КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ. Камня преткновения


история выражения и его значение :: SYL.ru

Значение словосочетания

Камень преткновения – довольно популярная идиома (устойчивое словосочетание), обозначающая труднопреодолимое препятствие, причину неудачи или основной корень существующей проблемы, делающий её трудно решаемой. Сегодня подобное выражение можно часто услышать, когда речь идёт о бизнесе или прохождении определенной бюрократической процедуры. К примеру, если вы собираетесь поехать в страну Евросоюза, то камнем преткновения может стать получение визы. Стоит отметить, что выражение «камень преткновения» значение схожее имеет не только в русском языке. Подобное название носят несколько зарубежных книг и фильмов.

Откуда возникло это выражение?

Как и множество существующих на сегодня крылатых выражений, «камень преткновения» имеет библейские корни. Однако в отличие от большинства из них идиома используется именно в том смысле, в котором была употреблена в контексте Библии. Данное выражение впервые было использовано в Ветхом Завете, а также книге пророка Исаии. В них Бог говорит о себе, используя данное словосочетание: «Будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля».

Этимология слова «преткнуться»

Слово «преткнуться» означало на церковнославянском «споткнуться». Существует теория, согласно которой тем самым метафорическим камнем из Синоны, о который спотыкаются все неверующие и неблагочестивые люди, являлся сын божий Иисус Христос.

Похожие и близкие по значению идиомы

Особенно в ходу это словосочетание у журналистов: печатные издания изобилуют литературными клише, но, к сожалению, ради красного словца, часто искажая смысл. Устойчивые выражения путают между собой, и не так уж много людей способны объяснить значение слов точно.

Яблоко раздора

Очень часто «камень преткновения» подменяют выражением «яблоко раздора». Разница между этими двумя, на вид схожими выражениями, чисто идиоматическая, и её следует искать в первоисточниках. В первом случае - это дилемма различного толка, которую нужно разрешить для наступления благоприятных последствий, мира и покоя. Это достаточно весомая преграда, преодоление которой требует немалых моральных, физических и эмоциональных усилий. В идиоме, взятой из мифов Древней Греции, речь идёт о свершившемся факте, послужившем причиной возникновения и последующей эскалации конфликта. Яблоко раздора - скорее эвфемизм, призванный подчеркнуть незначительность первопричины, послужившей наступлению неадекватно тяжелых последствий. Проще говоря, яблоко – всего лишь повод.

Краеугольный камень

Нередко выражение «камень преткновения» подменяют другим, на первый взгляд аналогичным – «краеугольный камень», которое тоже имеет библейские корни. Краеугольный камень – это камень, который закладывается в самое основание строящегося здания: он принимает на себя основную нагрузку и детерминирует форму и архитектурные особенности будущего строения. Этот термин обозначает основной фактор, главную часть, определяющую направление развития. Так, например, можно сказать, что краеугольным камнем возникновения древнейших государственностей на юге явился климат и наличие источника воды. Таким образом, заменять исконную речевую конструкцию вышеуказанными словосочетаниями будет неверно и ошибочно.

www.syl.ru

Азбука Спасения - Камень же преткновения

 ----картинка линии разделения----

 

Иудеи, обращая все внимание на закон, преткнулись о камень. Камень же преткновения апостол назвал и камнем соблазна по отношению к настроению и концу неверующих. 

Святитель Иоанн Златоуст

 

 ----картинка линии разделения----

 

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель)

----картинка линии разделения----

Кто упадет на этот камень, разобьется…

Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители,  тот самый сделался главою угла, это от Господа, и есть дивно в очах наших»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка (Мф.21:42-45).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Пророк Исаия 

----картинка линии разделения----

И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима (Ис.8:14).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Петр

Апостол Петр 

----картинка линии разделения----

Вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный

Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный, и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет, некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные, а ныне помилованы (1Пет.2:4-10).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел 

----картинка линии разделения----

Ибо преткнулись о камень преткновения…

Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна, но всякий верующий в Него, не постыдится» (Рим.9:30-33).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Макарий Великий

Святой Макарий Великий 

----картинка линии разделения----

Христианство же есть камень преткновения и камень соблазна

Как памятная книжка бывает исписана различно, что хотел ты, в ней записывал, и потом опять стирал, потому что памятная книжка принимает в себя всякую запись: так и суровый человек предал волю свою Богу, обратился к добру и принят Богом, потому что Бог, желая явить Свое милосердие, приемлет всех и всякое произволение. Апостолы, в какой город ни входили, проводили там несколько времени, и иных из страждущих исцеляли, а других нет. Сами Апостолы желали бы оживить у них всех мертвецов, и соделать здравыми всех страждущих, но желание их вполне не исполнялось. Ибо не дано им было делать все, чего желали. Подобно и Павел, когда задержан был народоначальником, если бы благоволила бывшая с ним благодать, как человек, имевший в себе Утешителя, мог бы сокрушить и народоначальника и стену, а между тем Апостол «свешен в кошнице» (2 Кор. 11:32). Где же пребывающая с ним божественная сила? Сие делалось по Божию смотрению, что в ином Апостолы творили знамения и чудеса, а в ином оказывались немощными, чтобы видимым чрез сие делалось различие веры в верных и неверных испытывалась человеческая свобода, и обнаруживалось, не соблазняются ли иные их немощию. А если бы Апостолы делали все, чего желали, то знамениями и произволением своим утверждали бы они людей в богочестии, как бы какою-то приневоливающею силою, и не было бы уже места ни вере, ни неверию. Христианство же есть камень преткновения и камень соблазна.

Не все получали просимое, чтобы обнаружились избирающие зло и имеющие волю к добру. Господу фарисеи говорили: сойди с креста (Мф 27:40), и Он не сошел. Немощь по домостроительству испытывает хотящих быть стойкими в вере, непоколебимы ли они (1 Кор 15:58), не соблазняется ли, если от неких малых удач перейдут к крайнему бессилию. Почему? "Тогда сильны, когда немощны" (2 Кор 12:10). Христианство – камень преткновения и камень соблазна (Рим 9:23-33). Так что, хотя пребывающим в благодати дано сокровище и успокоение, однако в свою пору оно отступает ради их испытания в борении.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения----

Камень же преткновения апостол назвал  камнем соблазна

И иудеи, обращая все внимание на закон, преткнулись о камень. Камень же преткновения (апостол) назвал и камнем соблазна по отношению к настроению и концу неверующих. Теперь ясно ли для вас сказанное или требует еще большего пояснения? Думаю, что для внимательных понятно, если же для иных не вразумительно, то можно и, случайно встретившись, спросить и узнать. Для того я и представил очень пространное толкование, чтобы, прервав последовательность речи, не быть вынужденным повредить ее ясности. По той же причине здесь я и оканчиваю слово, не предлагая нравоучения, как имею обыкновение делать, чтобы в вашей памяти не затемнить множества предметов, о которых было сказано. Теперь время заключить речь, кончив ее надлежащим образом, то есть славословием Богу всяческих. Итак, дав общий отдых - и себе, говорившему, и вам, слушавшим, - воздадим Ему славу, потому что Его царство и сила и слава во веки. Аминь.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Богослов

Святитель Григорий Богослов

----картинка линии разделения----

Оно делается для вас камнем преткновения и камнем соблазна

Если вы не исповедуете Святого Духа ни несозданным, ни неподлежащим времени, то (дозвольте ревности выразиться несколько и смело) в вас явно действует противный дух. Если же вы до такой степени здравы, что избегаете явного нечестия, и вне рабства ставите Того, Кто и нас делает свободными, то со Святым Духом и вместе со мной рассмотрите сами и последующее, ибо я уверен, что вы уже в некоторой мере причастники Духа, и буду рассуждать с вами, как со своими. Или укажите мне нечто среднее между рабством и владычеством, где мог бы я дать место достоинству Духа, или, избегая рабства, не оставляйте неизвестным, куда причисляете Того, о Ком вопрос.

Но вас затрудняют слоги, останавливает одно выражение, и оно делается для вас камнем преткновения и камнем соблазна, чем для некоторых был и Христос. Это – человеческая немощь. Сойдемся между собой духовно, будем лучше братолюбивыми, нежели самолюбивыми. Признайте силу Божества, и мы сделаем вам снисхождение в сказанном. Исповедуйте естество под другими наименованиями, какие наиболее уважаете, и мы излечим вас как немощных, даже скрыв иное к вашему удовольствию. Ибо стыдно, подлинно стыдно и довольно безрассудно быть здоровыми по душе и ставить в великое звуки, утаивать сокровище, как бы завидуя другим, или опасаясь, чтобы не освятить языка. Но еще стыднее нам подвергаться тому же, в чем других обвиняем, и осуждая споры о звуках, самим стоять за букву. Исповедуйте в Троице единое Божество, или, если угодно, единое естество, и я испрошу вам у Духа слово Бога. Ибо хорошо знаю, что Давший первое дает и второе, и тем более, если причиной спора какая-то духовная робость, а не дьявольское упорство. Скажу еще яснее и короче: ни вы не обвиняйте нас за сказанное более возвышенное (ибо не должно завидовать возвышению), ни мы не будем вас осуждать за те слова, которые вам до времени по силам, пока не достигнете, хотя другим путем, того же с нами пристанища. Мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин

----картинка линии разделения----

Дни спешат к окончанию своему, а грехи около меня, как камни преткновения. Уровняй для меня путь Твой, Господи, чтобы мог я идти по нему!   

 

 ----картинка линии разделения----

 

Авва Исаия

Авва Исайя

----картинка линии разделения----

Да не дашь преткновения в ведении

Не держи дружбы с людьми, которых совесть твоя боится увидеть другими (нежели как кажется, и нежели как тебе желательно, — или боится, что через них с другими спознаешься), да не дашь преткновения в ведении.

 

----картинка линии разделения----

 

Библейский словарь Вихлянцева

----картинка линии разделения----

Ка́мень преткнове́ния

Ка́мень преткнове́ния – камень, о который случайно спотыкается невнимательный человек. Это образное выражение указывает на Господа (Ис 8.14; 1Пет 2:7; Рим 9:32,33).

 

----картинка линии разделения----

azbukaspaseniya.ru

Камни преткновения - это... Что такое Камни преткновения?

Гюнтер Дэмниг

Камни преткновения — это проект художника Гюнтера Дэмнига (англ.). Этот мемориал должен напоминать людям о судьбах жертв нацизма, кто был убит, выслан или вынужден пойти на самоубийство.

Большая часть камней установлена в память еврейских жертв нацизма. Другие камни установлены в память цыган, Свидетелей Иеговы, гомосексуалов, левых, участников сопротивления и др.

Камнями преткновения являются кубические бетонные камни размером 10 см, окованные листами латуни с надписями. Они встроены в мостовые или тротуары перед бывшими домами нацистских жертв.

На латунной пластине выгравировано имя, год рождения, год и место смерти человека.

Сама идея родилась у художника в 1993 году, в 1994 он представил её на выставке в Кёльне.

К октябрю 2008 года Гюнтер Дэмнинг поставил около 17 000 камней примерно в 350 городах и муниципалитетах Германии, Австрии и других европейских стран. С камнями должны храниться воспоминания о преследованиях нацистской эпохи. Они побуждают прохожего остановиться и прочесть написанное.

Стоимость одного камня составляет 95 евро[1][2]. Работа производится вручную. Затраты на проект покрываются за счёт благотворительных сборов и пожертвований.

Примечания

Ссылки

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011.

dic.academic.ru

Камень преткновения - это... Что такое Камень преткновения?

Камень преткновения (лат. petra scandali,lapis offensionis[1]) — крылатое выражение, обозначающее препятствие на пути к достижению какой-то цели или решению какой-либо задачи.[2][3]

Первоначально выражение камень преткновения встречается в Ветхом Завете в Книге пророка Исаии, где Бог говорит о себе:

будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля

Толкование данного стиха приводится в Послании к Римлянам: «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона; ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий верующий в Него, не постыдится»  (Рим.9:31-33). И здесь под каменем преткновения, по мнению некоторых, (от церковно-славянского «преткнуться» — споткнуться) понимается символический камень установленный в Сионе, о который спотыкались все неверующие и не соблюдающие законы. Под камнем преткновения здесь понимается Иисус Христос.[4][5][6]

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Книга пророка Исайи Вульгата:

    et erit vobis in sanctificationem in lapidem autem offensionis et in petram scandali duabus domibus Israhel in laqueum et in ruinam habitantibus Hierusalem

    — Vulgata - Isaiah 8:14

  2. ↑ Статья «Камень преткновения» //Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.
  3. ↑ Преткновение//Толковый словарь русского языка Ушакова
  4. ↑ Тойнби А. Дж.. Постижение истории:Сборник /Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. — М.: Рольф, 2001. — 640 с., ISBN 5-7836-0413-5, тир. 5000 экз.
  5. ↑ статья КАМЕНЬ//Словарь библейского богословия. - Пер. с фр./Под ред. Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. (Vocabulaire de Theologie Biblique, Paris: Editions Du Serf, 1970. 2-me ed.)
  6. ↑ Протоиерей Николай Погребняк Иконография Сретения Господня//Православие и Мир, 13 февраля 2009

dic.academic.ru

Камень преткновения — WiKi

Камень преткновения (лат. petra scandali, lapis offensionis[1]) — крылатое выражение, обозначающее препятствие на пути к достижению какой-то цели или решению какой-либо задачи[2][3].

Первоначально выражение камень преткновения встречается в Ветхом Завете в Книге пророка Исаии, где Бог говорит о себе:

будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля

В Евангелии от Луки Христос называет себя краеугольным камнем:

Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

Толкование данного стиха приводится в Послании к Римлянам: «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона; ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий верующий в Него, не постыдится» (Рим. 9:31-33). И здесь под камнем преткновения, по мнению некоторых, (от церковно-славянского «преткнуться» — споткнуться) понимается символический камень, установленный в Сионе, о который спотыкались все неверующие и не соблюдающие законы.

Современный «Словарь библейского богословия» толкует Ис 8.14, Рим 9.33 и 1 Петр 2.8, что сам Христос становится как «камень преткновения и камень сокрушающий» в отношении «гордых неверующих»[4].

ru-wiki.org

Камень преткновения Википедия

Камень преткновения (лат. petra scandali, lapis offensionis[1]) — крылатое выражение, обозначающее препятствие на пути к достижению какой-то цели или решению какой-либо задачи[2][3].

Первоначально выражение камень преткновения встречается в Ветхом Завете в Книге пророка Исаии, где Бог говорит о себе:

будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля

В Евангелии от Луки Христос называет себя краеугольным камнем:

Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

Толкование данного стиха приводится в Послании к Римлянам: «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона; ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий верующий в Него, не постыдится» (Рим. 9:31-33). И здесь под камнем преткновения, по мнению некоторых, (от церковно-славянского «преткнуться» — споткнуться) понимается символический камень, установленный в Сионе, о который спотыкались все неверующие и не соблюдающие законы.

Современный «Словарь библейского богословия» толкует Ис 8.14, Рим 9.33 и 1 Петр 2.8, что сам Христос становится как «камень преткновения и камень сокрушающий» в отношении «гордых неверующих»[4].

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Книга пророка Исайи Вульгата:

    et erit vobis in sanctificationem in lapidem autem offensionis et in petram scandali duabus domibus Israhel in laqueum et in ruinam habitantibus Hierusalem

  2. ↑ Статья «Камень преткновения» //Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. М. И. Михельсон. 1896—1912.
  3. ↑ Преткновение (недоступная ссылка с 14-06-2016 [811 дней])//Толковый словарь русского языка Ушакова
  4. ↑ Камень = Vocabulaire de Theologie Biblique, Paris: Editions Du Serf, 1970. 2-me ed. // Под ред. Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана Словарь библейского богословия./Пер. с фр.. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. [ Архивировано] 27 сентября 2014 года.

wikiredia.ru

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ | ВСЕ СКАЗКИ ЭЛЬФИКИ

Камень лежал посередь дороги, перегораживая ее напрочь. Слева – лужа грязная, справа – лес дремучий, а посередине – он.  Камень то есть. Камень был внушительный, обширный, авторитетный такой – и захочешь, да мимо не пройдешь. Сверху на нем сидела скучающая ворона, косила желтым глазом.

            Перед камнем в полной растерянности металась Красна Девица.  Она забегала то слева, то справа, то пыталась камень вручную с дороги столкнуть, а временами у нее просто руки опускались.

- Да что же это такое???  - в отчаянии завопила Красна Девица, топнув ногой. – Откуда этот камень дурацкий все время берется? И ведь растет с каждым разом, подлец! Теперь вот вообще всю дорогу перегородил. Даром я, что ли, такой долгий путь проделала!!! И ведь ни обойти, ни перелезть… Хоть бы подсказал кто, да спросить не у кого…

- А ты меня спроси, — ворчливо посоветовала ворона.

- Ай! Птица говорящая! – отпрянула Девица.

- Ну… Говорящая я, чему удивляться? И ворона я не простая, а вещая. Одних стращаю, другим вещаю, кому подмогну, а кого и вовсе не пущаю.

- Ой, чудно как-то… И говоришь-то ты загадками…

- Дык на то и сидеть тут определена. Разгадаешь загадку – помощь придет. Не разгадаешь – не обессудь… Так завсегда бывает. Нешто сама сказок не слыхивала, чудес не видывала?

- Ой, и слыхивала, и видывала, и сама-то я Девица сказочная. Из страшной сказки выбираюсь. Вот, шла-шла и досюда добрела. А тут опять этот вот… камень преткновения!

 - Ай, умница! Ай, красавица! – восхитилась ворона. – Как же ты эдак сразу-то вот определила, как камень называется? А ведь так и есть, это Камень Преткновения!

- Дааа? – удивилась Девица. – Ну надо же… А для чего он тут?

- Ну как для чего? – хохотнула ворона. – Для того, чтобы ты поняла, зачем он тебе нужен.

- Мне??? Да вовсе он мне и не нужен. Я такой путь прошла, столько башмаков истоптала… Вот вроде хорошо же все было! И дорога под ноги сама стелилась, и солнышко согревало, и звездочки путь указывали. А потом стали камни попадаться. Сначала я их ногой отшвыривала. Потом руками откатывала. Потом поверх перелезала. А теперь вот такой огромный попался, что нет никакой возможности его обойти. И что же, все напрасно? Назад поворачивать? Скажи мне, вещая птица!

- А это уж ты решай, поворачивать или нет, — хладнокровно заявила ворона. – Тут, знаешь ли, каждый за себя решает. Может, тебе там, откуда ты пришла, лучше было?

- Да ты что, какое «лучше»? – возмутилась Красна Девица. – Да я там чуть не померла в расцвете лет, еле выбралась! Не хочу я опять в Хвори!

- Хвори? Что за место такое? – полюбопытствовала ворона.

- Это деревня, где я в последнее время жила, — пояснила Девица. – Родилась-то я в селе Отрадное, там и выросла. А потом вот в Большие Хвори переселилась. А там климат тяжелый и экология шибко вредная, долго не протянешь. Стала я чахнуть-сохнуть, силы  терять и красу девичью. Только в один прекрасный миг опомнилась и говорю себе: «Ой, что же я делаю??? Жизнь проходит, а я ее и не видела, надо бы мне бежать отсюда, пока ноги ходят, не сошелся клином свет на этих Хворях!» Вот, подкопила сил и сбежала, решила переселиться в стольный город Здоровье-Град.

- А! Знаю. Хороший город, культурный центр, и жизнь там бьет ключом, и жители бодрые да веселые.

- А далеко до него?

- Так это кому как. Смотря какой темп взять. Иной путник к вечеру доберется, а другому и всей жизни не хватит. Если ты на каждый Камень Преткновения столько времени тратить будешь, так на долгие годы дорога твоя к Здоровью растянется.

- Ну как же не тратить, когда он торчит, как гнилой зуб? – со слезами воскликнула Красна Девица. — Всю дорогу загородил!

- А ты подумай, как его преодолеть можно, — предложила ворона. – А то сколько смотрю, ты пока только отчаянию за сомнениям предаешься, а делать ничего не делаешь. Ты хоть осмотрись!

- А куда тут смотреть? – завертела головой Красна Девица. – Лужа вонючая, вся тиной заросла, я в нее ни за что не полезу. Лес дремучий – вон заросли какие, все переплелось, да темно там, и волки, наверное, есть, тоже боязно идти. Как быть-то?

- А ты как думаешь?

- Ну, не знаю… Вот если бы лужу осушить? Или заросли повырубить? Только ума не приложу, как это сделать можно. И откуда они тут только взялись?

- Ты же их и создала, — сообщила ворона. – Лужа грязная – это то, что у тебя на душе, так вот ты к себе и относишься. Лес дремучий – это то, что у тебя в голове: мысли твои непричесанные да убеждения замшелые, туда забредешь – вмиг заблудишься.

- А сам камень тогда что? – растерянно спросила Девица.

- А это проверочка тебе такая: сильна ли ты в своем намерении,  твердо ли решила прозябание в Больших Хворях на процветание в Здоровье-граде променять. А то вдруг ты только на словах переселиться хочешь, а на деле свои милые Хвори ни на что не променяешь?

- Но я же из них сбежала! – горячо стала защищаться Девица. – Вот, прошла большой путь, и дальше бы шла, если бы не Камень…

- А ты думала, путь тебе лютиками-васильками усеян будет? Нет, Девица Красная, все как в сказке! Будут на пути испытания трудные, ловушки хитроумные, враги коварные. Сумеешь преодолеть – получишь Силу, попадешь в Здоровье-град. Не сумеешь – или в Хвори свои любимые вернешься, или вовсе голову сложишь. А ты, эвон, перед первым же препятствием остановилась как вкопанная и не делаешь ничего.

- Да что делать-то надо, Птица Вещая? – умоляюще сложила руки Девица. – Ты уж будь ласкова, дай подсказку, направь на путь истинный!

- Молодец, правильный вопрос задала! Коли тебе Волшебные Помощники встречаются, типа меня, завсегда у них совета проси. Мы затем в сказке и существуем, чтобы на маршруте помогать. Разговаривай ласково, проси смиренно, слушай внимательно – очень много полезного почерпнуть сможешь.

- Да я слушаю, каждое словечко ловлю! – заверила Девица.

- Значит, так. Перво-наперво загляни себе в душу. Хоть она сейчас на лужу грязную и похожа, а все-таки живая душа. Все, что увидишь там – вытащи на белый свет, рассмотри, отмой, просуши да перебери. С чем надо – попрощайся, что хочется – себе оставь. Слезы свои незримые осуши, печаль-тоску прогони, все обиды прости, да и сама прощения попроси. И у себя попросить не забудь, за то, что сама себя в Большие Хвори загнала.

- Хорошо, Птица Вещая. Хоть и страшно мне в эту грязь душевную лезть, а сделаю.

- Вот, сделай, сама почувствуешь, как на душе легче станет. А там и лужа исчезнет, зеленый лужок на ее месте будет.

- Ой, хорошо бы! А дальше что?

- Вторым делом мыслями своими займись, лесом то есть. Что ж ты его так запустила? Посмотри, какие дебри у тебя в голове! Все перепуталось. Ты ж пойми, Девица дорогая, что мысли все наяву проявляются, на жизни отражаются. Все старые и гнилые деревья убрать надо, чтобы новым и молодым и места, и света хватало. Тогда у тебя в голове просветление выйдет, приятно туда заглянуть станет.

- Но тут же работы не на минуточку и даже не на неделю! – испугалась Девица. – Это сколько же я расчисткой заниматься буду?

- А сколько надо, столько и будешь! Ты себя в Большие Хвори тоже не одну недельку загоняла, не пожалела времени. Так на Здоровье его тем более жалеть не надо! Ничего, не переживай. Глаза боятся, руки делают. Тут главное – начать, а там, глядишь, дело просто сказочно пойдет.

- Ну хорошо. А Камень? С ним-то как быть? Он вон какой неподъемный! Или я его потом просто стороной обойду?

- Да нет, Девица, не так все просто. Камень этот – загадка, которую ты разгадать должна. Ты ведь его сама на дорогу взгромоздила, мыслями своими тайными. Сумеешь загадку разгадать и мысли поменять – он сам в прах рассыплется. А если его просто обойти, так он через десяток шагов снова поперек дороги ляжет, еще больше станет.

- Но я не знаю, что за мысли такие, — жалобно протянула Девица. – Вроде я о хорошем думаю, к Здоровью иду. А он мешает.

- Это не он мешает, это ты себе сама мешаешь, — проинформировала ворона. – Сказка ведь твоя, да? Значит, и Камень Преткновения тоже твой.

- Птица Вещая, помоги разобраться с тайными мыслями, — попросила Девица. – Чую, не справлюсь я сама, не умею пока в себя заглядывать. Но научусь обязательно!

- Ладно, помогу, — согласилась ворона. – На первый раз – святое дело, а потом уж сама… Вот скажи, что тебе хорошего в Хворях твоих пришло?

- Да чего ж там хорошего? – озадачилась Красна Девица. – Все плохое!

- Ну нет, враки это и самообман! Было бы там так плохо, так с чего бы ты в Хворях столько времени жила? Ты б туда и носа не сунула! Значит, держало тебя там что-то…

- Держало… — нехотя призналась Девица. – Хворать, оно-то временами знаешь как приятно бывает? Лежишь, ничего не делаешь, родные вокруг тебя суетятся, ухаживают, заботятся, ласковыми именами называют, ничего делать не требуют, по головке гладят, вкусненьким балуют.

- И что тебе это дает?

- Ну, вроде как вижу – нужна я, любима. Радостно мне так становится, спокойно.

- Вот тебе и выгода от твоей Хвори. А в Здоровье уйдешь жить – там вокруг тебя никто скакать не будет, там самой себя любить да баловать придется. А ты, похоже, и не умеешь…

- Права ты кругом, Птица Вещая. Так оно и есть, — пригорюнилась Девица. – До Хвори-то я о себе забывала, чужими мыслями жила, под чужую дудку плясала.

- Вот и доплясалась, — неодобрительно щелкнула клювом ворона. – Теперь свою музыку заводи, свои хороводы заводи, свою сказку слагай.

- Так я бы и хороводилась… Да вот только вдруг ошибусь, не с тем хороводы заведу? Вдруг что плохое из этого выйдет, а я виновата останусь?

- Мудрость такая есть: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Надо бы тебе почаще повторять: «Я имею право на ошибку!». Пока ты в постели лежишь, больная да немощная, нет у тебя ни ошибок, ни жизни. А вылезла да к Здоровью пошла – ну как тут без ошибок обойтись? Это ж опыт твой, обучение! Из ошибок да уроков вся жизнь состоит. А ты уж больно ошибиться боишься… Выходит, Жизнь для тебя – тоже Камень Преткновения.

- Выходит… — совсем приуныла Красна Девица. – То-то я себя в Большие Хвори жить определила… Там-то, лежа, уж точно не ошибешься! Лежишь себе, хвораешь. Вся ответственность на лекарях да знахарях. Только я так больше не хочу!

- Надо тебе, стало быть, ответственность на себя принимать. Лекари да знахари, они ведь все по-разному говорят, да?

- Это точно! – оживилась Красна Девица. – Одни говорят: «Не поправиться тебе, Красна Девица, никуда не деться, Большие Хвори – это на всю жизнь». Другие говорят: «Меня слушайся, плати мне звонкой монетой, только я тебя из Больших Хворей вывести могу!». А один так и вовсе сказал, что Большие Хвори – это выдумка людская, мираж, а вообще-то это царство мертвых, и живут там люди, у кого уже душа умерла.

- А ты как думаешь?

- А я чувствую – нет, не умерла моя душа! Жива она, радости просит, к солнышку рвется. Вот я и решила путь к Здоровью искать. Конечно, может, и правы те лекари-знахари, которые говорят, что ничего не получится. Но я хотя бы попробую!

- Вот и еще один Камень Преткновения, — встрепенулась ворона. – Ты в Здоровье-град идешь, а сама себя в нем не видишь. Не веришь, что попадешь туда! Эвон, уже пути отступления обдумываешь.

- Но ведь может и так случиться? – запротестовала Девица. – Я себя обманывать не хочу!

- А ты и не обманывай! – строго каркнула Вещая Птица. – Ты скажи себе твердо: «Пребывать мне в Здоровье отныне, и присно, и во веки веков!!!». Ну, заклинание такое сотвори. В сказках ведь как – без заклинания волшебного ни дело не делается, ни сказка не сказывается.

- Хорошее заклинание, мне нравится! – обрадовалась Девица. – Буду его говорить почаще.

- Ты вот подумай, много богатырь навоевать сможет, если в силу свою не верит? «Не то я, мол, Лихо Одноглазое одолею, не тот оно меня?».  Ну, и куда это годится? Так и растратишь силу богатырскую на сомнения. А Лихо-то, в отличие от тебя, сомнениями не мучится, оно только и ждет, когда ты Веру-в-Себя хоть на миг потеряешь. Тут оно тебя и уязвит!

- А надо как?

- А надо так: «Смогу! Одолею! Я – победитель!».

- А если я в это не верю? Ну, пока же я еще не победитель? – жалобно спросила Девица.

- А ты убеди себя, что ты такая! Раз скажешь, два повторишь, а там, глядишь, и привыкнешь! – лукаво предложила ворона.

- Хорошо, я попробую.

- Никаких «попробую»! Хочешь новую сказку сложить – говори: «Я сделаю!». И все получится.

- Хорошо! Я сделаю! – засмеялась Девица. – Спасибо тебе, Птица Вещая! Очень ко времени ты прилетела. Указала мне на мои ошибки. Я вот их боялась-боялась совершать, а сама все равно – столько понаделала! Видно, и правда без них никак. Но теперь все поправлю. Низкий мой тебе поклон.

- Вот и ладно, вот и славно. Полетела я в другие места, красных девиц да добрых молодцев вразумлять. А то много таких Камней Преткновения на сказочном пути встречается, не ты одна такая. Полечу на подмогу. А с тобой не прощаюсь. Глядишь, и свидимся! Ты верь!

… Долго ли, коротко ли, а пришлось Птице Вещей – вороне сказочной сызнова пролетать в этих местах. Глядит она – слева заместо лужи грязной цветник розовый, благоухает-переливается, справа нет уж леса дремучего – березнячок светлый, и птицы в нем поют.

Вот только Камень на месте. Что такое? Неужели Девица не справилась? Спустилась пониже ворона – ан нет, ошиблась она! Камень с дороги в сторонку убран, стоит так аккуратненько, никому не мешает, Путникам знак подает. А на нем слова написаны тонким девичьим почерком, вязью сияют, золотом горят:

 

ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО НА ОШИБКУ!

СМОЖЕШЬ! ОДОЛЕЕШЬ! ТЫ – ПОБЕДИТЕЛЬ!

НЕ ПРОБУЙ, А СДЕЛАЙ!

ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!

ТЫ ВЕРЬ!

Автор: Эльфика

http://www.elfikarussian.ru/

http://www.doktorskazka.ru/

http://dragon.elfikarussian.ru/

Больше из этой рубрики
Больше этого автора

www.elfikacka3ka.ru