Подпорная стена, габион или каменная насыпь сухим методом? Насыпи камней


Погребальные сооружения и обряды уюкского времени

Рассмотрим типы надмогильных сооружений уюкского времени и их различные варианты и обряды захоронения, кратко описывая каждый из них в отдельности.

Погребальные сооружения - самый многочисленный и наиболее широко распространенный вид археологических памятников Тувы скифского времени. К ним относятся: земляные курганы, каменные курганы с цистами и погребениями в грунтовых ямах, каменные курганы с кольцом или подквадратной оградой, каменные ящики с погребениями под каменными курганами или без насыпей и так называемые херексуры.

Все эти памятники в равной степени встречаются во всех районах Тувы и располагаются главным образом в долинах рек, в степях и межгорных котловинах.

Земляные курганы

Земляные курганы встречаются преимущественно в Центральной и Северной Туве, от Саянских гор и Тоджи вплоть до Танну-Ола. Сравнительно небольшие земляные курганы встречаются и в Западной Туве. Эти памятники образуют целые могильники, включающие от восьми до нескольких десятков курганов.

Они представляют собой округлые в плане земляные насыпи самых различных размеров (диаметром от 3,5 до 100 метров и высотой от 0,3 до 3 метров). И иногда остатки прежних курганов представлены впадинами, вся насыпь которых осела в могильные ямы, окруженными небольшим и расплывшимся кольцом из земли. Вокруг больших земляных курганов (например, в долине Уюка) располагаются земляные рвы и небольшие каменные кольца, выложенные из обломков горных пород.

Под насыпями земляных курганов или в оставшихся от них впадинах обнаруживаются подквадратные или прямоугольные могильные ямы размером от 1,8х2 до 3,9х3,9 метров при глубине от 1-2 до 6 метров, ориентированные углами или сторонами по странам света, иногда с небольшими отклонениями. На дне могильных ям установлены погребальные камеры-срубы из лиственничных бревен и плах (размером от 1,65x1,4 до 3,3х3,8 метров), состоящие из 2-5 венцов, рубленных в "лапу", и хорошо пригнанных бревен, ориентированных углами в большинстве случаев по странам света, изредка с небольшими отклонениями. Потолок сруба состоит из одного, чаще из двух рядов бревен, с прокладкой из листов бересты между ними; пол сложен из досок и плах, только в одном случае он был выстлан берестой.

В одном срубе обычно хоронили нескольких человек. Это главным образом парные или коллективные погребения, включающие от 2 до 4-6 скелетов. Среди парных погребений встречены скелеты мужчин и женщин, а среди коллективных - взрослых и детей. Все погребенные, если только они не потревожены грабителями, как правило, лежат скорченно, на левом боку, головой на запад или северо-запад.

Подобные земляные курганы появляются в степях уже в эпоху бронзы. В скифское время подобные сооружения характерны также для соседних с Тувой районов. Земляные насыпи с пологими склонами, в отдельных случаях со впадинами диаметром от 20 до 100 метров и высотой от 2 до 10 метров, располагающиеся, как и уюкские, цепочками, идущими с севера на юг, были исследованы в Восточном Казахстане. Небольшие земляные курганы диаметром 10-15 метров встречаются также в верховьях Иртыша. Земляные курганы с каменными набросками и кольцами встречаются на Алтае, в Казахстане, Киргизии и на Памире. Земляные насыпи тагарских курганов в соседней Минусинской котловине отличаются от вышеописанных лишь наличием четырехугольных оградок из массивных каменных плит, вкопанных боком, с вертикально врытыми плитами по четырем углам.

Каменные курганы с камерами-срубами

Каменные курганы с камерами-срубами широко распространены в центральных, западных, северных и южных районах Тувы. Они срубами представляют собой округлые в плане, редко овальные, каменные насыпи из обломков горных пород, валунов, плитняка и земли диаметром 3-20 метров и высотой от 0,2 до 2-3 метров. Иногда курганы представляю собой задернованные глубокие впадины из земли и камней, образовавшиеся от провала потолка камер или от ограбления. В отдельных случаях в поле или вблизи насыпей этих курганов стоят оленные камни.

Под насыпями этих курганов открываются глубокие могильные ямы прямоугольных очертаний, размером от 1,8х2 до 4,5х7,75 метров при глубине 1-6 метров, ориентированные чаще всего сторонами (редко углами) по странам света. На дне могильных ям находятся погребальные камеры-срубы из лиственничных бревен в несколько венцов (от 1 до 3) с бревенчатым полом или потолком, иногда вместо пола было грунтовое дно ямы.

В камерах-срубах чаще обнаруживают коллективные (до 8 скелетов), реже одиночные и парные захоронения. Для одиночных погребений срубы делались преимущественно в один венец. Все скелеты лежат скорченно, на левом, реже на правом боку, головой на запад и северо-запад. В коллективных погребениях кроме взрослых встречаются дети и подростки. Очень часто под головы погребенных клали каменные "подушки". Камеры некоторых курганов этого типа, расположенных в высокогорных могильниках, были скованы льдом вечной мерзлоты.

Погребальный обряд каменных курганов с камерами-срубами сходен с погребальным обрядом описанных выше земляных курганов, также, как и могильный инвентарь, представляющий единый однокультурный общеуюкский тип.

Курганы с подобными каменными насыпями характерны для майэмирской и пазырыкской культуры Алтая и сако-усуньскик могильников Казахстана, Киргизии и Памира. Скорченное положение погребенных, наиболее типичное для многих уюкских курганов, иногда встречается также в погребениях большереченской и майэмирской культур Алтая и в сакских памятниках Центрального Тянь-Шаня. Устойчивый обычай класть под голову погребенных каменные "подушки" имеет аналогию в сакских памятниках на Тянь-Шане, в Фергане, в Казахстане, в плиточных могилах Забайкалья и Монголии.

Каменные курганы с цистами

Каменные курганы с цистами, известные также как захоронения в "каменных ящиках" достаточно многочисленны и встречаются главным образом к югу от Улуг-Хема, особенно на территории южных и западных районов Тувы, и представляют собой округлые насыпи из камней и земли диаметром 4-15 метров, при высоте 0,2-1 метра. Иногда в центральной части каменной насыпи лежит большой обломок скалы, резко отличающийся от остальных камней. Встречаются курганы, обложенные вокруг по краю насыпи особенно крупными обломками камней. Некоторые из них состоят как бы из двух частей: основной насыпи, возвышающейся в центре, и дополнительной "платформы", или крепиды, опоясывающей центральную насыпь.

Погребения в этих курганах совершались в каменных цистах или просто под насыпями на горизонте.

В большинстве случаев цисты содержат одиночные захоронения как взрослых, так и детей. Погребенные в них часто лежат скорченно, на правом или левом боку, головой на запад или северо-запад, иногда под их черепами встречаются каменные "подушки".

Подавляющее большинство погребений (90%) курганов рассматриваемого типа не имеет сопроводительного инвентаря. Однако в некоторых из них был обнаружен материал, характерный главным образом для раннего этапа уюкской культуры.

В результате раскопок последних лет найдены некоторые материалы, которые позволяют датировать курганы с цистами VII-VI веками до н.э.

Обряд погребения этих курганов, особенно ориентировка, положение скелетов и каменные "подушки" под их черепами, имеет много общего с указанными выше курганами уюкского времени. Каменные курганы с цистами (с такой же конструкцией и погребальными обрядами, как и уюкские) широко распространены в Северо-Западной Монголии, имевшей в указанное время, вероятно, с Тувой единый этнокультурный район. Каменные курганы с погребениями в цистах исследованы также на Алтае.

Каменные курганы с погребениями в грунтовых ямах

Каменные курганы с погребениями в грунтовых ямах представляют собой плоские и округлые насыпи из камней и земли диаметром 4,5-10 метров при высоте 0,1-0,5 метров. Эти курганы встречаются в центральных и западных районах Тувы.

Под насыпями курганов указанного типа обнаруживаются неглубокие, вытянутые ямы со скругленными углами размерами от 0,8х1,5 до 1х2,3 метра при глубине от 0,7-1,8 метров. Ямы эти часто перекрыты деревянными жердями или каменными плитами.

Погребенные обычно лежат на дне материковых ям на спине, в вытянутом положении, иногда скорченно, на левом или правом боку, головой на запад, северо-запад и юго-запад.

Большинство погребений этих курганов, как и курганов с погребениями в каменных цистах, не имеет инвентаря. Однако в могильных ямах некоторых из них были найдены вещи, как и в курганах с цистами, характерные главным образом для раннего этапа уюкской культуры (VII-VI века до н.э.).

Каменные курганы с кольцом

Каменные курганы с кольцом встречаются в южных, западных и центральных районах Тувы и представляют собой округлые каменные насыпи из обломков горных пород, валунов и плитняка (диаметр курганов 4-13 метров), которые на некотором расстоянии от подножия окружены кольцом диаметром 8-30 метров. Камни, образующие кольцо, обычно укладывались вплотную друг к другу, в отдельных случаях через метр или полтора. Иногда в западной или восточной сторонах кольца стоят два крупных вкопанных камня, как бы образующих входы. Пространство между курганной насыпью и внешним кольцом представляет собой задернованный нетронутый грунт.

Под насыпью этих курганов обычно бывают неглубокие (0,3-1,75 метра) прямоугольные, иногда с округлыми углами ямы, вытянутые с северо-запада на юго-восток или с запада на восток, размером от 1,60х0,52 до 3,14х1 метр. Могильные ямы сверху перекрывались каменными плитами, иногда лиственничными плахами.

Некоторые каменные курганы с кольцом имеют почти такой же погребальный обряд, что и курганы с камерами-срубами.

Погребения обычно одиночные, скелеты лежат на спине, в вытянутом положении, иногда на левом или правом боку с подогнутыми нотами, головой на северо-запад или юго-запад. В единичных случаях встречены парные и коллективные захоронения. Некоторые погребенные находятся под насыпью в цистах на горизонте.

Указанные погребения, как правило, не имеют сопроводительного инвентаря. Отдельные находки позволяют датировать курганы с кольцом ранним этапом уюкской культуры (VII-VI века до н.э.).

Среди курганов с кольцом встречаются также поминальные сооружения, не содержащие ни следов погребения, ни угольных пятен. В некоторых курганах с кольцом иногда обнаруживаются впускные позднеуюкские погребения в каменных ящиках.

Типично уюкские каменные курганы с кольцами как по устройству, так и по погребальному обряду (иногда с впускными погребениями в каменных ящиках) характерны для синхронных захоронений Северо-Западной Монголии, а также Казахстана и Алтая.

Херексуры

Херексуры уюкского времени сходны по устройству с курганами с кольцом, но представляют более сложные в архитектурном отношении погребальные сооружения. Это высокие округлые каменные насыпи диаметром 8-60 и высотой от 0,75-2,5 метра, окруженные кольцом диаметром 18-160 метров. Площадь от курганной насыпи до колец разделяется на ряд секторов, выложенных прямыми линиями камней шириной не менее метра. Округлые ограждения херексуров, соединенные с насыпью с четырех сторон каменными "дорожками" выкладками, иногда напоминают в плане гигантское колесо с четырьмя крестообразно расположенными спицами. От углов или от середины подквадратных оградок к насыпи также тянутся крестообразные выкладки из одного или двух рядов камней. Иногда по углам подквадратных оград установлены крупные скальные обломки. В некоторых случаях вокруг или вблизи ограждений и колец херексуров имеются небольшие каменные колечки, выложенные из обломков горных пород или валунов, как бы дополняющие эти сложные погребальные комплексы. Нередко посередине сторон подквадратных оград (чаще с запада и востока) выделяются по две вкопанные каменные глыбы, как бы образующие входы.

Под курганной насыпью херексуров были подквадратные или прямоугольные, вытянутые с запада на восток, ямы со скругленными углами различных размеров, глубиной 0,8-5 метров. На дне ям встречаются деревянные камеры-срубы в 1-3 венца из плах или досок. Полы и потолки делались тоже из досок, лишь в одном случае дно камеры было выстлано берестой.

В камерах-срубах встречаются как парные, так и коллективные захоронения. Все скелеты, обнаруженные в них, лежали в беспорядке (захоронение было ограблено в древности), но, по-видимому, как и в других погребениях того времени, они лежали скорченно, на левом боку, головой на запад или северо-запад.

Погребения в грунтовых ямах, как правило, не имеют сопроводительного инвентаря.

Херексуры довольно многочисленны на территории Тувы и распространены преимущественно в ее южной и юго-западной частях. Херексуры часто встречаются в Северо-Западной Монголии, граничащей с юго-западом Тувы.

Каменные курганы с подквадратной оградой

Каменные курганы с подквадратной оградой представляют собой округлые каменные насыпи из обломков горных пород, валунов и плитняка диаметром 3-16 метров, высотой 0,2-1,2 метра, располагающихся посередине подквадратных каменных оград, выложенных из обломков скал. Размеры оград достигают от 4,5х5 до 30х30 метров. Ориентируются они сторонами по странам света, иногда с небольшими отклонениями. Нередко посередине четырех сторон (или только с западной и восточной сторон) оград выделяются по два крупных камня, как бы образуя входы.

Каменные курганы с подквадратной оградой часто встречаются вместе с курганами с кольцами.

Распространены в южных, западных и центральных районах Тувы.

Разделяются на два вида: с погребениями в цистах на горизонте (VII- VI век до н.э.) и с камерами-срубами. Полы и потолки сделаны из досок или брусьев, в единичных случаях полы покрывались берестой.

Среди погребальных камер указанного типа иногда встречаются обугленные камеры со следами кострищ на дне. В некоторых из них костры разжигались настолько сильно, что обугленными оказывались не только сами камеры, но и скелеты погребенных.

Во всех этих камерах-срубах находились коллективные погребения (от 3 до 7 человек), включающие как взрослых, так и детей. Погребенные обычно лежат на левом боку скорченно, головой на запад, северо-запад или северо-северо-запад. В отдельных случаях ограниченного свободного места погребенных клали как угодно, не соблюдая традиции погребального обряда. Под их голову клали каменные "подушки", что характерно для погребений всех типов уюкского времени.

Среди курганов с оградой встречаются и номинальные сооружения, под насыпями которых, кроме материала, ничего не обнаружено.

К группе курганов с подквадратной оградой, по-видимому, относятся ориентированные, как правило, по странам света квадратные ограды из крупных обломков скалы и валунов с вертикально вкопанными большими каменными глыбами по четырем углам, размером от 3х3 до 30х30 метров. Эти ограды внутри имеют каменные насыпи из обломков горных пород, плитняка, валунов диаметром 2-13 и высотой 0,2-1 метров. Иногда насыпи занимают почти всю внутреннюю площадь оград. В отдельных случаях посередине северной и восточной сторон имеются входы.

Инвентарь этих курганов общеуюкский.

Впускные погребения в каменных ящиках

Каменные ящики уюкской культуры разделяются на погребения в каменном ящике в грунтовых ямах под каменным курганом, погребения в каменном ящике без всяких насыпей и погребения в каменных ящиках, впущенные в курганы предшествующих этапов.

Каменные ящики, сделанные в грунтовых ямах без курганных насыпей, сооружены обычно из массивных плит, которые возвышаются над поверхностью земли до 20-30 сантиметров. Поэтому их размеры более значительны (от 2х0,7 до 1,8х1 метр), чем размеры ящиков под курганными насыпями.

В этих ящиках всегда встречаются одиночные захоронения взрослых, подростков или детей. Лишь в одном случае встречено парное захоронение. Погребенные обычно лежат скорченно, на левом (реже на правом) боку, головой на север, запад, северо-запад и юго-запад.

Почти половина этих погребений не имеет сопроводительного инвентаря. Во всех остальных погребениях найден сравнительно бедный инвентарь, характерный для последнего этапа уюкской культуры (IV-III века до н.э.).

Впускные погребения в каменных ящиках под насыпями курганов с кольцом встречаются в Северной Монголии. Погребения в четырехугольных каменных ящиках, сложенных из плит, относящиеся к III-II веку до н.э., обнаружены в Минусинской котловине. По своему устройству и погребальному обряду эти позднетагарские ящики почти тождественны с указанными выше позднеуюкскими ящиками.

Оглавление:

sib-guide.ru

его фракции, свойства, сфера применения

Один из самых нужных стройматериалов — это гранитный щебень. Он представляет собой сырье высокой прочности, которая зависит от его фракции и удельного веса. Чем крупнее разновидность, тем она дороже. Продукт того или иного качества находит свое применение в разных сферах строительства. Свойства гранита во многом зависят от того, где его добывают: один может быть более плотным, другой — меньшей плотности.

Погрузка щебня

Добыча

Его находят повсеместно, применяя метод карьерной добычи. Она осуществляется из определенных пород, которые имеют твердую структуру с зернистым строением. Когда-то скалы из гранита постепенно возникали по причине затвердевания магмы — вулканической лавы, выброшенной на поверхность Земли. Часто гранит имеет выраженный красноватый оттенок, а формируется он из кварцевых пород, шпата и разновидностей слюды. Камень, из которого чаще всего производится щебенка, бывает розовым или серым, а на его цвет влияет содержание в породе других минералов. Подробнее о составе гранита →

Добывают нерудные материалы, взрывая скалу с помощью определенного количества подрывного заряда. Вначале бурильщики сверлят в скале отверстие большой глубины, а потом оставляют в нем взрывчатку в несколько кг. Обычно производится несколько взрывов, в процессе которых и появляются гранитные глыбы, которые могут подвергаться повторному воздействию взрывчатки в случае, если размеры их очень велики. Такой вид добычи получил название «вскрышного», иными словами, исполняемого бурительными методами.

После того как глыбы разделяются на несколько частей, они перевозятся с помощью специальных транспортных средств в цеха, где будет проводиться их дробление и сортировка на разные фракции. В процессе сортировки происходит отделение крупных размеров от мелких (щебня 5-20 мм, щебня 40 мм от более крупных камней). Стоимость одного кубометра щебеночно-сыпучих материалов зависит от качества фракции.

Обработка

При дроблении гранитных глыб используется специальное механическое оборудование. Дробилки, в зависимости от вида работ и целей, бывают роторными, центробежными и щековыми. Щековое дробление пород — самый простой метод, требующий минимальных финансовых затрат. Главные составные части такого механизма — это две плиты или «щеки», между которыми глыбы раздавливаются и истираются. При этом одна из «щек» находится в неподвижном состоянии, а вторая качается, будучи приведенной в движение механическим приводом.

Роторное дробление гранитных пород — метод наиболее популярный. Здесь применяется мотор большой мощности. Такие установки очень хорошо могут подготовить все фракции. Что касается дробления гранита на другие виды (щебня фракции 40 мм и больше), в данном случае применяется центробежно-ударная установка. Кроме всех перечисленных способов на современном этапе существуют и более портативные, мобильные механизмы, применяемые в том месте, где добывается сырье. Подробнее об обработке гранита →

Обработка гранита в месте добычи

Разделение на группы по фракциям

  • Гранитный щебень фр-ции 2-5 мм — это мелкий отсевный материал из гранита. Характеризуется высоким процентом частиц пыли — до 25%, в среде строителей даже не считается за полноценный камень. Гранитная крошка размером 5 мм и мельче является скорее продуктом переработки, возникающим во время просева основного материала.
  • Гранитный щебень фракции 5-20 мм. Характеризуется отсутствием частиц пыли, или же незначительным их содержанием. Один из тех материалов, которые применяются довольно часто.
  • Гранитный щебень фракции 20-40 мм. Использование в строительстве этого вида происходит чаще других, частицы пыли отсутствуют.
  • Фракция 25-60 мм. Этот вид щебенки используется в строительстве нечасто. Низкий процент пылесодержания.
  • Щебень гранитный фракции 40-70 миллиметров. Самая крупнокалиберная фракция из всех.

Фракции щебня

Подробнее о пофракционном использовании материала

Камни, которые обрабатывались методом дробления, часто используются в виде высокопрочных наполнителей для построек из бетона. Насыпи, возводимые при дорожном строительстве, требуют материала из прочных пород, и применение гранита кубовидной формы подходит для этого лучше всего.

Отсев размером до 5 мм (гранитный щебень самой мелкой фракции) применяется для декора разного вида, часто такую крошку можно встретить при отделке садовых и дачных тропинок, детских площадок и мест для спортивных тренировок. Поскольку отсев размельчен до песка, им посыпают обледеневшие тротуары в гололедицу.

Дорожка из отсева

Щебень гранитный фр-ции от 5 мм тоже относится к мелким видам, но он более востребован по сравнению с другими. Из него изготавливаются примеси для укрепления фундаментов и бетонных сооружений.

Применение щебня фр-ции 20-40 мм осуществляется при строительстве конструкций из железобетона и железных дорог, при закладке оснований фундаментов. Кроме того, именно щебень фракции 20 служит наполнителем в бетонных покрытиях высокого качества, на которых работает тяжелая строительная техника.

Щебень в бетоне

Фракции гранитного щебня 40-70 мм применяются для производства тяжелых конструкций из бетона и при работе с его большим количеством — например, при крупномасштабных железнодорожных стройках и прокладке больших магистралей.

Крупная фракция 25-60 мм применяется для обустройства главных железнодорожных путей. Для обустройства насыпей запасных рельс используют гранитный щебень фр-ции 5-20 мм.

Железная дорога

Состав гранитной щебенки, ее физические и механические показатели

Один из ключевых показателей, на основании которого можно судить о качестве гранитного щебня, — уровень его однородности. Чем плотнее гранитная щебенка, тем она крепче, а усадка со временем — меньше.

Важно смотреть и на содержание различных примесей в виде глины, пылевых частиц и других горных пород, которые не отличаются ценностью и непригодны для современного строительства. Чем камень чище, тем выше адгезивные характеристики гранитного щебня по отношению к связующим материалам. Чистота гранита обеспечивает его высокую устойчивость к радиации, а стойкость к низким температурам предотвращает преждевременное разрушение материала.

Щебень в руке

Качество щебня фр-ции 20 мм и других его разновидностей во многом зависит и от формы его зернистой структуры. Это понятие получило название лещадность, или «плоскость». Если дробление материала было сделано правильно, получаются объемные фракции в форме куба, что является самым оптимальным вариантом для проведения строительных и дорожных работ. Если зерна плоские или с острыми гранями, они слабо прилегают друг к другу, между ними остается много пустот (от 5 мм и более), и плотность любой насыпи резко снижается.

Показатель радиоактивности свидетельствует о том, насколько материал может излучать радиоактивные вещества или же поглощать их. Чем меньше эта способность щебня, тем безопаснее и лучше. По устойчивости к радиации считается одним из наилучших материалов. Не случайно при строительстве атомных электростанций и иных объектов, которые являются радиоактивно опасными, всегда используются бетонные сооружения, имеющие внутреннее наполнение из щебенки высокого качества.

Лучший показатель прочности гранитного щебня — 1400, насыпной уровень плотности — 1,4 тонн на кубический метр, а устойчивость к низким температурам — 300 единиц.

Плотность материала

Часто значение фразы «плотность гранитного щебня» употребляется не совсем корректно. Что такое плотность? Ее показатель измеряется в кг/м3 и одинаков как для гранита, так и для щебня из него: 2600 кг/м3. Если быть точнее, следует вести речь о насыпной плотности. Именно плотность насыпная показывает, сколько весит куб щебенки и количество тонн в кубе гранита, который находится в природном состоянии (иными словами, учитывая все пустые пространства в зернистой структуре камня). Таким образом, существует прямая зависимость объемного веса (того, сколько в кубе тонн гранита) от того, какова плотность щебня и его разновидность. Чем больше фракция, тем выше показатель плотности.

Если требуется приготовить раствор из бетона, плотность и состав необходимо учитывать при замешивании. Если насыпная плотность щебня высокая, то потребуются гораздо меньшие затраты по объему раствора цемента, что обеспечивает большую экономию стройматериалов. В процессе перевозки и хранения уровень плотности также следует учитывать. Знание таких показателей, как истинная плотность и объемный вес гранитного щебня поможет безошибочно произвести расчеты грузоподъемности транспортного средства для перевозки, а также то, какого размера понадобится помещение для хранения.

Насыпь из щебня

Когда производится щебень, величина его плотности находится на среднем уровне, что тоже необходимо иметь в виду при работе с гравием.

Удельный вес

Удельный вес гранитного щебня фракции 20-40 мм составляет от 1,4 до 1,6 т/м куб. На все показатели нужно смотреть, учитывая такое свойство щебня, как сыпучесть, следовательно, определение объемного веса должно производиться только в том случае, если материал сухой.

Удельный вес гранитного щебня — это отношение сырьевой массы к тому объему, который она заполняет. Вес измеряется в м3 (1м3 щебня). Это важно учитывать, когда рассчитывается то количество материала, которое используется при строительных работах.

Марка как показатель прочности материала

Прочность щебня — один из самых важных критериев, который учитывается при проведении строительных работ. Для того чтобы определить эти показатели, был проведен ряд опытов, суть которых заключалась в том, что материал подвергался сжатию в специальных емкостях. Процесс сжатия — это имитация той силы давления, которую оказывает на него каток для укладки асфальта. Обозначение марки прочности камня заключается в букве «М» и определенном числе, которое следует после нее. Чем выше цифра, тем прочность камня больше.

Рассмотрим таблицу, описывающую марки гранитного щебня.

до М1600 высокопрочная марка
до М1200 прочная марка
до М600 марка среднего уровня прочности
до М400 морозоустойчивая щебенка
М200 слабопрочный материал

Цифра после буквы «М» также показывает, сколько зерна, полученного из слабой породы камня, содержится в том или ином материале. Например, щебень 200-300 содержит не больше 15% слабопородного зерна, 400, 600 и 800 — не большо 10%, а щебень высокой прочности марки 1000, 1200 и 1400 содержит не больше 5% слабозернистых компонентов.

Знание марок щебня помогает понять, какой материал требуется для выполнения той или иной задачи.

Существует общепринятая классификация областей его применения:

  • М200 предназначен для использования в качестве декора и непригоден для глобальных строительных задач.
  • Прочность М300 и М400 сравнительно невысока, но их уже можно применять для построения простых бетонных сооружений.
  • Марки 300 и 400 пользуются большим спросом у мелкооптовиков, которые строят небольшие объекты.
  • Щебень средней прочности М600, М800, а также 1000 используются при построении дорог с небольшим уровнем нагрузки и конструкций из бетона небольшой величины.

Щебень при строительстве дорог

Но самый востребованный строительный материал — это щебень марки 1200. Это уже высокопрочная категория, в основе которой лежит гранит. Щебень 1200 имеет не только высокий показатель прочности, он устойчив к влажности и низким температурам. Поэтому марку 1200 и 1400 используют для строительства дорожных покрытий, которые могут выдержать большую степень нагрузки, а также для изготовления сооружений из бетона, поддерживающих мосты. Высокопрочные материалы также применяются для строительства взлетных полос и железнодорожных насыпей.

Взаимодействие с другими материалами

По причине своей шероховатости гранитный щебень хорошо «схватывается», если применяется в составе раствора, куда входят песок и цемент. Состав становится более однородным, поэтому гранит небольшой фракции становится хорошим наполнителем. Когда производится бетон различных видов, нужна разная плотность щебня и разные фракции. При замешивании растворов важно знать о том, что, чем больше плотность щебня, тем расход цемента на массу будет меньше.

При применении таких материалов в разных сферах строительства никогда не помешает знать о том, какими бывают ее разновидности (гранитный щебень фракции 20 мм и другие). Не исключена возможность, что при постройке дачного или загородного дома эти знания могут очень пригодиться.

Возможно, вам будет интересная статья о мраморном щебне →

kamen.expert

Большой Салбыкский курган. Необычные камни: sibved

Большой Салбыкский курган расположен в Салбыкской долине («Долине царей»), Хакасия у подножия отрогов горного хребта Кузнецкого Алатау. В долине расположены более 100 курганов тагарской культуры скифского времени, из них 15 курганов относятся к числу больших (диаметр более 50 метров).

Так выглядел курган до раскопок.

Так он выглядит сейчас

До раскопок каменная ограда кургана была практически не видна под оплывшими полами насыпи. На поверхность выступали только угловатые плиты. К началу раскопок высота кургана достигала 11,5 метров.

Предполагают, что курган изначально выглядел вот так, как пирамида

Большой Салбыкский курган – крупнейший курган бассейна Среднего Енисея – был раскопан в 1954-56 гг. экспедицией института истории материальной культуры и Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, под руководством С.В. Киселева

В ходе раскопок выяснилось, что вся масса земли, образующая полы кургана вне квадрата каменных стен, - более позднего происхождения. Это результат размыва и выветривания основной насыпи, изначально построенной только внутри ограды в виде четырехгранной пирамиды высотой до 25 метров.

Кликабельно

Между центром кургана и западной стеной ограды было открыто сооружение из земли и бревен в форме усеченной пирамиды высотой до 2,5 метров, квадратом основания – 18 х 18 метров, и верхней площадки 8 х 8 метров. Эта внутренняя пирамиды была белоснежной из-за толстого слоя бересты, покрывавшей её склоны. Археологи насчитали 15 таких прослоек. Верхние бревна пирамиды были завернуты в бересту.

Под пирамидой обнаружена под квадратная яма размером 5 х 5 метров, глубиной 1,8 метра. Её стенки были обставлены вертикальными бревнами. На дне ямы стоял сруб из четырех венцов бревен лиственницы 4 х 4 м. и высотой до 2 метров. Дно сруба и щели сруба были заполнены водонепроницаемой красной глиной. Поверх глины дно ямы было покрыто шестью слоями бересты. Шесть слоёв бревен положенных крест накрест – представляли крышу склепа.В склепе найдено 7 человек мужчин и женщин. В центре был погребен старик воин. У него были травмы ног и переломанные ребра. Остальные погребались позднее через дромос, которым пользовались не один раз. Вход в дромос начинался около средней стелы западной стены и подходил вплотную к склону бревенчатой пирамиды, в который был узкий лаз, ведущий в склеп. Около южной стены дромоса обнаружено парное погребение двух мужчин, лежавших на бересте и покрытых берестой. Оба человека были ориентированы головами на восток. Южный костяк лежал по обряду тагарской культуры – на спине с вытянутыми вдоль тела руками. На его поясе находился бронзовый нож. Северный костяк лежал на животе лицом вниз, рядом с ним обнаружен только череп хищника (лисицы?) и остатки меха.

Вот небольшая статья о тех, кто жил здесь в те времена: Древние Культуры Сибири европеоидного антропологического типа.Никаких иранцев и прямых ариев. Все предельно понятно.

Основу этого грандиозного погребального сооружения составляли огромные каменные плиты, вернее, обломки скал, вкопанные боком по квадрату со стороной 70 метров. Многотонные глыбы возвышались над уровнем почвы на два метра, а по углам и сторонам такой каменной ограды вертикально были вкопаны многочисленные монолиты. Высота их иной раз достигала 6 метров, вес колебался от 30 до 50 тонн. Археологи установили, что курган был сооружен в конце IV века до нашей эры. Нашли и каменоломни, в которых 2400 лет назад люди добывали камень для этого строительства — на берегу Енисея... за 70 километров от кургана!

Над тщательно размеченной площадкой прежде всего были вертикально установлены в специальные ямы многотонные стелы. Какие приспособления использовались для этого, осталось неизвестным, так как строители разобрали их после окончания работ.

Еще одна археологическая или хронологическая нестыковка. Если этому бревну 2400 лет, то как оно так замечательно сохранилось, что его пилят, как будто свежеповаленное? Не сгнило. Не было доступа кислорода? Тогда почему не окаменело? Сдается, что возраст этому бревну всего несколько сот лет.

Рядом находится Малый Салбыкский курган. Он мало исследован

Координаты: 53°54'10"N 90°45'46"E

Заканчиваем с официальной часть знакомства курганом и переходим к его загадкам.

Салбыкский курган впечатляет современного человека своими размерами. Высота отдельных камней составляет 6 метров, плюс хотя бы метр должен быть под землей(чтобы не упал) в ширину до трех метров, ну и в толщину порядка метра. Вспомним восьмой класс, урок физики. Масса тела равна произведению объема на плотность, из табличных данных плотность песчаника равна 2250-2670 кг/м3 и того получаем: 2500*7*3*1 = 52500 кг

Интересно сколько нужно времени и лошадей чтобы приволочь один пятидесяти тонный камень, а в оградке он не один.. В наше время переместить такой камень подсилу автомобилю типа Белаз

Но самое загадочное на этом кургане это следы на камнях:

Информация от cfrog:

Однажды при посещении этого исторического памятника, в компании ученого (без его согласия не буду называть имя) он показал этот след, а на вопрос чем это можно сделать пожал плечами.

Красными линиями обозначены следы. Они не просто ровные, компьютерная обработка показала что линии идеально ровные..

При детальном рассмотрении кургана было обнаружено еще три камня со следами то ли инструмента то ли следов от опалубки при заливке плит.

Как видно, слои плитняка не стыкуются, а упираются в какую-то ровную плоскую преграду и начинаются заново, когда ее, видимо убрали и залили соседнюю секцию. Либо надавили чем-то ровным на еще не затвердевший плитняк. Если бы это были трещины, то камень давно бы развалился. Это как шов спаянных между собой пластиковых деталей.

Но есть одна особенность - на всех камнях трещина не уходит глубоко в камень

Такие линии есть на многих плитах кургана, и все они параллельны одной из граней плиты:

Две параллельных линии, на расстоянии почти метра, пересечены линией

Линии в фоторедакторе

Вот такая загадка камней кургана, на которую не обратили внимание археологи.

В следующей статье я покажу свои наблюдения, фотографии камней из плитняка, сделанные на оз.Белё в той же Хакасии.

[Источники]http://сибирскаяскифия.рф/find/salbik.htmlhttp://khakasia.ucoz.ru/blog/piramidy_salbykskoj_stepi/2014-07-19-8 http://cfrog.livejournal.com/1509.htmlhttp://khakasia.ucoz.ru/blog/strannye_sledy_na_plitakh/2014-09-08-45

sibved.livejournal.com

Почитаемые камни и мегалиты Ленинградской области

Почитаемые камни Ленинградской области

 Рубежный камень — Граничный валунПри размежевании земель не только копали ямы, засыпая углём, и делали затёсы ("грани") на приметных деревьях – всё это, конечно, уже сгинуло в глубине веков. Существовали пограничные знаки ещё одного рода – попавшие на межу камни, на которых также высекали русский крест, шведскую корону (3 короны) и "пояс" – линию между ними, олицетворявшую границу.  

 

По этим признакам можно было бы опознать пограничные камни, которых в межевой записи указано двенадцать. Но к сожалению, значительная часть валунов, вероятно притащенных в эти края ледником, состоит из т. н. гранита-рапакиви – "гнилого камня"; некоторые такие валуны настолько разрушились, что их можно разбирать руками. Разумеется, на таких камнях никаких символов не сохранилось; кроме того, большая часть камней лежит в глухих местах: посреди лесов и по краям болот – там на многие километры вокруг нет населённых пунктов и людей, которые могли бы помочь в поисках. Многие ориентиры, указанные в межевой записи, давно исчезли: поля и дороги заросли, а леса, наоборот, вырубили или расчистили под сельхозугодья. Многие камни при этом были сдвинуты с места и – возможно – перевёрнуты. 

На сегодняшний день группе исследователей из Петербургского университета удалось посетить все упоминаемые в порубежной записи камни; по их словам, "однозначно идентифицированы как пограничные 4 камня, плюс к этому Мама-камень". Другие – лежат вроде бы на описанных местах, но символов на них нет – то ли стёрло время, то ли – забыли выбить в своё время; наконец, камень в окрестностях дер. Кемск пока не обнаружен, а камень у дер. Борисово на Оредеже при мелиорации полей в начале 1970-х был сброшен в реку.Граничный камень находится близ урочища Мама-камень, поблизости с самим Мама-камнем.Интересно, что в окрестностях с. Рождествено якобы сохранился т.н. "Папа-камень", о котором в начале 1990-х гг. рассказывала работавшая в набоковском музее ныне покойная А.П. Бирцева и который своими глазами видела рождественский библиотекарь Н. Моисеенкова. Но потом найти его не смогла...  КАМЕНЬ НА РЕКЕ ОРЕДЕЖ                                                                                                                   Категория: Мегалиты - Синь-камни - ВалуныДополнительная информация:Описание:Камни на реке Оредеж  

КОБРИНСКИЙ КАМЕНЬКобринский камень - Валун на Кобринском ручье                                                                     Валун находится в глухом Княжеском лесу близ деревни Кобрино, на одноимённом ручье.Этот заросший мхом камень один из множества подобных валунов Гатчины, некоторые из них имеют отметки, чаши и т.п.  ЛАБИРИНТ ОСТРОВА КРУТОЯР                                                                                                       Лабиринт остров КрутоярЛабиринт находится на острове Крутояр вблизи Выборга. Крутояр – второй по размеру остров архипелага Питкяпааси, на котором сохранились развалины одноименной финской деревни и каменный лабиринт.Лабиринт размерами 9,5 х 7,6 м находится поблизости от вершины острова на высоте 20 м., имеет ширину каменных дорожек 20–50 см., ориентацию по сторонам света и вход на север со стороны береговой линии Финского залива. В нем обрушена лишь примыкающая к входу справа часть внешней дуги.Был впервые описан в 1913 г. финским археологом Арне Тальгреном. Время создания в разных источниках варьируется от неолита до средневековья.Есть несколько упоминаний и данных, согласно которым в этом районе находится от 5 до 10 такого рода достопримечательностей. Упоминается в связи с этим и два острова – Крутояр и Южный Виргин.Сегодня остается только гадать, - для чего же наши предки создавали лабиринты? Это остается одной из великих тайн истории. У исследователей есть несколько версий. Одни считают лабиринты культовыми сооружениями. - так как спиралевидные изображения лабиринтов встречаются на полу некоторых средневековых церквей Швеции. Вроде как таким образом верующие зашифровывали свои христианские идеи. Другие ученые относят лабиринты скорее к проявлениям язычества.  Мол, наши предки строили и использовали лабиринты как алтари. Такая витиеватая форма и сложность прохождения вовсе не случайны. Души умерших должны были при проведении обрядов заблудиться и никогда больше не тревожить мир живых.   По легендам лабиринты также являлись входом подземное царство или потусторонний мир. Открыться сей мир может не каждому, а лишь тем, кто знает заклятие или случайно оказался поблизости в момент, когда вход оказался открытым. 

Структура лабиринта на острове Крутояр относится по классификации ученого А.Куратова к биспиральному типу. Как и многие другие, находится лабиринт рядом с берегом со входом со стороны моря. Лабиринт ориентирован по сторонам света, вход на север, в сторону береговой линии побережья Финского залива. Дорожки, выложенные камнями очень узкие и тому, кто пожелает прогуляться, будет весьма непросто. Проходя лабиринт, надо двигаться попеременно во все стороны, постоянно меняя направление и радиус окружности перемещения, то плавно, то резко, стараясь не оступиться на узкой дорожке, и все это находясь на небольшом участке земли. Как вам такая тренировочка на внимание и координацию движения? Да и нагрузка на вестибулярный аппарат неплохая. Те, кто уже пытался пройти лабиринт отмечали, что делать это лучше не задумываясь. В любом случае, - прохождение лабиринта занятие весьма занимательное. Говорят, кто делал это не единожды, уверяет даже о некоем изменении восприятия мира. Может эту цель и преследовали наши предки? Вопрос риторичен…    ЛЮБШАНСКОЕ ГОРОДИЩЕЛюбшанское городищеЛюбшанская крепость древняя каменно-земляная крепость (городище) на территории Древней Руси в устье Волхова. Археологический памятник датируется рубежом VI— VII веков, воздвигнут на месте более древнего поселения, около 700 года перестроена на каменном основании словянами и прекратила своё существование к X веку вследствие изменения гидрологического рельефа местности.Городище (крепость) расположено практически напротив Староладожской крепости через р.Волхов в 2-х километрах от неъ, а также напротив знаменитого комплекса курганов "Олегова могила".Сейчас здесь периодически ведутся археологические раскопки.  МАМА-КАМЕНЬ                                          Мама-камень                                                  При размежевании земель не только копали ямы, засыпая углём, и делали затёсы ("грани") на приметных деревьях – всё это, конечно, уже сгинуло в глубине веков. Существовали пограничные знаки ещё одного рода – попавшие на межу камни, на которых также высекали русский крест, шведскую корону (3 короны) и "пояс" – линию между ними, олицетворявшую границу.По этим признакам можно было бы опознать пограничные камни, которых в межевой записи указано двенадцать. Но к сожалению, значительная часть валунов, вероятно притащенных в эти края ледником, состоит из т. н. гранита-рапакиви – "гнилого камня"; некоторые такие валуны настолько разрушились, что их можно разбирать руками. Разумеется, на таких камнях никаких символов не сохранилось; кроме того, большая часть камней лежит в глухих местах: посреди лесов и по краям болот – там на многие километры вокруг нет населённых пунктов и людей, которые могли бы помочь в поисках. Многие ориентиры, указанные в межевой записи, давно исчезли: поля и дороги заросли, а леса, наоборот, вырубили или расчистили под сельхозугодья. Многие камни при этом были сдвинуты с места и – возможно – перевёрнуты. Всё же, одному из таких пограничных камней "повезло" больше других: народное предание сохранило его название – МАМА-камень, а точные топографические карты – его местоположение. Хронологически первым об этом камне в литературе упомянул в середине XIX века академик П.Кёппен (со ссылкой на своего информатора – кобринского пастора Ф.Берга). Он писал, что такие пограничные камни финские крестьяне называют valkea kivi –"белый камень", хотя цвет валунов – серый. В описании границы XVII века он назван Плоским: "...до Плосково камени до Мамы три версты..."; там сообщается, что он лежал на границе Суйдовского и Орлинского погостов. Затем в середине XX в. о нём писал гатчинский краевед А.Лбовский, упоминая о том, что по преданию, в районе Мама-камня происходила битва русских со шведами (действительно в том районе во время т. н. Малой (Первой) Северной войны 1656-58 гг. происходили локальные стычки). И что по данным фольклористов, именно здесь, на берегу лесной речки Ракитинки родилась народная песня "Под ракитою зеленой Русский раненый лежал".

В середине 1990-х годов сотрудники газеты "Гатчинская правда" предприняли с помощью местных лесников поиски этого камня; нашли, о чём и рассказали в своей газете. С тех пор там побывало множество людей, да вот незадача: если в XIX веке на камне ещё сохранялись крест и короны, то ныне, кроме нескольких зубчиков, напоминающих слово "МАМА", ничего не наблюдается. Что и подтвердила недавно группа петербургских исследователей, с 2002 года занимающихся (и весьма небезуспешно!) поисками описанных в межевой записи рубежных камней. На сегодняшний день группе в составе А.И.Резникова из Петербургского университета, Ольги Стёпочкиной, Николая Воробьёва и Сергея Малахова удалось посетить все упоминаемые в порубежной записи камни; по их словам, "однозначно идентифицированы как пограничные 4 камня, плюс к этому Мама-камень". Другие – лежат вроде бы на описанных местах, но символов на них нет – то ли стёрло время, то ли – забыли выбить в своё время; наконец, камень в окрестностях дер. Кемск пока не обнаружен, а камень у дер. Борисово на Оредеже при мелиорации полей в начале 1970-х был сброшен в реку.Интересно, что в окрестностях с. Рождествено якобы сохранился т.н. "Папа-камень", о котором в начале 1990-х гг. рассказывала работавшая в набоковском музее ныне покойная А.П. Бирцева и который своими глазами видела рождественский библиотекарь Н. Моисеенкова. Но потом найти его не смогла...  МЕГАЛИТЫ ОСТРОВА ГОГЛАНД                                                                                                            Мегалиты острова ГогландГогланд (пер.швец.) «высокая земля» - горы острова являются наиболее высокими точками над уровнем моря в радиусе более 120 км. В настоящее время Гогланд относится к территории России и входит в состав Кингисеппского района Ленинградской области. После 1940г года остров стал практически необитаемым. На острове археологами были обнаружили следы стоянок, существование которых относят к каменному веку (5-7 тысяч лет до н.э.). Кроме того, приблизительно к этому же времени относят и мегалиты, найденные на острове: сейды, камни-чашечники, каирны и каменные башни (гурии).Сейды Гогланда – крупные валуны, которые являются красным гранитом, установлены на небольшие светлые или белые камни. Эти конструкции расположены по всему острову и в основном на вершинах сопок.  Иногда сейдам сопутствуют другие валуны и камни. И тогда можно обнаружить некую систему – например, сейд и камни расположены в линию или крест. К сожалению мы никогда не узнаем, как выглядели эти системы изначально – на острове не раз проходила борьба за территорию, а последняя была во время Второй Мировой Войны. Многие мегалиты на острове оказались разрушены, а те, что сохранились, уже никогда не будут прежними. В настоящее время на острове обнаружено около 20 сейдов, но по мнению исследователей когда-то их было около 100.  

ОЛЕГОВ КУРГАН  Олегов курган - курганная группа на берегу р.Волхов                            «Олегова могила» — сопка 5-III в урочище «Сопки» рядом с селом Старая Ладога, имеющая около 10 м высоты. В научной литературе именуется также «Полая сопка», «сопка Ходаковского».В 1820 году она была частично раскопана Зорианом Доленга-Ходаковским (А.Чарноцким). Во время исследований (затронувших около трети всей насыпи) было обнаружено «несколько сожженных костей», двушипный черешковый наконечник копья («стрела»), датирующийся VIII — началом IX вв., «кусок железа, похожий на задвижку в замке, и угли…». В дальнейшем археологические раскопки здесь не проводились.Фольклорные исследования фиксируют по отношению к сопке 5-III рассказы о земляной могиле, насыпанной «по горсти» и о похороненном Рюрике (последнее, возможно, имеет литературное происхождение). «Вот только за Иванском Островом начинается вот, мы называем там „сопки“, начинаются вот эти горбы, вот там, говорят, тогда повернули этих шведов. Не дошли они сюда» (М. П. Ефимова, 1913 года рождения, уроженка д. Ивановский остров, проживает в д. Ивановский остров; записано в 1994 г.) «Рюрик, говорят, похороненный. Кто говорит — вот здеся, кто говорит — в Новгороде. А вот это у солдатов, какие, все бугры наношены этим, каким, карманом, говорят» (К. А. Николаева, 1917 года рождения, уроженка д. Киндерево, проживает в пос. Старая Ладога; записано в 1994 г.)Связь с князем Олегом (Вещим). В летописях: В Новгородской первой летописи, отразившей Начальный свод 1093—1095 гг., смерть князя Олега описывается следующим образом: «В лето 6430 (922). […] Иде Олегъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну змиа в ногу, и с того умре; есть могыла его в Ладозе» — Комиссионный список Новгородской первой летописи младшего извода (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. С. 108-109).Напротив, вторая редакция Повести временных лет, составленная игуменом Сильвестром в 1116 г., передает этот рассказ иначе: в летописной статье 6420 (912) г. содержится известная легенда о смерти князя от черепа коня, обладающая мифологической окраской, и сообщение о могиле Олега в Киеве: «И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словето могыла Ольгова» — Цит. по Радзивиловской летописи. См.: Радзивиловская летопись // ПСРЛ. Т. 38. Л., 1989. С. 23.Более поздние летописные своды варьируют обе версии рассказа о месте погребения князя Олега; однако ни в одном из них это предание не конкретизируется.Предположения: Впервые об «Олеговой могиле» в связи с волховскими сопками упомянул в ноябре 1885 г. Н. Е. Бранденбург, докладывая членам Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества об осмотре сопки у с. Михаила Архангела (21-I по В. П. Петренко), он, в частности, говорил: «Курган может быть очень важен: напр., в боковом обвале его видна часть как бы кладки из плит, вероятно обходящей всю подошву насыпи, а при виде этой громадной насыпи невольно вспоминаются северные сказания, указывающие на могилу Олега Вещего где-то под Ладогой… Было бы в высшей степени любопытно подвергнуть этот курган точному обследованию, пока его не раззорили еще кладоискатели». В 1886 г. на сопке проводились раскопки, но княжеского погребения в ней найдено не было, никаких местных преданий, связанных с этой сопкой, зафиксировать также не удалось. Десять лет спустя, в своей книге «Старая Ладога», Н. Е. Бранденбург говорил уже о возможности погребения Олега в «сопке Ходаковского» (5-III).

Предположения о сопке 5-III. В 1950 г. о возможном захоронении князя Олега в сопке 5-III пишет С. Н. Орлов в статье «Сопки волховского типа около Старой Ладоги» говоря: «с этой грандиозной насыпью… связано народное предание о погребении в ней князя Олега», «среди местного населения она известна как „Олегова могила“». Но при этом С. Н. Орлов не приводит никаких записей подобных преданий. В современных фольклорных исследованиях, также нет подобных сведений.В. П. Петренко своё мнение об этом выразил так: «На мой взгляд, название „Олегова могила“ было присвоено насыпи 5-III в 20 — 40-е гг. XX в. и является классическим примером контаминации. Следует сказать, что, судя по инвентарю, сопка 5-III появилась уже в VIII в.».Г. С. Лебедев в своей книге «Эпоха викингов в Северной Европе» писал: «Рюрика сменил Вещий Олег. С именем его в Ладоге связана „Олегова Могила“, центральная, самая монументальная из сопок ладожской „сакральной зоны“. Археологи исследовали в ней захоронение по обряду кремации (оно относится к IX в. и, следовательно, не может быть погребением киевского князя Олега, умершего в 912 (или 922) г.). Есть основания видеть в этой величественной насыпи не „могилу“, „место погребения“, а „Олегов Холм“, ритуальное седалище, на котором отправлялись некие общественные и культовые функции».  ТИВЕРСКОЕ ГОРОДИЩЕТиверское городище - Древний город ТиверскТиверское городище находится в 2х км от деревни Васильево, близ Балахановского озера, вниз по Вуоксе. Здесь сохранились остатки старинной крепости, множество каменных развалов и валов.По некоторым источникам Тиверск пережил эпоху расцвета в XIV веке, когда был оплотом ведической оппозиции, считается, что тут находились священные объекты.    РЕВИЗСКИЙ СТОЛБ                 Ревизский столб                                                                                       Ревизский столб первой половины XVIII века. Памятник крепостнической эпохи. На камне написано: "Село Яблоницы. Крепостная собственность. Ревизских душ 101. Земли 164 десятины". Таких столбов в России сохранилось только два. Поставлен на охрану Постановлением СМ РСФСР №624 от 04.12.1974.  МЕНГИР НА КОЛОМКАХ                      Менгир на Коломках.                                                                   В Волосовском районе Ленинградской области можно увидеть очень много интересных камней, так как район находится на Ижорском плато, где жили древние племена. На одном из древних курганных могильников в западной части Волосовского района весной 2009 года был зафиксирован крупный вертикально поставленный камень. Ввиду внешнего сходства объект условно назван менгиром. Валун высотой около 1,8 м расположен на северной границе могильника. Плоская грань камня направлена вдоль границы могильника.Расчётный вес Камня около 8 т. В местном фольклоре этот камень упоминается в связи с Русалками — недалеко от могильника, также расположен небольшой непересыхающий пруд под названием Макиш. Сам могильник обычно называют «Коломками», что является распространенным названием для многих могильников Ижорской возвышенности. Камень является местным ориентиром, могильник обычно упоминается как «Коломки у Камня».Искусственная постановка камня сомнений не вызывает, но для курганных и Жальничных могильников Ленинградской области это явление не характерно. Обычно в ногах и изголовье ставились вертикально небольшие плиты, высотой не больше 0,5 м.Самые ранние, из зафиксированных на момент опроса, упоминания этого камня относятся к началу ХХ в. Очень схожий объект есть в Латвии, где на кладбище в Ленце (муниципалитет Раискумс) также возвышается вертикально поставленный камень.Однако можно предположить и другую версию: это мог быть поминальный камень (плоскость камня, обращённая к могильнику, это вполне допускает), в XIX в. по каким-то причинам свернутый в сторону могильника.

 

БЕСОВ КАМЕНЬ                                                                                                                          Бесов камень (камень-Колдун, Чёртов камень, Pirukivi, Церковный камень, Большой камень, Велесов камень)Бесов камень находится в Ленинградской области в Волосовском районе, к югу от Таллиннского шоссе, между д. Сельцо и д. Кандакюля."Бесов камень" - это огромный валун высотой 4-5 м, в обхвате - 38 м. Расположен он в лесу среди заболоченной местности, однако несмотря на это полностью лежит на поверхности (вероятно расположен на островке из коренных пород - известняков). На вершине валуна имеется уступ напоминающий сиденье (или ступень?) и выбито некое неясных очертаний изображение, на северной стороне валуна выбито два косых креста размерами примерно 40х30см.Нижние грани камня имеют сколы, подтверждающие предание о том, что в период искоренения веры "скверных арбуев" была предпринята попытка уничтожить камень, для чего он был обложен деревьями, подожжен и обливался водой из окрестных болот - что должно было по мысли блюстителей православной веры расколоть камень перепадом температур. Однако похоже от него откололись только небольшие нижние части. Предположительно на камне были языческие символы-узоры, однако при обследовании его в 2003 году удалось рассмотреть только два косых креста на северной стороне камня и несколько неопределенных знаков на вершине (по некоторым сведениям христиане выбили на камне буквы православных молитв - на вершине есть несколько меток напоминающих буквы латиницы, впрочем, возможно, это уже следы современных посетителей).

На вершине камня латиницей выбиты монограммы AJ, AB, JU. Возможно, эти монограммы являются сокращенными формулами лютеранских молитв и были нанесены здесь в XVII—XIX вв. Местные финны называли камень Сууркиви (что в переводе просто «Большой камень») и Кирккокиви — «Церковный камень». На одной из граней камня имеется аркоподобная выемка, напоминающая вход в церковь. Скорее всего, эта особенность и послужила основанием для названия «Церковный камень». В современных сообщениях камень часто называют Велесовым, есть современная легенда о происхождении названия районного центра Волосово от имени Велеса (Волоса). В настоящее время Бесов камень стал достаточно известной туристической достопримечательностью, к камню приставлена лестница, по которой на него можно подняться. На вершине в дар камню оставляют монеты.Камень описан в книге «Памятные места Ленинградской области»: «В болотистом редколесье Бегуницкого лесничества между деревнями Сельцо и Кандакюль было произведено обследование и фотографирование большой гранитной глыбы, глубоко утонувшей и обросшей мхом за много тысячелетий. Солидными размерами она превосходит любой из камней на территории Волосовского района. Возвышающаяся над поверхностью болота часть этой громадины имеет форму неправильного прямоугольника. Насколько глубоко находится остальная часть камня под моховым покровом, сказать трудно, однако, четырёхметровая жердь, опускавшаяся в щель у юго-западного края камня два года назад, дна не достала (в настоящее время эта щель забита жердями). Силы природы ориентировали этот гранитный массив по сторонам света. Причем наибольшая сторона периметра, длиной около 8 метров, обращена на север, другая 4-метровая озаряется солнцем с востока, южная граница протянулась на 5 метров и западная имеет в длину тоже 5 метров. Вершина посланца Скандинавских гор неравномерна: в наиболее высокой точке она достигает 3,5 метра, а в том месте, где на неё взбираются любознательные туристы, не превышает 2,5 метра, здесь естественные ступени ведут к вершине». 

Легенды, связанные с камнем:Местное жители рассказывают, что ночью или в бурю здесь можно услышать как бесовский хохот, так и церковное пение из-под камня.Согласно легендам, когда-то этот камень был церковью, но прихожане и священник не отличались особой праведностью, и Бог за грехи обратил их храм в камень.Старожилы упоминают место, где стоит камень, как блудное, и не рекомендуют туда ходить.Согласно легендам, «плохого человека камень к себе не подпускает». Можно плутать, а камень так и не найти.Окрестности "Бесова камня" изобилуют другими памятниками, невдалеке расположен курганный могильник из примерно сотни насыпей высотой до 2 м.   ЧЕРТОВ КАМЕНЬЧёртов камень (Пирукиви) (Pirukivi) находится во Всеволожском районе Ленинградской области, между населенными пунктами Токсово и Хиттолово. Координаты камня: lat=60.1927 lon=30.5527.Этот валун с плоской вершиной, ледникового происхождения. Склон холма обращен в сторону озера Кавголовского. Камень имеет размеры 2,5×1,5×1 м. Имеет ступенчатую структуру в сторону водоема. По собранной информации краеведа А. Крюкова в 1980-х гг место, в котором находится валун, расположено недалеко от старинной дороги и имело название Чертова Пирушка. Камень ассоциируется с образом чёрта; название местности Хиттолово на русский переводится как "Чёртово".Легенды, связанные с валуном Чёртов камень:- По преданию, в древности на этом валуне сидел чёрт и соблазнял проходящих и проезжающих здесь людей. Чёрт исполнял желания людей, но счастья это им не приносило.- По рассказам, собранным краеведом А. Крюковым, на дороге, проходящей у холма, на котором стоит Чертов камень, время от времени люди видели чёрта в образе всадника, движущегося по дороге медленно, словно объезжая свои владения. Чёрт был в человеческом образе, «только большой и страшный». Человека, оказавшегося на его пути, ждало несчастье, люди предпочитали бежать от него.   КОНЬ-КАМЕНЬ                                                                                                       Конь-камень (фин. Hevoskivi) — валун из серого гранита с прожилками кварца размером примерно 9×6 метров, высотой чуть более 4 метров и весом более 750 тонн. Находится на острове Коневец на Ладожском озере, в 7 км от прибрежного посёлка Владимировка Громовского сельского поселения Приозерского района Ленинградской области.В историческом отношении валун представляет собой одно из редких сохранившихся финно-угорских святилищ (следовиков). Предполагается, что некогда рядом с ним проводились языческие ритуалы.Форма камня отдалённо напоминает конскую голову. Возможно, отсюда произошло и его название. Легенда о том, что карелы использовали остров Коневец как летнее пастбище для своих лошадей и ежегодно приносили в жертву одного коня, появилась в описании жития Арсения Коневского, которое было составлено в XVI веке, примерно через сто лет после смерти подвижника. Автор — коневский игумен Варлаам.Конь-камень дал название и самому острову Коневец, в то время как финны называли его Рантасаари (фин.Rantasaari) — Прибрежный остров.  ИЛЬИН-КАМЕНЬВалун находится на южном берегу Ижоры,на краю карьера,между деревнями Ивановка, Покизен-Пурская и Юля-Пурская в Пудостьском сельском поселении. Самая высокая точка от земли 2,6 метра ,если обойти камень вокруг и измерить окружность,то выходит 15,8 метра. В камне просверлено отверстие.Валун расположен на южном берегу реки Ижора, в нескольких километрах восточнее истока. Местное название камня — Ильин камень. Валун пирамидальной формы, высотой около 2,5 м расположен на вершине холма, стоящего в основании небольшого мыса, образованного изгибом реки. На настоящий момент часть холма, на котором стоит камень, срезана карьером, на самом камне имеются следы сверления, вероятно, камень пытались уничтожить мелиораторы в 1960-е гг.Среди сакральных объектов западной части Ижорского плато можно выделить особую группу мест, объединенных «ильинской» топонимикой. Можно предположить, что «ильинские» топонимы произошли от названия древнейшего Ильинского Замошского погоста, основанного не позднее третьей четверти XIII в., центра, откуда в XIII веке распространялось христианство в западной части Ижорского плато (что фиксируется изменением погребального обряда).  Остров Кильпола (Kilpolansaari)                                                                                   Остров Кильпола - остров в Ладожском озере, площадью 6 Х 8 км. (дословно —кильпи- Щит, ла- ля- окончание от личного имени (место где жил род Кильпи).Остров известен тем, что на нем были обнаружены поселения древних карел. До войны 1939 года на острове был обнаружен каменный новгородский крест, который в настоящее время находится в Национальном музее Финляндии (г. Хельсинки).Остров и прилегающие районы имеет очень древнюю историю, в районе поселка Тиурулу обнаружены стоянки людей каменного века от IV-V тыс. д.э.. Здесь располагались поселения карел, одни из самых древних земледельческих поселений в Северном Приладожье. До 40-х годов прошлого века на Кильполе проживали десятки семей, были проложены дороги между хуторами, а через протоки перекинуты мосты. На острове располагалось подворье Коневского монастыря и даже несколько деревень принадлежащие монастырю. Всё это было сожжено огнём советско-финских войн. Последние семьи покинули остров уже в 50-е годы, во времена насильственной коллективизации и проводившейся тогда политики укрупнения колхозов и уничтожения хуторов. Людей с имуществом переселяли с острова в ближайшие посёлки. Всё, что невозможно было взять с собой, просто сжигалось. Теперь только старые фундаменты, заросли малины, редкие кусты смородины и, до сих пор плодоносящие, яблони напоминают о былом присутствии людей на острове.В наше время на Кильполе проводились археологические раскопки. Хотя нельзя назвать их полномасштабными, но и они дали учёным представление о жизни и быте древних карел, проживавших на острове. На южной оконечности, северней мыса Саханиеми, в раионе мыса Кярмеламменниеми, в 1941-44, был сторожевой пункт наблюдения.  Древние строения Выборгского залива                                                                    Выборгский залив — глубоко вдающийся в берег залив в северной части Финского залива Балтийского моря. Получил своё название по городу Выборг, расположенному в самой северной части залива.Мыс Южное Копье (Keihasniemi). Судя по финской карте, вдоль всего северо-восточного берега полуострова от самого мыса Keihasniemi (ныне Южное Копье) были нарезаны земельные участки, на которых располагались многочисленные постройки. Берег выложен гранитом, ближе к оконечности мыса - длинный гранитный причал. Немного восточнее расположена небольшая, также выложенная из камней, закрытая гавань с небольшим проходом для лодок. От пристани ступени ведут на берег, где дорожка идет мимо фундаментов разрушенных зданий.Загадочная башня Тура на о.Верхолаз (Korkeasaari). Внешне башня действительно здорово напоминает классическую шахматную туру. История ее нам неизвестна. На некоторых картах она отмечена как памятник XIV века. Расположение окон наводит на мысль, что возможно раньше по внутренней стене башни наверх шла спиральная лестница. Хорошо видно, что башня многократно перестраивалась и ремонтировалась - некоторые швы между камнями заделаны современным раствором, наверху видна бетонная площадка на металлических рельсах. Камни верхнего яруса скреплены металлическими скобами.Некоторые объекты явно более древнего происхождения, что наводит на мысль, что здесь были какие-то древние сооружения.     ___________________________________________________________________________________________________ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:Команда Кочующие.http://dostoyanieplaneti.ru/regions/sssr/rossiia/sieviero-zapadnyi-fiedieralnyi-okrugh/lieninghradskaia-oblastСакральные камни Ленинградской области.https://megalithica.ru/leningradskaya-oblast.htmlАномальные зоны Ленинградской области.Памятники археологии Ленинградской области.

   

ВложениеРазмер
Besov.JPG301.09 КБ
Gogland2.png1.01 МБ
Kilpola.jpg230.76 КБ
Kobrins.jpg371.75 КБ
KonnK.jpg173 КБ
Krutoyar.jpg548.89 КБ
Mama2.jpg892.35 КБ
Mengir.jpg42.03 КБ
Olegow2.jpg4.25 МБ
Oredezh3.jpg896.36 КБ
Revizskyi.jpg107.15 КБ
RubezhnyiK2.jpg1.3 МБ
Vyborg.jpg142.65 КБ

komanda-k.ru

Подпорная стена, габион или каменная насыпь сухим методом?

Именно в такой последовательности я рассматривала отделку вертикальных стен после вывоза грунта с площадок. У нас был сильный склон на котором невозможно было ничего строить и сажать, потому было принято решение о террасировании.

От классической подпорной стены я сразу отказалась. Это дорого и при такой высоте вертикальной стены рискованно. Во первых нужен крепкий фундамент, во вторых специальные рабочие. При таком раскладе ждать результатов можно до пенсии.

Габион во всех смыслах лучше. Его можно делать самостоятельно. Его можно разобрать и собрать в другом месте, если что то пойдет не так. Это дешевле… Но как уродливо.

dbaa23d8b6488bcfd762340a589a007d505f4c3a

После изучения информации решила попробовать каменную насыпь. Опыт укладки склона у меня уже есть, работать с камнем я могу сама без привлечения рабочих и строительный навыков.

Так что вот…Так было.

SAM_6165

SAM_6166

Банером я закрыла все на зиму, что бы глиняной отсыпкой не покрыло весь плодородный слой земли. Там же на склоне его и оставила, что бы из глины не росли сквозь камень одуванчики и молочай (мама их сильно не любит).

SAM_6250

SAM_6251

SAM_6253

Пологие склоны укладываются легко. Слой крупного камня, потом из ведерка отсыпкой и крошкой, снова слой камня, мелкий гравий. Попинать камни, попрыгать, потоптать и крошка заполняет пустоты, камень прилаживается и прилегает плотно друг к другу так, что со временем по нему можно ходить и он не осыпается.

С вертикальной стеной сложнее.

Основной принцип — стена из камня должна быть толщиной не меньше 30 см. В моем случае основание — 50 см, а сверху около 30 см.Я не особо заморачиваюсь точностью, сыплю как получается.Так же крупный, отсыпка, гравий, снова крупный камень.

SAM_6477

SAM_6479

SAM_6480

SAM_6482

Это вид спереди. Начало работ.

Вдоль камней посажена живая изгородь из клена Гиннала.

SAM_6483

Все растения можно выкопать в поле и пересадить, то есть бесплатно, а получается со временем вот такая красота.

full_____________________________________________________________

Acer-ginnala-fall-lg

6188971226_26dd1d6dfb_b

Можно стричь кустом. Можно оставить голые ноги, там где уложен камень и растить раскидистым деревцем.

Arbol-rojo

Вариантов масса, растет он быстро и неприхотлив.

Это вид сверху.

SAM_6485

За камень я нагребла глиняной отсыпки и разровняла площадочкой по которой можно ходить. Сейчас там все крепко держится и не осыпается. На будущий год можно будет сделать ступеньку и продолжить выкладывать вертикально камень. Посмотрю как это сооружение себя поведет.

Каждый день после работы выкладываю по пол метра каменной стены и сажаю новый клен.

Крупный камень, используется для выкладки бордюров. Тут еще легче. Катишь булыжник, подкапываешь под него площадку, умащиваешь его туда, делаешь засыпку крошкой с одной стороны, с другой и сразу красиво.

Было.

SAM_6377

Стало.

SAM_6421

Между бордюром и забором высажена ремонтантная малина 2 сортов. Геракл и Полана.Раньше мы там ходили вдоль сетки по тропочке, а сейчас у нас есть временные ступеньки в лес.

SAM_6420

Так что место под посадки освободилось.

А это вид с другой стороны.

SAM_6378

SAM_6424

Остался маленький кусочек до начала ступенек недоделанный, но видимо крупных камней не хватит в это раз.

Скоро уже моя прекрасная куча закончится…

silkie.ru

Камень в ландшафтном дизайне

Камень стал постоянным элементов сада еще  давно, и пошла эта традиция от Азии. А восток, ка известно, дело тонкое, там люди знают толк в красоте естественной и искусственной. А обустройство сада – это именно тот случай, когда мы хотим привнеси естественность природы в наш дом методами  искусственными.Камень  может быть как натуральным, так и искусственным, они разнятся несильно, так что по выбирать здесь уже нужно по цене.  Камни используются  в дизайне очень разнообразно, это могут быть отдельные живописные валуны, насыпи, или же рокарии, альпинарии. Иногда это даже целый сад камней, популярный в Японии. Когда выбирают породы для ландшафтного  проектирования, то обычно для одного декора берут одинаковые камни, которые  могут отличаться по размерам сколов, по цвету. Это не значит, что во всем саду должен быть сплошь мрамор, или сплошь песчаник. Главное, чтобы выдерживалось стилистическое единство. Важен  также размер территории, которую вы собираетесь «забить». Если это небольшая тропинка, то можно позволить е выложить недешевой  мозаикой из натурального камня. Если же это довольно крупная площадка, то прикиньте, будет ли целесообразно ее загружать полностью одним видом камня, к тому же, дорогим.

Какие же дорогие породы камня используются в ландшафтном дизайне? Это – известные нам в строительстве гранит и мрамор, а  еще порфир и базальт. Это очень красивые камни, к тому же, природный камень всегда дороже. Гранит более популярен  в архитектуре, поэтому вы можете его использовать не только для декоративного оформления сада, но и для архитектурного ансамбля в нем. К примеру, в саду классического стиля будет очень прилично смотреться тяжелая гранитная скамья. О красоте мрамора можно говорить долго, и  даже стихами. Ведь его окраска, от нежных персиковых  до холодных белоснежных тонов, всегда дополняется тончайшими волнистыми прожилками, которые как раз и выделяют мрамор среди других камней. Понятно, что выкладывать площадь из этого роскошного камня не только дорого, но и как-то кощунственно. Но вот для более мелкого оформления  он подойдет. Например, потрясающе выглядят небольшие мраморные фонтанчики, или борт декоративного бассейна, или та же скамья. Вообще, во всех видах водного декора именно мрамор смотрится лучше всего.

Среди дешевых каменных пород значатся песчаники и известняки, а также различные сланцы. Несмотря на то, что это недорогие породы, они зачастую смотрятся не хуже того же гранита. Ведь их структура, неровная, шероховатая, перемежевывающая, выглядит не так скучно, как сплошной камень .Поэтому для всевозможных работ по облицовке это — превосходный материал.

Какие могут быть украшения из камней?

Альпинарии. Название говорящее, оно означает, что то – собственно, мини копия естественного горного склона, с небольшой растительностью, допустимой в нем. То есть, здесь больше камней, чем травы. Для такой работы обязателен угол наклона, иначе будет просто насыпь камней. Есть одна основная порода, и некоторые вспомогательные (возможно, галька), которые придают ландшафту живость.

 Рокарий. Здесь зелени побольше, это уже полноправны сад, только с камнями.  Это – очень интересная форма ландшафта, так как она максимально точно стремится воспроизвести природный нетронутый  участок во всем его многообразии. Здесь и цветы, и травы. И всевозможные ущелья. Гряды камней, песчаные насыпи, ручьи и водопады. Камни, использующиеся в рокарии, гораздо шире по ассортименту т количеству пород.

Очень здорово смотрится также каменная стенка. Это вам не простая ограда, сколоченная из булыжников, залитая цементом. Хотя, функции, в принципе, те же – такая стенка ограждает территорию или визуально делит ее. Как она делается? Плотно укладывают камни определенной породы, а вместо связующего раствора используется грунт – плотный, липкий, тяжелый, как чернозем или грунтовая глина. В этом же грунте содержатся  и мелкие растения, цветы  и даже сорняки. Когда они разрастаются, их корневая система развивается и держит камни очень прочно.

В японском  каменном  саду  очень важен порядок и узор, выкладываемый  камнями, как, в прочем, важен порядок в любом японском творчестве.

Выбирайте ваш камень, и творите то, чего  душа пожелает.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

dm-st.ru

Археологический комплекс Юстыд, Республика Алтай

Расположение: Республика Алтай, Кош-Агачский район

посмотреть на карте

Высокогорная долина Юстыд расположена в северо-восточной части Чуйской степи. Она примечательна обилием разнообразных археологических объектов. На сравнительно небольшой территории находятся сотни каменных курганов, оградки, стелы, балбалы. Большая часть археологических памятников сконцентрирована в среднем течении реки.

Комплекс памятников на реке Юстыд очень обширен как по своим размерам, так и по числу находящихся здесь объектов большого размера. Его протяженность составляет несколько километров. С восточной и западной сторон крайние объекты примыкают к другим выкладкам и керексурам (погребально-поминальные сооружения, в центре которого возведена большая каменная насыпь округлой формы, а на расстоянии от насыпи выложен круг-ограда, который соединяется с внутренней насыпью дорожками-лучами), переходя в малые ритуальные центры, связанные между собой и образующие "цепочки", растянутые на десятки километров, составляя своеобразную древнюю "геодезическую сетку".

Уникальным является комплекс гончарных печей Хуннского времени, открытый в 1978 году в среднем течении реки Юстыд, в обрыве пересыхающего летом озера. Рядом с гончарными печами найдены остатки железоплавильных печей. Еще несколько древних железоплавильных горнов известно на противоположном берегу реки, у подножия небольшой горы, которая имеет название Печь Чингисхана.

В долине Юстыда имеется масса непонятных по своему назначению каменных выкладок в виде цепей из редких валунов; валунов, выложенных в один ряд, иногда тянущихся в длину более километра; различных геометрических фигур и т.п.

Одни из первых археологических работ на реке Юстыд и в урочище Туру-Алты были проведены В.Д.Кубаревым в конце 1960-х-1970-е и 1990-е годы. Были изучены каменные курганы, большие керексуры, "оленные" камни и петроглифы.

Наиболее древними из них является семь палеолитических местонахождений.

К эпохе бронзы относятся порядка 150 различных по конструкции керексур. Керексуры Юстыда отличаются огромными размерами. Самые большие из них находятся у родника Калан. Большинство керексур расположены рядами, ориентированными по линии северо-восток – юго-запад.

На Юстыде находятся керексуры разных типов, различающиеся по своей форме. Все керексуры имеют центральную округлую каменную насыпь, но внешняя ограда у них может быть округлой или подквадратной. Различаются керексуры и по своим размерам: большие (диаметр внешней ограды 40-60 метров и внутренней насыпью 15-21 метр), средние (с внешним "кольцом" 20-35 метров и внутренней насыпью 8-12 метров) и малые (диаметром 5-10 метров), то есть каждая группа отличается от предыдущей уменьшением размеров почти в два раза.

В центре насыпи некоторых керексуров установлены каменные изваяния - "оленные" камни, являющиеся своеобразными центрами, к которым делалась привязка других объектов.

Одним из таких центров юстыдского комплекса является "оленный" камень, изготовленный из большой светло-серой гранитной плиты высотой более 3 метров, 1 метр шириной и 0,2 метра в толщину. На передней узкой восточной грани камня выбит слегка изогнутый кинжал с округлым окончанием рукояти, прямым перекрестьем и расширяющимся в средней части клинком. На северной широкой грани изображен лук, находящийся в расширяющемся к низу колчане. На южной грани показан боевой топор с широкой передней частью и длинной рукояткой. Предметы вооружения тщательно прошлифованы и изображены в близкую к натуральной величину. Примечательно, что узкая передняя восточная грань изваяния и ряд вертикально установленных плит в северном направлении ориентированы на перевал близлежащей горы, а западная задняя часть камня и ряд вертикально установленных камней направлены на вершину относительно далекой южной горы.

В центре насыпи одного из керексур был обнаружен массивный "оленный" камень из обкатанного речного валуна серого цвета. В отличие от других аналогичных изваяний, три косые черты на нем выбиты не на узкой, а на широкой стороне. На двух боковых сторонах показаны большие кольца-серьги. Ниже них находится ожерелье из округлых лунок, разделенное в центре короткой вертикальной прямой линией, возможно изображающей подвеску.

Каждый керексур был по-своему значим, они связаны с другими керексурами и с окружающим ландшафтом. Возможно, с помощью керексур люди надежно фиксировали место восхода и захода солнца в дни солнцестояний и равноденствий, а также наиболее значимые положения для высокой и низкой луны, которые иногда довольно слабо выражены в окружающем горном рельефе. С помощью керексуров также "дублировали" наиболее почитаемые в данном районе горные вершины и перевалы. Таким образом, система керексуров является своеобразной моделью окружающего мира. Причем эта модель была построена не сразу. Она постоянно дополнялась все новыми объектами для более глубокого осознания связей между вышеотмеченными бинарными оппозициями окружающей природной среды. В наиболее важных точках и на пересечениях разметочных линий регулярно сооружались все новые и новые объекты.

Памятники на реке Юстыд конструктивно очень близки к таким же объектам из южной области Тувы и северо-западных районов Монголии.

Исследование памятников Юго-Восточного Алтая позволяет сделать вывод, что, возможно, в IX-VII веках до н.э. южные районы Алтая, Тувы и северо-западной Монголии составляли единый культурно-политический регион. Юго-восточная и южная группы алтайских памятников могут быть объединены в новую "чуйскую" археологическую культуру, которая включает в себя курганы, "оленные" камни, керексуры, наскальные изображения, выкладки и другие типы объектов. Примечательно, что за пределами чуйских памятников керексуры практически не встречаются, а находки "оленных" камней малочисленны и выполнены в весьма схематичной манере, скорее как подражания. "Чуйская" культура была одной из самых обширных и сильных на Алтае, так как она входила составной частью в огромную межкультурную общность, объединяющую восточные и южные районы Алтая с южной частью Восточного Казахстана, Тувой, Забайкальем и Северо-Западной Монголией. Ранее эта общность памятников была условно названа "улуг-хорумцами", которую некоторые исследователи называют "культурой оленных камней".

В первой половине VI в. до н.э. в этом регионе произошли сильные изменения, повлекшие за собой передел территорий. Южные районы Алтая стали единым целым с центральными и северо-восточными районами Алтая, на что указывает единство памятников туэктинско-башадарско-пазырыкского типа. С этого времени исчезает традиция сооружения "оленных" камней и керексуров. "Оленные" камни вторично использовались для перекрытия каменных ящиков или разбивались, изменился погребальный обряд и многое другое. Все эти факты свидетельствуют о частичной смене в VI веке до н.э. населения и идеологических представлений. Не исключено, что пришедшие в VI веке до н.э. на Алтай пазырыкцы отвоевали и присоединили к Алтаю его восточные районы. Только дальнейшие углубленные комплексные историко-археолого-антрополого-топографо-хронологические исследования могут разрешить эту проблему.

sib-guide.ru


Смотрите также