реставрация натурального камня. Реставраторы камня


Реставрация натурального природного камня

Реставрация тесно связана с культурной, духовной стороной жизни. Путем сохранения памятников архитектуры и культуры мы не даем времени  стереть  из   памяти  нашу  историю. Реставрация во всех своих сферах это научный, инженерный  процесс, находящийся на стыке разных областей наук. И как любой объект или действие в практике человека она имеет не только положительные стороны и успехи, но и многочисленные неразрешенные вопросы, а также систематические проблемы и ошибки. Природный камень в области реставрации не являются исключением.

Длительное, масштабное и разнообразное применение природного камня в архитектурных объектах России и Санкт-Петербурга разных стилей и эпох ставит перед специалистами серьезные вопросы и задачи по его сохранению и реставрации с учетом плохих погодных условий городской среды, а часто и вследствие необдуманных действий самого человека. В числе вопросов, от решения которых при реставрации строительно-облицовочного камня на памятниках архитектуры, напрямую зависит соблюдение не только существующих в мировой практике принципов реставрации, но и просто здравого смысла в желании сохранить результаты физического и духовного труда наших предков, «Главным», по мнению авторов, является вопрос: наличия у специалистов, занятых в указанной сфере, всестороннего знания природного камня как объекта приложения усилий. Все остальные существующие или возникающие вопросы, связанные с камнем в архитектуре и его реставрацией, являются в большей части производными. Их решение вне связи с главным вопросом, как правило, приводит не только к искажению исторического облика каменных архитектурных элементов и природного облика камня, но часто, особенно в последнее время, к прямому разрушению камня или к провокации его ускоренного разрушения в обозримом будущем. Разработка технологий консервации и реставрации природного камня в целом и, разумеется, их исполнение возможны только при наличии у исполнителей необходимого объема знаний природного камня, как строительно-облицовочного материала. Это знания по вещественному составу и строению камня, местам его исторических разработок, возможностям его добычи на них или его замены аналогичными природными материалами из современных действующих месторождений и многое другое. Также необходимо знать основные формы разрушения камня (как естественного, так и техногенного характера), а также разбираться в причинах и процессах, влияющих на разрушение камня в условиях городской среды. Важно знать методы и хорошо разбираться в реставрационных материалах, которыми по той или иной причине можно или нельзя оперировать в процессе реставрационных или консервационных работ применительно к различным видам камней в различных условиях и на различных объектах.

К сожалению, существующий уровень знаний камня, его жизни в природе и на памятниках, его отношения к природным и человеческим воздействиям в настоящее время, как это не прискорбно звучит, у большинства специалистов, занятых в сфере реставрации, является крайне низким, что не способствует обеспечению сохранности природного камня в памятниках архитектуры и культуры. Основная часть специалистов, занимающихся ремонтно-реставрационными работами по природному камню и даже имеющих опыт в этом деле, как правило, подходят к нему как к объекту бездушной неживой природы, не вникая в целом в его внутреннюю суть. При таком подходе камень мало, чем отличается от любого искусственного камнеподобного материала (бетон, кирпич, керамика, различные виды современного искусственного камня и т.д.). Только искусственные материалы можно изготовить в любом количестве, и они будут идентичными по своим свойствам, а природный камень в каждом своем образце уникален и неповторим. Одинакового природного камня не бывает! Разработка технологий реставрации природного камня без учета в полном объеме данных по особенностям его строения, состава, химизма, физико-механических свойств, особенностей его разрушения (выветривания) в природных условиях и в условиях современных городов и даже дальнейшая добросовестная реализация этих реставрационных проектов может принести серьезный и непоправимый, ущерб здоровью камня, а соответственно и памятнику. Именно «здоровью», поскольку природный камень имеет свой жизненный цикл: рождается, развивается, взрослеет, стареет и умирает. Наблюдая за камнем в естественной для него среде, мы не замечаем этого, поскольку продолжительность жизни даже нескольких поколений людей составляет только мизерную и незаметную часть от длительности жизни камня. Изымая камень из естественной природной среды, перенося его в чуждую ему среду города, мы вынуждаем его резко активизировать свои жизненные процессы в направлении старения и, в конечном итоге, «смерти». Продолжительность жизни камня в этих новых для него условиях, резко сокращается. Фактически можно говорить, что, попадая в архитектуру и украшая тем самым жизнь человека, камень начинает ускоренно стареть.

Таким образом, в методах реставрации камня возникают аналогии подхода к лечению любого живого существа, в том числе и человека. Во-первых, остановить старение и добиться бессмертия невозможно, как для человека, так и для камня. Данные процессы можно только замедлить, но не остановить. Попытки омолодить (для камня воссоздать видимость изначального облика) обязательно приводят через очень короткое время к ускорению старения, как во внутренних, так и внешних проявлениях. Во-вторых, как далеко не любые средства, материалы, методы пригодны для лечения людей вообще и конкретного человека в частности, так и не любой материал и технология пригодны для реставрации камня вообще и конкретного камня в частности.

Все виды работ связанные с реставрационным процессом можно разделить на три основных этапа: (1) предреставрационное обследование, всестороннее изучение объекта и разработка необходимых проектных решений; (2) выполнение реставрационных и/или консервационных работ; (3) содержание и уход за объектом или предметом охраны. По результатам личного опыта, накопленного как при многолетних наблюдениях в процессе натурных обследований памятников архитектуры и культуры, так и на основе лабораторного изучения состава и состояния природного камня в архитектурных объектах, можно выделить ряд систематических ошибок и упущений в подходах к реставрации разнообразного каменного материала. Все ошибки по факту являются производными «Главного» вопроса и проблемы, а ошибки и упущения, допускаемые в ходе предреставрационного проектирования, являются базисными, тесно связаны и напрямую отражаются на всем остальном процессе ведения работ, а также приводят к критическим действиям.Разберем некоторые, по нашему мнению основные и систематически встречаемые группы ошибок в сфере реставрации природного камня с основными предложениями по принципам ведения работ для их исключения.

1. Крайне слабое и поверхностное знание природного камня людьми, вовлеченными в процесс проектирования и ведения реставрационных работ. Например, часто встречаются “специалисты”, непонимающие разницу между путиловским известняком, гатчинскими доломитами и известковым туфом, не имеющие отличать их друг от друга и рассматривающие эти три вида природных камней как один. И так далее. Незнание камня на таком уровне, отсутствие опыта и знаний по его диагностике зачастую приводит к неверным подходам как в подборе реставрационного каменного сырья и реставрационных материалов, так и к ошибкам в технологических решениях.

2. Отсутствие знаний о старых каменоломнях, видах камня, добывавшегося на них, их географическом расположение и транспортной доступности. В этой связи важно рассмотреть ситуацию, когда разработки камня на исторической каменоломне прекращены. Обычно в этих случаях сразу производится подбор и поиск похожего природного камня с других современных действующих месторождений по современным торговым каталогам. Это неверно. В подавляющем большинстве случаев даже на заброшенном историческом месторождении можно собрать камень в количествах необходимых для решения реставрационных задач. Показательным примером являются, так называемые “сердобольские граниты”, добывавшиеся на большом количестве ломок, расположенных в Северном Приладожье. Сейчас все эти каменоломни заброшены, но на многих из них можно собрать камень для проведения реставрационных работ. Конечно, добыть блок для изготовления новой статуи аналогичной атлантам портика Нового Эрмитажа не получится. Такие монолитные блоки достаточно трудно подобрать и на современных действующих месторождениях. Но для небольших деталей и мелких вставок камень на месторождении является физически доступным. Схожая ситуация складывается также с тивдийскими и рускеальскими мраморами и некоторыми другими разновидностями камня. Только в случае отсутствия оригинального исторического камня или невозможности добычи его в силу юридических (территория является заповедником, иной природоохранной зоной и т.д.) или физических (транспортная недоступность, крайне высокая стоимость добычи и иных веских доводов) причин, следует поднимать вопрос о подборе камня с современных месторождений.

3. Ошибки в проектировании из-за отсутствия необходимого комплекса знаний у проектировщиков (архитекторов, конструкторов, технологов) о природном камне, приводящее к подбору камня без учета его особенностей, что зачастую приводит к возникновению в очень скором времени существенных проблем как технологического, так и конструктивного характера, и в первую очередь к утрате исторического внешнего облика. При подборе реставрационного природного камня архитектор ориентируется на внешний облик и физико-механические табличные свойства камня, что является в корне неверным. При подборе камня в первую очередь нужно ориентироваться на его геолого-петрографическую характеристику, а уже потом смотреть на физико-механические свойства. Изучение состава и строения природного камня даст гораздо больше полезной информации, нежели сухие и не всегда достоверные цифры физико-механических свойств. Такой порядок изучения природного камня для строительно-облицовочных целей изложен и в межгосударственном стандарте ГОСТ 30629-99 “Материалы и изделия облицовочные из горных пород. Методы испытаний” (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 июня 2000 г. № 62). В разделе “Определение свойств горной породы” на первом месте стоит “определение минералого-петрографической характеристики” камня.

4. Неверный выбор реставрационного природокаменного сырья производителем работ, несмотря на рекомендации. Эта ошибка является отражением как профессиональных, так и финансовых и производственных проблем и задач: нет денег, сжатые сроки, отсутствие заинтересованности или простое не желание «усложнять» проблему. В архитектуре нашего города как пример ложной замены можно привести использование кингисеппского и/или псковского известняков для реставрации элементов и деталей, исторически выполненных из «Путиловского» известняка. И так далее. В то же время необходимо отметить существование такой независимой проблемы, как проблема отсутствия выбора необходимого камня на карьере. Так, например, камень добывается в разных частях карьера по всему разрезу толщи, заготавливается и предлагается в виде изделий не из тех пластов и слоёв, которые единственно пригодны для реставрационных работ, а из тех, которые имеются на складе в конкретный момент. Ну а продажа камня блоками зачастую вообще не производится, как экономически не выгодная добывающей организации. Однако эти, на первый взгляд, трудные и не решаемые торгово-производственные проблемы можно решить заблаговременными переговорами и заказом требуемого по качеству и свойства камня под конкретный объект реставрации. Реставратор должен понимать, что процесс приобретения конкретной разновидности камня на карьере – это не сиюминутная процедура, аналогичная покупке современных искусственных строительных материалов и изделий на обычном торговом складе. В случаях, когда каменоломня заброшена производители работ даже не рассматривают предлагаемый вариант самостоятельного ручного сбора камня, а отправляются искать камень в торговых кампаниях. Ссылки на невозможность выполнения данных работ по разным причинам в целом не состоятельны, а возникающие проблемы, как правило, заблаговременно решаемы. Конечно, все необходимые сведения по указанным вопросам должны входить неотъемлемой часть в соответствующие разделы проекта реставрации и должны быть достаточны, в том числе и для финансовых расчетов.

5. Отсутствие опыта по обработке различных природных камней, а также не знание или не владение историческими методами и приемами при использовании камня в архитектуре. Это часто приводит к ситуации, когда камень выбран и добыт правильно, а его обработка выполняется без учета особенностей его состава, строения и расположения на объекте реставрации, что в конечном итоге приводит к ускоренному разрушению камня.

6. Масштабное привлечение к реставрации химических препаратов для укрепления и защиты камня, а также приоритеты искусственных растворных материалов для выполнения докомпановок. Указанные группы материалов очень часто используются в случаях, когда в этом нет необходимости или когда это запрещается и о чем обосновано указывается в технологических решениях и рекомендациях, в случаях, когда их применение не оправданно всей реставрационной логикой и имеющимся практическим опытом. Например, применение для докомпановок утрат растворных материалов вместо природного камня или так называемое тонирование поверхностей, практически выливающееся в покраску, и так далее. Следует отметить, что авторы не являются противниками и не пытаются запретить применение химических методов и материалов в реставрации, но призывают к их минимизации и применении только в исключительных случаях при однозначной необходимости. Развитие химических технологий и строительной промышленности в XX и XXI привнесло, в том числе и в сферу реставрационных интересов, ряд нужных, необходимых и полезных материалов, но их необоснованное применение зачастую провоцирует ускорение процессов необратимого разрушения камня.

7. Отсутствие мониторинга за состоянием уже отреставрированных памятников архитектуры. Мониторинг за результатами проведенных реставрационных мероприятий позволяет проследить и проанализировать пригодность тех или иных реставрационных материалов, осуществленных подходов, технологических приемов и решений и пр. Благодаря проведенным за период с середины XX века и проводимым в настоящее время в Санкт-Петербурге крупномасштабным реставрационным работам на многочисленных и разноплановых памятниках архитектуры, мы имеем уникальную возможность практического наблюдения за результатами работ. Можем корректировать и оценивать правильность примененных технологических решений, вносить изменения и разрабатывать новые технологические подходы и т.д. В настоящем контексте, наверное, и не следует говорить о значимости происходящих в реальном времени уникальных натурных испытаний материалов по оценке их качеств и применимости в реставрации, так как крайняя важность, весомость, значимость и бесценность этого опыта и так понятна. Необходимо только постоянно наблюдать за ходом естественного натурного эксперимента и делать соответствующие выводы. Иными словами, волей судеб реставраторам Санкт-Петербурга дан уникальный шанс для ведения исследовательских работ, который, к сожалению, практически не используется. Мы теряем огромный ценнейший фактический материал «натурного эксперимента», который не сможет смоделировать ни одна строительная лаборатория. А если обратить свое внимание, например, на Германию, то можно увидеть, что работы по такому мониторингу проводились уже в первой трети ХХ века.

Есть и другие проблемы характерные не только для реставрации природного камня и связанные с практическим отсутствием единых для всех четких и понятных терминологий, определений, необходимых для взаимопониманий между специалистами. А практически узаконенные в настоящее время доведенные до абсурда конкурсы, тендеры, аукционы, упрощенные процедуры проектирования, надзора, ускоренные сроки работ без учета общеизвестных физико-химических законов протекания процессов в материалах, не соблюдения многих других общеизвестных в мировом сообществе реставраторов реставрационных принципов, правил и подходов. В настоящей статье мы не будем касаться этих проблем, так как они требуют гораздо более широких обсуждений и принятия решений на серьёзном государственном, а может и международном, уровне.

По мнению авторов, реставрационный процесс на памятниках архитектуры (в том числе и не только памятников с присутствием природного камня), должен осуществляться планомерно целесообразно и практически постоянно. Последним, но не крайним, этапом реставрационного процесса должна являться эксплуатация объекта. Нельзя отреставрировать памятник и просто начать им пользоваться, полностью забыв о том, из чего все исторически было сделано, чем и каким образом отреставрировано. Бездумная эксплуатация приводит к ускоренному износу объекта. Необходимо сохранять результат реставрационных работ, а соответственно и сам памятник, как можно дольше путем систематической и постоянной его реставрационной эксплуатации. Эксплуатация фасадов и интерьеров памятников, после проведенных реставрационных мероприятий независимо от их масштаба, является обязательным, постоянно ведущимся, самостоятельным видом «поддерживающей реставрации». В последнее время к сожалению наметилась тенденция к «реставрации отреставрированного» в течение 5 – 10- лет, что является просто недопустимым. Работы по уходу за объектом и его содержанию должны определенным образом регламентироваться и планироваться. Инвестор, пользователь, эксплуатирующая организация, на которые официально будет возложено бремя выполнения «поддерживающей реставрации», должны заранее знать ее состав, порядок и технологии ведения и, в конечном итоге, объем финансирования и сроки, которые потребуются для этого. Каждый памятник, независимо от его принадлежности, должен иметь четко обоснованный и спланированный «Регламент реставрационной эксплуатации», состоящий из двух частей:

- технологической, в которой указано когда, как, чем, с какой периодичностью и какие виды реставрационных поддерживающих работ необходимо производить на фасадах и в интерьерах;

- сметной, где приводится расчет поэтапной и общей стоимости реставрационной эксплуатации по годам.

Такой регламент необходимо разрабатывать по специальной методике к моменту окончания реставрационных работ для любого памятника, то есть на момент передачи объекта в эксплуатацию. После утверждения и придания регламенту официального статуса, он должен передаваться для исполнения. Поскольку методика составления «Регламента реставрационной эксплуатации» памятников архитектуры в настоящее время отсутствует, ее разработка и внедрение в жизнь является крайне важной и необходимой.

Все выше изложенное может быть подтверждено, имеющимися у авторов, результатами натурных и лабораторных исследований, многочисленными фотоматериалами и образцами каменных материалов, является концептуальным взглядом авторов на подход к реставрации архитектурных объектов с природным камнем и не претендует ни на оригинальность, ни на обязательность полного восприятия. Однако такой взгляд, по нашему мнению, в целом соответствует, декларируемой в настоящее время на многих уровнях, необходимости научного подхода к реставрации с усилением роли образовательного процесса не только для специалистов-реставраторов разных уровней, но и всех тех, кто тем или иным образом участвует в реставрационном процессе.

Таким образом, обобщая изложенное, авторы видят залог качественной реставрации объектов с применением природного камня в его профессиональной диагностике, верном подборе и своевременной добыче (приобретении) соответствующего природного камня, необходимого для реставрации конкретного объекта, в применении при реставрации научно и практически обоснованного минимального количества растворных материалов и химических препаратов различного назначения (биоциды, гидрофобизаторы, камнеукрепители и др).

Для соблюдения этих принципов, как нам кажется, необходимо соблюдение двух основных условий: (а)профессиональное знание природного камня как объекта реставрации; (б) достаточные и разумные сроки для проведения натурных обследований и необходимого объема исследований, разработку соответствующих проектов, на выполнение собственно реставрационных работ в соответствии с проектной технологической документацией.

В настоящее время основополагающая «Главная» проблема реставрации памятников с природным камнем заключается в отсутствии специализированной для целей реставрации всеобъемлющей единой базы сведений по природному камню и смежным вопросам и, основанной на ней, единой программы обучения специалистов в области реставрации разных специализаций и уровня. Остальные указанные и не указанные проблемы являются, в общем-то, производными. По мнению авторов уже давно настало время для создания такой базы данных, проведения на новом уровне знаний анализа существующих подходов к реставрации камня, совершенно очевидно с частичным и обоснованным их пересмотром, разработке новых комплексных обучающих программы для специалистов различных уровней и специализаций. Один из таких шагов к решению данной проблемы был сделан при участии одного из авторов в период 1996-2003 годов созданием постоянно действующей музейной экспозиции «Строительно-облицовочный камень в архитектуре Санкт-Петербурга 18-начала 20 веков» в ЦНИГР Музее Всероссийского геологического института. Решение «Главной проблемы» выведет реставрационный процесс по природному камню на новый уровень и, совершенно очевидно, позволит, в том числе, повысить качество и, главное, долговечность результатов реставрационных работ (не говоря о существенном повышении образовательного уровня молодых специалистов).

В то же время мало отреставрировать нужно еще уметь беречь и сохранять. Реставрация, как известно во всем цивилизованном мире, является вынужденной мерой. Нельзя допускать как ведения реставрации, так и постреставрационной эксплуатации, такого вида и качества, когда через 5 – 10 лет объекту требуется повторная реставрация. Совершенно очевидно, что через 2 - 3 таких периода, говорить об историчности, наверное, не имеет особого смысла.

xn----8sbgbbe1abdawe5ary9a4fxdxc.xn--p1ai

Реставрация природного камня памятников архитектуры и культуры Санкт-Петербурга

Савченок А.И., Харьюзов Л.С.

СПб НИиПИ Спецпроектреставрация ОДСМиК

Реставрация природного камня памятников архитектуры и культуры Санкт-Петербурга: основные принципы ведения работ и некоторые проблемы.

Реставрация тесно связана с обществом, с его культурной, духовной и эстетической сторонами жизни. Путем сохранения памятников архитектуры и культуры мы не даем времени стереть из памяти нашу историю. Реставрация во всех своих сферах это научный, инженерный и производственный процесс, находящийся на стыке разных областей знаний и наук. И как любой объект или действие в практике человека она имеет не только положительные стороны и успехи, но и многочисленные неразрешенные вопросы, а также систематические проблемы и ошибки. Природный камень в области реставрации не являются исключением.

Длительное, масштабное и разнообразное применение природного камня в архитектурных объектах Санкт-Петербурга разных стилей и эпох ставит перед специалистами серьезные вопросы и задачи по его сохранению и реставрации с учетом постоянно ухудшающихся экологических условий городской среды, а часто и вследствие необдуманных действий самого человека. В числе вопросов, от решения которых при реставрации строительно-облицовочного камня на памятниках архитектуры, напрямую зависит соблюдение не только существующих в мировой практике принципов реставрации, но и просто здравого смысла в желании сохранить результаты физического и духовного труда наших предков, «Главным», по мнению авторов, является вопрос: наличия у специалистов, занятых в указанной сфере, всестороннего знания природного камня как объекта приложения усилий. Все остальные существующие или возникающие вопросы, связанные с камнем в архитектуре и его реставрацией, являются в большей части производными. Их решение вне связи с главным вопросом, как правило, приводит не только к искажению исторического облика каменных архитектурных элементов и природного облика камня, но часто, особенно в последнее время, к прямому разрушению камня или к провокации его ускоренного разрушения в обозримом будущем. Разработка технологий консервации и реставрации природного камня в целом и, разумеется, их исполнение возможны только при наличии у исполнителей необходимого объема знаний природного камня, как строительно-облицовочного материала. Это знания по вещественному составу и строению камня, местам его исторических разработок, возможностям его добычи на них или его замены аналогичными природными материалами из современных действующих месторождений и многое другое. Также необходимо знать основные формы разрушения камня (как естественного, так и техногенного характера), а также разбираться в причинах и процессах, влияющих на разрушение камня в условиях городской среды. Важно знать методы и хорошо разбираться в реставрационных материалах, которыми по той или иной причине можно или нельзя оперировать в процессе реставрационных или консервационных работ применительно к различным видам камней в различных условиях и на различных объектах.

К сожалению, существующий уровень знаний камня, его жизни в природе и на памятниках, его отношения к природным и человеческим воздействиям в настоящее время, как это не прискорбно звучит, у большинства специалистов, занятых в сфере реставрации, является крайне низким, что не способствует обеспечению сохранности природного камня в памятниках архитектуры и культуры. Основная часть специалистов, занимающихся ремонтно-реставрационными работами по природному камню и даже имеющих опыт в этом деле, как правило, подходят к нему как к объекту бездушной неживой природы, не вникая в целом в его внутреннюю суть. При таком подходе камень мало, чем отличается от любого искусственного камнеподобного материала (бетон, кирпич, керамика, различные виды современного искусственного камня и т.д.). Только искусственные материалы можно изготовить в любом количестве, и они будут идентичными по своим свойствам, а природный камень в каждом своем образце уникален и неповторим. Одинакового природного камня не бывает! Разработка технологий реставрации природного камня без учета в полном объеме данных по особенностям его строения, состава, химизма, физико-механических свойств, особенностей его разрушения (выветривания) в природных условиях и в условиях современных городов и даже дальнейшая добросовестная реализация этих реставрационных проектов может принести серьезный и непоправимый, ущерб здоровью камня, а соответственно и памятнику. Именно «здоровью», поскольку природный камень имеет свой жизненный цикл: рождается, развивается, взрослеет, стареет и умирает. Наблюдая за камнем в естественной для него среде, мы не замечаем этого, поскольку продолжительность жизни даже нескольких поколений людей составляет только мизерную и незаметную часть от длительности жизни камня. Изымая камень из естественной природной среды, перенося его в чуждую ему среду города, мы вынуждаем его резко активизировать свои жизненные процессы в направлении старения и, в конечном итоге, «смерти». Продолжительность жизни камня в этих новых для него условиях, резко сокращается. Фактически можно говорить, что, попадая в архитектуру и украшая тем самым жизнь человека, камень начинает ускоренно стареть.

Таким образом, в методах реставрации камня возникают аналогии подхода к лечению любого живого существа, в том числе и человека. Во-первых, остановить старение и добиться бессмертия невозможно, как для человека, так и для камня. Данные процессы можно только замедлить, но не остановить. Попытки омолодить (для камня воссоздать видимость изначального облика) обязательно приводят через очень короткое время к ускорению старения, как во внутренних, так и внешних проявлениях. Во-вторых, как далеко не любые средства, материалы, методы пригодны для лечения людей вообще и конкретного человека в частности, так и не любой материал и технология пригодны для реставрации камня вообще и конкретного камня в частности.

Все виды работ связанные с реставрационным процессом можно разделить на три основных этапа: (1) предреставрационное обследование, всестороннее изучение объекта и разработка необходимых проектных решений; (2) выполнение реставрационных и/или консервационных работ; (3) содержание и уход за объектом или предметом охраны. По результатам личного опыта, накопленного как при многолетних наблюдениях в процессе натурных обследований памятников архитектуры и культуры, так и на основе лабораторного изучения состава и состояния природного камня в архитектурных объектах, можно выделить ряд систематических ошибок и упущений в подходах к реставрации разнообразного каменного материала. Все ошибки по факту являются производными «Главного» вопроса и проблемы, а ошибки и упущения, допускаемые в ходе предреставрационного проектирования, являются базисными, тесно связаны и напрямую отражаются на всем остальном процессе ведения работ, а также приводят к критическим действиям.Разберем некоторые, по нашему мнению основные и систематически встречаемые группы ошибок в сфере реставрации природного камня с основными предложениями по принципам ведения работ для их исключения.

1. Крайне слабое и поверхностное знание природного камня людьми, вовлеченными в процесс проектирования и ведения реставрационных работ. Например, часто встречаются “специалисты”, непонимающие разницу между путиловским известняком, гатчинскими доломитами и известковым туфом, не имеющие отличать их друг от друга и рассматривающие эти три вида природных камней как один. И так далее. Незнание камня на таком уровне, отсутствие опыта и знаний по его диагностике зачастую приводит к неверным подходам как в подборе реставрационного каменного сырья и реставрационных материалов, так и к ошибкам в технологических решениях.

2. Отсутствие знаний о старых каменоломнях, видах камня, добывавшегося на них, их географическом расположение и транспортной доступности. В этой связи важно рассмотреть ситуацию, когда разработки камня на исторической каменоломне прекращены. Обычно в этих случаях сразу производится подбор и поиск похожего природного камня с других современных действующих месторождений по современным торговым каталогам. Это неверно. В подавляющем большинстве случаев даже на заброшенном историческом месторождении можно собрать камень в количествах необходимых для решения реставрационных задач. Показательным примером являются, так называемые “сердобольские граниты”, добывавшиеся на большом количестве ломок, расположенных в Северном Приладожье. Сейчас все эти каменоломни заброшены, но на многих из них можно собрать камень для проведения реставрационных работ. Конечно, добыть блок для изготовления новой статуи аналогичной атлантам портика Нового Эрмитажа не получится. Такие монолитные блоки достаточно трудно подобрать и на современных действующих месторождениях. Но для небольших деталей и мелких вставок камень на месторождении является физически доступным. Схожая ситуация складывается также с тивдийскими и рускеальскими мраморами и некоторыми другими разновидностями камня. Только в случае отсутствия оригинального исторического камня или невозможности добычи его в силу юридических (территория является заповедником, иной природоохранной зоной и т.д.) или физических (транспортная недоступность, крайне высокая стоимость добычи и иных веских доводов) причин, следует поднимать вопрос о подборе камня с современных месторождений.

3. Ошибки в проектировании из-за отсутствия необходимого комплекса знаний у проектировщиков (архитекторов, конструкторов, технологов) о природном камне, приводящее к подбору камня без учета его особенностей, что зачастую приводит к возникновению в очень скором времени существенных проблем как технологического, так и конструктивного характера, и в первую очередь к утрате исторического внешнего облика. При подборе реставрационного природного камня архитектор ориентируется на внешний облик и физико-механические табличные свойства камня, что является в корне неверным. При подборе камня в первую очередь нужно ориентироваться на его геолого-петрографическую характеристику, а уже потом смотреть на физико-механические свойства. Изучение состава и строения природного камня даст гораздо больше полезной информации, нежели сухие и не всегда достоверные цифры физико-механических свойств. Такой порядок изучения природного камня для строительно-облицовочных целей изложен и в межгосударственном стандарте ГОСТ 30629-99 “Материалы и изделия облицовочные из горных пород. Методы испытаний” (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 июня 2000 г. № 62). В разделе “Определение свойств горной породы” на первом месте стоит “определение минералого-петрографической характеристики” камня.

4. Неверный выбор реставрационного природокаменного сырья производителем работ, несмотря на рекомендации. Эта ошибка является отражением как профессиональных, так и финансовых и производственных проблем и задач: нет денег, сжатые сроки, отсутствие заинтересованности или простое не желание «усложнять» проблему. В архитектуре нашего города как пример ложной замены можно привести использование кингисеппского и/или псковского известняков для реставрации элементов и деталей, исторически выполненных из «Путиловского» известняка. И так далее. В то же время необходимо отметить существование такой независимой проблемы, как проблема отсутствия выбора необходимого камня на карьере. Так, например, камень добывается в разных частях карьера по всему разрезу толщи, заготавливается и предлагается в виде изделий не из тех пластов и слоёв, которые единственно пригодны для реставрационных работ, а из тех, которые имеются на складе в конкретный момент. Ну а продажа камня блоками зачастую вообще не производится, как экономически не выгодная добывающей организации. Однако эти, на первый взгляд, трудные и не решаемые торгово-производственные проблемы можно решить заблаговременными переговорами и заказом требуемого по качеству и свойства камня под конкретный объект реставрации. Реставратор должен понимать, что процесс приобретения конкретной разновидности камня на карьере – это не сиюминутная процедура, аналогичная покупке современных искусственных строительных материалов и изделий на обычном торговом складе. В случаях, когда каменоломня заброшена производители работ даже не рассматривают предлагаемый вариант самостоятельного ручного сбора камня, а отправляются искать камень в торговых кампаниях. Ссылки на невозможность выполнения данных работ по разным причинам в целом не состоятельны, а возникающие проблемы, как правило, заблаговременно решаемы. Конечно, все необходимые сведения по указанным вопросам должны входить неотъемлемой часть в соответствующие разделы проекта реставрации и должны быть достаточны, в том числе и для финансовых расчетов.

5. Отсутствие опыта по обработке различных природных камней, а также не знание или не владение историческими методами и приемами при использовании камня в архитектуре. Это часто приводит к ситуации, когда камень выбран и добыт правильно, а его обработка выполняется без учета особенностей его состава, строения и расположения на объекте реставрации, что в конечном итоге приводит к ускоренному разрушению камня.

6. Масштабное привлечение к реставрации химических препаратов для укрепления и защиты камня, а также приоритеты искусственных растворных материалов для выполнения докомпановок. Указанные группы материалов очень часто используются в случаях, когда в этом нет необходимости или когда это запрещается и о чем обосновано указывается в технологических решениях и рекомендациях, в случаях, когда их применение не оправданно всей реставрационной логикой и имеющимся практическим опытом. Например, применение для докомпановок утрат растворных материалов вместо природного камня или так называемое тонирование поверхностей, практически выливающееся в покраску, и так далее. Следует отметить, что авторы не являются противниками и не пытаются запретить применение химических методов и материалов в реставрации, но призывают к их минимизации и применении только в исключительных случаях при однозначной необходимости. Развитие химических технологий и строительной промышленности в XX и XXI привнесло, в том числе и в сферу реставрационных интересов, ряд нужных, необходимых и полезных материалов, но их необоснованное применение зачастую провоцирует ускорение процессов необратимого разрушения камня.

7. Отсутствие мониторинга за состоянием уже отреставрированных памятников архитектуры. Мониторинг за результатами проведенных реставрационных мероприятий позволяет проследить и проанализировать пригодность тех или иных реставрационных материалов, осуществленных подходов, технологических приемов и решений и пр. Благодаря проведенным за период с середины XX века и проводимым в настоящее время в Санкт-Петербурге крупномасштабным реставрационным работам на многочисленных и разноплановых памятниках архитектуры, мы имеем уникальную возможность практического наблюдения за результатами работ. Можем корректировать и оценивать правильность примененных технологических решений, вносить изменения и разрабатывать новые технологические подходы и т.д. В настоящем контексте, наверное, и не следует говорить о значимости происходящих в реальном времени уникальных натурных испытаний материалов по оценке их качеств и применимости в реставрации, так как крайняя важность, весомость, значимость и бесценность этого опыта и так понятна. Необходимо только постоянно наблюдать за ходом естественного натурного эксперимента и делать соответствующие выводы. Иными словами, волей судеб реставраторам Санкт-Петербурга дан уникальный шанс для ведения исследовательских работ, который, к сожалению, практически не используется. Мы теряем огромный ценнейший фактический материал «натурного эксперимента», который не сможет смоделировать ни одна строительная лаборатория. А если обратить свое внимание, например, на Германию, то можно увидеть, что работы по такому мониторингу проводились уже в первой трети ХХ века.

Есть и другие проблемы характерные не только для реставрации природного камня и связанные с практическим отсутствием единых для всех четких и понятных терминологий, определений, необходимых для взаимопониманий между специалистами. А практически узаконенные в настоящее время доведенные до абсурда конкурсы, тендеры, аукционы, упрощенные процедуры проектирования, надзора, ускоренные сроки работ без учета общеизвестных физико-химических законов протекания процессов в материалах, не соблюдения многих других общеизвестных в мировом сообществе реставраторов реставрационных принципов, правил и подходов. В настоящей статье мы не будем касаться этих проблем, так как они требуют гораздо более широких обсуждений и принятия решений на серьёзном государственном, а может и международном, уровне.

По мнению авторов, реставрационный процесс на памятниках архитектуры (в том числе и не только памятников с присутствием природного камня), должен осуществляться планомерно целесообразно и практически постоянно. Последним, но не крайним, этапом реставрационного процесса должна являться эксплуатация объекта. Нельзя отреставрировать памятник и просто начать им пользоваться, полностью забыв о том, из чего все исторически было сделано, чем и каким образом отреставрировано. Бездумная эксплуатация приводит к ускоренному износу объекта. Необходимо сохранять результат реставрационных работ, а соответственно и сам памятник, как можно дольше путем систематической и постоянной его реставрационной эксплуатации. Эксплуатация фасадов и интерьеров памятников, после проведенных реставрационных мероприятий независимо от их масштаба, является обязательным, постоянно ведущимся, самостоятельным видом «поддерживающей реставрации». В последнее время к сожалению наметилась тенденция к «реставрации отреставрированного» в течение 5 – 10- лет, что является просто недопустимым. Работы по уходу за объектом и его содержанию должны определенным образом регламентироваться и планироваться. Инвестор, пользователь, эксплуатирующая организация, на которые официально будет возложено бремя выполнения «поддерживающей реставрации», должны заранее знать ее состав, порядок и технологии ведения и, в конечном итоге, объем финансирования и сроки, которые потребуются для этого. Каждый памятник, независимо от его принадлежности, должен иметь четко обоснованный и спланированный «Регламент реставрационной эксплуатации», состоящий из двух частей:

- технологической, в которой указано когда, как, чем, с какой периодичностью и какие виды реставрационных поддерживающих работ необходимо производить на фасадах и в интерьерах;

- сметной, где приводится расчет поэтапной и общей стоимости реставрационной эксплуатации по годам.

Такой регламент необходимо разрабатывать по специальной методике к моменту окончания реставрационных работ для любого памятника, то есть на момент передачи объекта в эксплуатацию. После утверждения и придания регламенту официального статуса, он должен передаваться для исполнения. Поскольку методика составления «Регламента реставрационной эксплуатации» памятников архитектуры в настоящее время отсутствует, ее разработка и внедрение в жизнь является крайне важной и необходимой.

Все выше изложенное может быть подтверждено, имеющимися у авторов, результатами натурных и лабораторных исследований, многочисленными фотоматериалами и образцами каменных материалов, является концептуальным взглядом авторов на подход к реставрации архитектурных объектов с природным камнем и не претендует ни на оригинальность, ни на обязательность полного восприятия. Однако такой взгляд, по нашему мнению, в целом соответствует, декларируемой в настоящее время на многих уровнях, необходимости научного подхода к реставрации с усилением роли образовательного процесса не только для специалистов-реставраторов разных уровней, но и всех тех, кто тем или иным образом участвует в реставрационном процессе.

Таким образом, обобщая изложенное, авторы видят залог качественной реставрации объектов с применением природного камня в его профессиональной диагностике, верном подборе и своевременной добыче (приобретении) соответствующего природного камня, необходимого для реставрации конкретного объекта, в применении при реставрации научно и практически обоснованного минимального количества растворных материалов и химических препаратов различного назначения (биоциды, гидрофобизаторы, камнеукрепители и др).

Для соблюдения этих принципов, как нам кажется, необходимо соблюдение двух основных условий: (а) профессиональное знание природного камня как объекта реставрации; (б) достаточные и разумные сроки для проведения натурных обследований и необходимого объема исследований, разработку соответствующих проектов, на выполнение собственно реставрационных работ в соответствии с проектной технологической документацией.

В настоящее время основополагающая «Главная» проблема реставрации памятников с природным камнем заключается в отсутствии специализированной для целей реставрации всеобъемлющей единой базы сведений по природному камню и смежным вопросам и, основанной на ней, единой программы обучения специалистов в области реставрации разных специализаций и уровня. Остальные указанные и не указанные проблемы являются, в общем-то, производными. По мнению авторов уже давно настало время для создания такой базы данных, проведения на новом уровне знаний анализа существующих подходов к реставрации камня, совершенно очевидно с частичным и обоснованным их пересмотром, разработке новых комплексных обучающих программы для специалистов различных уровней и специализаций. Один из таких шагов к решению данной проблемы был сделан при участии одного из авторов в период 1996-2003 годов созданием постоянно действующей музейной экспозиции «Строительно-облицовочный камень в архитектуре Санкт-Петербурга 18-начала 20 веков» в ЦНИГР Музее Всероссийского геологического института. Решение «Главной проблемы» выведет реставрационный процесс по природному камню на новый уровень и, совершенно очевидно, позволит, в том числе, повысить качество и, главное, долговечность результатов реставрационных работ (не говоря о существенном повышении образовательного уровня молодых специалистов).

В то же время мало отреставрировать нужно еще уметь беречь и сохранять. Реставрация, как известно во всем цивилизованном мире, является вынужденной мерой. Нельзя допускать как ведения реставрации, так и постреставрационной эксплуатации, такого вида и качества, когда через 5 – 10 лет объекту требуется повторная реставрация. Совершенно очевидно, что через 2 - 3 таких периода, говорить об историчности, наверное, не имеет особого смысла.

Первоисточник: 

Савченок А.И., Харьюзов Л.С. "Реставрация природного камня памятников архитектуры и культуры Санкт-Петербурга" СПб НИиПИ Спецпроектреставрация ОДСМиК

Информисточник: 

Харьюзов Л.С.

art-con.ru

Реставрация изделий из натурального камня

Изделия из натурального камня отличает высокая прочность, за что их нередко называют вечными. Немаловажным преимуществом этого материала является и его высокая ремонтопригодность. Профессиональная реставрация натурального камня позволяет вернуть поврежденному изделию первоначальный внешний вид, но для этого и ремонт нужно делать правильно.

 

 

Почему может потребоваться восстановление

 

реставрация камня фотоНесмотря на свою прочность, природный камень требует ухода и соблюдения правил эксплуатации, иначе образуются различные дефекты:

· Пятна от скопления грязи, въевшихся веществ, например пищевых жидкостей. Чувствителен камень и к кислотам и другим агрессивным веществам. Меньшей устойчивостью к такому воздействию отличается мрамор.

· Механические повреждения (царапины, сколы) могут возникать не только от падений тяжелых предметов, но при неправильном уходе, например из-за чистки абразивными средствами.

· Потускнение из-за использования неподходящих для натурального камня абразивных или химически агрессивных веществ, например растворителей.

· Повреждения мелких элементов — характерно для сложных изделий: парковых скульптур, фонтанов, особенно в местах с большим скоплением людей.

При появлении первых дефектов не стоит ждать, когда разрушения станут сильными. Сразу обратившись к опытным мастерам-реставраторам, можно продлить срок службы каменного изделия.

 

 

Как реставрируют натуральный камень

 

реставрация камня фотоСпособ реставрации выбирается в зависимости от особенностей, причины и характера дефекта. Восстановить натуральный камень можно следующими методами:

· Сколы. Для реставрации используются клеевые составы, соответствующие по цветовой гамме восстанавливаемому изделию.

· Царапины. Мелкие царапины можно устранить шлифовкой поверхности и ее последующей полировкой. Например, реставрация мраморных полов часто проводится с использованием этих методов.

· Пятна. Способ удаления пятен подбирается в зависимости от вида и фактуры камня. Проще всего удалять пятна с гранитных поверхностей. Кроме того, камень гранит отличается высокой устойчивостью к пятнообразованию и практически не требует сложного ухода, а потому идеально подходит, например, для изготовления столешниц.

· Отколовшиеся детали. Для восстановления требуется изготовление новых фрагментов. Кусочки должны полностью повторять по форме и цвету отколовшиеся. Далее они приклеиваются, место склейки шлифуется.

 

Профессиональная реставрация мрамора, гранита обязательно проводится с использованием материалов, не наносящих вреда здоровью человека.

 

 

Этапы реставрационных работ

 

Перед началом реставрационных работ мастер осматривает изделие, оценивает объем и характер повреждения, выявляет причины дефектов, подбирает оптимальные методы восстановления. В ходе ремонта проводятся различные мероприятия:

· Расшивка швов. Эта операция проводится при восстановлении любых изделий, имеющих швы, например мраморных полов.

· Калибровка. Эта операция проводится для выравнивания отдельных частей изделия по высоте относительно друг друга, чтобы поверхность стала идеально ровной, без разницы высот.

· Пломбировка. Применяется при наличии на поверхности отверстий, сколов. Важно тщательно подбирать цветовую гамму материала, чтобы пломба не была заметна на восстановленной поверхности.

· Шлифовка. Проводится перед заключительным этапом восстановительных работ. В ее ходе поверхность обрабатывается алмазными абразивами.

· Полировка. Позволяет окончательно выровнять поверхность, удалить мелкие шероховатости, оставшиеся после шлифовки. Для придания глянцевого блеска и защиты от проникновения загрязняющих веществ изделия покрывают специальными защитными составами.

При условии правильно выполненных работ, после реставрации каменная поверхность приобретает первоначальный внешний вид.

 

 

Как очистить камень

 

Полномасштабная реставрация мрамора и изделий из него требуется далеко не всегда. Например, если на поверхности присутствуют только небольшие загрязнения, можно обойтись чисткой. Существует два основных вида чистки:

· Химическая. Натуральный камень чувствителен ко многим химически агрессивным веществам, поэтому состав должен подходить для конкретного вида материала.

· Универсальными чистящими средствами пользоваться нельзя. С помощью химической чистки можно удалить следы не только от продуктов питания, но и более стойких загрязнителей – масел, красок, чернил и т. д.

· Механическая. Проводится с применением абразивных инструментов. Шлифовка позволяет удалить с поверхности даже очень стойкие и сложные загрязнения.

 

Способ очистки всегда выбирает мастер в зависимости от конкретных условий. Мастера компании «КАМ» обладают высокой квалификацией и хорошо знают свое дело. Они помогут вам восстановить первоначальный внешний вид каменной столешницы, подоконника, пола.

 

http://www.vashdom.ru/ - Интернет портал «все для строительства и ремонта» Ваш ДОМ.RU

digest.wizardsoft.ru

Гильдия гранитчиков - Реставрация природного камня

8 (904) 6490603

Восстановление утратившего первоначальный вид камня любой сложности.

 Гарантия 5 лет

 Цены без переплат 

 Работаем без простоев

У нас работают.

Дипломированные специалисты с колосальным опытом по реставрации камня на культурных памятниках архитектуры.

- Восстановление утраченных частей каминов,скульптур,ступеней, и прочих работ из камня,переполировка,шлифовка.

- Восстановление или исполнение прочих не каменных работ необходимых для реставрации.

Реставрация натурального камня

Реставрация натурального камня включает в себя множество различных работ, таких как:

    • Склейка деталей поврежденных изделий из гранита и мрамора, например, мраморных столешниц, гранитны подоконников, фрагментов мраморных каминов, элементов интерьеров из мрамора и многое другое.
    • Реставрация сколов на поверхности мрамора и гранита.
    • Реставрация царапин различной глубины на поверхности натурального камня.
    • Колеровка клея под цвет мрамора или гранита с добавлением каменной крошки.
    • Восстановление резьбы по мрамору.
    • Изготовление фрагментов мраморных скульптур, лепнины из камня и других скульптурно-архитектурных фрагментов.
  • Реставрация мозаичных панно с подбором по величине и цвету сегментов мозаики.

Присылайте техническое задание или фотографии

на эл. почту: [email protected]

Реставрация натурального камня очень творческий процесс, поэтому перечислить все виды работ в этом разделе не представляется возможным. Мы будем рады ответить на все интересующие вас вопросы и попытаемся максимально помочь в решении ваших пожеланий.

      

       

Возможны ситуации, когда каменный декор теряет свою первоначальную привлекательность. Это возможно по нескольким причинам.

У изделий из камня в результате повреждения могут появиться сколы, каменные полы из мягких пород камня в людных местах могут со временем истереться. Наружная облицовка при сильном воздействии агрессивной окружающей среды может также терять внешний вид. Это особенно актуально в городских условиях для облицовки известняком.

Все эти дефекты могут быть устранены. Специалисты Гильдии восстанавливают поврежденные участки каменного декора таким образом, что от повреждений не остается никаких следов. С помощью специальных химических растворов мы выводим с поверхности камня почти все виды загрязнений. Переполировка, выполняемая с помощью специальной техники, полностью восстанавливает блеск мраморных и гранитных полов.

xn----8sbgbbe1abdawe5ary9a4fxdxc.xn--p1ai

Камнетес

Реставрация столешниц из натурального камня и кварцевого агломерата

Реставрация столешниц из натурального камня и кварцевого агломерата

Гранит и кварцевый агломерат это самые прочные материалы подходящие для кухонных столешниц. Иногда случается, что и эти прочные материалы получают повреждения. Наш мастер камнетес-реставратор выполнить реставрационные работы любой сложности. Склейку сломанных деталей, полировку, обработку и герметизацию швов, лечение сколов, шлифовку и удаление царапин и потёртостей.

Гранит и кварцевый агломерат это самые прочные материалы подходящие для кухонных столешниц. Иногда случается, что и эти прочные материалы получают повреждения. Наш мастер камнетес-реставратор выполнить реставрационные работы любой сложности. Склейку сломанных деталей, полировку, обработку и герметизацию швов, лечение сколов, шлифовку и удаление царапин и потёртостей.

Реставрация мрамора

Реставрация мрамора

Удаление пятен с мрамора

Удаление пятен с мрамора

Реставрация ступеней из гранита

Реставрация ступеней из гранита

Чистка фасадов из натурального камня

Чистка фасадов из натурального камня

Переполировка пола

Переполировка пола

kamnetes-restavrator.ru

Реставрация камня, обработка натурального камня, защита камня, работы с природным камнем

Реставрация камня

К сожалению, может возникнуть ситуация, когда убранству нашей квартиры понадобится реставрация камня – оставленные следы на столешнице после неаккуратной работы с острым ножом, или круг на подоконнике из натурального гранита от горшка с цветком, марганцовка на мраморном полу – многие факторы могут привести нас к восстановительным работам над таким прекрасным материалом, как камень.

Одна из особенностей вашего каменного интерьера состоит в том, что после изготовления, установки и монтажа изделий, вам необходимо будет ухаживать за покрытиями из натурального материала, чтобы не доводить дело до реставрационных работ. Чтобы каменные поверхности дольше служили и радовали глаз нужна регулярная очистка и защита камня от влаги и коррозии.

Реставрационные услуги достаточно дороги на архитектурно-строительном рынке и порой сопоставимы со стоимостью нового изделия. В некоторых случаях проведение восстановительных работ вообще затруднено, так как физико-химические свойства камня могут не допускать какого-либо вмешательства в структуру. Например, гранит вполне подвержен реставрации камня, а вот мрамор – не всегда, поэтому самое разумное – это не доводить свои камины, полы и лестницы до момента восстановления.

В процессе производства изделие из камня покрывается тонкой силиконовой пленкой, толщиной один микрон. Эта пленка помимо определенной защитной функции от воздействия всякого рода химических составляющих, также придает блеск и лоск изделию в целом. В результате агрессивного воздействия и отсутствия надлежащего ухода защитная пленка стирается и защита перестает действовать. Под воздействием внешней среды постепенно начинается разрушение, которое впоследствии приведет к обязательной реставрации камня, отсюда следует сделать вывод – необходимо принимать превентивные меры по сохранению такой важной защиты для изделия, как силиконовая пленка.

Технологический процесс реставрации заключается в промывке камня, склеивании и заделке трещин, восстановлении первоначальной фактуры. Восстановление повторной обработкой предусмотрено для следующих ударных фактур: точечной, бороздчатой и гладкой, для абразивных фактур: шлифованной, лощеной и полированной. Швы между плитами облицовки подлежат расшиванию, а свинцовая прокладка, при ее наличии – расчеканиванию. Применение различных мастик уместно при заделке заметных трещин на поверхности камня, пор и раковин на лицевой поверхности камня после его шлифования. Поврежденные места заделывают мастикой, а после высыхания шлифуют и полируют.Если во время реставрации камня возникает такая необходимость, то частично камень может быть заменен на новый той же породы, фактуры и метода обработки.

Наша компания предлагает работы по реставрации, обработке натурального камня защитными средствами, переполировке и очистке каменных поверхностей.

Технологический процесс реставрации камня В случае, если вы обустроили свой интерьер или фасады своего здания при помощи натуральных материалов, через некоторое время вам понадобится такая услуга, как реставрация камня. Идеальный вариант – это если вы обратитесь к фирме-подрядчику, у которой вы изначально изготавливали все необходимые вам элементы декора.

izkamnya-spb.ru

Реставрация камня. Реставрация полов из камня

Реставрация каменных полов, реставрация изделий из натурального камняНесмотря на прочность и долговечность изделий из натурального камня, со временем им может понадобиться реставрация и ремонт. Реставрация камня - придание изделию первоначального вида, процесс очень трудоемкий и требующий большого опыта реставратора. Стоун Профи выполнит реставрацию изделия из любого камня - мрамор, гранит, оникс, агломерат или известняк. Ремонт камня потребует аккуратности и подбора подходящего материала, который позволит ликвидировать трещины и сосколы на изделиях. 

 Укажите проблему и приложите фотографии. Мы предоставляем услуги на собственном оборудовании по ремонту и реставрации камня под ключ.

Реставрация полов из камня в Петербурге, ступеней, лестниц

 Реставрация любых сосколов и трещин в натуральном камне. Ремонт ступеней, лестниц и полов - дешевле, чем перекладывать заново! Гарантии на выполненные ремонтные работы 2 года!

Что мы можем реставрировать?

Ремонт полов, ступеней и лестниц из камняРеставрация натурального камня мрамора и гранита, изделий из камня - столешницы, полы, подоконники, камины

Чаще всего реставрации и дополнительной обработки камня требуют каменные ступени, лестницы и полы из натурального камня. Именно эти изделия из натурального камня более подвержены износу. Наши мастера выполнят ремонт каменных полов с услугами шлифовки и полировки. 

Реставрация и ремонт каменных подоконников, столешниц, каминов

На втором месте стоит реставрация каменной облицовки зданий, и на третьем Ремонт столешниц, реставрация столешниц из искусственного и натурального камняизделия из камня - подоконники из гранита и мрамора, столешницы, камины. Стоун Профи выполнит реставрацию мраморных и гранитных полов, реставрацию каменной мозаики на полах и лестницах, проведет после реставрационную обработку каменных изделий для сохранения долговечности, переполировку и обработку поверхности натурального камня.

- Полировка и шлифовка пола "Как это выглядит?"

- Выбор каменных полов

- Укладка каменных полов в квартирах и офисах

- Отделка камнем стен, полов, лестниц под ключ

 Тэги: реставрация полов из натурального камня, ремонт лестниц и ступеней из гранита, ремонт подоконников из мрамора, услуги реставрации мраморных столешниц в Спб, ремонт крыльца из камня, каминов из искусственного агломерата, каменной мозайки на полах

Купить мечту, воплощенную в камне

Собственное камнерезное производство из натурального и искусственного камня на заказ в Спб. Камнерезная мастерская Стоун Профи выполняет изготовление и монтаж изделий из камня на собственном оборудовании (распил, резка, шлифовка, полировка, армирование, укладка, облицовка). Недорого изготовим по цене от производителя столешницы искусственные для кухни и натуральные для ванной, подоконники мраморные и гранитные, каменные барные стойки, полы из камня, ступени для лестниц, крыльцо из гранита, камины из мрамора, облицовка стен и домов. Мы работаем в розницу и оптом по ценам производителя осуществляя монтаж объекта под ключ от дизайна и резки, до полного монтажа и сдачи проектов из камня. При больших и регулярных заказах на производство работ с любым типом камня мы предоставляем существенные скидки (дизайнерам, кухонным студиям, подрядчикам-бригадам по ремонту).

У нас вы можете заказать расчет стоимости изготовления каминов, полов, облицовочных работ из агломерата или натурального камня - Предоставляем услуги по ремонту и реставрации полов, ступеней, лестниц и др. изделий из натурального камня - Полировка мраморных и гранитных полов в квартирах, гостиницах и офисах со скидкой - Изготовление и установка декоративных элементов художественной резки камня (статуэтки, фонтаны, садовая мебель из камня, скамейки, столы) - Каменные изделия на заказ для кухни, ванной, офиса, ресторана, сада, коттеджа, квартиры в Петербурге и Ленинградской области - Официальные дилеры по продаже агломерата VicoStone для подоконников и кухонных столешниц и специальные цены на их изготовление. Профессиональная обработка камня залог долговечности каменных изделий- полов, каминов, подоконников, ступеней, лестниц, облицовки цоколя, фасадов и крыльца.

stoneprofi.ru