Камни Валаама. Ч. 4. Экскурсия по Валааму. Никольский и Всехсвятский скиты и Игуменское кладбище. Камень валаамский


Валаамские камни на улицах Санкт-Петербурга (по книге А. Г. Булаха)

Фрагменты книги А. Г. Булаха "Каменное убранство Петербурга. Шедевры архитектурного и монументального искусства Северной столицы".

Дом № 40

Это бывшее здание Первого Российского страхового общества сооружено в 1889–1900 гг. по проекту Л.Н. Бенуа и Ю.Ю. Бенуа. Цоколь здания отделан хорошо полированным розово-красным валаамским гранитом, который имеет очень неоднородное пятнистое или полосчатое строение и местами переходит в гнейсогранит. Верхние этажи облицованы розовым и желтым песчаниками и несут сложный резной орнамент, высеченный из светло-серого песчаника.

Церковь Воскресения Христова ( Спас-на-Крови)

Цокольная часть храма на высоту 3 м облицована крупными блоками серо-черного амфиболита и серого гранита, привезенного, возможно, с острова Святого Сергия, где он добывался Валаамским монастырем. Окраска гранита в двух нижних рядах темнее, а верхних четырех – светлее. Из этого же гранита сделаны массивные колонны у крылец. В углублениях цоколя установлено двадцать досок из темно-красного шведского гранита с надписями о выдающихся событиях, произошедших в царствование Александра II.

Дом № 46.

Пятиэтажное здание было возведено в 1901–1902 гг. по проекту Л.Н. Бенуа для отделения Московского купеческого банка. Оно отделано природным камнем на высоту двух нижних этажей. Камень представлен декоративным ярко-красным валаамским гнейсовидным гранитом с острова Сюскюянсари. Внизу облицовочные плиты хорошо отполированы, цвет и узор камня прекрасно видны, а выше камень только отшлифован, имеет матовый блеск и кажется более темным.

Кронверкский проспект. Дом № 1–3 (угол ул. Куйбышева).

Два розовых (внизу) и серый (вверху) граниты использованы в окладе стен особняка М.Ф. Кшесинской

Два розовых (внизу) и серый (вверху) граниты использованы в окладе стен особняка М.Ф. Кшесинской

Замечательным примером архитектуры стиля модерн является знаменитый особняк прима-балерины бывшего Императорского Мариинского театра М.Ф. Кшесинской. Построенное в 1906 г. по проекту А.И. Гогена, это здание сложного асимметричного силуэта производит монументальное и вместе с тем нарядное впечатление. Фасады его отделаны разноцветными гранитами и светлым облицовочным кирпичом.

В цокольной части здания использован красный гранит двух видов. Самый низ цоколя выложен финским рапакиви. Выше по всему фасаду проходит своеобразный фриз высотой более метра – кайма из крупных, угловатых, грубо околотых глыб так называемого валаамского гранита с ладожского острова Св. Германа (о-в Сюскюянсари). Цвет этих глыб ярко-розовый и красный. Они тщательно подогнаны друг к другу по форме, и швы между ними так хорошо заделаны цементом, что воспринимаются как своего рода украшение. Сверху крупноглыбовая мозаичная кайма обведена полосой из того же гранита, но гладко обработанного.   Облицовка стен особняка до середины бельэтажа выполнена из плит серого гранита двух оттенков: темно-серого сердобольского и светло-серого из месторождения «Ковантсари». Преобладают плиты сердобольского гранита, полированные, а также обработанные фактурой скалы, светло-серого гранита значительно меньше, из него сделаны подоконники, наличники окон и консоли балконов.С разноцветной каменной отделкой гармонируют светлый облицовочный кирпич, синяя майолика, окаймляющая фасады под самой крышей, и орнамент в виде дубовых листьев из красной керамики, украшающий стены замкнутого дворика, находящегося перед главным входом в особняк. Здание обнесено изящной кованой решеткой, укрепленной на полированных колоннах из темно-серого сердобольского гранита. Пилоны ворот сложены из крупных блоков светло-серого гранита, а со стороны проспекта облицованы полированным темно-серым гранитом и черным габбро.Высокохудожественная отделка особняка, ее единство с архитектурными формами и великолепное качество исполнения производят удивительное впечатление.

Особняк Кшесинской, цоколь выложен валаамским гранитом.

Особняк Кшесинской, цоколь выложен валаамским гранитом.

Костел Лурдской Божьей Матери

Все детали портала и стены костела – гранит. Ковенский пер., 7

Все детали портала и стены костела – гранит. Ковенский пер., 7

Это костел или рыцарский замок? Ковенский пер., 7

Это костел или рыцарский замок? Ковенский пер., 7

Находится в Ковенском переулке, 7. Построен в 1908–1909 гг. по проекту Л.Н. Бенуа и М. М. Перетятковича. Суровый, как у средневекового замка, фасад костела, почти лишенный декоративных элементов, на всю высоту облицован красным гранитом – валаамским и рапакиви. На фоне мощных стен, декорированных плотно подогнанными друг к другу прямоугольными грубо околотыми плитами, выделяются центральный портал, наличники окон и входных дверей, сложенные из плит гранита с гладкой фактурой. Такими же гладкими плитами облицованы высокая башня и вертикальные столбы, оформляющие угловые части фасада.

Буддийский храм

Построен Г.В. Барановским в 1906–1915 гг. в Старой Деревне (Приморский пр., 91) в стиле старой тибетской архитектуры. Вопросы, связанные с его строительством, решал специальный комитет из ученых-востоковедов и художников В.В. Радлова, С.Ф. Ольденбурга, Ф.И. Щербатского, Н.К. Рериха. Необычны для Петербурга формы здания, необычен и его каменный наряд. Храм словно собран из мощных блоков красных гранитов. Цоколь здания, ступени и пол портика, пилоны сделаны из розового финского гранита рапакиви, стены облицованы валаамским гранитом. Наличники окон сложены из блоков черно-серого крупнозернистого естественного камня. Возможно, это лабрадорит, но не полированный, а с матовой поверхностью. Подпятники дверных окладов главного входа в храм сделаны из коричнево-красного массивного мелкозернистого гранита.

В России буддийскому вероисповеданию принадлежат буряты и калмыки. В 1905 г. далай-лама обратился к царю с просьбой помочь построить в Петербурге буддийский дацан. Укрепление деловых и культурных связей с Тибетом сдерживалось отсутствием официальных дипломатических контактов, и строительство храма оживило бы их. Его решили создать вблизи городской черты. Треть средств на строительство пожертвовал Бадмаев.

Гранитные пилоны в портале буддийского храма

Гранитные пилоны в портале буддийского храма

Монгол Жамсарон (Петр Александрович) Бадмаев (1841–1920) был известным врачом, практиковавшим методы тибетской медицины, и просветителем бурят. Он родился и рос в семье народных целителей, в 1871–1875 гг. учился на восточном факультете Петербургского университета и параллельно в Медико-хирургической академии. Одно время был чиновником 8-го класса в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, затем занимал почетный (без жалованья) пост члена попечительского совета приюта герцога Ольденбургского. Организовал бурятскую школу с программой классической гимназии на Поклонной горе под Петербургом, имел аптеку и вел врачебный прием в своем кабинете в доме № 16 по Литейному проспекту. Его образ прекрасно воссоздан Борисом Гусевым в публикации «Мой дед Жамсарон Бадмаев» [17 - Новый мир, 1989. № 11. С. 199–226.].В 1915 г. в храме служили 90 лам, ими исчислялись все буддисты в Петербурге, но связи с Тибетом – и хозяйственные, и культурные, и научные, и политические – оживились. Это было как бы скрытое посольство страны, расположенной на ближайшем пути в Индию.В 1926 г. для извлечения золота сняли бронзовую позолоченную крышу (ганджир) с башни, убрали из алтаря и распилили золоченую статую будды, изъяли ритуальные вызолоченные бронзовые диски на фризе. А храм оказался закрытым в 1934 г.Сейчас он действует. Буддисты в нашей стране по-прежнему есть среди калмыков и бурят. Храм высоко чтится ими.

Эту статью желательно дополнить современными фотографиями — с помощью комментариев или способами, указанными здесь.

valamo.ru

Камни Валаама. Ч. 4. Экскурсия по Валааму. Никольский и Всехсвятский скиты и Игуменское кладбище.

Опубликовано в сборнике:

Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. Материалы Второй международной научной конференции 29 сентября — 1 октября 2003 г. — СПб.: Сатисъ, Держава, 2004. — 447 с., ил. С. 351-361.

Никольский скит

Выйдем из монастыря и пройдем мимо здания водопровода, построенного по проекту А.М. Горностаева, вдоль Монастырской бухты к выходу из нее в открытую Ладогу. По деревянным настилам подходим к Никольскому острову, на котором находится одна из самых красивых построек Валаама — Никольская церковь. Она была возведена также по проекту А.М. Горностаева в 1853 году в русском стиле и отдаленно напоминает церковь Вознесения в московском Коломенском, а также другие древние шатровые храмы. Восьмигранный шатер увенчан позолоченной главкой с крестом. Цоколь Никольской церкви сделан из серого гранита, а пол в ней выложен путиловским известняком. Особенно хороша церковь, если на нее смотреть со стороны Ладоги. Проплывая на лодке или катере мимо, всегда любуешься ее силуэтом, возвышающимся на высоком берегу. Александр Дюма, посетивший Валаам в 1858 году, писал, что «эта церковь — подлинное сокровище как по художественным достоинствам, так и по богатству — создание лучшего архитектора России».

Неподалеку от церкви — большой четырехметровый каменный крест, поставленный «во славу работной братии и Святой Троицы» в царствование Александра II. Крест вырублен из гранита с острова Святого Сергия.

К скиту Всех Святых

Пройдем по дороге к скиту во имя Всех Святых. На скале вырублена надпись: «Сделана сия дорога 1845 г.» Пройдя через фигурные кирпичные ворота, стоящие на основании из уже знакомого нам полосчатого ювенского мрамора, подойдем к Владимирскому мосту, построенному из блоков габбро-диабаза через водную протоку, отделяющую Скитский остров. Габбро-диабазы — горные породы, которые в основном и слагают Валаамский архипелаг. На одном из каменных блоков выбиты цифры года постройки моста: «1860».

На Скитском острове — чудесные дубовые аллеи. Проходим по одной из них и вскоре видим большой каменный крест, стоящий на ледниковом валуне и сооруженный «усилиями настоятелей Валаамской обители». Похоже, что крест, как и у Никольской церкви, вырезан из гранита с острова Святого Сергия.

Справа от дороги, — часовня во имя Крестных страданий Господа, возведенная в 1842 году по проекту К. Брандта. Основание — из ювенского мрамора и путиловской плиты. Алтарь в часовне украшен черным полированным амфиболитом. Красивый камень за прошедшие десятилетия пострадал: кто-то отколол углы полированных плит. Бордюр выполнен из красного валаамского гранита, но при реставрации использован порфировидный кузнеченский гранит, диссонирующий с ровным рисунком «валаамского» камня. Сказывается потеря у реставраторов чувства красоты природного камня. Пол покрыт путиловским известняком.

Скит во имя Всех Святых закрыт для посещения; туда можно попасть только один раз в году, во время престольного праздника Всех Святых. Скитский храм спроектирован в 1846 году А.М. Горностаевым.

Игуменское кладбище

Особое место на Валааме — Игуменское кладбище. От монастыря надо пройти мимо старого монастырского сада, а затем по аллее из великолепных лиственниц вы подходите к воротам кладбища. При игумене Дамаскине на этом месте был насыпан большой земляной холм, посажены деревья. Сейчас здесь растут огромные дубы, клены, кедры, пихты, даже туя. И под кронами вековых деревьев — кладбище.

Недалеко от входа, декорированного полосчатым приладожским мрамором, среди деревьев — большой крест из серого гранита на основании, выполненном из габбро-диабаза. Под холмом — колодец, высеченный в скале и облицованный известняком, как говорит надпись на нем, в 1876 году.

Валаам. Игуменское кладбище. Могилы настоятелей. Игумен Дамаскин.

Игуменское кладбище. Могилы настоятелей. . Фото: Я. Гайдукова.

Кладбищенская церковь Преподобных отцов построена по проекту Г.И. Карпова также в 1876 году. В ее основании — путиловский известняк, цоколь — из габбро-диабаза с полосой бело-серого мрамора, стоки для воды выполнены тоже из известняка. Крыльцо и фасад церкви декорированы приладожскими розово-серыми гранитами, полосчатыми мраморами и валаамскими габбро-диабазами.

За церковью — кресты на могилах настоятелей монастыря. В основном здесь использованы амфиболит и валаамский гранит с острова Святого Германа. На некоторых вековых пихтах можно прочесть полузаплывшие в коре надгробные надписи, подобные такой: «1902 год. Спаси Боже».

В советские времена многие могилы были уничтожены, и сейчас братия пытается восстановить память о почивших. Иногда вместо надгробных плит используют ледниковые валуны, небольшие гладкие камни с побережья Ладоги, на которых пишут имя похороненного здесь монаха или послушника. Российский некрополь — это и наша память, и наша боль.

valamo.ru

Камни Валаама. Отрывок из книги "Валаамский монастырь и его подвижники".

Валаамский монастырь и его подвижники. Обложка.

Валаамский монастырь и его подвижники. Обложка.

Источник:

Валаамский монастырь и его подвижники [Текст] / [авт.-сост. свящ. Александр Берташ]. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Санкт-Петербург : Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2011. - 583 с., [32] л. ил., портр., факс. : ил., портр.; 25 см.; ISBN 978-5-94263-020-1.

С. 211-212.

Глава: Храмы, часовни, скиты, подворья и другие постройки Валаамского монастыря.

Добыча полезных ископаемых

Н. Я. Озерецковский первым отметил, что Валаамские горы изобиловали находящимися на поверхности земли железными рудами, особенно у главной усадьбы, в Никоновой бухте и на Байонных островах. Исследователь предлагал возить руду «на Выборгский берег», а там устроить железоплавильный завод. Однако на практике эта идея не была реализована. Тот же автор оставил свидетельство о разработках Валаамскими рабочими на острове Ювене «бледно-зеленого мрамора для казенных в Санкт-Петербурге строений»[101].

Наибольшее значение для обители имели разработки гранитов и гнейсо-гранитов. Добычу местных гранитов в окрестностях Питкяранты наблюдал еще первый краевед Карелии, естествоиспытатель из Сортавалы, пастор Самуил Алопеус (1720-1794).

«Сердобольский», или «монастырский», серый гранит с острова преподобного Сергия добывался с помощью наемных рабочих. Он использовался при постройке Воскресенского скита в Никоновской бухте, в основании соборного храма, а также в разное время при возведении церквей и многих других зданий и сооружений Петербурга [102]. Сердобольские серые гнейсовидные граниты характеризуются монолитностью, однородностью, спокойной окраской и бархатистой поверхностью, мелкозернистостью. Они хорошо поддаются обработке.

На острове преподобного Германа, а также преподобного Сергия и Тулолансаари добывался красный и темно-малиновый валаамский, или «финляндский», гнейсо-гранит. В том же Импилахтинском погосте, к которому первоначально был приписан Германовский остров, вблизи старинной деревни Мурсула, ломался темно-серый до черного цвета гранит, который широко применяли в монастырском строении (Спасо-Преображенский собор, Московское подворье Валаамского монастыря). Еще до приобретения острова обителью из обширных скалистых хребтов выламывались массивные глыбы для цоколя Исаакиевского собора Санкт-Петербурга. Блоками с Германовского острова облицована Царская пристань в Кронштадте, Царский павильон Царскосельского (Витебского) вокзала, дом Первого Российского страхового общества на Б. Морской ул., 40 (1899 г., валаамский гранит от светло-розового до красного здесь виден лучше всего), особняк Кшесинской, костел Лурдской иконы Божией Матери в Ковенском переулке, буддийский дацан в Старой Деревне, они также использовались при сооружении памятников императрице Екатерине II и императору Николаю I, «Стерегущему», храма «Спас-на-Крови», Троицкого моста.

[101] Озерецковский Н. Я. Путешествие по озёрам Ладожскому и Онежскому. / Подготовка текста, комментарии Б. И. Кошечкина. — Петрозаводск, 1989. С. 70-72.

[102] «Монастырский гранит» использовался при строительстве Мраморного дворца, Михайловского замка, ледорезов первого в городе стационарного Благовещенского моста через Неву, портика Николаевского дворца; колонн с гениями Победы вначале Конногвардейского бульвара, цоколей храма Воскресения Христова на месте убиения императора Александра II, здания министерства государственных имуществ, баз постаментов памятников Екатерине II, Николаю I, И. А. Крылову в Летнем саду, морякам «Стерегущего» — героям русско-японской войны, а также постамента памятника 1000-летию России в Новгороде диаметром 9 м. Из этого материала изготовлены знаменитые фигуры атлантов, двухколонная галерея парадной лестницы Нового Эрмитажа («Халтуринской»), колонны Двенадцатиколонного зала, детали Иорданской лестницы. На всю высоту им облицован бывший дом Вавельберга на Невском проспекте.

См.: Булах А. Г. и др. Каменное убранство Петербурга. СПб., 2002.

Галерея:

valamo.ru

Камни Валаама. Ч. 5. Экскурсия по Валааму. Святоостровский и Предтеченский скиты, а также Американский крест и финские укрепления.

Опубликовано в сборнике:

Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. Материалы Второй международной научной конференции 29 сентября — 1 октября 2003 г. — СПб.: Сатисъ, Держава, 2004. — 447 с., ил. С. 351-361.

Святой остров

Камни Валаама — тема неисчерпаемая. Они производят сильное впечатление даже на человека, далекого от геологии, от архитектуры. Многие художники, поэты и писатели посещали архипелаг, находили здесь вдохновение для творчества. Если отправиться на катере от Центральной усадьбы на север, то приблизительно через шесть километров из тумана перед вами вырастет небольшой островок, возвышающийся над водой более чем на 30 метров. Вглядываемся в его скалистые берега, поросшие лесом, и невольно понимаем: да, действительно, Святой остров. Историки не исключают, что именно здесь до шведского нападения 1611 года стоял старый монастырь. В XVIII веке его называли «Старым Валаамом». Предания связывают остров с местом подвигов знаменитого святого Александра Свирского (1448-1533).

Святой остров. Колодец.

Святой остров. Колодец.

На Святом острове Александр Свирский жил в небольшой пещере, образовавшейся как расселина в скале. Она сохранилась. Трудно себе представить, что человек мог длительное время жить в таком маленьком «каменном мешке». Около входа в пещеру — большой деревянный крест, вырисовывающийся на фоне темных скал. Надпись на нем указывает, что установлен крест в апреле 1759 года. Это наиболее древний сохранившийся памятник истории Валаама. На Святом острове, как и на многих других островах архипелага, есть колодец с чистой прозрачной водой. Он облицован обтесанным местным габбро-диабазом и имеет шестигранную форму.

Предтеченский остров

Необычные и интересные памятники истории и архитектуры есть и на других островах архипелага. В южной его части, неподалеку от Никоновской бухты, находится Предтеченский остров. На нем сейчас восстановлен скит. В 1855 году здесь была построена часовня Иоанна Предтечи. Двухэтажная церковь по проекту А.М. Горностаева возведена здесь в 1858 году. Внизу — вырубленный в скале своеобразный пещерный храм. Спускаемся туда по ступеням, изготовленным из путиловского известняка. Интерьер храма сильно пострадал, в том числе и отделка из полосчатого ювенского мрамора, но сейчас восстанавливается. Вблизи храма — круглый колодец из серого гранита, площадка перед ним вымощена путиловской плитой и черным амфиболитом. Им же покрыты и дорожки около храма. Рядом — вырезанные из диабаза надгробия могил монахов, живших когда-то здесь на острове.

 Американский крест

История монастыря трудная и славная. Многое ушло из памяти людей, но о многом напоминают камни. В ХVIII-ХIХ вв. в Америке были обширные Российские владения, и иноки Валаамского монастыря, начиная с конца XVIII века, отправлялись туда заниматься просветительской деятельностью. В память о просветителях Америки в центре Валаама, на небольшой искусственной горке, выложенной окатанными камнями, установлен крест.

Скалистый берег и Оборонные острова

Камни Валаама хранят память не только о давней истории монастыря. В юго-восточной части главного острова архипелага находится старейшая в России метеостанция. Там работают истинные подвижники, преданные науке, влюбленные в Валаам. Рядом с метеостанцией — остатки финских бетонных укреплений, в лесу — руины здания, оставшиеся здесь со времен войны 1939-1940 гг. Неподалеку находятся острова, получившие название Оборонных. Монастырские строения на них были полностью разрушены, остались лишь следы некоторых построек, а более поздние финские фортификационные сооружения сохранились.

valamo.ru

Валаам: Рай на земле

(По городам и странам)

"О, дивный остров Валаам!" - такими словами начинается гимн, который когда-то пели паломники, а сегодня нараспев исполняет знаменитый хор Валаамского монастыря. Остров, вернее, целый архипелаг на Ладожском озере действительно дивный. Попадая сюда, с первого момента осознаешь: ты в раю. Необыкновенная природа, архитектура, люди - все здесь на свой лад говорит о чуде и славит Бога.

Как добраться

Для того чтобы попасть на Валаам, необходимо доехать до Санкт-Петербурга. Отсюда с речного вокзала на Ладогу ходят ракеты и круизные теплоходы. Существуют рейсы для паломников, которые на собственном судне выполняет подворье Валаамского монастыря. Есть также особые круизы, которые отправляются из Москвы и помимо Валаама включают в себя Кижи, Петрозаводск и другие северные города. Но лично мне самым выгодным с точки зрения впечатлений представляется прямой круиз на комфортабельном теплоходе из Санкт-Петербурга. На этой линии работают первоклассные суда с отличными каютами, питанием и экскурсионной программой - все это включено в стоимость путевки. Теплоход отправляется в рейс вечером, проводит ночь в пути и ранним утром швартуется в Никоновской бухте Валаама. На острове можно провести день или два и также в ночь вернуться в Санкт-Петербург.

Для паломников существуют особые программы с более длительным пребыванием и размещением в местной гостинице рядом с главной усадьбой монастыря. Однако паломнические поездки в основном включают в себя посещение служб, в том числе и в дальних, закрытых для туристов скитах, и подходят только для глубоко верующих людей. Впрочем, всем остальным так или иначе придется уважать местный быт и уклад монастырской жизни - иначе лучше просто не приезжать. Не забудьте захватить с собой платки и юбки (впрочем, их выдают напрокат при входе в монастырь), а также откажитесь на время от курения: грех портить местную природу.

Что посмотреть

Весь архипелаг - это один большой музей и одновременно природный заповедник. Никто точно не знает, сколько здесь островов: они появляются и исчезают под водой, делятся каналами или сливаются воедино. И почти на каждом острове скит, часовня или поклонный крест. Эти места неразрывно связаны с историей Русской православной церкви.

Центр Валаама - главная усадьба монастыря с Преображенским собором. Не так давно он был полностью отреставрирован, и сегодня для посещения доступны как верхний, так и нижний храмы. В нижнем под спудом хранятся мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских, а также висит чудотворная икона Валаамской Божьей матери. В храме можно увидеть греческие атрибуты богослужения - стасидии, на которые монахи опираются во время долгих ночных бдений. Эта деталь неслучайна, ведь Валаам считает себя северным Афоном, и в этом монастыре один из самых строгих уставов. Рядом с главной монастырской усадьбой находится старое кладбище, которое хранит историю жизни иноков. В надвратном храме обязательно стоит послушать местный хор: северный распев медленный и очень красивый, но сегодня его редко встретишь на приходских службах, хранят его лишь отдаленные монастыри.

Приезжая на Валаам, невозможно не прогуляться по островам и не увидеть скитов - уединенных, разбросанных по лесу избушек и церквей, где по одному, по двое и трое живут монахи, решившие навсегда уйти от мирской суеты. При осмотре скитов требуется особая деликатность: местных монахов запрещено фотографировать и мешать их молитве. Некоторые скиты и вовсе закрыты для посещения, но те, что стоят на основной дороге к монастырю, отлично демонстрируют местный уклад и помогают лучше узнать историю Валаама.

Воскресенский скит первым встречает гостей, прибывших на теплоходах в Никоновскую бухту. Все его здания построены из красного кирпича местного производства - и сегодня можно увидеть выбитые на них даты начала прошлого века. Говорят, что главный храм скита был возведен по подобию иерусалимской Кувуклии - часовни в Храме Гроба Господня, куда ежегодно сходит благодатный огонь.

На Валааме вообще много библейской и евангельской топонимики. Например, следующим по дороге вам встретится Гефсиманский скит. Его восстановили из руин, а сегодня возрождают стоявший тут когда-то уникальный сад. Здесь же красивейшая резная икона "Моление о чаше" стоит в окружении деревьев и трав. А по дроге на гору Елеон, у реки Кедрон можно увидеть гранитный поклонный крест - ими на островах отмечают памятные места, связанные с чудесными событиями или жизнью местных подвижников.

Наверное, самое красивое, что есть на Валааме, - это внутренние озера. Чистейшие, с гладкой поверхностью и черной водой (на дне не песок, а вулканическая порода), они буквально затягивают своим мистицизмом. На берегу одного из таких озер, Игуменского, когда-то жил подвижник Дамаскин. Сегодня рядом с фундаментом его пустыньки проложена тропа, а на озере цветут кувшинки и смотрятся в водную гладь березы и корабельные сосны.

Еще один удивительный вид открывается от монастырского коровника - некогда самого передового в царской России, полностью механизированного рая для буренок. Если встать на пригорке и посмотреть в сторону главной усадьбы, можно увидеть среди зелени небольшую главку церкви и мелькающий между кустарника огонек. Там, в глухом скиту, монахи днем и ночью по очереди, не прерываясь ни на минуту, читают Неусыпаемую Псалтырь и молятся за всех нас, за то, чтобы наш мир устоял перед злом, войнами и несчастьями. Говорят, что пока хотя бы в одном монастыре монахи будут исполнять такое послушание, мир будет существовать. Стоя на холме на закате и думая об этом, ощущаешь что-то невероятное и неподдельно чистое - как местный воздух, нравы валаамских монахов и прозрачная вода в Ладоге. Как будто мир начинается заново, и ты приходишь к чему-то главному и единственно правильному. Очищаешься душой.

Природа

Если бы воздух можно было консервировать и разливать по бутылкам, а потом потом продавать, валаамский продукт однозначно было бы признан товаром премиум-класса. Надышаться смесью хвои, трав и свежего ветра с Ладоги невозможно, ее хочется увезти с собой и запомнить навсегда. Экология Валаама выше всяких похвал, достаточно лишь одного факта: на елях здесь растет особый вид лишайника - бородач, который является свидетельством самой нетронутой экосистемы. В ладожских водах водятся редкие нерпы, монахи ловят рыбу и сами строят садки для озерной форели, которую потом подают самым высокопоставленным гостям - таким, например, как Владимир Путин, который очень любит бывать на архипелаге. Еще одна примечательная черта островов — порода, из которой они состоят. Камень габродиабаз охряно-красноватого цвета очень пористый, поэтому даже когда идет дождь, дороги не размокают, так что распутицы на Валааме просто не бывает. Чем охотно пользуются местные жители и туристы, пересаживаясь на велосипеды и путешествуя на двух колесах. Невероятно красивы закаты и рассветы на Ладоге, пронзителен щебет птиц ранним утром, умиротворяет лесная тишина. Если бы было можно, я думаю, каждый хотел бы остаться в таком месте на всю жизнь. Но для этого, увы, необходимо стать монахом. Или просто возвращаться сюда вновь и вновь, каждый раз повторяя вслед за паломниками прошлого века: "О, дивный остров Валаам!".

relax.wild-mistress.ru

Валаамский монастырь — обитель высшей чистоты

Валаамский монастырь где находится? Как туда попасть? Такими вопросами задаешься сразу, как только слышишь какую-то из его легенд или историй, страшных и волшебных.

На земле русской встречаются обители, будто излучающие свет. Одна из них расположилась на острове Ладожского озера – тихий уютный кусочек земли, окруженный со всех сторон водой, вдали от суеты, известный и почитаемый.

Имя ему Валаам – святой уголок России, будто сотканный из туманов и тайн. Сюда, в монастырь на острове, едут паломники коснуться святых мест, и туристы, жаждущие тишины и покоя, единения с невероятно чудной природой. Это место издревле известно и почитаемо.

История острова Валаам

Историки до сих пор не пришли к единому мнению о периоде, когда был основан монастырь на этих землях. Пожалуй, это самая большая его тайна. По одной из версий рождение монастыря связано с Авраамием Ростовским, а значит с X-XII веков, по еще одной – это XII-XIV столетия или начало XV‑го.

Валаамский монастырь упоминается в житии Савватия Соловецкого. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год

Существует предание, по которому каменный крест установил на Валааме апостол Андрей, направляясь на север с проповедью Христовой, положив, таким образом, начало монастырю. Но особо почитаются здесь те, кто основал монашеское братство – преподобные Сергий и Герман.

Даже имя острова наполнено легендами и загадками. Говорят, что зародилось оно во времена обитания на этих землях финно-угорских племен, которые «валамо» называли «высокую землю», а позднее – карелов. Его сопоставляют с богом славян Велесом, а также с именем сына Одина из мифов древних скандинавов – Валы, а еще это имя носил библейский прорицатель.

Остров пережил многие потрясения. Эпидемии, набеги шведов, власть иной веры. Обитель уничтожали и возрождали заново. Пока по Ништадскому договору о мире эти земли окончательно не стали признанными шведами российскими. Это произошло в 1721 году.

Вот тогда началось очередное возрождение монастыря. У него появилось здание из камня, а к завершению XIX столетия – церкви скитов. Все стройматериалы изготавливались здесь же. Сюда наезжали российские императоры, петербургская интеллигенция, художники, поэты, музыканты. В 1887 году заложили соборный храм, и спустя время поднялся Спасо-Преображенский собор.

 

После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, благодаря чему сохранился, и обитель оказалась церковью нацменьшинства (основная религия Финляндии — лютеранство)

Двадцатый век принес этим землям новые испытания. Остров, а с ним монастырь, перешел к Финляндии и оставался там от революции до второй мировой. Он существовал, но его настиг голод и эпидемия. Введение нового календаря заставило часть отказавшихся подчиниться монахов покинуть обитель. На Валааме обосновался военный гарнизон финнов, и с обострением отношений Советского союза и Финляндии пришлось пережить бомбежки, а монахам пришлось спасаться на материке.

Но по мирному договору Карельская республика, а с ней Валаам, отошли к Стране Советов. Только вот жизнь на острове оказалась очень далекой от звона колоколов и богослужений. Создали совхоз, даже школу юнг. В церквях разместили магазины со складами, а деревянные постройки – на дрова.

Важно знать: с окончанием войны и началом мирного строительства в Карелии открылась новая страница истории острова. Ее называют трагической, даже позорной. Здесь открылся дом инвалидов.

Пятьсот человек – слепых и глухих, без рук и ног, самых тяжелых – их выдергивали из отлаженной жизни, пусть почти нищей, но свободной, перевозили сюда, забирали паспорта с солдатскими книжками и переводили героев прошедшей войны фактически на положение заключенных. Люди мрут как мухи – так говорили теперь о них. И хоронили без имен, только колышки и таблички с номерами, как преступников. Лишь лет двадцать назад кресты появились на этих могилах, на тех, что остались.

Около 1980-х были начаты реставрационные работы и монашеская жизнь возобновилась.

Месторасположение острова на карте России

Валаамский архипелаг находится в Сортавальском районе Республики Карелия. Примерно пятьдесят островов разбросано по северной части Ладожского озера, самого большого в Европе. Валаам – из них крупнейший (9,6 х 7,8 км), а возвышение на 60 м над уровнем озера делает его еще более величественным.

Он оторван от большой земли, но не отстранен. До материка всего 22 км, до Сортавала, это ближайший к нему город, всего 42 км, и более 220-ти – до Санкт-Петербурга. Если двигаться по прямой, через 160 км наткнетесь на устье Невы.

В самом начале прошлого века недалеко от Гефсиманского скита воздвигли маленькую пристань и установили поклонный крест. Его отлично видно с судов, подходящих со стороны Ладожского озера к Малой Никоновской бухте. Она очень напоминает широкую реку, левый берег у которой пологий, поросший лесом, а правый – напоминающий вертикальную стену 40-метровой высоты.

Монастырь на острове Валаам

Более 150 человек в братии монастыря. Но не только общежительная жизнь возрождена здесь, возвращается к жизни также скитская. Сегодня восстановлены десять из тринадцати старых скитов, даже выстроен новый – Свято-Владимирский. Случилось это в 2008 году в честь юбилея Крещения Руси.

Во время визита в сентябре 2008 года, 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Патриарх Алексий II совершил чин великого освящения храмового комплекса Свято-Владимирского скита (архитектор Андрей Анисимов) на острове Валаам и первую Божественную литургию в новоосвящённом храме

Именно здесь находится резиденция Патриарха, а также мастерская иконописи, музей.

Примите к сведению: с получением статуса ставропигиального (1991 г.) Валаамский монастырь подчиняется лично Патриарху Московскому и Всея Руси, который лично назначает игумена, ведающего всеми делами обители.

В российских городах открылись подворья монастыря. Это Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Сортавала, Приозерск. Собственный флот монастыря – это теплоходы, семь пассажирских и четыре грузовых. Имеются пекарня, собственная молочная ферма, хорошо отлаженное форелевое хозяйство и автопарк. В полном порядке содержатся сады с пахотными землями и покосами. Имеется даже современная, полностью оборудованная, амбулатория. Братским хором возрожден знаменитый валаамский распев.

Устав монастыря предполагает с открытием навигации, это май-ноябрь каждого года, прием гостей, чем занята здесь служба «Валаамский паломник», которую благословил Святейший Патриарх Алексий II. Развитие и рост обители продолжается. Храмы ее наполнены теплыми молитвами. А сердца паломников, посетивших ее, продолжают крепнуть в вере.

Постройки на территории монастыря

Чтобы увидеть каждое строение, каждую достопримечательность острова, одного дня может оказаться мало.

Ведь в этом ансамбле такое множество церквей, часовен, крестов и иных сооружений, а окружает их такая удивительная природа, и, чтобы познакомиться с этим дивом, обязательно нужно останавливаться, присматриваться, наслаждаться увиденным. А добираться до некоторых из них придется исключительно по воде.

Спасо-Преображенский собор

Он служит главным украшением одноименного мужского монастыря.

В 1991 г. Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю присвоен статус ставропигиального

На его территорию можно войти, соблюдая определенные правила.  Прежде всего, это касается женского населения: никаких брюк, длинные рукава, покрытая голова.

Не увидите вы внутри росписей на потолке и стенах. Когда-то здесь размещался клуб и росписи закрасили, затем тут хранили овощи. С возрождением монашеской жизни их закрасили в белый цвет.

Обратите внимание: куда важнее восстановленных росписей были возрожденные молитвы.

Белый и Красный Скит с постройками

Скиты Валаама – это нечто особенное. Здесь монахи проживают небольшим числом со своим уставом, ведя уединенную жизнь. Жителя скита называют скитником, не надо путать со скитальцем. Расскажем о некоторых из скитов:

Скит Всех Святых (Белый скит). К скитской ограде приведет вас настоящая дубовая аллея. Как только оказались у ворот с кованными створками – вы добрались до скита и находитесь на его территории.

Раньше женщины могли попасть в Белый скит лишь на престольный праздник с крестным ходом в день Всех Святых

Считается, что где-то здесь обитал в своей одинокой келье преподобный Александр Свирский. В его честь возвели церковь, на месте которой через сто лет, в веке XIX, поднялся двухэтажный храм Всех Святых. А вместо домиков – келейные корпуса.

Благодаря белому цвету, а именно такой краской выкрасили все строения, включая ограду, скит прозвали Белым;

Примите во внимание: устав Белого скита очень строг. Лишь единожды в году, на храмов праздник, допускают женщин. А мужчины могут попасть исключительно с разрешения настоятеля.

Воскресенский скит (известен как Красный скит). Построили его в самом начале прошлого века. Стоит он на вершине холма с двухэтажной церковью в центре, так напоминающей иерусалимский храм.

В комплекс скита входят два келейных корпуса и трапезная, в которой кормят туристические группы

Предание утверждает, что именно на этом месте свой крест поставил Андрей Первозванный. И сегодня его именем названа нижняя церковь. Она без всяких излишеств, но уютная, здесь находится «кувуклия». Хранилась в этом мраморном гроте частичка «истинного гроба Господня». А в верхнем храме проводят концерты духовных песнопений.

Возьмите на заметку: в трапезной скита пригласят перекусить паломников и гостей острова.

Есть еще и другие скиты: Гефсиманский – легкий из дерева, Коневский – тоже деревянный, Владимирский – самый новый из всех (о нем говорилось выше) и другие.

Успенская церковь

Иначе говоря, Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ее считают на Валааме старейшей. Первая была деревянной, а затем в 1785 году ее перестроили из кирпича.

В советское время она служила магазином, а иконостасу выпала роль перегородки, потому его замазали синей краской. Но божественная красота храма была восстановлена полностью, реставрационные работы закончились совсем недавно.

Конюшенный дом

Представляет собой здание красного кирпича в два этажа. Его построили в 1871 году специально для размещения работников. Летом их число достигало четырехсот.

Чтобы держать лошадей, с противоположной стороны корпуса стояли конюшни. Стойла в них были просторные и теплые. Кстати, лошадей, в большинстве своем, выращивали здесь же, на острове.

Сегодня здесь гостиница для волонтеров.

Водопроводный дом

Трехэтажная постройка за Старым братским кладбищем – настоящий памятник промышленной архитектуры. Непросто было доставать здесь воду, особенно зимами. И хоть приходилось трудно, своими силами построили водопровод, трубы прокладывали сквозь гранит. Пришлось в скале пробивать туннель в 142 метра, двухметровой высоты. Специально была вырублена лестница в 172 ступени, чтобы можно было пройти к берегу.

В цокольном этаже здания установили паровую машину (водокачальня). Именно она воду перекачивала из колодца, который трубой был соединен с заливом. Здесь же оборудовали кузницу, мельницу, баню, позже были пристроены мастерские и котельная.

На строительство дома деньги собирали всем миром, а завершение строительства пришлось на 1863 год. Эта система обеспечивала водой каждое монастырское помещение. А зимой по тоннелю из монастыря добирались до Водопроводного и Конюшенного домов.

Интересные факты о Валааме и монастыре

  1. Здесь не остаются безнаказанными попытки кощунства. Шведы, которые в 1611 году разорили монастырь, вознамерились выкопать мощи преподобных, чтобы надругаться над ними. Однако совсем скоро их настиг «великий недуг и расслабление членов», что устрашило нимало. А на этом месте была устроена часовня.
  2. Календарный вопрос. В ноябре 1918 года Валаам перешел в ведение финляндской Православной Церкви. А она активно стремилась к реформам, и результатом стал переход на григорианский календарь с западной пасхалией, которых остальные Православные Церкви признавать не желали. Кстати, многие монахи отказались подчиниться и покидали монастырь. С возвращением в Русскую Православную Церковь в 1946-ом вернулись к прежнему, юлианскому календарю.
  3. Здесь и яблони цвели. XIX век. Сады Валаама прекрасны. Более 60 сортов яблок, 50 тонн каждый год. А какие созревают в монастырских парниках арбузы! До 8-ми кг, трехкилограммовые дыни, достигающие 33-х кг тыквы. А все это при +17°С в июле.
  4. Хотите пройти здесь службу? Это реально. В военной части ПВО, дислоцированной на архипелаге. Сегодня православные юноши призывного возраста, согласные стать монастырскими послушниками до призыва в часть, могут быть приняты в монастырь. Из их числа как раз и укомплектовывается часть.
  5. Обитель во всемирной сети. Информационные технологии коснулись и Валаамского монастыря. И сегодня официальные его страницы открыты в социальных сетях:

Информация для паломников и туристов

Валаам – это отличное место, если хочется на какое-то время уйти от суеты, остаться с верой наедине, поразмышлять о спасении души.

Официальную информацию о святой обители можно найти на сайте https://valaam.ru.

Цель посещения монастыря

Но сюда едут и едут паломники со всех частей света, прикоснуться к этой святыне, отсюда отправить свою молитву, чтобы стала она теплом, пищей и утешением, чтобы глаза внутренние направлены были на обустройство красоты своей души.

Стремятся сюда туристы, чтобы своими глазами увидеть это чудо, эту почти первозданную красоту, чтобы насладится тишиной, спокойствием и уютом этих мест.

Это важно: здесь нечего делать без веры. Это настоящее царство камня. Ты или сам станешь камнем или уйдешь. Статистика Валаама – прямое тому подтверждение. Только один из двадцати послушников остается в монастыре.

Как добраться

Конечно, этот остров создает кое-какие трудности для всякого, кто мечтает попасть сюда. Но не стоит беспокоиться. Транспортная система налажена неплохо. Добираться придется по воде и только в теплое время, когда открыта навигация.

Самостоятельно. Самое удобное – попадать из Сортавала или Приозерска.

Сортавала. Сюда вы доедете по железной дороге Санкт-Петербург-Костомукша или на автобусе, отправляющемся из Питера в Петрозаводск или прямо в Сортавала. Легко найдете причал. А с него до острова каждый день ходят Метеоры. Только придется позаботиться заранее, чтобы забронировать места.

Приозерск. Добраться из Санкт-Петербурга не составит труда. Каждый день ходят электрички. Можно ехать на автобусе. До причала лучше воспользоваться услугой такси;

На Валаам ходят Метеоры. И снова лучше забронировать билеты заранее через интернет. Ходят до острова и тихоходы, вместо 1ч. 15 мин вы потратите три с половиной часа. Имейте в виду, что из-за штормов, какие на Ладоге не редкость, рейсы, случается, отменяют. А, если вы владеете собственным судном, можете отправиться на нем.

В составе экскурсии. Это более надежный вариант, так как билеты на судно из Сортавала или Приозерска вам гарантированы.

Круизы из Санкт-Петербурга. Выбор маршрутов довольно обширный, достаточно обратиться к услугам туристической компании. И вперед, по Неве в Ладогу. Вам не придется беспокоиться, как добраться, где остановиться, что поесть.

Где остановиться

Если на остров вы приехали в надежде задержаться, станет вопрос размещения. Гостиницы на острове в основном рассчитаны на паломников.

Туристов ждут номера теплохода «Адмирал Кузнецов», что в Монастырской бухте. Разместиться можно также в гостинице «Игуменской». Здесь, кстати, можно и палатки поставить. На специальных туристических стоянках (их 6) оборудованы кострища и имеются запасы дров.

Где пообедать

Если вы приехали с экскурсией, ваше питание организовано в трапезной Воскресенского скита. В кафе под названием «Валаамский паломник» вы можете удобно расположиться, покушать и заодно купить Валаамские пряники. А готовят вкусно, и цены вполне приемлемые.

На ферме монастыря отведаете свежайшие молочные продукты. На небольшом рынке близ Большой Никоновской бухты вы можете купить копченой и вяленой рыбы, что выращивают и готовят прямо здесь. А заодно и запастись водой.

Несколько кафе имеется и около причала. «Трапеза в Старом Саду» предложит первое и второе. Обязательно испробуйте местную выпечку.

Стоит отметить: совершенно очевидно, что голодать вам здесь не придется.

Кстати, туристы усердно подкармливают местных котов, коих на острове множество.

Погода на острове

Надо сказать, постоянством она не отличается. Монастырь стоит на возвышении, а значит, открыт всем ветрам.

Шторма на Ладоге – не редкость. А вот жаркое лето случается нечасто. Иногда выпадает несколько действительно жарких недель в году, но даже тогда температура редко превышает отметку в 20°С.

Правила посещения Валаама

Правила следующие:

  • открытая, пляжная, спортивная одежда, шорты и мини-юбки недопустимы;
  • женщины допускаются в храмы только с покрытой головой и в юбках, а мужчины – без головных уборов;
  • запрет на курение, наркотики и распитие спиртных напитков, а также нахождение в состоянии опьянения;
  • запрещается пользоваться громкоговорящей аппаратурой, играть на музыкальных инструментах, громко петь, кричать, смеяться;
  • никаких домашних животных;
  • запрещается любая съемка монашествующих и духовенства без разрешения игумена;
  • нельзя наносить вред памятниками, растительному и животному миру острова.

Примите во внимание: кому-то правила посещения могут показаться странными, кому-то – слишком строгими, но выполнять их придется, если вы собираетесь стать гостем этого дивного острова.

Заключение

Как столетия назад над Ладогой возвышаются земли Валаама. Суровый край, иной мир, спокойный и таинственный, манящий к себе паломников и туристов. Денно и нощно здесь звучит молитва за всех и каждого. Здесь только сильный духом способен выстоять. Эта земля наполняет энергией всякого, на нее ступающего, и дает отдых душе, даже самой мятущейся.

Когда однажды вы доберетесь до этого необычного места, в окружении громад гранита, поросших мхами, могучих сосен и уникальнейших памятников мировой духовной культуры, вы ощутите в себе силы небывалые и успокоение.

Предлагаем Вашему вниманию интересное видео о жизни Валаамского монастыря:

Фотогалерея

101mesto.com

Валаам - Земля Велеса

  • Подписаться
  • Лента публикаций
  • Последние публикации
  • Лучшие публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
  • Категории
    • Астрология
    • Гадание
    • Загадочные места
    • Заговоры
    • Магия
    • Мифические существа
    • Молитвы
    • Необъяснимое
    • Непознанное
    • Парапсихология
    • Предсказания
    • Приметы
    • Религия
    • Сонник
    • Суеверия

mistika.temaretik.com