Кронос - миф о Кроносе и его детях. Камень кроноса


Бог Кронос в греческой мифологии

Кронос - миф о Кроносе и его детях

Кронос вошел в историю как один из великих титанов, который сверг своего отца, чтобы завладеть престолом. В браке с богиней Реей произвел на свет будущих великих богов Олимпа: Зевса, Гестию, Деметру, Посейдона, Аида и Геру. Оракул предсказал владыке, что он будет низвержен сыном. Чтобы удержать власть, Кронос стал пожирать своих детей.

Кто такой Кронос?

Отец Кроноса по мифам был верховным богом, Уран обладал жестоким характером и огромной силой, первых своих детей – сторуких пятидесятиголовых гекатонхейров и трех циклопов – он заточил в Тартар. Поэтому Кронос – бог времени – решил взять власть в свои руки и занять место на престоле. Мать Гея помогла ему вызволить титанов и дала алмазный меч. Вместе с братьями и сестрами Крон победил отца, занял трон и женился на сестре – титаниде Рее. Помогавшим ему титанов и гекатонхейров вновь заточил в Тартаре.

Знак Кроноса

Знаком бога времени называют часы, но на самом деле эту роль играл серп Кроноса. Этим орудием, сделанным из алмаза, он оскопил прежнего владыку неба Урана, чтобы тот никогда больше не производил детей – возможных соперников в борьбе за трон. Убивающий своих малышей Кронос стал символом времени, которое создает и разрушает. Изображали его в капюшоне, с крыльями на спине и серпом в руке, каждый предмет имел свое символическое значение:

  • капюшон олицетворял осеннее истощение силы Солнца;
  • крылья напоминали о быстро текущем времени;
  • серп свидетельствовал о неизбежности, невозможности что-либо изменить во времени.
кронос

Кронос - мифология

Хотя бог Кронос в греческой мифологии именовался владыкой «золотого века», времени, когда люди чувствовали себя равными богам, он больше прославился, как отец верховного бога Олимпа Зевса. Мать Гея предсказала Крону, что его свергнет собственный сын, и с той минуты дети Кроноса и Реи были обречены. Владыка проглатывал их сразу после рождения. Только Зевса матери удалось спасти, подсунув мужу запеленутый камень.

Растили малыша тайком на острове Крит, по легенде выкормила его божественная коза Амалфея. Охраняли мальчика куреты, чтобы не услышал Крон, эти воины били в щиты, когда ребенок плакал. Повзрослев, Зевс решил свергнуть отца и позвал на помощь циклопов, эта война длилась 10 лет. Это время, когда бился Зевс против Кроноса, тряслась и горела земля, назвали титаномахией. Только после долгого противостояния будущий громовержец рискнул вывести из Тартара гекатонхейров, которые помогли победить верховного титана. Но как можно было освободить ранее проглоченных Кроносом детей?

Зевс попросил о помощи дочь Океана титаниду Метиду, и она дала молодому богу волшебное зелье. Когда его подмешали в питье Крона, тот стал изрыгать все проглоченное ранее. Освобожденные дети стали богами Олимпа:

  • Гестия;
  • Деметра;
  • Посейдон;
  • Аид;
  • Гера.

Кронос и Рея

Жена Кроноса Рея считалась богиней Земли и плодородия, материнства, изобилия, во многом, благодаря ей, люди во времена правления Крона жили без горя и трудов. Есть версия, что это имя означает «рай, Ирий», который воцарился на свете. Гомер упоминал Рею, как богиню, непринужденно живущую в потоках времени, сопровождающую людей от появления на свет и до смерти. Желая освободить всех своих детей, она подговорила титанов и гекатонхейров восстать против Крона, рискнула спасти Зевса и дала ему оружие против титана. Древние фракийцы дали этой богине еще несколько имен:

  • Бендис;
  • Котис;
  • Геката.

Миф о Кроносе и его детях

Почему Кронос ел своих детей, а не уничтожал их? Ответ на этот вопрос пытались найти исследователи, и пришли к мнению, что Крон не мог лишить жизни бессмертных существ, а только заточить в коконе вечности – в самом себе. Этот жест стал символом всепоглощающего времени: дети Кроноса рождаются и уничтожаются им же. После того, как мать Гея предсказала свержение Кроносу от рук собственного сына, тот решил их поглощать, чтобы никто не мог освободить детей владыки неба.

кто такой кронос

Кто убил Кроноса?

Кронос и Зевс боролись за власть, но исследователи считают, что непокорный сын пытался положить конец безумству космических стихий и навести порядок на земле. Потому и убрал под землю всех титанов, а сторожить пленников поставил гекатонхейров. Мифы рассказывают, что Зевс победил отца в бою и заточил в Тартар, но орфики выдвинули другие версии:

  1. Громовержец опоил Кроноса медом и кастрировал, потом отправил в Тартар.
  2. Зевс победил владыку космоса в бою, но отправил не в Тартар, а на остров на краю земли, за океаном, где жили только мертвые.

Мифы сохранили сказания и о семени бога Кроноса. Из разных источников и других верований были составлены две версии:

  1. Семя бога изначально хранилось в яйце из серебра, в тайнике времени. Из него родились и Земля, и первое поколение богов, в некоторых сказаниях Кроноса называют еще Драконом-Змеем.
  2. Семя Крона хранил в секретном месте Зевс уже после свержения отца-титана. Из этого запаса родилась позднее богиня красоты Афродита.

 

womanadvice.ru

Крон (мифология) Википедия

Мифология Пол Занятие Отец Мать Братья и сёстры Супруга Дети Период жизни Место погребения Атрибуты В иных культурах
Кронос
(Κρόνος)
Древнегреческая мифология
мужской
Бог времени, земледелие
Уран
Гея
Рея[1], Иапет, Гиперион, Фемида, Тейя, Океан и Тефида
Рея[2]
Зевс, Аид, Гера, Гестия, Деметра, Посейдон, Хирон
Правитель Олимпа, позже кастрирован, свержен, и заключён в Тартар. Впоследствии освобождён из заключения
Бессмертен. Заключён в Тартар
Серп
Сатурн
 Иллюстрации на Викискладе

Кро́нос, Крон (др.-греч. Κρόνος) — в древнегреческой мифологии[3][4] — верховное божество, по иному мнению титан, младший сын первого бога Урана (неба) и богини-демиурга Геи (земли). Соответствует римскому Сатурну. Первоначально — бог земледелия, позднее, в эллинистический период, отождествлялся с богом, персонифицирующим время, Хроносом (др.-греч. Χρόνος от χρόνος — время).[4]

Период верховенства Крона считался золотым веком.

Этимология

Этимология имени Кронос неизвестна. Сами греки поздних времён, из-за созвучия имён, сопоставляли его с Хроносом-временем. Неизвестно, греческого ли происхождения это имя. Только серп — древний атрибут — говорит об их природе.

Существовал у ионийцев. Во всяком случае, в ряде ионийских городов есть праздник Кроний, но исконность его связи с Кроносом сомнительна, так что бог Кронос, будучи персонажем мифов, оказывается в то же время на периферии религиозных культов и верований[5].

Крон

Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей-титанов, возвращал их снова в недра земли. Поэтому Гея, изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса, родившегося последним, оскопить Урана. Кронос стал верховным богом[6].

Серп, которым он оскопил Урана, Кронос бросил в море у мыса Дрепан (Серп) в Ахайе[7]. Этот серп хранился в пещере в Занкле (Сицилия)[8].

По Ферекиду Сирскому Кронос победил Офиона и первым был коронован[9]. По другой версии Кронос был старшим сыном, и поэтому стал царём[10].

При нём наступил золотой век.

От союза Кроноса с нимфой Филирой (которую он после, опасаясь ревности богини Реи, превратил в кобылицу) родился кентавр Хирон.

Поглощение детей Кроносом и Зевс

Кронос боялся предсказания Урана, по которому кто-то из его детей, рождённых ему Реей, свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона.

Рея дает Крону запеленутый камень

Супруга Кроноса Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребёнка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень. Этим камнем считался монолит «омфал», ныне выставленный в археологическом музее в Дельфах[11]. По римской традиции этот камень называли «агадир»[12]. Также были античные мнения, будто Рея дала Кроносу камень на утёсе Петрах над Херонеей[13].

Когда Кронос понял, что обманут, стал искать Зевса по всей земле[14], но куреты с острова Крит помешали ему найти младенца, и, когда Зевс плакал, они стучали копьями о щиты, чтобы Кронос не услышал плач маленького Зевса.

Когда Зевс вырос и возмужал, он начал войну с отцом, потрясшую Вселенную до основания. После десятилетней войны Кронос был свергнут Зевсом и заключён в Тартар, вместе со вставшими на его защиту титанами[15].

По одному сказанию, Зевс в Олимпии боролся за власть с Кроносом и победил[16]. Согласно же орфикам, Зевс по совету Нюкты напоил Крона мёдом, тот заснул и его оскопили (кастрировали)[17]. По версии, оскоплён Зевсом, от его семени родилась Афродита[18] (обычно здесь фигурирует Уран).

Зевс, с помощью Геи или Метиды, заставил Крона изрыгнуть поглощенных им своих братьев и сестёр[4]. Которых затем сделал олимпийскими богами: Гестию — богиней домашнего очага, Геру — женой и царицей богов, Деметру — богиней полей и плодородия, Аида — богом подземного царства мёртвых и Посейдона — богом морей.

По другому варианту мифа, Кронос впоследствии был прощён и переселён на «острова блаженных». Отсюда в представлении древних греков «царство Кроноса» соответствовало сказочному «золотому веку».[4]

Позднейшая традиция и упоминания

Кронос похоронен на Сицилии[19]. Был богом в Аравии[20]. Отождествлялся с финикийским богом, которому приносили в жертву младенцев[21]. В Олимпии ему был сооружён храм[22]. Жертвы Крону приносили басилы (цари) в Олимпии на вершине горы Кроний в весеннее равноденствие[23], по другим источникам — 12-го гекатомбеона (конец июля)[4].

Ему посвящён XIII орфический гимн.

Кроносу соответствует римский бог земледелия Сатурн. По преданию, отождествлявшему Кроноса с Сатурном, он был разбит Зевсом и бежал в Италию (см. Сатурн)[4]. В Италии святилища Сатурна можно было встретить всюду; многие местечки и города полуострова названы по имени бога; сама Италия, по преданию, именовалась в древности Сатурновой землёй (лат. Saturnia tellus).

Кронос царствовал в Ливии и Сицилии и основал Гиераполь[24].

В честь Кроноса предлагают назвать звезду HD 240430, которая, как считается, поглотила одну или несколько планет.

См. также

Примечания

  1. ↑ Любкер Ф. Rhea // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 1153–1154.
  2. ↑ Щукарев А. Н. Рея, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ Кронос / Лосев А. Ф. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 18.
  4. ↑ 1 2 3 4 5 6 Кронос // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885. — С. 392—393.
  5. ↑ Зайцев А. И. Греческая религия и мифология: курс лекций / Под ред. Л. Я. Жмудя. — М.: Academia, 2005. — С. 63. — 208 с. — (Classicus: Классическая учебная книга). — 5100 экз. — ISBN 5-7695-1681-X.
  6. ↑ Гесиод. Теогония. 154—185
  7. ↑ Павсаний. Описание Эллады VII 23, 4
  8. ↑ Каллимах, фр. 43 Пфайфер, ст. 70
  9. ↑ Ферекид, фр. В4 Дильс-Кранц = Тертуллиан. О венце 7
  10. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 66, 4
  11. ↑ Гесиод. Теогония. стр. 497—500; Павсаний. Описание Эллады X 24, 6
  12. ↑ Первый Ватиканский мифограф II 3, 3
  13. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 41, 6
  14. ↑ Гигин. Мифы 139
  15. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 3-5; 2, 1 далее; Нонн. Деяния Диониса XXIV стр. 228
  16. ↑ Павсаний. Описание Эллады V 7, 10; VIII 2, 2
  17. ↑ Орфика, фр. 154 Керн = Порфирий. О пещере нимф 16
  18. ↑ Первый Ватиканский мифограф II 4, 1
  19. ↑ Климент. Протрептик 30, 3
  20. ↑ Нонн. Деяния Диониса XL 403
  21. ↑ Плутарх. О суеверии 13
  22. ↑ Павсаний. Описание Эллады V 7, 6
  23. ↑ Павсаний. Описание Эллады VI 20, 1
  24. ↑ Полемон, фр. 102 Преллер

Ссылки

  • Крон. greekroman.ru. Проверено 20 августа 2017.

wikiredia.ru

Зевс и титан Крон. Мифология Древней Греции

Мифология Древней Греции пережила до наших дней тысячи лет. Сказания о подвигах бессмертных богов и героев знают миллионы читателей по всему миру. На основе мифов создано множество кинофильмов и, казалось бы, эта тема давно изучена, но, как утверждают историки, большинство людей читали и слышали сказания только о тех временах, когда боги управляли миром с Олимпа. В греческой мифологии было время, предшествующее правлению великого Зевса, ужасного Аида и других знаменитых олимпийских богов. Этот период известен как золотой век, время, когда титаны во главе с Кроном правили миром.

Древнегреческая мифология: Хронос и Кронос

Крон – один из двенадцати титанов, великих, бессмертных детей Геи и Урана. Он также известен под именем Кронос. Перевод его имени с древнегреческого внес некую путаницу в мифологию. В некоторых переводах писали имя Кронос как Хронос, объединяя тем самым двух различных персонажей, и хотя Крон считался богом среди титанов, к Хроносу, рожденному из первичного хаоса и олицетворяющему время, он не имеет отношения.

Крон мифология

Крон и Уран

Вначале был только хаос. Из этого небытия появилась мать-Земля (Гея) и отец-Небо (Уран). Благодаря плодовитости Урана, Гея производила на свет многочисленное потомство, среди которого были как прекрасные нимфы и титаны, так и ужасные циклопы и гекатонхейры. Хотя Гея любила всех своих детей, Уран считал, что ужасным исполинам нет места под солнцем, и заточил их в темную подземную бездну Тартара. Нимфы и титаны избежали такой участи. Среди них был Крон.

Мифология повествует о том, как, обезумев от горя из-за потери детей, Гея обратилась за помощью к своим сыновьям-титанам и дочерям-титанидам. Восстать против отца и освободить из заточенья своих старших братьев и сестер согласился Кронос. С помощью матери он создал серп, которым отрезал детородные органы своего отца, когда тот лег на супружеское ложе с Геей. Одержав таким образом победу над Ураном, Крон бросил отрезанные органы в море. По некоторым версиям мифа, богиня Афродита была создана из капель крови, попавших в море.

Обрадованная победой сына, Гея надеялась, что он освободит томившихся в Тартаре братьев и сестер, но не сдержал свое обещание Крон. Мифология рассказывает о том, как разгневанная и разочарованная мать предсказала своему сыну судьбу, схожую с судьбой отца Урана. Пророчество гласило, что придет время, когда Крон будет предан и падет от руки одного из своих детей.

Мифология Хронос

«Золотой век» правления Кроноса

После победы над отцом Кронос взял в жены свою сестру Рею и, захватив престол своего родственника Офиона, стал царем титанов и верховным богом. Время правления Крона как бога многие мифы называютне иначе как золотой век. В это время торжествовала справедливость, труд не был изнурительным, и в мире господствовало изобилие. Как повествует древнегреческая мифология, Крон создал правила, живя по которым, люди не знали боли, смерти, болезней, голода и зла до тех пор, пока страшные циклопы и гекатонхейры находились в заточении.

Мифы более позднего периода отождествляют период правления Кроноса с жестокими и беспощадными временами.

Древнегреческая мифология Крон

Кронос и Зевс

У Кроноса и Реи родилось шестеро детей: Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс. Помня о пророчестве, Кронос поочередно, сразу после рождения проглотил пятерых своих отпрысков. Не желая такой участи последнему сыну Зевсу, Рея обманула мужа и вместо ребенка вручила ему камень, завернутый в пеленки. Не заметив подмены, Кронос проглотил его, а Рея при первой возможности спрятала младенца на острове Крите, в пещере горы Иды, где Зевс был вскормлен молоком священной козы Амальтеи.

Пока Зевс не стал достаточно взрослым, чтобы начать борьбу с отцом, вход в пещеру охраняли стражники, и когда малыш плакал, они громко стучали копьями о щиты, чтобы не услышал Крон.

Мифология Древней Греции, посвященная олимпийским богам, повествует, что, повзрослев, Зевс понимал, что одному ему не справиться с отцом. Поэтому он прибег к хитроумному плану: бог сварил магическое зелье и обманом принудил Кроноса выпить его. Магия подействовала, и Кронос изверг братьев и сестер Зевса. Теперь у последнего были союзники, и пророчество падения Кроноса начинало сбываться.

Долгое время длилась борьба между силами, возглавляемыми Зевсом и титанами. Хоть войско Крона было сильнее, Зевс был достаточно умен, чтобы заручиться поддержкой новых могучих союзников. Освободив из Тартара циклопов, гигантес и гекатонхейров, он в конечном счете обеспечил себе победу и свергнул титанов. Придя к власти, Зевс разделил ее со своими братьями, Посейдоном и Аидом.

Кронос и зевс

После падения Кроноса

После прихода Зевса к власти и воцарения его на Олимпе есть несколько версий о том, куда исчез Крон. Мифология рассказывает, что он был заточен в Тартар вместе с большинством других титанов, а охраняли их родные братья гекатонхейры. В более добрых вариантах сказаний Зевс в итоге простил отца и даже сделал его царем рая.

fb.ru

Крон (мифология) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кронос
Мифология: Древнегреческая мифология
Период жизни: Правитель Олимпа, позже кастрирован, свержен, и заключён в Тартар
В иных культурах: Сатурн
Занятие: Бог времени, земледелие
Отец: Уран
Мать: Гея
Дети: Зевс, Аид, Гера, Гестия, Деметра, Посейдон, Хирон
Место погребения: Бессмертен. Заключён в Тартар.
Атрибуты: Серп.
Крон (мифология)Крон (мифология)

Кро́нос, Крон (др.-греч. Κρόνος) — в древнегреческой мифологии[1] — верховное божество, по иному мнению титан, младший сын первого бога Урана (неба) и богини Геи (земли). Соответствует римскому Сатурну. Первоначально — бог земледелия, позднее, в эллинистический период, отождествлялся с богом, персонифицирующим время, Хроносом (др.-греч. Χρόνος от χρόνος — время). Период верховенства Крона считался золотым веком.

Этимология

Этимология имени Кронос неизвестна. Сами греки поздних времён, из-за созвучия имён, сопоставляли его с Хроносом-временем. Неизвестно, греческого ли происхождения это имя. Только серп — древний атрибут — говорит об их природе. Существовал у ионийцев, во всяком случае, в ряде ионийских городов есть праздник Кроний, но исконность его связи с Кроносом сомнительна, так что бог Кронос, будучи персонажем мифов, оказывается в то же время на периферии религиозных культов и верований[2]. Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова в недра земли. Поэтому Гея, изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса, родившегося последним, оскопить Урана. Кронос стал верховным богом[3].

Серп, которым он оскопил Урана, Кронос бросил в море у мыса Дрепан (Серп) в Ахайе[4]. Этот серп хранился в пещере в Занкле (Сицилия)[5].

По Ферекиду Сирскому Кронос победил Офиона и первым был коронован[6]. По другой версии Кронос был старшим сыном, и поэтому стал царём[7].

При нём наступил золотой век. Кронос боялся предсказания Урана, по которому кто-то из его детей, рождённых ему Реей, свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. От союза Кроноса с нимфой Филирой (которую он после, опасаясь ревности Реи, превратил в кобылицу) родился кентавр Хирон.

Кронос и Зевс

Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребенка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень (Байтил). Этот камень позже показывали в Дельфах[8]. Также легенду с камнем связывали с утёсом Петрах над Херонеей[9]. Этот камень называют агадир[10]. Когда Кронос понял, что обманут, стал искать Зевса по всей земле[11], но куреты помешали ему найти младенца и когда Зевс плакал, они стучали копьями о щиты, чтобы Кронос не услышал плач маленького Зевса.

Когда Зевс вырос, он начал войну с отцом. После десятилетней войны Кронос был свергнут Зевсом и заключён в Тартар[12].

По одному сказанию, Зевс в Олимпии боролся за власть с Кроносом и победил[13]. Согласно же орфикам, Зевс по совету Нюкты напоил Крона мёдом, тот заснул и его оскопили (кастрировали)[14]. По версии, оскоплён Зевсом, от его семени родилась Афродита[15] (обычно здесь фигурирует Уран). Уже после титаномахии, Кроноса и ставших на его защиту титанов Зевс заключил в Тартар.

Зевс сверг отца, освободил из его чрева братьев и сестёр, заставив Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей, и воцарился над миром, сделав своих братьев и сестёр олимпийскими богами (Гестию — богиней домашнего очага, Геру — женой и царицей богов, Деметру — богиней полей и плодородия, Аида — богом подземного царства мёртвых и Посейдона — богом морей).

По более позднему варианту мифа, Кронос впоследствии был переселён на «острова блаженных». Отсюда в представлении древних греков «царство Кроноса» соответствовало сказочному «золотому веку».

Позднейшая традиция и упоминания

Кронос похоронен на Сицилии[16]. Был богом в Аравии[17]. Отождествлялся с финикийским богом, которому приносили в жертву младенцев[18]. В Олимпии ему был сооружён храм[19]. Жертвы Крону приносили в Олимпии на вершине горы Кроний в весеннее равноденствие в месяце Элафионе басилом[20].

Ему посвящён XIII орфический гимн.

Кроносу соответствует римский Сатурн. По преданию, отождествлявшему Кроноса с Сатурном, он был разбит Зевсом и бежал в Италию (см. Сатурн). Кронос царствовал в Ливии и Сицилии и основал Гиераполь[21].

В честь Кроноса был названа морская рептилия — кронозаврК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 971 день].

См. также

Напишите отзыв о статье "Крон (мифология)"

Примечания

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.18, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.392-393
  2. ↑ Зайцев А. И. Греческая религия и мифология: курс лекций / Под ред. Л. Я. Жмудя. — М.: Academia, 2005. — С. 63. — 208 с. — (Classicus: Классическая учебная книга). — 5100 экз. — ISBN 5-7695-1681-X.
  3. ↑ Гесиод. Теогония. 154—185
  4. ↑ Павсаний. Описание Эллады VII 23, 4
  5. ↑ Каллимах, фр.43 Пфайфер, ст.70
  6. ↑ Ферекид, фр. В4 Дильс-Кранц = Тертуллиан. О венце 7
  7. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 66, 4
  8. ↑ Гесиод. Теогония. стр. 497—500; Павсаний. Описание Эллады X 24, 6
  9. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 41, 6
  10. ↑ Первый Ватиканский мифограф II 3, 3
  11. ↑ Гигин. Мифы 139
  12. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 3-5; 2, 1 далее; Нонн. Деяния Диониса XXIV стр. 228
  13. ↑ Павсаний. Описание Эллады V 7, 10; VIII 2, 2
  14. ↑ Орфика, фр. 154 Керн = Порфирий. О пещере нимф 16
  15. ↑ Первый Ватиканский мифограф II 4, 1
  16. ↑ Климент. Протрептик 30, 3
  17. ↑ Нонн. Деяния Диониса XL 403
  18. ↑ Плутарх. О суеверии 13
  19. ↑ Павсаний. Описание Эллады V 7, 6
  20. ↑ Павсаний. Описание Эллады VI 20, 1
  21. ↑ Полемон, фр.102 Преллер

Ссылки

  • [greekroman.ru/cronos.htm Энциклопедия античной мифологии: Кронос].

Отрывок, характеризующий Крон (мифология)

– А вы разве умеете? – спросила Наташа. – Дядюшка не отвечая улыбнулся. – Посмотри ка, Анисьюшка, что струны то целы что ль, на гитаре то? Давно уж в руки не брал, – чистое дело марш! забросил. Анисья Федоровна охотно пошла своей легкой поступью исполнить поручение своего господина и принесла гитару. Дядюшка ни на кого не глядя сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд, и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: По у ли и ице мостовой. В раз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало всё существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть чуть что то смеялось в его лице с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что то. – Прелесть, прелесть, дядюшка; еще, еще, – закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. – Николенька, Николенька! – говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое? Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из за ней еще другие лица… «За холодной ключевой, кричит: девица постой!» играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами. – Ну, ну, голубчик, дядюшка, – таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал и как будто в нем было два человека, – один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской. – Ну, племянница! – крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд. Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею. Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке. – Ну, графинечка – чистое дело марш, – радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляску. – Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, – чистое дело марш! – Уж выбран, – сказал улыбаясь Николай. – О? – сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташу. Наташа с счастливой улыбкой утвердительно кивнула головой. – Еще какой! – сказала она. Но как только она сказала это, другой, новый строй мыслей и чувств поднялся в ней. Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости. Нет, он бы всё понял. Где он теперь? подумала Наташа и лицо ее вдруг стало серьезно. Но это продолжалось только одну секунду. – Не думать, не сметь думать об этом, сказала она себе и улыбаясь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть еще что нибудь. Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотническую песню. Как со вечера пороша Выпадала хороша… Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. От этого то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне. В десятом часу за Наташей и Петей приехали линейка, дрожки и трое верховых, посланных отыскивать их. Граф и графиня не знали где они и крепко беспокоились, как сказал посланный. Петю снесли и положили как мертвое тело в линейку; Наташа с Николаем сели в дрожки. Дядюшка укутывал Наташу и прощался с ней с совершенно новой нежностью. Он пешком проводил их до моста, который надо было объехать в брод, и велел с фонарями ехать вперед охотникам. – Прощай, племянница дорогая, – крикнул из темноты его голос, не тот, который знала прежде Наташа, а тот, который пел: «Как со вечера пороша». В деревне, которую проезжали, были красные огоньки и весело пахло дымом. – Что за прелесть этот дядюшка! – сказала Наташа, когда они выехали на большую дорогу. – Да, – сказал Николай. – Тебе не холодно? – Нет, мне отлично, отлично. Мне так хорошо, – с недоумением даже cказала Наташа. Они долго молчали. Ночь была темная и сырая. Лошади не видны были; только слышно было, как они шлепали по невидной грязи. Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это всё укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала. – Поймала? – сказал Николай. – Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга. – Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты? – Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.

wiki-org.ru

Кронос — WiKi

Кро́нос, Крон (др.-греч. Κρόνος) — в древнегреческой мифологии[3][4] — верховное божество, по иному мнению титан, младший сын первого бога Урана (неба) и богини-демиурга Геи (земли). Соответствует римскому Сатурну. Первоначально — бог земледелия, позднее, в эллинистический период, отождествлялся с богом, персонифицирующим время, Хроносом (др.-греч. Χρόνος от χρόνος — время).

Мифология Пол Занятие Отец Мать Братья и сёстры Супруга Дети Период жизни Место погребения Атрибуты В иных культурах
Кронос
(Κρόνος)
Древнегреческая мифология
мужской
Бог времени, земледелие
Уран
Гея
Рея[1], Иапет, Гиперион, Фемида, Тейя, Океан и Тефида
Рея[2]
Зевс, Аид, Гера, Гестия, Деметра, Посейдон, Хирон
Правитель Олимпа, позже кастрирован, свержен, и заключён в Тартар. Впоследствии освобождён из заключения
Бессмертен. Заключён в Тартар.
Серп.
Сатурн
 Иллюстрации на Викискладе

Период верховенства Крона считался золотым веком.

Этимология

Этимология имени Кронос неизвестна. Сами греки поздних времён, из-за созвучия имён, сопоставляли его с Хроносом-временем. Неизвестно, греческого ли происхождения это имя. Только серп — древний атрибут — говорит об их природе. Существовал у ионийцев, во всяком случае, в ряде ионийских городов есть праздник Кроний, но исконность его связи с Кроносом сомнительна, так что бог Кронос, будучи персонажем мифов, оказывается в то же время на периферии религиозных культов и верований[5].

Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей-титанов, возвращал их снова в недра земли. Поэтому Гея, изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса, родившегося последним, оскопить Урана. Кронос стал верховным богом[6].

Серп, которым он оскопил Урана, Кронос бросил в море у мыса Дрепан (Серп) в Ахайе[7]. Этот серп хранился в пещере в Занкле (Сицилия)[8].

По Ферекиду Сирскому Кронос победил Офиона и первым был коронован[9]. По другой версии Кронос был старшим сыном, и поэтому стал царём[10].

При нём наступил золотой век. Кронос боялся предсказания Урана, по которому кто-то из его детей, рождённых ему Реей, свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. От союза Кроноса с нимфой Филирой (которую он после, опасаясь ревности богини Реи, превратил в кобылицу) родился кентавр Хирон.

Кронос и Зевс

Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребёнка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень (Байтил). Этот камень позже показывали в Дельфах[11]. Также легенду с камнем связывали с утёсом Петрах над Херонеей[12]. Этот камень называют агадир[13]. Когда Кронос понял, что обманут, стал искать Зевса по всей земле[14], но куреты с острова Крит помешали ему найти младенца, и, когда Зевс плакал, они стучали копьями о щиты, чтобы Кронос не услышал плач маленького Зевса.

Когда Зевс вырос и возмужал, он начал войну с отцом, потрясшую Вселенную до основания. После десятилетней войны Кронос был свергнут Зевсом и заключён в Тартар[15].

По одному сказанию, Зевс в Олимпии боролся за власть с Кроносом и победил[16]. Согласно же орфикам, Зевс по совету Нюкты напоил Крона мёдом, тот заснул и его оскопили (кастрировали)[17]. По версии, оскоплён Зевсом, от его семени родилась Афродита[18] (обычно здесь фигурирует Уран). Уже после титаномахии, Кроноса и ставших на его защиту титанов Зевс заключил в Тартар.

Зевс сверг отца, освободил из его чрева братьев и сестёр, заставив Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей, и воцарился над миром, сделав своих братьев и сестёр олимпийскими богами (Гестию — богиней домашнего очага, Геру — женой и царицей богов, Деметру — богиней полей и плодородия, Аида — богом подземного царства мёртвых и Посейдона — богом морей).

По более позднему варианту мифа, Кронос впоследствии был прощён и переселён на «острова блаженных». Отсюда в представлении древних греков «царство Кроноса» соответствовало сказочному «золотому веку».

Позднейшая традиция и упоминания

Кронос похоронен на Сицилии[19]. Был богом в Аравии[20]. Отождествлялся с финикийским богом, которому приносили в жертву младенцев[21]. В Олимпии ему был сооружён храм[22]. Жертвы Крону приносили в Олимпии на вершине горы Кроний в весеннее равноденствие в месяце Элафионе басилом[23].

Ему посвящён XIII орфический гимн.

Кроносу соответствует римский Сатурн. По преданию, отождествлявшему Кроноса с Сатурном, он был разбит Зевсом и бежал в Италию (см. Сатурн). Кронос царствовал в Ливии и Сицилии и основал Гиераполь[24].

В честь Кроноса предлагают назвать звезду HD 240430, которая, как считается, поглотила одну или несколько планет.

См. также

Примечания

  1. ↑ Любкер Ф. Rhea // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 1153–1154.
  2. ↑ Щукарев А. Н. Рея, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ Кронос / Лосев А. Ф. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 18.
  4. ↑ Кронос // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885. — С. 392—393.
  5. ↑ Зайцев А. И. Греческая религия и мифология: курс лекций / Под ред. Л. Я. Жмудя. — М.: Academia, 2005. — С. 63. — 208 с. — (Classicus: Классическая учебная книга). — 5100 экз. — ISBN 5-7695-1681-X.
  6. ↑ Гесиод. Теогония. 154—185
  7. ↑ Павсаний. Описание Эллады VII 23, 4
  8. ↑ Каллимах, фр. 43 Пфайфер, ст. 70
  9. ↑ Ферекид, фр. В4 Дильс-Кранц = Тертуллиан. О венце 7
  10. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 66, 4
  11. ↑ Гесиод. Теогония. стр. 497—500; Павсаний. Описание Эллады X 24, 6
  12. ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 41, 6
  13. ↑ Первый Ватиканский мифограф II 3, 3
  14. ↑ Гигин. Мифы 139
  15. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 3-5; 2, 1 далее; Нонн. Деяния Диониса XXIV стр. 228
  16. ↑ Павсаний. Описание Эллады V 7, 10; VIII 2, 2
  17. ↑ Орфика, фр. 154 Керн = Порфирий. О пещере нимф 16
  18. ↑ Первый Ватиканский мифограф II 4, 1
  19. ↑ Климент. Протрептик 30, 3
  20. ↑ Нонн. Деяния Диониса XL 403
  21. ↑ Плутарх. О суеверии 13
  22. ↑ Павсаний. Описание Эллады V 7, 6
  23. ↑ Павсаний. Описание Эллады VI 20, 1
  24. ↑ Полемон, фр. 102 Преллер

Ссылки

  • Крон. greekroman.ru. Проверено 20 августа 2017.

ru-wiki.org

Бог Кронос

... богом подземного царства мёртвых и Посейдона — богом морей). По более позднему варианту мифа, Кронос впоследствии был переселён на «острова блаженных».

КРОНОС - в древнегреческой мифологии великий бог Времени, один из титанов, сын Урана и Геи. Мать уговорила Кроноса оскопить отца с тем, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость и самому встать на престол, она-же предсказала, что Кроноса также победит уже его собственный сын, из-за чего тот принялся поедать своих детей еще младенцами. Однако, его супруга Рея сумела подсунуть вместо самого младшего сына Зевса булыжник, завернутый в ткань, а самого младенца тайно вскормить в критской пещере. Возмужавший Зевс по научению своей супруги Метиды опоил Кроноса волшебным питьем, и тот

Крон — греческий бог времени, отец Зевса. Известны три пары прародителей греческих богов: Уран — Гея; Крон — Рея; Зевс -громовержец — Гера — хранительница семейно-брачных устоев.

Уран и Гея произвели на свет троих сторуких пятидесятиголовых существ — гекатонхейров и троих круглоглазых великанов циклопов . Устрашенный такой силой и мощью, Уран связал их и бросил в Тартар.

Следующим порождением Урана и Геи были семь дочерей титанид и шесть сыновей титанов, младшим из них и был Крон. Гея, горюющая о своих детях, томящихся под землей, подговорила титанов восстать против отца, а Крону дала кривой меч из прочного металла, или, может быть, из алмаза. Все титаны,

кроме Океана. напали на отца. Крон совершил самое главное — лишил отца производительной силы.

Крон воцарился в космосе. Время, когда он был «владыкою неба», было золотым веком мифологической истории. Люди в те времена жили, как боги, «со спокойной и ясной-душою, горя не зная, не зная трудов», по словам Гесиода.

Крон женился на своей сестре титаниде Рее . Ранее освобожденных гекатонхейров и киклопов снова низринул в Тартар. Мать Гея предупредила Крона, что и он в свою очередь будет лишен власти собственным сыном, поэтому всех рожденных Реей детей он стад пожирать.

Имя Крона, происходит от греческого слова хронос — время, и сам он — олицетворение всепоглощающего времени. Все рождается и исчезает во времени, так и дети Крона рождаются и уничтожаются им. Родились и исчезли в утробе отца представители нового поколения греческих богов Гестия. Деметра. Гера. Аид , Посейдон. Когда настала очередь родиться Зевсу, Рея отправилась на остров Крит и там в пещере горы Дикте родила сына, которому - суждено было стать повелителем богов-олимпийцев. А Крон вместо очередного младенца получил завернутый в пеленки камень.

Зевс, охраняемый куретами, вырос, стал могуч и хитроумен. Он призвал на помощь титаниду Метиду. дочь Океана, получил от нее волшебное зелье, подмешал его в питье Крона, что заставило родителя изрыгнуть камень и всех проглоченных ранее детей. В союзе с обретенными сестрами и братьями

Зевс начал войну против Крона и других детей Урана — титанов. Ужасна и упорна была эта борьба между кронидами и уранидами. Титаны были могучими и грозными противниками. Зевс вывел из Тартара киклопов, которые сковали ему перуны и громы, но и они не принесли быстрой победы. Война длилась уже десять лет, а чьего-либо преимущества видно не было.

Тогда вывел Зевс из недр земли гекатонхейров. Целые скалы отрывали они от гор и метали в титанов, когда те приближались к Олимпу. где обосновались крониды.

Многолетнюю эту битву, когда все в природе стонало, содрогалось и горело огнем, назвали титаномахией. В этом мифе, видимо, отразились представления о природных катаклизмах, изменявших ландшафт планеты.

Но вот титаны дрогнули, пришел конец господству безумных и безличных космических стихий, налетало время разумных человекоподобных божеств олимпийцев. Грозная сила титанов была сломлена. 3евс сковал их всех, в том числе Крона, и сбросил в Тартар, а сторуких поставил сторожами.

Так окончилось царствование Крона. Много позже орфиками был создан миф о том, как Зевс вер нул Крона из Тартара и сделал его царем «островов блаженных», находящихся на краю земли, за Океаном, где обитали только мертвые.

Кронос, в древнегреческой мифологии, был одним из титанов, родившимся от брака бога неба Урана и богини земли Геи. Он поддался на уговоры матери и оскопил своего отца Урана, чтобы прекратить бесконечные рождения его детей.

Во избежание повторения судьбы отца Кронос стал проглатывать всех своих отпрысков. Но в конце концов его жена не выдержала подобного отношения к их потомству и дала ему проглотить камень вместо новорожденного Рея спрятала сына, Зевса, на острове Крит, где он и вырос, вскормленный божественной козой Амалфеей. Его охраняли куреты - воины, которые заглушали плач Зевса ударами в щиты, чтобы Кронос не услышал.

Возмужав, Зевс сверг своего отца с трона, заставил его исторгнуть своих братьев и сестер из чрева и после продолжительной войны занял его место на светлом Олимпе, среди сонма богов. Так Кронос был наказан за свое предательство.

Имя Крона, происходит от греческого слова хронос — время, и сам он — олицетворение всепоглощающего времени. Все рождается и исчезает во времени, так и дети Крона рождаются и уничтожаются им. Родились и исчезли в утробе отца представители нового поколения греческих богов Гестия. Деметра. Гера. Аид. Посейдон. Когда настала очередь родиться Зевсу. Рея отправилась на остров Крит и там в пещере горы Дикте родила сына, которому - суждено было стать повелителем богов-олимпийцев. А Крон вместо очередного младенца получил завернутый в пеленки камень.

Зевс, охраняемый куретами. вырос, стал могуч и хитроумен. Он призвал на помощь титаниду Метиду. дочь Океана. получил от нее волшебное зелье, подмешал его в питье Крона, что заставило родителя изрыгнуть камень и всех проглоченных ранее детей. В союзе с обретенными сестрами и братьями.

Источники: www.bibliotekar.ru, myfhology.info, godsbay.ru, pagandom.ru, mythology.org.ua

Это интересно

Вирус Stuxnet - первое в мире кибер-оружие

Вирусы становятся все опаснее. В некоторых случаях кибер-оружие может быть столь же разрушительным, как ядерная бомба. ...

Борьба за независимость Италии - начало

Первая часть девятнадцатого столетия сопровождалась подъёмом стремления к объединению в национальном государстве («Рисорджименто»). Наполеоновская оккупация послужила ...

Ветряные элетростанции и ветропарки

Ветроэлектростанция состоит из комплекса ветрогенераторов мощностью 10кВт каждый, а также контроллеров для преобразования напряжения и заряда аккумуляторов. Каждый ветроегенратор ...

Созвездие - Волосы Вероники

Волосы Вероники - одно из немногих созвездий, название которых связывается с исторической личностью. Легенда об этом созвездии ...

Расцвет Руси при Ярославе Мудром

Ярослав, прозванный за свою политику Мудрый, одержал победу в схватке за власть со Святополком Окаянным и возглавил Древнерусское ...

Русский богатырь

Впервые русские былины были записаны известными учёными XIX века П. Н. Рыбниковым и А. Ф. Гильфердингом. А ...

Лондон в истории стран и городов

Наша планета уникальна, так как только на ней, по мнению ученых, есть жизнь, причем разумная жизнь. Как ...

  • Как строили пирамиды

    До того, как бог Египта Осирис и Исида стали во главе Та-Камет, Египтяне были безграмотны, науками не владеои. К тому же селения соперничали друг с...

  • Юкагиры

    LADEE, запланированная на 2013 год программа изучения лунной атмосферы и пылевого окружения её орбиты. Номинальная продолжительность исследований 100...

objective-news.ru

Кронос — Энциклопедия знаков и символов

Ф. Гюнтер. Хронос. 1765-1770 гг.

Проглатывающий своих детей Кронос стал символом времени, которое создает и снова разрушает. В древних религиозных мистериях Кронос был прабогом космоса, называемым также Айон - пришедший из темноты создатель мира, который сотворил из эфира серебряное праяйцо (зародыш).

Под Кроносом мы подразумеваем не столько общий символизм Сатурна, сколько образ времени, который зародился в восточной мысли и был распространен в Восточной Римской Империи.

Его иногда изображают с четырьмя крыльями, два из которых распростерты как будто для полета, а два других опущены словно для отдыха. Это — символическая ссылка на двойственность времени: отрезок времени и экстаз (или порыв чувств вне времени).

Иногда его также изображали с четырьмя глазами, двумя впереди и двумя сзади; это — выражение одновременности и положения Настоящего между Прошлым и Будущим, символ, сравнимый с двумя ликами Януса (8).

Более характерной чертой общего символического значения является «Кронос Митры» («Mithraic Cronos»), божество, олицетворяющее бесконечное время. Кронос имеет неподвижную человеческую фигуру, иногда состоящую из двух частей; тела человека с головой льва. Но если голова человеческая, то львиная голова находится на груди. Туловище обвито пятью кольцами гигантской змеи, также обозначающей двойственность времени: отрезок времени, переплетенный с вечностью, что, согласно Макробию, представляет путь Бога по небесной эклиптике. Лев, которого обычно отождествляют с культом Солнца, является здесь особой эмблемой деструктивного и всепожирающего времени. Он встречается в этом смысле на многих изображениях как римских, так и средневековых похоронных процессиях.

Начало и первопричину всех вещей греки видели в Хаосе - пропасти, заполненной тьмой и туманом. Из этого лона поднялась вначале твердая земля - широкогрудая Гея и ее противоположность - пустой мрачный Тартар. Третьим же появился Амур - бог любви, который объединяет противоположности. Гея горит желанием творить и создавать, так, в частности, она сотворила из себя огромное звездное небо; Уран - место, где будут пребывать будущие боги. Мрачное, земное, глубокое стало матерью светлого, высокого, небесного.

Праматерь Гея вступила в сожительство с Ураном, и в результате этой связи возникли титаны. Сам отец ужаснулся их облику и столкнул детей в Тартар. Но Гея вздыхала и печалилась о судьбе своих детей. Она задумала месть и сковала первый серп, который дала самому юному из своих сыновей и самому хитроумному - титану Крону. И когда Уран хотел в очередной раз оплодотворить Гею, Крон серпом оскопил его. Капли крови, которые падали на землю, обратились в фурий - богинь мести, гигантов и горных нимф. А семя Урана упало в море, и из него появилась Афродита - богиня любви, из пены рожденная.

Подобно отцу, Крон ваял в супруги сестру Рею, а детей уничтожал, проглатывая их. Самый младший из его сыновей, Зевс, впоследствии лишит отца власти, как некогда это проделал Крон.

Крон, сын Урана - воплощения звездного неба и Геи - богини земли - олицетворяет принцип времени - ведь самые первые отсчеты времени проводились древними с помощью наблюдения за звездным небом.

Часто Крона изображают с песочными часами в руке, а название точного прибора для измерения времени - хронометр - дано в память о Кроне-Хроносе, титане греческой мифологии. Он заглатывает своих детей, едва они появляются на свет, как время бежит вперед, поглощая секунды, минуты, часы. Другой символ Крона - серп, что тоже говорит об уничтожении, через причудливые ассоциации стал символом смерти, завершающей расчеты с живым.

В греческом мифе о возникновении мира Крон означает третью ступень развития после Хаоса и любви, которая объединяет возникшее противоречие между тьмой и светом. Однако ни одна из этих ступеней полностью не исчезает. Правда, Сила восстает против Силы, Сила побеждает Силу, но и побежденная, низверженная Сила все еще остается достаточно могущественной. Хронос как принцип организации времени, которое все явления выстраивает в хронологическом порядке и тем самым демонстрирует их конечность, хотя и побеждается Зевсом - вечным духом, но, как сообщает миф, не исчезает, а попадает в Элизиум, где предается бесконечным играм.

По другой версии. Крон спасается бегством в Италию, и под его правлением приходит Золотой век: люди живут подобно богам, они всегда счастливы и беззаботны, сильны и здоровы. Когда же наступает время умирать, люди впадают в дремотный сон и в нем освобождаются от своей земной оболочки и превращаются в демонов. В память об этой райской жизни в Риме ежегодно 17 декабря праздновали сатурналии (от слова Сатурн - римского имени Хроноса). В это время рабам давали все возможные свободы, как бы стиралась разница между рабом и господином. Рабов сажали за роскошно накрытые столы, а господа должны были их обслуживать. Вначале этот веселый праздник длился только один день, потом стал продолжаться неделю.

--

(греч. ???), в греческой мифологии один из титанов, сын Урана и Ген.

По наущению своей матери оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость (Hes. Theog. 154-182).

Воцарившись вместо отца, К. взял в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому как только у Реи рождались дети, К. тотчас проглатывал их, желая избежать исполнения предсказания. Однако Рея обманула К„ подложив ему вместо младшего сына Зевса запелёнатый камень, который и был проглочен К. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите (453-491). Возмужав, он по совету своей жены Метиды опоил К. волшебным питьем, благодаря которому К. изрыгнул на свет братьев и сестёр Зевса (Apollod. 1 2, 1). Под предводительством Зевса дети К. объявили войну титанам, длившуюся десять лет. Побежденные титаны вместе с К. были сброшены в тартар и находились там под стражей сторуких, выведенных Зевсом из тартара (Hes. Theog. 675- 740).

Среди детей К. выделяется его сын от нимфы Филиры - мудрый кентавр Хирон.

По орфической традиции К. примиряется с Зевсом и правит на островах блаженных, отсюда возникло понятие о царствовании К. как счастливом и благодатном времени.

Народная этимология сблизила имя К. с наименованием времени - Хроносом (????). В римской мифологии К. известен под именем Сатурна, который воспринимался как символ неумолимого времени. К. были посвящены празднества кронии, в Риме - сатурналии, во время которых господа и слуги менялись своими обязанностями и воцарялось безудержное веселье карнавального типа.

ЛИТЕРАТУРА

Лит.: Wilamowitz-Moellendorff U. yon, Kronos und die Titanen, B„ 1929;

Marot K., Kronoa und die Titanen, "Studi e materiali di storia delle religloni", 1932, t. 8;

его же. Die Trennung von Himmel und Erde, "Acta antiqua Academiae scientiaruin Hungaricae", 1981, t. I, s. 35-63;

Staudacher W., Die Trennung von Himmel und Erde. Ein vorgriechischer Sch6pfungsmythus bei Hesiod und den Orphikern, Tubingen, 1942.

Кронос, Крон - греч. Kronos

В греческой мифологии один из титанов, сын Урана и Геи. По наущению своей матери оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость (Hes. Theog. 154-182). Воцарившись вместо отца, К. взял в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому как только у Реи рождались дети, К. тотчас проглатывал их, желая избежать исполнения предсказания. Однако Рея обманула К., подложив ему вместо младшего сына Зевса запелёнатый камень, который и был проглочен К. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите (453-491). Возмужав, он по совету своей жены Метиды опоил К. волшебным питьём, благодаря которому К. изрыгнул на свет братьев и сестёр Зевса (Apollod. I 2, 1). Под предводительством Зевса дети К. объявили войну титанам, длившуюся десять лет. Побеждённые титаны вместе с К. были сброшены в тартар и находились там под стражей сторуких, выведенных Зевсом из тартара (Hes. Theog. 675-740). Среди детей К. выделяется его сын от нимфы Филиры - мудрый кентавр Хирон. По орфической традиции К. примиряется с Зевсом и правит на островах блаженных, отсюда возникло понятие о царствовании К. как счастливом и благодатном времени. Народная этимология сблизила имя К. с наименованием времени - Хроносом (Xronos). См. рис. В римской мифологии К. известен под именем Сатурна, который воспринимался как символ неумолимого времени. К. были посвящены празднества кронии, в Риме - сатурналии, во время которых господа и слуги менялись своими обязанностями и воцарялось безудержное веселье карнавального типа.

Лит.: Wilamowitz-Moellendorff U. von, Kronos und die Titanen, B., 1929; Marot K., Kronos und die Titanen, "Studi e materieli di storia delle rehgioni", 1932, t. 8; его же, Die Trennung von Himmel und Erde, "Acta antiqua Academiae scientiarum Hungaricae", 1951, t. l, s. 35-63; Staudacher W., Die Trennung von Himmel und Erde. Ein vorgriechischer Schцpfungsmythus bei Hesiod und den Orphikern, Tьbingen, 1942.

А. Ф. Лосев [Мифы народов мира. Энциклопедия: Кронос, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 4182 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 19 Словарь)]

Апологет Афинагор Афинянин, критикуя античную мифологию ujdjhbn о Кроносе: " ... затем как он совокупился со своей дочерью Персефоной, изнасиловав ее в виде змея: от нее у него и родился сын Дионис. [...] И что святого или достойного в этих сказках, чтобы мы поверили, что Кронос, Зевс, Кора и прочие суть боги?"36.

www.symbolarium.ru