Какова история Гром-камня? Часть 1. Грома камень


Гром камень состоит из трех частей разных цветов.

Я 2 года назад опубликовал с помощью зеленых человечков большое исследование технологических загадок строительства Питера. Статья получилась очень большая, в ней намешано много тем. Я постепенно ее разбиваю на разные мелкие подтемы. Сейчас обсудим вопрос Гром Камня.

У камня спереди и сзади имеются трещины сложной формы, за которыми части камня более светлого цвета:

Поводом для этого минирасследования явилось появление новой статьи на Луркморе, где критикуют мою статью.

Вообще, меня бы вполне устроила бетонная версия. Но, великие пудрецы от официальной науки фантазию включили в другую сторону.

По официальной версии (ОВ) еще до того, как камень нашли и притащили в Питер, в него попала молния и произвела такие удивительные изменения. Якобы, по-этому, и назван "Гром-камень". По ОВ к камню приложили отколотые молнией 2 куска. А как их тащили весом под сотню тонн - науке не известно и не интересно. Откуда известно официальной науке об этом волшебном ударе молнии? Ведь наука полагается на факты, а не на легенды, как глупые уфологи. Имеются 2 великонаучных объяснения:

Как гласит местная легенда, камень получил своеобразную форму после удара молнии, которая расколола гранитную скалу. Так он и получил своё название. http://xn-----8kcaieged2aai0atrffgb5atnj92a.xn--p1ai/grom-kamen/ глыба, в незапамятные времена расколотая молнией http://samara.kp.ru/daily/26120/3013970/ В некотором царстве в некотором государстве за тридевять земель ходит легенда... Такое вот научное объяснение. Почему молния должна менять цвет камня, науке не известно.

Уважаемые читатели! Кто может дать ссылки на любую информацию о том, что удар молнии может менять цвет камня? Я никогда такого не слышал. Но, может быть, я что-то пропустил.

Есть еще одно атеистическое объяснение: Когда на постаменте появились трещины, это вызвало волну слухов. Однако современные ученые установили, что под памятником протекает подземная река. Когда-то она изменила свое течение и вследствие этого произошла подвижка почв. Только из-за этого на Гром-камне возникли трещины.  http://www.ntv.ru/novosti/114852/#ixzz2mcTPcCQq Представьте себе, рядом стоящие многоэтажные здания не треснули, а каменная глыба решила треснуть в двух местах на три части и поменять цвет! Хамелеон.

Это важный момент. Все эти умники, пытающиеся найти естественное объяснение чудесам, всегда вместо чудесного объяснения выставляют параноидальный идиотизм.

Туда же махнул главный питерский реставратор Владимир Сорин, по совместительству ярый чудоненавистник. Он дал мне в личной переписке третье объяснение появления трещины и разноцвета:

Гром-камень треснул из-за осадки грунта после прокладывания Василеостровской линии метро.  В 60-е годы один жулик, выдававший себя за реставратора, помыл Гром-камень раствором плавиковой кислоты, из-за чего произошла кислотная эрозия поверхности камня, на поверхностях с меньшим наклоном эрозия больше, кроме того там, где он прошелся большее число раз, там тоже эрозия больше. Вот откуда разноцвет. Что за жулик, я так и не получил ответа. Объяснение никуда не годится, потому что метро на Васильевском острове открыли в 1967-м году, а старые черно-белые фотки конца 19-го века уже были с трещиной. Их полно в интернете. В ответ на эти аргументы Владимир Сорин мне выдвинул четвертую версию: Несквозная трещина, кажется, появилась в передней части камня при перевозке Почему это несквозная? Кто сказал? Почему он ответил только о передней части? А что насчет задней? Наконец-то, он вставил слово "кажется". До этого он свое мнение выдавал за факты. А ведь он насмешник над иным разумом. Он тоже великий атеист и поэтому "все знает". Оказалось, он отреставрировал весь Питер, но не знает откуда взялась трещина и разные цвета на камне. Но не просто не знает, а, как и прочие великие атеисты выдвигает безумные гипотезы как факты. Такая вот у них самоуверенность. Позже он мне таки признался что ничего не знает об этих трещинах: я реставратор произведений из металлов. Но, в этих произведениях металл очень часто сочетается с камнем. Поэтому приходится кое-что знать и о камне, но здесь есть специфические вопросы, с которыми мне сталкиваться не приходилось.  С уважением В.Сорин.

levhudoi.blogspot.ru

Ящик пандоры – Гром камень, ответы на вопросы

21 апреля 2017 года мною на Крамоле была написана статья Гром камень http://www.kramola.info/blogs/letopisi-proshlogo/grom-kamen. Как оказалось, на одном из параллельных ресурсов, а именно на Конте, сторонники официальной версии обсосали по косточкам мою статью, безусловно упиваясь собственной правотой и моей невежестью. Прочитать мой журнал где по следам статьи были даны ответы еще 25 апреля (через 4 дня) никто из них не удосужился, вступать со мной в спор у них тоже не вышло, я был быстренько забанен. Более того, там же на Конте нашлась третья сторона выразившая желание предоставить свою площадку для открытой дискусии по данной теме, я дал добро и уже неделю жду ответа от противоположной стороны, ответа нет. А по сему считаю правильным здесь опубликовать свою статью от 25 апреля с ответами на возникшие еще тогда вопросы. Всех несогласных и сомневающихся приглашаю к дискуссии к себе в ЖЖ ]]>https://zodchi1.livejournal.com/5057.html]]> .

После написания статьи о Гром камне возникла необходимость ответить на ряд вопросов и возражений.

1. Деревянные корабли бывают большего размера и перевозят куда больший груз.Бесспорно. Это и не ставилось под сомнение. Действительно существовали огромные деревянные баржи, особенно так называемые ]]>беляны]]>для перевозки леса.Под сомнение ставилась возможность перевозки обозначенного груза весом в 1500 тонн (25 железнодорожных цистерн) судном с обозначенными размерами (55х18х5 метров) на обозначенном участке с известными глубинами и против течения. 

2. почему толщина бортов и дна судна 1 метр? Ведь у деревянных кораблей стенки и дно тонкое, там просто доски на неком каркасе.

Здесь идет речь не о простом корабле. У простого корабля действительно некий каркас и несколько силовых балок на сжатие (от воды) для жесткости конструкции. Внешняя оболочка может быть хоть из кожи или ткани. В случае же перевозки Гром камня подразумевалась некая ПЛОСКОДОННАЯ баржа. Проще говоря просто большой ящик. У такого ящика сама коробка несущая. То есть несущей конструкцией будет именно днище и стенки, а они будут испытывать чудовищные нагрузки на излом. У тех же белян поперечные балки каркаса (шпангоуты) ставились не реже чем через пол метра, при том что сам груз (бревна) укладывались таким образом чтобы служить соединителями каркаса для придания ему жесткости. В случае же баржи под перевозку Гром камня ситуация иная, там нет места для такого рода ребер жесткости, кроме как на днище. Учитывая габариты ящика и предполагаемый груз, стенки и дно должны быть очень крепкими, а значит толстыми. Либо баржа должна иметь металлическую конструкцию, но нам об этом ничего не говорят. Толщина стен в 1 метр условна. В каких-то местах она может быть тоньше, в каких-то толще, в ребрах жесткости уж точно толще. Тем более что есть рисунки того как это якобы происходило. Посмотрите на рисунок. Он конечно схематичный и рисовался человеком жившим много позже чем предполагаемые события. Но других рисунков у нас нет. Так вот, если посмотреть на рисунок, то зная заданные размеры баржи  мы получаем толщину днища баржи как раз 1 метр, при том что под камнем настил бревен  высотой еще в 3 метра. Это так называемая “крепкая палуба”. На схеме она прорисована  по ширине от борта до борта (как у белян) и это логично, ведь они выполняют роль силового каркаса на сжатие и растяжку, а в длинну примерно 10 метров. По схеме получается что объем только “крепкой палубы” составляет порядка 16х10х3 = 480 куб метров и по весу порядка 250 тонн если делался из сухой древесины. Если из свежеспиленной  - то 400 тонн с гаком. Затем смотрим на опорные балки для жесткости конструкции. Схема показывает лишь общий принцип и не указывает количество балок, но по логике вещей разумно предположить что такая балка в обвязке (силовое ребро) не одна, а их несколько, с неким шагом. Я в своей статье их в расчеты не брал, но если суммарно сложить все эти леса то там наберется так же не один десяток (если не сотен) кубов леса и его можно условно принять в расчет как общие борта баржи с условной толщиной в 1 метр. Кроме того, данные силовые ребра удерживают на излом баржу лишь от веса камня и никак не удерживают от давления воды. Для этого должны быть еще укрепляющие балки по типу тех что изображены как постаменты под кабестаны. Если там два в одном, то на схеме должны быть обозначены узлы соприкосновения с силовыми ребрами (балками) от камня, а этого мы тоже не наблюдаем. Возможно, и по логике вещей разумно, в такой барже должна была быть верхняя палуба (пол), которая могла нести функцию силового каркаса от давления воды.  Зная площадь судна мы получаем еще несколько десятков кубов древесины. Всё это я к тому, что если я и ошибся в весе баржи (пусть даже незначительно), то только в меньшую сторону, а значит и осадка баржи может быть только больше.

3.Зачем подушка и балласт. На обычных поддонах с досками из дюймовки перевозят кирпичи. И ничего не ломается.На поддон действует равномерная нагрузка по всей площади поддона. Проще говоря давление на каждую точку поддона равно лишь весу материала в данной точке. Если высота кирпичей допустим 1 метр, то на каждый квадратный сантиметр поддона будет давить всего порядка 1,7 кг. А по сему толщины дюймовой доски достаточно. В случае же перевозки Гром камня нужно понимать, что все эти 25 железнодорожных цистерн стоят не рядышком, а одна над другой вверх. Такая стопочка в 25 цистерн. При том что основание камня не плоское, а тоже имеется некая точка (пятачок) максимальной нагрузки. Давление в десятки и тем более в сотни тонн на квадратный сантиметр не выдержит ничто. А по сему нужна некая подушка, нам предложенная в варианте некой “крепкой палубы”. Если бы это действо происходило в реальности, там бы неизбежно бы был слой из песка (щебня, гравия и т.п.). Причем тоже не тоненький, не менее метра на всю площадь камня. А это так же дополнительные сотни тонн.

4. Камень весил меньше, в справочниках пишут что он состоит из полевого шпата и кварца. Это называется гранит. Гранит и состоит как раз из кварца, слюды и полевого шпата. Плотность гранита известна Однако я не берусь оценивать вес камня, я отталкиваюсь от тех цифр которые нам пишут в учебниках. А пишут о 1500 тоннах. Хотя справедливости ради стоит отметить, что анализ того что нам озвучивают подлежит сомнению.  150 лет назад вышла книжка к 200-летию со дня рождения Петра I, в которой в частности описывается и доставка Гром камня. Так вот в ней вес камня озвучен как 1600 тонн (100 000 пудов), при том что в этой же книжке написано что при подъеме камня использовались 12 винтов с грузоподъемностью в 6300 пудов, что означает что камень весил никак не больше 1200 тонн. 

Насчет габаритов камня так же нет единого мнения и разные авторы в разное время приписывали ему разные размеры.

5. Карты глубин не правильные, они показывают некий минимальный уровень.Карты глубин не могут быть не правильными. Они показывают именно реальную глубину, а не минимальную. Причем с точностью в десятые доли метра. И если бы в означенном месте был прорыт фарватер, то он неизбежно бы был отмечен на картах. А этого нет. И занести его песком не могло. В означенном месте течения нет, до Невы далеко. Существующие ямы и фарватеры песком не заносятся. Какими были сто лет назад, такие и сейчас.

6. Тогда уровень воды в Неве и заливе был выше.Это не так. Гравюр конца 18 века много. Вот например сравните насколько изменился уровень за последние 200 лет. Ответ – ни насколько.Уровень воды действительно был иным, но значительно раньше, в 14-17 веках. Подробнее по ]]>ссылке]]>.

И последнее. Суть статьи была в том, что даже если бы осадка баржи с камнем была всего 1 метр, то даже в этом случае перевозка его была бы невозможной. Просто по тому, что глубины более 1 метра начинаются только через пол километра от берега. Если бы осадка баржи была 2 метра, то глубины более 2 метров начинаются вообще лишь через километр. Кто и как тащил баржу этот километр? На воздушных шариках инопланетяне?

Для наглядности вот фото с места предполагаемой погрузки камня, видно как рыбак ловит рыбу стоя в воде. До рыбака примерно 300 метров.Здесь рыбак сидит на стремянке.

А здесь слез с нее.

Кстати о том как тащили. Нам говорят что двумя парусниками. И даже рисуют такую картинку.

Парусники не маленькие. Если картинка нарисована в правильных пропорциях, то высота парусников получается никак не меньше 35 метров и шириной корпуса до 10 метров. Возникает следующий вопрос, а какова осадка такого парусника и его водоизмещение? Как они вообще туда попали? Ведь нам совершенно точно известно что до 1885 года, до прорытия фарватера из Кронштадта, в Питер могли заходить только относительно небольшие малотоннажные суда. Все крупнотоннажные корабли разгружались за пределами Маркизовой лужи в Кронштадте, а дальше грузы перевозились малыми судами. ]]>Википедия об этом]]>.

Ну в общем-то как-то так, надеюсь разъяснил понятно. На этом будем считать тему закрытой.

pandoraopen.ru

Гром-камень

В Кировском районе обнаружен неизвестный специалистам памятник истории и природы.

Не так давно мы проводили опрос жителей одного из сел близ Кирова. Поводом послужило случайно полученное сообщение о массовых наблюдениях здесь НЛО. Сразу скажу - информация не подтвердилась. Очевидцев аномальных атмосферных явлений здесь даже меньше обычных пяти процентов. Но при общении с «аборигенами» мы никогда не ограничиваемся одной темой – интересуемся местными преданиями, обычаями, просто интересными местами. И первый же респондент сообщил:

- Есть километрах в трех громовой камень. Был раньше одинарный, а сейчас на две части расколот. Давным-давно. Я в детстве еще слышал. Вроде молния в него попала. Будь здоров какой здоровый – ростом с человека! Половина отколота, как будто съехала.

Это уже было интересно – другие камни с аналогичными названиями в Калужской области мне не известны. Белых камней – сколько угодно. Встречаются у нас и в соседних областях синие, красные, конь-камни. А вот чтобы громовой...

Вообще-то известны и такие, причем один из них видел, не подозревая об этом, каждый интеллигентный человек! Об этой истории нельзя не рассказать.

Автор «Медного всадника», известный скульптор Фальконе, с самого начала предполагал использовать в качестве пьедестала природный «дикого вида» монолит, однако найти его в окрестностях Питера оказалось не простой задачей... Были даны объявления в газеты примерно такого содержания: «Академия художеств ищет здоровый камень за вознаграждение». Среди откликнувшихся был и некий крестьянин Семен Вешняков, промышлявший каменотесным делом. Он-то и указал место, где имеется громовой камень или гром-камень. Бытовавшее издавна предание было точно таким, как и под Кировом: в валун ударила молния, расколов его на две части. В истинности его горные инженеры того времени не усомнились. «Произведенная громовым ударом расселина имела направление с севера на юг и была шириной в полтора фута», - отметили они в своем отчете...

Итак, в нашей области имеется «младший брат» части всемирно знаменитой скульптуры – уже маленькое открытие. Однако все может оказаться еще интереснее. На самом ли деле название камня связано с ударом молнии? У человека, мало-мальски знакомого с физикой, сомнения неизбежно возникают: сам по себе гранитный валун ток не проводит и в отличие от высоких деревьев «молнии не притягивает». Да и ударь молния в валун – заряд бы стек по его мокрой поверхности, вот и все (сравните с ударом молнии в автомобиль, что, как известно, для экипажа совершенно безопасно). Можно, конечно, допустить, что в подвергнувшемся удару камне имелась трещинка, заполненная водой, – ее взрывное вскипание и раскололо камень...Но вероятность сего ненамного больше, чем, если вы, выйдя из дома, получите метеоритом по башке. А ведь громовые камни не столь уж и уникальны – да, их меньше, чем конь- или синь-камней, однако на северо-западе России такое имя встречается не слишком редко – «расколотые громом» камни показывают и в Новгородской области, и в Ленинградской, и в Карелии... Но не только там.

Например, в Бурятии и Монголии. В Бохане (Иркутская область) у подножия горы Шаманка находился большой священный камень будал шуул («спустившийся камень» или «громовой камень»), почитаемый готольцами. Выходцы шаралдаевского рода считали своей святыней большой камень с отверстием в местности Харанье. Будал шуулы имелись во втором олзоевском роде Унгинского ведомства и в других местах (http://shaman.etnoshop.net/magic/4/mag_8.htm).

Еще шире на Востоке известна ваджра – исходно так называли волшебную палицу-диск бога-громовержца Индры, а позже, в буддизме, трактовать его стали куда шире. Как гласит энциклопедия, буддистская ваджра символизировала прочность, неуничтожимость, ясность и всепобеждающую силу учения Будды. С ее помощью изгонялись демоны и преодолевалось невежество. Является вещественным эквивалентом бидже-мантре Хум. Трактуется как «первовещь».Использовалась в качестве атрибута изображений многих Будд, бодхисатв, идамов. Ее символика занимает ключевое место в тантристской форме махаямы — ваджраяне. Ваджра символизирует мужское начало, путь, сострадание. Интерпретируется как знак плодородия.

Переводят слово «ваджра» и как «алмаз», и как «громовой камень».

Было понятие «громовой камень» и в Средиземноморье. В афинском археологическом музее можно увидеть уцелевшую статую Зевса (450 г. до н.э.), мечущего громовой камень. Позже, в Древнем Риме, громовой камень стоял напротив отверстия в крыше храма Юпитера. Да что там Средиземноморье! Громовые камни существовали и на других материках. По словам известного испано-инкского хронографа Гарсильясо, «...одним из титулов бога Виракочи, которыми инки пользовались во время богослужения, был Илла-Тики. Слово «илла» означает «громовой камень», а тики – «первобытный», «первоначальный», «исходный»...

Почти везде «громовые камни» - принадлежность в первую очередь бога-громовержца. Наверняка первоначально обожествлять стали метеориты, а позже стали посвящать грозному богу и камни земного происхождения. Хотя, возможно, тоже не первые попавшиеся. Не к таким ли древним святыням относится громовой камень близ Кирова? Чтобы оценить это предположение, выслушаем рассказы о нем других сельчан...

- Да, рассказывали, гремел он в гром, – вспоминает одна бабушка. - Большой камень. Он зарос, в землю ушел. Я сама не видела, но мне рассказывали, что он ушел. Громовой и громовой. Когда гром гремел, и он гремел. А когда грома не было, он не гремел.

Обитатели соседнего дома – бабушка со взрослой дочерью – с этим не согласились:

- Есть у нас очень большой камень, громовой. Он выше человека. Мол, молния в него попала, расколола надвое. Это еще до войны было. Слышно было, как он гремел, если ухо прислонить.

- Как тишина на улице вечером станет, так все время слышно было, как он гремел. В деревне слышно было, – не соглашается с предыдущим мнением молодой мужчина. - Старики так говорили. Я сам не слышал. Сейчас все заросло. Он был здоровый-здоровый. А сейчас он тонет. С каждым годом уходит. Его уже не так видно.

- Когда к нему наклонишься, гул слышался. Может, там вода недалеко текла. Шум тихий слышался, – очередная версия очередной бабульки.

Под занавес услышали и еще один вариант: камень гремел не во время грозы, а перед ней. Предсказывал ее.

Спрашивали мы и об обрядах, связанных с камнем, - известно ведь, что кое-где древние святыни почитали до недавнего времени (еще в XIX веке женщины опахивали тульский конь-камень, дабы вызвать дождь). Увы, - слишком хорошо ни в жизни, ни в науке не бывает: никакого почтения перед гром-камнем никто из собеседников не испытывал. Лишь название низины неподалеку от него - Дарская - наводит на размышления: не от приносимых ли камню даров происходит оно? Может свидетельствовать о том, что местонахождение камня считалось непростым, и существовавший в нескольких километрах небольшой монастырь... Да и трудно сомневаться, что мы имеем дело лишь с отголосками связанных с камнем поверий и легенд. Вполне возможно, что еще недавно они были куда сложнее (кстати, в тульской деревне близ конь-камня про опахивание никто не помнит).

Впрочем, и дошедшие до нас вышеприведенные «осколки» позволяют сделать кое-какие сопоставления. Четко просматривается мотив «слушания говорящего камня», бытующий очень широко. «Слушаху» в XV веке знаменитый синий камень у Плещеева озера, а в Псковской области один из почитаемых камней прямо именуется «камень-ухо» и представляет собой гранитный валун с искусственно пробитой круглой дырой (через нее лазали больные) – сравните с вышеупомянутым будал шуулом. А близ Кандалакши, на священной сопке Волосяной, священных камней-сейдов, коим еще недавно поклонялись лапландцы, более восьмидесяти, при этом многие из них «звенят»...

Но если громовой камень и в самом деле был алтарем в дохристианские времена, какому богу он был посвящен? Его можно назвать, конечно, Перун-громовержец! Об этом писал еще античный историк Плутарх: «Перун иногда почитается в виде упавшего с неба метеорита, который так и назывался «громовой камень» или «перунов камень». Однозначно связывает новгородский громовой камень с Перуном и доктор исторических наук, профессор П.Золин.

...Однако читатели, думаю, уже задаются вопросом: побывали ли мы сами у Громового камня, ведь пока мы анализировали лишь рассказы о нем? Побывали!

Нашу маленькую экспедицию (помимо автора, в ней принимала участие Роза Тенякова) не без уговоров проводил Иван Г. - чуть ли не единственный из сельчан, помнящий к нему путь, за что, конечно, мы очень признательны: идти пришлось несколько километров. О форме и размерах камня дают представление фотографии.

Нам не удалось заметить на камне каких-либо древних рисунков или знаков. Однако это вовсе не означает, что их нет – камень покрыт мхом и действительно изрядно врос в землю. Особенно это относится к меньшей, отколотой, его части (на большей, вертикально стоящей, моховой покров как раз очень небольшой – создается впечатление, что еще лет тридцать назад эту часть камня регулярно очищали). На проведение более или менее серьезной разведки камня и окрестностей потребовалось бы несколько дней, коих у нас не было. Да и заниматься этой работой должны археологи.

Дело осложняется еще и тем, что прямо от камня начинается заросшая лесосека, захламленая, как у нас водится, хворостом и даже целыми стволами. Если и было здесь городище или селище, где жили обслуживавшие камень жрецы, найти его будет весьма сложно.

Впрочем, у меня есть надежда, что нашей разведкой исследования громового камня не закончатся. Но и того, что мы уже узнали, достаточно, чтобы включить громовой камень в число особо охраняемых объектов, хотя бы как памятник природы: большего размера ледниковых валунов у нас, пожалуй, и не найдется, да и этнографическая составляющая налицо.

Впрочем, практически все такого рода памятники у нас охраняются только на бумаге... Именно поэтому я не указываю здесь название ближайшего села, пока еще этот объект не испорчен ни покопами «черных археологов», ни автографами пикничников... И хорошо бы, чтоб это положение сохранилось хотя бы до проведения более полных исследований камня.

Но вот вопрос: а зачем тогда мы вообще про него пишем? Чтобы еще раз показать, сколько у нас совершенно неизвестных интереснейших объектов природы и истории, преданий, поверий и легенд, информация о которых уйдет в ближайшие годы – в ближнем к камню селе из полусотни домов постоянные обитатели остались в пяти-шести... Отложи мы поездку сюда лет на пять – вполне возможно, и вовсе бы о громовом камне не узнали.

Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН.Фото Розы ТЕНЯКОВОЙ.

www.vest-news.ru

Ящик пандоры – Гром камень состоит из трех частей разных цветов

Гром Камень – самая известная достопримечательность Питера состоит из трех отдельных частей разного цвета, сопряженных между собой по сложной произвольной линии. Но этот факт игнорируется официальными историка и учеными. Наверное, потому что объяснения такого феномена нет. Особенно изменению цвета.

У камня спереди и сзади имеются трещины сложной формы, за которыми части камня более светлого цвета:

]]>]]>

]]>]]>

Поводом для этого минирасследования явилось появление новой статьи на Луркморе, где критикуют мою большую статью о загадках Питера.

Вообще, меня бы вполне устроила бетонная версия. Но, великие пудрецы от официальной науки фантазию включили в другую сторону.

По официальной версии (ОВ) еще до того, как камень нашли и притащили в Питер, в него попала молния и произвела такие удивительные изменения. Якобы, по-этому, и назван “Гром-камень”. По ОВ к камню приложили отколотые молнией 2 куска. А как их тащили весом под сотню тонн – науке не известно и не интересно. Откуда известно официальной науке об этом волшебном ударе молнии? Ведь наука полагается на факты, а не на легенды, как глупые уфологи. Имеются 2 великонаучных объяснения:

Как гласит местная легенда, камень получил своеобразную форму после удара молнии, которая расколола гранитную скалу. Так он и получил своё название. ]]>http://xn—–8kcaieged2aai0atrffgb5atnj92a.xn--p1ai/grom-kamen/]]>

глыба, в незапамятные времена расколотая молнией и потому ]]>http://samara.kp.ru/daily/26120/3013970/]]>

В некотором царстве в некотором государстве за тридевять земель ходит легенда… Такое вот научное объяснение. Почему молния должна менять цвет камня, науке не известно.

Уважаемые читатели! Кто может дать ссылки на любую информацию о том, что удар молнии может менять цвет камня? Я никогда такого не слышал. Но, может быть, я что-то пропустил.

Есть еще одно атеистическое объяснение:

Когда на постаменте появились трещины, это вызвало волну слухов. Однако современные ученые установили, что под памятником протекает подземная река. Когда-то она изменила свое течение и вследствие этого произошла подвижка почв. Только из-за этого на Гром-камне возникли трещины. 

]]>http://www.ntv.ru/novosti/114852/#ixzz2mcTPcCQq]]>

Представьте себе, рядом стоящие многоэтажные здания не треснули, а каменная глыба решила треснуть в двух местах на три части и поменять цвет! Хамелеон.

Это важный момент. Все эти умники, пытающиеся найти естественное объяснение чудесам, всегда вместо чудесного объяснения выставляют параноидальный идиотизм.

Туда же махнул главный питерский реставратор Владимир Сорин, по совместительству ярый чудоненавистник. Он дал мне в личной переписке третье объяснение появления трещины и разноцвета:

Гром-камень треснул из-за осадки грунта после прокладывания Василеостровской линии метро. 

В 60-е годы один жулик, выдававший себя за реставратора, помыл Гром-камень раствором плавиковой кислоты, из-за чего произошла кислотная эрозия поверхности камня, на поверхностях с меньшим наклоном эрозия больше, кроме того там, где он прошелся большее число раз, там тоже эрозия больше. Вот откуда разноцвет.

Что за жулик, я так и не получил ответа. Объяснение никуда не годится, потому что метро на Васильевском острове открыли в 1967-м году, а старые черно-белые фотки конца 19-го века уже были с трещиной. Их полно в интернете. В ответ на эти аргументы Владимир Сорин мне выдвинул четвертую версию:

Несквозная трещина, кажется, появилась в передней части камня при перевозке

Почему это несквозная? Кто сказал? Почему он ответил только о передней части? А что насчет задней? Наконец-то, он вставил слово “кажется“. До этого он свое мнение выдавал за факты. А ведь он насмешник над иным разумом. Он тоже великий атеист и поэтому “все знает”. Оказалось, он отреставрировал весь Питер, но не знает откуда взялась трещина и разные цвета на камне. Но не просто не знает, а, как и прочие великие атеисты выдвигает безумные гипотезы как факты. Такая вот у них самоуверенность. Позже он мне таки признался что ничего не знает об этих трещинах:

я реставратор произведений из металлов. Но, в этих произведениях металл очень часто сочетается с камнем. Поэтому приходится кое-что знать и о камне, но здесь есть специфические вопросы, с которыми мне сталкиваться не приходилось. 

С уважением В.Сорин.

НЕТ НИКАКОЙ ЕДИНОЙ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ ОФИЦИАЛЬНО-НАУЧНОЙ ВЕРСИИ ПОЯВЛЕНИЯ ТРЕЩИНЫ И РАЗНОЦВЕТИЯ НА ГРОМ КАМНЕ. КАК ТАКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ, ЕСЛИ ПАМЯТНИК ПОЯВИЛСЯ СОВСЕМ НЕДАВНО В СВЕЖЕЗАДОКУМЕНТИРОВАННЫЙ ПЕРИОД НОВОЙ ИСТОРИИ? ЭТО НЕ В ДАЛЕКОЙ ДИКОЙ ДРЕВНЕЙ АМЕРИКЕ В ОЛЬЯНТАЙТАМБО. А В ЦЕНТРЕ СТОЛИЦЫ!

А вот что науке известно, но не афишируется. Подобные феномены явно искусственного происхождения имеют место на таинственных мегалитических объектах. Вот например ]]>Ольянтайтамбо]]>:

]]>]]>

Справа часть скалы обрезанная ]]>Весельчаком с доской профессора Давиденко ]]>]]>http://levhudoi.blogspot.com/2014/07/blog-post.html]]> в виде домика с 2-мя окнами, а слева – вставленный Весельчаком в скалу камень совем другого цвета с идеально подогнанной формой под вырез в скале для него. (Длина вставки около метра). Тоже молния постаралась?

И вот еще оттуда же:

]]>]]>

А тут видно как гладко обработана поверхность на стыке (это другая тройка камней, не та что на предыдущем фото):

]]>]]>

Не знаю насколько точно подогнаны поверхности разных частей Гром-камня, вряд ли их кто то раздвинет чтобы заглянуть.

Все это было у меня написано в старой статье. Великие пудрецы-насмешники над чудоверцами из Луркморе недавно дали новое для меня объяснение:

Отбитый громовым ударом кусок был разбит на две части, дабы оные приставить после к переднему и заднему концу камня  

И. Бакмейстер, «Гром-камень и его перевозка в Санкт-Петербург»

Эти же самые куски на своих миниатюрах изобразил французский художник Бларамберг (фр. Louis-Nicolas van Blarenberghe), специально приглашенный Екатериной II для рисования монумента к памятнику Петра I: 

Эти же миниатюры, как и миниатюры других художников, были использованы графом Карбури, создателем машины, перемещавшей Гром-камень, в своей книге «Monument élevé à la gloire de Pierre-le-Grand», изданной в Париже в 1777 году.  

Две вставки общей массой 135 тонн (300 тыс. фунтов) и кузня были специально установлены Карбури в передней части основного монолита для придания камню более равномерного баланса и устойчивости.

]]>http://lurkmo.re/%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0]]>

Короче еще одна версия. Но, она опять не объясняет, каким образом удалось сопрячь огромные валуны по сложной форме поверхности. И совсем не понятно, почему вдруг изменился цвет камня, если это бывший единый валун?

По интернету гуляет первоисточник информации об этой версии. Называется “Извлечение из труда И.Г. Бакмейстера”. Цитирую:

… Отстоянием от Петербурга почти на шесть верст у деревни Лахты … произвела природа ужасной величины камень, известный под именем каменной горы, которая также и по тому достопримечательна, что Петр Великий неоднократно взирал на оную со вниманием и что за несколько лет ударило в оную громом, от чего и придано ей имя Камня грома…

Самый камень был пепельного цвета и чрезвычайно крепок, частицы его состояли из полевого шпата и кварца...

Отбитый громовым ударом кусок был разбит на две части, дабы оные приставить после к переднему и заднему концу камня. 

Как видите никакого объяснения изменению цвета не дано. Оно даже не упоминается, что весьма странно.

***

Надо заметить, что распиленные каменные валуны встречаются во многих местах планеты, но цвет отдельных частей при этом не меняется.

Вот например фотографии распиленных камней Воттоваары:

]]>]]>

]]>]]>

]]>]]>

]]>]]>

Фото взяты из альбома Александра Рыжего в ВК ]]>http://vk.com/album54899810_177554860]]>

]]>]]>]]>]]>

Из Википедии:

Во́ттова́ара — скальный массив в центральной части Республики Карелия, наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности — 417,3 м над уровнем моря. Площадь горы 6 кв. км.

]]>]]>

Один из сейдов: крупный валун лежит на 3 небольших камнях, которые, в свою очередь, лежат на другом крупном валуне. Слева внизу можно увидеть человека для сопоставления размеров

В августе 2011 года постановлением правительства Республики Карелия комплекс горы Воттоваара был объявлен ландшафтным памятником природы. Охраняемая территория занимает площадь более полутора тысяч гектаров: в неё входит сама гора и прилегающая к ней местность.

Название горы Воттоваара можно перевести как «Гора победы».

Археологические памятники центральной Карелии имеют возраст 5-6 тысяч лет.

Вот интересный ступенчатый 2-х метровый распил камня в Хакассии на озере Иткуль:

]]>]]>

Взято из альбома Сергея Изофатова ]]>http://vk.com/album115384929_125356639]]>

Там же есть и крестообразный пропил(ы):

]]>]]>

]]>]]>

Как видите никаких изменений цветов по разные стороны пропила не происходит.

А вот для примера распиленный валун в Саудовской Аравии:

]]>]]>

]]>]]>

Детально рассмотреть крупным планом можно тут ]]>http://saudi-archaeology.com/gigapan/al-naslaa-tayma/]]>

То же самое в северной Австралии:

]]>]]>

]]>]]>

Взято отсюда ]]>http://tainoe.info/dyavolskie-kamni-karlu-karlu.html]]>

Нигде цвет не меняется и только у Гром Камня изменился.

***

И еще одна загадка не связанная с первой. Чтобы не скучно было. Что за змей такой под ногами кобылы Петра?

На многих сайтах приводится легенда о змее под ногами коня:

Заболевший Петр I лежал в горячке и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте – памятник Как змея спасла Петра I

]]>http://www.piterhome.com/mesta/place.php?place=33]]>,

]]>http://www.spb-guide.ru/page_12817.htm]]>

Это еще один мелкий абсурд. Змея спасла Петра, а Петр ее топчет копытами своего коня? Вот посмотрите что творится:

]]>]]>

]]>]]>

]]>]]>

Поэт в России больше чем поэт. И змей тут более чем змей. Это змей с головой динозавра. Похож на лохнесское чудовище. И без чешуи. Справа, для сравнения, типичная голова змеи. 300 лет назад знали динозавров? 

Теме динозавров на древних рисунках и в Библии посвящено отдельное исследование ]]>http://levhudoi.blogspot.com/2014/09/blog-post.html]]>

***

Источник этой статьи тут ]]>http://levhudoi.blogspot.ru/2015/06/blog-post_30.html]]> В источник я периодически вношу изменения по мере поступления новой информации.

Подписывайтесь ко мне на обновления

Я в ВК ]]>http://vk.com/levhudoi]]>

Я в ФБ ]]>https://www.facebook.com/LevHudoi1]]>

Я в ОК ]]>http://ok.ru/lev.hudoi]]>

pandoraopen.ru

Гром-камень - Дёготь

А ВДРУГ ЗДЕСЬ БЫЛО КАПИЩЕ ПЕРУНА?!

 

            В Кировском районе обнаружен неизвестный специалистам памятник истории и природы.

 

            Не так давно мы проводили опрос жителей одного из сел близ Кирова. Поводом послужило случайно полученное  сообщение о массовых наблюдениях здесь НЛО. Чтоб не возвращаться к вопросу, сразу скажу -  информация не подтвердилась. Очевидцев аномальных атмосферных явлений здесь даже меньше обычных пяти процентов.  Но при общении с «аборигенами» мы никогда не ограничиваемся одной темой – интересуемся местными преданиями, обычаями, просто интересными чем-то местами. И первый же респондент, сказал, что не то чтобы интересный, но издавна выделяемый в народе объект здесь имеется:

 

            -  Есть километрах в трех Громовой камень. Был раньше,  одинарный, а сейчас на две части расколот. Давно, давно. Это в детстве еще слышал. Вроде, молния в него попала.  Будь здоров какой здоровый – ростом с человека. Половина отколота, как будто съехала.

 

         

   Это уже было интересно – других камней с аналогичными названиями, или с коими были бы связаны схожие поверья, в Калужской области мне  не известно. Белых камней – сколько угодно. Встречаются у нас и в соседних областях Синие, Красные, Конь-камни... А вот  чтобы Громовой... Вообще-то известны и такие – причем один  из них видел, не подозревая об этом, каждый интеллигентный человек! Об этой истории нельзя не рассказать...

 

 Автор «Медного всадника», известный скульптор Фальконе, с самого начала предполагал использовать в качестве пьедестала  природный «дикого вида» монолит, однако  найти его в окрестностях Питера оказалось не простой задачей... Были даны объявления в газеты, примерно такого содержания: «Академия Художеств ищет здоровый камень за вознаграждение». Среди откликнувшихся был и некий крестьянин Семен Вешняков, промышлявший  и каменотесным делом. Он-то и указал место, где имеется «Громовой камень» или «Гром-камень». Бытовавшее издавна предание было точно таким, как и под Кировым: в валун ударила молния, расколов его на две части. В истинности его горные инженеры того времени не усомнились:   «Произведенная громовым ударом расселина имела направление с севера на юг и была шириной в полтора фута» - отметили они в своем отчете...

 

Итак, в нашей области имеется «младший брат» части всемирно знаменитой скульптуры – уже маленькое открытие. Однако все может оказаться еще интереснее. На самом ли деле название камня связано с ударом молнии?  У человека, мало-мальски знакомого с физикой, сомнения неизбежно возникают: сам по себе гранитный валун ток  не проводит, напряженность электрического поля не увеличивает и в отличии от высоких деревьев «молнии не притягивает». Да и ударь молния в валун – заряд бы стек по его мокрой поверхности, вот и все (сравните с ударом молнии в автомобиль, что, как известно, для экипажа совершенно безопасно). Можно, конечно, допустить, что в подвергнувшемся удару камне имелась трещинка, заполненная водой – ее взрывное вскипание и раскололо камень... но вероятность сего не намного большая, чем выйдя из дома,  получить метеоритом по башке. А ведь Громовые камни не столь уж и уникальны – да,  их меньше, чем Конь-или Синь-камней, однако на Северо-Западе России такое имя встречается не слишком редко – «расколотые громом» камни показывают и в Новгородской области, и в Карелии, и в Ленинградской... Но не только там.

 Например, в Бурятии и Монголии. В Бохане (Иркутская область) у подножия горы Шаманка находился большой священный камень, Будал Шуул («спустившийся камень или громовой камень») почитаемый готольцами. Выходцы шаралдаевского рода считали своей святыней большой камень с отверстием в местности Харанье. Буудал шулууны имелись во втором олзоевском роде Унгинского ведомства и в других местах* *http://shaman.etnoshop.net/magic/4/mag_8.htm

 

Еще шире на Востоке (коль речь зашла о нем) известна Ваджра – исходно так называли волшебную палицу-диск бога-громовержца Индры, а позже, в буддизме, трактовать его стали куда шире. Как гласит энциклопедия, Буддистская ваджра символизировала прочность, неуничтожимость, ясность и всепобеждающую силу учения Будды. С ее помощью изгонялись демоны и преодолевалось невежество. Является вещественным эквивалентом бидже-мантре Хум. Трактуется как "первовещь". Использовалась в качестве атрибута изображений многих Будд, бодхисатв, идамов. Ее символика занимает ключевое место в тантристской форме махаямы — ваджраяне. Ваджра символизирует мужское начало, путь, сострадание. Интерпретируется как знак плодородия.

 

Переводят слово «ваджра» и как «алмаз» и как «громовой камень».

 

Было понятие «Громовой камень» и в Средиземноморье. В афинском археологическом музее можно увидеть уцелевшую статую Зевса (450г до н.э.), мечущего громовой камень. Позже, в Древнем Риме,  «громовой камень»  стоял напротив отверстия в крыше храма Юпитера. Да что там Средиземноморье! Громовые камни существовали и на других материках. По словам известного испано-инкского хронографа Гарсильясо,   «...одним из титулов бога Виракочи, которыми инки пользовались во время богослужения был Илла-Тики. Слово «илла» означает «громовой камень», а тики – «первобытный», «первоначальный», «исходный»...

 

Почти везде «громовые камни» - принадлежность в первую очередь Бога-громовержца. И, разумеется, исходно наверняка обожествлять стали метеориты. А позже, за недостатком  Возможно, именно их первоначально и стали обожествлять, а позже, за недостатком первых, стали посвящать грозному богу   и камни земного происхождения. Хотя, возможно, тоже не первые попавшиеся. Не к таким ли древним святыням относится Громовой камень близ Кирова? Чтобы  оценить это предположение, выслушаем рассказы о нем других сельчан...

 

 

 - Да, рассказывали, гремел он в гром, – заявила встреченная в палисаднике бабушка - Когда гром тогда и он гремел. Большой камень. Он зарос, в землю ушел. Я сам не видела его, рассказывали. Что он ушел. Громовой и громовой. Когда гром гремел, и он гремел. А когда грома не было, и он не гремел. Сам по себе он не гремел.

 

Обитатели соседнего дома – бабушка с взрослой дочерью – с этим не согласились:

 

- Есть у нас  очень большой камень Громовой. Он выше человека. Мол, молния в него попала, расколола надвое. Это еще до войны было.  Слышно было, как он гремел, если ухо прислонить.

 

- Как тишина на улице вечером станет, так все время слышно было, как он гремел. В деревне слышно было. – Не оглашается еще молодой мужчина у строящегося дома - Старики так говорили. Я сам не слышал. Сейчас все заросло. Он был здоровый-здоровый: когда мы маленькие были. А сейчас он тонет.  С каждым годом уходит. Его уже не так видно.

 

- Нет, к  нему когда наклонишься гул слышался. Может, там вода недалеко текла. Шум тихий слышался. – очередная версия очередной бабульки.

 

Под занавес услышали и еще один вариант: камень гремел, не во время грозы, а перед ней. Предсказывал ее.

 

Спрашивали мы и об обрядах, связанных с камнем – известно ведь, что кое-где древние святыни почитали до недавнего времени (еще в 19 веке женщины опахивали тульский Конь-камень, дабы вызвать дождь). Увы – слишком хорошо ни в жизни, ни в науке не бывает: никакого почтения перед Гром-камнем никто из собеседников не испытывал. Лишь название низины неподалеку от него – Дарская – наводит на размышления: не от приносимых ли Камню даров происходит оно? Может свидетельствовать о том, что местонахождение камня считалось не простым и существовавший в нескольких километрах небольшой монастырь... Да и трудно сомневаться, что мы имеем дело лишь с отголосками связанных с камнем поверий и легенд – вполне возможно, что еще недавно они были куда сложнее (кстати, в тульской деревне близ Конь-камня также про опахивание никто не помнит).

 

Впрочем, и дошедшие до нас вышеприведенные «осколки» кое-какие сопоставления сделать позволяют. Четко просматривается мотив «слушания говорящего камня», бытующий очень широко. «Слушаху» в 15 веке знаменитый Синий камень у Плещеева озера, в Псковской области один из почитаемых камней прямо именуется «камень-ухо» и представляет он собой гранитный валун с искусственно пробитой круглой дырой (через нее лазали больные) – сравните с  вышеупомянутым  Будал Шуулом. А близ Кандалакши на священной сопке Волосяной священных камней-сейдов, коим еще недавно поклонялись лапландцы, более восьмидесяти – при этом многие из них «звенят»...

 

Но если Громовой камень и в самом деле был алтарем в дохристианские времена – какому богу он был посвящен? Его можно назвать: конечно Перун-громовержец! Об этом писал еще античный историк Плутарх: «Перун иногда почитается в виде упавшего с неба метеорита, который, так и назывался «Громовой камень» или «Перунов камень».»  Однозначно связывает новгородский Громовой камень с Перуном и доктор исторических наук, профессор П.М.Золин.

 

            ...Однако читатели, думаю, уже задаются вопросом: побывали ли мы сами у Громового камня – ведь пока мы анализировали лишь рассказы о нем? Побывали. Нашу маленькую экспедицию (помимо автора, в ней принимала участие Роза Тенякова) не без уговоров проводил Иван Г. - чуть ли не единственный из сельчан, помнящий к нему путь – за что, конечно, мы очень признательны: идти пришлось несколько километров. О форме и размерах камня дают представление фотографии. Нам не удалось заметить на камне каких-либо древних рисунков, знаков, закономерной ориентации. Однако это вовсе не означает, что их нет – камень покрыт мхом и действительно изрядно врос в землю. Особенно это относится к меньшей, отколотой его части (на бОльшей, вертикально стоящей, моховой покров как раз очень небольшой – создается впечатление, что еще лет тридцать назад эту часть камня регулярно очищали).  На проведение более-менее серьезной  разведки камня и окрестностей потребовалось бы несколько дней, коих у нас не было. Да и заниматься этой работой должны археологи. Дело осложняется еще и тем, что прямо от   камня начинается заросшая лесосека, захламленая, как у нас водится, невывезенным хворостом и даже целыми стволами. Если и было здесь городище или селище, где жили обслуживавшие камень жрецы – найти его будет весьма сложно. Впрочем, у меня есть надежда, что нашей разведкой исследования Громового камня не закончатся. Но и того, что мы уже узнали, достаточно, чтобы включить Громовой камень в число особо охраняемых объектов   - хотя бы как памятник природы: бОльшего размера ледниковых валунов у нас, пожалуй, и не найдется, да и этнографическая составляющая налицо. Впрочем, практически все такого рода  памятники у нас охраняются только на бумаге...  именно по этому я и не указываю здесь название ближайшего села – пока еще этот  объект не испорчен ни покопами черных археологов ни автографами пикничников... И хорошо бы, чтоб это положение сохранилось хотя бы до проведения более полных исследований Камня. Но вот вопрос – а зачем тогда мы вообще про него пишем? Чтобы еще раз показать, сколько у нас совершенно неизвестных интереснейших объектов природы и истории, преданий, поверий и легенд, информация о которых уйдет в ближайшие годы – в ближнем к камню селе из полусотни домов постоянные обитатели остались в пяти-шести... Отложи мы поездку сюда лет на пять – вполне возможно, и вовсе бы о Громовом камне не узнали.  

 

 

  Автор статьи:          Андрей Перепелицын  

djogot.livejournal.com

Какова история Гром-камня? Часть 1 | Культура

Опустим неточность формулирововки, догадавшись, что в глыбу попала молния. А вот как связать свежесть находки (по отношению к тему времени, о котором идет речь) с настойчиво повторяемым многими авторами оборотом о наличии предания? А очень просто: для этого достаточно исправить еще одну неточность в информации: крестьянин НЕ находил Гром-камень, а лишь сообщил о нем в указанное время. Кому и зачем — об этом чуть позже.

А теперь вспомним другое предание, согласно которому Петр Великий не только бывал в той части побережья Финского залива, где изначально стоял Гром-камень, т. е. в шести верстах от деревни Конная Лахта, но и взбирался на него, осматривая окрестности и даже наблюдая за некоторыми батальными сценами.

Об этой легенде упоминает, в частности, Ольга Форш в романе «Радищев», но художественным вымыслом автора ее не назовешь. Ведь задолго до О. Форш о том же написал и современник тех событий, И. Г. Бакмейстер, библиотекарь Императорской Академии Наук, в «Историческом известии о изваянном конном изображении Петра Великаго» (1786).

Отметим, что автор памятника, Этьен Морис Фальконе, рекомендованный в числе других четырех скульпторов императрице Екатерине II для реализации ее идеи создать этот монумент, и не кем-нибудь, а Вольтером, изначально не предполагал, что пьедестал для него будет состоять из цельной каменной глыбы, а собирался соорудить его из нескольких составных частей (сначала — из двенадцати, потом — из шести).

Но найти подходящие камни никак не удавалось, несмотря на усилия высланных по окрестностях поисковиков. И тогда в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано обращение к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления… монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург». Тому, кто укажет местонахождение подходящего камня было обещано вознаграждение.

Вот на это объявление и откликнулся упомянутый крестьянин. Стоп. Читающий петербургскую газету сельский житель XVIII века… Не вызывает вопросов? Могу ответить, он был не просто грамотным человеком, интересующимся столичной прессой, а… поставщиком строительного камня для Петербурга, так что интересоваться его новостями для него было бизнес-необходимостью, как сказали бы в наше время. Это во-первых.

Во-вторых, сообщил о Гром-камне он не кому-нибудь, а самому заинтересованному официальному лицу — капитану Ласкари, руководителю поисковых работ в этом проекте. Это означает: С. Г. Вишняков знал, куда и как передать информацию и имел возможность это сделать. Кроме того, он при встрече с Ласкари утверждал, что лучшего камня для пьедестала не сыскать. Между прочим, давно знавший об этой глыбе Семен Григорьевич раньше даже предполагал найти ей применение для собственных нужд, расколов на куски, но не нашел нужного инструмента.

К его информации отнеслись с полным доверием, потому что восприняли в качестве рекомендации специалиста и, по-видимому, небезызвестного. Во всяком случае, этот трудолюбивый и предприимчивый плотник, каменотес и добытчик камня осуществлял поставки для облицовки Екатерининского канала, реки Невы и многих других сооружений тогдашней столицы России. А был он действительно из крестьян, но из казенных, т. е. служил государству, а не барину.

Итак, Гром-камень получил известность. О том, что было дальше — во второй части статьи.

shkolazhizni.ru


Смотрите также