Махади-Таш — камень, дарящий дождь. Дождь камень


§ 10. «Камень дождя». Книга катастроф. Чудеса мира в восточных космографиях

§ 10. «Камень дождя»

Камень йада (ijada), вызывающий непогоду, можно отнести к разряду магических средств ведения войны. Камнем владели северные кочевники и применяли его в критических ситуациях во время столкновений с китайцами. По этой причине самые ранние известия о «камне дождя» содержатся в китайских хрониках. Обратим внимание, как известия о колдовстве вплетены в совершенно реальный контекст. Яо Сылянь в «Истории династии Лян» (гл. 54. л. 466–476) сообщает: «Владение жужуйцев, по-видимому, создано отдельной ветвью сюнну. В период династий Вэй и Цзинь сюнну делились на несколько сотен кочевий, число их доходило даже до тысячи, каждое кочевье имело свое название. Одним из кочевий было жуйжуй…. У них нет городов, обнесенных внешними и внутренними стенами, они пасут скот, переходя с места на место в поисках воды и травы. Жилищем служит куполообразный шалаш. Волосы заплетают в косы. Носят халаты из шелка с затканным узором с узкими рукавами, узкие штаны и высокие, не пропускающие воду сапоги. В их землях страдают от холода и уже в 7-й луне на реках плавают льдины, преграждающие течение…. В их владении умеют, используя колдовство, приносить жертвы Небу и вызывать ветер со снегом. [В результате] впереди ясное солнце, а сзади грязевые потоки воды. В связи с этим, когда они терпят поражение, их невозможно догнать. Если они прибегают к этому способу в Срединном государстве, то делается пасмурно, но снег не идет. На вопрос о причине этого они говорят, что (в Срединном государстве] тепло» (Материалы, с. 289–290).

Из сообщения неясно, в чем заключалось колдовство, но известен его результат — над головой противника бушевала снежная буря или дождь. Китайцы проверили силу магических манипуляции на своей территории, и выяснилось, что в теплом климате Китая результат выглядит не столь впечатляющим. Утверждение о том, что сила камня зависит от климатических условий, принадлежит кочевникам и выглядит малоубедительно. Точно такое же объяснение прозвучит из уст тюркской знати, когда ал-Бируни будет исследовать свойства «камня дождя».

В IX веке до слуха арабских ученых дошли сведения о том, что тюрки-карлуки владеют минералом, с помощью которого можно вызвать дождь и бурю. Живой интерес к этой теме проявляли арабские военачальники, поскольку вели войну с тюрками в Средней Азии. Первый подробный рассказ принадлежит литератору ал-Марвази (ум. 887), который выяснил, каким образом в древние времена предки тюрок-гуззов, совершив странствие к восточному краю земли, добыли волшебный дождевой камень. Сведения об этом сохранились в «Известиях о странах» Ибн ал-Факиха ал-Хамадани (903 г.).

«Рассказывал Абу Аббас Иса ибн Мухаммад ибн Иса ал-Марвази: В хорасанских форпостах, расположенных за рекой, и в других поселениях, граничащих со страной неверных тюрков, гуззов, тугузгузов и карлуков, а у них свое царство и сами они могущественны и нетерпимы к своим врагам, мы постоянно слышали, что среди тюрков есть такие, кто молит о дожде по своим гадательным и другим книгам — и идет дождь, и сбывается все, что они захотят: дождь, снег, град и тому подобное. Мы не знали, верить этому или не верить, пока я не встретил Давуда ибн Мансура ибн Аби ал-Базгиси. Он был праведным человеком и правил Хорасаном, вызывая одобрение. Часто беседовал он наедине с сыном царя тюрков-гуззов, которого звали Балкик ибн Джабуйя. И сказал он ему: “До нас дошло, что тюрки вызывают дождь, град и снег, когда хотят. Что ты скажешь об этом?”. Он сказал: “Тюрки слишком ничтожны и низки перед Аллахом, чтобы уметь делать это, но сам факт, который дошел до тебя — правда; и об этом есть предание, которое я тебе расскажу. Один из моих предков повздорил со своим отцом, который был в то время царем, и ушел от него. Набрал он спутников себе из числа своих вольноотпущенников, слуг, и других, кто любил вольную жизнь, и пустился в путь по стране к востоку, нападая на людей и охотясь на все, что попадалось ему и его спутникам. Путь привел его в страну, народ которой говорил, что никому не удавалось проникнуть за гору, находившуюся в их стране. Он спросил их: “Как же так?”. Сказали они: “Потому, что солнце восходит из-за той горы, и оно оказывается очень близко к земле и все сжигает”. Спросил он: “Разве там нет ни людей, ни зверей?”. Ему ответили: “Есть, конечно”. Как же они там живут, вопреки тому, что вы рассказали? — спросил он. Сказали они: “Что касается людей, то они имеют подземные ходы и пещеры в горах; когда всходит солнце, они спешат укрыться в них и переждать, пока солнце не поднимется достаточно высоко. Звери же подбирают особые камни, которые они отличают своим чутьем, и каждое животное берет эти камни в рот и поднимает свою голову к небу, и облака покрывают их тенью, и скрываются они под ними от солнца”. Продолжал он свой рассказ: “И направился мой дед в ту местность и обнаружил, что все обстояло так, как ему рассказали”. Сказал он далее: “Когда солнце стало восходить, звери бросились к этим камням и взяли их в рот, подняли головы к небу, и эти трофеи вызвали для них спасительную тень”. Он продолжал: “И бросился он и его спутники на зверей, и гнали их, пока они не устали и не выбросили эти камни изо рта, и он приказал своим людям подобрать их, чтобы узнать, что это за камни. Сделали они это, и узнали, что это за камни. Стали он и его спутники искать их в степи, набрали их и подняли к солнцу, и покрыло их тенью облако, и спаслись они от лучей и жара солнца. Потом они собрали все, что смогли, и увезли эти камни в свою страну. И когда они собираются в дорогу и желают дождь, они вынимают немного камней и бросают их. Если же они хотят снег и град, то берут больше камней, и выпадает снег и град. И в какую сторону они его бросят, там и идет дождь, и становится холодно. Так рассказывают о них. Но это не по их хитроумию или их способностям, а по причине могущества Аллаха Всевышнего”.

Сказал Абу ал-Аббас: Потом вернулся я в город Шаш и встретился с теми из его жителей, которые хорошо понимали, знали и разбирались в жизни тюрков, и спросил их. И сказали они: “Мы знаем столько же, сколько и ты. Что же касается объяснения, которое дал Балкик, то ему виднее, поскольку предание исходит от его отца”. Там я встретил одного из старых чиновников по имени Хабиб ибн Иса, который собирал сведения и факты о Нухе ибн Асаде и его войнах с тюрками, и был сведущ в делах этой страны. Он показал мне копию письма Абдаллаха ибн Тахира Нуху ибн Асаду. В конце этой копии приводилось письмо, отправленное ему ал-Мамуном[20] с приказом расспросить и разузнать, что рассказывают о способности тюрков вызывать дождь. Говорил Хабиб: “Собрал Нух старейшин страны и тюрков и спросил их об этом деле, и они были единодушны в том, что это правда, однако не знали причины этого явления”» (Ибн ал-Факих. Главы о тюрках, с. 49–51).

Природа этого явления не поддается объяснению. Однако арабов интересовало другое, не природа явления, а причины, под которыми следует понимать метафизику явления. Вопрос стоял так: что вызывает дождь — могущество Аллаха или колдовство тюрок? В мусульманской картине мира не было места для тюркских молитв о дожде. Поэтому рассказы о магических практиках заклинателей непогоды воспринимались как вызов базовым мусульманским представлениям. Мысль о том, что некая сила на равных соперничает с Аллахом, казалась невыносимой. Само явление не отрицалось и не вызывало тревогу, лишь бы тюрки признали могущество Аллаха. У китайцев такой проблемы не было, поскольку их взгляд на мир не определялся какой-либо монотеистической религией.

Правитель Хорасана Давуд ибн Мансур, расследовавший вопрос о «камне дождя», из уст тюркского царевича услышал предание о давних временах. Странствие юношей к границам освоенного мира есть обряд посвящения в воины. Результатом успешного прохождения инициации было обретение волшебного предмета, в данном случае «камня дождя». Царь, владевший таким камнем, имел преимущество перед своим противником, поскольку мог призвать себе на помощь бурю, снег или град. Так выглядит мифологический сценарий инициации, облеченный в форму родового предания. Например, согласно родовому преданию тюкюе, один из их вождей появился на свет от волчицы и «был одарен, обладая сверхъестественными силами: он мог управлять ветром и дождем. Он имел двух жен. Говорят, что одна — дочь бога лета, а другая — дочь бога зимы»{33}. Управлять стихиями могли только божественные предки.

Мысль о том, что «камень дождя» свидетельствует о могуществе Аллаха, а вовсе не об искусстве тюрков, также показательна. Она демонстрирует стремление мусульманского сознания включить неизвестный ранее феномен в систему своего универсума. Для целей нашего исследования важно, что ал-Марвази, испытывавший в начале некоторые сомнения в истинности слухов о тюркском камне, узнав подробности беседы с царевичем, перестал сомневаться.

Следующие два примера усиливают впечатление о неспособности средневекового сознания выйти за пределы мифологического мышления. Первое свидетельство о возможности с помощью йада управлять погодой принадлежит арабскому путешественнику Абу Дулафу. Сопровождая китайское посольство, он побывал и в землях кар пуков, но полагает, что «камнем дождя» владели тюрки-кимаки. «Мы пришли к племени, называемому кимак. Их дома из кож. Они едят горох, бобы, мясо самцов-баранов и коз, и ты не увидишь, чтобы они закалывали их самок. Виноград у них такой, что половина плода белая, а половина черная. У них есть камни — магнит для дождя, при помощи которых они вызывают дождь, когда хотят» (Йакут ал-Хамави. Словарь стран, с. 81).

Современник ал-Марвази, химик и врач Мухаммад ибн Закарийа ар-Рази (865–925) слышал другую историю. Согласно этой версии, «камень дождя» находят на перевалах в стране тюрок, а вовсе не на краю света. Кажется, ар-Рази перепутал два сюжета, один из которых связан с мерами по предотвращению схода селевых потоков, а другой с камнем, вызывающим дождь. Сведения ар-Рази известны в пересказе ал-Бируни: «Говорит ар-Рази в “Книге о свойствах”, что в стране тюрок между карлуками и печенегами имеется перевал; когда через него проходит войско или стадо, то ноги и копыта животных обвязывают войлоком и этим делают их мягче во время прохождения, дабы они не били по камням, и не поднялся бы черный туман и не пошел бы проливной дождь. С помощью этих же камней они, когда захотят, притягивают дождь таким способом: человек входит в воду и, держа камень с этого перевала во рту, машет руками, и дождь начинает идти. Ибн Закарийа не единственный, кто передает этот рассказ; это, как будто, нечто не вызывающее противоречий. А в книге “Избранное” говорится, что “камень дождя” находится в пустыне за долиной карлуков и что это черный камень со слабым красным оттенком. И подобные сведения имеют хождение, когда рассказ идет о странах удаленных, с жителями которых мало общаются» (ал-Бируни. Минералогия, с. 205).

Если бы ал-Бируни ограничился только этим слегка ироничным замечанием, то настаивать на том, что он вполне осознанно отвергал мифологические представления современников, было бы сложно. Необходимо другое свидетельство, где бы более ясно прозвучала позиция ученого. И такое свидетельство есть. Был проведен опыт с участием заинтересованных сторон. Однако его безрезультатность вызвала дискуссию, которая лишь выявила разногласие позиций. Тюркская знать настаивала на том, что для опыта была выбрана не та местность, а ал-Бируни с удивлением отметил всеобщее заблуждение.

«Один тюрок как-то принес и мне нечто подобное, полагая, что я этому обрадуюсь или приму его, не вступая в обсуждение. И вот сказал я ему: “Вызови им дождь не в положенное время или же, если это будет в сезон дождей, то в разные сроки, по моему желанию, и тогда я его у тебя возьму и дам тебе то, на что ты надеешься, и даже прибавлю”. И начал он делать то, что рассказывали, а именно — погружать камень в воду, брызгать ее в небо, сопровождая это бормотанием и криками, но не вызвал он этим дождя ни капли, если не считать тех капель, которые он разбрызгивал и которые падали при этом обратно на землю. Еще удивительнее то, что рассказ об этом весьма распространен и так запечатлелся в умах знати, не говоря уже о простонародье, что из-за него ссорятся, не удостоверившись в истине. И вот поэтому-то один из присутствующих стал защищать тюрка и объяснять происшедшее с камнем дело различием условий местностей и [уверять), что эти камни бывают превосходными лишь в земле тюрок, и в доказательство приводил рассказ о том, что горах Табаристана, если толкут чеснок на вершинах гор, то за этим немедленно следует дождь, а если проливается много крови людей или животных, то за этим идет дождь и смывает кровь с лица земли и очищает ее от мертвечины; в земле же Египта не вызвать дождя ни тем, ни другим способом[21]. Я сказал им: “Правильный взгляд на это можно получить, изучив положение гор, направление ветров и движение туч с морей”» (ал-Бируни. Минералогия, с. 205).

Случайный опыт ал-Бируни разрушает современный научный миф об особой средневековой ментальности. Принято считать, что представления о природе и культуре, образующие картину мира, не осознаются как таковые их носителями. И далее, неосознанность картины мира лишь усиливает ее обязательность для мышления и эффективность, с какой она воздействует на воззрения и поведение человека. Предположим, что тюркская знать, спорившая с ал-Бируни о свойствах «камня дождя», мыслила в рамках общепринятой картины мира. В таком случае следует признать ал-Бируни человеком совершенно иной эпохи. Но ведь это не так. Его труды пользовались заслуженной славой, он находил общий язык с современниками. Единственное, но решающее отличие ал-Бируни от оппонентов заключалось в стремлении провести опытную проверку тех удивительных сведений, что большинством принимались на веру. За этим стремлением стоит способность критически мыслить и сомневаться.

Как известно, позиция большинства подвержена воздействию групповых установок. Альтернативой давлению группы является внутреннее знание — в случае с ал-Бируни, основанное на многолетнем исследовании минералов. «Камень дождя» был бы признан им таковым, если бы вызвал дождь. Однако опыт не удался. В то же время тюркская знать в прошлом не раз убеждалась в воздействии с помощью камня йада на погоду. Таким образом, выявляются два типа опытов, две реальности. Вопреки ожиданию они соотносятся не как объективная и мифологическая категории, а как практический опыт разных групп, которые мы условно назовем «учеными» и «военными». Поскольку эти группы не конкурировали между собой, научный эксперимент с участием военных не имел драматических последствий для другой стороны. Напротив, кажется, всем было интересно, чем закончится эксперимент безотносительно дальнейшей судьбы заклинателей йада.

В XIII в. позицию большинства изложил космограф Закарийа ал-Казвини, не знавший «Минералогии» ал-Бируни. «Дождевой камень, — пишет он, — доставляют из земель тюрок. Это разноцветный камень, и если частичку его положить в воду и потом побрызгать этой водой в небо, то можно вызвать дождь, град и снег. Это общеизвестный факт, и я сам видел человека, рассказывавшего об этом как очевидец»{34}. В ссылке на очевидца, а не на опыт и заключается разница в позиции естествоиспытателей и космографов. Есть основания говорить об устойчивости мифологической картины мира. Может быть, эпохи различаются тем, во что именно верит большинство?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

КАМЕННЫЙ ДОЖДЬ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - Энциклопедические словари

Смотрите еще толкования, синонимы и значения слова КАМЕННЫЙ ДОЖДЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КАМЕННЫЙ ДОЖДЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:см. …
  • КАМЕННЫЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:652450, Кемеровской, …
  • КАМЕННЫЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:403030, Волгоградской, …
  • ДОЖДЬ в Библейском словаре:— в Палестине имел очень важное значение, так как случался только в короткие зимние месяцы. Ранним дождем называли первые дожди …
  • ДОЖДЬ в Библейской энциклопедии Никифора:(Быт 2:5). Для того чтобы понять силу различных неоднократных указаний в Свящ. Писании на означенное физическое явление природы, необходимо иметь …
  • ДОЖДЬ в Большом энциклопедическом словаре:жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6-7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки называется …
  • ДОЖДЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:осадки атмосферные , выпадающие из облаков в виде капель воды диаметром от 0,5 до 6-7 мм . Жидкие осадки с …
  • КАМЕННЫЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:Каменный уголь, в тесном смысле слова, обнимает разности ископаемыхили минеральных углей с содержанием углерода от 70% до 95%. В общежитиипод …
  • ДОЖДЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:один из видов атмосферных осадков (см.) — образуется вследствие сгущения в капли водяного пара, насыщающего воздух. Д. падает из так …
  • ДОЖДЬ в Энциклопедическом словаре:, -я, м. 1. Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. Идет д. Осенние дожди. Проливной д. Д. льет как …
  • КАМЕННЫЙ в Энциклопедическом словаре:, -ая, -ое; -енен, -енна. 1. см. камень. 2. перен. Безжизненный, застывший. Каменное выражение лица. 3. перен. Безжалостный, жестокий. Каменное …
  • КАМЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:ЌАМЕННЫЙ УГОЛЬ, ископаемый уголь ср. степени углефикации; содержит в горючей массе от 75 до 92% углерода, от 7 до 42% …
  • КАМЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:ЌАМЕННЫЙ ВЕК, древнейший период в развитии человечества, когда орудия и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости. К.в. делится на …
  • ДОЖДЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:жидкие атм. осадки, выпадающие из облаков. Диам. капель от 6-7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки наз. …
  • ДОЖДЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? один из видов атмосферных осадков (см.) ? образуется вследствие сгущения в капли водяного пара, насыщающего воздух. Д. падает из …
  • ДОЖДЬ в Словаре Кольера:вода, образующаяся при конденсации водяного пара, выпадающая из облаков и достигающая земной поверхности в виде капель жидкости. Диаметр дождевых капель …
  • КАМЕННЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:ка'менный, ка'менная, ка'менное, ка'менные, ка'менного, ка'менной, ка'менного, ка'менных, ка'менному, ка'менной, ка'менному, ка'менным, ка'менный, ка'менную, ка'менное, ка'менные, ка'менного, ка'менную, ка'менное, ка'менных, …
  • ДОЖДЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:до'ждь, дожди', дождя', дожде'й, дождю', дождя'м, до'ждь, дожди', дождём, дождя'ми, дожде', …
  • ДОЖДЬ в Словаре эпитетов:О продолжительности, силе; о звучании, температуре; о величине водяных частиц, их плотности. Безгромный, безостановочный, бесконечный, беспрерывный, беспросветный, бессменный, бесшумный, бисерный, …
  • ДОЖДЬ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:Атмосферные …
  • КАМЕННЫЙ в Словаре синонимов Абрамова:|| понадеяться, как на каменную гору, понадеяться, как на каменную …
  • ДОЖДЬ в Словаре синонимов Абрамова:(дождик, дождище), ливень, проливень; слякоть; (простон.) ситничек, дряпня, косохлест. Дождь грибной, крупный, мелкий, обложной, проливной, тропический, частый. Дождь идет, моросит, …
  • КАМЕННЫЙ в словаре Синонимов русского языка:армокаменный, бездушный, безжалостный, безжизненный, бессердечный, бесчувственный, жестокий, загрубелый, застывший, неподвижный, очерствелый, …
  • ДОЖДЬ в словаре Синонимов русского языка:додола, дождик, дождина, дождичек, дождишко, дождище, дряпня, звездопад, изморось, косохлест, ливень, осадок, проливень, ситничек, …
  • КАМЕННЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: камень (1), связанный с ним. 2) а) Свойственный камню (1), характерный для него. …
  • ДОЖДЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:м. 1) Атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды. 2) а) перен. Множество, большое количество чего-л. падающего, сыплющегося. …
  • КАМЕННЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • ДОЖДЬ в Словаре русского языка Лопатина:дождь, …
  • КАМЕННЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ДОЖДЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:дождь, …
  • КАМЕННЫЙ в Орфографическом словаре.
  • ДОЖДЬ в Орфографическом словаре:дождь, …
  • КАМЕННЫЙ в Словаре русского языка Ожегова:безжалостный, жестокий Каменное сердце. каменный безжизненный, застывший Каменное выражение лица. каменный <= камень каменный Spec растений, минералов Употр. в названиях …
  • ДОЖДЬ в Словаре русского языка Ожегова:атмосферные осадки в виде водяных капель, струй Идет д. Осенние дожди. Проливной д. Д. льет как из ведра. дождь о …
  • КАМЕННЫЙ в Словаре Даля:сделанный из камня или вообще к камню относящ. Каменный дом, из камня или из кирпича. Каменная ломка, прилом, прииск. Каменный …
  • ДОЖДЬ в Словаре Даля:дождик, дожж, дожжик, дозжик муж. вода в каплях или струями из облаков. (Древнее дежгь; дежгем, дождем; дежгевый, дождевой; дежгити, одождить). …
  • ДОЖДЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6-7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки называется …
  • КАМЕННЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:каменная, каменное. 1. Сделанный, состоящий из камня или из кирпича. Каменная лестница. Каменный дом. Каменная гора. 2. перен. Неподвижный, застывший, …
  • ДОЖДЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:дождя (дощь, дожьжя), м. 1. Род атмосферных осадков в виде водяных капель. Проливной дождь. 2. перен. Поток сыплющихся во множестве …
  • КАМЕННЫЙ в Толковом словаре Ефремовой:каменный прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: камень (1), связанный с ним. 2) а) Свойственный камню (1), характерный для …
  • ДОЖДЬ в Толковом словаре Ефремовой:м. 1) Атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды. 2) а) перен. Множество, большое количество чего-л. падающего, сыплющегося. …
  • КАМЕННЫЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:прил. 1. соотн. с сущ. камень 1., связанный с ним 2. Свойственный камню [камень 1.], характерный для него. отт. перен. …
  • ДОЖДЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:м. 1. Атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды. 2. перен. Множество, большое количество чего-либо падающего, сыплющегося. отт. …
  • КАМЕННЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:прил. 1. соотн. с сущ. камень 1., связанный с ним 2. Свойственный камню [ камень 1.], характерный для него. 3. …
  • ДОЖДЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:I м. 1. Атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды. 2. перен. Непрерывный поток, обилие чего-либо. отт. Множество …
  • УГОЛЬ КАМЕННЫЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • УГОЛЬ КАМЕННЫЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki.
  • ИЛЬИН ДЕНЬ в Словаре Обрядов и таинств:(2 августа/20 июля) И, крутя живые спицы, Мчатся вихрем колесницы, Впереди - скакун с трубой Над испуганной толпой. А. Блок. …
  • ПАЛЕСТИНА в Православной энциклопедии Древо:Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Палестина Первоначально это название …
  • 3 ЦАР 18 в Православной энциклопедии Древо:Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия . Ветхий Завет . Третья книга Царств . Глава 18 Главы: 1 2 3 4 …
  • РОССИЯ, РАЗД. РОССИЯ В АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ в Краткой биографической энциклопедии:Ртремление к сохранению памяти о прошлом выражалось у наших предков в ведении летописей. Достойными памяти признавались, однако, только важнейшие в …
  • ДОН ЖУАН в Литературной энциклопедии.
  • РОССИЯ. ИСТОРИЯ: РОССИЯ В АРХЕОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:Стремление к сохранению памяти о прошлом выражалось у наших предков в ведении летописей. Достойными памяти признавались, однако, только важнейшие в …
  • ПОГОДА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:Содержание статьи: основные черты учения о П.; синоптическая метеорология — как учение о непериодических изменениях П.; области низкого и высокого …
  • КАМЕННОУГОЛЬНАЯ СИСТЕМА И ПЕРИОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:Под этим именем разумеют в геологии комплекс слоев до 4000 м мощности, сложенный из известняков, серой вакки, песчаников, конгломератов, глинистых …
  • БУРЫЙ УГОЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:(лигнит) — в серии ископаемых углей Б. уголь занимает самую низкую ступень, составляя промежуточное звено между каменным углем и торфом. …
  • ЯПОНИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • УГОЛЬ БУРЫЙ И ТОРФ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ПОГОДА* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:Содержание статьи : основные черты учения о П. ; синоптическая метеорология ? как учение о непериодических изменениях П. ; области …
  • КОКС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ГОРЮЧИЕ МАТЕРИАЛЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ВОДА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? С древнейших времен стали понимать великое значение воды не только для людей и всяких животных и растительных организмов, но …
  • БУРЫЙ УГОЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:(лигнит) ? в серии ископаемых углей Б. уголь занимает самую низкую ступень, составляя промежуточное звено между каменным углем и торфом. …

slovar.cc

Дождь из камней - это... Что такое Дождь из камней?

Дождь из камней Жанр Режиссёр Продюсер Авторсценария В главныхролях Оператор Композитор Длительность Страна Год IMDb
Град камней
Raining Stones

драма

Кен Лоуч

Сэлли Хиббин

Джим Аллен

Джули БраунРикки Томлинсон

Бэрри Экройд

Стюарт Коупленд

90 мин.

Великобритания

1993

ID 0107920

Выход фильма «Град камней» (оригинальное название — Raining Stones)

«Град камней» (другое название — «Дождь из камней») — кинофильм. В 1993 году фильм получил приз жюри Каннского кинофестиваля. Не рекомендуется просмотр детям и подросткам моложе 16 лет.

Сюжет

Двое британских безработных, Томми (старший по возрасту) и Боб (более молодой), пытаются найти работу или хотя бы средства к существованию, скитаясь по городским и сельским районам Англии. В полном соответствии с названием фильма, на них сыплются всё новые и новые проблемы, осложняя их и без того нелёгкую жизнь. Но рано или поздно они находят решения для своих проблем…

В ролях

  • Джули Браун
  • Рикки Томлинсон
  • Брюс Джонс
  • Джемма Феникс
  • Том Хикки

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Кен Лоуч
  • Продюсер: Сэлли Хиббин
  • Сценарист: Джим Аллен
  • Композитор: Стюарт Коупленд
  • Оператор: Бэрри Экройд

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Дождись темноты
  • Доживём до понедельника

Смотреть что такое "Дождь из камней" в других словарях:

  • Дождь из камней (фильм) — Фильм РусНаз = Дождь из камней ОригНаз = Raining Stones Изображение = Жанр = драма Режиссёр = Актёры = Джули Браун imdb id = 0107920 Время = Страна = Великобритания Продюсер = Сценарист = Композитор = Оператор = Компания = Бюджет = Год =… …   Википедия

  • Дождь — один из видов атмосферных осадков (см.) образуется вследствие сгущения в капли водяного пара, насыщающего воздух. Д. падает из так называемых дождевых облаков или туч темно серого цвета, без определенных очертаний (nimbus). Особый вид дождевых… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Град камней — Raining Stones …   Википедия

  • Град камней (фильм) — Град камней Raining Stones Жанр драма Режиссёр Кен Лоуч Продюсер Сэлли Хиббин …   Википедия

  • Метеоритный дождь — Не следует путать с метеорным дождём. Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения …   Википедия

  • Железный дождь — Не следует путать с метеорным дождём. Метеоритный дождь (железный дождь, каменный дождь, огненный дождь)  множественное падение метеоритов вследствие разрушения крупного метеорита в процессе падения на Землю. При падении одиночного метеорита… …   Википедия

  • Каменный дождь — Не следует путать с метеорным дождём. Метеоритный дождь (железный дождь, каменный дождь, огненный дождь)  множественное падение метеоритов вследствие разрушения крупного метеорита в процессе падения на Землю. При падении одиночного метеорита… …   Википедия

  • Огненный дождь — Не следует путать с метеорным дождём. Метеоритный дождь (железный дождь, каменный дождь, огненный дождь)  множественное падение метеоритов вследствие разрушения крупного метеорита в процессе падения на Землю. При падении одиночного метеорита… …   Википедия

  • Изумрудный дождь — «Изумрудный дождь»  повесть Юрия Николаевича Кузнецова, продолжение волковской серии книг об Изумрудном городе. Из под его пера также вышли такие книги, возвращающие читателя в атмосферу книг о Волшебной стране, как «Жемчужина Халиотиса»,… …   Википедия

  • Изумрудный дождь (повесть) — «Изумрудный дождь»  повесть Юрия Николаевича Кузнецова, продолжение волковской серии книг об Изумрудном городе. Из под его пера также вышли такие книги, возвращающие читателя в атмосферу книг о Волшебной стране, как «Жемчужина Халиотиса»,… …   Википедия

dvc.academic.ru

Каменный дождь - Задание - World of Warcraft

Комментарии

Комментарий от mgarland

You can find bolders at roughly 67.12 and turn around and join the "friendly" giants at 69.14 or anywhere where they are standing and aim your boulder at workers down below. took a lil bit to figure out where to go but this worked best and easiest in the end.

Комментарий от fewyn

You can only carry one boulder at a time.

Комментарий от Almarsguides

This quest was a bit tricky at first, what you have to do is pick up boulders north of where it says Thor Modan on the map and throw them down into the bit where all the rock giants are chuckin boulders. When you throw it down in the pit make sure to hit one of the stone dwarfs, or you wont get credit.------------------70-80 Leveling Guidealmarsguides.com

Комментарий от Sizux

Until they fix this quest, don't even bother -- it's bugged beyond belief.

Комментарий от Wren

Quest works fine. Just isn't that descriptive. Target a dwarf, throw rock at him. Repeat. Bit of a pain to go back and fetch a boulder each time though.

Best spot is the reaver at the start of the trench, in front of the bridge. Boulders won't kill them, so you can hit him over and over and he's close.

Комментарий от AzGuL

If you fall down there's a way out in the south western part of the canyon.

Комментарий от Blindfury

2 things worth noting

1) If you lose the "Giant" buff before you disrupt the 5 workers, you will have to abandon the quest and get it again. So don't fall down, or take longer than 10 mins.

2) The bolder is an AoE. So go for a group if you can (in my case there were some alliance questing down there and they rounded up 3 mobs, so I got credit for 3 in 1 throw).

Комментарий от Chronalis

Awesome quest tbh, you can actually damage other players with these things! I threw 2 on a Human Lock for a laugh and was surprised to see it actually did some damage to him.

Комментарий от Seersha

Aim the green circle for the dwarfs mining below.

Комментарий от auxiliry

Pretty stupid quest imo.

If you leave a certain area you lose the buff and have to start over.

Комментарий от Zunik

This work on the dead dwarves aswell =)

Комментарий от Astralen

Pair this up with The Horse Hollerer since they are both done in the same area.

Комментарий от slugbug

Note, you do NOT need the buff to complete the quest. I found that you have to aim for the Iron Rune-Shapers. The guys that are "mining".

Комментарий от elit

u can only carry 1 rock

Комментарий от Chocopie

It's fairly easy to fall off if you're not careful. You can throw the boulder on the same dwarf and you don't need to target one before you throw the rock.

Комментарий от lordkarthas

The buff you get makes you (and your mount) huge. A gnome's elekk while under the effect of this buff takes up nearly the whole screen.

Комментарий от kaze950

Ridiculous quest. The stupid boulder doesn't have a long enough range, so its hard to actually hit the dwarves without falling down the chasm.

Комментарий от Me4o4e

I found 70 11 a pretty handy spot for this one. Two rocks which respawn really fast and you can see and throw at the same dwarf five times in a row

Комментарий от ipolcat

People please if you want contibiute to this site by sending description of quests, do it the way that everyone can understand. Its very simple quest:1. Pick up the quest2. Go down hill where quest giver is and pick up Boulder's (stones which will be shining on the ground).Notice here that you can pick up only one!3. Go on the edge of trench where friendly giants throw stones into mine.4. Target dwarf down below in mine and throw your boulder on him.5.Go back for another Boulder and repeat another 4 times and go back to quest giver.

Thank you

Комментарий от VoiD

Druids...

I tried to pick up a boulder whilst in Swift Flight Form, I picked up a boulder, but was not credited with doing so. The upshot of this being that I had no boulder in my bags so I couldn't throw one, nor was I able to loot another. Had to drop the quest and get it again.

This was only in Swift Flight Form, not sure how the other shapeshift forms will act, just to pre warn you though..

^V

Комментарий от Nubtrain

This is an opinion.... badass quest name

Комментарий от Untouchable

You can only loot one at a time, so if you seem to have trouble finding them this is why. Loot, throw, rinse, repeat!

Комментарий от MooHolyCow

Instead of running back and forth with the slow buff, you can mount up and travel faster without losing the buff or the boulder. Save some time and mount up between the pit and the boulder and visa versa.

Комментарий от Mizetto

Also For People, Wanting to Keep buff and use in city or something to show yourselfs off or something, the bugg is removed, when left. saddness

Комментарий от axa37ckq

I lost my buff when I had 4/5 because I fell, then I just picked a new boulder up and threw it at a dwarf and...ta-daa! :) No abandoning and starting all over!

Комментарий от Dusktide

dont do this quest drunk, its very easy to fall down the cliff and die

Комментарий от Gothnorak

try not to fall down...

Комментарий от Itsallmuscle

Take your pet off of defensive or you will remain in combat after throwing a boulder.

Комментарий от PanzerM3

Be sure to turn your view distance up.I had mine at about 50% due to framerate issues, and ended up spending 20 minutes throwing boulders because I couldn't see the dwarves in the trench.

Комментарий от GusChiggins

Go ahead and kill 5 birds with one stone on this quest; if your class is capable of rooting multiple enemies or you have a pet that can hold them in place get to the minimum distance for the toss and you can hit all of them while in combat. Makes it a lot easier if you fall in like I did :(

Комментарий от bdot

Make sure that you are targeting a dwarf with the boulders AOE because if you don't it won't register. I made the mistake of just tossing them down there anywhere and was wondering why I didn't get any credit.

Комментарий от Thelootninja

You can throw on the same target multiple times.

Комментарий от Zhandros

Ya know, this is one quest I wouldn't mind doing over and over again. Its the sheer fun factor of it. Tossing over a boulder and wrecking havoc down there.

Комментарий от Vlad

Super quest to not complete if you wanna set a record at being largest scaled on Elekk mount or something. :P

You are scaled like 2x or 2.5x times -it's really cool! Combine it with Winterfal Firewater, Heroism and Mojo on your mount! ^_^

Комментарий от Flaccus

If the mob is tagged by another player (who may be fighting them) then you will NOT get credit for the quest.

Комментарий от Kantir

Very dangerous slopes, be careful not to jump onto any platforms that are slanted or you may fall into the cavern and die like I did.

Комментарий от ahf620

nice really .. we can carry more than 100 items in our bags .. but not a stupid boulder .. go blizz!

Комментарий от Dougula

Coords of 70:12 worked well for me as a drop spot, w/a short run back to 70:11 to pick up the bolders. Close together w/ very little running back n forth - boulder respawn rate was pretty quick. Was aslo able to get multible "disruptions" per toss.

For those without a coordinate add on its the far north/northeast end of the trench.

Комментарий от Groundlord

Druids who have Flight Form and Cold Weather Flying: Be careful about flying over to the edge of the trench. I did that, got forced out of Flight Form (forces you back to NE/Tauren when you start to throw the boulder), and ended up falling into the trench because I was flying over the edge (I have bad depth perception sometimes...), so I had to make a corpse run back and fly out.

Комментарий от Kantir

GG making this site suck by stalking me and voting down all my fackin comments, you ars holes :)

Комментарий от hark659

You easily can throw it from the top where you pick up the boulder. Another way you can do is pull five of them and kill them and then throw the boulder. Both way works.

Комментарий от Crudedragos

As of 3.08, You can carry more than 1 boulder.

Комментарий от DR4545

I'd suggest you throw them from up top. If you do fall down into there accidentally, you can still throw the boulders at the guys from ground level.

Комментарий от SonicKoolLiam

you actually can through the stone on to the same mob all 5 times:D

Комментарий от damgoodballers

CORRECTION.... AFTER PATCH 3.08 U CAN CARRY MORE THAN ONE BOULDER!

Комментарий от EvilWeasel

To finish this quest quickly, you can gather five boulders and then throw them consecutively onto the same stationary dwarf and get credit all five times. There's no cooldown on throwing the boulders.

Комментарий от Amyyy

This was a pretty fun quest! Just pick up boulders and throw them at the iron dwarves. The buff that makes you bigger is pretty entertaining.

Комментарий от wahodalon

Seams now u can carry multipul boulders.

Комментарий от Deadlu

Tips:-You can throw them on the same target (none-moving ones are suggested)-You can find some of those Bolders behind the Grizzly Hills Giants

Комментарий от mrdummy

A small discovery: you can also throw at CORPSES for credit..... :DDead bodies cannot do something... but this is funny bug.

Комментарий от Ragameus

These are one of the rare instances where you don't have to wait for cast time to pick something up! In this case, the boulders.

EDIT: I have found out that you can actually throw the boulders while IN the open area. So just slow fall down (or fall on accident and reincarnate like me D:) and get east aim!

Комментарий от Valendel

I just needed 1 boulder to complete this quest as a hunter ;) That because i accidentally felt down. So i used Eyes of the Beast, aggroed 5 of them, then left my pet in range of my boulder. Throw and run! :)

Комментарий от jelito

Sadly buff disappear if you teleport to orgrimar... ;(((Not sure would it happen with dalaran but i guess so....There is through, troll in newbie trolls village on bottom of durotar who can cast on you growth that will last there. Too bad i can't stack it with that giants growth (if it anyway would be even possible)...There is nothing funnier than tauren on kodo who is bigger than org bank building :d (maybe except mage iceblocking on saph)

Комментарий от afflok

Summary strategy:

Pick up 5 boulders (click on link for location), then go stand at the edge of the canyon, near the Grizzly Hills Giants already throwing boulders and trees. 5 is the maximum you can carry at any one time (after that they're not sparkly anymore), so make sure you get credit with each of your boulders or you'll have to run around and find another one.

"Use" the items in your inventory and place the AoE destination circle on one of the dwarves in the bottom of the canyon.

You do not have to target them before throwing the boulder if you want credit. This may help you see where you're throwing (if you have low graphics and need to see a red circle on the mob), but does not affect whether or not you get credit for disrupting an Iron Dwarf operation.

You will get credit if you throw a boulder at a dead dwarf. Apparently they have operations going on beyond the grave which we can disrupt!

You cannot disrupt Iron Thane Argrum's work, so don't waste a boulder on him. You will get to kill him later in this quest line, but he's worthless for this quest. You must aim at either a Rune Reaver or an Iron Rune-Shaper. The Dwarves don't die when you disrupt them with a boulder, so you can get credit for disrupting the same dwarf's operations 5 times in a row, as fast as you can throw the boulders. I recommend binding your Boulders to a hotkey temporarily and just spamming it one one dwarf 5 times. You'll be done faster than you think.

You do not have to have the buff (Gift of the Giants) active to get credit either, but being double size is fun, and can be quite refreshing if you're used to running around as a gnome all the time ;P So if you lose it by right-clicking it, going too far away, or running out of time, don't worry. Just keep going, and then return to Kurun when you're done!

Комментарий от Jacobstx

Magekill wrote:When the npc gives you the quest, he also gives a buff Gift of the Giants that increases size.

This buff is NOT required to complete this quest, but is fun in the meantime.

As a side note, he seems to have very bad aim with this buff. I've seen him cast it cast on hunter pets, on himself (scary), even on the Highland Mustang that roam the area.

If he's still as bad at aiming as you described, then imagine this one mob kited to him, and getting that buff.

Комментарий от Jetlok

I had the debuff and threw 1 boulder, then I fell in and got out alive but then tried to run away from a golem but after a while I just thought "forgetaboutit" and went back to the boulder throwing place but the buff went away so I threw a boulder and then the mob I threw it at got "The Gift of the Giants". EDIT:Actually, everything I target get the buff.

Комментарий от wtfoomnofair

You have to throw the boulders down into the city.

Make sure you hit the NPC's to get credit. You will not get credit for missing these npc's. You will not get credit for hitting Iron Thane Agrum

Комментарий от Hubertus92

These scrshots are helpful!

Комментарий от throthing

If you hearth, the buff will dissapear. I found out the hard way.What i thought before i hearthed: ZOMG IM SO BIG IM GONNA HEARTH AND GET ON MY MOUNT SO IM A HUGE ORC ON A HUGE PROTO-DRAKE LAWLZ!~After i hearth: =.=

Edit: Spellingg

Комментарий от leeuw

First of all, as mentioned earlier, the Buff is not necessary. Besides it significantly reduces your run speed, but anyways that's not the point :)

When you pick up the quest, go for the firendly giants and look for boulders, shining rocks. You can pick them up to 5. After picking up 5 boulders, there will be no more sparkles around.

There are more boulders where the friendly giants throwing rocks to enemy giants. That area has more boulders. Thus my advice is to hump in your flying mount, fly over the mines and collect your boulders at that area.

For completing the quest, all you have to do is to throw boulders down into the mine; BUT not randomly. Throw them right onto the mining dwarfs. And you will be fine.

Комментарий от Anedill

Bugged for me, no boulders appear clickable or shiny. Submitted a ticket.

Комментарий от GitGudGuides

Raining Down Destruction http://youtu.be/hmNAaYB4T_A

Комментарий от WoWGnGP

I made i playthrough of this quest if anyone wish to see how to do it :)https://www.youtube.com/watch?v=6NTUdIRB7gc

Комментарий от Boxofbeer

Raining Down Destruction http://www.youtube.com/watch?v=R_y2b-M0NDc

Комментарий от Boxofbeer

There are Валунs around Thor Modan. You have to grab one and carry towards the edge.Target any iron dwarf in Thor Modan and use Валун to drop it down.

Каменный дождь - www.youtube.com/watch?v=R_y2b-M0NDc

ru.wowhead.com

Таш - камень, дарящий дождь

Хотя кому-то может показаться, что нет ничего более простого, чем обычный камень, на самом деле камни – очень интересные и загадочные создания. Известны такие из них, которые едва ли не прямо опровергают тот общеизвестный факт, что камень – создание неживое (гуляющий Синь-камень — тому пример). Во всяком случае, некоторым из них приписываются удивительные возможности, и одним из таких камней стал Махади-Таш – камень, который имеет богатую историю, окружён рядом легенд и, предположительно, умеет кое-что. Но обо всём по порядку.

В первую очередь Махади-Таш – это священная достопримечательность, которая славится особым отпечатком на поверхности. Этот отпечаток – не след от какой-нибудь доисторической улитки,а отпечаток ноги святого по имени Махади. Впрочем, есть и легенды, которые повествуют, что Махади был обычным человеком из татар-мишар, но за мудрость и доброту молва провозгласила его святым. В честь него, собственно, и был назван камень. Когда-то Махади спустился прямо с неба на этот камень (вот и отпечатки ног), с кувшином в руках (отпечаток кувшина тоже остался), впрочем, по другой версии, кувшин ему дала проходящая мимо женщина, умылся (остались следы капель и стекавшего потока). Когда-то, рассказывают очевидцы, отпечатки были очень чёткие, ярко выраженные и позволявшие представить себе по следам настоящего живого человека, который остановился на камне, чтобы умыться и, может, постоять, подумать о том, что происходит. Поскольку глыба представляет собой довольно мягкий известняк, его, естественно, подтачивают время, ветер и дождь, так что следы уже не настолько отчётливые, но при известной доле воображения действительно напоминающие всё вышеописанное. А почему бы и не представить себе всё именно так? Даже если учёным удалось бы доказать, что следы сформировались под влиянием атмосферных осадков или других, совершенно обыденных причин, это было бы намного скучнее.

Тем более, следует отметить, что Махади-Таш — камень, который почитается с древних времен, и благодаря этому он и дошёл до наших дней. Когда-то его окружал небольшой заборчик, сейчас его не осталось, зато к нему ведёт вполне прокатанная колея – если выбираться в путешествие в сухую погоду, можно доехать на автомобиле до самого камня, а потом ещё устроить пикник неподалёку. Но, кстати, следует заметить, что, хотя никак по-особенному Махади-Таш не оборудован – никаких навесов, оградок или указателей – возле него, несмотря на стабильный наплыв туристов, здесь всегда чисто, и эту традицию не мешало бы соблюдать каждому посетителю.

Но перейдём к тому, что, конечно же, интересует нас больше всего, а именно – к чудесам, на которые способен Махади-Таш. Есть камни, которые даруют исцеление, есть камни, которых можно попросить об удаче в любви или в делах, а наш герой приносит добрую погоду. Добрую для этих мест – расположенный в довольно засушливом участке Урала, Махади-Таш может принести дождь, для чего его достаточно просто попросить от чистого сердца. Хотя Махади, подаривший камню с помощью омовения чудодейственные свойства, был мусульманским святым, попросить дождя может каждый добрый человек.

Дальше история немножко разнится. Кто-то уверяет, что, помимо способности дарить нужную погоду, Махади-Таш ничем не славен, а кто-то считает, что камень необычный ещё и по своей сути. Например, он может «подзарядить» энергией, если к нему прикоснуться с молитвой – во всяком случае, местные целители, знахари и экстрасенсы, да и не только местные, считают своим долгом совершить к нему паломничество хотя бы однажды. Вы тоже можете присоединиться к ним, только постарайтесь не трогать руками знаменитые отпечатки – мягкий известняк, который и без того покрыт трещинами в изобилии, этого не любит. В любом случае, путешествие обещает быть увлекательным, только, оговаривая просьбы о дожде, упомяните, что хотели бы, чтобы он пошёл уже после вашего возвращения: дороги здесь размывает довольно сильно, а потому выбираться обратно будет не очень комфортно. И не просите ничего шутки ради – если не нуждаться в дожде по-настоящему, камень не будет ничего для вас делать.

В одном можно быть уверенным – если зной и засуха замучили вас так, что держаться нету больше сил, обратитесь к Махади-Таш, и святой обязательно подарит вашей земле немного живительной влаги. Кстати, после проекта «7 чудес России» Махади-Таш входил в кандидаты на место в ТОП-7 чудес Уральской области.

Анастасия Берсенева,Ксения КржижановскаяФото isilgan.ru

rusmystery.ru

Каменные дожди - сверхъестественное явление?

По сведениям арабского историка Ибн ал-Асира в июле 1020 г. в Африке выпал каменный дождь: «В раби 411 года в Африке случился дождь из камней. С неба падали такие крупные камни, что подобного люди не видели. От этих камней погибло много скота» (Сводка, с. 51). Древнерусский автор «Повести временных лет», со ссылкой на византийскую хронику Иоанна Малалы, пишет: «В царствование Прова, во время дождя из тучи великой пшеница, с водою многою смешанная, попадала, которую, собрав, засыпали в закрома большие. Так же при Аврелии серебряные крупинки упали [на землю], а в Африке три камня упали громадных» (ПВЛ, с. 265).

Согласно летописям Пэкче, собранным и обработанным в 1145 г. придворным историографом Ким Бусиком, на территории юго-западной Кореи в 93 г. наблюдалось аномальное природное явление: «Осенью, в восьмом месяце, одновременно упали пять огромных камней на Хвенак» (Ким Бусик, с. 141).

В царствование византийского императора Льва Великого (457-474) «знамение было на небе, облако трубообразное 40 дней. И выпал дождь из пепла в Константиновом граде, намного больше пяди, от возгоревшихся облаков. И все молились с крестами и говорили, что огонь был и погашен был человеколюбием Божиим» (Временник. 11.53). Согласно другому источнику — извлечениям из церковной истории Феодора Чтеца, по изложению Никифора Каллиста, события выглядели так: «Лев провозгласил кесарем Льва-младшего, сына своей дочери Ариадны и зятя Зенона. В то же время в месяце ноябре, после того как на небе видимы были пламенеющие облака, сыпался сверху пепел, так что все зрители называли это падением огня с неба». Пламенеющие облака и пепел — признаки извержения вулкана. Трубообразное облако, видимо, было смерчем, который принес пепел к городу.

Согласно трактату по сейсмологии египетского историка ас-Суйути (1445-1505), в 856 г. безо всяких видимых причин произошло странное явление: «В Египетской стороне на городок ас-Сувайда с неба свалилось пять камней. Один из них угодил в бедуинский шатер, который [тут же] сгорел. Один из тех [камней] был взвешен и оказался весом в десять ритлей» (ас-Суйути, с. 33). Считается, что речь идет о метеоритах.

«В месяце раби I 285 года (28.III-26.IV.898) в Басре и Куфе подул ветер, несший желтую пыль; потом пыль стала зеленой, а затем — черной. Пыль окутала город. После этого начались обложные дожди, подобных которым никто не видел. Затем пошел град, причем градины весили до 150 дирхемов. Все это сопровождалось страшным громом и непрерывными молниями. Ветер свалил около 600 финиковых пальм на село Ахмадабад стали падать белые и черные с оттенками камни. Камни эти увезли в Багдад, где их выставили для обозрения» (Сводка, с. 27-28). То обстоятельство, что небесные камни рассматривались как достопримечательность, достойная столичного внимания, указывает на реальность этого случая.

Видеть в падении камней с неба сверхъестественное явление оснований нет. В первую очередь каменные дожди были результатом смерчей. Диаметр смерча обычно измеряется метрами, скажем, в отличие от циклона, чей диаметр превышает десятки километров. Давление воздуха в смерчах достигает 400-500 кг на квадратный метр. Известно описание смерча, который имел вид вращающейся воронки, расширенной от поверхности земли, высотою до трех километров, с диаметром у поверхности земли до 50 м. Предметы, подхваченные вращением смерча, обычно находят на отдаленном расстоянии.Ал-Бируни рассказывает о происшествии, связанном со смерчем, хотя металлический дождь случился в ясный день:

«И не что иное, как ветер, который сопровождает громы, молнии и грозы, являющиеся причиной его, переносит металлы с их мест или прямо с поверхности земли, или же выброшенные вместе с грязью из недр земли. (...) Об этом же свидетельствует и дождь, выпавший в селении Та'уи, одном из селений Бушанджа, в ясный день; этот дождь состоял из металлических обломков, похожих на плохого качества медь с пятнами, как у железного шлака, и таких горячих, что вода шипела, когда они падали в нее, вес же их был от мана до двух манов» (ал-Бируни. Минералогия, с. 234-235).

Армянский историк Киракос Гандзакеци слухи об удивительном дожде рассматривает как знамения лжепророков. «В 699 (1250) году армянского летосчисления случилось следующее: распространилась молва о том, что в пределах Хачена выпал град и вместе с градом на землю посыпалось множество рыб длиною в пядень. Мы сами воочию не видели этого, но многие уверяли нас, что сами были очевидцами» (Киракос Гандзакеци. 48). Такое же событие отмечено в «Чудесах сотворенного и диковинках бытия» Закарийи ал-Казвини: «Самым необычным явлением было описанное ал-Джахизом. Над расположенным между Исфаханом и Хузистаном городом Ай-дадж появилась низкая туча, которая касалась голов людей. В самой туче был слышен страшный шум. Затем хлынул сильный ливень, чуть было не затопивший все, а потом стали сыпаться лягушки и большие жирные карпы. Люди ели их, солили и оставляли про запас».

Любопытные сведения о дождях из лягушек и рыб приводит римский писатель Афиней: «Известно мне также, что во многих местах шли дожди из рыб: так, Фений пишет во второй книге „О правителях Эреса", что в Херсонесе три дня шел рыбный дождь. Также Фи-ларх пишет в четвертой книге, что повсюду есть люди, видевшие дожди из рыб, а нередко и из головастиков. Например, Гераклид Лемб пишет в двадцать второй книге „Истории": „В Пеонии и Дардании прошли дожди из лягушек, и было их так много, что они переполнили жилища и улицы. В первые дни люди боролись и убивали лягушек, запирали от них дома, однако ничего не могли сделать — они были всюду: их находили в пище, вареных или жареных, мало того, нельзя было ни напиться воды, ни ноги поставить на землю, покрытую кучами лягушек; так что измученные нестерпимым трупным запахом, исходившим от погибших амфибий, люди покинули эти места"» (Афиней. Пир мудрецов. VIII. 6).

Тему диковинных дождей продолжает Роджер Бэкон: «И о многом подобном, и о еще больших чудесах, приключившихся от этих явлений [речь идет об испарениях] и огней, рассказывает Тит Ливии, лучший автор мировой истории, и святой Орозий блаженному Августину, и сам Августин, и многие другие самые достоверные авторы. Как описывали эти наи-достовернейшие авторы, эти чудеса заставили измениться весь мир. Согласно им, с неба или сферы воздуха некогда капало молоко, кровь, падали шерсть, металлы, камни и живые звери, такие как рыбы, саламандры и другие рептилии, лягушки и жабы, и куски мяса, из земли выходили потоки масла и крови и совершались другие чудеса, как учат вышеуказанные авторы и другие достовернейшие о явлениях, от которых проистекают в мире великие перемены» (Роджер Бэкон. Введение. V). Дополним картину сообщением из Хроники Мхитара Айриванеци (1222-1291): «В Хорасане в продолжении двух дней шел град из змей. Змеи второго дня поедали змей первого дня» (Армянские источники, с. 90).

В персидской космографии говорится о странном дожде, который преследует обитателей одного китайского города. «В пределах Чина есть город, в котором с неба постоянно падают камни. Жители города во время [падения камней] проявляют осторожность. В горах у них выстроены дома, и они убегают в них, пока камнепад не прекратится. Тот, кто выйдет на улицу, будет ранен. Если и дальше останется на улице, то погибнет. Животных камнепад также всех губит, потому они бегут оттуда. Из-за боязни камнепада животных в той местности мало» (Чудеса мира. 40). Скорее всего, это пересказ местной китайской легенды.

Напомним историю из книги китайского чиновника Чжоу Цюй-фэя: «В центральной провинции Цзинцзян в пещере Де-цай в прошлом обитал самец обезьяны, который прожил несколько сотен лет. Обладал сверхъестественной силой превращений. Не соблюдал порядки. Часто воровал красивых женщин. [Во времена Тан] жена духу, [которого звали] Оуян, тоже оказалась у него. Оуян разработал план действий и убил его. Забрал жену, возвратил ее обратно, а остальных женщин сделал монахинями. Обезьяньи останки, хотя и захороненные в пещере, все еще могли являть колдовство. Когда люди, идущие к поселениям к северу от главного города провинции, доходили [до пещеры], в них начинали лететь камни. Только когда шли люди по фамилии Оуян, камни оставались недвижимыми. Узнали, что это из-за обезьяны» (Чжоу Цюй-фэй. X. 15).

bok-a.narod.ru

Каменный дождь - это... Что такое Каменный дождь?

 Каменный дождь

см. Дождь.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Каменный век
  • Каменный затон

Смотреть что такое "Каменный дождь" в других словарях:

  • Каменный дождь — Не следует путать с метеорным дождём. Метеоритный дождь (железный дождь, каменный дождь, огненный дождь)  множественное падение метеоритов вследствие разрушения крупного метеорита в процессе падения на Землю. При падении одиночного метеорита… …   Википедия

  • Дождь — У этого термина существуют и другие значения, см. Дождь (значения). Дождь Дожди  атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель ж …   Википедия

  • Дождь — один из видов атмосферных осадков (см.) образуется вследствие сгущения в капли водяного пара, насыщающего воздух. Д. падает из так называемых дождевых облаков или туч темно серого цвета, без определенных очертаний (nimbus). Особый вид дождевых… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Метеоритный дождь — Не следует путать с метеорным дождём. Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения …   Википедия

  • Железный дождь — Не следует путать с метеорным дождём. Метеоритный дождь (железный дождь, каменный дождь, огненный дождь)  множественное падение метеоритов вследствие разрушения крупного метеорита в процессе падения на Землю. При падении одиночного метеорита… …   Википедия

  • Огненный дождь — Не следует путать с метеорным дождём. Метеоритный дождь (железный дождь, каменный дождь, огненный дождь)  множественное падение метеоритов вследствие разрушения крупного метеорита в процессе падения на Землю. При падении одиночного метеорита… …   Википедия

  • Метеоритный дождь — (другие названия железный, каменный дождь) множественное падение мелких и средних метеоритов вследствие разрушения крупного метеора, последовавшего при его прохождении сквозь атмосферу Земли. Очень часто метеоритный дождь путают с другим явлением …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Грибной дождь — Дождь Дождь Дождь  атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды диаметром от 0,5 до 6 7 мм. Жидкие осадки с меньшим диаметром капель называются моросью. Капли с диаметром, большим 6 7 мм, разбива …   Википедия

  • Серебряный дождь — ООО «Радиостанция «Серебряный Дождь» Страна …   Википедия

  • Сура 27. Муравьи — 1. Та, син. Это аяты Корана, ясного Писания, 2. руководство [к прямому пути] и добрая весть для уверовавших, 3. которые совершают обрядовую молитву, вносят закат и веруют в будущую жизнь. 4. Воистину, тем, которые не веруют в будущую жизнь, Мы… …   Коран. Перевод М. Н. Османова

Книги

  • День муравья, Бернар Вербер. Этот многомиллионный город занимает на поверхности земли всего два квадратных метра! Его жильцы – самые трудолюбивые существа в мире! Их умение подчиняться правилам – мечта любого диктатора!… Подробнее  Купить за 299 руб аудиокнига
  • Интерактивная классика. Капитанская дочка, Пушкин Александр Сергеевич. В одной книге - все, что необходимо для подготовки к уроку, сочинению, докладу, ЕГЭ, но без скучных предисловий, очерков, комментариев. Книга содержит полный текст произведения А. С. Пушкина… Подробнее  Купить за 285 грн (только Украина)
  • Майя Борисова. Избранное, Майя Борисова. Настоящее издание избранных произведений известного ленинградского поэта М. Борисовой впервые наиболее полно представляет ее поэтическое творчество. В книгу вошли стихотворения и поэмы из… Подробнее  Купить за 250 руб
Другие книги по запросу «Каменный дождь» >>

dic.academic.ru


Смотрите также