Исследовательский проект "Такие разные камни". Проект камни


Исследовательский проект "Такие разные камни" / Открытый урок

Авторы: Ташина Татьяна Сергеевна, Кривоносова Татьяна Ивановна

Наименование проекта

"Такие разные камни…»

Тип проекта

Исследовательский,  долгосрочный.

Сроки реализации

Сентябрь - март

Актуальность

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников.  Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.Благодаря проекту «Такие разные камни…» ребенок получает возможность ставить себе новую, все более сложную цель. Знакомство детей с камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Основные разработчики

Педагогический коллектив ДОУ

Исполнители проекта

Педагоги, дети 6-7 лет, родители

Цель

Создание коллекции камней

Задачи:

образовательные

 

 

 

 

развивающие

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитательные

 

  • Познакомить детей  с разнообразием камней в природе,  их особенностями, свойствами через игровую и  экспериментальную деятельность.
  • Создать условия для экспериментирования и организации опытов
  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования;
  • Развивать способность выполнять работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы;
  • Развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обощение.
  • Развивать творческие и коммуникативные  способности детей;
  • Воспитывать бережное отношение к объектам не живой природы;
  • Воспитывать такие качества как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий;
  • Воспитывать умение работать в группах.                                              

Этапы реализации

Подготовительный - сентябрь

Основной - октябрь - февраль

Заключительный - март

Экспериментальная работа

Опыты, эксперименты

Работа с родителями

Открытые занятия, участие в реализации проекта

Методы фиксации результатов опытно- экспериментальной деятельности

Наблюдения, составление творческого рассказа о рассматриваемом объекте, включение в сюжетно-ролевые игры, картинки, фотографии, схематические зарисовки, объемные изображения, натуральные объекты

Метод игрового обучения

Опирается  на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью ребёнка.

Ожидаемые результаты

 

 

 

 

            Для детей:   

  • Презентация  мини - музея камней.
  • Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека.
  • Формирование  познавательного интереса к окружающему миру, формирование  навыков наблюдения и экспериментирования. 

Для педагогов:

  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.
  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
  • Совершенствование предметно – развивающей среды.

Для родителей:

  • Вовлечение в реализацию проекта.

Продукт проекта

Коллекция камней

 

Содержание проекта

Этапы

Сроки

Подготовительный этап

 

1. Составление плана проекта

 

сентябрь

2. Подготовка теоретического и практического  материала в рамках проекта.

Основной этап

Интеграция образовательных областей

 

Содержание деятельности

Познание:

 

Беседы "Что мы знаем о камнях", "Простые и ценные камни".

Работа с картой Красноярского края «Где живешь, ты камень?»

сентябрь

Социализация:

 

Экспериментальная деятельность  (работа в микрогруппах)  по ознакомлению детей с миром камней;

Показ презентаций по теме «Камни»

 

октябрь

Коммуникация:

 

Образ камня в рассказах, сказках, малых фольклорных формах. 

Составление творческих рассказов "Камни разные нужны, камни всякие важны".

Проведение викторины "Что мы знаем о камнях"

ноябрь

Чтение художественной литературы:

 

П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка» ;

И.Н. Рыжов «О чем шептались камни»;

Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».

Чтение стихов о камнях.

 

октябрь - ноябрь

Здоровье и физическое развитие:

Хождение по каменой  и соляной дорожках;

Знакомство с подвижными  играми: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень».

октябрь

 

Безопасность:

 

Беседа: «Как камни нам помогают?» (литотерапия: лечение камнями).

Ситуативный разговор "Камень- друг, или враг?"

ноябрь

Художественное творчество:

 

Работа в арт-салоне (поделки из камня, роспись камней).

Выставка совместных работ родителей и детей "Малахитовая шкатулка".

Составление панно и коллажа из камней.

Рисование мелками на асфальте.

 

декабрь-март

Игровая деятельность:

 

Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: "Отыщи такой же камень", "Узнай на ощупь";

Пазлы «Что из чего сделано»;

Сюжетно-ролевые игры: "Геолог", "В гостях у гномов", "Шахтеры"

январь - февраль

Опытно-экспериментальная деятельность

Игровые эксперименты:

"Какой камень тяжелее?"

"Пирамида из камней"

 "Тонет-не тонет?"

Опыты:

"Выращивание кристаллов соли"

 

 

ноябрь

 

 

февраль

Трудовая деятельность

Сбор и мытье камней.

Оформление в группе зелёного уголка с помощью камней.

 

Заключительный этап

март

Презентация коллекции "Вот такие камни!"

 

Список литературы

  1. Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов  ДОУ. -  Воронеж:   ТЦ « Учитель» 2004;
  2. Волчкова В.Н.,  Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе  детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004;
  3. Гончарова Е.В., Моисеева Л.В.  Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002;
  4. Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
  5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.  Пособие для работников ДОУ. -  М.: ТЦ Сфера, 2003;
  6. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005;
  7. Комплексное  занятие по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие под ред. С.Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005;
  8. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;
  9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004;
  10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников  ДОУ. Автор сост.: Киселева А. С., Данилина Т.А. М.: АРКТИ, 2004;
  11. Рыжова Н.Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н.Рыжова Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - М.,2003. №10 -11.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

 

Наименование проекта: «Такие разные камни»                                                  

Цель проекта: Создание коллекции камней..                                                                 

Сроки реализации проекта Сентябрь – март.

Участники проекта педагоги ДОУ, воспитанники подг. гр, родители.

Продукт проекта Коллекция камней                                                                        

Однажды на тропинке                                                                                                     

Я  камешек поднял

Он был как невидимка,

В пыли он весь лежал.                                                                                              

Принес домой я камень                                                                                                

Помыл его водой,

А он как засверкает

Как будто золотой.

Наутро в детский садик                                                                                                

С собою камень взял

И в группе всех ребят

Вокруг себя собрал.

Ребята расскажите

Зачем они нужны

Скорее подскажите

Важны, иль не важны.

Зачем же камни людям ?                                                                                            

Прошу мне разъяснить

Давайте мы рассудим

Как их и где добыть?

Каждый живущий в мире предмет                                                                          

Хранит в себе тайну, имеет секрет.

В каменный мир приглашаем войти

Дорогу к разгадкам секретов найти.

В сережках у мамы огнем он горит,                                                                          

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму , меняет он цвет

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий в ладошке лежать,                                                               

Тяжелый, большой одному не поднять,

В шахте лежит глубоко,  далеко

машинам добыть их порой не легко.

Мы камни считали, камнями играли                                                                           

И даже поделки из них выполняли

Еще по камням босиком мы ходили

На камнях рисунки мелком выводили.

Мы соль растворяли, кристалл  получали                                                            

И даже коллекцию камней собрали.

Камень нам в жизни всегда пригодится,

Камнем ребята нам нужно гордится!

Спасибо за внимание!                                                                                             

open-lesson.net

Проект "Загадочные камни"

Проект "Загадочные камни"

Интеграция образовательных областей: ПР, ХЭР, РР, СКР, ФР.

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Задачи:

  • Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
  • Продолжать учить вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения. Формировать умение формулировать выводы.
  • Развивать познавательную активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в парах.
  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Скачать конспект

Материалы и оборудование:

мультимедийная презентация, посылочный ящик, большой конверт, коллекция камней, лупа, стакан с водой, ложечка, салфетка, цветные карандаши (на каждого ребенка).

Организационный момент

(Дети сидят полукругом перед столом и экраном.)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.В пыли на дороге ненужным лежит.Меняет он форму, меняет он цвет,А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.Тяжелый, большой – одному не поднять.Кто, дети, загадку мою отгадал?Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: камень.

Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о камнях.

Ход НОД

Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?

Дети: на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни.

- Посмотрите на экран. Что вы видите? (слайд №2) Горы — это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой (слайд№3). Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему?

(Предположения детей)

- Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые не бывали в море, имеют более острые края (слайд №4). В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №5). — Для чего ещё служит камень человеку?

(Предположения детей)

- Из камня строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №6-9). Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 10). Как вы думаете, почему?

Дети: камень очень прочный.

Также делают совсем необычные памятники (слайд № 11).

Воспитатель: А вот в древности использовали большие камни как указатель на дороге.

Раздается стук в дверь

(Помощник воспитателя извиняется и передает воспитателю посылку).

Воспитатель: Интересно, от кого же пришла нам посылка?! (Читает адрес отправителя «Институт геологии»). Ребята, что это значит?

Дети: высказывают предположения.

Воспитатель: Геология – это наука, которая изучает строение Земли и полезные ископаемые. В том числе и различные камни. Давайте посмотрим, что же внутри посылки (открывает посылку и достает коллекцию камней.) Смотрите, ребята, какие красивые камни. И все разные. Здесь ещё и письмо имеется (читает) «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства этих камней и отметить их в исследовательских таблицах. Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи». Ну что, ребята, поможем? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.

(Дети проходят к столам с оборудованием. Воспитатель раздает камни и листы исследования).

Воспитатель: Мы будем, как настоящие ученые исследовать свойства камней. Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Но прежде чем приступить к исследованию, мы немножко разомнемся и отдохнем.

Физкультминутка «Это лёгкая забава»

Это лёгкая забава —Повороты влево-вправо.Нам известно всем давно —Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.Здесь видна уже сноровка.Чтобы мышцы развивать,Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: На каждом столе лежит все необходимое. Результаты исследований будем записывать в таблицу.

- Для начала рассмотрим камень через лупу. Что вы видите? (трещинки, кристаллики, цветные узоры). Начнем записывать результаты наших наблюдений. Все камни отличаются по цвету. В первой строчке (воспитатель показывает на увеличенном варианте исследовательского листа) закрасьте кляксу карандашом такого же цвета как ваш камень.

- Блестит камень или нет?

- Какой ваш камень на ощупь? Гладкий он или шероховатый, ровный или с острыми уголками? Погладьте свои камни пальчиками.

- А сейчас мы посмотрим, прозрачный наш камень или нет. Посмотрите на свет сквозь свой камень. Что вы видите? Пропускает камень свет или нет?

- Посмотрите на наш лист исследования. Как вы думаете, какой эксперимент мы проведем теперь? Правильно, мы будем определять, тонет камень в воде или нет.

- Наши камни в воде. Растворяются они или нет? Попробуйте аккуратно помешать камень ложечкой в воде. Отметьте нужную клеточку.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Давайте их повторим.

(Воспитатель и несколько детей рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования).

Воспитатель: Мы с вами выполнили просьбу ученых. Пора закрывать нашу лабораторию и отправить результаты нашей работы в институт геологии (Дети складывают листы исследования в большой конверт и запечатывают).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю продолжить работу с камнями. Давайте в свободное от занятий время изготовим панно из камней. Вы согласны? Чтобы вы хотели изобразить?

(Ответы детей)

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

проект: "Удивительное в мире камней"

ПРОЕКТ: «Удивительное в мире камней»

Автор

воспитатель МБДОУ№328:

Ахмадеева Н.В.

Проект: «Удивительное в мире камней»

Вид проекта: Групповой, информационно-познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: 2012-2013гг.

Участники проекта: Дети, воспитатель, родители воспитанников.

Цели проекта:

-Знакомство детей с разнообразием камней в природе, через игровую, экспериментальную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при сотрудничестве со взрослыми.

-Создание условий для развития познавательно- речевых и исследовательских способностей воспитанников.

-Сенсорное воспитание – целенаправленное развитие и совершенствование у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

-Формирование любви к объектам природы и умения замечать и видеть прекрасное в ней.

Задачи, реализуемые в проекте:

Обучающие:

-Изучить камни, которые нас окружают.

-Узнать как можно больше о камнях (что это такое, их названия, истории, легенды связанные с камнями, как они появились на Земле, их пользе для людей).

-Формировать умение обследовать камни, называть их свойства и особенности.

- Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

-Учить классифицировать камни по их отличительным признакам.

-Собрать коллекцию камней на улицах города и дома.

Воспитательные:

-Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытной деятельности с ними.

-Развивать эстетический вкус при знакомстве с изделиями из камня.

-Воспитывать нравственно- патриотические чувства к родному краю.

- Развивать мыслительные операции, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей (познавательно – речевое развитие).

-Проект будет способствовать развитию фантазии и воображения.

-Проект даст возможность детям выступить в роли проектировщиков и художников.

-По средствам продуктивной деятельности, в сотворчестве с воспитателем, создать мини – музей поделок из камней: «Ожившие камни».

Актуальность проекта:

У современных детей все чаще наблюдаются отклонения в развитии речи как несерьезные, так и очень тяжелые, ведущие к серьезным последствиям. Конструирование из природных материалов помогает в сенсорном развитии, что в свою очередь положительно сказывается на развитии речи, ведь работа с мелкими деталями и материалами хорошо развивает мелкую моторику рук , а возможность работать в команде со сверстниками дает возможность ребенку высказываться, выражать свое мнение и предлагать свои идеи. Также при создании образа у детей развивается воображение и логика. Конструирование из природных материалов дает возможность проверять на прочность, анализировать – каким образом расположить детали для достижения результата. Происходит осмысление как из отдельных частей получить целое и что целое состоит из деталей. Развивается пространственное восприятие, глазомер. Дети учатся пользоваться приемами наложения и приложения предметов один на другой.

План достижения цели:

Этапы проекта:

1) Подготовительный:

А) Информация для родителей о предстоящей деятельности. Подбор демонстрационного материала по данной теме: иллюстрации и фотографии с изображением камней, гор. Обсуждение что камни бывают обычные и драгоценные.

Б) Чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов:

-Пословицы и поговорки о камнях

-Чтение сказов Бажова П.П.: «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Серебряное копытце»

-Чтение сказки Рыжова И.Н. :«О чем шептались камешки?»

-Чтение стихов о камнях.

-Загадки про камни и минералы.

-Сказки «Три поросенка», «Беляночка и Розочка», «Янтарный замок».

-Просмотр мультфильмов: «Волшебник изумрудного города»,«Каменный цветок».

Д) Подготовка материала для деятельности детей (камни, пластилин, краски).

Г) Привлечение детей к познавательно –исследовательской деятельности (опыты и эксперименты, позволяющие лучше узнать свойства камней).

2) Реализация проекта.

-Вечером прочитали с детьми сказку “Неприступная гора”, после этого стали на прогулке внимательнее наблюдать за такими объектами неживой природы как камни.

-Воспитатель акцентирует внимание детей на камнях: интересно ощупывать камешки, стучать ими друг о друга или о различные предметы, раскладывать камни по цвету, размеру, весу. В группе решаем продолжить работу по выявлению свойств камней.

- Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: находит камень необычной формы и предлагает детям посмотреть и подумать на что или на кого похож этот камешек; выслушивает ответы детей. Затем предлагает самим детям найти камень похожий, по их мнению, на что-нибудь.

-В группе при чтении сказок и произведений воспитатель ненавязчиво обращает внимание детей на героев сказки и говорит: посмотрите на этого великана, он не напоминает вам огромный серый булыжник? или обратите внимание на эту ящерицу - она похожа на маленькую фигурку, собранную из маленьких камешков.

-После проведения таких наблюдений решаем с ребятами создать свою коллекцию камней. Оформление коллекций камней « В мире прекрасного».

Наша коллекция пополнялась после прогулок и после выходных, после отдыха детей на море. (сотрудничество с семьей)

-Затем из этой коллекции решаем попробовать при помощи плоскостного моделирования создавать собственные образы (мини-скульптуры) и сюжеты из камешков, а также сооружать постройки, панно и коллажи из камней.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:

Игровая деятельность:

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:

-Отыщи такой же камень

-Узнай на ощупь

-Каменная мозаика

- «Что из чего сделано»

Сюжетно-ролевые игры:

-Геолог

-В гостях у гномов

-Шахтеры

Игры на развитие речи:

-Словесное описание ребенком спрятанного им камня.

-Угадай, какой я камень спрятал?

-Если б я был камнем – рассказ.

Подвижные игры:

-«Камень-беги»

-«Найди свой камень»

-«Мы скалолазы»

-«Царь горы».

Познавательно - исследовательская деятельность (выявление свойств камней):

Опыты с камнями:

-Рассматривание камней через лупу

-Вода и камень (как вода разрушает камни). ( Почему камешки не складываются ровненько? Потому что они в воде скользкие и гладкие. Их такими делает вода. (Предлагаю взять несколько камней в руку и потрясти их- так и вода двигает камни, ударяет их друг о друга, они трутся и становятся круглыми).

-Ознакомление детей с образованием и разрушением камней, гор, вулканов путем моделирования.

-Ящик ощущений.

- «Сравни по величине и форме» (нужно рассказать какой камешек по размеру (путем наложения) и какой он формы. (математические представления).

- «сосчитай-ка» (нужно сосчитать сколько камешков понадобилось на определенную фигурку) (берутся самые простые и маленькие фигуры).(математические представления).

- «Тонет-не тонет?» Что происходит, когда камешки кидаешь в воду?

-«От каких камешков брызг больше» – от маленьких или больших?

- «Найди отличия и разложи по группам» (морские, речные и обычные камни).

После окончания экспериментов происходит обсуждение, что мы нового узнали о камнях, делаем вывод.

Продуктивная деятельность:

На первых этапах детьми создаются самые простые плоскостные скульптуры и коллажи из камней (солнышко, цветочек, облако и др.).

Далее создаваемые работы усложняются: создаются более объемные поделки (состоят из нескольких выложенных рядов – черепаха, образы животных, пещер, гор).

Технология создания фигур очень простая - берутся камешки разные по величине и форме на них приклеивается кусочек пластилина, и таким образом камешки соединяются между собой, создавая образ. Образ может возникнуть в голове, но детям лучше и проще предлагать воспроизводить фигуры после просмотра картинок и иллюстраций. (напр. крокодил после прочтения сказки К. Чуковского «крокодил», черепаха после сказки «заяц и черепаха» и др.)

При создании композиций можно использовать и дополнительные материалы, например: веточки, мох, сено, ракушки, шишки, скорлупа от орехов и др. . Дополнять созданные композиции можно не только природными материалами, но и такими предметами как бусины (напр. глазки у животных), цветная бумага (газон, бассейн), какая-либо крупа (напр. для выкладывания дорожек). Использование этих мелких по своим размерам материалов также положительно влияет на сенсорное развитие детей.

Из камней можно выкладывать отдельные фигуры и формы зверей по прочитанным произведениям, а можно создавать целые сюжеты.

При создании образа, для его дополнения и завершения, а также для придания цвета можно использовать такой прием, как раскрашивание камней. Делается это очень просто, для раскрашивания берется обычная краска (гуашь или акварель) и наносится на поверхность камня; она хорошо ложится и быстро сохнет. Дополнительно можно покрывать изделия лаком для стойкости цвета и блеска.

При создании мини-скульптур и сюжетов из камней происходит игра в архитекторов , художников и режиссеров. В игре дети разделились на компании; Первая компания выступала в роли архитекторов - создавала фигуры.

Вторая в роли художников - раскрашивала готовые изделия.

После того как мини - скульптуры были готовы они объединялись в сюжет и в игру вступала третья компания режиссеров – составление творческих рассказов и историй по созданным композициям.

*после того как несколько фигурок и рассказов было готово, ребята менялись местами - для того чтоб у каждого была возможность попробовать себя в разной роли.

Некоторые образы из камней дополняются по замыслу детей рисунками ( либо наоборот рисунки дополняются камнями) и создаются целые композиции.

Результат проекта – дети:

-Знают свойства камней

-Проявляют познавательные и исследовательские способности

-С удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности

-Совершенствуют мелкую моторику рук.

Итоги:

-Итоговое занятие КВН: «Камни-это интересно».

-Оформление мини-музея поделок из камней: «Ожившие камни».

После овладения детьми техники создания объемных фигур (образов) мы стали пробовать создавать целые макеты из камней. Макеты создавались в результате продуктивной деятельности с детьми к определенным темам и событиям.

-Макет «Взятие крепости» (защитники отечества) (к теме 23 февраля и 9 мая).

Макет: «Дом для белого медведя», « Северный полюс» к теме: «Путешествие на север».

После завершения работ обязательно проходит обыгрывание сюжета, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Для обыгрывания и придумывания сюжете макеты дополняются необходимыми образами 9фигурки солдатиков, зверей и т.п ).

infourok.ru

Проект на тему: Драгоценные камни

МБОУ СОШ №32 «Эврика-развитие»

Драгоценные

камни

Работу выполнил Лыгин Данил , ученик 6 в класса

Руководитель проекта:

Тихонова Ольга Викторовна

Актуальность

  • В природе существуют минералы, обычно они встречаются виде кристаллов. А кристаллы - это драгоценные камни.
  • Что такое драгоценные камни? Какими свойствами они обладают? Как и где они применяются в настоящее время? Вот эти вопросы заинтересовали меня, и я пытался найти на них ответы.

Цель

  • Изучение роли драгоценных камней в нашей жизни

Гипотеза

Я предполагаю: не все люди знают, как используются драгоценные камни в нашей жизни.

В результате ознакомления с моей работой каждый почерпнёт для себя что-то новое, интересное.

Содержание

Драгоценные камни

Драгоценные камни в строительстве

Драгоценные камни в медицине

Виды драгоценных камней

Подарок судьбы

Интересные факты

Исследование

Вывод

Заключение

Рефлексия

источники

Драгоценные камни

  • Драгоценные камни — волшебное творение Природы. Это минералы, которые обладают красивым внешним видом
  • Добыча драгоценных камней являлась одним из самых древних промыслов.
  • С древних времен люди высоко ценили удивительные свойства драгоценных камней, приписывая им магическую силу. Драгоценные камни сопровождали их повсюду в качестве амулетов и талисманов. Считалось, что амулет защищает своего владельца от зла, а талисман приносит удачу.

3 группы камней:

Ювелирные (драгоценные)

Ювелирно-поделочные

Поделочные камни

Драгоценные камни в строительстве

Мавзолей Итимад-Уд-Даула

Мавзолей находится в городе Агра в Индии. В оформлении здания, как внутри, так и снаружи, были использованы драгоценные камни и золото.

Драгоценные камни в медицине

Недавно учёные из Гарварда нашли способ лечения человеческого организма при помощи бриллиантов.

Многим из вас знаком такой способ - полезно носить свой камень в течение дня возле больного места.

Виды драгоценных камней

Изумруды

Изумруд — драгоценный камень 1-го класса. Крупные бездефектные изумруды густого тона весом от 5 карат ценятся дороже алмазов.

Главные качества изумруда — его цвет и прозрачность. Натуральные изумруды почти всегда имеют трещины и расколы.

Рубины

Кроме Антарктиды, встречаются на всех континентах. Ценятся в основном азиатские рубины.

Главными странами-экспортёрами рубинов являются Таиланд и Шри-Ланка. Пользуются спросом также рубины из Восточной Африки, из таких стран, как Кения и Танзания

Применение рубинов

Этот драгоценный камень I категории используется в дорогих ювелирных изделиях.

А также применяется в качестве «камней» в часовых механизмах.

В устройстве лазера применяются синтетические рубины.

Сапфиры

Наиболее известные месторождения находятся на территории стран: Россия, Индия,

США, Австралия,  Таиланд, Мадагаскар,Шри-Ланка, Китай. В России нет крупных месторождений, в которых сапфир может добываться в промышленных масштабах.

Синие прозрачные сапфиры используют в ювелирных изделиях в виде огранок.

Александриты

Впервые камень был найден на изумрудном прииске в окрестностях Екатеринбурга в 1833 году, он был описан как изумруд и отправлен в Санкт-Петербург. Свойства нового минерала были изучены Львом Алексеевичем Перовским . Смущенный повышенной твёрдостью «изумруда», Перовский также отметил и изменение цвета. Однако, воспользовавшись благоприятным моментом отличиться перед царской фамилией, преподнёс минерал к совершеннолетию Александра (будущего царя Александра II) 17 апреля 1834 года.

Единственным коренным месторождением александритов являются «Изумрудные копи Урала» в России.  

Жемчуг

Жемчуг  — твёрдое округлое образование, извлекаемое из раковин некоторых моллюс-ков. Ценится как драгоценный камень и используется для производства ювелирных изделий.

Жемчуг классифицируется по месту происхождения, т.е.он может быть как морским, так и пресноводным

Обычно жемчуг имеет белый цвет, иногда кремовый или

розовый; встречаются также жёлтые, зелёные, чёрные и даже голубые жемчужины. Голубые жемчужины очень редки, имеют высокую стоимость и привлекательность из-за редкого, голубого, свинцово-серого оттенка.

«Перегрина»

Жемчужины не сохраняются больше 150—200 лет (исключение составляют случаи, когда нет доступа воздуха; при раскопках находили жемчужины в слоях 2000-летней давности). Наиболее старая жемчужина, чья история может быть прослежена, — «Перегрина», принадлежавшая Элизабет Тейлор.

Алмазы

  Алмаз — редкий, но вместе с тем довольно широко распространённый минерал. Промышленные месторождения алмазов известны на всех континентах, кроме Антарктиды. Уже несколько тысяч лет назад алмазы в промышленных масштабах добывались из россыпных месторождений. Только к концу XIX века стало ясно, что алмазы не образуются в речных отложениях.

Подарок судьбы

Ребенок это драгоценный камень – подарок природы. Родители добывают эти камни, а учитель, как искусный ювелир, из алмаза делает бриллиант. Природные неограненные алмазы ничем не примечательны, если не считать их непревзойденной твердости, а именно из-за этой твердости огранка алмазов, как и воспитание детей, по сей день представляет большую сложность. Конечно, первое, что привлекает в детях и драгоценных камнях – это их красота.

Фантазия ювелиров, может быть поистине безграничной. Так и учитель, имея в запасе фантазию и творчество, воспитывает успешную в жизни личность.

Ювелиры высоко ценят природные драгоценные камни. Так и педагог ценит и поддерживает индивидуальные способности каждого ребенка.

Интересные факты

Все драгоценные камни добываются вручную.

Настоящий изумруд дороже бриллианта.

Рубин и сапфир — это одно и то же. Разница между этими камнями только в расцветке.

90% всех добытых алмазов используют в промышленных целях и только 10% попадает на ювелирные прилавки.

Существует «красный изумруд». Это чрезвычайно редкий минерал и добывается он только в штате Юта (США).

Одной из крупнейших жемчужин следует считать «Жемчужину Аллаха». Она напоминала по форме голову человека в чалме, имея в длину 24 см, а вес — более 6 кг.

Самый крупный из найденных алмазов получил имя «Куллинан». Его масса составляла 3106 карат (или 621г), был подарен английскому королю Эдуарду VII. При обработке был расколот на 105 частей.

Исследование

Я провел анкетирование с целью узнать, какое количество населения знают историю происхождения, месторождения и роль значения драгоценных камней в жизни человека. В анкетирование приняло участие 110 человек в возрасте от 13 лет и старше .

Вывод

Проведённый мною опрос показал, что не все люди знают историю происхождения, месторождения и роль значения драгоценных камней в жизни человека.

Заключение

Подведя итоги работы над проектом, можно сказать, что драгоценные камни - это минералы, обладающие такими свойствами, как красота, долговечность, редкость.

Задачи, поставленные мною, выполнены.

Рефлексия

Во время работы над проектом я научился:

  • Работать с дополнительными источниками информации.
  • Делать выводы на уровне полученной мною информацией.
  • Узнал много нового и полезного о драгоценных камнях.
  • Делать опрос.
  • Создавать презентации и электронный каталог.
  • Оценивать и анализировать свою работу и работу своих партнеров.
  • Мне понравилось работать над проектом, я узнал много нового и интересного.

Список литературы

1. Андерсон Б. Определение драгоценных камней. - М.: Мир, 1983. - 456 с.

2. Васильев Л.А., Белых З.П. Алмазы, их свойства и применение. - М.: Недра, 1983. - 101с.

3. Корнилов Н.И., Солодова Ю.П. Ювелирные камни. - М.: Недра, 1982. - 240 с.

4. Смит Г. Драгоценные камни. - М.: Мир, 1984. - 560 с.

Интернет-ресурсы

  • http://www.jawahr-goldmagazine.com/userfiles/image/2-2010/hhh/00.png - драгоценные камни слайд 1 и 2
  • http://vinokurov.ucoz.ru/_ph/3/559883217.jpg - Мавзолей Итимад-Уд-Даула слайд 6
  • http://www.smolensk2.ru/images/img_26797.jpg - бриллиант слайд 7
  • Слайд 8:
  • http://cs9965.userapi.com/u81955157/-6/x_4f98b4c6.jpg - изумруд
  • http://ivanovoivanovo.ru/wp-content/uploads/2012/08/%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD-%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE.jpg – рубин
  • http://lifeglobe.net/media/entry/597/02ae13f122c9_3.jpg - сапфир
  • http://www.lithotherapy.ru/img/aleksandrit/aleksandrit.jpghttp://www.lithotherapy.ru/img/aleksandrit/aleksandrit.jpg - александрит
  • http://www.unc.edu/~ksburton/lapidary/images/Pearl1.jpeg - жемчуг
  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/58/318/58318597_1272361268_starofafrica3.jpg - алмаз
  • http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/4437837 - слайд 9 изумруд
  • http://www.dragkamen.ru/images/izumrud4.jpg - слайд 9 - кольцо с изумрудом
  • http://ru.wikipedia.org

multiurok.ru

Проект на тему «Такие простые удивительные камни» - «Дошколенок.ру»

Вид проекта: групповой, информационно-познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: 1 неделя. Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатель.

Актуальность проекта: живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.

Цель: Создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников.

Задачи:

1.Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

2. Развивать мыслительные операции, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

3. Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях камней.

4. Познакомить детей с ролью камней в жизни человека.

5. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

6. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

Предполагаемый результат:

*У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека.

*Имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия.

*Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

*Воплощают идеи в творческой деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Выявление первоначальных знаний детей о камнях.

Что я знаю о камнях?

Саша: «Камни можно найти в земле, в реке».

Миша: «Все камни твердые».

Лёня: «Камни не сделаны руками человека, значит это природа».

Оля: «Из них делают разные украшения».

Что мы хотим узнать о камнях?

Вика: «Какие бывают камни?»

Лёня: «Что люди делают с камнями? Откуда взялись камни?»

Где найти информацию?

Арсений: «Можно в интернете посмотреть»

Катя: «Можно прочитать в книге»

Лена: «В журналах разных посмотреть»

Надя: «Спрошу у мамы и папы».

Подбор демонстрационного материала по данной теме. Коллекция камней собранная детьми.

2 этап. Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется с учетом интеграции образовательных областей:

*Опытно-экспериментальная деятельность. Занятие «Мы – геологи».Цель:изучение свойств камней. Задачи:

  •            Уточнить представления о свойствах камней:  твердость, мягкость, плавучесть, температура.
  •            Развивать речь детей: давать описание внешнего вида камней, закреплять умение отчетливо произносить слова; связно, последовательно рассказывать о предмете с помощью таблицы.
  •            Воспитывать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.
  •            Знакомить с профессией геолог.

Предварительная работа: сбор различных камней для коллекции, чтение и обсуждение сказок П. Бажова.

Оборудование:шкатулка с полудрагоценными камнями,  письмо, макет горы, ручей, мешочки с песком (кочки), емкость с водой, иллюстрации с сооружениями из камня.

Раздаточный материал: камни по количеству детей, таблицы, карандаши простые и цветные, лупы, монетки. Рабочие фартуки, нарукавники, кепки.

ТСО:ноутбук силлюстрациями сооружений из камня, магнитола со звуками горной реки, музыка.

Словарная работа:геолог, гладкий, шероховатый.

*Ознакомление с окружающим миром: рассматривание атласа «Полезные ископаемые».

*Формирование элементарных математических представлений: Дидактическая игра «Сколько камней в нашей коллекции».

*Коммуникация: составление детьми творческих рассказов о камнях; словесное описание ребенком камня.

*Художественное творчество: рисование акварелью на камнях (дети украсили камни цветами, некоторые расписали в виде насекомых).

*Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики.

 *Сюжетно-ролевая игра «В поисках клада» (игра проводилась на улице).

*Безопасность: беседа «Как вести себя в лаборатории во время работы» (изучение свойств камней).

*Подвижная игра на прогулке: «Найди свой камень».

*Чтение художественной литературы: сказка И.Н. Рыжовой «О чем шептались камушки», П. Бажов «Малахитова шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы».

*Просмотр серии фотографий «Сооружения из камней».*Сотрудничество с семьей: подбор камней для коллекции.

 3 этап. Создали набор из крупных и мелких камней для развития мелкой моторики. Оформили мини-музей «Удивительные камни».

 

 

 

blog.dohcolonoc.ru

Презентация - Годовой проект ученика «Мой особый интерес

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Годовой проект «Мой особый интерес - камни»Выполнил ученик 1Б класса Миргорода Алексей г. Кировск 2016 год

Слайд 2

Я выбрал такую тему, потому что камни в жизни человека играют большую роль еще со времен зарождения человечества. Мне захотелось узнать об истории и пользе камней. Познакомиться с творчеством известных писателей и поэтов, которые писали о камнях. И больше всего мне любопытно, что можно интересного и нужного сделать с помощью камней.

Слайд 3

Был такой период на Земле очень-очень давно, который назывался Каменный век. Люди жили в каменных пещерах, подушкой служил какой-нибудь булыжник и орудие труда и охоты тоже были из камня. ЧЕЛОВЕК НАУЧИЛСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАМНИ

Слайд 4

ЧЕЛОВЕК НАУЧИЛСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАМНИКогда зародилась письменность человек начал писать на папирусе это прообраз бумаги, на Руси писали на бересте, а еще высекали письмена на камне. Из первых сказок, которые мне читали, богатырю путь указывал путеводный камень.

Слайд 5

Археологические находкиУченые-археологи находят в земле окаменелости разных животных, птиц, растений. По ним они определяют их возраст, узнают какие животные и птицы жили на земле много лет назад и как они выглядели.

Слайд 6

Писатели, поэты и художники о камняхУ меня дома есть книга «Малахитовая шкатулка». В ней писатель Павел Бажов рассказывает о работе камнерезов и различных камнях, которые находят в земле. Большинство из изделий Данилы-мастера сделаны из камня под названием малахит, который добывают в уральских горах.  

Слайд 7

Писатели, поэты и художники о камняхА вот что писал известный поэт Иван Бунин о камнях в своем стихотворении «Все море – жемчужное зерцало…»: У берегов в воде застыли скалы, Под ними светит жидкий изумруд, А там, вдали, и жемчуг и опалы По золотистым яхонтам текут...

Слайд 8

Писатели, поэты и художники о камняхЗнаменитые художники тоже любили изображать на своих картинах камни. Аленушка на картине В. М. Васнецова сидит на камне в окружении других камней.

Слайд 9

Интересное о камняхКогда я стал старше мы всей семьей ездили на море. Там на берегу моря я собирал разные камешки. Большинство из них имеет плоскую форму и гладкую поверхность. Потому что их постоянно омывает вода. На таких камешках художники рисуют различные рисунки.

Слайд 10

Интересное о камняхУ нас на даче бабушка сделала альпийскую горку. Это такая клумба для цветов. Она состоит из камней разных размеров. А между камнями сажают цветы. Когда цветы цветут такая клумба смотрится очень красиво. А мы можем ходить по камням даже в середине клумбы.

Слайд 11

Недавно я узнал, что в Японии есть сады из камней.   Интересное о камнях

Слайд 12

Дома у нас есть небольшая коллекция камней. Больше всего мне нравится голубой агат.   Интересное о камнях

Слайд 13

У разных камней есть свои свойства. Считают, что какие-то камни могут охранять человека, какие-то придают силу человеку, а какие-то лечат. Их прикладывают к больному месту, растирают в порошок и делают мази. Есть камни, из которых делают украшения: бусы, браслеты, ими украшают кольца и серьги. Как правило, это драгоценные и полудрагоценные камни. Еще есть поделочные камни. Из них делают шкатулки, вазы маленькие и большие, различные фигурки.   Свойства камней

Слайд 14

К нам в школу приходили сотрудники планетария. От них я узнал, что планеты состоят из камней и других веществ. Например, кольца одной из восьми планет солнечной системы Сатурна состоят из пыли, льда и камней.   Камни в космосе

Слайд 15

На нашу землю из космоса прилетают кометы, астероиды и метеориты.   Камни в космосе

Слайд 16

«Каменные джунгли»Недавно я услышал, что города называют каменными джунглями. Дедушка мне пояснил, что дома строят из песка и цемента. При смешивании песка, воды и цемента получается бетон. Если сделать разный состав песка и цемента, то можно получить бетон разной прочности. И даже очень прочный, который не уступает по прочности пригодным камням. А так как дома строят высокими, то наши города похожи на леса, только вместо деревьев высокие дома.

Слайд 17

Творческая работаПосле того, когда я познакомился с камнями, я решил сделать своими руками, что-то интересное. Сначала я узнал на уроке технологии и на консультациях с учителем какие поделки дети могут изготовить из камней своими руками. Из камней можно сделать рамку для фото, на улице можно построить декоративную горку в бабушкином саду, еще их можно раскрашивать. Этот вид творчества называется роспись на камнях и выполняется на гальке акриловыми красками. Я выбрал эту технику для своего проекта. И вот, что получилось!

Слайд 18

Роспись по камню

Слайд 19

Роспись по камню

Слайд 20

ВыводВ нашей жизни нас окружает много камней. Большие и маленькие, камни разного цвета, камни разной формы. Но мы к ним так привыкли, что даже не замечаем их красоту. В своем проекте я хотел раскрыть возможности камней, привить интерес к камням у детей и взрослых. Мне очень понравилось работать в технике росписи по камню, я хочу и дальше заниматься этим видом искусства и улучшать свои возможности.

lusana.ru

Новокараканский детский сад - Проект "Камни

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Новокараканский деткой сад комбинированного вида»

  Камни – это интересно   (исследовательский проект)                                                                    

Составители: Богомазова Т.Г., Спасенникова И.В., воспитатели

 

Краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5 - 6 лет.

Образовательная область: Экологическое воспитание.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Проект рекомендован  родителям, воспитателям.

Содержание

Паспорт проекта…………………………………………………..

1. Цели, задачи……………………………...

2. План реализации ………..………………

 Список литературы………………………………………………...

 Приложения ……………………………………………..……….…

Паспорт проекта.

Актуальность проблемы: В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы.

      Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе реализации образовательного проекта «Камни – это интересно».

Задачи проекта:

      Формировать у детей подготовительного дошкольного возраста элементарные представления  о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

      Формировать умение выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предметами.

      Познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён.

      Воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе.

      Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

      Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

      Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской  деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Предполагаемый результат:

      Дети могут называть свойства камней.

      Дошкольники имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней.

      Ребята знают о пользе камней в природе и жизни человека.

      Дети могут находить сходства и различия у камней.

      Дошкольники составляют описательный рассказ о камнях с опорой на иллюстративный материал.        

      Оформление тематического альбома «Мир камней».

      Создание коллекции камней.

      Выставка рисунков по произведениям П. П. Бажова.

      Оформление творческой мастерской «Превращение камушка».

      Экскурсия в музей камня.

      Составление презентации.

Предварительная работа:

      Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Камни – это интересно».

      Рассматривание предметов, сделанных из камня (украшения, вазочки, письменные приборы, скульптуры малой формы и др.).

      Знакомство с литературными произведениями: Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Почемучка»: Что такое подземные богатства? О чём шептались камешки? П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы».

      Разучивание пословиц и поговорок о камне, проигрывание пальчиковой гимнастики «Как я камушек брала».

      Просмотр мультфильмов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история».

      Рисование изделий, предметов из камня.

Сотрудничество с семьёй:

      Составление тематического альбома «Мир камней».

      Творческий замысел своими руками «Превращение камешка».

      Оформление совместно с родителями в группе «Коллекции камней».

      Подбор художественной литературы и мультфильмов.

Итоговое мероприятие:

      Экскурсия в «Музей камня».

      Выставка рисунков по произведению П. Бажова: «Малахитовая шкатулка».

Продукт проектной деятельности:

       Рассказ о камнях с использованием иллюстраций и тематического альбома «Мир камней», оформление в группе «Коллекции камней», творческий замысел своими руками «Превращение камешка», выставка рисунков по произведениям П.Бажова.

План реализации проекта:

Виды деятельности

Сроки

Результаты

Форма регистрации

результата

1

2

3

4

1. Беседы «Откуда берутся камни?», «Камни в природе», «Камни. Как человек использует камни».

2 недели

Формирование представлений детей о камнях: их назначении в природе и использовании человеком.

            Конспект занятия   «Камни».

2. Выставка детских творческих работ по произведениям П.Бажова

   2 недели

Творческий продукт изобразительной деятельности

Выставка детских творческих работ.

3. Творческая мастерская «Превращение камешка»

2 недели

 

Создание художественных образов на основе природных форм

Выставка творческих работ.

4. Совместная деятельность детей и родителей – подборка информации и оформление страничек для составления альбома «Мир камня».

3 недели

Содействие сотрудничеству детей и взрослых

Оформление странички для альбома «Мир камня»

 

 

Приложение

Конспект НОД по ИЗО "Каменный цветок"

Задачи:  Уточнять представления детей о камне, его свойствах (камень твердый, не рассыпается; камни разнообразны по цвету, форме, величине). Познакомить со способами использования камня человеком (в строительстве, скульптуре, в создании украшений). Расширять представления о профессиях людей, работающих с камнем. Познакомить детей с тем, где и как добывают камень, какие инструменты используются для его обработки.   

Развивать разговорную речь детей, расширять активный словарь.

Воспитывать интерес к наблюдениям, желание делать несложные опыты. Учить самостоятельно делать выводы, строить умозаключения. Побуждать детей к самовыражению в рисунке, развивать  фантазию и творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: чтение сказов П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хозяйка медной горы».

Подготовка к занятию:

Материалы для опытов:

- 4 прозрачных сосуда с водой, деревянные палочки;

- 4 подноса, на которых – разные  по цвету, форме и величине камни; кусочки пенопласта, пластилина, сухой глины, древесины, мела, мыла, сахара;

- деревянный брусок, камень, молоток, 2 гвоздя.

Иллюстративный материал (фотографии и иллюстрации можно представить в виде мультимедиа презентации):

- скульптура малых форм, изображающая людей и животных;

- фотографии архитектурных сооружений;

- фотографии станций московского метро;

- фотография Японского сада камней;

- фотографии гор;

- фотографии каменных месторождений;

- фотографии или иллюстрации с изображением инструментов для обработки камня.

Выставка изделий из камня (закрыть тканью), на которой представлены: коллекция минералов, ювелирные изделия, скульптура малых форм, шкатулки, часы, картины, посуда, шахматы.

 

На отдельном столе для рисования: клеенки, бумага формата А3 и А4, цветные карандаши, сангина, уголь, акварель, гуашь, кисти разного размера, стаканчики с водой, тряпочки, палитра.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, недавно мы с вами читали сказ Павла Петровича Бажова «Малахитовая шкатулка». А сегодня к нам в гости пожаловала сама Хозяйка медной горы.

Входит взрослый в костюме Хозяйки медной горы.

Хозяйка медной горы: - Здравствуйте! Узнала я, что в этом детском саду дети много знают о природе, любят ее, берегут, хорошо разбираются в моем мире – мире камней. Что-то не верится мне, что вы так уж хорошо знаете, что такое камень; какими свойствами обладает.

Воспитатель: - Да, наши ребята очень хорошо знают все это. Да ты, Хозяюшка, не сомневайся, а проверь лучше!

Хозяйка медной горы предлагает детям разделиться на 4 команды и подойти к столам, на которых стоят сосуды с водой, палочки; раздает каждой команде по подносу с предметами.

Хозяйка медной горы: - А сейчас, ребята, возьмите с подноса по одному предмету, рассмотрите, ощупайте, понюхайте, взвесьте в руке (тяжелый предмет или легкий) и попробуйте определить, что это такое. А поможет вам в этом вода: опустите свой предмет в воду и размешайте ее деревянной палочкой.

Посмотрите, тонет он или плавает на поверхности, растворяется, рассыпается, окрашивает воду и т.д. Сделайте вывод: все ли предметы являются камнями.

Дети проводят опыт, а Хозяйка медной горы наблюдает за действиями детей, помогает советами, задает вопросы. В заключение спрашивает, что же за предметы были у них на подносах; помогает детям уточнить их свойства. Дети  с ее помощью  делают вывод: камни разнообразны по форме, величине, цвету; они твердые, не рассыпаются, не растворяются  вводе, тяжелые -  поэтому тонут в воде.

Хозяйка медной горы: -  Да, действительно, все вы смогли определить среди большого количества разнообразных предметов камни. Они и с в самом деле очень твердые. А хотите увидеть, насколько камень тверже дерева?

Хозяйка медной горы берет брусок и забивает в него гвоздь.

Хозяйка медной горы: -   Смотрите, дерево хоть и твердое, но я могу легко забить в него гвоздь. А теперь попробую забить гвоздь вот в этот камень. Как вы думаете, у меня получится? (забивает). Что же произошло? Гвоздь металлический, твердый, но он согнулся при ударе о камень.

Хозяйка медной горы: -   Ребята, мы с вами убедились, что камень очень твердый, прочный. Как вы думаете, как люди используют в своей жизни это свойство камня? (строят здания, крепости, дороги). Например, Москва раньше была построена из камня (Москва Белокаменная). Еще люди делают скульптуру из камня. Скульптура изображает иногда человека, иногда животных (показ иллюстраций).

            - Для чего люди создают скульптуру? Скульптура, как и другие древние каменные строения помогают нам совершить путешествие во времени, позволяют заглянуть в прошлое. Они настолько прочные, что сохраняются веками, благодаря чему мы видим и знаем, как жили люди много столетий назад: в каких зданиях они жили, как выглядели, какая у них была одежда, прически.

            - А если мы с вами спустимся в метрополитен, что мы увидим? Станции Московского метро украшены камнем: арки, своды, полы и колонны, скульптуры, мозаики. Московское метро – самое красивое в мире.

            - А в Японии ландшафтные дизайнеры создают прекрасные композиции – Сады камней (показ фотографий). В них камни разной формы, величины, цвета. Их располагают в садах, на газонах. Как вы думаете, для чего японцы создают такие сады? Они считают, что в Саду камней можно хорошо расслабиться, отдохнуть, поразмышлять, подумать, пофантазировать. Ведь сад выглядит все время по-разному – утром, днем или вечером, в солнечную и пасмурную погоду.

            - Камни очень разнообразные. Они не только твердые и прочные, но еще и очень красивые. Приглашаю вас, ребята на выставку изделий из камня, посмотрите, что люди делают из этого материала. Чтобы создать такие красивые вещи, приходится потрудиться очень многим людям. Рождается камень в недрах земли; огромные богатства хранят в себе горы – это настоящая сокровищница планеты. В России это Уральские горы (показ фотографий). Добывают камни на специальных месторождениях, и сейчас для этого используется специальная техника.

            - С камнем работают люди разных профессий, давайте назовем их вместе – геологи, скульпторы, ландшафтные дизайнеры, строители, ювелиры, камнерезы, гранильщики. Существуют даже такие врачи – натуропаты – они тоже работают с камнем. Используя драгоценные камни разных цветов они лечат многие заболевания.

            - Многие поэты и писатели воспевали красоту камня. Кто может назвать таких авторов? А как много пословиц и поговорок о камне:

            Как вы думаете, что означает пословица  «Вода камень точит»? А про какого человека говорят «У него каменное сердце»? А в каких случаях говорят «Застыл с каменным лицом»?.

            Вот мы с вами, ребята, и выяснили, как люди используют камень в своей жизни. А теперь предлагаю вам поиграть:

С другом мы гулять пойдем,

Речку – каменку найдем.

(встают парами, шагают на месте)

Речка весело журчит

И по камушкам бежит.

(руки вперед, движение «волна»)

Через речку мы вдвоем

По мосточку перейдем.

(шагают на месте)

Мостик каменный стоит,

(пальцы рук соединены перед грудью)

Речка весело журчит.

(руки вперед, движение «волна»)

Из камней построен дом,

(движение «кулачок об кулачок»)

Мы с тобой в него войдем.

(руки над головой в форме «крыши»)

Мостик каменный стоит,

(пальцы рук соединены перед грудью)

Речка весело журчит.

(руки вперед, движение «волна»)

Домик прочный из камней,

(руки над головой в форме «крыши»)

Для друзей всегда открыт!

(руки в стороны ладонями вперед).

Хозяйка медной горы: -   Слышала я, ребята, что вы очень хорошо рисуете. А помните, как Данила-мастер долго-долго не мог создать каменный цветок? Мне очень интересно, как вы себе представляете каменный цветок. Давайте пофантазируем! Пусть каждый из вас придумает свой каменный цветок и нарисует его любым из предложенных здесь материалов.

Дети выбирают бумагу и материалы, рассаживаются за столы, рисуют.  После окончания работы все вместе организуют выставку, любуются рисунками.

Хозяйка медной горы: -   Ребята, вы сегодня меня удивили! Какие у всех получились красивые, разные цветы! Прощайте, ребята, мне пора! А если вам захочется снова окунуться в удивительный мир камня – посетите музей камня в Москве. А еще – почаще смотрите вокруг себя, и вы непременно встретите молчаливых жителей моего каменного царства.

 

 

novokarakands.ucoz.ru


Смотрите также