Кайзеровские и иные памятные камни Роминтской пущи. Памятные камни


Кайзеровские и иные памятные камни Роминтской пущи - Открытка из Восточной Пруссии

Опубликовано admin Фев 27, 2015 в Роминта | 5 комментариев

Охотничьи успехи кайзера Вильгельма II и его гостей отмечались  камнями. В основном памятные камни устанавливались с целью увековечить добычу особенного трофея (оленя с большими ветвистыми рогами) или охотничьи юбилеи императора. Всего таких камней на территории Пущи было установлено 15.

Самый первый камень был установлен в честь первой охоты Вильгельма II. Надпись на нём гласит: «Здесь Его Величество Император и Король Вильгельм II 23 сентября 1890 года уложил первого оленя в Роминтской Пуще с двенадцатью отростками на рогах».

Все кайзеровские камни установлены в местах непосредственной добычи трофеев — это глухие участки леса, труднодоступные болота и заливные луга, на которые и попасть-то иной раз весьма проблематично.

 

Император Вильгельм II позирует возле своего охотничьего трофея — оленя по кличке «Паша»

 

Ниже приведена хронология установки камней в Пуще в честь различных охотничьих достижений и трофеев кайзера.

 

23.09.1890 Первая охота кайзера в Роминте и первый добытый олень с 12 отростками на рогах
28.09.1896 В честь оленя с 20 отростками на рогах
27.09.1898 В честь оленя с 44 отростками
24.09.1900 В честь оленя с 24 отростками
25.09.1901 В честь 100-го оленя
30.09.1902 В честь 30-летнего юбилея кайзеровской охотыи добытых на утренней засидке двух оленях с 12 и 10 отростками
30.09.1902 В честь 30-летнего юбилея и добытого на вечерней засидке олене с 12 отростками
05.10.1903 В честь оленя с 20 отростками
01.10.1904 Двусторонний; В честь оленя с 28 отростками; основание фонда Св. Губерта для егерей
23.09.1908 В честь оленя с 20 отростками
07.10.1908 Четыре оленя добытые на одном месте в разные годы03.10.1903 14 отростков03.10.1905 16 отростков02.10.1907 16 отростков07.10.1908 14 отростков
30.09.1909 В честь оленя с 22 отростками
Предположительно03.10.1909 Предположительно:В честь оленя с 16 отростками; прообраз памятника в Роминтен
29.09.1910 В честь крупного оленя по кличке «Паша» с 24 отростками
28.09.1912 В честь 2000-го оленя с 14 отростками
30.09.1912 В честь 40-летнего охотничьего юбилея и добытом 70 846-м олене с 18 отростками

 

Имеется информация о как минимум четырёх утраченных камнях (место одного из них установлено), а также о двух камнях находящихся на российской стороне за контрольно-следовой полосой (КСП; они внесены в список).

 

Камень в честь 4-х оленей

 

 

Камень в честь оленя с 24 отростками на рогах

 

Камень в честь 2000-го оленя, убитого кайзером. 28 сентября 1912 года.

 

Однако памятные камни были в Пуще и раньше, но устанавливались они  по совсем другим поводам.

Во второй половине дня 19 июля 1867 года на участке № 127 лесничества Нассавен раздались два выстрела. Этими выстрелами был убит главный лесничий Райфф.

Карл Фридрих Вильгельм Райфф родился 16 ноября 1814 года в Санкт-Андреасберге в Гарце, в семье служащего лесного ведомства. С 1850 года он руководил 12 тыс. лесных угодий в Нассавен.

Райфф был невысоким чернобородым человеком, вёл замкнутую жизнь, уединившись со своей семьёй в лесничестве. А вот врагов у него было, по видимому, достаточно, и не только среди браконьеров.

Служба Райффа была исключительно трудной. В своей работе он уделял основное внимание двум вещам: ликвидации последствий, нанесённых лесу шелкопрядом-монашенкой (этот вредитель поразил в 1855 г. восточно-прусские леса) и сохранению популяции благородного оленя. Суровые зимы и волки, а также многочисленные браконьеры, сократили его численность до критического числа. В 1857 году Райфф написал прошение на имя императора Фридриха-Вильгельма с просьбой прислать несколько особей благородного оленя из заказника возле Потсдама. Несмотря на первоначальный отказ, вскоре в Кёнигсберг прибыли на поезде несколько экземпляров оленей, которых на повозках перевезли в Пущу. Когда сопровождавший оленей лесник передал Райффу слова короля, о том, что тот был весьма удивлён такой просьбой, тот ответил: «Несмотря на то, что моя просьба казалась странной, придёт время, до которого я не доживу, когда Гогенцоллерны будут охотиться в Роминтской пуще на самых крупных оленей».

Райффу удалось добиться и увеличения штата сотрудников своего лесничества. В то же время он сам яростно боролся с браконьерами и волками. За несколько лет он убил несколько десятков волков.

У Райффа была большая коллекция оленьих рогов, которая использовалась в учебных целях. Основой коллекции стали рога с 22 отростками, которые Райфф обнаружил в кирхе Гольдапа и затем выменял их на четыре имеющихся у него к тому времени экземпляра рогов. По народному же преданию Райфф заплатил за эти рога невероятную по тем временам сумму в 100 талеров и пожертвовал кирхе новый алтарный покров. В 1945 году вся коллекция Райффа пропала (или была уничтожена) в замке Шлобиттен.

 

Памятный камень лесничему Карлу Райффу

 

Похоронен был Райфф на кладбище лесников на Катариненберг возле Нассавен. Ныне его могила не сохранилась. Но память о нём осталась в Пуще: на месте его гибели был установлен памятный камень, второй камень установлен на территории Пущи, отошедшей к Польше. Также именем Райффа было названо одно из лесничеств надлесничества Нассавен.

 

Второй лесничий, удостоившийся двух памятных камней — Пауль Рихард Баркхаузен, погибший под Варшавой 19 сентября 1939 года.

Главный лесничий Пауль Рихард Баркхаузен был главой комиссии по защите лесного хозяйства одного из четырёх прусских лесничеств Государственного министерства лесного хозяйства и охоты. Он погиб 19 сентября 1939 года в бою под Варшавой во время Польской кампании. Его тело было перевезено в Роминтскую пущу и похоронено среди леса, недалеко от лесничества Варнен. Вокруг могилы была высажена рощица из молодых дубов, а на могиле установили большой памятный камень, с высеченным именем и датами жизни лесничего. Второй памятный камень находится недалеко от моста через р. Чёрная (бывшая Шварце). На нём выбит железный крест и фамилия лесничего. Лесничество Варнен, где он служил, после его смерти было переименовано в его честь.

 

Камень, установленный на могиле лесничего Пауля Баркхаузена

 

 

Еще один камень установленный «докайзеровским» событиям — камень недалеко от Императорского охотничьего замка в честь принца Фридриха Карла Прусского, который бывал и охотился в Пуще в 1869-1884 годах: «В память принца Фридриха Карла Прусского. Здесь располагалось лесничество Теербуде, где этот благородный человек останавливался во время своего посещения Роминтской пущи с 1869 по 1884 годы».

 

Строительные работы по установке камня в честь принца Фридриха Карла Прусского

 

Памятный камень в честь принца Фридриха Карла Прусского

 

Именно Фридрих Карл вдохновил своего монаршествующего родственника на охоту и создание резиденции в этих местах.

 

Камень в честь лесничего Штернбурга. Польская часть Пущи.

 

Есть ещё несколько камней памяти лесничих Фердинанда Валльманна, Йозефа Штернбурга, Альберта Хансена и других.

Таков камень на месте гибели лесничего Освальда Канерта из лесничества Йоркишкен/Яркенталь надлесничества Роминтен. Освальд Канерт 16 августа 1919 года решил выяснить, что за подозрительные выстрелы он слышал на своём участке. На следующий день он и его собака были найдены застреленными. В 50 метрах от тела валялось его ружье. Лесничего ненавидели многие — нескольких браконьеров он задержал и сдал полиции. Удалось выяснить, что застрелили его тремя пулями из армейского пистолета Luger P-08. А через три дня были задержаны и подозреваемые в убийстве братья О. и А. В., которых доставили в суд Гольдапа вместе с орудием убийства. Во время танцев они поспорили со своим третьим братом на 3000 марок, что убьют лесничего. Убийц приговорили к пожизненному заключению, но в 1926 году Отто В. сбежал из тюрьмы и дальнейшая его судьба неизвестна.

 

Своего камня-памятника удостоилась даже собака, верный спутник и помощник охотника. Так, в польской части Пущи есть памятный камень с одним лишь словом «Дора» и датами 1913-1926 гг.

Также в Польше имеется нетиповой памятный камень, установленный у моста через р. Красная Струга (Czerwona Struga), с надписью «Zeidler Brücke» (мост Цайдлера).

 

Камень с надписью «Цайдлер брюкке». Польская часть Роминтской пущи, возле моста через реку Червона Струга.

 

Ниже приводим сводную таблицу типологии всех памятных камней Роминтской пущи с указанием места их расположения.

Интересное отличие этих камней между собой можно отследить на немецких 250-метровых картах Messtischblatt. Так кайзеровские камни отмечены на них как Denkst (Denkmal stein — памятный камень), а камни лесничим отмечены как Denkm (Denkmal – памятник).

 

Тип Дата Описание Расположение Состояние
Докайзеровский,лесничему 1848 (?) Лесничему Фоссу«Voss 1848» Россия, к ЮВ от моста через р. Черная Стоит
Докайзеровский После 1884 Принцу Фридриху Карлу «Letzter Hirsch Herbst 1884» Россия, к ЮВ от п. Дмитриевка Перевёрнут
Докайзеровский После 1884 Принцу Фридриху Карлу, 1869-1884 Россия, п. Радужное Стоит, восстановлен
Кайзеровский 23.09.1890 Первая охота Кайзера в Пуще Россия, к ЮВ от оз. Мариново Стоит
Кайзеровский 28.09.1986 Олень с 20 отростками на рогах Россия За КСП
Кайзеровский 27.09.1898 44 отростка Россия, между п. Радужное и п. Лесистое Стоит
Кайзеровский 24.09.1900 24 отростка Польша, кв. 76; Зелёный шляк, сев. сторона дороги Стоит, восстановлен
Кайзеровский 25.09.1901 100-й олень Россия За КСП
Кайзеровский 30.09.1902 30-летний юбилей, утренняя засидка Россия, между п. Радужное и п. Лесистое Опрокинут
Кайзеровский 30.09.1902 30-летний юбилей, вечерняя засидка Россия, к ЮВ от п. Дмитриевка Стоит
Кайзеровский 05.10.1903 20 отростков Польша, недалеко от памятника Райфу, на берегу ручья Стоит, восстановлен
Кайзеровский 01.10.1904 Двусторонний; 28 отростков и основание фонда Св. Хуберта Польша, р-н камня «2000-й олень» Стоит
Кайзеровский 23.09.1908 20 отростков Польша, к СВ от моста в Станчиках, у дороги Стоит
Кайзеровский 07.10.1908 Четыре оленя:

03.10.1903

14 отростков

03.10.1905

16 отростков

02.10.1907

16 отростков

07.10.1908

14 отростков

Россия, севернее дороги Сосновка — Радужное Стоит
Кайзеровский 30.09.1909 22 отростка Россия, к СВ от оз. Мариново Стоит
Кайзеровский 29.09.1910 24 отростка, Паша Польша, резерват Бочки Стоит, восстановлен
Кайзеровский 28.09.1912 2000-й олень Польша, 282 кв., на южной стороне дороги между 201 и 282 кв./202-283 Стоит
Кайзеровский 30.09.1912 40-летний юбилей, 70 846-й олень, 18 отростков Россия, к ЮВ от п. Сосновка, южнее бывш. п. Ягдбуде Стоит
Кайзеровский,Иной 04.10.1909 У моста Леонарда Польша, у границы, на берегу реки Стоит
Кайзеровский неизвестно неизвестно RF Szittkehmen, Jagen 29 Утрачен
Кайзеровский Предположительно:03.10.1909 Предположительно:Олень с 16 отростками, прообраз памятника в Роминтене RF Jörkischkcn, Jagen 35 Утрачен
Неизвестно Неизвестно Неизвестно Россия Утрачен
Неизвестно Неизвестно Неизвестно Россия, справа от перекрёстка дорог Виштынец — п. Яблоневка – п. Уварово Утрачен
Лесничему После 1867 Карл Фридрих Вильгельм Райфф, на месте гибели Россия, южнее оз. Мариново Стоит, восстановлен
Лесничему После 1919 Освальд Канерт Польша, сев. Острувка, 160 кв. у развилки дорог Стоит, восстановлен
Иной Неизвестно мост Цайдлера „Zeidler-Brücke“ Польша, у моста через р. Красная Струга, 196 кв. Стоит, восстановлен
Иной После 1926 Собаке лесничего Г. Кенневега Доре „Dora, 1913—1926“ Польша, у резервата Бочки Стоит
Лесничему После 1933 На могиле лесничего Hegemeister Albert Hansen Россия, слева от дороги п. Дмитриевка — п. Радужное Стоит
Иной После 1936 На месте гибели лётчика Г.В. фон Арнима Россия Стоит
Лесничему После 1939 Пауль Ричард Баркхаузен, памятник на могиле Россия, к СВ от п. Дмитриевка Стоит, восстановлен
Лесничему После 1939 Пауль Ричард Баркхаузен Россия, р-н р. Чёрная, возле моста Стоит
Лесничему 1996 Forstmeister Jo­seph Frhr. Speck v. Sternburg. 1862—1942 Польша, возле р. Петронжной Стоит
Лесничему 1997 F. C. W. Reiff. 1814—1867 Польша, резерват Дикий Конт Стоит
Лесничему Неизвестно Oberforstmeister Ferdinand Wall­mann. 1874—1953 Россия, к ЮЗ от п. Лесистое Стоит

 

 

Императорский охотничий замок Роминтен, капелла Св. Хуберта и памятный камень в честь принца Фридриха Карла Прусского

 

 

 

Роминтская пуща. Введение.

Из истории охоты в Роминтской пуще.

Императорский охотничий замок Роминтен.

История железных дорог Роминтской пущи.

Специальные поезда Германа Геринга в Роминтской пуще.

Имперский охотничий двор Роминтен.

Вальтер Фреверт: придворный егерь Геринга.

Пауль Баркхаузен.

Гостиницы Роминтской пущи.

Роминтская пуща. Список источников.

 

 

 

 

 

www.eastprussia.ru

Почитаемые и священные камни Марий Эл

На нашем сайте мы часто рассказывали про священные камни или про памятные камни, которые расположены в Марийском краю или в сопредельных областях. Чаще всего такие камни устанавливаются в честь почитаемых героев, богатырей или марийских вождей древности. Центральным камнем, конечно, является камень Чембулат около реки Немда в Кировской области.Есть и загадочные камни, происхождение которых до сих пор неясно. 

Вообщем, постараемся в одной статье кратко подвести итог марийским почитаемым камням, рассказать про каждый и показать фото.Отметим, что камни расположены не только в Марий Эл, но и в местах исторического проживания марийцев. Культовые камни есть у всех народов. У марийцев тоже есть культовые камни, возле которых они собираются, устраивают моления, просят об исцелении. 

Камни бывают разные, большие, средние и маленькие. Маленькие могут быть амулетами, оберегами. Как они действуют (в представлении народа)? Благодаря той силе, которую в них вложили (боги, духи, знающие люди). 

Большие "камни" - это скалы, горы, природные образования, которые в старину привлекли внимание людей необычными формами и размерами. Самый знаменитый "камень" такого рода у марийцев - камень Чумбылат в Советском районе Кировской обл. Это (как считается) место погребения и поклонения легендарному марийскому герою Чумбылату. Кстати, 21 июня там должно состояться большое ежегодное моление, так что ещё будет повод рассказать о нём подробней.

Отдельная тема - "средние" камни, вот как знаменитый Синий камень у славян. Честно говоря, не знаю ни одного такого камня, культ которого сохранился у мари до наших дней. А ведь они были!

Проф. И. Н. Смирнов в монографии "Черемисы" упоминает два таких камня. Вот, например, "шудугушский" камень (назовём его так). Смирнов пишет: «В Яранском уезде жители д. Шудугуш приносили жертвы камню, который в настоящее время находится, скорее всего, на дворе у одного жителя г. Коз[ь]модемьянска». (информация не проверена???)

Что это был за камень? Какие жертвы ему приносили? По какому поводу? Ничего этого мы не знаем. Равно как и того, зачем и как забрал его козьмодемьянский житель. Какова дальнейшая судьба этого культового камня? Может, до сих пор лежит в чьём-нибудь дворе...  а может он остался на Вятской земле?

О втором камне Смирнов узнал из статьи учителя Молярова, опубликованной в "Известиях по Казанской епархии" (1873). Это так называемый Астраханский белый камень, вот его история: «В Коз[ь]модемьянском уезде до последнего времени пользовался поклонением «Астраханский белый камень». Предание рассказывает, что этот предмет поклонения возник благодаря одному солдату из черемис. Спустившись к Астрахани на плотах, он заболел. Вместо того, чтобы лечиться у знахарей, солдат поднял белый камень, который подвернулся ему под руку, и сказал ему: будь ты моим богом; если ты излечишь меня, я буду тебе молиться всю жизнь. Случилось так, что солдат выздоровел, и белый камень сделался предметом поклонения для своего обладателя, а потом и для других черемис".

"Поднял камень, который подвернулся под руку..." Значит, довольно небольшой? 

У моей жены был брат Лёша, ныне покойный, очень своеобразный мужик. Бил зверя в тайге, отмывал золото на приисках. Здоровья и силы неимоверной. А кроме того, балагур, насмешник, из тех, что, по поговорке, ради красного словца... Прочитав историю Астраханского камня, я представил на месте солдата - Алексея. Он запросто мог подобрать камень и в шутку брякнуть: "Излечишь меня - буду тебе молиться всю жизнь!" А потом, получив исцеление, и односельчан убедить в чудодейственной силе белого камня.

Можно ли считать Астраханский белый камень марийской языческой святыней? Ведь происхождение у него - чужое... Можно. Камень чужой, а вера в него - своя, местная, марийская.

И опять же мы не знаем: сколько человек ему молилось? Какими словами? Что с ним стало после смерти солдата?

Конечно же, марийцы молились не самим камням, а духам, с которыми они каким-то образом связаны. Проф. Смирнов пишет: «Как бы ни было низко умственное развитие черемис, мы не в праве предположить, чтобы они обращались с своими мольбами к безжизненному камню, который находится весь в их власти. Они предполагают, очевидно, что в камне есть дух, который, подобно другим духам, может быть полезен или вреден».

Говорят, в селе Сумки Горномарийского района, у церкви Рождества Пресвятой Богородицы, есть какой-то чудодейственный камень. Полежишь на нём - и все болячки как рукой снимет. Правда ли, нет ли? 

 

ГЛАВНЫЙ КАМЕНЬ - ЭТО КАМЕНЬ ЧЕМБУЛАТ ОКОЛО НЕМДЫ.

Священная гора Чумбылат (Чембулат) на реке Немда, святилище Чембулат              

Всемарийское святилище, место проведения мировых молений мари - Туня кумалтыш.

На высоком берегу реки Немда возвышался камень высотой в 11, толщиной в 36 аршин, напоминающий издали человека. По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь, военный предводитель и руководитель укрепленного городка Чембулат - богатырь (слово "Чембулат" состоит из двух частей: "джум"- муж и "булат" - сталь, то есть "Человек, твердый как сталь").

Марийцы верили, что Чембулат при жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и умением находить нужные слова, способные умилостивить божества. Считалось, что своей праведной жизнью еще при жизни он заслужил признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними.     Чембулат якобы обладал способностью творить чудеса, имел лыжи-самоходы.Перед смертью заступник народа, как сообщает предание, уходит в горы и перестает общаться с людьми. В канун своей смерти богатырь сам себя замуровал в одном из подземелий, забрав с собой несметное войско, слуг, домашних животных.

Около святилища происходят аномальные явления, наблюдаются НЛО, есть блудные места, рядом находятся места силы, на берегу Немды есть пещеры.

 

МОЛЕЛЬНЫЙ КАМЕНЬ - Юмыното.Находится в 1000 м. к югу от д. Кучко-Памаш.Нынешняя священная роща, в которую ходили молиться, является третьей по счету. Вначале молились у березы, которая находилась за хозяйством Боброва Николая, после этого начали молиться за деревней в поле около огромного дуба (тошкем тумо). Впоследствии этот дуб сожгли механизаторы, потому что он мешал полевым работам.В эту рощу (Юмыното) Эманов Логин Афанасьевич перевез большой камень из исчезнувшей деревни Старый Завод, который таки назывался «Кумалме кӱ». Этот камень до сих пор сохранился.                                          

Вот сюда выходили молиться каждый год с хлебом – солью 22 мая (день Святителя Николая Чудотворца) после посевных работ на праздник Агавайрем. С собой приносили блины, туара, крашеные яйца и квас. Никакого жертвоприношения не было, потому что молились только хлебом-солью. После моления все вместе угощались принесенными блюдами, менялись яйцами. А потом качались на качелях, прося у бога легкости в жизни.(Информатор – Ильина Татьяна Михайловна, 1934 г.р. жительница д. Кучко-Памаш).Место моления – камень «Кумалме кӱ». 

 

ЗАГАДОЧНЫЕ ЧЕРНЫЕ КАМНИ В Д. КОЖЛАЕР

Сам комплекс чёрных камней находится на склоне горы Онис Курык, чуть севернее сельской школы. Это своеобразная аномальная зона около села.  Эта гора в зимнее время пристанище для сельской детворы – все катаются по склонам на санках и лыжах, также в своем детстве катался тут и наш провожатый.

Он и приметил тот факт, что осадочные породы, которые покрывают гору, потихоньку сползают вниз, к основанию горы, поэтому и камни, которые торчали из склонов, также со временем сползли ближе к школе. 

Часть камней сейчас просто находится в школьном саду или у ограды школы, некоторые камни откопаны, а другие камни находятся в земле, несколько камней лежит под построенным недавно амбаром.

Началось всё с того, что одна из старушек заметила – когда посидишь у камней, или на самих камнях, то проходят боли в суставах. После этого многие также стали замечать, что от камней как бы исходит тепло, руки чувствуют текущую от камней энергию.

Степанов уже тогда начал работать учителем по физике в местной школе, он и решил замерить магнитные поля около загадочных камней.

Из нескольких мотков обычной медной проволоки сделали они рамку,  замкнули её на амперметре, и стали водить и крутить над большим камнем. Амперметр стал показывать небольшой ток, который возникал всякий раз, когда проволоку приводили в движение.

На основе этих данных школьники даже делали лабораторные работы по физике.

Стало понятно, что от камней исходит магнитное поле, и,  как известно,  если двигать проводник в магнитном поле,  то в нем возникает электрический ток. Так нашлась разгадка аномальной зоне в Кожлаере.

Священные марийские камни  (маркю)  в деревне Кожлаер                                                                 

Это так заинтересовало школьников, что они стали исследовать все камни, которые виднелись из склонов. При этом они искали камни и под землёй, так как на небольшом расстоянии – ток возникал и в  этих местах! Так были обнаружены ещё несколько камней, часть которых уже раскопали.

Особо сильное магнитное поле было обнаружено под амбаром, скорее всего амбар построили на том месте, под которым в земле скрывались эти загадочные камни!

 

 

Священное место - могила марийского героя и целителя Акпатыра.                                                По народным преданиям, он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры.Акпатыр обладал недюжинной силой. Источником силы была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила Акпатыра пропала, а сам он вскоре умер.Предание говорит, что перед смертью Акпатыр сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».Имя Акпатыр произошло от татарского: ак – белый, патыр – богатырь, герой, то есть Белый богатырь!

В Кировской области, недалеко от города Малмыжа, у деревни Большой Китяк находится могила Акпатыра. Его похоронили в поле у деревни Китяк и посадили на могиле березу.После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её.Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар.В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру.С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.

 

 

Болтушина гора - камень Болтуша (Полтыша)                                                      

Князь Болту́ш  (мар. Полтыш) (ок. 1513—1553) —  это марийский князь, правитель Малмыжского княжества, один из известнейших персонажей марийской истории. Этимология имени происходит от марийского «полтыш» — застёжка, бляха.                                            Возможно, князь получил свое прозвище от какой-нибудь замечательной золотой или серебряной пряжки, украшающей его парадное одеяние.  Есть также версия, что его имя произошло от татарского – балта (топор).Он был Военачальником луговых мари, возглавлявшим борьбу с войсками Ивана Грозного в середине XVI века в период Черемисских войн. В 1552 основал крепость Шанчара на Большой Кокшаге (нынешний Санчурск). Погиб при защите своей столицы Малмыжа от пушечного ядра и был похоронен в кольчуге и с заколотым конём на вершине т. н. Болтушиной горы в Малмыже под руководством своего брата Токтауша. "Черемисы погребли его тело на высокой горе, которая поныне Болтушевой называется; и сим сохранена память имени сего владетеля"

Священное место, отмеченное аномальными явлениями. Есть легенды о зарытом кладе на этой горе, который защищен заклятиями.

  

САКРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ХМЕЛЕВАЯ РОЩА                                                                                    

Кто и для чего создал комплекс валунов в Варнавинском районе – это пока остается тайнойТо, что участники ветлужской археологической экспедиции (ВАЭ) обнаружили в 2012 году в варнавинских лесах, пока не укладывается ни в какие рамки. Комплекс тяжелых разноцветных камней явно был сакральным объектом для какого-то народа… Но для какого? Кто собрал, применив недюжинную силу, эти валуны в одно место и расположил их в особом порядке, точно по географическим координатам? И, главное – для чего? Чтобы приносить жертвы неведомым богам, поклоняться здесь духам умерших предков или путешествовать по иным измерениям, используя каменный комплекс как портал?Случайность

Открытие было сделано случайно. Осенью 2012 года археологи «прочесывали» берега реки Лапшанги и прилегающую к ней территорию на предмет обнаружения остатков древних поселений – в общем, проводили обычную разведку. Исследователи поветлужья могли пройти мимо, но вдруг взгляд одного из участников ВАЭ — Дмитрия Карабельникова — упал на заросший мхом и травой камень. Ну, казалось бы, камень и камень… Но подозрительно прямоугольным он выглядел. Неужели природа так его «обтесала»?

— Рядом с ним из травы выглядывали и другие валуны, расположенные в относительно правильном порядке, — рассказывает Дмитрий Карабельников. – Мы тут же решили остановиться на этом месте и изучить его.

И решение было верным. Расчистив как следует площадку от растительности и упавших листьев, археологи обнаружили на ней пять камней: четыре вытянулись цепочкой с севера на юг, один – самый большой – расположен точно к востоку от середины этой цепочки. Уже это позволяет сомневаться в чисто природном происхождении комплекса (хотя сотни тысяч лет назад здесь было движение ледника, поэтому разных камешков осталось много, и расположение их порой весьма причудливо).

Сверху самый большой валун довольно плоский и имеет форму прямоугольника. Исследователи тут же окрестили его алтарем. Позже это загадочное место посетил сотрудник кафедры физической географии НГПУ Борис Фридман и установил важный (можно даже сказать, поразительный) факт: стороны этого «алтаря» расположены точно по географическим координатам – так, что отклонения нет ни на градус! Стало быть, люди, которые устанавливали этот камень, или ориентировались по заходу и восходу Солнца в дни равноденствий (тогда светило оказывается точно на западе и точно на востоке), или могли безошибочно указать стороны света по звездам, соорудив каким-то образом астрономические приборы. Предположение, что создатели древнего комплекса пользовались чем-то вроде современного компаса, кажется маловероятным. Но еще менее вероятным кажется то, что камень сориентировался по сторонам света сам по себе, благодаря ледниковым смещениям.

Культовые камни бывают природные, а бывают рукотворные. С начала 90-х годов в Марийском крае зародилась традиция - устанавливать памятные (мемориальные) камни в честь национальных мифологических (исторических) героев. Собственно, это не камни, а стелы (стела - "вертикально стоящий каменный столб или плита (надгробная, мемориальная) с надписью, рельефным или живописным изображением").

 

КАМЕНЬ ЧОТКАРА

Чоткар — легендарный марийский герой, живший в XIII веке. Согласно преданию, Чоткар освободил весь лесной марийский край от нападавших на марийские селения кочевников. Богатырь похоронен на холме между деревнями Нурмучаш и Усола в (Волжском районе Республики Марий Эл). Перед смертью Чоткар попросил положить свой меч и щит вместе с ним в могилу и обещал в тяжелую минуту, когда марийцев будут одолевать враги, прийти на помощь. Ежегодно недалеко от деревни Нурмучаш в начале июня проходят праздничные торжественные мероприятия в память Чоткара.

Помимо народных преданий о Чоткаре были созданы литературные произведения: стихотворение-легенда «Богатырь Чоткар» С. Г. Чавайна (1910—1912) и исторический роман «Чоткар» Л. Л. Яндакова (2000). 

Марийский народ сохранил несколько легенд, которые были связаны  с именем народного героя-богатыря Чоткара, который родился как раз на месте слития Юшута и Илети в семье простого марийского охотника. В частности, есть такая легенда.                                   Камень Чоткара                                                      

 

СВЯЩЕННЫЙ КАМЕНЬ В СУЛТАН КЕРЕМЕТИ

Марийцы Республики Башкортостан провели 10 августа (2013г.) моление в общемарийской священной роще Султан-Керемет, расположенной в Мишкинском районе, между деревнями Тынбаево и Большесухоязово.Долгие годы в роще традиционно проводились лишь семейно-родовые моления. В этом году активистами было принято решение провести массовое моление с участием представителей всех районов компактного проживания народа мари в Башкортостане, а также гостей из Свердловской области и Пермского края, республик Татарстан, Удмуртия, Марий Эл и т.д. Организаторы надеются, что проведение таких молений также будет способствовать укреплению нравственности, традиций и объединит марийцев, раскиданных по районам Башкирии.      

                                   в   Султан Керемети                                                                                             С 2012 года активистами осуществлялся сбор добровольных пожертвований для облагораживания священного места - были проведены субботники по расчистке территории, установлена железная ограда и памятный камень. Люди живо откликнулись на призыв и каждый вносил свою посильную лепту в общее дело возрождения духовности и объединения.В тот же день в райцентре Калтасы Республики Башкортостан в рамках целевой программы "Культура России 2012-2013 годы" состоялся III Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ший кандыра» («Серебряная веревочка») с участием фольклорных коллективов мари и просто желающих из республик Башкортостан, Марий Эл, Удмуртия, Татарстан, Пермского края, Свердловской, Кировской областей и других регионов РФ.

 

ПАМЯТНЫЙ КАМЕНЬ ИГНАТЬЕВА - ЧАЛОМКИНО - ГОРНОМАРИЙСКИЙ РАЙОН                                         

 

 

КАМЕНЬ ОНАРА В МОРКИНСКОМ РАЙОНЕ

У села Шоруньжа возложен камень древнему великану – Онару:

У каждого народа есть свой национальный герой. У марийцев им стал былинный богатырь Онар. Понятно, что это образ собирательный, тем не менее, одни считают, что богатырь жил в Горномарийском районе, другие - в Звениговском. Каждому хочется, чтобы он был их земляком. Уньжинцы уверенно утверждают, что родина Онара находится в их стороне.

Недавно на подъезде к селу Шоруньжа появился каменный знак, посвященный богатырю (в апреле 2009г.). На нем начертаны слова: "ОНАР МЕМНАН КУАТНА", что в переводе значит "Онар - наша сила".            

Глыба известняка появилась здесь не случайно. Этот край, прилегающий к Татарстану, является исконно марийским. Если посмотреть на карту, то и значительно южнее административной границы между республиками географические названия имеют марийские корни. Например, река Ашит, которая протекает в 20 километрах от Шоруньжи. Где-то под землей она проходит через пласты камня, и вода в ней известковая (по-марийски "ашит" значит "белая вода"). Название деревни Черемисино говорит само за себя. Здесь на многие километры в округе жили предки марийцев.                                             

Жители Шоруньжинского поселения решили поставить памятный знак в честь народного героя. Это решение поддержали и местные власти, и руководство сельхозартели "Передовик". Каменные глыбы привезли из поселка Октябрьского. Три плиты из известняка общим весом 10,5 тонны установили у федеральной трассы Казань - Киров - Сыктывкар. Торжественное открытие знака состоялось в конце апреля. Народу собралось много. 

  Почитаемое место, как, например, в случае с бронзовой скульптурой Акпарса в Горномарийском р-не, на Картуковском повороте (участок трассы Р173 Козьмодемьянск - Йошкар-Ола, где чебоксарская развилка). Хотя и тут имеется "историческая" привязка: здесь, якобы, начинались земли "Акпарсовой сотни".Авторы скульптурной композиции - заслуженный художник Республики Марий Эл Сергей Яндубаев и заслуженный художник России Анатолий Ширнин. На постаменте памятника - бронзовый барельеф: Акпарс и русский царь пожимают друг другу руки. Открытие состоялось 20 ноября 2007 года.Скульптуру Акпарса, стоящую на пьедестале с бронзовым барельефом, можно смело отнести к культовым объектам, так как уже складываются магические ритуалы, связанные с ним. Молодожёны останавливаются здесь, чтобы сфотографироваться (с "благословения" главы республики Л. И. Маркелова), а проезжающие мимо водители "должны" потереть царскую ручку на барельефе, чтобы сопутствовала удача.  

В статье Д. А. Байдимирова "Отражение культа воды в повседневной сфере народа мари" ("Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств", 2013, вып. 1) встретил упоминание ещё одного камня, который тоже можно отнести к культовым:

"Нами замечена удивительная особенность кладбища Новокульчубаево Бирского района Республики Башкортостан, каких нет в других местах компактного проживания восточных мари: надмогильная земля обнесена досками в виде лодки. Полного ответа на наш вопрос, «Для чего устанавливаются такие конструкции на могилах?», мы не получили. У нас появилось своё предположение: первые переселенцы, приплывшие на эти территории по реке Белой (Ош Виче), своих умерших отправляли по воде на лодках или же сами могилы устанавливали в форме лодки. (...) Обычай укладывать покойников в лодки может объясняться и туманными воспоминаниями о миграции предков. В пятистах метрах на запад от этого кладбища, рядом со старицей реки Белой на склоне горы, находится уникальный памятник «камень Тамга Кÿй», с родовыми знаками первых переселенцев. Возможно, с этого места наши предки и отправляли своих умерших сородичей в последний путь".Любопытно было бы взглянуть на фото этого камня.  

 

ПОЧИТАЕМЫЙ КАМЕНЬ КНЯЗЯ МАМИЧ-БЕРДЕЯ

В 1552-1554 руководил небольшой группой повстанцев, на Волге совершал нападения на русские суда. К 1555 году его отряд вырос до нескольких тысяч воинов. С целью воссоздания Казанского ханства пригласил в 1555 из Ногайской Орды царевича Ахпол-бея, который, однако, со своим отрядом в 300 воинов не оказал помощи повстанцам, а занялся грабежами марийского населения, за что вместе со свитой был казнён. После этого Мамич-Бердей сам возглавил движение народов Поволжья за восстановление независимости от Русского царства. Под его руководством находилось двадцать тысяч повстанцев — луговых марийцев, татар, удмуртов.  

Памятник Мамич-БердеюНаходится этот малоизвестный памятник в Оршанском районе республики Марий Эл.Поворот с трассы Йошкар-Ола — Оршанка на Пуял.Ближайший населенный пункт деревня Мари-Ернур.

 

Это полуприродная-полурукотворная стела (каменный обломок с Чумбылатовой горы), установленная в посёлке Советском. Узнал я о ней из старой газеты. Кое-какие моменты в этой истории надо уточнить: кто привёз камень, кто обработал, почему его дважды переустанавливали на другое место, готова ли табличка и проч. Пока же вот:

ЧУМБЫЛÁТ КӰ Чумбылатов камень — памятный камень в пгт. Советский, Советский р-н, РМЭ. Полное название (на табличке (по состоянию на 2009, не прикреплена)): Чумбылат шнуй курык гыч кондымо Кумалтыш кӱ «с Чумбылатовой святой горы принесённый молельный камень», рус. Камень поклонения со священной горы Чумбылат. Первоначально установлен перед зданием райиспокома в ознаменование дружбы с Советским р-ном Кировской обл. Позднее перенесён к Советскому районному краеведческому (?) музею Республики Марий Эл, где 26.4.2005, в День национального героя, состоялось его официальное открытие. Позднее в связи с переездом музея школы-интерната (?) перенесён на новое место. Ежегодно в День национального героя здесь поминают предков (Пехметова, С. Чумбылат кӱ, йӱлам пеҥгыдемдыше лий! // Марий Эл. - 2009. - 31 июль).  

КАМЕННЫЙ ЗНАК НА ПОЧИТАЕМОМ РОДНИКЕ - ДЕРЕВНЯ ОЛОРЫ

Интересна деревня тем, что разделена Олоркой на две части - в одной испокон жили мари-язычники, а в другой - крещённые мари. Раньше (с 1931 по 1960 гг.) это даже было две разные деревни со своими культовыми местами, со своими кладбищами, со своими обычаями и обрядами.  

 ЯЗЫЧЕСКИЙ ЗНАК ОКОЛО ИСТОЧНИКА -                                                                                  

    Каждый овраг, ложбина, суходол, поля, луга, покосы имели свое название. Вокруг деревни располагались восемь священных рощ: Кугу кусото (большая роща), Очий кусото (роща рода Очия), Мер кусото (роща религиозной общины "мер"), Шоргокла кусото (роща между оврагами), Левантий кусото (роща рода Леонтия), Пумаш кусото (роща жертвоприношений), Изи кусото (малая роща), Починта кусото (починковская роща). В трех километрах к западу от деревни находится кладбище некрещеных мари.  

  ИСТОЧНИК ПОСВЯЩЕН ПОКРОВИТЕЛЮ ВОДЫ - РАНЬШЕ НА ОЛОРКЕ БЫЛА ВОДЯНАЯ МЕЛЬНИЦА -  

    Олорская сторона - родник национальной марийской культуры. Здесь хранятся легенды и предания, соблюдаются старинные обычаи и праздники. В 1991 г. в Олорах прошло первое открытое всемарийское моление, на котором присутствовали даже гости из-за рубежа. Работники культуры хранят и возрождают национальные обрядовые праздники. Привлекают на проводимые мероприятия все слои населения.          

 

ПАМЯТНЫЙ РОДОВОЙ КАМЕНЬ В ДЕРЕВНЕ МУШЕРАНЬ

Вероисповедание у марийцев было языческое. С открытием церкви в с. Изикугунур в 1894 году некоторые жители д. Весьшурга стали посещать церковь. Многие стали исповедовать православие. О языческой вере говорят находящиеся в те годы около деревни молельные рощи: Агавайрем, Шем ото, Юмын ото. "Шем ото" по-другому называли "Керемет ото". Она находилась на территории нынешней улицы Заозерной, от южной стороны до магазина райпо. У некоторых жителей были свои молельные деревья. Роща "Юмын ото", находилась на южной стороне от деревни, по старой дороге в п. Зеленогорск (дорога проходила за рощей "Агавайрем ото" до южной окраины деревни и по ул. Советской п. Зеленогорск). Рощи "Юмын ото" и "Шем ото" были уничтожены и превращены в поле.

Памятный камень основателю деревни Мушерань, рядом родник в честь родового поселения                      

 

 

ОВДА-КЮЙ  - КАМЕНЬ ОВДЫ     ПИНЖАН-КУКМОР

Овда с дочерью и жители окрестных деревень сторонились друг друга. Крестьяне побаивались их за тайную силу колдовства, которой те владели, и обращались к ней лишь по крайней нужде, а сама овда и ее дочь были крайне нелюдимы и неразговорчивы. У них было очень странное жилище – они жили в пещере, вход в которую был между двумя огромными валунами. Камни высотой метров 5-6, совершенно симметричные, напоминающие мужские яйца (не мое сравнение, именно так все местные и говорят).

Бабушка моего коллеги в 1900 году, ей тогда было 7 лет, была в этой пещере со своей матерью. Говорит, там была кровать, стол, стулья, сундуки.  Ей было страшно.                   Камень Овды                                      

 Когда овда умерла, а дочь уехала, эти камни стали опускаться, погружаться в землю.Но они и сейчас там, и они,  в самом деле, необычны. Лет 15 назад я отправился туда, впечатленный легендой, и обследовал их. Это два камня-близнеца высотой в два метра, стоящие недалеко от берега реки, прямо у ограды кладбища (кладбище относительно новое, появилось на этом месте уже после смерти овды). Вокруг на десятки километров, насколько знаю, не водится камней крупнее чемодана. Камень – коралловый известняк, при приближении видны окаменевшие кораллы, мшанки, ракушки.  

 

ТАИНСТВЕННЫЙ МЕГАЛИТЫ НА СВЯЩЕННОЙ ГОРЕ КАРМАН КУРЫК

Мегалиты – вот что больше всего удивило меня. Они находятся на середине восточного склона большой горы, на ровном уступе, ближе к югу.                         Марийские мегалиты                                                                    

 Добираться сложно, если не знаешь – не найти. Это несколько десятков огромных каменных блоков (известняк, как полагаю), геометрически правильные, одинаковые, размерами 140*140*250 см (примерно). Лежащие один на другом и в виде зубчатого уступа («Зубцы» - через правильные промежутки).                        

 

 

 

ЗАГАДОЧНЫЕ КАМНИ НА ГОРЕ ЧУКША

А дальше просто шедевр "природного" зодчества. Осадочная порода сложенная в аккуратные прямоугольные одинаковые пласты.

 

ПРИРОДНЫЙ КАМЕНЬ ЧЕМБУЛАТ НА БЕРЕГУ НЕМДЫ - СКАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС                                         

рядом расположен символ Марийского края - скала Чембулат, на скале угадывается суровое мужское лицо (видны глаза, нос, подбородок). ОН по воле судьбы обращает свой взор на юг, где буквально в километре (за Немдой) расположены гора и марийское мольбище Чембулат, а ведь в сущности скала Чембулат смотрит на весь Марийский край, который расположен на юг от Кировской области.

Про Чембулата можно рассказывать долго - это народный герой, марийский князь и заступник народа перед богами, марийское этническое сознание выделяет, что души умерших, которые при жизни пожертвовали собою и показали храбрость в борьбе за свободу своего народа, должны быть увековечены в сознании людей и в истории народа. На основе этого возникла народная вера в святых или в "земных божеств" и общенародный культ жертвоприношения в их честь.

Марийцы верили, что Чембулат при жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и умением находить нужные слова, способные умилостивить божества. Считалось, что своей праведной жизнью еще при жизни он заслужил признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними.

  Чембулат якобы обладал способностью творить чудеса, имел лыжи-самоходы.

  Перед смертью заступник народа, как сообщает предание, уходит в горы и перестает общаться с людьми. В канун своей смерти богатырь сам себя замуровал в одном из подземелий, забрав с собой несметное войско, слуг, домашних животных.

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАМЕНЬ В СЕЛЕ КОКШАМАРЫ

В России начала XX века назревала революционная ситуация. В этот процесс включились жители приволжских сел и деревень. 1905 год выдался неурожайным. Особенно тяжело было кокшамарцам. Из-за малоземелья не было общественного фонда на случай голода. Крестьяне решили обратиться к земскому начальнику в Мариинском Посаде с просьбой о выделении денежной ссуды на покупку семян для озимых посевов, а также с просьбой разрешить рубить лес на дрова на казенной даче на льготных условиях и бесплатно пасти скот в лесу. Земский начальник Рот отказал в просьбе. Весной 1906 года в деревню прибыл агитатор из города Казани Василий Вавилов. Он поступил на работу в артель сплавщиков. Среди них распространял листовки и брошюры революционного содержания. В деревне проводились митинги с участием населения всего района. Под влиянием агитатора сплавщики требовали сокращения рабочего дня с 16 до 12 часов, двойного увеличения зарплаты. Началась забастовка.

12 августа 1906 года на берегу Волги у деревни Кокшамары собрался большой митинг. Агитаторы-кокшамарцы Николай Матвеевич Орлов, учительница Агриппина Васильевна Боброва-Ишпайкина и другие призывали крестьян к вооруженному восстанию, отказу от уплаты податей и неисполнению рекрутской повинности. Среди нескольких сотен земляков в митинге участвовал и И.С. Ключников-Палантай. 

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАМЕНЬ У ЛЕГЕНДАРНОГО ДУБА ПУГАЧЕВА                                                                   

   Так говорят, что около этого дуба разбил свой лагерь один из отрядов Пугачева перед последним марш-броском на Казань далеком 1774 году. В те стародавние времена подошел к Казани бунтовщик Емельян Пугачев со своим войском, обложил посады и поджёг их - зарево от пожаров деревянных строений было видно за десятки вёрст. Это было сигналом для окрестных крестьян, чтобы они шли на подмогу народному вожаку - штурмовать Казанский Кремль. Когда огненное зарево и тут было увидено с плеч дуба-великана, тогда марийский отряд ушёл Казанским трактом, чтобы слиться с пугачёвским войском. В местных преданиях также добавляется, что летом 1774 года даже сам Емельян Пугачев перед наступлением на Казань остановился под дубом на ночлег со своим отрядом. С его вершины якобы разглядывал лихой атаман дорогу на Казань.            Есть легенда, что когда войска Емельяна Пугачева уже были разбиты под Казанью, один из его отрядов останавливался под этим дубом и именно с него, по преданию, сам Пугачев смотрел на зарево пожара Казани. А потом по Кокшайскому тракту пошел дальше к Кокшайску, где марийские крестьяне помогали ему переправиться через Волгу. 

 Подлинно здесь лишь только то, что действительно через эти места лежала старая дорога из Царевококшайска (ныне - столица Республики Марий Эл город Йошкар-Ола) на Казань, и по этой дороге мог двигаться и отдыхать у дуба один из отрядов восставших марийцев, шедших на подмогу Пугачеву в Казань.  После разгрома пугачёвцев под Казанью - марийские отряды вернулись в родной край тем же путём, так как, естественно, родные леса им были известны как собственные пять пальцев. Кроме этого, везли они с собой неслыханные по тем временам сокровища, награбленные в татарской столице, а поскольку за ними следом гнались царские войска - многие сокровища были спрятаны в глухих лесах или утоплены в местных озерах. Такие легенды есть про озёра Долгое и Конан-ер (лежат рядом с трактом), мол, на их дне скрываются клады золота, серебра и самоцветов - бросили их пугачёвцы с тем умыслом, что самим везти было невозможно, но чтоб и врагу не досталось. 

 

Камень-следовик озера Светлояр                                                                                        

Камень-следовик находится на берегу легендарного озера Светлояр.

Камень лежит на высоком бугре, рядом с церковой. Недалеко есть ещё один камень.

Раньше в этих местах располагалась священная марийская роща, озеро Светлояр - также было местом культого почитания народа мари до прихода русских в лесное Заволжье.

 

Камни озера Текун (Сокольский район)     Легендарное озеро Текун (Текунское) - еще одно интересное и загадочное место в Сокольском районе на самой границе Нижегородской и Костромской областей.    Древнее озеро, бывшее когда-то огромным, с момента своего образования во время таяния последних ледников. За тысячи лет озеро заросло и сейчас это только небольшое зеркало посреди удивительно-живописного клюквенного болота. Об озере ходят легенды и сказки, вот одна из них:

    "По легенде, разбойники утопили в нем награбленные богатства. Было это не то при Екатерине II, не то при Павле I… Банда атамана по кличке Фатеич вселяла ужас в души плававших по Волге купцов. Нападали разбойники неожиданно, грабили купеческие суда и быстро скрывались на болотистых берегах лесного озера. Там у них было построено нечто вроде крепости – с двумя сторожевыми башнями на сваях. Пробраться в нее можно было только по воде или каменной дороге (она сохранилась до сих пор), соединенной с крепостью перекидным мостом. Такую силу забрал Фатеич, что не боялся даже царских солдат. Брал он только золото и бриллианты, остальное – одежду, съестные припасы – раздавал бедным. И озерная крепость всегда служила надежным укрытием ему и его банде. Сгубила грозного атамана, конечно, женщина".  Еще одна загадка этого озера – к нему идет мощенная булыжником дорога по самому болоту. Кто и зачем построил эту дорогу ни кому не известно. (см. мои коментарии в продолжение главы о камнях озера Текун)      Есть  легенды и о том, что на этом озере есть  какое-то святилище с нечто похожим на языческий алтарь:  «Старожилы говорят, что капище языческое на этом озере было, и баб курганных можно разыскать. Только вот те, кто туда уходит, не возвращаются»...

По преданиям - тут было священное место мари или народа меря.

 

КАМЕНЬ ВИЗИМ У ДЕРЕВНИ ВИЗИМБИРЬ - ВЯТСКИЙ ВАЛ

История деревни, как рассказала Ираида, началась с того, что в эти глухие края от налогов и рекрутских наборов ещё в 17-м веке убежало несколько марийских семей. Покрытые дремучей тайгой высокие холмы Вятского вала спокойно могли укрыть в потаенном месте целый илем, а то и большую деревню. Плодородная земля, обилие птиц и зверей, наличие множества родников – всё это привлекало сюда людей с разных мест. Особенно бежали в заволжские леса марийцы с правобережья Волги, например, такие переселения были на земли Моркинского района РМЭ.                                                Молельный камень                                    

На вершине Визимбирьской горы установлен именной камень – Визим. В проспекте одной туристской фирмы в Йошкар-оле указано, что это молельный камень (а место почитается у мари как священное). Но Ираида сказала, что это не совсем так! Это просто памятный камень на дороге, который своими силами установил местный энтузиаст Роберт Антонов (в гости к которому мы сегодня ехали). Оказывается, что у мари была древняя традиция, когда почётных и дорогих гостей жители села (деревни) встречали с угощением у какого-нибудь приметного места, которое располагалось около населенного пункта. Например, у почитаемого дерева, у камня, около источника – там гостей привечали, угощали, желали успехов и здоровья, а потом приглашали в саму деревню.                                                                                                                                         

Роберт решил восстановить эту традицию, и поднял из земли камень Визим, так как он расположен на красивом, возвышенном и открытом месте, и при этом, рядом с дорогой на Визимбирь. Тут же рядом его силами устроена беседка, где можно отдохнуть от долгого путешествия и полюбоваться на окрестные горы. Как раз в этом месте проходят летние конные маршруты по самым красивым местам Вятского вала, и этой же дорогой в Визимбирь приезжают туристы на автомобилях.

 

СИУХИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ

Археологические памятники и памятники природы, такие как  Сиухинское городище и другие  - хранят в своих недрах множество тайн и загадок…

Место это и в историческом, и в ландшафтном плане очень привлекательно.  Здесь, на мысе, находится древнее марийское городище, рядом – жертвенная «пирамида», служившая главным святилищем марийского народа.       

 

                                  РАСКОПКИ НА СИУХИНСКОМ  ГОРОДИЩЕ                                                             

Сиухинское городище (I тыс. н.э.)  располагается на высоком мысу правого берега реки Большая Юнга в 1 км к северо-западу от деревни Сиухино. Внешние формы памятника необычны. Это компактная треугольной формы гора, возвышающаяся над рекой более чем на 10 метров, поражает воображение.

              НАСТОЯЩАЯ  МАРИЙСКАЯ  ПИРАМИДА - ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК                                                

 

 

________________________________________________________________________________________________________Источник информации и фото:Команда КочующиеЭнциклопедия Республики Марий Эл / отв. ред. Н. И. Сараева.- Йошкар-Ола, 2009.- С.521-522Статья «Марийцы» // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн, Информация. Картография, 2010. — 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8http://kisitnikov.livejournal.com/Достопримечательности Марий ЭлКозьмодемьянский Музейный Комплекс Вконтакте.https://mariuver.com/2013/02/13/sakral-kamni/История сел и деревень Республики Марий Эл. 2006 г.Балдаев Х. Ф. Экологические, экономические и моральные аспекты влияния затопления  Марийский мир. 2010, N.1. ЖурналДостопримечательности Марий Эл

 

ВложениеРазмер
99740_600.jpg61.03 КБ
kumalme_ku_v_jumynoto-d-kuchko-pamash.jpg3.2 МБ

komanda-k.ru

Памятные камни Спиндлера. Уходящие в вечность

Памятные камни Спиндлера

Ушел из жизни еще один ветеран войны. Их становится все меньше и меньше, потому что они вступили в критическую возрастную стадию жизни.

Владимиру Михайловичу Спиндлеру несказанно повезло: он пережил многих из своих однополчан. Величайшим его счастьем было то, что он, начальник разведки пехотного полка, воевавший на Ленинградском фронте, вообще уцелел. В пехоте это было крайней редкостью. Как Спиндлер однажды признался, возлагая цветы на Синявинских высотах к памятному знаку своим однополчанам, он всякий раз при этом благодарит судьбу за долгие годы жизни. Но одновременно испытывает чувство вины перед сослуживцами, лежащими в синявинской земле, за то, что он уберегся от гибели, а они – нет.

Теперь не стало и его самого. Никогда уже не будет поездок по местам боев, совместных акций примирения с теми, против кого он дрался в Приладожье: на Невском пятачке, Синявинских высотах, у Рабочих поселков № 5 и 6.

В центре «Примирение», членом которого он являлся в течение десяти лет, всегда будут помнить совместную поездку под Мгу в Тортолово к памятнику матросам 73-й десантной бригады, и страстную речь Владимира Михайловича в защиту этого монумента от разрушения. Мы не раз бывали с ним и в Вороново на берегу реки Назия у другого памятного знака, где однажды Владимир Михайлович произнес настолько проникновенные слова, что многие из присутствовавших не смогли сдержать слез. А его автобусные поездки во славу 124-й Мгинско-Хинганской дивизии, которые он устраивал как для своих сослуживцев, так и для молодежи, передавая ей таким образом эстафету поколений! Это тоже не забудется. Вместе со Спиндлером мы побывали и в Новолисино под Тосно. Его славная дивизия освобождала этот район от немцев в конце января 1944 года.

В его рассказах очень редко слышалось «я». Он всегда говорил о других, а если и вспоминал себя, то чаще всего применительно к смешным эпизодам. Скромность была его отличительной чертой. Но далеко не всегда она служила синонимом слова «стеснительность». Спиндлер умел отстаивать правду, боролся за нее, не считаясь со здоровьем. Если было нужно, открывал двери самых высоких кабинетов. Не для себя, а ради сохранения памяти о войне, чтобы не забывались трагические и героические страницы боев за Ленинград.

Владимир Михайлович одним из первых протянул руку бывшим немецким солдатам, приехавшим с акцией примирения в Санкт-Петербург в середине 1990-х годов. И то, как он сделал это, заслуживает отдельной оценки. У него не было величественности или превосходства в отношениях между победителями и побежденными. Как он не раз говорил, этого и не требовалось, ведь встречались солдаты, которые по разные стороны фронта вели одну и ту же окопную жизнь, страдали от лишений, голода, холода и сырости Синявинских болот. Немецкие ветераны это сразу же оценили по достоинству и всякий раз, приезжая в Ленинград, интересовались здоровьем «маленького русского ветерана».

К сожалению, теперь Владимир Михайлович Спиндлер присоединился к ушедшему поколению. Но забыть этого человека будет невозможно. После себя он оставил два памятных камня: на Синявинских высотах и у немецкого кладбища в Сологубовке. На обоих выбита одинаковая надпись: «Здесь будет сооружен памятник солдатам Ленинградского и Волховского фронтов».

Памятный камень Спиндлера в Сологубовке

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Памятные камни - Либава. Порт императора Александра III. Лиепая

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Либавской крепости.

Летом прошлого года после сбора и изучения  архивных  документов возникло желание поставить памятные камни на местах расположения православных храмов на территории порта императора Александра III. Руководство городской Думы в лице Вилниса Витковскиса и Улдиса Сескса очень благосклонно отнеслись к такому предложению, тем более, что всё предполагалось осуществлять на собственные средства. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Либавской Крепости на лесной улице Терветес была первой в этом списке. После утверждения на комитетах  по Культуре и Согласию мне было  выдано разрешение на установку памятного камня с требованиями главного архитектора к месту и процедуре согласования проекта.

Сразу стал вопрос о пресловутых Красных Линиях, которые выталкивали памятный камень с требуемого места на десять метров в сторону леса. Также  оказалось, что по обе стороны улицы Терветес планируется строительство коттеджного поселка, план которого со всей инфраструктурой давно разработан лиепайской Думой. Сложность вопроса заключается в том, что Покровская церковь стояла по центру нынешней дороги, старая дорога огибала храм с двух сторон.

Поэтому предполагалось поставить камень недалеко от обочины, в радиусе былого местоположения, Красные Линии вытесняют камень с этого места, дискредитируя саму идею памятного знака. С самого начала к решению этого вопроса подключился благочинный Курземского края о.Вадим. Нами было подано прошение о  временном  разрешении на установку камня в пределах Красных Линий. На переговорах с мэром высказывалось мнение о несбыточности или, по крайней мере, не скорой реализации плана строительства коттеджного посёлка в этом районе, но руководство города с оптимизмом смотрит в будущее и не поддержало идею о временном размещении памятного знака.

 

В пределах места расположения Покровской церкви по проекту планируется разбивка дорожной развилки с "островком безопасности", нами было высказано предложение о резервации  в этом  "треугольнике"  точки для памятного камня. о.Вадиму удалось убедить руководство города пойти на такой компромисс и внести изменения в генеральный план развития города с учетом этого пожелания. Мало верится  в реализацию очередного коттеджного плана "Нью Васюки" в нашем городе, хотя многие были бы не прочь поселиться в ста метрах от моря в сосновом лесу, конечно, если не брать в голову соседство жутко охраняемых до сих пор складов с непонятным содержимым на  Второй батарее.   Камень ещё не установлен, но дело его уже живёт, вовлекая в обсуждение этого непростого вопроса всё больше и больше людей, в том числе и тех, от которых зависит положительное решение.Сегодня мною был подан в лиепайскую Думу пакет документов по вопросу установки памятного камня на месте расположения церкви Св.бл. князя Александра Невского при Манеже в порту имп. Александра III. Там тоже присутствует проблема Красных Линий, но возможное место для будущего размещения камня может вписаться в полосу газона у новой велодорожки - пусть не на месте, где стоял храм, но рядом, и в визуальной доступности для проходящих мимо. В отличии от камня на месте Покровской церкви (предполагаемый природный валун с обработанной плитой для размещения текста), камень у манежной церкви скорее всего должен быть симметричной формы, со шлифованными гранями, учитывая великолепие архитектурного ансамбля всей улицы Земгалес - бывшего Экипажного шоссе.

port-alexandra3.livejournal.com

Памятный камень на месте основания Севастополя в 1783 г.

Оценка: 0 / 0 участников / 0 рекомендации / (+0) (-0) качество

           Памятник, сооруженный в честь основания Севастополя, установлен на месте первых городских построек. Именно здесь, где ныне широко раскинулась одна из красивейших центральных площадей — площадь Нахимова и откуда берет начало улица Ленина, моряки эскадры вице-адмирала Ф.А. Клокачева в июне 1783 г. заложили первые Каленные постройки: дом для командующего, часовню, кузницу, пристань.

 

ИСТОРИЯ

          Сразу же после присоединения Крыма к России (манифест Екатерины II «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу» был издан 8 апреля 1783 года),  на полуостров,  распоряжением императрицы,  был направлен фрегат «Осторожный»  под командованием капитана II ранга Ивана Берсенева,  для выбора гавани у юго-западного побережья, на котором предполагалось построить стратегически необходимый военный порт.  Осмотрев в апреле 1783 года бухту у посёлка Ахтиар, расположенную неподалеку от развалин древнего города Херсонеса-Таврического, Берсенев рекомендовал её в качестве базы для кораблей будущего Черноморского флота.

          С  первых дней город развивался прежде всего как будущий военный порт. Поэтому одновременно со служебными и жилыми зданиями у входа в Ахтиарскую бухту строились батареи.

           Правительственным указом от  10 февраля 1784 г. небольшое военное поселение Ахтиар получило официальное имя — Севастополь. Получили свои названия и многие бухты: самая большая из них — Ахтиарская (впоследствии Севастопольская), Южная, Корабельная, Артиллерийская, Карантинная, Килен-бухта... Обозначились и примерные границы города — от Южной бухты до Карантинной. Быстро застраивались слободки — Корабельная, Артиллерийская и другие.

            С выходом к Черному морю Россия получила возможность осуществлять широкую торговлю с другими государствами. Севастополь становится не только военным, но и торговым портом. Это имело большое значение для роста и развития молодого города, который рос вместе с флотом. К зиме 1784 г. в Ахтиарской гавани находилось уже 20 хорошо вооруженных военных кораблей во главе с флагманом — фрегатом «Крым». В 1784 г. был утвержден первый штат флота, официально получившего наименование Черноморского. Так начиналась история города и крепости на Черном море.

 

             Памятный знак в честь основания Севастополя представляет собой гранитную стелу, своеобразные архитектурные формы которой напоминают памятники первой обороны. В верхнюю часть стелы вмонтировано ядро. Установлен  памятник в центре цветочного газона, огражденного гранитным бордюром. К стеле ведут ступени, обрамленные  фигурными стенками, по сторонам лестницы две скамьи. Сочетание полированной и необработанной поверхности гранита украшает памятник.

 

На его лицевой стороне высечена надпись: «Здесь 3 (14) июня 1783 года заложен город Севастополь, морская крепость юга России».

 

На противоположной стороне приведен перевод с греческого слова «Севастополь»: «Город, достойный поклонения».

 

На боковых гранях две даты — 1783, 1983.

 

           Высота памятника — 3,41 м. Авторы — архитекторы КрымНИИ-проекта   Г.Г. Кузьминский и А.С. Гладков.

           Торжественное открытие памятного знака состоялось 14 июня 1983 г., в день празднования 200-летия Севастополя.источник  

 

            У основания памятника 31.12.2000 года, по инициативе мэра города, была заложена "капсула времени",

 

в память об этом установлена табличка. 

 

Поводом закладки капсулы послужило наступление третьего тысячелетия.

Срок хранения капсулы - 100 лет

Текст послания потомкам гласит : «Глядя на 100 лет вперед, мы видим Севастополь одним из главных портов Причерноморья, крупным мировым центром культуры и туризма, городом военных моряков».

www.shukach.com

Правда ли, что на могилах нельзя устанавливать даже памятные камни?

Правда ли, что на могилах нельзя устанавливать даже памятные камни?

Правда ли, что на могилах нельзя устанавливать даже памятные камни?

Похороны короля Саудовской Аравии Абдаллаха, состоявшиеся сравнительно недавно, стали очередным ярким примером, продемонстрировавшим всему миру обычаи вахаббитов. Покойный король был захоронен в безымянной могиле, без могильного камня и каких-либо признаков, оповещающих о том, кто здесь покоится.

Идеология вахаббизма играет в Саудии главенствующую роль, и, согласно его убеждениям, даже камень на могиле уже является признаком ширка, то есть признаком поклонения покойному, а не Всевышнему Аллаху.

Под этим предлогом с 1925 года власти Саудовской Аравии занимаются уничтожением могил сахабов и великих ученых-богословов. Так, в Медине, на кладбище «аль-Баки», где захоронены многие сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), были уничтожены могилы и усыпальницы Хасана ибн Абу Талиба, Зайналь-Абидина, Мухаммада аль-Бакира и Джаффара ас-Садыйка (да будет ими всеми доволен Аллах). Не церемонились вахаббиты и с могилой матери Благословенного Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Амины бинти Вахб, сравняв ее с землей. Кладбище «Джаннатуль-Муаля» в Мекке, где захоронено немало родственников, сахабов, а также первая супруга нашего Любимого и Благословенного Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Хадиджа (да будет ею доволен Аллах), ожидала та же участь. Что уж говорить о могилах сподвижников или ученых, если вахаббиты неоднократно предпринимались попытки уничтожить могилу Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Сегодня уже давно не секрет, с какой целью и для чего вахаббизм, основанный на учении Ибн Таймии, получил такое широкое распространение, и кто оказал этому большое содействие.

И если мы говорим, что вахаббизм это искусственно созданная ветвь заблуждений то, будучи уверовавшими в Единого Аллаха покорными Его рабами, важно знать, каковы должны быть наши действия в данном вопросе, дабы не выйти за определенные Всевышним рамки Его довольства.

Главной отличительной чертой могилы мусульманина должна быть скромность, без лишней помпезности и пафоса. Поэтому закупка для могил дорогостоящих камней, возведения над захоронением дворцов считается по Исламу непозволительным. По ханафитскому мазхабу, могила не должна обмазываться гипсом, штукатуркой или заливаться бетоном так, чтобы на ней не могли расти растения. Не является предосудительным установка камня с целью распознать ее в последующем, а также невысокого ограждения порядка 15-20 см.

По преданию от Бурайды бин Хасана (да будет им доволен Аллах), Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Раньше я вам запрещал посещать могилы, но теперь вы можете это делать. Это вам будет напоминанием об ахирате, и увеличит ваше благо. Тот, кто хочет посещать могилы, пусть их посещает, но только пусть не говорит неправедных слов».

Известно также, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поставил камень на могилу своего сына Ибрахима, и что возвышение земли на его могиле составляло около шестнадцати сантиметров. Ученые сошлись во мнении, что обозначение могилы с указанием имени покоящегося с целью прочтения молитвы за покойного и небольшое возвышение земли на могиле для обозначения ее границы является действием мустахаб.

Как следует из хадиса, в первые годы становления Ислама, когда люди только знакомились с этой религией и существовала возможность возникновения на основе слабости веры ширка, посещение могил было запрещено. Однако в последующем, по мере укрепления позиции Ислама, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разрешил посещать могилы мусульманам. Однако в последующие периоды истории Ислама люди проявляли крайность в этом вопросе, когда смешивали их с языческими обрядами и даже поклонялись могилам, что всегда порицалось Исламом и запрещалось Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Islam-Today

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на facebook!

islam-today.ru


Смотрите также