Изделия из камня методом глиптики. Камень камеи


Камеи - классика ювелирного искусства

Дуновенье моды не трогает камеи...

Камеи - классика ювелирного искусства. Изысканность и волшебство нежного профиля на камее приковывает взгляд. Больше всего мы знаем о камее, как о броши, но камеи вправляют и в кольца, кулоны, серьги, придавая неповторимую оригинальность изделию, и его хозяйке. Удивительные по своей красоте камеи, всегда кажутся какими-то отстраненными от всех прочих ювелирных изделий своей изысканностью.

Дуновенье моды не трогает камеи уже несколько тысячелетий. Принадлежность к классике не подвергается сомнению. Камеи были известны в древнем Риме, Греции еще несколько тысячелетий назад. Что представляют собой камеи? Почему красота этих изделий заставляет любоваться ими снова и снова? В чем отличие обычной броши от камеи?Камея - это миниатюрный портрет, с тщательно вырезанными из камня мельчайшими деталями, обычно профиля женской головки, выполненный на камне овальной формы. Фон камеи обычно одного цвета, а барельеф другого. Изображаются на камеях и портреты исторических личностей, небольшие в виде барельефа, сюжеты античной мифологии, и простые бытовые сценки.Удивительное очарование камей не только в скрупулезной прорисовке портрета на камне, но и в подобранном для изготовления броши материала. Обычно для камей используют многослойные драгоценные и полудрагоценные камни. Именно за счет многослойности и "играющей" структуры камня достигается выразительность образа, как бы подсвеченного изнутри.Сейчас камеи делают из различных материалов, но традиционно камеи делали из яшмы, оникса, агата и различных видов кварцев. Овалы оправляли драгоценными металлами, украшали жемчугом и драгоценными камнями, что придавало им еще большую ценность. В Италии на изготовление камей до сих пор идет окаменевшая лава Везувия, а во Франции и Неаполе традиционно используют перламутр ракушек различных оттенков.Камеи прекрасно выглядят в окружении кружев и цветов, подчеркивая женственность ее обладательницы. Недаром камеи имели огромный успех у императрицы Екатерины II. Свою любовь к камеям она называла "каменной болезнью". Именно из-за любви к камеям начались массовые разработки драгоценных и полудрагоценных камней в самых труднодоступных местах Уральских гор.Практически все камеи тех времен были изготовлены на Уральских камнерезных фабриках. Дело продолжалось и после смерти Екатерины II. Со времен Николая I в Эрмитаже хранится коллекция из 250 миниатюрных камей, и еще 4 камеи были пожертвованы частными лицами музею совсем недавно.Инталия. Изображение императора Каракалла на аметистеВо времена Наполеона камеи были невероятно популярны, их можно увидеть на портретах многих знатных дам.Инталия, изображающая Юлию, дочь Тита. 9 векСпросите у своей бабушки, есть у нее камея? Скорее всего, она улыбнется, вспомнив об этой красивой вещице, достанет ее из заветной шкатулки, и будет опять любоваться ее очарованием, вспоминая о чем-то. И вы улыбнетесь вместе с ней, любуясь волшебной красотой камеи.

Считается, что название «камея» появилось в XIII веке во французском языке как camaheu, camaieul, соответствующее греческому κειμήλιον - драгоценность, и было принесено с византийского Востока крестоносцами. Инталия "Наказание Тита". Горный хрусталь. 16 векУже в IV веке до н.э. мастера-камнерезы вырезали в рельефе жуков-скарабеев, львов и сфинксов - древние талисманы, призванные отгонять зло и болезни. Но настоящие камеи - рельефные, многоцветные геммы, которые чаще всего исполнялись на сардониксе (разновидность многослойного агата), появились только в конце IV - начале III вв. до н.э.Родиной камей считается Александрия, именно в этом городе были изготовлены знаменитые камеи древности: камеи с портретами Птолемея II и Арсинои, «чаша Фарнезе», «кубок Птолемея» и другие. Изготавливали эти камеи греческие мастера, находившиеся при александрийском дворе Птолемеев. Гемма "Птолемей II"Камея с изображением императора Августа. 9 -12 вв. Двухслойный ониксКогда же с Востока начали привозить многочисленные минералы всех цветов радуги, появились и новые камеи, которые быстро стали предметами роскоши. Они вставлялись в перстни и диадемы, ими украшали одежды царей и жрецов, отделывали дорогую утварь, предметы культа, мебель и музыкальные инструменты. Наибольшую славу заслужили сосуды из хрусталя, халцедона и оникса с рельефными изображениями.Камея 1 века до н.э. Поликсена на могиле АхиллесаПортлендская ваза известна в истории искусства как самое выдающееся из сохранившихся произведений античного художественного стекла.Камея Тиберия, или Большая камея Франции. 37 г.Камея "Император Август".Камея "Александр Македонский"Кубок Птолемея. Двуручная чаша из оникса или халцедона с резьбой по типу камеи.Камея, 12 век; оправа - конец 16 века. Агат, золото, жемчуг, драгоценные камни

Источник

s30893898787.mirtesen.ru

Винтажные и дизайнерские украшения Вашей мечты

Камея Искусство миниатюрной резьбы на драгоценном или полудрагоценном камне или глиптика известно с древнейших времен. Существуют два вида подобных произведений различающихся по способу обработки поверхности камня. Более ранний и традиционный вид – инталии, камни с углубленным изображением. Инталии, как правило, создавались из материала одного цвета и носили практический характер - использовались в качестве печатей. Наибольшую популярность приобрел другой вид резного камня – камея. Выпуклое, рельефное изображение, давало возможность мастерам, снимая слой за слоем, использовать цветовое богатство камня. Эффектная камея, чаще, чем одноцветная инталия служила именно в качестве украшения - предметов туалета, оружия, мебели, декоративных элементов интерьера.

Искусство резьбы камей получило некогда у археологов наименование "живописи в камне". Если резьба на более скромных миниатюрных одноцветных инталиях может быть сравнена с графикой, то роскошные многоцветные камеи с их соединением колорита и пластики действительно ближе к живописи. Колористические возможности этого вида глиптики поставили её в особое отношение к живописи: древние предпочитали именно в камеях воспроизводить прославленные картины, обычно хранившиеся в почитаемых святилищах. Полихромные камеи в дактилиотеках античных собирателей, видимо, составляли своеобразные портативные галереи миниатюрных репродукций живописи. В наше время камеи оказываются незаменимыми при реконструкции утраченных станковых работ древних живописцев

Резчики древнейших периодов развития глиптики знали приемы рельефной резьбы, но использовали её сравнительно редко, при скульптурном оформлении то ручки каменной печати, то оборотной стороны скарабея. Материал здесь, как правило, был одноцветным. Первые создатели камей из полихромного камня (сардоникса) - безымянные александрийские мастера. И уже самые ранние камеи поражают зрелым виртуозным мастерством.

Правители из династии Птолемеев, портретированные в этих царственно-роскошных геммах, божества египетского пантеона, орнаменты и система декора - все это не оставляет никакого сомнения в локализации первых мастерских именно в Александрии. Отнюдь не часто в природе встречаются крупные куски агата с правильным чередованием светлых и темных слоев. Редкость минерала, высокая стоимость многолетнего труда талантливого и самоотверженного художника - вот причина того, что крупные камеи чаще всего прославляют властителей древнего мира - тех, кто имел возможность оплатить подобный дорогостоящий заказ.

Изделия, созданные греческими мастерами по заказам могущественных египетских монархов и знати, отмечены тонким художественным вкусом. К эпохе ранних Птолемеев относятся анонимные работы - камея Гонзага и мелкие портретные изображения, к концу же самостоятельного существования могущественной египетской державы становятся известны имена резчиков основавших мастерские.

Античная камея по сей день, сохраняет значение эталона классической красоты, чистого и строго вкуса. Главным устремлением резчиков всех последующих эпох было, как можно более соответствовать этому идеалу. И хотя принято считать, что он навсегда останется недостижимым, приблизится к нему, раньше других, удалось итальянским мастерам - ведь их родина была прямой наследницей античных традиций.

Италия не только сама пережила в эпоху Возрождения бурный взлет камнерезного искусства, но и дала мощный импульс его развитию в других странах. Национальные школы глиптики во второй половине XVIII столетия сформировались во Франции, Германии, Англии, Австрии. Последний расцвет этой древнейшей отрасли творчества продолжался недолго - к концу прошлого века резьба по твердому камню практически ушла из художественной жизни европейских народов.

Античные мастера на камне вырезали сцены из мифологии, изображения богов и мифических героев, портреты правителей, победителей Олимпийских игр и т.д. Камни и сюжеты соответствовали назначению. Так, траурные геммы изготавливали из черных камней, на которых часто вырезали Прозерпину, похищенную богом мира умерших Аидом; свадебные геммы делали из сердолика, часто с изображением Амура и Психеи - символом верной любви. На аквамарине вырезали морские сюжеты или фигурки Нептуна и Тритона, на аметисте, который якобы предохранял от опьянения, - бога веселья и виноделия Диониса (Бахуса). Юристы и судьи носили геммы из кроваво-красной яшмы.

В Государственном Эрмитаже в Ленинграде находится уникальная коллекция античных гемм: "Геракл и Гидра" и "Упражнение на коне" (VI в. до н.э.), "Атлет с гантелями" (V в. до н.э.), "Гоплитодром" и "Атлет с оружием" (IV в. до н д.). Прекрасны вырезанные на сердолике геммы, на которых изображены Зевс и Леда, богиня победы Ника на колеснице, Психея и Эрот. Изумительны по красоте геммы знаменитого Хеосида на яшме - "Цапля с кузнечиком", "Лошадь-победительница", "Летящая цапля" и др. Эти камеи представляют собой великолепные художественные произведения - живопись на камне. В Эрмитаже хранится великолепная гемма из сардоникса с портретом Александра Македонского работы выдающегося мастера резьбы по камню Пирготеля.

​1804-1811 гг. – время становления в русском костюме стиля ампир. Происходит переход от легкости начала века к четкой геометрии форм, к строгости, сдержанности и монументальности. В 1806-1809 гг. принято носить кольца на всех пальцах, по нескольку часов, много браслетов. Прически украшаются диадемами, золотыми обручами, венками из искусственных цветов и золотых колосьев, из золотых и серебрянных дубовых и лавровых листьев. Но шея и обнаженные плечи остаются без украшений.

Одно из самых ярких проявлений моды этого времени – увлечение резными камнями – геммами, пришедшее из Европы еще во второй половине XVIII века. Художественная резьба по камню стала в России самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Камеи создавали лучшие столичные ювелиры, их привозили в большом количестве из-за границы (как современные, так и античные).На некоторое время они затмили даже столь популярные в ювелирных украшениях XVIII века бриллианты. Их коллекционировали, ими украшали диадемы, ожерелья, булавки, пряжки, броши, браслеты, из них составляли целые наборы украшений. Для создания камей использовали разные по цвету и прозрачности камни: очень популярны были слоистые агаты и ониксы. В мелких украшениях камеи являлись главной и единственной деталью. Тонкая золотая или серебрянная оправа выполняла, по сути, утилитарную функцию, помогая закрепить камень и соединить его с заколкой. В крупных украшениях камеи, сохраняя доминирующую роль, хорошо сочетались с жемчугом, бриллиантами и драгоценными металлами.

Наполеон выбрал камеи для украшения своей короны при коронации в 1804 году. Его интерес к камеям был столь велик, что на следующий год он основал французскую школу резьбы по камню. Для него эти камни олицетворяли связь с древними империями Греции и Рима. Другие члены его семьи тоже с удовольствием носили украшения с камеями в сочетании с бриллиантами или просто в золоте с эмалью. У Жозефины была тиара, вырезанная из большой раковины, покрытая мифологическими сценами, которую затем оправили в золото. Мари-Луиза получила комплект, включавший двадцать четыре древних камеи, заимствованных из коллекции французских королей. В 1805 году "Дамский Журнал" (Journal des Dames) писал по этому поводу, что камеи, старинные или современные, вырезанные из раковин, никогда раньше не были так модны: теперь "модные женщины носили камеи на поясах, камеи в ожерельях, камею в каждом браслете, камею в диадеме". Эту моду поддерживала сама Жозефина, у которой был большой выбор не только старинных поделок, но и современных камей, присланных ей из Италии сестрой Наполеона Каролиной Мюрат, чей муж в 1808 году стал королем Неаполя.

Сегодня камея, миниатюрный барельеф из камня или другого материала, стала самым актуальным украшением сезона. Камея может украсить кольцо, серьги, брошь или кулон. Чаще всего она представляет собой профиль женщины, реже – мужчины. Стоимость камеи зависит от многих факторов: материала, эпохи, изображения и, конечно же, качества работы. Чаще их изготавливают из твердого камня. Во времена Наполеона камеи начали делать не только из ценных пород камня, но и из ракушек кремовых оттенков, а итальянцы до сих пор делают их из окаменевшей лавы Везувия. Появиться в таком украшении - отличный способ продемонстрировать свое высокое происхождение и глубокие чувства к другу или высокопоставленной особе.

Камея никогда не возвращается в моду сама по себе, она являетя со „свитой" из кружев и цветов. Этот аксессуар неизменно создает ностальгические настроения, подчеркивает женственность и изящество его обладательницы. Камея вовсе не должна быть антикварной или очень дорогой. Однако материал и ручная работа накладывают свой отпечаток на стоимость, поэтому и дешевой камея не может быть. Изысканность – именно на это качество камеи делают ставку дизайнеры сегодня.

Если брошь закрепить низко на лацкане или плече, то фигура будет казаться более приземистой. Лучше будет смотреться украшение, расположенное ближе к лицу. Днем для делового костюма и белой блузы прекрасно подойдет камея, заколотая в середине под горлом. Серьги и кольца должны быть сделаны из того же металла, в который оправлена камея. Хорошо при этом, чтобы они были чуть менее массивными, нежелательны цветные камни. Очень элегантно рядом с камеей смотрится жемчуг, тем более что настоящие камеи часто изготавливаются из экзотических раковин, обладающих розово-жемчужным или голубоватым оттенком.Камеи потрясающе красивы. Сложно не быть благодарными Екатерине II, которая закупила первую "партию" для Эрмитажа и положила основу коллекции.

Посмотреть полностью:http://www.spletnik.ru/blogs/krasota/35622_kameya

Spletnik.ru

vintage-dream-s.livejournal.com

Камеи и их место в гардеробе современной девушки

Я неоднократно в своем блоге признавалась в моей любви к камеям. Конечно, если бы у меня была возможность, я бы с удовольствием пополнила свой гардероб настоящими, винтажными или современными, камеями из натуральных камней, но, я вполне благосклонно отношусь к их более доступным имитациям из пластика, акрила и резным вариантам из перламутра.Камеи представляют собой выпуклое рельефное изображение, вырезанное на камне, в отличие от инталий – гемм с углубленным изображением. Первые камеи появились в IV века до н. э., позже они были особенно популярны во времена Ренессанса, в XVII - XVIII веках. Тогда появились камеи не только из камня, но и из фарфора и чугуна. (Если вам будет интересно почитать-посмотреть об истории камей, о том как их вырезают, я могу написать пост об этом в следующий раз)

В наши дни украшения с камеями становятся все более популярными, с появлением новых синтетических материалов они стали более доступными, а после того как Lanvin, Miu Miu и другие включили украшения с камеями в свои коллекции их и вовсе объявили новым трендом (как я не люблю это слово).

А пока вы все еще решаете, доставать ли из ваших шкатулок камеи, я покажу как такие украшения носят современные it-girl и fashion-блоггеры.

Мирослава Дума – обладает целым комплектом винтажных камей. В ее коллекции – колье, кольцо и брошь, которую она очень часто выгуливает как с вечерними нарялами, так и с простыми сарафанами.

Несмотря на то, что у Мирославы есть настоящие резные камеи, она не обходит стороной и украшения из пластика.

Ульяна Сергеенко. Вот уж кто с камеями редко расстается, тем более, что они прекрасно вписываются в ее образ. Ее коллекция украшений будет побольше, к тому же, по всей видимости, она не перестает ее пополнять. У Ульяны 4 – 5 пар сережек - две пары небольших сережек с камеями, которые она надевает чуть ли не каждый второй светский выход, серьги с камеями побольше в крупной металлической оправе и серьги среднего размера, кольцо и брошь.

Серьги

Кольцо

Брошь

Подруги Мирославы и Ульяны тоже решили не отставать, а после того как Яна Расковалова выпустила свою коллекцию украшений с камеями (на первом фото этого поста одно из украшений коллекции) их стал носить практически весь российский бомонд, как, впрочем, и платья от Ульяны .

Fashion-блоггеры тоже не отстают. Посмотрим как можно носить более бюджетные варианты.(И да, к этому моменту я уже поняла, что публикация снова получается безразмерной и я честно стараюсь ее укоротить)

Ах , да! Не обойдем стороной любителя брошей и камей Александра Васильева.

Как видите, вовсе не обязательно носить украшения с камеями только нежным и романтичным девушкам. А современные варианты из полимерной глины с черепами и скелетами и вовсе раздвигают границы традиционной "романтичности" камей.

А как вы относитесь к украшениям с камеями? Видите их в своем гардеробе?

make-your-style.livejournal.com

Прекрасные камеи

Камея - разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине.

Камеи родом из  Александрии. Город, который был основан в 322 году до н. э. Александром Македонским. Именно здесь, в устье реки Нила, умелые руки греческих мастеров, изготовили великие шедевры глиптики – камею с портретами Птолемея II и Арсинои и многие другие.

Уже в IV веке до н.э. мастера глиптики вырезали в рельефе львов, сфинксов, жуков-скарабеев. Но в основном это были одноцветные камеи. В начале III века до н. э. появляются многоцветные геммы. Для их исполнения использовался многослойный камень – агат. Многослойность, то есть полихромность камней, позволяла мастерам, используя различную окраску слоёв, достигать необычайных по колориту и живописности эффектов. Многослойный агат подчёркивал игру разных тонов и их оттенков, а изменяя толщину, например, белого слоя агата так, что через него просвечивался тёмный нижний слой, можно было добиться различных оттенков. Древние мастера использовали индийский сардоникс, в котором было сочетание белого, жёлтого с красноватыми и даже коричневыми оттенками, и арабский, в котором преобладали сине-чёрные и голубоватые оттенки.

Считается, что название «камея» появилось в XIII веке во французском языке как camaheu, camaieul и было принесено с византийского Востока крестоносцами.

Изготовление камеи - это не только мастерство, но и упорство, терпение почти фанатическое, стремление к прекрасному и вера в чудо.

Камеи служили не только украшениями, удивительное мастерство резчиков позволяло воспроизводить в камне картины античных художников. До настоящего времени сохранились такие копии картин на камеях - и теперь они являются единственным источником знаний о навсегда утраченной древней красоте.

Вырезались камеи с применением вращающихся медных колесиков. Абразивом обычно служил порошок корунда или алмазная пыль. Финишная шлифовка проводилась смесью порошка гематита и оливкового масла. Резчик работал практически вслепую. Так как абразивный состав покрывал собой рисунок.

Среди богатых жителей Александрии камеи были очень популярными, они заказывали в свои коллекции портреты правителей, египетские божества, разного рода орнаменты, элементы декора, различные украшения.

Сюжет, изображенный мастером на камее, оказывал влияние на практическое применение изделия в реальной жизни. Почти все стороны бытия человека нашли отражение в геммах и камеях. Для подарка невесте предпочтительнее были изделия со сценами из «Амура и Психеи». Сюжеты с Прозерпиной, похищенной у матери, более подходили для лиц, находящихся в трауре или переживающих какое-либо несчастье. Юристам, служителям Фемиды, дарили изделия с сюжетами, олицетворяющими правосудие богов (к примеру, пытка Марсия). Сцены военных действий обычно вырезались на камеях, предназначенных для воинов. Сюжеты подобных изделий тех времен – это литература и театр, религия и политика.

Чтобы сделать одну камею, уходили годы непрерывного труда. А кроме этого, надо было заранее предугадать, увидеть сквозь толщу минерала, как чередуются его слои, ведь они не просто идут параллельно, они изгибаются, не совпадают, меняют толщину – всё это может разрушить задуманное изображения. Поэтому делать это мог человек с самоотверженной любовью к прекрасному, с виртуозным мастерством. И изображение рождалось медленно. Однако резчики умели воспроизвести в камне многие античные картины – получались своеобразные галереи живописи в миниатюре.

Лучшими коллекциями камей можно считать коллекции Эрмитажа, Вены, Парижа.

Камеи – это не только прекрасные произведения искусств, но и богатый источник сведений о материальной и духовной культуре ушедших времён. Античный мир достиг в области искусства настоящих вершин, поэтому в последующих эпохах, особенно в области глиптики, многие мастера остались во власти этой красоты и совершенства, и их геммы представляют собой подражание или копии тех, которые олицетворяли идеал живописи в камне.

В последнее время камеи вновь входят в моду, становясь уже не воспоминанием о прелести античности, а вполне современным украшением. Как только актуальны стали романтические тенденции, а дизайнеры выпустили на подиумы женственность, украшенную кружевами, бантами и цветами, немедленно возродились и камеи. Теперь практически все дизайнеры с мировым именем выпускают коллекции камей, как дополнение к одежде. Камеями украшают пояса и платки, бархотки на шею в старинном стиле. Камеи прекрасно смотрятся в виде броши, колец и серег с камеями.

У ювелиров есть легенда о двух разлучённых камеях, тот человек которому посчастливиться собрать у себя две одинаковые камеи постигнет истину.

curious-world.ru

Знаменитые камеи в истории. - необычные истории из истории

Одна из лучших в мире коллекций гемм хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург. Данная коллекция насчитывает около 20 тысяч камей и интальо.

История эрмитажного собрания начинается в 18 веке. Довольно быстро в него вошли известные коллекции гемм Луи Филиппа Орлеанского, де Брейтеля, Жана Батиста Казановы и многих других собирателей. Затем большое количество гемм поступило из собраний Жана Батиста Маллия, В.И Мятлева, Д.П. Татищева, и других.

Самые древние геммы

Одной из самых древних гемм почти четыре тысячи лет. Это резной сердолик красного цвета Крито-Микенской эпохи, на котором изображена сцена охоты.

При раскопках одного из керченских курганов было найдено резное кольцо из прекрасного сапфирина (голубоватого халцедона) с изображением летящей цапли. Поразительно точно передан плавный полет птицы, с ювелирной искусностью вырезаны изящные легкие перья. Установлено, что гемма сделана Дексаменом Хиосцем в 5 веке до н. э.

Камея Гонзага

В Эрмитаже находится и самое совершенное, по мнению искусствоведов, произведение резьбы по камню античного времени - это историческая камея Гонзага.

Это одна из самых крупных гемм. Длина ее 15,7 см, ширина 11,8 см, высота рельефа 3 см. Вырезана она из великолепного трехслойного оникса – верхний и нижний слой темно-коричневые, средний - молочно-белый. В отличие от большинства гемм, на камее Гонзага не один, а два профиля – мужской и женский.

Таких крупных камей в мире насчитывается всего несколько штук.

На первом плане изображен прекрасный профиль царя, на втором – лицо царицы.

Камея Гонзага отличается мастерским использованием красочных эффектов природного оникса.

Редкая красота камня, торжественная высокохудожественная манера исполнения, и героическая трактовка образов – все это делает Камею Гонзага одним из самых выдающихся памятников античного искусства.

Оникс состоит из трех слоев: средний молочно-белый слой изобилует полутонами, в верхний коричневый вкраплены светлые пятна. Мастер сумел превратить эти недостатки в достоинства: светлые пятна стали изображениями двух голов на чешуйчатом панцире царя – женской – Горгоны и мужской – Фобоса.

Нижний слой оникса темно-коричневый. Из среднего слоя вырезаны фигура царицы и лицо, шея, плечо и гребень шлема царя. Общая окраска слоя молочно-белая с голубоватым оттенком. Участок идеально ровного тона использован для лица и шеи царя. Лицо царицы темнее и в цветовом выражении отличается от лица царя.

Из верхнего коричевого слоя получился шлем, панцирь и волосы царя. Извилистость коричневого слоя оникса мастер использовал для передачи вьющихся локонов.

В Древнем Египте в Александрии при дворе первых Птоломеев появился новый вид резьбы по камню. Там и была создана камея Гонзага в 3 веке до н. э. До сих пор не установлено, кто же изображен на этой великолепной камее. Некоторые учёные предполагают, что на ней вырезаны бюсты Александра Македонского и его матери Олимпии.

Имя замечательного творца камеи неизвестно. Неизвестно также, кто и где владел этой камеей почти две тысячи лет.

Первые сведения о камее появились в середине 16 века, когда она была упомянута в списке личных вещей мантуанской герцогини Изабеллы дъЭсте Гонзага, составленном после ее смерти. Отсюда и название этой камеи.

Довольно долго камея вместе с другими драгоценностями герцогов Гонзага находилась в Мантуе. После смерти Винченцо II Гонзага, у которого не было прямых наследников, в Европе развернулась борьба за наследство между испанскими и австрийскими Габсбургами, с одной стороны, и Францией, с другой. В 1630 году Мантуя была взята и разграблена австрийскими войсками. С камеи содрали золотую опаву, а сам резной камень вместе с другими драгоценностями попал в Прагу ко двору императора Священной Римской империи. Во время Тридцатилетней войны Пражский дворец был захвачен шведскими войсками, а хранившиеся в нем художественные ценности отправили в Стокгольм в музей королевы Кристины Августы, которая стала носить камею как орден на лацкане своего полувоенного мундира.

Поведение и расточительность Кристины вызывало недовольство духовенства и аристократии. После нескольких дворцовых переворотов, не чувствуя твердой опоры, королева отреклась от престола и покинула Швецию, захватив с собой в Рим вместе с некоторыми драгоценностями и камею Гонзага.

Кристина умерла в 1689 году. Ее коллекцию приобрел племянник римского папы Иннокентия XI герцог Брачианский. Почти сто лет камея Гонзага хранилась в Риме, а в 1794 была продана Ватикану. В 1797 году во время итальянского похода войска Наполеона I разгромили папские войска. Папа вынужден был заключить мир с Бонапартом и выплатить контрибуцию, отдав и многие лучшие произведения искусства. Камея оказалась у командующего французской армией и в 1803 году была куплена Жозефиной, супругой Наполеона I. Через шесть лет брак императора с Жозефиной был расторгнут и Жозефина поселилась во дворце Мальмезон, поэтому некоторые искусствоведы камею Гозага называюьт еще мальмезонской.

После поражения в войне с Россией, после взятия Парижа в марте 1814 года cоюзными войсками довольно часто бывал у Жозефины император Александр I. Он сохранил для нее и ее детей крупное состояние. В благодарность Жозефина подарила русскому императору камею Гонзага и попросила у него разрешения сопровождать Наполеона I на остров Эльбу. Александр I подарок принял, но в просьбе отказал, а знаменитая камея была доставлена в Петербург и подарена Эрмитажу.

Путеводитель по Эрмитажу 1971 года даёт говорит, что камея Гонзака хранится в Эрмитаже — 120 зал (зал глиптики), 14-я витрина. Инвентарный номер Ж 291.

Самая большая в мире камея

Самая большая в мире камея (камея Тиберия) хранится в Кабинете медалей в Париже. Сделана она из пластины оникса размером 31 х 26 см и действительно она намного крупнее любой другой известной камеи.

На ней с ювелирной точностью вырезано более двадцати фигур, скомпонованных в три горизонтальных слоя.

Датируют камею началом 1 века н. э., когда правил римский имератор Тиберий. В середине камеи на троне изображен Тиберий. У императора выразительное лицо, большие глаза, прямой нос, атлетическая фигура. Рядом с ним знатная римлянка и два молодых воина – сыновья знаменитого полководца Германика, считавшиеся будущими преемниками Тиберия. Над центральной группой – император Август с ближайшими родственниками. Внизу рельефные изображения побежденных германских и дакских воинов с женщинами и детьми.

В целом камея представляет собой настоящую ювелирную картину в камне с тщательной проработкой лиц, величественными и благородными позами Тиберия и Августа, скорбными, со склоненными головами фигурами пленных варваров. Творец камеи неизвестен.

За две тысячи лет жизни камея много раз меняла хозяев, государства и дворцы.

Когда Древний Рим пришел в упадок, на стыке Европы и Азии, на месте небольшого греческого города Византион в 324 году н. э. императором Константином была основана столица Восточной Римской империи (Византии). В будущем столицу называли Константинополь (ныне Стамбул). Император Константин хотел сделать из нее второй Рим. Началось бурное строительство. Появлялись роскошные мраморные дворцы, сверкающие золотом храмы, большие площади, огромный ипподром, длинные и широкие улицы. Перевезли в Константинополь и личную казну императора, где среди множества сокровищ оказалась и огромная камея.

В 1204 году крестоносцы захватили и разграбили Константинополь. С награбленным исчезла и большая камея. К тому времени она стала более массивной, так как у нее появилась оправа, усыпанная драгоценными камнями и жемчугом, с выполненными из эмали изображениями евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна по углам. Оказалась камея у императора Латинской империи, основанной крестоносцами в бывших владениях Византии, Балдуина II, который продал ее вместе с другими христианскими реликвиями французскому королю Людовику IX Святому. В 1341 году уникальная резная картина на камне уже значилась в списке ценностей парижской часовни в аббатстве Сен-Дени, но через два года по распоряжению Филиппа YI камею передали в дар папе римскому Клименту YI.

Прошло несколько десятков лет. Доходы главы католической церкви упали.

Пришла пора продавать церковные ценности. Большую камею приобрел французский король Карл Y Мудрый. Редкостное произведение искусства торжественно передали часовне в Сен-Дени, засвидетельствовав это событие на золотой оправе резного камня.

Великая Французская революция изменила судьбу Большой камеи. Королевская казна стала достоянием народа и ее сокровища выставляют для всеобщего обозрения. Камея попадает в Кабинет медалей, откуда в первые годы XIX века ее вместе с другими ценностями, похищает Шарлье – человек без определенных занятий. Через некоторое время камея была продана в Амстердаме и в городе начались разговоры об удивительном резном камне. Французский консул решил слухи проверить, ему удалось увидеть похищенную знаменитость и через несколько часов похитель оказался в тюрьме.

Камею была возвращена в Париж, когда короновался Наполеон I. Резной камень римского времени с изображением императоров был очень кстати. На камее заделывают трещины, чистят и помещают в пышную позолоченную оправу. Уникальный резной камень Наполеон назвал Великой камеей Франции.

Следующее событие в истории Большой камеи произошло в 1832 г. когда по приказу короля Великую камею лишили оправы и отправили вновь в Кабинет медалей, где она хранится до сих пор.

Гемма Августа

Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.18 × 23 см.Где хранится: Вена, Музей истории искусств.

На выполненной из оникса так называемойГемме Августа, датируемой 1 в. н. э., изображен триумф Тиберия в присутствии Августа и Ромы (персонификации Рима). Внизу римские легионеры воздвигают перед группой пленников столп с трофеями, добытыми у побежденных врагов. Тиберий (14—37 гг.) показал себя храбрым полководцем еще при Августе, который назначил его своим наследником.

Gemma Augustea - это барельефная камея, сделанная из двухслойного арабского оникса. Один слой — белый, другой — синевато-коричневый. Её принято датировать 10-ми — 20-ми гг. н. э. и считается, что её создателем был либо Диоскурид, либо один из его учеников.

Мастер старательно вырезал мельчайшие детали, добился яркого контраста между изображением и фоном и эффектно использовал игру теней. Благодаря своим размерам гемма смогла вместить довольно обширную композицию, а работа с ней в значительной степени упрощалась. Её размер — 7 ½ дюймов (19,05 см) в длину и 9 (22,86 см) в ширину, а средняя толщина — ½ дюйма (1,27 см).

Принято считать, что создателем этой геммы был либо Диоскурид, либо один из его учеников. Диоскурид был любимцем Цезаря Августа и его работы, равно как и их копии, высоко ценились в древности. Предполагается, что гемма была сделана в 10-е—20-е гг. н. э., впрочем, некоторые ученые, основываясь на своеобразной интерпретации изображений на гемме, настаивают на том, что на самом деле это случилось на несколько десятилетий позднее.

Если это работа Диоскурида или его последователей, гемма, вероятно, был сделана при дворе Цезаря Августа. Через некоторое время, ещё в античную эпоху, она попала в Византий, возможно, уже после того, как Константин официально перенес туда столицу Империи. Важно отметить, что Август, несмотря на то, что полностью принимал и способствовал распространению императорского культа за пределами Рима, особенно в провинциях, не допускал того, чтобы ему поклонялись как богу в самом Риме. Если эту гемму создали при его жизни (т. е. до 14 г. н. э.), её должны были передать какой-нибудь знатной семье, жившей либо в одной из римских провинций, либо в вассальном царстве. В противном случае, получается, что гемму выгравировали уже после смерти Августа, но тогда получится, что некоторых персонажей с этой геммы придётся идентифицировать по-другому. Есть и такое мнение, что на гемме действительно изображён Август, но сделана она была специально для близкого друга или родственника, возможно, даже жившего в Риме, но он в таком случае должен был быть единственным человеком, кто знал бы о ней.

Впоследствии гемму перевозили по разным местам, о которых нам за неимением источников ничего не известно, но всё это время она оставалась относительно целой и невредимой. В 1246 г. она обнаружилась в сокровищнице аббатства Сэн-Сэрнин в Тулузе, во Франции. Позднее в 1533 г. король Франциск I купил её и привез в Париж, но вскоре ок. 1590 г. она пропала. Через некоторое время её продали за 12000 золотых монет императоруСвященной Римской империиРудольфу II. В XVII в. немцы оправили её золотом. Видимо, это было связано с тем, что гемма была повреждена, отломалась её верхняя часть и пропала по крайней мере одна фигурка, возможно, это случилось ещё до того, как её купил Рудольф II, но точно до 1700 г. Сейчас она находится в Музее истории искусств в Вене.

historyonline.livejournal.com

Изделия из камня методом глиптики

Опубликовано: 11.02.2015, Категория: Оправы  

Изделия из камня методом глиптикиИскусство превращать обычные полудрагоценные или драгоценные камни в прекрасные произведения ювелирного дела называется глиптикой. Сюда можно отнести такие техники обработки камня, как гемма, камея, интальо. Удивительное превращение происходит с камнями всего лишь при помощи таких инструментов, как станок для ювелирной работы, специальные резцы (возможно с алмазными головками при работе с твердыми породами), абразивные материалы, а также всевозможные пинцеты, зажимы и тому подобные приспособления.История глиптикиОбрабатывать камни, как драгоценные, так и полудрагоценные люди научились еще с древних времен. Если поначалу продукты обработки имели чисто утилитарное значение, к примеру, такие изделия глиптики, как специальные кольца или просто печати использовались для создания оттиска в мягком веществе или на пергаменте и применялись для запечатывания чего-либо, то со временем они все больше превращались в предметы украшения и даже роскоши.Такие камни, как сердолик, агат, гематит, сардоникс использовались мастерами ювелирных дел для создания на их поверхности сценок из повседневной жизни, батальных поединков. Иногда темой для нанесения на камень служили мифические герои и события.

Многие обычаи древних эллинов, римлян, египтян стали известны современному человечеству и благодаря сюжетам старинных гемм и камей. Глиптика была распространена в давние времена довольно широко, практически в любом уголке земли можно найти уникальные произведения этого искусства.Многие монаршие особы и цари увлекались собиранием целых коллекций изделий глиптики, к примеру, из почти 10 тысяч предметов состоит известнейшее собрание камей принадлежащих в прошлом императрице Екатерине II. Многие музеи европейских столиц – Парижа, Вены и других могут похвастаться отличными коллекциями произведений глиптики, находящимися у них на хранении.Что такое геммаДовольно большое распространение получили такие продукты глиптики как геммы. Поначалу они не отличались сложностью вырезаемого сюжета и сложностью исполнения и были, по сути, простым изображением фигурок людей или животных на плоскости полудрагоценных камней. Однако со временем геммы превратились в довольно сложные произведения искусства глиптики и получили признание не только простых обывателей, но и знати. С появлением сложных инструментов сюжетная линия на геммах становилась все интереснее, а изображения приобрели объем и четкость исполнения.Помимо общих правил изготовления гемм, стали проявляться и специфические нюансы техник резьбы по камню, зависящие от места, где они были изготовлены. К примеру, греческим геммам было присуще многообразие цвета, сложность сюжета и наличие мелких деталей. Римляне же предпочитали четкость линий, два цвета, изображение батальных сцен. Очень интересна и индивидуальна глиптика, пришедшая из Китая. Оникс и нефрит, любимые камни китайских мастеров резьбы, именно из них вырезались фигурки священных животных, целые сцены из жизни людей, изображения Будды.В средние века фигурки из камня многие люди носили с собой в качестве талисманов помогавшим им в профессиональной деятельности, моряки, к примеру, могли иметь фигурку бога морей Нептуна из аквамарина, а судьи носили любое украшение с силуэтом богини правосудия, вырезанной из яшмы или сердолика.Резьба в стиле – инталияПришедшая из глубины веков техника резьбы инталия была известна еще в городах Месопотамии и древней Греции. Жившие еще три тысячи лет назад до нашей эры мастера резьбы по камню научились делать вогнутое изображение на камне – интальо. Использовались подобные изделия в качестве печатей, производящих оттиск изображения в зеркальном виде на расплавленном воске или в глине, при опечатывании закрытых помещений, посланий или документации. Иногда они изготавливались в виде колец-печаток, и иметь такие кольца считалось престижным во многих богатых домах и у лиц, принадлежащих к высшей знати.Инталия с изображением, каких-либо священных животных, к примеру, скарабея, или герба считалась фамильной драгоценностью и передавалась от поколения к поколению многих знатных родов. При изготовлении инталии резчику важно было следить не только за лицевой поверхностью камня, но и за изнаночной, сложность создания также заключалась в том, что изображение должно было быть сделано в зеркальном виде. Разновидности кварца, голубой сапфирин, яшма, халцедоновый оникс, сердолик – далеко не весь перечень любимых камней мастеров глиптики.КамеяСамой популярной и наиболее высокохудожественной из всех техник резьбы по камню считается камея. При ее изготовлении сочетается не только филигранное владение техникой резьбы и высокий художественный вкус, но также и знание всех нюансов состава камня, его многослойности, цветовых перепадов. Настоящая, искусно выполненная камея наполнена исходящим изнутри светом, мягкостью его переходов. Многие известные всему миру камеи, к примеру, камея Гонзаго, хранящаяся в музее России, можно назвать настоящими шедеврами искусства глиптики. Зачастую сюжетами камеи становятся портреты известных людей, либо содержание древних картин, перенесенных в камень.Камея состоит из двух частей, обычно рельефное изображение, выполненное из камня более светлых тонов, накладывается на темный фон. Иногда камень совмещается с металлом. Самым подходящим материалом для изготовления камеи считается агат. Это камень достаточно твердый для его обработки на станке, а также все его слои немного отличаются, друг от друга по цвету, поэтому рельеф камеи получается более «живым», играет цветом. Процесс по изготовлению камеи очень долог, иногда может длиться даже годами, поэтому такие произведения искусства глиптики всегда считались самыми дорогими и были подвластны только настоящим мастерам своего дела.

dragotsennye-kamni.ru

КАМЕИ

В данном разделе собраны фотографии и описания камней-минералов с разных общепознавательных и научно-популярных источников......Открыть раздел Каталог камней В этом разделе вы можете выбрать камень, который вам подходит. Наш сайт не занимается составлением гороскопов, поэтому мы вам предоставляем информацию с разных источников....
  • Гороскоп от ЭЛГЕМ
  • ГороскопОвен | Телец | Близнецы | Рак | Лев | Дева | Весы | Скорпион | Стрелец | Козерог | Водолей | Рыбы
  • Гороскоп от Д. Стоуна
  • Универсальные камни для всех знаков Зодиака
  • Гороскоп от Селина Авнерова
  • КАМНИ ЖЕНСКИХ ИМЕН
Открыть раздел Гороскоп камней ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ- волшебное творение Природы. С древнейших времен люди высоко ценили удивительные свойства драгоценных камней, приписывая им магическую силу....Открыть раздел Интересное о камнях Цветок из драгоценных камней, подарок императору Австрии Францу Иосифу от супруги Марии Терезии. Собрание: Музей ест....Открыть раздел Фото Интересные книги о камнях и минералах. Качайте и получайте новые знания о камнях. Все бесплатно и на максимальной скорости закачки. Будем благодарны за комментарии. P....
  • ОПОКИТЕХНОЛОГИЯ САМОГО ПРОСТОГО ЛИТЬЯ В МИРЕ | Каталог 01 | Каталог 02 | Каталог 12 | Каталог 17 | Каталог 24 | Каталог 25 | Каталог 26 | Каталог 27
Открыть раздел Бесплатно скачать Ювелирные изделия из золота и серебра с натуральными и синтетическими камнями в наличии и под заказ Исполнение заказа - 10 рабочих дней +/- 3 дня Оплата производится в гривнах по...
  • КОЛЬЦА
  • Серьги
  • ПОДВЕСКИ
  • Крестики
  • ОПОКИ
Открыть раздел Ювелирные изделия от МАГИЯ КАМНЯ В каталоге информация с разных источников о целебных свойствах камнях....
  • Лечение камнями от ЭГЛЕМ
  • Лечебные минералы, оказываюшие влияние на чакры
  • Список заболеваний и органов, на которые минералы оказывают положительное воздействие
  • Лечение камнями, список наиболее популярных минералов
Открыть раздел Лечение камнями
  • Estet-T. Тайны цветных камней
  • Sotheby's Exceptional Jewels
  • О бриллиантах
  • ...и другая информация
Открыть раздел Видео
  • Фотографии
Открыть раздел ЗАРАБОТОК В СЕТИ ИНТЕРНЕТ В данном разделе собраны фотографии и описания камней-минералов с разных общепознавательных и научно-популярных источников......Открыть раздел Каталог камней В этом разделе вы можете выбрать камень, который вам подходит. Наш сайт не занимается составлением гороскопов, поэтому мы вам предоставляем информацию с разных источников....
  • Гороскоп от ЭЛГЕМ
  • ГороскопОвен | Телец | Близнецы | Рак | Лев | Дева | Весы | Скорпион | Стрелец | Козерог | Водолей | Рыбы
  • Гороскоп от Д. Стоуна
  • Универсальные камни для всех знаков Зодиака
  • Гороскоп от Селина Авнерова
  • КАМНИ ЖЕНСКИХ ИМЕН
Открыть раздел Гороскоп камней В каталоге информация с разных источников о целебных свойствах камнях....
  • Лечение камнями от ЭГЛЕМ
  • Лечебные минералы, оказываюшие влияние на чакры
  • Список заболеваний и органов, на которые минералы оказывают положительное воздействие
  • Лечение камнями, список наиболее популярных минералов
Открыть раздел Лечение камнями ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ- волшебное творение Природы. С древнейших времен люди высоко ценили удивительные свойства драгоценных камней, приписывая им магическую силу....Открыть раздел Интересное о камнях Открыть раздел КАМЕИ Цветок из драгоценных камней, подарок императору Австрии Францу Иосифу от супруги Марии Терезии. Собрание: Музей ест....Открыть раздел Фото Интересные книги о камнях и минералах. Качайте и получайте новые знания о камнях. Все бесплатно и на максимальной скорости закачки. Будем благодарны за комментарии. P....
  • ОПОКИТЕХНОЛОГИЯ САМОГО ПРОСТОГО ЛИТЬЯ В МИРЕ | Каталог 01 | Каталог 02 | Каталог 12 | Каталог 17 | Каталог 24 | Каталог 25 | Каталог 26 | Каталог 27
Открыть раздел Бесплатно скачать
  • Здравствуйте! Хочу купить Маме серьги в подарок на Юбилей. Буду признательна за помощь . Продавец предоставил выписку...
  • Здравствуйте, помогите разобраться, группа чистоты изумруда F2
  • добрый день. подскажите, хочу купить подвеску характеристики камня ( 40 рубин кр.-0,46 кар. 3/3 В ГР), как понять...
  • ...и другая информация
Открыть раздел Вопросы и ответы
  • ТЕХНИЧЕСКАЯ
  • Музыка для массажа
  • Музыка для SEX
  • Медитация Харприт
  • Скачать
Открыть раздел Персональная страница
  • Фотографии
Открыть раздел ЗАРАБОТОК В СЕТИ ИНТЕРНЕТ = ФОРУМ = . Для участия в форуме пройдите простую регистрацию на . = ГЛАВНОЙ = странице сайта ....Открыть раздел Форум В этом разделе будет изложен краткий курс для облегчения пребывания на аукционе "АУКРО" Создание такой краткой инструкции с картинками меня побудила сложность, моих некоторых...Открыть раздел "ЛикБез" по АУКРО
  • Estet-T. Тайны цветных камней
  • Sotheby's Exceptional Jewels
  • О бриллиантах
  • ...и другая информация
Открыть раздел Видео Ювелирные изделия из золота и серебра с натуральными и синтетическими камнями в наличии и под заказ Исполнение заказа - 10 рабочих дней +/- 3 дня Оплата производится в гривнах по...
  • КОЛЬЦА
  • Серьги
  • ПОДВЕСКИ
  • Крестики
  • ОПОКИ
Открыть раздел Ювелирные изделия от МАГИЯ КАМНЯ

www.kamni-minerali.lact.ru


Смотрите также