Черкесская легенда о камне, человеке и правде. Черкесский камень


Черкесский камень в Кудепсте – очередная загадка прошлого

О способе происхождения и времени возникновения мегалитических и дольменных комплексов ученые спорят не одно столетие. Разбросанные по всему Черноморскому побережью Краснодарского края – крупные и небольшие, стандартной или причудливой формы – они и по сей день волнуют умы ученых и туристов. Потому что продолжают оставаться загадкой. Загадкой, которую каждый стремится разгадать. Одна из таких магических находок — Черкесский камень — расположена в долине реки Кудепста и одноименном курортном поселке, территориально входящим в Хостинскую часть Большого Сочи.

Загадка камня

Культовый археологический памятник получил название Кудепстинского или Черкесского камня. Это огромная глыба песчаника, имеющая диагональную трещину по всему периметру. В плане – почти квадрат, ассиметричный по своей высоте. Восточная сторона обработана: именно на ней выбиты углубления в форме небольших кресел для сидения. Позади них – высечено подобие ложа, имеющее наклон в сторону кресел. Рядом с ним  видна серия замысловатых знаков и насечек. Удивительно, но сидения имеют одинаковую глубину и ширину – 45 и 75 сантиметров соответственно, разделены перемычкой и направлены по азимуту шестидесяти градусов. Подобная закономерность также не случайна: такие координаты, по некоторым данным, означают точку восхода солнца. По всему камню имеются лунки самых разных размеров и форм. Сама глыба имеет неоднородную консистенцию и железистую структуру, а цвет варьируется от темно-бурого до красновато-серого. Часть пластов монолитна, остальные имеют слоистую структуру. Именно поэтому монолит неравномерно устойчив к выветриванию.

Среди загадочных знаков ученые явственно выделяют так называемый «трезубец» или «птичью лапу» – символ великой Матери индоариев – основа всего живого.

О времени и монолите

Археологи до сих пор не пришли к единому мнению о времени происхождения монолита. Масла в огонь добавляют жители, подкрепляя научные гипотезы местными легендами. Согласно одной из них, камень был подпорчен старожилом дядей Васей, крепко дружившим с зеленым змием и любившим помахать в такие моменты топором. Откуда появилась столь невероятная версия, доселе неизвестно, но у ученой братии и любого здравомыслящего человека она вызывает не более чем улыбку.

Официальная наука традиционно относит кудепстинский камень к дольменной культуре западной части Кавказа. Тогда его возраст насчитывает несколько тысячелетий, и он является ровесником египетских пирамид, которые, между прочим, тоже таят в себе немало тайн и загадок. Странно лишь то, что поблизости подобных сооружений больше не значится. Хотя, возможно, они погребены под слоем грунта.

Однако многие склонны оспаривать такое утверждение и датируют Черкесский камень периодом раннего средневековья. И причины тому имеются весьма веские. В 1966 году группа ученых во главе с абхазским археологом и историком Шалвой Иналом-Ипа и краеведом Владимиром Орелкиным провели ряд аналитических изысканий и научных экспериментов, организовав небольшие раскопки возле монолита. Оказалось, что под слоем грунта замаскированы еще три объекта – служивший очагом для огня камень, плоский каменный помост и остатки фундамента древнейшего сооружения. Такие данные дали исследователям основание отнести мегалит к жертвеннику эпохи средневековья. Важно, что он находится на ровной площадке, а те самые насечки и бороздки на камне предположительно представляют собой каналы для отвода крови.

Примечательно, что подобные объекты всегда располагались вблизи источников воды. В Кудепсте минеральный родник бьет совсем неподалеку от камня. А, если пройти несколько метров сквозь чащу, взору откроется небольшое лесное озерцо. Вековое дерево-граб, растущее рядом с мегалитом, секвойная роща и заросли пробковых деревьев создают магическое подспорье.

Как добраться

Сегодня Черкесский камень – объект, весьма интересный для туристов. К нему организуются экскурсии, но прикоснуться к историческому прошлому можно и самостоятельно. Добраться до Кудепстинского лесопарка не сложно. Монолит находится почти на окраине микрорайона. А к самому поселку ведет федеральная автомобильная трасса А147.

 

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

xn--e1aaipegbme7d.xn--p1ai

Черкесский камень.Истории о походах

Приключения в Кудепстинском лесопарке

Кот-экскурсовод, что такое каменные зеркала, и встреча с ведуньей.

 

кудепстинский лесопарк

Выдалась свободная половина дня, и хотелось провести её на природе, но в то же время недалеко и там где ещё не были. Выбор пал на недавно облагороженный маршрут на территории кудепстинского лесопарка, тем более что там находится таинственный Черкесский камень - жертвенник в виде каменного трона, родственник дольменов. Путь начинался после остановки "Хоста мост" по старой дороге (маршрут авт. № 129). Доехав до указателя с изображением храма  свернули налево вверх и пошли кружить по серпантину. В одном из придорожных магазинов нам объяснили где находится нужный спуск и даже уверили что там есть парковка.   Проехав немного и увидев указатель "озеро" лихо съехали вниз.

впереди нас ждёт много интересного    Дорога была  мягко говоря не очень, она привела к речке. Перемахнув её по деревянному мостику, оказались на  лесной полянке окружённой тёмным лесом. По видимому это и была парковка. Оставлять здесь машину как-то не хотелось, и решено было оставить её на верху. Тронулись в обратный путь, но NISSAN  никогда не видевший плохих дорог, заупрямился и не доехав метров 15 до верха заглох прямо на горке. Горка была настолько крута, что ручник не держал, а завестись не получалось. В зеркале заднего вида отражались бескрайние кусты ажины вперемежку с колючками. Вторая и третья попытки завестись потерпели полное поражение, авто всё катилось и катилось вниз, а ажина уже приготовилась поглотить нас всех! Стало очевидно что в случае чего эвакуатор нам  не поможет, а поход рискует закончится даже не начавшись! Стало грустно. Желающих составить мне компанию в ажинных кустах не нашлось, и все вышли из машины на всякий случай. Как оказалось - это было как раз то,что нужно. NISSAN скинув лишние килограммы, наконец обрёл долгожданное сцепление с "дорогой" и выполз наверх!!!  Все вздохнули с облегчением. Немного отдышавшись, мы направились к спуску пешком в хорошем настроении. Вскоре взору предстало лесное озеро средних размеров, окружённое беседками. кудепстинский лесопарк Вся поверхность озера была покрыта лягушками от мала до велика. Они прыгали из под ног, сидели на берегу и почему-то не квакали ( видимо чтобы недокучать посетителям ). царевна-лягушка Над полянками порхали бабочки и стрекозы, а пчёлы собирали мёд с розовых цветков клевера. К нашему удивлению входная плата затребована не была, а нужная информация где искать Черкесский камень любезно предоставлена.   За озером начинался Кудепстинский лесопарк,  состоящий из большого количества самых редких видов деревьев. Здесь растут секвойи, пробковый дуб,кипарисы,мамонтовое и земляничное дерево. Эта плантация  создавалась с целью выращивания редких и красивых деревьев для озеленения парков и санаториев. Потом его забросили, лесопарк покрылся густыми зарослями лиан и приобрёл сказочный и немного таинственный вид. Первая часть леса состояла из огромных итальянских сосен. Они были очень старые и растеряли большую часть своих веток - настоящий дремучий лес для Бабы Яги. итальянская сосна   Мы уже собрались ступить на лесную тропинку, как перед нами вырос кот ( возможно учёный кот ). Угостившись бутербродом с сыром, он похоже решил показать нам дорогу к Черкесскому камню и  затрусил впереди нас . встреча с учёным котом    Где-то впереди должен был находиться жертвенник - Черкесский камень , возраст которого около 6000 лет. Камень этот похож на трон, в нем высечено два сиденья, но для кого это было сделано и кем, до сих пор неизвестно. Недалеко от каменного трона был найден фундамент какого-то здания, видимо храма, но построенного уже гораздо позже.   Ходят слухи, что здесь проводятся ритуальные действия и обряды ведунами и язычниками. Не особо веря в эти рассказы мы шли и шли за учёным котом, который иногда оглядывался на нас проверить, поспеваем ли мы за ним. Постепенно тропинка устремилась вниз , и через некоторое время мы увидели тот самый камень. Кот доведя нас до места назначения исчез так же внезапно, как и появился. Но мы были тут не одни! Возле того самого камня стояла самая настоящая ведунья!!! ведунья Она прилепила по краям камня свечки, а в центре установила какую-то плошку. Рядом крутился мальчик лет 12, скорей всего её сын. Увидев такое дело, мы начали сбавлять ход, не зная идти нам дальше или нет. Ведунья видимо знала о возможном появлении туристов в этом месте, поэтому культурно отошла в сторону прихватив свою плошку. Особо не задерживаясь, сделав пару фоток Черкесского камня пошли дальше. Черкесский камень От камня вели две тропы в разные стороны, выбрав левую продолжили путь. Эта тропа привела нас к Черепашьему озеру. Маленькое озерцо было прозрачное и издавало какой-то свой особенный запах. Полюбовавшись на него, пошли вперёд и вышли на поляну поросшую высокой густой травой. Еле заметная тропинка  вела куда-то дальше, но была вероятность наступить на желтопуза или гадюку, поэтому развернувшись потопали назад. По пути встретили несколько "каменных зеркал" - это очень своеобразные камни большого размера, имеющие один абсолютно гладкий бок.  Так что если бы камни обладали свойством отражать окружающее - мы непременно увидели бы себя во всей красе. Наслаждаясь лесной прохладой мы возвращались, и совсем забыли что скоро снова должны выйти к тому самому камню. И тут мы услышали звон. Он был такой силы,что звук его разносился по всему лесу, птицы примолкли, и даже мошкора зависла в воздухе. От неожиданности мы слегка присели, и стали пытаться рассмотреть сквозь густую листву, что же там впереди происходит. Как оказалось мы почти дошли до камня. Рядом с ним расхаживала та самая ведунья и била в свою плошку каким-то пестиком. Мальчик тоже без дела не стоял, он был вооружён несколькими ножами и метал их в ни в чём не повинное дерево. Стараясь не сорвать ритуал, мы как мыши проскользнули мимо, и рванули по правой тропе. Слева тянулись бесконечные заросли старого бамбука, а справа увидели источник. Про него говорят,что состав воды в нём особенный, и жажду не утоляет сколько ни пей. Попробовав на вкус, убедились в правдивости утверждения и продолжили путь. Изрядно проголодавшись, устроили перекус на одном из  поваленных на бок "каменных зеркал". жёлтый цветок   Подкрепившиеся и довольные поднялись по тропинке к большому озеру с беседками. Людей заметно прибавилось - несколько компаний налаживали шашлыки, звучала музыка. Но они не знали, что самое интересное находится в глубине таинственного леса...

28 июля 2014г.

Черкесский камень

Кто такие каменные сёстры

 

dni-i-nochi-v-sochi.ru

Кудепстинский жертвенник — «Черкесский камень»

Кудепстинский жертвенник — «Черкесский камень»

Река Кудепста сама по себе привлекательна для отдыха. Места здесь живописные, много полян, купален. Недалеко от посёлка Кудепста, возле небольшой рощицы довольно редкого в наших краях пробкового дуба, в урочище Дубравное вас ожидает еще один сюрприз. Удивительный артефакт, посланец далёких эпох, условно называемый местными «Черкесский камень». Специалисты считают, что когда-то в древние времена он был жертвенником. Весьма любопытна его форма. Если посмотреть на него сверху, он может напомнить вам какую-то «неведому зверушку» с клювом птицы и туловищем зверя. Камень этот довольно внушительных размеров; несколько треугольной формы до 5 м длиной. Загадочны два углубления в форме кресел для сидения.

О подобных каменных креслах, встречающихся в других местах планеты, сообщает Г. Уилкинс в своей увлекательной книге «Затерянные города Южной Америки»:

«В Гуаякильском музее на побережье Эквадора я увидел необыкновенные кресла из камня, которые выглядели так, будто они прибыли сюда из-за бескрайних морей, из старого Корнуолла, что недалеко от св. Юста, или из излюбленных феями или эльфами руин замка Карибреа, где древние короли Корнуолла или белобородые жрецы-друиды восседали на гранитных сидениях и опустошали огромные золотые кубки меда; и тогда из бронзовозолотых труб раздавались самые невероятные звуки, какие только бывают под этой мистической луной! И все же сюда эти каменные кресла попали из северных районов Эквадора, где существует поле, на котором подобные сидения располагаются по кругу. Какая народность древней Южной Америки устраивала это тайное собрание и восседала в этих громадных каменных креслах? И не напоминало ли всё это встречи на Уилтширской равнине в Стоунхендже, или на холмах Вендеи, или среди кромлехов Бретани?»

Каково же было назначение этого удивительного жертвенника с креслами и загадочными корытообразными резервуарами и чашами, выдолбленными на верхней поверхности камня? Интересно бы знать, что за жертвы приносились здесь и кто сидел в этих креслах. Около «Черкесского камня» находится ещё одна каменная глыба таких же размеров с такими же «чашками». А совсем неподалёку от обеих глыб — фундамент какого-то средневекового здания.

Эти удивительные камни со следами обработки специалисты относят к мегалитической эпохе (в отличие от средневекового здания), а следовательно, они являются современниками дольменов, менгиров и других подобных рассеянных по всему белому свету мегалитов.

www.e-lazarevskoe.ru

Карачаево-Черкесия. Замковый камень Къарчи. | Интересный Мир: путешествия, туризм, психология, наука, техника, интересное в мире, юмор, история, культура

Къарча – национальный герой карачаевцев. Его роль в истории карачаевского народа трудно переоценить. Многочисленные легенды о Къарче в деталях сильно противоречат друг другу, но в общих чертах понятно следующее. Много лет назад Къарча пришел в пустынные места Северного Кавказа, утвердил эти дикие земли за собой и соратниками, отстоял их от притязания врагов, объединил враждующие роды силой своего авторитета и, по сути, создал свое микро-государство. Потомки соратников и последователей Къарчи стали называться карачаевцами.

«Карачаевцы, живущие на высотах под Эльбрусом, хотя народ немногочисленный, но храбр, имея врагами с правой стороны закубанцев, с левой Кабарду, никогда ещё не был побеждён и самостоятельность его ещё более наводит страх на соседей… Вообще карачаевцы отличаются от прочих горцев опрятностью одежды, чистотой домашней жизни, любезностью в обращении и верностью данного слова. Мужчины среднего росту и стройны, белолицы и большею частью с голубыми, блестящими глазами, в особенности женский пол красив».В. Шевцов. Жур. «Москвитянин»,М., 1855, № 23,24, кн.1 и 2, с.5Взято отсюда.

Замковый камень Къарчи – священный камень карачаевского народа. По преданию именно на этом камне сидел Къарча, обдумывая планы своих великих свершений, с этого камня он обращался к людям, именно здесь он утверждал основы того, что можно назвать карачаевской государственностью.

Камень Къарчи находится в Худесском ущелье у слияния рек Худес и Кубань. Камень находится недалеко от дороги, и сейчас любой желающий может подъехать к нему на машине, чтобы поклониться национальной святыне и прикоснуться к древней истории.

Реку Худес, бурлящую в одноименном ущелье, не случайно называют Черной рекой. Вода ее черна, и украшена белыми бурунами. Вода Худеса сама напоминает черный камень с блестками, только камень живой и бурлящий. Все это вместе: камень Къарчи, черная памятная стела, черная вода Худеса с белыми бурунами и белоснежные вершины гор вокруг – все это оставляет неизгладимое впечатление.

История Къарчи величественна. Она вдохновляла многих поэтов и сказителей. Например, народным поэтом Назиром Хубиевым была создана баллада “Камень Къарчи”, которая, в переводе Николая Тихонова, поступила во многие библиотеки мира, в том числе и в Библиотеку им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге, и в Библиотеку Конгресса США.

Благодаря истории Къарчи, просто красивое место в горах стало священным, а простой аскетичный мемориал заставляет задуматься всерьез. Мы собрали несколько легенд про Къарчу, но изложенная ниже версия показалась нам самой аутентичной. В ней дух Кавказа.

«Карча считается родоначальником карачаевского народа. Он был сыном одного татарского мурзы и звали его не Карчею, а каким-то другим неизвестным именем. Во время владычества татар над Россией, он с родителями жил в каком-то татарском поселении в Золотой Орде, которое называлось Кошкаром. Там у него кто-то умер из близких и знатных родственников. Все родные и знакомые по татарскому адату носили «кара», или глубокий траур. Карча тоже следовал общему примеру. Во время траура он уехал куда-то недолго в сопровождении слуг, из которых упоминаются Науруз, Адурхай и Будиян. Через несколько лет он явился домой в таком же черном одеянии и как раз попал на свадьбу. Его траурное одеяние так не соответствовало общему веселью, что над ним начали смеяться: «Карча! Къарча», т.е. смотри на черного. С тех пор его так называли Карчею. Ему так не понравилось это прозвище, что он решил бросить свое родное гнездышко Кашкар.

Он собрал несколько товарищей, взял своих слуг с их семействами и отправился искать себе нового жительства. 616 лет, тому назад, в 1283 году, после долгих скитаний он поселился в верховьях реки Архыза (Малого Зеленчука), где прожил несколько лет без всяких приключений. Вскоре к ним присоединился Хубий, выходец из Козлева (местность в Закавказье). В это время случайно к этому месту прикочевали неизвестно откуда кызылбеки (дикий народ) и потребовали от карачаевцев тишлик (знак почтения, покорности, – овцу или быка для шашлыка), но Карча не согласился подчиниться без боя и прогнал их послав из своего владения. Оскорбленные кызылбеки, собрав многочисленное войско, двинулись на них и в два дня заставили сдаться и наложили на них дань – 60 коров. Видя плохое свое положение, карачаевцы спросили совета у своего гостя Хубия: – Как поступить с кызылбеками в настоящем случае? Хубий сказал: – Вы обещайте уплатить дань, но просите несколько лет отсрочки. Они приняли совет Хубия и просили кызылбеков об отсрочки времени для уплаты дани. Те, не подозревая обмана, согласились.

Как только настала весна, карачаевцы стали удаляться с верховьев Архыза к устьям его, подальше от кызылбеков. На дороге они встретили какого-то старика, жившего здесь с давних времен. Он им сказал: На дороге здесь лежит сарыубек (огромная змея). Их было два, но одну из них убил ногаец, а эта змея осталась и проглатывает всех проходящих по этой дороге. Между вами есть хорошие охотники, вы убейте его гуртом не трудно. Тогда 60 человек послали посмотреть что за змея. Увидевши страшное чудовище, те охотники разбежались: остался один Науруз, он не растерялся. Метко прицелясь, он пустил стрелу прямо в глаз чудовища. Убедившись, что сарыубек убит, он направился в лагерь и здесь рассказал товарищам о своем подвиге. Тогда карачаевцы пошли посмотреть на труп сарыубека. Увидев страшное зрелище, Адурхай упал в обморок (до настоящего времени при каждом удобном случае вышучивают потомков Адурхая: Эх вы трусы! Ваш дед увидев змеиную кровь, упал в обморок от испуга).

На этом месте карачаевцы жили два года: все женщины здесь вымерли и осталось только две. Карачаевцы, видя что на этом месте им не везет, переселились в Элтаркач. Тут к ним приехал Крымшамхал, выходец из Крыма. Крымшамхал и Хубий стали заниматься предосудительным промыслом, они воровали детей у карачаевцев и продавали их в Кабарду. Через несколько лет они за дорогую цену указывали родителям, где находятся их дети. Наконец, карачаевцы узнали об этом промысле, жестоко их избили и порешили прогнать их из своего общества. Хубий и Крымшамхал поклялись и просили прощения у карачаевцев.

Здесь карачаевцев теснил другой народ из кабардинцев (наверное, закубанские черкесы). Через несколько лет карачаевцы переселились с Элтаркача на верховья р. Баксана (в Кабарде). Около шести лет жил Карча там со своим племенем, никем не тревожимый. В одно время Карча вздумал построить мост через Баксан. Щепки донесли Казию. Раздраженный князь Казий, снарядив отряд из своих кабардинских джигитов, двинулся с ним к верховьям Баксана с целью отыскать и наказать тех, кто осмелился хозяйничать в его владеньях. Но найдя, что карачаевцы живут в местностях, совсем ненужных, изменил прежние жестокие намерения обложить дань скотом по обоюдному соглашению. Карча решил отказаться, так как дотоле никому не платил, счел за постыдное дело для себя. Отдал связанную паршивую собаку. Поход Казия на Карчу. Карча перебрался в Сванетию. Но он не решался вступить с кабардинцем в открытый бой, а остался вредить ему частыми набегами и захватами многочисленных стад. Однажды он услышал от логбежа-кабардинца: – «Если только Аллах избавит нас от рук ненасытного Карчи, то мы принесем этого барана в курманлык». Карча, услышав это тоже про себя сказал: – А если мне удастся благополучно захватить эти кабардинские стада, я тоже принесу его в курманлык. Когда пастухи улеглись, Карча бросился на них, перевязал всех их (пастухов), угнал кабардинские сокровища, с лишком 7 тыс. штук овец. «Возьми этого барана, отправляйся с ним в Кабарду и скажи своему князю, что все богатство его народа в моих руках и что если он хочет возвратить его, то пусть явится ко мне для мирных переговоров. Я буду ждать его на границе сванетской земли (при этом он назвал известное место, очень удобное для обороны). Если же он не явится через три дня, то все его богатство погибнет безвозвратно».

Прибытие Казия. Остановились на условленном месте. Казий повел переговоры. Карча же во время переговоров сидел на одном огромном камне и предписывал своему «джауу» условия мира. Он требует от Казия: 1) выдачи все пленных и полного возвращения всего взятого кабардинцами у Карчи во время набега; 2) полной независимости; и 3) уплаты всех расходов по найму сванетских воинов. На выполнение первых двух пунктов Казий согласился беспрекословно, но на третий ни за что не хотел согласиться. Тогда Карча пришел в сильный гнев и, привставши с огромного камня, на котором сидел, сказал: «Если так, то попробуй взять у меня стадо с силой!». При этом он с такой силою опустился (сел) на камень, что последний от его сильного удара с оглушительным треском раскололся на четыре части… Кабардинцы, видя в свое враге такую неслыханную дотоле сверхъестественную силу, страшно испугались и поспешили с точностью выполнить предложенные им условия мира. При выдаче пленных, двух молодых карачаевцев не оказалось. Вместо них кабардинцы выдали двух своих парней, по имени Тохчук и Тамби. Теперь в Карачае есть две больших фамилии Тохчуковы и Тамбиевы, их считают потомками Тохчука и Тамбия.

После этого Карча вскоре скончался и тело его было похоронено в Баксан-башы (верховья р. Баксан, где жили Карачаевцы), а потомки его, не желая здесь больше оставаться, переселились к сванетской границе, где и жили несколько лет. В это время один знаменитый охотник по имени Боташ (из рода Адурхаева), случайно открыл Хурзукскую долину. Однажды, охотясь, он переправлялся через горы и увидел эту долину, где в то время был непроходимый лес. В лесу водились целыми стадами зубры, туры, олени и другие животные. Боташу сильно понравилась эта местность и он перебрался на житие со своим семейством. На одном из полянок построил себе саклю, вбил перед домом «быкъы» (разветчатый столб) для вешанья охотничьей добычи. Через несколько времени Карачай (народ Карчи после его смерти стал называться Карачаем) послал несколько человек из своего племени для отыскания удобного места с целью окончательного поселенья. Там послы случайно переправились в ту же долину, куда переселился Боташ и увидали привольное его житие. Быкъы Боташа был покрыт мясом диких туров и зубров. На другой год весною и переселился Карачай в Хурзукскую долину к Боташу. Карачаевцы начали делить всю землю между собою и переселяться кому куда хотелось. Но на это не согласился Боташ и ни за что не хотел уступить Хурзукскую долину, где он поселился, говоря: «Я раньше всех нашел эту поляну и ни под каким видом не позволю вам поселиться здесь, а в остальных местах можете». Тут они, не долго думая, убили дрючками Боташа и поселились кому где и как хотелось. Большая часть Карачая поселилась в Карт-Джурте, а отсюда, когда стало тесно жить, они раздробились на несколько аулов, а именно, считая со стороны Эльбруса: Хурзук, Учкулан, Карт-Джурт, Даут, Джазлык, Каменномост, Теберда, Сенты, Большая Мара, Малая Мара и Джегута. В настоящее время в Карачае часто жителей аула Хурзук, а именно: квартал чанкала считается прямыми потомками Карчи. Некоторые кварталы, как то: Чотчаевы – Лайпановы, Чомаевы и другие – потомками Адурхая, потомками Будияна считаются кварталы Байрамуковы и многие другие; потомками Науруза – Голаев, Каппушев и т.д. Другие считают себя потомками кумыков (квартал Алиевы), сванетов (квартал Узденовых), абхазцев (квартал Хубиевых), крымских князей (квартал Крымшамхаловых) и т.д.»Записал воспитанник Екатеринодарской военно-фельдшерской школы Бекир (карачаевец)Со слов стариков Даута Акаев – Хубиева и Слама Алиева.Взято отсюда.

Другая легенда о Къарче изложена ЗДЕСЬ. Однако она показалась нам более приглаженной, литературно обработанной, и в ней меньше самобытности.

Сам камень Къарчи стал символом памяти о героическом и драматическом прошлом, объектом поклонения и местом отдыха путников.

О происхождении этого камня долгое время шли бурные дискуссии. По преданиям карачаевцев «камень упал с неба». Вот почему долгое время господствовала метеоритная гипотеза происхождения камня. Да и сейчас наши спутники-карачаевцы настаивали на том, что это метеорит. Действительно, так интереснее и экзотичнее. Однако некоторые ученые считают, что Къадау таш (замковый камень) – вулканического происхождения.

«Момент, связанный с неординарностью, придавшей камню магическое предназначение, раскрывается следующим фактом. В публикациях XIX и XX веков было высказано множество предположений о характере появления этого камня. Большинство высказываний сходились на том, что он – небесного происхождения, то есть метеорит. Основаны они на внешнем отличии камня – пузырчатая поверхность является подтверждением того, что камень не природного происхождения и не типичен для данной местности.

Но таких пористых камней, как оказалось, в окрестностях, по течению реки множество, но их малый размер сделал их неприметными. Главное преимущество Къадау таш – огромный размер и форма, напоминающая гигантское сердце.

Именно размер заставил нас усомниться в том, что камень метеоритного происхождения. Выехав в Худесское ущелье вместе с доктором геолого-минералогических наук Юрием Яковлевичем Потапенко, профессором кафедры экономической географии и экологии Карачаево-Черкесского университета и студентами химико-биологического факультета Шамилем Деккушевым и Умаром Казиевым, мы взяли образцы Къадау таш и схожих с ним камней в окрестности.

– Метеорит такого большого размера, оставил бы после себя большой котлован, а значит, сегодня на месте падения метеорита было бы огромное озеро, – говорит Юрий Яковлевич. – Скорее всего, он магматического происхождения, и по всей вероятности, этот камень был выброшен в период активного вулканического действия Эльбруса.

Между тем до Эльбруса отсюда довольно большое расстояние. Но дело в том, что во время извержения Эльбруса образовалось множество так называемых желобков, один из которых был образован и здесь, в Худесском ущелье.

Псевдо-вершина, выдает себя своей “вертикальностью”, именно она была “сложена” из магмы. Под этой горой находится еще одно народное достояние – Эльбрусский серебросвинцовый рудник.

Образцы Къадау таш были привезены в Москву, и из них были изготовлены шлейфы для их дальнейшего исследования. Старшим научным сотрудником Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Российской академии наук (ИГЕМ РАН), кандидатом геолого-минералогических наук Евдокией Даниловной Андреевой было проведено исследование и описание шлейфов с последующим заключением: образец – вулканического происхождения. Огромный камень, по преданию упавший с неба, на самом деле был выброшен из глубины земли.

Но зато теперь мы можем предложить вам другую, красивую сказку о том, как Эльбрус от большой любви к красавице Худес, подарил ей свое сердце. Но им не суждено было быть вместе, и от одиночества Эльбрус стал неприступным и холодным, навсегда покрывшись льдами». Взято отсюда.

Когда немного знаешь историю, место сразу становится особенным. В окружающем пейзаже узнаешь детали прошлого, и кажется, что камни рассказывают древние предания.

Вдали находится один из древнейших аулов Карачая – Къарт-Джурт, его видно на фото. За аулом виднеется как бы расколотая вершина. Левый почти вертикальный пик – это и есть, по утверждению ученых, та самая «псевдо-вершина», сложенная из магмы. Вот она на фото ниже.

Через черные воды неукротимого, как сам Къарча, Худеса перекинут небезопасный мостик со следами более древнего строительства. Возможно, именно здесь легендарный Къарча повелел своим людям срубить мост, чтобы облегчить беглым от других властителей людям, переход в карачаевские земли и пополнение генотипа карачаевского народа свежей кровью пришельцев. Щепки от бревен, обрабатываемых при строительстве моста, дали понять Казию, что кто-то без спроса хозяйничает в землях, которые Казий считал своими.

За мостом видны остатки рудников.

«Худесское ущелье издавна богато разного рода рудами – серебром, золотом, свинцом, хромом. В 50-е годы XIX столетия здесь были выстроены хозяйственные постройки для рудодобывающего предприятия. В то время во всей – и второе у нас, в Карачае – Эльбрусские рудники.

Еще до революции были в этом районе исследованы до 25 жил, проходивших от бассейна Худеса да бассейна реки Даут. Длительное время этот рудник был местом практических занятий для студентов Московского горного института. Начиная с конца XIX века, рудник служил главным пополнителем местной общественной казны. На средства, вырученные от его аренды не только карачаевские, но и соседние казачьи и другие горские общества могли до времен революции 1917 года содержать в селениях пусть не большие, но свои горские школы. На эти средства содержали учителей, приглашенных из центральной России, работников больницы и аптеки, а также Хумаринское почтовое отделение. Сейчас и местность, и производственные строения, к сожалению, находятся в заброшенном состоянии…» Взято отсюда.

Вокруг раскиданы огромные камни. Если бы не табличка, то кто его знает, какой из них камень Къарчи?! Кстати, мы спрашивали, почему камень Къарчи расколот надвое. Нам поведали три версии:1. Огромный метеорит, который впоследствии стал камнем Къарчи, при падении раскололся надвое.2. Согласно легенде «Карча пришел в сильный гнев и, привставши с огромного камня, на котором сидел, сказал: «Если так, то попробуй взять у меня стадо с силой!». При этом он с такой силою опустился (сел) на камень, что последний от его сильного удара с оглушительным треском раскололся на четыре части».3. Карачаевцы втихую сами постоянно разламывают, раскалывают и растаскивают камень Къарчи, как отламывают кусочки от священных реликвий многие народы.Последняя версия кажется правдоподобной.

«В народной памяти сохранилась легенда о святости камня. Существует поверье о том, что Камень, упавший с неба, был послан Богом, чтобы оберегать народ от бед. Камень-оберег, почитался карачаевцами, и проходящие мимо путники считали долгом остановиться и поклониться ему, а направляющийся в дальнюю дорогу обязательно брал с собой осколок камня на удачу.

В годы Советской власти литературный исследователь, член ОЛИКО (Общество любителей изучения Кубанской области) Дьячков-Тарасов в своем описании Кубанского каньона отметил: “… как на священное место, к нему приводили беременных женщин, считая, что ее прикосновение к камню, облегчит ей роды и сделает счастливым будущего ребенка”.

Дореволюционный русский автор Н.С. Иваненков (1908) писал: “На реке Кубань, ниже селения Карт-Джурт, есть священный камень, от которого карачаевцы отламывают куски и кладут их в основание строящегося дома, а также в жилище молодоженов “отоу” для того, чтобы у супругов родились умные, сильные, храбрые дети”. Ученый отмечает также, что “около него оставляли пожертвования деньгами, вещами и хлебом, вознося молитвы за счастье новорожденного, за здоровье отца или близкого человека, за удачу в каком-либо предприятии”. Взято отсюда.

Так что возможно, что древнейший аул Къарт-Джурт рядом весь стоит на фундаментах из осколков камня Къарчи…

Интересно название «замковый камень». Корневое слово «замок» или «крепость» в названии символизировало не границы Карачая (граница пролегает довольно далеко от камня), а имело смысл «основа, оплот». По сути, Къадау таш – оплот независимости Карачая и основа жизни народа. Примерно так.

«Не секрет, что в последние годы вид многих исторических и природных памятников оставляет желать лучшего. Никто не заботится о них, ни государство, ни люди. Эта участь потихонечку постигала и наш Камень. Но теперь, можно с твердой уверенностью сказать, что горькая участь большинства памятников “Къарачайны къадау ташы” не коснется. Совсем недавно была произведена полная реконструкция памятника и всей прилегающей к ней территории. Такую ответственность взял на себя большой патриот своего народа, его культуры и истории, директор СГУ “Управление эксплуатации Большого Ставропольского канала” Салпагаров Магомет-Амин Бунияминович.

Магомет-Амин очень скромный человек, много говорить не любит. Любовь и уважение к своему народу предпочитает демонстрировать делами. О серьезности его подхода к реконструкции “Замкового камня Карачая” можно судить по тому, что в ходе строительства он неоднократно обращался к краеведам, историкам, фольклору карачаево-балкарского народа. Советовался, как лучше будет все это оформить.

Каждый день, проезжающие мимо этого памятника останавливаются, чтобы посмотреть на щедрость и благородство Магомет-Амина Салпагарова. Все они неустанно выражают свою благодарность человеку, который сделал такой подарок своему народу, его потомкам. Рядом с камнем теперь расположилась и уютная беседка. Желающие могут посидеть здесь, полюбоваться красотой природы, послушать песню Кубани, и рассказы стариков об истории Камня. Рядом с беседкой установлены памятники из черного мрамора, на одном гордо высечен предводитель карачаевского народа Къарча, на другом приводится история “Замкового камня”.

У нас на Кавказе, в горах Карачая,Где несется в теснине Кубань, грохоча,Грудью в землю ушедший, столетья встречая.Камень Карча там высится сталью звуча».Взято отсюда.

Если отбросить привычную восточную цветистость речи и традиционную нарочитую вежливость, то остается главное – камень Къарчи, как культурно-исторический памятник величественной и драматичной истории прошлого, не погиб, не замусорен и больше не разрушается. Территория вокруг чистая и ухоженная. Все сделано скромно, аскетично, но с отличным вкусом и чувством стиля. С любовью сделано. Мы нисколько не пожалели, что заехали в это место в Худесском ущелье, где камни умеют разговаривать и рассказывают легенды…

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.

Электронное СМИ «Интересный мир». Выпуск №61 от 16.04.2012

tweet

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

www.interesmir.ru

Черкесская легенда о камне, человеке и правде :: Майкоп, Республика Адыгея

О путник, если на твоем пути лежит камень — убери его! Пешеход, споткнувшись, упадет, конный — ранит коня...

О путник, если увидишь надмогильный камень — остановись, почти память умершего...

О путник, если путь твой преградит камень, обойди его — этим ты обережешь себя.

Камень нужен человеку, чтобы не разрушать, а строить. Нет лучшего амулета,  чем камень,— он отвращает  зло и бедствия,

Здесь и будет рассказ о камне, о человеке и правде.

В земле черкесов на берегах двух рек, Афипсы и Шебжи, с неизвестных времен лежал Черный камень, сброшенный с могилы джинна-падишаха, что находится у истоков Энджик-Су.

Чтобы умерший никогда не тревожил живых, на могиле его нужно поставить камень — иначе живые будут в постоянном долгу перед ним. Таков обычай, и так ведется среди всех народов.

Но черкесы не верили, что джинн-падишах умер. Почему рушились на дорогах скалы, потоки воды смывали поля и сады, обвалы засыпали скот?., Кто посылает холод, зной и ветры?.. Откуда столько болезней, вражды между племенами, голод и нищета?.. Это он, джинн-падишах, виновник всего — он расточает несчастья и отнимает радости...

Когда джинн-падишах на неведомом черкесам языке поднимал крик — все умолкало. Лес переставал шуметь листвою, реки — водами, поля и луга — цветами и травами, Птицы прекращали свой щебет, звери — рев, люди — говор. Наступала тишина, и в этой тишине голос джинна-падишаха гремел, словно горный обвал. Тогда деревья ниже склоняли ветви, птицы прятали головы под крыло, люди уходили в жилища, плотно закрыв двери.

Все мысли, все желания и надежды народа: о, если бы поднять Черный камень к истоку Энджик-Су! Поднять и положить его на место погребения джинна-падишаха. Тогда все изменилось бы к лучшему,..

Народ считал, что поднять Черный камень дано только Тлепсу. Но Тлепса давно нет. Его священная могила в лесу Гучипце-Говашх полита слезами сородичей и заклята врагами.

Вещий и могучий Тлепс был кузнецом. Он ковал мечи, которые сносили леса, рассекали горы.

Умирая, Тлепс оставил народу свой меч. В народе говорится: «Рука, обронившая меч, отсохнет». Меч, кованный Тлепсом, был однажды выбит из рук его сородичей джинном-падишахом. И с тех пор народ жил в ожидании великих бедствий.

Шло время. Черкесы обращались к Trapyljl, ища в его имени успокоения и защиты. Но ни защиты, ни успокоения не находили. Черкесы жили в обмане, принимая обман за правду.

Насколько хватало сил, они боролись с джинном-падишахом. Но джинн-падишах, завладев мечом Тлепса, легко одерживал победы. Он поднялся к верховью Энджик-Су и посылал оттуда всякие беды.

—        Созвать заучу,— потребовал народ от лте-губзы-каь", славного Темир-Казека,

—        Будет зауча! — отвечал Темир-Казек.

После девичьего праздника — подарка цветов — на зеленом холме, освященном прахом прадедов, собрались все черкесские общины, племена и народы.

Среди прибывших юношей отличались двое: один Шрухуко-Тугуз — своей красотою, другой — Аксак-Ач1'" — своим уродством.

Шрухуко-Тугуз происходил из рода Казеков, и аталы-ком его был знаменитый Супако. Он дал ему имя, он носил его на своих плечах, распевая ему боевые песни; он обучал верховой езде и стрельбе из лука. Шрухуко прибыл на заучу пятикратно вооруженныйт на буланом коне.

Аксак-Ач — сын пастуха. Он не имел аталыком знаменитого наездника, ибо родился больным. Все вооружение Аксак-Ача составляли праща да рогатый посох. Аксак-Ач был хромым и к тому же кривым. Коня своего не имел.

Храбрый витязь — язык народа — Темир-Казек от имени зауча и своего приказал всем наездникам объединиться и отправиться для встречи с джинном-падишахом.

Не имеющий коня Аксак-Ач подошел к Темир-Казеку и попросил его:

—        Пошли и меня. Я тоже хочу сражаться вместе с другими.

Казек, взглянув на кривого, ответил:

—        Занимайся тем, чем занимался твой отец,— паси скот.

Аксак-Ач, тая обиду, отошел прочь,

Скоро по всей земле черкесов разнесся стук железных молотков, отбивающих наконечники копий, лязг стальных клинков, оттачиваемых на гладких камнях, звон посеребренных стремян, свист крученых арканов.

Скоро разнеслись и девичьи песни, провожающие наездников в далекий путь.

Аксак-Ач не занялся делом своего отца, а избрал себе ремесло Тлепса: стал кузнецом и каменотесом. Нашел неподалеку от селения, в котором он жил, пещеру, сволок в нее большие камни и принялся их обтесывать, чтобы после украсить именами героев.

Долго черкесы ждали возвращения наездников, посланных к истокам Энд/кик-Су. Наконец вернулся Шрухуко — и только один.

Мать встретила его вопросом:

—        Где твои товарищи?

—        Мои товарищи погибли в бою с джинном-падишахом.

—        Почему же вернулся ты?

—        Я добил джинна-падишаха, бросил его в яму, засыпал землею и утвердил на месте его погребения большой Черный камень...

—        Ты поступил как достойный сын народа!

Сородичи,   друзья   и   односельчане   Шрухуко-Тугуза,

узнав о победе над джинном-падишахом, принесли жертвы в честь Зелькута151,

Возвращение Шрухуко совпало с праздником Созери-са1'"1. О, это к счастью! Известно, что Созеркс, отправившись пешком по морю, вернулся; значит — кому суждено остаться живым, тот останется!..

Черкесы свели молодого наездника и его исхудавшего за долгий путь коня в священную рощу. Деревья, обвешанные старинным оружием склоняли свои ветви, когда они двигались между ними. Шелест листвы сливался со звоном серебра, стали и железа. Множеством приношений наполнилась роща.

—        О Созерис, ты ходил пешком по морю — \. гернул-

ся! Так вернулся и наш посланец! — пели девушки.

Храброго Шрухуко-Тутуз а черкесы окружили почестями, ему подарили лучшего во всей земле черкесов коня, лучшее оружие.

Властитель Анапы Гасан-паша усыновил Шрухуко, Племянник Гасан-паши Седр-Азам послал к нему гонцов с приглашением приехать в Стамбул.

Шрухуко, собрав веселых своих товарищей, отправился в дальний пугь. Седр-Азам приветствовал гостей с падишахской пристани на виду у всего сераля. Стамбул устроил празднество в честь Шрухуко-Тугуза.

А пока Шрухуко веселился в чужеземной стране, в земле черкесов произошли беды: солнце спалило посевы, в садах червь пожрал плоды, на дорогах рушились скалы.

—        Нет, джинн-падишах не умер! — говорили черкесы.

В одну из гроз с верховья Энджик-Су, трижды ударившись о землю, упал Черный камень. Со всех сторон к месту его падения, к берегам Афипсы и Шебжи, съехались черкесы.

—        Пока этот Черный камень ие будет поднят на моги

лу джинна-падишаха, до тех пор черкесы будут испыты

вать несчастья! — сказал лте-губзык.

И правда: с того дня, как упал камень, беды умножились.

—        Скорее на кладбище начнут шептаться могильные

камни, чем найдется такой человек,  который поднимет

эту каменную глыбу,— говорили черкесы.— Если кому

это и было по силам, так только Шрухуко.

И верно: равного ему по силе человека не находилось, хотя с того дня, как упал Черный камень, прошло много времени.

Черкесы жили в ожидании возвращения Шрухуко, претерпевая голод и нужду. А Шрухуко все не возвращался.

—        Он забыл свою землю! — сказал однажды Аксак-Ач

и предложил общими усилиями поднять камень.

Но черкесы, взывая к силе и милосердию Тгара, не послушались хромого каменотеса.

Trap же остался безучастным. Черкесы уже перестали доверять его силе. Trap — так решили они — не имел уже той власти, что раньше. Видно, и боги стареют!..134

Аксак-Ач по-прежнему работал в своей пещере. О нем можно было сказать: «Он прожил в своей пещере триста девять лет». Однажды, потеряв надежду на возвращение Шрухуко, Аксак-Ач высек на Черном камне такие слова: «Кто хочет сделать народ счастливым, пусть примет на свои плечи этот камень и отнесет его к могиле джинна-падишаха».

Первый, кто увидел эту надпись, был бедный пастух. Опершись на посох, он долго стоял перед камнем, читая высеченные на нем слова. Придя в селение, он передал их встречным: молодым и старым, богатым и бедным.

Молодые сказали:

—        Видно, кривой задумал посмеяться над нами.  Ну,

кому под силу поднять этот камень?.. Если не можешь

сделать сам, не заставляй других...

Старики сказали:

—        Урод учит людей! Где это видано? Пусть сидит как

сидел в своей пещере и стучит молотком, Не ему указы

вать народу!

Богатые сказали:

—        Видно,  времени у нашего хромца много,  если он

оставляет свою работу и берется за ненужное дело!

Бедные сказали:

—        Найдется ли такой человек, который отнесет Чер

ный камень?

На другой день, когда бедный пастух гнал скот из селения на пастбище, он опять остановился у Черного камня. Надпись на камне увеличилась: кроме тех слов, что были высечены раньше, он прочел: «Кто бы он ни был, из какого бы племени ни происходил, но если он отнесет этот камень — слава ему...» Пастух-не вернулся в селение передать сельчанам написанное, а, гоня скот, пошел на пастбище, раздумывая над прочитанными словами.

Вечером он слышал в селении разговоры молодых и старых, богатых и бедных.

Молодые говорили:

—        Косоглазый позорит нас! Старые говорили:

—        Но иноплеменнику мы не позволим коснуться камня. Богатые говорили:

—        Косоглазому нужно меньше платить — тогда он будет больше работать!

 Бедные говорили

— Скорей бы нашелся такой человек!   

На другой день пастух прочел на Черном камне новые слова: «Привет тебе, путник, вступивший ногами на эту землю!.. Если у тебя острый взор, крепкие руки и ноги, мужественное сердце — будь решителен: подними камень!.. Народ воздаст тебе почет, ибо ты вернешь ему счастье...»

И снова по селению пошли разговоры.

Молодые кричали:

—        Видно, косоглазый не кончил свои издевки! Старики качали головами:

—        Косоглазый лишился рассудка!

Богатые требовали:  :

—        Как он смеет сулить почет путнику и счастье наро

ду, не спросив у нас?.. Отнять у него молоток и долото и

выгнать из селения!

Бедные повторяли:

— Скоро ли придет такой человек? Не попробовать ли нам самим поднять Черный камень?

Прошло много-много лет. В селении забыли о надписи, сделанной каменотесом. Сам Аксак-Ач состарился и с трудом держал в дрожащих руках молоток и долото. Односельчане часто видели его возле Черного камня — каменотес сидел здесь целыми днями, смотря под гору, на дорогу.

Однажды этими местами, преследуя уходящего тура, пробирался молодой охотник из другого племени. Аксак-Ач не побоялся остановить его и заставить прочесть надпись на Черном камне. Охотник прочел ее и спросил:

—        Чья смелая рука высекла эти слова?

—        Вот эта дрожащая рука,— ответил Аксак-Ач,— но когда-то она была крепкой...

—        Что ж, я, пожалуй, попробую поднять этот камень!

Проходивший неподалеку пастух услышал слова охотника и рассказал о них в селении. Толпы народа устремились к Черному камню. Вперед вышел старик лте-губзык, славившийся своим добрым именем, умом и справедливостью,

— Ты — путник, значит,— наш гость и друг. Привет тебе! — обратился он к охотнику. Охотник скромно поклонился:

—        Спасибо тебе, добрый человек, и твоему обществу.

Старик, указывая на пастуха, спросил:

—        Правду ли говорит он, что ты собираешься поднять

Черный камень? Поднять и отнести его на могилу джинна-падишаха?

—        Это правда,— ответил охотник.

Удивился старик:

—        Ты человек другого племени и хочешь сделать нам

то, что мы пытались и... не смогли. Ты знаешь, что тогда

мы обретем счастье?

Охотник ударил ногою о камень.

—        Здесь так написано...

Старик повернулся в сторону Аксак-Ачи:

—        Это его слова — И ткнул в него палкой.

Охотник наклонил голову, задумался. Старики молчали.

—        Джинн-падишах, который наносит вам беды,— этот джинн-падишах посылает те же  беды и моей земле,— проговорил наконец охотник.— Хорошо, когда люди, говорящие на разных языках, начинают понимать друг друга.

—        Говорит сердце, а язык только произносит.

—        Мудрые слова дороже золота.-— И, показывая рукою на Черный камень, охотник сказал: — Я исполню ваше желание — подниму этот камень.

Старик удивился словам неведомого охотника:

—        Дерзкий ты человек! Ты не больше, чем мы, и, верно, не сильнее нас.

—        Это верно,— отвечал охотник,— я такой же, как вы. И, может быть, среди вас есть человек сильнее меня. Но он не хочет попробовать силы, а я хочу..,

—        Осмеют люди такого человека, если он объявится! — сказал старик, ударяя посохом о землю.

—        Решиться на жертву для блага народа — достойно. Разве у народа для решившегося на это ничего не найдется, кроме смеха?

—        Сожаление позорнее смеха! Сожалеют о слабых, а смеются над безумными. Но безумие простят, слабость — никогда!

—        Счастье дается сильным. Trap мучил вас обманами и страхом. Вы отказались от него. Джинн-падишах отнял у вас меч и, находясь в могиле, не оставляет вас в покое. Вы не можете от него отказаться — вам нужно убить его. А убить джинна-падишаха может только правда: она несокрушима и тверда. Как трудно нести камень, так же трудно нести и правду. И чем выше поднять и вознести правду, тем больше людей увидят и узнают ее. Не камень убьет джинна-падишаха — убьет его правда!

И, сказав так, охотник поднял Черный камень на плечи и пошел в горы легкой и твердой поступью, какой ходит тур по каменистым откосам. Первый, кто последовал за ним, был Аксак-Ач. За Аксак-Ачем пошли бедняки, за бедняками — молодежь. Старики, после долгого раздумья, пошли тоже. И только одни богачи остались на месте.

Когда охотник, поднявшись к истоку Энджик-Су, сбросил с могучих своих плеч Черный камень, все услышали, как земля приняла последний вздох джинна-падишаха, Криком радости огласили черкесы горы: джинн-падишах умер!.. Когда черкесы спохватились, охотника уже не было.

—        Где он? — спрашивали они Аксак-Ачу.

—        Он ушел,— отвечал каменотес.

—        Не иначе как ему покровительствует сам МезитхЬъ,— решили черкесы.

А когда вернулись к себе — все изменилось, все стало иным, Горы имели другие очертания, реки — другое направление. Где раньше возвышались каменистые уступы — там цвели сады, колосились поля. Непроходимые тропы стали доступны, самые высокие вершины — близки.

—        Охотник дал нам счастье! — говорили черкесы.

Аксак-Ач, обретший силы, начал без устали работать в

своей пещере. Звонкие удары железа наполняли гулом черкесские ущелья, неслись через хребты к равнинам, терялись Б густой хвое лесов,

—        Что  он там делает в  своей  темной  пещере?   —

спрашивали черкесы друг друга, прислушиваясь.

Молот одноглазого каменотеса звучал все громче и громче. Его удары были слышны всюду: в горах, долинах и ущельях..,

—        Позовите   его,—   говорили   старики   молодым,—

пусть он выйдет из своей пещеры и скажет нам, что он

там делает.

—        Мы не можем войти к нему,— отвечали молодые

старикам.

И тогда старики решили сами войти в пещеру. Подошел день избавления — праздник в честь избавления от джинна-падишаха. Старики вошли в пещеру каменотеса, темные и печальные.

Аксак-Ач обсекал острым молотком подножье большой глыбы. Он оставил свою работу и взглянул на вошедших.

—        Приветствуем тебя, Аксак-Ач,  потомок Тлепса,  и

желаем тебе долгой жизни!

Аксак-Ач поклонился.

—        Я рад видеть под черными сводами моей пещеры

великих и мудрых мужей.

Вошедшие спросили:

—        Мы хотим узнать, что заставляет тебя неустанно

стучать молотом?

—        Память о человеке, помогшем обрести нам счастье! — ответил кузнец.— Я хочу запечатлеть на камне его мужество,  силу и твердость. Кому народ передоверяет свою память? На чем пишутся имена героев?

—        На камне! — сказали вошедшие.

— Вот я и хочу навечно сохранить его изображение.

—        Но тебе известно, что новая вера наша запрещает это делать? Безумие лепить изображение человека и высекать его на камне!

—        Кто не хочет отступить от веры — пусть скажет мне! — сказал каменотес.

—        Мы все не хотим! — отвечали старики.

—        Пусть любой из вас возьмет молоток и подойдет сюда...

Молоток взял самый древний старик и подошел к месту, указанному каменотесом. Аксак-Ач одним движением сдернул с высокого камня покрывало, и все увидели изображение охотника. Старик, державший молоток, опустил руку.

—        Я узнаю; это тот самый охотник, что вел нас!  —

тихо сказал он.— Ради исполнения законов веры я дол

жен разбить это изображение! Но пусть лучше гнев про

рока обрушится на мою голову, чем мой молоток на это

изображение. Я готов понести возмездие!

И старик положил молоток на землю.

Аксак-Ач спросил;

—        Кто поднимет молоток и нанесет первый удар?   

Но он не получил ответа.

Тогда самый древний старик вышел вперед и сказал:

—        Камень, что лежал у ворот нашего селения, напо

минал нам  о  горе.   Камень с  изображением  человека,

уничтожившего   джинна-падишаха,   напоминает   нам   о

счастье. Поставим же его на то место, где лежал Черный

камень, ибо горе народа сменилось радостью!

И, устроив торжество, черкесы вынесли каменное изваяние к воротам селения. Они установили его на том месте, где лежал Черный камень,— отсюда любой путник может его видеть.

www.maykop-info.ru

Путеводитель по Республика Адыгея

В республике Адыгея очень много туристических маршрутов, проходящих по Кавказским горам, ущельям.

Туристам предлагаются не только пешие маршруты, но и конные прогулки. Среди туристов на реке Белой популярен рафтинг. В этом уголке Западного Кавказа активно развиваются туристские услуги. Удобные подъезды к достопримечательностям делают путешествие приятным и незабываемым.

Начинать своё путешествие следует в нескольких десятков километров от столицы Адыгеи - Майкопа в поселке Каменномостский.

Свято-Михайловский монастырь

В тринадцати километрах левее станции Хаджох, вблизи поселка Победа расположен Свято-Михайло-Афонский монастырь, основанный в 1877 году отцом Мартирием, впоследствии ставшим архимандритом. Монастырь находится в живописном месте на склоне горы Физиабго. В XIX веке Михайловская пустынь была самым крупным монастырем Северного Кавказа, который посещали 100 тысяч богомольцев в год.

Хаджохская Теснина

На юго-западной окраине поселка Каменномостский находится «Хаджохская теснина» на реке Белой. Бетонный указатель теснины расположен прямо за поворотом дороги (справа), ведущей к реке, поэтому «Хаджохскую теснину» многие туристы проезжают мимо.

Водопады Руфабго

В нескольких километрах от поселка Каменномостский по дороге Майкоп - Гузерипль, примерно в 45 километрах от Майкопа оборудован туристический маршрут «Водопады Руфабго». Возле моста через реку Белую находится удобная стоянка для автомобилей. Здесь же находятся касса и таблички, на которых карта и правила посещения водопадов. Всем туристам рекомендована спортивная обувь.

Переходя по ажурному металлическому мосту, можно увидеть первый водопад «Три братца», который представляет собой три ручья падающих в реку Белая. Сразу за мостом через Белую находится поляна, где расположены кафе, небольшой музей и туалет.

Второй водопад можно услышать издали, он так и называется «Шум». К водопаду надо спускаться вниз по крутой лестнице. Около водопада небольшое озеро, в котором можно искупаться в жаркий день. Здесь всегда много туристов.

Справа от водопада есть тропа, которая ведет наверх по крутому склону 300 метров, доходит до обрыва, поворачивает влево и идет еще 100 метров вдоль обрыва. Таким образом можно добраться до «Сквозной пещеры». Пещера представляет собой большой грот в скале, в задней части грота находится еще один вход с верхней части скалы. В пещере можно найти каменные глыбы. Глубина пещеры составляет 19 метров, а ее длина - 25 метров.

Маршруты как наверху, так и внизу размечены нарисованными адыгейскими флагами. Спускаться обратно к водопаду довольно сложно, так как сильно крутой склон. Необходимо цепляться за корни деревьев.

Третий водопад «Малыш» очень интересен тем, что представляет собой каскад водопадов. Следующий водопад «Сердце Руфабго» представляет большую каменную глыбу в виде сердца, вокруг которой с большой высоты падает вода в ущелье. Согласно легенде, храбрый джигит Хаджох победил здесь в смертельной схватке злого великана Руфабго. Чтобы великан не ожил, Хаджох вырвал у него из груди сердце и бросил в ущелье. Сердце, упав в ущелье окаменело и перегородило ручей. Так появился прекрасный водопад.

Следующий водопад «Девичья коса» - самый красивый. Высокий водопад действительно похож на косу. Ещё этот водопад называют «Шнурком». Справа от водопада сложный вертикальный подъем наверх, откуда ведут две тропы. Тропа, расположенная правее, поднимается вверх на большую высоту. Подъем достаточно трудный по вертикальной скале. Зато вверху находится замечательные обзорные площадки. На карте также были указаны старинные черкесские сады, которых мы, к сожалению, не нашли. Сверху дорога проходит над обрывом и прекрасно виден «Большой Хаджокский каньон». Спускаться оттуда лучше по тропе возле водопада «Шум».

Если пойти по другой тропе от водопада «Девичья коса», то через 500 метров находится пятый водопад «Чаша любви», а за ним в 100 метрах расположен водопад «Девичьи косы», который поменьше чем «Девичья коса». Есть вероятность, что около водопада «Чаша любви» находится скала «Парус», которая покрыта плющом. Слева от нее высокая скала, на вершине которой располагалась древняя крепость. К сожалению, водопады «Чаша любви» и «Девичьи косы» труднодоступны и никак не обозначены маршруты к ним. В дождливую погоду эта местность труднопроходимая.

Обычно все туристические маршруты заканчиваются на осмотре водопада «Девичья коса», так как дальше труднопроходимый маршрут, требующий специальной физической подготовки и обуви, которая подходит чтобы лазить по горам и камням.

Всего водопадов в долине ручья Руфабго - девять, но наиболее популярны первые четыре, начиная с «Шума».

Чтобы пройти такую большую территорию, нужно потратить целый день, но впечатления, которые вы получите, стоят того. Водопады «Руфабго» прекрасны в любое время года.

Черкесский камень

Примерно в двух километрах от «Руфабго» находится «Черкесский камень». Еще его называют «Казачий» и «Девичий». Легенда об этом камне гласит, что заехать на этот камень верхом на коне считалось честью и доблестью. Однажды прошел дождь перед состязаниями и никто из мужчин не смог заехать на камень, только переодетая девушка смогла заехать на камень на коне. А «Казачьим» камень был назван в честь сосланного в эти края казачьего полка.

За Казачьим камнем дорога спускается к широкой поляне, за которой расположена развилка дорог. Дорога, ведущая прямо, ведет в Гузерипль, дорога направо - к мосту через реку Белая и к Лагонакскому нагорью.

Большая Азишская пещера

Через 6 километров после поселка Каменномостский по дороге Майкоп - Гузерипль расположена станица Даховская. В пятистах метрах севернее станицы проходит асфальтированная дорога через Азишский перевал на Лагонакском нагорье. Здесь находится Большая Азишская пещера.

Пещера расположена среди пихтового леса в южной части хребта Азиш-Тау. Впервые пещера была обнаружена в 1910 году местными жителями. В 1987 году Азишская пещера была оборудована как туристический маршрут. Возле входа в пещеру находится экскурсионное бюро, где можно приобрести билет и взять напрокат теплую куртку, потому как температура в пещере составляет 5,9 градусов. Глубина пещеры около 37 метров, ее длина - 670 метров, из них для туристов доступно 220 метров. Пещера состоит из галерей и залов, расположенных на разных ярусах. По металлической лестнице туристы спускаются для осмотра каждого зала. Всего их пять или шесть, которые располагаются на трех уровнях. В пещере много натечных образований: колонн, сталактитов и сталагмитов, которые образовывались многие тысячелетия.

В конце XX века в доступной части пещеры были сбиты крупные сталагмиты, некоторые из которых были установлены в Сочи около кинотеатра «Стерео». Но на открытом воздухе они потеряли свою красоту.

Оставшееся в пещере природное наследие очень богато натечными образованиями, которые сверкают и переливаются в свете ламп, которыми освещена пещера. В конце верхнего зала есть Алтарь, затем за уступом Богатырский зал, откуда можно спуститься к подземной реке. Если подняться вверх, можно попасть в Ракетный зал, который интересен кальцитовыми плитами, сформировавшимися на месте древней реки.

Экскурсоводы пользуются фонарями, чтобы показать туристам необычные картины, сделанные самой природой. Здесь можно увидеть снеговика, богатыря, Деда Мороза, духа пещеры и других персонажей. Большая Азишская пещера является памятником природы с 1973 года. Между двумя колоннами в Венчальном зале можно загадать желание, которое обязательно сбудется.

Около пещеры есть небольшая палатка, где можно попить горячий чай с блинами. Блины с местным адыгейским сыром особенно понравились.

На Лагонакском нагорье открыто более 120 карстовых пещер. Многие из которых находятся высоко в горах и недоступны туристам. Среди них такие как: Крестик-Турист (глубина 633 м), Парящая птица (565 м), Ольга (520 м).

Не доезжая до Большой Азишской пещеры, расположена пещера Нежная. Здесь проводятся экскурсии. Это название пещера получила из-за множества хрупких сталактитов, свисающих со свода. Протяженность Нежной около 200 метров. В пещере множество сталактитов, сталагмитов, колонн и натечных образований. В Нежной очень хорошая акустика. Около пещеры расположен туристский комплекс с уютными домиками.

Лагонаки

Дорога «Даховская - Лагонаки» ведет к плато «Лаго-Наки». Плато известно своими альпийскими лугами и буково-пихтовыми лесами. Поражают своей красотой зеленые склоны с сохранившимися белыми пятнами снежников. Плато представляет собой ряд горных массивов и хребтов Западного Кавказа: Гуама, Азиш-Тау, Лагонакский, Нагой-Чук, Черногорье, Мессо, Абадзеш. Самая высокая вершина находится на горе Фишт и составляет 2835,9 метров. Большая часть территории плато входит в состав Кавказского Биосферного заповедника, который включен в ряд особо охраняемых памятников природы под эгидой ЮНЕСКО.

После Азишской пещеры дорога проходит по серпантину к ущелью Желоб. Горы вплотную расположены к трассе. Можно увидеть внизу облака.

По трассе «Даховская - Лагонаки» в местечке «Родниковая поляна» на турбазе «Горная Кубань-Лагонаки» находится маленький историко-палентологический музей. В деревянном домике собраны древние окаменелости аммонитов, молюсков и предметы скифо-сарматской культуры.

При въезде на Лагонаки дорога вплотную подходит к обрыву, скалистому уступу, поросшему соснами. Это плато Утюг. Здесь любят тренироваться альпинисты и скалолазы.

На Азишском перевале, на высоте 1745 метров, в 2010 году установлена мемориальная плита в честь освобождения Азишского перевала от немецко-фашистских захватчиков в сентябре 1942 года. Памятная плита находится над обрывом по дороге, ведущей к Кавказскому биосферному заповеднику.

Полезные ссылки

www.lagonaki.org - О красоте гор Лагонаки! - «Лаго-Наки» «Лагонаки».mihailov-monastir.narod.ru/his.html - История Свято - Михайло - Афонской Закубанской общежительной мужской пустыни;gornaya-tk.ru - Турбаза «Горная»;www.мастерскаярафтинга.рф - Рафтинг в Адыгее, круглогодичные сплавы на реке Белая, активный отдых в Краснодарском Крае.hotel-wellness.ru - Отель «Велнес-Усадьба» в пос. Гузерипль

www.thetraveller.ru


Смотрите также