Камни драгоценные и прочие свойства история. Камни история


Камни драгоценные и прочие свойства история

Доброго времени суток дорогие мои друзья. Данный сайт родился благодаря Роману (фамилию  его упустим, но известную в узких кругах ).

А теперь перейдем к концепции данного сайта.

На сайте планируется выкладывать информацию о всех камнях которые есть на планете Земля. Ведь посудите сами вокруг нас разные камни (вот сейчас оглянулся и нашёл камни в аквариуме, стены из кирпича, но это тоже искусственный камень своего рода, на руке у меня горный хрусталь, на столе стоит каменная пирамидка из оникса, часы рядом с ней в которой стоят маленькие части рубина, скорее всего искусственного). Это я мельком указал, что есть на глазу, а теперь подумайте и скажите сколько и каких камней вокруг Вас ( Ответ: очень много).

По этому на страницах сайта планирую рассказывать о свойствах, цветах, составах камней, историю их происхождения и где и когда той или иной камень был открыт, а также думаю многим будет интересно возможно ли сделать камень человеком, а не ждать века от природы как это уходит на создание алмаза.

Чуть не забыл один и тот же камень может иметь много цветов и оттенков т.к. его находили в разных местах планеты и думаю будет очень полезно сделать фотоархив одного и того же камня в разных ракурсах и формах.

Не стоит забывать, что камни очень часто используются в ювелирном деле и если зайдя на данный ресурс Вы сможете увидеть какие изделия делаются мастерами – это только будет плюсом.

Основные рубрики которые встречаются в интернете это:

  • Полудрагоценные/драгоценные камни
  • Поделочные камни
  • Камни органического происхождения
  • Редкие камни
  • Камни и минералы по алфавиту
  • Знаменитые камни
  • Ваш камень
  • Камни зодиака
  • Галерея камней

Все эти рубрики я думаю, использовать не стоит, они технические и сейчас я попробую Вам это объяснить. Я например ищу подарок жене и я знаю, что ей подходит или нравится красный цвет. Логично, что я буду искать красные камни – а где такая рубрика есть? Нету, вот и броди по алфавиту пока дойдешь до рубина который красный и очень хорошо подошёл бы ей по цвету. И второй момент – девушки больше верят в гороскопы чем мужчины и по этому зодиаки я бы вынес в метки и сделал поиск именно по зодиакам.

Иногда встречается информацию как кристаллы формируются, и как за ними ухаживать, но сейчас всё больше людей ищет не традиционные методы лечения, а к ним можно отнести  Литотерапия (от греч. λίθος — камень, θεραπεία — лечение) ( спасибо вики ), что так же планируется отобразить на страницах данного сайта.

И одним ещё из ключевых моментов которые позволят данному ресурсу выделятся от других это наличие описания внешнего вида кристалла к примеру киноварь – это скопление мелких кристаллов его возможность приобретения к примеру купить трудно т.к. его мало и очень дорогой кристалл или же по другому купить легко, но цена высокая  и чуть совсем не забыл указа страну где его добывают.

В принципе я хотел закончить данную статью по другому, но решил поднять настроение тем кто ее дочитал до конца так что бонус:

Попали в плен три капитана. Вот собрал их глава группировки и говорит:Тот кто удивит меня вот этими двумя камнями останется жив, а остальных продадим в рабство. Срок неделя.Неделя прошла быстро и  нужно было удивлять главаря!Первый: не смог не чего придумать и был сразу же продан в рабство в Африку на плантацииВторой: жонглировал подкидывал шарики и ловил ртом – не удивил продали.Заходят к третьему, а он сидит такой грустный и смотрит куда то в даль. Главарь говорит давай удивляй, а он говорит:«Не могу один я поломал, а другой потерял»

Так, что оптимизма Вам и хорошего времени суток Пока.

 

 

vamkamen.ru

История возникновения искусственного камня | Тайны и Загадки истории

images

В наше время все большую популярность приобретает искусственный камень . Он повсеместно используется в интерьерах самых различных помещений – начиная от квартир, офисов и загородных домов, заканчивая ресторанами, кафе и барами. Свойства искусственного камня помогают воплощать в жизнь даже самые смелые дизайнерские фантазии. Интерьеры и фасады многих современных квартир и домов украшают декоративные облицовочные материалы, которые имитируют гранит, мрамор, или грубый необработанный камень. При такой популярности искусственного камня, натуральный камень все больше и больше отходит на второй план. Это объясняется тем, что искусственный камень , как по прочности, так и по внешнему виду и на ощупь, совсем не уступает своему натуральному прообразу. Не смотря на это, по цене он гораздо доступнее нежели натуральный камень, да и богатая фантазия художника при использовании искусственного камня ничем не может быть ограничена.Мнение о том, что история существования искусственного камня насчитывает всего лишь несколько десятилетий, по меньшей мере — ошибочно. Своим появлением искусственный камень обязан многовековому применению своего натурального прародителя при возведении различных построек. С незапамятных времен люди пытались воспроизвести внешний вид и свойства природного камня искусственным путем. Так например, искусственные вяжущие вещества (такие как известь и гипс) стали производить в Египте, Индии и Китае более чем за 3000 лет до н.э. Вяжущие вещества получались в результате умеренной термической обработки исходного сырья. Нельзя не сказать, что возникновение искусственного камня тесно связано с появлением бетона. Секрет такого раствора уже был известен в Древнем Египте. Подтверждением этих слов являются исследования археологов, в результате которых было обнаружено использование бетона в гробнице Тебесе. Данная гробница датируется 1950 годом до н.э. Бетон применялся и при возведении галерей египетского лабиринта, а также при строительстве монолитного свода пирамиды Нима несколько тысячелетий назад. Позднее бетон был модернизирован римлянами. Усовершенствованный бетон широко использовался ими при возведении большинства построек. Только благодаря бетону до нас дошли восхитительные памятники архитектуры времен античности. Именно поэтому 2 век до н.э., безусловно, считается веком наивысшего расцвета бетона в Римской Империи.Помимо египтян и римлян, ко всему прочему, создать искусственные строительные материалы старались как в Китае, так и в Индии. Так например, часть Великой Китайской стены (3 век до н.э.) была воздвигнута с помощью бетона.В России же вопрос об использовании искусственного камня встал при строительстве новой северной столицы. Но это конечно же не означает, что в более древней русской архитектуре этот материал не использовался. При воздвижении своих творений еще в далеком XI в., некоторые древнерусские мастера использовали искусственныематериалы. В XVIII веке Петр I, будучи царем достаточно прогрессивным, прекрасно понимал все преимущества отделки и облицовки зданий искусственным камнем. Он интересовался всевозможными имитациями натурального камня – гранита, мрамора, лабрадорита и других облицовочных камней.В начале ХХ века было замечено, пожалуй, наиболее важное свойство бетона. Бетон способен в точности воспроизводить фактуру поверхности, на которой он затвердевает. Именно эта особенность и стала ключевой при изготовлении современных видов искусственных камней. Для производства искусственного камняизготавливалась форма необходимого размера, внутренняя поверхность которой повторяла все особенности определенного естественного камня. Так самым первым видом искусственного камня, который начал применяться в строительстве, стал литьевой камень.На Западе искусственные камни на основе портландцемента появились 25-30 лет назад. Тогда мода вновь повернулась лицом к средневековым замкам, и к обилию камня в интерьере. В конце ХХ столетия интерес к стенам из необработанных каменных блоков, булыжников, валунов и глыб стал возрастать. Все чаще люди старались добавить элементы из декоративного камня в интерьер своего дома. В связи с этим нужен был материал, который смог бы удовлетворить все потребности заказчиков. Тогда то и наступило времяискусственного камня.В России искусственный камень получил своё широкое распространение в последнее десятилетие. Его уникальные качества и особенности сделали возможным осуществление совершенно любых творческих задумок дизайнеров. Сегодня уже невозможно поверить в то, что всего 15 лет назад искусственный камень совсем не использовался при создании интерьеров помещений. Этот материал неимоверно практичен и современен. Сегодня дизайнеры имеют потрясающую возможность воплощать все свои самые смелые проекты.В наше время уже существует более сотни различных видов искусственного камня, отличающихся как по цвету, так и фактуре. Все это разнообразие стало плодом творения нескольких сотен поколений, от античного человека, который впервые замесил раствор из глины, до современного человека, который ведет разработки по увеличению качественных характеристик и созданию все новых и новых видов искусственного камня. Ежемесячно на рынке появляются новые виды искусственного камня, качество которых с каждым разом только улучшается.

tayni.info

История камня

Человек всегда стремился создавать вокруг себя красивую и уютную обстановку, с течением времени создавая все более совершенные строительные и отделочные материалы. История создания искусственного камня – это практически история всей строительной отрасли.

Своим появлением искусственный камень обязан многовековому применению своего натурального прародителя при возведении различных построек. С незапамятных времен люди пытались воспроизвести внешний вид и свойства природного камня искусственным путем. Так например, искусственные вяжущие вещества (такие как известь и гипс) стали производить в Египте, Индии и Китае более чем за 3000 лет до н.э. Вяжущие вещества получались в результате умеренной термической обработки исходного сырья. Нельзя не сказать, что возникновение искусственного камня тесно связано с появлением бетона. Секрет такого раствора уже был известен в Древнем Египте. Подтверждением этих слов являются исследования археологов, в результате которых было обнаружено использование бетона в гробнице Тебесе. Данная гробница датируется 1950 годом до н.э. Бетон применялся и при возведении галерей египетского лабиринта, а также при строительстве монолитного свода пирамиды Нима несколько тысячелетий назад. Позднее бетон был модернизирован римлянами. Усовершенствованный бетон широко использовался ими при возведении большинства построек. Только благодаря бетону до нас дошли восхитительные памятники архитектуры времен античности. Именно поэтому 2 век до н.э., безусловно, считается веком наивысшего расцвета бетона в Римской Империи.

 

Помимо египтян и римлян, ко всему прочему, создать искусственные строительные материалы старались как в Китае, так и в Индии. Так например, часть Великой Китайской стены (3 век до н.э.) была воздвигнута с помощью бетона.

В России же вопрос об использовании искусственного камня встал при строительстве новой северной столицы. Но это конечно же не означает, что в более древней русской архитектуре этот материал не использовался. При воздвижении своих творений еще в далеком XI в., некоторые древнерусские мастера использовали искусственные материалы. В XVIII веке Петр I, будучи царем достаточно прогрессивным, прекрасно понимал все преимущества отделки и облицовки зданий искусственным камнем. Он интересовался всевозможными имитациями натурального камня – гранита, мрамора, лабрадорита и других облицовочных камней.

 

В начале ХХ века было замечено, пожалуй, наиболее важное свойство бетона. Бетон способен в точности воспроизводить фактуру поверхности, на которой он затвердевает. Именно эта особенность и стала ключевой при изготовлении современных видов искусственных камней. Для производства искусственного камня изготавливалась форма необходимого размера, внутренняя поверхность которой повторяла все особенности определенного естественного камня. Так самым первым видом искусственного камня, который начал применяться в строительстве, стал литьевой камень.

 

На Западе искусственные камни на основе портландцемента появились 25-30 лет назад. Тогда мода вновь повернулась лицом к средневековым замкам, и к обилию камня в интерьере. В конце ХХ столетия интерес к стенам из необработанных каменных блоков, булыжников, валунов и глыб стал возрастать. Все чаще люди старались добавить элементы из декоративного камня в интерьер своего дома. В связи с этим нужен был материал, который смог бы удовлетворить все потребности заказчиков. Тогда то и наступило время искусственного камня.

В России искусственный камень получил своё широкое распространение в последнее десятилетие. Одна из приятных особенностей искусственного камня - он всегда теплый на ощупь! Сегодня дизайнеры имеют потрясающую возможность воплощать все свои самые смелые проекты. Одно из несомненных достоинств искусственного камня - его технологичность, то есть легкость и простота монтажа по сравнению с природным аналогом. Работы по отделке интерьеров искусственным камнем стоят в несколько раз дешевле, что вполне объяснимо. Ведь облицовка интерьера натуральным камнем - это довольно сложный, трудоемкий и дорогостоящий процесс, требующий тщательной подготовки основания, закрепления каждого камня анкерами или возведения специальных конструкций, использования дорогих клеевых составов и др. Помимо этого, укладчик должен быть профессионалом высокого уровня, а стало быть, его услуги стоят довольно дорого. С декоративным облицовочным камнем работать намного проще. Во-первых, многие поверхности (в частности, бетонные и кирпичные) не требуют никакой специальной подготовки при укладке этого материала, так как имеют сходные с ним физические характеристики. Во-вторых, искусственный камень проще резать и обрабатывать, чем натуральный. В-третьих, что очень важно, в коллекциях декоративного облицовочного камня есть угловые и закругленные элементы, детали для облицовки оконных и дверных проемов и т.д., которые сильно облегчают работы по отделке фасадов (в случае с натуральным камнем изготовление таких изделий гораздо сложнее и дороже). Кроме того, при внешнем сходстве искусственного камня с оригиналом весит он в среднем в 1,5 раза меньше. А значит, его проще подвезти к месту проведения работ и намного легче закрепить на стене: ровная, шероховатая обратная сторона делает монтаж искусственного камня таким же несложным, как и укладка керамической плитки.

Искусственный камень, в отличие от природного, никогда не имеет радиоактивного фона. 

В наше время уже существует более сотни различных видов искусственного камня, отличающихся как по цвету, так и фактуре. Все это разнообразие стало плодом творения нескольких сотен поколений, от античного человека, который впервые замесил раствор из глины, до современного человека, который ведет разработки по увеличению качественных характеристик и созданию все новых и новых видов искусственного камня. Ежемесячно на рынке появляются новые виды искусственного камня, качество которых с каждым разом только улучшается.

Искусственный камень - это одновременно и красиво, и стильно, и надежно. Наш сайт создан для того, чтобы раскрыть Вам безграничный мир возможностей искусственного камня и предложить взаимовыгодное сотрудничество. 

xn----8sbpjldlj3b8gb.xn--p1ai

Собрать камни истории

О первых храмах старого Саратова и первых произведениях каменного церковного зодчества в нашем городе рассказывает настоятель саратовского храма в честь Страстей Господних, руководитель проекта «Утраченные храмы Саратова» священник Кирилл Петрович.

Известно, что Саратов за свою более чем 400-летнюю историю трижды выстраивался на новом месте, а современный город был перенесен с луговой стороны на правый берег в 1674 году по указу царя Алексея Михайловича. В левобережном Саратове, по замечанию А.А. Гераклитова, в 1621 году уже существовали две церкви, упоминание о которых он обнаружил в Московском государственном архиве — Троицкий Собор и Никольская церковь (А.Леопольдов называет ее во имя Смоленской Божией Матери). Не позднее 1623 года там же был Богородицкий, или Казанский, мужской монастырь, следовательно, с церковью в честь Казанской иконы Божией Матери. На основании скреп окладной росписи 1634 года по городу Саратову, историк П.П. Смирнов указывает имена двух городских священников — соборного попа Никольской церкви Василия и попа Самсона из некоей другой церкви. Также уже в 40-х годах XVII века существовал женский монастырь с Крестовоздвиженским храмом. Все эти церкви были деревянными.

Первое столетие третьего Саратова остается одним из самых малоизученных периодов его истории, не случайно А.Н. Минх называет Саратовский край до 1860-х годов «Грибоедовской глушью», поскольку в печати о нем не было точных сведений. Тем не менее, некоторое представление по указанной теме из имеющихся немногочисленных источников можно составить.

При перенесении города на правый берег его административным и историческим центром стала Старособорная площадь (ныне Музейная), а точнее сам Троицкий собор. Вокруг него располагались остальные постройки. Эта ситуация не была случайностью, являясь отражением мировоззрения жителей города, которые были людьми православными. Поэтому все первое и лучшее посвящалось Богу — не только место для церкви, но и появившаяся новая технология каменного зодчества была, прежде всего, посвящена Богу через строительство храмов.

Панорама - Старо-Казанская церковьОднако, по преданию, записанному саратовским старожилом И.А. Кропотовым, считалось, что первой церковью третьего Саратова была Казанская при Богородицком мужском монастыре. Протоиерей Михаил Беликов предполагает, что монастырь мог быть перенесен несколькими годами раньше города. Таким образом, вокруг кафедрального собора в пределах Старособорной площади разместились все храмы левобережного города — Казанская монастырская церковь с восточной стороны, Крестовоздвиженская монастырская — с южной, Никольская приходская церковь — с западной.

К концу XVII столетия А.А. Гераклитов насчитывает уже четыре приходских церкви кроме двух монастырских. Он же утверждает, что Четверосвятский монастырь существовал на Горах не позднее 1682 года (следовательно, мы видим наличие двух мужских монастырей и одного женского), а о существовании Введенской (Покровской) церкви он говорит осторожно, датируя ее «ранее 1712 года», в то время как А.Ф. Леопольдов говорит о ее существовании в конце XVII века, отталкиваясь от надписей на обратных сторонах старинных икон этой церкви. Существование Введенской церкви до 1712 года подтверждается также шведским капитаном, сопровождавшим китайское посольство и свидетельствующим о ее освящении в 1713 году (очевидно после пожара 1712 года) как Иоанно-Богословской. Лишь в «Альбоме православных церквей…» М.Н.Грудистова она датирована 1740 годом, что, вероятнее всего, отражает очередную ее перестройку. Ф.Ф. Чекалин со ссылкой на путешественников-очевидцев также говорит о двух монастырских храмах и четырех приходских, при этом отмечая, что Богородицкий монастырь был переведен на Горы за теснотой в 1691–1692 годах. С учетом последнего замечания, Казанская церковь в этот период уже была приходской. Н.И. Костомаров в «Очерке истории саратовского края от присоединения его к русской державе до вступления на престол императора Николая I» на 1697 год упоминает кроме Старого собора четыре церкви: Крестовоздвиженскую, Введенскую, Вознесенскую и Спасо-Преображенскую. Голландский путешественник Корнелий де Бруин в 1703 и 1707 годах нашел в Саратове лишь «несколько деревянных церквей», которые и составляли самые достопримечательные здания в городе.

Крестовоздвиженский храмТрудно говорить о датах строительства церквей в условиях постоянных пожаров, но очевидно, что в начале XVIII века в Саратове существовали Троицкая соборная церковь, построенные приблизительно в одно время с ней Казанская и Крестовоздвиженская монастырские, Никольская (она же Смоленская или Одигитриевская), Четверосвятская нового мужского монастыря (которую А.Ф. Леопольдов называет Спаса Преображения) и «Покровская на Волге (Введенская)». Примерно на рубеже веков состоялось историческое событие — создание первого каменного строения в Саратове.

Несмотря на его положение, Саратов не стал первым городом Поволжья, в котором возвели каменный храм. На несколько десятилетий раньше, в 1664 году, в г. Царицыне была освящена Иоанно-Предтеченская каменная церковь женского монастыря, построенная первыми насельниками города.

Первым каменным зданием Саратова, как известно, стал соборный Троицкий храм. Постоянные пожары деревянного здания церкви, которое саратовцами регулярно восстанавливалось, по мнению В.П. Соколова, стали одной из причин намерения построить несгораемую каменную церковь. История деревянного собора была недолгой — уже через 10 лет, в 1685 году, соборный протопоп просит дозволения строительства каменного собора на старом месте, начинаются подготовительные работы. Новейшее исследование протоиерея Михаила Беликова, сделанное в свете новых данных, предполагает, что окончательно каменный Троицкий собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 года. Эти цифры интересны связью с Покровским (Введенским) храмом, которым стал старый деревянный соборный храм, перенесенный по просьбе жителей новой слободы. Слобода за южной окраиной города по храму получила наименование Покровской. Эти данные не противоречат приведенным ранее примерным датировкам.

Троицкий собор в камне был возведен в стиле московского «нарышкинского» барокко, которое было характерно для храмовой архитектуры Саратова вплоть до начала XIX века. Это можно увидеть наглядно на первых фотографиях храмов, хотя и частично перестроенных в стиле классицизма, но сохранивших характерные черты московского барокко (это, прежде всего, «восьмерик на четверике» Троицкого, Воздвиженского, Преображенского, Казанского храмов, разнообразный фасадный декор пышными волнами узоров — фронтоны, колонны, барельефы, изразцы, пилястры, обрамление пролетов и ребер зданий). Отличительной чертой этого стиля было устремление строений вверх, их многоярусность, узорчатость фасадов. По мнению академика Д.С. Лихачева, нарышкинское барокко — «абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление», «самое яркое» в русском зодчестве рубежа XVII–XVIII столетий. Заимствуя формы фасадного декора различных течений и стилей, зодчие оставались верны канонам русского формосложения. Для зданий московского барокко характерна двойственная масштабность: это сочетание гигантского, устремленного вверх, и второго — миниатюрно-детального.

Другой характерной особенностью этого периода были шатровые колокольни, фотоснимки которых сохранились храмов Крестовоздвиженского, Преображенского, старого Михаила Архангела, а до настоящего времени уцелела лишь колокольня Троицкого собора. О колокольнях этого периода есть следующее замечание А.Ф. Леопольдова: «…с колокольнями, на коих вместо шпицов, сделаны верхи каменные, пирамидальной фигуры, доселе целые». В  русском литературном языке XVIII и начала XIX веков шпицем называли остроконечный верх здания.

Единоверческий Спасо-Преображенский храм (1920-1930)Вероятно, из-за отсутствия документов, утраченных в пожарах, уже не удастся точно установить хронологический порядок строительства следующих за Соборной каменных церквей. Но, обобщая различные источники, можно ограничить их круг: это Казанская, Никольская, Введенская, Крестовоздвиженская и Преображенская церкви. Современный краевед-исследователь Станислав Гридасов считает, что вторым каменным храмом была Крестовоздвиженская монастырская церковь, построенная в 1740 году иждивением капитана Василия Яковлевича Суровцева. Данная точка зрения неочевидна, так как, к примеру, Ф.В. Духовников и Н.Ф. Хованский в Саратовской летописи за 1697 год о новом строительстве Рождество-Богородицкой (Никольской) церкви после пожара делают многозначительное замечание, что «прежде церковь была деревянная, во имя Смоленской Божией Матери, но в 1696 г. она сгорела», которое можно понять как восстановление храма уже в камне. А.А.Гераклитов пишет о Никольской церкви, что «как и остальные саратовские церкви она не раз сгорала дотла, но в 1722-х был воздвигнут существующий каменный храм», а также о том, что в Четверосвятском (впоследствии Преображенском) монастыре «в 1733 г. было приступлено к сооружению каменного храма, который после всяких испытанных им невзгод и переделок стоит и до нашего времени». Интересно его замечание о том, что храм «был и приходским для жителей Горной слободы, почему при нем кроме монахов был штат и белого духовенства», а также о перенесении старого деревянного монастырского храма на место старого Михаила Архангела, строительство которого по Саратовской летописи датировано 1730 годом.

Еще запутаннее дело обстоит со временем постройки каменной Казанской церкви. Известный саратовский историк и краевед Е.К. Максимов осторожно датирует время ее постройки началом XVIII века. К его мнению примыкает И. Козловский, утверждающий, без ссылки на источник, что новое здание из камня было построено после пожара 1712 года. Можно отметить, что некоторая логика в такой датировке имеется. В.И. Давыдов обходит в своей книге этот вопрос, отмечая, что «когда выстроили каменную — неизвестно», при этом не комментируя мнение А.А.Гераклитова о том, что она была построена в камне «около 1755 года».

Старый Михаил Архангел в камне был возведен в 1747 году. В этом же году строится Введенская (Покровская) церковь, причем здесь, вероятнее всего, речь идет о ее восстановлении в дереве после очередного пожара, учитывая факт ее существования с начала столетия, а в камне — лишь с 1847 года. Таким образом, к середине XVIII столетия можно уверенно говорить о наличии в камне пяти деревянных церквей (кроме соборной): Никольской, Четверосвятской, Крестовоздвиженской монастырской, Михаило-Архангельской, Казанской.

Каменные же светские здания стали появляться лишь со второй половины XVIII века, до этого времени в камне строились только церкви. К примеру, даже воеводский дом тогда был еще деревянный, и хотя известен указ Петра III о возведении в Саратове каменного воеводского дома, но дальнейшая судьба указа остается неизвестной. В 1773 году к числу каменных зданий относилась низовая соляная контора, воеводская канцелярия, лавки, а также дома зажиточных жителей. В частности, саратовцы Иван Иванович Бабушкин и его жена Аграфена Ивановна (дочь саратовского богача Ивана Афанасьевича Лежнева) владели в том числе большой редкостью в Саратове того времени — жилым каменным домом близ берега Волги, который среди прочего имущества указан вдовой купца в описи сгоревшего в пожаре 13 мая 1774 года. В 1799 году было заложено каменное здание для главного народного училища.

Преображенская церковьВ период со второй половины XVIII и до начала XIX века было построено еще несколько каменных и деревянных церквей. Их история в краеведческой литературе описана значительно точнее и подробнее. Так, в 1762 году в женском монастыре была построена и освящена церковь во имя мученицы Параскевы, причем отмечается, что церковь не только возведена из камня, но и «теплая», то есть с отоплением. Следующим каменным храмом стал храм во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Она была заложена в 1768 году на «пространном путейном месте, за Царицынскими воротами», построена и освящена в 1770-м. Средства на ее строительство выделил саратовский купец Иван Иванович Суздальцев, умерший в 1786 году. В 1772 году заложена и в следующем году освящена деревянная Ильинская кладбищенская церковь. В 1786 году заложена каменная колокольня Сергиевской церкви. Истребивший город пожар 1774 года, последующее разорение Саратова Пугачевым, затем война с Наполеоном остановили строительство новых церквей до 15-го года XIX века. О наличии в Саратове 9 церквей к концу XVIII века пишет А.Ф. Леопольдов, прибавляя к уже имевшимся Сергиевскую и Ильинскую. В этих храмах на 1799 год несли службу 16 священников. По свидетельству академика Лепехина, посетившего Саратов в 1769 году, «самое города построение весьма изрядно, хотя в нем нет каменного строения, кроме 7 церквей и двух монастырей — мужского и женскаго…». Академик Фальк, в том же году описавший Саратов, подтверждает цифры Лепехина, добавляя, впрочем, наличие нескольких каменных лавок (скорее всего, речь идет о лавках при Казанской и Никольской церквях). Между академиками нет противоречия, так как, по замечанию Г.С. Саблукова, «когда говорим слово „дом“, не представляйте домов каменных: весь город был деревянный и дома горожан частных не много были лучше хороших деревенских изб». Каменные здания на начало XIX века в Саратове можно было посчитать по пальцам, и за редким исключением это были церкви. Н.Ф. Хованский замечает, что «существующия теперь в местности около Пешаго базара, по-видимому, старинныя здания построены гораздо позднее, потому что из камня стали строить здания только в конце XVIII или в начале нынешняго столетия, а ранее того возводили только каменныя церкви».

Учитывая мировоззрение и воспитание граждан того времени, каждая, даже бытовая, сторона жизни людей освящалась церковью. Православие было культурным стержнем народа, все, что было связано с Богом и Церковью, всегда занимало главное место в жизни людей. Поэтому ни одному градоначальнику или купцу в голову не приходила мысль о строительстве собственного каменного дома раньше храма. Кроме того, мы можем обратить внимание и на высоту Троицкого собора. По современным меркам она невелика, но в то время в городе не было домов выше двухэтажных, поэтому даже деревянные церкви значительно возвышались над всеми остальными постройками и были архитектурной доминантой облика города. Эта ситуация сохранялась вплоть до начала XX века, когда после Октябрьского переворота новая власть начала борьбу с религией и всеми ее проявлениями. Все колокольни в 30-е годы ХХ века в Саратове подлежали сносу, а оставшиеся храмовые строения перестраивались до неузнаваемости или разрушались полностью.

В XIX веке, когда господствующим стилем архитектуры был классицизм, древняя архитектура московского барокко оставалась непонятной и систематически перестраивалась. Современник ныне разрушенных древних храмов Г.С. Саблуков, описывая их в своих воспоминаниях, весьма нелестно отзывается об их архитектуре. Воздвиженская церковь напоминает ему «какую-то крепость военную», Введенская не привлекает «взгляда изяществом зодчества», Вознесенская — «маленькая, многоглавая, могла считаться красивым зданием только при вкусе XVII века». Такой взгляд на вещи приводил к перестройке храмов, в итоге в их архитектуре сочетались одновременно фрагменты старой барочной архитектуры с новой в стиле классицизма. В качестве примера можно привести Казанскую церковь, у которой изначально была шатровая колокольня, как у Преображенской на Горах церкви. Впоследствии она была заменена на новую, «в духе новейшего зодчества». Саратовский протоиерей Н.Г. Скопин сообщает в своем дневнике, что в апреле 1814 года «у Казанской церкви в Саратове уронили колокольню для сделания новой».

Все перечисленные церкви изначально были построены в стиле московского барокко и «напоминали московские», по свидетельствам современников. Часть из них была утрачена или перестроена и не попала в объективы первых фотоаппаратов. Как уже было сказано выше, не сохранились изображения старой колокольни Казанской церкви, то же можно сказать и о старой колокольне церкви Никольской, также восстановленной после пожаров в стиле классицизма в XIX веке. Облик первой Сергиевской церкви был полностью утрачен после перестройки при губернаторе А.Д. Панчулидзеве. Остались лишь воспоминания старожилов о том, что построенная в 1776 году первая каменная Сергиевская церковь в стиле барокко была сломана, а на ее месте в 1825 году была построена другая, в стиле господствующего в то время классицизма. Об этом свидетельствует Г.А. Скопин: «церковь Сергиевская прекрасная и едва ли из всех не лучшая и видом, снаружи, и убранством, свнутри; похожа на Архангельскую очень много». Древность саратовских церквей отмечали многие путешественники, однако это обстоятельство не помогло сохранить данное наследие в 30-е годы советского периода, когда государство стремилось уничтожить не только Церковь, но и малейшие напоминания о ней.

Все перечисленные каменные церкви, за исключением чудом сохранившегося Троицкого собора, были разрушены или разобраны на кирпич, на месте почти всех их построены современные жилые здания,  отражающие господство материальных ценностей над духовными в умах как их создателей, так и общества в целом.

Газета «Православная вера» № 14 (610)

eparhia-saratov.ru

У камня своя история, арт-энциклопедия от Дианны Астон и Сильвии Лонг - запись пользователя [email protected] (id780959) в сообществе Развитие и обучение детей от трех до шести лет в категории Книги

Камни, бесспорно, являются одним из волнующих чудес природы. Зарождающиеся в недрах земли, извлеченные на свет и превращенные в величественные здания и сооружения, прекрасные украшения или орудия труда они волнуют воображение современного человека так же, как и его далеких предков.

Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Почему в карманах у них очень часто находят каменные коллекции? Почему камни так притягивают малышей? Детей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. С ними связано множество мифов и легенд, из них веками изготавливали талисманы - символы здоровья , долголетия , процветания. И даже если не верить в магическую силу камней, детям они приносят радость, положительно влияют на их всестороннее развитие и являются средством познания мира.

«У камня своя история» - она из книг серии арт-энциклопедий от Дианны Астон и Сильвии Лонг, знакомит нас с удивительным миром камней и минералов. В книге повествуется о происхождении камней, их формах и размерах, рассказывается о обычных камнях, кажется ничем непримечательных , но читая, мы узнаем сколько же в них хранится тайны и удивительных открытий и все это сопровождается прекрасными натуралистичными иллюстрациями.

в Лабиринте / Озоне / Риде / My-shop

«В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать.

Тяжелый, большой - одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?»

(В. Мирясова)

Камням не так много внимания уделяется в детской литературе, выбор книг на эту тему не так велик, но «маленький почемучка» задает вопросы и как раз многие ответы на вопросы «юного геолога» мы найдем в этой арт энциклопедии от Дианны Астон: Как образуются камни? Сколько лет самым древним камням? Как используют камни люди и животные? Мельчайшие песчинки и громадные монолитные скалы, камни, путешествующие в Космосе, и те, что уже миллионы лет лежат на поверхности нашей планеты, каждый из них хранит свою историю...

Начнем с обложки книги - уже от нее невозможно отвести глаз. Завораживает, манит изображенными на ней красивыми камушками и хочется заглянуть в книгу.

В книге собрана целая коллекция камней: от песчаника и гранита до ярко-синего азурита и снежного обсидиана.

Два очень интересных разворота в книге. Здесь, в большинстве своем, представлены достаточно всем известные камни. Рисунок на обоих разворотах книги одинаковый, разница только в том, что на последнем каждый камушек подписан. Это прекрасное подспорье, чтобы с ребенком выучить названия камней, изучить цветовые оттенки, обогатить словарный запас, да и просто поговорить)

Круговорот камней в природе. На этих трех разворотах кратко и лаконично рассказано о цикле жизни камня.

«У каждого камня есть история…»

«Камни плавятся при температуре от 700 до 1300 градусов Цельсия.»

Космические странички

По бескрайнему космическому пространству путешествуют миллионы камней

«Метеороиды - камни размером от песчинки до баскетбольной площадки. Это они - падающие звёзды ночного неба. Иногда метеороиды падают на Луну, Землю и другие планеты. Такие камни, прилетевшие к нам из космоса, мы называем метеоритами.»

Камень помнит древние времена. На этом развороте мы видим самые старые камни, которым около 4,5 миллиарда лет

Камень может быть громадным и крошечным

«Самым большим монолитным каменным образованием на Земле считается песчаниковая скала Огастус в Австралии. Её вершина возвышается на 1105 метров над уровнем моря и на 860 метров над поверхностью Земли. Только представьте себе: этот «камень» выше самого высокого в мире небоскрёба на целых 32 метра!»

Камень - как тесто

«Каждый камень - это смесь минералов. Так же как тесто для выпечки состоит из муки, масла, яиц и сахара, камень включает в себя различные ингредиенты: полевой шпат, кварц, флюорит, гипс, пирит, которые, в свою очередь, состоят из алюминия, меди, никеля, углерода, серы и других химических элементов.»

Также на страничке дан рецепт лазурита)

Камень хороший помощник - здесь интересные факты из жизни животных, как и чем им помогают камни

«Чтобы достать моллюска из раковины, морские выдры переворачиваются на спину, кладут на живот плоский камень и начинают бить по нему ракушкой. Чайки разбивают раковины моллюсков о скалы, сбрасывая их с высоты.»

Камень хранит секрет

Как же интересно посмотреть на камни «в разрезе», какую же таят они внутри красоту!

Секреты и полезные свойства камней всегда волновали человечество. На этих страничках рассказывается, какую пользу приносил камень человеку начиная с доисторических времен и до наших дней. Много интересных фактов.

Как камень служит искусству

Великие здания и сооружения - шедевры мирового искусства.

Каждый архитектурный шедевр подписан из какого он камня создавался.

Книга долгоиграющая, будет интересна детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Возможно, после знакомства с этими книгами, ребенок станет по-другому смотреть на привычные вещи и начнет замечать удивительное вокруг.

Малышам с 3 лет можно рассматривать рисунки и своими словами рассказывать о многообразие камней в мире, что то из текста можно читать, заменяя некоторые термины.

Книга большого формата, белоснежная мелованная плотная бумага, твердая обложка, прошитые блоки, отличная цветопередача рисунков и четкая печать. Качество издания - отличное.

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» выпустило еще 2 книги в серии:

- «Что снится семечку?» - мой отзыв на эту арт-энциклопедию- «Яицо любит тишину» мой отзыв

На амазоне издание имеет хорошие отзывы, оригинальное название книги A RockIs LivelyВ серии есть еще две книги, которые я обнаружила на амазоне: про птиц A Nest Is Noisy и про бабочек A Butterfly Is Patient. Возможно, издательство «МИФ. Детство» нас и ими порадует.

Все три книги серии арт-энциклопедий не только познавательны, но и очень красивые, они с детства формируют вкус к хорошим книгам и дарят эстетическое удовольствие и детям, и взрослым.

У камня своя история, арт-энциклопедия от Дианны Астон и Сильвии Лонг

в Лабиринте / Озоне / Риде / My-shop

Издательство: Манн, Иванов и Фербер

Страниц: 32 (мелованная)

ISBN: 978-5-00057-428-7

Масса: 438 г

Размеры: 287x237x8 мм

www.babyblog.ru

Драгоценные камни в истории

Драгоценные камни в истории

Сверкающие и таинственные, драгоценные камни живут рядом с человеком на протяжении многих тысячелетий.

Несмотря на множество легенд, рассказывающих о мистическом происхождении благородных камней, ученые объясняют их образование просто: эти камни представляют собой минералы, появившиеся в результате естественных химических процессов в земной коре.

Из около 4000 минералов к драгоценным камням сегодня причисляют около 100. Четыре камня – янтарь, коралл, жемчуг и гагат – имеют органическую природу, поскольку образованы живыми организмами (животными или растениями).

Многие древние культуры наделяли драгоценные камни сверхъестественными свойствами – из них делались талисманы и амулеты, помогающие в сражениях, приносящие везение. У каждого народа и каждой эпохи был камень, который считался наиболее ценным.

Египтяне больше других камней почитали малахит и лазурит. Вырезанный из лазурита священный жук-скарабей был в Древнем Египте символом возрождения в загробной жизни. Камни с высеченными на них заклинаниями находили широкое применение в религиозных ритуалах.

Культуру античного Средиземноморья невозможно представить без мозаик и резьбы по драгоценному камню (глиптики). Для этих целей использовались агат, халцедон или оникс.

Однако более всего древние римляне и греки ценили сапфиры и алмазы. Эти минералы стоили очень дорого, они могли быть ценными дипломатическими подношениями, скреплявшими мир, а нередко являлись причиной распрей и войн.

После походов Македонского в Среднюю Азию в Европе широкое распространение получили берилл, рубин, аметист, а после открытия европейцами Америки - изумруд. В эпоху ренессанса самыми ценными считались цветные минералы – рубины, топазы, сапфиры, а эпоха романтизма воспевала очарование полудрагоценных камней – гранатов, аквамаринов, опалов.

Знатные люди каждой исторической эпохи питали к драгоценным камням особую любовь, ведь камни были показателем их богатства и статуса. Выбор драгоценного камня производился в соответствии с ситуацией и с учетом правил хорошего тона.

Так, бирюза и гранат признавались подходящими для молодых девиц. Считалось, что незамужней женщине не пристало носить бриллианты. Допустимым дополнением к траурной одежде были непрозрачные камни – оникс, агат или хризоберилл.

Во все времена признавалась не только красота камней, но и их магическая сила. Из них делали талисманы и обереги, их использовали для изгнания злых духов и для лечения различных заболеваний.

Представители христианства украшали свои перстни, скипетры и алтари драгоценными камнями, чтобы притянуть и удержать небесные силы. Некоторые драгоценные камни благодаря их свойствам рекомендовались представителям определенных профессий.

Сегодня, как и в древности, драгоценные камни по-прежнему вызывают неподдельный интерес. Мало найдется тех, кто останется равнодушным при виде их неподдельной красоты. А их свойства, полностью не изученные, обогащают наши знания о себе и о мире.

www.miron-nn.ru