Совсем необыкновенные камни. Необыкновенные камни


Эти обычные и необыкновенные камни

Занятие для детей 6-7 лет

Тема: «Эти обыкновенные и не обыкновенные камни»

hello_html_m66dce322.jpg

Подготовила: воспитатель МБДОУ № 26 «Ягодка»

Полякова Ирина Николаевна

Тема: «Эти обыкновенные и необыкновенные камни».

Программное содержание:

Создать условия для формирования знаний о камнях и их свойствах.

Способствовать развитию исследовательских навыков, познавательных способностей, творческого воображения.

Воспитывать интерес к неживой природе, поисковой деятельности, доброжелательность друг к другу.

Материалы: предметные картинки, обозначающие свойства камней, конверт с фотографией профессора, коллекция камней.

Для исследовательской лаборатории: одноразовая посуда, камни двух видов, лупы, ёмкости с водой. Гвоздь, молоток, салфетки.

Ход НОД:

1.Мотивационный момент.

-Ребята, сегодня утром , когда я пришла на работу на столе лежала вот эта коробка, похожая на посылку. На ней написан наш адрес, значит она, предназначена нам.

-Интересно, что в ней лежит? Как вы думаете? А как узнать? А узнать нам помогут наши органы чувств. Какие вы знаете органы чувств? (уши, глаза, руки).

-Как нам могут помочь руки?(потрогать, подержать).

-Кто попробует на ощупь узнать, что лежит в коробке? ( ребёнок ощупывает предмет, который находится в посылке).

-Что лежит в коробке?(ответ детей).

-Но мы ещё не все органы чувств задействовали. Как нам могут помочь уши?(послушать).

-Я потрясу коробочку, а вы попробуйте угадать, что может так греметь, шуметь, стучать?(ответ детей).

-Давайте посмотрим, что же там на самом деле. И нам помогут в этом наши …(глаза).

-Действительно в посылке лежат камни. Вы молодцы правильно угадали. Вот только странно, зачем нам камни? Ой, а тут что-то ещё лежит.(дети достают портрет профессора).

-Всё ясно, эти камни нам прислал профессор, который их изучает. Он хочет, чтобы и мы с вами тоже поближе познакомились с разными камнями, их свойствами. Хотите побольше узнать о мире камня (ответ детей).

-Чтобы побольше узнать о камнях, мы должны с вами пройти в нашу лабораторию, но прежде ,чем туда отправиться, давайте вспомним ,что мы уже о них знаем.(дети садятся на стульчики).

2. Беседа о камнях.

Какие камни знаете?(морские, речные, драгоценные).

Где можно увидеть камни?(на дороге, у реки,)

Для чего нужны, где их используют?(для строительства дорог, Для дизайна, изготовления памятников и т.д.)

Во время беседы происходит показ слайдов «Удивительный мир камня», воспитатель комментирует слайды.

-Дети, в нашем городе тоже есть такие организации, где добывают камни это «Малетинский карьер» и ООО «Гранит», а камни называются-ЩЕБЕНЬ.(спросить у детей). Показать слайды добычи щебня.

Итак, вот мы с вами и вспомнили, что уже знали о камнях, может кто то узнал, что то новенькое.

А сейчас я вам предлагаю стать учёнными и отправиться в нашу лабораторию для проведения опытов(дети надевают эмблемы и садятся за столы).

Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.) Рис. 1

hello_html_36f2e56e.gif

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров.

hello_html_m4d39cb79.gifРис. 2

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики(подготовка рук-самомассаж).

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

hello_html_3c287412.gifРис. 3

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые..

hello_html_m3e361569.gifРис. 4

Опыт № 6: Определение температуры.

Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)

hello_html_m63199467.gifРис. 5

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

hello_html_m1fc6c5b8.gifРис. 6

(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет,используя эти схемы сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей.

4.-Ребята, вы сегодня были большие молодцы, и поэтому профессор приготовил для вас сюрприз. Посмотрите, какие разрисованные камни есть в его коллекции. Он предлагает и вам из учённых превратиться в художников и превратить ваши камни в произведение искусства.

-А чтобы вам было полегче профессор приготовил вам образцы, что можно нарисовать на камне(показ образцов, рассматривание детьми, выбор, самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя).

5.А сейчас возьмите свои камни и встаньте в круг.

Во что превратились ваши камни?

Давайте своими камнями дополним свою коллекцию.

-Ребята, я предлагаю вам сфотографироваться и послать фотографию профессору, чтобы он знал, что мы получили его посылку и много интересного узнали про камни. Может кто-нибудь из вас, когда вырастет тоже станет геологом.

-А сейчас давайте рассмотрим камни нашей коллекции.

infourok.ru

Персональный сайт - необычные скалы и камни мира

Каменный Город США

 

 

Канзас, США. Эти каменные изваяния расположены в Парке «Rock City Park» в Канзасе. Парк представляет собой  три группы больших сферических валунов. В  этих 3-х группах насчитывают около 200 валунов. К тому же, это  прекрасное место для боулдеринга.

Мраморные камни Дьявола

 

 

 

Австралия. Эти причудливые огромные валуны получили свою округлую форму естественным путем. Местные аборигены называют их »Karlu Karlu».  Они считают, что валуны и место, где они лежат – священные, а также что эти валуны являются яйцами радужной змеи, которая также, является предметом их религиозного поклонения. Каждый год сотни туристов съезжается в этот район, чтобы посмотреть и сфотографировать это чудо-природы.

Башня Дьявола

 

Расположена на северо-востоке штата Вайоминг (США). Высота башни 386 м. Образовалась она около 200 млн. лет назад в результате вулканической активности, а необычные фигурные стены её, стали следствием эрозии окружающих мягких пород вокруг более прочных внутренних. Но существуют и другие версии ее происхождения.                      Земля Франца-Иосифа

Архипелаг Земля Франца-Иосифа. Остров Чампа усеян множеством странных круглых камней. Шары идеально круглой формы, от сантиметра до нескольких метров в диаметре, лежат здесь словно во дворе скульптурной мастерской – вытесанные рукой искусного ваятеля для какой-то неизвестной цели.

Однако учёные утверждают: на острове никто никогда не жил, а значит, это чудо было создано природой. Любопытно, что каменные шары встречаются в разных частях света: от Мексики и Коста-Рики до Новой Зеландии и Казахстана, и повсюду с их происхождением связано множество домыслов и романтических легенд.

С лёгкой руки швейцарского писателя Эриха фон Дэникена каменные сферы стали поэтически называть «мячами, в которые играли боги». Геологи пользуются более приземлённым термином – «шаровые конкреции», от латинского concretio («срастание, сгущение»). Состоят они обычно из гранита, обсидиана или, как на острове Чампа, из песчаника. Как именно появились здесь эти камни, до сих пор остаётся тайной. По словам российского полярного исследователя Виктора Боярского, каждый геолог, хоть раз побывавший на Чампе, даёт свое объяснение этого феномена. Существует, например, такая версия: талая вода размывала ледники и создавала в них своеобразные природные бассейны. Попав в такой бассейн, камень из мягкой породы постепенно округлялся под воздействием водяных потоков.

Kjeragbolten

 

 

Kjerag — гора массива Lysefjord, находится в Ryfylke Норвегии. Есть там интересный камень — Kjeragbolten. Он лежит в ресжелине на огромной высоте.

Kjerag высотой 1084 метров, и возвышается над остальными пиками Lysefjord. Чтобы полюбоваться фьордом — лучшего места не найти. На плато приезжает много туристов, здесь поистине открываются первозданный вид. Причем пейзаж очень меняется от времени года и времени суток. Многие пробуют здесь себя в альпинизме, кто-то в прыжках с парашютом с горы. Но кульминацией экскурсии для большинства туристов является фотосъемка на камне Kjeragbolten, который прочно застрял в расщелине гор.

Скала Язык Тролля

 

 

 

 

«Язык Тролля» располагается на горе Скьеггедаль, близ небольшого городка под названием Оддо. С «Языка Тролля» открывается захватывающий дух вид на озера и долины.

 Хотя Троллтунга считается одной из опаснейших достопримечательностей Норвегии, он ежегодно притягивает к себе тысячи туристов, которые, рискуя жизнью, стараются как можно ближе подойти к краю скалы, чтобы запечатлеть лучшие снимки.

Бесспорно, вид с «Языка Тролля» невероятно прекрасен и величествен! Могучие горы, словно гигантские часовые – великаны, стоят на страже Скандинавских земель и Рингедальсваннета, озера, над которым и навис «Язык Тролля». Оно простирается на дне глубокой долины и манит к себе взгляды туристов.

Мостовая Гигантов

 

 

Северная Ирландия, Великобритания.Мостовая гига́нтов (Тропа Великана) (ирл. Clochán an Aifir или Clochán na bhFómharach) — уникальная прибрежная местность, представляет собой около 40 000 соединенных между собой базальтовых (реже андезитовых) колонн, образовавшихся в результате древнего извержения вулкана. Расположена на северо-востоке Северной Ирландии, около 3 км к северу от города Бушмилс. Дорога, а также побережье Козвэй-Кост, на котором она находится, были объявлены объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986, и национальным заповедником в 1987 Департаментом окружающей среды Северной Ирландии. Верхушки колонн образуют по форме трамплин, который начинается у подножья скалы и исчезает под поверхностью моря. Большинство колонн шестиугольные, хотя у некоторых — четыре, пять, семь и восемь углов. Самая высокая около 12 метров.                                                                                                                                                                      Сегодня  Принципиальное отличие лавы в том, что эти трещины пронизывают ее насквозь, сверху донизу. В результате возникает характерное скопление базальтовых колонн, невероятно плотно прилегающих друг к Другу и разделенных минимальным зазором. Геологи называют этот зазор «трещиной», а образование в целом – «столбчатой отдельностью». Обычно толщина колонны около 46 см, хотя известны и более крупные и более мелкие колонны. Мостовая Гигантов – особенно яркий пример этого уникального явления.

Каменная Волна

 

 

 

 

Живописное местечко в Западной Австралии расположилось неподалеку от городка Хайден.

Уникальное скальное образование под названием Wave Rock представляет собой огромную волну, высеченную из камня самой природой. Это чудо природы состоит полностью из гранита и простирается на расстояние более 110 метров. В высоту гряда достигает 15 метров. 

Священная гора Улуру

 

 

Австралия. Геологи считают, что возраст Улуру составляет не меньше 600 миллионов лет, и считают ее самым большим в мире каменным монолитом из песчаника. На поверхность выступает только верхушка купола, а сам монолит лежит на глубине в несколько сот метров, скрытый наносами, сформировавшими окружающую равнину.

 Каппадокия

 

 

Приблизительно три миллиона лет тому назад, в результате извержения трех больших вулканов Мелендиз, Эрджиес и Хасандагы произошло изменение коры земной на территории современной Турции. Позже дожди и ветра внесли свой вклад с дело, которое начали вулканы, и в результате, появилось самое необычное место в Азии – Каппадокия.

Состав скал и почв в этом месте разнообразный. Ветер и эрозия обнажают слои почвы, и она показывает свой истинный цвет. Есть туф, оттенки которого колеблются от серого до насыщенно зеленого, а иногда встречается базальт – насыщенного черного цвета. Когда солнце освещает скалы, они переливаются всеми цветами радуги. Это делает пейзаж абсолютно не земным.

Скалы Сальвадора Дали

 

 

Боливийское алтиплано настолько необычно, что даже фотография превращается в сюрреализм.

Самый фотографируемый камень Боливии называют "Скалой Сальвадора Дали". Туристы не очень верят рассказам гидов, что эта "скульптура" сделана природой.

Но последние сомнения рассеиваются по дороге к Уюни, которая проходит через целый лес скал. В одном из самых интересных мест наш водитель-гид остановился на привал, что позволило рассмотреть их более внимательно.

Висячий камень

 

 

 По праву считается самой интересной и притягательной достопримечательностью Ергаков. Это огромная скала, кажется чудом удерживается на краю пропасти. Казалось бы -подтолкни ее и она полетит вниз. Но… не тут то было. Много раз большие группы людей, до 40 человек упирались в этот камень и пытались хотя бы пошатнуть его. Но камень оставался неподвижен. Так и по сей день нависает он над Радужным озером.

Необычные камни в Долине Смерти

 

 

Каким образом эти большие камни оказались в такой странной местности? Одно из самых необычных мест на Земле находится в Долине Смерти в Калифорнии, США. Там есть высохшее дно озеро, названное Рэйстрек Плайя (Racetrack Playa - гоночная трасса на дне озера). Оно почти идеально плоское, за исключением этих странных больших камней.Объяснение образования плоской поверхности с такой структурой на дне больших высохших озер, подобных Рэйстрек, является увлекательной задачей, которая, однако, не вызывает больших затруднений. Они образуются, когда грязь растекается, высыхает и растрескивается после сильного дождя. Однако только недавно была предложена достоверная научная гипотеза, позволяющая объяснить, как камни весом почти 300 килограммов оказались в середине такой большой плоской поверхности. К сожалению, как это часто случается в науке, проблема, для решения которой, казалось, требовалось привлечь сверхъестественные силы, имела достаточно простое решение. Оказалось, что сильный ветер может передвигать даже тяжелые камни по поверхности, которая становится скользкой после дождя.

 

v-mire-faktov.narod.ru

Совсем необыкновенные камни. Я познаю мир. Сокровища Земли

Совсем необыкновенные камни

Мир камня настолько обширен, что в нем есть место совершенно необыкновенным камням, заключенным в живых организмах.

Прежде всего это желудочные камни — гастролиты. Они встречаются в желудках моржей, тюленей и многих китообразных животных. Камни эти — хорошо окатанные гальки. Общая масса таких галек зачастую достигает многих килограммов. Например, в желудке шароголового дельфина нашли 9,5 килограмма гальки!

Некоторые ученые считают, что животные специально глотают камни для того, чтобы они помогали перетирать в желудках пищу. Но, возможно, часть гастролитов попала в желудки случайно, вместе с пищей со дна.

Морские животные время от времени отрыгивают гастролиты. Поэтому озадаченные ученые иногда встают в тупик, обнаружив гальку там, где она по геологическим законам не должна встречаться.

Были желудочные камни и у крупных животных прошлых геологических времен: у плезиозавров, динозавров, некоторых других ископаемых животных.

К органическим минеральным образованиям нужно отнести и слуховые камни рыб, или отолиты. Они представляют собой стяжения кристаллов углекислой извести.

Отолиты расположены в слуховых органах рыб, находящихся в костяных камерах позади глазниц. В камере, заполненной жидкостью, плавает много мелких камней и три крупных. Любопытно, что по слуховым камням камбалы, трески, наваги и некоторых других рыб можно определить их возраст. Дело в том, что каждый год на отолитах нарастает новый известковый слой. И если эти камни разрезать, то хорошо видны концентрические круги, похожие на годовые кольца деревьев.

И пожалуй, самыми удивительными камнями являются те, которые образуются тогда, когда существуют отклонения от нормальной жизнедеятельности организмов. Например, при нарушении солевого обмена в почках человека возникает почечный песок и камни. Почечные камни бывают довольно крупные — 4-5 сантиметров.

В желчном пузыре и желчных протоках тоже формируются камни, которые приносят страдания их хозяевам. Эти камни удаляют из человеческого организма хирургическим путем или разрушают ультразвуком.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru