О чём молчит камень желаний. Камень устюг


О чём молчит камень желаний

4 апреля Сатья Саи Баба подкинул мне новую головоломку. После работы с Джокондой на Веге (по сбрасыванию масок) Саи Баба мне не являлся. В этот раз мы вышли в медитации с ним на набережную Устюга, и он повел меня к собору Прокопия Праведного. Я уже говорила ранее, что Саи Баба для моего сознания – это Прокопий Устюжский. Этот святой жил давно на земле и нет его фотографий, нет зацепок, чтобы я могла «считать» (узнать) его энергетику. А расчеты в Словаре про Саи Баба вывели меня как раз на Прокопия. Итак, я воспринимаю работу с Саи Баба как работу с Прокопием.

В первую встречу я не поняла, что он хочет мне сказать. Мы погуляли по набережной и разошлись. На следующий день мне в реальности в Интернет написал новый знакомый и поинтересовался про камень желаний перед храмом Прокопия, что я думаю про этот камень. А ничего я о нем не думала. И тогда я вошла в медитацию, и уже на этот раз всё встало на свои места: Саи Баба был у камня и акцентировал моё внимание на нём. Мы обменялись информацией, и я начала расшифровывать его послание. Внимайте.

Камень желаний расположен у собора Прокопия Праведного. По преданию, это камень из огненной тучи, которая надвигалась на Великий Устюг (эта история изложена на сайте). В честь спасения Прокопием города от гибели, этот камень считается священным, к нему приходят загадывать желания, в том числе и все молодожены города в день регистрации брака. Когда бываю в Устюге, всегда наблюдаю, что на нем кто-то сидит, желания свои загадывает или молится – уж не знаю.

    

Саи Баба в Великом Устюге = 215 = Камень Прокопия

Сатья Саи Баба в Великом Устюге = 316 = Камень Прокопия Праведного = Тайна камня из огненной тучи

Сатья Саи Баба + камень из огненной тучи = 406 = Это программа Богочеловек в Вечности (6666)

Первые «совпадения» по Словарю уже впечатляют. По этой теме я вспомнила, что Храм Древа Миров у гиперборейцев иносказательно назывался «Громовой Камень» или «Громовой храм» («Громовой Жернов»). Гром – это явление Неба, это Сила Неба, это уранические энергии, а Уран – управитель Водолея. Камень – это твердь, материя, Земля.

Такое название Храма сохранилось в легендах русов и некоторых скандинавских народов. Например, у белорусов сохранилось поверье, что горные духи, подчиненные Перуну и вызывающие своим полетом ветры и бурю, возят на себе громовый жернов, на котором восседает Перун с огненным луком в руках. Перун – бог грома и молний, его знак – восьмиконечная свастика. А гиперборейский храм тоже был восьмиконечный!

         

Сам образ громового жернова олицетворяет собой мельничный жернов, который мелет людское счастье и богатство. Аналог ему – греческий рог изобилия. Наш камень тоже упал из грозовой тучи и вроде как дает людям счастье – исполняет их желаний. Неспроста такие совпадения! Попробую разгадать его тайну.

Акцент на камень желаний = 234 = Кристалл вечной жизни (см. работу «Программа «Богочеловек в Пути»»)

Сатья Саи Баба сделал акцент на камень желаний = 428 = В наших руках кристальный пульт

Тайна камня желаний = 187 = Жизнь в Вечности = Христорубашка = Это бессмертие

Христос, кристальное сознание – хорошая энергетика у этого камня, камень высшей пробы, как говорится.

Камень желаний в Великом Устюге = 319 = Это камень высшей пробы! = Космическое Древо на Сухоне = Это фиолетовый кристалл

Тайна камня желаний в Великом Устюге = 366 = Отражение – это Млечный путь = Планетарный центр управления = Новая Обитель Сен-Жермена в России

Устюг собрал наилучшие коды Неба на Земле: хотя бы кристалл, Древо Миров, Гиперборейский Храм чего стоят! Хороший Портал для связи ядра планеты с Центром Галактики Млечный путь через энергии Сен-Жермена!

Камень желаний = 140 = Семя дракона = Я Сен-Жермен

Камень желаний в Устюге = 245 = Владеть энергией дракона = Млеко Небесной коровы

Камень исполняет желания = 311 = Играем с волшебником Мерлином = Драконьи ядерные энергии = Собор Прокопия Праведного = Активизировать Храм Древа Миров

Ко всем перечисленным образам в Устюге собрались драконьи энергии, энергии кундалини, то есть Земли, здесь их мощный выход. А камень как бы держит всю эту мощь в материи. Точно не могу ручаться, исполняет ли камень желания, не знаю фактов, но уже давно люди верят в это и загадывают что-нибудь сокровенное. По всей земле разбросаны большие камни, особое расположение которых имеет свое сакральное значение. По-научному их называют мегалитами. Камень Прокопия тоже напомнил мне такой мегалит. На фото – мегалиты с Кольского полуострова, их можно много найти в Интернете как подтверждение существования Гипербореи – северной страны.

    

Мегалит в Устюге = 173 = Млечная корова = Энергия Урана = Ядро планеты

Мегалит в Великом Устюге = 247 = Активация Храма-Креста = Это дорога к Солнцу = Это семя Сен-Жермена

Камень с огненной тучи в Устюге = 374 = Задача – активировать центр Гипербореи = Мой любимый – Прокопий Праведный

Тайна устюжского камня = 290 = Активизировать Гиперборею = Божественное человечество = Познать энергию дракона = Фиолетовое семя Свободы

Тайна устюжского камня желаний = 354 = Активация Храма-креста Гипербореи

Тайна камня желаний в Устюге = 292 = Активизировать Храм-крест = Активировать Храм Древа миров = Золотая матрица Анна + Сергей

Камень Прокопия призван активировать Гиперборейский Храм-крест (Храм Древа Миров), о чем свидетельствуют многочисленные указания Словаря. Теперь нужно посмотреть, какое отношение к этому имеет сам Прокопий Праведный.

Блаженный Прокопий = 217 = Бог с планеты Земля = Это Храм Древа Миров

Прокопий Устюжский = 269 = Мой любимый Прокопий = Отражение – Сергей из Рязани = Камень с огненной тучи = Сухона питает Древо Жизни

Прокопий Праведный = 222 = Программа Богочеловек (4444) = Сен-Жермен + Дева София = Софийные энергии = Четыре шестёрки (программа 6666)

Единство Сен-Жермена и Софии = 289 = Это Прокопий Праведный

Прокопий Праведный – это Богочеловек, и для меня он выражение Мудрости (Премудрости Бога) и Любви. Раз он Богочеловек, он проявлял в мир Древо Миров и заякоривал при жизни в Устюге энергии Гиперборейского Храма и гиперборейских знаний. Для заякоривания Неба на Земле нужно сознание в теле – человек («камень»), и я из тех, кто делает это в Устюге.

Камень-«якорь» в Устюге = 288 = Якорь – отражение – человек = Это Анна Анатольевна Попова = Древо Миров в Великом Устюге

Святой праведный Прокопий = 324 = 29-92 (номер улицы и номер моей квартиры – мой портал вознесения) = Это материализация Бога на земле

Волшебник Дед Мороз = 192 = Отражение – Гланда Камбила (Прокопий Праведный) = Посвящённый = Отражение – 92 (номер моей квартиры) = Я Древо Миров

Когда мы притянулись на земле с Сергеем, я как раз работала с Порталом Устюга. Я ходила там в медитациях по набережной, рядом с храмом Прокопия, рядом со стадионом, детским парком. Именно в тех местах, где сейчас выросло Планетарное Древо Жизни на Сухоне, и произошло слияние близнецового пламени в единую золотую матрицу Богочеловека. Конечно, я тогда не знала, что здесь впоследствии развернется Гиперборейский Храм и Древо Миров, обитель Сен-Жермена. Территориально именно это место заземления нашего близнецового пламени.

Собор Святого Прокопия Праведного = 422 = Активация Гиперборейского Храма-креста = Идеальное отражение – программа Богочеловек = Золотая матрица Богочеловека «Анна и Сергей»

Собор Прокопия Праведного = 311 = Активизировать Храм Древа Миров = Драконьи ядерные энергии = Играем с волшебником Мерлином = Камень исполняет желания

Камень с огненной тучи в Великом Устюге = 448 = Близнецовое пламя Сен-Жермен и Дева Порция = Храм на драконьих энергиях на стадионе

Громовой храм в Великом Устюге = 333 = Эфирная Обитель Сен-Жермена = Идеальное отражение – Сергей Попов

Громовой храм в Устюге = 259 = Сен-Жермен + Леди Порция

Для меня собор Прокопия – это спуск энергий близнецового пламени на землю. Это единственный Храм-церковь, в который я захожу помолиться. На храме стоит дата основания – 1668 год:

Одна тысяча шестьсот шестьдесят восемь = 586 = Божественное мужское + божественное женское в единении на Земле!

Неудивительно, что и дата по Словарю несет в себе единство противоположностей – данность новой эры Водолея.

Камень Прокопия Праведного = 316 = Золотая матрица Богочеловека = Матрица божественного человека

Отражение – камень желаний = 240 = Это млечная корова = Сен-Жермен + Дева Порция = Центр Галактики заземлён!

Этот камень заземляет не только Центр Галактики Млечный путь, но и матрицу Богочеловека! В этом смысл послания Саи Баба!

Камень Прокопия = 215 = Камень заземления Бога = Саи Баба в Великом Устюге = Отражение – ось земли = Мой канал вознесения

Камень заземления Духа = 242 = Сатья Саи Баба в Устюге

О, это просто какая-то мистика от Саи Баба!!! Опять я пришла к началу своей работы! В легендах, как раз говорится, что через центр Гиперборейского Храма-креста проходила ось земли! Словарь подтвердил мои мысли.

Кстати, цифра 215 – это для меня 12-15, то есть номер дома и моей новой квартиры. Тогда выходит, что мое новое местожительство – это отражение заземления Центра Галактики и матрицы Богочеловека, только в Котласе. Хорошая параллель моей работе с Устюжским Порталом! Прежний канал 29-92 пройден, для меня начинается новый проход вознесения. А теперь посмотрите, сколько нас окружает вещей, обычных для нашего сознания! Но для духа важно буквально всё, даже камень!

В мистерии жизни важен даже камень! = 291 = Гиперборейский Храм-крест

Оцените, какое он имел первоначальное значение? Камень из грозовой тучи, которая могла погубить весь город. А спустя время люди своей открытостью, своим доверием к камню, верой в силу Прокопия превратили его в волшебный камень, который раньше был только в мифах, сказках, как камень Алатырь. Наблюдайте: сказка становится реальностью в наши дни! Даже камни трансформируются, а человек тем более.

Трансформация камня = 286 = Камень заземления Древа Миров = Отражение – камень Алатырь

Камень заземления Мирового Древа = 322 = Отражение – программа Богочеловек (4444) = Отражение – Прокопий Праведный = Это Храм Древа Миров в Устюге

Сказочный камень желаний в Устюге = 382 = Планетарный пульт управления

Тайна камня желаний в Великом Устюге = 366 = Волшебный камень желаний в Устюге = Загадай желание у камня в Великом Устюге! = Странствую по Мировому Древу = Отражение – это Млечный путь

Волшебный камень желаний в Великом Устюге = 440 = Активация гиперборейского Храма Древа Миров = Приглашение Сен-Жермена через Анну Попову

Приглашение Прокопия в Великий Устюг через Анну = 545 = Активация Гиперборейского Храма Древа Миров в Устюге

Итак, Сен-Жермен, Прокопий и Саи Баба приглашают вас загадать своё желание у камня и активировать свой Храм Древа Миров, запечатанный в ваших клетках ДНК. Вы доверяете камню? Вы доверяете себе? Вы доверяете Жизни? Тогда вперед, к своей мечте! Возьмите пульт управления от жизни в свои руки!

Доверь мечту камню! = 236 = Храм-крест в Устюге = Пульт управления = Богочеловек в Вечности (6666)

e-max.it: your social media marketing partner

vrata11.ru

Великий Устюг (метеорит) Википедия

Великий Устюг

Великий Устюг

«Вели́кий У́стюг» — метеорит, упавший 25 июня 1290 у деревни Котовалово примерно в 20 км к северо-западу от города Великий Устюг из «каменной тучи», чему свидетелями были местные священники. Событие было описано в «Житии Прокопия Праведного» (XVI век). Это был метеоритный дождь, неоднократно предпринимались попытки поиска его следов, но поиски не привели к каким-либо находкам небесных тел, хотя в ходе экспедиций получены интересные результаты.

Икона праведного Прокопия. Написана в 1669 году и хранится в Краеведческом музее Великого Устюга. В центре изображён праведный Прокопий, молящийся перед иконой Божей Матери. По краям на клеймах — основные события жизни праведного Прокопия. На третьей и четвёртой (сверху) клеймах в правом ряду показана нашедшая на Великий Устюг каменная туча и падение из неё камней

В летописи «Житие праведного Прокопия Устюжского» описывается событие, произошедшее 25 июня (2 июля по новому стилю) 1290 года у деревни Котовалово:

«Бысть же о полудни на

ru-wiki.ru

О КОТОВАЛЬСКОМ КАМНЕ ИЗ «КАМЕННОЙ ТУЧИ» С ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Абрамов В. Ю., КолосоваГ. Н., Лобзова Р.В., Саенко А.Г., Березнер О.С., Магазина Л.Ю., иеромонах Игнатий (Попов), Маслов К.И.

Историческая справка

В Великом Устюге у собора Прокопия Устюжского (Велико-устюжский Прокопиевский собор), возведенного в 1495 году, слева от южных врат имеется черный камень, почитаемый святым и целебным. На стене собора древняя надпись над черным камнем гласит: «Сей камень спаде с небес во дни блаженного Прокопия из той тучи, которою восхоте Господь погубити во граде Устюге прежде бывшие нераскаянные грешники..» Этот камень «...привезен из Котовальской волости, отстоящей от града сего за двадесять поприщ, ибо там Господь одожди камение великие разженные, многи лесы пожже, а от человек и скотов никого не повреди. 1638 года ноября в 1 день»1.

Архиепископ Иннокентий Борисов (1800—1857), будучи епископом Вологодским и Великоустюжским (1841—1842), осмотрев место падения «огненной тучи», посоветовал «в память настоящему и грядущему потомству» возвести в Котовальском лесу часовню, которая и была построена и освящена 11 сентября 1856 года. На иконе святого праведного Прокопия Устюжского, ранее находившейся в этой часовне, были пять клейм с изображением «каменно-огненной тучи». Подписи на этих клеймах и данные об иконах праведного Прокопия Устюжского (праведный Прокопий Устюжский — современник преподобного Даниила Московского, оба они преставились в 1303 году) сведены в упомянутой статье П. В. Флоренского. Там же дано первое петрографическое описание камня, лежащего у собора, природу которого Флоренский определил как обычную, земную, отвечающую диабазу, — основной горной породе, испытавшей метаморфизм: «Не вызывает сомнения, что камень принесен ледником из Скандинавии»2.

Образец, переданный нам на исследование из Института наследия (РНИИ наследия им. Лихачева), был взят с места падения «каменной тучи» в Котовальском лесу. «Каменная туча», упоминаемая в древних житийных источниках и иконографии, считается первым зафиксированным природным явлением предположительно метеоритного происхождения.

Некоторыми исследователями и специалистами лаборатории метеоритики ГЕОХИ РАН падение у Великого Устюга по характеру последствий — вывал леса в радиусе 10 км, возгорание тайги — сопоставлялось с метеорным явлением 1908 года на Тунгуске и рассматривалось как вероятное следствие бомбардировки Земли группой космических тел, находящихся на одной пересекающей земную орбиту траектории3.

Геоморфологические особенности района

Территория, на которой был взят камень, по геоморфологическим особенностям — своеобразная аномалия на водно-ледниковой равнине (рис. 1). Она представляет собой холмисто-увалистую равнину с абсолютными отметками от 100 до 180 м с изолированными холмами и грядами. Территория сильно расчленена овражно-балочной сетью. Основные реки ее — р. Сухона, левая составляющая Северной Двины, р. Луга, р. Стрига. В пределах последней, левобережного притока р. Сухоны, находится место, отмеченное необычным явлением — выпадением «Каменной тучи». На левом берегу р. Сухоны против впадения в нее р. Юг стоит Великий Устюг.

Река Стрига имеет необычный рисунок в плане: в верховьях она образует полукольцо, в среднем своем течении меняет направление на субмеридиональное, а в нижнем — на субширотное.

Наблюдаемое изменение течений резкое, под прямым углом, что формирует ортогонально-решетчатый рисунок речной сети. Подобный рисунок речной сети обусловлен разломной тектоникой, основные черты которой унаследованы и подновлены в разные этапы геологической истории района. В отличие от ее левобережных притоков, правые притоки р. Стриги более длинные, имеют полукольцевой и ортогонально-решетчатый типы рисунка.

Рис. 1. Современная карта северных окрестностей Великого Устюга и бассейна р. Стриги. Жирным пунктиром показаны основные линии глубинных разломов и кольцевых структур

Правобережный бассейн р. Стриги с ее притоками оконтуривается серией невысоких водораздельных холмов. Полукружье цепочки холмов имеет тот же кольцевой рисунок. С юга это кольцо срезано линейным широтным отрезком.

По данным Н. Г. Судаковой4, рассматриваемая территория сложена маломощными (5-20 м) озерно-ледниковыми отложениями верхнего плейстоцена и голоцена, залегающими на размытой поверхности более древней среднеплейстоценовой морены московского оледенения. Эти четвертичные отложения подстилаются красноцветными и пестроцветными песчано-глинистыми отложениями триаса и перми. Абсолютные отметки рельефа кровли дочетвертичных отложений 100—150 м. Малые мощности четвертичных отложений, рельеф поверхности коренных пород, их литологические особенности заметно влияют на устойчивость морфолитогенной основы. В этом районе Н. Г. Судакова оценивает ее как низкую из-за: 1) сложных гидро-геологических условий, 2) близкого залегания карстующихся пород, 3) неоднородности строения четвертичных отложений — переслаивания водно-ледниковых, ледниковых и озерно-ледниковых отложений, 4) особенностей тектонического строения (расположения в крупном морфоструктурном узле). На схеме эколого-палеогеографического районирования территории Вологодской области5 Великоустюжский район относится к потенциально экологически опасному району с наименьшей устойчивостью морфолитогенной основы. Антропогенное воздействие может привести к неблагоприятным негативным последствиям.

Особенности формы и поверхности камня

Переданный нам камень, именуемый нами «котовальским камнем», размером 8x8 см, очень тяжелый, с матовой черной, местами черно-бурой поверхностью. Поверхность неровная, шероховатая, ячеистая с небольшими углублениями диаметром от 0,5 до 1 см. На рис. 2 показаны разные ракурсы образца, предположительно метеорита, из района Великого Устюга.

Макрофотографии отражают характер контуров с разных позиций, характер сглаженности их и характер поверхности вещества, представленного на этом образце.

Надо признать, что формой, тяжестью, присутствием черной корки образец действительно напоминает некоторые фрагменты каменных метеоритов, прошедших термозакалку при падении через атмосферу. Особенностями рельефа поверхности и внутренней структурой этот образец сходен с одним из первых найденных в России метеоритов, метеоритом «Палласово Железо».

Рис. 2. Внешний вид «котовалъского» камня.Макрофотографии образца

В исследуемом нами образце видны два типа плоскостей раскола: кривые и прямые. Имеющиеся на поверхности камня грани и ребра местами слегка сглажены, что свидетельствует о незначительной степени окатанности и перемещения материала. Класс окатанности по шкале Хабакова 1-2.

С поверхности камень покрыт темно-коричневой, бурой, буровато-черной и черной пузырчатой корочкой толщиной от 1-2 мм до 0,1 мм. Эта корочка по цвету и внешнему облику напоминает, с одной стороны, корку закала, характерную для каменных метеоритов, а с другой, — «пустынный загар», которым покрываются долго лежащие на поверхности камни (по современным представлениям, в результате жизнедеятельности цианобактерий).

Визуальное и микроскопическое обследование этой темной корочки показало, что она легко отделяется от камня препаровальной иглой. Шероховатость ее поверхности обусловлена «пузырчатой» структурой буро-черной поверхностной оболочки. Она состоит из округлых образований разного размера от 0,3-0,4 мм до 0,1 мм и менее, сходных с почковидными агрегатами, но полых внутри. Причем под внешней буро-коричневой и черной корочкой находится желтовато-бурая, более светлая, которая также легко отделяется от основной породы.

При проведении микрохимической реакции буро-черного вещества с Н2О2 (индикатор на марганец) происходит его бурное вскипание и растворение в перекиси водорода. Такое вскипание характерно для пиролюзита — МnО2. Однако сначала растворяется черная поверхностная пленка, затем появляется желтая, железистая, которая в свою очередь распадается в растворе на мелкие обломки желтовато-бурого цвета с небольшой примесью слюды.

Поверхностная пузырчатая железисто-марганцовистая корочка покрыта микротрещинками, местами в ее углублениях обнаруживается тонкое беловато-серое опаловидное пелитовое вещество. Эта оболочка покрывает плотную породу. Микротрещинки прослеживаются и во внутренней части породы, захватывая пироксен и другие слагающие породу минералы.

Чтобы исследовать внутреннюю часть образца, из него были вырезаны пластины для приготовления препаратов (шлифов, полированных шлифов и др.), необходимых для проведения детального петрофизического, петрографического, минераграфического исследований. Оказалось, что порода неодинаковая: внутренняя ее часть почти черная, массивная, среднезернистая, краевая — темная, буроватая, тонкозернистая.

Результаты петрофизических измерений на образце показывают, что значения его плотности, электрического сопротивления и диэлектрической проницаемости сопоставимы с земными горными породами основного состава (табл. 1). Магнитная восприимчивость повышенная, распределена неравномерно, максимальные значения тяготеют к одному краю, где может присутствовать максимальное количество магнитных минералов. По плотности и магнитной восприимчивости эта порода сопоставима с габброноритами разрабатываемых месторождений Карелии (Черная Салма) и Мурманской области (Порьинское).

Таблица 1. Результаты петрофизических измерений на образце

Наименование петрофизического параметра Вес, г Объем, см Плотность, г/см Магнитная восприимчивость, п*10 ед. СИ Радиоактивность, мкР/час Диэлектрическая проницаемость, отн. ед. Эффективное сопротивление, Ом*м
Интервал изменения свойств 1083 325,718 3,32 41-88 7-10 18-19 1000-1200
Средняя величина 1083 325,718 3,32 56 9 18,3 1050

Петрографическое исследование показало, что в образце наблюдается контакт (рис. 4) двух горных пород: среднезернистой массивной (на рис. 3 справа) и тонкозернистой порфировой (рис. 3 слева). Контакт между породами четкий, резкий.

Удивительна сохранность контакта двух структурно разных пород в одном образце, испытавшем механический перенос (будь то перенос по воздуху, когда неизбежно падение с высоты, или перемещение ледником, когда неизбежны жесткие контакты с другими валунами и ложем ледника).

Среднезернистая часть образца по структуре и минеральному составу представляет собой ультраосновную горную породу, относимую нами к коронитовому метагаббро-нориту. Порода более всего похожа на «друзит» (местное название породы по

Е. С. Федорову) — метаморфизованную горную породу основного состава метагаббронорит, в нашем случае его меланократовую разновидность.

Главные породообразующие минералы: ромбический (клиноэнстатит ?) и моноклинный — пироксены, гранат, в меньшем количестве присутствуют амфибол, плагиоклаз (две генерации), биотит или флогопит (ед.), из рудных минералов — магнетит, ильменит, халькопирит, пирит, из акцессорных - хромшпинелиды, бурый сфен (ед.). Структура «друзита» чрезвычайно своеобразна. Она крайне неравномернозернистая: между кристаллами пироксенов и плагиоклаза размером 0,7—2 мм и цепочками зерен граната поперечником до 0,3 мм размещается, занимая не менее трети площади шлифа, мозаичный агрегат тонких (0,01—0,05 мм) зерен клинопироксена. Для нее характерны реакционные взаимоотношения минералов: реакционные каемки клинопироксена на ортопироксене, обрастание клинопироксена реакционной каемкой мелкозернистого амфибола (рис. 4), образование на границе плагиоклаза и клинопироксена прерывистых цепочек граната (рис. 5), рост амфибола вокруг биотита, выделение магнетита в пироксене с образованием дактилотипных структур (рис. 6).

Своеобразие структуре придают «овоиды» эллипсовидной формы. Это овальные, иногда с пережимом обособления длиной до 1 мм, в срезе напоминающие по форме след подошвы (рис. 7). «Овоиды» состоят из низкодвупреломляющего минерала, похожего на ортопироксен — либо радиально-лучистого, растущего от края к центру, либо из мелко-хаотически-зернистого; некоторые «овоиды» окаймлены прерывистой оторочкой бледно-буроватого амфибола. Грануляция пироксена и образование «овоидов» иногда сопровождаются выделением в пироксене дактилотипных выделений магнетита (рис. 8, 9).

Местами магнетит образует «микрокольцевые структуры», окаймляя мелкие зерна силикатного минерала — оливина. Кроме магнетита, из рудных минералов присутствуют халькопирит, пирит, ильменит и оксиды железа. Реликты халькопирита, присутствующие в интерстициях породообразующих минералов, подверглись окислению (коррозии). Таким образом, структура горной породы, характеризующаяся, в первую очередь, неравномерной зернистостью, имеет черты венцовой или коронитовой («оторочки» реакционного граната на плагиоклазе), дактилотипной (симплектитовой) и овоидальной.

Рис. 8. Дактпилотипная вкрапленность магнетита. Полированный шлиф, без анализатора. Длинная сторона — 0,4 мм Рис. 9. Разный характер выделений магнетита. Полированный шлиф. Без анализатора. Длинная сторона — 0,3 мм
Рис. 10. Вкрапленники ортопироксена в тонкозернистом агрегате основной массы. Микрофотография шлифа, без анализатора Рис. 11. «Овоид» окружен гранатовой каймой Микрофотография шлифа, без анализатора

Тонкозернистая часть образца по набору минералов подобна «друзиту», но обладает совершенно иной структурой, порфировой и теневыми (реликтовые) габбро-норита.

Единичные вкрапленники ортопироксена (рис. 10) погружены в тонкозернистый агрегат (так называемую основную массу), состоящий из светло-оливкового амфибола, плагиоклаза и пироксена (единичные пластинки биотита тоже присутствуют). Сходной чертой с «друзитом» является наличие «овоидов». Величина их составляет 0,3—0,8 мм, сложены они радиально-лучистым бесцветным низкодвупреломляющим минералом, возможно, серпентином. Особенно много таких «овоидов» (до 20 %) в зоне контакта. С удалением от контакта «овоиды» встречаются реже и всегда окружены ореолом идиоморфных зерен граната поперечником до

0,2 мм (рис. 11). И тут становится видна настоящая форма этих образований: выясняется, что это не совсем овоиды, а псевдоморфозы по хорошо оформленным кристаллам, очень характерная форма которых выдает в них бывшие вкрапленники оливина (рис. 10). Отличие этой части от «друзита» состоит также в том, что рудный минерал здесь — не магнетит, а бурая хромшпинель; это типоморфный минерал горных пород ультраосновного состава.

По химическому составу обе части породы соответствуют ультрамафитам (MgO более 18 мас.%), однако по содержанию кремнезема ее можно отнести к основным (диабазу) и даже средним породам (табл. 2). Среднезернистая часть породы близка как к ортопироксенитам, в то время как ее тонкозернистая часть более глиноземистая, более щелочная, менее магнезиальная, чем среднезернистая часть образца, и по химизму близка к к бонинитоподным породам (табл. 2).

Таблица 2. Химический состав породы (по данным рентгеноспектралъного анализа, выполненного в ИГЕМ РАН)

Окислы(мас.%) Среднезернистая часть (внутренняя часть образца) Тонкозернистая (внешняя часть образца) Ортопироксенит (Богатиков и др., 1987) Бонинит (Богатиков и др., 1987) Рудное вещество (ат. кол.)
SiO2 56,25 51,78 54,6 56,4  
Аl2О3 2,56 9,33 2,9 8,8 8,53
Fe2O3 +FeO 9,28 10,71 9,5 9.6 10,54
MgO 28,12 22,21 28,3 17,4 3,56
CaO 3,16 4,82 3,9 4,7  
Na2O - 0,85 0,25 1,5  
Cr2O3 0,62 0,3     14,93
Ti         0,18
О         62,28

По химическому составу эту породу можно классифицировать как кремнеземистую высокомагнезиальную низкоглиноземистую и сопоставить с породами (бонинитоподобной серии мантийно-корового происхождения), широко развитыми в пределах Беломорского подвижного пояса. Возраст таких пород, слагающих комагматичные интрузивные тела и вулканические покровы и распространенных вдоль северо-восточной периферии Беломорского подвижного пояса у границы с Главным Лапландским разломом, определен U-Pb изохронным методом в 2,45—2,4 млрд лет (по циркону) и 1775+45 млн лет (по светлому метаморфизованному рутилу)6.

Таким образом, петрографическое изучение показывает, что переданный нам на исследование образец «котовальский камень» представляет собой редкую горную породу, по химическому составу соответствующую ультрамафитам (MgO более 18 мас.%). Однако по содержанию кремнезема ее можно отнести к основным и даже средним породам (табл. 2). К такому уровню крем-некислотности относятся ультрамафиты, богатые пироксеном, особенно ортопироксеном, в них содержание кремнезема составляет более 45 мас.%. По химизму к исследованному образцу близки ортопироксениты (среднезернистая часть) и бонинитопобные породы (тонкозернистая часть). В то же время по содержанию оксида хрома и основным породообразующим компонентам она в какой-то мере сопоставима и близка к каменным метеоритам (диогенитам).

Скорее всего, это коронитовые метагабброиды, не имеющие широкого распространения, но тем не менее хорошо изученные горные породы несомненно земного происхождения. Под названием «друзиты» (местный термин) их впервые в 1905 году описал русский петролог Евграф Степанович Федоров, обнаруживший их на южном побережье Кандалакшской губы Белого моря, где они с тех пор многократно и детально изучались, будучи горными породами достаточно редкими, необыкновенно красивыми и интересными с точки зрения петрологии. В коренном залегании эти породы-«друзиты» обнажаются на дневной поверхности в районе Белого моря. Великий Устюг расположен примерно в 900 км к юго-востоку от этого места и естественнее всего было бы предположить, что исследованный образец, будучи частью валуна-друзита, был перемещен сюда ледником, двигавшимся, как известно, именно в направлении с северо-запада на юго-восток. Однако типичных для валунов формы и следов штриховки на поверхности образца не было обнаружено даже при снятии черной корки травлением.

Заключение

1. Исследуемый камень, привезенный с места падения «каменной тучи», является редкой ультраосновной горной породой земного происхождения («друзиты»), выходы которых обнаружены в районе Кандалакшской губы Белого моря. На рассматриваемой территории подобные породы не были известны.

2. Коричневато-черная пузырчатая поверхностная железо-марганцовистая корочка (пленка) могла быть сформирована в поверхностных условиях при участии биогенного фактора. Легко отделяемая от камня, она не могла бы сохраниться при его перемещении при длительном движении ледника с северо-запада.

3. Наиболее вероятное объяснение происхождения исследуемого нами образца с места выпадения «каменной тучи» связано с редким атмосферным явлением. Это подтверждается описанием очевидцев явления. «Бысть же о полудни найде внезапу над град Устюг облак темен и бысть яко нощ темная... И посем явишася и восташа со все четыре стороны тучи великие, из них же исхождаше молния огненная безпристани, и грому убо многу и страшну бывшу над градом Устюгом, яко же не слышати, что друг с другом глаголати».

4. Вполне вероятно, что это был тромб (в Америке его называют торнадо). Смерчи или тромбы представляют собой крупные вихри в условиях неустойчивой атмосферной стратификации7. Вихрь возникает обычно в передней части грозового облака и проникает сверху до самой поверхности земли или моря. Диаметр его 100—200 м. Тромб виден как темный столб между облаками и землей, он расширяется кверху и книзу. Вихрь продвигается над сушей на десятки и сотни километров, все сметая на своем пути. Скорость ветра в тромбе до 100 м/сек (для сравнения — ураган по шкале Бофорта 29 м/сек8). Тромб прокладывает в лесу просеки, ломает и вырывает с корнем деревья, втягивая внутрь различные предметы с поверхности, переносит по воздуху крупные предметы, сопровождается дождем, градом, молниями, грозой9. Размер отдельных градин может достигать 20 см в диаметре. Тромб представляет собой разновидность обычного грозового шквала10. Возможно, во время прохождения шквала-смерча над Великим Устюгом в воздух были подняты камни с поверхности, перенесены в Котовальский лес, где и выпали в бассейне р. Стриги.

5. Падение огненных «разженных» камней, изображенных на иконе святого праведного Прокопия Устюжского, возможно, связано с серией многих последовательных разрядов молний, следующих по их каналам11, где воздух раскален до температур 25 000—30 000 °С. Возможно, поднятые с земли вихрем камни попали в канал молнии и оплавились.

6. Территория, на которой был взят «котовальский» камень, по геолого-геоморфологическим особенностям строения представляет собой своеобразную природную аномалию. Необходимо комплексное геофизическое, геологическое и пр. доизучение района, необходимо установить тип лесоповала (радиально-кольцевой или линейный), выявить разновидности пород на месте выпадения «каменной тучи», сопоставить их с породами коренных выходов, нужен детальный анализ минералов с выявлением в них аномальных признаков и свойств.

Молебен в разрушенной часовне у руинКотовальскоп церкви. Июль 1991 г.Фото С. Л. Ростегаева

Post scriptum

В июле 1991 года я имел счастье участвовать в возобновлении стародавнего устюжского обычая благодарственного молебна в память о спасении Прокопием праведным (память 8/21 июля) города Великий Устюг от огненной тучи.

Обычай крестного хода на «Тучу» прервался в 1920-е годы с утверждением богоборческой советской власти. Дороги к Котовальской церкви и камню на реке Стриге, где обыкновенно совершались молебны, за десятилетия забвения заросли. Единственно кто мог знать путь к ним через густую лесную чащу — это местные охотники. Среди них и был отыскан наш добрый проводник Иван Александрович.

С несколькими сотрудниками музея и моим другом, фотокорреспондентом «Молодой гвардии» Сергеем Ростегаевым, мы выехали на «Тучу» ранним июльским утром. Проезжая мимо филиала музея, Прокопьевского собора, Тихоновский придел которого в то время уже был возвращен Церкви, мы захватили тогдашнего настоятеля храма отца Ярослава с семейством и тремя-четырьмя прихожанами. Отец Ярослав перекрестил капот автобуса, и наша поездка, начавшаяся как историке-краеведческая, превратилась в паломничество...

Вспоминая теперь, по прошествии почти двух десятков лет, эту поездку, понимаешь, что главное в ней было вовсе не то, что мы увидели,— руины Котовальской церкви, полуразрушенную деревянную часовенку на старом кладбище, камень с выбитым на нем крестом на реке Стриге, — а то, что ощутили, обнаружили в себе те, кто был далек от Церкви,— истинное и глубокое религиозное чувство. Помню, что во время молебна в деревянной часовенке у многих из нас на глазах были слезы, а некоторые из женщин плакали...

В 2008 году по инициативе иеромонаха Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря Игнатия (Попова) была сформирована исследовательская группа и начато изучение камней, найденных в районе падения «Тучи». Статья о Котовальском камне представляет первые результаты этого исследования.

Мы полагаем, что наше исследование в будущем станет частью научно-исследовательского раздела проекта зоны охраны «Тучи».

Константин Маслов

Литература.

1 Флоренский П. В. «Каменный дождь». Чудо Прокопия Праведного на иконах.// Чудеса истинные и ложные. М.: Даниловский благовестник. 2007. С. 329-336.

2 Флоренский П. В. «Каменный дождь»... С. 334.

3http://dic.academic.ru/dic.n...

4 Судакова Н. Г., Антонов С. И., Немцова Г. М. Геоэкологическая оценка состояния морфолитогенной основы в связи с палеогеографическим районированием Вологодской области // Известия Русского Географического общества. М., 1999. [Вып. 2] С. 27-35.

5 Там же.

6 См: Судакова Н. Г., Антонов С. И., Немцова Г. М. Геоэкологическая оценка состояния морфолитогенной основы в связи с палеогеографическим районированием Вологодской области // Известия Русского Географического общества М., 1999 Вып. 2. С. 27-35.

7 Хромов С. П., Петросянц М. А. Метеорология и климатология. М., Изд-во МГУ. 2004. С. 448-449.

8 Лазаревич К. С, Лазаревич Ю. Н. Тематический словарь-справочник по географии. М., 1995.

9 Там же. С. 138.

10 Хромов С. П., Петросянц М. А. Метеорология и климатология. М., Изд-во МГУ. 2004. С. 450.

11 Хромов С. П., Петросянц М. А. Метеорология и климатология. М., Изд-во МГУ. 2004. С. 332-333.

Первоисточник: 

Сохраним памятники культуры! Сборник. Составитель и научный руководитель К.И.Маслов. М., 2009

art-con.ru

Космопоиск: Каменная туча Прокопия

Каменная туча Прокопия

04.01.2013

Поклонникам живописи хорошо знакомо полотно Николая Рериха, на котором седовласый старец благословляет парусники, спешащие по бурной, тревожной реке. Меньшая известность выпала на долю другой рериховской картины, посвященной тому же устюжскому праведнику. Само название ее навевает мысли о загадке: "Прокопий Праведный отводит каменную тучу от Устюга Великого".

Н. Рерих. Прокопий Праведный отводит каменную тучу от Устюга Великого, холст, темпра, 1914.

Н. Рерих. Прокопий Праведный отводит каменную тучу от Устюга Великого, холст, темпра, 1914.

Точная дата возникновения бродячего праведника в Великом Устюге неизвестна. Известно лишь, что северные дороги привели скитальца в град на Сухоне на исходе 13 века. В овеянном ветрами странствий подвижнике сложно было узнать энергичного купца, приехавшего за пару лет до этого в Новгород из ганзейских земель. Превращение негоцианта в юродивого, отказ от состояния, без сожаления розданного беднякам, изумили новгородцев. Шествие Прокопия по Руси, проповеди и пророчества создали ему громкую славу.

Устюжане уважали Прокопия, однако к его речам его относились без особого почтения. Мнение северян о "доморощенном" праведнике изменилось после истории, приведшей в конце концов к причислению Прокопия к лику святых. 25 июня 1290 года над городом сошлись глухие, чернью облака. "Житие" Прокопия утверждает, будто бы из туч беспрестанно блистали молнии и "страшный гром раздавался над городом Устюгом, так что люди не могли расслышать один другого. Казалось, что и земля от того страшного грома непрестанно тряслась и колебалась. Огненные тучи сходились в одно место и жгучий зной явился от страшных молний и огненного грома. Увидевши такое страшное чудо, народ испугался и убедился в наступающей гибели города и жителей его...".

Прокопий Праведный.

Прокопий Праведный.

Легенды, передававшиеся из столетия в столетие, утверждают, что туча была "каменная" или "каменноогненная". Молитвы ли Прокопия отогнали ее, либо более земные причины избавили жителей Устюга от напасти, но "рассеялись облака над городом Устюгом и отошли на пустынное место за двадцать верст... называемое Котовалово и там многим выпавшим из тучи громадным каменьем поломало лес и дебри: иные деревья с корнем выломило, а иные пополам переломило. Из людей же и животных никто не пострадал..."

Вид горы Котолова с часовнею где выпали первые камни, и где нашли молящимся великоустюжского угодника Прокопия Праведного (одна из старых фотографий).

Вид горы Котолова с часовнею где выпали первые камни, и где нашли молящимся великоустюжского угодника Прокопия Праведного (одна из старых фотографий).

Еще до первой мировой войны сказание о каменной туче надумал проверить художник Евстафий Шильниковский. Сочтя, что описание в "Житиях" напоминает картину падения крупного метеорита, Шильниковский обследовал окрестности упомянутой в древних источниках деревни. Увы, валуны, к которым шесть столетий не зарастала тропа паломников, по мнению художника, очень напоминали ледниковые гранитные глыбы. Художник не считал свои исследования завершенными, полагая, что истинные следы происшествия могут таиться в лесной чаще, но продолжить поиски ему не удалось. В наше время подумывали о раскопках близ деревни сотрудники Великоустюжского музея-заповедника. Вечная нехватка средств и рабочих рук осуществить идею пока что не позволила.

Глыба, лежащая возле церкви в Великом Устюге. По легенде именно от нее защищал город Прокопий.

Глыба, лежащая возле церкви в Великом Устюге. По легенде именно от нее защищал город Прокопий.

Добравшись до этого места ученые в 1996 г. обнаружили у стен церкви Праведного Прокопия глыбу, которая считается той самой, "упавшей с неба". Удалось отколоть от нее несколько небольших кусочков. Их исследование показало, что перед нами всего лишь диабаз – часто встречающаяся горная порода. Тем не менее в многочисленных источниках псевдометеорит "Великий Устюг" все еще продолжает фигурировать. Так, летом 1997 года тогдашний настоятель этой церкви Ярослав Иванович (Гнып) подарил мэру Москвы Юрию Лужкову небольшой фрагмент этого камня, назвав его "метеоритом". Попытки выяснить, на каких научных данных основана уверенность настоятеля в неземной природе этого тела не увенчались успехом.

Археологи датируют этих "пришельцев", основываясь на особенностях оружия и общем контексте, бронзовым веком. На одном из рисунков отчетливо виден меч, а не примитивная дубинка.

В настоящее время можно говорить лишь о неком событии, которое могло стать источником легенд о падении, однако никак доказательств этого до сих пор не найдено.

Лит.: Флоренский П. В. Метеоритный дождь на древних иконах // "Природа", N 5, 1999 г.; В начале было слово // - Режим доступа: http://www.meteorites.ru/menu/encyclopaedia/letop.html; Редкие фотографии Вологодчины: https://picasaweb.google.com/vustug/DEdsmB#5033571146013620802

Теги: библейские артефакты, артефакты

www.kosmopoisk.ru

Туча каменная Прокопия Устюжского - Исторические записки

Прокопий праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого. Н.К.Рерих 1914.

На картине изображено знаменитое чудо юродивого Прокопия Устюжского, случившееся, согласно его житию в 1290 г., когда Прокопий своими молитвами отвел от города "тучу каменную", грозившую погубить город.

Прокопий Устюжский - юродивый, обитавший в конце XIII - начале XIV века, при паперти Успенского собора в городе Великом Устюге.

Первоначально о сем бездомном видимо ничего не известно было, кроме того, что был он не местным, "приблудшим" из "чужой стороны". Спустя столетия, после канонизации Прокопия, свершившейся в 1547 г. появилась легенда о том, что сторона это была совсем дальней, может быть "латинской", что Прокопий был купцом (иначе как он мог попасть на Русь) и конечно прибыл туда через Новгород (как многие иностранцы). А потом, раздав имение нищим, поступил в монастырь (к какому-нибудь известному старцу, напирмер Варлааму Хутынскому, жившему на 100 лет ранее этого времени. А потом и вовсе, желая еще более строго христианского подвига, стал бродить по русскому северу, дойдя до полюбившегося ему Великого Устюга. Позднейшие историки дописали биографию и дальше, определив родной город Прокопия (Любек) и даже возможное латинское имя юродивого. Но вряд ли сие можно принять на веру.

Н.К. Рерих  "Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится", 1914 г.

Прокопий жил при храме Богородицы за счет милостыни, страдая от холода зимой, а летом имел обыкновение сидеть на берегу реки Сухоны и благословлять плывущие мимо корабли.  Эта светлая черта его безумия послужила причиной к созданию Н.К. Рерихом еще одной картины, посвященной Прокопию. А может быть стала одной из причин начала его местного почитания. Проплывающие по Сухоне корабельщики, видимо привыкли к фигуре одинокого молельщика. Вспоминали ее и после смерти, а через какое-то время  стали просить помощи Прокопия в благополучном возвращении домой. Так в 1478 г. во время похода устюжцев на Казань (в составе московских войск) устюжан поразила болезнь, люди мучились лихорадкой, болями в животе, и умирали. Тогда вспомнили  устюжане о своем Прокопии, молившемся когда-то за путников, обещали если вернуться, построить ему церковь. Некторым помогло...

С собой Прокопий носил зачем-то три кочерги, которые непременно сопровождают его изображение на иконах. Может это было какое-то подобие вериг, а может кочерги эти связаны с другой, темной стороной Прокопьева безумства. Сидя у церкви, он предвещал городу и устюжанам скорую погибель в геене огненной. За что неоднократно, по житию, был бит, видимо, в наиболее светлые моменты жизни обывателей (праздники и венчания), когда такие пророчества были некстати. Кочерги может быть служили Прокопию для демонстрации того, как черти будут жарить грешников в аду. Память о них прилепилась к образу Прокопия еще и по той причине, что по кочергам его (по их повороту вверх или вниз), местные стали шутя определять погоду. Если Прокопий идет с корчергами подняв их вверх, будет ведро (солнечный день), если клонит долу - дождь.

Такие метеорологические способности стали приписывать кочергам Прокопия видимо после того, как очередная серия его пророчеств совпала по времени с необычным явлением природы.  8 июля 1290 г. над городом сощлись черные тучи, разразилась гроза и вихри, а затем в стороне от города, из тучи выпали на землю камни. Горожане, молившиеся в церкви о спасении пред иконой Богородицы, приписали чудо спасения города иконе. Но запомнили, что Прокопий, местный юродивый заранее предвещал город об опасности и молил о том Богородицу.

Место, куда, по легенде, упали из тучи камни, находится в 20 верстах от города в урочище Котовалово (о нем см. здесь). В XIX веке там построили часовню и проводили к нему крестные ходы. В позднейшее время краеведы искали в этой местности метеориты, но не нашли. Да собствено их и быть не могло. Из описания чуда Прокопия видно, что над городом разразилась необычной силы буря  с грозой (ей, по Житию, предшествовали нахождение темной тучи и обычная в этих случаях духота). Откуда же предание о камнях? А дело в том, что с языческих времен в народе сохранялось поверие, что молнии - каменные стрелы Бога грозы, "перуновы стрелы". Когда молния попадает в землю, с неба падает камень. Такими "громовыми камнями" (стрелами) русские крестьяне считали находимые иногда древние кремневые орудия, а также белемниты (окаменевшие остатки ископаемых моллюсков). Именно это представление несомненно и легло в основу легенды о "каменной туче".

Спустя время рассказы о Чудесах св. Прокопия стали обрастать фантастическими подробностями, а у местных жителей возникло стойкое убеждение, что именно Прокопий своими молитвами сподвиг Богородицу спасти город. И город именно ему обязан своим спасением. В конце XV века на месте его могилы была сооружена церковь. А в 1547 г. Прокопий был причислен к лику святых в Москве. Прокопий Устюжский стал исторически первым святым, прославленным Церковью в лике юродивых. В 1638 г. в Великом Устюге Прокопию был выстроен большой каменный храм.

Умер Прокопий 8 июля 1303 г. ночью в поле. По Житию, Господь позаботился о том, чтобы тело его не осталось без покрова - не смотря на летнее время, выпал снег. Прокопия нашли и похоронили у камня на берегу р. Сухоны, на котором он так любил сидеть и рядом с которым завещал себя похоронить. В 1914 г. Н. Рерих написал известную картину "Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится" (см. выше), где изобразил св. Прокопия, сидящем на этом камне у реки и благославляющим, спешащие по ней корабли и лодки.

nickfilin.livejournal.com

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ. ПРОКОПИЙ ПРАВЕДНЫЙ - ЗЕМЛЯ, НА КОТОРОЙ ЖИВУ

Прокопий праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого - Н.К.Рерих 1914Святой праведный Прокопий - один из почитаемых на Руси святых. "Житие Прокопия"написано около 1500 г., а рассказ о каменной туче встречается в сборниках XVI в. В 1547 г. совершилось его церковное прославление.День памяти ему установлен в день кончины - 8 (21) июля.

Праведный Прокопий происходил из прусского королевского рода, возглавлял восстание против наступавших тевтонов и бежал с семьей от преследований в Новгород. Ему так понравились православные традиции, что он раздал свое добро монастырю и бедным и удалился в Устюг. За подвиг юродства, который он нес, получил дар прозорливости.

вид набережных церквей с колокольни ц Иоанна Богослова

"Св. прав. Прокопий предсказывает жителям г. Устюга о страшном гневе Божиемза беззакония и убеждает их на покаяние". "По предсказанию прав. Прокопия нашла на град Устюг каменная туча. Народ, видя над собою страшную казнь небесную и свою неизбежную погибель, пришел в трепет и ужас". "Св. Прокопий в соборном храме со слезами молится пред иконою БлаговещенияПр.Богородицы о избавлении града Устюга от каменной тучи". "По молитвам прав. Прокопия каменная туча разрешается в двадесять поприщот града Устюга на пустынном месте, не повредив ни людей ни скота". "Св. Прокопий молится на камне, где выпала каменная туча и куда он нередко приходил для уединенной молитвы"[ Протоиерей Арсений Попов. Котовальская часовня, приписная к Великоустюжскому Успенскому собору // Вологодские епархиальные ведомости. 1879. № 12. Прибавления. С.262-267].

В летописи «Житие праведного Прокопия Устюжского» описывается событие,произошедшее 25 июня (примерно 3 июня по новому стилю) 1290 года у деревни Котовалово:

Я поставлю адаптированный перевод ( легче читать)

…Молнии сверкали, гром перекатывался, сотрясая стены зданий, так что не слышно было человеческих голосов… Жители бросились в соборный храм, гдеблаженный уже молился перед иконой БлаговещенияБогородицы. На глазах у всех совершилось чудо: по иконе потекло миро, в знамение совершившегося надгородом милосердия Богоматери. …После этого посвежел удушливый воздух и выглянуло солнце. В 20 верстах от Устюга, в урочище Котовальском, тучиразразились каменным градом и молниями. Град поломал вековой лес, не принеся, впрочем, вреда ни людям, ни скоту...(из Жития Св. Прокопия Праведного)

вид горы Котолова с часовней, где выпали первые камни, где нашли молящимся Прокопия праведного

котоловская часовня

ворота котоловской часовни во время богомолья 25 июня

В Великом Устюге возведен над могилой праведного Прокопия собор (1495) во имя его.

При входе, слева от южных врат - со стороны реки Сухоны, лежит черный камень, над которым в стене собора - древняя надпись: "Сей камень спаде с небесе во дни блаженного Прокопия из той тучи, которою восхоте Господь погубити во граде Устюзепрежде бывшие нераскаянные грешники... по молитвам блаженного Прокопия и ходатайство Пресвятыя Пречистыя Богородицы умилостивили Бога Сына Своего. Не точию Божий Сын помилова кающиеся грешники во граде сем, но и от образа Матере Своея источи миро верным и исцеление... привезен из Котовальской волости, отстоящей от града сего за двадесять поприщ, ибо там Господь одожди камение великие разженные, многи лесы пожже, а от человек и скотов никого не повреди. 1638 года ноября в 1 день" [Протоиерей Арсений Попов. Великоустюжский Прокопиевский собор // Вологодские епархиальные ведомости. 1874. № 19. 20. Прибавления. С.311-318, 333-342.].

девочка в розовом сидит на этом камне

Камень у входа в собор почитают, как святой и целебный. По мнению А.А. Мартюкова, существовало два камня. У входа ныне лежит тот, на котором любил сидеть и молитьсяправедный Прокопий, а вот камень "из тучи" лежал под крыльцом, перестроенным в 1902 г., а где он сейчас - неизвестно.

Под этой стеной - захоронение Прокопия праведного

В ВЕЛИКОМ Устюге сохранилась икона 1602 г. - образ праведного Прокопия в моленииБожией Матери с житием и чудесами на 24 клеймах. Образ реставрирован и расчищенот поздних записей в мастерских им. И.Э. Грабаря. На третьем клейме изображено нашествие на город черной тучи, а на восьмом - падение каменного дождя в лес за городом. По словам искусствоведаМ.С.Трубачевой, еще один древний образ с клеймами праведного Прокопия сохранился в Переславле Залесском. По-видимому, на этих иконах - древнейшие изображения метеоритных явлений. В Москве, в Брюсовском переулке, в церкви Воскресения Словущего, находится еще одна икона праведного Прокопия. Икона поздняя, XIX в. В отличие от плохо сохранившихся древних изображений, на которых каменная туча почти не различима, здесь туча - яркая огненная, и камни, падающие с неба, очень выразительны.

С начала 90-х годов ХХ века Прокопьевский собор – один из красивейших храмовВеликого Устюга – находится в совместном ведении Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и прихода собора святогоправедного Прокопия Вологодской епархии Русской Православной Церкви.

21 июля 2012 г. После службы - архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан Собор Прокопия Праведного - второй по значению храм дворища, построенный в честь святого Прокопия - немецкого купца, принявшего православие и ставшего блаженным, а позднее объявленного небесным покровителем Устюга.

nadezhda-0-0.livejournal.com

Видение святого Прокопия

Как немец-оборванец, ставший первым на Руси святым юродивым, спас Великий Устюг …

Собор Праведного Прокопия Устюжского в Великом Устюге (1668 г.)
Собор Праведного Прокопия Устюжского в Великом Устюге (1668 г.)
Более семи веков назад в Великом Устюге появился нищий иностранец, над которым все смеялись. Он прощал всех. И однажды спас город от участи библейских Содома и Гоморры.

Во второй половине XIII века к Новгороду пришвартовался корабль богатого немецкого купца. Решил иноземец поторговать, а вышло по-иному. Очарованный русскими храмами и вдохновленный проповедями, отрекся купец от католичества, принял православие под именем Прокопия и остался на Руси.

Многому он научился в монастыре мудрого наставника Варлаама Хутынского, часть своих сокровищ раздал бедным, другую вложил в строительство храма, но места себе не находил, осознавая, что не это его главное предназначение. В стремлении скрыться от людской молвы, превозносившей благородный поступок купца, Прокопий исчез из Новгорода и после многодневных странствий оказался у ветхой хижины на окраине Устюга.

Прокопий поселился на паперти Успенского собора, а днем обходил все городские церкви и молился за погруженных в суету и грехи жителей Устюга. Как-то в праздничный день увидел женщину, ведшую за руку трехлетнюю кроху-дочь, подбежал к ним, стал на колени, поклонился и сказал испуганной девочке: "Вот мать великого Святого!" Прохожие решили: "Опять бессмыслицу болтает убогий, что с него взять". Однако предсказание исполнилось: в следующем веке громко заявил о себе миссионер и проповедник Стефан Пермский.

Прогноз погоды от Прокопия

Чаще всего люди не утруждали себя раздумьями о смысле произнесенных Прокопием слов, лишь обращали внимание на три кочерги, которые тот неизменно носил в руках. Здесь все было просто: если главы их смотрели вверх, быть хорошему хлебу, коли повернул старец железяки вниз загогулинами, то доброго урожая не жди, запасайся, чем можешь, в лесах.

До сих пор в Великом Устюге любой мальчишка расскажет вам и предание о "туче" - событии, случившемся в 1290 году. Стояло жаркое лето, утомленный Прокопий забылся сном и вдруг услышал голос, призывавший его защитить город от гибели. Неделю метался юродивый от дома к дому, от человека к человеку, умолял каяться, молиться и поститься, чтобы избежать участи Содома и Гоморры. Все оказалось напрасно: не поверили нищему! А 25 июня огненно-каменная туча закрыла небо: сверкали молнии, гремел гром, тряслись стены зданий, невозможно было расслышать даже голос стоящего рядом. Только тогда осознали горожане справедливость Прокопьевских слов, устремились в церковь, где у чудотворной иконы Благовещенья Пресвятой Богородицы уже молился пророк Прокопий. Образ начал мироточить, и свершилось чудо - раскаленные камни миновали город, упав на землю в двадцати верстах от Устюга в деревне Котовалово. Сгорел огромный лесной массив, но скот и местные жители остались невредимы.

Прокопия называли спасителем города, чуть не руки ему целовали и старались прикоснуться к его рубищам. Подаяния так и сыпались в руки блаженному: еда, изысканная одежда и обувь, а он принимал и тут же раздавал малоимущим, себе оставил лишь одну ветхую рубаху. Намного позднее у устюжан сложилась традиция ежегодно 25 июня ходить крестным ходом в "отмеченную" метеоритным дождем деревню Котовалово.

Снег среди лета

Смерть пришла к Прокопию 8 июля 1303 года. Присел спаситель города у ограды Михайло-Архангельского монастыря и уснул навеки. На следующее утро летний ветер пригнал грозные тучи, неожиданно выпал снег(!), заставивший жителей Устюга всерьез призадуматься. "Прогневали мы Господа, покарал он, видно, нас!" - говорили они друг другу. Озабоченные непогодой, люди не заметили исчезновение убогого старца, опомнились только на четвертый день и спешно организовали поиски. Тело нашли в сугробе, похоронили с почестями на берегу реки Сухоны под камнем, как неоднократно просил бывший немецкий купец. Сидя на этом камне, он часами смотрел на водную гладь, наблюдал за рыбацкими лодками, оберегая их своими молитвами от стихии.

Камень желаний

В 1838 году заботливые горожане принесли с "тучи" новый камень, один из упавших, по преданию, с неба, и положили рядом с могилой Прокопия. Поверье утверждает, что прикосновение к небесному камню не только избавляет от болезней, но и отпускает грехи!
Иконописный лик юродивого Прокопия
Иконописный лик юродивого Прокопия
Дорожка, проторенная к могиле блаженного, никогда не зарастала, по ней шли хромые, слепые, немощные, и после своей смерти он оказывал поддержку и дарил надежду всем нуждающимся. В середине XV века поднялась над гробом деревянная часовня, затем взметнулась ввысь церковь Бориса и Глеба, покровителей русского воинства, которые в 1471 году помогли устюжанам разгромить казанских татар под Нижним Новгородом. А в 1547 году Московский собор причислил праведного Прокопия к лику святых, и с того момента Русская Православная церковь почитает его как первого на Руси юродивого, получившего столь высокое звание. Не случайно Императорский дом Романовых называл устюжского чудотворца своим небесным покровителем.

Наконец, в XVII веке купец Афанасий Гусельников выделил деньги на строительство каменного Прокопьевского собора, отныне в Устюге считалось почетным делать вклады именно в этот храм, хотя главным в городе всегда считался Успенский.

Немецкие корни

Если в наших письменных источниках точное место рождения блаженного не упоминается ни разу, то в Германии убеждены, что на свет он появился в Любеке. Между тем церковь святого Прокопия стоит в Гамбурге. Построил ее в 1965 году проживавший в это время в городе архитектор А.Н.Серов. Позже он стал личным другом императора Эфиопии Хайле Селассие Первого, и благодаря его усилиям в Африке тоже появился прокопьевский храм. А внутренние стены и своды Гамбургского культового здания расписал барон Николай Богданович фон Мейендорф. Специально приехав из Вены, художник творил в течение года и изобразил на фресках 30 фигур Святых, в том числе самого Прокопия! Он же подарил иконостас. При освящении представитель городского Сената назвал новый храм своеобразным подарком Гамбургу.

Сегодня живущие на севере Германии выходцы из России и стран СНГ активно его посещают и проявляют живой интерес к личности Прокопия - православного Святого с немецкими корнями, чья жизнь стала примером духовной связи между Западом и Русью.

http://premier.region35.ru/archive/2005/06/np403/s7.html

ruskline.ru