Художественная резьба по камню (китайская) №2. Художественный камень


Художественные изделия из камня

Художественные изделия с резьбой по камню классифицируют по:

  • их назначению - утилитарные изделия (предметы туалета, принадлежности для курения), декоративные и сувениры,
  • используемому материалу - изделия из твердых, средней твердости и мягких камней,
  • способу резьбы по камню - с объемной резьбой и с гравировкой,
  • и по тематике - изделия, отображающие труд и быт людей, животный мир, памятники старины и т. д.

В России также различают изделия уральских, алтайских, нижегородских, архангельских, краснодарских, иркутских, красноярских мастеров, и камнерезное искусство других регионов.

В интернет-магазинах продаются изделия разных регионов и из разных камней - можно встретить как классические изделия (бусы из круглых камней и т.п.), так и современные авторские украшения из самоцветов, в которых даже не очень дорогие камни полностью раскрывают свою красоту - такие украшения по-настоящему прекрасны.

Уральские изделия из камня

Камнерезное искусство на Урале развилось с первой половины 18 века. Вторая половина 18 – начало 19 века известны усиленным дворцовым строительством, когда камень стал нужен как никогда раньше. Мастера Екатеринбургской гранильной фабрики, основанной в 1726 году, выполняют по государственному заказу из малахита, яшмы, лазурита и других пород твердого камня самые разнообразные изделия для украшения фасадов и внутренних помещений дворцов, вазы различных форм, размеров, расцветок, чаши, пресс-папье, торшеры с накладками из драгоценных и полудрагоценных камней, и другие изделия.

Начало декоративной обработки мягких пород камня на Урале относится к середине 19 века. Недалеку от реки Ирень были открыты залежи белого гипсового камня и селенита. Благодаря декоративным свойствам и мягкости гипсовый поделочный камень стал основным материалом для художественных поделок - знаменитые фигурки слоников из селенита уже тогда пользовались большим спросом.

Мастера вручную вытачивали несложные изделия: рамки для фотографий, пепельницы, лоточки в виде башмачка и другие небольшие изделия.

Во второй половине 19 века происходит сокращение камнерезного производства, потому что в связи с отменой крепостного права предприятия лишились даровой рабочей силы. Некоторые крупные камнерезные предприятия закрылись. Изготовлегие художественных изделий с резьбой по камню продолжали небольшие частные кустарные промыслы и мастера-одиночки.

С возрождением промыслов в камнерезном производстве произошло разделение труда: добычей и обработкой твердого камня стала в основном заниматься государственная промышленность для нужд строительства и т.п., а мягкого камня – предприятия художественных промыслов.

Одним из лучших предприятий, выпускающих художественные камнерезные изделия, является фабрика "Русские самоцветы" Екатеринбурга. Камнерезы используют селенит, белый ангидрит, цветной камень. Техника изготовления заключается в токарной обработке, рельефной резьбе и гравировании.

Изделия отличаются обобщенностью и условностью форм и тонким умением использовать определенную технику для выявления природных свойств и расцветки камней, настоящим художественный чутьём. Например, декорирование поверхности камня в изделиях небольшими порезками создает игру светотени.

В тематике преобладают изображения животных, рыб, фигур людей. Многие изделия сделаны по сказочным мотивам и преданиям.

Сегодня даже в современных изделиях сказываются старинные формы и орнаменты, которые получают новое звучание.

На некоторых предприятиях художественных изделий производят камнерезные работы из гипсового камня, кварцита и талькохлорита, максимально используя фактуру и окраску камня, применяя неглубокую орнаментальную порезку. Часто для отделки  камня (в статуэтках и других изделиях) используют металл. Отделка из металла очень красиво оттеняет гладкую полированную поверхность пёстрого по рисунку цветного камня.

Работа уральских камнерезов - каменные ягоды.

Для некоторых изделий (особенно это касается украшений и каменной мозаики) сочетают в одном изделии различные камни.

Материалом обычно служат камни твёрдых пород – орлец и яшма различных расцветок. Из этих и других камней делают вазы, шкатулки, ювелирные украшения из серебра с вставками из уральских поделочных камней.

Ювелирно-гранильные предприятия изготовляют из различных драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней (бриллиантов, изумрудов, сапфиров, аметистов, аквамаринов, бирюзы, малахита, лазурита, яшмы, нефрита и других), из синтетических камней с золотом и серебром делают ювелирные украшения: броши, кольца, медальоны, браслеты, бусы... Эти украшения продаются как в магазинчиках при фабриках, так и в разных интернет-магазинах.

Некоторые из украшений изготовлены комбинацией металла с камнем. Например, ажурные металлические звенья браслета чередуются со вставками камня: в брошах – лента с зернью или накладной филигранью и вставками из цветного камня. Отличительной особенностью изделий является строгость и простота геометризованных форм и ритмическое повторение орнамента филигранного рисунка.

Художественные изделия из камня Алтайского края

Производство художественных изделий из камня в Алтайском крае возникло в конце 18 века. В 1786 году была основана первая шлифовальная фабрика – мельница для резки и обработки камня.

Колывановская императорская шлифовальная фабрика была открыта чуть позднее, в начале 19 века. Она выпускала чаши огромных размеров, парадные блюда, столешницы и другие изделия для царских цворцов. Изготовлялись заготовки для Петергофской гранильной фабрики.

Производство же мелких изделий декоративного характера и утилитарных вещей относится к концу 19 – началу 20 века.

Сейчас используют:

  • твердые камни: серый и белый гранит, ревневскую зеленоволокнитую и сургутную яшму, нефрит,
  • камни средней твердости – серо-фиолетовые порфиры, воскресенский, ороктайский мрамор, желто-розовый кварц,
  • а также мягкие камни, например белорецкие кварциты и т.д.

На фабрике делают различные украшения, вставки в ювелирные изделия, шкатулки, вазочки, памятные медали и самые разные каменные сувениры. Многие изделия богато орнаментированы.

Одна из современных фабрик - ООО Камнерезы Алтая.

Архангельские художественные изделия из камня

Архангельский завод камнерезных изделий был основан сравнительно недавно, в 1952 году. Материалом служат местные породы твердого и мягкого камня. Из твердых поделочных камней архангельские мастера применяют агат различных оттенков, из мягких – белый ангидрит, талькохлорит темно-зеленых оттенков, а также различных цветов и оттенков светлый гипс.

Мастера также обрабатывают серпентин, своеобразно используя эффекты черно-зеленой полированной и светлой шероховатой поверхности камня. Техника изготовления состоит в токарной обработке, объемной и рельефной резьбе, гравировке камня.

Для архангельских изделий характерна в основном северная тематика: ненцы, их труд и быт, а также северные исторические памятники (Соловецкий монастырь и другие).

Изделия нижегородских камнерезови мастеров других регионов России

Нижегородские мастера вырабатывают изделия в основном изселенита, кальцита, гипсового камня, применяя токарную обработку, объемую и рельефную резьбу, гравировку.

Здесь мы видим бытовые предметы, фигурки животных, декоративные изделия, подарочные каменные изделия и т.п. Многие мастера используют гипсовый камень от бело-розового до темно-бурого цвета, кальцит от светло-желтого до темно-коричневых тонов, серозеленый талькохлорит.

Резьбой по камню интересуются школьники. Раньше секреты профессии передавались от отца к сыну. Работа почти ювелирная. Фигурку может испортить даже излишний профессионализм.

На юге России мастера изготовляют различные изделия из твердых пород местного камня, таких как орлец, кавказский агат.

Заметное место в работе мастеров занимают декоративные вазы из белого и розового камня самых разнообразных форм.

www.treeland.ru

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ |  Читать онлайн, без регистрации

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ

Художественные изделия с резьбой по камню классифицируют по назначению, материалу, способу резьбы и тематике.

По назначению камнерезные изделия делят на утилитарные изделия (предметы туалета, принадлежности для курения), декоративные и сувениры.

По материалу различают изделия из твердых, средней твердости и мягких камней.

По способу обработки и резьбы художественные камнерезные изделия подраздеются на изделия с объемной резьбой и с гравировкой.

По тематике они делятся на изделия, отображающие труд и быт людей, животный мир, памятники старины и т. д.

В России различают изделия уральских, алтайских, нижегородских, архангельских, краснодарских, иркутских, красноярских и других регионов.

Уральские изделия. Камнерезное искусство на Урале развилось в первой половине XVIII века. Вторая половина XVIII – начало XIX века характеризуется усиленным дворцовым строительством. В это время мастера Екатеринбургской гранильной фабрики, основанной в 1726 году, выполняют из малахита, яшмы, лазурита и других пород твердого камня разнообразные изделия для украшения фасадов и внутренних помещений дворцов, вазы различных форм, размеров, расцветок, чаши, пресс-папье, торшеры с накладками из драгоценных и полудрагоценных камней.

Начало декоративной обработки мягких пород камня на Урале относится к середине XIX века. Неподалеку от реки Ирень были открыты залежи белого гипсового камня и селенита. Благодаря декоративным свойствам и мягкости гипсовый поделочный камень стал основным материалом для художественных поделок.

Мастера вручную вытачивали несложные изделия: рамки для фотографий, пепельницы, лоточки в виде башмачка и др. Образцами для них в основном служили деревянные резные работы. Воспроизводимые в камне формы деревянной скульптуры видоизменялись применительно к материалу.

Во второй половине XIX века происходит сокращение камнерезного производства, так как в связи с отменой крепостного права предприятия лишились даровой рабочей силы. Некоторые крупные камнерезные предприятия закрылись. Изготовлегие художественных изделий с резьбой по камню продолжают отдельные частные промыслы и мастера-одиночки.

С возрождением промыслов в камнерезном производстве произошло разделение: добычей и обработкой твердого камня стала в основном заниматься государственная промышленность, мягкого – предприятия художественных промыслов.

Одним из лучших предприятий, выпускающих художественные камнерезные изделия является "Русские самоцветы" из Екатеринбурга.

Для производства художественных изделий с резьбой по камню мастера камнерезы используют селенит, белый ангидрит, цветной рисунчатый камень.

Техника изготовления камнерезных изделий заключается в токарной обработке, рельефной резьбе и гравировании.

Изделия мастеров и художников отличаются обобщенностью и условностью форм, а также тонким умением использовать определенную технику для выявления природных свойств и расцветки камней. Так, например, декорирование поверхности изделий небольшими порезками создает игру светотени. В тематике изделий преобладают изображения животных, рыб, фигур людей. Многие изделия сделаны по сказочным мотивам и преданий.

Мастера изготовляют письменные приборы из камней разных цветов и оттенков, пудреницы, туалетные коробочки, светильники, миниатюрную скульптуру.

В современном творчестве мастеров, продолжающих традиции уральских камнерезов, заметно сказываются старинные формы и орнаменты, которые получают новое звучание.

На некоторых предприятиях художественных изделий производят камнерезные работы из гипсового камня, кварцита и талькохлорита, стараясь максимально использовать фактуру и окраску камня, применяя неглубокую орнаментальную порезку. Часто для отделки мастера используют металл. Отделка из металла красиво оттеняет гладкую полированную поверхность пестрого по рисунку камня.

Для некоторых изделий характерно сочетание в одном изделии различных камней.

Здесь прослеживается традиция старых уральских мастеров, широко использовавших мозаичное искусство. Многие такие изделия отличаются поэтичностью образов и статичностью форм.

Для многих предприятий, таких как, например, "Русские самоцветы" материалом для изделий служат камни твердых пород – орлец и яшма различных расцветок. Из этих и иных материалов изготовляют вазы, шкатулки, ювелирные украшения из серебра с вставками из уральских поделочных камней.

Ювелирно-гранильные предприятия изготовляют из различных драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней (бриллиантов, изумрудов, сапфиров, аметистов, аквамаринов, бирюзы, малахита, лазурита, яшмы, нефрита и других), из синтетических камней с дополнениями из золота и серебра изготовляют различные ювелирные украшения: броши, кольца, медальоны, браслеты и др. Некоторые из них изготовлены комбинацией металла и камней. Например, ажурные звенья браслета чередуются со вставками камня: в брошах – это лента с зернью или накладной филигранью и вставками из камня. Отличительной особенностью изделий является строгость и простота геометризованных форм и ритмическое повторение орнамента филигранного рисунка.

Художественные изделия Алтайского края.

Производство художественных изделий из камня в Алтайском крае возникло в конце XVIII века. В 1786 году была основана первая шлифовальная фабрика – мельница.

Колывановская императорская шлифовальная фабрика была открыта позднее, в начале XIX века. Она выпускала чаши огромных размеров, парадные блюда, столешницы и другие изделия для украшения царских цворцов. Кроме того, изготовлялись заготовки для Петергофской гранильной фабрики. Производство мелких изделий декоративного характера и утилитарных вещей относится к концу XIX – началу XX века.

В настоящее время для производства художественных изделий из камня используют твердые камни, например, серый и белый гранит, ревневскую зеленоволокнитую и сургутную яшму, нефрит, камни средней твердости – серо-фиолетовые порфиры, воскресенский, ороктайский мрамор, желто-розовый кварц, а также мягкие камни, например белорецкие кварциты и др. Из них изготовляют различные украшения, вставки в ювелирные изделия, шкатулки, вазочки, памятные медали и сувениры различных размеров.

Многие художественные изделия из камня богато орнаментированы.

Архангельские художественные изделия. Архангельский завод камнерезных изделий был основан в 1952 году. Материалом для изделий служат местные породы твердого и мягкого камня. Из твердых поделочных камнй архангельские мастера применяют агат различных оттенков, из мягких – белый ангидрит, талькохлорит темно-зеленых оттенков, а также различных цветов и оттенков светлый гипс.

Кроме изделий из перечисленных материалов, мастера обрабатывают серпентин, своеобразно используя эффекты черно-зеленой полированной и светлой шероховатой поверхности камня. Техника изготовления состоит в токарной обработке, объемной и рельефной резьбе, гравировке.

Для архангельских изделий характерна северная тематика: ненцы, их труд, быт, исторические памятники (Соловецкий монастырь и др.).

Изделия нижегородских и иных мастеров российских регионов.

Нижегородские мастера вырабатывают изделия из селенита, кальцита, гипсового камня, применяя токарную обработку, объемую и рельефную резьбу, гравировку.

Мастера-камнерезы изготовляют художественно и технически качественные изделия. Это бытовые предметы, фигурки животных, декоративные изделия, подарочные изделия и др. Многие мастера используют гипсовый камень от бело-розового до темно-бурого цвета, кальцит от светло-желтого до темно-коричневых тонов, серозеленый талькохлорит.

На юге России мастера изготовляют различные изделия из твердых пород камня, таких как орлец, кавказский агат. Художники и мастера работают над умением выявить рисунок и цвет камня, придать изделиям выразительность и особую декоративность. Большое место в работе мастеров занимают декоративные вазы из белого и розового камня самых разнообразных форм.

velib.com

Художественная обработка камня | Джаз Стоун

Художественная обработка камня

21.12.2015

Известно, что в древности, когда многие материалы были недоступны, камень играл важную роль в жизни людей. Из него изготавливались различные орудия труда, охоты и быта. Тогда обработка камня была достаточно примитивной: камень, как правило, обрабатывался другим камнем вручную. Хотя внешний вид каменных инструментов был не самым лучшим, но они прекрасно справлялись со своими задачами и значительно облегчали жизнь людей.

Древние люди заметили, что каждый камень имеет свою твердость. Тогда начали появляться и первые произведения искусства, а именно — наскальные рисунки. Некоторые камни позволяли откалывать от стен скалы кусочки и создавать рельефные изображения, а некоторые только окрашивали поверхность. Чуть позже, когда техника обработки камня усовершенствовалась, из него начали изготавливать предметы, которые применялись в обрядах.

Умение работать с камнем передавалось от одного поколения к другому, с каждым разом оно усовершенствовалось и становилось более популярным, появлялось все больше скульпторов. Особенно в этом деле преуспели древнегреческие мастера, которые сумели внести огромный вклад в развитие этого искусства и техники обработки природного камня. Наибольшей популярностью среди мастеров пользовался мрамор. Именно из него был сделан известный во всем мире храм богини Афины — Парфенон, который уже долгие годы радует людей. Нельзя не отметить и великого мастера Микеланджело, чьи работы с камнем поражают и по сегодняшний день. Но не только мрамор стал популярен среди мастеров по работе с камнем. Стоит так же вспомнить и такие величественные творения как египетский Сфинкс, который был высечен из целой скалы, огромные статуи Будды, которые разбросаны по многим уголкам Азии.

Художественная работа с камнем в России

Популяризация обработки природного камня не обошла стороной и Россию, в которой уже в 18 веке начали появляться так называемые камнерезные фабрики. Основными местами дислокации этих фабрик стали Алтай и Урал, где, собственно, и добывался камень. Некоторые из них можно посетить и сегодня, но они уже не функционируют.

В этот же период в царской России стали популярны и различные декоративные изделия из камня. В основном это были подсвечники и вазы. Некоторые вазы достигали огромных размеров (более метра в высоту и два метра в диаметре). Материалами для изготовления декоративных каменных предметов служили малахит, нефрит, яшма и другие полудрагоценные камни. Конечно, позволить себе такую роскошь могли далеко не все, поэтому особой популярностью предметы и украшения из камня пользовались у знати.

До начала 19 века обработка камня была очень тяжелым делом. Для того чтобы отделить нужный по размеру кусок, использовались специальные пилы. Во время распила камня под лезвие пилы сыпали абразив, который позволял ускорить этот процесс. Этот же абразив использовался и для шлифовки поверхности камня. Мелкие частицы камня и абразив смешивали с водой. Полученной смесью шлифовали камень, а для того, чтобы его поверхность блестела, использовали так называемую куклу, которая представляла собой войлочную подушку.

Так как процесс работы с камнем в это время был очень тяжелым и занимал огромное количество времени, многие мастера начали искать решение, которое бы позволило упростить работу. В решение этого вопроса огромный вклад внес Никита Бахарев — мастер по работе с камнем из Урала. Он самостоятельно придумал и сконструировал механизм, который позволял частично автоматизировать процесс работы с камнем. Его изобретением заинтересовались и другие мастера, и достаточно быстро этот механизм был установлен на многих фабриках. Чуть позже помощник и ученик Никиты Бахарева — Василий Каковин модернизировал этот механизм, и ручной труд, используемый для распила и сверления камня, значительно облегчился.

Обработка натурального камня сегодня

Сегодня техника работы с природным камнем кардинально изменилась и усовершенствовалась. Все камнеобрабатывающие заводы оснащены современным оборудованием, которое практически полностью исключает необходимость использования ручного труда. Исключения составляют лишь те случаи, когда для создания изделия требуются особые приемы, которые техника не может выполнять.

Фактура изделия из камня играет важную роль. Она помогает выделить всю красоту изделия. Выбор фактуры во многом зависит от того для чего будет использоваться изделие, в каких условиях, но немаловажную роль играет и порода камня. К примеру, граниту идет практически любой тип поверхности, а вот таким породам, как нефрит, оникс и мрамор, больше подходит полированная поверхность. В некоторых случаях имеет смысл создание нескольких типов фактуры на одном изделии. Фактура важна не только при изготовлении различных предметов интерьера из камня, но и при производстве декоративных отделочных материалов. Каждый вид фактурной обработки камня позволяет получить свой тип поверхности:

  • Полированная поверхность — абсолютно гладкая поверхность и отличается выраженным зеркальным блеском.
  • Гладкая матовая поверхность. По своему характеру похожа на полированную, но, в отличие от нее, не имеет зеркального блеска. На ощупь можно определить рисунок камня.
  • Шлифованная поверхность — ровная поверхность, но имеет небольшие равные по высоте выступы не более 0,5 мм.
  • Пиленая поверхность не подвергается какой либо обработке после машинной распиловки. Неровности такой поверхности могут достигать 2 мм.
  • Точеная поверхность — равномерно шероховатая структура с максимальной высотой неровности 5 мм.
  • Колотая поверхность — неравномерная поверхность с впадинами и выступами, которые могут достигать 20 см.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

jazzstone.ru

Товарный словарь | К | Камнерезные изделия

     Камнерезные художественные изделия — изделия из поделочного камня, предназначенные для украшения жилого и общественного интерьера. (Изделия из драгоценных камней относятся к группе ювелирных изделий). Подразделяются на декоративные изделия, служащие только для целей украшения, и на утилитарно-декоративные, которые наряду с декоративным имеют и служебное назначение, являются бытовыми предметами.

 

 

     К декоративным относятся вазы, панно из камня, настольная скульптура; к утилитарно-декоративным: письменные приборы, бокалы для карандашей, пепельницы, туалетные вазочки, шкатулки различного назначения, настольные лампы, торшеры и т. п. В общественном интерьере камнерезные художественные изделия выставляются на специальных подставках — консолях или в застеклённых витринах и стендах. В бытовой обстановке применяются в качестве настольных украшений и декоративных предметов, дополняющих убранство письменного стола, туалетного столика, застеклённой полки книжного шкафа или полки для книг. Поделочные камни, служащие для изготовления камнерезных художественных изделий, подразделяются па твёрдые, средней твёрдости (полутвёрдые) и мягкие.

 

 

     Изделия из твёрдого и полутвёрдого камня отличаются от изделий из мягкого камня не только большей твёрдостью и прочностью, но и технологией обработки, характером оформления, ассортиментом. По шкале твёрдости твёрдые поделочные камни имеют твердости от 5,5 до 7, поверхность их нельзя поцарапать ножом. Камни средней твёрдости имеют твердость 3,5—4 и легко царапаются ножом. Мягкие камни имеют твёрдость 1,5—2,5, легко царапаются ногтем и режутся ножом.

 

 

 

 

     К группе твёрдых поделочных камней относятся: орлец (родонит), яшмы, халцедон (агат), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, амазонский камень, кварцит, белоречит.

 

     К группе камней средней твёрдости относятся мрамор, порфир, оникс, мраморовидные известняки. Особенно широкое применение в изготовлении камнерезных художественных изделий имеет мрамор.

 

     К группе мягких камней относятся гипсовый камень, селенит, серпентин, кальцит, тальк, янтарь.

 

 

 

     Изготовление камнерезных художественных изделий из твёрдого и полутвёрдого камня известно со времен глубокой древности. В древнем Китае и древней Индии особенно ценился нефрит, считавшийся вечным и священным камнем, из него изготовлялась мелкая скульптура, туалетные принадлежности: вазочки, чашечки, шкатулки, печати, перстни, браслеты, оправы для вееров и т. п. В древнем Египте, Мессопотамии, Персии родилось искусство глиптики, искусство изготовления геммрезных выпуклых (камей) и углублённых (инталио) рельефов из агата и других твёрдых камней. Позднее это искусство перешло в Грецию, а затем в средние века и в новое время было возрождено в Италии и во Франции. Славную страницу в историю камнерезного искусства вписали русские мастера-камнерезы XVIII—XIX веков. Ими изготовлялись декоративные вазы из цветного камня разных пород (орлеца, белоречита, малахита, лазурита и яшмы), начиная от колоссальных ваз и чаш диаметром до 3 м и кончая миниатюрными туалетными вазочками и чашечками с почти прозрачными стенками. Создание подобных каменных ваз было сопряжено с огромной затратой труда, поскольку приходилось оббивать, отшлифовывать и резать твёрдый камень почти целиком вручную. В СССР твёрдый камень обрабатывался механическим путём на государственных камнеобрабатывающих заводах.

 

 

     Технология обработки твёрдого камня состоит из следующих этапов: сортировка сырья, распиловка, сверловка (ощипка), подбивка, шлифовка. полировка. Камень сортируется по окраске и рисунку; существенными показателями качества, на которые обращают внимание при сортировке, являются однородность и отсутствие трещин. Распиловка твёрдого камня производится на механических дисковых пилах или на алмазном резном станке, где между обрабатываемым камнем и рабочей поверхностью пилы из мягкого железа помещается алмаз, которым натравливается железная пила. Сверловка, резание и разнообразная механическая обработка твёрдого камня производятся на сверлильных и фрезерных станках стальными и медными фрезами. Подгонка требуемой формы (подбивка) производится на подбивочном станке с вращающимся карборундовым кругом. Шлифовка и полировка осуществляется на шлифовально-полировальных станках; в качестве стачивающего и шлифующего материала применяются наждак и карборунд, в качестве полировального материала — крокус, танердэ, трепел. Изделия из твёрдого и полутвердого камня чаще всего бывают очень несложными по форме, потому что ровная, гладкая, дополнительно ничем не украшенная поверхность хорошо отполированного изделия из твердого камня сама по себе производит большое художественное впечатление. При полировке отчетливо выявляется природный узор камня, явственно проступают тонкие цветовые переходы, становятся видны тёмные и светлые прожилки и кристаллические включения, образующие все вместе причудливые, никогда не повторяющиеся фантастические узоры.

 

 

     Обычными широко распространенными изделиями из твёрдого камня являются всякого рода шкатулки, ларцы, коробочки, вазы, чернильные приборы, полуфабрикат для ювелирной промышленности. Большие подарочные ларцы (изготовляемые сериями по нескольку штук) обычно оправляют в серебро, а ларцы и шкатулки средних и мелких размеров обрамляют тонкими поясками из позолоченной бронзы. В советствкий период шкатулки и ларцы выпускал Ленинградский завод № 2 треста «Русские самоцветы» и Свердловский завод № 10. На заводе № 10 изготовлялись ларцы из всемирно знаменитой тёмно-красной, так называемой сургучной, и пёстрой «ситцевой» яшм Орского месторождения (Урал). Круглые (цилиндрические) туалетные коробочки диаметром от 50 до 95 мм делали из яшмы разных сортов и расцветок, чаще всего из калканской. Маленькие коробочки часто украшали только тонким металлическим пояском, проходящим по линии соединения верхней и нижней частей коробочки. Коробочки большего размера часто имели на крышке рельефные украшения в виде кисти ягод: смородины, малины, ежевики или клубники.

 

 

     Среди уральских мастеров-камнерезов еще с прошлого столетия живёт, передаваясь от дедов внукам, мастерство виртуозной имитации спелых, сочных, точно сейчас только сорванных ягод и свежих ярко-зелёных листьев, путём подбора подходящих по цвету и оттенку кусочков цветного камня. Чёрную смородину обычно делают из агата, клубнику — из сургучной яшмы, листья — из малахита или змеевика, корешки — из тёмно-розового орлеца и т. д. Это тонкая, кропотливая работа, требующая большого терпения и вкуса.

 

     Настольные вазы из твёрдого камня бывают с подставками и без подставок высотой до 25 см. Ленинградский з-д № 2 треста «Русские самоцветы» выпускал настольные вазы из тёмной серо-зелёной калканской яшмы с филигранными обрамлениями и штампованными металлическими накладками. Накладки часто украшались изображением видов архитектурных и скульптурных памятников Ленинграда. Такие вазы приобретались в качестве сувениров. Небольшие чашечки, которые могли служить туалетными вазочками на дамском туалетном столике, делались также из калканской яшмы и из светлого полупрозрачного кварцита.

 

 

 

 

Камнерезные художественные изделия

 

 

 

 

 

 

     Различные письменные приборы, начиная от огромных уникальных приборов выставочного и подарочного характера, выполняемых в одном экземпляре, и кончая изящными небольшими приборами с одной чернильницей, укреплённой на овальном поддоне изготовляли заводы треста «Русские самоцветы». Приборы украшались металлическими обрамлениями, рельефными накладками и др. Выпускались также специальные письменные приборы для авторучек, состоящие из небольшой каменной пластины произвольных очертаний с подставкой-держалкой для авторучки посередине. Полуфабрикат для ювелирной промышленности — бусины, бляшки, пластинки, служащие для изготовления брошей, заколок, пудрениц, портсигаров, обложек для блокнотов и записных книжек изготовляли главным образом на Колыванском заводе (на Алтае). Некоторые виды камнерезных художественных изделий из твёрдого камня украшались мозаикой или инкрустацией по камню. Мозаика бывала двух видов: флорентийская и русская. Техника так называемой флорентийской мозаики состоит в том, что кусочки цветного камня подбираются по рисунку художника, склеиваются и скрепляются на цементной подкладке, составляя вместе яркую красочную картину. Флорентийская мозаика издавна применялась для изготовления верхних досок столов — столешниц. Такая мозаика применялась при изготовлении больших декоративных настенных панно или карт. Техника русской мозаики, изобретённая русскими мастерами, заключается в том, что изделие изготовляется из сравнительно недорогого мягкого камня (например, мрамора) и затем оклеивается поверх тонкими пластинками редкого и дорогого камня (малахита или лазурита). Пластинки подбираются одна к другой так, чтобы природный узор камня не был нарушен. При этом создается впечатление, что изделие является монолитным, выточенным из целого куска. В наше время при изготовлении крупных ларцов и шкатулок часто применяется способ оклейки металлического каркаса изделия тонкими пластинками каменной фанеры. Готовый ларец производит впечатление целиком выточенного из орлеца или лазурита.

 

     Традиционным видом камнерезных художественных изделий из уральских твёрдых камней является горка из самоцветов. Она представляет собой декоративное сооружение в виде миниатюрной горки, в которой представлены самые разнообразные виды драгоценных и поделочных камней, встречающихся в природе. Эти камни собраны как своеобразная коллекция. Они представлены в необработанном, отшлифованном или ограненном виде. Некоторые камни даются отдельными кристаллами, другие сростками кристаллов и друзами. Горка в некоторой мере имитирует природные условия залегания камней. Набор образцов крепится на цементном основании. Наиболее распространённые размеры горки 15—40 см в высоту. Горки самоцветов предназначаются для музеев, выставок, школьных минералогических кабинетов, а также служат украшением письменных столов. Горки показывают многообразие и богатство месторождений цветного камня в СССР и отражают искусство композиции камнерезов.

 

     Массовое изготовление камнерезных художественных изделий из мягкого камня в России началось в 80-х гг. XIX века. Декоративные вещи из мягкого камня занимают значительное место. Обработка мягкого камня очень проста. Он легко распиливается поперечной или циркульной пилой, а вырезка художественных изделий осуществляется вручную при помощи стамесок, рашпилей и других несложных инструментов. Красочный и легко поддающийся обработке мягкий камень более всего пригоден для изготовления скульптуры малых форм и мелких бытовых, преимущественно настольных предметов: пепельниц, пудрениц, солонок, вазочек, коробочек и т. п. Небольшие изделия чаше всего целиком вырезаются на токарном станке, а затем дополнительно украшаются вручную орнаментальной порезкой. Скульптура вырезается вручную после предварительной обточки камня на токарном станке. Готовые изделия шлифуются и полируются при помощи высушенных и специально обработанных стеблей хвоща. Художественная убедительность, красота каменных скульптур зависит от удачного подбора наиболее подходящего по текстуре и расцветке камня. Из селенита, с его слоистым строением, шелковистой фактурой и как бы светящейся медово-жёлтой золотистой просвечивающей поверхностью получаются очень красивые изящные золотые рыбки; хорошо выглядят селенитовые лисята и белочки. Серовато-коричневый кальцит с неясновыраженными тёмными полосами служит для воспроизведения медведей, собак, воробьев. Неожиданная и разнообразная окраска гипсового камня различных месторождений, варьирующаяся от самой нежной — чисто-белой, желтовато белой, розоватой с тончайшими золотистыми или голубоватыми прожилками до тёмно-серой, пятнистой, почти чёрной, а иногда зеленоватой или голубоватой, делает возможным создание настольных скульптур на самые различные сюжеты. Выразительность и декоративность камнерезной скульптуры обусловливается чёткостью и выразительностью силуэта. В настольной скульптуре должно быть соблюдено основное условие декоративности: силуэт животного, птицы или человека должен быть ясным, чётким и хорошо смотреться на расстоянии. Каменные скульптуры с человеческими фигурами выполняются только из однотонного светлого камня без пятен и прожилок. Шкатулки и коробочки из мягкого камня обычно украшаются орнаментальной порезкой, рельефом или ажуром на крышке и на боковых поверхностях. Поскольку свет проникает в толщу мягкого камня на значительную глубину, рельеф должен быть тем резче и орнаментальная порезка тем глубже, чем прозрачнее поверхность камня. С наибольшей полнотой текстура и природная красота мягкого камня выявляются в изделиях на токарной основе; вазочка или чашечка выглядят тем привлекательнее и декоративнее, чем красивее по структуре и расцветке сам камень, из которого они выточены. В некоторых камнерезных художественных изделиях сочетают камень разного сорта, цвета и текстуры. Этот приём повышает декоративность изделия. Так, например, прозрачная золотая рыбка из селенита удачно украшает крышку пудреницы из светлого гипсового камня. Традиционное для камнерезного искусства сочетание камня с металлом широко применяется и в мягком камне. Декоративные бытовые изделия из гипсового камня, кальцита и селенита (туалетные коробочки, туалетные приборы, вазочки, украшенные простыми гладкими металлическими поясками из латуни или оксидированного и анодированного алюминия) имеют очень скромный и строгий вид и по своему характеру очень близки к стилю оформления массовой мебели с её простыми формами и отполированными поверхностями и к недорогим драпировочным и обивочным тканям. Большой популярностью пользуются изделия из янтаря: миниатюрные скульптурки, изображающие животных и птиц, мундштуки, броши, запонки, бусы и др. Широко известны лампы-ночники из мягкого камня. Они делаются в виде совы со стеклянными глазами, вазочки, рыбки, бутона, букета цветов. Ночники изготовляются из целого куска камня, из которого выбирается (выдалбливается или вырезывается) колпак; остается тонкий слой камня, просвечивающий при зажигании лампы в нём, при этом выявляются текстура камня, места различной плотности, включения, благодаря чему создаются фантастические полные изящества узоры.

 

 

     Камнерезные художественные изделия считаются полноценными лишь при условии отсутствия на их поверхностях каких бы то ни было трещин или плохо отполированных участков. Изделие должно быть правильным и красивым по своим формам и пропорциям и отполировано до зеркального блеска.

 

     Нежная отполированная поверхность камнерезного изделия, выполненного как из мягкого, так и из твёрдого камня, могла быть легко потёрта и поцарапана при транспортировании. Поэтому камнерезные художественные изделия рекомендовалось перевозить в специальной упаковке: в коробках, выстланных ватой, или завёрнутыми в мягкую бумагу и уложенными в ящики, устланные и набитые соломой. Это предохраняло хрупкие изделия из мягкого камня также и от раскалывания в пути. Изделия из мягкого камня выпускались как заводами государственной промышленности, так и артелями промышленной кооперации (на Урале, в Казахстане и на Украине). Завод в Пермской области (а с 9 марта 1940 по 2 октября 1957 гг. Молотовской области) и камнерезные артели Урала выпускали главным образом всевозможные токарные изделия: письменные приборы на токарной основе и анималистическую скульптуру. Артель «Борнуковская пещера» Арзамасской области выпускала настольную скульптуру, изображающую животных и птиц, и письменные приборы, украшенные такими скульптурами. Калининградский завод выпускал изделия из янтаря.

 

     В Советском Союзе над изготовлением камнерезных художественных изделий трудилось немало известных мастеров. В области изготовления изделий из твёрдого камня широко известны имена Д. С. Кубина, специалиста по горкам из уральских самоцветов, Н. Татаурова, А. Оберрюхтина. В области резьбы по мягкому камню известны уральские мастера-художники Ф. Габов, М. Лисунов, Е. Львова; из «Борнуковской пещеры» — Ф. Рубцов, П. Курышев и др.

 

 

 

www.mintorgmuseum.ru

Художественная обработка камня

Изделия из твердого камня выпускаются на девяти предприятиях народных художественных промы­слов: в Бурятии и Коми, Хабаровском. Алтайском краях. Мурманской, Иркутской, Читин­ской, Пермской, Челябинской областях, а также на заводе «Русские самоцветы» в Екатеринбурге.

Специфика материала - его твердость, прочность, кра­сота и разнообразие цвета - обуславливает широкое приме­нение твердого камня в ювелирной промышленности. Это особая область художественной обработки твердого камня, которая в настоящее время получила очень широкое распро­странение. Колье, подвески, броши, браслеты, перстни, серь­ги, заколки — широк ассортимент изделий из твердых пород камня.

Мастера, работающие над созданием ювелирных укра­шений, опираются на богатейшие традиции этого искусства в России. Художники стремятся выявить естественную красоту камня, используя неграненую поверхность, при которой осо­бенно четко видны оттенки цвета, природные включения Подобный принцип использования твердого камня в настоя­щее время особенно плодотворен, так как современные син­тетические камни — корунды с их граненой поверхностью могут конкурировать с естественными камнями. Кроме юве­лирных украшений из твердого камня изготовляют довольно обширный ассортимент изделий. Это небольшие декоратив­ные вазы, лотки для ювелирных изделий, настольные прибо­ры для письменных принадлежностей, миниатюрная анима­листическая скульптура.

Промыслы по обработке мягкого камнянаходятся на Урале, в Нижегородской области, на Северном Кавказе, в Архангельске. Искусство обработки мягкого камня не имеет таких традиций, как обработка твердых пород. К мягким камням относятся различные породы гипсового камня. Ме­сторождения мягких камней есть на Урале, в Пермской, Ар­хангельской, Нижегородской областях. Краснодарском крае. Мягкий камень необычайно разнообразен по своим расцвет­кам. В камнерезном промысле чаще всего используются бе­лый или серый камень с темными прожилками и вкрапления­ми, кальцит - камень бурого цвета, талькохлорид - густого серо-черного цвета с зеленоватым оттенком.

Селенит, называемый уральским самоцветом, имеет зо­лотисто-желтый, иногда нежно-розовый оттенок. Он слоист по структуре, полупрозрачен, поверхность его переливается шелковистым блеском. Талькохлорид - зеленовато-серый ка­мень, но при полировке он становится черным. Эту особен­ность используют мастера. Комбинируя полированную чер­ную блестящую поверхность с неполированной серой мато­вой, камнерезы добиваются интересных эффектов. Обраба­тывают мягкий камень в основном вручную, с применением металлических инструментов. Из куска камня выпиливают заготовку, опиливают ее рашпилями до нужной формы. Скульптурные детали вырезают металлическими стамесками. Для шлифовки используют мелкий речной песок. Полируют мягкий камень гашеной известью и мыльной пеной. После прогрева в печи изделие покрывают парафином, под слоем которого особенно хорошо выявляются блеск камня и его природный рисунок. Податливый в обработке материал по­зволяет мастеру свободнее проявить свои возможности твор­ческого характера, особенно если создается скульптура или изделие с декоративными скульптурными деталями. Ведущая анималистическая тема оттеснила сказочные образы и стала более реалистичной по своему содержанию. Скульптура уральских резчиков все дальше уходит от статичности, дви­жения фигур становятся более пластичными, не нарушая скульптурной монолитности.

В настоящее время в Краснодарском крае существуют два предприятия по художественной обработке камня: отраднинская фабрика камнерезных изделий и хаджохский завод «Русские самоцветы», расположенные поблизости от место­рождения мягкого камня. Мастера ходжохского завода ис­пользуют светлый гипсовый камень с его мягкими оттенками желтоватых, светло-серых, молочных тонов. Особую пре­лесть камню придают живописные темные вкрапления, про­жилки. Из него создают вазы, декоративные ковши и т.д.

studfiles.net

Художественная резьба по камню (китайская) №2 - Ярмарка Мастеров

Опять шарился по инету, снова наткнуля на китайскую резьбу по камню Честно говоря, не везде смог понять, из чего же это резали: Но, блин, резали очень старательно.:)) Ну посмотрите сами, если интересно. :))

Вроде бы халцедон, либо слабо расслоёный агат, но вот красный цвет напрягает.:))

Это белый нефрит, но что там чёрное, непонятно. Возможно минерализованая внешняя корка нефритового валуна.

Вроде бы сердолик, но стойкое подорение, что подкрашеный.:))

Вроде бы агат, но фиг его знает, странный он малость. :))

Нефрит с цветовыми переходями.

Непонятно что за камень.

Опять нефрит, с переходами цвета.

не знаю.:))

Чёрт его знает.Непонятно. Переходы цветовые нефритовые, а блеск жемчужный. :))

белый нефрит.

опять нефрит. только где они такой кусок, с такой цветовой гаммой добыли? А вообще, смотрите дальше сами, комментировать надоело. :))

 

 

 

Вот это точно непонятно из чего. Возможно из разных деталей собрали?

Ну это, похоже, аметист ..Только где такой кристалл урвали?

Удачно вписали пейзаж, в нефритовый валунчик. Грамотно.

А вот этой вот резьбой по нефриту - просто убили. Это какая работа была проделана? Да пять раз застрелиться легче. В общем вызывает состояние, примерно вот такое...

В общем - смотрите, кому интересно. :))

www.livemaster.ru

Федорин камень (художественный стиль описания) — Wiki портал ИРО

Сетевой проект "Попади в десятку!"

Название объекта

Федорин (Федоринский) камень

Описание объекта

О чем молчит Федорин камень?

"Эти мшистые громады Сердце тянут как магнит. Что от смертного вам надо, Что за тайна здесь лежит? Молвит древнее сказанье, Что седые колдуныПравым роком в наказанье За ужасные деянья В камни те превращены".В.Соловьев «Колдун-камень»

"Камни учили меня молчанию. Камни учили меня терпению. Камни учили меня спокойствию. Камни учили меня созерцанию. Камни учили меня бесконечности мироздания". Монах дзэнского монастыря.

О чём молчит Федорин камень, невольный свидетель истории Пошехонской земли? Он знает об окружающем его мире и о наших земляках всё… Он хранит в себе эти знания… Федорин камень – один из немых свидетелей Человечества… О чём молчит Федорин камень …?

Скромный русский пейзаж: раздольное поле, огромное небо, широкая дорога, переправа через небольшую речку и еле заметная тропинка… И вот перед нами молчаливый памятник истории – Федорин камень, вызывающий интерес местных жителей, заезжих туристов и исследователей.

Вспоминаются русские былины и сказки, прямоезжая дорожка, камень, лежащий на распутье: «Прямо пойдешь - смерть найдешь, налево пойдешь - коня потеряешь...». Ведь камень имеет непосредственное отношение к путешествию, реальному и символическому, совершаемому человеком вглубь самого себя.

Федорин камень находится приблизительно в километре от деревни Яковлевское Пошехонского района Ярославской области, на противоположном берегу реки Соги.

Мы стоим у камня и думаем, откуда появился он в наших местах, почему называется Федориным камнем, почему поклониться ему идут не только жители ближайшей деревни, но и люди из других мест? Прикасаясь к этому простому, согретому солнцем валуну, мы испытываем особое, непередаваемое чувство приближения к тайне, приобщения к вечности.

Внимательно рассматриваем Федорин камень, пытаемся представить себе, сколько миллиардов лет назад он появился на свет из бушующей магмы, как он, принесенный ледниками, покрылся глубокими бороздами и царапинами, оказался в долине реки, а позднее около него вырос целый лес… Как он был связан с людьми, которые с незапамятных времен передавали его название из поколения в поколение, и оно не стерлось из памяти людей до настоящего времени.

Валун розоватого цвета, неопределенной формы, поросший от времени мхом… Когда смотришь на него с восточной стороны, то он похож на огромное сердце.

Камень не поражает своей величиной: длина его около двух метров, а ширина в самой узкой части немного больше одного, да и над землей он не сильно возвышается – не более пятидесяти сантиметров.

Поверхность камня очень неровная, с многочисленными углублениями округлой формы, которые называют чашами. Три углубления, расположенные на верхней, более широкой (северной), стороне валуна, накрыты небольшими плоскими камнями. Интересно, что эти углубления располагаются в порядке убывания их размеров от востока к западу. Мы стоим у подножия камня, у его зауженной части, направленной в сторону реки Соги – на юг. Бросаются в глаза углубления на поверхности камня, напоминающие следы человека. Согласно сказанию, его оставила святая Феодора Александрийская. Два углубления на левой стороне камня предназначены для колен, а большое, что немного выше, – для лба молящегося (слева и справа от них есть и углубления для рук). Это не вызывает сомнения, ведь человек во время молитвы на камне был расположен лицом на восток, символизирующий свет, солнце, юность, воскрешение, новую жизнь, как и положено в православии.

Необыкновенным, таинственным Федорин камень делает именно то, что он окутан легендами. В XIX веке о нем писали и местный краевед Алексей Васильевич Балов, и этнограф Евгений Иванович Якушкин, передающие народную легенду о том, что одному благочестивому человеку во сне явилась преподобная Федора, которая и велела ему построить на этом месте часовню. Когда благочестивый муж проснулся, то увидел углубления на камне, представляющие следы ног Преподобной. Эти углубления сохранились и доселе. На этом месте и построена была часовня во имя Федоры Александрийской, а затем вблизи нее был воздвигнут и храм… Интерес к камню не ослабевает и в XXI веке.

Федорин камень является памятником языческой культуры, место расположения камня с давних пор считалось священным. Он использовался нашими предками в языческих обрядах и ритуалах. Возможно, эти обряды были связаны с поминовением умерших предков, т.к. камень находится недалеко от кладбища. Когда-то здесь располагалось село Федоринское, о существовании которого напоминают остатки фундамента разрушенной в послереволюционное время церкви Федоры Преподобной на территории старого деревенского кладбища с таким же названием, что позволяет связать этот камень и с культом умерших. Существуют предания о том, что сквозь «чашки» в священных камнях предки смотрят на наш мир. Ежегодно в день памяти святой, 11 сентября, сюда приходили жители окрестных селений и, желая получить исцеление от болезней, оставляли на деревьях одежду, украшения и кресты, а воду, собиравшуюся в «следе», использовали в лечебных целях.

И в наше время Федорин камень не остается без внимания. Люди идут к нему в надежде на чудо, просят Преподобную Федору исполнить самые заветные желания, исцелить от недуга. В знак благодарности завязывают цветные ленточки, оставляют в этом святом месте подношения и дары. В больших углублениях камня – монетки разных периодов издания, конфеты, а на высоком его месте, справа, стоит железная кружка для питья воды из чашек камня: люди и в настоящее время верят в ее целебные свойства.

Лет пять назад кто-то обнес место около камня деревянной оградкой и поставил большой деревянный крест, а совсем недавно около камня появился новый деревянный крест. Он меньше предыдущего, но поставлен на железную трубу, чтобы служить дольше. У основания креста – цветы. На ветках кустарников около камня и сейчас периодически появляются яркие ленточки и платки. В почитании камня переплелись языческий и христианский культы. Это свидетельствует о проявлении двоеверия у людей.

Почему человек сохранил особое отношение к Федорину камню? Прежде всего потому, что он обладает свойствами, которым человек может только позавидовать: твердость, крепость, прочность и… бессмертие! Долгие века камень омывали проливные дожди, он стойко переносил и беспощадные ветра, и знойную жару, и зимнюю стужу… Он выживал при любых условиях, он – вечный. Память – вот что наделяет камень магической силой!

Камень имеет свою историю, уходящую в прошлые века, и это нас завораживает! Возможно, он – посланец самой древней и продолжительной части истории человечества, именуемой каменным веком. Следы ее теряются во мгле былых тысячелетий… Что он видел, свидетелем каких событий являлся? Какой путь пришлось проделать ему до тех пор, как он попал сюда?! Сколько лет ему?

Стоит лишь на секунду представить себе, что Федорин камень наблюдал жизнь племен меря и весь, которые с древнейших времен обитали на лесных просторах Пошехонского района и Ярославской области, хранит отпечатки ног наших предков, веривших в волшебную силу камня, на нем сохранились незримые следы прикосновений самых разных людей прошлых веков…

Этот неприметный булыжник, лежащий здесь, на Пошехонской земле, был немым свидетелем создания, а потом и разрушения Храма Феодоры Александрийской… Свидетелем возникновения и исчезновения деревни Федоринское в глухих пошехонских лесах… Федорин камень, возраст которого превышает человеческий на миллиарды лет, хранит бесценную информацию, которую мы еще не умеем прочесть... Какие еще тайны хранит этот окутанный легендами Мирской камень, камень-чашечник, древнейший исторический памятник, носящий имя Преподобной Федоры Александрийской, почитаемый нашими предками в далеком прошлом и сейчас являющийся объектом почитания наших современников?

Священный камень, располагающийся на берегу реки Соги, среди деревьев, составляет единый обрядовый комплекс со своим природным окружением. В деревне Яковлевское каждый знает про Федорин камень. Знает, что есть место, куда можно прийти, когда тебе тяжело... А ведь далеко не все современные памятники могут гордиться таким почтением, искренним уважением и любовью людей, живущих рядом.

Мир Федорина камня – застывшая музыка, бесконечное разнообразие оттенков и необыкновенных образов, в которых каждый человек, стоящий около него, открывает свой мир. Видимо, именно в этой неповторимости и многообразии и заключается магическое воздействие каменного творения, автор которого – сама Природа.

Шумят вековые деревья, поет вольный ветер, а мы думаем, о чем молчит Федорин камень…

Легенда о преподобной Федоре (А.В.Балов, «записано от крестьянки д.Ежова девицы Марьи Васильевой»)[1]

О преподобной Федоре существует такая местная легенда: "В одной деревне жил крестьянин, была у него жена Федора – женщина лицом красивая, а нравом раcпутная: при муже жила она в блуде со своим соседом. И захотел видно Бог взыскать грешницу: вдруг напала на нее тоска, опротивел Федоре сосед, как зверь лютый, опостыл муж, надоела и прежняя грешная жизнь: совесть и днем и ночью грызла Феодору. Недалеко от Феодориной деревни был скит женский, а игуменья была там старица святая: много приходило к ней народу за молитвой и советом. Пошла туда же тихонько от мужа и Феодора, пришла к старице, покаялась в своих грехах и стала просить совета. И повелела ей старица одеться мужчиной и идти в дальний глухой мужской монастырь и там среди мужчин спасаться в образе мужчины". Далее легенда рассказывает о том, как Федора надевала мужское платье, поступала в монастырь под именем Федора. Федору было назначено послушание чистить помойные ямы. "Много лет нес Федор это послушание со смиренством: никого не было в монастыре кротче, благочестивее и смиреннее Федора. Заметил смиренство Федора и игумен и начал его возвышать и, наконец, на столько приблизил к себе, что доверил ему закупь провизии, нужной для монастыря. Верно и честно проходил Федор свое новое послушание. А покупать провизию ему приходилось ездить в далекий город через леса дремучие, топи, да болота. На дороге жил богатый купец, щедродатель монастыря. У этого то купца и останавливался всегда Федор, когда ехал в город или возвращался из города. А у купца была молодая дочь – красивая девица. Девица эта слюбилась тайком от отца с одним молодцом, слюбилась, а там и забеременела и принесла младенца мальчика. Рассердился старик купец и начал пытать у дочки, кто был ее обидчиком. Дочь всю вину свалила на неповинного ни в чем Федора. Взял купец младенца и тот час же поехал в монастырь, в котором жил Федор, пришел к игумену и рассказал ему все дело. Игумен взял младенца к себе и обещал наказать Федора, а купца с миром отпустил домой. Созвал игумен всю братию, призвал Феодора на суд. Не оправдывался ни в чем Федор, и братия порешила, что он виноват. Тут же порешили и наказать Федора: порешили закласти Федора вместе с младенцем в пустой каменный чулан и через маленькое оконце подавать ему скудную пищу. Как порешили, так и сделали: заключили Федора с младенцем в притвор, заклали вход кирпичами, оставили только маленькое оконце, через которое можно было подавать заключенным пищу. Семь лет пробыл Федор в затворе. На восьмом году однажды принес монах заключенным пищу и увидел, что вчерашняя пища лежит нетронутой на окне. Тотчас побежал монах к игумену. Пришел игумен с братиею, и стали разламывать двери. Когда вошли они к заключенным, то увидали, что на полу лежит Федор, а на персях у него мертвый младенец. Стала братия приготовлять тела к погребению, стала раздевать их для омовения. Тут-то все и увидали, что перед ними не мужчина, а женщина, что перед ними не грешник, а праведница. Сделал игумен пышные похороны Федору, позвал на поминки и купца с дочерью. Во время поминок он рассказал купцу о том, что у них случилось в монастыре, и что Федор оказался женщиной. Услышала это и дочка купца, и тут же при всех покаялась в том, что понапрасну оклеветала праведницу. Был на похоронах и муж Федоры, и признал он в Федоре свою жену и рассказал он всем ее прежнюю жизнь, и все дивились тому подвигу, какой несла преподобная".

[1] Балов А.В. Верования, знания, язык, письмо, искусства // Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т.2. Ярославская губерния, ч.1. Пошехонский уезд. – Санкт-Петербург 2006. – http://lubim-muzey.ru/index.php/biblioteka/biblioteka-muzeya-2/351-russkie-krestyane-zhizn-byt-nravy-t2-yaroslavskaya-guberniya-ch3-pdf-60-1-mb

Исследователи

Команда "Пошехонская провинция" МБОУ СШ №1 г. Пошехонье

wiki.iro.yar.ru


Смотрите также