Камень акварелью


Техника акварели Сергея Темерева.

Окт 26, 2016

in Полезные статьи по рисованию by Марина Трушникова

Техника акварели Сергея Темерева. По его мастер-классу рисования моря, отражений, лодок и камней.

22-23 октября я посетила мастер-класс рисования акварелью, который давал Сергей Темерев. Мастер славится своими морскими пейзажами. В этом обзоре я постараюсь раскрыть, какова техника акварели Сергея Темерева.

Техника акварели Сергея Темерева

“The waves bringing voices of the distant storm” watercolor on paper, 39 x 56, 2015

tehnika-akvareli-sergeya-temereva Техника акварели Сергея Темерева

Говорю “постараюсь”, ибо… хитрован Темерев ещё тот! Вроде весь процесс он на мастер-классе показал, и все секреты техники открыл (тем, кто пытливо спрашивал), но.. не прост Сергей, ох не прост!..

Не прост, и не скрывает этого. “Кручу-кручу, запутать хочу” – шутил на мастер-классе, то и дело переворачивая планшет с акварелью. Шутил. Но, в каждой шутке, как говорится…

Так, в разные дни он давал противоречивые советы: в первый день серый смешивал из трех цветов и рекомендовал, если и использовать серую Пейна, то только в завершающих слоях, а на второй день составлял все оттенки серого именно через этот пигмент. Некоторые вопросы, заявленные в описании мастер-класса, так и не раскрыл, зато много развлекал публику историями из жизни.

А в финале и вовсе открыто “смухлевал”: начал писать этюд, написал облака, море, а потом перевернул лист – и хоп! облака стали отражением облаков в этом море. Эффектно! Публика аплодирует стоя, Сергей доволен произведенным эффектом.

Техника акварели Сергея Темерева акварель облака

“Искусство – это иллюзия!” и да, Сергей Темерев – великолепный иллюзионист. 🙂

 

Краткая биография

temerevСергей Темерев, 1963 г.р.

Персональный сайт: http://temerevart.com/

Окончил среднюю художественную школу им. Б.В. Иогансона при институте им. И.Е. Репина АХ СССР. Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина АХ СССР, Архитектурный факультет.

Преподаватель, доцент Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии им. А. Л. Штиглица.

Живет в Выборге.

 

Ни в коей мере не осуждаю мастера за его стиль ведения мастер-класса. Просто хочу предупредить непрофессионалов, приходящих на подобные мероприятия – не ждите, что вам всё разжуют, дотошно и понятно покажут и проконтролируют, чтобы у вас получилось. Будьте пытливы, не бойтесь просить помощи и дополнительных пояснений.

К чести Сергея Темерева, могу сказать, что после демонстрации он подходил ко всем участникам, помогал, объяснял и даже поправлял работы. Был терпелив с теми, кто выбрал другой сюжет из его картин и пытался разгадать принцип их написания, им он рассказал, в какой последовательности вёл ту или иную работу.

мастер-класс по акварели Сергея Темерева

Противоречивость же его подходов в разные дни объясняется тем, что Темерев не имеет жестких принципов. Да, у него есть предпочтения в выборе бумаги или красок, принципов работы, но он легко может их поменять при надобности.

“Все вы знаете, что в наборе акварели часто остаются неиспользованными какие-то определенные краски. У меня это фиолетовая и оранжевая. Так вот, однажды я написал цикл акварелей, используя именно эти остатки. Красивая серая гамма получилась!” – рассказывает Сергей.

Материалы, которые использует Сергей Темерев:

 

Акварельные краски

Предпочитает краски фирмы Daler Rowney и нашу “Невскую палитру”.

Однако по поводу последней говорит, что в этих красках не хватает тона, они несколько пригашены.

Из самых используемых цветов на мастер-классе были замечены: лимонная желтая, охра красная, краплак (кармин), индатреновый синий, серая Пейна.

Не использует оливковую и окись хрома, белила. К применению черной в смесях относится положительно.

tehnika-akvareli1

 

Кисти, которыми пишет Сергей Темерев

Замечает, что большинство кистей в его арсенале ему были подарены. Раньше предпочитал кисти натурального ворса, теперь не брезгует и синтетическими.

У него в большом ходу китайские кисти для каллиграфии, подаренные ему китайскими акварелистами.

Отдельно отметил подаренную ему косметическую кисть из козы. Ее он использует сухой для разглаживания влажного красочного слоя.

tehnika-akvareli2

 

Акварельная бумага, которую использует мастер

Это однозначно Arshes 100% хлопка или Waterford.

Говорит, что только эти сорта бумаги его полностью удовлетворяют.

“Canson – он слишком гладкий. Так и думаешь, как бы побыстрее по листу пробежать, чтобы не поскользнуться… А Fabriano… Там нижний шедевр гибнет под верхним…” – говорит Темерев

Техника акварели Сергея Темерева

Три “НЕ” в творчестве мастера:

  • Он Не задумывается об образе
  • Он Не рисует с натуры
  • Он Не рисует по фото

Это как? – удивитесь вы.

По словам Сергея, он не отводит серьезной роли поиску образа, как это делает Елена Базанова, например. Главное – чтобы было красиво.

На мой взгляд, Сергей при этом просто недооценивает свое образование и опыт. “Красиво” в его понимании – это и есть некая гармония, некий внутренний подсознательный отбор сюжетов. Ну и сюжеты его с морскими пейзажами на самом деле достаточно просты, здесь много думать об образе не нужно. Но своя изюминка и особенность в них все равно есть. Изысканный небесный свет, к примеру.

Темерев крайне редко пишет с натуры. Это и понятно. Состояния, которые он передает в своих работах, столь эфемерны и кратковременны, что даже если писать их на натуре, то все равно будешь делать это по памяти. Так тогда удобнее писать в мастерской, где условия для акварели гораздо лучше, и можно вести работу неспешно.

Техника акварели Сергея Темерева акварель с морем и луной

“The Moon” watercolor on paper, 37 x 56, 2013

Значит Темерев пишет в мастерской по фото? И опять нет!

Конечно, Сергей фотографирует пейзажи и использует их как опору. Но он никогда не следует фотографии дотошно. Меняет освещение, композицию, детали. А чаще и вовсе пишет по воображению, доставая образы из своей памяти.

На наших глазах Темерев создавал свои пейзажи, придумывая композицию, выбирая освещение, формы облаков, ритм волн и отражений “из головы”.

Конечно, в основе такой работы – огромный опыт и отличная визуальная память.

"Under a veil of hot clouds" watercolor on paper, 36 x 57, 2014

“Under a veil of hot clouds” watercolor on paper, 36 x 57, 2014

 

Приёмы живописи акварелью Сергея Темерева

“Акварель – это, прежде всего, ПРИЁМ”. С. Темерев

 

Подготовка бумаги

Мастер смачивает бумагу с обратной стороны только на один раз. Лист приклеивается влажной стороной на не впитывающий влагу планшет. По периметру лист закрепляет малярным скотчем.

В итоге бумага внутри держит влагу часа 2-3, что дает краске более комфортно растекаться по поверхности.

Техника и количество слоев

Сергей пишет по условно сухой поверхности бумаги.

Т.е. первые мазки он делает по сухой бумаге, а потом в них вливает остальные. Или может сбрызнуть этот слой пульверизатором, чтобы края мягко растекались.

Может использовать несколько слоев акварели для получения нужного эффекта. Например, для того, чтобы нарисовать прозрачную воду, под которой видны камни.

"Bright weather" watercolor on paper, 38 x 56, 2013

“Bright weather” watercolor on paper, 38 x 56, 2013

 

Смешение цветов в заливках

В крупных заливках водной поверхности художник использует приём “вливание цвета в цвет”.

Т.е. сначала, например, наносит слой индатреновым синим, затем в него – пятна лимонной и краплака. После этого он наклоняет планшет в разные стороны, чтобы краска потекла и самостоятельно смешалась в сложный оттенок серого.

Этот приём дает красивую внутреннюю вибрацию серого цвета.

"The Silence of Dusk" watercolor on paper, 38 x 75, 2016

“The Silence of Dusk” watercolor on paper, 38 x 75, 2016

 

Приём “Сухая кисть”

Для создания блеска на воде или легких просветов бумаги в заливке Сергей использует кисть с небольшим количеством краски. Легким касанием бумаги краска накладвается на бугорки поверхности, а впадинки остаются белыми.

"The glare on the water" watercolor on paper, 35 x 56, 2014

“The glare on the water” watercolor on paper, 35 x 56, 2014

 

Приём “Водяная маска”

Для того, чтобы оставить какую-то деталь незакрашенной, Темерев использует приём “водной маски”, как он называет его. Он обходит пятно по силуэту, накладывая жидкую краску горизонтальными мазками.

техника акварели

Важно, чтобы при этом на нижнем краю краска была жидкой, имела каплю. Тогда слой не подсыхает, его можно долго прорисовывать, внутри, а потом идти ниже.

Это очень похоже на работу принтера, печатающего страницу.

tehnika-akvareli3

 

Использование линейки

Поскольку в морских сюжетах нередко встречаются мачты яхт, то Сергей использует линейку для их рисования. (Так же и Константин Кузема, например, рисует архитектурные пейзажи Санкт-Петербурга).

Архитектор по образованию, Сергей часто руководствуется принципом “главное, чтобы было ровненько”. По линейке же он отрисовывает горизонт.

Прочитать об акварельных техниках других художников, подсмотренных мною на их мастер-классах:

 

Как Сергей Темерев пишет такое фантастически прекрасное небо?

Конечно, он использует различные приёмы для написания неба. Ведь облака в небе бывают разные, поэтому принцип тоже будет разным.

Расскажу, как Сергей писал  закатное небо.

Мастер писал небо в два слоя. Сначала заливка неба, затем, после просыхания, облако.

  • Заливку начинал от горизонта, перевернув лист. Сначала полоса желтым лимонным, затем – алой, и в самой высоте – синий индатреновый.

Красивый перелив достигается многократным переворачиваетесь листа, чтобы краска плавно растекалась.tehnika-akvareli-sergeya-temereva3

  • Облако пишет по сухой бумаге. Сначала смесью охры красной и кармина. В верхней его части – темнее, затем сверху кобальт голубой.

Кое-где силуэт облака смягчается влажной кистью.

tehnika-akvareli-sergeya-temereva4

Прекрасное знание натуры помогает Сергею Темереву создавать реалистичное небо по памяти.

Вот, пожалуй, и всё. Результаты моих двух дней мастер-классов: два этюда по демонстрация мастера и пара новых “фишек” в написании небес.

tehnika-akvareli-sergeya-temereva9

Надеюсь, что и вам этот обзор был полезен в понимании того, что техника акварели может быть разной, жестких рамок нет, каждый автор находит те материалы, приёмы и принципы, которые наиболее соответствуют  его видению.

Но! Учиться мастерству, приёмам нужно обязательно. Ведь “Акварель – это приём”, как сказал С.Темерев. Чем шире ваш набор приёмов в работе акварелью, тем легче вам изобразить то, что вы хотите, и как хотите.

А чтобы легко и уверенно рисовать море, небо и лодки, как это делает Сергей, по воображению, вам нужно просто знать натуру.

В этом вам могут помочь мои мастер-классы,

где я подробно объясняю закономерности природных явлений и принципы их рисования акварелью:

морские пейзажи, акварель    морской пейзаж, мастер-класс, катера    рисование облаков

Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях! Спасибо!

как нарисовать чашку акварелью

 

Освойте основы акварельного письма с популярным курсом

“Укрощение акварели”

 

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ СЕЙЧАС!

 

izo-life.ru

Морские камни акварельными карандашами. | Творчество

15.04.2014 · 01:43

камни карандашамиПредлагаю к просмотру поэтапный фотосет моей работы акварельными карандашами, в процессе рисования морских камней.

 

Материалом послужили: акварельные карандаши различных производителей, бумага для черчения формата А-3, простые графитные карандаши.

И еще несколько часов времени.

Первое что было сделано – это были найдены фотографии этих самых морских камушков. Отобрала лучшую из найденного и сделала на бумаге контуры камней. Чем мне нравиться работать над такими рисунками – не надо думать о перспективе и пропорциях. Камни – они и есть камни, может быть любая форма, размер и цвет. Начала, с не очень удобного угла – правого, затем приходилось рисовать верх ногами, что бы не стирать уже нарисованное.

Совет – начинайте рисовать, подобные рисунки,  с левого верхнего угла (для правшей)!

И так шаг за шагом, камушек за камушком, получается весьма красивая картина! Я использовала акварельные карандаши, но не использовала их свойства, можно было все развести водой, но тогда получился бы совсем другой рисунок.

Мне нравиться именно так! А вы можете попробовать по-другому!

морские камниморские камни карандашом акварельными карандашамипоэтапный рисунок морских камушковморские камни акварельными карандашамикамни карандашами

Другой урок рисования “Как нарисовать розу“.

© 2014, https:. Все права защищены. Копирование материалов сайта допускается только с указанием активной ссылки на сайт.

Вам будет интересно:

Опубликовать в Facebook

tworismelo.com

Рисуем Каменную гору акварелью - Уроки акварели - Уроки - Каталог статей

В процессе работы Вам понадобятся: - акварельная бумага - простой карандаш (тм или м) - ластик (или мягкий ластик "клячка") - акварельные краски (я пользуюсь "Белые ночи") - кисточки (белка, размер зависит от размеров листа, на котором Вы пишете. У меня лист 18х25см, я пользовалась кистями 3 и 5) - баночка для воды - палитра (белый пластик или плотная белая бумага и тд)

Шаг 1. Сначала выберите то, что хотите нарисовать. Так как, читая этот урок, Вы сидите за компьютером, то и рисовать мы будем не с натуры, а по фотографии. Для начала мысленно разделите лист на 4 равные части и легко, без нажима, намечайте карандашом контуры объектов, постоянно проверяя, на своём ли они месте, или случайно забрались выше, или съехали в сторону. Если ошиблись с какой-то линией - нарисуйте сначала рядом правильную, а потом лишнюю стирайте. Когда все предметы оказались на своих местах, сотрите лишние линии ластиком. Если контуры вышли слишком яркими, приглушите их мягким ластиком "клячкой", аккуратно прижимая последнюю к бумаге в тех местах, которые хотите осветлить. Только не перестарайтесь, а то всё придется отрисовывать заново).

Шаг 2. Рисовать мы будем в технике многослойной акварели "по сухому". В качестве сюжета я выбрала один из древних пещерных городов Крыма - Эски-Кермен (название переводится с татарского как "старая крепость"). На моем пейзаже царит солнечная погода, а потому я первым делом равномерно прокрыла весь лист золотистой охристой краской. Когда слой хорошенько высох (для ускорения процесса можно использовать фен), я слегка наметила небо лазурно-голубой краской, лес на заднем плане - смесью из зеленых красок и кобальта, тени - смесью кобальта с фиолетовыи и умброй, деревья на переднем плане - темными зелеными оттенками. Обратите внимание: в солнечную погоду участки, освещенные солнцем будут теплых тонов, а тени - холодные. Кроме того, не стоит забывать, что чем дальше предмет, тем менее он контрастный и тем меньше детализирован.

Шаг 3. Начинаем прорисовывать детали, добавляя объем и перспективу. В процессе всей работы каждый новый слой краски кладем на уже высохший предыдущий - чтобы не размыть нижние слои. По той же причине новые слои наносим одним касанием без нажима. Не забывайте, что акварель прозрачна, поэтому цвета наносим от светлого к темному, но не наоборот. Итак, приведем в порядок лес. Добавляем плотности лесному массиву, прокрывая его зелеными тонами - дальние деревья синеватые, ближние - теплые, так как освещены солнцем. Обозначаем холодные тени на ближайших деревьях, и легкие холодные тени на тех, что подальше. Чем дальше лесной массив от наблюдателя, тем менее частые и контрастные тени нужно рисовать. Дорожку не трогаем. Освещенное солнцем поле еще раз прокрываем теплыми зелеными оттенками. Добавляем тени на кроне ближнего дерева. Мазочки кладем небольшие и узкие, намечая форму листвы. Начинаем понемногу раскрашивать камень горы. По цветности он сложный - где-то тепло-серый, где-то холодно-серый, то рыжеватый, пятнистый, неровный, с выщербинами. Попробуем это передать. Тени от всех неровностей - синеватые (например, ступеньки, выдолбленные в скале). На свету камень теплых тонов, так как освещен солнцем. Чтобы наиболее точно передать цвета остальных пятен, нужно мысленно сравнивать их с обычным серым цветом, пытаясь подметить, чем отличается цвет камня от этого серого. Черный цвет я не брала, мешая для пятен на камне в различных пропорциях кобальт, фиолетовый, охру, сиены натуральную и красную, сепию, оливковую.

Шаг 4. Продолжаем добавлять объемности предметам. Поле стало более плотно прописанным, листьев на дереве прибавилось, небольшими мазками обозначаем тени и пятная на дальней скале.

Шаг 5. Тени и пятнышки, пятнышки и тени. Потихоньку переходим к прорисовке переднего плана.

Шаг 6. Затемняем ходы в пещеры - я использовала смесь красок из кобальта, сепии и фиолетового. Добавляем рыжих пятен на камне - охра красная, золотистая, приглушенные капелькой кобальта или фиолетовой.

Шаг 7. Передний план весь находится в тени, поэтому камень холодный и темный. Светлые части камня на переднем плане я прокрашивала лазурной краской. На дальний камень падает тень от ближнего - её тоже не забудьте обозначить. Тени на переднем плане более контрастные, пятен больше. Скалу на заднем плане я так же немного приглушила тенями.

Получившуюся работу можно посмотреть в более высоком разрешении - тут.

Вот, в общих чертах, и всё. Надеюсь, что мой урок кому-нибудь помог. Если будут вопросы - задавайте, постараюсь ответить на все.

aqua-relle.ucoz.ru


Смотрите также