Публикации > Культура > Мелкоскоп. Черных камнях


Черные камни Ики | ЛАИ

Древнейшая история человечества, охватывающая многотысячелетний период дописьменной истории, по сей день остается, по сути дела, terra incognita. Только в учебниках и обзорных работах, где на нескольких страницах запросто умещается весь этот период мировой истории, он предстает в виде достаточно ясной и последовательной картины. Но “нарисовать картинку” не так уж и сложно. И чем эта “картинка” проще, тем легче она укладывается в рамки существующей научной парадигмы.

Однако на сегодняшний день накопилось огромное количество археологических фактов, которые в прямом смысле слова “не лезут ни в какие рамки”, если речь идет о существующей теории развития человечества. Но у академической науки есть несколько простых и действенных приемов, попросту отсекающих такие “неудобные” данные.

Когда речь идет о древнем артефакте его проще всего объявить подделкой, подкрепив это обвинение именами нескольких научных авторитетов. Когда данный прием по каким либо причинам не проходит, используется второй прием – бойкот. Другими словами, научное сообщество попросту игнорирует присутствие археологических фактов, не объяснимых с точки зрения существующих теорий или противоречащих им.

Но при этом научное сообщество порой попадает в известную ситуацию под названием “А вот слона-то я и не заметил”. И одним из таких “слонов” в области археологических фактов является коллекция гравированных камней из небольшого перуанского города Ика.

Прежде всего, здесь необходимо изначально правильно расставить акценты. Официальная наука считает эту коллекцию подделкой, поскольку изображения на камнях Ики противоречат принятой сегодня концепции человеческой эволюции. Т.е. основанием для обвинения в фальсификации данного факта является традиционный для науки тезис – “этого не может быть, потому что не может быть никогда”. Но при этом полностью игнорируется то, что данная коллекция является археологическим фактом. Данные камни являются рукотворными, они найдены в земле, они имеют определенную древность (некоторые камни были обнаружены in situ в до-испанских погребениях). Для того, чтобы доказать их современное происхождение (т.е. доказать факт фальсификации) одних голословных утверждений недостаточно.

Более того, правильная расстановка акцентов подразумевает и еще один момент. Наука есть часть социальной активности любого современного социума, ученый является членом социума. Практически в любой современной демократической стране сегодня конституционно зафиксирован основополагающий юридический принцип – “презумпция невиновности”. Соблюдение этого принципа в науке, как и в других областях жизнедеятельности, должно охраняться конституцией. Следовательно, применительно к нашей истории, если человек (группа людей) выкопал из земли ряд артефактов, он не обязан доказывать их подлинность. Эти артефакты являются археологическими фактами и должны быть рассмотрены соответствующей наукой, т.е. археологией. Так реализуется “презумпция невиновности” в этой сфере человеческой деятельности. Если кто-либо считает данные артефакты подделкой, он должен это обоснованно доказать. Тем более что обвинение в фальсификации может повлечь за собой привлечение к уголовной ответственности. Именно таким образом должно апеллировать к механизму пользования конституционным правом “презумпции невиновности” в науке. Актуальность данной темы подтверждается современной ситуацией, о которой уже было сказано выше.

Такое публицистическое вступление было необходимо, поскольку та картина человеческой истории, которая возникает при изучении коллекции камней Ики, выглядит, как минимум, просто фантастичной.

История коллекции

Первые упоминания о находках в этом районе Перу черных камней с изображениями странных животных относятся к XVI веку. Индейский летописец Хуан де Санта Крус Пачакути в своей хронике “Relacion de antique dades d´este reyno del Peru” (1570) писал, что в местности Чинчаюнга (соотносится с современной провинцией Ика) находят много камней с гравированными рисунками. Имеется еще ряд сообщений о ранних находках камней со странными изображениями. Но данные факты являются косвенными и останавливаться на них я не буду.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что к началу 60-х годов камни Ики стали активно продаваться на черном рынке антиквариата в Перу. Основным местом находок этих камней был небольшой городок Окукахе, расположенный в 40 км от столицы провинции – города Ика. А поставщиками камней являлись уакерос – так в Перу называют охотников за древностями. В качестве точной даты появления камней называют 1961 год.

Первыми официальными коллекционерами камней Ики считаются братья Карлос и Пабло Сольте а также архитектор Сантьяго Агурто Калво. Последний в 1966 году, чтобы самолично убедиться в том, что камни не являются подделкой, предпринял самостоятельные раскопки в зоне Окукахе и, в конце концов, обнаружил два экземпляра камней в погребениях до-испанских культур. Забегая немного вперед, следует отметить, что нахождение камней Ики в погребальных комплексах – вещь редкая. Можно предположить, что еще в доинкские времена эти камни служили культовыми предметами у местных индейских племен.

Следует также отметить еще два существенных момента. Во-первых, в те годы уакерос продавали эти камни коллекционерам за минимальную цену, буквально за “несколько монет”. И во-вторых, поскольку странные изображения на камнях вызывали у коллекционеров закономерные подозрения, некоторые уакерос предлагали добровольно показать места находок камней, чтобы подтвердить их подлинность.

Настоящую известность камни Ики приобрели благодаря деятельности Хавьера Кабреры. Доктор Хавьер Кабрера (1924-2001) был прямым потомком испанского конкистадора дона Херонимо Луиса де Кабрера и Толеда, основавшего в 1563 году город Ика. Доктор Кабрера был профессором медицины, деканом медицинского факультета в Университете Лимы, основателем медицинской школы в Национальном университете Ики и основателем Музея камней Ики.

Именно доктор Кабрера так увлекся камнями Ики, что посвятил их коллекционированию и изучению всю оставшуюся (а это ни много – ни мало 40 лет) жизнь.

Доктор Хавьер Кабрера Дарке был человеком очень примечательным, таких всегда называют однозначно – “чудаками”. Он истратил почти все свое состояние на приобретение камней Ики, которые он назвал глиптолитами. За свою жизнь он собрал более 11 000 камней, превратив свой особняк в центре города Ика в музей. Некоторые исследователи приводят другие цифры для его коллекции – до 15 000-20 000 экземпляров. Крупнейший современный исследователь камней Ики Денис Свифт, неоднократно приезжавший в Перу для изучения коллекции, считает, что следует оперировать все-таки цифрой 11 000.

Сам Кабрера утверждал, что общее количество камней, которые он сам видел в других частных коллекциях достигает примерно еще 10 000, а общее количество камней Ики, разошедшееся по частным коллекциям и просто купленное туристами в качестве сувениров, по его мнению, достигает 50 000.

По официальной версии, доктор Кабрера начал собирать камни Ики в 1966 году, в своей книге “Послание гравированных камней Ики” (“The Message of the Engraved Stones of Ica”), которую он опубликовал в 1976 году, Кабрера писал, что первые камни были обнаружены в Окукахе в 1961 году. Однако в частной беседе с одним из исследователей (Доном Паттоном) Кабрера утверждал, что еще его отец в начале 30-х годов находил множество камней Ики в древних погребениях. Такая противоречивость сведений объясняется, в первую очередь, особенностями характера Кабреры. Надо заметить, что ему была свойственна определенная таинственность. Более того, он признавался, что современное человечество, по его мнению, еще не готово к принятию послания, зашифрованного иной цивилизацией в глиптолитах Ики. В своей книге он отстаивал идею о том, что камни Ики были “каменной библиотекой”, специально созданной допотопной цивилизацией. Более того, зная о неизбежности глобальной катастрофы, правящая верхушка отдало указание о создании данной каменной библиотеки, после чего оставила планету, переселившись на одну из планет созвездия Плеяд. Вся эта концепция была выстроена Кабрерой на основе изучения изображений на камнях Ики, среди которых присутствовали как изображения неизвестных континентов (в том числе и не на нашей планете) и Исход с Земли и грядущая глобальная катастрофа.

Неудивительно поэтому, что большинство людей, знавших Хавьера Кабреру, в том числе и его друзья, считали его либо чудаком, либо просто сумасшедшим. Но при этом муниципальные власти наградили доктора Кабреру в 1988 г. почетным титулом “Любимый сын города Ики”, а в октябре 2001 г. за два месяца до смерти Кабрера был награжден золотой медалью и еще одним титулом “Hijo Illustre” именно за его заслуги в изучении камней Ики.

После смерти Кабреры его коллекция перешла по наследству к его дочерям, младшая из которых возглавила музей. Однако исследовательскую работу отца она не продолжила.

Академические ученые не занимались изучением камней Ики, они их игнорировали как факт. Более того, можно предполагать, что кем-то из перуанских академических кругов была инспирирована кампания по дискредитации находок с тем, чтобы убедить общественность в их современном происхождении. Дошло до того, что в 80-е годы доктор Кабрера был объявлен главным фальсификатором.

В 1970 г. чтобы доказать аутентичность камней Ики, доктор Кабрера подал заявку в Национальный Комитет по Археологии с просьбой разрешить ему проведение раскопок. Однако он получил отказ. Поэтому камни в его коллекцию продолжали поступать от профессиональных уакерос.

Скептики, утверждающие, что глиптолиты являются современной подделкой, часто ссылаются на хорошо известные факты (они были опубликованы в перуанской прессе в 70-е годы) о том, что некие фермеры признавались в том, что они сами изготавливали и продавали камни Ики. В свое время это послужило основанием для того, чтобы официально закрыть вопрос о камнях Ики.

Однако разобраться в этой ситуации несложно. Во-первых, ограбление древних памятников и нелегальная продажа древностей в Перу является уголовно наказуемым преступлением. Какой нормальный грабитель признается официальным лицам или журналистам, что он грабитель и, следовательно, готов нести справедливое наказание. Более того, в конце 60-х годов тот “фермер”, который являлся основным поставщиком камней для доктора Кабреры, признался последнему, что он был арестован по обвинению в продаже древностей, но позже был выпущен под подписку о том, что он будет утверждать, что сам изготавливает эти камни. Власти, таким образом, даже оставили ему его бизнес. Аналогичное признание от другого уакеро – Басилио Ачуа было получено Деннисом Свифтом в 90-е годы. Во-вторых, после того как история камней Ики получила широкую известность, нашлось немало умельцев, которые начали действительно изготавливать похожие изделия и продавать их туристам. Но изготавливаемые на продажу подделки довольно просто отличить от настоящих камней. Они отличаются как техникой нанесения гравировки (более примитивной), гораздо более простой иконографией изображений и, естественно, размерами. Фальсификаторы не изготавливают поделки из полутонных валунов, сплошь покрытых гравированными изображениями. Современные поделки имеют средние размеры, сравнимые с яблоком или, максимум, дыней. К проблеме “фальшивого” характера камней Ики я вернусь несколько позже.

Здесь хотелось бы упомянуть еще один весьма примечательный факт. После смерти Карлоса Сольте в 1968 г. его брат Пабло передал их коллекцию камней Ики в Музей перуанских погребений, где коллекция была тут же упрятана в запасники. Когда Д.Свифт и Д.Паттон в 90-ые годы поинтересовались у администрации музея судьбой этой коллекции, им было сказано, что таковой не существует. Однако, когда помощник директора музея убедился, что Свифту и Паттону достоверно известно о данной коллекции, он предложил им обратиться с официальным письменным запросом. Когда они сделали это им так же официально было отказано в разрешении увидеть коллекцию Солти.

Коллекция

Гравированные камни Ики значительно варьируются по размеру и даже окраске. Самые маленькие камни имеют вес в 15-20 граммов а самые большие достигают веса до 500 кг и до 1.5 метров высоты. Основная же масса камней имеет в среднем размеры арбуза. Все они по форме представляют собой обкатанные рекой валуны, минералогически определяемые как андезитовые (андезит- вулканический гранит). Их цвет, в основной массе, черный разных оттенков, но есть также серые, бежевые и розоватые камни. Доктор Кабрера отметил одну удивительную особенность этих камней: андезит очень прочный минерал, а вот камни Ики отличаются поразительной хрупкостью, они бьются при падении или при сильном ударе друг о друга.

Техника изображений на камнях двух видов: гравировка (глубиной 1-2 мм) и низкий рельеф. Есть камни с комбинированной техникой изображения. Еще в 1967 году доктор Кабрера послал 33 образца камней на экспертизу в компанию “Маурисио Хочшилд Майнинг Ко”, среди которых были также и камни с изображениями вымерших животных. В заключении геологов было однозначно указано, что патина (пленка естественных окислов) покрывает как поверхность камней так и линии рисунков, что, по их мнению, свидетельствует о древности образцов. Кроме того, в заключении было указано, что края гравированных линий не имеют значительных признаков износа и повреждений, что должно свидетельствовать о том, что камни не находились долго в употреблении, но были погребены вскорости после их изготовления. В том же заключении был подтвержден тот факт, что камни Ики имеют больший удельный вес, чем просто найденные на берегах рек аналогичные андезитовые валуны и галька.

Чуть позже аналогичные экспертные заключения были получены из Боннского университета (Германия), Университета Лимы и лаборатории Инженерной Школы Лимы.

Кроме того, проводился анализ способов нанесения гравировки. Специалисты убедились, что инструменты из обсидиана, кремния и бронзы (взятые для эксперимента в музее) вообще не оставляли на поверхности камней каких-либо существенных следов, а стальные инструменты могли лишь слегка поцарапать поверхность. В результате опытов специалисты пришли к выводу, что такие же следы, аналогичные технике изображений на камнях Ики, оставляет фреза бормашины. Этот факт, кстати говоря, был использован скептиками как подтверждение того, что камни Ики – продукт современных фальсификаторов. Однако, предположение о том, что изготовители камней обладали подобными технологиями совсем не является чересчур смелым по сравнению с основными мотивами изображений на камнях Ики.

Следует также отметить, что рисунки на камнях Ики очень разняться по манере и качеству изображений, тщательностью проработки. Это однозначно свидетельствует в пользу того, что над созданием камней трудилось большое количество художников.

Сюжеты изображений на камнях Ики и являются “камнем преткновения” для академической научной общественности. Как уже указывалось, только коллекция доктора Кабреры в Ике насчитывает более 11000 экспонатов. По подсчетам некоторых исследователей примерно треть коллекции составляют камни с изображениями эротических сцен, что является очень распространенным мотивом в андских культурах. Однако остальная часть коллекции представляет тот уникальный материал, тщательное изучение которого способно полностью перевернуть наши представления об истории человечества.

Доктор Кабрера после десяти лет изучения своей коллекции выявил целый ряд закономерностей в системе изображений. Он пришел к выводу, что все основные мотивы изображений образуют отдельные четко выраженные серии. Каждая тема развертывается в серию, которая может содержать от 6-8 до 200 камней. По мере развития сюжета в теме меняется размер камней (в сторону увеличения) и даже техника нанесения изображения. Т.е. простые сюжеты выполняются методом гравировки, а более сложные (в рамках той же темы) – в технике низкого рельефа.

Более того, по мнению Кабреры, определенные фигуры или части фигур, повторяющиеся очень часто, являются достаточно формализованными символами.

Оба эти фактора позволили Кабрере сделать вывод, что камни Ики представляют собой “каменную библиотеку”, организованную по единому изначальному замыслу. Доктор Кабрера попытался собрать в своем музее коллекции других частных собирателей камней в Ике и Лиме, для того чтобы максимально спасти структуру “библиотеки”. Однако его ждало разочарование, в первую очередь, связанное с тем, какие цены выставляли другие коллекционеры за свои собрания.

Количество сюжетов (тем), изображенных на камнях Ики действительно наводит на мысль о том, что их создатели старались охватить все стороны жизни своего общества, но основной упор делали на научно-технические аспекты.

Помимо бытовых тем, в коллекции присутствуют изображения звезд и других космических объектов, инструментов для изучения космоса (а также микрокосмоса), летательных аппаратов и запускающих их устройств, хирургические операции, человеческая и животная эмбриология, карты Земли и других планет, календарь и зодиак и т.д.

Динозавры и другие вымершие животные

Почти треть камней в коллекции Кабреры имеет рисунки изображающие динозавров и млекопитающих, которые по представлениям современной науки вымерли еще до появления человека в Америке. Причем количество и разнообразие изображений вымерших животных было таким огромным, что доктор Кабрера смог идентифицировать только тех животных, которых он мог опознать исходя из своих весьма поверхностных знаний палеонтологии.

Наиболее частыми являются изображения трицератопсов, стегозавров, различных видов зауроподовых динозавров (диплодок, брахиозавр), птерозавров, игуанодонов и различных видов хищных ящеров. Самое главное то, что в большинстве случаев динозавры изображены в тесном взаимодействии с человеком. На камнях во множестве представлены сцены охоты людей на брахиозавров, стегозавров, тиранозавров. Причем главным орудием человека является металлический топор. Типичны мотивы борьбы человека с хищными динозаврами. Но самыми удивительными изображениями являются те, где динозавры представлены в качестве домашних животных. Так на одном из камней изображен человек, едущий верхом на трицератопсе, причем на спине ящера изображена попона, а наездник держит в руках курительную трубку. На другом камне человек летит на птеродактиле! В руке воздушный наездник держит какой-то палкообразный предмет, возможно служащий для управления ящером. Естественно, что такие изображения противоречат не только современным представлениям на историю человечества, но и современному здравому смыслу. Однако это не достаточные основания чтобы отрицать существующие факты.

Современные палеозоологи открытым текстом признают, что существующие реконструкции динозавров, особенно их внешнего вида (окраса шкуры) совершенно гипотетичны. Что логично, поскольку образцов кожи динозавров пока еще никто не находил. Изображения динозавров на глиптолитах Ики всегда имеют рисунок на шкурах животных, хотя и стилизованный. Примечательно, что многие динозавры изображены пятнистыми. У многих ящеров рисунок шкуры комбинированный, пятна на шкуре чередуются с зонами сплошного окраса и полосами.

В качестве факта, говорящего в пользу аутентичности коллекции Ики, следует упомянуть изображения диплодоков со спинными пластинами, подобными тем, которые имели стегозавры. Только в начале 90-х годов были найдены первые останки зауроподов (к которым относят диплодоков) со спинными пластинами (Geology, 12/1992, v.20,N12). На некоторых камнях изображены целые серии фигур, демонстрирующих биологический цикл развития этих гигантских ящеров.

В коллекции Кабреры есть также множество камней с изображениями вымерших на американском континенте млекопитающих: лошади, слона, мегатерия (гигантский ленивец), мегацероса (гигантский олень), мамонта и других. Очень популярный мотив, встречающийся на многих камнях – человек верхом на лошади. Лошади взнузданы и под попонами, но стремена и седла отсутствуют. Но количество таких изображений, составляющих несколько серий камней, свидетельствуют о том, что лошадь была домашним животным. Это лишний раз свидетельствует о том, что современные представления о жизни древних обществ Америки слишком прямолинейны и примитивны, для того чтобы интерпретировать даже уже имеющиеся факты.

Научные достижения

На многих сериях камней Ики изображены сцены, свидетельствующие о высочайшем уровне развития медицины в этой цивилизации. Наиболее типичными сюжетами являются операции по трансплантации органов, в первую очередь сердца. Причем на одной из серий показан весь процесс пересадки сердца от молодого юноши старому человеку, включая и сцену послеоперационной реабилитации пациента, на которой последний подключен при помощи системы трубок к кровеносной системе беременной женщины! И когда скептики твердят о “фальсификации” хочется спросить, какой буйной фантазией и, одновременно, глубоким знанием медицины должны были обладать местные фермеры из перуанской глубинки в 60-е годы, чтобы изготавливать такие поделки!?

Еще более удивительны имеющиеся на некоторых камнях сцены, изображающие пересадку мозга! Такая операция и на сегодняшний день пока еще относится к разряду фантастических. Достаточно много изображений более простых операций, таких как переливание крови или кесарево сечение. Интересно, что инструменты, которыми оперируют врачи, примитивны и однообразны. Набор из таких инструментов изображен на одном из небольших камней – пара ножей и ножницы вполне современной формы.

Кроме медицинской тематики на камнях Ики развернуто представлены сюжеты связанные с изучением и освоением(!) космического пространства. Многочисленные изображения звезд, солнца, комет, их меняющееся взаимное расположение в изображаемых сценах, свидетельствует о том, что астрономические знания в этой цивилизации были на очень высоком уровне. Если же учесть и то, что на целом ряде камней изображены летательные аппараты различных конструкций, становится вполне понятным желание доктора Кабреры построить гипотезу о космическом уровне развития этой цивилизации.

В коллекции есть серия камней, изображающих материки и континенты, имеющие малознакомую или совсем незнакомую форму и взаимное расположенные. По интерпретации доктора Кабреры на этих камнях изображены не только допотопные континенты, включая Атлантиду, но и представлена поверхность другой планеты.

В целом, по гипотезе Кабреры данная цивилизация, господствовавшая на нашей Земле до глобальной катастрофы достигла высочайшего уровня развития. Ей было известно о населенности живыми существами других планет и даже галактик. Они начали активно осваивать космическое пространство и в конце концов, вынуждены были эвакуироваться (скорее всего, эвакуировали элиту) с родной планеты в преддверии глобального катаклизма, вызванного падением на нее огромного астероида (или кометы). И “каменная библиотека” Ики, в первую очередь, была создана как предупреждение выжившему после катастрофы человечеству.

Здесь следует отметить еще один интересный факт. В коллекции Ики имеется несколько десятков камней, изображающих рисунки пустыни Наска. Само плато Наска расположено в 150 км от города Ики. Современные ученые, после десятилетий изучения этого памятника, так и не могут дать вразумительного объяснения ни целям, ни методам его создания. Вполне логично было бы предположить, что рисунки на плато Наска оставлены той же самой цивилизацией. Кстати, доктор Кабрера в своей книге активно развивает гипотезу о том, что плато Наска служило космодромом для старта космических кораблей допотопной цивилизации. Рисунки и линии на плато, по его мнению, служили своеобразными энергетическими матрицами (или контурами) для соответствующей организации теллурических (земных) энергий и их использования для запуска космических кораблей.

Доктор Хавьер Кабрера изучал свою коллекцию на протяжении 40 лет. К сожалению, он опубликовал только одну книгу (1975) с предварительными результатами исследований. Последовавшая в дальнейшем кампания по дискредитации находок и, по-сути дела, настоящая травля самого Кабреры привели к тому, что он не смог подготовить к печати вторую работу. Но он было глубоко уверен в том, что до глобальной катастрофы на Земле существовало не просто неизвестная высокоразвитая цивилизация, но другое человечество (или раса), которое, возможно и не являлось прямым предком современного. Кстати, именно так “Существовало другое человечество” (“Existio Otra Humanidad.”) назвал свою книгу о камнях Ики (1994) испанский журналист и исследователь Х.Бенетц. Надо заметить, что это вторая, после книги самого Кабреры, опубликованная монография об этой сенсационной коллекции.

Вместо эпилога

Возвращаясь к тому, с чего я начинал данный материал, попытаюсь все-таки представить себе позицию традиционного ученого, приверженца эволюционной точки зрения, и считающего коллекцию камней Ики грандиозной мистификацией. Но с двумя существенными оговорками: этот ученый не делает вид, что такой коллекции не существует (хотя бы из уважения к тому гигантскому объему работ, который проделали “мистификаторы” для того, чтобы ввести в заблуждение наше доверчивое человечество) и, во-вторых, этот ученый признает правомерность использования в науке принципа “презумпции невиновности” (а не кричит: “Куда ты лезешь со своим свинячьим рылом в наш калашный ряд!”).

Тогда признание данного археологического факта, коим является коллекция Ики, фальсификацией автоматически влечет за собой целый ряд исходных допущений:

1. В первой половине ХХ века где-то на территории Перу была создана подпольная мастерская (или несколько мастерских), которая занималась изготовлением камней с рисунками в технике гравировки и низкого рельефа. Вопрос о том, что десятки тысяч камней были художественно обработаны одним человеком ставить просто глупо.

2. Эта “мастерская” обладала значительными людскими и техническими ресурсами, достаточными для того, чтобы транспортировать десятки тысяч камней и валунов, весом до нескольких сот килограмм.

3. В “мастерской” работали художники, имеющие значительный опыт художественной резьбы по камню. У них имелась достаточно современная (для тех лет) техника, необходимая для механической гравировки андезита.

4. В “мастерской” работали химики, способные при помощи каких-либо технологий имитировать естественную патину на изготавливаемых предметах.

5. В “мастерской” имелись квалифицированные специалисты по палеозоологии, которые не только могли предоставить существовавшие в то время книги с изображениями вымерших видов животных, но и, в силу своей фантазии, прогнозировать будущие открытия (как в случае со спинными пластинами зауроподов).

6. В “мастерской” также имелись медики, способные проконсультировать художников по вопросам трансплантации органов – сердца, мозга и других сложных хирургических операций (в 60-е годы!).

7. В “мастерской” присутствовали специалисты-археологи (или профессиональные уакерос), способные не только обнаружить древние погребения, но и вскрыть их, заложить туда несколько образцов продукции “мастерской”, а потом заново законсервировать так, чтобы последующие раскопки не показали нарушения культурного слоя.

8. Деятельность “мастерской” была настолько глубоко законспирирована, что захоронение “продукции” в окрестностях небольшой деревушки Окукахе не привлекло никакого внимания местных крестьян.

9. Организаторы “мастерской” обладали очень значительными финансовыми возможностями, достаточными как для организации указанного выше объема работ, так и для проведения этих работ на протяжении длительного периода времени.

В принципе, можно было бы данный список удвоить, но в этом нет особого смысла. Равно как и в вопросе о том, для чего была предпринята подобная “мистификация”. Розничная цена камней Ики в несколько долларов за штуку, продававшихся фермерами (!) в 60-80 годы никоим образов не могла окупить затрат на их изготовление. Следовательно, здесь можно предположить лишь коварнейший по своей стратегии прицел на будущее: мол через 30-50 лет эти камни будут стоить в сотни раз дороже (будет на что внукам жить). Хотя деньгам, необходимым для организации таких работ, и в то время можно было найти более эффективное применение.

И наконец, непонятна также изощренная логика “мистификаторов”. Ну, сделали сотню – тысячу камней с динозаврами, другую сотню с хирургическими операциями, оформили это грамотно (например “каменная библиотека” в заброшенной пещере) и сделали бы свой бизнес. Зачем же “валить в одну кучу” такое количество сенсационных и “антинаучных” сюжетов и тем, каждая из которых даже по отдельности сразу вызывает подозрение в мистификации, поскольку просто противоречит здравому смыслу. А разве весь этот набор необходимых допущений не противоречит здравому смыслу?

Остается добавить еще один небольшой штрих. На несколько десятилетий раньше аналогичная по своим масштабам и замыслу “операция” была предпринята в мексиканском городе Акамбаро, где “мистификаторы” изготовили и закопали в землю более 30 000 керамических статуэток, треть из которых изображает динозавров. Может быть это мода была такая? Или это глобальный заговор по дезориентации человечества?

Человеческой психике свойственен такой защитный механизм, который либо отсекает, либо заставляет не реагировать человека на ту информацию, которая может нанести урон его психическому равновесию. Это закономерный и естественный механизм. Но если бы люди, которые занимаются наукой, не умели бы его в себе нейтрализовывать, тогда бы и наука представляла собой всего лишь набор закостенелых постулатов и догм.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

lah.ru

Черные камни Ики. 100 великих тайн Древнего мира

Черные камни Ики

Тихоокеанское побережье Перу давно уже привлекает внимание археологов всего мира. Здесь были обнаружены очаги древнейших цивилизаций, от которых нас отделяют тысячелетия. В этих местах уже в XI тысячелетии до нашей эры появились и расцвели удивительные культуры Чавин, Паракас, Наска, Мочика...

Однако истинным раем для археологов стали окрестности перуанского города Ика после находок, сделанных здесь доктором Хавьером Кабрерой Даркеа. Он обнаружил черные камни различных размеров (от метра и больше), на которых нанесены удивительные изображения. Рассматривая их, невольно приходишь к выводу, что здесь существовала уникальная высокоразвитая и очень древняя цивилизация, о которой мы, увы, ничего не знаем.

Камень из Ики с изображением операции

Камни уложены в строгом порядке и, судя по всему, представляют собой огромную научную библиотеку. Природные катаклизмы привели к тому, что часть каменных «книг» оказалась под землей. Установить хотя бы приблизительный возраст каменной библиотеки исследователи пытались, анализируя изображения на поверхности черных камней. На одном из них изображен человек верхом на лошади. По внешнему облику всадник напоминает неандертальца: непропорционально большая голова, покатый лоб, мощные надбровные дуги, развитые челюсти... Однако лошадь завезли на континент уже после того, как Америка была открыта Колумбом! Так называемая американская лошадь вымерла около 200 тысяч лет назад, а человеку современного типа (кроманьонец) всего лишь около 40 тысяч лет. Кто же скачет верхом на животном, удивительно похожем на привычную нам лошадь?

Другое подтверждение древности камней – изображение слона и погонщика. А ведь американский слон исчез на континенте практически одновременно с лошадью...

Это может показаться невероятным, однако на одном из камней древнейшей библиотеки изображен человек верхом на... летающем ящере! Быть может, разумные существа, увековеченные в «каменной книге», приручили доисторических монстров и с их помощью создали многочисленные памятники своей цивилизации, над происхождением которых ломают головы современные ученые?

И все-таки сильнее всего поражает воображение наших современников серия камней, также найденных доктором Кабрерой, которые можно рассматривать как своеобразный учебник или же «отчет» об операции по пересадке сердца. На одном из камней искусно выгравирован молодой человек, которому жрец (или врач?) вскрывает грудную клетку. Второй врач, стоящий рядом, держит в руках набор инструментов. Изображение на следующем камне – сердце, только что извлеченное из груди донора. На третьем камне – старец (о его возрасте говорят многочисленные морщины на лице), из груди которого вынимают больное сердце, а вместо него помещают здоровое, взятое у юноши. Следующий сюжет – прооперированный старик с только что зашитым швом. В его гортань введена трубка, соединенная со своеобразным насосом – аппаратом искусственного дыхания! На других каменных глыбах можно рассмотреть весь послеоперационный период: прооперированный человек постепенно начинает дышать самостоятельно; хирург прослушивает его сердце; вполне здоровый старец делает первые самостоятельные шаги. Интересна еще одна картинка: для того чтобы после изъятия больного сердца старик не умер, к его кровеносной системе подключают сердце лежащей рядом женщины. Именно оно и поддерживает жизнь старика во время всей операции по трансплантации.

Ни для кого не секрет, что делать подобные операции могли только люди или же какие-то другие существа, в совершенстве знавшие анатомию и физиологию, знавшие о том, что пересаженные органы могут отторгаться организмом реципиента, и умевшие бороться с этим. Кроме того, они должны были уметь проводить реанимационные мероприятия, а также знать правила асептики и антисептики, иначе пациент погиб бы в послеоперационный период от заражения крови. Да и инструменты древних хирургов должны были быть не менее совершенными, чем современные.

Наконец, кем же были доисторические реципиент и донор? На теле юноши нет следов от ран, то есть он не погиб в бою, а был положен на операционный стол в полном здравии. Вряд ли он пошел на такую жертву добровольно. Значит, в обществе, владеющем уникальными научными знаниями, были бесправные существа, рабы, жизнь которых ничего не стоила?

Рассматривая картины на черных камнях Ики, невольно задумываешься: а могут ли загадочные существа, увековеченные на них, быть нашими предками? И чем больше всматриваешься в изображения, тем больше появляется сомнений. Доктор Кабрера, например, обратил внимание на строение рук древних хирургов и всадников. Их ладони напоминают скорее обезьяньи, нежели человеческие – большой палец не противостоит остальным. Довольно часто загадочные существа пользуются большим пальцем как указательным. Некоторые ученые предлагают называть их неандертальцами разумными, по каким-то причинам быстро развившейся ветвью. Своей эволюцией они были обязаны использованию собственной мускульной силы и энергии животного мира.

Известно, что обычные неандертальцы прекрасно охотились. Но ведь от охоты на диких животных до их одомашнивания – всего один шаг. Кстати, на многих черных камнях Ики изображен процесс приручения диких зверей. Может быть, именно приручение и использование животных и стало причиной быстрого роста производительности труда, который привел к расцвету искусства и науки. Но в том, что неандерталец разумный находился в органичном единении с природой, таилась не только его сила, но и слабость. Изменение климата на Земле, вызванное очередным оледенением, привело и к изменению животного мира, столь прекрасно освоенного древними существами. С гибелью крупных животных исчезли их энергетические ресурсы. Неандертальцы разумные не смогли приспособиться к новым условиям жизни. Их жалкие остатки рассеялись по планете, а когда оледенение закончилось, они не смогли восстановить свое былое могущество. Истинные неандертальцы, известные нам из учебников древнейшей истории, уничтожали последних представителей некогда великого народа, лишь иногда включая их в состав своих стад, а позднее – племен. Может быть, ассимилируясь, неандертальцы разумные и передавали свои древние знания новым хозяевам планеты Земля. Возможно, именно благодаря этим знаниям некоторые племена начинали развиваться быстрее других.

Правда, сам Х. Кабрера придерживается иного мнения. Он предполагает, что загадочные существа, изображенные на камнях, – космические пришельцы, переселившиеся на Землю, оставшиеся здесь на какое-то время и «очеловечившие и образумившие» часть лемуров...

Ученые продолжают изучать черные камни-гравюры Ики. Сегодня фонд «каменной библиотеки» составляет около 20 тысяч «томов». Однако археологи уверены, что это лишь «верхушка айсберга». По их предположениям, в глубине земли скрыто еще около 300 тысяч уникальных образцов древней загадочной культуры.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Черные камни в культурах разных народов – Ярмарка Мастеров

Известно,что цвет мы видим при отражении лучей поверхностью. Черный же — это полное поглощение световых лучей. В отличие от белого он не кажется нам «пустым» и «чистым», черный — это тьма, ночь,  и в нем постоянно ощущается присутствие чего-то. Может быть, поэтому во многих культурах черный связан с мистикой и тайной.

В Древнем Китае, например, черный цвет мог означать— Воду, Север, Зиму, Планету Меркурий, Черепаху, Смуту, ноту Юй, текущее вниз, мокрое и соленое.

В Тибете белым цветом символизировали Небо и Мужское начало, а черным — Землю и Женское начало.

В исламе от библейской трактовки отличается и символ Тьмы. Тьма не противопоставляется Свету, а находится с ним в причинной связи. Тьма — это одеяние Ночи, Тень — это творение Солнца, Тень — это космическая глубина, нечто непознаваемое, но реальное. Отсюда — черный — отражал отрицательную сторону жизни в случаях, когда он соотносится с нечистой совестью и плохими побуждениями. В положительных случаях черный цвет выражал глубину ума и сердца. Черным обозначали  высшую тайну мироздания. В этот цвет окрашено и священное знамя династии абба-сидов. Главный священный символ исламского храма — черный камень. 

Настоящим чистым ониксом считается камень, сочетающий в себе лишь черный и белый цвета. Такие камни оникса еще называют «зебра агат», а полностью черный камень – «черный агат».

См. фото:

чёрный

Греки и египтяне делали из черного оникса глаза статуям богов, считая, что этот камень позволяет богам видеть глазами статуй. Оникс же был вставлен в стену мусульманской святыни — Каабы, напротив двери. Это второй «черный камень», которому поклоняются паломники, пришедшие в Мекку.

Фото черного оникса или черного агата:

агаты

оникс

Черный оникс у многих ародов считался магическим камнем. У некоторых народов также считалось,что зеркальная, идеально-черная поверхность черного оникса защищает от энергетических вампиров, приведений и даже демонов. Существовала легенда, что именно в зеркале из оникса может отражаться вампир.Издавна оникс считался камнем вождей и борцов. Люди верили, что камень дает способность властвовать над другими, проясняет ум и позволяет проникать в замыслы противника. В то, что черный оникс укрепляет память и охраняет от внезапной смерти и покушений на жизнь, укрепляет духовную силу, дает супружеское счастье. Считается, что он помогает избавиться от нерешительности, застенчивости и мнительности. В Индии оникс, например, считался символом везения и удачи. Он будто забирает лишнюю энергию, успокаивает и примиряет. Верили и что черный оникс пробуждает у владельца страсть к обогащению, делает его энергичным и предприимчиивым.

джеспилит

Гагат в древней Индии почитался священным камнем Великой Матери Мира. Cчиталось, что всякий, кто имеет с собой этот камень — попадает под ее защиту. В разных странах мира, независимо друг от друга, его считали талисманом, защищающим от дурного глаза, колдовства и злых духов. Талисманы из гагата носили древние римляне, кельты, англо-саксы и викинги. А англичане до сих пор считают, что гагат может сделать человека незаметным, невидимым — укрыть своим ночным покровом. Поэтому его любили воины, путешественники, воры и почтальоны — талисман защищал от опасностей и от укусов змей и злых собак. Еще одно свойство гагата — избавлять от страхов и тревог, прибавлять смелости. Поэтому издавна гагат считали лучшим детским оберегом — он помогает справиться со страхом темноты и другими фобиями. Наконец, это красивый камень, его легко отличить от других черных камней — он имеет благородный смолянистый, «нефтяной» блеск и глубокий черный природный цвет.br />

Обсидиан:

черные камни

Редко встречающийся камень черный джеспилит:

Некоторые древние народы верили,что изделия из джеспилита помогут женщинам, желающим оградить семью от ссор, недомолвок и измен, поскольку камень может привнести гармонию в отношения супругов и убережет их от необдуманных поступков.

А вы носите украшения с черными камнями?

www.livemaster.ru

Загадочные черные камни | Иная реальность

Камни Ики Первые упоминания о необычных камнях можно найти в записях колониального летописца Хуана де Санта Круза Пачакути, которые относятся к периоду завоевания Перу Испанией. Именно тогда, в 40 километрах отИки, возле села Окукахэ, были найдены черные камни, на поверхности которых просматривались фантастические сюжеты: люди охотятся на динозавров, летят верхом на огромных птицах, похожих на птеродактилей, с помощью специальных приборов наблюдают за звездами, делают сложные хирургическиеоперации…

Камни Ики О черных камнях Ики слышали многие. Городок Ику, расположен на берегу Тихого океана в 300 километрах от Лимы. Там находится музей, где и хранятся найденные камни.Изображения на камнях делятся на шесть типов. На самых огромных валунах выгравированы географические карты, по которым можно судить, как выглядела наша планета в древности. Очертания некоторых континентов нам хорошо знакомы. Но есть и совершенно неизвестные. Возможно, они существовали когда то, а потом, подобно легендарной Атлантиде, ушли под воду? На одном из камней изображены Северная и Южная Америка, но между ними явно просматривается пролив, которого в наши дни уже нет. А вот Евразия и часть Африки представляют собой единое целое. Многие знакомые нам материки выглядят совершенно «увядшими», безжизненными — такое ощущение, что на всей Земле наступил период великой засухи.Камни Ики Есть камни, на которых можно увидеть охоту древних людей. Сюжет, кажется, достаточно распространенный. Только вот охотятся наши предки… на динозавров, которые на момент появления человека, как известно, уже давно вымерли. Огромные ящеры вступают в схватку с охотниками, но есть и такие картинки, где динозавры вполне миролюбивы и ведут себя как обычные домашние животные — на них пашут землю. Некоторых даже доят. А на некоторых — летают!Многочисленные экспонаты музея располагаются не только на полках, но и на полу. Захоронения, откуда извлекались камни, довольно древние, они сами были засыпаны толстым слоем земли. Кроме того, найденные камни долгие годы пролежавшие в почве и обросшие ракушечником. Камни встречались всякие — от небольших, величиной с кулак, до огромных, диаметром более полутора метров и весом до 500 килограммов. Средний размер — с большой арбуз. И на всех просматривались необычные рисунки. Некоторые сюжеты были воспроизведены методом гравировки, а некоторые — в технике низкого рельефа. Об инструменте, с помощью которого делались рисунки, ничего не известно. Это либо очень прочное сверло, либо… лазер!Камни Ики Картинки аккуратные, много мелких деталей. Технологий столь тонкого и ровного нанесения рисунка на такой твердый материал, как эти камни, не существует до сих пор. Рисунки отличаются друг от друга по характеру исполнения, поэтому, скорей всего, они принадлежат разным авторам. Все камни — из вулканического гранита, ровные, почти круглые или овальные. Их поверхность гладкая, словно отполированная. Возможно, над идеальной формой камней в течение тысячелетий трудились океанские волны.Интересно, что на всех камнях — лишь два типа людей: с непокрытой головой и в больших головных уборах, возможно, из перьев. Люди в уборах — это, видимо, либо элита, либо те, кто обладал серьезными знаниями. У всех хирургов на камнях головы покрыты. Простоволосые же индейцы — возможно, крестьяне.

Захоронения, в которых лежали камни, гораздо моложе самих находок — им не более двух тысяч лет. Возраст же камней составляет приблизительно 98 тысяч лет! Историки считают, что древние люди, жившие на территории Перу, ценили черные камни наравне с золотыми украшениями.

othereal.ru

Рыбалка на Черных Камнях или "Бриллиантовая рука"

Пост давно-когда-то обещанный Инне kialu.

Первый раз я попала на Черные камни в году аж 2004. Повод был самый что-ни на есть расчудесный: день рождения у коллеги. которому в подарок мы дарили...рыбалку.Тогда же я узнала, что рыбак из меня аховый. Я с удовольствием ловлю рыбу, возникает азарт, терпеливо выжидаю, но снять с крючка трепыхающуюся рыбеху - это выше моих сил. Поэтому периодически я носилась по берегу с воплями "ААА! Хелп ми, хелп ми!"В тот раз рыбалка на Черных камнях представляла собой рыбалку на таком себе вполне обычном озере с беседками и окультуренными мангалами. Рыба там разводится, за возможность порыбачить платишь денежку, поэтому клев был. И как бы все.Спустя четыре года я случайно попала туда снова. поехали с мужем подвозить друга к озеру возле Красного мака, что в Бахчисарайском районе и зарулили не туда. Через пару месяцев снова туда зарулили, но уже более целенаправлено (так что фото в посте с двух поездок).

-2-Первое, что нас поразило это внешний вид Черных камней. Преобразилось место довольно сильно. Не могла устоять и сфотографировалась с обаятельнейшим мужчиной в ластах.

-3-Местная милиция

-4-и просто весьма любопытный автопарк,

-5-на некоторых экземплярах которого можно прокатиться.

-6-

-7-Грозная "Ока", усиленная рамой, и не менее грозной надписью. А может на таких управдомы ездят и это типа чтоб сзади не обгоняли и не врезались?

-8-Не менее грозный "Москвич", усиленный рамой, пластиковой бутылкой

-9-и деревяшкой.

-10-Ну и классика улучшения аэродинамики - надпись. Ему досталась "Турбо 13".

-11-А это транспортное средство вроде как в усилении не нуждается. Посидеть можно совершенно бесплатно. Кто знает, может в новой жизни "Москвич" станет таким же...

-12-Это руль да? А зачем столько спидометров?

-13-А это я)) Фото из второй более целенаправленной поездки.

-14-Судя по оставленному транспорту тут были Принц на Белом Коне, Мельник на Сером Осле и ...

-15-...Василич на агрегате. Конь с принцем курят в сторонке. Мальчик с папой тихо восхищаются.

-16-Кроме покатушек по пересеченной местности вышеуказанными видами транспорта можно пострелять. Тир под открытым небом.

-17-Но вернемся к Черным камням. За несколько лет вокруг озера построили коммунизм кафе, детскую площадку, и, если, память мне не изменила, коттеджи - мини гостиницы. Таким образом, можно как приехать и снять беседку, ловить рыбу и тут же ее жарить, так и прийти на все готовенькое.

-18-Ведь главное что? -Рыализьм ;-)

-19-Предупреждение: кваса много не пить. А вкууууусный!!!

-20-Насчет кухни и цен - увы - я вас не просвещу. Так как если в первый раз попали случайно, то второй раз ездили посмотреть на БРДМ. Надеюсь, в третий раз поедем на нем кататься.

-21-Для мастшатаба - мой рост 1,59. (Я слева есличе)

-22-Место очень красивое и ухоженное. Но есть одно "но". Когда практически был готов пост и фотографии, в Севастопольской газете прочитала, что животные, которые содержатся в тамошнем "зоопарке" голодают и за ними не ухаживают. Врать не буду - не знаю. Может и не все так солнечно и красиво как на фото.

-23-Поэтому, чтобы не делать необоснованного пиара, карту с маршрутом решила не выкладывать. Но если решите поехать, безусловно расскажу как. И соберусь с силами рассказать, что есть интересного рядом.

mariebang.livejournal.com

Чёрные камни | Изумрудный город вики

Чёрные камни — большие тёмные обломки скал, расположенные в Великой пустыне в пределах видимости Кругосветных гор и цепью окружающие всю Волшебную страну. Притягивают к себе всех путников, приходящих из Внешнего мира, если они не уроженцы Волшебной страны.

Описание

Урфин Джюс нагревает Чёрный камень

Каждый из больших камней (размером с дом) имел на себе надпись «Гингема». При сильном нагреве и последующем резком остуживании камень распадался на множество мелких, причём надпись «Гингема» сохранялась на каждом из осколков.

Для приблизившихся к Чёрному камню его притяжение непреодолимо: хотя в непосредственной близости к камню (примерно в радиусе ста шагов) оно почти не ощущается, при удалении сила притяжения постепенно усиливается и в конце концов вынуждает пленника остановиться и вернуться. Ягоды чудесного винограда полностью защищают от притяжения Чёрных камней и позволяют свободно уйти от камня. Не действуют камни и на путешественников, возвращающихся в Большой мир из Волшебной страны.

Менвиты возле Чёрных камней

Камни эти были некогда установлены злой волшебницей Гингемой. Уже после гибели Гингемы один из камней притянул сухопутный корабль, на котором Элли Смит и Чарли Блек пытались пересечь пустыню. Спасла их ворона Кагги-Карр, на которую (как на жительницу Волшебной страны) камень не действовал: она по совету Виллины принесла им гроздь чудесного винограда.

Когда Энни и Тим первый раз путешествовали в Волшебную страну, они уже знали о существовании Чёрных камней и попытались преодолеть эту преграду, проехав на механических мулах точно посредине между двумя соседними камнями, чтобы их притяжение компенсировало друг друга. Однако притяжение одного из камней оказалось сильнее, и Тим и Энни спаслись только благодаря силе механического мула Ганнибала.

Баан-Ну возле осколка Чёрного камня

Через несколько лет Чёрные камни доставили много проблем инопланетянам-менвитам, попытавшимся установить на них радарные пушки, но их командиру полковнику Мон-Со удалось освободить всех притянутых подчинённых, отбуксировав их вертолёты в сторону от камней. Урфин Джюс, вдохновлённый этой историей, разрушил один из камней и использовал его осколки во время похищения изумрудов из кабинета генерала Баан-Ну, «проболтавшись» о кладе Гуррикапа под кучей камней с надписью «Гингема», и пока генерал пытался спастись, унес все его изумруды.

Появления

ru.izumgorod.wikia.com

Публикации | Мелкоскоп | Где находятся знаменитые Черные камни?

После того, как в Цемесской бухте появился памятник герою фильма «Бриллиантовая рука» Геше Козодоеву, актуальным стал вопрос – а где же снимался эпизод рыбалки знаменитой кинокомедии про контрабандистов?

 

Эпизод рыбалки «на Черных камнях» снимался в районе Туапсе. Съемочной площадкой стал пляж около одной из главных достопримечательностей города – скалы Киселева, названной так в честь русского художника начала XX века. Скала не раз появлялась на картинах художника Александра КИСЕЛЕВА, благо недалеко находилась его дача, где бывали Максим Горький, Иван Айвазовский, Александр Серафимович и другие деятели культуры, об этом можно прочитать на сайте tuapse.ru.

Живописное место понравилось режиссеру фильма ГАЙДАЮ, а в съемках ему помог местный рыбколхоз, выделив для этого судно «Таманец».

 

- Я возил Гайдая и его команду несколько дней подряд, - вспоминает капитан судна Александр МЕРИНОВ. – Помог режиссеру организовать хороший клев, наловил ему кефали, корюшек. Но за ночь весь улов погиб, пришлось мне заново отправляться на рыбалку.

Кстати, рыбалки могло и не быть в фильме вообще, худсовет «Мосфильма» рекомендовал вырезать весь «рыбный» эпизод. Но Гайдай сюда добавил музыкальный фрагмент, специально написанный композитором Александром ЗАЦЕПИНЫМ. На повторном просмотре киноцензоры отметили, что «после сокращения» сцена стала смотреться намного лучше, а Гайдай при этом не резал рыбную ловлю вообще.

 

На рыбалке с Папанова крючком стаскивают трусы. Однако артиста, на котором из одежды остался один акваланг, не смутило ни наличие рядом пляжа, ни сторонних людей, ни дамочек из съемочной группы, рассказывается на сайте rusactors.ru.

 

Во время съемок эпизода в одном из дублей замерзший Папанов, а температура воды тогда была всего лишь около 8 градусов, после очередного неудачного дубля в сердцах рявкнул на оператора «Идиот!». Это было случайно снято, и затем Гайдай вставил этот кусок в картину, сообщает kinoerror.ru.

 

В эпизоде «хождения по воде» принял участие сын Юрия НИКУЛИНА Максим. Кстати, это его единственная съемка в кино. Эти кадры долго не удавалось снять как надо. Большей частью по вине Максима, который боялся удара, который должен был нанести ему Андрей Миронов – и испорченными оказались несколько дублей.

 

Гайдаю пришлось обмануть юного актера: сказать Максиму, что на этот раз снимут без удара – только проход мальчика. А Миронову при этом сказал: «Бей! Да смотри – как следует, от души!». Максим, не ожидавший удара, улетел в воду «по-настоящему» и очень обиделся на Миронова. Но именно этот дубль вошел в конечный вариант, как писал в своей книге «Проще простого» Юрий Никулин.

 

Роль Миронова оказалась переломной в его творческой биографии. После выхода фильма на экраны, ставшего самым кассовым за 1969 год, советские газеты писали, что судьба протянула Миронову свою «бриллиантовую руку». Он стал любимцем публики и чрезвычайно востребованным актером.

 

Однако все могло сложиться иначе, ведь на роль Козодоева претендовали артисты Носик, Рудин и Вицин. Гайдай рискнул остановиться на Миронове, которого тогда больше знали как сына талантливых родителей.

 

Главное управление кинематографии дало добро Гайдаю на съемки 3 января 1968 года, а в феврале об этом узнал Миронов, пишет kinopoisk.ru. По своему характеру и повадкам Геша Козодоев был сродни другому герою – Фигаро, роли, доставшейся Миронову в этом же году. В марте 1968 года Миронов прошел кинопробы, и в конце этого же месяца был утвержден в роли контрабандиста по кличке Граф.

 

Съемки начались уже в апреле, поначалу в 11-м павильоне «Мосфильма». В эти же дни Миронов попал на мушку КГБ, сотрудник которого пообещал за несанкционированное посещение американского посольства жестокие кары, в том числе и снятие с новой роли в кино и театре. Так невовремя артист приударил за дочерью американского посла. Однако все закончилось благополучно. Об этом рассказывает Татьяна Егорова в книге «Андрей Миронов и я».

 

В фильме немало находок, принадлежащих самому Миронову, в частности, он придумал жест Графа – откидывание головы назад с видом гордой независимости.

 

В эпизоде, где герои Миронова и Никулина договариваются поехать на рыбалку, Графу в лицо попадают мороженым. Миронов стоически вытерпел все восемь дублей, правда, это было уже не мороженое, а смесь торта с молоком.

 

Эпизод «развилки Черные камни - Белые скалы» Гайдай снял 3 июня 1968 года. Недалеко от тех мест, где незадолго до этого снималась другая комедия - «Кавказская пленница», рассказывается в книге Федора Раззакова «Андрей Миронов. Баловень судьбы».

 

Съемка эпизода рыбалки была продолжена только 29 июня. Затем 10 июля снимали эпизод, в котором Миронов достает из портфеля костыль. А вот уронил Граф костыль в воду уже 11 июля. Стоит обратить внимание на заметный киноляп, случившийся на съемках. В сцене, в которой Козодоев пытается оглушить Никулина камнем, он достает из сумки белый камень, а замахивается уже серым. На необитаемый остров герой Миронова попадает 13 июля, где после криков «Помогите! Спасите! SOS!» встречается с мальчиком с ведерком и удочкой, указавшим ему дорогу на берег.

 

Свидетелем этого эпизода случайно стал корреспондент краснодарской газеты «Советская Кубань» С. Милюков: «Уютный, спрятавшийся за скалой уголок Черноморского побережья близ Туапсе … Вдруг совсем рядом душераздирающий крик: «SOS! Спасите! Помогите! Мамочка ро-о-одная!» На крошечном острове мечется мокрый, взлохмаченный человек, размахивает палкой с тряпкой и истошно вопит. На него обращают внимание все загорающие курортники. К месту происшествия несется спасательный катер. Но едва он приблизился к острову, над морем загремел мегафонный голос: «Назад! Вы же въехали в кадр! Здесь киносъемка!» Облегченно вздохнув, спасатели поворачивают обратно».

 

Проход Графа по воде с корягой в руках, на которой нацеплены плавки Лелика, был снят 14 июля.

 

Именно съемки в этот день вдохновили спустя много лет ростовского скульптора Дмитрия ЛЫНГИНА, автора памятника в Цемесской бухте.

 

Нынешний год стал особенным для героев «Бриллиантовой руки». В этом году в Сочи на набережной у морского вокзала появился монумент, посвященный персонажам знаменитой комедии Гайдая. В бронзовой композиции запечатлены шесть фигур – семья Семен Семеныча Горбункова в количестве четырех человек и два контрабандиста – Лелик и Геша Козодоев. В целом получилась сцена прощания перед круизом. Среди отдыхающих памятник пользуется большой популярностью, писала недавно «Экспресс-газета».

 

И хотя сам фильм не снимался в Новороссийске, некоторые актеры, задействованные в комедии, в нашем городе все-таки «отметились».

 

Так, Андрей Миронов, по информации kinoexpert.ru, двумя годами ранее снимался в Новороссийске в полуфантастическом художественном фильме «Таинственная стена».

 

Артисту Станиславу ЧЕКАНУ, сыгравшему роль милицейского детектива, в 1943 году пришлось принимать участие в боях за наш город. Здесь он получил тяжелое ранение, после которого его списали во фронтовой ансамбль. Через два года Станислав Чекан стал уже артистом одесского театра Советской Армии. На сайте kino-teatr.ru можно прочитать, что отец будущего артиста был немец, мать – полька, из-за этого их объявили врагами народа, а Станислава отправили в детский дом. Актерский успех пришел к нему после фильмов «Тарас Шевченко», «Застава в горах», «Борец и клоун» (роль Ивана Поддубного). Но всенародная слава обрушилась на артиста именно после выхода на экраны «Бриллантовой руки». Впрочем, как и всех его коллег по фильму.

 

 

 

Евгений ЛАПИН.

novorab.ru