Что же на самом деле совершил Иван Сусанин? Камень сусанин


Новые факты о жизни народного героя - Ивана Сусанина

smutnoe-vremja-v-rossii

Смутное время в России

Начало 17 века в России — смутное время. После смерти Бориса Годунова в 1605 году за московский престол началась жестокая борьба. В страну вошли польско-литовские войска. Они жгли деревни, угоняли скот. В стране начался голод. Чтобы предотвратить катастрофу, бояре сдали Москву полякам. Тогда, в 1612году, могла прерваться история России. Князь Дмитрий Пожарский и купец Козьма Минин собрали ополчение и освободили столицу от поляков. Земской собор выбрал царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова.

podvig-susanina-fajumov

Официальная версия о подвиге Ивана Сусанина

На поиски Романова были посланы вооруженные польские отряды. Он с матерью жил в своей усадьбе, в селе Домнино . Старостой в селе —  Иван Сусанин. Поляки узнали, где скрывается царь. Но как туда добраться? Сусанин завел польский отряд в гиблые Юсуповские болота и погиб вместе с ним. До нашего времени сохранилась  жалованная грамота царя Михаила Федоровича. В грамоте говорилось: «За то, что ведая нас, терпел пытки невыносимые, но про нас не сказал, и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти». Н.И.Костомаров подвергает сомнению ее подлинность. Историк видел в Сусанине одну из жертв, погибшую от разбойников в Смутное время.

podvig-ivana-susanina

Находки археологов и гибель Ивана Сусанина

Но на болотах археологи обнаружили 40 нательных православных крестов. Значит, поляки смогли выбраться из болота, или вообще до него не дошли. Царя спрятал сам Сусанин. Поляки пытали жителей, чтобы узнать, где спрятался царь. Ученые предполагают, что среди убитых мог оказаться и Иван Сусанин. Возможно, крестьяне перенесли прах Сусанина из Юсупова в Домнино и похоронили его там. В 19 веке там поставили каменную церковь и крест. Считается, что именно здесь находится могила Сусанина. Но во времена Сусанина эта церковь была домовой, здесь не хоронили. Скорее, Сусанина похоронили в Юсупово, так как в мартовскую погоду тяжело было его куда-либо везти. В память о народном герое в 1967 году в Костроме был вновь открыт памятник.

pamjatnii-znak-ivanu-susaninu

Иван Сусанин спас Россию

Михаил Романов остался в живых, дошел до Ипатьевского монастыря и стал царем. Следующая история оказалась бесконечным подъемом в гору династии Романовых и российского государства. На холме, откуда открывается вид на юсуповские болота, в 1988 году потомки установили памятный знак — базальтовый камень. На нем надпись — Иван Сусанин.

Еще несколько интересных фактов:

Related posts:

1000facts.ru

Сусанин. 400 лет спустя: dmitryslavin

Сложилось все удачно: прикольная идея, круглая дата, отлично подобравшаяся компания с идеальном количеством участников, великолепная морозно-солнечная погода, плюс ежегодная традиция ходить короткие мартовские лыжные походы. Из года в года каждый раз в новые места.В поезде сыграли в Мафию, с тремя честными крестьянами, двумя полякам, одним Сусаниным, одним литовским маньяком и инокиней Марфой. Результат вышел самый тематичный - не выжил никто. Т.е. в последнюю ночь все друг друга окончательно убили. Стало понятно, что с болота никто не вернется.

Вообще да - есть такое место, совершенно четкий топографический объект - болото Сусанинское. Понятно, что есть поселок Сусанино, Сусанинский район Костромской области, Сусанинская площадь в Костроме, музей Сусанина и Сусанинский мемориал. Но то самое болото, оно же никуда не делось! Его просто переименовали на картах из Исуповского (Чистого) в Сусанинское. Оно и стало главной целью короткого путешествия.

На всем болоте есть только два четких тематических места. Это мемориал Сусанина - огромный камень, с высеченной надписью "Иван Сусанин 1613" и дерево, растущее на месте гибели русского героя. Предполагаемом место, но оно тут одно. То есть историки, как-то сговорившись, других мест решили не предполагать.

Исполнение арии на месте гибели Сусанина

Первое, что ощущаешь, выгружаясь вместе с лучами восходящего солнца на обочину дороги Сусанино - Попадьино, это холод. Настоящий холод, от которого начинают стучать зубы и танцевать ноги. Каких-то 40 минут назад была цивилизация и теплый вокзал, а теперь даже еще чуточку холоднее от понимания того, что обратного пути нет. Вроде бы всего минус 18, но ощущения на все минус 30. Хорошо, что ветра не было.

Ужасная, застывшая на морозе, пауза длится недолго. Обувание лыж, скорый перекус бутербродом с чаем, и вот ты уже на лыжне. А раз на лыжне значит тепло. Еще часик, и солнце окончательно воцаряется на голубом небе и становится по настоящему жарко. И по настоящему красиво.

Вот чем поразило Сусанинское болото - так это разнообразием ландшафтов. Тут и крутые, почти горнолыжные склоны, и непроходимые чащобы-буреломы, и стройный березовый перелесок, и ели-великаны, и камышово-травяные заросли выше человеческого роста, из которых мы выходили покрытые камышовым пухом, и замерзшие поля реки Шача с незамерзающими ручьями-притоками, и поля-косогоры, окаймляющие это болото со всех сторон.

Начали за здравие! Спуск вниз к болоту, пусть и не горнолыжный, но приличный такой спуск. Без потерь спустилось только трое или четверо. Остальные утонули в снегу, теряли в нем лыжи, тросики креплений, ломали палки. В общем, было очень весело. Да и спуск быстро закончился, началось болото.

В общем, нагулялись всласть. Самым необычным был стиль перемещения. Обычно все (ну или хотя бы руководитель) знает какого цель пути, куда идем, какие промежуточные точки. 2 марта, доведя восемь человек до памятного дерева, я полностью сложил с себя полномочия. Дальше Сусаниным мог стать любой желающий. Он просто становился первым на лыжню и шел куда хотел. От желающих посусанить отбоя не было, я очень редко добирался до лидирующей позиции. А потом еще и выяснилось, что сколько лыжню не прокладывай, я все равно проваливаюсь повторно. Не проваливался только идя последним или предпоследним. Поэтому что там спереди и куда идем вообще не контролировал. Иногда толпа останавливалась и возникали вопросы: "А куда идем?", "А куда хотим прийти?". На все эти провокационные вопросы возникали провакационные ответы о том, что по сути и стилю нашего сегодняшнего лыжного похода все это не важно. "Кто Сусанин - тот Сусанин, он знает куда всех завести".

Во второй половине дня разглядели на далеком косогоре Успенскую церковь села Домнино, и стали идти в направлении к ней. Что ж, символично. Именно в Домнино и стремились попасть поляки, дабы учинить расправу над квартировавшем там в то время под присмотром инокини Марфы царевичем Михаилом. Да заблудились. Совершенно непонятно как. Церковь эту мы наблюдали весь второй день, да и вообще отовсюду видна, хотя подходы непростые, подбирались долго. Все оказалось просто. Церковь построена на две века позже похода поляков по местным болотам.

Остановились, разбили лагерь, а солнце тем временем поползло к закату. Появились мириады звезд. Очень красивых, но предвестников морозной ночи. Внезапно обнаруженная нераскладочная фляжка коньяка и незапланированный завхозом литр вина ситуацию приукрасили. Как разделить литр вина на девятерых, да так чтоб не просто хватило, но еще и с добавкой и долгим допиванием кана? Надо добавить три литра кипятка, мандаринов и сделать грог! Но вообще-то конечно сначала надо сделать лагерь и теплые спальные места, дабы потом было куда после грога отползать.

Перед путешествием обсуждался вопрос: брать ли с собой GPS? Я взял, хотя всех уверял, что конечно же нет. Еще взяли Ден и Серега, и тоже никому не сказали об этом. Надо заметить, что GPS устройство полезное и удобное. Из карабинчиков к нему можно сделать цепочку, на которую подвесить кан для кипячения воды. Из других особенностей быта вспоминаются замерзший кетчуп и окаменевшие лимоны.

Факт обладания GPS-ами (а не карабинчиками к ним), устройствами явно не 17-го века, был выявлен только в конце маршрута, когда мы попытались выйдя из болота ловко пробежать оставшиеся 8 км до дороги за два часа и успеть на такси. Собственно тут и был самый большой шанс заблудиться, потеряться и не успеть на поезд, ибо такси ждало нас где-то на западе, а дорога, по которой мы шли уходила на юг. В этот момент все почему-то решили, что Сусанин таки я и пошли по моему наставлению на юг. И успели. Впрочем по дороге все равно заблудились, уже снявши лыжи, выйдя вместо деревни Васюково прямо на Сусаниснкий автовокзал.

поход на Васюково

За 400 лет человечество сподобилось изобрести цифровую фотографию, поэтому мы сможем показать, каково это "быть поляком посреди костромских лесов и болот"

В поезде начали с поздравления Светы. Она кажется не ожидала и удивлена. Впоследствии призналась, что весь этот поход и такие чудесные мы - самый прекрасный подарок на ее день рождения

Кострома, полшестого. Народ слегка обалдевает и обледеневает от раннего подъема и такой низкой температуры. В двух штанах, ей богу, было холодно!

болото ждёт тебя!

Группофотка. Место высадки и старта. Появляется солнце.

Первый пошёл!

Вот оно, Сусанинское болото!

камень - сусанинский мемориал

рядышком цветные повязочки по типу буддистских флажков

Первый пошёл. В смысле третий. Но первый, кто ушёл по пояс в снег и надолго.

девченки на лыжне

вклиниваемся в лес

а там дальше открытое болото

Вот это место считается местом гибели героя. Тут прямо из его груди (сердца) выросла сосна

Макс все время куда-то залезал. То демонстрируя нам, что значит стиль "ходить лесенкой", то на "сусанинское дерево", спругнув с которого ушел по грудь в снег. В конце концов мы ему смогли обьяснить, что поход не спелеологический, а лыжный.

отважный лыжник уходит в оранжевую чащу болотной травы

все глубже и глубже

внезапно раздолье. это река Шача, замерзшая

камышовый пух

его было не меньше чем летом тополиного

залог успешного похода - накормить путников на перекусе едой и горячим чаем. хотя те хотели лагман, но сардины в консерве всех устроили

оказалось, что приток Шачи не совсем замерз. Переправлялись по стрёмному снежному мостику. но не как на открытых ледниках, а по болотному - в основе моста поваленное дерево

1. некоторые мостики выглядели так, на них не рискнули ступать.2. наш мостик тоже не прост. палками на нем работать нельзя было, те сразу уходили в пустоту и лыжник начинал терять равновесие

толщина льда - минимальна, местами отсутствует вовсе

объект сноу-арта

вперед и вверх, а там. ведь это наше болото, оно поможет нам

рекогносцировка местности без использования приборов навигации

Леха упал на спуске. Вообще потом он нам признался, что лыжи последний раз надевал в третьем классе, так что неудивительно

а тем временем новый Сусанин прокладывает новый путь

теперь мы показали Максу, что такое лесенка!

1. елочка.2. три березы. тут еще также рядом стояли три сосны, мы пытались заблудиться вокруг них изо всех сил.

там виднеется Домнино

настоящих поляков для участия в походе разыскать не удалось, зато у трети команды были настоящие польские лыжи (на их концах даже написано made in Poland было)

закат

утренний Макс Сусанин

лыжня в березовом лесу

Зайцы!

очередная переправа через Шачу

а Домнино все ближе

и ближе

и ближе

и вот уже почти оно. еще полчаса и совсем оно

к Успенской церкви села Домнино пришлось тропить уже по-настоящему.

внутри снимать не разрешили, но там тоже очень красиво

Сусанинское болото, вид от Домнино

место в котором река Шача вдруг превращается в реку Иордан. Да еще и с ледяным крестом

1. свет в конце тоннеля2. остановка в пути. напоминает древнюю компьютерную игрушку Stripes

во время остановки от всего тела столбом валит пар

отдых лыжника

Susanin camp

на завтрак - гречка с тушенкой

Немножко портретов с Наташиного фотоаппарата

Леха Носов

Димыч

Выходим в цивилизацию. Цивилизация называется также - поселок Сусанино

использованы фотографии авторства: Д.Славин, С.Новикова, Н.Белова, Д.Рожков, С.Багаев

Найти 10 отличий:конные и пешие поляки пытаются отобрать у Сусанина связку джпиесов, но он не сдается и размахивает православным крестом spot-ом (устройством, отправляющим на сайт в интернете текущие координаты и способном вызвать спасательные вертолеты)

В Костроме оставшиеся три часа ушли на баню. И пускай в ней не было знаменитых костромских снегурочек, но там оказался совершенно прекрасный бассейн с полусифоном и русская печка с дровами. Маленький совет всем организаторам и руководителям ПВД: сводите в последний момент незапланированно группу в баню и у всех участников останутся самые замечательные впечатления от ПВД

dmitryslavin.livejournal.com

Место захоронения и могила Ивана Сусанина – Прах Сусанина был похоронен в Ипатьевском монастыре или Сусанин погребен на кладбище в Домнино?

В широком общественном сознании вопрос о сусанинской могиле, практически, никогда не вставал, да, казалось бы, и не мог встать – какая могила может быть у человека, погибшего то ли где-то на болоте, то ли в лесной чаще! Весьма характерным в этом отношении является то, что сравнительно недавно написал костромской историк К. Воротной: “Прах русского героя – крестьянина Ивана Осиповича Сусанина покоится где-то в глубине обширных непроходимых Исуповских болот. И нет ничего страшного в том, что его тело не найдено. Главное – осталась память о нём и его подвиге”.1 Однако всё это, как мы увидим ниже, далеко не так просто. В литературе о сусанинском подвиге с давних времён существует две версии о месте захоронения Ивана Сусанина. Согласно одной из них, останки Сусанина покоятся в костромском Ипатьевском монастыре.

Вид на Ипатьевский монастырь с реки Костромы

Эта версия получила известность, после того как в 1820 году в журнале “Отечественные записки” П.П. Свиньин – основатель этого журнала, писатель а – в очерке об Ипатьевском монастыре, сославшись на некую “древнюю летопись”, полученную им в Костроме от коллежского советника И.Н. Назарова, сообщил: “Первым делом нового царя (Михаила Федоровича – Н.З.) было изъявление благодарности Сусанину пожертвовавшему собой для спасения его. Он повелел тело его перевесть в Ипатьевский монастырь и предать земле с честию. Напрасно чтитель отечественных доблестей будет любопытствовать, где покоится прах незабвенного Сусанина: место сие неизвестно, забыто…” 3 Позднее, в своей книге “Картины России и быт разноплеменных её народов”, вышедшей в Петербурге в 1839 году, П.П. Свиньин почти дословно повторил написанное им в “Отечественных записках”.4

Что можно сказать о версии П.П. Свиньина? “Древняя летопись”, на которую ссылается, не приведя из неё ни единой строки, П.П. Свиньин, нам неизвестна, но, судя по всему, именно её передал в 1900 году в Костромскую губернскую учёную архивную комиссию Г.В. Мягков. б Эта “летопись” представляет собой полубеллетристическое сочинение, написанное не ранее 1835 года, автором которой, как выяснил Н.Н. Селифонтов, был родной брат протоиерея А.Д. Домнинского Иван Данилович Иорданский, в уроженец Домнина, вышедший из духовного сословия и служивший в Петербурге.6 В самой возможности захоронения праха Сусанина в Ипатьевском монастыре – если исходить из традиционной трактовки сусанинского подвига – нет ничего невероятного. Однако, во-первых, такое захоронение могло состояться только после посещения Домнина царём Михаилом Федоровичем в 1619 году (и, таким образом, оно никак не могло быть “первым делом нового царя”), а во-вторых, – и это, конечно, главное – почти невозможно представить, чтобы монахи Ипатьевского монастыря как-нибудь “потеряли” - хотя, конечно, мы можем потерять всё, что угодно, – могилу человека, спасшего основателя царствующей династии. Если даже предположить, что место захоронения Сусанина было каким-нибудь образом и забыто (например, в XVIII веке – во время упадка монастыря), то всё равно запись о похороненном в ограде монастыря должна быть сделана в монастырском синодике и упоминаться в различных монастырских документах. Но ни в одном письменном источнике – кроме “древней летописи” Свиньина – не говорится о захоронении Сусанина в Ипатьевском монастыре, а в самом монастыре в обозримом для нас прошлом нет и не было ни малейших следов сусанинской могилы. Ни один из серьёзных историков, писавших об Ипатьевском монастыре в XIX и начале ХХ веков (М.Я. Диев, П.Ф. Островский, И.В. Баженов), говоря о монастырском некрополе, даже и не упоминал о версии, идущей от свиньинского очерка. Всё это убедительно говорит о том, что могила Сусанина в Ипатьевском монастыре не забыта, как полагал Свиньин, её здесь просто никогда не было.

Однако, будучи неопровергнутой, версия о том, что Сусанин похоронен в Ипатьевском монастыре, не умирала на всём протяжении XIX-XX веков и – как всякая не признанная официально легенда – пользовалась определённой известностью.

Явно отталкиваясь от очерка Свиньина, историк Д.Н. Бантыш-Каменский в 5 томе своего “Словаря достопамятных людей русской земли”, вышедшего в Москве в 1836 году, в статье о Сусанине писал: “Прах Ивана Сусанина покоится в Костромском Ипатьевском монастыре; но могила его, к сожалению не известна”.7 Почти слово в слово повторил свиньинский текст в книге “Взгляд на историю г. Костромы”, вышедшей в Москве в 1840 году, историк князь А.Д. Козловский, добавивший от себя: “Как больно для сердца русского, что могила Сусанина от древности времени не известна в Ипатьевском монастыре”.8

Опираясь на или Свиньина, или Козловского, автор статьи “Православие - источник спасения отечества”, опубликованной в 1849 году в “Журнале министерства народного просвещения”, повествуя о подвиге Сусанина, писал: “…юный Михаил успел скрыться в обитель Ипатиевскую. Туда перенесено было и тело мученика (т.е. Сусанина – Н.З.), и там ежегодно совершалась по нём торжественная панихида; но теперь, к сожалению, неизвестен его гробовой камень”.9

В 1861 году впервые был опубликован известный очерк К.Д. Ушинского “Поездка по Волге”, в котором великий русский педагог, знакомый, видимо, с какой-то из работ, сообщающей о захоронении праха Сусанина в Ипатьевском монастыре, рассказывая об этом монастыре, написал: “В Ипатьевском же соборе (так Ушинский неточно назвал Троицкий собор монастыря – Н.З.) похоронен, по повелению царя Михаила Федоровича, и крестьянин-герой Иван Сусанин”.10 Замечательный очерк великого педагога впоследствии многократно переиздавался и оказал влияние на ряд популярных путеводителей по Волге, сообщавших о захоронении Сусанина в Ипатьевском монастыре уже как о бесспорном факте.11

В 1871 году в Петербурге вышло “Описание Костромской губернии”, в котором говорилось, что в Троицком соборе Ипатьевского монастыря “погребён и крестьянин Иван Сусанин, но место могилы его неизвестно”.12 В “Памятной книжке Костромской губернии на 1901 год” также сообщалось, что в Ипатьевском монастыре покоится “прах Сусанина, перевезённый сюда из Исупова”.13 В вышедшем в 1912 году очередном томе “Русского биографического словаря”, в статье о Сусанине, писалось: “Сохранилось известие, что по восшествии на престол Михаил Федорович велел перенести тело Сусанина из Домнина, где были погребены его останки, в Ипатьевский монастырь…”14 Посол Франции в предреволюционной России, Морис Палеолог, писал во второй книге своих мемуаров, впервые изданной на русском языке в 1922 году: “Старый город Кострома <…> богат воспоминаниями: в нём хранится в знаменитом Ипатьевском монастыре прах героического крестьянина Сусанина, легенда о котором прославлена “Жизнью за царя”.15

В бурях революции рухнула романовская династия, и всё в нашей стране, как писали совсем недавно, “неузнаваемо изменилось”, но свиньинская версия пережила и революцию. Первой в советское время о ней вспомнила в книге “Ипатьевский монастырь”, вышедшей первым изданием в Ярославле в 1968 году, искусствовед В.Г. Брюсова. Ссылаясь на очерк в “Отечественных записках”, она сообщила, что у П.П. Свиньина, будто бы, имелась “старинная рукопись со списком указа царя Михаила Федоровича о перезахоронении Сусанина в монастыре”.16 (Однако ни о каком письменном указе Михаила Федоровича у Свиньина нет ни слова!) Не вдаваясь в подробности, В.Г. Брюсова пишет: “Никогда не будет забыт потомками патриотический подвиг Ивана Сусанина, прах которого ныне покоится в стенах Ипатьевского монастыря”.17

Вслед за В.Г. Брюсовой о захоронении Сусанина в Ипатьевском монастыре написал военный историк Н.В. Борисов, автор книги “Они повторили подвиг Сусанина”, в которой он, не делая ссылок, сообщал, что Ивана Сусанина похоронили “сначала под Домнинской церковью, а затем прах перенесли на территорию Ипатьевского монастыря”.18

И как совсем свежий пример, явно идущий от вышедшей несколькими изданиями книги В.Г. Брюсовой, – публикация в газете “Известия”, датированная февралём 1993 года. Говоря о подготовке к празднованию 380-летия романовской династии, в ходе которого предполагалось в стенах Ипатия поставить оперу М.И. Глинки “Жизнь за царя”, автор публикации сообщил: “И вот уже у режиссёров праздничного действа возникает мысль сыграть глинковскую “Жизнь за царя” не на театральной сцене, а в исторических декорациях – на открытой площадке Ипатьевского монастыря, в земле которого, кстати, покоится прах Ивана Сусанина”.19

К сожалению, гораздо меньше известна другая, несравненно более вероятная версия о том, что прах Сусанина погребён в Домнине.

Кладбище в селе Домнине. Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.Кладбище в Домнине, где, возможно, и был похоронен СусанинНа этом месте находился древний храм Воскресения Христова

Известно, что вся жизнь наших предков была связана с церковью своего прихода, в которой их крестили, венчали, отпевали; на приходском кладбище у стен храма, если не случалось прихожанину умереть уж очень далеко от родных мест, его обычно и хоронили. Центром прихода для домнинской округи в начале XVII века, как уже писалось, были храмы погоста Спас-Хрипели, стоявшего над Шачей несколькими верстами ниже Домнина. И тело Сусанина, если он не стало добычей болота или дремучего леса, должно быть похороненным на кладбище в Спас-Хрипелях. Так, наверняка, и было (среди местных жителей до сих пор существует предание о том, что Сусанин похоронен в Спас-Хрипелях). Однако позднее, видимо, – как уже писалось – в 1619 году, прах Сусанина был перенесён в Домнино и предан земле в подклете Воскресенского храма.

Как мы помним, Воскресенский храм в Домнине был построен, вероятно, во второй половине XVI века, скорее всего, тогдашним владельцем села Василием Михайловичем Шестовым, дедом Ксении Ивановны и прадедом Михаила Федоровича. Стоящую и ныне в Домнине каменную церковь Успения Божией Матери начали строить рядом с древним деревянным храмом в 1810 году и окончили в 1817 году. Некоторое время храмы стояли бок о бок (в каменном служили летом, в деревянном зимой), но в 1827 году к каменной церкви был пристроен тёплый храм, и в 1831 году деревянный Воскресенский храм, ставший уже совсем ветхим, был разобран на дрова, пошедшие на обжиг кирпича, из которого была сооружена стоящая и поныне ограда, окружающая церковь с находящимся возле неё кладбищем.20

Определением местонахождения могилы Сусанина мы обязаны главным образом домнинскому священнику протоиерею А.Д. Домнинскому. Благодаря А.Д. Домнинскому, первое сообщение о том, что прах Сусанина покоится в Домнине, появилось в начале 1854 года в петербургском “Журнале министерства государственных имуществ” в статье “Известие о селе Домнине Костромской губернии, и об исправлении в оном церкви”. В этой статье, в частности, говорилось: “Место, где стояла древняя церковь, ныне обращено в кладбище и как протоиерей села Домнина (имеется в виду о. Алексей Домнинский – Н.З.), так и прочие церковно-служители и крестьяне убеждены, что тело Сусанина похоронено было под этою церковью…”21

Через несколько лет об этом же сообщил капитальный труд “Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Костромская губерния”, вышедший в Петербурге в 1861 году. В разделе о Домнине в нём говорилось: “Место где стояла древняя церковь ныне обращено в кладбище и местные крестьяне убеждены, что тело Сусанина похоронено было под этой церковью…”22

Сам протоиерей А.Д. Домнинский написал о местонахождении сусанинской могилы уже на закате своих дней. В 1871 году в журнале “Русский Архив” была опубликована его интереснейшая работа “Правда о Сусанине”, в которой домнинский священник писал: “Сусанин погребен под церковию (Воскресенской, деревянной – Н. З.), и туда каждого дня ходили в старину петь панихиды.”23 Сообщив это, о. Алексей пометил: “Это я слышал от домнинских крестьян, кои содружны были с моим родителем”.24

А.Д. Домнинский сообщал также о захоронении мужчины, обнаруженном на месте, где находился раньше Успенский придел Воскресенского храма; он писал: “С южной стороны под предел Успения Божией Матери устроен был вход, дверь коего от долговременности так была угружена в землю, что при сломке церкви был виден только косяк. Предание же говорит, что туда под церковь ходили петь панихиды. И в самом деле после разборки церкви под пределом Успения Божией Матери в том же 1831 году при взрытии могилы для одного умершего младенца в глубине земли открыт гроб, и в нём останки мужского тела: череп и волосы были целы, а в изголовье была найдена фарфоровая чашка с яркими по выпуклости цветами. Думать можно, что тело сие было похоронено у самой стены церковной; при распространении же церкви закрыто было пределом Успения Божией Матери. На всём пространстве, какое занимала церковь своим зданием <…> ни одной могилы более не открыто”.25

О. Алексей не высказал никаких предположений о том, чьё тело могло быть погребено под церковью, но он явно придавал этом факту большое значение и в другом месте своей работы вновь написал: “Что касается могилы, найденной мною под церковью, то совершенно не лгу и сохрани меня, Боже, лгать при конце жизни на истину, хотя на историческую. Впрочем есть этому и свидетель который ещё жив – бывший тогда причетчиком при нашей церкви, а ныне заштатный священник села Спасского, в Буйском уезде, Василий Алексеев”.26

К сожалению, труд протоиерея А.Д. Домнинского, опубликованный с предисловием тогдашнего костромского губернатора В.И. Дорогобужинова, не получил должной огласки, как он того, безусловно, заслуживал. Главной причиной этого явилось, видимо, то, что о. Алексей, как уже писалось, отнёс время сусанинского подвига не на февраль-март 1613 года, как было принято, а на позднюю осень 1612 года. Но осенью 1612 года Михаил Романов ещё не был царём, и спасение его в это время лишало подвиг Сусанина непосредственного отдания “жизни за царя”. Это могло иметь вполне понятные политические последствия, что и обусловило, видимо, замалчивание работы Домнинского, в том числе и сообщения о месте захоронения Сусанина.

Одним из тех немногих, кто сразу откликнулся на труд А.Д.  Домнинского, был Н.И. Костомаров. Оценив в целом работу о. Алексея весьма критично и фактически обойдя стороной вопрос о захоронении Сусанина под Воскресенской церковью, он обрушился на сообщение об обнаруженном захоронении мужчины, заметив: “Но если это Сусанин, то как попала в гроб его чайная чашка? (у Домнинского, правда, не сказано, что чашка была чайная – Н.З.). В то время не только у крестьян – у бояр не было таких вещей, да и не было в них нужды! Очевидно, могила – времени более позднейшего”.27 Правоту замечания Н.И. Костомарова нельзя не признать, г но ведь Домнинский не утверждал прямо, что обнаруженные им останки мужчины являются останками Сусанина.

Таким образом, сообщение протоиерея Домнинского о месте захоронения Ивана Сусанина – сообщение сенсационное и в любом случае заслуживающее самого внимательного рассмотрения – не подвергалось обсуждению историков и осталось, по сути, малоизвестным.

Однако спустя полтора десятилетия сообщённое А.Д. Домнинским получило подтверждение. В 1897 году на заседании Костромской губернской учёной архивной комиссии с докладом о розысках местонахождения могилы Сусанина выступил председатель комиссии Н.Н. Селифонтов, сообщивший, что “в настоящее время в распоряжении комиссии <…> имеется официальный рапорт благочинного священника 4-го Буёвского округа Василия Семёновского д (Домнино относилось к этому церковному округу – Н.З.) Его Преосвященству епископу нашему Виссариону, от 8 июля 1896 г. за №112, их которого видно, что “по ходячим в народе слухам предание сходится к тому, что Сусанин похоронен при тогда бывшей деревянной церкви села Домнина, но могила и самое её место в народном предании изгладилось. Большинство”, – говорит далее отец благочинный, – “в числе коего главный с. Домнина старожил крестьянин Дмитрий Марков, имеющий от роду 75 лет, уверяют, что (как слыхал от своего отца и тёток старших отца) могила Сусанина должна быть на том месте, где была прежняя деревянная церковь, которая за ветхостью, уничтожена, а настоящая каменная церковь на несколько сажён отдалена от прежней деревянной; на могиле будто бы была плита с надписью, но оная плита между другими каменьями, находившимися на могилах, по недостатку камней для бута, при постройке каменной церкви употреблена на бут.”29

Мы видим, что известие благочинного В. Семёновского, совпадая в целом с тем, что сообщил А.Д. Домнинский, содержит также существенное дополнение – упоминание о каменной плите “с надписью” на предполагаемой могиле Сусанина. * е Судя по всему, плита могла погибнуть или в 1810 году, когда начали строить каменный холодный храм (что вероятнее), или во второй половине 20-х годов, когда к нему был пристроен тёплый храм. Не совсем понятно, почему об этой плите ничего не сообщил А.Д. Домнинский (не хотел бросать тень на своего отца, священника Даниила, при котором произошло уничтожение плиты?).

В начале ХХ века историк Н.Н. Виноградов, много и плодотворно занимавшийся сусанинской тематикой, записал неподалёку от села Коробова – места жительства потомков Сусанина – предание о спасении от поляков Михаила Федоровича. В этом предании говорилось, что Сусанин, спасая Михаила, укрыл его в яме от сгоревшего овина, сам же увёл поляков на болото, где затем и был ими убит. Русские воины, которых через некоторое время привёл Богдан Собинин, подобрали тело Сусанина и принесли его в деревню. Тут Михаил Романов вылез из ямы, и “когда он узнал, за что и как умер Иван Сусанин то сам плакал, обмывал и складывал части его тела и велел похоронить останки Ивана Сусанина в церкви”.30 Не разбирая в целом это предание, записанное в краю сусанинских потомков, обратим внимание на главное для нас в данном случае – на то, что Сусанин, согласно этому преданию, был похоронен “в церкви” (церковь же эта – безусловно, Воскресенский храм в Домнине).

Деревянный крест в ДомнинеСовременное Фото.

Но насколько мы можем доверять известиям о захоронении Сусанина в Домнине, и не являются ли все эти предания не имеющими под собой никакой исторической основы легендами? Конечно, народные предания – не самый лучший исторический источник и народная фантазия может додуматься до многого, но есть вещи, придумать которые просто нельзя, и захоронение Сусанина в церкви явно относится к их числу.

Вспомним, что издавна место захоронения умершего на кладбище обуславливалось или его социальным положением, или – гораздо реже – его заслугами. Престижность места определялась близостью к алтарной части храма, и поэтому у алтаря обычно хоронили священников и наиболее знатных прихожан. Несравненно почётнее было захоронение в стенах самого храма, причём престижнее всего считалось погребение в алтаре. В храмах хоронили, как правило, представителей высших слоёв русского общества – князей, царей, церковных иерархов; в церкви могли похоронить храмоздателя, т.е. человека, на чьи средства был возведён данный храм, а также его близких; изредка такой чести мог удостоиться долго прослуживший в храме священник. Лиц, не относящихся к этим категориям, могли похоронить в церкви только за какие-то выдающиеся заслуги по распоряжению очень высоких инстанций. Вспомним, хотя бы, Кузьму Минина, прах которого спустя несколько десятилетий после смерти был перенесён под своды Спасо-Преображенского кафедрального собора в кремле Нижнего Новгорода.

Таким образом, сам факт захоронения в церкви – в подклете шатрового храма Воскресения Христова в Домнине – убедительнее всего свидетельствует, что речь идёт о могиле именно Сусанина. Как уже писалось, по-видимому, первоначально останки Сусанина были преданы земле на приходском кладбище погоста Спас-Хрипели, а затем – скорее всего, после посещения Домнина царём в 1619 году – их перезахоронили в подклете Воскресенского храма, положив на могилу каменную плиту. Произойти это могло только по распоряжению – видимо, устному – царя Михаила Федоровича.

Обобщая всё вышесказанное, мы можем сделать уверенный вывод: Иван Сусанин был похоронен в подклете деревянного Воскресенского храма и место его захоронения находится всего лишь в считанных метрах от существующей ныне Успенской церкви Домнина. ж

Судя по всему, в прошлом могила Сусанина была весьма почитаема. Как мы помним, у А.Д. Домнинского говорится, что “в старину” в подклет Воскресенского храма “ходили петь панихиды”. Под этой “стариной”, вероятнее всего, имеется в виду XVII век, эпоха первых Романовых. Почитание могилы прекратилось, видимо, в XVIII веке, когда она и была, по сути, забыта. Удивления у нас это вызывать не должно, вспомним, например, как была забыта могила гораздо более знаменитого героя России – князя Д.М. Пожарского, находившаяся в суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре (её нашли только в середине XIX века).

Забвение сусанинской могилы можно объяснить рядом конкретных причин – и отсутствием в домнинской округе прямых потомков Сусанина, переселённых в Коробово, и известной монастырской реформой 1764 года, отнявшей у монастырей их земельные владения (в результате чего Домнино, принадлежавшее с 1631 года московскому Новоспасскому монастырю, тесно связанному с домом Романовых, перестало быть его собственностью). Но главной причиной забвения, думается, был сам дух XVIII столетия, не помнившего о слишком многом из допетровской России. Впрочем, забвение сусанинской могилы, как мы видим, не было абсолютным, так как память о ней была жива среди крестьян Домнина, по крайней мере, до конца XIX века.

Но если к концу XIX века костромская общественность в лице губернской учёной архивной комиссии располагала вполне достоверными сведениями о месте захоронения знаменитого земляка, то почему же не были приняты меры по какому-то его мемориальному оформлению? Ниже мы ещё вернёмся к рассмотрению этого вопроса, а сейчас лишь скажем, что главную роль здесь сыграл известный консерватизм человеческого мышления – привычный образ Сусанина, погибающего где-то на болоте или в лесной чаще, никак не вязался с фактом существования в Домнине его могилы. з Для такой “увязки” требовалось время, однако его-то, как мы знаем, история тогда и не дала. Грянувший 1917 год надолго – до наших дней – отложил решение этого вопроса.

susanin.kostromka.ru

Особенности и достопримечательности Костромы

Чтобы пройти тропой Ивана Сусанина по чистому болоту вам понадобятся резиновые сапоги. Но сначала вам нужно доехать до Костромы по веселым горкам Ярославского шоссе. От Костромы до сусанинских мест 60 км сплошных заплаток в асфальте.

Недавно Кострома преобразилась. До этого водители хоронили дороги, бросая в ямы живые цветы. Такие запчасти как шаровые опоры и стойки стабилизатора считались уже расходным материалом, менять их приходилось постоянно. Но после этого местную градоначальницу оштрафовали, а затем ей пришлось уволиться. И это за дороги – невиданный в стране случай. Дорожники хорошо потрудились и теперь можно ездить по городу, не рискуя разбить машину.

Каждые выходные в Кострому приезжают сотни машин. Многочисленные автотуристы исследуют города «Золотого Кольца». Пересечение улиц Советская и Подлипаева – это въезд в город и здесь наблюдается наибольшая интенсивность транспорта.

От столицы до Костромы всего 330 км. А как минимум, здесь можно остаться без прав. После первой сотни скоростного шоссе начинаются сплошные спуски и подъемы, где обгон запрещен на десятки километров. Тяжело ползти за каким-нибудь грузовиком и водители идут на обгон. Тысячи таких маневров заканчиваются гибелью людей. Дорогу от Ярославля до Костромы и вовсе хотели закрыть, как непригодную для движения. Но трассу залатали.

В Кострому едут побывать в знаменитом Ипатьевском монастыре, возле которого всегда полно старины. А еще Кострома знаменита льном. Считается также, что Кострома – родина снегурочки. Когда надоест гулять по городу, можно попробовать отправиться в места, где ступала нога Ивана Сусанина, это 60 км от города. Выезжать по проспекту Мира.

Многие по школе помнят картину «Грачи прилетели». Храм, с которого она написана здесь, в Сусанино. Только в этом поселке есть музей, посвященный подвигу простого крестьянина. Польская сабля, документы и немецкая музыкальная шкатулка с мелодией оперы «Жизнь за царя». В магазинах есть местная гордость – сусанинский сыр.

В Кострому к сусанинским местам

Отсюда до знаменитого болота еще с десяток километров по узкой дорожке. Там стоит камень с надписью: «Иван Сусанин 1613». У камня дорога кончается и дальше, куда ни глянь, — болота, по которым можно пройти и почувствовать себя и Сусаниным и обреченным поляком. Естественно, просто так по болоту никто не гуляет, на туристической тропе уложены доски, но в некоторых местах все равно можно провалиться едва ли не по колено.

В селе Домнино, вотчине Романовых, куда поляки так и не попали, о царской семье напоминает лишь храм. А рядом музей – частная коллекция лесных обитателей, собранная по обочинам водителем-дальнобойщиком. Отсюда даже тихая Кострома покажется муравейником. Соберетесь в эти края – планируйте поездку на пару дней, здесь некуда спешить.

Видео

Еще отзывы об автопутешествиях и другие советы:

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

autozam.ru

Cайт Администрации Сусанино - Туризм

 Поселок Сусанино- в прошлом село Молвитино- расположен на высоком холме при слиянии рек Шача и Волжница, в 62 км к северо-востоку от Костромы. Своё название село получило в 1939 году по имени русского национального героя Ивана Сусанина, спасшего в его окрестностях в 1613 году родоначальника последней царской династии Романовых- Михаила. Уже в 17 веке Молвитино становится известно как крупное торговое село, стоявшее на оживленном тракте, шедшем из Костромы через Галич в Вологду и Тотьму. В это время село принадлежало боярам Салтыковым и Михалковым, родственникам Ксении Ивановны Шестовой- матери Михаила Романова. Вотчина Шестовых-Домнино- находилось рядом с Молвитиным. К началу 17 века относится и другое знаменательное историческое событие, прославившее наши места и связанное с восшествием на престол Михаила Федоровича Романова. В окрестностях с.Домнино, в Сусанинско-Исуповском болоте, погубил один из польских отрядов, искавший юного Михаила Романова, староста с.Домнино Иван Сусанин. Предание говорит, что Сусанин был мученически убит . Более трех веков спорят историки где и как погиб Иван Сусанин, где его могила, но народ из поколения в поколение передает предания о славном земляке, спасшем родную землю и послужившем вере и Отечеству. Покровительство этим местам царской династии сказалось на развитии села до революции. В 1690 г. владелец села П.Салтыков возводит на центральной площади церковь во имя Воскресения Христова, которая является украшением Сусанина и до наших дней. Пятиглавый храм с шатровой колокольней в 70-х годах 20 века был реставрирован и музеефицирован. В нем находится музей подвига Ивана Сусанина. Этот храм хорошо знаком всем с детства по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» и является визитной карточкой Сусанина. Саврасов А.К. побывал в селе Молвитино в 1871 году и рисовал здесь этюды к картине, ставшей явлением в русской культуре.

 

 Сусанинское (Исуповское, болото Чистое ) болото площадью 2505 га является памятником истории и природы федерального значения. Для туристов по болоту проложена гать, протяжённостью более 2 километров. Гать приводит к роднику – более чистой воды в округе нет.

 

 Тысячи туристов приезжают на эти святые места, любуются панорамой болота , на краю которого установлен огромный валун с лаконичной надписью «Иван Сусанин». Камень установлен в честь 375 годовщины подвига И.Сусанина на месте бывшей деревни Алфёрово через которую увёл Иван Сусанин поляков в болото.

 

 Туристам предлагается участие в театрализованной интерактивной программе «За веру, царя и Отечество» . Встреча с Иваном Сусаниным, поляками на предполагаемом месте гибели народного героя . Неожиданно из чащи леса появляется колоритный мужик с посохом в руке, в крестьянской одежде. Это – староста Иван Сусанин. И далее начинается самое интересное и значительное. По специально проложенным дорожкам – лежневкам вслед за Сусаниным один за другим идут туристы по болоту. Замыкает цепочку польский шляхтич. Во время пути польский шляхтич постоянно спрашивает у Сусанина, туда ли ведет дорога к Михаилу Романову. Исуповское болото встречает туристов свежей зеленью и ароматом цветов, занесенных в Красную Книгу. У Красной сосны, по преданию, был загублен польскими интервентами Иван Сусанин.

 

 В с.Домнино,родовой вотчине Ксении Шестовой- матери Михаила Романова, на месте усадебного дома, в 1817 году был построен храм Успения Пресвятой Богородицы , который в 2003 году реставрирован и является храмом монастыря Святых Царственных Страстотерпцев.

 

 На месте избы Ивана Сусанина , в д.Деревеньки, в 1913 г. Александровским православным братством была построена часвня во имя Иоанна Предтече, которая сохраняется как памятник архитектуры и служит местом паломничества верующих и всех, кому интересна история России.

 

 Привлекает гостей Сусанинского края и небросская природа лесов, рек и озер. В районе расположены красивые Кишинское и Медвежье озера, а так же щелочное озеро глубиной до 20м ,находящееся недалеко от д.Озеряйки, с плавающим островком. В лесах растет много грибов и ягод, водится разнообразная дичь. В болотах можно собирать клюкву и смородину, в реках ловить рыбу.

 

 Туристам предлагаются экскурсии по музею подвига Ивана Сусанина и памятным местам связанным с жизнью и подвигом народного героя И.Сусанина (д. Деревеньки, болото «Чистое», с.Домнино.) Стал популярным турмаршрут «Тропою Сусанина» с участием туристов в интерактивной программе «За веру, царя и Отечество».

 Места питания: в Сусанине- закусочная на 25 мест. В с.Домнино – трапезная «Вотчина Романовых» на 40 человек, помещение оформлено в русском стиле. Украшение обеденного зала является красавица русская печь. Все блюда готовятся только в ней. На ужине туристы отведают: салат «Витаминный», домашнее жаркое, удивительно вкусные пироги и плюшки, малосоленые огурцы, ягодный морс и чай с травами. После ужина можно прогуляться по историческому селу .

Желающие могут сфотографироваться в нарядных боярских костюмах того времени и приобрести местные сувениры.

 

По желанию туристов может быть организовано чаепитие с пирогами и блинами у камня на краю болота.

 

 Контактные телефоны: 8(49434) 9-41-20 89206484542 До п. Сусанино можно доехать автобусом из г.Костромы (62 км от Костромы) и Буя( 45км).

admsusanino.ucoz.ru

Что же на самом деле совершил Иван Сусанин? | Культура

Существует несколько версий подвига Сусанина, спасшего от поляков Михаила Романова, избранного на царство 21 февраля 1613 года Земским собором. Сам Михаил на соборе не присутствовал, еще в период первых штурмов Москвы народным ополчением в 1612 году он был выпущен поляками из Кремля и с матерью уехал в свою вотчину, село Домнино, что примерно в 70 верстах от Костромы. По преданию, 8 марта 1613 года поляки попытались захватить молодого царя, для чего направили в Домнино отряд.

Дальше начинаются различные варианты версий. Приведу наиболее часто встречающиеся.

М. В. Фаюстов, «Иван Сусанин», 2003 г. М. В. Фаюстов, «Иван Сусанин», 2003 г. Фото: Источник

По одной из версий, Михаил жил в Домнине под присмотром старосты Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина. Узнав от верных людей о приближении поляков, Сусанин спрятал Михаила в ямнике сгоревшего овина, а сам вызвался идти проводником. Завел поляков в болото, где был убит ими после пыток. За это время Михаила успели перевезти в Ипатьевский монастырь.

По другой версии, поляки прихватили Сусанина на дороге (несколько вариантов с указанием разных мест) и заставили вести их в Домнино. Сусанин завел их в болото, а верного человека послал предупредить Михаила, который смог укрыться в Ипатьевском монастыре. Жизнь за царя. Хромолитография В.В. Васильева, 1886 г.Жизнь за царя. Хромолитография В. В. Васильева, 1886 г.Фото: Источник

Концовка этой драмы тоже трактуется по-разному.

  • Поляки, зарубив Сусанина, долго выбирались из болота, что позволило Михаилу укрыться в неприступном для врага монастыре.
  • Другой вариант: поляки на болоте пытали Сусанина, требуя вывести их из трясины. Он отказался и был убит. Враги же почти все тоже погибли в болоте, а тех, кто смог выбраться, убили крестьяне.

Дальнейшие события официально задокументированы. Через неделю после набега поляков из Москвы в Ипатьевский монастырь приехало официальное посольство, чтобы объявить Михаилу об избрании на царство. Романова ждала Москва, а Сусанина крестьяне похоронили у села Исупово. М. И. Скотти, «Иван Сусанин», 1851 г.М. И. Скотти, «Иван Сусанин», 1851 г.Фото: ru.wikipedia.org

После этого шесть лет о подвиге Сусанина власти не вспоминали. В 1619 году зять погибшего старосты написал челобитную царю с подробным изложением подвига Сусанина и своих заслуг. «По совету и прошению матери» царь даровал Богдану Собинину и его потомкам земли в деревне Деревеньки Домнинской вотчины, статус белопашцев и освобождение от налогов и повинностей.

В обельной грамоте, выданной Собинину, впервые была описана официальная интерпретация событий 1613 года:

«Как мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом во 121 году (7121 г. от сотворения мира) были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд Польские и Литовские люди, а тестя его Богдашкова Ивана Сусанина в те поры Литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками. А пытали у него, где в те поры мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси были, и он Иван ведал про нас Великого Государя, где мы в те поры были, терпя от тех Польских и Литовских людей немерные пытки, про нас Великого Государя тем Польским и Литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и Польские и Литовские люди замучили его до смерти».

В последующем грамоты с практически аналогичным текстом еще несколько раз выдавались потомкам Сусанина по их челобитным для подтверждения привилегий. Впервые официальная версия с подробностями тех событий появляется в указе и грамоте, данной правнуку Сусанина в 1731 году, но упоминания болота и гибели поляков в ней нет:

«…Польских и Литовских людей оный прадед его от села Домнина отвел и про него великого государя не сказал и за то они в селе Исуповке прадеда его пытали разными немерными пытками и, посадя на столб, изрубили в мелкие части».

Ипатьевский монастырь Ипатьевский монастырь Фото: A. Savin, ru.wikipedia.org

Любопытно, что кроме этих грамот, в которых явно повторялись версии, изложенные в челобитных, официальная власть о попытке поляков найти в 1613 году Михаила Романова не вспоминала. Причем в начале царствования Романова полякам русскими дипломатами неоднократно предъявлялись списки, перечисляющие «все неправды поляков», но покушение на монарха — более серьезное обвинение и придумать трудно — не упоминалось ни разу.

Интересно и другое, в ту зиму места нахождения на территории Руси всех польских отрядов и их перемещения были хорошо известны московским воеводам. Но появление польского отряда в районе Костромы и его попытка захватить царя отмечены не были.

Странно и то, что по преданию польский отряд появился в вотчине Романовых на неделю раньше официального московского посольства. Кстати, если бы попытка захвата царя была на самом деле, бояре, прибывшие с посольством к Романову, просто обязаны были назначить проведение досконального дознания. Но в Ипатьевском монастыре о таком важном событии даже не вспомнили.

Первые сомнения в официальной версии были высказаны еще в начале XIX века, когда на основе сведений, изложенных в указах 1731 и 1767 годов, появилось много произведений, воспевающих подвиг Сусанина. Но после того как по решению императора в Костроме установили величественный памятник Ивану Сусанину, сомневаться стало опасно. Так выглядел первый памятник И.Сусанину в КостромеТак выглядел первый памятник И. Сусанину в КостромеФото: Источник

В наше время многие исследователи истории России склоняются к версии, что Сусанин погиб не от поляков, якобы посланных на поиски царя, а был убит одной из шаек «воровских казаков», промышлявших обыкновенным грабежом. В те времена по дорогам России подобных шаек слонялось немало, а грабежи и убийства были обыденным явлением.

Можно предположить, что в 1619 году Собинин сам додумался или мудрые люди подсказали представить в челобитной гибель Сусанина как мученическую смерть за царя. Дело было практически беспроигрышное, так как мать Михаила Романова старосту из своей вотчины знала, и гибель Сусанина ради спасения её сына без должной награды оставить не могла. Но, видимо, в то время московские власти эту версию всерьез не воспринимали, так как достоверных свидетельств происшедшего не имели.

Иван Сусанин для России уже давно стал патриотическим символом. Легенда о его смерти за царя живет самостоятельной жизнью.

  • В Костроме ему поставили новый величественный памятник, так как первый был разрушен в послереволюционные годы.
  • В поселке Сусанино есть музей легендарного старосты. Кстати, изображение этого музея все видели неоднократно, ведь разместился он в церкви, изображенной на картине Саврасова «Грачи прилетели».
  • На месте предполагаемой гибели Сусанина установлен громадный камень.
  • Созданы туристические маршруты по местам его гибели.
  • А временами в тех краях проводятся и театрализованные представления, воспроизводящие события 1613 года.

Что на самом деле произошло в костромских лесах в 1613 году, наверное, узнать уже не удастся. Да и так ли это важно?

shkolazhizni.ru