок большие глыбы камня раскаливали на костре, затем обливали водой, в результате чего они распадались на более мелкие части.

Для ранней эпохи характерны три основных группы орудий это - многогранники грубо обработанные, округлые камни с большим числом граней, которые были получены в результате обивки. Среди многогранников выделяются дискоиды, сфероиды, кубоиды, считаются, что они служили ударными.

Чопперы и чоппинги —это массивные орудия труда, которые изготовлялись из гальки путём нескольких последовательных ударов. При этом заострялся край, образующий лезвие. В случае обработки лезвия только с одной стороны, то изделие называется чоппером. Если же лезвие было оббито как с одной стороны, так и с другой -чоппингом. Остальная поверхность орудия не обработана и удобна для держания в руке; лезвие массивное и неровное, имеет режущие и рубящие функции. Эти орудия могли служить для разделки туш животных и обработки растительных материалов. Таким примером могут служить группы памятников Тургайского прогиба характерны скребки на отщепах, двусторонне обработанные орудия (наконечники, ножи), шлифованные (топоры, тёсла, долотца) и прочие (абразивы, рубящие орудия, песты, отбойники, «утюжки») изделия из камня. В орудийном наборе неолитических памятников Тургайского прогиба - Солёное Озеро-2, Екидин-24 доля этих орудий невелика. Наиболее широко она представлена в коллекциях памятников Екидин-24, Кара-Мурза-6, Дузбай-9, Бестамак. Двусторонне обработанные орудия, скребки на отщепах и прочие изделия из камня встречаются в ранне-неолитических комплексах Южного Зауралья (Карабалыкты V, Карабалыкты Villa, Ташбулатово I) и на ранненеолитическом этапе атбасарской культуры (Тельмана I, X, XIV; Виноградовка II, XIV). Эти орудия существуют на протяжении всего неолита [Матюшин, 1976, с. 47-56; Матюшин, 1973, с. 96-103; Матюшин, 1970, с. 5-39; Зайберт, 1992, с. 97-102]. В Кызылкумах двусторонне обработанные орудия единично представлены на памятнике развитого неолита Джанбас-4, а на поздненеолитических стоянках они встречаются сериями [Виноградов, 1981, с. 131]. В пещере Джебел двусторонне обработанные орудия встречаются единично, начиная со слоя VI, а с уровня слоя IV они представлены устойчивыми сериями [Окладников, 1956, с. 81-178].

Орудия на отщепах изготавливались в несколько этапов. Первоначально естественному куску горной породы придавалась некая определенная форма, т.е. изготавливался нуклеус, или ядрице. С таких нуклеусов направленными ударами получали короткие и массивные сколы, которые называются отщепами.

Затем отщепы подвергались специальной обработке, целью которой было формирование лезвий и рабочих кромок. Одним из распространенных видов такой вторичной обработки камня стала ретушь. Пластины с ретушью по боковым краям является самой устойчивой, поскольку встречается на многих памятниках. Орудия из отщепов представлены скрёблами, отщепами с зубчатыми и выемчатыми краями. Но крайне редко встречаются скребки, резцы, эти типы получают широкое распространение только в верхнем палеолите. Орудия из отщепов могли использоваться в различных трудовых операциях — резание, скобление, прокалывание и т.д.

Зачастую сами орудия имеют как бы случайную форму, но приемы обработки лезвий и рабочих краев достаточно устойчивы и позволяют выделять определенные группы изделий, представленные на разных памятниках.

Третий способ-это сверление. Для сверления камня использовали полую кость, ее ставили вертикально и приводили во вращение тетивой лука; под рабочий торец кости подсыпали увлажненный песок. Родоначальником сверлильного инструмента было Т- образное приспособление напоминающее современный топор с каменным наконечником. Таким инструментом отверстие «проверчивалось», для ускорения работы подсыпался песок. Рукой нужно было давить и проворачивать инструмент. В дальнейшем инструмент был усовершенствован и приобрел форму коловорота, работа которым выполняется двумя руками: одной рукой вращают инструмент, а другой давят. Коловорот имеет зажимное устройство (патрон), при помощи которого можно закреплять сменные сверла. Т-образным инструментом в виде топора вращательные движения производились в обе стороны, а коловоротом только в одну, что позволило повысить производительность труда. В качестве свободного абразива в настоящее время применяется кварцевый песок: наждачный и корундовый. Первое сверло, по-видимому, представляло собой обыкновенную палку, к концу которой было приделано каменное острие. Мастер просто катал ее между ладоней. Значительный сдвиг в сверлении произошел после того, как в неолитическую эпоху был изобретен лучковый способ, при котором вращение сверла достигалось за счет поворота лука. Одной рукой мастер покачивал лук, а другой прижимал сверло сверху. Затем каменное сверло стали заменять полой костью животного крупного диаметра. Внутрь нее засыпался кварцевый песок, игравший роль абразива. Это было принципиальное и очень важное усовершенствование, значительно расширившее возможности сверления. В ходе работы песок постепенно просыпался из полости сверла под края коронки и медленно истирал просверливаемый камень. Поскольку успех сверления во многом зависел от силы нажима, позже стали применять искусственные утяжелители

Метод точечного пикетажа сформировался в обособленную технологию камнеобработки. Частыми ударами по круглому заостренному стержню из крепкого материала можно пробить отверстие, выровнять поверхность, на полированную поверхность нанести фактурный рисунок или буквы. Этим же способом изготавливались немудреные каменные чаши, ступки, лампы-светильники. Способом пикетажа можно пользоваться как при изготовлении мелкой пластики, так и при изготовлении крупных скульптур. Закольники, скарпели, бучарды (инструменты для каменотёсной работы) первоначально изготавливались из камня твердой породы, разной по форме и массе: от немногих десятков граммов до 5-6 килограммов.

Четвертый способ-это Пиление. В эпоху неолита появляются первые механизмы и примитивные станки для распиловки камня с рабочим инструментом в виде остро отточенной листовидной пластины , совершавшей возвратно поступательное движение при помощи механизма с маятниковой подвеской . Материалом для пилы служили кремний, кварцит, роговик, плотный сланец. Привод такого станка осуществлялся за счет мускульных усилий человека. Для того, чтобы распилить каменную плитку распил делался не полностью, а лишь частично, а затем ее разламывали. Для страховки камне-обработчики делали распилы с обеих сторон. Пилой обычно служила кремневая зубчатая пластинка, под которую подсыпали смоченный водой кварцевый песок. Пиление редко было сквозным. Обычно мастер делал только глубокий надпил, а затем рассчитанным ударом деревянной колотушки разламывал камень на две части. Благодаря пилению людям стали доступны правильные геометрические формы изделий, что было очень существенно при изготовлении инструментов.

Пятый способ-это шлифование. Шлифовали камень на специальных плитах, чаще всего из песчаника с подсыпкой влажного кварцевого песка. Шлифованные орудия в небольшом количестве встречаются в неолитических комплексах лесной зоны Южного Зауралья - Чебаркуль II, Ха, Хб; Берёзки VIII [Крижевская, 1968, с. 148; Мосин, 2000, с. 112], в неолитических комплексах лесной зоны Тоболо-Ишимья - полуденковская и кокуйская культуры [Зах, 2006, с. 24-27], в материалах развитого неолита Среднеазиатского междуречья - Толстова, Джингельды-11 [Виноградов, 1981, с. 85, 89]. В этих регионах единично представлены «утюжки» [Крижевская, 1968, с. 150; Зах, 2006, с. 22; Виноградов, 1981, с. 85], которые так же в ограниченном количестве характерны для памятников Тургайского прогиба - Солёное Озеро-2, Амангельды, Дузбай-3.

Шлифование и полирование вначале выполняли сухим способом. Применение мокрого шлифования ускоряло работу в 2-3 раза. Такие процессы позволяли изготавливать детали с правильными геометрическими формами и острыми гранями. Как правило, полировали сразу две плиты, накладывая одну на другую. В качестве порошка использовали пемзу и толченый мел. Шлифующими поверхностями служили ровные участки скалы или плоский камень, с которого все неровности стесывали методом точечного пикетажа.

 

 

Литература:

 

 

  1. Зайберт, 1979, с. 91-100; Зайберт, Потёмкина, 1981, с. 110-127; Беспрозваиный, Мосип, 1996, с. 22, 38; Мосин, 2005, с. 18; Сериков, 2000, с. 98;].][Матюшин, 1976, с. 47-56; Матюшин, 1973, с. 96-103; Матюшин, 1970, с. 5-39; Зайберт, 1992, с. 97-102][Виноградов, 1981, с. 131] [Окладников, 1956, с. 81-178] [Крижевская, 1968, с. 148; Мосин, 2000, с. 112]

  2. Зах, 2006, с. 24-27]

  3. Крижевская, 1968, с. 150; Зах, 2006, с. 22; Виноградов, 1981, с. 85]

  4. http://www.dissercat.com/content/kamennye-industrii-mezoliticheskikh-i-neoliticheskikh-kompleksov-kustanaiskogo-pritobolya

oldconf.neasmo.org.ua


Смотрите также