Архив по рубрикам: Истории камней. Истории камней


Истории камней Archives - Мой счастливый талисман

Изумруды издавна ценились очень высоко. Обработкой его люди занялись раньше, чем обработкой алмаза. Много редких камней скрывалось в сокровищницах владык мира. Бесценны изумруды шаха Ирана, русских царей. Художественные изделия с этим кристаллом обнаружены в неолите Египта и могилах додинастического периода. За тысячелетия истории много изумрудов накопилось в государственных … Читать далее →

В коллекции Ашмольского музея Шотландии хранятся пять необычных резных каменных шаров. Назначение этих предметов археологи объяснить затрудняются. Шары изготовлены из различных материалов — песчаника и гранита. Ученые считают, что эти предметы изготовлены приблизительно между 3000 и 2000 годами до нашей эры.

В основе легенды о Святом Граале лежит неоконченный рыцарский роман Кретьена бе Труа «Персиваль, или Повесть о Граале» (XII век), написанный в стихотворной форме и состоящий из 9234 стихов. В христианской иконографии Граалем называют Святую чашу, из которой причащались ученики иисуса Христа на Тайной вечере. Поиски Святого Грааля … Читать далее →

Авторы древнего мира не ограничились тем, что наделили камни и кристаллы чудодейственными свойствами. Подобно составителям бестиариев, включавших в них единорогов, кентавров, птицу-феникс и других вымышленных животных, они придумывали истории о появлении мифических камней, наделяя их невероятными, чудодейственными силами, и пусть камней этих на самом деле не существует, тексты … Читать далее →

В 1972 г. дочь известного археолога Митчела Хеджеса Анна передала в Музей американских индейцев в Нью-Йорке самую знаменитую и загадочную находку своего отца — Череп Смерти, или Череп Рока, который считался воплощением абсолютного зла. Загадочная находка была обнаружена в 1927 г. во время раскопок древней крепости индейцев майя … Читать далее →

mojtalisman.ru

Страшная история про драгоценные камни

Сегодня я расскажу вам одну историю, которая мне показалась весьма интересной и поучительной.

Дело в том, что нет, пожалуй, такого человека, который бы не слышал историй о камнях. Историй самых разных: от семейных преданий и сказок до настоящих остросюжетных детективов с похищениями и загадочными смертями. Как ни странно, но б

о́льшая часть таких историй как раз о различных “смертельных сокровищах“ и “проклятых камнях“.

Я уже как-то писал вам в одном из своих предыдущих писем с чем, на мой взгляд, связан такой дисбаланс. Я думаю, что людям просто не интересно читать рассказы из серии "... и жили они долго и счастливо". Всем хочется, чтобы сюжет истории был обязательно непредсказуемым, увлекательным и захватывающим.

Хотя, не стану спорить, есть и абсолютно реальные трагические истории, подтвержденные фактами и не имеющие какого-то иного объяснения, кроме мистики. Одну из них (полностью достоверную и совсем непридуманную) я и хочу сегодня вам рассказать. На мой взгляд, она даст ответ на вопрос "откуда ноги растут" у всех этих проклятых камней.

Кстати, почему-то считается, что мистические и трагические истории о камнях связаны только с гигантскими и знаменитыми драгоценными камнями - бриллиантами, рубинами, изумрудами и т.д. Между тем эта история опровергает это утверждение. Камень, о котором пойдет речь, не является ни "королевским", ни "императорским". За ним не охотились шахи и короли. Он не стоил бешеных состояний. Фактически, это самый, что ни на есть рядовой камень. Обыкновенный аметист, совсем не гигантского размера. Просто с ним было связано множество весьма трагичных событий...

Этот относительно крупный фиолетовый аметист нашли в Индии, в тех же краях, где и самые знаменитые бриллианты нашей планеты. Долгое время красивый камень хранился в качестве подношения в храме бога Индры в городе Канпур (на севере страны, населенном преимущественно бенгальцами-индуистами).

[Spoiler (click to open)]В 1857 году в стране вспыхнуло мощное народное восстание против британских колонизаторов, нещадно грабивших индийцев, оставляя их жить в нищете.

Во время восстания более 900 британцев (солдаты и служащие Британской Ост-Индской компании и члены их семей) были осаждены внутри военного лагеря в течение 22 дней. Они сдались с условием, что им будет обеспечен безопасный отход вниз по реке Ганг к побережью океана. Неизвестно по чьей вине во время отступления британских войск раздался первый выстрел, но в результате все отступавшие были либо убиты, либо захвачены в плен. 200 женщин и детей, сопровождавших отступающие войска были захвачены в плен, а впоследствии казнены в Бибигхаре.

"Канпурский инцидент" и схожие события в других местах стали поводом для ответной неограниченной реакции со стороны британских войск. На усмирение восстания англичане стянули довольно крупные силы: из Афганистана и Сингапура, из Африки и ветеранов только что закончившейся Крымской войны из метрополии. Восстание было жестоко подавлено.

Захватили английские войска и город Канпур. В качестве "ответа" за убийство англичан были убиты десятки тысяч жителей города. Храмы и дворцы были разграблены.

Это была настоящая резня и ничем не прикрытый грабеж. Во время "зачистки" города камень из храма бога дождя и грозы Индры был украден простым английским солдатом. Тот, в свою очередь, имел неосторожность похвастаться крупным фиолетовым камнем перед своим полковым командиром. Не прошло и пары недель, как солдат, посланный командиром под покровом ночи с "секретным поручением" в другой город, был обвинен в дезертирстве, пойман и казнен. Камень же перекочевал в карман командира полка.

Таким страшным путём аметист попал к полковнику Уильяму Феррису. Уже в это время камень начал проявлять свою тёмную сторону – полковника одна за другой стали преследовать неудачи. Он не успевал решать сваливающиеся на него финансовые и семейные проблемы. В итоге, окончательно измученный бедами и проблемами, Феррис, ко всему прочему еще и уволенный из армии за вскрывшиеся хищения по службе, не выдаржал ударов судьбы, начал крепко пить и неожиданно для всех скончался. А был ведь ещё сравнительно молод!

Так аметист попал к сыну полковника. Буквально в первые же месяцы после этого молодой человек стал замечать, что дела его стали расстраиваться и всё идёт из рук вон плохо, несмотря на колоссальные усилия, приложенные с его стороны. Семья стояла буквально на грани разорения.

Подозревая, что камень играет в несчастьях не последнюю роль, он подарил его одному из своих приятелей, который, спустя пару месяцев застрелился! Ферриса-младшего ждало страшное послание – самоубийца оставил записку, в которой среди прочего просил вернуть аметист тому, кто его подарил. Избавиться от казалось бы излучавшего зло минерала стало навязчивой идеей Ферриса-младшего.

В 1890 году он, рассказав всю историю, принес свой несчастный аметист сотруднику лондонского Музея естественной истории Эдварду Герону-Аллену, в честь которого камень и получил своё красивое название в последующем.

Эдвард Герон-Аллен был довольно интересной персоной – будучи юристом по образованию он работал специалистом музейного дела (специализировался на археологии и культуре буддизма), полиглот и переводчик иностранной литературы (в том числе древней), он имел множество увлечений (в том числе, был одним из самых известных хиромантов своего времени). Среди его друзей были известные литераторы, в том числе легендарный Оскар Уайльд.Достаточно "сильная" фигура, к тому же - законченный прагматик и скептик.

Именно поэтому Феррис-младший, как порядочный джентльмен, поведал ему трагическую историю аметиста и предостерёг его о возможных несчастьях. На что отважный учёный ответил, что он не верит в предрассудки и не боится разрушительной силы камня, зато очень ценит редкие исторические артефакты и старинные реликвии.

Герон-Аллен охотно принял подарок и стал охотно показывать его своим знакомым. И зря! Только подержав в руках камень пару раз, одного из его друзей ждало стремительное разорение и скандальный развод, а другого – известную оперную певицу – потеря самого ценного для артиста сцены – голоса, который так и не вернулся до самой смерти. Тогда уже больше не скептик Герон-Аллен принял решение:  во что бы то ни стало избавиться от проклятого камня.

Несколько раз он передаривал аметист знакомым, но спустя время те возвращали «подарок» под самыми разными предлогами. В 1904 году, видя, как тяжело болеет его маленькая дочь, он окончательно решает, что с камнем что-то не то. Закончилось история тем, что Герон-Аллен в сердцах выбросил камень в Темзу и на какое-то время даже забыл про него.

Но мистические камни на то и считаются мистическими, что с ними происходят необъяснимые вещи. Через какое-то время камень вновь попал в руки к человеку. Произошло это после чистки и углубления судоходного фарватера на реке. Нашёл удивительный фиолетовый камень простой рабочий, случайно разглядевший его в одной из куч донного ила.

И куда вы думаете отнесли эту драгоценную находку? Да-да, именно в музей естественной истории – лично в руки старшему научному сотруднику Эдварду Герону-Аллену!

При "встрече" ученый испытал по-настоящему глубокий шок от нежданного возвращения аметиста, и стал всерьёз опасаться за свою жизнь. В его душе поселился панический страх. Как гласит история, он упаковал "проклятый кристалл" в 7 (!) коробок и положил на хранение в банковскую ячейку. Там же он оставил записку-предостережение будущим владельцам:

«Этот камень проклят трижды, запятнан кровью и бесчестием всех, кто когда-либо владел им.  Я упаковал его в семи запечатанных коробочках и отдал на хранение своим банкирам, с указаниями, что камень не увидит свет снова, даже после моей смерти, в течение 33 лет. Тот, кто будет открывать его, должен сначала прочитать это предупреждение, а затем делать то, что ему заблагорассудится с "жемчужиной". Мой совет ему или ей – выбросить камень подальше в море».

Вскоре Герон-Аллен скончался. Произошло это в 1943 году. Аметист достался его дочери, которая, несмотря на завещание отца, не выбросила камень на дно моря, а передала его снова в Музей естественной истории!

С тех пор и по сей день аметист "Герон-Аллен" выставлен в экспозиции музея, а экскурсоводы с удовольствием рассказывают ужастики о его истории.

В чем на мой взгляд мораль этой истории?

Да в том, что энергетика камня существует. А еще - в том, что нельзя добиться ничего хорошего на багаже из грабежа и убийств.

Поэтому никогда не стоит приобретать такие сильные аккумуляторы энергии (как положительной, так и отрицательной) как натуральные камни, если не известна их история, судьбы людей, ими владевшими. Никогда не принесет счастья и радости самое дорогое и красивое украшение, если оно было украдено!

И наоборот, самые простенькие милые безделушки или изящные недорогие украшения могут нести очень сильную позитивную энергию. Например, если это семейная реликвия. Тогда любовь и забота, с которой они были подарены, становятся доброй историей, незаметно превращая металл и камни в реликвии, ставшие частью семейного наследия.

Так обыкновенные, казалось бы, предметы не только выражают материальную стоимость подарка (которая зачастую невелика), но и сохраняют тепло рук уже ушедших от нас близких: наших дорогих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. И эта позитивная энергетика, зачастую накапливающаяся в них в течении десятилетий, действительно способна оберегать и поддерживать в трудную минуту, приносить счастье и дарить любовь!

Надеюсь, что все ваши камни будут дарить вам лишь положительные эмоции и придавать силы.

Источник: информационное письмо директора магазина МинералМаркет Юрия Иванова подписчикам от 08.08.2017

vivavivacce.livejournal.com

Самоцветы от А до Я ― История камней-самоцветов ― Империя Самоцветов

  • Возникновение самоцветов в истории

    Тот самый миг, когда древний человек впервые в истории познал и понял красоту драгоценных камней, теряется в дымке времен. Возможно, это было мягкое сияние жемчужины, которую нашел островитянин, искавший съедобные раковины; возможно – полупрозрачный теплый свет янтаря , блеснувший среди песка на морском побережье; или же в результате оползня или землетрясения верхний покров почвы сместился, обнажая странные сверкающие на солнце камешки… В любом случае, роль драгоценных камней в истории удивительна – ведь именно они, очевидно, и стали первыми статусными признаками богатства и власти, первыми вещами, в которых не было никакой практической необходимости – ведь драгоценности не защищают от холода и дождя, они несъедобны, их нельзя использовать как орудие труда или нападения. Однако именно эти маленькие блестящие кусочки горной породы стали отличительными особенностями, которые знаменовали переход человечества на новый уровень развития – уровень, когда предмет ценится не только в силу... Читать далее...

  • Истории выдающихся месторождений

    Самоцветы всегда казались людям настолько прекрасными, что казалось нереальным, чтоб такие великолепные произведения искусства, созданные Природой, имели прозаичное происхождение. Поэтому существует в мире множество сказок и легенд, где камни – это капельки слез прекрасной богини, следы Бога на земле, упавшие звезды, застывшая в чашечке цветка роса… Однако правда состоит в том, что как бы ни были красивы драгоценные камни, появились они в нашей жизни вполне земным путем. Большая часть самоцветов, за исключением камней органогенного происхождения ( жемчуга , янтаря , гагата , коралла , обсидиана , окаменелого дерева) – это суть минерализованные водные растворы, пегматиты или магма, которые в течение миллионов лет постепенно формировались, кристаллизировались и видоизменялись. В целом виды происхождения минералов делятся на следующие категории: а) кристаллизация камней из основных глубинных магм, богатых магнием и железом, которые поднимались с больших глубин и застывали у... Читать далее...

  • История камней-самоцветов

    История самоцветов тесно переплелась с историей нашей цивилизации, минералы сопровождали нас со времен каменного века, и они пребудут рядом с людьми вечно. Не счесть судеб, измененных после одного лишь взгляда на сверкающие россыпи, несть числа трагедиям и триумфам, которым властители мира сего были обязаны небольшим, но таким влиятельным камням. О том, какие самоцветы любили в античном мире, какие талисманы были популярны в дремучие века Средневековья, во что верили и чем восхищались наши предки, вы узнаете из раздела «Возникновение самоцветов в истории». Добыча драгоценных камней – захватывающая, а порой и опасная задача – сверкающие кусочки органики или каменного угля скрываются и в глубинах гор, и на дне океанов, и в руслах быстрых рек. Самоцветы стекаются в ювелирные мастерские со всех концов света – о наиболее интересных местах разработки каменной руды мы расскажем вам в разделе «История выдающихся месторождений». А «Поверья и легенды о самоцветах» поведают... Читать далее...

  • Обработка и применение самоцветов

    Обработка самоцветов – одно из самых древних ремесел в мире. Именно в процессе обработки кусок горной породы превращается в сверкающее «море света», как называли драгоценные камни на Востоке. Способов видоизменить камень множество – и огранка, и полировка, и термическое или химическое воздействие. Немногие самоцветы можно использовать без дополнительной огранки специальным инструментом – к таким уникумам относятся янтарь , который находят в основном в виде небольших гладко обкатанных морем камешков, и жемчуг , от природы имеющий округлую форму. Первые украшения нанизывали на нитку и носили как ожерелье. Очевидно, по аналогии с жемчугом поначалу и остальным самоцветам старались придать выпуклую округлую или овальную форму, делая заднюю поверхность камня плоской; такая огранка зовется кабошон, что означает «голова». Считалось, что такие камни помогают людям, страдающим близорукостью – например, император Нерон смотрел бои гладиаторов сквозь кабошон из изумруда . Поначалу... Читать далее...

  • www.imperis.ru

    Мир самоцветов и драгоценных камней. КАМНИ И ЛЮДИ. НЕМНОГО ИСТОРИИ (А. А. Ханников)

    КАМНИ И ЛЮДИ. НЕМНОГО ИСТОРИИ

    Необозрим сказочно интересный мир камня. У малахита, гранита, горного хрусталя, агата, аметиста, гальки на берегу, у каждого камня – своя необычная история жизни. Человек с незапамятных времен использует камень, как орудие труда. Ряд свойств камня определили его огромную роль в развитии человеческой культуры.

    Острым камнем первобытный человек рассекал тушу убитого животного, из камня изготовлял скребки, лопаточки, чаши, плоским камнем растирал зерна, из цветных и блестящих камней делал украшения.

    Прошли тысячелетия. Человек уже не довольствуется случайно найденным подходящим камнем, он изготовляет из него ножи, топоры, наконечники для копий и стрел, молотки, познает некоторые особенности камня и умело использует их.

    В одних случаях использовались такие свойства камня, как вязкость и плотность, как например у нефрита. Этот камень сохранялся при сильных и многогократных ударах, из него делали молотки.

    Другие камни раскалывались на тонкие осколки с острыми краями, как напри мер, кремень и обсидиан, они годились для ножей, скребков, наконечников стрел и копий. Замечалось, что некоторые камни легки в обработке – селенит, пирофилит, тальк и другие. Декоративность иных (халцедон, агат, янтарь и др.) отличалась красивым цветом и блеском. Эти ценные свойства, во многих случаях свойственные только камню и не встречающиеся в других материалах, определили основные пути использования горных пород. Камень нашел широкое применение в строительстве, архитектуре, скульптуре, ювелирном деле, декоративном искусстве. Известняк нужен для выжигания и извести, из мергеля получают цемент. Из белой глины изготавливают фарфоровые и фаянсовые вещи, из обычной глины – гончарные изделия, черепицу, кирпич. Из некоторых пород в последнее время стали извлекать алюминий, из других – редкие металлы.

    Первые дома люди строили из необработанного камня, но уже тесаный камень применяли при кладке стен древней Трои, в Древнем Египте возводили дворцы и пирамиды, вытесывая огромные блоки известяка и двадцатиметровые гранитные колонны. Затем в строительстве дворцов и зданий стали применять цветной камень. Из него изготовляли архитектурные украшения и скульптуры. Гранит оказался лучшим материалом для величавых фигур, мрамор стал незаменим для передачи красоты тела, черный базальт – для выражения печали и скорби.

    В быту и технике камнем называют неметаллический твердый материал естественного и искусственного происхождения. Однако слово камень не совсем точно выражает свойства материала, из которого построена земная кора – верхняя оболочка Земли толщиной до 60 километров. В геологии вместо слова камень используют понятие горная порода. Изучением и описанием камней, горных пород занимамается один из новых разделов геологии – петрография. Однако в большей части горные породы применяются в строительстве, архитектуре, искусстве, т. е. там, где издавна принято говорить просто "камень".

    Горная порода – это материал, из которого построены участки земной коры, имеющей относительно постоянный состав и строение, образованный одним или несколькими минералами. В отличие от минералов, физически простых тел – природных химических соединений или элементов, горные породы – физически сложные тела, природные образования, возникшие в результате естественных процессов в земной коре. Этим они отличаются от технического камня, который изготавливают на предприятиях, расплавляя камни и получая изделия нужной формы. Некоторые горные породы при нагревании вспучиваются, превращаясь в необходимый тепло– и звукоизоляционный материал.

    Горная порода – не всегда твердая. Существуют мягкие породы, например тальковый сланец, гипсовая порода, пластичные породы, легко меняющие форму, например глины и сыпучие – галечник, песок.

    Названия горных пород сложились постепенно, происхождение их сложно.

    Большинство из них связано со словами двух древних языков – латинского и греческого. Например, происхождение названия «базальт» связывают и с эфиопскими словами «базаль» и «бзальт» – кипяченый, и с латинскими словами «базальтс», «базанитес» – камень из Базана в Сирии.

    Названия горных пород обычно заканчивается на «ит»: гранит, порфирит, андезит, диорит и т. д. Это окончание является частью латинского слова «литос» камень и говорит о том, что таким образом построенное название обозначает горную породу. Ряд горных пород названы по признакам, которые в свое время считались характерными. Например, в названии «гранит» подчеркивалась зернистость камня, «мрамор» – блеск кристаллов на поверхности излома. Название кварцит говорит о том, что эта порода образована почти исключительно зернами кварца.

    Особенности строения горных пород и их внешние признаки прослеживаются в названиях гнейс, роговик, адинол и других. Так, предполагают, что название гнейс связано со славянским словом «гноец» – гнилой, разрушенный и говорить о непрочности этой породы. Когда расплавленная магма внедряется в породу, с которой соприкасается, происходит перестройка породы, ее перекристаллизация в тонкозернистую породу с изломом, который напоминает поверхность разломанного рога. Так произошло название роговик. Роговики являются наиболее характерными представителями пород контактового метаморфизма. Плотный роговик возникший при таком преобразовании глинистых пород называют адинолом от греческого слова «адинос» – плотный. При сильном прогреве в роговиках появляются минералы, несвойственные их предшественникам, таким, как кордиелит, андалузит и др. Также в роговиках всречаются скопления рудных минералов – сульфитов меди, молибденита и др. Обычно роговики состоят из небольшого числа минералов и отличаются от родоначальных пород строением. На разных глубинах земли, в разных условиях и географических широтах камень подвергается воздействию высокой и низкой температур. Образование главных цветных камней в некоторых регионах обусловлено деятельностью минерализированных термальных палеовод.

    Термальные минерализированные воды и в настоящее время существуют в палеозойских образованиях на глубине двух километров. Действие вод помогало процессу образования кремней, халцедонов и кварцев в послепалеозойское время, а затем во времена мезозоя и палеозоя, когда происходило разрушение и размыв образовавшихся пород. Обнажившиеся на поверхности слои с кремнями, халцедонами и кварцами разрушались с высвобождением более стойких в поверхностных условиях образований – прежде всего кремнезема. Благодаря этому желваки кремней, их куски, жеоды кварцев и халцедонов, окремненные остатки палеоорганизмов попали в галечники и морены в виде валунов, галек и обломков разных размеров.

    На протяжении миллионов лет крепкие желваки кремней и халцедонов последовательно переотлагаясь из более древних в более молодые отложения и находятся в современных галечниках рек, ручьев и оврагов, а также в суглинках склонов долин, холмов, в почве пашень. Наиболее красивыми цветными камнями, встречающимися в российских краях являются разнообразные кремни, халцедоны, кварцы, агаты, карбонаты.

    Никто не знает, как давно появилась у человека любовь к цветому камню. Археологические раскопки свидетельствуют, что все цивилизации высоко ценили их как предметы украшения или атрибуты культового поклонения, как например, нефрит в Китае.

    Интерес к минералам проявляют ученые еще в античные времена. Тайне их происхождения посвящено множество научных трактатов. Аристотель и Теофраст ссылаются на работы предшествующих исследователей в области минералогии.

    Аристотель (384–322 гг до н. э.) упоминает о минералах в своей «Метеологии», Теофраст (322–287 гг до н. э.) написал трактат "О камнях", который был по-видимому, одной из первых специальных работы по минералогии.

    Многим известна "Естественая история" римского ученого Плиния Старшего, куда вошли четыре трактата о минералах. Написана она была в 40 – 50-х годах н. э.

    После падения Римской империи до средних веков никаких публикаций на эту тему не известно. В средние века появились описания, в которых авторы рассказывали о магических и целительных свойствах камней, например, «Лапидария» и "Естественная история" Альберта Магнуса.

    Работавшие над обработкой камней, древние мастера хорошо знали секреты подвластных их мастерству камней и, словно маги и волшебники, могли превращать их в любые предметы, хотя некоторые из этих камней были тверже металлов.

    С тех давних времен пришел к нам термин «лапидари» – от слова «лапис» – камень, обозначающий мастера, который режет камни, придает им необходимую форму или гравирует на них.

    Позднее чешский ученый Георг Бауэр, известный под именем Георгиуса Агриколы напишет книгу "О природе ископаемых", в которой минералы классифицируются на основе диагностических свойств – по плотности, твердости и т. д. А в труде де Боодта "История драгоценных камней и гранильного искусства", вышедшего в 1609 году, имеются взгляды очень близкие к современным.

    В странах Древнего Востока, Древнем Египте, на юге Европы, где камень был более доступен и разнообразен, среди массы природных каменных материалов человеку вдруг попадалось нечто такое, что резко выделялось неблекнущими красками, прозрачностью, твердостью и полным безназличием ко времени и силам природы, перед которыми сам человек чувствовал свою беспомощность. Такие находки стали хранить как драгоценные носители магической силы, в которых красота приобрела особый смысл. Люди старались объяснить происхождение и свойства таких камней-самоцветов, завораживающих радужной игрой света и яркими красками природы. О таких камнях слагались сказания и легенды, дошедшие до наших дней.

    С миром драгоценных камней породнилась астрология. Люди наделяли эти камни всемогуществом и совершенством. Жрецы и предсказатели по самоцветам определяли судьбу. В церквах и костелах ими украшались иконы и религиозные книги, а государи и высшее духовенство носили их в скипетрах, коронах и панагиях.

    У различных народов известно почитание камней-талисманов. Например, у аборигенов Австралии колдуны носят при себе блестящие камушки, которые служат главным признаком их могущества. Чем больше их, тем сильнее колдун. Во многих африканских пламенах охотники не начинают охоты до тех пор, пока не найдут подходящего камня, который поможет им найти и убить животное. Особое почитание камней как могущественных помощников человека выпало на долю самоцветов, которые окружали ореолом таинственности. Однако никогда интерес к камню не был чисто утилитарным, во все времена люди замечали их красоту.

    Недаром человек наделен чувством прекрасного, которое открывает дорогу познанию, открывает целесообразность и совершество природы, побуждает брать ее в пример, творить и наслаждаться творчеством.

    Красивый камень заставлял остановиться и взглянуть внимательнее, стараясь проникнуть и разгадать его тайну. Редкость красивого камня настраивала человека на мистический лад и обеспечивала ему место как амулета и талисмана, защищающего от злых духов, а с XII века почти шестьсот лет кремень давал искру пороховому заряду в пушках и ружьях воинов.

    Был камень и книгой, на листах которой древние художники начертали сцены охоты и зверей, с удивительной точностью и художественной силой показали окружающий мир того времени.

    Всегда собирал и хранил человек простые камни, порой некрасивые, но редкие, оригинальные, в чем и состояла их ценность.

    Может быть так появились первые искатели, собиратели и любители самоцветов и цветных камней – богачи и сановники, крестьяне, рабочие-горняки, горные служащие, геологи, ученые, представители множества других профессий, благодаря которым были открыты и сохранены многие ценнейшие минералы – наша историческая память.

    Первых музейных собраний и коллекций самоцветов и цветных камней в Европе насчитывалось немного. Однако с XU – XUII веков интерес к минералам значительно вырос, так как быстро росла добыча полезных ископаемых, давшая новый импульс развитию наук о Земле. Закладывая основы минералогии, геологии, горного дела, ученые и инженеры нуждались в образцах минералов, руд, горных пород и как в объектах изучения, и как в наглядных пособиях для обучения будущих специалистов. Постепенно количество крупных минералогических музеев росло, коллекционеров и любителей цветных камней становилось все больше.

    На Руси разнообразные самоцветные камни ценили и знали издавна. Веками этим товаром торговали с ближними и дальними странами русские купцы. Культура ювелирного камня была высокой, познания в искусстве зарубежных мастеров обширными, а камнерезное искусство в России началось развиваться в IX XII веках. До XUII века поделочный цветной камень в России не добывали, а привозили главным образом из Византии, Средней Азии и различных стран Западной Европы. Только начиная с XUII века в России появляются свой цветной камень и русские самоцветы. И тем не менее русские мастера достигали вершин мастерства в ювелирном искусстве. Так, в 1553 году ими была создана Шапка Казанская – так и поныне, следуя древней традиции, называют драгоценный царский венец. Предполагают, что выполнены он был для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства. Русские и восточные мастера вдохнули в это неповторимое произведение, созданное из золота, серебра, драгоценных камней, жемчуга, опалов, меха, частицу высочайшего мастерства, выразили по-своему представление о прекрасном. В работе присутствовали и чеканка, и литье, и чернь, и эмаль, и резьба по камню. Золотая тулья Шапки Казанской украшена мелким цветочным изящным черневым орнаментом. Рядом с ней прикреплены резные кокошники – «городки», очень распространенные в русской архитектуре и прикладном искусстве. В центре каждого «городка» – крупный драгоценный камень или большая жемчужина. Венчает золотую шапку желтый сапфир в 90 каратов.

    Драгоценными камнями в сочетании с жемчужным шитьем обильно украшали парадные облачения русского высшего духовенства XUII века. Для этого использовали как привозной, так и отечественный жемчуг, в немалом количестве добывавшийся в северных реках, а также русские самоцветы. Этим великолепием украшена митра, которая является одной из самых красивых в коллекции Оружейной палаты Московского Кремля.

    Примерно в 1635 году в предгорьях Урала были открыты медные руды, малахит, а еще раньше здесь были обнаружены "узорчатые каменья" – сердолики, яшмы, агаты.

    В 1725 году по указу Петра I в Петергофе была основана первая гранильная фабрика, куда со всех концов России привозили разнообразные поделочные камни.

    Через год в Екатеринбурге, район которого изобиловал месторождениями цветных камней, открывается вторая такая фабрика. Вокруг Екатиринбургской гранильной фабрики возникли небольшие мастерские по обработке цветных камней. Через 60 с лишним лет организуется третья государственная гранильная фабрика – Колывановская.

    В связи с провозглашением России империей в 1721 году древний обряд венчания на царство Шапкой Мономаха был заменен обрядом коронации. Корона императрицы Анны Иоановны – великолепный образец ювелирной работы с драгоценными камнями. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов, и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшало корону императрицы Екатерины I, так же как и помещенный под алмазным крестом неправильной формы темно-красный турмалин. Вес этого униального драгоценного камня – 100 граммов.

    В XIX – ХХ веках ювелирные изделия из цветного камня петербургской фирмы Фаберже получили признание не только в России, но и всемирную известность.

    В частности мастерами фирмы были созданы поля для иконы "Казанская богоматерь", оклад которой был сделан ранее. Перед ними стояла задача дополнить произведение, не нарушая художественной целостности. Ювелиры московского отделения фирмы выполнили сканый декор, расцвеченный яркой эмалью и дополненный драгоценными камнями – густо-вишневыми альмандинами и опалами, пронизанными небольшими трещинами, с удивительной игрой цвета.

    В 1902 году Николай II подарил на Пасху императрице Александре Федоровне изящное пасхальной яйцо, изготовленное мастерами Фаберже. Листья и цветки клевера выполнены из тонкой золотой проволоки и заполнены нежно-зеленой эмалью, секрет изготовления которой знали очень немногие. С мягким мерцанием эмали сочетается блеск бриллиантов и рубинов, которыми осыпаны листья и цветки клевера и тонкие извиващиеся ленточки.

    Некоторые предметы, изготовленные фирмой Фаберже по особым заказам, посвящены знаменательным событиям в истории России и царской семьи или различным памятным датам. Другое пасхальное яйцо выполнено фирмой Фаберже к 300-летию дома Романовых, и потому на его поверхности изображены 18 миниатюрных портретов представителей правящей династии. В яйце укреплен вращающийся шар в виде глобуса, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария. На одном из них цветным золотом обозначена террритория России в границах 1613 года, на другом – в границах 1913 года. Пасхальное яйцо украшено бриллиантами, пурпурином и другими самоцветами.

    Для мастеров XIX века характерно умение выявить природную красоту драгоценного и поделочного камня, тщательно продумать форму изделий с тем, чтобы показать лучшие свойства материала.

    В наше время художественная обработка камня совершествуется во многих регионах России: в Екатеринбургском, Пермском, Нижегородском, Краснодарском крае и т. д.

    В произведениях современных мастеров-ювелиров прослеживается стремление к четким, лаконичным, тщательно продуманным формам, к гармоничному цветному решению. Основное внимание мастеров и художников камнерезного искусства направлено на выявление природной красоты камня – его цвета, строения и рисунка жилок, вкраплений, полос.

    Однако наряду с профессиональными мастерами насчитываются тысячи любителей обработки камня, любителей минералов и ювелирного дела.

    Поначалу идея обработки камня может отпугнуть от себя потому, что кажется невозможным этому научиться. Однако многое из того мастерства, на овладение котором раньше уходили годы, оказалось теперь ненужным, поскольку любителям стали доступны станки и приспособления, специально для них созданные, и люди, которые раньше и подумать не могли, что им по силам превратить кусок сырья в драгоценный камень, настолько красивый, что хоть в оправу вставляй, успешно справляются с огранкой.

    На минералогических выставках в музеях можно заметить, что в порядке расположения образцов не учитываются их размеры и окраска. Это происходит потому, что образцы в музеях экспонируются по несколько иному принципу классификации, когда в основу классификации положен химический состав минералов. Расположены они по группам, в каждую из которых соответственно входят самородные элементы или различные сложные соединения – окислы, сульфиды, силикаты и т. д.

    Горные породы, залегающие на поверхности Земли, состоят из минеральных агрегатов по большей части мелко– или скрытокристаллических. Сравнительно редко минералы встречаются в виде крупных, хорошо сформированных кристаллов. Разнооб разные процессы приводят к образованию минералов. Многие из минералов остаются неизменными в земной коре миллионы лет, другие возникают, возможно, под воздействием высоких температур и давлений в недрах на глубине нескольких километров. В ряде случаев минералообразование идет на поверхности земли в результате охлаждения горячих вод и газов вулканического происхождения.

    Понятие «минерал» не имеет однозначного определения. Термин minera (лат.) означает "кусок руды", «штуф». Минералом обычно называют природное химическое соединение или химический элемент, образующийся в результате различных физикохимических процессов, протекающих в земной коре, водной оболочке или атмосфере.

    Искусство обработки самоцветов и цветных камней в течение веков оставалось под покровом тайны, и сравнительно недавно были раскрыты его секреты.

    Теперь многие могут научиться превращать «сырой» материал – драгоценные и полудрагоценные камни в ювелирные камни, резные изделия и другие предметы декоративного характера.

    Термины драгоценные камни и поделочные камни в настоящее время не всегда относятся к собственно минеральным видам или породам. Первоначально в качестве сырья для изготовления ювелирных и резных камней действительно использовались горные породы и минералы, встречающиеся в земной коре. Однако позднее в ряде благоприятных мест древний человек обнаружил внутри раковин прекрасные жемчужины, а в некоторых осадочных породах – янтарь и гагат. Эти материалы за их красоту и ценность также стали называть драгоценными камнями.

    В дальнейшем список драгоценных камней пополнился такими материалами, как панцырь черепахи, перламутровые раковины, кораллы, различные типы кости. В большинстве современных книг по геммологии они описываются и обсуждаются наравне с драгоценными и поделочными камнями.

    kartaslov.ru

    Рассказ «история одного камня» – читать онлайн

    Моя история началась очень давно. Она началась даже раньше чем история человечества. Ведь я камень, не болбше не меньше. Но моя жизнь стала набирать обороты только после появления людей. Ведь до этого не происходило ровным счётом ничего интересного.  

    Итак! Начну рассказ с того как я познакомился с человеческой глупостью. Меня нашёл один человек и решил что я решу все его проблемы. Ведь я “волшебный”. Как глупо не правда ли? Ну так вот он стал говорить всем кого встречал что у него теперь “волшебный камень”. И были те кто ему завидовал! Как я позже узнал он был чем-то вроде шамана тех людей. И надо сказать что однажды на тот остров где я обитал приплыли люди, и один из них услышал что на острове есть волшебный камень, и убил того шамана. Тогда я “переехал” с того острова на котором жил не одну тысячу лет.  

    Однако того наивного человечка что привез меня в большой свет постигло разочарование от того что я не показывал волшебных свойств. И вскоре он понял что хранит самый обычный камень на земле у себя под подушкой. Этот момент осознания я запомнил на долго. Я смеялся от души. От свой каменной холодной души. Ну а я тем не менее оказался посреди улицы везде какого-то кабака. Не самое лучшее место. Эх! Сколько раз об меня запнулись. Кто-то не мог видеть меня под покровом ночи, которая как известно поглощает мир раз в сутки. Кто-то был не в состояние воспринимать то что происходит у него в ногах ведь алкоголь в крови делает своё дело отменно. Ну а некоторые личности не считали что есть хоть какая ни будь необходимость смотреть под ноги. Но однажды по той дороге шел мальчик и он решил что ему скучно идти как все. А тут я. Какая хорошая возможность развлечься. Так он меня и пинал до своего дома. А потом я лежал там довольно таки долгое время. Ну да ладно. Но однажды этот же мальчик вот только он теперь был уже взрослый. Встретил меня вновь. И похоже что он меня узнал. Ведь ему было весело опять пинать меня в неизвестном направлении. Собственно говоря он меня пинал, пинал ну и как и всем действам этому тоже пришёл конец. Он закинул меня в мимо проезжающую повозку и так я переехал во второй раз. Ехали мы долго. Даже очень! Было время когда я думал что моё путешествие на этом и закончится и я так и буду ехать в этой проклятой повозке. Но нет и у этого действа был конец. Надо было лишь подождать. И через некоторое время после остановки «моей» повозки я увидел лицо того кто меня всё это время вёз. Эх! Лучше бы не видел. Так что я воздержусь от описания его «красивого лица». Потом увидев меня среди того хлама что он перевозил этот человек не растерялся и просто выкинул меня из телеги на землю. Так я пролежал лет сто не меньше. Хотя может мне и кажется. Кто знает из за того какой продолжительностью отличается моя жизнь мне сложно следить за потоком времени. Потом настали времена мощенных камнем дорог и тут хитрые люди нашли мне применение. Я стал частью их инженерного творения. Надо сказать что мне не повезло я оказался в той части дороги по которой и проходит весь поток. Хотя та дорога принесла мне новые знакомства. Я бы даже сказал первые знакомства. Я со своими соседями говорил о многом. Они все как и я прожили долгую жизнь. Вот только им она нравилась. В то время когда я пытался доказать им что жизнь камня ужасна. И однажды когда разгорелся очередной спор хотя и с куда более сильными эмоциями как с моей стороны так и со стороны каменной общественности. Я сказал то о чем не желал слышать не один камень. Я сказал что хотел бы быть человеком а не проклятым камнем который только что и может валятся и быть подвластным стихии человеку и своей дрянной судьбе. И в конце я добавил тому кто яростнее всех со мной спорил что желаю ему умереть ведь он так дорожил своей «бесконечной жизнью». А так же я сказал ему что в следующей жизни ему может даже повезет стать человеком и тогда он осознает как ошибался. Вот только он заявил мне что камень не может умереть ведь наше тело не нуждается не в пище не в воде не в кислороде и поэтому мы лучше биологических существ и в конце он добавил что и тело у нас лучше ведь оно каменное. А камень тверже чем плоть. И через мгновение мы все увидели как он разлетелся на несколько кусков. Кто-то из камней закричал от страха кто-то от неведения того что же произошло долю секунды назад. Я тоже не сразу понял что случилось. Но посмотрев вверх я сразу всё осознал. Для пущей уверенности что моя догадка верна я оглядел дорогу и понял что не ошибся. Что же произошло? А произошло то во что тот камень так не верил он умер. От того что у одной колесницы на ходу оторвало колесо и она ударила своей железной осью прямо по нему. Я точно не помню что потом произошло. Но после того со мной больше никто не разговаривал. Я пытался вспомнить что же произошло после того как я понял что он умер. И все что мне удалось отыскать в закаулках моей каменной памяти это смех. Холодный и злой и этот смех был преисполнен радости и ликования. Я так и не понял был ли это мой смех или же нет. Но мне кажется что смеялся именно я. И так среди этих чужих мне камней тянулись мои дни. Было скучно. Но спустя несколько лет на место где когда-то я увидел доказательство тому что камни не бессмертны поместили другой камень. Он был не такой как все даже с виду он был красным с жёлтыми прожилинами. В общем он был чудной. И из за этого выделялся на нашей серой улице. Которая как я только сейчас заметил сильно изменилась с того момента как я попал сюда. Странно что до его появления я не замечал этих изменений. И еще кое что меня поразило. Кареты! Почему некоторые едут без лошадей? Да как такое вообще возможно? И пока я разглядывал все эти изменения который каким то образом прошли мимо меня. Тот чудной камен спросил моё имя.  

    – твоё имя?.  

    – что?  

    – я хочу узнать твоё имя.  

    – но у меня нет имени ведь я камень.  

    – ну тогда ты волен придумать себе имя прямо сейчас.  

    – я ээ придумать имя, себе имя нууу  

    – можешь не спешить  

    – как сложно! Моё имя Камень. Так сойдёт?  

    – сойдёт. Меня кстати тоже Камень звать. Будем знакомы.  

    – Камень?  

    – Ну да меня как и тебя сейчас спросил один глупец. И я так же не смог ничего придумать. Хотя оказалось что и он тоже в своё время прошёл через это. Он сказал что и тот кто спросил у него имя тоже именовал себя Камнем. Видимо это у нас в психологии. Мы глупы хоть и живём так давно. Посмотри на этих людей они не обладают нашими запасами времени и все равно они так стремительны. Их день как наши столетия. Я ненавижу себя за то что я камень а не человек. Ведь их жизнь так интересна в отличии от нашей. А знаешь что меня раздражает больше всего?  

    – что?  

    – То что они меня не слышат. Сколько я их не зову они меня не слышат. И это бесит я так о многом хочу их спросить но не могу. Это сходно с желанием дотянуться до звёзд. Ведь чем бы сильнее ты этого не желал ближе они не становятся.  

    – и тут он заплакал. Я впервые видел что камень плачет. Но его чувства как я их понимал. Люди были нашими звёздами мы их видим но не более. Они так близки но не досягаемы. Прямо как звёзды в ночном небе. И тут я понял что тоже плачу. Я не помню сколько мы плакали. Но скажу вам точно. Эта ночь изменила мою жизнь. Мы много говорили с Камнем мы не переставали общаться наверное ни на секунду. Нам было о чём говорить и говорить. Это было лучшее время в моей жизни. Я был счастлив. За этими разговорами мы и не заметили как мир вокруг нас изменился людям больше не нужны мощённые дороги. Да и карет на лошадях уже не осталось. Все изменилось а мы и не заметили. Настоящее развилось за разговорами о прошлом. И тогда нашу дорогу стали разбирать. И когда его доставали с его законного места он крикнул мне.  

    – помни нашу мечту Камень!!!!! Помни и меня.  

    – а потом его унесли. Я больше никогда его не видел. Я не знаю что с ним стало но меня отнесли в парк что находился по близости. Там я пролежал не один десяток лет. Мне не удалось встретить хоть кого-то кто бы имел такое же мнение какое имели мы с Камнем. Не было никого кто мог бы хоть как то с ним сравниться. И я жил в тоске. Прокручивая в голове воспоминания о том как я встретил его как мы с ним говорили обо всем что нас волновало и о том как я его потерял. Я не сразу заметил но как только я начинал вспоминать о том как разошлись наши пути я плакал. И все на той цветочной клумбе где я лежал теперь одинок смотрели на меня как на прокажённого. Так тянулись дни и я понял что начал сходить с ума. Я стал мечтать о смерти которая лишить меня этой мерзкой жизни камня и наделит жизнью человека. Но этого не происходило. Я отчаялся. Но произошли некоторые изменения. Не сказать что они были глобальны но моя жизнь изменилась в будущем невероятным образом. На детской площадке рядом с той клумбой частью которой я являлся. Начала раскачиваться рама у качелей. И один из заботливых родителей решил взять меня с клумбы и расклинить мной раму качелей. Ну что ж ему удалось. Рама и вправду перестала качаться. А через некоторое время приехала строй бригада достала меня ну и качели вырыла ямы вставила обратно раму опять расклинила её при помощи меня и еще нескольких камней что бы качели стояли ровно и залили нас бетоном. Теперь то моё отчаяние перешло все границы. Но умереть я не мог. Я лишь мечтал о том что бы я делал будь я человеком. Будь я свободен. Не будь я камнем в конце концов.  

    Так прошло время качели уже испортились их надо было убирать. И те рабочие что выполняли эту миссию стали сверлить бетон под которым я был замурован. Я слышал шум шум шум шум. Но после я ощутил сильное жжение в где то в центре моего каменного тела. Это было сверло оно впивалось в меня и я чувствовал боль. Все мои инстинкты вопили. Я чувствовал страх перед смертью. Но мой разум узрел шанс. Шанс стать человеком. И он ликовал. Я чувствовал липкий страх моей сущности и обжигающую эйфорию разума и сердца. Хотя может меня обжигало сверло???  

    Через миг сверло прошло меня на сквозь и я умер!!!  

    ИЛИ  

    Я в кровати? А так я спал! Какой странный сон почему мне снилось что я камень? И где я его видел? Это же………. Да это он тот камень что мне принесла сестра на сохранение. Где она его нашла? Вроде бы сказала что в парке. Ааа неважно. Опять бред приснился. Так где мой телефон, сколько вообще времени? Так 9:27 утра 20. 08. 17 сегодня же день рождения моей сестры. Почему я так удивлён? Да и вообще что за странное ощущение. Что за жжение в груди. Еще и сон этот дурацкий. Ладно пора собираться на работу. Жаль не получится сходить к сестре на праздник, слишком много работы. О кто то в дверь позвонил!! Кого это так рано принесло? Иду иду!!  

    Кто там?  

    –это я открывай.  

    – сестра а что тебе у меня надо так рано?  

    – я за камушком пришла.  

    – а сейчас принесу.  

    – Ну как тебе он понравился, ты его вообще хоть глянул, у него дырка по центру необычненько.  

    – Да да очень круто, он мне так понравился. Где эта фигня? А вот он, нашёл  

    – Кстати братик мама спрашивала придёшь ли ты вечером на праздник.  

    – нет наврятли работы много, вот держи камень.  

    – Эй братик не смешно отпусти, да отпусти ты этот камень  

    – оставь его мне, я не могу его тебе отдать  

    – это почему?  

    – он эээ мне понравился  

    – ну хорошо но ты придешь вечером, хорошо?  

    – хорошо я приду.  

    – ладно пока!  

    – пока!  

    И что это на меня нашло зачем я его оставил что он такое. Это же камень я не мог прочитать его воспоминания это просто чушь. Ладно пойду на работу. По дороге викину.  

     

     

    Но вот мне уже 92 года а я так и не выкинул тот камень он так и не позволил мне этого сделать. Нас что то связало. Жаль что я не смог понять что. Как бы я хотел быть камнем у меня было бы больше времени на разгадку этого вопроса!  

    yapishu.net

    История и тайны камней ("Г")

    Информация к новости

    • Просмотров: 109
    • Автор: admin
    • Дата: 30-01-2013, 12:35
    30-01-2013, 12:35

    История и тайны камней ("Г")

    История и тайны камней (ГАГАТ - хорошо полирующаяся, достаточно мягкая, плотная черная и вязкая разновидность битуминозного бурого угля с характерным бархатистым смолисто-восковым блеском, изредка с включениями кристалликов пирита. Если потереть гагат о шерсть или шелк, он электризуется и притягивает к себе мелкие кусочки мякины, соломы или бумаги, что считалось почти волшебством и придавало этому самоцвету особо мистические свойства.Древние греки, римляне, американские индейцы, да и в Европе в средние века, его называли черным янтарем. Он также плохой проводник тепла, горит, теплый на ощупь, что вызывало к нему, как и к янтарю, немалую симпатию. Встречается в прослоях и линзах мощностью до 20 сантиметров в обыкновенных слабоизмененных бурых углях и глинистых породах близ угленосных пластов; встречается и в виде блестящих галек на речном или морском берегу. Иногда он, содержит "золотистые искорки" - включения пирита или марказита, что приводит к более раннему разрушению образца.В Европе было три великих периода увлечения гагатом: бронзовый век, Римская эпоха и XV- XIX века. Последний период можно подразделить на германский (XV-XVI века), испанский (XVI-XVII века), французский (XVII-XVIII века) и английский (XVIII-XIX века) подпериоды соответствующей региональной моды на него. Зенит его славы пришелся на царствование королевы Виктории (вторая половина XIX века). Нет, пожалуй, на Земле более английского поделочного камня, чем гагат, хотя он известен и во многих других странах. И нет еще такого самоцвета, который испытал бы столько превратностей судьбы за короткий срок, сколько выпало гагату лишь за одно последнее столетие - от повышенного спроса до почти полного забвения.Первые находки простейших гагатовых изделий в могильниках относятся к XV-XIV тысячелетиям до нашей эры, то есть это один из наиболее древних поделочных камней. Выражение "черный, как гагат" начали использовать в литературе как минимум в XI веке. Согласно древнекитайским преданиям, гагат представляет собой стадию превращения, достигаемую янтарем по прошествии тысячи лет, называли его и "черной яшмой"; позднее на Востоке считали его окаменелой нефтью. Но в действительности гагат представляет собой окаменелые битуминизированные древесные остатки хвойных деревьев семейства араукариевых и нередко видны годичные древесные кольца, подвергшиеся сильному сжатию. Еще Плиний Старший в своей "Естественной истории" писал, что гагат по внешнему виду похож на дерево, но обладает хрупким строением, издает неприятный запах при трении. Большую популярность он имел в качестве амулетов и талисманов, простеньких бус, в повседневной и праздничной одежде при изготовлении пуговиц и пряжек, а также различных изделий из него - четок, колец, в том числе обручальных, браслетов, заколок для волос, фишек для игры в кости, шахмат, фигурок разнообразных божков, идолов, животных и других безделушек. Из местного гагата в Иркутском соборе сделан иконостас. Золотой век этого самоцвета прошел, в значительной степени он потерял свой былой магический ореол. В настоящее время используется для ритуальных церковных и траурных украшений, особенно часто он применяется в изготовлении четок, наиболее популярных у католиков и мусульман, крестов, окладов икон, разных иконостасов и колец, популярных у православных, а также в производстве декоративных предметов и гемм, нередко в сочетании с горным хрусталем, янтарем и слоновой костью.В древности он считался символом печали; греки и римляне на гагате чаще всего вырезали Прозерпину (Персефону) - богиню подземного царства, позднее - плакучую иву и тис, как те же символы печали, вьюнок, символизирующий вечный сон, и т. д. Древние арабы сравнивали гагат с темнотой южной ночи, а для ряда племен американских индейцев (пуэбло и др.) он был символом черного цвета надира - противоположной точки солнечного зенита - одного из шести священных направлений. Изделия из гагата носили как траурные украшения, а родственникам умерших разрешалось смотреться лишь в специально отполированные гагатовые зеркала. Срок траура для различных родственников был разный и предписывался этикетом. В пуританской Англии, например, в XIX веке вдова носила траур по супругу 2,5 года; из украшений она могла носить только изделия из гагата и других минералов черного цвета. Мужчине предписывалось носить траур по случаю смерти жены всего три месяца. Когда умирал член королевской семьи, вся знать носила траур, издавались даже специальные по этому поводу декреты (например, в 1830 году после смерти короля Георга IV) - носить из украшений только гагатовые. Королева Виктория, очень любившая своего супруга - принца Альберта, носила траур по нему сорок лет. Следует отметить одно: ныне черный цвет считается наиболее изысканным и модным и не следует в связи с этим связывать гагат только с траурной символикой. Древние римляне, со слов Плиния Старшего, считали, что "надписи, нанесенные на гончарные изделия из гагата, невозможно стереть. Горящий гагат пахнет серой. Удивителен такой факт: от воды гагат воспламеняется, а нефтью его можно погасить, клубы дыма от горящего гагата на расстоянии похожи на змей и избавляют от истерического притворства; они могут вызвать приступы эпилепсии и служить средством проверки на девственность".В глубокую старину использовали курение гагата для выявления падучей болезни: "одержимые ею при курении оным припадок сей тотчас получают", что при тогдашнем торге рабами могло быть небесполезным делом. Гагат как магический самоцвет охранял от бурь и злых духов, привидений и колдовства, одержимости и телесной слабости, отравы и змеиных укусов, различных заболеваний - подагры и ревматизма, эпилепсии и истерии, болезней глаз и желудка, снимал головную и зубную боль. Будучи вываренным в вине, в смеси с воском считался отличным средством против золотухи. Арабы XVII века вешали его у детской колыбели, если хотели, чтобы синие глаза ребенка изменили цвет на черный. Он вылечивал женские болезни, помогал при головной боли и карбункулезе, в процессе родов, но считался опасным для ношения при беременности, содействовал излечению слабоумия и болезней почек.В средние века гагат в символике креста обеспечивал своему владельцу могущественную защиту от всех видов зла; бытовало поверье, что он защищает от злых собак, поэтому его охотно носили браконьеры. Широко использовались уже древними египтянами, финикийцами, римлянами изготовленные из гагата фиги или фаллические руки, взятые затем на вооружение в средние века европейцами, усиленные крестами на тыльной стороне ладони, дабы отпугнуть от владельца этого самоцвета зло, болезни и особенно дьявола, обратив его в поспешное бегство. Такие фиги часто прикалывали на детскую одежду. Американские индейцы использовали его в мозаиках и инкрустациях, считая вторым по значимости поделочным материалом после бирюзы, зачастую в украшениях сочетали их друг с другом.Как талисман, наделенный "силой древнего света", гагат помогал преодолевать страхи, смягчал разлуку и утишал душевные боли, давал забвение от несчастной любви, уберегал от "дурного глаза", усиливал зрение, предупреждал катаракту, приносил удачу, открывал обман - все скрытое через него становилось явным.Изделия из гагата нужно хранить отдельно от других самоцветов и металлических украшений, дабы не поцарапать более этот мягкий камень. Можно его безбоязненно мыть в теплой мыльной воде, чистить старыми зубными щетками. К недостаткам этого самоцвета следует отнести его мягкость и мрачноватость, боязнь резкой смены температур, от чего он растрескивается, и беззащитность перед огнем.История и тайны камней (ГЕЛИОТРОП - непрозрачный темно-зеленый халцедон с кроваво-красными крапинками и пятнами. Правда, за рубежом в последнее время гелиотроп стали почему-то ошибочно называть кровавиком.Этот самоцвет - камень великой силы... Древние египтяне считали, что тому, кто его носит при себе, никто не может отказать в просьбе. Гелиотроп смягчает гнев правителей и владык, заставляет всех верить словам своего владельца. Если произнести вырезанное на самоцвете имя, то сказавшему откроются все двери и любые преграды. Это особенно важно, если учесть, что гелиотроп помогает на время стать невидимым. Об этом даже говорится в одной из новелл "Декамерона" Боккаччо.По средневековым поверьям, красные пятна на камне представляют собой "капли крови Христовой", пролившейся у подножия креста, на котором он был распят. Поэтому самоцвет помогает останавливать кровотечения, особенно носовые. Он используется как амулет в виде плоских вставок в мужских перстнях, был самым любимым камнем в производстве перстней с гербами, печатей. Изделия из гелиотропа любили носить ученые и философы, рассчитывая на успех в своем творчестве, осененном этим самоцветом.Гелиотропу приписывалась и способность помогать в духовном воспитании детей, оказывать лечебное действие при заболеваниях печени, селезенки, малокровии. По древнеиндийским верованиям, изделия из гелиотропа должны носиться вблизи сердца. Кто этот камень держит при себе, тот многолетен бывает, того никто обманывать не может. Этот самоцвет возбуждает фантазию, пробуждает в своем владельце энергию и привлекает к нему внимание хороших людей. Это издревле любимый самоцвет воинов - он приносит счастье на войне. По восточным поверьям, это и камень тайны - по этой причине перстень с ним любили носить индийские маги и алхимики, а также разного рода заклинатели. Считалось, что его хозяину следовало быть осторожным в выражениях: это камень словесной магии и, чертыхнувшись в чей-нибудь адрес, невольно можно нанести ему незаслуженный вред, сглазить его.Христианская религия посвятила его святому Стефану. В древности гелиотропу приписывали своеобразное свойство - изменять и отражать свет солнечных лучей, если образец погрузить в сосуд с водой. Отсюда даже происходит его название "солнцеворот" от двух греческих слов: "гелиос" (солнце) и "трепо" (я поворачиваю, я изменяю). Наши предки считали также, что, будучи вынутым из воды, он представляет вид солнца подобно зеркалу и возвещает о его затмении, показывая подступающую Луну.История и тайны камней (ГИАЦИНТ - это красно-, желто-, малиново-оранжевый, красный, коричневый, коричнево-красный прозрачный циркон. Прокаливанием можно получить новые необычные для этого минерала цвета, например, из красно-бурого превратить в синий, голубой и т. д.Этот самоцвет известен с античных времен и свое имя, возможно, получил от персидского "царгун" - золотой камень, или златоцветный либо за сходство по цвету с пурпурно-красными цветами одноименного цветка. Согласно греческому мифу, о котором рассказал в своих "Метаморфозах" римский поэт Овидий более двух тысяч лет назад, Гиацинт - прекрасный, необыкновенной красоты юноша, сын царя Спарты - Амикла и Диомеды, друг и любимец бога Аполлона. Бог западного ветра - Зефир, завидовавший их дружбе и сам влюбленный в юношу, из-за ревности изменил полет диска, выпущенного могучей рукой Аполлона, когда тот обучал своего друга этой спортивной игре. Тяжелый диск, отскочив от земли, угодил в голову подбежавшему к диску Гиацинту. Замертво рухнул юноша, обильная кровь хлынула на его кудри и на землю. Аполлон в отчаянии прошептал над телом своего друга: "В моем сердце ты будешь жить вечно, так вечно же живи ты и в памяти людей". Окровавленные кудри Гиацинта превратились в красные цветы, а пролившаяся на землю кровь окаменела и стала самоцветами его имени, удивительными по красоте.Гиацинт упоминается ив Священном Писании: он является одиннадцатым основанием стены Небесного Иерусалима (Откр., XXI, 20). Правда, уверенности нет, что речь действительно идет о гиацинте, так как это название нередко применялось к голубым самоцветам, в средние века к нему относили различные по химическому составу камни преимущественно желтого цвета и нередко в их число попадали бериллы, топазы и т. п. Христианская религия посвятила этот самоцвет апостолу Симеону, иудейская, по ряду публикаций, - Дану, одному из представителей колен Израилевых.В средневековой символике гиацинт обозначает мудрость и постоянство чувств, счастье и удачу. По преданиям, он предохраняет от ранений, заразных болезней - чумы, моровой язвы, попаданий молний, он предотвращает грозу, утоляет жажду, радует душу и вызывает сочувствие окружающих. Поэтому благодаря гиацинту путнику обеспечен сердечный прием и гостеприимный кров, в том числе в любой гостинице. Индусы посвящали гиацинт мифическому дракону, вызывавшему солнечные и лунные затмения, и хозяин самоцвета мог умилостивить его и отвести беду от себя. Древние к тому же считали, что гиацинт обладает свойством привлекать к себе небольшие тела подобно янтарю. Этот самоцвет улучшает умственные способности своего хозяина, рождает в нем стремление к наукам и познаниям. Это камень ученых. Он повышает сообразительность и память, помогает успокоению и выходу из депрессивного состояния. Являясь большим концентратором биоэнергии, гиацинт вселяет в своего владельца уверенность в деяниях и помогает ему разоблачать обманы. Он надежно защищает от галлюцинаций и меланхолии, козней злых сил и духов, ядов, удушья и тяжелых сновидений, помогает при родах, снимает переутомления, излечивает гнойные раны, увеличивает могущество, укрепляет сердце и придает силы, приносит успех в творчестве и удачу в торговле.Считалось, что гиацинт не только не горит, но и гасит огонь, будучи брошенным в него, и даже делает несгораемым холст, если завернуть в него камень. Он лечит селезенку, тяжелые нервные расстройства, останавливает кровотечения, если рана нанесена не камнем и не железом. Обладатель его не будет страдать бессонницей - камень обеспечит ему приятные сновидения. Хотя Дж. Кардано - большой знаток минералов периода Возрождения, писал, что всегда носит с собой большой кристалл гиацинта, тем не менее бессонницей все же систематически страдает. Этот самоцвет легко может помирить своего владельца с тем, с кем он поссорился. В ряде стран он прослыл талисманом куртизанок, так как препятствует нежелательному, зачатию, содействует выкидышам при желании хозяйки самоцвета и задерживает рост волос на стыдливо скрываемых частях тела. Мистики связывали происхождение гиацинта с якобы погибшим еще до Атлантиды древним континентом Лемурией и поэтому наделяли этот самоцвет высшей магической силой.Гиацинт усиливает зрение и помогает от слепоты, так как, по преданиям, "производится" от рыси, а это животное известно в русских сказаниях силой своего взгляда, способного якобы видеть даже сквозь толстые стены. По старинным европейским преданиям, гиацинт встречается в чреве морского змея и в этом случае обладает особой живительной силой, как сказочной живой водой, возвращая жизнь всему, с чем соприкасается. Так, по одной из легенд, когда кристалл был поднят на корабль, где среди провизии было много соленой птицы, вся она ожила и разлетелась.В России долгое время он считался камнем-покровителем артистов, поэтому среди них немало было с псевдонимами Гиацинтовы, и купцов, так как гиацинт издавна называли камнем бога торговли Меркурия. Особенно популярным и модным этот самоцвет был в 30-х годах в Западной Европе.История и тайны камней (ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ - это прозрачные кристаллы бесцветного кварца. Еще в глубокой древности, более 2300 лет назад, древнегреческий философ и естествоиспытатель Теофраст называл их "кристаллос" (по-гречески - лед), принимая их за окаменевший лед. То обстоятельство, что этот минерал находили высоко в горах, где вечные снега, да и сама холодность камня, послужили тому, что этого убеждения придерживались долгие годы ученые Греции и Рима. Под названием "кристалл" этот минерал упоминается и в Библии, причем в древние библейские времена он ценился наравне с золотом. Именно чистота, прозрачность и холодность этого минерала сделали его с античного периода символом невинности и постоянства, скромности и целомудрия, верности и чистоты помыслов. Отсюда появилось крылатое выражение "кристально чистый" человек.По преданиям, горный хрусталь вылечивает раны, болезни сердца, желудка и глаз, улучшает деятельность желчного пузыря, придает бодрость, предохраняет от худых и кошмарных снов и поллюций. Это талисман, укрепляющий клятвенные договоры, священные союзы и узы. Yосимый в виде ожерелья и возле сосков у кормящих матерей он давал обильную лактацию, увеличивая количество отдаваемого ее ребенку материнского молока, помогал в родах, очень полезен тем, кто вздрагивает во сне. Ошибочно считалось, что если принять его внутрь, то он изгонит из сердца заботы и тревоги и человек станет беспечным. Если растереть с водой - выведет глазное бельмо, поможет при падучей и чахотке у детей, косноязычии - невнятности речи и заплетании языка. Говорят, что в древности иглы для акупунктуры были каменные - из горного хрусталя или кремня. Тот, кто пьет из хрустальной чаши, не будет страдать от зубной боли и водянки, а кто носит горный хрусталь в перстне, предохранит себя от опасности замерзнуть и даже озябнуть. Древние греки вообще полагали, что боги не в силах отказать в просьбе человеку, если он вошел в храм, держа в руках блестящий и прекрасный горный хрусталь. Его следовало носить тому, кто обременен заботами и страдает легкими. В Древнем Риме жрецы, богатые матроны и патриции хрустальными шарами, выточенными из кварцевых кристаллов, в жаркие дни охлаждали руки и лица - в отличие от стекла горный хрусталь всегда холоден. Японские вышивальщицы этими шарами из "нетающего льда" пользуются и поныне, оберегая свои руки от потения в жаркие дни. Такие же шары использовались и в качестве зажигательных стекол, ими прижигали раны и разжигали жертвенники. Такие хрустальные шары и линзы были в ходу и у народов Тибета для лечения ран: проходя через кварц и концентрируясь, ультрафиолетовые лучи убивали бактерии, не давая ранам загнаиваться.Подобные шары как своеобразные увеличительные стекла - "читающие шары" знали и древние индусы. Эти магические шары из горного хрусталя как средства медитации и концентрации мысли особо привлекали к себе внимание и широко применялись предсказателями Древнего Китая, Греции и Рима, а позднее - Японии, Америки и Европы. Картины прошедшего и будущего считывались с шара. Установив его в темной комнате с падающим лучом света, заполняющим этот прозрачный шар внутренним сиянием, и долго всматриваясь в него, увидишь все, что хочешь. Иногда хрустальный шарик подвешивался на шелковой нитке и ясновидящий или прорицатель, держа нитку в руках, приказывал отвесу качаться совершенно определенным образом, "считывая" при этом нужную информацию. Связь горного хрусталя с ясновидением объясняется, по-видимому, тем, что кремнезем является основной частью земной коры и главным ее минералом, будучи как бы кожей планеты, которой она, по мнению мистиков, чувствует космос и астральный мир. Разные виды кварца и кремнезема тесно связаны с определенными органами чувств; непосредственно горный хрусталь - с нашим сверхчувственным восприятием.Горный хрусталь - камень ясновидящих и ученых. Он дает способность ясно мыслить и легко эти мысли излагать, помогает избегать неприятных ситуации и делать правильные выводы из полученных наблюдений. Говорят, что древние мастера-ювелиры линзами из хрусталя расплавляли металл, а также применяли при тонких работах. Полусферы "нетающего льда" с четкой фокусировкой - явные доисторические очки - находили при раскопках Древней Трои и других античных городов. Подобные очки из этого минерала носили и в Древнем Китае 2500 лет назад. Но первоначально сколы горного хрусталя использовались в качестве древних орудий труда, охоты и войны; они, например найдены в Моравии (возраст 30 тысяч лет) и др.У очень состоятельных греков и римлян горный хрусталь издавна шел на изготовление печатей, ведь как талисман он обладал особой силой скреплять клятвенные договоры и обещания, и украшений. Особой любовью пользовались чаши, бокалы и вазы из него, а также сосуды для дорогостоящих благовоний. Известно, например, что у римского тирана Нерона было два великолепнейшей работы хрустальных кубка и ковш для вина. Когда он узнал, что его владычеству пришел конец, он разбил их, дабы этим "наказать свой век". По древнегреческим преданиям, все небожители Олимпа пьют амброзию непременно из хрустальных кубков.У древней цивилизации майя есть неразгаданные тайны и среди них изумительно точной выделки полированный женский хрустальный череп, найденный в 1927 году в Гондурасе, в развалинах древнего храма города Лабаантуна. Он считался, по-видимому, воплощением абсолютного зла: у майя это ассоциировалось именно с женщиной. Этот череп смерти сделан в натуральную величину, весит пять килограммов, причем нижняя челюсть легкоподвижная - небольшое усилие - и создается впечатление, что череп разговаривает. Внутри него выточены линзы и пустые каналы-световоды, так что если поставить на алтарь внизу черепа свечи, можно создать впечатление, что из глаз струятся тонкие лучи света. Можно себе представить, какой внушительный эффект он производил в древности, если и сегодня у людей, не обремененных мистикой, он вызывает резкое повышение давления, обострение обоняния, а некоторые засыпают в состоянии гипноза. Череп делали многие десятилетия, не пользуясь никакими металлическими орудиями, полируя специальной пастой из песка и кварцевой крошки. Жрецы, глядя на него часами, призывали беды на головы своих врагов. И находки черепа из горного хрусталя в древних раскопках не единичны.В наше время из горного хрусталя делают определенной формы пирамидки, которые концентрируют энергию для медитации и энерголечения отдельных заболеваний, в том числе для повышения потенции. Изделия из горного хрусталя кладут под подушку, чтобы не видеть дурных снов, либо носят во избежание различных неприятностей в шелковом мешочке в кармане: женщины - в левом, мужчины - в правом.История и тайны камней (ГРАНАТЫ в природе существуют в форме почти 25 основных разновидностей, в том числе ювелирных (в случае их прозрачности) - пироп, альмандин, гроссуляр, андрадит, уваровит, спессартин и др. Но наиболее обычны их промежуточные разности. Гранат свое название получил от латинского гранату м - "гранатовое дерево", зерна которого он напоминает. Известен человеку более трех тысячелетий и сменил за это время не одно название: старинное русское название этих самоцветов - вениса, бечета, червец. Преобладающий его цвет - красный.Все гранаты, по восточным и европейским поверьям, символизируют и олицетворяют упорство и силу, славу и красоту, постоянство и преданность, здоровье и верность, великолепие, чистоту и блеск Небесного Иерусалима. Персы носили гранат как защиту от природных катастроф, считали его камнем царским, королевским, вырезали на нем силуэты своего господина в знак глубокого уважения и преданности. В старинной Торговой книге (XVI век) сказано, что он "сердце веселит, непотребные мысли отгоняет, разум и честь умножает, от грома и неприятелей обороняет и от губительного поветрия морового сохраняет, беременным женам к скорому рождению детей приводит". Он предохраняет от бессонницы, несчастий во время путешествий, лечит лихорадку и желтуху. Амулет в виде геммы со львом, вырезанным на гранате, вылечивает его владельца от всех болезней. Гранат приносит своим владельцам недостающую им душевную теплоту. Кто носит его, тот трудолюбив, энергичен и счастлив в супружеской жизни.Красный гранат (пироп, альмандин) - камень любви, гнева и крови, пламени и страсти. Н.С. Лесков в рассказе "Александрит" пишет, что: "в пиропе горит в огне очарованная капля несгораемой крови". Плиний Старший называл такой гранат карбункулом (от латинского "карбо" - уголек), полагая, что минерал раскален как уголек - при солнечном свете он теряет свой темный оттенок и действительно нередко похож на горячий уголек. В России долгое время называли его анфраксом. Эти гранаты в прошлом столетии были особо популярны, но выход на мировой рынок большой партии минерала незаслуженно перевел его во второстепенный драгоценный камень. По преданиям, тот, кто носит красный гранат, приобретает власть над людьми, он отгоняет печаль и приносит радость, снимает высокую температуру, врачует головную боль, сердце, мозг и память. Ему приписывали возбуждающие свойства, целительность при ранениях, воспалениях и вспышках гнева, способность изгонять из человека бесов. Он делает своего хозяина веселым и приятным для окружающих, оберегает от страшных снов, а также от колдовства и "сглаза". На руке человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплым и горит красным пламенем. Если его растолочь в порошок и принимать с водой, дает румянец лицу, успокаивает желудок. Крестоносцы, направляясь в Иерусалим, носили его с собой в перстне, дабы защитить себя от ранений и ядов. Этот гранат рождает самые страстные желания и в том числе всячески поддерживает честолюбивые замыслы и стремления своего владельца к широкому признанию. Однако если у его несчастного владельца нет должных способностей, этот самоцвет делает его постоянно неудовлетворенным, нетерпеливым и очень завистливым. Людям от природы активным и волевым помогает достичь власти и высокого служебного положения. Именно людям энергичным и эмоциональным, живущим в постоянном напряжении своих сил, этот минерал, впитавший в себя огненную энергию Марса, приносит счастье. Он дает сильную энергетическую подпитку своему владельцу. Этот красивый самоцвет многие считают камнем влюбленных, он предохраняет от измены и взывает к благодарности. Он способствует хорошему настроению своего владельца, придает ему легкость в танцах, укрепляет желание быть верным другом особенно тому, кто подарил этот чудесный красный самоцвет. Этот камень будит в своем хозяине и окружающих его лицах любовные страсти; поэтому несовершеннолетним, а также взрослым при детях его носить не рекомендовали. В старину, например в Древней Греции и Риме, его разделяли на мужские и женские гранаты. К первым относили те, которые ярче блестят, к женским - у которых блеск слабее.Зеленый гранат (гроссуляр, демантоид, уваровит), как говорит А.И. Куприн в рассказе "Гранатовый браслет" устами бедного чиновника Г.С. Желткова, "имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли; мужчин же охраняет от насильственной смерти".Черный гранат (меланит, шорломит) помогает лучше общаться с миром усопших для познания своего будущего. Хотя ни один грех не порицается так строго в Священном Писании и церковью, как волшебство, вызывание и вопрошение мертвых.История и тайны камней (КРОВАВИК (ГЕМАТИТ) - плотные хорошо полирующиеся гематитовые микро- или тонкокристаллические радиально-лучистые почки, приобретающие после полировки черный с темно-красным отливом цвет и сильный металлический блеск. У геологов носит название "красной стеклянной головы". Кровавик был широко известен уже в Ассирии, Вавилоне, Древнем Египте. Немногие минералы были столь широко распространены в качестве лекарств в древней медицине, как этот камень. Считалось, что он возник из пролитой крови, поэтому останавливал разного рода кровотечения, снимал воспаления и опухоли, широко использовался ранее для лечения кровоподтеков. В старинных лечебниках говорилось, что "кровь перестает идти носом, если взять кровавик в руку". Еще в прошлом веке в аптеках и лавках продавались гематитовые бруски и палочки: их постоянно носили с собой люди, которые подвергались опасности. В старину, когда работник падал с лесов, ему наскабливали этого гематитового порошка и давали выпить с водой. Если это удавалось, то до большого увечья, говорят, дело не доходило, работник через некоторое время приступал к работе. Кровавик предохранял глаза от болезней и лечил их от экземы и обильного слезотечения (особенно считался полезным с молоком, соком акаций), помогал при излечении и рубцевании внутренних и наружных язв, рожи (лучше раствор с яичным белком), нарывов, при растрескивании губ. Растертый порошок кровавика, выпитый с водой, также успокаивал боли в желудке, с вином помогал мочеотделению, с соком граната останавливал даже сильные внутренние кровотечения. Великий врач средневековья Авиценна рекомендовал его при длительных месячных, непроизвольном выделении семени и при болезни предстательной железы, как антирвотное средство (в том числе у беременных женщин) и от затвердения век.В древности перстни из кровавика надевали при жертвоприношениях, а сам камень прослыл талисманом чернокнижников. Заклинатели, вызывая духов, вычерчивали кровавиком на полу магические круги и тайные знаки "техники безопасности". Египтяне считали, что амулет из кровавика позволяет находиться его владельцу под защитой потусторонних сил; римляне полагали, что он дарует воинам неуязвимость в жестоком бою, сдерживает вспышки гнева, лечит половую слабость мужчин.Это любимый самоцвет древних при изготовлении гемм военной тематики. Причем интересно, что гематит (кровавик) в качестве материала для гемм никогда не употреблялся в греко-римской глиптике, но очень часто встречался в древнейшей ассиро-вавилонской и египетской, а затем использовался и в позднеантичное время, унаследовав древневосточную "магическую" традицию камня. Геммы из кровавика занимали почти треть общего их количества. Есть красивая легенда, что у Александра Македонского был такой перстень со вставкой из кровавика, который, как полагали, давал ему неуязвимость в бою. И якобы с того времени пошла мода носить такие боевые обереги. Однако между наличием такого перстня у древнего великого полководца и появлением моды на него прошло почти два тысячелетия. Но чаще всего гематит-кровавик из-за своей темно-серой (стальной) окраски использовался в качестве траурных украшений, в виде кабошонов и камней фасетной огранки, вставок плоских форм - пуговиц, запонок и др., а также как абразив для полировки драгоценных металлов. Порошком гематита американские индейцы красили свои лица, вставая на "тропу войны".В последнее время в зарубежных публикациях с кровавиком стали отождествлять гелиотроп, что не есть правильно - это совершенно разные самоцветы.

    irrox.com.ru