Василиск - кто это и как выглядело мифическое чудовище? Камень василиска


Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - Камушек с места страдания мч. ВАСИЛИСКА

Камушек с места страдания мч. ВАСИЛИСКА

Эта святыня, привезенная паломниками, хранится на нашем подворье в селе Сухоречка.

КАМЕНЬ С МЕСТА СТРАДАНИЯ СВИДЕТЕЛЯ ХРИСТОВА ВАСИЛИСКА.

На камнях выступили как будто капли крови. Эти голыши берут люди как святыню на память в селе Каманы в Абхазии.

Голыши разбирают, а на следующих камнях опять выступают капли крови.

 

 

 

МУЧЕНИК ВАСИЛИСК

Дни памяти:  Март 3,  Май 22

Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305 - 311). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах. Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру.

Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.

Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: "Не бойся, Я с тобою". Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.

Когда, наконец, мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: "Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения". Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: "Завтра будем вместе". О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий, святой Евсигний (память 5 августа).

Храм мч. Василиска в КАМАНАХ.

Тропарь,Глас 4:

Мученик Твой, Господи, ВАСИЛИСК, / во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: / имеяй бо крепость Твою, / мучителей низложи, / сокруши и демонов немощныя дерзости. / Того молитвами / спаси души наша.

 

Кондак мученика Василиска глас 8

Во страдании крепок и мужественен явился еси и в чудесех предивен,/ явленно Христово имя преднося, мучителя посрамил еси./ Тем тя почитаем, Василиске, присно зовуще, всечестне:// радуйся, мучеников светлая доброто.

 

 

Величание

Величаем тя, страстотерпче святый (имярек), и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси. 

 

 

 

Назад к списку

www.buzulukjenmonastyr.prihod.ru

ПАЛОМНИЧЕСТВО К СВЯТЫНЯМ АБХАЗИИ. Святой мученик Василиск Команский

Храм мученика Василиска

ПАЛОМНИЧЕСТВО К СВЯТЫНЯМ АБХАЗИИ.Святой мученик Василиск Команский

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Продолжая знакомить Вас с нашей паломнической поездкой в православную Абхазию, хотим рассказать Вам о втором святом месте древнего села Каманы — храмом и источником святого мученика Василиска Команского.

Предыдущую статью, посвященную храму святителя Иоанна Златоуста, читайте на странице сайта Храм святителя Иоанна Златоуста

Недалеко от Каманского монастыря, на холме находится гробница и храм святого славного мученика Василиска.

Этот римский воин-христианин, в 308 году был сослан в Абхазию, на границу Римской империи.

По преданию, язычники, конвоировавшие Василиска, привязали его к засохшему дубу, стоявшему у подножия огромного холма, и оставили под палящими лучами солнца на мучительную смерть от жажды.

— Пусть твой Бог напоит тебя! — смеялись язычники.

И тогда Василиск обратился с молитвой к Богу, и Бог услышал его: зем­ля за­ко­ле­ба­лась, и из ска­лы за­бил ис­точ­ник. А также и сухой дуб ожил, зазеленел листвой, и с него полились струи воды, омывая лицо и тело Василиска, насытив его иссохшие губы влагой.

Мученик Василиск, ИконаВо­и­ны ис­пу­ган­ные зем­ле­тря­се­ни­ем, вы­бе­жа­ли из до­ма. По­ра­жен­ные про­ис­шед­шим чу­дом, они осво­бо­ди­ли му­че­ни­ка. К свя­то­му му­че­ни­ку при­хо­ди­ли боль­ные жи­те­ли се­ле­ния и по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния по его мо­лит­ве.

Ко­гда, на­ко­нец, му­че­ник пред­стал пе­ред Агрип­пой, тот по­ве­лел ему при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Му­че­ник от­ве­тил: «Я вся­кий час при­но­шу Бо­гу жерт­ву хва­лы и бла­го­да­ре­ния». Его по­ве­ли в ка­пи­ще, где на свя­то­го Ва­си­лис­ка мгно­вен­но с неба со­шел огонь, ко­то­рый сжег ка­пи­ще, а сто­яв­ших в нем идо­лов со­кру­шил в прах. То­гда Агрип­па в бес­силь­ной яро­сти при­ка­зал от­сечь свя­то­му Ва­си­лис­ку го­ло­ву, а те­ло его бро­сить в ре­ку.

Кон­чи­на му­че­ни­ка по­сле­до­ва­ла в 308 го­ду.

Хри­сти­ане вско­ре вы­ку­пи­ли свя­тые мо­щи му­че­ни­ка и но­чью тай­но по­греб­ли на вспа­хан­ном по­ле. Через неко­то­рое вре­мя на этом ме­сте бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка, в ко­то­рую пе­ре­нес­ли мо­щи. По свя­тым мо­лит­вам му­че­ни­ка ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния!

Свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту, пе­ред его кон­чи­ной, про­ис­шед­шей в Ко­ма­нах, явил­ся во сне свя­той му­че­ник Ва­си­лиск и про­из­нес:

— Зав­тра бу­дем вме­сте!

О по­дви­ге свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка по­ве­дал ми­ру оче­ви­дец его стра­да­ний, свя­той Ев­сиг­ний (па­мять 5 ав­гу­ста).

Мученик Василиск были похоронен в Каманах на холме, где его мощи покоятся и до сих пор. Трижды, в разное время, были сделаны попытки перенести мощи Василиска в другое место, но Господь не дал этого сделать!

Мученик Василиск, Абхазия

С 2002 года в Каманах внутри руин древнего храма Василиска возвышается деревянная часовня, подаренная Абхазии состоятельным туляком в благодарность за избавление его дочери от недуга водой святого источника!

Мы пропели акафист мученику Василиску на этом святом месте, и благодать сего святого преисполнила наши сердца!

Кондак мученику Василиску Команскому

Мученик Твой, Господи, Василиск во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего; имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами Христе Боже, спаси души наша.

После пения Акафиста, мы искупались в святом источнике святого Василиска! В самом источнике есть удивительные камни, на которых будто застыли капли крови Василиска…

Святой Источник Василиска

Священник Александр Куцов из города Орска Оренбургской области, поделился впечатлениями от поездки в Абхазию, которому удалось найти на дне источника камень с кровью мученка Василиска.

«Я купался в источнике этого мученика и многократно доставал со дна камни, — пишет о. Александр. — Но крови на них не было. Во время купания я читал тропарь мученику Василиску, пропел ему величание. И вот наконец зачерпнул довольно крупный камень, отличавшийся от других. Показал его послушнику, который является блюстителем этого места, и тот подтвердил: «Да, это кровь». На камне были такие капли крови, которые нельзя ни с чем спутать. Маленькая капля, побольше капля, подтек… И так как камень этот довольно крупный, капель на нем было шесть или семь. Они были хорошо заметны, хотя сам камень темный…».

Святый мучениче Василиске, моли Бога о нас!

Окончание 4

В завтрашней завершающей публикации читайте о Крестителе Христове Иоанне.

Окончание, малое

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ! Впечатление паломника

Сайт Семья и Вера

Похожий материал:

 

« Предыдущая запись Следующая запись »

semyaivera.ru

Мученик Васили́ск Команский

Краткое житие мученика Василиска Команского

Свя­той му­че­ник Ва­си­лиск был пле­мян­ни­ком свя­то­го му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на (па­мять 17 фев­ра­ля) и по­стра­дал с его бра­тья­ми Ев­тро­пи­ем и Клео­ни­ком во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия (305–311). Свя­тые му­че­ни­ки Клео­ник и Ев­тро­пий бы­ли рас­пя­ты на кре­стах (па­мять их 3 мар­та), а му­че­ник Ва­си­лиск был от­прав­лен в Ко­ма­ны, где со­дер­жал­ся в тем­ни­це. Пра­ви­тель Агрип­па, при­быв в го­род Ама­сию, на­чал пре­сле­до­вать хри­сти­ан. Свя­той Ва­си­лиск в тем­ни­це го­то­вил­ся к пред­сто­яв­ше­му му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу. Во сне ему явил­ся Гос­подь, обе­щав­ший му­че­ни­ку Свою по­мощь, и пред­ска­зал ему му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в Ко­ма­нах. Свя­той Ва­си­лиск про­сил тем­нич­ных стра­жей от­пу­стить его в род­ное се­ле­ние про­стить­ся с род­ны­ми. Его от­пу­сти­ли, так как по­чи­та­ли за свя­тость жиз­ни и со­вер­ша­е­мые чу­де­са. При­дя до­мой, свя­той Ва­си­лиск со­об­щил род­ным, что ви­дит­ся с ни­ми в по­след­ний раз, и убеж­дал их твер­до сто­ять за ве­ру.

Ко­гда Агрип­па узнал, что свя­той Ва­си­лиск от­пу­щен к род­ным, то при­шел в ярость. Же­сто­ко на­ка­зав тем­нич­ных стра­жей, он по­слал за му­че­ни­ком от­ряд во­и­нов во гла­ве с же­сто­ким ма­ги­стри­а­ном (по­мощ­ник пра­ви­те­ля). Встре­тив воз­вра­щав­ше­го­ся свя­то­го Ва­си­лис­ка, ма­ги­стри­ан на­дел на него тя­же­лые око­вы, а но­ги обул в мед­ные са­по­ги с вби­ты­ми в по­дош­вы гвоз­дя­ми, и от­пра­вил в Ко­ма­ны.

Дой­дя до од­но­го се­ле­ния, в зной­ный пол­день пут­ни­ки оста­но­ви­лись в до­ме жен­щи­ны Тро­я­ны. Во­и­ны по­шли в дом от­дох­нуть и под­кре­пить­ся пи­щей, а свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка при­вя­за­ли к су­хо­му де­ре­ву. Стоя в тяж­ких око­вах под рас­ка­лен­ным солн­цем, свя­той мо­лил­ся Бо­гу. Вне­зап­но по­слы­шал­ся Го­лос свы­ше: "Не бой­ся, Я с то­бою". Зем­ля за­ко­ле­ба­лась, и из ска­лы за­бил ис­точ­ник. Ма­ги­стри­ан, во­и­ны и Тро­я­на, ис­пу­ган­ные зем­ле­тря­се­ни­ем, вы­бе­жа­ли из до­ма. По­ра­жен­ные про­ис­шед­шим чу­дом, они осво­бо­ди­ли му­че­ни­ка. К свя­то­му му­че­ни­ку при­хо­ди­ли боль­ные жи­те­ли се­ле­ния и по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния по его мо­лит­ве.

Ко­гда, на­ко­нец, му­че­ник пред­стал пе­ред Агрип­пой, тот по­ве­лел ему при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Му­че­ник от­ве­тил: "Я вся­кий час при­но­шу Бо­гу жерт­ву хва­лы и бла­го­да­ре­ния". Его по­ве­ли в ка­пи­ще, где на свя­то­го Ва­си­лис­ка мгно­вен­но с неба со­шел огонь, ко­то­рый сжег ка­пи­ще, а сто­яв­ших в нем идо­лов со­кру­шил в прах. То­гда Агрип­па в бес­силь­ной яро­сти при­ка­зал от­сечь свя­то­му Ва­си­лис­ку го­ло­ву, а те­ло его бро­сить в ре­ку. Кон­чи­на му­че­ни­ка по­сле­до­ва­ла в 308 го­ду. Хри­сти­ане вско­ре вы­ку­пи­ли свя­тые мо­щи му­че­ни­ка и но­чью тай­но по­греб­ли на вспа­хан­ном по­ле. Через неко­то­рое вре­мя на этом ме­сте бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка, в ко­то­рую пе­ре­нес­ли мо­щи. По свя­тым мо­лит­вам му­че­ни­ка ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния. Свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту (па­мять 13 но­яб­ря) пе­ред его кон­чи­ной, про­ис­шед­шей в Ко­ма­нах, явил­ся во сне свя­той му­че­ник Ва­си­лиск и про­из­нес: "Зав­тра бу­дем вме­сте". О по­дви­ге свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка по­ве­дал ми­ру оче­ви­дец его стра­да­ний, свя­той Ев­сиг­ний (па­мять 5 ав­гу­ста).

См. так­же: "Стра­да­ние свя­тых му­че­ни­ков Ев­тро­пия, Клео­ни­ка и Ва­си­лис­ка" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

См. так­же: "Стра­да­нье свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

 

 

azbyka.ru

Мифическое существо Василиск - кто это, легенды о чудовище

Василиск - кто это и как выглядело мифическое чудовище?

О чудовище Василиске мифология выдвигает разные гипотезы, по одним преданиям, он появился из яйца петуха, которое высидела жаба. По другим, он – порождение пустыни, по третьим – родился из яйца птицы ибис, которая откладывает их через клюв. Живет существо в пещерах, потому что питается камнями, даже яйца Василиска очень ядовитые и убивают мгновенно.

Василиск - кто это?

Мифический Василиск в течение столетий нагонял страх на людей, его очень боялись и ему поклонялись, даже сейчас можно увидеть изображения таинственного чудовища на барельефах. Василиск это – в переводе с греческого языка – «царек», его описывали, как существо с головой петуха, жабьими глазами и змеиным хвостом. На голове – красный хохолок, напоминающий корону, потому персонаж и получил царственное название. В древности люди считали, якобы Василиски живут в пустынях, и даже создают их, убивая всех живых существ. Вода, которую пьет чудовище, тоже превращается в яд.

Существует ли Василиск?

Над ответом на этот вопрос не один год бьются ученые разных стран. Они сформулировали несколько версий, которые объясняют, кого из звериного мира могли назвать Василиском:

  1. В 4 веке до нашей эры Аристотель упоминал очень ядовитого змея, особо почитаемого в Египте. Как только он начинал шипеть, все животные в панике бежали.
  2. Похожа немного на это существо ящерица-хамелеон, ее еще называют христовой за умение бегать по воде. Но убивать она не умеет, в чем жители джунглей Венесуэлы уверены.
  3. Есть сходство Василиска и с игуаной, которая имеет нарост на голове и кожаный гребень на спине.

Ученые сходятся в том, что Василиск существует только в воображении, в древности опасным змеям и непонятным существам люди часто приписывали необычные способности. Отсюда и легенды о страшном чудовище, которое убивает взглядом на расстоянии. В геральдике сохранился такой образ Василиска: голова и тело птицы, плотная чешуя, змеиный хвост. Увековечили его и в барельефах, жуткое создание можно увидеть в швейцарском городе Базеле, где стоит памятник этому покровителю города.

змей василиск

Как выглядит Василиск?

Легенды сохранили несколько описаний этого существа, и они менялись со временем. Самый распространенный вариант: дракон с головой петуха и глазами жабы, но есть и другие:

  1. Второй век до нашей эры. Чудовище Василиск представлен, как большая змея с птичьей головой, лягушечьими глазами и крыльями летучей мыши.
  2. Средние века. Змея трасформировалась в петуха с хвостом огромной гадюки и туловищем жабы.
  3. За границей Средневековья. Василиска представляли петухом с драконьими крыльями, тигриными когтями, хвостом ящерицы и орлиным клювом, с яркими зелеными глазами.

Василиск в Библии

Не обошли такое чудовище и в библейских сказаниях. В священных текстах упоминается, якобы Василиски жили в пустынях Египта и Палестины. Его называли «сараф», что в переводе с иврита означает «жгучий». Кирилл Александрийский пишет, что такое создание могло быть детенышем аспида. Учитывая, что аспидами называли ядовитых змей, можно сделать вывод, что речь идет об этих созданиях животного мира. В некоторых текстах Библии аспид и Василиск упоминаются по отдельности, так что сегодня трудно сказать, какое существо стали называть «змей Василиск».

Василиск - славянская мифология

Василиск в русской мифологии упоминается редко, сохранилось лишь упоминание о змее, который появился на свет из петушиного яйца. Зато в заговорах его упоминают часто, называя Василиском, олицетворяя змею. Русичи верили, что Василиск завораживает взглядом, поэтому цвет «Василисковый», который трансформировался со временем в «Васильковый», тоже считался опасным.

Это отношение перенесли и на Васильки, считая, что они вредят посевам. После принятия христианства на 4 июня припал праздник мученика Василиска Команского, которого стали называть Васильковым повелителем. Крестьяне имели в виду власть над этими цветами, а не змеями. На праздник Василиска запрещалось пахать и сеять, чтобы Васильки потом не забивали рожь.

Легенда о Василиске

В мифологии сохранилось немало сказаний о Василиске, существовали даже свои запреты и наказы для тех, кто с ним встретится. Василиск змея особенная, но смерти можно было избежать, если:

  1. Увидеть чудовище первым, тогда оно умрет.
  2. Уничтожить этого змея можно, только обвесившись зеркалами. Отравленный воздух отразится и убьет зверя.

Римский поэт Лукан писал, что мифическое существо Василиск, наряду с такими демоническими созданиями, как аспид, амфибена и аммодит, произошел из крови Медузы Горгоны. Легенды Древней Греции рассказывают, якобы взгляд этой заколдованной красавицы превращал человека в камень. Такой же дар унаследовало и чудовищное создание. Некоторые исследователи полагают, что речь идет о змее с молниеносной реакцией, бросок ее был настолько быстрым, что его не успевал уловить человеческий взгляд, а яд действовал мгновенно.

 

womanadvice.ru

Василиск Ваше имя (обязательно) Ваш e-mail (обязательно) Тема Сообщение Пожаловаться ▲▼ ПроблемыИнформация невернаОпечатки, неверная орфография и пунктуацияИнформация потеряла актуальностьНедостаточно информации по темеИнформация на странице повторяетсяЧасть текста на страницы не интереснаИзображения не соответствуют текстуСтраница плохо оформленаСтраница долго загружаетсяДругие проблемы Комментарий Василиск (от др.-греч. βᾰσῐλίσκος – царёк; также лат. basiliscus, regulus, англ. basilisk, cockatrice ) – существо, упоминаемое в различных источниках. В Библии, по мнению ряда комментаторов, – одно из названий опасной ядовитой змеи. Хотя точное отождествление затруднено, в тех или иных местах может обозначать кобру или гадюку. В «Естественной истории» Плиния Старшего василиск – змея, наделённая мифическими чертами. В иных источниках – мифический чудовищный змей. В частности, лужичане считали, что василиск – петух с крыльями дракона и хвостом ящерицы. Василиск в Библии Василиск в Библии упомянут в Псалме 90: «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс 90:13). Аспид и василиск – виды ядовитых змей, и василиск – очковая змея. Традиционно змеям в Библии уподобляются враги. Пророк Иеремия сравнивает с василисками халдеев, которые были посланы Богом, чтобы наказать иудеев за их нечестие: «Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь» (Иер.8:17 ). Василиск также упомянут во Второзаконии, когда перечисляются опасности и беды, от которых избавил Господь: «… смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя [источник] воды из скалы гранитной» (Втор 8:14-15). Толкование в библеистике В Библии слово «василиск», и его синоним «ехидна», обозначало любых ядовитых змей. Хотя точное отождествление затруднено, предполагаются змеи семейства аспидов, включая кобр, и семейства гадюк. При этом два стиха Библии (Пс. 90:13, Ис. 59:5) разделяют аспидов и василисков. Аммиана Марцеллина, живший в IV веке, тоже разделял аспидов, ехидн, василисков, и других змей. В «Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона» указаны некоторые варианты отождествления василиска с теми или иными видами змей, но точное решение вопроса признано затруднительным. Библеист А. П. Лопухин считал библейского василиска индийской очковой змеёй. В толковании раннехристианского святого и богослова Иоанна Кассиана василиск служит образом бесов и дьявола, а яд василиска – образом зависти. Античные представления Предположительно, миф пошёл с описания маленькой ядовитой змейки, считаемой в Египте священной, от шипения которой разбегаются все животные и змеи, которую упоминали Аристотель в IV веке до н. э. и Псевдо-Аристотель[26]. Описание василиска как мифического существа присутствует в «Естественной истории» Плиния Старшего (I век н. э.), написанной, в том числе, на основе трудов греческих историков и хронистов. Согласно ему, василиск обитает в окрестностях Киренаика, его длина до 30 см, с белым пятном на голове, напоминающим диадему. Некоторые энциклопедии конца XIX века приписывали Плинию отсутствующие у него слова, что змей жёлтого цвета и имеет наросты на голове. От шипения василиска убегают все змеи. Передвигается извиваясь не как другие змей, а поднимая кверху свою среднюю часть. Обладает способностью убивать не только ядом, но и взглядом, запахом, сжигает траву и ломает камни. Лукан писавший в те же годы, что и Плиний, считал, что василиск появился из крови убитой Горгоны Медузы, тоже обладающей окаменяющим взглядом. Плинию вторит Гай Юлий Солин в III веке, однако с небольшими отличиями: длина змеи около 15 см, пятно в виде белой повязки, не упоминает смертельный взгляд, а только крайнюю ядовитость яда и запаха. Его современник Гелиодор писал о василиске, который одним своим дыханием и взглядом сушит и губит все, что ему попадается. Плиний писал о предании, что однажды всадник ударил василиска копьём, но яд потёк по древку и убил всадника и даже коня. Схожий сюжет встречается в поэме Лукана, писавшего в те же годы, о том, как василиск убивает отряд воинов, но один из воинов спасается, отсекая себе руку заражённую ядом василиска, потекшим по копью. Плиний писал, что ласки могут убить василиска своим запахом, залезая в его нору, но при этом умирают сами. О вражде василисков и ласк упоминалось и в труде приписываемом Демокриту, жившему в III веке до н. э. Начиная со II века н. э. пошло поверье, что василиск погибает от крика петуха, и поэтому советовалось носить этих животных в клетке. Из глаз и крови василисков якобы можно было изготавливать различные амулеты и снадобья.  «Иероглифика» IV века н. э. повествует, что египтяне имели иероглиф со змеёй, которую называли «уреем», что по-гречески значило «василиск», и он обозначал «вечность». Египтяне верили, что только эта змея бессмертна, дыханием она способна убить любое другое существо, и её изображали над головами богов. Этот иероглиф изображал Солнце и богиню-кобру Уаджит – покровительницу Нижнего Египта. Золотая фигурка урея крепилась на лбу фараонов как часть царского головного убора. Биолог И. И. Акимушкин и другие авторы предполагали, что василиск – это рогатая гадюка. Её изображение с рожками было египетским иероглифом, обозначавшим звук «ф», и могло быть принято Плинием Старшим за змею с короной, что и породило греческое название змеи «василиск» – «царь». Средневековье Средневековые бестиарии рассказывали, что первый остроумный способ погубить василиска придумал  Александр Македонский. Монстр убил взглядом немало его воинов, и тогда царь поднес к его морде зеркало – и тот погиб от собственного взгляда. Зеркало стало главным оружием в борьбе с василисками, которые в средние века бесчинствовали вокруг жилищ, отравляли своим присутствием колодцы и шахты. Ласки по-прежнему считались природными врагами василисков, по одолеть монстра, они могли только пожевав листьев руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки,– вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола.   Еще одной практической рекомендацией было глядеть на монстра из-под   стеклянного прозрачного сосуда. Эти объяснения были на руку тем, кто в конце средневековья приспособился изготовлять чучела василисков – чаще всего их делали на основе морских скатов, и они были ходким товаром (последние экземпляры были проданы в США в тридцатые годы нашего века; поддельные чучела до сих пор хранятся в музеях Вероны и Венеции), Менее легковерные ученые и писатели удивлялись: если взгляд василиска летален – откуда столько свидетельств? Или свидетели видели другого зверя, или они попросту лгут!  В Средние века образ василиска был дополнен новыми деталями, согласно которым он вылупляется из яйца, снесённого старым петухом, положенного в навоз и высиженного жабой. Изменились и представления о внешнем виде: василиска стали изображать в виде петуха со змеиным хвостом, иногда с туловищем жабы, хотя имелись и другие варианты. Первое подобное упоминание встречается у Пьера де Бове (фр.) русск. в начале XIII века. Он повторяет описание Плиния, описывая василиска как хохлатого змея, но также упоминает, что иногда его изображают как петуха со змеиным хвостом, приводя подобное изображение, и что иногда он рождается от петуха. Несмотря на то, что вера в василиска была сродни церковным догматам, которые отрицать было нельзя, Альберт Великий в XIII веке считал выдумками истории о крылатом василиске, рожденном из петушиного яйца. В эпоху Нового времени С начала XVII в. несколько меняется облик и легенда о нем. В хрониках сообщалось, что рождается василиск из навоза, либо из куриного яйца, «насиженного» ужом. Внешне выглядит петухом, или индюком с головой и хвостом змеи. Убить его можно запахом и видом ласки, петушиным пением. Одна из гравюр «Естественной истории змей и драконов» Альдрованди, рисует василиска существом с чешуей вместо перьев и четырьмя парами ног (Согласно Младшей Эдде, у Одинова коня Слейпнира также было восемь ног). Представлялся иногда львом с гребнем о трех шипах. В соответствии с фольклорными представлениями, василиск появлялся из снесенного старым петухом в навозной куче змеиного яйца без желтка, которое высиживала «ядовитая» жаба или змея. Кокатрис – почти полностью идентичен Василиску: обстоятельства их появления идентичны. Но если птенец наследует в большей степени признаки змеи, то получается ящероподобный Василиск, а в более редких случаях, когда признаков петуха больше – Кокатрис. Он похож на петуха с хвостом змеи и не имеет разрушительной мощи Василиска, но если человек посмотрит в глаза Кокатриса, то также превратится в камень. В славянской мифологии Василиск – зооморфное существо, убивающее взглядом или дыханием. Представления о Василиске, восходящие к античным источникам, включались в средневековые бестиарии (сборники описаний различных животных), проникали в фольклорные легенды. Западные славяне считали, что Василиск сотворен дьяволом; выглядит как петух, но имеет голову индюка, глаза жабы, крылья летучей мыши, хвост змеи. Иногда он имел облик петуха с крыльями дракона, хвостом ящерицы, клювом орла. В древнерусских словарях-азбуковниках василиск описывается как змей, одновременно имеющий сходство с петухом. Василиск рождается из петушиного яйца, высиженного жабой, или из яйца, снесенного и высиженного петухом в алтаре (ср. других мифологических персонажей, появляющихся из петушиного яйца, – черта, летающих змеев, домовых духов, приносящих богатство хозяину). Взглядом Василиск проникает сквозь стены и обращает все живое в камень, Василиск и сам умирает, увидев в зеркале свое отражение. Ядовитым дыханием он отравляет окрестный воздух, убивает птиц. Василиск обитает в расщелинах скал, пещерах, подземельях, где охраняет клады. Он не нуждается в пище: ему достаточно полизать камень, чтобы утолить голод. Губителен для него вид или крик петуха. Среди персонажей славянской народной демонологии внешнее сходство с Василиском имеют сербский «петух-змей» и русский дворовой (в виде змеи с петушиной головой). Образ василиска в культуре Василиск (наряду с аспидом, львом и драконом – на основании 90-го псалма) входит в число зооморфных изображений бесов или дьявола, принятых в христианском искусстве. На стадии становления христианской иконографии периода IV – начала IX веков византийские мастера прибегали к условному языку символов. Христос над аспидом и василиском изображался на щитках византийских лампад. «Христос-победитель, попирающий аспида и василиска» – один из редких вариантов иконографии Иисуса Христа. Среди известных образцов можно назвать рельеф IX века на слоновой кости из Оксфордской библиотеки. Аналогичная композиция изображёна в конхе южной апсиды собора Сан Джусто в Триесте. В левой руке Христос держит раскрытую книгу, а правой благословляет. Местные святые Иуст и Сервул располагаются по сторонам от него. «Образ Христа, попирающего аспида и василиска, в южной апсиде, очевидно, восходит к мозаике Архиепископской капеллы в Равенне. Он встречается также на одной из стуковых панелей в Баптистерии православных в Равенне и был представлен в мозаике не сохранившейся базилики Санта Кроче (1-я половина V века), известной по описанию хрониста Андреа Аньелло». Одна из икон Божией Матери, относящаяся к XVIII веку, носит название «На аспида и василиска наступиши». Она изображает Божию Матерь, попирающую силы зла. В эпоху Возрождения василиск довольно часто упоминался в многочисленных богословских текстах и бестиариях как образ порока. Во времена Шекспира им называли проституток, хотя сам английский драматург упоминал его только как классического змея со смертоносным взглядом. В поэзии XIX века христианский образ василиска-дьявола начинает тускнеть. У поэтов- романтиков Китса, Кольриджа и Шелли василиск более подобен благородному египетскому символу, чем чудовищу. В «Оде к Неаполю» Шелли призывает город: «Будь, как имперский василиск, сражай врагов невидимым оружьем». В геральдике василиск – символ могущества, свирепости и царственности. Образ василиска в мире Гарри Поттера Василиск (от греч. βασιλίσκος, «базилискос» – царёк) (англ. Basilisk) – огромный змей, известный также как «король змей», живущий не одну сотню лет. Очень сильное магическое животное. Впервые был создан приверженцем чёрной магии Герпием Злостным, заставившим жабу высидеть куриное яйцо. Осознав, какое страшное чудовище появилось на свет, маги запретили выведение василисков ещё в средние века. Несмотря на то, что василиска Министерство магии относит к категории ХХХХХ – «Смертельные для волшебников / не поддаётся приручению», всё-таки василиск – это змея, хоть и громадная, поэтому волшебник-змееуст, владеющий змеиным языком, может разговаривать с ним и, при достаточной магической силе, вполне контролировать его. Том Реддл, он же лорд Волан-де-Морт, ещё в юношеские годы мог командовать этим чудовищем, в то время как Гарри Поттер, владея Змеиным языком, не имел над василиском никакой власти. Вес взрослого василиска может составляет две и более тонны, а его длина, по информации Ньюта Саламандера, достигает 50 футов (чуть больше 15 метров), при этом всё тело покрыто чешуйчатой бронированной кожей, схожей по прочности с шкурой дракона и устойчивой к заклинаниям. Кожу василиск, как и любая другая змея, время от времени сбрасывает. Сходство василиска со змеёй усиливается наличием четырёх ядовитых клыков, которые по длине превосходят остальные зубы в пасти. Обычная продолжительность жизни василиска – около 900 лет, некоторые экземпляры живут и дольше. Питаются василиски позвоночными тварями, обычно – мелкими грызунами. Яд Яд василиска – удивительно сильная магическая субстанция, единственным известным противоядием являются слёзы феникса, которые, в свою очередь, добыть крайне сложно. Яд настолько силен, что убивает человека в течение нескольких минут, вызывая перед смертью сонливость и замутнённый размытый взгляд. Яд василиска сохраняет свои свойства даже спустя несколько лет после смерти животного. Он может также повредить неодушевлённые предметы настолько основательно, что их невозможно восстановить, и, таким образом, он является одним из немногих веществ, способных уничтожать крестражи. Ядовитым клыком василиска были уничтожены два вместилища души Волан-де-Морта – Дневник Тома Реддла (1993) и Чаша Пенелопы Пуффендуй (1998). Меч Годрика Гриффиндора, впитавший в себя яд василиска, также стал действенным оружием для уничтожения крестражей. Им были уничтожены ещё три крестража – медальон Слизерина (1998), кольцо Марволо Мракса (1996) и змея Нагайна (1998). Смертоносный взгляд Самым страшным оружием василиска считается его смертоносный взгляд. Два огромных жёлтых глаза – обычно последнее, что успевают увидеть его жертвы в этой жизни. Даже «непрямой» взгляд василиска, отражённый в зеркале, крайне опасен – поймавшие такой взгляд каменеют, и лишь настойка из корней мандрагоры может вернуть им первоначальный облик. Взгляд василиска – настолько сильное оружие, что поражает даже привидения. Правда, умереть во второй раз они уже не могут, но зато вполне своеобразно «окаменевают», превратившись из жемчужно-белых в угольно-чёрных и утратив всякую способность самостоятельно двигаться. Из всех живых существ только фениксы имеют иммунитет к взгляду чудовища. Василиска очень боятся все без исключения виды пауков и стараются как можно скорее покинуть район его активной жизнедеятельности, причём это не зависит от их размеров. Арагог, огромный паук-акромантул, которого Министерство магии, как и василиска, отнесло к категории XXXXX, настолько его боялся, что даже не произносил его имя, так же, как волшебники не называли имя Тёмного лорда. Одной из возможных причин такого ужаса может являться то, что пауки чрезвычайно уязвимы к взгляду василиска, так как обладают широким углом зрения, практически круговым, и не имеют поэтому никакой возможности ни закрыть глаза, ни спрятать свой взгляд, как это делал Гарри Поттер в Тайной комнате, ориентируясь на отбрасываемую громадным змеем тень. Яйцо василиска Неизвестно, почему существуют мужские и женские особи василисков, так как они рождаются из куриного яйца, высиженного жабой. Но вполне возможно, что, в отличие от реального мира, в котором гибриды во многих случаях к размножению не способны, василиски могут спариваться. И именно поэтому Аластор посчитал, что эти чудовища могут откладывать яйца, а преподнесённый ему подарок – это «хитроумно замаскированное яйцо василиска». ВидеоИсточникиhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Василиск http://foma.ru/kto-takoy-vasilisk-v-biblii.html http://myfhology.info/monsters/vasilisk.html http://ru.harrypotter.wikia.com/wiki/Василиск http://www.symbolarium.ru/index.php/Василиск

Василиск - история, яд, яйцо василиска

Василиск (от др.-греч. βᾰσῐλίσκος – царёк; также лат. basiliscus, regulus, англ. basilisk, cockatrice ) – существо, упоминаемое в различных источниках.

В Библии, по мнению ряда комментаторов, – одно из названий опасной ядовитой змеи. Хотя точное отождествление затруднено, в тех или иных местах может обозначать кобру или гадюку. В «Естественной истории» Плиния Старшего василиск – змея, наделённая мифическими чертами. В иных источниках – мифический чудовищный змей. В частности, лужичане считали, что василиск – петух с крыльями дракона и хвостом ящерицы.

Василиск в Библии

Василиск в Библии упомянут в Псалме 90: «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс 90:13). Аспид и василиск – виды ядовитых змей, и василиск – очковая змея. Традиционно змеям в Библии уподобляются враги.

Пророк Иеремия сравнивает с василисками халдеев, которые были посланы Богом, чтобы наказать иудеев за их нечестие: «Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь» (Иер.8:17 ). Василиск также упомянут во Второзаконии, когда перечисляются опасности и беды, от которых избавил Господь: «… смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя [источник] воды из скалы гранитной» (Втор 8:14-15).

Толкование в библеистике

В Библии слово «василиск», и его синоним «ехидна», обозначало любых ядовитых змей. Хотя точное отождествление затруднено, предполагаются змеи семейства аспидов, включая кобр, и семейства гадюк. При этом два стиха Библии (Пс. 90:13, Ис. 59:5) разделяют аспидов и василисков. Аммиана Марцеллина, живший в IV веке, тоже разделял аспидов, ехидн, василисков, и других змей.

В «Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона» указаны некоторые варианты отождествления василиска с теми или иными видами змей, но точное решение вопроса признано затруднительным. Библеист А. П. Лопухин считал библейского василиска индийской очковой змеёй. В толковании раннехристианского святого и богослова Иоанна Кассиана василиск служит образом бесов и дьявола, а яд василиска – образом зависти.

Античные представления

Предположительно, миф пошёл с описания маленькой ядовитой змейки, считаемой в Египте священной, от шипения которой разбегаются все животные и змеи, которую упоминали Аристотель в IV веке до н. э. и Псевдо-Аристотель[26].

Описание василиска как мифического существа присутствует в «Естественной истории» Плиния Старшего (I век н. э.), написанной, в том числе, на основе трудов греческих историков и хронистов. Согласно ему, василиск обитает в окрестностях Киренаика, его длина до 30 см, с белым пятном на голове, напоминающим диадему. Некоторые энциклопедии конца XIX века приписывали Плинию отсутствующие у него слова, что змей жёлтого цвета и имеет наросты на голове. От шипения василиска убегают все змеи. Передвигается извиваясь не как другие змей, а поднимая кверху свою среднюю часть. Обладает способностью убивать не только ядом, но и взглядом, запахом, сжигает траву и ломает камни.

Лукан писавший в те же годы, что и Плиний, считал, что василиск появился из крови убитой Горгоны Медузы, тоже обладающей окаменяющим взглядом. Плинию вторит Гай Юлий Солин в III веке, однако с небольшими отличиями: длина змеи около 15 см, пятно в виде белой повязки, не упоминает смертельный взгляд, а только крайнюю ядовитость яда и запаха. Его современник Гелиодор писал о василиске, который одним своим дыханием и взглядом сушит и губит все, что ему попадается.

Плиний писал о предании, что однажды всадник ударил василиска копьём, но яд потёк по древку и убил всадника и даже коня. Схожий сюжет встречается в поэме Лукана, писавшего в те же годы, о том, как василиск убивает отряд воинов, но один из воинов спасается, отсекая себе руку заражённую ядом василиска, потекшим по копью. Плиний писал, что ласки могут убить василиска своим запахом, залезая в его нору, но при этом умирают сами. О вражде василисков и ласк упоминалось и в труде приписываемом Демокриту, жившему в III веке до н. э. Начиная со II века н. э. пошло поверье, что василиск погибает от крика петуха, и поэтому советовалось носить этих животных в клетке. Из глаз и крови василисков якобы можно было изготавливать различные амулеты и снадобья.

 «Иероглифика» IV века н. э. повествует, что египтяне имели иероглиф со змеёй, которую называли «уреем», что по-гречески значило «василиск», и он обозначал «вечность». Египтяне верили, что только эта змея бессмертна, дыханием она способна убить любое другое существо, и её изображали над головами богов. Этот иероглиф изображал Солнце и богиню-кобру Уаджит – покровительницу Нижнего Египта. Золотая фигурка урея крепилась на лбу фараонов как часть царского головного убора.

Биолог И. И. Акимушкин и другие авторы предполагали, что василиск – это рогатая гадюка. Её изображение с рожками было египетским иероглифом, обозначавшим звук «ф», и могло быть принято Плинием Старшим за змею с короной, что и породило греческое название змеи «василиск» – «царь».

Средневековье

Средневековые бестиарии рассказывали, что первый остроумный способ погубить василиска придумал  Александр Македонский. Монстр убил взглядом немало его воинов, и тогда царь поднес к его морде зеркало – и тот погиб от собственного взгляда. Зеркало стало главным оружием в борьбе с василисками, которые в средние века бесчинствовали вокруг жилищ, отравляли своим присутствием колодцы и шахты. Ласки по-прежнему считались природными врагами василисков, по одолеть монстра, они могли только пожевав листьев руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки,– вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола.  

Еще одной практической рекомендацией было глядеть на монстра из-под  стеклянного прозрачного сосуда. Эти объяснения были на руку тем, кто в конце средневековья приспособился изготовлять чучела василисков – чаще всего их делали на основе морских скатов, и они были ходким товаром (последние экземпляры были проданы в США в тридцатые годы нашего века; поддельные чучела до сих пор хранятся в музеях Вероны и Венеции), Менее легковерные ученые и писатели удивлялись: если взгляд василиска летален – откуда столько свидетельств? Или свидетели видели другого зверя, или они попросту лгут! 

В Средние века образ василиска был дополнен новыми деталями, согласно которым он вылупляется из яйца, снесённого старым петухом, положенного в навоз и высиженного жабой. Изменились и представления о внешнем виде: василиска стали изображать в виде петуха со змеиным хвостом, иногда с туловищем жабы, хотя имелись и другие варианты. Первое подобное упоминание встречается у Пьера де Бове (фр.) русск. в начале XIII века. Он повторяет описание Плиния, описывая василиска как хохлатого змея, но также упоминает, что иногда его изображают как петуха со змеиным хвостом, приводя подобное изображение, и что иногда он рождается от петуха. Несмотря на то, что вера в василиска была сродни церковным догматам, которые отрицать было нельзя, Альберт Великий в XIII веке считал выдумками истории о крылатом василиске, рожденном из петушиного яйца.

В эпоху Нового времени

С начала XVII в. несколько меняется облик и легенда о нем. В хрониках сообщалось, что рождается василиск из навоза, либо из куриного яйца, «насиженного» ужом. Внешне выглядит петухом, или индюком с головой и хвостом змеи. Убить его можно запахом и видом ласки, петушиным пением.

Одна из гравюр «Естественной истории змей и драконов» Альдрованди, рисует василиска существом с чешуей вместо перьев и четырьмя парами ног (Согласно Младшей Эдде, у Одинова коня Слейпнира также было восемь ног).

Представлялся иногда львом с гребнем о трех шипах. В соответствии с фольклорными представлениями, василиск появлялся из снесенного старым петухом в навозной куче змеиного яйца без желтка, которое высиживала «ядовитая» жаба или змея. Кокатрис – почти полностью идентичен Василиску: обстоятельства их появления идентичны. Но если птенец наследует в большей степени признаки змеи, то получается ящероподобный Василиск, а в более редких случаях, когда признаков петуха больше – Кокатрис. Он похож на петуха с хвостом змеи и не имеет разрушительной мощи Василиска, но если человек посмотрит в глаза Кокатриса, то также превратится в камень.

В славянской мифологии

Василиск – зооморфное существо, убивающее взглядом или дыханием. Представления о Василиске, восходящие к античным источникам, включались в средневековые бестиарии (сборники описаний различных животных), проникали в фольклорные легенды. Западные славяне считали, что Василиск сотворен дьяволом; выглядит как петух, но имеет голову индюка, глаза жабы, крылья летучей мыши, хвост змеи. Иногда он имел облик петуха с крыльями дракона, хвостом ящерицы, клювом орла. В древнерусских словарях-азбуковниках василиск описывается как змей, одновременно имеющий сходство с петухом. Василиск рождается из петушиного яйца, высиженного жабой, или из яйца, снесенного и высиженного петухом в алтаре (ср. других мифологических персонажей, появляющихся из петушиного яйца, – черта, летающих змеев, домовых духов, приносящих богатство хозяину). Взглядом Василиск проникает сквозь стены и обращает все живое в камень, Василиск и сам умирает, увидев в зеркале свое отражение. Ядовитым дыханием он отравляет окрестный воздух, убивает птиц. Василиск обитает в расщелинах скал, пещерах, подземельях, где охраняет клады. Он не нуждается в пище: ему достаточно полизать камень, чтобы утолить голод. Губителен для него вид или крик петуха. Среди персонажей славянской народной демонологии внешнее сходство с Василиском имеют сербский «петух-змей» и русский дворовой (в виде змеи с петушиной головой).

Образ василиска в культуре

Василиск (наряду с аспидом, львом и драконом – на основании 90-го псалма) входит в число зооморфных изображений бесов или дьявола, принятых в христианском искусстве.

На стадии становления христианской иконографии периода IV – начала IX веков византийские мастера прибегали к условному языку символов. Христос над аспидом и василиском изображался на щитках византийских лампад. «Христос-победитель, попирающий аспида и василиска» – один из редких вариантов иконографии Иисуса Христа. Среди известных образцов можно назвать рельеф IX века на слоновой кости из Оксфордской библиотеки. Аналогичная композиция изображёна в конхе южной апсиды собора Сан Джусто в Триесте. В левой руке Христос держит раскрытую книгу, а правой благословляет. Местные святые Иуст и Сервул располагаются по сторонам от него.

«Образ Христа, попирающего аспида и василиска, в южной апсиде, очевидно, восходит к мозаике Архиепископской капеллы в Равенне. Он встречается также на одной из стуковых панелей в Баптистерии православных в Равенне и был представлен в мозаике не сохранившейся базилики Санта Кроче (1-я половина V века), известной по описанию хрониста Андреа Аньелло».

Одна из икон Божией Матери, относящаяся к XVIII веку, носит название «На аспида и василиска наступиши». Она изображает Божию Матерь, попирающую силы зла.

В эпоху Возрождения василиск довольно часто упоминался в многочисленных богословских текстах и бестиариях как образ порока. Во времена Шекспира им называли проституток, хотя сам английский драматург упоминал его только как классического змея со смертоносным взглядом. В поэзии XIX века христианский образ василиска-дьявола начинает тускнеть. У поэтов- романтиков Китса, Кольриджа и Шелли василиск более подобен благородному египетскому символу, чем чудовищу. В «Оде к Неаполю» Шелли призывает город: «Будь, как имперский василиск, сражай врагов невидимым оружьем».

В геральдике василиск – символ могущества, свирепости и царственности.

Образ василиска в мире Гарри Поттера

Василиск (от греч. βασιλίσκος, «базилискос» – царёк) (англ. Basilisk) – огромный змей, известный также как «король змей», живущий не одну сотню лет. Очень сильное магическое животное. Впервые был создан приверженцем чёрной магии Герпием Злостным, заставившим жабу высидеть куриное яйцо. Осознав, какое страшное чудовище появилось на свет, маги запретили выведение василисков ещё в средние века.

Несмотря на то, что василиска Министерство магии относит к категории ХХХХХ – «Смертельные для волшебников / не поддаётся приручению», всё-таки василиск – это змея, хоть и громадная, поэтому волшебник-змееуст, владеющий змеиным языком, может разговаривать с ним и, при достаточной магической силе, вполне контролировать его. Том Реддл, он же лорд Волан-де-Морт, ещё в юношеские годы мог командовать этим чудовищем, в то время как Гарри Поттер, владея Змеиным языком, не имел над василиском никакой власти.

Вес взрослого василиска может составляет две и более тонны, а его длина, по информации Ньюта Саламандера, достигает 50 футов (чуть больше 15 метров), при этом всё тело покрыто чешуйчатой бронированной кожей, схожей по прочности с шкурой дракона и устойчивой к заклинаниям. Кожу василиск, как и любая другая змея, время от времени сбрасывает.

Сходство василиска со змеёй усиливается наличием четырёх ядовитых клыков, которые по длине превосходят остальные зубы в пасти. Обычная продолжительность жизни василиска – около 900 лет, некоторые экземпляры живут и дольше. Питаются василиски позвоночными тварями, обычно – мелкими грызунами.

Яд

Яд василиска – удивительно сильная магическая субстанция, единственным известным противоядием являются слёзы феникса, которые, в свою очередь, добыть крайне сложно. Яд настолько силен, что убивает человека в течение нескольких минут, вызывая перед смертью сонливость и замутнённый размытый взгляд.

Яд василиска сохраняет свои свойства даже спустя несколько лет после смерти животного. Он может также повредить неодушевлённые предметы настолько основательно, что их невозможно восстановить, и, таким образом, он является одним из немногих веществ, способных уничтожать крестражи. Ядовитым клыком василиска были уничтожены два вместилища души Волан-де-Морта – Дневник Тома Реддла (1993) и Чаша Пенелопы Пуффендуй (1998).

Меч Годрика Гриффиндора, впитавший в себя яд василиска, также стал действенным оружием для уничтожения крестражей. Им были уничтожены ещё три крестража – медальон Слизерина (1998), кольцо Марволо Мракса (1996) и змея Нагайна (1998).

Смертоносный взгляд

Самым страшным оружием василиска считается его смертоносный взгляд. Два огромных жёлтых глаза – обычно последнее, что успевают увидеть его жертвы в этой жизни. Даже «непрямой» взгляд василиска, отражённый в зеркале, крайне опасен – поймавшие такой взгляд каменеют, и лишь настойка из корней мандрагоры может вернуть им первоначальный облик.

Взгляд василиска – настолько сильное оружие, что поражает даже привидения. Правда, умереть во второй раз они уже не могут, но зато вполне своеобразно «окаменевают», превратившись из жемчужно-белых в угольно-чёрных и утратив всякую способность самостоятельно двигаться. Из всех живых существ только фениксы имеют иммунитет к взгляду чудовища.

Василиска очень боятся все без исключения виды пауков и стараются как можно скорее покинуть район его активной жизнедеятельности, причём это не зависит от их размеров.

Арагог, огромный паук-акромантул, которого Министерство магии, как и василиска, отнесло к категории XXXXX, настолько его боялся, что даже не произносил его имя, так же, как волшебники не называли имя Тёмного лорда.

Одной из возможных причин такого ужаса может являться то, что пауки чрезвычайно уязвимы к взгляду василиска, так как обладают широким углом зрения, практически круговым, и не имеют поэтому никакой возможности ни закрыть глаза, ни спрятать свой взгляд, как это делал Гарри Поттер в Тайной комнате, ориентируясь на отбрасываемую громадным змеем тень.

Яйцо василиска

Неизвестно, почему существуют мужские и женские особи василисков, так как они рождаются из куриного яйца, высиженного жабой. Но вполне возможно, что, в отличие от реального мира, в котором гибриды во многих случаях к размножению не способны, василиски могут спариваться. И именно поэтому Аластор посчитал, что эти чудовища могут откладывать яйца, а преподнесённый ему подарок – это «хитроумно замаскированное яйцо василиска».

Видео

Источники

mfina.ru

Василиск. Миф о василиске. Дарующий вечность

Я знаю, что такое вечность. Вечность – это краткий миг между жизнью и смертью. Войти в вечность можно тогда, когда жизнь тебя уже покинула, а смерть еще не приобрела.

Вечность – это я, и я дарую ее тем, кто нашел в себе смелость взглянуть мне в глаза, в глаза самой вечности.

Я – василиск, и я не принадлежу ни жизни, ни смерти, лишь одной вечности. И я вижу вечность в отражении глаз тех, кто покидает мир жизни и смерти, чтобы обрести вечность в бессмертном камне.

Жизнь смертных коротка и бессмысленна. Смерть вечна, но смыла в ней еще меньше. И все же лишь самые смелые могут решиться на то, чтобы облечь себя в камень и тем самым сравниться с вечностью.

Однако в желающих недостатка нет. Они приходят по одиночке и целыми отрядами, чтобы остаться здесь навсегда. Кто-то облекает себя в железо, видимо, подражая вечному камню, кто-то украшает свои одежды искрящимися звездами, ожерельями и браслетами, чтобы предстать перед вечностью во всем великолепии, кто-то же вовсе является обнаженным, полностью открываясь для вечности.

Я – василиск, вечный, как сам камень, и я обращаю в камень всякого, кто приходит сюда в поисках вечности.

Я брожу среди навеки застывшего камня и смотрю в их навек замершие лица. В их радостные, испуганные, злые и равнодушные лица, в уже ничего не выражающие глаза, и на мгновение вспоминаю их такими, какими они были в смертном обличье.

Они приходили в поисках чего-то. Кто в поисках славы, кто – любви. Кто-то искал себе достойного соперника, кто-то всемогущества. Были и такие, кто пришел сюда случайно, надеясь найти что-то им неизвестное, другие искали здесь спасения.

Они обрели то, что искали. Они обрели даже намного больше. Слава исчезнет, любовь завянет, всемогущество рассыплется в прах. Нет в этом мире ничего надежнее, чем равнодушный ко всему камень.

Они были ранимы и неспокойны. Они были жалки и неразумны. Они были смертны. Я забрал у них их все - горести и страхи, их надежды и боли, тщеславие и зависть, а взамен дал то, чего их лишили боги. Я дал им вечность. И теперь они даже могущественнее самих богов, ведь в этом мире нет ничего, что было бы крепче камня.

Что для камня боги и люди? Тем, кто смотрит в вечность, даже бессмертные и могущественные кажутся песчинками. Что могут сделать всемогущие боги камню? Перед камнем даже боги бессильны.

Я, василиск, знаю куда больше, ведь я несу в себе вечность. Я и есть сама вечность – равнодушная и необоримая. Лишь мне подвластно все в этом мире. И лишь я в этом мире неизменен. Я – камень, я – вечность, и даже боги боятся взглянуть мне в глаза…

Тш-ш-ш, я слышу звук шагов. А это значит, что еще один смельчак явился сюда, чтобы обрести вечность.

Я вижу его, слепого в этой темноте. Он идет, спотыкаясь о бесчисленные камни, что во плоти явились когда-то сюда, как и он. В его руках странный плоский предмет, скрытый материей. Он несет его бережно, как очень хрупкую вещь.

Но это неважно. Скоро он станет вечным камнем, и то, что несет в руках, тоже станет камнем.

Я, василиск, поднимаюсь во весь рост, расправляю крылья, и вдыхаю холодный затхлый воздух, чтобы громким криком заставить пришедшего взглянуть мне в глаза, и увидеть там вечность…

Читайте также:

• Домовой. Миф о домовом

• Огненная птица Феникс. Миф о птице Феникс

• Ктулху. Миф о Ктулху. Спящий на дне морском

• Дриада. Миф о дриаде. Заветное желание 

Поделиться в социальных сетях:

shhe.ru

Библиотека эзотерики "Библиотека Тайн" - Василиск

Василиск

 

 

   Василиск, полузабытое средневековое чу­дище со смертоносным взглядом, олицетворяет такие человеческие ПОРОКИ, как вы­сокомерие, вероломство, низкое вож­деле­ние, распутство и любовь к роскоши.

   В переводе с греческого имя этого монстра означает «царек», поскольку в древности василиском называли коронованную змею. Плиний Старший, автор многотомной «Естественной истории», так характеризует василиска:

 

   «...В длину он не более двенадцати дюймов, на голове у него белая маковка наподобие диадемы. Свистом он обраща­ет в бегство всех змей. Он передвигается, не извивая многократно свое тело, как oc­тальные, но шествует, поднимая среднюю часть».

 

   Другой античный писатель, Гай Юлий Солин, в книге «Собрание достопамят­ных сведений» набросал такой портрет опасного существа:

 

   «На вид ­ это змея длиной почти в полфута. Голова василиска как бы пере­хвачена белой повязкой... Когда василиск передвигается, половина eгo тела ползет по земле, а другая половина круто задра­на вверх. Шипения василиска страшатся даже змеи, так что, заслышав eгo, они по­ спешно скрываются».

 

   В приведенных отрывках речь идет, по-­видимому, о реально существующей рептилии, и, скорее вceгo, ею является кобра, чей раздутый капюшон издали можно принять за корону или диадему. С течением времени образ короно­ванной змеи изменился до неузнаваемос­ти.

   В Средние века василиском называ­ли уже не кобру, а мифическое гибридное существо в виде четырехногого коронованного петуха с телом ящерицы, когтис­тыми перепончатыми крыльями летучей мыши и драконьим хвостом. В этом фан­тастическом обличии василиска часто именовали кокатрисом, намекая на eгo скандальное родство с петухом.

   Античные и средневековые источни­ки по-­разному объясняли и происхожде­ние пучеглазого монстра. Первые счита­ли василиска порождением Медузы Горгоны, унаследовавшим от чудовищной мамаши дар превращения в камень всего живого. Вторые возлагали ответственность за eгo появление на cтapoгo свих­нувшегося петуха, отложившего в навоз­ную кучу змеиное яйцо. Совершив столь неприглядный и нелепый поступок, пе­тух гордо удалялся, а всю дальнейшую за­ боту о eгo уродливом потомстве брала на себя милосердная болотная жаба, терпе­ливо высиживавшая яйцо до момента рождения василиска (кокатриса).

   О характере и образе жизни василис­ка античные авторы измыслили самые нелепые басни. Вновь предоставим слово Гаю Юлию Солину:

 

   «...василиск ­ пагуба, равной которой нет на земле... Он несет с собой гибель не только человеку и другим животным, но и самой земле, которую это чудовище отравляет и сжигает повсюду, где обитает. Таким образом, василиск уничтожает тpa­ву, губит деревья, портит даже сам воздух, так что ни одна птица не может пролететь по воздуху, отравленному rубительным дыханием».

 

   Апулей пошел еще дальше, разработав собственную классификацию василис­ков:

   «...существует не один oного вид, а цe­лых три. Один ­- золотистый, другой ­- с золотой головой, третий -­ кровавый, как киноварь, с золотой макушкой... Золотис­тый, или золоченый, то, что увидит, ис­пепеляет, сделав глубокий вдох. Звезд­ный, то есть золотоголовый в звездочках, что увидит, убивает, иссушивая. Третий, гематитовый и златоголовый, то, что ви­дит или жалит, расплавляет так, что остаются только кости».

 

   Придерживаясь тактики «выжженной земли», василиск убивает все живое на своем пути, образуя вокруг себя мертвую пустыню. Жуткий монстр настолько про­питан ядом, что, даже будучи сражен, oc­тается смертельно опасным. О трагичес­кой судьбе охотника на василисков римс­кий поэт Марк Аней Лукан сочинил такую страшилку:

 

­... Что было пользы проткнуть копьем василиска

Мурру несчастному? Яд мгновенно по древку разлился,

В руку всосался ему; поспешно меч обнаживши,

Он ее тотчас отсек, у плеча отделивши от тела,

И, наблюдая пример своей собственной смерти ужасной,

Смотрит, живой, как гибнет рука.

­(Фарсалия. IX, 828­833). ­

 

   И все же чудовищную ядовитую тварь можно победить без особого риска для жизни. В качестве оружия против нее те же авторы рекомендуют использовать нeкоторые виды растений и животных. По их убеждению, василиск пасует перед мa­ленькой хищной лаской, не выносит запа­ха руты и до смерти боится крика петуха. Апулей советует охотникам на ядовитых монстров обратиться к «траве василиска»:

 

   «Трава василиска произрастает в тех местах, где обитает змей василиск... Если у кого она с собою, ему они не страшны, ибо не cмогут убить eгo своим несущим зло взглядом... У этой травы листья похо­жи на ивовые, узкие и продолговатые, в черную крапинку, корень напоминает лапу медведя, сок ­ бело­золотистый, наподобие чистотела, цветы червонного злата».

 

   Однако самым простым и в то же вpe­мя наиболее эффективным оружием про­тив василиска является обыкновенное зеркало: взглянув на собственное отраже­ние, страшилище пугается до такой степени, что умирает на месте от разрыва сердца. По легенде, это безотказное cpeд­ство изобрел не кто-­нибудь, а сам Алек­сандр Македонский.

   В средневековых бестиариях все эти «ценные» сведения были систематизиро­ваны и дополнены. Тотальному истреби­телю живых существ, дотоле бесцельно слонявшемуся по ливийским пустыням, было даже поручено полезное дело: наря­ду с драконами, грифонами и другими фантастическими чудовищами василиск сделался хранителем спрятанных сокровищ. Отсюда и страсть к роскоши, им персонифицируемая.

   В христианской религии смертоносная тварь была символом caмого дьявола. Святой Авrустин разоблачил четыре воплощения врага человеческого рода, по­ переменно принимавшего обличья льва, дракона, аспида и василиска.

   С точки зрения оккультистов васи­лиск вовсе не так уж и плох. Первыми к такому выводу пришли древние маги, открывшие в смертоносном существе массу полезных и чрезвычайно ценных чудо­ действенных свойств. О некоторых из них обмолвился еще Плиний:

 

   «Крови василиска... приписывают свойство исполнять просьбы, обращен­ные к правителям, и мольбы к богам, избавлять от недугов, придавать амулетам магическую и вредоносную силу. Ее называют еще кровью Сатурна».

 

   В средневековой алхимии василиск и вовсе ценился на вес золота, поскольку мог с успехом заменить собою философс­кий камень. Рецепт изготовления вол­шебного снадобья на основе василиска прост, как все гениальное: молодую особь, а лучше вceгo детеныша василиска, следует хорошенько прожарить в печи, смешать eгo пепел с кровью рыжего чело­века (из расчета пинту крови на кило пеп­ла) и добавить уксус по вкусу. Получен­ной мазью натирать медные изделия до тех пор, пока они не заблестят, как сусаль­ное золото.         

                

  

www.ezospirit.com.ua


Смотрите также