Конь-камень на острове Коневец. Коневец камень


камень | Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь

Конь-камень — огромный валун серого гранита с прожилками кварца размером 9 на 6 и высотой чуть более 4 метров — бесспорно является одной из самых ярких достопримечательностей острова Коневец. Это единственный камень на Коневце таких больших размеров, вес его — более 750 тонн.

В историческом отношении валун представляет собой древний памятник народного суеверия. Много лет назад, ещё до прихода на остров преподобного Арсения, камень служил местом языческих ритуалов. Ежегодно местные жители использовали Коневец как летнее пастбище для своих лошадей и приносили в жертву на этом камне коня, дабы возблагодарить тем самым духов острова, которые, как считали, обитали здесь. Поэтому валун и был назван Конь-камнем, а сам остров — Коневцом (хотя финны еще очень долго называли остров просто Рантасаари — Прибрежный остров).

Преподобный Арсений, пришедший на остров в конце XIV века, нашёл это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». Ночь провёл Арсений в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг камня с иконой Богородицы в руках и окропил его святой водой. По преданию, духи как копоть вышли из камня и, обернувшись черными воронами, улетели прочь к противоположному берегу Ладоги, который стал с той поры именоваться Чертовой бухтой (Сортан-лахта). Вместе с бесами, как гласит предание, исчезли и змеи (Коневец — это единственный остров на Ладоге, где нет змей!).

В память об этом событии на вершине камня стоит небольшая деревянная часовня. Достоверных сведений о том, когда именно была построена первая часовня на Конь-камне, нет. Скорее всего, в самом начале основания обители.

Во времена шведского запустения, часовня была разрушена и восстановлена только в 1815 году при настоятеле Иларионе. Часовня была высотой около 3 метров, с небольшой галереей. Внутри находились «простой работы» иконы и деревянный крест.

Нынешняя часовня с красивыми оконными наличниками, украшенными пропильной резьбой, построена в 1895 году и в настоящей момент полностью восстановлена. Подняться в часовню можно по деревянной лестнице. Изнутри часовня не имеет особых украшений, стены и потолок выкрашены простой белой краской. Лишь на восточной стене помещены две иконы современного письма: одна — Божией Матери Коневской, другая преп. Арсения. Перед иконами стоит аналой для чтеца.

От Конь-камня тропинка выходит на широкую дорогу, которая, если пойти по ней налево, приведет нас обратно к монастырю. Если свернуть направо, то буквально через несколько метров мы окажемся на живописнейшем берегу Ладоги. Далее дорога идет вдоль берега до северной оконечности острова. Непосредственно от самого Конь-камня в лес уходит ещё одна дорога, которая ведет нас к Змеиной горе и дальше теряется в чащобе.

konevets.ru

Остров Коневец. Святая гора и Конь-камень

После обеда на свежем воздухе мы отправляемся на Святую гору и к Конь-камню.

Первое, что мы видим на своём пути – это часовня Успения Божьей Матери или, как ее еще называют, Успенская часовня.

Остров Коневец. Успенская часовня

Остров Коневец. Успенская часовня_2

Остров Коневец. Успенская часовня_3

Она была поставлена в 1899 году на месте сломанного бурей поклонного креста.

По обе стороны от входа в часовню изображения Арсения Коневского и архиепископа Новгородского Евфимия.

Остров Коневец. Успенская часовня_4

За часовней небольшое кладбище. Здесь есть как старые и свежие могилы. Сразу за часовней погребен князь Манвелов, скончавшийся в 1856 году.  Он часто приезжал на остров, много помогал обители и завещал похоронить себя здесь, что и было исполнено его родственниками.

Остров Коневец. Успенская часовня_5

Продолжаем подниматься на Святую гору и видим на возвышении Казанский скит или Скит во имя Иконы Казанской Божьей Матери.

Остров Коневец. Казанский скит

Остров Коневец. Казанский скит_2

Остров Коневец. Казанский скит_3

Его мы сможем осмотреть только снаружи, скит закрыт для посещения. Единственная возможность побывать внутри – попасть в субботу на утреннюю литургию. Скит рассчитан на проживание шести монахов, сейчас их здесь двое. Жизнь в скиту предполагает уединение, поэтому всё хозяйство вести им приходится самим.

Рядом с Казанским скитом находится Явленная часовня или часовня Явления Божьей Матери.

Остров Коневец. Явленная часовня

Остров Коневец. Явленная часовня_2

Она поставлена в память явления Богородицы старцу Иоакиму. Когда Арсений Коневский уехал на Афон, старец Иоаким остался за старшего на острове. Быт братии был на тот момент еще совсем неустроенным, приближались холода, а Арсения всё не было. Многие припасы подходили к концу, монахи не знали, что им делать – выбираться с острова, или дожидаться возвращения Арсения. И тогда старец Иоаким стал молиться. Под утро ему было явление Богородицы, которая сказала, что Арсений скоро вернется и здесь будет обитель. Так и вышло.

Чтобы увидеть Конь-камень, нам предстоит спуститься с горы. Следует предупредить, что спуск может оказаться нелегким для людей с ограниченными возможностями – он довольно крут.

Остров Коневец. Спуск со Святой горы

А вот и знаменитый Конь-камень. Его вес  — более 750 тонн.

Остров Коневец. Конь-камень

Когда-то остров Коневец использовался как место летнего выпаса лошадей. Коней сюда доставляли на плотах и можно было не беспокоиться, что они разбегутся – кругом вода. По существовавшей традиции одного из коней в конце сезона приносили в жертву в благодарность местным духам у большого камня, похожего на конскую голову. Арсений Коневский положил этому конец – он всю ночь молился, а наутро совершил вокруг камня крестный ход с иконой Божьей Матери. Духи были изгнаны. Говорят, что вместе с ними ушли и змеи. Действительно. В отличие от Валаама, на Коневце змеи не водятся.  На самом камне была поставлена часовня. Нынешняя часовня, конечно, не та – первая. Первая была разрушена во времена шведского владычества. Часовня была восстановлена в 1895 году.

Остров Коневец. Конь-камень_2

Остров Коневец. Конь-камень_3

От Конь-камня ведет дорога на берег Ладоги. Здесь наш гид покидает нас, объяснив, что заблудиться здесь практически невозможно – все дороги ведут к монастырю. Нам даже разрешили искупаться здесь на песчаном пляже, вдали от монастыря.

Остров Коневец. Ладога

Остров Коневец. Ладога_2

Вода была на удивление теплой. Правда, дно здесь каменистое, заходить нужно приспособиться, но ощущения после купания совершенно потрясающие. Наверно, вода здесь особенная, намоленная столетиями.

А нам пора возвращаться. Ждем на причале свой катер.

Остров Коневец. Ладога_3

Молодая пара пытается уговорить капитана взять их на борт. Сюда ребята приплыли на частном катере, а теперь приходится искать способ вернуться обратно. Нам в этом смысле повезло больше – у нас всё четко, катер придет специально за нами. Как назло, непосредственно перед посадкой начинает накрапывать дождичек. У меня с собой куртка с капюшоном, но кое-кто из группы одет совсем по-летнему, поэтому им приходится прятаться от дождя в кубрике.

Остров Коневец. Ладога_4

В отличие от вечно спешащих и издерганных жителей мегаполисов люди в провинции  гораздо более добродушны. Двух барышень, желающих сфотографироваться на носу катера в довольно небезопасных позах, капитан остановил фразой, произнесенной по громкой связи: «Желающих изображать «Титаник» могу отправить на доске».  Развеселились все, включая «виновниц торжества».

Примерно через полчаса мы входим во Владимирскую бухту.

Владимирская бухта

Здесь снова повторяется цирковой аттракцион со швартовкой. Женщины смотрят, буквально, не дыша. У мужчин своя реакция – один товарищ после очередного головокружительного прыжка не удержался и спросил мальчишку-матроса: «Ты ни разу не промахивался?» Парнишка только добродушно улыбнулся.

Тот же матрос галантно помогает дамам покинуть катер.

Владимирская бухта_2

На причале торгуют пирожками и копченой рыбой, но в наших интересах не слишком задерживаться здесь, так как путь еще предстоит неблизкий, да и неизвестно, сколько в пробках простоим, поэтому вся группа дружно топает к автобусу. Теперь можно три часа дремать, переваривая впечатления.

elena-smirnova.ru

Конь-камень (Коневец) — WiKi

Форма камня отдалённо напоминает конскую голову. Возможно, отсюда произошло и его название.

Легенда о том, что карелы использовали остров Коневец как летнее пастбище для своих лошадей и ежегодно приносили в жертву одного коня, появилась в описании жития Арсения Коневского[1], которое было составлено в XVI веке[2], примерно через сто лет после смерти подвижника. Автор — коневский игумен Варлаам.

Между тем, ещё со времени поселения на остров преподобного Арсения остров Коневец был покрыт густым лесом[3]. Это видно также на фреске в арке колокольни Коневского монастыря, где изображена сцена встречи преподобного Арсения с архиепископом Новгородскиим Евфимием[4].

До сегодняшнего дня леса покрывают более 80 % острова[5]. В настоящее время только в районе Казанского скита имеется так называемая «зона культурного освоения». Её составляют небольшой парк и несколько гектар луговых земель, возникших в результате возделывания земли под монастырские сельскохозяйственные нужды.

Кроме того, транспортировка лошадиных табунов на остров по водам Ладоги в XIV веке и ранее выглядит небезопасной, при том, что прилегающая к озеру материковая местность, в которой проживали корельские племена, представляла собой весьма плодородную равнину с обилием трав и водных источников[6].

Конь-камень дал название и самому острову Коневец, в то время как финны называли его Рантасаари (фин. Rantasaari) — Прибрежный остров.

В конце XIV века на остров пришёл Св. Арсений Коневский. По легенде здесь он встретил рыбака по имени Филипп и узнал от него о жертвоприношениях. Св. Арсений, как сказано в его житии, посчитал это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». По легенде, он провёл в молитве в своей келье целую ночь, а наутро совершил вокруг камня крестный ход с иконой Богородицы в руках и окропил валун святой водой. Согласно житию, духи вышли из камня, превратились в черных воронов и улетели прочь к противоположному берегу Ладожского озера, который с той поры стали называть Чёртовой бухтой (Сортан-лахта). Вместе с бесами, согласно преданию, с острова исчезли и змеи.

В 1895 году на Конь-камне была построена деревянная часовня Арсения Коневского[7].

ru-wiki.org

Конь-камень (Коневец) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Конь-Камень.

Конь-камень (фин. Hevoskivi) — валун из серого гранита с прожилками кварца размером примерно 9×6 метров, высотой чуть более 4 метров и весом более 750 тонн. Находится на острове Коневец в Ладожском озере, в 7 км от прибрежного посёлка Владимировка Громовского сельского поселения Приозерского района Ленинградской области.

В историческом отношении валун представляет собой одно из редких сохранившихся финно-угорских святилищ (следовиков). Предполагается, что некогда рядом с ним проводились языческие ритуалы.

Название

Форма камня отдалённо напоминает конскую голову. Возможно, отсюда произошло и его название.

Легенда о том, что карелы использовали остров Коневец как летнее пастбище для своих лошадей и ежегодно приносили в жертву одного коня, появилась в описании жития Арсения Коневского[1], которое было составлено в XVI веке[2], примерно через сто лет после смерти подвижника. Автор — коневский игумен Варлаам.

Между тем, ещё со времени поселения на остров преподобного Арсения остров Коневец был покрыт густым лесом[3]. Это видно также на фреске в арке колокольни Коневского монастыря, где изображена сцена встречи преподобного Арсения с архиепископом Новгородскиим Евфимием[4].

До сегодняшнего дня леса покрывают более 80 % острова[5]. В настоящее время только в районе Казанского скита имеется так называемая «зона культурного освоения». Её составляют небольшой парк и несколько гектар луговых земель, возникших в результате возделывания земли под монастырские сельскохозяйственные нужды.

Кроме того, транспортировка лошадиных табунов на остров по водам Ладоги в XIV веке и ранее выглядит небезопасной, при том, что прилегающая к озеру материковая местность, в которой проживали корельские племена, представляла собой весьма плодородную равнину с обилием трав и водных источников[6].

Конь-камень дал название и самому острову Коневец, в то время как финны называли его Рантасаари (фин. Rantasaari) — Прибрежный остров.

Конь-камень в монастырские годы

В конце XIV века на остров пришёл Св. Арсений Коневский. По легенде здесь он встретил рыбака по имени Филипп и узнал от него о жертвоприношениях. Св. Арсений, как сказано в его житии, посчитал это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». По легенде, он провёл в молитве в своей келье целую ночь, а наутро совершил вокруг камня крестный ход с иконой Богородицы в руках и окропил валун святой водой. Согласно житию, духи вышли из камня, превратились в черных воронов и улетели прочь к противоположному берегу Ладожского озера, который с той поры стали называть Чёртовой бухтой (Сортан-лахта). Вместе с бесами, согласно преданию, с острова исчезли и змеи.

В 1895 году на Конь-камне была построена деревянная часовня Арсения Коневского[7].

Примечания

Литература

  • Низовский А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М.:Вече, 2001.

wikiredia.ru

Конь-камень (Коневец) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 января 2018; проверки требуют 4 правки.Текущая версияпоказать/скрыть подробности Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 января 2018; проверки требуют 4 правки. У этого термина существуют и другие значения, см. Конь-Камень.

Конь-камень (фин. Hevoskivi) — валун из серого гранита с прожилками кварца размером примерно 9×6 метров, высотой чуть более 4 метров и весом более 750 тонн. Находится на острове Коневец в Ладожском озере, в 7 км от прибрежного посёлка Владимировка Громовского сельского поселения Приозерского района Ленинградской области.

В историческом отношении валун представляет собой одно из редких сохранившихся финно-угорских святилищ (следовиков). Предполагается, что некогда рядом с ним проводились языческие ритуалы.

Форма камня отдалённо напоминает конскую голову. Возможно, отсюда произошло и его название.

Легенда о том, что карелы использовали остров Коневец как летнее пастбище для своих лошадей и ежегодно приносили в жертву одного коня, появилась в описании жития Арсения Коневского[1], которое было составлено в XVI веке[2], примерно через сто лет после смерти подвижника. Автор — коневский игумен Варлаам.

Между тем, ещё со времени поселения на остров преподобного Арсения остров Коневец был покрыт густым лесом[3]. Это видно также на фреске в арке колокольни Коневского монастыря, где изображена сцена встречи преподобного Арсения с архиепископом Новгородскиим Евфимием[4].

До сегодняшнего дня леса покрывают более 80 % острова[5]. В настоящее время только в районе Казанского скита имеется так называемая «зона культурного освоения». Её составляют небольшой парк и несколько гектар луговых земель, возникших в результате возделывания земли под монастырские сельскохозяйственные нужды.

Кроме того, транспортировка лошадиных табунов на остров по водам Ладоги в XIV веке и ранее выглядит небезопасной, при том, что прилегающая к озеру материковая местность, в которой проживали корельские племена, представляла собой весьма плодородную равнину с обилием трав и водных источников[6].

Конь-камень дал название и самому острову Коневец, в то время как финны называли его Рантасаари (фин. Rantasaari) — Прибрежный остров.

В конце XIV века на остров пришёл Св. Арсений Коневский. По легенде здесь он встретил рыбака по имени Филипп и узнал от него о жертвоприношениях. Св. Арсений, как сказано в его житии, посчитал это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». По легенде, он провёл в молитве в своей келье целую ночь, а наутро совершил вокруг камня крестный ход с иконой Богородицы в руках и окропил валун святой водой. Согласно житию, духи вышли из камня, превратились в черных воронов и улетели прочь к противоположному берегу Ладожского озера, который с той поры стали называть Чёртовой бухтой (Сортан-лахта). Вместе с бесами, согласно преданию, с острова исчезли и змеи.

В 1895 году на Конь-камне была построена деревянная часовня Арсения Коневского[7].

  • Низовский А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М.:Вече, 2001.

ru.wikiyy.com

Конь-камень на острове Коневец: billy_red

Конь-камень на острове Коневец

Конь-камень — это огромный валун серого гранита с прожилками кварца размером 9 на 6, высотой чуть более 4 метров и весом более 750 тонн. Когда-то, много тысяч лет назад, его притащил сюда со Скандинавских гор ледник и, когда ледник растаял, камень остался на этом месте.

В историческом отношении валун представляет собой один из редких свидетельств языческих ритуалов. Много лет назад, ещё до прихода на остров св. Арсения, местные жители использовали Коневец как летнее пастбище для своих лошадей и приносили в жертву на этом камне коня, дабы возблагодарить тем самым... духов острова, которые, как считали, обитали здесь. Поэтому валун и был назван Конь-камнем, а сам остров — Коневцом (хотя финны еще очень долго называли остров Рантасаари — Прибрежный остров).Св. Арсений, пришедший на остров в конце XIV века, нашёл это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». Целую ночь провёл Арсений рядом с камнем в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг него с иконой Богородицы в руках, а после окропил его святой водой. По православному преданию, духи вышли из камня и, обернувшись черными воронами, улетели прочь к противоположному берегу Ладоги, который стал с той поры именоваться Чертовой бухтой (Сортан-лахта). Вместе с бесами, как гласит предание, исчезли и змеи (Коневец — это единственный остров на Ладоге, где нет змей! Любопытная аналогия со св. Патриком и Ирландией).

В память об этом событии на вершине камня стоит небольшая деревянная часовня. Достоверных сведений о том, когда именно была построена первая часовня на Конь-камне, нет. Скорее всего, в самом начале основания обители. Во времена шведского запустения, часовня была разрушена и восстановлена только в 1815 году при настоятеле Иларионе. Нынешняя часовня с красивыми оконными наличниками, украшенными пропильной резьбой, построена в 1895 году и в настоящей момент полностью восстановлена. Вот такая история. На сей раз монастырь победил языческое святилище. В случае с Синим камнем было наоборот...

Источник: viktorianec.livejournal.coml

billy-red.livejournal.com

Конь-камень (Коневец) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Конь-Камень.

Конь-камень (фин. Hevoskivi) — валун из серого гранита с прожилками кварца размером примерно 9×6 метров, высотой чуть более 4 метров и весом более 750 тонн. Находится на острове Коневец в Ладожском озере, в 7 км от прибрежного посёлка Владимировка Громовского сельского поселения Приозерского района Ленинградской области.

В историческом отношении валун представляет собой одно из редких сохранившихся финно-угорских святилищ (следовиков). Предполагается, что некогда рядом с ним проводились языческие ритуалы.

Название[ | код]

Форма камня отдалённо напоминает конскую голову. Возможно, отсюда произошло и его название.

Легенда о том, что карелы использовали остров Коневец как летнее пастбище для своих лошадей и ежегодно приносили в жертву одного коня, появилась в описании жития Арсения Коневского[1], которое было составлено в XVI веке[2], примерно через сто лет после смерти подвижника. Автор — коневский игумен Варлаам.

Между тем, ещё со времени поселения на остров преподобного Арсения остров Коневец был покрыт густым лесом[3]. Это видно также на фреске в арке колокольни Коневского монастыря, где изображена сцена встречи преподобного Арсения с архиепископом Новгородскиим Евфимием[4].

До сегодняшнего дня леса покрывают более 80 % острова[5]. В настоящее время только в районе Казанского скита имеется так называемая «зона культурного освоения». Её составляют небольшой парк и несколько гектар луговых земель, возникших в результате возделывания земли под монастырские сельскохозяйственные нужды.

Кроме того, транспортировка лошадиных табунов на остров по водам Ладоги в XIV веке и ранее выглядит небезопасной, при том, что прилегающая к озеру материковая местность, в которой проживали корельские племена, представляла собой весьма плодородную равнину с обилием трав и водных источников[6].

Конь-камень дал название и самому острову Коневец, в то время как финны называли его Рантасаари (фин. Rantasaari) — Прибрежный остров.

Конь-камень в монастырские годы[ | код]

В конце XIV века на остров пришёл Св. Арсений Коневский. По легенде здесь он встретил рыбака по имени Филипп и узнал от него о жертвоприношениях. Св. Арсений, как сказано в его житии, посчитал это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». По легенде, он провёл в молитве в своей келье целую ночь, а наутро совершил вокруг камня крестный ход с иконой Богородицы в руках и окропил валун святой водой. Согласно житию, духи вышли из камня, превратились в черных воронов и улетели прочь к противоположному берегу Ладожского озера, который с той поры стали называть Чёртовой бухтой (Сортан-лахта). Вместе с бесами, согласно преданию, с острова исчезли и змеи.

В 1895 году на Конь-камне была построена деревянная часовня Арсения Коневского[7].

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

ru-wiki.ru


Смотрите также