Эстония в общем. Часть 1: дерево и плитняк. Камни прибалтики


Балтийский янтарь как правильно выбрать и оценить. Полезные советы.

Балтийский янтарь — одна из наиболее ценных разновидностей этой древней древесной смолы, является отличным дополнением к любой коллекции украшений. Вот несколько советов, которые помогут вам оценить его перед покупкой.

Что такое балтийский янтарь?

Он относится к янтарю, найденному не только в Балтийском регионе, но также и в некоторых частях Германии, России и Польши.

Как оценить и купить балтийский янтарь

Этому типу янтаря больше чем 40 миллионов лет, и он содержит янтарную кислоту, которая является причиной того, что он упоминается также как «сукцинит».

Оценка.

Ценность балтийского янтаря определяется в основном его цветом.

Чистота также играет роль, хотя, отношения между нею и ценой не всегда прямые.

Процедуры для улучшения внешнего вида балтийского янтаря довольно распространены и не обязательно уменьшают его ценность.

Давайте рассмотрим каждый из этих факторов подробно:

Цвет

Наиболее распространенный цвет — от светло-желтого до среднего темно-желтого (обычно описывается как лимонный или медовый).

Есть более темные варианты, у которых больше коричневатых или красноватых оттенков, а некоторые изделия даже белые и непрозрачные. Балтийский янтарь с синими или зелеными оттенками также существует, но он очень редкий.

Самые ценные цвета — медовый, коньячный и красный. В целом, предпочтительны более интенсивные оттенки, а бледные цвета не так ценны.

Чистота

Балтийский янтарь варьируется по чистоте, и изделия могут располагаться от прозрачного до полностью непрозрачного. Обычно, более чистые образцы имеют преимущество перед низкой чистотой.

Тем не менее, недостатки в янтаре не обязательно рассматриваются как проблема, и если они указывают, что он является подлинным и древним, они могут сделать его более ценным.

Например, изделие с застывшими насекомыми или растениями внутри может быть продано намного дороже (если изделие не фальшивка, которая часто имеет место).

Улучшения

Балтийский янтарь часто обрабатывают, чтобы сделать его цвет более насыщенным или улучшить его чистоту, и такие процедуры не делают его менее подлинным.

Эти обработки очень распространены и позволяют купить янтарь, который отлично выглядит, по доступной цене.

Наиболее распространенный метод, используемый, чтобы улучшить вид янтаря, это нагрев, который обычно дает устойчивые результаты.

Однако, вы должны иметь в виду, что другие способы улучшения оттенка, такие как различные цветные покрытия, недолговечны.Как ухаживать за драгоценными изделиями из янтаря?

Существует так называемый прессованный балтийский янтарь, который создается путем сплавления мелких кусочков вместе, формируя большее изделие.

Получающиеся янтарные изделия более дешевые, чем аналогичные цельные того же размера, но прессованный янтарь также менее прочен, когда дело доходит до устойчивости к давлению.

Поддельный балтийский янтарь

Подделки часто делаются из копала, который является смолой дерева, но недостаточно старой, чтобы стать реальным янтарем.

Стекло, пластик или некоторые неянтарные смолы также используются для изготовления имитаций. Однако, очень трудно обнаружить некоторые из этих фальшивок.

Самый простой тест, чтобы проверить, является ли янтарное изделие фальшивкой, это поджечь его часть (например, коснувшись его горячей иглой) и посмотреть, появится ли характерный сосновый запах смолы дерева.

Однако, горение повреждает янтарь, и этот вид тестирования не очень практичен. Поэтому, лучше проверить его у профессионалов с использованием специального оборудования.

Чтобы свести к минимуму вероятность купить подделку, ищите какие-то явные признаки того, что янтарь не является подлинным.

Прежде всего, любой балтийский янтарь, который кажется слишком дешевым, вероятно, не является подлинным.

Если внутри дешевого изделия также есть некоторые застывшие объекты, такие как насекомые, то это — почти наверняка фальшивка (очень часто, эти «застывшие» пчелы или жуки были просто вставлены, это происходит и с дорогими изделиями).

Как чистить и ухаживать за драгоценными изделиями из янтаря?

Для того, чтобы янтарь оставался таким же в течение очень долгого времени, важно знать, как ухаживать за ним.

Чтобы он продолжал сиять, янтарь должен чиститься часто. Вы будете получать множество комплиментов, нося его, но только если он очищен должным образом.

Как хранить янтарные драгоценности?Никогда не используйте ультразвуковой ювелирный аппарат или пароочиститель. Они могут повредить янтарный глянец и нанести значительный ущерб камню.

Используйте немного теплой воды и раствор мягкого мыла. Поместите янтарные драгоценности в раствор и с помощью пальцев смойте любую грязь. Высушите камень фланелевой тканью.

Чтобы отполировать янтарь до блеска, используйте каплю оливкового масла и мягкую ткань.

Прежде чем положить на  хранение ваши янтарные украшения, удостоверьтесь, что они очищены и отполированы, прежде чем поместить их в шкатулку для драгоценностей.

Если янтарь оправлен в желтое золото, чистое серебро или даже платину, инструкции — те же. Само обрамление может быть очищено отдельно, с использованием подходящих методов очистки для конкретного металла.

Что нельзя делать при ношении янтарных драгоценностей?

Янтарь очень чувствителен, поэтому, есть несколько вещей, которые не стоит делать, когда вы надеваете свои любимые янтарные сережки, ожерелье или даже кольцо.

1. Не оставляйте янтарь под прямыми солнечными лучами. Если вы снимаете кольцо по какой-то причине, поместите его в мягкую сумку, чтобы избежать прямых лучей.

2. Избегайте экстремальных температур – слишком жаркая или слишком холодная атмосфера может нанести ущерб камню.

3. Применяйте духи и лак для волос прежде, чем надеть ваши драгоценности. Если они попадут на поверхность янтаря, она может потерять свой блеск навсегда.

4. Избегайте готовки или уборки с янтарным кольцом или браслетом. Бытовая химия и тепло могут разрушить янтарь.

Янтарь — необычный камень. Он сформирован в недрах земли, и не такой твердый, как некоторые других камни, которые вы привыкли носить. Несмотря на то, что он в твердом состоянии, это не всегда было так, потому что когда-то была жидкая форма. Если вы находитесь в ситуации, когда вы думаете, что ваш камень может быть легко поврежден, лучше проявить осторожность и не надевать драгоценности.

Хранение.

Янтарь очень тонкий и может легко поцарапаться. Чтобы уберечь его от царапин, когда вы его не носите, он должен храниться отдельно.

Таким образом он не будет касаться других материалов в вашей шкатулке. Оберните его в мягкую ткань или храните в его собственной ювелирной шкатулке.

Как отличить натуральный янтарь от прессованого

dragmag.ru

Эстония в общем. Часть 1: дерево и плитняк: varandej

Исторический обзор Эстонии очень похож на мои прошлогодние посты "Три истории Латвии" и "Латыш и его господин", отличаясь в основном именами, географическими названиями и отраслями промышленности - два остзейских народа за тысячу лет прошли один и тот же путь. А вот география Эстонии совсем другая, маленькую страну отличает весьма необычная природа, накладывающая отпечаток и на достопримечательности, и на быт. В прошлой части я показал Янову ночь в таллинском скансене и сам этот скансен Рокка-аль-Маре, теперь же попробую рассказать об особенностях Эстонии в целом: в этой части - природных и исторических, в следующих двух - о современных.

На правах дисклеймера: возможны фактические ошибки, и лучше указать на них сейчас, чтобы я не повторял их в последующих постах, но пожалуйста, делайте это без хамства и ёрничания. Сам же материал не проходит по объёму, поэтому разбит на два поста, комментарии - во втором.

В принципе, нормальный эстонский пейзаж выглядит как-то так - тёмный лес, зелёный луг, одинокий хутор да шпиль кирхи вдалеке. Эстония - страна маленькая по площади (45 тыс. квадратных километров - это чуть меньше Подмосковья), но по населению - ещё меньше, 1,2 миллиона человек (это как средненькая российская область - скажем, Вологодская или Рязанская), и заселена, прямо скажем, негусто. Испокон веков в Эстонии существовала своя территориальная единица - мааконд (от "маа" - "земля") и кихельконд, по сути - уезд и земля церковного прихода соответственно. Мааконды остались и ныне, но нынешнее деление не совсем совпадает с историческим,.соответствуя советским районам, а вот указатели кихелькондов сплошь коричневые, то есть туристические - они стоят для антуража на старых границах, нынешний же аналог кихельконда - волость (vald).

2.

Если Латвия делится на три исторические части, то Эстония - на две. Как и Латвия, она включает полторы дореволюционных губернии - маленькую Эстляндскую на севере и половину большой Лифляндской на юге. Они заметно отличаются даже своей природой, а их исторические пути несколько раз расходились. Южная Эстония, вместе с латвийской Видземе входившая в Лифляндскую губернию - это край дремучих лесов и высоких холмов, как например высшая точка Прибалтики Суурь-Мунамяги (318м), с вершины которой открывается вот такой вид, достойный Урала или Архангельской области:

3.

Центр Южной Эстонии - Тарту, в прошлом Дерпт или Юрьев, второй по величине (чуть меньше 100 тысяч) город страны. На западе - Рижский залив, на востоке - Чудское и Псковское озёра, в центре крупное озеро Выртсъярв (Вирзее), разделяющая три исторических мааконда - Сакала на западе, Уганди (Унгвания) на востоке и Йогентагана (а также крупные кихельконды Мыху, Нурмекунд и Вайга) на севере. На месте первого ныне уезды Пярнумаа и Вильяндимаа, на месте второго - Тартумаа, Пылвамаа и Вырумаа, на месте третих - Йыгевемаа  Глубинка Южной Эстонии - бесчисленные и жутко извилистые, но безупречно укатанные грунтовки, ведущие к глухим хуторам:

4.

И хотя здесь есть море и даже курорт всея Эстонии Пярну на нём, всё же Южная Эстония - край рек и озёр, тем более с востока её ограничивает Чудское озеро, превращающее Эстонию в почти полуостров (натретьостров?). В медвежьих углах близ него живут русские староверы (Муствеэ, Калласте, остров Пийрисаар) и сето - православные эстонцы из угодий Псково-Печерского монастыря. Надо сказать, Печерский район тоже успел побыть маакондом Петсеримаа в межвоенное время и там даже остались кое-какие следы этой эпохи.

5. Чудской берег, Калласте.

Северная Эстония, бывшая Эстляндия - совершенно другая. Суровый северный край - хотя на самом деле она чуть южнее Петербурга, по её холодному небу, пронзительным ветрам, а в ясные дни - колючему и почти не греющему Солнцу, легко подумать, что она где-то на широте Карелии. Лето здесь холоднее питерского, зима - говорят, чуть теплее, но с постоянным мокрым снегом. Однако отличает Северную Эстонию не только небо, но и земля, а если точнее - Балтийский глинт, или Великий уступ:

6.

Довольно загадочная сущность, о происхождений которой единого мнения нет до сих пор, уступ начинается под водой у побережья Швеции и тянется на 1200 километров с запада на восток, проходя через острова, образет северный берег Сааремаа и южный бере Финского залива и, сглаживаясь, холмистой грядой проходит Ленинградскую область до Волхова.  Там, где уступ выходит к морю, образуются "панки" (как их называют эстонцы) - обрывы высотой до 56 метров, как на кадре выше (это как раз на Сааремаа). Кроме того, не вполне очевидно, что равниннная Эстония очень богата на водопады разной высоты и мощности, также нанизанные на глинт. Вот например Валласте - довольно тонкий, но самый высокий (более 30м), и за ним хорошо виден неповторимый рисунок глинта - такие же слои повторяются и во многих других местах:

7.

Исторические мааконды Северной Эстонии - Ляэнемаа (в переводе Западная земля, Западенщина, существует и ныне, хотя часть отошла к Пярнумаа), Рявала и Харью (ныне слились в Харьюмаа вокруг Таллина), крупный кихельконд Алемпоис (ныне Рапламаа), Ярвамаа (в переводе Озёрный край, существует и ныне, центр - Пайде), Вирумаа (ныне Ляэне- и Ида-Вирумаа, то есть Западная и Восточная соответстенно с центрами в Раквере и Йыхви). И конечно, в бурной истории таким подарком судьбы, как неприступные обрывы посреди равнины, не могли не воспользоваться правители, поэтому на уступ цепочкой нанизаны замки и крепости: Гапсаль (Хаапсалу), Вышгород (то есть Таллинский замок), Везенберг (Раквере), Нарва, Ивангород, Ямбург (Кингисепп), Копорье, Старая Ладога... Вышгород оказался уникален тем, что здесь и вовсе возник останец с отвесными стенами со всех сторон, что и предопределило появление мощнейшей крепости и главного города Эстляндии:

8.

Впрочем, о замках - позже, пока что вернёмся к географии. Ещё одна эстонская особенность - альвары, проще говоря, пустоши, где почва покрывает камень тонким, порой исчезающим слоем, и вид у них местами почти заполярный, кабы ни кусты можжевельника:

9.

Но всё же в основном эстонские берега, как и всюду в Прибалтике - песчаные и сосновые, вот только от латвийских и литовских их отличает обилие прибрежных валунов (догадайтесь, кстати, откуда был снят этот кадр - ответ будет ближе к концу поста):

10.

Но самая яркая особенность эстонской природы - это полторы тысячи (1521, если точнее) островов, разбросанных вдоль побережий и к западу от материка группирующие в Моонзундский (Западно-Эстонский) архипелаг - на них приходится 9% площади страны, что по меркам сверх-континентального бывшего СССР чрезвычайно много. Более того, острова эти ещё издавна обжиты, крупнейший эстонский остров Сааремаа (кстати, не пытайтесь это выговорить - местные произносят просто "Сарема") по населению второй на постсоветском пространстве после Сахалина, и в целом пять самых крупных и населённых (Сааремаа, Хийумаа, Муху и Вормси, а также удалённый от архипелага Рухну) - на мой взгляд, интереснейшая и уж точно самая колоритная часть Эстонии. Но большнинство эстонских островов выглядят как-то так - плоские и лесистые:

11.

Как и в Литве, эстонская природа запомнилась мне и своей живностью. Трава тут переполнена мелкими улитками, которые постоянно хрустят под ногами - и вроде жалко их, а чтобы не раздавить, в траву можно только вообще не лазать, да на асфальте под ноги смотреть.

12.

Но всё же хозяин жизни в Эстонии - чайка. Они здесь огромные и жирные, как куры, очень наглые и запредельно крикливые. Местные, увидев крупную чайку, предпочитают накинуть шапку или капюшон, потому что чайка около гнезда может не только "сбросить бомбу", но и хорошенько клюнуть в темя. Конкретно эта чайка за секунду до съёмки кадра пыталась то ли порвать, то ли утащить в клюве мусорный пакет. Стая истерично галдяющих птиц - обычное дело даже на городских площадях.

13.

На тихих и неназойливых черноморских чаек в Крыму мне после балтийских чаек смотреть было скучно... Молодые чайки на тротуаре в промышленном Кохтла-Ярве:

14.

Природа в Эстонии предопределила и архитектуру - здесь два наиболее характерных материала, вынесенных в заголовок поста.По "деревянности" своей архитектуры Эстония не уступает Русскому Северу, причём здесь очень характерны именно деревянные застройки городов. Деревянным тут бывает практически всё - вокзалы, корчмы, мельницы, ратуши, но реже всего почему-то церкви, особенно лютеранские - их на всю Эстонию буквально единицы.

15.

Что же касается камня, то тут Север и Юг принципиально различны - если в Южной Эстонии самый ходовой материал красный кирпич и бутовый камень (как и в Латвии, и в Литве, и в Беларуси), то в Эстляндии и на островах стройматериал порождён всё тем же Великим уступом - это плитняк, который в Эстонии чуть ли не официально именуют "национальным камнем". Как я понял, породы у этого плитняка бывают разные, чаще всего доломит и известняк, но характерная фактура и серый цвет запоминаются сразу. Средвековье тут суровое и серое, как на открытках Старой Англии:

16.

Из плитняка строились и древние курганы, как например вот эти в Йыэляхтме, и крепости, как например непосещённая мной Варбола. Именно благодаря обилию камня донемецкий слой в Эстонии особенно заметен:

17.

На всю эту географию хорошо "ложатся" мифологические герои, с деятельностью которых молва отождеставляла всякие формы рельефа. Самый популярный герой - Калевипоэг, эпос о котором собрал из народных песен в конце 19 века фольклорист Фридрих Крейцвальд: ещё не целиком аутентичная финская "Калевала", но и не латышский "Лачплесис", написанный в конце 19 века. С Калевипоэгом в Эстонии связаны несколько десятков, если не сотен, мест, вплоть до ложбин, где конь его валялся, а Вышгород - и вовсе курган Калева, отца героя, чьё имя собственно как Калевич и переводится. "Калевипоэг" в сокращённом детском варианте каким-то образом валялся у меня дома, и я его прочёл ещё в средней школе - история действительно сильная и полная впечатляющих образов. Иллюстрация слева как раз были в той книжке:

18.

Второй по популярности персонаж - Большой Тылль, тролль если по-нашему, добродушный, но вспыльчивый и немного вредный великан, который жил на острове Сааремаа с супругой Пирет и в непогоду вытаскивал из моря тонущие суда и относил их к берегу, поэтому в эпоху I республики "Большим Тыллем" назвали, что весьма логично, ледокол. Ещё есть очень жуткий мультфильм про Большого Тылля - советской эпохи:

19.

Но заканчиваются все эти легенды одинаково - появлением на родной земле Железных Людей, одолеть которых не может ни Большой Тылль, ни Калевипоэг. Кто пришёл в Прибалтику первым - балты или угро-финны, учёные и интернет-тролли этих двух общностей спорят до сих пор: одни находят угро-финские топонимы в Прусии, другие - балтские в Финляндии. Как бы то ни было, 1000 лет назад граница их проходила примерно по Западной Двине, к северу от которой помимо будущих эстонцев жили также ливы, ассимилированные впоследствии балтами - от них осталось лишь несколько сёл в Латвии. Древние эсты же, известные ещё Римской империи, скоре всего были балтским народом и жили ближе к нынешней Пруссии, местные угро-финныы же на Руси были издавна известны как "чудь". Эталоном цивилизованности, надо сказать, финно-угры были далеко не всегда - Северную Русь ещё в Средние века беспокоили финские разбойники, прото-эстонцы же были самыми лютыми на Балтике пиратами, которых боялись даже местные викинги. Последние и пытались покорить Прибалтику, но не особо успешно. Чуть лучше дела пошли у Древней Руси - старейшим городом Эстонии остаётся Тарту, основанный в 1037 году Ярославом Мудрым как Юрьев, а поселение Колывань на месте нынешнего Таллина упоминается с 1152 года, вероятно как фактория русских купцов или чудская крепость - версии от "Kalev linn" (Град Калева) до "Кол Ивана", но наиболее вероятно, Калевалинн переводится как "Крепкий город", "Твердыня".

20.

А Железные Люди сюда пожаловали в начале 13 века: Северную Эстонию покорил датский король Вольдемар II, а Южную - крестоносцы, обосновавшиеся в устье Западной Двины. Столицей Датской Эстонии стала та самая Колывань, видимо как нечто наиболее похожее на город в европейском смысле, и датчане назвали его Реваль, так как стоял он в землях племени Рявала, в то время как аборигены, напротив, стали называть его Таллин - Датский город. Немцы же продвигались в долго и упорно, и против них объединились эстонцы (которых возглавил Лембит, старейшина племени Сакала - персонаж не менее популярный, чем Калевипоэг, и в его честь называли военные корабли), латгалы (их лидером был князь Вячко, чью вотчину Кукейнос крестоносцы захватили чуть ранее) и новгородцы, которых Вячко и Лембит сочли меньшим из зол. Но Железные Люди победили всех: в 1217 году в битве при Вильянди погиб Лембит с 6-тысячным войском, в 1223 латгалы и новгородцы заняли Юрьев, но год спустя были выбиты оттуда и в том бою погиб Вячко, и после нескольких стычек с Псковом и Новгородом (Невская битва, Ледовое побоище, поход на Раковор) восточная граница закрепилась на века. Карта покорённой Прибалтики, которую крестоносцы назвали Терра Мариана ("Земля Богоматери"), выглядела примерно так:

20а.

На карте хорошо видно устройство основанной крестоносцами Ливонии - земли собственно Ордена меченосцев (после поражения при Сауле в 1236 году - Ливонского ландамейстерства Тевтонского ордена), а вот в разные цвета покрашены 4 княжества-епископства, возникших на этих землях. Основным противником Ливонии была языческая Литва, набеги которой доходили до северных пределов, но больше всего ливонцы воевали друг с другом, так как за господство в Терра Мариана боролись Рижское архиепископство (которому формально подчинялись 3 других княжества) и собственно орденский магистр. Все замки делились на "орденские" и "епископские", центром собственно Ордена фактически была не Рига (где к епископству добавлялись ещё и бюргеры, регулярно против Ордена бунтовавшие), а Венден - нынешний Цесис в Латвии.Будущей Эстонии достались два епископства - Дерптское (Тарту) и Эзель-Викское (Леаль/Лихула, затем Гапсаль/Хаапсалу).

21. Полуразрушенный Домский собор в Тарту, как и везде в Лифляндии - краснокирпичный.

При этом хотя Эстляндию покорила Дания, заселять её не хватало людей, датчане составляли лишь 18% новой элиты, ещё немного было крешённых эстонцев, но в основном с согласия Дании здесь поселились опять же немцы из Вестфалии. Но как сказал мне Josef Kats, те кто называют русский бунт бессмысленным и беспощадным, ничего не знают об эстонском бунте, "они терпят долго, но если их разозлить - это натуральные берсерки": Большой Тылль, превращающийся с нашествием врага из доброго великана в грозное чудовище, персонаж очень эстонский. Эстонцы терпели 120 лет, а в Юрьеву ночь 1342 года таки взбунтовались - сначала в мааконде Харьюмаа, где они разгромили немецкие поместья, перебили их обитателей, провозгласили возврат язычества, избрали "Четырёх королей" (то есть вождей) и пошли на Ревель и Гапсаль, а затем восстание охватило все племена. Подавлять его взялись опять же немцы, и оценив масштабы проблемы, решили пойти на хитрость - пригласили на переговоры в замок Вайсенштейн (нынешний Пайде) Четырёх королей, повязали их да казнили. Но на подавление восстания у них ушёл ещё год, последняя крупная битва произошла в нынешней черте Таллина... однако ещё год спустя, в 1344, вспыхнуло восстание на островах, подавленное лишь к февралю 1345-го. Резню эстонцы учинили знатную, перебив до десяти тысяч немцев, после чего датский король Вольдемар III решил, что ему такого счастья не надо и продал Эстляндию Ливонскому ордену.

22. Домский собор и замок в Хаапсалу, как и всё средневековое на Севере - из плитняка.

И в отличие от нынешней Латвии, где то литовцы нападут, то архиепископ с магистром  не поладят, то бюргеры восстание поднимут и замок разберут по камушку, будущая Эстония была для Ливонии глубоким тылом. С Дерптом и Эзелем магистр особо не воевал, а для ганзейского Ревеля это и вовсе был "золотой век", когда он процветал в том числе на транзите русских товаров. Но в целом Эстония и Латвия в те времена были единым пространством и история их тоже единой. Самое часто встречающееся наследие Ливонии - довольно однотипные, но весьма многочисленные кирхи с остроконечными башнями:

23.

Но вот Ливонская война по будущей Эстонии прокатилась едва ли не сильнее, чем по будущей Латвии, начавшись с вторжения русской армии через Нарву в 1558 году. Год спустя Дания под шумок купила остров Эзель, после 200-летнего перерыва вернувшись в Прибалтику (тем более именно Сааремаа датчане в первый период не владели), а Швеция в 1561 году после неудачной русской осады заняла Ревель (шведы на него облизывались не первый век и даже Хельсинки основали точно напротив, надеясь перетянуть туда ревельскую торговлю) и вступила в войну, оказавшись для России очень грозным противником. И хотя Россия удерживала Ливонию к северу от Двины без малого 20 лет, делая наберги в Курляндию, в 1568 году Иван Грозный решил (видимо, временно) отказаться от прямого подчинения этих земель и организовал на них вассальное Ливонское королество под управление принца Магнуса - и так как Ригу и Ревель взять не удавалось, столицей его почему-то стал замок Обер-Паллен (Пылтсамаа) практически в центре нынешней Эстонии (мной, увы, так и не посещённый). Такой расклад устраивал местных немцев, и если бы Москва сумела удержать Ливонию, скорее всего последнюю ждало бы постепенное поглощение через интеграцию потомков Магнуса и здешней аристократии в русскую знать, а стало быть - всё то, за что боролся спустя полтора вёка Пётр I... но в 1577 году Магнус перешёл на сторону Речи Посполитой, а через несколько лет уже Россия обороняла от польского войска Псков...

23а. флаги Ливонской конфедерации и Ливонского королевства..

Это был звёздный час Речи Посполитой, вершина её могущества - Польша и Литва овладели почти всей Ливонией, создав там Задвинское герцогство, находившееся в их общем подчинении. Центром его был Феллин (Вильянди), и оно делилось на 3 воеводства - Дорпатское и Пернавское (Тарту и Пярну) в основном в нынешней Эстонии и Венденское - в основном в нынешней Латвии, причём три "островка" - это бывшее Курляндское епископство, которое купила вместе с Эзелем Дания и отвоевала в 1585 Польша.

23б.

Эстляндия же оставалась единственной землёй между нынешними Польшей и Россией, никогда не бывавшей в составе Речи Посполитой... но и Лифляндией поляки владели недолго - не вполне очевидно, но могильщиком польского величия стала именно Швеция, почти сразу после Ливонской войны начавшая наступать на юг. Параллельно с нашей Великой Смутой (где Россию долбали обе страны) шли польско-шведские войны, и к 1620 году вся Ливония стала шведской - Речь Посполитая удержала лишь Латгалию, курляндские владения и протекторат над самой Курляндией (которая, несмотря на это, исправно боролась за колонии в Новом Свете), то есть и в Южной Эстонии польское господство длилось всего пару десятилетий... и это заметно: в отличие от Литвы и даже Латвии, Эстония напрочь лишена этой польской чувственности и импульсивности.Руины Феллинского замка - столица Задвинского герцогства:

24.

Шведы же в 1645 отвоевали и Сааремаа у Дании, и стали безраздельным хозяином Ливонии. Впрочем, Эстляндия в это время отошла на периферию, Ревель не выдерживал конкуренции с Ригой, зато в Дерпте в 1632 году был основан университет, остающийся (хотя и с перерывом в 18 веке) сердцем этого города и поныне. Но как ни странно, шведского наследия в Эстонии не так уж много и в основном это жилые дома и ратуши. Лучшим шведским ансамблем была Старая Нарва, по административному весу стоявшая наравне с Ревелем и Ригой как центр Ингерманландии... но она почти вся была разрушена Второй Мировой войной... Нарвская ратуша, впрочем, уцелела:

25.

С Нарвы началась и Северная война - сначала поражением Петра I (которое весьма колоритно описал Алексей Толстой в своём романе) в 1700-м, затем - успешным (и описанным уже не с таким вдохновением) взятием в 1704-м. Всю территорию нынешней Эстонии Россия контролировала к 1712 году, а в 1721-м, вместе с Северной войной, шведское владычество тут закончилось официально. Шведы в 17 веке пытались ослабить остзейских баронов, остававшихся безраздельными хозяевами Прибалтики с 13 века, вдобавок в Эстляндии селили свою аристократию (например, островам Дагё/Хийумаа владели Стенбёки), и Россия решила не повторять эту ошибку: Прибалтика осталась немецкой, и даже созданные к концу 18 века губернии почти повторяли очертания шведских провинций: Лифляндская (на территории Эстонии - островной Эзельский, Перновский, Феллинский, Дерптский, Верроский уезды по большей части и Валкский - краешком), Эстляндская (всего из 4 уездов - Гапсальского, Ревельского, Вайсенштейнского и Везебергского) и... Санкт-Петербургская, куда записали Нарву. Конечно, тут стояли русские гарнизоны, присутствовали чиновники, проникало купечество, строились церкви, но всё это были лишь вкрапления в немецкой среде.

26. Екатерининская церковь 1760-х годов - веха православной архитектуры в Прибалтике.

И культурная среда здесь сохранилась соответствующая. Во-первых, баронские усадьбы, которые здесь традицонно называют "мызы" - но надо сказать, они гораздо скромнее латвийских и литовских поместий, так как Эстляндская губерния была гораздо беднее Лифляндской или Курляндской, а Лифляндская выходила сюда своей периферией. Тем не менее, мыз в Эстонии много и без них впечатление о стране нельзя считать неполным:

27. Мыза Хеимтали под Вильянди - образец далеко не лучший, но весьма типичный.

Корчмы вдоль дорог - также неотъемлемая часть эстонского пейзажа, здесь они особенно велики и заметны, и некоторые (например, Виитна близ трассы Таллин-Нарва) сохранились почти неизменными с 18 века. Увы, обычно мимо них я проезжал на автобусе, уалось заснять далеко не лучший образец в местечке Вастселийна под Выру:

28.

Но самое характерное - мельницы, в Эстонии их сохранилось много как нигде в бывшем СССР, причём разных типов. Какие-то в полном виде и даже с крыльями машут, другие превратились в каменные и деревянные пеньки - но попадаются вдоль дорог они удивительно часто.

29.

30.

Ещё характерная деталь - такие вот качели-"платформы", популярная местная забава для большой компании, которую я уже показывал в прошлой части:

31.

А у побережий - маяки. Красивых старых маяков я в эту поездку видел больше, чем за все предыдущие годы путешествий, и в принципе больше половины выдающих хоть чем-то маяков постсоветского пространства находится именно в Эстонии с её мудрёными фарватерами и старыми торговыми путями. С маяка был снят и кадр № 10.

32.

Есть тут и много действительно уникальных маяков. Скажем, деревянный маяк 1850-х годов Сурупи или средневековый (16 век), едва ли не второй по возрасту в мире (после римского Ла-Карунья в Испании) маяк Кыпу на острове Хийумаа:

33.

Морской дух Эстонии очень хорошо передают таблички с названиями судов, без коллекции которых тут не обходится уважающий себя музей - левая из замка Курессааре, правая из башни Толстая Маргарита в Таллине:

34.

(пост не прошёл по объёму, поэтому продолжение и комментарии - здесь)

varandej.livejournal.com

Где и как добывают янтарь?

Наверное, все люди неоднократно слышали о таком драгоценном камне, как янтарь. Итак, янтарь – это смола деревьев, которая долгое время пролежала под весомым слоем земли. Чаще всего внутри самоцвета находятся околевшие тела насекомых.

Янтарь и добыча минерала очень высоко ценится. Поэтому люди, которые добывают янтарь, зарабатывают не меньше, нежели те, которые его продают.Где и как добывают янтарь? – рассказываем сегодня.

 

Где и как добывают янтарь? Месторождения и легенды.

Существуют два вида янтаря: украинский и прибалтийский. Конечно же, бурштин (второе название камня) Прибалтики славился больше украинского и по качеству, и по масштабам своего месторасположения. Но это было раньше. Потому что на сегодняшний день множество ювелиров утверждают, что янтарь украинского происхождения ничем не хуже прибалтийского. Ведь залежи золотистого и желтого янтаря, характерного для Прибалтики, были найдены и на украинском Полесье. Тем не менее, прибалтийский янтарь – это благородный минерал, имеющий хорошую репутацию и высокую цену. Этот самоцвет начали добывать на Балтийском море, а после продавали его на местном рынке. Римляне и финикийцы, прибывшие на эту землю ради купеческих намерений, скупали этот товар и увозили к себе на Родину. Таким образом, прибалтийский янтарь и попал на мировой рынок и надолго укоренился там. А еще историки доказали, что щит самого Геракла был украшен янтарем, порезанным на пластины.

Также в гомеровской «Одиссее» упоминается, что Пенелопа получала в дары множеств украшений с янтарем.

Где и как добывают янтарь на территории Украины?       

Украинский янтарь  издавна был одним из основных видов промысла на территории тогдашней Украины и Киевской Руси. Ведь это не доставляло слишком большого труда и времени, а также приносило хорошие деньги. А если быть точным, то впервые этот минерал был найден еще в Скифии. Янтарь, который добывают на Украине, делится на несколько типов, названия которых походит от их местонахождений: Полесский, Поднепровский, Карпатский, Волынский и другие. А еще есть румэнит – черный, красный, а также дымчато-серый янтарь, найденный на территории Румынии. Одним из доказательств, что янтарь известен человечеству достаточно давно, является голова льва. Нет, она не настоящая. Ее выточили из слоновой кости, а глаза же были сделаны именно из украинского янтаря. Нашли кстати эту голову на территории Киевской области. Считается, что дата создания головы около 700 гор до нашей эры. Кроме этого историки утверждают, что самыми древними янтарными статуэтками и украшениями являются изделия, которым по нынешним меркам более шести тысяч лет.

Как добывают янтарь? Ручной сбор.   

Людей также интересует, как же добывают янтарь. Безусловно, существует огромное количество способов. Самым известным считается – ручной сбор. Этот способ является самый старым и самым простым. Ручной способ применяли люди, отдыхающие на море или на океане. Сначала волны выбрасывали минералы на берег, а затем люди идут, вдоль пирса и собирают камни. Существует версия, что за последние 3000 лет, из Балтийского моря выловили более 55 000 тонн янтаря. Уже гораздо позже, люди придумали специальные щипцы, которые облегчили поиск камня.

Как добывают янтарь? «Голубая земля»

Следующим способом добычи янтаря считается термин «голубая земля». Это слой песка и камней на морском дне, в котором находятся большие запасы янтаря. При помощи сетки прочесывается так называемый слой, а потом идет на заводы на переработку: «голубую землю» опускают в специальную решетку и промывают водой. Треть рассасывается, треть уходит в отходы, остальное – янтарь.

Где и как добывают янтарь? Напоследок       

Янтарь всегда ценился не только за свой внешний вид, но и за свои свойства. Но умеет защищать, лечить, избавлять от ненужных вещей. Янтарь – универсальная и нужная в каждом доме вещь. Поэтому стоит помнить, что камни не только груз, но и важный предмет.

Специально для сайта «Магия Камня»

magya-kamnya.ru

Ливский берег. Корень Прибалтики.: varandej

На карте Латвии самая запоминающаяся деталь - этот почти равнобедренный треугольник, вдающийся в море к западу от Риги, замыкая Рижский залив. Формально это Курляндия - самая западная историческая область Латвии, когда-то бывшая отдельным герцогством и даже имевшая мелкие колонии в Африке и Карибском море. Но фактически - это отдельная историческая область, Ливский берег - последний угол, где жил финно-угорский народ ливов, к которому восходит немецкое слово Ливония.

За поездку сюда спасибо renatar и её супругу Валерию - вот обзор наших разъездов по Курляндии в её журнале.

Кто пришёл в Прибалтику раньше - финно-угры или балты - вопрос до сих пор не отвеченный. Я слышал из разных источников как о балтских топонимах в Финляндии, так и о финно-угорских в Литве и Пруссии. Известно только, что балты оказались более теплолюбивыми - к моменту прихода крестоносцев граница условная финно-угорских и балтских земель (с поправкой на чересполосицу) проходила примерно на широте Риги. К югу - предки нынешних латышей, литовцев и исчезнувших пруссов, к северу - ливы, эстонцы, инегрманландцы (води и ижора) и финны, и сложись история по-другому, на месте Видземе вполне могла бы быть отдельная республика Ливония. К немцам ливы оказались лояльнее, чем латгалы, земгалы и курши - так, первым местным вождём, перешедшим на сторону крестоносцев, был лив Каупо, крещённый в 1191 году и ставший родоначальников фамилии Ливен. Однако постепенно ливы были ассмилированы именно латышами, причём бароны ценили латышей как работников куда больше, и потому активно завозили их на ливские земли. Главным препятствием для полного слияния был род занятий - латыши оставались в основном земледельцами и лесорубами, а ливы - рыбаками. Ну а конкретно полуостров Домеснес стал Ливским берегом потому, что от него рукой подать было до Эзеля (Сааремаа), ливские рыбаки тесно контактировали с эстонскими, а вглубь материка к латышами ходить им было не резон, и это позволило здешним ливам сохранить язык, в то время как в Лифляндии последний лив умер в 1859 году. Откровенно говоря, и здесь ливов почти нет, их и в мире-то формально осталось около 200 человек, но всё же на Домеснесе ливы дожили до времён научной этнографии и права наций на самоопределение.

2.

Ливскими опять же формально считается цепочка деревень вдоль западного берега: Лужна (Луж), Микелторнис (Пиижа), Лиелирбе (Иира), Яунцием (Уужкиля), Сикрагс (Сиикроыг), Мазирбе (Ирээ), Кошрагс (Куоштроыг), Саунгас (Сяянаг), Вайде (Вайд), Колка (Кууолка), а также Питрагс (Питроыг) и Мелнсилс (Мустаанум) уже на восточном. "Столица" ливов - село Мазирбе, встречающее высокой кирхой (1860) - самой крупной на полуострове. Как мы узнали уже позже из информационного стенда, на её заднем дворе сохранились ещё и "чумные камни" - эпидемия 1709-10 годов в некоторых районах Прибалтики унесла до половины населения, некоторые города выкосила под чистую, и камни, поставленные после эпидемии, были памятником выжившим. Увы, мы к ним так и не подъехали - кирха стоит за селом, отделённая от него дорогой Вентспилс-Колка.

3.

Деревянное здание на въезде в село вполне может быть вокзалом узкоколейки Дундага-Мазирбе - по крайней мере в Дундаге вокзал выглядит почти так же. Одна из многих немецких узкоколеек (ширина 600м), построенных в Первую Мировую для нужд фронта и так после войны и оставшихся как транспорт. Закрыли её в 1960-е годы.

4.

В основном Мазирбе выглядит так, и мне она более всего напомнила литовскую Ниду - такую же точно маленькую приморскую "столицу" народа-призрака. Только Мазирбе совсем уж деревня - но здесь так же хорошо и спокойно.

5.

Центр Мазирбе - Ливский народный дом, построенный в 1938-39 годах при поддержке родственных Венгрии, Эстонии и Финляндии по проекту финского архитектора Эрки Юхани Хутунена. Финляндия в те времена, наряду с Германией, СССР и США задавала тон в мировой архитектуре, "финский функционализм" - такой же символ, как "советский авангард" или "немецкий баухауз", то есть это очень серьёзный памятник. Более основательная коллекция финского функционализма в бывшем СССР сохранилась в Выборге и Сортавале. Кстати, по одной из версий потомками ливов, бежавших от крестоносцев, считаются карелы-ливвики, живущие близ Ладожского озера.

6.

Эпоха I республики - это вообще была последняя попытка ливов не уйти в небытие. Они осознали себя и кинулись спасать свою культуру: в 1923 году была создана организация "Союз ливов", в 1931 году открылась газета "Лиивли" ("Ливонец"), появилась даже литература на ливском языке.... вернее, так-то ливский язык начали спасать уже в 19 веке: в 1851 году создан алфавит, в 1861 - выпущен первый словарь, в 1863 переведено Евангелие от Матфея, но профессиональная ливская литература сложилась именно в 1930-е годы. А вот национальный округ ливам создать не разрешили, и уже в 1923 году некто Улдрикс Капбергс провозгласил себя ливским королём Улдриксом I, что в общем признала и большая часть народа. Он заявлял, что ливы не подчиняются никакому государству, призывал не платить налоги и не отдавать в армию... в итоге за неуплату налого его и арестовали в 1932 году, а вскоре он умер в тюрьме "от сердечного приступа" - уж не знаю, нужны ли тут кавычки. Его сын Патерсис был убит уже фашистами за помощь партизанам, ну а окончательно хрупкую ливскую культуру добила советская эпоха... или просто неумолимое время и рост городов. Ныне её остатки поддерживаются искусственно и как правило не ливами. В Мазирбе же, в этом самом народном доме и вокруг в первую субботу августа проходит Ливский праздник, на который съезжается почти весь этот народ и вряд ли составляет  большинство.

7.

А так тут и села-то толком не видно - редкие домики, стоящие далеко друг от друга, да всякие инсталляции на поросших травой дюнах. Здесь - этнографический музей:

8.

Оказался закрыт, но в открытом окне я не увидел ничего необычного. Надо заметить, городскую культуру ливы усвоили даже раньше латышей.

9.

Очень много цветов:

10.

Впереди ещё один музей, уже частный, также закрытый потому, что иногда служит ещё и гостиницей. На торце - зелёно-бело-синий флаг ливов, а тётенька в народном костюме просто работает в той гостинице. Кстати, по-русски тут говорят без акцента, в отличие от всей остальной Курляндии.

11.

А самый популярный элемент  дизайна - кухтыли. Это большие поплавки для сетей, и я такие помню ещё по камчатскому детству... правда, у нас кухтыли были резиновые, а эти более архаичные, стеклянные. Мазирбе ими просто завалена:

12.

Обратите внимание и на наличники, и на брёвна - в их фаткуре читается близость моря:

13.

И - потрясающая разреженность села. Возможно, когда-то дома стояли плотнее, но с тех пор люди отсюда разъехались? Каждый второй дом сдаётся, как на черноморских курортах. По дороге к морю - такой вот старый амбар. А может, кстати, это бывшее узкоколейное депо?

14.

А к морю мы поехали даже не ради моря, сколько ради пожалуй самого наглядного ливского памятника - Кладбища Лодок:

15.

...Конечно, когда-то ливы были земледельцами, народом лесов и рек, а к морю их просто прижала История. Но у последних ливов море было возведено практически в культ. Был целый жанр песен, предназначен к исполнению на берегу, у моря же праздновались и любые праздники. К лодке отношение было как к живому существу, как к коню у пруссов, и потому отслужившие своё лодки не утилизировали, а с почестями сжигали на берегу. Потом ливам это запретили - костры служили ложными ориентирами для судов и становились причиной кораблекрушений, и ливы решили лодки не сжигать, а "хоронить", вернее оставлять на специальных "кладбищах" в приморских лесах.

16.

По другой версии, они их всегда хоронили, а костры на берегу моря жгли вполне осознанно, чтобы поживиться добром с кораблекрушений - такое странное пиратство. На кладбище, откровенно говоря, всего лодок пять - но оно впечатляет.

17.

За лесом, как всегда в Прибалтике, авандюна, а за авандюной - море:

18.

Жёлтые цветы на берегу - значит, по ливскому поверью, уже можно купаться:

19.

В море они брали с собой горсть земли с родного берега, а профессиональных моряков-ливов на судах отличали расписные сундуки со священными знаками вроде Солнца. Так как Ливский берег обращён и на запад, и на восток, Солнце было у них символом возвращения из моря.

20.

Из Мазирбе мы выехали на дорогу - она оказалась неожиданно ровной и широкой: говорят, её строили в советское время с рассчётом на взлёт и посадку военных самолётов. Дорога привела нас к мысу Колка (он же Колкасрагс и Домеснес), а вернее на чрезвычайно людный "пятак" у дороги к мысу:

21.

Сувенирами торгуют исправно, а вот рыбой - не очень. Вообще, если в Литве и Пруссии главный рыбный деликатес - угорь, то в Латвии - минога, но отведать её мне в этот раз не довелось. Вроде бы центром ловли миног считается Видземское взморье к северу от Риги.

22.

Колкасргас переводиится как "острый угол" (буквально) или "быстрая смерть" (аллегорически), и говорят, в старину суда разбивались об него регулярно. Да и не только разбивались: расположенный у входа в Рижский залив, мыс Колка видел немало морских сражений, особенно жестоких в Первую Мировую войну. На запад отсюда примерно 40км до Сааремаа, на восток - до Рухну: оба острова эстонские, но входили в Лифляндскую губернию. Ну а в целом, Колка место культовое, а учитывая что по выходным пол-Латвии снимается с место и едет не на дачу с шашлыками, а на море - мы едва нашли место на парковке. Тропа на мыс - мимо вон тех лодок со стендами:

23.

Вышка принадлежит советский погранзаставе, хотя сейчас конечно используется как-то по-другому. Заставу отмечает вот такой довольно клюквенного вида стенд:

24.

Деревья на Балтике часто причудливых форм - не зря же Балтика у меня всегда ассоциировалась с ветром:

25.

Ближе к берегу - мегалит. На самом деле это памятник погибшим рыбакам... а люди постоянно влезают в прорезь и фотографируются с улыбочкой, возможности сделать этот кадр я ждал минут 5. Я через эту прорезь даже проходить побоялся. Впрочем, может быть, как сын гидробиолога я просто чуть больше знаю об этом, да и отец мой как раз в эти дни бороздил просторы Баренцева моря.

26.

Ну вот уже и пляж. Сосны на морском берегу...

27.

Собственно мыс - вот эта груда камней, как я понимаю, развалины старого маяка. Слева открытая Балтика, справа Рижский залив. Народ у воды собирает ракушки:

28.

Мыс продолжен рифом, у оконечности которого в 5км от берега в 1873 году был устроен маяк. В нынешнем виде он построен почти тогда же - в 1884 году, высотой 21м, и каким-то чудом пережил все войны. У маяка, как видите, тоже люди - а плавсредств не видно! И да, кадр снят 35-кратным зумом, то есть так чётко его даже глазами не увидишь.

29.

На пляже людно, особенно со стороны Рижского залива - хотя и не так, как на парковке. В Балтике я купался в следующие дни - и она действительно оказалась очень тёплой. Скажем так, теплее, чем Красное море в январе. Но в Лиепае, Вентспилсе, Юрмале вода совсем не так чиста!

30.

Не думаю, что этот кадр "вторжение в частную жизнь" - всё-таки лица на кадре неразличимы. Удивительно, но на латвийских пляжах к фотоаппарату относятся совершенно пофигистично, даже на нудистских (фотографировал я там, само собой, не людей).

31.

И ещё нигде не видел столько плавника, как на Колке. И это показательно - с тем же успехом море вышвырнуло бы на этот берег сбившееся с фарватера судно.

32.

От мыса Колка несколько километров до села Колка - дорога уже параллельно берегу Рижского залива. Колка крупнее, чем Мазирбе, но всё-таки более глобализована: тут есть хрущовки, рестораны, супермаркет. Главная её достопримечательность - три храма разных вер: для села концентрация неимоверная. Ливы были лютеранами, как и латыши в 1830-40-е годы "двигались к православию", в начале ХХ века у них был очень популярен баптизм - правда, баптистской церкви, дополнившей бы картину, тут нет. В Колке же служил Иоанн (Гарклавс), хранитель Тихвинской иконы, попавшей в Прибалтику при фашистах. Поближе к въезду недалеко друг от друга бутовые церковь и кирха:

33.

34.

А на другом конце села - деревянный костёл Богоматери Морской Звезды. Хотя вид его очень архаичен (а как ещё на Ливском берегу?), на самом деле это по сути новодел, радикально перестроенная в 1992-97 годах церковь 1935 года, к тому же перенесенная сюда из окрестностей села Сака (где мы тоже были), где в свою очередь был основан переселенцами из Латгалии на земли, оставленные уехавшими баронами.

35.

Особенно запомнились две детали - корона на башне:

36.

И якорь у алтаря. Убранство лаконичнее, чем у иных кирх.

37.

Здесь же, в Колке, похоронен умерший в 2009 году умер старик Виктор Бертольд - последний настоящий лив, то есть человек, для которого этот язык был родным.

38.

От Колки мы взяли курс обратно вглубь материка, через маленький (2,7 тыс.), но единственный на Ливском берегу городок Роя. Там в это время как раз отмечали День Рыбака - и как оказалось, в Латвии такие праздники едва ли не более популярное, чем у нас. Я же сразу вспомнил, в каком невероятном месте был на День Рыбака два года назад.

39.

О Рое есть подробный рассказ avtolit - непарадная раболовецкая глубинка. Мы же ограничились короткой стоянкой у моста через реку Рою, где находится небольшой порт - прогулочные яхты, рыбацкие катера и некоторое количество древесины на вывоз. Со стороны Ливского берега - грузовые причалы:

40.

Со стороны Курляндии - центр города:

41.

Море манит:

42.

Но нам дорога вглубь материка.

43.

Конкретно мне - до самой Средней Азии, так что этот пост о Латвии уж точно последний до зимы.

ЛАТВИЯ-2013Латвийские ветры. Обзор.Латвия в общем.Три истории Латвии. Латгалия, Видземе и Курляндия.Латыш и его господин. Как Остзейский край стал Латвией.Люди и реалии.Транспорт Латвии.Майская Латгалия. Проездом из Литвы.Даугавпилс. ЦентрДаугавпилс. Грива, Гаёк, Новое Строение.Даугавпилс. Динабургская крепость.Латгальская глубинка. Деревни и религии.Аглона. Центр католичества Латвии.Краслава.Индрица. Старейшая деревянная церковь Латвии (а также Палуше и Стельмуже в Литве).Возвращение в Латгалию и дорога на Ригу (июль-2013).Резекне.Варакляны.Екабпилс. Крустпилс.Екабпилс. Центр.Кокнесе.Лиелварде.Рига (будет около 15 постов).Видземе.Цесис. Уездный город.Цесис. Замок Венден.Цесис. Арайши.Сигулда. Левый берег Гауйи.Сигулда. Кримулда и Турайда.Видземская глубинка. Страупе, Унгурмуйжа, Бирини.Алуксне - Гулбене. Узкоколейка.Алуксне - Гулбене. Города и усадьбы.Курляндия (будет около 20 постов).

varandej.livejournal.com

Разновидности янтаря. Разнообразие видов и форм

В ΧΙΧ веке насчитывалось шесть разновидностей янтаря, а установленные подвиды помогали точно классифицировать окаменелую смолу. В наше время подобный минимализм признан вредным, и одних только видов ископаемого самоцвета придумано две с половиной сотни – а плюс к ним еще и классы, типы, группы, категории и прочие фракции. Что поделать... Господь с одной стороны велел всем живым плодиться и размножаться, с другой – обязал человека дать имена всему сущему. Вот, расплодились сами – теперь размножаем продукты наименованческого труда. На фото изображен янтарь сукцинит во всем своём разнообразии цвета и прозрачности. Автор фотографии – Gabriela Gierlowska. Ну, а если серьезно, то геммологи руководствуются одними критериями оценки янтаря, производственники – другими, минерологи и геологи – третьими и четвертыми, а коллекционеры вообще горазды на выдумку. Поэтому общепринятой считается классификация янтарей прежде всего по месту добычи.

В каждом месторождении – свой особенный янтарь

Ничего удивительного в своеобразии камня, добываемого из географически обособленных месторождений, нет. Биогенное происхождение янтаря подразумевает не только наличие различий в растительной среде, продуцировавшей смолу, но и в погодно-климатических условиях, свойственных региону.

Правда, некоторые сомнения касались украинского янтаря. Визуально он неотличим от янтаря балтийского. Высказывались предположения, что янтари, находимые на небольшой глубине в Ровенской области, доставлены сюда с берегов Балтики в период Великого Оледенения продвигавшимися на юг ледниками.

Разгадать загадку помогли инклюзы – биологические включения, обычные во всех янтарях мира. В украинском янтаре были найдены насекомые, не встречающиеся на севере Европы. К тому же цветовая гамма ровенских янтарей много богаче балтийских расцветок – что говорит о своеобразных условиях формирования залежей.

Кроме балтийского (он же русский, немецкий, польский, шведский, датский) и украинского янтарей известен янтарь доминиканский (или карибский). Правда, островные янтари Карибского моря происходят из смол тропических деревьев бобовой группы, а геммологи такие окаменелости зовут чаще всего копалами...

Кусок необработанного геданита. Автор Фотографии Роланд Фурманн. Однако ученый мир с подачи авторитетных немецких биохимиков пришел к выводу: янтарем следует называть ЛЮБУЮ фоссилизировавшую (окаменелую в недрах) смолу растительного происхождения старше одного миллиона лет. Так что доминиканские янтари – такие же настоящие, как и янтари балтийские. Справедливости ради нужно отметить, что общее число обнаруженных янтарных залежей в мире составляет несколько сотен. Однако 90% мировых запасов сосредоточено в Прибалтике.

Разновидности балтийского янтаря

Сукцинит – самая объемная разновидность красивого балтийского янтаря. Не менее 98% янтарей, добываемых в Прибалтике – сукциниты. Название происходит от Pinus succinieferra, сосны, росшей в этих краях миллионы лет назад. Подвидов сукцинита великое множество, различия заключаются в особенностях строения и внешнего вида камня.

Геданит – близкий «родственник» сукцинита, происходящий от тех же хвойных растений. Разница возникла в результате отличающихся условий отверждения сосновой живицы. Если сукцинит подвергался фоссилизации в обедненной кислородом среде, то у геданита – налицо следы выветривания. Он всегда покрыт коркой рыхлых бесцветных окислов. В нем почти нет янтарной кислоты (которой в составе сукцинита не менее 8%). Отличается гедонит и цветом – всегда темным, грязно-желтым, землистым.

В среде добычников геданит иногда зовут «гнилым янтарем». Добывается его около 2% от всей массы извлекаемого на свет янтаря. Название геданиту дано по римскому имени города, ныне именуемого Гданьском, - места наибольшей концентрации янтаря описанного качества.

Очень хрупкий, легко бьющийся янтарь необычного черного цвета носит название стантиенит. Стантиенит черен и хрупок. Янтаря этой разновидности добывается исчезающе мало, и это неудивительно. Мало того, что для его образования капле живицы требовалось попасть в среду, насыщенную соединениями железа, так еще и современные метода добычи ископаемой смолы попросту губительны для стантиенита. Гидромониторы, размывающие пласты так называемой «голубой земли», содержащей янтарь, разрушают редкие хрупкие стантиениты.

Даже янтарное яйцо Фаберже украшено лишь осколками стантиенита. Недаром и Нерон, любитель крайней выспренности, отдавал предпочтение именно черному янтарю.

Глессит – тот же сукцинит, только загрязненный посторонними примесями. Как и боккерита, янтаря бурого цвета и невеликой твердости; а также кранцита, янтаря «незрелого», мягкого, зеленоватого, глессита добывается немного. Ювелирного применения невыразительные разновидности янтаря не находят.

Глессит полированный с одной стороны. Массив этого янтаря напоминает темно-бурый засахарившийся мед.

Сукцинит: разнообразие видов и форм впечатляет

Больше всего из янтарей ювелирного качества добывается сукцинита сорта «кляр» - прозрачного, желтого тона, с дефектами и инклюзами либо без таковых. Красивейшие изделия производятся именно из этого камня. Медовое сияние, коньячные тона, цвета чайного настоя – каких только эпитетов не подбирают искусствоведы для описания красоты прозрачного янтаря! Сорт янтаря «бастард» (также называемый «жирным», «замутненным») полупрозрачен, и напоминает то ли застывший гусиный жир, то ли засахаренный цветочный мед.

Природа непрозрачности янтаря нехитра. Мельчайшая воздушная взвесь, миниатюрнейшие пузырьки (до 6000 на кубический сантиметр) придают окаменелой сосновой смоле сорта «бастард» художественной выразительности. Еще более увеличивает эстетичность камня наличие фигурных разводов, «выполненных» все той же янтарной пеной.

«Дымчатый» янтарь, иначе называемый «флом» – разновидность, порой еще менее прозрачная, чем сорт «бастард». Непрозрачный дымчатый янтарь, массив которого сплошь состоит из мягких разнотонных разводов, именуется пейзажным. Пейзажный янтарь относится к наиболее востребованным сортам драгоценного камня.

Самый дорогой из сукцинитов – янтарь цвета слоновой кости, «кнокен». В кубическом сантиметре этого камня насчитывается около миллиона микроскопических пузырьков! Примерно половина объема «костяного» янтаря приходится на газ!

Наиболее ценные ювелирные изделия и интерьерные украшения раритетного класса изготавливаются из янтаря этого сорта.

Внешний вид янтаря – продукт взаимодействия природных факторов во время истечения живицы. Смола, застывшая на прогреваемой солнцем коре дерева, потеряла растворенные газы и превратилась в прозрачный камень. Долгий контакт с воздушной средой привел к сгущению тона и потемнению смолы, одновременно с окислением потерявшей летучие вещества.

Живица, которой солнечного тепла доставалось меньше, осталась наполненной газовой взвесью. Захваченные смолистым веществом пузырьки воздуха обычно менее многочисленны (сорт «бастард»), нежели пузырьки углекислого газа, образованные деятельностью микроорганизмов («костяной» янтарь).

finesell.ru

Русский рунический камень в Швеции

На Рис. 1 показан общий вид камня с двух сторон, на которых имеются рунические надписи. На Рис. 2. Показана прорисовка рун на обеих сторонах камня. Эту надпись, как и предыдущую [1], Антонсен и Краузе попытались прочитать с помощью старших германских рун. Они датируют эту надпись примерно 400 годом н. э.

Рис. 1. Общий вид камня: сторона А (слева) и сторона Б (справа).

Вот результат их дешифровки: «I, Wiwaz, wrought after (according to) Woduridaz, the bread keeper (lord). For me, Woduridaz, three daughters, the most legitimate-to-inherit of heirs, prepared the stone», что в переводе с английского означает следующее: «Я, Виваз, сделал согласно Водуридазу, хранителю хлеба (лорду). Для меня, Водуридаз, три дочери – наиболее законные наследники, подготовили камень».

Не будем вдаваться в технику определения последовательности строк текста и в тонкости подгонки при переводе рун в слова, в несоответствие пробелов между некоторыми словами и фразами, а также в полное пренебрежение имеющимися в тексте двоеточиями – разделителями, то есть поверим в правильность чтения. Тогда получается, что три дочери старались, подготовили камень своему отцу Вивазу, а тот, выполняя коварную волю лорда Водуридаза, работающего одновременно хранителем хлеба, своей запиской, высеченной старшими германскими рунами, этот камень испортил. Надо полагать, что бедным дочерям пришлось готовить другой камень и беречь его от Виваза до поры до времени, чтобы он не испортил и его своими мелочными записками. Такая вот история, высеченная на камне старшими германскими рунами.

Рис. 2. Прорисовка рун на камне из Швеции.

Прочтем надпись на этом камне славянскими рунами. На камне пять строк: три строки на стороне А (на Рис. 2 справа) и две строки на стороне Б (на Рис. 2 слева). Первая строка 1А (крайняя справа) читается сверху вниз, направление чтения слева направо. Вторая строка 2А (крайняя слева) читается снизу вверх, направление чтения слева направо. Третья строка 3А (в центре) читается снизу вверх, направление чтения слева направо. Четвертая строка 4Б (правая на Рис. 2) читается сверху вниз, направление чтения слева направо. Пятая строка 5Б (на Рис. 2 — слева) читается снизу вверх, направление чтения справа налево. Упорядоченный текст с расположением знаков во всех строках слева направо показан на Рис. 3.

Рис. 3. Упорядоченный текст с обеих сторон рунического камня из Швеции.

При озвучивании рун получается следующий текст:

«ЧИ-НЪ-И-ЧИ ТЪ-О: М-Ж-ЧЪ-Я БО-ЖЪ-ВА РО-СИ …

ЧЪ-РЪ-ВЪ-И ВО-ЧИ Я-ВО-ВА КЪ ТЪ-МА СЕ ЧЪ-РЪ-ВЪ-И ВО-ЧИ НА-ВИ

НЕ-БО-ЖЪ-И-ХЪ-{Ч-Ж} С-И-Я-ТЪ {НЪ-А} ВЪ-ЖИ СЪ-ВА-ВО НЕ-БА ДА

МО-ВЕ РЪ-И-РО-ЧИ СЪ-ЧА {ВЪ-НЪ}-ТИ МА-РЪ-РО-ВА ЖЪ-БЪ-РЪ-И

ЖЪ-МЪ-РЪ-А-ТЪ-ЧИ {ЖИ-ЧИ} {НЪ-ЧИ} ХЪ-ЧИ-И ВЕ-ЧЪ-НЕ: РЪ-ВЪ-Я-ЧИ {ТЪ-А} ТЪ-ВА».

Возможные значения некоторых прочитанных слов.

Чиничи – учинить, установить (это слово встретилось и на другом камне [1]). Мжча – муж, мужу. Божва – божий. Рось – Русь. Чирови – черный (колдовской). Вочи – очи. Явова – его. Навь – потусторонний мир. Небожихчеж – небожитель, умерший (в белорусском языке нябожчик – покойный, умерший). Вежа – башня (здесь возможно высь, высота). Мове – говорит. Роиречи – значение пока неясно (возможно, от слова речи — рассказывать). Сча – сейчас. Внети – в слуги. Мара – богиня смерти у славян. Жбри (забри) – производное от слова брать. Жмиратчи – умерши. Жичи – жить, жизнь. Нчи – ночи. Хчи – хотеть. Ревячи – реветь, плакать, оплакивать. Тва – тебя.

Весь текст означает примерно следующее: «УСТАНОВЛЕНО ТО: МУЖУ БОЖЬЕМУ РУСИ … (далее руны имени утрачены). ЧЕРНЫЕ ОЧИ ЕГО ВО ТЬМЕ – ЭТО ЧЕРНЫЕ ОЧИ НАВИ. НЕБОЖИТЕЛЬ СИЯЕТ НА ВЕРХУ СВОЕГО НЕБА ДА МОЛВИТ — РАССКАЗЫВАЕТ СЕЙЧАС, В СЛУГИ МАРОВЫ ЗАБРАН. УМЕРЕВ, ЖИТЬ В НОЧИ ХОЧЕТ ВЕЧНО.: ПЛАЧЕМ ПО ТЕБЕ».

Здесь слово «хчи» написано с дополнительной гласной в конце. Тогда, возможно, хчиа означает «хочу», в результате чего последняя строчка, до двоеточия, может быть прямой речью. В этом варианте текст имеет вид: «УСТАНОВЛЕНО ТО: МУЖУ БОЖЬЕМУ РУСИ … (далее руны имени утрачены). ЧЕРНЫЕ ОЧИ ЕГО ВО ТЬМЕ – ЭТО ЧЕРНЫЕ ОЧИ НАВИ. НЕБОЖИТЕЛЬ СИЯЕТ НА ВЕРХУ СВОЕГО НЕБА ДА МОЛВИТ — РАССКАЗЫВАЕТ СЕЙЧАС, В СЛУГИ МАРОВЫ ЗАБРАН: «УМЕРЕВ, ЖИТЬ В НОЧИ ХОЧУ ВЕЧНО».: ПЛАЧЕМ ПО ТЕБЕ».

В этой надписи надежно читаются 94 знака, из которых 6 знаков – лигатуры (даны в фигурных скобках). То есть всего в этой надписи полностью отождествлено 100 рун. Недостающие три или четыре знака первой строки, относящиеся по всей вероятности к имени, утрачены.

В Таблице 1 приведено звуковое соответствие некоторых славянских рун, встречающихся в надписях из Скандинавии.

Таблица 1. Примерное звуковое соответствие рун в некоторых скандинавских надписях

Несколько известных славянских рун (руна «П», руна «Ш» и некоторые другие) в этой надписи и в [1] не встретились, но некоторые из них входят в лигатуры, разложение которых на отдельные руны показано в Таблице 2.

Разумеется, в каждой из надписей имеются свои особенности. Например, некоторые руны могут отображаться зеркально, руна «ВА» может встретиться без хвостиков, то есть в виде круга или четырехугольника (ромба или квадрата), и тому подобное.

Таблица 2. Разложение некоторых встреченных в надписях лигатур на отдельные руны

Надпись на этом руническом камне подтверждает существование Варяжской Руси, о которой прямо говорят многие русские летописи. Здесь, на памятнике, она названа Боживой (Божьей) Русью. И в этой Руси, как это ни кажется кому-то странным, говорили и писали на славянском языке.

Литература

1. Сокол-Кутыловский О.Л. Рунические камни рассказывают… // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.14232, 30.03.2007.

--------------------------------------------------------------------------------Сокол-Кутыловский О.Л., Русский рунический камень в Швеции // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.14346, 14.04.2007

russbalt.livejournal.com

Янтарь. Из истории солнечного камня.

Амулеты из янтаря эпохи неолитаСамой природой в человеке  заложено желание сделать всё необычное полезным. Необработанные образцы янтаря, найденные археологами на стоянках первобытных людей VI-V тысячелетия до н. э. свидетельствуют о том, что этот самоцвет стал культовым камнем ещё в глубокой древности. Многочисленные фигурки животных, вырезанные из этого камня обнаружены в пещерах времен неолита (4000-1500 лет до н.э.). Уже тогда, изготовленные из янтаря амулеты и украшения служили предметом обмена и торговли. Ведь янтарь - камень мягкий и податливый. Его легко было обрабатывать даже примитивными каменными орудиями труда.

Янтарные бусины с египетскими иероглифамиВ коллекции Каирского музея выставлена, украшенная балтийским янтарем, корона из гробницы Тутанхамона и другие погребальные изделия из этого камня. В Британском музее (Лондон) хранится древний ассирийский обелиск с надписью, в которой фигурирует название самоцвета. Это первое, за всю историю, письменное упоминание о янтаре датируется X веком до н.э. Самоцвет упоминается в "Одиссее" Гомера, в трудах Гиппократа, Платона и Эсхила.  Свойства этого камня описал в своем трактате философ и математик Фалес Милетский.

Янтарь пользовался огромной популярностью в Древнем Риме. Плиний Старший упомянул янтарь в своей "Естественной истории", порицая современников, за то, что они были готовы готовы платить за маленькую фигурку из этого камня больше, чем за живого раба. Обожающие роскошь римляне по-достоинству оценили красоту камня и первыми начали торговать с восточными пруссами, заселявшими в те времена территорию современной Калининградской области. До прихода римлян пруссы янтарь практически не обрабатывали, а только обменивали его на бронзу или золото.

Образец янтаря с большим количеством инклюзовВ скором времени торговый оборот вырос до небывалого, по тем временам, размера. Торговля солнечным камнем превратила небольшие местные поселения Кауп и Трусо в крупные процветающие города. Вскоре о янтаре узнали в арабских странах, где самоцвет стал не менее популярен.

За всю историю у янтаря было более 30 названий. Арабы называли его "anbar", так как запах горящего янтаря похож на запах амбры. Это слово было заимствовано европейцами и постепенно трансформировалось в "amber".Так и по сей день называют янтарь в романской языковой группе. В Древней Греции, из-за необычной способности притягивать к себе кусочки бумаги его именовали "электроном".

Образец необработанного янтаряРимляне называли камень "сукцин", считая, что янтарь - окаменевший сок растений (греч "сукус" - сок) или "линкуриум"(рысья моча), так как по одной легенде, янтарь считали окаменевшей мочой хищного зверя. Латышское "дзинтарс" и литовское "гинтарис" буквально переводится, как "защитник от болезней". В Древнем Китае янтарь называди словом "хуппо", что означает "душа тигра". Считалось, что после смерти хищника его душа уходит в глубь земли, где потом и превращается в янтарь.

Все прибалтийские народы считают янтарь "своим" камнем. Но нигде больше он не проник в историю, культуру и искусство так глубоко, как в Литве. Именно в связи с янтарем, литовцы впервые упоминаются в древних книгах. В I веке н.э. древнеримский историк Тацит в своем труде "Германия" называл прибалтийские племена словом "эстии", то есть "люди с востока". Он писал, что эстии не только являются хорошими земледельцами, но и собирают янтарь на отмелях Балтийского моря, а затем везут его в далекие страны на продажу.

Фигурка "Дева Мария", янтарь, XVII векЗнаменитый Янтарный путь, по описанию Геродота, начинался в Трусо и Каупе, а заканчивался в странах Средиземноморья. Первоначально он пролегал по течению реки Висла, проходя через территории современных Австрии, Словакии, Словении, Чехии. Позднее появились и другие торговые пути. Один из которых пересекал старую Русь до Черного моря, а другой, более восточный, вел через Польшу в Москву.

У русского народа существует древнее сказание об острове Буяне, на котором есть чудодейственный камень алатырь, способный даровать человеку силу и бессмертие. По мнению ученых, сказочным Буяном является балтийский остров Рюген, древнее славянское название которого - Руян. В легендах это место окружено ореолом мистической тайны. Когда то там жили балтийские славяне, а их главным сокровищем был янтарь.

Балтийский янтарь. Солнечный камень.В XIII веке территория юго-восточной Прибалтики, заселенная прусскими племенами, была завоевана рыцарями тевтонского ордена. В скором времени они поняли, какое богатство может принести солнечный камень. К началу XIV века полностью сложилась монополия тевтонцев на янтарь. Теперь по закону никто не имел права хранить у себя необработанные камни. Людей, осмелившихся нарушить запрет, подвергали изуверским средневековым пыткам, вешали и четвертовали. Собиравшие янтарь по берегу моря крестьяне и рыбаки обязаны были целиком отдавать добычу, так называемым, "янтарным господам". Основная часть камней продавалась за территорией ордена, так как в его пределах обработка янтаря была запрещена.

В том же XIV веке в Западной Европе начали появляться гильдии резчиков по янтарю. В те времена из этого камня изготавливали преимущественно церковные предметы: распятия, четки, фигурки святых. Вплоть до начала Реформации (XVI век) этими изделиями снабжалась вся Европа. Но никакая тирания не длится вечно. После окончания господства Тевтонского ордена, свободный сбор янтаря на пляжах и отмелях Балтики возобновился с невиданным до того размахом.

Продолжение рассказа о янтаре в следующей статье.

pro-kamni.ru