Фарфор: древний, великий, прекрасный! Фарфоровый камень


Фарфоровый камень

В быту мы постоянно пользуемся изделиями из фарфора — фарфоровой чайной и столовой посудой, электроизоляционными материалами (роликами, пробками, штепселями, выключателями). Без фарфора невозможно развитие современной электротехники, так как он является наиболее прочным и дешевым электроизолятором. Огромное количество изоляторного фарфора требуется для передачи электрической энергии по проводам, для монтажа электростанций и машин, рождающих электрический ток.

Наши лаборатории и химические заводы не могут обойтись без специальной фарфоровой посуды и других изделий из фарфора, стойких против химического воздействия кислот и щелочей. Фарфор в настоящее время— действительно универсальный материал для самых разнообразных отраслей промышленности.

Читатель может спросить, какое отношение имеет все это к Карелии, которая до сих пор не выпустила ни одной фарфоровой чашки или тарелки, ни одного изолятора? Отношение, как увидим ниже, прямое и непосредственное. Карелия обладает огромными ресурсами керамического сырья для фарфоровой промышленности и вот уже десятки лет является его главным поставщиком в Советском Союзе.

Что такое фарфор и из чего его изготовляют?

Современный фарфор изготовляется из трех основных видов минерального сырья: из пластичной белой фарфоровой глины — каолина, молотого кварца и минерала из группы алюмосиликатов — полевого шпата, или фарфорового камня, как его называли в старину. Каждый из минералов входит в состав фарфоровых масс примерно в одинаковых количествах. Кварц и полевой шпат предварительно измельчаются и смешиваются с каолином.Смесь всех трех минералов с водой образует пластичное тесто. Из него легко формируются изделия, которые затем сушат, обжигают и обычно покрывают глазурью.Каолин придает массе пластичность, кварц улучшает ее свойства, а полевой шпат играет роль плавня (флюса) для цементирования частиц каолина и кварца после обжига изделий. В результате обжига получается крепкий фарфоровый черепок; возникающие в нем поры заполняются сравнительно легкоплавким полевым шпатом.

Таким образом, полевой шпат имеет решающее значение для получения твердого, не пористого фарфора с его современными техническими свойствами электроизолирующего, огнеупорного, кислотоупорного и щелочеустойчивого материала. Благодаря своей плавкости полевой шпат находит применение в производстве стойких глазурей для фарфоровых изделий, используется при изготовлении разного рода эмалей, точильных, наждачных и карборундовых кругов (абразивная промышленность) в качестве минеральной связки.До Октябрьской революции русская фарфоровая промышленность получала полевой шпат из Швеции и Норвегии. За годы Советской власти Карелия на 80—90 процентов стала снабжать фарфоровые заводы страны первоклассным полевым шпатом.

Где же в Карелии встречаются керамические минералы — полевой шпат и кварц?Если внимательно присмотреться к любой гранитной породе в ее скальных выходах, например, в Приладожье, на восточном берегу Онежского озера и в других местах, то можно увидеть, что гранит состоит главным образом из двух минералов: розового, красного или белого полевого шпата в форме кристаллов — зерен размером до 2—3 сантиметров в поперечнике — и зерен серого, дымчатого, иногда голубоватого и даже черного кварца. Остальные минералы (черная слюда — биотит, белая слюда — мусковит, черная роговая обманка и нр.) играют подчиненную роль в составе гранита; они всегда содержат большое количество окислов железа, в то время как в полевом шпате и кварце их не больше десятых и даже сотых долей процента.Химический анализ гранитов показывает, что большинство из них содержит 2—3 процента окислов железа, а фарфоровая промышленность для своих белых изделий нс допускает этого вредного соединения больше 0,15—0,2 процента. Читателю, вероятно, приходилось замечать различие в окраске фарфоровой посуды: одни изделия поражают своей снежной белизной, другие имеют сероватую, желтоватую, грязно-серую неприятную для глаза окраску. Все это объясняется наличием железистых примесей в исходном материале — полевом шпате н кварце.

Высокое содержание железа в керамических минералах понижает и электроизоляционные свойства фарфора. Поэтому из обыкновенного гранита нельзя получить даже грязно-серого фарфора самых низких сортов из-за очень высокого содержания в нем железа.Чистый белый фарфор с незначительным содержанием железа получается из своеобразных разновидностей гранитных пород, которые в геологии получили название гранитных пегматитов (от греческого слова« пег-ма» — сплоченность, крепкая связь).Благодаря присутствию растворенных в гранитной магме парообразных и газообразных веществ (воды, углекислоты, бора, фтора и других), она становится менее вязкой, более подвижной и текучей. При огромных горных давлениях внутри земной коры расплав гранитной магмы выжимается через трещины в каменной оболочке ближе к поверхности Земли. Внедрившись между другими горными породами, он затвердевает и превращается в кристаллическую породу — гранит.

Остывание гранитного расплава происходит, конечно, не сразу, г постепенно. Внутренняя часть очага еще долго остается жидкой. Пары и газы, не имея выхода через образовавшуюся гранитную корку, постепенно скопляются в этом остаточном расплаве, увеличивая его текучесть и давление. Большой концентрации достигают пары воды в остаточном пегматитовом расплаве, и эта так называемая газо-водная гранитная магма при благоприятных условиях может быть выжата ближе к поверхности Земли. Юна застывает в форме жильных тел гранитного же состава в трещинах вышележащих пород. Таким образом образуются гранитные пегматитовые жилы п создаются месторождения, богатые чистыми керамическими минералами — полевым шпатом и кварцем. Пегматитовые гранитные жилы и служат почти единственным источником этих минералов для фарфоровой промышленности.В Карелии процесс заполнения трещин пегматитовым гранитным расплавом шел несколько иначе. В большей части разведанных здесь и хорошо вскрытых промышленных пегматитовых жил до сих пор не удалось установить прямой связи их с родоначальными гранитами: ни разу не было обнаружено жилок-проводников, по которым приходил из гранитных очагов расплавленный материал к пегматитовым телам. Можно предполагать, что в трещину будущей пегматитовой жилы выжимался подвижный расплав гранитного состава через посредство гранитизированных гнейсов, подстилающих пегматитовое жильное тело.

Вернемся теперь к самим пегматитовым жилам и их характеристике.Кто бывал в районе Чуиииского и Черпоречепского заливов Белого моря, в окрестностях Лоухского и Пу-лонгских озер в северной Карелии или па северном побережье Ладожского озера, тот не мог не встретиться с этими жильными образованиями.Там, где коренные скальные породы выходят из-под плаща ледниковых наносов и обнажены, пегматитовые жилы легко распознаются прежде всего по своей более светлой, чем у других пород, окраске (белой, розовой пли красной). Они резко выделяются па фоне темпоок-рашеииых, вмещающих эти жилы пород. Присматриваясь к таким жильным телам, легко убедиться, что в них преобладают белые или светлоокрашенные минералы— полевые шпаты и кварц, составляющие главную массу жилы; темноцветных минералов в жилах значительно меньше. В отличие от гранитов пегматит сложен более крупными кристаллами основных и второстепенных минералов. Выделения чистого кварца в жилах местами достигают 3—5 метров в поперечнике.Очень характерны для гранитных пегматитов срастания двух главных минералов (полевого шпата и кварца), похожие на еврейские письмена или иероглифы древних египетских и вавилонских надписей. Угловатые тонкие кристаллы серого кварца врастают в полевой шпат, образуя оригинальную «письменную» структуру. Сама порода с таким строением называется «еврейским камнем», или «письменным гранитом».Химический анализ и общий минеральный состав жильных пегматитов показывают их полное сходство с нормальными гранитами.Наукой установлено, что пегматитовые жилы действительно родственны но своему происхождению гранитам и составляют, как говорят геологи, их жильную фацию.

Несмотря па незначительные размеры жильных тел, пегматиты являются ценнейшим источником керамических минералов. Путем простой ручной разработки после взрывных работ па руднике из них можно получать чистый кусковой полевой шпат и жильный кварц для самых качественных фарфоровых изделий, чего невозможно достигнуть при разработке гранитных массивов. Пегматиты, содержащие большое количество окислов железа (свыше 0.5 процента), могут быть дешево превращены в первосортное керамическое сырье на специальных пегматитовых помольных заводах. Здесь пегматит измельчается в муку, из которой электромагнитами извлекаются все вредные железосодержащие минералы (слюда, гранат, турмалин, роговая обманка и др.).

Автору этой книги посчастливилось найти в Карелии в 1928 году очень крупную жилу (им. Чкалова), скрытую под вековым лесом, выросшим на ледниковых наносах на горе у Амбарной губы Чупипского залива. Вплоть до 1941 года это пегматитовое тело являлось основным источником снабжения полевым шпатом и пегматитом отечественных фарфоровых заводов.

В послевоенный период были открыты в Приладожье еще более мощные пегматитовые месторождения. В настоящее время эта база всесоюзного значения в районе города Ппткярапты промышленно осваивается, и при ней планируется создать пегматитовый помольно-обогатительный завод для выпуска стандартного фарфорового сырья—пегматитовой муки. Нет никакого сомнения, что в ближайшие годы будут выявлены в Карелии новые пегматитовые месторождения, богатые высококачественным керамическим сырьем.

Полевые шпаты по своей химической природе относятся к группе алюмосиликатных минералов, то есть соединений, богатых алюминием, кремнием, кислородом, а также щелочными элементами (калием и натрием). В пегматитовых жилах Карелии чаще всего встречается богатый калием полевой шпат микроклин, реже — известково-натровые полевые шпаты.Полевые шпаты отличаются светлой окраской: микроклин имеет розовый, реже белый цвет, известково-натровый полевой шпат — всегда белый.Все полевые шпаты при ударе молотком раскалываются по двум направлениям на куски с ровными гладкими поверхностями. Это их свойство называется «спайностью».

Полевые шпаты отличаются значительной твердостью. Они с трудом царапаются стальным перочинным ножом. На поверхности микроклина всегда заметны вросшие в него короткие белые линзочки натрового полевого шпата. У других полевых шпатов таких врост-ков никогда не встречается.Характерной особенностью известково-натровых шпатов является очень топкая штриховка на одной из поверхностей спайности, чего нет у микроклина. В фарфоровом производстве лучшим считается калиевый полевой шпат, а для художественного фарфора — известково-натровый.Второй керамический минерал пегматитовых жил — кварц — также легко отличить от других минералов: он тверже нолевых шпатов (царапает их) и многих других минералов, при расколе не дает ровных поверхностей, то есть не обладает спайностью. Поверхность его иногда раковистая. Кварц в жилах или бесцветный, или молочно-белый, иногда розовый или светло-буроватый (дымчатый). Нередко в осколках он бывает прозрачным.

Карелия обладает огромным количеством пегматитовых жил, а следовательно, и запасом фарфорового камня. Одних только крупных жил зарегистрировано более 1000. Например, жила Большое Тэдипо у станции Полярный Круг имеет длину 390 метров и ширину 20—35 метров. Пегматитовое тело Серая Горка (Лянсинмяки) на северном берегу Ладожского озера занимает огромную площадь в 13 000 квадратных метров.

П.А. Борисов

Борисов П. А. О чем говорят камни Карелии. изд. 2-е. Петрозаводск, «Карелия», 1973 г.

karel.su

ФАРФОРОВЫЙ КАМЕНЬ - это... Что такое ФАРФОРОВЫЙ КАМЕНЬ?

 ФАРФОРОВЫЙ КАМЕНЬ

светлая тонкозернистая горная порода с низким содержанием красящих оксидов: продукт гидротермально-метасоматич. изменения кислых по составу эффузивов и туфов. Содержит 30 - 50% (до 65% ) кварца. Используется для изготовления фарфора, бесщелочного термостойкого стекла и как огнеупорное сырьё.

Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004.

Смотреть что такое "ФАРФОРОВЫЙ КАМЕНЬ" в других словарях:

  • КАМЕНЬ ФАРФОРОВЫЙ — собирательный термин для гр. серицитсодер. п., связанных с вторичными кварцитами и разнообразными гидротерм, измененными апоэффузивными образованиями кислого или среднего состава; используется в промышленности как керамическое сырье. К. ф.… …   Геологическая энциклопедия

  • Гранит керамический (фарфоровый грес, колормасса, плитка из искусственного камня) — – отделочный материал, название которого с итальянского переводится буквально как «каменно фарфоровая керамика».. По способу производства керамогранит похож на керамику или фарфор, а по внешнему виду – на камень (гранит). Изготовляют его из …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Артём —         В Приморском крае, краевого подчинения, в 53 км к северо востоку от Владивостока. Расположен в северной части полуострова Муравьёва Амурского, на территории Артёмовского буроугольного бассейна Железнодорожная станция (Артём Приморский) на …   Города России

  • АРТЕМ (город) — АРТЕМ, город в Российской Федерации, Приморский край, расположен в северной части полуострова Муравьева Амурского, в 53 км к северо востоку от Владивостока. Железнодорожная станция Артем Приморский I. Близ Артема расположен аэропорт г.… …   Энциклопедический словарь

  • Артём — Артём, город в Приморском крае, в 53 км к северо востоку от Владивостока. Расположен в северной части полуострова Муравьёва Амурского, на территории Артёмовского буроугольного бассейна. Железнодорожная станция Артём Приморский I. Население… …   Словарь "География России"

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Фарфор* — (произв.). Ф. относится к отделу керамических изделий (см. Гончарное производство) с непроницаемым для жидкостей черепом; от каменных изделий (gr è s) он отличается прозрачностью, или просвечиваемостью. Однако резкой границы здесь провести …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Фарфор — (произв.). Ф. относится к отделу керамических изделий (см. Гончарное производство) с непроницаемым для жидкостей черепом; от каменных изделий (grès) он отличается прозрачностью, или просвечиваемостью. Однако резкой границы здесь провести нельзя,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ломоносов, Михаил Васильевич — Михаил Васильевич Ломоносов Работа неизвестного художника. Масло[1] …   Википедия

  • ТУБЕРКУЛЕЗ — ТУБЕРКУЛЕЗ. Содержание: I. Исторический очерк............... 9 II. Возбудитель туберкулеза............ 18 III. Патологическая анатомия............ 34 IV. Статистика.................... 55 V. Социальное значение туберкулеза....... 63 VІ.… …   Большая медицинская энциклопедия

dic.academic.ru

Фарфор: древний, великий, прекрасный!

Когда-то фарфор почитался ремесленным чудом, и за тайну этого керамического материала смельчаки платили собственными жизнями. Потом его стали изобретать заново то здесь, то там – в результате чего мир обогатился новыми разновидностями и сортами фарфора. С течением времени оказались востребованы все физические свойства фарфора, и в прошлом веке фарфоровая продукция разделилась на промышленную и бытовую. Китайская фарфоровая ваза

С чего же все начиналось?

История фарфора

Родина фарфора – Китай. В то время как европейцы – даже самые цивилизованные, древние греки – лепили амфоры, выдалбливали каменные плошки и пытались отливать посуду из стекла, китайцы сосредоточенно работали над созданием фарфора. Первые удачные опыты китайских мастеров задокументированы 220-м годом до нашей эры.

Сами китайцы склонны увеличивать возраст фарфора как минимум на тысячу лет. Европейская наука полагает, что не всякая древнекитайская керамика – фарфор, но лишь та, которая при легком соударении звенит «цзин-нь»... А такие изделия на территории Китая стали появляться лишь в середине первого тысячелетия Новой эры.

Не стоит снисходительно относиться к аудиальному критерию оценки. Есть мнение, что и англоязычное имя Китая, и славянская «синь», и китайское наименование фарфора происходят из одного источника – звукоподражательного «цзинь».

Во всяком случае, географическая область появления китайского фарфора по сей день зовется Цзянси; британское China – англифицированная попытка прочтения древнекитайского tien-tse, впоследствии преобразованного в tseane и служившего наименованием, помимо прочего, любому изделию из фарфора.

По мнению отдельных лингвистов, русская «синь» - все та же калька с китайского tseane. Ведь первые изделия из китайского фарфора декорировались исключительно синей минеральной краской. Значит ли это, что славяне познакомились с китайским фарфором тысячи лет назад? Любопытная, но неподтвержденная наукой гипотеза.

Почему фарфор родился в Китае?

Строго говоря, темпы развития керамического ремесла в Европе, Средней Азии, Ближнем Востоке, Индии и прочих удаленных от Китая местностей были примерно равными. Да и китайцы в технологию обжига формованной глины не внесли ничего принципиально нового. Все те же купольные печи, все тот же древесный уголь...

Секрет происхождения фарфора кроется в сырьевых предпочтениях. Мастера всего мира предпочитали для изготовления керамики брать жирную красную глину. Китайцам же посчастливилось оперировать глиной каолиновой – веществом хотя и тугоплавким, но зато красивым, особенно после интенсивного, с расплавлением внешнего слоя, обжига.

Старинная чаша из китайского фарфора 18 век

Достичь успеха в создании эффективной технологии фарфора было непросто. Потому китайцы, весьма охотно торговавшие фарфоровыми изделиями, всячески противились раскрытию своих know how.

Звонче нефрита, белее снега

Первые образцы китайского фарфора состоят из протертого каолина и измельченного пегматита. Лучший фарфор, по словам древних поэтов, был «звонок как нефрит, блестящ как иней, бел как снег». По заветам первых мастеров, для достижения должного качества изделий хорошо увлажненное фарфоровое тесто отправлялось на столетнюю выдержку в глубокие ямы. Диссоционный распад минералов в щелочной среде обеспечивал как пластичность, так и однородность получаемого материала.

Визуальный анализ черепков китайского фарфора не мог подсказать тогдашним европейцам ни состава, ни особенностей технологии продукта. Более или менее успешной имитацией фарфора стало стекло, сваренное с большой добавкой оксида олова, а также несколько вариантов смеси оловянистого (называемого опаловым) стекла с глиной.

Но сходство было лишь внешним: потребительские качества изделий из поддельного фарфора оставались низкими. Да и себестоимость молочно-белого стекла с сурьмой и оловом превосходила цену китайского фарфора...

В Китай поехали шпионы.

Персы – хранители фарфорового секрета

Попытки фарфорового шпионажа, предпринятые в конце первого – начале второго тысячелетия нашей эры, оказались безуспешными. Из чего заинтересованные европейцы поспешно вывели мнение о строгости старокитайского режима секретности, и сочинили сказки о показательных казнях пойманных разведчиков.

На самом деле китайцы весьма приветливо относились к иностранцам, а уж торговцев привечали как родных. Вот только фарфоровый экспорт Китая тех времен целиком и полностью принадлежал выходцам из Персии и (в меньшей степени) Индии. Покупая фарфоровые изделия задешево, восточные купцы продавали их с многократной наценкой. Не даром же Ли Шан-Инь, знаменитый поэт IX века, пишет: «Странно увидеть бедного перса...»

Так что нет ничего удивительного в том, что пешие и конные путешественники, направлявшиеся в Китай за фарфором, бесследно исчезали задолго до достижения цели. Их не пропускала арабо-персидская торговая мафия! Не напрасно и мореплаватели искали водного пути на Восток так упорно, что даже открыли Америку...

Семейство Поло – послы Европы в Китае

Визит венецианского купца Никколо Поло в Китай пришелся на сложный период монгольских завоеваний, но прошел на удивление успешно. Сын Никколо Поло, Марко, и вовсе прожил в Китае семнадцать лет, после которых, осыпанный ханскими подарками, вернулся в Венецию.

Западные специалисты по истории фарфора утверждают, что по-настоящему качественный китайский фарфор появился на свет одновременно с прибытием в Пекин Марко Поло. А все фарфоровые изделия предшествующего периода, то есть созданные до середины XIII века, малоценны в технологическим и художественном отношении.

Среди чужеземных даров, привезенных Марко Поло из Китая, особенно любопытными оказались фарфоровые чашки. Одна из них была снаружи покрыта тончайшей фарфоровой сеткой. Другая влекла красочным рисунком, проявлявшимся после наполнения сосуда горячей водой. Третья просвечивалась нежнейшим оттенком розового – за что языкатые итальянцы прозвали материал «поросеночным» - porcellana.

Фарфор перед глазурированием

Название прижилось. Напрасно знаменитый путешественник рассказывал легенду о добавлении в фарфоровое тесто крови китайских девственниц. Его земляки отговаривались сходством розоватого фарфора с ракушками моллюска, которого как раз таки и зовут «свинушкой».

И кстати, теребили венецианцы путешественника, что кроме девственной крови входит в состав китайской порцеляны?

Стойкий фарфоровый секрет

Мы не знаем, что отвечал Марко Полы на вопросы сограждан. Да и что он мог ответить? В Китае фарфор делают тысячи ремесленников: берут белую глину в Гаоляне, растирают фарфоровый камень, смешивают, выдерживают... после лепят и обжигают. Всё!

Но что за белая глина Гаоляна? Каков таков фарфоровый камень? И главное, почему ни одна из белых глин местного залегания не дает нужного эффекта?

Ответа не было.

Прошли столетия. В конце XVII века в Китай прибыл французский священник, патер Франсуа Ксавье д´Антреколь. Монах приехал хорошо подготовленным не только к миссионерской, но и к разведывательной деятельности. Он говорил по-китайски и владел разрешением на посещение Цзинь-дэ-чжэня, округа, производящего фарфор во множестве и для императорского двора, и на продажу.

Говорят, пронырливому монаху пришлось испытать чудеса шпионского везения, чтобы добыть и отправить на родину, во Францию, образцы фарфорового сырья. Правда, Рене Реомюр, знаменитый физик и конечный адресат д´Антреколевых посланий, ничего полезного в монашеской корреспонденции не нашел. Ни гаолянской глины, ни таинственного фарфорового камня во Франции как будто не водилось...

Закат китайской фарфоровой монополии

Однако передовая наука середины XVIII века уже горела идеей французского фарфора. Пьер Жозеф Макёр вел теоретические изыскания формулы фарфорового состава. Жан Дарсе кропотливо изучал образцы отечественных глин, пока не нашел близ Лиможа материал, отвечающий всем требования. Жирный лиможский каолинит вполне соответствовал белой гаолянской глине.

Разгадка тайны так называемого «фарфорового камня» состоялась еще раньше. В начале века немцы Эренфрид Чирнхаус и Иоганн Бётгер установили, что для изготовления тонкой, мелкозернистой и малопористой керамики следует добавлять к глине равные количества кварца и полевого шпата.

Meissen фарфор чашка и блюдце позолота

Правда, первый из созданных германскими учеными материалов не вполне соответствует китайскому эталону. Однако по счастливому стечению обстоятельств в окрестностях Мейсена обнаружились запасы отличной фарфоровой глины, и потому Бётгеру с Чирнхаусом вскоре удалось добиться настоящего успеха.

Rosenthal Drinking Maiden 1924

Во второй половине XVIII века белый фарфор отличного качества начал выпускаться и во Франции, и еще много где в Европе. Разве бывает в человеческой истории, чтобы приоритет не оспаривался?

Английский, японский, русский фарфор

Когда в 1735-м году труд д´Антреколя, посвященный фарфору, увидел свет, книгу прочли в том числе и в Англии. Томас Бриан был назначен агентом и командирован во Францию, где преуспел в овладении фарфоровым ремеслом. Вскоре после возвращения Бриана в Англию оказалось, что патенты на фарфор уже готовы и можно приступать к выпуску продукции. Технологии, позаимствованные во Франции, а вместе с ними и флорентийские (конца XVI века) методы изготовления фарфоровой массы позволили англичанам создавать настоящие шедевры. Особая заслуга Англии – изобретение костяного фарфора.

Японский фарфор увидел свет раньше европейского, однако попадал в Европу лишь от случая к случаю. Японские мастера по-своему усовершенствовали китайские приемы украшения изделий, и во времена выпуска первого французского фарфора мастерам ставилась задача качественного копирования японских образцов.

История русского фарфора официально начинается в XVIII веке. Однако по мнению некоторых историков, гжельская белая глина начала использоваться для производства фарфора еще в домонгольское время.

Продукция ломоносовского фарфорового завода

По непроверенным сведениям, на территории нынешнего Раменского района Московской области незадолго до монголо-татарского нашествия работали мастера, полностью копировавшие китайские технологии. Некоторые искусствоведы считают, что современная гжельская традиция росписи фарфора синим по белому произрастает из средневековой китайской старины...

Но почему именно XVIII век стал временем быстрого и повсеместного распространения фарфора?

Первый европейский фарфор – родом из Дрездена!

Иоганн Фридрих Бётгер почувствовал себя алхимиком смолоду. Освоив технику позолоты серебряных монет, Бётгер заявился к курфюсту Саксонии Августу и уверил властителя в своем алхимическом могуществе. Неудивительно, что в скором времени Бётгера, назначенного главным золотодобытчиком государства, приговорили к казни за растрату и невыполнение обязательств.

К чести короля, он не стал настаивать на усекновении буйной бётгеровской головушки, и поручил неуемному экспериментатору создать ну хоть что-нибудь, например, любимый курфюстом фарфор. Как ни странно, тайна тонкой, звонкой и полупрозрачной керамики поддалась молодому алхимику.

В 1709-м году начинающий исследователь составил оригинальную рецептуру мейсенского фарфора. Август высоко оценил находку, помиловал Бётгера и наградил творцов фарфорового чуда, а кроме того, основал производственную мануфактуру и принял меры предосторожности против разглашения секрета.

Moser стакан из богемского стекла

Эмблемой мейсенского фарфора довольно скоро стали скрещенные мечи – как напоминание об ответственности за посягательства на тайну. Бётгер, пренебрежительно относившийся к «горшечному» делу, получил строжайшие предписания. В связи с чем хранителем секрета собственно фарфора он сделал одного из своих помощников, а сбережение тайны глазури поручил другому ученику.

Курфюст, однако, не особенно уверовал в молчаливость Бётгера и, по слухам, отравил беднягу. Но поздно... Приятель Бётгера Кристоф Хунгер, обученный золотым аппликациям по фарфору, сбежал из Саксонии и принялся разъезжать по Европе и продавать секреты мейсенского фарфора. Постоялые дворы Дрездена наполнились авантюристами, жаждущими выведать великую фарфоровую тайну.

К дочерям мастеров фарфорового производства выстраивались очереди из женихов – но браки длились лишь до вхождения зятьев в семейный бизнес. Вызнав секреты и кое-как овладев фарфоровым ноу-хау, беспринципные шпионы спешно покидали немецких жен и сбегали навстречу славе и богатству.

Получая информационную подпитку из нескольких источников, фарфоровые мануфактуры росли по всей Европе как грибы после дождя. В результате к началу XIX века всякий уважающий себя властитель мог похвастать собственным фарфором!

Фарфор с точки зрения науки

Принято различать два типа фарфора: мягкий и твердый. Разница между типами определяется составом. Мягкий фарфор содержит большее количество так называемых плавней – компонентов, имеющих относительно низкую температуру плавления. Твердый фарфор обжигается в печах, разогретых на 300 градусов сильнее. Технические фарфоры, как правило, относятся к твердым.

Фарфоровая посуда изготавливается в основном из мягкого фарфора: он лучше пропускает свет, хотя и отличается большей хрупкостью. Твердый фарфор весьма прочен, огнеупорен, химически стоек – и поэтому востребован в производстве техники, изоляторов, лабораторной посуды, металлургических огнеупоров.

В состав твердого фарфора входит каолин (50% от массы), кварц и полевой шпат (равными или примерно равными долями, вместе до 50% от массы). В мягком фарфоре процентное содержание полевого шпата и других плавневых добавок гораздо выше, чем в твердом, а количество кварца уменьшено.

Состав благородной керамики, разработанный в 1738-м году во Франции и в значительной мере повторяющий старокитайскую рецептуру, позволяет производить именно мягкий фарфор. Французы предложили готовить фарфоровое тесто из 30-50% каолина, 25-35% силикатов, 25-35% так называемой фритты – сырьевой композиции, включающей в себя несколько компонентов, дающей фарфору блеск, звон и светопроницаемость.

Среди прочих, в состав современных фритт входят карбонаты, кальциты, ископаемая соль и... хрусталь!

Технология фарфора

Измельчение и смешивание сырьевых компонентов – важнейшая подготовительная операция. Гомогенность частиц фарфорового теста гарантирует равномерность прогрева и одинаковые темпы спекания по всему массиву изделия.

Обжиг фарфора ведется в два или три этапа. Первый обжиг – у специалистов этот этап называется «на утиль» или «на бельё» («бельем» именуется неокрашенный шероховатый фарфор) – проводится с целью получения качественно сформованных изделий с необработанной поверхностью. Вторым обжигом («на поливу») расплавляют глазурь, нанесенную на первичное изделие поверх художественных росписей.

После второго обжига проводится финишное декорирование: надглазурная роспись, золочение и прочие отделочные операции. Закрепление надглазурной росписи обычно требует третьего, наиболее щадящего обжига. Если обжиг «на утиль» и «на поливу» ведется при температурах в промежутке от 1200 до 1500°С, то «декоративный» третий обжиг не требует нагревания выше 850°С.

Окрашивание фарфоровых изделий осуществляется красителями, состоящими из растертых окислов металлов. И если подглазурная роспись никогда не вступает в контакт с окружающей средой, металлы из надглазурной росписи в некоторых случаях могут мигрировать из поверхностного слоя посуды в пищу.

Добросовестные изготовители фарфора предотвращают подобную неприятность, смешивая красители со стеклоподобными флюсами. К сожалению, в стремлении удешевить продукцию некоторые современные производители посуды окрашивают фарфор нестойкими красками.

Избегайте приобретения подозрительно дешевого пищевого фарфора!

Вместо заключения

В Древнем Китае фарфор звался tien-tse, что значит «сын неба». Между тем, «сыном неба» в Китае во все времена титуловали императора. Персы лишь скопировали титул: bаарurа по-древнеперсидски, как и farfura по-турецки, значит «китайский император».

Таким образом, приобретая фарфор, наш современник приобщается к величию Китайской империи и прикасается к материалу, которого достойны даже императоры – «сыны неба». Пафосность и аристократичность истории не делают фарфор недоступным для народа. Собрать достойную и репрезентативную фарфоровую коллекцию сегодня может каждый желающий.

Статуэтка зайца Rosenthal

Стоит ли начинать? Конечно, стоит!

Предыдущая статья: Костяной фарфор

Следующая статья: Богемское стекло

А вы читали другие статьи этого раздела?

Полезно знать

finesell.ru

Фарфор и фаянс: различия и сходство

Фаянс и фарфор – родные братья, но не близнецы. Старший брат силен и крепок – младший тонок и тверд. Фаянс обилен телом и грубоват внешностью – фарфор деликатен обликом и славен утонченной красотой. Один из братьев темноват по натуре, зато любит украситься цветисто и ярко. Другой – сияет светом и предпочитает пастельные тона окраски. При этом оба не чураются золота – и славы!

Фаянс и фарфор – благородная керамика

Следствием длительного, растянувшегося на многие века подбора материалов стало выявление оптимальных ингредиентов для изготовления высококачественных керамических изделий. И фаянс, и фарфор производятся большей частью из белой глины, кварцевого песка и полевого шпата. Изделия из фарфора и фаянса чаще всего покрыты стекловидной глазурью. фарфор просвечивается

На этом сходство исчерпывается.

Различия фарфора и фаянса

Визуально отличить фаянс от фарфора не всегда просто, однако есть одно непреложное правило: хороший фарфор просвечивается, фаянс – даже самый дорогой – нет!

Неокрашенные участки фарфора и фаянса различаются не только по светопроводимости, но и по цвету. Фарфор всегда белее фаянса! Разница обуславливается рецептурой: в составе фаянса больше глины, темнеющей при спекании. Впрочем, существуют отдельные сорта фаянса, белизна которого может посоперничать с белизной фарфора за счет добавок мела и доломита.

Посудные изделия из фаянса обычно толще фарфоровых аналогов. В первую очередь потому, что прочность фаянса ниже прочности фарфора. Относительная хрупкость фаянса объясняется меньшей «пропеченностью» его черепка. Многочисленные поры, пронизывающие фаянсовую толщу и составляющие до 12% объема керамики, снижают устойчивость предмета к механическим нагрузкам.

Пористость способствует намоканию керамической массы. Чтобы надежно изолировать фаянс от влаги, глазурь на поверхности изделия выполняется слоем большей, чем у фарфора, толщины. Утолщенная глазурь сглаживает рельефы – вот почему фаянсовая посуда проста по форме.

Фаянс и фарфор в истории человечества

Фаянс гораздо старше фарфора. Собственно фарфор можно рассматривать как наиболее совершенную разновидность фаянса: исходные компоненты у этих керамических материалов одинаковы, разнятся лишь пропорции. Появление фаянса стало логическим итогом совершенствования примитивной керамики. Первоначально глиняные изделия обжигались в костре или просушивались на солнцепеке. Впоследствии были изобретены глазури, упрочнившие и украсившие бытовые изделия. Фарфоровая чашка Рижского завода

Керамика, приготовляемая из светлой глины и покрытая слоем глазури, стала именоваться фаянсом в честь города Фаэнцы (провинция Эмилия-Романья, Италия). Мануфактуры Фаэнцы прославились в еще эпоху Возрождения – однако подобные современному фаянсу материалы производились давно и повсеместно, начиная с Древнего Египта и Древнего Китая, и заканчивая самыми отдаленными регионами распространения цивилизации.

Изобретение фарфора, связанное с открытием и освоением залежей каолина, подстегнуло рост качества фаянса. Можно с уверенностью утверждать: современный фаянс родился в попытках раскрыть секрет фарфоровой рецептуры. Вот такой причинно-следственный парадокс...

Художественные различия фарфора и фаянса

Философия учит: форма и содержание взаимосвязаны. Даже малозначительные – с точки зрения обывателя – вариации рецептуры благородной керамики кардинально меняют дизайн изделий сходного назначения.

Фарфоровая посуда богаче фаянсовой рельефными деталями? Значит, ей не требуется обильное расцвечивание. Зато плавные обводы массивного фаянса – словно загрунтованный холст для живописца! Роспись по фаянсу давно уже стала отдельной разновидностью изобразительного искусства. Правда, золотые детали художественного декора – штрихи, орнаментальные полосы и сплошные канты – смотрятся на фарфоре и фаянсе одинаково выигрышно.

Фаянс или фарфор: что лучше в быту?

Тонкая фарфоровая чашка украсит чайный стол и поможет создать атмосферу торжества. Толстостенная фаянсовая кружка позволит сохранить чай горячим и даст возможность ощутить уют родного дома.

Фарфор дорог и потому пригоден для изготовления авторских украшений и парадных сервизов. Фаянс дешев в производстве и потому используется гораздо шире фарфора.

Кружки из фаянся современные

При этом фарфор не боится нагревания и резких скачков температуры. У фаянса подобные испытания могут вызывать растрескивание глазури с последующим проникновением влаги в черепок. Крепкий кофе, налитый в фаянсовую чашку с микроскопическими трещинами в глазури, оставит после себя несмываемые следы...

Фаянс – не фарфор

Уверенно различать фаянс и фарфор полезно еще и потому, что обе разновидности благородной керамики являются объектами коллекционирования.

Физические свойства:

  • фарфор белее, фаянс темнее;
  • фарфор звонче, фаянс глуше;
  • фарфор просвечивает, фаянс светонепроницаем;
  • фарфор прочен, фаянс хрупок.
Технологические параметры:
  • фарфор плотен, фаянс порист;
  • сплавлен в монолитную массу, в структуре фаянса наблюдается спеченные зерна;
  • фарфор покрыт тонкой глазурью, глазурь фаянса толще и не всегда равномерна;
  • фарфор посудных изделий имеет неглазурованный ободок на донце. Фаянсовая посуда чаще всего покрыта глазурью всплошную.
Художественные особенности:
  • фарфоровые статуэтки красивы проработанными деталями и поражают тонкостью пластики. Фаянсовые предметы менее затейливы по форме;
  • цветовая гамма фаянсовых изделий богата красками благодаря росписи поверх глазури. Художественный фарфор обычно не столь цветист;
  • фарфор не стареет. Фаянсовые изделия с годами покрываются сеткой мелких трещин (кракелюр) – что нисколько не влияет на ценность антикварного фаянса.
Ценовые качества:
  • фарфор серийного производства дороже массового фаянса;
  • фарфоровый антиквариат не обязательно дороже раритетного фаянса.

Вместо заключения

Четкой границы между фаянсом и фарфором провести невозможно. Материаловедение именует оба вида «керамикой», а особенности производства некоторых видов фаянса настолько приближают материал к фарфору, что визуальные различия становятся трудноопределимыми.

Предыдущая статья: Урановое стекло

Следующая статья: Костяной фарфор

А вы читали другие статьи этого раздела?

Полезно знать

finesell.ru

КАМЕНЬ ФАРФОРОВЫЙ - это... Что такое КАМЕНЬ ФАРФОРОВЫЙ?

 КАМЕНЬ ФАРФОРОВЫЙ — собирательный термин для гр. серицитсодер. п., связанных с вторичными кварцитами и разнообразными гидротерм, измененными апоэффузивными образованиями кислого или среднего состава; используется в промышленности как керамическое сырье. К. ф. образуется обычно за счет изменения липаритов, дацитов, их туфов, порфироидов — апоэффуэивных серицитовых

сланцев и т. п. Типы его руд: серицит-кварц-каолинитовые, серицит-кварц-пирофиллитовые, серицитовые, кварц-серицит-топазовые, кварц-серицит-цуниитовые, глинистые серицитовые, кварц-серицитовые и др. К. ф. характеризуется низким со дер. щелочей при постоянном высоком отношении К2О : Na2O. Промышленные требования: материал тонкозернистый, беложгущийся, содер. Fe2O3 не более 0,8%; СаО + MgO — 1,5%; K2O + Na2O — не менее 1,5% при их соотношении не ниже 2. Может добываться попутно на м-ниях касситерита, золота, серебра, полиметаллов, киновари, корунда, диаспора и др. Крупное м-ние К. ф. в СССР Гусевское (Дальний Восток).

Геологический словарь: в 2-х томах. — М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978.

  • КАМЕНЬ ТАЛЬКОВЫЙ
  • КАМЕРЫ

Смотреть что такое "КАМЕНЬ ФАРФОРОВЫЙ" в других словарях:

  • ФАРФОРОВЫЙ КАМЕНЬ — светлая тонкозернистая горная порода с низким содержанием красящих оксидов: продукт гидротермально метасоматич. изменения кислых по составу эффузивов и туфов. Содержит 30 50% (до 65% ) кварца. Используется для изготовления фарфора, бесщелочного… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Гранит керамический (фарфоровый грес, колормасса, плитка из искусственного камня) — – отделочный материал, название которого с итальянского переводится буквально как «каменно фарфоровая керамика».. По способу производства керамогранит похож на керамику или фарфор, а по внешнему виду – на камень (гранит). Изготовляют его из …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Фарфор* — (произв.). Ф. относится к отделу керамических изделий (см. Гончарное производство) с непроницаемым для жидкостей черепом; от каменных изделий (gr è s) он отличается прозрачностью, или просвечиваемостью. Однако резкой границы здесь провести …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Фарфор — (произв.). Ф. относится к отделу керамических изделий (см. Гончарное производство) с непроницаемым для жидкостей черепом; от каменных изделий (grès) он отличается прозрачностью, или просвечиваемостью. Однако резкой границы здесь провести нельзя,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ломоносов, Михаил Васильевич — Михаил Васильевич Ломоносов Работа неизвестного художника. Масло[1] …   Википедия

  • ТУБЕРКУЛЕЗ — ТУБЕРКУЛЕЗ. Содержание: I. Исторический очерк............... 9 II. Возбудитель туберкулеза............ 18 III. Патологическая анатомия............ 34 IV. Статистика.................... 55 V. Социальное значение туберкулеза....... 63 VІ.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Слобода (Свердловская область) — Село Слобода Страна РоссияРоссия Субъект федерац …   Википедия

  • Промышленность — (Industry) История промышленности Основные отрасли промышленности в мире Содержание Содержание Раздел 1. История развития . Раздел 2. Классификация промышленности. Раздел 3. промышленности. Подраздел 1. Электроэнергетика. Подраздел 2. Топливная… …   Энциклопедия инвестора

  • Украинская Советская Социалистическая Республика —         УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна).          I. Общие сведения          УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… …   Большая советская энциклопедия

dic.academic.ru

Что такое фарфор?

Что  же такое фарфор?

фарфор

У каждого из  нас наверняка дома есть фарфоровая или керамическая посуда. так чем же фарфор отличается от остальной керамики? Как известно керамическую посуду производят из глины. Вот в использовании особого сорта глины -каолина и состоит отличие от обычной керамики.

История происхождения фарфора

Впервые фарфор появился в Китае. Это был ответ древних ремесленников на спрос в дешевой, удобной и прочной посуде. В те далёкие времена посуда производилась из нефрита, но его небольшие запасы делали такую посуду очень дорогой и процесс её производства был достаточно трудоёмким. Путём долгих опытов был найден способ  производства посуды из горной породы , состоящей из слюды и кварца( фарфоровый камень) с добавлением каолина. Эти составляющие имелись в избытке в китайской провинции Цзянси. Именно оттуда и пошло производство фарфора.

Читайте также:Сколько ног у сороконожки?

Виды фарфора

В зависимости от состава и технологии производства различают следующие виды фарфора:

  1. Твёрдый фарфор
  2. Мягкий фарфор
  3. Костяной фарфор

Твёрдый фарфор

tvyordyj-farfor

Твёрдый фарфор ещё называют высокотемпературным, так как при его изготовлении применяется обжиг при температуре 1400-1600 градусов С. В состав данного вида фарфора входят каолин(причем чем его больше , тем прочнее изделие) и фарфорового камня. обычно этот фарфор имеет серый или голубоватый оттенок. К его приимуществам  можно отнести небольшую себестоимость и доступность. Недостатками являются невысокое качество и хрупкость изделий.

Мягкий фарфор

myagkij-farfor

Мягкий фарфор или искусственный фарфор.История его возникновения связана с желанием европейских мастеров сделать изделия аналогичные китайским. Производится из глины тонкого помола, смешанной со стекловидным веществом. Для обжига этого вида фарфора используется более низкая температура , чем для твёрдого. Мягкий фарфор имеет кремовый цвет.К плюсам данного вида можно отнести более простую технологию изготовления, а также на данный вид фарфора более удобно наносить роспись.

Костяной фарфор

kostyanoj-farfor

Костяной фарфор является одним из подвидов твёрдого фарфора, в который кроме основных ингредиентов добавляют пережженную кость.Такой фарфор отличается повышенной прочностью. Он как правило очень тонкий, в связи с чем приобрёл особую популярность. Впервые был изобретён в Англии.Имеет молочно-белый оттенок, отличается особой легкостью и прозрачностью. Является самым востребованным на рынке фарфора.

 

Please follow and like us:

Поделиться ссылкой:

Похожее

znaica.ru

Китайский фарфор – тайна за семью замками

Созданием фарфора мир обязан древним китайцам, открывшим этот материал более трех тысяч лет назад. После его изобретения, в мире царствовал исключительно китайский фарфор. Те немногие вещи, что попадали в Европу, были сделаны только в Поднебесной. Жители Китая держали рецептуру производства и компоненты в строжайшей тайне. Разглашать инородцам секрет изготовления было запрещено под страхом смертной казни.

История

С 1004 года центром производства фарфора в Китае стал город Цзиндэчжэнь (еще его называют Динчжоу), расположенный на берегу озера Поянху, где производили изделия для императорского двора. К началу 18 века в нем проживало около миллиона человек, и работало три тысячи  печей для обжига фарфора. Фарфоровые изделия из этого города отличались высоким качеством. Расцвет китайского фарфора пришелся на 15 и 16 века, когда мастерство его изготовления достигло совершенства.

В 17-18 веках большое количество китайского фарфора попало в Европу. Вывезли его голландские и португальские мореплаватели и торговцы. Редкий для средневековой Европы товар моряки приобретали, когда следовали из гавани Арита в провинции Хицэн. В этой гавани фарфор называли «имари».

Особенности состава и производства китайского фарфора

китайский фарфор, вазаС языка фарси фарфор переводится, как «императорский». Посуду из него могли позволить себе исключительно правители и члены императорской семьи. Чтобы секреты изготовления фарфора не попали в чужие руки, город Цзиндэчжэнь, в котором и было основное производство, вечером закрывали, а на улицах патрулировали вооруженные отряды солдат. Попасть в него в этот время могли только те, кто знал специальный пароль.

За что же так почитался фарфор и за что его так ценили европейцы? За тонкостенность, белизну, мелодичность и даже прозрачность. Качество изделий зависело от содержания в фарфоровой массе белой глины – каолина. Добывался он не везде, а только в некоторых провинциях Китая.

Именно этот компонент придавал готовым фарфоровым изделиям белизну. Также на качество влияла степень тонкости помола пудры «фарфорового камня» (горная порода из кварца и слюды), из которой замешивали массу. Добывали эту породу в провинции Цзянси.

Замешанную фарфоровую массу, прежде чем использовать, выдерживали около 10 лет. Считалось, что так она приобретала большую пластичность. После такой длительной выдержки ее еще и отбивали. Без этого лепить из массы было нельзя, она просто рассыпалась в руках мастера.

Древние китайские гончары обжигали фарфоровые изделия в специальных керамических горшках-капсулах при температуре 1280 градусов (изделия из обычной глины, для сравнения, обжигались при температуре 500 – 1150 градусов). Печь для обжига загружали до самого верха готовыми изделиями, замуровывали, оставляя единственное небольшое отверстие, чтобы наблюдать за процессом.

Топили печи дровами, а топка находилась снизу. Открывали печь только на третьи сутки и выжидали пока горшки с изделиями остынут. На четвертый день в печь входили рабочие, которые выносили готовый обожженный фарфор. Но даже тогда печь еще не остывала полностью, поэтому рабочие были в мокрой одежде и перчатках из нескольких слоев мокрой ваты. Для изготовления только одного фарфорового изделия требовались усилия 80 человек.

ваза из китайского фарфора

ваза из китайского фарфора

Глазурь на готовые фарфоровые изделия наносили в несколько слоев, варьируя степень прозрачности каждого слоя. Делалось это для, чтобы придать посуде особый матовый блеск. В качестве красок использовались кобальт и гематит, хорошо переносящие высокую температуру при обжиге. Отделку эмалевыми красками китайцы стали применять только в 17 веке.

Как правило, древние мастера использовали в росписи тематические сюжеты и сложные орнаменты, так что одно изделие расписывали несколько человек. Одни очерчивали контуры, другие писали пейзажи, третьи – фигуры людей.

Первые фарфоровые чашки из китайского фарфора были белого цвета с легким зеленоватым оттенком. При постукивании они издавали мелодичный звон, напоминающий звук «тсе-ни-и». Именно поэтому фарфор в древнем Китае называли «тсени». О фарфоре европейцы узнали благодаря посредничеству купцов. Больше всего их поразило даже не качество фарфоровых изделий, а технологии изготовления чашек. Они были просто уникальны. Фарфоровую чашку китайские мастера склеивали из двух половинок – внешней и внутренней, при этом их донышки и верхние ободки были прочно соединены. Внутри чашку расписывали цветочными орнаментами, а ажурная внешняя половинка оставалась белой. Когда в нее наливали чай, то  сквозь фарфоровое кружево была видна тончайшая роспись  меньшей чашки.Но самым удивительным для европейцев стали фарфоровые сосуды сероватого цвета, с проступающими на стенках узорами. По мере того, как чашка наполнялась чаем, на ней проявлялись морские волны, водоросли, рыбки.

фарфоровая ваза, китайский фарфор китайская фарфоровая ваза

Ценность и качество фарфора определяют по нескольким составляющим: материал, форма, декор и глазировка. Цвет готового фарфорового изделия должен быть теплым, мягким, сливочного оттенка.

Около 1700 года в росписи преобладал зеленый цвет, поэтому изделия датированные этим временем относятся к так называемому «зеленому семейству». В более позднее время в росписи стал доминировать и розовый цвет. Так появился фарфор, относящийся к «розовому семейству».Некоторые этапы в истории производства китайского фарфора и изделия, в который они были сделаны, носят имя императорской династии, правившей в тот период.

В 1500 году технологию изготовления фарфора у китайцев перенимают японцы. Качество первого японского фарфора было значительно ниже китайского, зато роспись была роскошнее. Она отличалась большим разнообразием сюжетов и орнаментов, яркостью красок и настоящей позолотой.

антикварное фарфоровое блюдо династии Цин

антикварное фарфоровое блюдо династии Цин

© Фарфорушкапри использовании материалов сайта активная ссылка на Farforushka.ru обязательна

farforushka.ru


Смотрите также