Добыча и обработка белого камня в Древней Руси. Камень купцов


ЦИРКОН (его обладатель - возлюбленный Бога и людей).

ЦИРКОН (его обладатель - возлюбленный Бога и людей).

Натуральный и весьма дорогой самоцвет, по стоимости сопоставим с сапфиром. Это прозрачный камень различных цветов с очень сильным блеском, благодаря которому циркон на «Востоке» действительно называли « младшим братом алмаза», Ошибочно называют цирконом фианит (синтезированная кубическая окись циркония»). В средние века уже были известны ювелирные украшения, которые считались «несовершенными алмазами». Они имели еще одно название - «матарские камни» (по месту добычи минералов в Мантаре, на острове Цейлон). Эти «несовершенные алмазы» отличались от обычных несколько меньшей твердостью и менее интенсивным блеском после огранки. Тогда не подозревали, что это не алмаз, а циркон. Считается, что название произошло от персидского слова «ЦАРГУН» - «золотой камень», видимо по золотисто-желтой окраске одной из разновидности циркона - гиацинта. Считался хорошим талисманом для путешественников, способным охранять от различных невзгод в дальних краях. В России всегда считался камнем-покровителем купцов, т.к. по преданиям его связывали с богом торговли Меркурием. Распространен во многих странах, Россия - Урал. На Цейлоне циркон добывают со дна речек. Извлеченные из воды кристаллы невзрачны, но после огранки приобретают поистине бриллиантовый блеск.

Некоторые из самых красивых ограненных цирконов представлены в Смитсоновском Институте в Вашингтоне (коричневый камень 118.1 карат) и в Американском музее естественной истории (зелено-голубой циркон в 220 карат). Следует предохранять от случайных ударов. Оранжевый, красный, коричневато- красный, также голубые, зеленые, сиреневые и бесцветные.

ХРИЗОЛИТ (камень купцов и банкиров)

Драгоценный камень вулканического происхождения, поэтому его называют «рожденным в огне». Это красивый прозрачный минерал от желтовато-зеленого до цвета темного шартреза. Иногда небольшие кристаллы находят в метеоритах, падающих на землю. Название произошло от греческого«хрисос» - золото, «литос» - камень. Камень изумительной оливково-зеленой окраски был известен уже в древности, нередко принимали за изумруд из-за схожести цвета. В ювелирных изделиях часто называли оливин или перидот. Хризолит в виде амулета предостерегает своего владельца от неразумных поступков, навязчивых идей, врагов и грозящей опасности, хранит имущество владельца от краж и пожаров. По этой причине перстни с оливинами в средние века предпочитали носить купцы, банкиры. Если владелец носил камень на левой руке, был защищен от дурного глаза (именно золотая оправа проявляет магические силы особенно сильно). Хризолиты хорошего ювелирного качества небольших размеров встречаются нередко, найти крупный - большая удача, французы говорят по этому поводу «У кого 2 хризолита - у того их слишком много».

Исторические месторождения Египет - остров Зибергет - Красное море (история разработки более 3500 лет). Добывают вместе с другими драгоценными камнями в Бирме и Бразилии. Чудесные кристаллы найдены на острове Росса (Антарктида). Россия - Урал, Колыма, Якутия. Недавно открыты месторождения в Афганистане. Огранки из желто-зеленых хризолитов могут весить более 100 карат, в коллекции Смитсоновского Института в Вашингтоне хранится драгоценный хризолит весом 310 карат. Чистка только в мыльном растворе.

Зеленая окраска вызвана окислом железа, а ее яркость и интенсивность зависит от присутствия паров никеля. Это магматический минерал.

Дополнительные материалы

КВАРЦ

Группа кварца - (твердость 7) - цвет различный, наиболее распространенный - бесцветный, молочно-белый.

В зависимости от окраса кристаллов подразделяются: - горный хрусталь (волшебный камень магов) - бесцветный, вод...

далее...

ОПАЛ (образуется в недрах земли из жидкой массы кремнезема, которая, застывая, сохраняет в своем составе небольшое количество воды).

Если рассматривать под микроскопом - его внутренняя структура представляет собой наподобие пчелиных сот, расположенные в определенном порядке в массе кремниевого геля мелкие шарики одинакового размера кремнезема....

далее...

РОДОНИТ. Название минерала происходит от греческого «родон» - роза или розовый.

ЖАДЕИТ. Различные оттенки белого, зеленого, голубого. НЕФРИТ.

В древности считали, что нефрит обладает многими лечебными свойствами: приносит успокоение, излечивает почечные болезни, с чем и связано его н...

далее...

dragcoin.org.ua

Таинственные украшения - ослепительные бриллианты

Ослепительные бриллианты, пленительное золото, восхитительные в своей красоте драгоценности истребляли целые фамилии и стирали из жизни случайных владельцев. Может, красота нашла универсальный способ спасти мир, очищая его от алчности и жажды власти? Впрочем, зачастую украшения остаются просто изящными вещицами, и только люди придают им зловещий оттенок. В то время как ювелиры вкладывают в них душу, папы и короли превращают их в орудия убийства, чтобы вынуть её у других.

Проклятие без срока давности: сокровища царя Крёза

Брошь царя Крёза.jpg

В тридевятом царстве, Лидийском государстве жил был царь Крёз. Правил он давно – 560 – 546 годах до н. э., когда процветала вера в магию и проклятья, призванная защищать богатство королей.

В начале прошлого века на холме Икизтепе возле турецкого городка Ушака крестьянская мотыга наткнулась на двустворчатую мраморную дверь склепа Крёза. Мумия самого правителя истлела, но сокровища предстали во всём великолепии. В течение нескольких дней гробница была разграблена, и возмездие не заставило себя ждать – смерть расчехлила свою косу, собрав богатый урожай жизней расхитителей.

Самой известной стала золотая брошь с изображением морского пегаса или Гиппокампа – коня с рыбьим хвостом. Она несколько раз меняла хозяев, но всех неизменно настигало правосудие. Наконец, вместе с некоторыми другими украшениями сокровищ Крёза, брошь нашла пристанище в музее города Ушак. В 2006 году драгоценности выкрали, заменив подделками. Как оказалось позже, постарался директор музея. Подлинная брошь некоторое время провела в Германии, но после соблюдения необходимых формальностей её вернули в Турцию.

Сокрушительный укус золотого льва

Родриго Борджиа, папа Александр VI.jpg

Родриго Борджиа вошёл в историю не только как папа римский Александр VI. Его окрестили чудовищем разврата, несчастьем для церкви, аптекарем сатаны. Этот "Азраил" щедрой рукой, в буквальном смысле, сеял смерть.

Если простолюдинов он потчевал мышьяком, то для знати приберёг фирменный эликсир – яд Кантарелла. "Мышьяк – король, но при дворе сиятельной Кантареллы он желанен особенно", – говаривал Борджиа.

В состав входили: соли меди, мышьяк, порошок желез древесной жабы, фосфор и сок южноафриканских растений. Противоядия от такой смеси не существовало, и Борджиа с его помощью расчищал себе дорогу к абсолютной власти, ведь лучшие враги – мёртвые враги.

Состав яда стал известен только в 1966 году, когда в бывших покоях папы нашли кольцо с тайником. Оно было оформлено в виде львиной лапы из платины, готовой в любой момент выпустить острые когти, а опоясывал её орнамент из золота. Во время рукопожатия лёгким движением руки Борджиа запускал потайной механизм, высвобождающий коготки, имеющие сквозные каналы. Небольшая царапина на руке собеседника открывала яду путь для проникновения под кожу, обрекая беднягу на страшные муки.

Кольцо Борджиа.jpg

Была и другая возможность попотчевать собеседника дьявольским угощением – оборотом кольца вокруг пальца сдвигалась потайная пластина, открывая нишу, содержимое которой можно было незаметно подсыпать в еду или вино.

С 1492 по 1503 год Борджиа дирижировал судьбами, считая себя неуязвимым. Но как говорится, кто посеял бурю, должен быть готов собрать ураган.

Кончина папы Александра VI породила много слухов, но все сводятся к тому, что он сам себя отравил по ошибке, съев приправленное ядом яблоко или выпив вино, приготовленное другому.

Бриллиант "Надежда"..., надежда умирает последней

Некоторые камни проявляют настоящую кровожадность. Они никак не могут утолить жажду, поглощая жизни и требуя новых жертв. На счету бриллианта "Надежда" несчётное количество насильственных смертей, и пусть сейчас он кажется спокойным, но кто знает, возможно, он просто "нагуливает" аппетит.

Бриллиант Надежда.jpg

В середине XVI, прибыв из Индии в Европу, камень принес с собой чуму, которая унесла и первого своего владельца. Далее он сделал эффектный "гранд-жете" в жизнях монархов.

Людовик XIV не задобрил бриллиант новой оправой и перед тем, как уйти в мир теней, мучился в агонии несколько суток. Следующим был Людовик XV, скончавшийся от оспы, заразившись от молодой девушки, присланной ему Дюбарри. Людовик XVI и Мария-Антуанетта лишились головы, а фаворитки, в руках которых побывал бриллиант, расставались с жизнью преждевременно и мучительно.

Все, кто обладал "Надеждой", заведомо были обречены стать жертвой палача, сходили с ума и заканчивали самоубийством. Череда смертей прекратилась лишь благодаря Генри Уинстону – торговцу драгоценностями. Выкупив камень, он подарил его Смитсоновскому институту.

По индусской легенде этот бриллиант – глаз бога Рамы, и он не может принадлежать одному человеку. Теперь, когда у камня нет определённого хозяина, он затаился.

Навязчивая преданность аметиста "Герон Аллен"

И снова таинственная религия Индии преподносит славный подарок самоуверенным европейцам.

Аметит Герон Аллен.jpg

В 1855 году полковник войск Британии, Уильям Феррис, выкрал в индийском храме крупный аметист (названный позже "Герон Аллен"), а на родине сделал из него подвеску. Но радоваться пришлось не долго – вскоре у него начались серьёзные неприятности с финансами и здоровьем. Выкарабкаться Уильяму не удалось – он умер, оставив камень в наследство сыну.

Феррис младший вскоре почувствовал, как и его дела идут наперекосяк. Он решил, что проклятье действует только на семью тех, кто "обидел" аметист и не причинит вред другому, а потому подарил камень приятелю. Тот непонятно почему застрелился, оставив записку с просьбой вернуть подарок прежнему владельцу.

Словно бумеранг, минерал вновь вернулся в руки Ферриса, и чтобы избавиться от злополучного наследства, в 1890 году он дарит его Музею естественной истории, где работал Эдвард Герон Аллен, чьим именем позже и будет назван аметист.

Эдвард Герон-Аллен.jpg

Аллен был прогрессивным человеком своего времени: юрист по образованию, исследователь в сфере естествознания, автор монографии о хитростях изготовления скрипок, знаток нескольких языков и переводчик трудов рубаи Омара Хайяма, друг Оскара Уальда. Он не верил в мистику, а потому легко принял столь ценный дар.

Однако негативное влияние камня сказалось и на нём, внося в жизнь учёного неразбериху и хаос. Решив, что это самовнушение, он на всякий случай предпочёл последовать поговорке: "с глаз долой, из сердца вон". Но сколько бы раз он не передаривал минерал знакомым, те возвращали его под разными предлогами.

Не выдержав, Аллен решил утопить аметист в водах лондонского канала. Спустя три месяца рабочие развернули работы по углублению дна именно в этом месте и достали его земснарядом. Невероятно, но среди земли, ила и грязи они рассмотрели украшение, и даже принесли его в Музей, передав в руки Эдварда Герона Аллена. Фатум, рок, мистика – всё обрело более чем реальные черты, напугав некогда самоуверенного скептика.

Аллен упаковал аметист в семь коробок и поместил в хранилище банка, сопроводив указаниями, что вскрыть их можно только спустя три года по его кончине и предостережениями будущему владельцу не брать камень в руки, а лучше выбросить подальше в море.

Эдгара Герона Аллена не стало в 1943 году. Его дочь отдала аметист в Музей, где работал её отец. Как и следовало ожидать, записка не напугала новых владельцев реликвии и он красуется в его витринах с биркой, гласящей: "трижды проклятый". У внука Аллена была возможность подержать загадочное украшение в руках, но он разумно предпочёл воздержаться.

И сказка станет былью

Древнеримское кольцо Всевластия.jpg

Кольцо Всевластия, вокруг которого разворачиваются события книги Толкиена "Властелин колец", не такая уж выдумка. Предположительно, в 1785 году вблизи Силчестера, где когда-то находился древнеримский город Calleva Atrebatum, было найдено кольцо из золота весом 12 грамм с надписью, которая в переводе гласит: "Сенициан, живи в мире с Богом".

Находка перекликается с другим археологическим открытием – "карликовым холмом" Глосестершира. Тут можно увидеть табличку с предупреждением, что пока кольцо не будет возвращено вором на место, все сеницианцы будут прокляты.

Древний перстень изучают на предмет его влияния на творческую идею Толкиена, а увидеть украшение можно в английском дворце Вайн в Хэмпшире.

Король умер, да здравствует король!: смертельная жатва кольца Бурбонов.

Альфонсо XII.jpg

Смерть испанского короля Альфонсо XII в 1885 году породила много слухов вокруг старинного золотого кольца с изумительным опалом.

В 1878 году Альфонсо, в качестве свадебного подарка, преподнёс жене, Марии де лас Мерседес Орлеанской, древнее кольцо. Брак продлился всего полгода, в течение которого у молодой королевы вначале случился выкидыш, а позже она умерла от туберкулёза, когда ей было всего 18 лет.

Далее кольцо хранилось у бабушки короля, Марии Кристины де Бурбон, позже у сестры Марии. Обе ушли в мир теней очень скоро.

Королю напоминают, что престолу нужен наследник, и монарх предлагает руку и сердце сестре бывшей супруги – Марии Кристине Орлеанской, преподнося в дар про̒клятое кольцо, а спустя несколько месяцев её убивает туберкулез.

Перстень Альфонсо XII.jpg

Женившись, на Марии Кристине Австрийской, Альфонсо уже не хочет экспериментировать с перстнем, и хранит его в семейной сокровищнице до 1885 года. Но по непонятным причинам он сам однажды надевает украшение, заболевает лихорадкой и умирает на 28-м году жизни.

После ряда трагедий "проницательные" наследники обратили внимание на потемневшую внутреннюю сторону перстня, что могло объясняться присутствием сильнодействующего стойкого яда. Больше никто не хотел связываться с роковой вещицей, и она была передана в собор Альмуденской Пресвятой Девы, где хранилась до 1939 года, пока испанский каудильо (вождь), Фансиско Франко Баамонде, не презентовал его Адольфу Гитлеру в знак величайшего почтения.

Из масонских документов диктатор узнал, что это мужское кольцо, помогающее завоевать власть над миром. Он принял украшение с воодушевлением, поскольку всегда верил в силу пророчеств. Похоже, перстень не посчитал фюрера достойным такой привилегии и подвёл его к фатальной черте.

В 2003 году украшение вернулось в собор Мадрида, где физики-исследователи Ватикана доказали его подлинность, выявив характерное наслоение нескольких металлов: кованое метеоритное железо, медь, серебро, золото. Все слои спрессованы холодным методом и являют собой монолит. Как древним удалось добиться такого эффекта – загадка.

Священники монастыря говорят, что при соприкосновении с кольцом ощущаются уколы электрических разрядов, но по утверждению учёных это абсолютно безвредно.

С исторической точки зрения события семьи Бурбонов больше напоминают легенду, чем правду. Но если кольцо действительно фигурировало на арене жизни и смерти монархов, вряд ли оно виновато больше, чем жаждущая власти аристократия, добивающаяся её с помощью яда.

Переменчивая госпожа удача: бриллиантовые серьги Мещерских

Серьги Мещерских.jpg

Род Мещерских происходит от ширинских князей ХII века, прославившихся богатством и военными подвигами. Некоторые драгоценные реликвии по-прежнему хранились в сокровищнице Мещерских, где были и бриллиантовые серьги. Считалось, что они способны изобличить неверную жену, о чём рассказал Александру Пушкину один из князей семейства.

Поэт верил в сверхъестественное и, страдая от ревности, попросил одолжить ему серьги, чтобы проверить супругу, Наталью Гончарову. Украшение проявило себя, но не так, как рассчитывал Пушкин – поплатилась не Натали, а он сам, поймав на лету жалящую пулю.

Серьги вернулись в семью. В начале ХХ столетия Александр Васильевич Мещерский преподнёс их молодой жене, Екатерине Прокофьевне Подборской. Родственники князя были не в восторге от брака, и даже предрекали несчастья Екатерине, поскольку носить старинное украшение могли только потомки ширинских князей.

Предсказание сбылось: муж умер; любовник Паоло бросил, так и не признав внебрачную дочь; общество отвернулось. Далее революция, гонения, лишения, и только спустя много лет Екатерина решила продать драгоценность.

Правда или нет, но говорят, что серьгами Мещерских одно время владела Раиса Горбачёва. Неужели они и стали причиной её внезапного смертельного недуга?

Храни меня, мой талисман: три кольца

У Александра Сергеевича тоже были свои амулеты. Одно из любимых его колец было с бирюзой и служило оберегом от насильственной смерти, но по каким-то причудам поэт незадолго до своей гибели подарил его Константину Донзасу. Тот потерял украшение в 1850-х годах безвозвратно.

Перстень Пушкина с изумрудом.jpeg

Перстень с изумрудом вдохновлял Александра Сергеевича на творчество, и ему посвящен стих "Храни меня, мой талисман". Позже Пушкин подарил его Владимиру Далю, который в переписке с В. Одоевским писал: "Перстень Пушкина, который звал он — не знаю почему — талисманом, для меня теперь настоящий талисман. Вам это могу сказать. Вы меня поймёте. Как гляну на него, так и пробежит по мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное". Сейчас перстень находится в фонде квартиры-музея Пушкина по адресу Мойка, 12.

Третий оберег представлял собой крупную печатку с витым золотом и восьмиугольным сердоликом красновато-желтоватого цвета. На самом камне была гравировка на библейском иврите: "Симха, сын почётного рабби Иосифа, да будет благословенна его память", а вокруг неё орнамент виноградной лозы.

Кольцо Пушкину подарила Елизавета Воронцова, у которой осталось второе похожее. Поэт с ним не расставался, бережно храня и приписывая ему магические способности. Он делал с него зарисовки и использовал для скрепления печати на письмах. Расстаться с украшением, подарив его Василию Жуковскому, он решил только перед гибелью.

Перстень впервые демонстрировали в 1880 году на петербуржской выставке, а в 1887 его передали в дар музею Пушкина. В 1917 году вместе с другими экспонатами кольцо украли. Похитителей нашли и все экспонаты вернули. Только пушкинский талисман затерялся, и в витрине ждёт его возвращения пустой сафьяновый футляр.

Оккультный символ СС – кольцо «Мёртвая голова»

Кольцо «Мёртвая голова».jpg

Если Адольф Гитлер серьёзно верил в символы и сверхъестественное, то Генрих Гиммлер даже среди нацистов прослыл фигурой потусторонней. Он поручил Кнобельсдорфу Вилигуту разработать дизайн кольца "Мёртвая голова", который стал отличительным символом клуба избранных офицеров СС.

Это были серебряные изделия с черепом и рунами. Свастика символизировала цикличность обновления и бесконечность жизни. Зиг – символ бога Тора, обозначающий борьбу за власть, силу и смерть. Руна Хайльсцайхен должна был приносить удачу, а Хагалл – несгибаемую веру. На внутренней стороне гравировка: "Своему любимому", а дальше имя офицера, дата и подпись Гиммлера. Награду носили на безымянном пальце левой руки с развёрнутым к себе черепом. В разные периоды дизайн немного менялся, но основной принцип оставался прежним.

Рейхсфюрер Третьего рейха отлично знал историю замка Вевельсбург и был ею очарован. По одной из легенд такое кольцо носило 12 рыцарей круглого стола Вевельсбурга. Именно поэтому Гиммлер сделал замок "кузницей" кадров СС и местом хранилища "Мёртвой головы".

Если владелец украшения переставал быть членом СС, он обязан был сдать его. Погибших в бою старались отыскать, чтобы забрать перстень, не дав ему попасть в чужие руки.

Когда в 1945 году стало ясно, что война проиграна, все имеющиеся в наличии кольца в Вевельсбурге (14 500 из 15 000), были захоронены под спровоцированным обвалом и всё ещё не найдены.

***

Во все времена существовали драгоценности, окутанные слухами. Одни приносили удачу и считались талисманами, других сопровождала дурная слава и кровавый след загадочных смертей. Коллекционеры охотятся за реликвиями, некогда принадлежащими историческим личностям, видя в этом особый шик. Но часто стремление заполучить их любым путём ведёт к новым преступлениям, удлиняющим тем самым шлейф роковой репутации. Однако всегда остаётся "а вдруг...". Вдруг проклятье всё же сработает, а искушать собственную судьбу "чёртовой игрушкой" как-то не хочется. Но всегда можно обыграть провидение и купить ювелирные изделия без отпечатка прошлого, чтобы превратить их в собственные счастливые амулеты.

Автор: Лора Мур

www.almaz-dom.ru

Добыча и обработка белого камня в Древней Руси

Наконец-то есть повод поспорить

Но в XII веке, когда на Руси началось белокаменное строительство, Византия уже была ослаблена и не являла собой сколь-нибудь значимой силы на международной арене.

Сомнительный тезис. В XII веке при императорах Алексее I (1081-1118), Иоанне II (1118-1143), да и при Мануиле I (1143-1180) Византия была в пике своего военного могущества. Раздрай начался уже при Ангелах, приблизительно с 1185 года. См. например, кн: Бернард Куглер. «История крестовых походов».

Согласно расчетам, приведенным автором в книге «Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество», белокаменное строительство было примерно в десять раз дороже кирпичного (за счет несравненно более сложной добычи, транспортировки и обработки, что мы не раз увидим в пп. 3–5)4. Надежность зданий, построенных из белого камня, в российском климате была существенно ниже кирпичных

Как раз наоборот. Сколько простоит белокаменное строение без ремонта? Лет пятьсот. А кирпичное? И столетия не протянет. Кирпичные здания ремонтируются постоянно. Существенное отличие нашего климата – влажность + отрицательные температуры. Малейшие трещинки в кирпиче или цементе и все превращается в труху в первый же мороз. Поэтому кирпичную кладку использовали лишь в южной Руси. А в северной либо белый камень, либо лес. Белый камень стал непрочным лишь в XX веке с появлением кислотных дождей, убийственных для него.

Но в XII веке, естественно, никто не располагал даже приблизительными данными о том, где на доступной глубине начинают встречаться каменноугольные отложения.

Так и мерещится диалог XII века: - Эй, мужики, где у вас тут верхний карбон залегает? - Не, православные, в нашем княжестве не ищите, у нас только юра да нижний мел.

На сегодняшний день методов датировки сохранившихся каменоломен с точностью хотя бы до одного века не существует

Еще как существуют. Только их не используют. 1)Радиоуглеродный метод по сохранившимся крепям или еще проще – по уголькам от лучины. 2)По керамике, которая часто встречается. 3) Поздние каменоломни вообще датируются без проблем. По надписям (шрифт, а иногда и точные даты). По монетам. По стеклянным бутылкам, по одежде, ботинкам. Там всего можно найти. По письменным источникам.

На бут и известь добыча велась карьерами. Доказательство тому – огромное количество невывезенного бута, которым завалены старинные каменоломни: поскольку не было необходимости вытаскивать на поверхность обломки, образующиеся при выработке товарных слоев, камень на бут и известь добывался в других местах, которыми могли быть только карьеры; возможно, вытаскивать из-под земли камень на бут было просто невыгодно экономически.

Фокус в том, что в отсутствие кирпичного строительства до XVI века большого количества известковой крошки было не нужно. Ведь она шла только на обжиг для приготовления цемента. А что цементировать? А начиная с XVI века крошки потребовалось на порядок больше, чем блочного камня. Поскольку строительство перешло на кирпич. Появились карьеры, где добывали известь исключительно на обжиг. А блочный камень стал, наоборот, лишь побочным продуктом. Характерно, что надгробные плиты стали массово появляться как раз в XVI веке, когда появилось много «лишнего» блочного камня. Следующий переломный этап – 1880-е годы, изобретение нынешнего цемента. Если для изготовления обожженной извести нужен был очень чистый известняк, то для портландцемента как раз лучше мергеля, коих везде навалом. Да и добывать их проще. Например, наш любимый карьер в Подольске образовался одним-единственным взрывом 94 тонн аммонала в 1935-м году (это был в то время рекорд мира). И те хода, которые нашли в стенке карьера есть не древние каменоломни (как утверждает Сохин), а минные галереи. Так что, если хотите найти древние каменоломни, ищите на поверхности отвалы известняковой крошки.

. Но спелестологические исследования последних десятилетий показали: если из старинных подмосковных каменоломен удалить весь бут, то штолен вообще не останется27. Каменоломни превратятся в огромные залы выработок с хаотично разбросанными монолитными целиками, оставленными для того, чтобы не обваливались потолки (представление о такой картине дают «Колонные залы» в Сьяновской каменоломне).

Штольня – горизонтальная прямолинейная выработка, выходящая на поверхность. Любое боковое ответвление от входной штольни это уже штрек. Почти все, что вы называете штольнями это штреки. Есть несколько методов выработки. 1). Колонники без забутовки. Самый древний тип выработки. Расстояние между колоннами не более 5 метров. Иначе все рухнет. Большой колонник в Сьянах. Никогда забутован не был. XVII-XVIII в. 2). Колонники с забутовкой. Старая система в Киселях. Забутовка просто лежит горками. Крошка потолок не подпирает. По времени аналогичен первому. 3). Редкий колонник с забутовкой. Фактически сплошная выработка с очень редкими колоннами. Расстояние между колонн 30 и более метров. Потолок опирается на крупнобутовый камень, выложенный в виде упирающейся в потолок облицовки штреков. Нагрузка потолка идет не только на колонны, но и на облицовку. За облицовкой – накиданная крошка. Иногда нагружена потолком, иногда нет. Пример – район Розы ветров и водокапа в Киселях. Конец XVIII - начало XIX в. 4). Выборка Т-образными параллельными языками. Где перекладина буквы Т - это забой, движущийся вперед. А ножка буквы Т это штольня шинирой 1.5 м с облицовкой под потолок. Забой движется вперед, закидывая пространство за собой бутом. Ширина языка 20-30 м. Между двумя такими языками иногда остаются целики вытянутой формы. Они имеют длину до 20 м. при ширине 2-3 м. Вся дальняя часть Новейшей системы в Киселях. Середина - конец XIX в. Эти четыре типа очень хорошо видны на крупномасштабной карте с монолитами для Киселей (но не на той карте, которую вы приводите). 5) Сплошная выборка без колонн. Потолок опирается на бут и облицовку проходов. Силикаты. Конец XIX в. Рельсы. 6). Взрывная разработка. Широкие высокие штреки. Опора на крепи. Никиты. Начало ХХ в. Рельсы. 7). То же но с применением отбойных молотков. Партизанская 1930-1940-е гг. 8). Пиленые каменоломни. Одесса. Крым. Самара. ХХ в.

– в-четвертых, только что отколотый (и, соответственно, пропитанный водой) камень обрабатывать ненамного проще, чем привезенный на стройплощадку (подсушенный),

Ну, это полная ерунда. Камень, который впитывает воду, негоден. Он превратится в труху в первый же мороз.

Пробивка входа сверху, с ровной поверхности, крайне неудобна – это огромная дополнительная работа и при проходке некондиционных слоев, и при вытаскивании камня наружу по крутому спуску или по вертикальной шахте, и при транспортировке камня до мест погрузки в лодки. Соответственно, мы вправе утверждать, что в Древней Руси этот способ не использовался.

Не такая уж это большая работа. Скорее, найти такую каменоломню на порядок сложнее, чем имеющую выход на реку или в овраг. Лично мое мнение (недоказанное), что в древней Руси подземных выработок просто не было. Строительство не было массовым и для постройки десятка храмов в крупных городах достаточно было карьеров.

На открытых разработках в холодное время года жгли костры, что решало сразу две задачи: обогрева рабочих и увеличения ломкости низкокачественного камня, используемого на бут и известь.

Это уже полное фантазерство. То есть специально ломали камень именно на обжиг? А отдельно брали блоки? И крошку, которой получалось при обтесывании блоков и так в 10 раз больше, чем требовалось на строительство. Как сказано выше, крошка должна быть из исключительно чистого известняка.

К тому же у них могло не быть качественных бочек (и вообще любых бочек), и дождь мог бы испортить известь.

Технология обжига следующая. Обжигался известняк CaCO3=СаО+СО2 до негашеной извести CaO (то, что вы называете пушонкой). Потом известь гасили. СаО+Н2О =Са(ОН)2 После этого смешивали с песком, желтками яиц и клали раствор. Раствор застывал от соприкосновения с атмосферной углекислотой в купе с высыханием выделяющейся вод:. Са(ОН)2+СО2= СаСО3 + Н2О. Иногда для ускорения схватывания близ кирпичной стены разводили костер (тепло + источник СО2). Я сам использовал такую технологию, когда в юности работал на реставрации церквей. То есть, испортить известь водой нельзя. Она разве что станет тяжелей. Часто известь везли уже гашеной. Ее можно испортить только при соприкосновении с атмосферой.

. Товарные пласты могли иметь и меньшую толщину – менее 1 м (как в подольских каменоломнях), но для удобства выработки и транспортировки откаточные магистрали в этих случаях делались более высокими34.

Например, в каких каменоломнях? И как они добывали камень в забое менее метра высотой? В районе Подольска добывался в основном не мячковский, а подольский горизонт. Например Силикаты. Силикаты известны своими низкими потолками. Но это связано с появлением рельсов и вагонеток. Если в более старых каменоломнях высота магистральных штреков определялась ростом лошади, то в Силикатах это высота человека, наклонно упирающегося в вагонетку. А вовсе не потому, что якобы там использовался детский труд. Кстати, средний рост взрослого мужчины в ХIХ веке был всего 158 см (по данным антропологов).

Но в Древней Руси в каменоломнях стопроцентная влажность, так что разбухание клиньев при поливании водой весьма сомнительно. Даже если клинья заготавливали и высушивали заранее, все равно они успели бы хотя бы частично отсыреть, пока их несли к месту выработки.

Сильно человек сказал. No comments.

Клинья для расшатывания каменных блоков использовались (как железные, так и «по бедности» деревянные), и об этом свидетельствуют многочисленные находки в старинных каменоломнях35. Но эти клинья не поливали водой, а забивали молотом.

Ну попробуйте ударить молотом по деревянному клину. Следы подобной технологии мне известны только в Силикатах. Сохранились железные клинья (сам один откопал, они там в Музее лежат, можно посмотреть). Но это конец XIX в. Если я не прав, покажите мне хотя бы один затес под клинья более раннего времени.

В массовом порядке употреблялся еще более простой и грубый инструмент – кайло (кирка). При определенной сноровке нескольких сильных и целенаправленных ударов под разными углами было достаточно, чтобы откалывать большие глыбы. Иногда, чтобы «подобраться» к нужному товарному блоку хотя бы с двух сторон, приходилось мелко раскалывать и выбирать соседние некондиционные участки. Отсюда и огромное количество бута в каменоломнях.

Давайте я вам дам современное хорошее кайло и вы попробуете «несколькими сильными ударами» отколоть кусок размером хотя бы с голову. На самом деле инструмент этот назывался желна и им не откалывали породу, а продалбливали узкие глубокие канавки с четырех сторон и снизу. После чего блок по трещине напластования откалывался от потолка. Блок всегда размечали так, что первые две плоскости выпирали углом из стены забоя, потом пробивали нижнюю горизонтальную плоскость и две последние заканчивали периметр прямоугольника, после чего камень отваливался.

в качестве дополнительного инструмента могли использоваться ломы.

Вы в исторических музеях среди сотен топоров, ножей и молотков хотя бы один лом видели? В древней Руси такого инструмента не было и быть не могло.

Соответственно, организация перевозки камня требовала привлечения большого количества дополнительных кадров, не менее ценных, чем камнедобытчики или каменотесы, – владельцев тягловых лошадей и (или) грузовых лодок.

Все проще – не лодки а плоты. И дешевле и осадка меньше и не кувырнутся.

32. Ю.А.Долотов, М.Ю.Сохин. Проблемы спелестологии. В кн.: Пещеры. Вып. 27-28. Пермь, 2001.

Что-то напутали со ссылкой. В 2001 году длины Бяк и Киселей оценивались как 150 и 9,5 соответственно. Скорее уж эти цифры взяты с d21.chat.ru/labirint.htm Надеюсь, что не обидел своей критикой. С уважением, Sasha Irkutsky.

caves.ru

Драгоценные и полудрагоценные камни, описание

Камень купцов и банкиров

Хризолит – драгоценный камень вулканического происхождения, и поэтому его называют "рожденным в огне". Это красивый, прозрачный минерал, от желтовато-зеленого цвета до цвета темного шартреза. Иногда небольшие кристаллы хризолита находят даже в метеоритах, падающих на землю. Камень изумительной оливково-зеленой окраски был известен уже в древности. Нередко его принимали за изумруд из-за схожего цвета. Хризолиты в ювелирных изделиях часто называли "оливинами" или "перидотами".

Считалось, что те кто носит оливин, завоевывает симпатии окружающих, им обеспечена удача в делах. Хризолит способен усиливать чувство собственного достоинства своего владельца, избавлять от печали и заблуждений, снимать меланхолию и рассеивать страхи. В виде амулета оливин предостерегает своего владельца от неразумных поступков, от навязчивых идей, врагов и грозящей опасности, и даже хранит имущество своего владельца от краж и пожаров. По этой причине перстни с оливинами в средние века предпочитают носить купцы и банкиры.

Также оливину предписывалось магическое свойство давать владельцу дар предсказательства, поэтому его любили астрологи. Медики Средневековья приписывали оливину способность придавать владельцу хорошее настроение, активизировать половую сферу у мужчин и рождать страсть у женщин.

В период расцвета барокко хризолит считался камнем влюбленных, ограждающим от любовных болезней и неудач. Бытовало также мнение, что он укрепляет дружбу и избавляет от зависти. Если владелец носил хризолит на левой руке, он был защищен от дурного глаза. И именно золотая оправа проявляет магические свойства хризолита особенно сильно. Хризолит очень популярен в наше время, и причина этого не в предполагаемых его возможностях, а в красивом зеленом цвете, мода на который в ювелирных украшениях стала классической. Насыщенность цвета хризолита может быть исключительной: цвет камня варьируется от желтовото-зеленого до более темного и чисто-зеленого. Хризолиты хорошего ювелирного качества небольших размеров встречаются нередко; найти же крупный хризолит в ювелирном изделии – это большая удача. Французы говорят по этому поводу: "У кого два хризолита – у того их слишком много".

Цвет: желто-зеленый, оливково-зеленый, темно-зеленый, коричневый.

Прозрачность: прозрачный, просвечивающий.

Блеск: стеклянный, жирный.

Твердость: 6,5 – 7.

Распространенность: в историческом плане наиболее известные месторождения хризолита находятся в Египте на острове Зебиргет в Красном море. История их разработки насчитывает более 3500 лет. Хризолит добывают вместе с другими драгоценными камнями в Бирме и Бразилии. Хризолит хорошего качества встречается в США, Мексике, Австралии. Чудесные кристаллы были найдены на острове Росса в Антарктиде. Другие месторождения известны в Южной Африке, Танзании, Кении, Заире и Сомали. В России хризолит встречается на Урале, на Колыме, в Якутии. Недавно были открыты очень перспективные месторождения в Монголии, Афганистане и Пакистане. Находки качественных минералов оливина известны в Норвегии, Гренландии, Германии и Италии. Огранки из желто-зеленых хризолитов могут весить более 100 карат, например, в коллекции Смитсоновского Института в Вашингтоне хранится драгоценный хризолит весом 310 карат.

Уход: камень следует беречь от кислот. Чистка только в мыльном растворе.

Рекомендуется Львам, Рыбам, Девам.

jantar.ucoz.ru

Большой камень. Ростовские останцы, или строительный мусор атлантов?

Есть не Дону один небольшой хутор. Ничем особенно не примечательный, всего в 14 улиц. И хоть расположен он поблизости от федеральной трассы Дон (М-4), добраться туда не так то и просто, особенно когда глина раскисает от дождей. Хутор Гусев в Каменском районе Ростовской области, судя по официальным данным имеет очень короткую историю, согласно которой до 1923г. там кроме сурков вообще никого не было. И примечателен только тем, что там родился какой то генерал ФСБ, герой чеченской войны. Да ещё во время великой отечественной немцы уничтожили кавалерийский корпус Красной армии численностью почти 4000 человек. А ведь русской кровушки эта земля ой как много приняла! И не только в Гражданскую!

Неподалёку от Гусева в 12 веке (согласно ТИ) половцы разгромили дружину князя Игоря, на высоком берегу реки Каялы (ныне р. Калитва). Затем в этих краях происходили бесчисленные побоища между казаками и хазарами, но постепенно, к концу 17 века казаки полностью подчинили себе эти территории, и сюда хлынул простой люд из Московии. Преимущественно беглые лихие люди. Женились на пленных половчанках, хазарках и турчанках. Строили хутора, рожали детей, и вот теперь потомки тех лихих, имеют в жилах гремучую смесь, и называют себя донскими казаками.

Большой камень.

Теперь понятно, что те, кто  хотя бы теоретически мог сохранить хоть какие то сведения о том, что же в этих местах было до их завоевания  казаками, были попросту уничтожены физически. Пришлому населению ровным счётом не было никакого дела до того, что происходило в прошлом на территории древнего Придонья. Не особенно этим озадачены и современные историки. Да что там историки. Местные ходят по своей земле и под ноги не смотрят. Хорошо, что есть такой человек Борис Понасюк, который запечатлил на фото удивительное творение природы. Все фотографии в этом материале сделаны именно им, за что ему огромная благодарность [Нажмите, чтобы прочитать источник]http://donrise.ru/Home/tabid/300/EntryID/43/Default.aspx Собственно Большой камень это не скала, и даже не кора, как может показаться из названия. Это россыпь глыб кварцита, рядом с которой находится второй аналогичный объект, который называют Малым камнем. Судя по всему это остатки одного крупного образования, но природа его возникновения посреди степи учёным "до конца не ясна". И не удивительно!

Загадкой является сам факт нахождения в этом регионе горной породы такого состава и свойства. Как вы понимаете из названия, состоит она почти на 100% из кварца. Только не кристаллического, а из мельчайших его крупинок, настолько мелких и плотно соединённых друг с другом, что образуют абсолютно однородную массу. Отсюда понятно его происхождение. Это окаменевшая суспензия кварцевого песка.

Но вот вопрос! Какие силы смололи в муку кварц, перемешали его с водой, потом глинообразную массу накидали посреди степи под жарким солнцем, чтоб она окаменела, и в последствии разрушилась на глыбы?

Но ведь, изучая внимательно останки большой кварцитовой скалы невозможно не заметить на них следы воздействия на них инструмента. Вот параллельные борозды, к примеру, перечеркнутые горизонтальной чертой, что напоминают? Пропилы? Отнюдь! Такие следы можно сделать палкой на глине, когда ведёшь учёт чего-либо. Нацарапал 10 палочек, перечеркнул, и вот тебе десяток. Затем царапаешь ещё палочку за палочкой, пока их не наберётся ровно 10, чтобы перечеркнуть их, и тем самым зафиксировать второй десяток. Похоже? Похоже. Но ведь для этого нужно чтоб камень был мягким как тесто!

И подобные следы тут встречаются повсюду! Так что..? Древние половцы владели секретом размягчения камня, и пользовались им для учёта баранов на пастбище?

Но это то уже через чур, не правда ли? А ведь автор фото на полном серьёзе утверждает, что это творение природы! Глядя на изображение, легко подумать, что это обрезок стальной трубы, однако это не так. Точнее не совсем не так. Стальная труба, вероятно существовала, но очень давно, настолько давно, что она полностью диффузировалась с камнем и стала его частью. Сейчас это просто отверстие в камне, поверхность которого содержит очень большое количество железа, от того и бурый оттенок, который сразу же воспринимается глазом как ржавая труба.

И труб таких на Большом камне достаточно много, причём разных. Вот например ещё одна, и эта скорее всего не из металла. У неё явно были очень толстые стенки, и скорее всего изготовлена она была либо из керамики, либо из того же кварца, по неизвестной ныне технологии. Но то, что это творение разума, а не игра природы, для меня факт бесспорный.

Я никогда не смогу понять почему этот молоток сводит с ума людей по всему миру, а трубы на Большом камнем, которые на порядок более высокотехнологичны, даже не возбудили достаточного интереса у уважаемого Бориса Панасюка? Это как если бы мы восхищались ржавым гвоздём, и не обращали внимания на генератор сверхвысокочастотного излучения, в который вбит этот гвоздь.

Да. Такие отверстия вовсе не результат сверления. Это результат вращательного движения воды с крупинками песка во время дождя в углублениях на камне. Но прямоугольный отпечаток - это явный след от искусственного предмета, который был заключён в глыбе кварцита. Не важно, кирпич это был или планшетный компьютер, но факт его не природного происхождения, по моему, бесспорен.

Этот валун имеет неправильную сферическую форму, и мог быть ещё не так давно кубом или прямоугольником, но это и не важно, потому, что в нём ы отчётливо видим окаменевшую трубу с диаметром 2,5см, и толстой стенкой из двух слоёв. Внутренний, основной похоже был металлическим, а наружный слой (изоляционный?) либо из другого металла, либо из неизвестного нам материала, наподобие фарфора.

След обуви 42 размера. Правая нога. Вполне может создать и природа, но...

Рядом ещё одна! И эту списать на матушку природу уже значительно сложнее. Если это и не нога, то совершенно однозначно предмет имеющий рукотворное происхождение.

А вот и ещё следы! Не слишком ли много однородных причуд на таком ограниченном пятачке местности? И... Вам они ничего не напоминают?

Окаменевшие следы динозавра.

Окаменевшие следы обуви человека и следы от волокуш с грузом, который человек использовал в качестве приспособления для перемещения тяжестей.

Так что же, отпечатки ног на камне свидетельствуют о многомиллионном из возрасте? Ведь геологи утверждают, что горные породы образуются в течении десятков и сотен миллионов лет. Ну почему я должен верить геологам? Почему не предположить гораздо более простую и логичную версию о том, что кварцит Большого камня образовался всего несколько сотен лет назад. И тогда большинство вопросов отпадает сама собой. Например молоток в камне свидетельствует вовсе не о том, что ему миллионы лет от роду, а о том, что попал он в вязкую глинообразную массу совсем недавно, и окаменение этой массы произошло очень быстро. И тогда всё логично и просто объясняется, что и подтверждает качество изготовления молотка, вполне соответствующее уровню технологий 18-19 века.

Так же просто объясняются и все остальные окаменелые следы человека и животных. Правда это не объясняет происхождение таких высокотехнологичных предметов, как трубы в валунах Большого камня. тут вопрос особый, и скорее всего речь идёт о следах не нашей цивилизации.

Я начинал с того, что сам геологический процесс образования кварцита для учёных является загадкой. И я, кажется, знаю почему. Дело в том, что создатель этой "породы" вовсе не природа, а разумное существо.

Нет, не инопланетяне, разумеется, но наши предки, или те, кого звали Богами. И сам по себе кварцит это не продукт производства, не изделие, а... Отходы производства! Это же так просто, почему никто не понимает?

Такие причудливые формы порода приобретает от длительного воздействия воды и ветра. Не сомневаюсь, что раньше у осколков монолита были более правильные очертания.

Снова окаменевшая труба из неизвестного материала. Отчётливо видна деформация стенок, что говорит о том, что когда то кварцитавая паста была вылита на неё, сдавив своим весом, а затем окаменела. А следом растворилась в камне и сама труба. И наличие труб не удивляет, если понимать, что кварцит изначально был пастообразным. Нужно было большое количество воды и размолотого кварца для перемешивания до однородной массы. Что-то на вроде бетономешалки.

Но сама по себе кварцитовая паста не являлась конечным продуктом. Она  была отходом производства точно так же как сейчас отходом являются терриконы по соседству с шахтами.

Отвал породы из шахты в Народной республике Донбасс.

Отвал скалита на золотоносном прииске на Колыме.

Ну и как вам такая аналогия? Представьте, что завтра нас всех не станет, а кучки выживших людей без компьютеров и телефонов одичают мгновенно. Цивилизация начнёт возрождаться с нуля. А через 300-500 лет от этой драги не останется ничего кроме породы рыжего цвета, из которой в последствии можно, наверное, будет вновь выплавлять железо. А что будут думать учёные будущего о терриконах и отвалах скалита? Это по их мнению будет считаться рукотворным, как вы думаете?

Ещё фрагмент трубы в сердцевине породы.

В лучшем случае терриконы признают рукотворными, и обзовут их гробницами, курганами, древними обсерваториями, святилищами богов, и т.п. Ничего не напоминает? Разве не списывают на религиозные и мистические цели объекты, имевшие совершенно утилитарное назначение, но не понятное нам, наши собственные учёные?

А теперь, сюрприз! Угадайте где это, и что это...

Вы будете смеяться, но учёные говорят, что эти холмы на Филиппинах имеют природное происхождение. При том совершенно игнорируют тот факт,что насыпаны они почти из чистой извести! Они идиоты, или нас за таковых считают?

Но это уже отдельная тема. Мой друг Сергей Изофатов, который снял это фото, много путешествует по миру, и привозит уникальные материалы. Позже я вам их покажу,  они имеют самое непосредственное отношение к теме сегодняшней заметки. А пока подведу итог:Некогда на нашей планете было развито промышленное производство, связанное с ископаемыми материалами. Возможно, что имела место проста их добыча, но скорее всего в местах залегания осуществлялась и добыча и переработка, по крайней мере частичная. Отходы этого производства, или добычи, складировались тут же, иногда погребая под собой ставшие не нужными детали, части оборудования и т.п. Далее эти отходы окаменевали, и под действием времени разрушались. Сейчас существуют, как минимум, три вида таких окаменевших отходов. Это кварцит, известь, и...

Да да! Базальтовые скалы - останцы, которых тьма на территории России, это тоже окаменевшие порции выброшенных из "драги" отходов. Цикл переработки завершился, отходы - паста из частиц базальта выбрасывается в отвал, растекаясь как тесто, а затем сверху ложится очередной "блин", пока не соберётся внушительная стопка, которая в будущем превратится в огромную скалу, состоящую из каменных слоёв. Словно горка из блинов на тарелке. Проходит несколько сотен или тысяч лет, под действием эрозии и тектонических процессов, стопка "блинов" превращается в груду камней, и уже никому в голову не приходит, что камни эти не природного происхождения, а по сути геополимерный бетон! А вы говорите останцы, останцы...

kadykchanskiy.livejournal.com


Смотрите также