Кааба и её роль в жизни мусульман. Камень мусульмане


Священный камень Кааба. - Когда-нибудь...

Смотрела новости, как кран обвалился в Мекке 11.09. 2015 г. в крупнейшей мечети Мекки Аль-Харам. Упавший башенный кран, по последним данным, унёс жизни 107 человек. Число пострадавших достигло 238 человек.Погибли верующие. Рассуждают про камень, раскололся или нет. Если раскололся, то плохое предзнаменование.

В небольшой долине среди гор, спрятанная от всего мира, находится святая святых ислама – город Мекка. Именно к нему пять раз в день обращаются взоры мусульман всего земного шара.В отличие от других восточных городов Мекка не была обнесена стеной, а естественной оградой ей всегда служили горы. Через весь город тянется широкая улица Массаи, к которой с гор многочисленными ярусами сползают дома – большие и маленькие.

Посреди улицы, в самой нижней части долины, расположена площадь, на которой стоит знаменитая мечеть Харам аш-Шериф, что означает «Дом Бога». Мусульмане уверены, что именно в этом месте находится центр мироздания, потому что это даже и не земля, а опрокинутая на землю часть неба. И в последний день существования мира она на небо и вернется.

Территория «Запретной мечети» – священное место для мусульман всего мира. Об этом многократно говорится во второй суре Корана: «И откуда бы ни вышел ты, обращай свое лицо в сторону Запретной мечети; и где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону».

Площадь похожа на традиционный восточный двор, только очень больших размеров. Она окружена в три, а где и в четыре ряда колоннами из мрамора, гранита и обыкновенного камня. Поверху колонны соединены стрельчатыми арками и покрыты маленькими белыми куполами, а над ними возвышаются семь стройных минаретов.

По преданиям арабов, Кааба была воздвигнута как алтарь для молитвы прародителем людей Адамом. Адам очень страдал от того, что лишился не только рая, но и храма, в котором он привык молиться в раю. Тогда Бог смилостивился, и копия храма была спущена на землю.

Чтобы Каабу легче было строить, ангел Джабраил принес Ибрахиму (Аврааму) плоский камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строительных лесов. Камень этот до сих пор находится в Каабе, и верующие могут видеть на нем отпечатки ног своего праотца.

В центре площади находится большой каменный куб высотой около тринадцати метров с плоской крышей. Это и есть Кааба, некогда языческое святилище, а ныне главный храм мусульманского мира.

Окон в Каабе нет, а обитая листами серебра дверь поднята от земли примерно на высоту 120 сантиметров, поэтому в храм можно попасть только по деревянной лестнице, которую специально подкатывают во время хаджа.

Сверху, примерно на три четверти своей высоты, Кааба покрыта кисвой – черным шелковым полотном, сшитым из восьми кусков. На нем золотыми и серебряными буквами вышиты изречения из Корана. Долгое время эта материя приготовлялась в Египте и высылалась в Мекку, а вышивать ее имеет право только одна семья, которая передает его по наследству из поколения в поколение.

Закрывать стены Каабы в виде особого почитания впервые стал владетель Керб ибн Эсед. При багдаском халифе Мамуне покрывало это делали из светлой материи и меняли три раза в год. Но в 1349 году египетский халиф Салих Исмаил стал высылать из Египта кисву из черной материи, и делалось это только один раз в год. С тех пор этот обычай сохранился до настоящего времени.

С восточной стороны Каабы есть ворота Баб-э-шейба. Паломник, входящий в эти ворота с правой стороны, оказывается рядом с Макам эль-Ибрахим (местом Ибрахима) – киоском из густой бронзовой решетки, внутри которого, в железном сундуке, покрытом расшитой золотом шелковой материей, находится тот самый камень, который служил Ибрахиму подмостками при строительстве Каабы. По желанию строителя он мог подниматься или опускаться.

Когда, по преданию, строительство Каабы было почти закончено, Ибрахиму понадобился другой заметный камень, чтобы обозначить на стене то место, с которого следует начинать ритуальное шествие вокруг храма. В раю Адам и ангелы, наученные самим Богом, семь раз обходили храм, и Ибрахим хотел, чтобы и на земле богослужение проходило правильно. Вот тогда ангел Джабраил и принес ему знаменитый Хеджер эль-Эсвад – Черный камень.

По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного. Когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от грехов людских он темнел и темнел, пока совсем не превратился в черный.

Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими потухшими вулканами.

Когда в 1630 году Магомет вернулся из Медины в Мекку, он выбросил из Каабы всех языческих идолов, но почтительно приложился посохом к Черному камню. Но еще до того как Магомет выступил с проповедью, в Мекке решили отремонтировать сильно обветшавшую Каабу. Когда нужно было перенести Черный камень на другое место, между корейшитскими семьями возник спор, какая из них наиболее достойна этой священной миссии. И тогда Магомет разрешил эту проблему весьма остроумно: он расстелил на полу Каабы свой плащ, положил на него Черный камень, а затем старейшины всех знатных родов подняли плащ с камнем.

«По преданию, – писал русский штабс-капитан Давлетшин, – в 929 году Черный камень был увезен в Йемен, но в 951 году снова был возвращен в Мекку». Сейчас Черный камень, вделанный в Каабу выше земли и чуть ниже человеческого роста, заключен в массивную серебряную оправу. Видимая часть камня в диаметре имеет около 36 сантиметров.

vagamadama.livejournal.com

10 фактов о Каабе, которых вы, возможно, ещё не знали

Опубликовано 6 Мар, 2014 в 6:34 | Просмотров 159 492 | 28 комментариев

 

На Земле нет более почитаемого места, чем Мекка. По всем объективным меркам этот город – самое прославленное место на планете. 24 часа в сутки тысячи людей обходят Каабу. Она находится в центре мечети Аль-Харам. Её фото украшает дома многих людей, и миллионы молящихся поворачиваются в ее сторону пять раз в день.

 

Кааба – центр Мекки. Это кубовидное построение в сердце самой посещаемой в мире мечети Аль-Харам окутано чёрным покрывалом, а вместе с ним – и многовековой историей. В одной из прежних статей на нашем сайте мы уже рассказывали об истории Каабы, Черного камня в одном из её углов и о появлении источника воды Зам-зам. В этой статье мы хотим познакомить вас с несколькими фактами из прошлого и настоящего Каабы, которых вы, возможно, ещё не знали.

 

10. Кааба перестраивалась несколько раз.

Нынешняя Кааба – это не совсем то построение, которое возвели пророки Ибрахим и Исмаил (мир им и благословение Аллаха). Время от времени его приходилось восстанавливать после природных бедствий и человеческих разрушений.

Всем нам известна история ее главного воссоздания, когда пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) еще не был пророком. Тогда, своим быстрым и гениальным решением он предотвратил кровопролитие арабских племен, споривших между собой о том, как лучше перестроить стены Каабы[1].

С тех пор раз в несколько столетий Кааба переживала реконструкцию. Последнюю основательную провели относительно недавно – в 1996 году, когда пришлось заменить несколько камней, укрепить фундамент и крышу. Ин шаа-Ллах, этого хватит еще на многие века.

 

9. В Каабе было две двери и окно, а ещё Кааба была разноцветной.

Изначально существовала дверь для входа и ещё одна дверь – для выхода. Долгое время было и окно. В нынешнем варианте осталась только дверь.

Кроме того, сейчас мы привыкли видеть Каабу обернутой в черную кисву – ткань с золотыми надписями. Но раньше ее стену украшали разные цвета: красный, зеленый и даже белый. Традиция покрывать Каабу черной тканью зародилась в эпоху Аббасидов и сохранилась до наших дней.

 

8. До сегодняшнего времени одно из мекканских племён распоряжается ключами Каабы.

До времён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) каждый обряд хаджа проходил под контролем одной из групп племени курайш. Ислам положил конец такой практике: каждый паломник стал проводить свои обряды самостоятельно, не спрашивая ни у кого разрешения.

Завоевав Мекку, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) получил ключи от Каабы. Но вместо того, чтобы оставить их себе, Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) вернул ключи Усману ибн Тальхе из рода Бани Шайба. В их семье ключ передавался из поколения в поколение несколько веков,  и Пророк утвердил за ними роль хранителей ключей до конца времён, сказав им: «Возьмите их, о Бану Тальха, навечно до Дня Воскресения, и не отнимет их у вас никто, кроме несправедливого тирана[2]».  Никто не смеет идти против слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Будь то халиф, султан или король – каждому приходилось брать разрешение этой небольшой мекканской семьи, чтобы войти в Каабу.

 

7. Кааба была открыта для всех.

До недавнего времени дважды в неделю каждый имел возможность войти и совершить молитву внутри Каабы. Но быстрое увеличение числа паломников и другие факторы сделали такую практику невозможной. Сейчас Кааба открывается только дважды в год и только для особых гостей.

 

6. Можно было кружить вокруг Каабы вплавь.

Кааба находится в нижайшей точке долины и окружена горами, поэтому до возникновения систем контроля за наводнениями, в Мекке время от времени случались потопы. Дни напролёт Кааба стояла наполовину погруженная в воду. Думаете, это удержало верующих от Тавафа (обход)? Нет, ни в коем случае! Посмотрите на фото – мусульмане совершают обход практически вплавь!

Возможно, подобной картины вживую мы больше не увидим. Хотя…

 

5. Внутри Каабы можно молиться в любую сторону.

Многих интересует, что же находится внутри Каабы. Люди довольствовались рассказами очевидцев, пока кто-то из посетителей не снял всё на камеру телефона. И вот теперь любой желающий может найти в Интернете видео об этом (пусть и трясущееся).

Внутри Каабы – белые мраморные стены и такой же белый мраморный пол.

 

4. Есть две Каабы.

В небесах над Каабой находится место, которое посещают только ангелы, оно называется аль-Байт аль-Ма’мур. О нём упоминается в Коране. О нём также говорил Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  в рассказе о своем ночном вознесении (ми’радж):

«Я спросил Джибрила об этом Доме (аль-Байт аль-Ма’мур), и он ответил: «Это — Дом наполненный. Каждый день в него входят семьдесят тысяч ангелов, которые уже никогда не вернутся в него после того, как выйдут оттуда«» (приводят Аль-Бухари и Муслим).

 

3. Черный камень однажды был расколот.

Когда-нибудь задумывались, как Черный камень оказался в серебряной оправе? Оказывается, камень пострадал в средние века от рук секты курмутидов (карматов). Они объявили хадж актом суеверия. Для большей убедительности они убили десятки тысяч паломников и выбросили их тела в родник Зам-Зам.

Но даже такого чудовищного поступка им оказалось мало. Эти безумцы похитили Черный камень. Никто не мог заставить их вернуть камень на место, пока они сами не сделали это через 22 года. Его привезли разбитым. Серебряная оправа удерживает Камень в целости и не даёт ему распасться на части (см. фото). Историки говорят, что найдены не все фрагменты Камня.

 

2. В начале Кааба была не в форме куба.

Да, именно так! Самый  знаменитый куб в мире начинал строиться как прямоугольник.

Итак, изначально постройка вбирала в себя и полукруглый участок, известный как «Хиджр Исмаиль». За несколько лет до начала пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) курайшиты решили перестроить Каабу и использовать для этой цели только чистые деньги. Исключался доход от азартных игр, грабежа, проституции, ростовщичества и тому подобного. Только представьте, как сильно арабы погрязли в грехах, если во всем огромном торговом городе не нашлось денег на восстановление Каабы до ее первозданной величины!

Курайшиты согласились на меньшую версию Каабы,  но чтобы обозначить исконный размер Дома, они возвели небольшую стену из глиняного кирпича, названную «Хиджр Исмаиль». В конце жизни Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) намеревался воссоздать Каабу, но не успел воплотить желаемое.  В общем, если паломник совершит намаз в этом месте, то можно считать, что он помолился внутри Каабы.

1. Мусульмане не поклоняются ни Каабе, ни Черному Камню.

Часто можно услышать такой вопрос: почему мусульмане поклоняются Каабе? Другие спрашивают: правда ли, что мусульмане поклоняются Чёрному камню? Ответ на эти вопросы одинаков: никто из мусульман не поклоняется ни Каабе, ни Чёрному камню.

На самом деле, Чёрный камень лишь служит указанием, откуда должен начинаться обход вокруг Священного Дома, не более.

Также и Кааба указывает мусульманам, в какую сторону нужно повернуться для совершения намаза.

Когда Умар, один из ближайших сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), обходя вокруг Каабы, поцеловал Чёрный камень, то сказал: «Я знаю, что ты – лишь камень, не приносишь ни вреда, ни пользы. И если бы я не видел, как посланник Аллаха целовал тебя, то никогда бы этого не сделал» (приводит аль-Бухари).

Таким образом, Умар поцеловал Чёрный камень только потому, что увидел, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) включил это действие в обряды хаджа. Следуя примеру Пророка, Умар совершал паломничество так, как делал его сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

 

История Каабы – не просто интересный рассказ из нашего прошлого. Этот Дом – важнейшее место для всех мусульман, где бы они ни находились. Как минимум, пять раз в день верующие направляются телом в сторону Каабы при совершении намазов. И подобно тому, как все мусульмане едины во время намаза, им нужно научиться быть едиными и в жизни, объединившись на правильных вероубеждениях и праведных делах.

 

Подготовлено: Тамкин Р.Г.Для сайта «Почему Ислам?»www.whyislam.to

  • [1] См. «Ас-сира ан-набавия», Ибн Исхак, 1/249
  • [2] Передал ат-Табарани со слабой цепочкой передатчиков

Статья в видео формате:

www.whyislam.to

Загадочный чёрный камень Каабы » Параллельный мир. Все грани реальности

Миллионы мусульман приезжают в Мекку, Саудовская Аравия, каждый год, в течение одного дня Мекка способна принять более двух миллионов мусульман, приехавших на ежегодный хадж, который считается одним из пяти столпов ислама.

Паломники собираются вокруг Каабы, здания кубической формы, расположенного в центре самой священной мечети Ислама — Аль-Масджид аль-Харам. Во время хаджа паломники должны обойти вокруг Каабы семь раз против часовой стрелки — этот торжественный ритуал совершается на протяжении четырнадцати веков.

Высота Каабы составляет 15,2 метра, ширина — 10,7 метра, длина — 12,2 метра. Она покрыта чёрной шёлковой тканью, известной как кишва и украшенной вышитой золотом каллиграфией. На юго-восточной стороне здания находится золотая дверь. Помещение внутри Каабы имеет три столпа, пол сделан из мрамора и известняка.

Кааба построена вокруг священного Чёрного камня, который спрятан в восточном углу, на расстоянии 1,525 м над землёй. Мусульмане верят, что пророк Мухаммед один раз поцеловал камень, поэтому во время их обязательной, один раз в жизни, по крайней мере, поездки в Мекку они пытаются поцеловать Чёрный камень, если это возможно. Если они не в состоянии, то просто указывают на него рукой и читают молитву, проходя мимо него, когда обходят семь раз вокруг Каабы. Немусульманам строго запрещается касаться его. Большую часть года Кааба покрыта чёрной тканью.

Чёрный камень

Чёрный камень часто описывается как кусок скалы тёмного цвета, расположенный примерно в полутора метрах над землёй. Есть предположение, что тёмный цвет камня вызван тем, что его касались паломники бессчётное количество раз, совершая ритуал миропомазания. Согласно мусульманской традиции, этот камень был первоначально белым, но почернел от того, что поглощал грехи человечества.

Впервые он был описан в западной литературе в XIX веке — путешественник из Швейцарии Иоганн Людвиг Буркхардт посетил Мекку в 1814 году и дал подробное описание Чёрного камня в своей книге 1829 года «Путешествия в Аравии»: «Это неправильный овал, около семи дюймов в диаметре, с волнообразной поверхностью, состоящий примерно из дюжины небольших камней разного размера и формы, соединённых вместе небольшим количеством цемента. Это выглядит так, как будто всё было разбито на множество кусков в результате сильного удара, а затем снова объединилось».

История Чёрного камня Каабы

Мусульмане верят, что Аллах приказал построить Каабу. История гласит, что Авраам построил мечеть с его старшим сыном Измаилом как подобие дома Аллаха на небесах.

Якобы старейшая мечеть на Земле, она использовалась язычниками до возникновения ислама. Согласно исламской традиции, камень был установлен в стене Каабы пророком Мухаммедом в 605 году.

Мусульмане также верят, что Кааба — небесный камень. Есть различные версии его происхождения и все они похожи друг на друга. Когда Адам был изгнан из Эдемского сада, он был наполнен грехом. Чёрный камень был дан ему, чтобы стереть этот грех и позволить ему вернуться на небо. Некоторые, однако, считают, что древний камень был принесён с соседней горы архангелом Гавриилом.

С течением времени камень получил значительные повреждения. Во время осады Мекки омейядами в 683 г. он был разбит на куски булыжником, выпущенным из катапульты.

В 930 г. он был украден членами небольшой шиитской секты карматов, которые увезли его к себе в Хаджар, современный Бахрейн. Согласно историку Османской империи Кутб ад-Дину, лидер карматов Абу Тахир аль-Кармити установил Чёрный камень в его собственной мечети с целью перемещения хаджа из Мекки. Но паломники продолжали чтить место, где раньше был Чёрный камень, и его кусочки, которые были позже возвращены.

Есть даже истории о людях, убитых за то, что пытались дотронуться до камня. В XI веке один человек якобы пытался разбить его, и был убит на месте, а го камень получил лишь небольшое повреждение.

По данным швейцарского путешественника Иоганна Людвига Буркхардта, в 1674 году кто-то обмазал Чёрный камень экскрементами, чтобы «каждый, кто поцеловал его, ушёл с испачканной бородой». В этом заподозрили персов, на которых после этого было наложено проклятие на протяжении веков.

В настоящее время камень состоит из нескольких частей, по оценкам, от семи до пятнадцати. Эти фрагменты удерживаются вместе с помощью серебряной рамки, которая крепится к камню серебряными гвоздями.

Чёрный камень — метеорит?

Поскольку научные исследования камня запрещены, можно только предполагать, что из чего он состоит. Согласно разным теориям, это базальт, агат, обсидиан или иноземный артефакт.

Одна теория предполагает, что камень является метеоритом, которому поклонялись до мусульман языческие арабы.

По словам Энтони Хэмптона, возглавляющего команду геологов из Оксфордского университета, частично причиной того, что камень окружён тайной, является запрет на какие-либо научные исследования, наложенный по понятным культурным и религиозным мотивам.

Были предприняты попытки найти другие способы получения информацию о нём. Местные образцы песка, взятого в радиусе 2 км от камня, показали более высокое, чем в земной коре, содержание иридия, металла, обнаруженного в метеоритах.

Также было найдено много разбитых каменных конусов, образующихся только в метеоритных кратерах или в результате подземных ядерных взрывов.

Роберт С. Дитц и Джон МкХон из университета штата Иллинойс в 1974 году заявили, что Чёрный камень, вероятно, не метеорит и не сверхъестественного происхождения. Анонимный араб-геолог, который сделал хадж и осмотрел камень, увидел диффузные полосы на нём, что указывает на то, что это агат.

Тем не менее, Чёрный камень Каабы, вероятно, самый известный в мире священный камень, остаётся главным объектом исламского паломничества. 

parallelnyj-mir.com

Кааба в исламе: история появления и роль в жизни верующих

Мусульмане во всём мире ежедневно во время совершения намазов направляют свой лик в сторону Священной Каабы (киблы), которая признана в качестве главной исламской святыни.

Кааба является домом Господа миров и располагается в самом центре наиболее значимой для мусульман Запретной мечети («месжид Аль-Харам»), находящейся в городе Мекка. Ежегодно Кааба притягивает к себе миллионы мусульман, которые совершают паломничество – хадж и умру.   

История Каабы

Кааба является первым сооружением, созданным людьми, для поклонения Единому Творцу. Впервые она была сооружена первым пророком – Адамом (мир ему). Однако после Великого Потопа, который произошёл во времена Пророка Нуха (Ноя, мир ему) она была до основания разрушена. Дом Всевышнего был восстановлен по повелению Самого Господа пророками Ибрахимом (Авраамом) и его сыном Исмаилом (мир им), о чём упоминается в следующем кораническом аяте:

«Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (2:125)

В доисламскую эпоху Кааба являлась главным языческим храмом, паломничество к которому совершали язычники со всей Аравии. Внутри Дома Аллаха располагались языческие идолы, которым поклонялись мекканские многобожники.

С началом пророческой миссии Милости миров Мухаммада (с.г.в.) и появлением первых мусульман в Мекке Кааба стала и исламской святыней. Однако киблой (ориентиром при совершении намаза) она стала лишь через некоторое время после совершения Хиджры – переселения Пророка (с.г.в.) в город Медина из Мекки. До этого киблой служила иерусалимская Отдалённая мечеть («месжид Аль-Акса»). Доказательством служит хадис, который одновременно приводят Муслим и Бухари: «В первое время после приезда пророка… он в течение 16 или 17 месяцев молился, становясь лицом в сторону Иерусалима, однако ему хотелось обращаться во время молитвы в сторону Каабы».

Достоинство Каабы

Кааба играет весомую роль для всех мусульман. Всевышний говорит нам в Коране:

«Аллах сделал Каабу, Заповедный дом, а также запретный месяц, жертвенных животных и животных (или людей) с ожерельями опорой для людей» (5:97)

Кааба, прежде всего, это опора всей уммы, которая способствует её сплочению и единству. Во-первых, мусульмане, проживающие в различных странах мира, имеющие разный социальный статус, пол, возраст, материальный достаток, обращаются во время совершения молитвы именно к Каабе. Во-вторых, ежегодно верующие со всей планеты устремляются в Мекку для совершения одного из столпов ислама – паломничества (хаджа), обязательным условием которого является обход вокруг Каабы. Во время хаджа все мусульмане, прибывшие в Мекку, становятся единым целым. В период паломничества верующие, вне зависимости от того, к какому течению они принадлежат – сунниты они или шииты, каков их социальный статус и материальное положение, – все они становятся равными, так как на данный момент они преследуют общую цель.

В Священном Коране сказано:

«Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь» (3:103)

Тем не менее, в современном мире вопрос о единстве уммы остаётся актуальным. Кааба является святыней, которая способствует сплочению и единству верующих по всему миру.

Помимо благ в земной жизни, обращение при выполнении молитвы в сторону Каабы способно помочь верующему и в мире вечном. Существует высказывание Посланника Аллаха (с.г.в.), которое приводится в хадисе: «Тот, кто совершает молитву так же, как и мы, и обращается к нашей кибле, и ест то, что мы приносим в жертву, является мусульманином, который находится под защитой Аллаха и под защитой Его посланника» (Бухари, Насаи).

Таким образом, Кааба, будучи местом паломничества верующих и ориентиром при совершении намаза, играет значимую роль, способствуя единению и сплочению мусульман всего мира.

islam.global

Языческие истоки Ислама — ВикиИслам

Материал из ВикиИслама — веб-ресурса, посвященного Исламу

В этой статье рассматривается влияние языческих воззрений жителей Аравии на Ислам.

Кааба. Потоп в 1941 г.

Согласно хадисам, Кааба была центром идолопоклонничества в Мекке, а также жилищем 360 идолов:

Сообщается, что Абдуллах бин Мас'уд {…} сказал: «Когда пророк {…} вступил в Мекку в день ее завоевания, вокруг Каабы находилось триста шестьдесят идолов, и он начал тыкать их палкой, которую держал в руке, говоря: „Пришла истина, и сгинуло ложное…“ И он говорил также: „Пришла истина, а ложное больше не появится и не вернется“». — Сахих аль-Бухари, № 1587, 4287

Мухаммед отказался от всех идолов, кроме одного — Черного камня, мотивируя это исключение тем, что этот камень установили в Каабу Авраам и Исмаил. Однако нет ни исторических, ни археологических доказательств существования Каабы за несколько сот лет до рождения Мухаммеда. В действительности же, сам Мухаммед опроверг какую-либо связь между Авраамом, Исмаилом и Каабой.

В Коране говорится, что Каабу построил Авраам:

Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления. Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц. — Коран, 2:125

Мухаммед говорит, что Кааба была построена за 40 лет до момента постройки Храма в Иерусалиме:

Сообщается, что Абу Зарр {…} сказал: «Однажды я спросил: „О посланник Аллаха, какая мечеть была построена на земле первой?“ Он ответил: „Запретная мечеть (Аль-масджид aль-харам)“. Я спросил: „А после нее?“ Он ответил: „Отдаленнейшая мечеть (Аль-масджид aль-акса)“. Я спросил: „А сколько лет прошло между построением одной и другой?“ Он ответил: „Сорок лет“, после чего добавил: „Где бы ни застало тебя время молитвы, совершай ее, ибо в этом благо“». — Сахих аль-Бухари, № 1352, 3366

Храм в Иерусалиме был построен Соломоном в 958–951 годах до н. э.. Следовательно, если верить хадису, Каабу должны были построить примерно в 998–991 годах до н. э. Но Авраам и Исмаил были давно мертвы к тому времени, поскольку жили около 2000 г. до н. э.. Приведенные аят и хадис в данном плане не совместимы.

Кааба никак не связана с Авраамом и Исмаилом. Кааба имеет полностью языческое происхождение. Египетский профессор и главный авторитет по арабской литературе доктор Таха Хусейн говорит по этому поводу следующее:

Происхождение этой легенды (о связи Авраама с Каабой) слишком очевидно: она приобрела популярность перед самым появлением Ислама. Ислам использовал ее по религиозным соображениям.[1]

Большаков О. Г., выдающийся арабист и исламовед при Институте восточных рукописей РАН, также отмечает, что под влиянием Мухаммеда с Авраамом также стали связывать и камень Макам аль-Ибрахим, стоящий недалеко от Каабы:

В стены [Каабы] были вмурованы два священных камня — один в восточном углу, другой, наиболее почитаемый, в южном. Значение Каабы, в которой не было алтаря и не совершалось жертвоприношений, заключалось в том, что стены ее были хранилищем священных камней, воплощавших в себе божества — небесные светила. В 13,5 м от Каабы, напротив входа, лежал еще один священный камень, который после победы ислама был связан с Ибрахимом (Авраамом), объявленным Мухаммедом провозвестником истинной религии, и камень получил название «макам Ибрахим» («место, на котором стоял Ибрахим»). — История Халифата[2]

О связи Каабы с языческими традициями также свидетельствует следующий хадис:

Передал Асвад: «Ибн Аз-Зубайр сказал мне, что Аиша рассказала ему несколько секретных вещей. „Что она сказала тебе о Каабе?“ Я ответил: „Она сказала мне, что однажды пророк сказал: «О Аиша, если бы наш народ не был так близок к доисламскому невежеству, я бы разобрал Каабу и сделал бы в ней две двери: одну для входа, а другую для выхода»“. В последствии Ибн Аз-Зубайр сделал это». — Сахих аль-Бухари, 126

Поклонение Каабе и целование Черного камня — только два из множества языческих ритуалов VII века, оказавших влияние на Ислам.

В доисламской Аравии языческим богам поклонялись в виде прямоугольных камней и скал. Например, языческая богиня Аль-Лат, упоминаемая в аяте 53:19, считалась доисламскими язычниками одной из дочерей Аллаха. Она была представлена кубическим камнем в Таиф (Саудовская Аравия). Здание было построено в скале, чтобы отметить ее как часть молитвенного дома. В Китаб аль-Аснам (Книга идолов) можно прочесть следующее:

Аль-Лат стояла в аль-Таиф, она была более поздней, чем Манат. Аль-Лат была кубическим камнем, рядом с которым определенный еврей обычно готовил свою ячменную кашу. Аль-Лат содержал и охранял бану-Аттаб ибн Малик из Таиф, он же построил здание над ней. {…} Аль-Лат является идолом, о котором Аллах сказал: «Видели ли вы Аль-Лат и Аль-Уззу» (53:19) — Китаб аль-Аснам[3] Главными святыми объектами в арабской религии были камни, выступ скалы или большой валун, часто прямоугольной или неправильной формы, а также черные базальтовые камни, наиболее известным из которых является Черный камень Каабы в Мекке, который стал центральным объектом поклонения в Исламе. — Энциклопедия Британника‎[4]

Никто не отрицает того, что Черный камень был лишь одним из многих камней — идолов Каабы, почитаемых доисламскими язычниками. Целование Черного камня является ритуалом доисламского языческого богослужения. Хотя Мухаммед и выбросил из Каабы 360 других камней, он сохранил Черный камень и ритуал его целования. Тот камень, который сегодня целуют мусульмане при посещении Мекки, до появления Ислама целовали язычники.

Сообщается, что аз-Зубайр бин Араби {…} сказал: «Один человек задал Ибн Умару {…} вопрос о прикосновении к Черному камню. В ответ он сказал: „Я видел, как посланник Аллаха {…} прикасался к нему и целовал его“». Аз-Зубайр сказал: «Я спросил: „А что если там будет слишком много людей? А что если мне не дадут этого сделать?“ На это Ибн Умар сказал: „Оставь эти «а что если» в Йемене! Я видел, как посланник Аллаха {…} дотрагивался до него и целовал его!“» — Сахих аль-Бухари, № 775, 1611

Язычники до появления Ислама молились пять раз в день в сторону Мекки[5]. Mухаммед сохранил в Исламе эту языческую практику, используя свою историю о ночном полете в рай на мифическом животном аль-Бурак. Хадис рассказывает, что на небесах Аллах потребовал для мусульман 50 молитв в день. По совету Моисея, Мухаммед совершил сделку с Аллахом и успешно уменьшил количество молитв до пяти.

В зороастризме (религии, возникшей задолго до Ислама) также практикуются пятикратные молитвы, перед которыми совершают омовение. Поэтому даже сейчас данная практика не является исключительно исламской[6]. Однако, в отличие от мусульман, зороастрийцы молятся в сторону солнца или Благодатного огня (если они в храме)[7].

Языческое племя Мухаммеда — курайшиты — постились 10-го числа месяца Мухаррам. Мухаммед сохранил и эту языческую практику, которая, однако, не является обязательной:

Передают со слов Аиши {…} о том, что во времена джахилии курайшиты соблюдали пост в день Ашура, и потом посланник Аллаха {…} велел соблюдать пост в этот день, а когда Аллах вменил людям в обязанность пост в течение всего рамадана, посланник Аллаха {…} сказал: «Кто захочет поститься в этот день, пусть постится, а кто захочет, пусть разговляется». — Сахих аль-Бухари, 1893, 1893 Передала Аиша: «Ашура (10-е Мухаррама) — день, когда постилось племя курайшитов в доисламский период невежества. Пророк тоже постился в этот день. Когда он переехал в Медину, он продолжал поститься в этот день и приказал делать это (мусульманам). После того, как был предписан пост Рамадан, пост в день Ашура стал необязательным — по выбору людей». — Сахих аль-Бухари, 3831

Таваф между Сафа и Марва[править]

Совершение Таваф (переходов) между холмами Сафа и Марва сегодня является исламским ритуалом во время паломничества в Мекке. Мусульмане должны семь раз перейти между этими холмами. Однако его совершали еще арабские язычники. Мухаммед включил ритуал в Ислам, санкционировав его следующим аятом:

Воистину, ас-Сафа и аль-Марва — одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах — Признательный, Знающий. — Коран, 2:158

В хадисах зафиксировано, что последователи Мухаммеда прекратили совершать ритуал, поскольку считали его языческим, но снова продолжили его, как только Мухаммедом было «дано добро»:

Передал Асим: «Я спросил Анаса бин Малика: „Вы не любили совершать Таваф между Сафа и Марва?“ Он ответил: „Нет, поскольку это был один из обрядов доисламского периода невежества, пока Аллах не открыл нам: «Ас-Сафа и ал-Марва — из примет Аллаха; и кто совершает Хадж или Умра, — нет греха на нем, если сделает Таваф между ними»“». — Сахих аль-Бухари, 1648

Также был создан миф об Агари, которая бегала между двумя этими холмами в поисках воды, пока не нашла источник Замзам. Даже если эта история и правдива, неужели людям нужно бегать вверх и вниз между двумя холмами чтобы угодить Аллаху?

Ихрам — совершение паломничества в Мекку. Оно включает в себя ряд ритуалов, как то: омовение, ношение «одежды Ихрам» и т. д. Ихрам в доисламские времена был языческим обрядом поклонения идолам, и этот обряд оказал определенное влияние и на Ислам. Мусульмане приняли Ихрам для совершения хаджа и умры. В одном из хадисов со слов Аиши можно встретить описание того, как ансары проводили языческий обряд:

{…} В ответ Аиша сказала: «В этом аяте (2:158) имеются в виду ансары, а они, прежде чем стать мусульманами, совершали хадж ради Манат по прозвищу „Владычица“, которой они поклонялись у горы аль-Мушалляль, и при этом тот, кто вступал в состояние ихрама ради этого идола, считал греховным обходить ас-Сафу и аль-Марву. Когда же они приняли Ислам, то спросили посланника Аллаха {…} об этом и сказали: „О посланник Аллаха, поистине, мы всегда избегали обхода ас-Сафы и аль-Марвы как греха”, и тогда Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором говорится: „Поистине, ас-Сафа и аль-Марва — из числа знаков Аллаха…“». Аиша {…} также сказала: «Бегу между ними положил начало посланник Аллаха, {…} и никто не должен отказываться от этого!» — Сахих аль-Бухари, № 784, 1643

Вот как описывает ношение Ихрама язычниками исламовед Большаков О. Г.:

Вступая на священную территорию, паломники надевали чистую белую полотняную одежду (ихрам), которая налагала на паломника ряд ограничений. В частности, от хумси, надевшего ихрам, требовалось половое воздержание, и входить и выходить из жилища он должен был через пролом в стене. Наконец, курайшитам удалось сформировать представление, что в хараме нельзя есть пищу, принесенную с несвященной территории. В сочетании с предоставлением за плату одежды для первого тавафа не хумси это давало курайшитам дополнительный доход. — История Халифата[2] В исламском ритуале Таваф мусульмане семь раз обходят Каабу. В ритуале индуистского бракосочетания Саптапади супружеская пара семь раз обходит священный огонь. В обоих ритуалах во время обхода повторяются религиозные фразы.

Обход должен происходить вокруг конкретного объекта. В Исламе верующие ходят вокруг Каабы в Мекке. Доисламские язычники делали это, чтобы угодить идолу Хубалу, а также 360 божествам вместе с Аллахом (который также был одним из идолов Каабы). Мухаммед продолжал совершать эти обходы даже после того, как из Каабы были удалены 360 идолов.

Ни иудаизм, ни христианство (религии людей Писания) не практикуют ритуальные обходы для угождения богу. Любопытно, что две другие более старшие конфессии — индуизм и буддизм — обвиняются Исламом в язычестве и практике языческих ритуалов.

Исламский полумесяц[править]

Хубал был богом луны, которому поклонялись в Каабе. Полумесяц был символом Хубала. Дед Мухаммеда, язычник Абд аль-Мутталиб, едва не зарезал отца Мухаммеда — Абдаллаха, чтобы удовлетворить своего бога Хубала. Ибн Хишам рассказывает об этом следующим образом:

Потом гадальщик погадал, и вышла стрела Абдаллаха. Абд аль-Мутталиб взял его за руку, взял нож и пошел к Исафу и Найле, чтобы зарезать его. {…} Курайшиты и сыновья Абд аль-Мутта-либа сказали: «Не делай этого! Иди с ним в аль-Хиджаз — там есть прорицательница, у которой есть дух, и спроси ее. Все зависит от тебя: если она скажет тебе заколоть его, — заколешь; если она предложит тебе выход из положения, — примешь его». {…} [Прорицательница] сказала: «Возвращайтесь в свою страну, поставьте вашего спутника и десять верблюдов возле Каабы, потом погадайте на стрелах на него и на них. Если выйдет на него, увеличьте число верблюдов, пока ваш Бог не согласится». {…} Добавили еще десять верблюдов, и число верблюдов стало сто. Абд аль-Мутталиб стал молить Аллаха. Потом кинули жребий. Стрела указала на верблюдов. Курайшиты и присутствовавшие при этом люди сказали: «Все! Господь твой удовлетворился, о Абд аль-Мутталиб!» {…} Верблюды были заколоты и оставлены. — Сират Расул Аллах, пер. Я. А. Гайнуллина (рус.)

Кааба, святыня Ислама, была местом, где совершались языческие человеческие жертвоприношения. Реки крови текли во имя Хубала. Когда Мухаммед основал Ислам, он выбросил его идол. В битве при Бадр враг Мухаммеда Абу Суфьян восхвалял высокое положение Хубала, говоря: «О Хубал, будь высоким». Мухаммед просил своих последователей кричать ему в ответ: «Аллах более высок»[8].

Если лунный бог Хубал уже не «выше», то освободился ли Ислам от влияния «луны»? В мечетях во всем мире можно увидеть символ, аналогичный символу Хубала, — полумесяц, расположенный на вершине мечети. Как крест в христианстве, или звезда Давида в иудаизме, полумесяц ассоциируется с Исламом. Хотя мусульмане и не поклоняются Хубалу, языческая молитва Абу Суфьяна, противника Мухаммеда, «Возвышайся, Хубал!» может считаться удовлетворенной, и Хубал по-прежнему остается на высоте.

Так или иначе, с таким богатым языческим наследием, Ислам вряд ли может считаться «чистой религией, ниспосланной Аллахом».

  1. ↑ Мизан ал-Ислам, стр. 170
  2. ↑ 2,02,1 Большаков О. Г. Глава 2. Рождение ислама // История Халифата. — М.: «Восточная литература» РАН, 2000. — Т. 1 : Ислам в Аравии. 570–633. — С. 52, 55. — ISBN 5-02-018165-X.
  3. ↑ The Book of Idols, p 14; (translation of Kitab Al-Asnam) by Hisham Ibn-Al-Kalbi, 819 CE, translated by Nabih Amin Faris, 1952
  4. ↑ Encyclopedia Britannica — Arabian Religions, p1059, 1979
  5. ↑ The Encyclopedia of Islam (edited by Eliade) P. 303FF
  6. ↑ Bowker, John, The Oxford Dictionary of World Religions, New York, Oxford University Press, 1997, pp. 763-764
  7. ↑ Joseph H. Peterson: GAHS (prayers for each period of the day) (англ.) — Avesta Zoroastrian Archives, проверено 26 января 2014 г. (архивная копия от 26 мая 2011 г.)
  8. ↑ «{…} А потом он начал декламировать: „Возвышайся, Хубал, возвышайся, Хубал!” Тогда пророк {…} сказал своим сподвижникам: „Разве вы не ответите ему?” Люди спросили: „О посланник Аллаха, что же нам говорить?” Он сказал: „Говорите: «Аллах более высок и велик!»” {…}» — Сахих аль-Бухари, № 1239, 3039

ru.wikiislam.net

Священный камень Кааба. - Когда-нибудь...

Смотрела новости, как кран обвалился в Мекке 11.09. 2015 г. в крупнейшей мечети Мекки Аль-Харам. Упавший башенный кран, по последним данным, унёс жизни 107 человек. Число пострадавших достигло 238 человек.Погибли верующие. Рассуждают про камень, раскололся или нет. Если раскололся, то плохое предзнаменование.

В небольшой долине среди гор, спрятанная от всего мира, находится святая святых ислама – город Мекка. Именно к нему пять раз в день обращаются взоры мусульман всего земного шара.В отличие от других восточных городов Мекка не была обнесена стеной, а естественной оградой ей всегда служили горы. Через весь город тянется широкая улица Массаи, к которой с гор многочисленными ярусами сползают дома – большие и маленькие.

Посреди улицы, в самой нижней части долины, расположена площадь, на которой стоит знаменитая мечеть Харам аш-Шериф, что означает «Дом Бога». Мусульмане уверены, что именно в этом месте находится центр мироздания, потому что это даже и не земля, а опрокинутая на землю часть неба. И в последний день существования мира она на небо и вернется.

Территория «Запретной мечети» – священное место для мусульман всего мира. Об этом многократно говорится во второй суре Корана: «И откуда бы ни вышел ты, обращай свое лицо в сторону Запретной мечети; и где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону».

Площадь похожа на традиционный восточный двор, только очень больших размеров. Она окружена в три, а где и в четыре ряда колоннами из мрамора, гранита и обыкновенного камня. Поверху колонны соединены стрельчатыми арками и покрыты маленькими белыми куполами, а над ними возвышаются семь стройных минаретов.

По преданиям арабов, Кааба была воздвигнута как алтарь для молитвы прародителем людей Адамом. Адам очень страдал от того, что лишился не только рая, но и храма, в котором он привык молиться в раю. Тогда Бог смилостивился, и копия храма была спущена на землю.

Чтобы Каабу легче было строить, ангел Джабраил принес Ибрахиму (Аврааму) плоский камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строительных лесов. Камень этот до сих пор находится в Каабе, и верующие могут видеть на нем отпечатки ног своего праотца.

В центре площади находится большой каменный куб высотой около тринадцати метров с плоской крышей. Это и есть Кааба, некогда языческое святилище, а ныне главный храм мусульманского мира.

Окон в Каабе нет, а обитая листами серебра дверь поднята от земли примерно на высоту 120 сантиметров, поэтому в храм можно попасть только по деревянной лестнице, которую специально подкатывают во время хаджа.

Сверху, примерно на три четверти своей высоты, Кааба покрыта кисвой – черным шелковым полотном, сшитым из восьми кусков. На нем золотыми и серебряными буквами вышиты изречения из Корана. Долгое время эта материя приготовлялась в Египте и высылалась в Мекку, а вышивать ее имеет право только одна семья, которая передает его по наследству из поколения в поколение.

Закрывать стены Каабы в виде особого почитания впервые стал владетель Керб ибн Эсед. При багдаском халифе Мамуне покрывало это делали из светлой материи и меняли три раза в год. Но в 1349 году египетский халиф Салих Исмаил стал высылать из Египта кисву из черной материи, и делалось это только один раз в год. С тех пор этот обычай сохранился до настоящего времени.

С восточной стороны Каабы есть ворота Баб-э-шейба. Паломник, входящий в эти ворота с правой стороны, оказывается рядом с Макам эль-Ибрахим (местом Ибрахима) – киоском из густой бронзовой решетки, внутри которого, в железном сундуке, покрытом расшитой золотом шелковой материей, находится тот самый камень, который служил Ибрахиму подмостками при строительстве Каабы. По желанию строителя он мог подниматься или опускаться.

Когда, по преданию, строительство Каабы было почти закончено, Ибрахиму понадобился другой заметный камень, чтобы обозначить на стене то место, с которого следует начинать ритуальное шествие вокруг храма. В раю Адам и ангелы, наученные самим Богом, семь раз обходили храм, и Ибрахим хотел, чтобы и на земле богослужение проходило правильно. Вот тогда ангел Джабраил и принес ему знаменитый Хеджер эль-Эсвад – Черный камень.

По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного. Когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от грехов людских он темнел и темнел, пока совсем не превратился в черный.

Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими потухшими вулканами.

Когда в 1630 году Магомет вернулся из Медины в Мекку, он выбросил из Каабы всех языческих идолов, но почтительно приложился посохом к Черному камню. Но еще до того как Магомет выступил с проповедью, в Мекке решили отремонтировать сильно обветшавшую Каабу. Когда нужно было перенести Черный камень на другое место, между корейшитскими семьями возник спор, какая из них наиболее достойна этой священной миссии. И тогда Магомет разрешил эту проблему весьма остроумно: он расстелил на полу Каабы свой плащ, положил на него Черный камень, а затем старейшины всех знатных родов подняли плащ с камнем.

«По преданию, – писал русский штабс-капитан Давлетшин, – в 929 году Черный камень был увезен в Йемен, но в 951 году снова был возвращен в Мекку». Сейчас Черный камень, вделанный в Каабу выше земли и чуть ниже человеческого роста, заключен в массивную серебряную оправу. Видимая часть камня в диаметре имеет около 36 сантиметров.

vagamadama.livejournal.com


Смотрите также