Камни рассказывают про Иерусалим. Иерусалим камень


Иерусалим – тяжелый камень ⋆ Господь грядет !

«И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все народы земли» (Зах.12:3).6 Декабря США официально признали Иерусалим столицей Израиля. После официального признания Иерусалима столицей Израиля Дональдом Трампом 6 Декабря 2017г. президент Биньямин Нетаниягу - בנימין נתניהו сделал заявляние: «Это исторический день! Заявление президента США Дональда Трампа является важной вехой в истории Иерусалима. Иерусалим наша столица на протяжении 3000 лет. По улицам города ходили наши праотцы, здесь наш Храм, отсюда правили цари Израиля, здесь проповедовали пророки Израиля. На протяжении тысяч лет поколения евреев молились «В следующем году в Иерусалиме». У берегов вавилонских рек и за стенами Варшавского гетто, поколение за поколением оплакивали и мечтали о Сионе. 70 лет назад мы осуществили то, о чем молились и мечтали, когда вновь сделали Иерусалим столицей Еврейского государства. Теперь же историческое заявление президента Трампа признало эти основополагающие факты. Президент Трамп, мы признательны вам за справедливое и храброе решение признать Иерусалим столицей Израиля и начать подготовку открытия здесь американского посольства. Я призываю другие страны последовать примеру США. Господин президент, история и еврейский народ всегда будут помнить ваше храброе решение. Спасибо вам».Израиль провозгласил Иерусалим своей столицей после окончания Войны за независимость в 1949 году. В 1967-м после Шестидневной войны он захватил Восточный Иерусалим и объединил его с Западным, однако ООН не признала это. Посольства стран, состоящих в дипломатических отношениях с Израилем, находятся в основном в Тель-Авиве, Рамат-Гане и Герцлии. Все Арабские государства считают территорию восточного Иерусалима оккупированной с 1967 года. Палестинские арабы претендуют на создание своего государства со столицей в восточном Иерусалиме, с чем согласна Россия и ряд западных стран.В заявлении президента Сирии Башара Асада говорится, что вся арабская нация будет поддерживать дело палестинского народа до тех пор, пока он не создаст собственное государство со столицей в Иерусалиме. «Будущее Иерусалима не определяется одним государством или президентом, оно определяется его историей, а также волей и решимостью в достижении целей палестинского дела, которое будет живо в сознании арабской нации до тех пор, пока не будет основано палестинское государство с Иерусалимом в качестве столицы», — говорится в заявлении. Секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что признание президентом США Дональдом Трампом Иерусалима столицей Израиля не способствует ближневосточному урегулированию, и способствует расколу среди международного сообщества. Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что статус Иерусалима должен решаться в рамках диалога двух государств (Израиля и Палестины). Президент Франции Эммануэль Макрон считает, что решение Трампа противоречит нормам международного права. Представители 57 мусульманских стран собрались 13 декабря 2017, в Стамбуле на саммит Организации исламского сотрудничества.  На саммите выступил глава ПА Махмуд Аббас (Абу-Мазен): «Заявление Трампа является самым тяжелым преступлением, "пощечиной века" палестинцам. Иерусалим всегда будет столицей Палестины, и не будет мира без Восточного Иерусалима - столицы палестинского государства в границах июня 1967 года». Эрдоган призвал США отменить решение, а страны мира - признать Восточный Иерусалим столицей Палестины.21 Декабря 2017 г. в Генассамблеи ООН, по настоянию арабских стран Ближнего Востока состоялось голосование по решению Дональда Трампа признать Иерусалим столицей Израиля. И хотя данное голосование носит чисто символический ни к чему не обязывающий характер, в голосовании приняли участие представители 172 государств. 128 государств проголосовали признать недействительной декларацию Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля, 9 стран проголосовали против, 35 воздержались и 21 государство предпочло не участвовать в нем вообще. В поддержку позиции США и Израиля - проголосовали: США, Того, Республика Палау, Маршалловы острова, Микронезия, Науру, Гватемала, Гондурас и Израиль. Международное сообщество в большинстве своем солидаризируется с позицией палестинцев, об "оккупации Иерусалима", который должен быть поделен на две столицы.Выступая с трибуны Генассамблеи, Никки Хейли сказала «Израиль стоит на стороне принципов свободы, справедливости и человечности, но получает от ООН незаслуженное враждебное отношение, и Израиль остается в этом враждебном собрании». И добавила, что США тверды в намерении перевести посольство в Иерусалим. «Этого хочет американский народ, и это произойдет, как бы вы тут ни проголосовали. Если что и изменится от вашего голосования, так это то, как США будут отныне воспринимать ООН и государства, которые не уважают наши решения. Буду честна: США выделяют на ООН деньги и вправе ожидать, что наша воля будет уважаться», - заявила она.В отличие от резолюций Совета безопасности ООН, решения Генеральной ассамблеи носят лишь рекомендательный характер. Поэтому при любом исходе они ни к чему не обязывают ни США, ни Израиль. США заявили, что лишат материальной помощи всех, кто проголосовал против. Это станет причиной отделения Европейских и Азиатских стран от Америки, что сформирует независимое государство Евразию с правлением G10. Время язычников связано с попиранием Иерусалима (Лук.21.24). С восстановлением статуса Иерусалима время язычников приходят к концу и наступает последние семь лет Израиля перед возвращением Машиаха – Христа. Этот период Библия называет «бедственные дни Иакова» или Великая скорбь. Правление «зверя» единого государства будет сопровождаться массовыми репрессиями, начиная с безналичной валюты и цифрового начертания. «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Матф.24:22). Бог использует Трампа Америки и других стран, которые вступятся за Израиль чтоб сократить время оккупации Иерусалима до 42 мес. Противостояние закончится третьей мировой войной – гласом труб шестого Ангела (Откр.9.13-18).Пришло время не только проявления сил из бездны, но и Божественных обетований Израилю. Господь не допустит сговора всех народов разделить и разрушить нацию и землю Израиля, но найдет и политические силы чтоб подготовить народ Божий, к предстоящиму строительству Иерусалимского храма и «бедственным дням Иакова». Трудно представить, как одна еврейская страна с населением менее 10 мил. граждан может противостоять выступившим против ее 57 мусульманских стран, но как отвечал Горбачев о перестройке: «так диктует время». Мы верим и знаем что временем управляет Бог, так заявил и Биньямин Нетаниягу: «время пришло».

Враждебность к Израилю посеявНе стоит ждать благостных плодов;Чем менее останется евреевТем больше увеличится врагов.

maranafa.net

Камни рассказывают про Иерусалим: arktal

Самое захватывающее и приключенческое место в Иерусалиме это невысокий холм за его стенами. Но именно тут, был основан и построен Иерусалим, который три тысячи лет назад при царе Давида стал духовной и административной столицей объединенного израильского царства.И это именно то место, где все начиналось!!!История города Давида - это история всего израильского народа, если не сказать больше.А история раскопок и обнаружения исторического Иерусалима, забытого в веках под многометровым слоем земли - это наверное самая увлекательная история археологии. Науки, в общем-то , довольно новой и возникшей где-то только в 19 веке с идеей превращения античных мифов в реальные доказательства.В 1812 году Буркхардт открывает Петру и дорогу БлаговонийВ 1873 году Шлиман находит ТроюА ведь Танах, Библия - это тоже древние мифы, которые можно найти.И в 1867 году 1-ая экспедиция Британского Фонда отправляется в Палестину, чтобы найти определенные библейские места.

И надо сказать, они были не первыми тут. Еще в 1838 и 1852-ом Эдвард Робинсон посещает Иерусалим и даже публикует книгу о своих открытиях.В частности именно ему принадлежит честь открытия "арки Робинсона" в Западной стене Храмовой Горы и туннель пару сотен метров южнее.

Конечно, всем исследователям хотелось исследовать саму Храмовую Гору и подземелья Эль Аксы и Купола над Скалой.Но и сейчас и тогда это было запрещено Вакфом. Святыни ислама раскопкам не подлежат!Вот и приходилось утолять исследовательскую жажду вокруг Храмовой Горы. Не внутри, так хоть в максимально близком контексте.

В 1867 Чарльз Уорен возле туннеля, открытого Робинсоном, обнаруживает систему водных сооружений в том числе знаменитую скважину ( пир Уорн) .В 1880 году дети, игравшие в туннеле находят табличку с надписью от строителей туннеля.И дальше , как в сказке про Алису в стране чудес, становится все чудесатее и чудесатее!Достаточно лишь "прыгнуть в нору за белым кроликом".

В 1908-ом финский мистик и маг Энрик Ювелюс организует экспедицию в поисках ковчега завета и сокровищницы Храма.Во главе экспедиции становится великий авантюрист Монтегю Паркер.А чтобы выглядеть в глазах общественности более солидно, в состав команды включается отец Луи Винсон, доминиканский священник. Благодаря Винсону до нас и дошли рисунки и планы раскопок. Сам Паркер был искателем сокровищ, а не археологом.Лорды и графы стоят в очереди, что спонсировать экспедицию и Ювелюс легко набирает не малую сумму, а Паркер щедро дает взятки половине турецкого правительства и получает разрешение копать в Иерусалиме!

К слову сказать, Паркер был единственным кому удалось пару недель копать даже на Храмовой Горе и даже остаться после этого живым.Но правда, бежали они со святой земли от преследования арабов очень быстро.Нью-Иорк Таймс от 5 мая 1911 года вышла с заголовком: "тайная экспедиция англичан, копавших под Мечетью Омара скрылась на яхте, унеся с собой сокровища Храма, корону, меч и кольцо Соломона!"Паркер уплывает на Кипр и там пишет, что из-за спешки оставил в Иерусалиме ведра и свою любимую лопату. А в 1997-ом профессор Рони Райх по просьбе министерства древностей проводит проверочные раскопки в районе родника Гихон. Тут хотят открыть центр посетителей : касса, магазинчик, кофе, фильм и проход по туннелю Хизкияху. Такой небольшой, на часик - полтора приятный маршрут. Национального парка "город Давид" еще не было, был только туннель.И первое что находят в 1997-ом, это ведра и лопату Паркера, которую он оставил тут в 1911-ом!

Месяц, что дали археологам продолжился до 2014 года - 18 лет раскопок!Рони Райх и Эли Шукрон обнаруживают огромное количество потрясающих элементов древнего Иерусалима. От времен Давида до византийского периода. Раскапывается все больше и большая территория города Давида.

Один из арабских жителей соседнего Силуана подает жалобу в суд на Эли Шукрона, что якобы копает прямо под его землей. Эли отвечает на суде, что он только расчищает, то что было выкопано царем Давидом. Против Давида иск не принимается.

Рони Райх и Эли Шукрон раскапывают настоящий бассейн Шилоах, который во времена 2-ого Храма служил для ритуального омовения и храмовых церемоний.

Они обнаружили улицу со ступенями, которая поднималась от бассейна к Храму и систему канализации под этой улицей.

Параллельно в 2005-ом возобновляются раскопки возле "ступенчатой кладки", обнаруженной еще Роберт Макалистером в 1923-ом году.

Эйлат Мазар утверждает, что нашла на вершине "ступенчатой кладки" не много, ни мало, а сам дворец царя Давида.Доказательством служит протоионическая капитель, найденная еще Кетлин Кеньон, копавшей здесь в 60-ых годах под иорданской властью; керамика 10 века до н.э.; монументальное сооружения с толстыми стенами щебенчатым полом в финикийском стиле ; а так же топография местности.Ведь где-то у Давида должен быть дворец, а это единственное место, где он может быть построен!

Дворец Давида или нет, но «Большое каменное строение» явно не просто домик. Для такого строительства нужен инженер, архитектор, иерархия, управление, короче сильная царская власть.И разрушено здание было в сильном пожаре в 6 веке до н.э.От пожара остался толстый слой пепла и в одной из комнат, вероятно в царском архиве найденны сотни целых печатей - буллот, которым запечатывали письма и документы.Надо сказать, что в качестве бумаги в Египте в это время использовали папирус. В Месопотамии использовали глиняные таблички. У нас не было ни того, ни другого. Поэтому в дело шла кожа животных. При пожаре кожа сгорает, остаются только сургучные печати.То, что найденные печати целые, говорит от том, что документы были не открыты и хранились в архиве.

На этих печатях еврейские имена периода 1-ого Храма.И среди этих имен, имя Иеухал сын Шаломияху и Гедалияху сын Пашхура. Министры последнего иудейского царя Цидкияху, которые советуют бросить пророка Иермияху в колодец.И еще одно, вроде ничем не примечательное имя - Азариаху бэн-Хилкиаху.Но ведь в родословной книжника Эзры значится : Эзра бэн-Серайа, бэн-Азариаху, бэн-Хилкиаху ... и далее еще 24 рода в знак уважения к большому человеку.Эйлат Мазар, когда получает разрешение раскопать в 2010-ом "северную хашмонейскую башню", вдруг выясняет , что это никакая и не хашмонейская, а лет так на 500 постарше.Ведь кладка выполнена в чисто персидском стиле 5 века до н.э., внизу найдена монета "пахват яад" ( 1-ая монета Иудеи), а так же кладбище собак - наиболее классический элемент персидской культуры.Итого - башня около стены периода Эзры и Нехамии!

Вот что пишет Танах в книге Нехамия о строительстве стен Иерусалима:А ночью встал я, и несколько человек со мною, и не сказал я никому о том, что Б-г мой положил мне на сердце сделать для Иерушалаима; и не было при мне (никакого) животного, лишь скотина, на которой я ехал. (13) И выехал я ночью через ворота Долины к Эйн Аттаним и к воротам Мусорным, и; осмотрел я крепостные стены Иерушалаима, что были разрушены, и ворота его, что сожжены огнем. (14) И прошел я к воротам Источника и к царскому водоему, но не было (там) места, чтобы пройти скотине, которая подо мной. (15) И поднялся я ночью по (руслу) реки, и осмотрел стену, и вернулся к воротам Долины, и возвратился (домой). (16) А правители (города) не знали, куда я ходил и что делал; ни Иудеям, ни священникам, ни знати, ни правителям, ни остальным исполнителям работ не сказал я ничего до той поры. (17) Но сказал я им: "Вы видите то бедствие, в котором мы находимся, – как разрушен Иерушалаим и ворота его сожжены огнем. Идемте же, отстроим стены Иерушалаима, и не будем впредь в унижении". ... И отстроили мы стену, и соединена была вся стена до половины (высоты ее), потому что в сердце у народа было (желание) работать.

Надо заметить, что законы Эзры и Нехамии выполняются иудеями и сейчас. Все законы, включая публичное чтение Торы по понедельникам, четвергам и субботам. Только сейчас в синагогах, а тогда с крепостной башни. Именно с этой крепостной башни!А "ступенчатая кладка" возле этой ныне отсутствовавшей башни Эзры и Нехамии, долгое время считалась канаанским строением 13-14 века до н.э. Во всяком случае так учили студентов в университетах.Пока в 2008-ом Джейн Кеир не опубликовала свой докторат, где основываясь еще на раскопках 70-ых годов, сделала сравнение керамики, найденной под ступенчатой кладкой с керамикой под "«Большим каменным строением».Оказалась, что и там и там, одинаковая керамика!Значит и "ступенчатая кладка" и "«Большое каменное строение» на ее вершине строились по одному проекту в одно время!Вообще все это напоминает большую каменную пирамиду, где искусственно покрыт наклонный склон горы. По версии Э. Мазар - для устойчивости верхнего монументального сооружения, являющегося дворцом царя Давида.Вот только есть проблема с датировкой керамики. То ли 10 век до н.э. ( тогда, да, все сходится, время Давида), то ли 11-12 век до н.э. ( упсс, время Евусеев).Сложности с датировкой связанны с тем, что культура евусеев мало известная и нет достаточно материалов для сравнения. Ни монет, ни надписей, ни визитной карточки царя Хирама или его рабочих тут не найдено.

В последние уже годы, начиная с 2006-ого, раскапываются укрепления вокруг родника Гихон. Это не просто стены, это неприступный форпост! Система защиты, позволяющая жителям иметь безопасный доступ к воде. Канаанская крепость с 7-ми метровой толщиной стенами из гигантских камней. И все это периода средней бронзы.

Залезть на такие стены, атаковать их, захватить просто не возможно.Неудивительно, что защищать такой город могут даже слепые и хромые:"И пошел царь и люди его на Йерушалаим против Йевусеев, жителей той страны; но они сказали Давиду так: ты не войдешь сюда, пока не уберешь слепых и хромых, – то есть: не войдет Давид сюда. Но взял Давид крепость Цийон: это – город Давида. И сказал Давид в тот день: всякий, кто побьет Йевусеев и доберется до трубопровода и до хромых и слепых, ненавистных душе Давида... Оттого и говорят: слепой и хромой не войдут в дом. И поселился Давид в этой крепости, и назвал ее городом Давида; и обстроил (ее) Давид кругом, от Милло и внутрь (города)."

Как же все-таки спецназ Давида смог завоевать город, что это за таинственный "цинор", переведенный как "трубопровод"?Когда Чарльз Уорен обнаружен свой знаменитый колодец - пир Уорена - то на многие дестялетия вопрос казалось бы, найден. Трубопровод, по которому можно зайти в город - это колодец Уорена.

Но вот ведь незадача. Во времена Давида вся система подхода к роднику была вырыта в верхнем, более мягком слое известняка. И к колодцу Уорна, являющимся карстовой скважиной в нижней и более твердой горной породе, просто не было тогда доступа.

Единственный тайный туннель, по которому можно было воинам Давида проникнуть в крепость, это всем известный ханаанский туннель. Сейчас он полностью сухой.Но ведь, до 8 века до н.э., пока не был прорублен туннель Хизкияху, направивший воды родника Гихон в бассейн Шилоах, вода из родника стекала по короткому акведуку прямо в кедронскую долину.

Сверху акведук был прикрыт камнями и таким образом замаскирован.Периметр "водопровода " был настолько не большим, что вода полностью его заполняла. И просто пройти по нему как сейчас нельзя было. Но можно было поднырнуть и проплыть!Конечно не легко, тем более против течения. Но реально!

Следующий вопрос, волнующий сердца исследователей - в какой крепости поселился Давид?И вот тут, внимание .... звон барабанов!..... Крепость, окружающая родник, возможно и есть та самая знамения крепость Цион и значит крепость Давида!!!Во всяком случае, Эли Шукрон в этом уверен.Потому как никаких других крепостей и даже стен обнаружено не было.А был ли вообще город? Или может только форпост, укрепленная цитадель над родником Гихон?! Настолько большая и крепкая, что почти как город. Здесь могло поместиться несколько сот человек. Но все таки не город. Не нашли тут ни дворцов, ни храмов, ни жилых домов.

И то, что Кетлин Кеньон принимала за городскую стену, является крепостью над родником.Вода из родника сначала наполняла высеченный в скале водоем, а потом стекала вниз, к Кедрону.С появлением в 8 веке до н.э. новой водной системы, ханаанский водоем выходит из употребления, так как вода сюда уже не поступает и место вообще теряет свое былое значение.

А значит, заполняется жилыми домами. Некоторые следы этих домов видны и сейчас. В раскопках найдены кухонная утварь и даже более 30 тысяч рыбных костей, свидетельствующих о разнообразном питании жителей дома.А когда налаживается водообеспечение города целой системой акведуков, эта часть Иерусалима вообще почти выходит за пределы муниципальных границ. И люди предпочитают селится на соседнем высоком холме, где свежий воздух.Со временем, может уже в конце периода 2-ого Храма, и уж точно в Византийкий период ханаанское названием Цион переходит к самой высокой точке Иерусалима - Сионской горе.

Но, то, что основа города, или даже цитадели – это конечно родник Гихон, обеспечивающий жителей питьевой пресной водой.Шилоах – это всего лишь «лишлоах» -«посылать». Вода Гихона, посланная к бассейну, стала Шилоахом.С греческим произношением получилось «Силоам». От сюда известная в христианской традиции силуамская купель, над которой во время Византии была построена церковь.А на арабском – «Силуан».И арабскую деревню, построенную в начале 20-ого века, после еврейского погрома и изгнания от туда Йеменской еврейской общины , сейчас называют именно так – Силуан.

Так вот раскопки в городе Давида продолжаются.И сейчас уже официально открыт проход от бассейнам Шилоах к археологическому парку Девидсон и раскопкам южной стены. Можно увидеть нижнюю, подземную часть Котеля и дотронуться до угла Храмовой Горы.

Дважды в год выходят новые отчеты о новых потрясающих находках и открытиях.Это и золотой колокольчик с одежды первосвященника, и инструмент строителей Храма, и «полшекеля» , и даже квитанция о совершении омовения в микве. Видимо такие квитанции служили доказательством ритуальной чистоты и пропуском на территорию самого Храма.

А вот об комнатах, найденных ниже по склону у родника, пока еще нигде не опубликовано.Эли привел нас туда и открыл замок на небольшом железном ящике. А в ящике – камень.Но не просто камень, а мацева. Эли уверен, что это именно мацева, т.е. древний жертвенник и алтарь одновременно.

Рядом очень странные конфигурации, высеченные в скале. И отверстия для привязывания мелкого скота. И канавка ( для стекания крови?) и выемка ( для возливания масла?).

Все эти непонятные комнаты очень чистые от черепков и другого археологического мусора, без следов пожара или разрушений, были засыпаны землей в 7 веке до н.э. Как будто похоронены.А ведь Ковчег Завета в Иерусалим принес именно Давид и пока Соломон не построил для него Храм, Ковчег находился где-то здесь.

И хотя более тысяч статуэток идолов было найдено в раскопках и все они периода первого храма, это тоже только доказывает правоту Танаха.Весь этот период библейские пророки ругали народ и взывали к исполнениям законов монотеизма. Теперь мы воочию видим, что они были правы.И археологические находки, как бы они не были порой невероятны и непонятны, становятся иллюстрацией для библейских рассказов, для Танаха и главное, для нашей истории, наших истоков.

Здесь, в городе Давида. В месте, где все начиналось!!!

arktal.livejournal.com

Камни основания Нового Иерусалима - Интересные статьи

Давайте обратимся к 21 главе Откровения. Вы заметите, как детально обрисованы камни. Обратите внимание, что угловым камнем наперсника является рубин (плоть). Когда мы обратимся к Откр.21, то обнаружим двенадцать камней в основании Нового Иерусалима. Порядок их изменен: некоторые исключены, другие добавлены. Это обусловлено определенными действиями детей Израиля, различными коленами. Мы не находим Дана среди камней Нового Иерусалима. Он был исключен и заменен Левием. В Откр.21 мы находим определенную перестановку углового камня. Нет рубина, но теперь появился яспис. Почему? Потому что Новый Иерусалим представляет картину бессмертия, исходящую от Бога с небес, как невеста, украшенная для ее мужа. Ибо это:

Евр.11:10 "город, имеющий основание, которого художник и строитель - Бог".

Итак, угловой камень возвращает к тому, о чем сказано Петром, когда он говорил, что, как мы живые камни, строим на этом краеугольном камне храм Богу (1Петр.2:5). Это тот камень основания, о котором сказано в Еф.2:20, на котором мы строим храм Богу. Конечно, нет ни у кого сомнений в том, что этим главным камнем является Иисус Христос. Он - камень спасения. Тот, от которого берет начало каждый камень крепости Яхве Израиля. Тот камень оторвался от горы без помощи рук, как сказано в Дан.2. Интересно, что он становится великой горой, и наполняет всю землю.

Может возникнуть вопрос: "Как это он растет?" А так же, как любой камень, который становится громадным зданием за счет присоединения к нему других. Мы те строительные камни, которые, будучи отформованы сегодня, далеки от места храма. Но, когда 1Фес.4 станет реальностью, что будет вскоре, "мертвые во Христе воскреснут первыми", тогда

1Кор.15:53,54 "этому смертному надлежит облечься в бессмертное, и это тленное облечется в нетленное, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою"

Так что же произойдет? Эти камни, эти живые камни, которые были отформованы в испытаниях (желтый цвет) и прежде были красными, а теперь став бессмертными, являются частью ясписа, будут частью бессмертного тела Христа. Они станут исполнением Ин.17, когда Христос сказал: "Да будут едино, как Мы едино" (Ин.17:22). Так вырастет великая гора, которая наполнит всю землю. Вот картина Нового Иерусалима.

Кто же краеугольный камень? Когда-то рубин (это факт), когда он был кость от кости и плоть от плоти нашей, но, пройдя точно тот же процесс семи цветов радуги, через который проходим и мы, он стал бессмертным. Он стал ясписом, и это та славная картина, которая представлена нам. Яспис - камень, к которому мы стремимся, но мы знаем также, что единственный путь, которым мы можем придти к тому совершенству, это путь по отмеченным ступеням семи цветов радуги. Это был финал, который было дозволено увидеть Иезекиилю, и который он описал в первой главе. Если мы будем внимательны, то заметим также продвижение цветов в Дан.10, где Даниил увидел окончательный образ совершенного человека, созданного на том главном краеугольном камне, который есть Иисус Христос.

Вот что еще интересно относительно цвета: если все основные (красный, желтый и голубой) и производные от этих цветов соединить, то получим белый свет, из которого они произошли. Так было в начале, когда Бог наблюдал Свое творение. Он не видел ничего кроме белого света. Он заметил это, и это было очень хорошо. Целью посылания Господа Иисуса Христа (вначале представленного рубином, а теперь ставшего ясписом), было создание состояния, при котором будет снова только белый свет. Как нам сказано, что, когда тот великий момент наступит, не потребуется ни солнечного, ни лунного, ни другого источника света, ибо слава Божия (белый свет) покроет землю, как воды покрывают море.

Вечная цель Бога станет реальностью, когда пустыня расцветет, как роза; когда Бог будет ВСЕ во ВСЕМ; когда цель Христа станет реальностью; когда грех будет преодолен. Нет больше красного, нет больше желтого, только голубой, только тот, который имеет отношение к Божественному белому свету, источнику каждого цвета в мире, как мы видим его сегодня.

Портал «Благословение Отца» (www.imbf.org)

www.imbf.org

Храм Гроба Господня в Иерусалиме: благодатный огонь, камень миропомазания

Храм Гроба Господня в Иерусалиме представляет главный символ православного мира и многие православные люди приезжают в качестве паломников посетить его. Это часть строений, которые были сооружены на месте гибели Спасителя. Здание расположено в старинной части Иерусалима и является резиденцией православной концессии. Здесь же происходит схождение Благословенного огня, а трансляция проводится по всему свету.

История собора

Первое святилище было построено матерью императора Константина Еленой, которой приснился сон. Господь обязал ее совершить посещение Иерусалима и дать для обзора всем людям святые места. На месте смерти были произведены первые открытия и обнаружены животворящий крест, пещера, табличка и четыре гвоздя. На этом месте позже возвели первый храм, который за время существования подвергался неоднократным разрушениям от захватов и пожаров.

В первом веке городом завладел персидский царь. Собор был разгромлен и разграблен. В 11 веке арабский халиф полностью уничтожил строение. После завоеваний крестоносцами в 12 веке святилище было восстановлено и оформлено в романском стиле.

Пожар в начале 19 века нанес серьезный урон, и в начале 20 века строение было укреплено стальными конструкциями и оформлено новыми фресками. Именно сейчас посетители могут наблюдать этот вид.

Управление храмом

Так сложилось исторически, что здание поделено между концессиями по договору 1852 года: армянской и греко-православной, сирийской и эфиопской, копской и римско-католической. Храмом руководит несколько концессией.

В управлении армянских христиан находится:

  • Собор Елены,
  • колоны Ротонды и южная ее сторона второго яруса,
  • капелла Вардана,
  • захоронение Иосифа Аримафейского,
  • престол жен-Мироносец,
  • придел трех Марий.

Католики управляют:

  • Престолом Магдалины,
  • капеллой Криста,
  • южной частью голгофы,
  • жертвенником гвоздей,
  • церковью воскрешения пресвятой Девы Марии,
  • северной стороной второго этажа Ротонды, францисканским монастырем.

Западная часть алтаря кувуклии принадлежит коптам, а храм четырех апостольных животных и собор Елены эфиопам. Сирийцы имеют право проводить воскресные и праздничные дни. Каждая концессия молится в отведенное для нее время. Руководит святыми реликвиями и кувуклией православная церковь Иерусалима.

Ключи от храма Гроба Господня уже несколько веков хранятся древней династией арабов Джуди, открывать ежедневно дано право семье Нусейба. Такая честь переходит по наследству по мужской линии.

Храмовый комплекс

Здание поделено на: храм Воскресения, храм на Голгофе и капеллу гроба Господня. Вход в святилище представляют две двери, одна из которых заложена кирпичом. Рядом у входа камень миропомазания в храме Гроба Господнем, на котором намазывали тело Спасителя перед захоронением.

С левой стороны можно увидеть колону Благословенного огня, которая раскололась от молнии во время праздника Великой субботы. В это день вспыхнула ссора, кто первыми будут проводить службу православные или армянские христиане.

С правой стороны двери находится место захоронение Филиппа д’Обинье – рыцаря, который путешествовал вместе с Фридрихом II в Иерусалим в 13 веке. О ссорах между концессиями свидетельствует деревянная лестница, которая была установлена у окна армянской части для быстрого входа на верхние ярусы.

С левой стороны Ротонды округлое помещение со сводом, через который пробивается солнце, а накануне Пасхи проникает благодатный огонь в храм Гроба Господня. На своде 12 лучей символизируют 12 апостолов.

В ротонде находится кувуклия храма Гроба Господня, которая поделена на две половины гроб и предел ангела. Гроб — это маленькая пещера, где хранилось мертвое тело Спасителя.

Само снисхождение совершается в капелле, после этого через окно раздают благословенное пламя людям зажечь свои свечки в пучке, их 33 штуки – количество лет жизни Христа.

На Голгофу идут тринадцать ступеней, здесь находились три креста, но сейчас они имеют лишь очертания окружности. Серебряное очертание, где казнили Христа, два других черные и раньше  предназначались для казни бандитов и разбойников. В скалистой поверхности трещина, считают, что она свидетельство последнего дыхания Спасителя.

В центральной части храмовой экспозиции стоит прикованная каменная ваза «пуп земли». По легенде здесь Господь создал Адама.

На стенках храма Гроба Господня иконы Христа и Пресвятой Девы Марии с малышом. Святилище оформлено мозаичными картинами ангелов, херувимов, архангелов Михаила и Гавриила, Иоанна Крестителя.

Как добраться 

Чтобы посетить собор необходимо добраться до старой части, пройти с улицы Сук Хан аз-Зейт, свернуть на Сук аль-Даббага. Адрес: 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem.Собор открыт для паломников с 05.00 до 20.00. Больше всего посетителей в праздничные дни. При посещении святилища, как и одежда в православной церкви, должна быть скромной, без лишних украшений, коротких юбок, брюк, шортов, одежды с глубоким декольте, женщины в головном уборе. Разрешается также делать фото.

Ночная литургия в храме Гроба Господнем проводится каждую ночь, но открытым он бывает по ночам перед воскресеньем, большими праздниками. Начинают литургию с 24:00 до 03.00 православные, затем — армяне, дальше копты и католики.

Так же можно подавать записки в храме Гроба Господнем об успокоении души умерших родственников.

Господь всегда с Вами!

Отчеты о поездках и благотворительности: 

Поездка в школу-интернат для детей с нарушением речевого аппарата 01.10.2017

  • Православные монастыри, соборы и церкви

ikona-i-molitva.info

Иерусалимский храм

Место, где встречаются эпохи

Знаменитый Иерусалимский храм неоднократно упоминается в Священном Писании, однако немногие знают о том, насколько важным было это место для людей Ветхого Завета. Это не просто один из храмов того времени, а единственная в своем роде еврейская святыня. Построенный царем Соломоном по завету с Богом, он стал средоточием всей духовной жизни евреев, здесь в виде облака пребывала слава Господня. И только здесь евреи могли совершать важнейшие обряды. Здесь же происходили важнейшие события библейской истории. Именно поэтому разрушение Храма в первом веке нашей эры стало настоящей катастрофой для людей Ветхого Завета, а для христиан - ярким символом и свидетельством наступления Завета Нового.

Так какова же история и значение этого уникального сооружения, и как оно было устроено?

Площадь на Храмовой горе называется по арабски Аль-Храм Аль-Шариф, что означает "почтенный двор". Она имеет неправильнуб трапециевидную форму. Протяженность западной стены составляет 491 метр, восточной 462 м, северной-310 м и южной - 281 м. Эта большая площадь с севера отделена канавой, вырытой на холме Везефа, с юга - холмом Офель, с востока - долиной Кедро и с запада - долиной Тиропеон. Она возвышается на 740 м над уровнем моря. На Храмовую гору ведут восемь ворот, одни из них - Золотые ворота - сейчас замуованы. Выйти из нее можно любыми воротами, но войти - будучи мусульманином - только одними, Мавританскими (Муграби), названными так в честь мусульманских паломников из стран Северной Африки. Главный раввинат запрещает иудеям входить на Хамовую гору - по галахическим соображениям (невозможность совершить в наше время очистительные обряды). 

 

 Уцелевшая малая часть террасы Храмовой горы - сейчас Стена плача, место поклонения иудеев.

ХРАМ ДО ХРИСТА 

История и легенды соревновались между собой, чтобы сделать это место святым и необычным. Согласно еврейской традиции жертвенник Авраама является камнем мироздания, с которого началось сотворение мира и на котором держится мир. Бог, создавая мир, создал этот камень (на иврите Эвен ха-Штия) в качестве основы, которая поддерживает Вселенную. Начало Иерусалима также относится к моменту сотворения мира: Всевышний кинул камень в море хаоса, и с этого момента начал существовать мир. Создавая мир, Бог сказал: «Да будет свет» - и первый луч упал на это место. На этом месте был создан первый человек, Адам, и здесь принес первую жертву Богу Ной после потопа.

 Еще более фантастическими являются мусульманские предания. Этот камень связан с небом специальными воротами, через которые Бог посылает ежедневно в Иерусалим 70 ангелов для пения Аллилуйя. Молитва паломника, молящегося на этом месте, стоит больше, чем если бы он молился на небесах. Паломник, молящийся здесь, получает награду, равную награде тысячи мучеников. Для мусульман это третья по значимости святыня после Мекки и Медины.

 Мусульманская традиция говорит, что сюда прибыл пророк Мухаммед из Мекки, прежде чем начать свой путь на небеса для разговора с Богом и передачи на землю обязательных законов ислама. Темной ночью, когда Мухаммед спал около Каабы (священного камня в Мекке), его разбудил Архангел Гавриил (по-арабски Джибрил) и посадил на белого коня с женским лицом и огромными крыльями. Мухаммед перенёсся из Мекки в Иерусалим так быстро, что не успела вылиться вода из опрокинутого сосуда. За необыкновенную быстроту этого коня назвали аль-Бурак (молния). И когда они стали подниматься с горы, скала стала тоже подниматься под ногами пророка. Архангел Гавриил остановил ее, оставив на ней след своей руки.

Ворота, через которые спаситель воешел в Иерусалим, не сохранились, но и те, что в Средние века были построены на их месте, ныне замурованы. Городская стена здесь  совпадала со стеной храма. Поэтому, войдя в город через эти ворота, Господь вошел не просто в сам Иерусалим, но непосредственно на территорию Иерусалимского храма. Христианская традиция, в согласии с еврейской, утверждает, что в этом месте патриарх Авраам, будучи испытываем Богом, зажег костер, чтобы принести в жертву Богу своего сына Исаака. Когда он поднял нож над его шеей, ангел, посланный Богом, остановил его руку.

Площадь на Храмовой горе называется по-арабски Аль-Харам Аль-Шариф, что означает «почтенный двор». Она имеет неправильную трапециевидную форму. Протяженность западной стены составляет 491 метр, восточной - 462 м, северной - 310 м и южной - 281 м. Эта большая площадь с севера отделена канавой, вырытой на холме Везефа, с юга - холмом Oфель, с востока  - долиной Кедрон и с запада - долиной Тиропеон. Она возвышается на 740 м над уровнем моря. На Храмовую гору ведут восемь ворот, одни из них - Золотые Ворота - сейчас замурованы. Выйти из нее можно любыми воротами, но войти - не будучи мусульманином - только одними, Мавританскими (Муграби), названными так в честь мусульманских паломников из стран Северной Африки. Главный раввинат запрещает иудеям входить на Храмовую гору - по галахическим соображениям (невозможность совершить в наше время очистительные обряды).

Жертва эта прообразовала будущее Распятие и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа: «На третий день Авраам возвел очи свои и увидел это место» (Быт 22:1-19).

Во времена царя Давида это место являлось собственностью иевусея Орны (Арауна), который на вершине горы устроил себе место для молотьбы зерна. Царь Давид в конце своего правления из гордости приказал провести перепись народа, в результате чего постигло страну наказание Божие в виде эпидемии. На этом месте увидел царь ангела с мечом, поднятым над Иерусалимом, чтобы опустошить его.

Господь прогоняет менял (в храме ходили свои деньги) и продавцов жертвенных животных из храма со словами: "Дом Мой домом молитвы наречется" (Мф 21:12-13) В молитве, умоляя Господа, сказал Давид: «вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы что сделали?» Тогда по указанию пророка Гада Давид отправился к Орне, купил у него гумно и построил жертвенник, чтобы умилостивить Бога и отвратить моровую язву (2 Цар 24:18-25; 1 Пар 21).

С тех пор царь Давид хотел построить храм на этом месте, но честь эта выпала его сыну Соломону.

Выбор гумна Орны для воздвижения ветхозаветного храма говорит о том, что обожженное солнцем место труда человеческого, где он приобретает честный хлеб для себя и своей семьи, имеет в глазах Бога больше благоволения, чем самые красивые в мире места, не освященные трудом рук человеческих. Всякий раз, когда потом приносились сюда первые снопы, собранные с полей, согласно заповедям Моисея, оживал в глазах первоначальный образ этой горы и гумно Орны.

Царь Соломон начал строить храм в четвертый год своего царствования (962 год до Р. Х.). Строительство длилось семь лет. Для него Соломон нанял финикийских мастеров, поэтому своим внешним видом Иерусалимский храм напоминал финикийские храмы.

Тетрадрахма времен разрушения Иерусалима с изображением фасада храма. Найдена во время раскопок. По одной из версий, тетрадрахма равнялась серебренику. 30 серебреников получил Иуда от Синдериона за предательсво Христа. В Святилище стоял Семисвечник (Менора), по обеим сторонам которого располагались еще по пять золотых семисвечников. Они горели постоянно и освещали Храм и днем, и ночью, а огонь зажигался в них исключительно от огня из костра на жертвеннике, как и все другие огни на территории Храма. В случае угасания огня на жертвеннике его нужно было возжигать особым образом. Один из светильников Семисвечника, называемый западным, зажигался только раз в год.  Семисвечник в библейской традиции, а также в современном  иудаизме, является символом Божественного света. Эта традиция, видимо, послужила основой для так называемого «Чина благодатного огня (света)» у Гроба Господня в Великую Субботу в Иерусалиме, так как Гроб Спасителя символизирует жертвенник, где было положено обескровленное  тело Христа, как и требовалось от пасхального агнца. Согласно православной традиции, вынос Святого Огня (Света) символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Христа. В древней церкви было распространено мнение, что освящение Храма Гроба Господня и ветхозаветного храма Соломона произошло в одно и то же время, т. е. в еврейский праздник Кущей, а совпадение дат воспринималось как один из знаков преемственности.

Между святилищем и Святая Святых находилась завеса из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона (тонкого льна) с изображениями львов и херувимов. Считается, что именно эта завеса разорвалась в момент смерти Христа на Голгофе: Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу... (Мф 27:51).

После освящения Храма царем Соломоном Слава Божия присутствовала в Святая Святых в виде облака. Только Первосвященник имел право один раз в год, в День Очищения (Йом Кипур), войти внутрь.

Вавилонский царь Навухо­доносор полностью разрушил Храм Соломона в 586 году до Р. Х. При этом пророк Иезекииль видел, как «слава Иеговы» в виде облака покидает Иерусалим: И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города... (Иез 11:23). Это была гора Елеонская, с которой впоследствии вознесся на небо Иисус Христос.

Семьдесят лет спустя персидский царь Кир издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм, но второй храм уступал первому по величию и красоте. А главное, Святая Святых оставалось пустым, Божественное присутствие в виде облака покинуло его. Также навсегда был утрачен хранившийся до того в Храме Ковчег Завета со Скрижалями, содержавшими заповеди, которые Моисей некогда получил на Синайской горе.

В 167 году до Р. Х. Храм был осквернен селевкидским правителем Антиохом Эпифаном IV, который установил на его територии статую Зевса. Это событие стало причиной восстания Маккавеев, которые заново освятили Храм и установили в память об этом событии праздник Ханука (освящение).

Сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи, служивший при царском дворце, устроив переворот, воцарился и основал новую династию, уничтожив прежде всех потомков Маккавеев. Его звали Ирод. Происходил он из тех самых идумеев (потомки Исава), которых Маккавеи насильственно обратили в иудаизм.

Крепость Антония. Возможно, именно сюда Пилат перенес по причине Пасхи Иерусалимскую Преторию. Именно в ней происходил суд Пилата над Христом. В 19 году до Р. Х. царь Ирод, чтобы добиться уважения народа и прикрыть перед евреями склонность к греческой языческой культуре, а также свои многочисленные преступления, предпринял масштабную реконструкцию Храма. Для этой грандиозной работы было нанято десять тысяч рабочих, и тысяча священников обучалась строительному мастерству, чтобы мирские люди не имели доступа к священным помещениям. Храм получился необыкновенно красивым. В него вело пять ворот (по другим источникам двенадцать). Великолепная галерея украшала его с четырех сторон, включая знаменитый Королевский портик и так называемый портик Соломона.

Юго-восточный угол этого портика, часто называемый «вершиной храма», тянулся вдоль южной стены Храма и находился на самом краю глубокой долины Кедрон, на высоте около 180 метров. Здесь происходило описанное в Евангелии одно из искушений Христа: Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф 4:5-7).

С этого угла был также сброшен и побит камнями во время проповеди в 62 году, Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалима.

Вид города за стенами храма. На противоположном углу храмовой площади находилась знаменитая крепость Антония, которая использовалась римлянами главным образом как наблюдательная точка, откуда удобно было контролировать поведение богомольцев в Храме, особенно по случаю больших праздников. Здесь апостол Павел после посещения Храма избежал смерти от фанатически настроенных иудеев, объявив себя гражданином Рима (Деян 21-22).

Еврейский историк Иосиф Флавий пишет также, что с высокой террасы Храма можно было увидеть пространство от Средиземного до Мертвого моря. Храм Ирода был построен с использованием элементов греко-римской архитектуры, его величественность впечатляла и апостолов: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! (Мк 13:1).

Ветхозаветный храм кипел жизнью. Сегодня лишь при помощи воображения можно представить себе его будничный день.

Вот левиты*, совершив обряд очищения, спешат к своим обязанностям, а книжники и фарисеи**, усевшись под колоннами, спорят о законе и ищут аргументы, как бы опровергнуть утверждения саддукеев. Священники и знатоки Писаний, ожидая открытия заседания Синедриона***, соревнуются в точнейшем истолковании закона. Пришедший из поля земледелец с первыми снопами пшеницы встречается здесь с городским аристократом, который ведет на веревке трехлетнего тельца башанского, а набожный, но ревнивый муж тащит с собой свою легкомысленную жену, подозреваемую в измене, чтобы горькими водами испытать ее верность. Под высоким портиком двора язычников народ увлеченно беседует с новоявленным пророком...

Звуки торговли, пламенных споров, песнопений и частной молитвы мешаются здесь со звуками труб, криками убиваемых животных и с треском пламени на костре жертвенника. 

 

ХРИСТОС В ХРАМЕ

Для нас, христиан, самыми ценными являются картины храма, запечатленные на страницах Евангелия. Здесь происходило введение во Храм Пресвятой Богородицы, здесь пророк Захария во время служения получил весть от Ангела о том, что его престарелая жена родит ему сына, будущего Иоанна Крестителя, который будет велик пред Господом (Лк 1:15).

Сюда был на 40-й день после рождения принесен Богомладенец Иисус и встречен старцем Симеоном и пророчицей Анной (Лк 2:22-38). В память об этом событии был установлен христианский праздник - Сретение Господне. Здесь нашли Его родители, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их так, что все дивились разуму и ответам Его, здесь же на крыле храма Он был искушаем от сатаны (Лк 4:9-12). Отсюда выгнал всех продающих и покупающих и опрокинул скамьи меновщиков и скамьи продающих голубей, сказав, что дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников (Ис 56:7; Иер 7:11).

 Здесь Христос не осудил блудницы, предложив первому бросить камень тому, который никогда не согрешил (Ин 8:2-11). К этому храму совершил свой славный Вход в Иерусалим, когда народ кричал: Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! (Мф 21:9). Сюда вернул Иуда тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, сказав: согрешил я, предав кровь невинную (Мф 27:3).

Также Христос предсказал своим ученикам грядущее разрушение Храма: Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено (Мф 24:1-2).

Жертвенник всесожжения находился во внутреннем дворе храма. Он был сложен из неотесанных камней, которых не коснулось железо. Во время избиения Иродом младенцев, когда Елизавета с маленьким Иоанном Крестителем скрывалась в пустыне, Захарию, служившего в храме, стали допрашивать, где его сын. Он отказался отвечать, и его убили "между жертвенником и алтарем". Это ужасное пророчество исполнилось в 70 году нашей эры. Иерусалим был полностью разрушен, а храм сожжен римской армией во время осады Иерусалима сыном императора Веспасиана, Титом. От этого некогда величественного сооружения остались лишь развалины, ставшие для народа израильского знамением суда Божьего.

Этот день в истории Израиля стал символом всех несчастий, страданий и народных бедствий.

В Талмуде говорится, что за 40 лет до разрушения храма, построенного Иродом, ветхозаветные жертвоприношения потеряли свою силу: «зa сорок лет до разрушения храма жребий (козлов) не выпал на правую сторону; красная лента не побелела; западный свет перестал гореть; двери святилища (ворота храма) открылись сами по себе...» (Йома 39б).

В первом отрывке жребий и верёвка являются частью обряда Дня Очищения (Йом Кипура). Этот ветхозаветный праздник по толкованию святых отцов является прообразом искупительной жертвы Христа и Его второго пришествия.

Открывающаяся сама по себе дверь возвращает нас к завесе, разорвавшейся на две части во время смерти Христа на горе Голгофе. Последовавшее в момент смерти Христа землетрясение, видимо, стало прямой причиной открытия ворот храма, для открытия которых, по сообщению Иосифа Флавия, требовалось двадцать священников. В тот же самый момент видимо разорвалась на две части и церковная завеса (Мф 27:51).

Камень Основания - скала на Храмовой горе, над которой располагаласось Святая Святых Иерусалимского храма. На Камне Основания стоял Ковчег Завета. По преданию иудеев, именно с него Господь начал Сотворение мира. Сейчас над ним возвышается знаменитый мусульманский Купол Скалы. Открытое противостояние между уверовавшими во Христа евреями и остальной частью еврейского народа, видимо, не позволило связать эту дату с Распятием. Но нет до сих пор никакого другого исторического события, объясняющего эти обстоятельства.

Слова Спасителя Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф 23:38; Лк 13:35), по толкованию Евфимия Зигабена, «Дом ваш», т. е. храм, оставляется пустым, так как в нем не обитает больше благодать Божия.

В Священном Писании храм (Хейхал) часто называется Домом Божьим (бейт означает дом) или Домом Господа (1 Езд 1:4; Иер 28:5; Пс 91:14; 134:2). В Новом Завете храм тоже называется Домом Божьим (Мф 12:4) или «Домом отца моего» (Лк 2:49; Ин 2:6; Мф 21:13).

 

ХРАМ ПОСЛЕ ХРИСТА

Долгое время храмовая площадь находилась в руинах и запустении. В 130 году император Адриан построил на развалинах Иерусалима римскую колонию под названием Элия Капитолина, а на храмовой площади - языческое святилище в честь Юпитера Капитолийского, что стало непосредственной причиной восстания Бар-Кохбы в 132 году.

Восстание было подавлено, и Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещен.

Притвор, Святая и Святая Святых. Входить в Святая Святых разрешалось только первосвященнику и только раз в году. Первосвященник окроплял помещение кровью жертвенных животных и воскуревал благовония перед Ковчегом Завета. В это время он произносил имя Бога, и это было единственным моментом, когда имя Божье называлось вслух.

Однажды, когда череда служить была у Первосвященника Захарии, и он был у Святая Святых, ему явился ангел ипообещал, что у Захарии роддится сын, будущий пророк Иоанн Предтеча. В Ковчеге Завета хранились каменные Скрижали завета с Десятью заповедями, сосуд с манной и посох Аарона. «По сей день неверным рабам запрещается входить в Иерусалим, ибо они убили слуг Бога и даже Сына Его. Им дозволено приходить в город лишь для того, чтобы оплакать его, и за деньги покупают они себе право оплакать разрушение своего города», - писал в IV веке блаженный Иероним.

В 363 году император Юлиан Отступник пытался восстановить храм Бога Израиля, чтобы опровергнуть пророчество Иисуса относительно разрушения Храма (Лк 21:6), но, как пишут историки, землетрясение, бури и огонь, вырывавшийся из-под земли, прервали начатую постройку, а вскоре наступившая смерть Юлиана положила конец всем его планам.

С тех пор священная площадь была заброшена, а в византийский период стала даже складом мусора.

Храмовая гора снова стала местом поклонения и молитвы после захвата Палестины арабами в 638 году. Халиф Омар построил здесь первую деревянную мечеть, а омейядский халиф Абд аль-Малик в 661 году заменил ее каменным Куполом Скалы, который стоит здесь до сегодняшнего дня. В южной части Храмовой площади в 705 году халиф аль-Валид построил мечеть Аль-Акса, что означает «мечеть отдаленная». Согласно мусульманской традиции, с этим местом связано ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесение на небо - одно из важнейших событий в исламском учении.

После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 году мечети на Храмовой горе были превращены в церкви: Купол Скалы стал Храмом Господа (Темплюм Домини), а Аль- Акса - храмом Святого Соломона (Темплюм Соломонис).

В 1187 году, после поражения крестоносцев в битве на горе Хиттим, Иерусалим был завоеван войсками Саладина (Салах ад-Дина).

В ходе взятия города несколько мусульманских воинов взобралось на вершину Купола Скалы, где стоял золотой крест. В этот момент, как передают арабские и христианские хроники, битва была прервана и глаза всех смотрели в одну точку, крест на куполе. Когда мусульманскими воинами крест был сброшен на землю, тогда по всему Иерусалиму разнесся такой крик, что земля задрожала. Мусульмане кричали от радости, христиане от ужаса. С тех пор над горой Мориа доминирует неизменно мусульманский полумесяц.

От ветхозаветного храма сохранился только фрагмент стены, окружающей Храмовую гору, которая уцелела после штурма римских легионеров в 70 году. Эту стену обычно называют Стеной плача (Котель ха-Маарави), или Западной стеной. В действительности эта стена является не частью ветхозаветного храма, а только частью подпорной стены. После разрушения храма она стала самым святым местом иудаизма. 9 Ава (начало августа) в Израиле является днем национального траура. У Стены плача собираются иудеи, для того чтобы оплакивать разрушение храма. Читаются особые молитвы, книга пророка Иеремии и книга Плач Иеремии: Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше. Наследие наше перешло к чужим, домы наши - к иноплеменным; <...> Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их (Плач 5:1-2, 7).

В древней христианской церкви десятое воскресенье после Троицы было днем памяти о разрушении Иерусалима. Сегодня эта традиция уже забыта.

В иллюстациях использованы фотографии Анны Гурской

http://www.foma.ru/ierusalimskij-xram.html

ruskline.ru

Кружево иерусалимских камней | Просто VILGRAF

Летними вечерами погода в Иерусалиме меняется. Жар, от которого птицы прячутся в тень, перегреваются моторы машин и мучительно потеют одетые в черное ортодоксальные евреи, сменяется ветром, сухим и прохладным. Солнце убегает на запад, садясь и затухая в волнах Средиземного моря. И источают томный жар в вечернюю темноту желтые, золотистые и розовые иерусалимские камни, из которых сложено все в городе – от древнейших иевусейских стен в долине Иосафата до современных домов района Рамат-Рахель, от Стены Плача до базарной лавочки, от забора до мостовой и лестницы, убегающей по склону холма среди домов. Разными оттенками золота сияет в это время город, и каменная плоть его источает накопленное тепло. И кажется в эти моменты, что живет Иерусалим своей, особенной, отличной от нашей, жизнью, и дома его сами вырастают из под земли.

Камень, называемый в народе «иерусалимским», является ничем иным как обычным известняком. Эта распространенная скальная порода, состоящая из карбоната кальция, известна как удобный строительный материал, как камень, который вода точит легко и неравномерно, образуя в нем пещеры, как источник окаменелых раковин.

Дверные проемы и углы облицованы блоками “мутба”, само здание облицовано “тальтиш”

В Иерусалиме есть несколько разновидностей известняка. Наиболее твердый из них, желто-золотистый, арабы называют «Мизи аль-Яхуд» или «Мизи аль-Ахмар» – «Еврейский» или «Ослиный» камень, так как он, наиболее прочный из всех разновидностей известняка в нашем районе, обрабатывается с наибольшим трудом. Упрямство этого камня, тем не менее, сослужило ему хорошую службу – именно из него возводили в Иерусалиме наиболее прочные здания, наиболее важные постройки. Там, где «еврейского камня» не хватало, использовали его более мягкий аналог с восточных склонов иудейских гор, дешевый и легкий в обработке. Арабские строители предпочитали третью разновидность иерусалимского камня, так называемый «малик» – царский камень, мягкий и удобный для обработки и твердеющий на воздухе, либо «Мизи Хилу» («Красивый» или «Сладкий» камень), белый и блестящий на солнце известняк, добываемый в районе Бейт-Лехема.

Особо красив красноватый «еврейский камень», которого много в тех же иудейских горах рядом с Бейт-Лехемом. Кроме строительных работ, он идет на поделки и украшения. Красные прожилки в бело-розовом теле камня делают его фактуру живой, под разными углами оттенок красного цвета меняется.

Долговечность и прочность каменной иерусалимской истории уникальна. Высочайшего мастерства достигло искусство обработки камня во времена Второго Храма (V в. До н.э – I  в. Н.э), когда еврейские каменотесы обрабатывали каменные глыбы чудовищного размера и веса. Из этих исполинских блоков построена охватывающая Храмовую Гору опорная стена, частью которой является Стена Плача. Часть еврейских «иродианских» блоков (с более грубо обработанной «рамкой» и аккуратно вытесанной центральной частью») можно встретить сегодня и в стенах Иерусалима (построенных турками в XVI веке), и в руинах дворцов и домов, построенных в византийский и раннеарабский период, и в развалинах построек крестоносцев. Строительный материал, вырубленный из долговечного иерусалимского известняка, переходил из эпохи в эпоху. Вышеупомянутая иерусалимская стена является великолепным примером использования блоков разных эпох – от иудейских, римских и византийских до раннеарабских и турецких.

Арабы переняли у византийцев умение работать с иерусалимским камнем. Поэтому в Иерусалиме приняты арабские названия строительного материала и способа его обработки. Так различают следующие способы обработки облицовочного материала:

  1. Тильяни – просто грубые и необработанные камни разных форм. По-видимому, происходит от слова «Италия», искаженного арабами до малой узнаваемости. Этот тип облицовки чаще всего можно встретить в опорных стенах по сторонам улиц.
  2. Тубзе – прямоугольный каменный блок с грубо обработанной поверхностью. Такими блоками облицовывали дома до 70-ых годов прошлого века.
  3. Тальтиш – прямоугольный блок, поверхность которого обработана молотком и зубилом так, что остаются многочисленные следы зубила в виде запятых и клиньев.
  4. Мусэймсам – похож на тальтиш, но зубило берется особое, с тремя-четырьмя зазубринами, узор получается более ровный и приятный.
  5. Мусэймсам Тафджир или просто Тафджир – удары зазубренным зубилом наносятся с разных углов, поэтому узор более прихотлив.
  6. Мутба – ровная поверхность четырехугольного блока обрабатывается ударами специального молотка с зазубринами, подобного тем, которыми отбивают мясо для шницелей. У каждого молотка 16 или 32 зуба («грубый» или «нежный» тип обработки). Блоки такого типа идут на облицовку дверных косяков и оконных проемов.

Те же арабы – а они любят упрощать работу насколько это возможно – стремятся выдавать за иерусалимский камень еще две породы известняка, которые не имеют той крепости и золотистого оттенка, хотя сами по себе являются достаточно добротным материалом. Это «хеврони» – известняк из окрестностей Хеврона и камень из Бир-Зейт, что к северу от Иерусалима.

Верхние левые камни – пример обработки “тубзе”

Облицовка иерусалимских домов камнем стала обязательной благодаря первому английскому губернатору города, принявшему бразды правления в 1918 году, сэру Роналду Сторсу. Он дал добро на план генерального развития Иерусалима, созданный известным архитектором того времени Вильямом Маклином. Строс – интеллектуал, знаток истории искусств и музыки Вагнера, антисемит и проарабски настроенный английский чиновник, лишь подтвердил древнюю иерусалимскую традицию строительства из местного камня. Надо отдать ему должное – благодаря этому Иерусалим сегодня выглядит достаточно внушительно.

В 1948 году, после разделения города на две части, основная масса каменотесов-арабов и крупные каменоломни в районе Бейт-Лехема остались на иорданской территории. И тогда евреи придумали выход, позволивший им соблюдать градостроительный план. Облицовочный иерусалимский камень начали делать из бетона, который заливали в формы с фактурой, напоминающей блок, обработанный по способу «тальтиш». Такими бетонными «камнями» облицованы несколько домов на улице Гиллель, построенных в 50-е годы прошлого века, отдельные дома в старых районах города Бейт А-Керем и Рехавия. После воссоединения Иерусалима в 1967 году проблема облицовочного материала потеряла свою актуальность. Тем не менее, архитекторы продолжали экспериментировать с иерусалимским камнем, введя более простой вид облицовки – «эвен несура», пиленный камень, с ровной поверхностью. С годами выяснились все недостатки этого материала. На нем легко появлялись лишайники, его поверхность легче покрывалась копотью от выхлопных газов, да и выглядел он уныло. И до сих пор в центре Иерусалима есть несколько десятков домов, где пиленный камень облицовывает фасады. Коренные горожане их не любят – и в этом они правы.

А камень, который сегодня добывают в каменоломнях на севере и востоке города, продолжает покрывать прочной кожей стены, лестницы и дома Города. И каждым летним вечером, когда становится немного прохладно, можно прислониться к нему и согреться впитанным за день теплом.

Like this:

Like Loading...

Related

vilgraf.co

Камни Иерусалима | Сайт Галины Подольской

Автор оригинала: Галина Подольская

ГОРОД МИРА

 

Камень – противоположность песку и пыли, символ прочности и надежности бытия. В нем – примирение с самим собою и основа созидания.

Человечество сложило немало легенд о камне: во всем мире где-нибудь кто-нибудь и когда-нибудь непременно «окаменел». Но сейчас это ровным счетом ничего не значит, потому что независимо от легендарной ауры камней, есть наш «Бейт-Эль» – Иерусалим. И камнинашего города – говорящие камни времени… Рука архитектора подарила им динамику художественного движения – музыку формы.

 

Город мира засыпает,

Эха улочек слышны...

И столетия пронзает

Архитектор старины.

Минареты и соборы

Древней музыкой манят –

«Каменеющей» для взоров –

Примиряющей в камнях.

Эта музыка застывшая,

Как божественный концерт

С базиликами охрипшими

От седых пророчеств лет.

Сон навязчиво-простой –

Город мира золотой.

 

 

 

КОРАЛЛОВЫЙ ЗВЕРИНЕЦ

 

Человечество всегда тяготело к идолопоклонничеству. При этом предметом культа нередко становились камни – греческий омфалос, Черный камень в Пессине, метеорит Кааба в Мекке.

Видно, есть в камнях нечто притягательное, какая-то тайна. Ею не владеешь (она – тайна), но без нее уже не можешь жить, ибо за ней – прикосновение к неведомому миру, который ты сам для себя выбрал или придумал…

Бог знает, на каком «блошином рынке» я купила фигурки зверей из белого камня, привезенные, по утверждению продававшего их индуса, с острова в Индийском океане. Они никак не вписывались в интерьер советской квартиры, поэтому всегда лежали в моей сумке с прочим ненужным хламом. Но выбросить их – не поднималась рука. Так я и привезла их в Израиль и почему-то даже нашла им видное место в своем новом жилище. Теперь мой «коралловый зверинец», мирно расположился на комоде. И вот однажды я вдруг почувствовала, что «каменные зверята», словно сами собою, стали «младшими братьями» белого камня Иерусалима – города, с которым я связала свою судьбу.

 

Есть в океане Индийском остров –

Белых кораллов и черных камней.

Здесь изумрудные волны у плеса

Рвутся, смеются и катят ко мне.

Здесь под водой расцветают кораллы:

Белые розы пучины морской

Можешь сорвать, но до огненно-алой

Ты не дотянешься алчной рукой.

Сколки кораллов, как нежность-небрежность,

Выплеснет прочь индианка-волна.

И ты увидишь зверят белоснежных,

Что станут греться на смуглых камнях.

Вот медвежонок с пористой спинкой,

Белый слоненок, и белый щенок,

Белый жирафик, белая свинка

И... белогривый единорог.

Что ж, «городские» открою вам дали:

Призрачно-белый Иерусалим –

Радости город и город печали –

Тот, что надеждой и верой храним.

Здесь поселю вас на Бен-Иегуда,

«Чудо-зверинец» индийских кровей,

Младшие братья белого чуда –

Иерушалаима – «камня камней».

Камень его белолоб, белоснежен,

Как танахический древний герой,

Он и возвышен, он и мятежен,

И за меньших своих братьев – горой.

Здесь ничего вам бояться не надо,

Даже беспечных еврейских ребят.

Кумушки-звери, белые чада,

Вас защитит бело-облачный град.

 

ПРАДЕТСТВО

 

Иерусалим – гармония противоположностей, соединение несоединимого, когда, казалось бы, точек соприкосновения в принципе нет. В благородстве его камня совместились сознательное и бессознательное, словно мужское и женское начала.

 

А за окошком – снова муадзин,

И птичьи голоса сквозь сон стучатся

И почему-то разорвать боятся

Мираж, в котором только ты один –

Иерусалим! Не будь ничьей виною!

Не ты ль эпохи в здания слагал

И из руин неверья поднимал,

Безмолвьем камня – Западной Стеною?

И в тех моленьях я была с тобой,

И крылья голубиные растила,

Чтоб улететь в Небесный город твой,

Чей отсвет в твоем камне полюбила,

Иерусалим, мой каменный Давид,

Молчит, молчит, молчит…

 

Но – вопреки каменному молчанию – «Бейт-Эль» остается прадетством иудаизма, в котором продолжают жить наши предки, освободившиеся от страстей и желаний.

 

Они глядят на нас с портретов

Сквозь серо-бурый сердолик,

Сквозь халцедоновые лета

Семитский сохранив язык,

Премудрости священных книг

И мир, что ломок, как тростник...

Прадеды и прабабки наши –

Весь мир в сардониксовой чаше.

 

 

Так в Иудее называли сердоликовую чашу, привезенную евреями из Греции. Они верили, что в солнечных прожилках сардоникса – то, что умиротворяет душу…

 

 

В том камне – тайна Иерусалима –

Непогрешима…

Однако гармоническая неторопливость вечности не помешала человечеству однажды усомниться в мудрости камня. Может ли молчаливое красноречие соперничать с бренным языком? И вот иудеи начали делать каллиграфические надписи, словно пытаясь обрести примирение с собою.

 

Открыта каллиграфии страница…

Сияет огнедышащий гранат –

Пылает –

И Закон еврейский длится,

И обрезанья праведный обряд,

И строй высокий «Музыки Этерна»,

Что очищает от неверной скверны.

Мы живы –

Коль Закон еврейский длится...

Живей живых мы стали во сто крат…

Пылает каллиграфии страница

И на талите – огненный гранат.

 

ИСЦЕЛЕНИЕ

 

Иерусалимский камень – краеугольный в судьбе человечества.

 

Камень – вечность и сновидение,

Камень – прочность и изменение,

Камень твой, Иерусалим.

Камень – тело, прикосновение,

Камень – дух, и камень – моление,

Камень твой, он не опалим.

Камень – смерть, отдохновение.

Камень – жизнь, смятенье, сомнение,

Очищение от проказ.

Камень – музыка, ритм, движение,

Вулканическое извержение,

Камень – стоп: исцеление нас…

 

 

 

 

 

Э П И Л О Г

 Неожиданнокакая-то пылинка попала мне в глаз. По привычке я начала «шарить» в сумке в поисках носового платка. И вдруг мои пальцы наткнулись на кораллового единорожка, видимо, отчаянно желавшего остаться моим камушком-талисманом даже в столице Иерусалимского камня. Я ощутила гладкое «каменное тельце» и инстинктивно улыбнулась, словно приветствуя своего маленького друга. Пылинка выпала.

– Что бы я делала без тебя, малыш? Ты и впрямь мой целитель!

 

Спят серебряные улицы.

Словно отпрыски весны,

Не волнуются, не хмурятся.

Окна глаз ясны, как сны.

Дышит мой Иерусалим,

Палевый – от света лунного, –

И бессмертен и раним,

В ритме камня вечно юного.

И единорожек тоже спит...

И секрет синагог.

Ты всегда – в облаках,

Где единственный Бог…

Каббалистика зрит

В глубине твоих глаз.

И, как солнце, горит

Камня фас и анфас…

Невесомый на вес!

Ты паришь до небес!

Цфат - город Воздуха…

galinapodolsky.com


Смотрите также