Престолы и жертвенники из камня. Камни церковные


Церковное здание и его камни

Проповедь на апостольское чтение 24-й Недели по Пятидесятнице.

В раннехристианской книге «Пастырь Ермы» описывается таинственное видение: некие светлые юноши строят четырехугольную башню на воде. Они достают камни со дна или приносят их с земли. Разновидностей камней много: белые четырехугольные, округлые гладкие, шершавые, с трещинами. Одни камни юноши сразу клали в стену, другие откладывали до времени, третьи раскалывали и выбрасывали. Далее следует объяснение видения. Юноши есть Ангелы, которые строят Церковь. Камни – это христиане. Одни подходят для возведения стен церковных, другие откладываются до покаяния, некоторые совсем не годятся и сразу уничтожаются. Церковь строится на воде, ибо войти в нее можно только через воду крещения.

Подобный образ Церкви как здания сегодня предлагает нам апостол Павел. В рядовом зачале 24-й Недели по Пятидесятнице мы слышим такие слова: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:19–22).

Итак, Церковь – это храм веры, утвержденный «на основании апостолов и пророков». Христианскую веру распространили по земле апостолы. Они благовествовали о Христе Воскресшем, опираясь на проповедь пророков. Апостолы по времени стоят ближе к нам и видели Христа своими глазами. Пророки жили раньше и Христа видели лишь гадательно, в образах – поэтому апостолы и поставлены впереди. Однако они в своей проповеди обращаются к пророкам. Так и мы теперь утверждаемся на слове апостольском, подкрепляясь и пророческими книгами.

Братья и сестры, имена пророков должны быть для нас хорошо известными, родными. Церковь стоит на апостолах и пророках. Пророки – не чужие нам люди. Их не так уж и много, всего-то десятка два имен. Как-то странно получается, что мы гораздо больше знаем имен политиков, поп-певцов, актеров и о каждом из них можем что-то рассказать, а два десятка имен величайших людей дохристианской эпохи выучить не можем и почти не знаем, чему они учили. А ведь пророки говорили слова, которые будут актуальны всегда, поскольку грехи человечества повторяются и путь исцеления не меняется – духовно исцеляет и подымает человека лишь Господь. По сути своей проповедь пророков есть христианская проповедь, и христиане должны знать и любить ее.

«Быв утверждены на основании Апостолов и пророков», т. е. надстроены сверху основания, представляя собой корпус здания. «Как делают каменщики? – берут камень, обтесывают его и полагают в здание, где и как приходится. Так Апостолы с пророками, рукою проповеди берут души и народы, обделывают секирою благодати Духа, подводя под характер здания и полагая в здание Церкви, сочетавают с Нею. – Так камень за камнем полагается, слой за слоем налагается, и здание высится», – пишет святитель Феофан Затворник (1). Итак, Церковь – это здание, основанное на Ветхом и Новом Завете, на апостолах и пророках.

Где же у современного человека интерес к Ветхому Завету? Где интерес к Завету Новому? Где вообще интерес к Священному Писанию? Два динария, которые милосердный самарянин дал хозяину гостиницы; два крыла, на которых апокалиптическая Жена, облеченная в солнце, улетает в пустыню; основание Церкви Христовой – Ветхий и Новый Завет. Когда же православные люди начнут изучать эти книги? Когда у нас пробудится подлинный интерес к Библии? Когда мы поймем, что мы все невежественны и нам всем необходимо много учиться? Церковь стоит на проповеди апостолов и пророков, и если нам малоизвестны их слова, то мы не имеем под ногами правильного основания.

Чтобы мы, рассуждая о апостолах и пророках, не забыли о Христе, апостол Павел напоминает: «Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем». Более точным является церковнославянский перевод: «сущу краеугольну Иисусу Христу». Слово «краеугольну» обозначает либо угловой камень здания, либо ключевой камень фундамента.

«Апостол присовокупил: «сущу краеугольну...», чтоб показать, что Христос все содержит, ибо краеугольным камнем называется то, что поддерживает и стены, и основание, на чем утверждается все здание. Заметь, что Апостол иногда представляет Господа свыше – содержащим и властвующим над всем телом, иногда же снизу – носящим все здание на Себе, – главным основанием. Апостол для того и сказал выше: «созиждет во единаго новаго человека», чтобы показать, что в Нем все воссозданы. Так Он все носит на Себе, все содержит (и все созидает)», – рассуждает Златоуст (2). Также толкователи отмечают, что через Господа Иисуса Христа в здании Церкви, как две стены, соединены иудеи и язычники.

Итак, братья и сестры, вот перед нами замечательный образ Святой Церкви как здания Божьего. Христос – краеугольный камень, апостолы и пророки – основание, мы – кирпичи в стенах. Здание продолжает расти, построение закончится лишь ко Второму пришествию Христовому. Что требуется от нас? Быть подходящими для строительства камнями, гладкими и чистыми, т. е. покаявшимися людьми, положившими хотя бы начало исправления в земной жизни. Жить в мире с другими христианами, ибо нам предстоит вместе с ними хвалить Бога в Царствии Небесном. Никакой камень с зазубринами и трещинами не войдет в церковную стену, так как он не сможет крепко соединиться с другими камнями. Так же и человеку, не научившемуся любить ближнего здесь, нечего будет делать в Царствии Христовом, потому что оно есть Царство Любви.

Представьте себе, что некая Марья терпеть не может некую, например, Любу. Но при этом Марья неуклонно соблюдает правила и Уставы церковные, молится, постится. И вот после смерти попадает она в рай. Смотрит – а Люба-то там! Что же будет делать Марья в раю, если Люба, которую она не выносила, тоже в раю, рядом с ней? Для Марьи это уже будет не рай, но ад.

Где нет любви, там везде ад. Пусть даже у человека много денег, и живет он в элитном доме, и на дорогие курорты ездит, и ни в чем себе не отказывает. Пусть он тысячу раз прав по человеческому, мирскому рассуждению. Если он никого не любит, в нем ад. Если он полон ненависти, он уже мучается в огненном озере. Такой камень не может сгодиться для строительства храма церковного. Он будет расколот надвое и выброшен вон.

Мало кто из нас есть хороший, гладкий камешек – мы все покрыты неровностями и трещинами. Поэтому Господь и обрабатывает нас скорбями и болезнями, чтобы хоть как-то подготовить к Царствию Небесному. Не умеешь любить – прими житейские несправедливости и клевету. Не научился жалеть других – потерпи болезнь, чтоб другие пожалели тебя, а ты поучился. Не хочешь меняться сам – поменяют трудные жизненные обстоятельства.

Господь, премудрый Строитель, да устроит наши души так, чтобы вошли они в небесное строительство храма церковного. Своей крепкой рукой да изгладит Христос все неровности наших сердец, которые нам самим не видны, но с которыми в Царство Небесное мы войти не сможем. Господь да помилует всех нас и да подготовит нашего внутреннего человека к вечной жизни в Царстве истины, радости и любви. Аминь.

 

Автор: Сергей Комаров

1) Святитель Феофан Затворник. Толкование на послание апостола Павла к ефесянам. Глава 2, стих 20. Эл. ресурс: https://predanie.ru/feofan-zatvornik-svyatitel/book/67824-tolkovanie-na-poslanie-k-efesyanam/#toc142) Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на послание апостола Павла к ефесянам. Беседа 6. Эл. ресурс: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_67/6

pravlife.org

Престолы и жертвенники из камня

Тщательный подход к обустройству и оформлению внутреннего интерьера церквей и храмов имеет важнейшее значение. Мебель и утварь для храма, к которой среди прочего относятся и престолы, жертвенники, аналои, семисвечники, выполненная из натурального камня, позволяет создать особую, торжественную и возвышенную, атмосферу в храме.

Испокон веков престолы в церквях и храмах были переносными и изготавливались из натуральных материалов: дерна, глины, камня. В более позднее время, примерно с  IV-го века, они приобрели форму стола перед алтарной апсидой.  Начиная с XV-го столетия устройство святого престола претерпело изменения – в наше время  чаще всего он исполняется в виде монолитной конструкции из камня или дерева.

Сейчас престол в православной церкви — это своего рода стол, расположенный в центре алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии (Таинства Причащения). Его высота обычно составляет примерно метр. Прекрасным украшением, подчеркивающим особый статус престола в православной церкви, является киворий, выполненный из мрамора или гранита, который устанавливается в больших соборах и храмах.

Жертвенник — это место в алтаре храма, на котором осуществляется проскомидия (процедура приготовления просфор и вина для последующего таинства).  Как правило, он имеет четырехугольную форму (как и престол). И украшен таким же облачением. Жертвенник чаще всего расположен либо в алтаре слева, либо отдельно в обособленной части храма (приделе).

Несмотря на то, что жертвенник в православии имеет чуть меньшее значение, чем престол, это священное место с богатой символикой, прикасаться к которому могут лишь служители церкви.

В православии в соборах и больших храмах часто присутствует несколько престолов и алтарей, в таком случае принято на каждом из них проводить богослужения только один раз в день.

Высококвалифицированные художники, дизайнеры, церковные архитекторы и скульпторы компании «Биллитон» разработают проект и изготовят престолы,  жертвенники, епископские или священнические кафедры, ризницы любой сложности на заказ по готовому или индивидуальному проекту. Многолетний опыт и профессионализм мастеров компании «Биллитон» позволяют осуществить полный комплекс работ по отделке и изготовлению церковной мебели и утвари для внутреннего убранства храма.

Процесс создания престола или жертвенника по индивидуальному проекту обычно состоит из следующих этапов:

- сбор информации - на этом этапе происходит детальное изучение плана алтарного пространства, габаритов помещения и будущего изделия, учитываются все требования и пожелания заказчика по внешнему виду, стилевым решениям и используемым материалам.

- 3D моделирование и визуализация – на этом этапе возможно еще до начала работ увидеть будущее изделие, в том числе и в окружающем интерьере. Качественная 3D графика позволяет полностью воссоздать цельное внутреннее убранство, оценить, насколько проект престола или жертвенника соответствует ожиданиям, и, при необходимости, внести корректировки.

- производство – мастера Биллитон осуществляют производство изделий на высокоточном итальянском оборудовании в полном соответствии с проектными чертежами

- монтаж на объекте.

Жертвенники и престолы, выполненные из гранита и мрамора, а также из других сортов камня, могут быть украшены барельефами и горельефами с использованием сюжетов из Евангелия. Как правило, самым популярным материалом для изготовления являются различные виды белого мрамора, но не менее впечатляюще выглядят престолы и жертвенники, украшенные вставками из природного камня насыщенных цветов.

Престол из натурального камня  может быть украшен различными резными декоративными элементами из камня, исполненными в греческом, древнерусском или византийском стиле, что  подчеркнет особую неповторимость и индивидуальность изделия.

Изготовление жертвенников и престолов требует участия художников-историков и  глубоких знаний истории Руси и канонов Православия.  Используя различные техники обработки и изысканный резной рисунок по камню мастера компании «Биллитон» спроектируют и воплотят в жизнь эксклюзивный престол из мрамора, по праву являющийся настоящим произведением искусства.

billiton.ru

белый камень в современном церковном зодчестве

Упоминая о древних православных храмах, мы представляем себе белокаменную красавицу-церковь Покрова на Нерли. Каменная архитектура храмов пришла в деревянные русские поселения из Византии вместе с христианскими традициями. Адаптированная к местным условиям, дополненная романскими, «фряжскими» элементами, здесь она получила свое неповторимое своеобразие.

В настоящее время строить храм полностью из белого камня неоправданно дорого. Его применение при строительстве можно условно разделить на конструктивное, отделочное и декоративное. Конструктивное использование белокаменных элементов в пятах сводов и арок оправдано как экономически, так и эстетически. Отделочное применение мрамора и гранита не традиционно для Православия. Прохладный мрамор, естественный для Византии, на Руси был заменен пористым известняком, удерживающим тепло, особенно в полах.

Декоративное использование белого камня достигло на Руси удивительных высот. Достаточно вспомнить тот же храм Покрова на Нерли, Дмитровский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве Польском. Несмотря на распространение современных технологий отливок из бетона и полимеров, применяемых для светской архитектуры, техника резьбы по белому камню не утрачена и сегодня, но в церкви ценится и имеет сакральный смысл именно то, что сделано руками и с душой. Особенно это относится к таким элементам убранства как иконостасы, кресты, иконы и пр.

Если говорить об опыте работы с белым камнем «Товарищества реставраторов», то здесь мы ориентируемся на древние образцы и лучшие примеры церковной архитектуры рубежа XIX и XX веков. Традиционные формы требуют и традиционных конструктивных, отделочных и художественных приемов. Белокаменная резьба в декоративном оформлении фасадов и интерьеров храмов обогащает пластику стен и формирует соответствующий стиль. Остановимся подробнее на решении белокаменных иконостасов. Истории русской архитектуры известно множество видов церковного иконостаса: барочные, ампирные, эклектичные, с золоченой резьбой, с живописными иконами, фарфоровые, чугунные, хрустальные, а также традиционный пяти, семи ярусный тябловый иконостас, где иконы располагались сплошными рядами на мощных балках. Но следует помнить, что иконостасы пришли на Русь вместе с храмами из Византии. Пришли в традиционном для Византии виде алтарных преград. Это низкая стена с колоннами, поддерживающими балку, на которой в один ряд стоят иконы Деисусного чина, между колоннами расположены иконы Местного ряда.

В конце XIX века, когда в России просыпается интерес к родной истории, искусству, архитектуре, такие мастера церковного зодчества как Шехтель, Соловьев, Бондаренко, пришли к идее возрождения древней формы иконостаса в виде каменной алтарной преграды. Занимаясь разработкой этой темы и не имея достоверной информации, мы дерзнули продолжить начатое предшественниками и при строительстве шатрового храма Иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» выполнили иконостас из белого камня в манере книжной миниатюры X-XIII веков с нордическими мотивами, плетенками и вязью, элементами «звериного стиля». Для храма Архангела Михаила в Пущино иконостас был сделан во владимирском стиле с барельефами львов и архангелов. Иная задача стояла при проектировании интерьера церкви св. Апостола Андрея Первозванного на о. Валаам. Храм являет собой подобие храма Гроба Господня в Иерусалиме. Из этого родилось решение сориентироваться на византийский стиль. Работа с многочисленными аналогами позволила добиться разнообразия декоративных, орнаментальных, изобразительных и тематических элементов, объединенных общим стилем.

Помимо вышеупомянутого, белый камень также используется для престолов, жертвенников, канонов, распятий, кресел и крестов - палитра применения белого камня в церковном зодчестве поистине многообразна. Отдельной темой являются декор фасадов и поклонные кресты, которые остаются столь же распространены сейчас как и в древности.

Андрей АНИСИМОВ, главный архитектор «ТОВАРИЩЕСТВА РЕСТАВРАТОРОВ»

www.tovrest.ru

Отделка церквей и храмов натуральным камнем. Работы по отделке церквей на Billiton.ru

Производство любого элемента церковного убранства из камня начинается с проектирования и 3D моделирования. На сегодняшний день компьютерные технологии позволяют нам добиться в сжатые сроки высокого качества визуализации, которая практически не отличается от конечного вида продукта. Компьютерные технологии позволяют нам передать все оттенки, фактуры и цвета натурального камня, который впоследствии будет использован для производства изделий.

После согласования с заказчиком стилистики и цвета, нам нужно от 1 до 4 недель, в зависимости от объема работ, чтобы визуализировать конечный результат. На этапе выбора материала, узнав какую цветовую гамму предпочитает заказчик, мы всегда советуем тот либо иной материал. Так как выбор материла для производства очень важен, от него зависит конечный результат. При обработке и производстве сложных архитектурных изделий, таких как иконостас, престол, жертвенник, трон либо киот для икон, очень важно, что бы материал хорошо обрабатывался и не скалывался. По нашему мнению, одним из самых лучших мраморов для производства сложных церковных архитектурных изделий является белый Полоцкий мрамор. Он является основным материалом, используемым нами практически во всех проекта. Полоцкий мрамор имеет очень плотную структуру и хорошо поддается обработке. Мы часто комбинируем его с европейскими камнями различных цветов.

Основной причиной использования европейского камня является способ его добычи. В Европе камень добывают методом выпиливания глыб из скалы с помощью алмазных канатов. Такой способ добычи очень бережный и обеспечивает высокое качество сырья, сокращая вероятность появления дополнительных скрытых микротрещин в камне, также он позволяет добывать блоки больших размеров. Для нас, как для производителя, очень важно качество сырья. Качество сырья определяется как отсутствием скрытых трещин, что при распиле блока может привести к полному его разрушению, так и размером каменного блока. Чем больше каменный блок, тем меньше отходность при производстве изделий. Но для обработки блоков больших размеров необходимы камнеобрабатывающие комплексы высочайшего уровня.

Также как компьютерные технологии позволяют нам в короткие сроки и с высоким качеством визуализировать проект, представив заказчику конечный результат, так же камнеобрабатывающие комплексы позволяют нам реализовывать большие проекты, сократив срок реализации в 5-6 раз. Если мастерам, которые точат камень в ручную, для реализации проекта иконостаса из мрамора, размером 24-30 кв/м необходимо около 6 месяцев, то эту же работу с помощью современных мраморообрабатывающих комплексов мы реализовываем за 30-40 дней. Качество изделий при этом остается высочайшим, так как все мелкие узоры и детали оттачиваются после вручную.

Интерьеры и экстерьеры храмов и церквей

Компания "Биллитон" выполняет комплекс работ по разработке и производству фасадов и интерьеров церквей и храмов с использованием натурального камня.

Внутренняя обстановка храма вызывает трепет и невольное восхищение, а церковные интерьеры, выполненные из мрамора и гранита, производят особенное впечатление. Наши архитекторы и дизайнеры имеют внушительный опыт работы с натуральным камнем и создают поистине удивительные вещи в соответствии с русскими православными традициями, а профессиональные монтажники-каменщики осуществляют монтаж изделий на месте.

Производство иконостасов 

Мы обеспечиваем 3D визуализацию и проектирование иконостасов, а также занимаемся производством порталов, киотов и купелей, создаем скамьи, вазы и прочие элементы внутреннего убранства храмов. Благодаря гиброабразивной резке на высокоточных станках, наши радиальные лестницы, скульптуры, плинтусы, карнизы, 3D изделия и сложные панно из мрамора становятся достойным украшением любого церковного сооружения.

Создание сложных архитектурных изделий из природного камня 

Уже более восемнадцати лет компания "Биллитон" занимает свою нишу в области камнеобработки. Мы придерживаемся строгого соблюдения методики обработки камня и постоянно совершенствуем оборудование, приобретая новые станки таких известных и проверенных марок, как Pellegrini, Breton, CNC, Techno cut. Оборудование с высокой точностью резки позволяет нам изготавливать сложные архитектурные изделия и экспериментировать с новыми формами и стилями.

Исакидис на ORTOX

billiton.ru


Смотрите также