Основные инструменты скульптора для работы с деревом, глиной, камнем. Глиняные камни


Конспект занятия на тему: "Песок, глина, камень. Свойства"

Конспект занятия на тему «Песок, глина, камень. Свойства».

Подготовила Архипова В.В. воспитатель высшей кв. категории

Цели:

  1. Образовательные.

  • развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, камня.

  • научить сравнивать материалы, правильно называть все особенности в соответствии с их свойствами, использовать в поделках.

  • развивать «чувство времени». Знакомство с песочными часами.

2. Развивающие.

  • развивать связность речи, зрительное внимание, творческое воображение.

  • учить наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы, самостоятельные умозаключения.

3. Воспитательные.

  • формирование взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности, инициативы, ответственности, сотрудничества.

  • воспитывать у детей аккуратность, умение работать с раздаточным материалом.

4. Коррекционные.

  • продолжать работу по согласованию существительных с прилагательными в роде числе и падеже.

  • закреплять навыки практического употребления притяжательных прилагательных.

  • закреплять правильное произношение звуков в связной речи детей.

  • развивать логическое мышление

  • учить устанавливать причинно-следственную связь

  • развивать общую и мелкую моторику рук

  • развивать внимание, усидчивость, память

  • работа над дыхательной гимнастикой

  • отработка речевого выдоха

Словарная работа:

  1. прилагательные: твердый, прочный, сыпучий, сухой, мокрый, вязкий, связывающее

  2. существительные: вещество, свойство, увеличительное стекло, «песочные часы»

Предварительная работа:

  • наблюдение на прогулке после дождя за свойствами песка, глины, камня.

  • рассматривание народных глиняных игрушек - филимоновских, дымковских. Иллюстрации с изображением кирпичных и каменных строений.

  • знакомство детей с «песочными часами».

Пособие и материал:

-песок, глина и камни на каждого ребенка, банки с водой, пластмассовые ложечки, увеличительные стекла, деревянные палочки, доски для лепки, поднос для коллективной работы, фартучки, «песочные часы» (5 мин), комочки влажной глины.

НОД.

  1. Вступительная часть.

Воспитатель. Ребята, у нас сегодня очень интересная работа. Оно будет проходить в нашей детской «лаборатории». Представим, что мы «ученые». А кто такие ученые?

Дети. Люди, которые изучают разные предметы, ставят опыты, делают открытия, работаю т с приборами

Воспитатель. Правильно, в нашей лаборатории есть приборы, с которыми мы уже работали. И мы, «ученые», будем проводить опыты, исследования, наблюдения, делать выводы.

Вы видите перед собой природный материал. Какой?

Посмотрите и назовите.

Дети. Глину, песок, камни.

2. Основная часть.

Воспитатель. Сегодня мы будем сравнивать материалы парами - песок и камень, песок и глину, камень и глину. Давайте рассмотрим и сравним песок и камешки. Потрогайте песок, поиграйте с ним. Какой он, что можно о нем сказать?

Дети. Песок сухой, его можно сыпать.

Воспитатель. Чтобы его хорошо рассмотреть, возьмите увеличительное стекло и посмотрите через него. Что вы видите?

Дети. Много мелких крошек, песчинок

Воспитатель. Правильно, песок - это мельчайшие песчинки, крупинки разрушенного камня. А камень, он какой?

Дети. Он твердый, жесткий, гладкий.

Воспитатель. Сейчас мы будем выяснять, что тяжелее песок или камень. Я буду проводить опыт, вы внимательно посмотрите, а потом проведите его сами

В банку с водой насыпаю песок и камни и все перемешиваю палочкой, наблюдаем, как происходит оседание на дно, что коснулось быстрее дна камни или песок?

Так, как вы ученые сами сейчас проведете опыт, сделайте наблюдения и вывод, что тяжелее и что легче.

Берите баночку с водой, насыпайте в банку песок и камни, палочкой все перемешайте и наблюдайте, что видите, что быстрее коснулось дна, и почему?

Дети. Камешки.

Воспитатель. Почему?

Дети. Камни тяжелее, чем песок.

Воспитатель. А теперь будем сравнивать песок и глину.

Определим, что лучше пропускает воду. Возьмите увеличительные стекла, рассмотрите песок и глину, чем они отличаются друг от друга?

Дети. У песка есть много песчинок, крупинок, а у глины нет. Она сухая, мягкая, как пух.

Воспитатель. Сейчас я проведу еще один опыт с песком и глиной, Он достаточно сложный. Потому что нужно наливать воду в стаканы одновременно. А почему одновременно? У нас задача определить,что быстрее пропускает воду песок или глина: Вот поэтому воду нужно наливать одновременно, а это пока для вас сложно. (Беру две баночки с воронками, отверстия в воронках закрываю ватным диском, в первую воронку насыпаю ложку глины, а во вторую воронку - ложку песка. Затем одновременно наливаю в две банки воду из стаканов до верху на глину и песок, смотрим, в какой банке быстрее наливается вода.)

Дети. В банке, где песок.

Воспитатель. Правильно, а почему? Кто сможет ответить?

Дети. Песок пропускает воду, а глина нет.

Воспитатель. М убедились, что песок пропускает воду,а глина почти не пропускает, так как влажная глина становится вязкой, липкой, она состоит из мельчайших частичек, тесно связанных между собой, из нее хорошо лепить.

А сейчас будем сравнивать камень и глину. Уточним, какой камень?

Дети. Тяжелый, твердый, прочный.

Воспитатель. Ребята, а когда глина высыхает, то она превращается в камень. Посмотрите, что произойдет, если нажать на камень из глины, что вы видите?

Дети. Она рассыпался.

Воспиталь. А нажмите на обычны камень. Что с ним произошло?

Дети. Ничего.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что камень прочный, твердый.

Воспитатель. Дети, мы с вами убедились, что камень твердый, крепкий, прочный. Из-за его прочности камень применяют в строительстве зданий. А из глины изготавливают множество народных игрушек, поделок, свистулек, красивую посуду. И все это, и песок, и глина, и камень называют полезными ископаемыми. А кто находит эти полезные ископаемые?

Дети. Геологи.

Воспитатель. А кто такие геологи?

Дети. Геологи - это люди, которые ищут в земле полезные ископаемые.

Физкультминутка.

Воспитатель. А сейчас представим, что мы с вами «геологи» и пойдем на поиски полезных ископаемых. Может нам сегодня повезет? (Дети имитируют движения, копая лопатой, находят глину.)

Воспитатель. Ребята, вы что - то нашли?

Дети. Да, глину.

Воспитатель. Глина - это что?

Дети. Полезное ископаемое.

Воспитатель. А зачем нам нужна глина, чем она полезная?

Дети. Из нее делают игрушки, красивую посуду, используют в строительстве.

Воспитатель. А еще в старину, да и сейчас из глины изготавливают в строительстве.

Воспитатель. А еще в старину, да и сейчас из глины изготавливают урашения. Ребята, скоро мы будем отмечать праздник весны, праздник наших мам, бабушек и сестер. Как он называется?

Дети. 8 Марта

Воспитатель. Давайте из глины сделаем для наших мам крашение - медальон. А в этом нам поможет вот такой прибор. Это песочные часы. У них нет стрелок, нет циферблата, но все равно это часы. Как определить отрезок времени по этим часам?

(Песок пересыпается из диной емкости в другую за определенное время) Вот эти часы и рассчитаны на 5 минут, т.е. песок пересыпается ровно 5 мин, это как раз то время которое потребуется для изготовления заготовки нашего медальона. А для этого нужно скатать шарик, прижать ладошками, палочкой, отступя от края, сделать отверстие для ленточки (выполнение работы с детьми).

когда они высохнут, вы их красиво раскрасите гуашью.

И мамы будут очень довольны таким необычным подарком.

А как называется посуда, изготовленная из глины?

Дети. Керамическая.

Воспитатель. Правильно. И медальоны у нас будут называться керамические.

3. Итог занятия.

Ну вот, мы сегодня были и «учеными», и «геологами», и «исследователями», узнали о свойствах каких полезных ископаемых? (ответы детей)

Что мы о них узнали, чем они полезны? (ответы детей)

Ну а теперь, пришло время попрощаться с гостями.

Подготовила Архипова В.В.

infourok.ru

Камень, глина

Резьба по камню была известна на Руси с древнейших времен. Наиболее широкого распространения и блестящего расцвета она достигает в декоре зданий, высекавшемся чаще всего из белого известняка, шифера и мрамора. Резьба по камню в мелких предметах применялась довольно ограниченно. Из камня - шифера, сланца, известняка - выполнялись резные иконки, кресты, литейные формы для металлического литья, пряслица, рыболовные грузила, шахматы. Нагрудные каменные иконки ХI - ХIV веков, в отличие от мелкой пластики в металле, вырезались самими мастерами. Поэтому они никогда не повторяют друг друга, кроме случаев подражания. Иконки резали из розового и серого шифера, из сланцев и из светло-желтого известняка. Изготовлялись они во многих русских городах, в том числе и в Новгороде. Новгородские иконки кроме символических сюжетов на лицевой стороне имели на обороте изображения патрональных святых, как, например, иконки с именами святых Ивана, Захарии, Георгия, Никиты, Власия и других. В Новгороде найдены иконки работы не только местных, но и византийских, западноевропейских и южнорусских мастеров. Всего на раскопках найдено двадцать семь каменных иконок.

Одним из лучших образцов древнерусского прикладного искусства является шиферная иконка, найденная в Новгороде в слоях первого десятилетия ХIV века. На одной стороне (лицевой) изображены святые Симеон Столпник и Ставрокий, по бокам колончатые надписи. На другой стороне - святой Георгий на коне. Следует отметить высокое художественное мастерство резчика лицевой стороны. Он сумел, несмотря на плоскостность изображения, передать рельеф разной высоты и сделать плавный переход к фону. Высокое профессиональное мастерство, палеографические признаки надписей и аналогии с иконкой Бориса и Глеба, происходящей из Солотчинского монастыря, позволяют датировать иконку первой третью ХIII века. В совершенно иной манере выполнена резьба на оборотной стороне. Она отличается большей резкостью линий, контрастным переходом от фигур к фону, схематичностью деталей и некоторым примитивизмом. Иной и характер надписей. Иконка была сделала в мастерских Киева или Старой Рязани и затем попала в Новгород. В конце ХIII века новгородский владелец иконки вырезал на ней изображение своего патрона Георгия.

Печные глиняные изразцы в Новгороде появляются в конце ХIII века. Изразцы представляли собой кирпич из красной или (довольно редко) белой глины размером 13x13x7 см. В центре лицевой стороны изразца имелся цилиндрический выем. Плоские лицевые поверхности изразца украшались нарезками в виде прямых или изогнутых линий, иногда фигурами в виде квадратов с диагоналями или треугольников. В ХV веке в связи с появлением дымоходов эта форма изразцов сменяется другой. На ней уже нет цилиндрического выема и вся гладкая лицевая поверхность украшается рельефным изображением, часто с жанровыми сценками.

Художественные изделия из глины в Новгороде были распространены достаточно широко. Среди них встречаются фигурные рукомойники, всевозможные лепные сосуды, в том числе фигурные переносные фляги, детские игрушки, поливные чаши, плитки и многое другое.

Двусторонняя икона

Двусторонняя икона

Двусторонняя икона

Двусторонняя икона

Иконка с рельефным изображением Богоматери Одигитрии

Амулет

Крест нательный

Крест нательный

Носик водолея в виде головы животного

Свистулька - птичка

Изразец с изображением гусляра и человека с посохом и птицей

Тигель для изготовления красителей

Тигель - льячка для изготовления красителей

Золотоордынская поливная чаша

Сосуд в форме горшка

Светильник

Лицевая и оборотная стороны литейной формы

Лицевая и оборотная стороны литейной формы

Свечи восковые, круг воска

www.novgorod.ru

Основные инструменты скульптора для работы с деревом, глиной, камнем

Какие инструменты скульпторы используют в своей профессиональной деятельности? Чем обрабатывают камень, глину, дерево? Ответы на эти и прочие вопросы можно найти в нашей статье.

Скульптурный станок

Базовый инструмент скульптора, независимо от специфики деятельности, – скульптурный станок. Он представляет собой нечто вроде табурета с вращающейся рабочей поверхностью. Существуют варианты с регулировкой согласно высоте и изменением степени жесткости поворота вокруг оси.

Предпочтение стоит отдавать металлическим скульптурным станкам. Такие приспособления содержат подшипники, которые способствуют легкому вращению рабочей поверхности. Винтовая резьба на штативе дает возможность без проблем производить регулировку высоты. Помимо прочего, металлические станки имеют больший вес по сравнению с деревянными аналогами, что обеспечивает сохранение устойчивости в ходе работы.

Инструменты для работы по камню

Основными инструментами скульптора, который работает с камнем, выступают долото, молоток и напильник. Подобные приспособления можно приобрести в виде набора. Продаются они в художественных лавках.

Новичкам рекомендуется обращать внимание на легкие молотки, вес которых составляет от 600 до 900 граммов. У инструмента должно быть две плоские поверхности, которые шире, чем у обычного приспособления для забивания гвоздей. Такая особенность обусловлена необходимостью нанесения частых ударов по зубилу. В то же время тяжелый молоток позволит справляться с работой быстрее. Однако у неумелого мастера при этом могут откалываться от заготовок слишком крупные куски.

Главный инструмент скульптора по камню – плоское долото. Некоторые разновидности содержат заостренные крючки, отдаленно напоминающие миниатюрную вилку. Подобные элементы необязательны при работе с камнем, но способны заметно облегчить резьбу по материалу и обеспечить придание нужной формы тонким деталям.

Еще один инструмент скульптора для обработки камня – напильник. С его помощью скульптура приобретает завершенный вид. Желательно, чтобы в наличии имелся целый набор таких приспособлений. Останавливаться при выполнении работы нужно на том варианте, который наиболее соответствует габаритам изделия.

Законченную скульптуру необходимо обязательно отполировать, чтобы устранить следы грубой обработки. В данных целях целесообразно использовать наждачную бумагу 220. Только при таком подходе изделие будет выглядеть утонченным и завершенным.

Инструменты скульптора по глине

Очевидно, что лучшим инструментов для работы с глиной выступают пальцы. Однако при доработке изделия не обойтись без набора специальных приспособлений. Итак, какой применяется инструмент, которым скульптор обрабатывает поверхность скульптуры из глины? Здесь следует отметить следующее:

  1. Металлические либо деревянные стеки – дают возможность справляться с достаточно грубой обработкой заготовки.
  2. Циркуль – требуется для измерения моделей и выполнения рисунков.
  3. Пантограф – применяется при необходимости уменьшения либо увеличения размеров модели.
  4. Мерник – дает возможность определить параметры отдельных элементов скульптуры, выступающих над плоскостями.
  5. Угольник и линейка – облегчают измерение длины вертикальных и горизонтальных линий.
  6. Кисти – служат для обметания поверхностей, устранения с изделий крошек глины.
  7. Спринцовка – необходима для увлажнения моделей.

Инструмент для работы по дереву

Незаменимый инструмент скульптора, который создает изделия из дерева, – лекало. Это чертежное приспособление, которое обеспечивает возможность перенесения нужных линий на поверхность заготовки.

Для художественной резьбы применяются ножи-косяки. Такие инструменты содержат режущую поверхность под уклоном. С их помощью подрезают контуры и выполняют орнаменты.

Геометрическая резьба усложняется при отсутствии ножей-резаков. Ими удобно выполнять всевозможные закругления. Кроме того, такой инструмент скульптора по дереву обеспечивает возможность создания элементов изделий с кривыми линиями.

Помимо прочего, мастера нередко пользуются так называемыми "татьянками". Подобные ножи применяют при силовой резьбе. Чаще всего они задействуются при создании фигурок животных и людей. "Татьянки" обеспечивают легкую обработку мягкой древесины, поскольку удлиненная рукоятка передает максимальное усилие на поверхность.

В обязательный набор также входят всевозможные стамески. Последние дают возможность обтачивать модели и создавать различного рода углубления.

Безопасность

Резчики по камню и мастера по дереву рекомендуют пользоваться респираторами. Однако совет больше касается профессионалов, которые применяют электрический инструмент и выполняют большие объемы работы. Новичкам сгодится обычная марлевая повязка или дешевая бумажная маска.

В целях безопасной работы важно применять защитные очки. Приобретать лучше изделия, которые не слишком плотно прилегают к лицу. В таком случае линзы не будут запотевать в процессе обработки заготовок.

Чем больше опыт скульптора, тем реже он натирает мозоли. Впрочем, новичкам не обойтись без плотных перчаток. Такая защита для рук позволит избежать натирания кожи, а также порезов при контакте с инструментом и материалами.

В заключение

Как видно, существует целая масса специальных инструментов для работы с отдельными материалами. Новичкам совершенно не обязательно иметь в наличии все эти приспособления. Ведь большинство из них требуется лишь профессиональным мастерам. Для начала сгодятся несколько базовых инструментов, с которыми нужно как следует подружиться, а уж после переходить к более сложным задачам.

fb.ru

Мастер класс: комплект украшений из глиняных бусин и натуральных камней

Нет ничего милее и прекраснее, чем украшение, сделанное своими руками, будь то серьги или бусы, а может подвеска или кулон: всякое украшение, которое вы сотворите сами будет единственным и неповторимым. Конечно, можно купить любые готовые бусы, но если сделать их своими руками, у вас будет уверенность, что ни у кого таких больше нет. А значит, ваше украшение — уникально. Я предлагаю вам сделать комплект украшений из натуральных материалов — глины и полудрагоценных натуральных камней-самоцветов. Бусины из глины мы сделаем сами. В комплект к ним подберем самоцветы. В итоге у нас получится красивое авторское изделие из натуральных материалов — изысканное и прекрасное!

Итак, что нужно, чтобы смастерить авторские украшения из натуральных камней?

Прежде всего, стоит отметить, что создание украшений — это творчество. Для начала определимся, чего именно мы хотим. Я бы рекомендовала сделать сразу комплект из бус, браслета и сережек. Затем необходимо определиться с дизайном — мысленно представить, что это будет за изделие (праздничное или повседневное), в каком стиле, с какой одеждой вы сможете его носить. Можно сделать наброски на бумаге — взять цветные карандаши и попробовать изобразить ваше будущее украшение. Для того чтобы определить сочетаемость цветов, хорошо бы разложить бусины из глины на листе белой бумаги. Определились с сочетаемостью — продумайте последовательность, в которой будут нанизываться бусины (например — две зеленых — синяя — белая). Для симуляции творческого процесса посмотрите красивые картинки — желательно в тех цветах, что и имеющиеся у вас бусины. Когда найдете подходящую картинку, внимательно рассмотрите ее, найдите цвета, и у вас появятся идеи авторских украшений из натуральных камней по мотивам увиденного.

Я расскажу вам, как сделать изделия из натурального камня и глины — комплект украшений в тропическом стиле. Летом он как нельзя кстати: песочные цвета бусин прекрасно гармонируют с солнечным настроением, а когда придет зима, надевая бусы, вы будете вспоминать о лете.

Сначала нужно сделать бусины из глины. Процесс этот трудоемкий, занимает около четырех дней (именно столько они будут сохнуть), но в то же время творческий, и потому приятный.

Необходимые материалы и инструменты

  • Глина в брикетах (на упаковке должно быть указано, что ее можно обжигать в домашней духовке)
  • Зубочистки
  • Кисточка
  • Краски по керамике.

Как сделать бусины из глины своими руками

  1. Подготовить рабочую поверхность: накрыть стол клеенкой, поставить рядом миску с водой, положить полотенца.
  2. Промять глину руками, хорошо отбить в течение десяти минут. Чем лучше вымешана глина, тем проще будет работать с ней.
  3. Скатать пласт глины в тонкий жгут, отрезать ножом небольшие одинаковые кусочки — будущие бусины.
  4. Сформировать бусины необходимой формы. В зависимости от вашего желания это могут быть овальные, круглые, квадратные бусины.
  5. Надеть каждую бусину на зубочистку. Так мы формируем будущее отверстия для нанизывания.
  6. Пока глина не засохла, можно сделать узоры. Процарапать бороздки по бусине зубочисткой, сделать дырочки кончиком авторучки. Используйте любые предметы, которые попадутся под руку. Рельеф бусин — огромный простор для творчества.
  7. Через два-три дня бусины подсохнут. Теперь их надо обжечь. Для обжига подойдет обычная кухонная духовка, разогретая до 170 градусов. Необходимо разложить бусины на противне, покрытом кулинарной бумагой. Зубочистку вынимать не нужно — в процессе обжига она обгорит, оставив нужное нам отверстие для нанизывания.
  8. После обжига часть бусин можно отложить, а часть — покрасить. Осторожно наденьте бусину на зубочистку и прокрасьте кисточкой со всех сторон.
  9. Готовые раскрашенные бусины поставьте в стакан и дайте им высохнуть.
  10. Если вы хотите нанести краску в несколько слоев или нарисовать на бусинах рисунки поверх раскрашенного фона, нужно высушить каждый слой краски и наносить рисунок уже по высохшей поверхности.

Если у вас осталось глиняное тесто, его нужно завернуть во влажную ткань, положить в плотный полиэтиленовый пакет и убрать в прохладное место. Так глина может храниться довольно долго.

После того как самодельные бусины из глины готовы, можно приступить к изготовлению украшений. Я предлагаю вам использовать только натуральные материалы, поэтому в комплект к глиняным бусинам берем натуральные камни-самоцветы — желтый и зеленый оникс. Кроме того, нам понадобятся некоторые инструменты и материалы.

  • Швензы и пины-гвоздики для сережек
  • Замочек-карабин
  • Нити (можно купить специальную нитку для бус — продается в магазинах для рукоделия, а можно взять обычные нити мулине — они довольно прочные и с ними легко работать)
  • Тонкая игла с узким ушком
  • Тонкая прочная резинка
  • Ножницы по металлу
  • Тонкие щипцы.

Простейший браслет

Браслет делается совсем просто, главное найти качественную резинку. Брать ту, что сверху покрыта нитями, не рекомендую — получатся большие узелки. А вот самая простая (как на фото) нам подойдет.

  1. Итак, отрезаем необходимое количество резинки — три длины запястья.
  2. Продеваем конец в бусины. Для прочности рекомендую протянуть резинку в два раза.
  3. После того как нанизали бусины, завязываем концы в прочный узел. Если отверстия бусин достаточно широкие, прячем узелок в отверстие крайней бусины. Если у ваших бусин очень узкие дырочки, можно добавить на конец одну с широкой, например, металлическую или серебряную.
  4. Прячем узелок внутрь.

Серьги из глины и камней

Берем пину, нанизываем на нее две бусины, просовываем конец палочки в колечко швензы, тонкими щипчиками загибаем кончик палочки в петлю.

Если швенза слишком длинная, аккуратно обрезаем кончик до необходимой длины ножницами для металла.

Бусы из камней и глиняных бусин

Мы делаем длинные бусы, поэтому застежка нам не нужна.

Берем нитку нужной длины + 7 см. — у меня это 107 см, продеваем конец в иголку и складываем нить пополам.

На конце завязываем узелок, но не затягиваем — далее будет необходимо его развязать.

Нанизываем бусины из натуральных камней-самоцветов и глиняные бусины в соответствии с эскизом. Посредине у меня металлическая подвеска-зебра.

Завязываем концы нитки в узелок. Для прочности делаем узел тройным и прячем его в отверстие одной из крайних бусин.

В итоге у нас должен получиться прекрасное авторское украшение из натуральных камней-самоцветов и неповторимых глиняных бусин ручной работы!

Мастер-класс и фото любезно предоставлены интернет-магазином украшений «Стальная сова».

www.diy.ru


Смотрите также