Невозможные изделия из камня. Часть-4. Части камня


Ящик пандоры – Невозможные изделия из камня. Часть-4

Предыдущая часть

Большая колыванская ваза – (иногда называемая в популярных источниках «царицей ваз») из зелёно-волнистой яшмы — произведение камнерезного искусства, экспонирующееся в Государственном Эрмитаже. Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире!По ссылке можно прочесть краткую официальную историю создания и транспортировки вазы. С момента находки куска яшмы (1815г.) до момента установки изделия (1849г. в Эрмитаже) прошло 34 года! Но это не главное, ниже комментарий специалиста.

В одной из статей прозвучал комментарий специалиста по обработке камня:

Самое уникальное в этой вазе то, что при ее изготовлении комбинировались разные технологии. Недавно знакомый пытался заказать вазу из змеевика на Урале. Она должна была быть 1200 мм высотой и что-то порядка 600ммм в диаметре. Нарисовали эскиз, отправили на предприятия и все отказались. То есть они могли сделать ее сборной, склеить из нескольких заготовок выточенных отдельно, а ему хотелось именно монолит. А так да: платформа вазы – идеальный квадрат, ножка уже вытачивалась при помощи вращения, а как сделали чашу элипсовидной геометрии и как накатали фигурные профили по всей ее нижней части – сегодня станков способных это сделать не существует. Причем при обработке камень подвергается большим нагрузкам и как вся эта конструкция не лопнула – тоже непонятно. По камню такая особенность: чем он красивее, тем неоднороднее его структура и в ней масса трещин. Особо красивые блоки при распиловке на элементарные плиты дают порядка 70% отходов, что тоже закладывается в цену изделия. Вобщем через мои руки в свое время этого камня прошло десятки тон, и вот я смотрю на эту вазу и понимаю, что я – ничего не понимаю))) Причем я даже не знаю никого, кто понимает, как это делалось. Ну вот берем малахитовые колонны внутри Исаакия. Они склеены из маленьких кусочков, а потом отшлифованы и отполированы. Хорошая мастика сейчас для склеивания поверхностей из натурального камня тоже есть, но срок ее службы не превышает десяти лет, а колонны в Исаакие стоят лет двести и не рассыпались!!! Они сделаны из очень тонких пластин, сегодняшнее оборудование нарезать такие не в состоянии и т.д. То есть современный уровень технологий камнеобработки намного ниже, чем был у спецов строивших Питер.

Дело в том, что при обработке камня кромка немного крошится. Именно ради того, чтобы камень крошился как можно меньше – его и режут на большой скорости, у нас раньше станки были с 4-5-тью тысячами оборотов диска в минуту и все равно место отпила не спутать ни с чём. Для сглаживания места скола используются полиэфирные мастики, срок службы которых до 5-7-ми лет в условиях закрытого помещения, но и этот вариант любому, кто работал с камнем бросается в глаза. Ничего подобного на данной чаше нет. Она сделана из цельного куска камня, причём как ее делали – я себе не представляю, несмотря на то, что хорошо знаком с современными технологиями камнеобрабатывающей промышленности.***

***

Видео из каирского музея

Источник***

Национальный музей антропологии. Мексика

Некоторые фотографии могут повторяться (были в предыдущих частях). Но здесь представлены в другом ракурсе:

Чем сверлили кварцит?

Как-то не поворачивается язык сказать, что это сделано примитивными средствами: медной трубкой с абразивом. Наверное, многие видели видео, где сторонники официальной истории сверлят вручную в граните отверстия. Умножьте время, ушедшее у них на количество таких сверлений в этом сосуде. Уйдут месяцы ежедневных работ. Плюс шлифовка поверхностей (чем?). Если даже мастер работал за еду, то кто ее выдавал за это изделие? Не слишком ли дорогая цена?

Другое дело, если принять, что изделие изготавливалось в течении нескольких дней машинным способом. Пусть сверлением медной трубкой с песком, но на “станке”.

Шпульки для ниток или катушки для намотки провода?

Кварцит

Источник***

Рим: Музеи Ватикана

Ванна императора Нерона из цельного куска порфира. Ванна имеет диаметр 7,5 метров. Красный порфир, из которого она сделана добывался в Египте.

Саркофаг из порфирита Святой Елены. Был перевезен в музеи Ватикана в 1777 году.

Сохранился рисунок саркофага Святой Елены 1757 года, выполненный Джованни Баттистой Пиранези. На нем видна сохранность саркофага в середине 18 века.

Источник***

***

Современные приемы работы с камнем, получение полированных гранитных поверхностей. Имея нечто подобное еще можно себе представить процесс получения каменных шедевров в древности.

Источник: sibved.livejournal.com

pandoraopen.ru

Невозможные изделия из камня. Часть-4: sibved

Предыдущая часть

Большая колыванская ваза - (иногда называемая в популярных источниках «царицей ваз») из зелёно-волнистой яшмы — произведение камнерезного искусства, экспонирующееся в Государственном Эрмитаже. Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире!По ссылке можно прочесть краткую официальную историю создания и транспортировки вазы. С момента находки куска яшмы (1815г.) до момента установки изделия (1849г. в Эрмитаже) прошло 34 года! Но это не главное, ниже комментарий специалиста.

В одной из статей прозвучал комментарий специалиста по обработке камня:

Самое уникальное в этой вазе то, что при ее изготовлении комбинировались разные технологии. Недавно знакомый пытался заказать вазу из змеевика на Урале. Она должна была быть 1200 мм высотой и что-то порядка 600ммм в диаметре. Нарисовали эскиз, отправили на предприятия и все отказались. То есть они могли сделать ее сборной, склеить из нескольких заготовок выточенных отдельно, а ему хотелось именно монолит. А так да: платформа вазы - идеальный квадрат, ножка уже вытачивалась при помощи вращения, а как сделали чашу элипсовидной геометрии и как накатали фигурные профили по всей ее нижней части - сегодня станков способных это сделать не существует. Причем при обработке камень подвергается большим нагрузкам и как вся эта конструкция не лопнула - тоже непонятно. По камню такая особенность: чем он красивее, тем неоднороднее его структура и в ней масса трещин. Особо красивые блоки при распиловке на элементарные плиты дают порядка 70% отходов, что тоже закладывается в цену изделия. Вобщем через мои руки в свое время этого камня прошло десятки тон, и вот я смотрю на эту вазу и понимаю, что я - ничего не понимаю))) Причем я даже не знаю никого, кто понимает, как это делалось. Ну вот берем малахитовые колонны внутри Исаакия. Они склеены из маленьких кусочков, а потом отшлифованы и отполированы. Хорошая мастика сейчас для склеивания поверхностей из натурального камня тоже есть, но срок ее службы не превышает десяти лет, а колонны в Исаакие стоят лет двести и не рассыпались!!! Они сделаны из очень тонких пластин, сегодняшнее оборудование нарезать такие не в состоянии и т.д. То есть современный уровень технологий камнеобработки намного ниже, чем был у спецов строивших Питер.

Дело в том, что при обработке камня кромка немного крошится. Именно ради того, чтобы камень крошился как можно меньше - его и режут на большой скорости, у нас раньше станки были с 4-5-тью тысячами оборотов диска в минуту и все равно место отпила не спутать ни с чём. Для сглаживания места скола используются полиэфирные мастики, срок службы которых до 5-7-ми лет в условиях закрытого помещения, но и этот вариант любому, кто работал с камнем бросается в глаза. Ничего подобного на данной чаше нет. Она сделана из цельного куска камня, причём как ее делали - я себе не представляю, несмотря на то, что хорошо знаком с современными технологиями камнеобрабатывающей промышленности.***

***

Видео из каирского музея

Источник***

Национальный музей антропологии. Мексика

Некоторые фотографии могут повторяться (были в предыдущих частях). Но здесь представлены в другом ракурсе:

Чем сверлили кварцит?

Как-то не поворачивается язык сказать, что это сделано примитивными средствами: медной трубкой с абразивом. Наверное, многие видели видео, где сторонники официальной истории сверлят вручную в граните отверстия. Умножьте время, ушедшее у них на количество таких сверлений в этом сосуде. Уйдут месяцы ежедневных работ. Плюс шлифовка поверхностей (чем?). Если даже мастер работал за еду, то кто ее выдавал за это изделие? Не слишком ли дорогая цена?

Другое дело, если принять, что изделие изготавливалось в течении нескольких дней машинным способом. Пусть сверлением медной трубкой с песком, но на "станке".

Шпульки для ниток или катушки для намотки провода?

Кварцит

Источник***

Рим: Музеи Ватикана

Ванна императора Нерона из цельного куска порфира. Ванна имеет диаметр 7,5 метров. Красный порфир, из которого она сделана добывался в Египте.

Саркофаг из порфирита Святой Елены. Был перевезен в музеи Ватикана в 1777 году.

Сохранился рисунок саркофага Святой Елены 1757 года, выполненный Джованни Баттистой Пиранези. На нем видна сохранность саркофага в середине 18 века.

Источник***

***

Современные приемы работы с камнем, получение полированных гранитных поверхностей. Имея нечто подобное еще можно себе представить процесс получения каменных шедевров в древности.

sibved.livejournal.com

Это камень. Часть 4: sibved

Это камень. Часть 3

Продолжение подборки фотографий от читательницы группы, приславшей свои наблюдения после посещения Рима:

Ватикан. Таких колон подряд идет штук двадцать.

Многие в предыдущей части высказали мнение, что это 3D или даже 4D фрезерование. Но как даже такой технологией сделать отрицательные углы, полости, уходящие вглубь под барельеф? Может быть, это литье гипса в восковую форму? Залили, а воск вытопили? А гипс превратили в мрамор.

Галерея Уффицы. Флоренция. Бюст якобы из разных пород камня.

А сейчас, внимание! Вот как выглядит скульптура изнутри

Внутрь залит бетон или гипс, который скрепляет элементы из разных пород. Но и не исключено, что и внешний слой - это тоже искусственный материал. Слишком разная его толщина

Все фотографии кликабельны

Собор Санта-Мария Маджоре. Рим

Флоренция. Королевский дворец

Ватикан

Ватикан. На сколе просматривается другой цвет материала. Искусственный камень?

Флоренция. Королевский дворец

Уже сомнения, натуральный ли это камень?

Ватикан. Выглядит как отливка

Рим. Форум

Рим. Форум. Место куда не пускают туристов. Лежат идеально изготовленные колонны.***

И просто наблюдения в фотографиях их автора:

Рим. Мозаика на полах одной из церквей. У автора сложилась ассоциация с порталом из которого как в доильном аппарате на землян опустились высасыватели энергии/или чего то. Крест - антенна?

Рим. Санта-Мария Маджора. Похожий герб на двери

И на стене***

Рим весь стоит на фундаментах, остатках старых зданий. Видимо поэтому у них на удивление такое неразвитое, скудное метро (и то большая его часть как электричка. наземное). Просто невозможно копать глубже. То что мы видим откопано, уходит этаже на два вниз. А что не откопано - не понятно. Так повсеместно.

Несколько метров вниз

Из другого источника:

Римская колонна в основе простого дома в Италии (Тиволи)

sibved.livejournal.com

Это камень. Часть 6: sibved

Каменный Питер

Предыдущая часть

Эрмитаж. Мавр. Яшма, обсидиан.

Эрмитаж

Исаакий. "Полуколонна мраморная"

Исаакий

Как делали такие качественные внутренние углы? Ведь можно было бы сделать угловое сочленение

Опять внутренние углы

В Екатерининском парке

Чаша в Екатерининском парке.

Элементы фасада вокруг входа в Форт Милютин. Такая нереальная сложность в форт с оборонительным назначением.

Летний сад. Ваза из гранита(?)

Внутренние углы ступеней на набережной Невы

Здесь изготавливали сегментами

Петергоф. Мраморная ваза с "Бараньей" или "козлиной" тематикой + виноградная тема.

Эрмитаж. Царь ваза.

Эрмитаж. Гранитные колонны

Малахитовая ваза

Родонитовая ваза

Качество изготовления впечатляет!

Пол с мозаикой по стилю и технике выполнения - как в Римских виллах по всей Европе

Весь альбом (более 1300 фотографий)

sibved.livejournal.com

Сигирия. Размягчение камня (Часть 1) — Альтернативный взгляд Salik.biz

Сигирия. Малые архитектурные формы (Часть 2)

Сигирия. Кирпичная кладка (Часть 3)

Сигирия. «Тронный зал» (Часть 4)

То, что в древности работали с пластичным камнем, очевидно уже для многих исследователей, не отягощенных догмами. Следы такой работы видны повсеместно, на всех континентах и в большом количестве. Но виден только результат, и нет понимания, как это было сделано. Версий на эту тему существует множество.

Современная наука уже теоретически обосновала возможность придания твёрдому кристаллическому телу пластичности с последующим возвратом к твёрдости. И сегодня это признанный факт. Другое дело, что реализовать на практике этот метод пока невозможно, так как он связан с радиацией, нейтронными излучателями и огромными затратами. Если камень всё-таки расплавить до жидкого состояния, а потом остудить, то это будет уже совсем другой материал с иными свойствами. То есть, кристаллическая решётка камня, конечно же, поддаётся температурному воздействию, но при этом разрушается и теряет свои свойства. Поэтому воздействовать на минерал надо так, чтобы только немного ослабить связи в решетке, не разрушая её.

Есть ещё одно предположение, как размягчали камень, о нём, кстати говорят многие древние легенды, что камень можно сделать пластичным, воздействуя на него особыми, специально подобранными звуковыми волнами. Инки говорят, что камень поливали соком неизвестного дерева, и он становился мягким.

Судя по результатам работы древних мастеров, они делали камень пластичным разными способами, в зависимости от поставленных задач. Причем их не пугал ни вес, ни объём. С многотонными глыбами они работали легко и непринуждённо.

Одним из показательных примеров такой работы, является скала Сигирия в Шри-Ланке. В переводе с тамильского языка Сигирия означает «Львиная скала». Гора представляет собой скальное плато площадью 1,5 гектара, которое одиноко возвышается на 170 метровой высоте над окружающей равниной в самом центре острова Цейлон. С 1982 года Сигирия была включена в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

По официальной версии на вершине Львиной скалы раньше располагался дворец короля Касьяпы, правившего в V веке, а вокруг нее существовал город с садами и парками. Этот так называемый дворец представляет собой чудо инженерного и строительного искусства. А самое главное, непонятно как можно было выполнить такой объем работ, в таком труднодоступном месте и на такой высоте.

Одной из многочисленных загадок Сигирии являются большие и маленькие углубления прямоугольной и квадратной формы, как предполагают, выдолбленных в скальной породе. Причём, таких углублений настолько много, что ими буквально изрезано всё плато, а объём выполненной работы такой, если их, конечно, долбили, что вполне может сравниться со всей остальной работой.

Никто не может сказать, для чего были нужны эти выемки. Гиды наивно утверждают, что их сделали монахи, чтобы было легче перемещаться по гладким скалам и монолитам.

При изучении многочисленных фотографий Сигирии выявилась некая закономерность — как правило, в одном месте рядом встречаются оба типа углублений. Например, на валуне, изображенном ниже, видны большие квадратные выемки, идущие вверх, и большие прямоугольные, идущие горизонтально влево.

Вот так выглядят квадратные лунки вблизи. Полное впечатление, что их не выдолбили, а вдавили. Такое ощущение, что по большому куску пластилина проехали круглым роликом с квадратными насадками.

Возможно, что углубления — это вмятины от некоего технического устройства, которое делало этот камень пластичным. Если предположить, что для размягчения камня было необходимо применение двух типов устройств, например, для создания разночастотных колебаний, то тогда квадратные следы – это один «контакт», а прямоугольные это другой. Возможно, принцип размягчения камня был чем-то похож на работу современного сварщика, который подключает «массу» к столу, и далее, при помощи сварочного оборудования работает в любом месте. Возможно, точно также, к валуну подключалась «масса», а далее, агрегаты, перемещаясь по камню, делали его мягким, придавая нужную форму.

Сразу возникает резонный вопрос – зачем? Объяснение может быть очень простым. Всё-таки это дворец и бесформенные глыбы тут не к чему. Немного подравняли, сгладили углы, и получилась красота. Необходимо отметить очень важный момент — те, кто создавал этот и многие другие подобные объекты, никогда ничего не делали просто так. Во всём должна была присутствовать многофункциональность и гармония – это характерная и отличительная черта монументальных сооружений такого уровня.

Вообще непонятно, как все эти гигантские валуны оказались именно в этом месте. Вполне возможно, что их выламывали из скалы, планируя верхнюю часть плато, а потом, придав эстетичную форму, сделали сад камней. Но верхняя часть склона скалы отличается от нижней части, причем, создается впечатление, что скалу просто чем-то облили сверху. Это потому, что так оно и есть.

В некоторых местах верхний слой даже загибается вверх, как обычная штукатурка. Так происходит по причине того, что этот слой, хоть и является единым целым с материнской породой, имеет другие характеристики и более твёрдый. Этот слой вызывает немало споров в ученой среде. Если бы такого, похожего на эмаль покрытия не было, то вода просачивалась бы внутрь скалы и постепенно её разрушила. Нет смысла возводить такие монументальные сооружения на скале, которая через 200-300 лет может обвалиться. Поэтому верхняя часть Сигирии была обработана и укреплена.

Трудно представить монаха, который согласился бы в этом месте вырубать «ступеньки». На самом деле, это следы от установки, которая шла и плавила скалу. Вязкая масса стекала вниз, покрывая нужные участки защитным слоем. Видно, что это именно вмятины, оставленные в чём-то вязком, как пластилин. И эрозия тут не причём, этому покрытию ничего не делается вот уже сотни лет.

Ещё один, просто потрясающий артефакт. Мало того, что слабо представляется, как можно было сделать такой водосток на такой высоте, но для того, чтобы нижняя часть выступала, необходимо было стесать всю скалу вокруг. Но на скале нет никаких следов механической обработки. А вот если предположить, что скала была мягкой, то из материала желоба водостока можно было сделать нижнюю часть. К тому же, слева отчетливо виден так называемый «сосок», к которому видимо, подключались механизмы, и прямая линия, которая может образоваться, только если к мягкому материалу приложить узкий прямой предмет, например, линейку. Так, что водосток, похоже, делали с левой стороны, а полоса — это второй «контакт».

На этой глыбе, скорее всего, настраивали технику. Подобрали частоты, немного поплавили, подрегулировали, вырезали объём, сделали бордюрчик, убедились, что всё работает, и вперёд.

Вот ещё один замечательный образец. Видны продольные полосы, образованные прямоугольным «контактом» в несколько проходов и большие квадратные выемки. Из этого снимка можно сделать очень интересные предположения — камень плавили именно большие прямоугольные насадки, а квадратики — это след от опоры, на которой передвигался сам аппарат. При этом, опоре ничего не мешает быть вторым «контактом».

До сих пор идут споры о том, была ли кирпичная кладка, которой очень много на плато, сделана одновременно с мегалитами или позже. Считается, что всё-таки позже, по крайней мере, частично. Если одновременно и кирпич так хорошо сохранился, то одно из двух: либо это сверхпрочный кирпич, либо скалы плавили не так давно.

Но в этом случае, похоже, одновременно. То, что монолит частично размягчили и он потёк это понятно, но он натек на кирпичную кладку, вдавив несколько рядов. К сожалению, нельзя точно разглядеть так это или нет, но скала явно приобрела форму кладки. Конечно, можно сказать, что камень предварительно обработали, а потом подсунули кирпич, но вероятнее всего, что этого никто не делал. Следующее изображение подтверждает эту мысль.

Здесь сначала для подпорки оторвали кусок камня от монолитной скалы внизу, который, тем не менее, остался с ней одним целым. Затем между двух скал построили стенку из обычного камня. Для надёжности прошлись по краям чудо-аппаратом и немного наплавили скалы на стенку. Понятно, что такая конструкция будет стоять вечно.

На данном изображении отлично видно, что кирпичная кладка просто залита жидкой скалой. Здесь уже не скажешь, что кирпичи подложили.

Снимок ниже ещё раз подтверждает, что кладка и мегалиты создавались одновременно. Соседний камень, видимо, не нуждался в обработке, его окультурили и заложили кирпичной кладкой.

Этот же валун, только в другом ракурсе. Хорошо видно, что камень просто потёк, как течет бетон, когда на него воздействуют вибратором. Скорее всего, продольные «насадки» только плавили монолит, а квадратные вибрацией придавали нужную форму. Причём, с этой стороны отлично видно, что потёк только верхний слой, а нижняя часть скалы осталась без изменений.

Следующее фото ещё раз наглядно показывает, что валуны именно покрыты расплавом, как пирожное шоколадной глазурью. На заднем плане можно видеть, что на материнскую породу также воздействовали прямой «насадкой». Делали это, видимо, для того, чтобы расплав дотёк до нужного места скалы, после чего вода, стекая, не разрушает монолит. На переднем плане, глыбу немного подровняли, а лишнее просто спустили вперёд — так делают лопатой, когда мешают цемент.

Ещё один замечательный экземпляр, на котором есть все виды углублений. Здесь видны меньшие по размеру, но более правильные квадратные отверстия. Они явно оставлены другой модификацией инструмента и, как правило, расположены отдельно, без явной схемы. Хотя в данном случае маленькие квадраты идут параллельно большим, но имеются и в других местах камня. Есть ещё один интересный момент — лесенка больших квадратиков, подымаясь до середины валуна, обрывается, а дальше идёт сплошной желоб. Такое впечатление, что лыжа-опора заскользила по жидкому слою.

Все эти объекты обрабатывала, скорее всего, «грубая» машина, способная плавить большие объёмы породы, но не приспособленная делать изящные вещи. О малых архитектурных формах Сигирии, которые были также изготовлены при помощи размягчения камня, — в следующей части.

Использованы материалы с сайтов geolines.ru и dopotopa.com

Сигирия. Малые архитектурные формы (Часть 2)

Сигирия. Кирпичная кладка (Часть 3)

Сигирия. «Тронный зал» (Часть 4)

salik.biz

Это камень! Часть 2: sibved

Первая часть

Барриа, Луи Эрнест (Barrias Louis-Ernest) 1841, Париж — 1905Джулиано Финелли. Скульптурный портрет Марии Дульиоли Барберини. 1621 год. Хранится в Лувре.

Можно предположить, что это литье из гипса с последующим превращением его в мрамор. Перебрав известные мне техники и приемы получения подобного из восковых фигур – получить такие каменные кружева можно было только используя несколько подходов: создание восковой модели, обмазывание этой модели так же воском (или иным составом), но с более высокой температурой плавления. Вытапливание внутренней, первоначальной модели, заливка в полость гипса (или состава искусственного мрамора), вытапливание наружного слоя воска. Придание гипсовой модели прочности мрамора.Только так могут образоваться такие внутренние полости и узоры. Еще один способ – это фрезерование и сверление ручным буром. Но вероятность получить сколы и брак – очень высоки. Следы сверления явно видны. Но по мрамору это сверление или первоначально по воску - вопрос?

Источник

Мраморный бюст с прозрачной вуалью, ХХ век, Музей Бэнкфилда. Здесь мастер не изготовил ажурную мраморную ткань – отверстия "ткани" только намечены

Интересны приемы изготовления обратных сторон бюстов. Или это для уменьшения массы или, в самом деле, литье

Современные мастера могут изготавливать такие шедевры с помощью современных электроинструментов, фрез, буров. Но как (если принять механический способ изготовления) делали в 17в.?

Thomas Baker by Gian Lorenzo Bernini, marble sculpture, circa 1638.

Тадж-Махал - Ажурная резьба по белому мрамору

В одном из храмов Индии

The Sleep Of Sorrow And The Dream Of Joy By Raffaelle Monti

Marble Bust of a Veiled Maiden Signed By Raffaello Monti

С другой стороныИсточник

Мнение А.Кунгурова по поводу изготовления подобных скульптур:

В комментариях неоднократно высказывались мнения, что подобные шедевры можно изготовить лишь на современных станках с ЧПУ. Не считаю, что прежние мастера, когда существовал такой расцвет искусства скульпторов, в живописи, в механике (средневековые роботы http://premudraja.net/archives/11238), обладали именно современной техникой. Думаю, инструменты, оснастка, близкая к нашей, были и тогда, но с ручным приводом (помощника). Были, буры, дрели, фрезы, а так же технологии их изготовления и технологии в металлургии, которые сейчас нам кажутся чудесами как и алхимия тех лет. Но в прошлом мастера превосходили наших академиков в одном – в элементарных прикладных знаниях о камне. Не нужны были всякого рода наноматериалы, полимеры. Все есть в природе. Возможно, рецепт философского камня – это как раз и есть рецепт получения каменных пород из смесей. Может быть, гипс превратить в мрамор – это обыденная технология средневековых скульпторов? Получить такие каменные узоры можно применив методы попеременного литья воска, а потом определенной смеси гипса в воск с последующей его мраморизацией. В природе же это как-то происходит.Вот один из рецептов искусственного мрамора:

1. Искусственный мрамор по Борхардту1.1. Масса приготовляется из чистого кварцевого песку, углекислой извести, талька и гипса, к которым может быть еще прибавлено мелко измолотое красящее вещество. Употребляемый песок должен состоять из чистого кремнезема, и для этой цели его моют и очищают от всяких органических составных частей. После полной просушки песка к нему прибавляют 5-6% трепела. Затем в качестве связывающего средства на каждые 100 песку прибавляют 6-7 углекислой извести, 3 талька, 4 гипса, 3 полевого шпата. Все составные части смешиваются вместе с небольшим количеством воды. Полученную массу раскладывают в формы и после полной просушки обжигают при белокалильном жаре в печи без поддувала.1.2. Берут 80 гипса и 20 углекислой извести, мелко растирают, перемешивают и месят со смесью, состоящей из 1000 дистиллированной воды, 1080 сернокислой извести.1.3. Берут 1000 воды, 1440 клея, 1000 серной кислоты. Затем кладут тесто в формы и, когда оно затвердеет, вынимают его, сушат в продолжение двух часов, шлифуют и полируют обыкновенным образом. Наконец, предмет окунают в баню из льняного масла 70° теплоты, после чего сушат и смазывают стеарином. Для окрашивания рекомендуются анилиновые краски.1.4. Искусственный мрамор бледно-желтый до белого. 30 грубого белого песку, 42 мела, 24 канифоли, 4 жженой извести.1.5. Зеленоватый. 28 грубого белого песку, 42 мела, 2 синего ультрамарина, 24 канифоли, 4 жженной извести.1.6. Телесный. 28 грубого белого песку, 42 мела, 1 синего ультрамарина, 1 киновари, 24 канифоли, 4 жженой извести.Источник

sibved.livejournal.com

Камень Лжи в долине Лососевого ручья

Во первых, так называемый Borstenstein – «расколотый», «расщеплённый» или «ощетинившийся» камень, более известный нам как «Камень лжи» – визуально представляет группу из двух камней. Во-вторых, никто не знает, как выглядит «камень» под землёй, поскольку никаких геологических, археологических, геомагнитных и других научных исследований здесь не проводилось. Да, были попытки местных умельцев «откопать» камень, о чём вовремя в «Калининградке» написала журналист Наталья Горбачёва. К сожалению, мы не знаем, как этот камень называли прусы. Едва ли «Reddan-Stabs» (копируя нем. Lugen-Stein, «камень лжи») – эта функция явно была присвоена камню в более поздние времена.

 

Камень Лжи на почтовой открытке 

«Камень Лжи» на почтовой открытке начала XX в. (из собрания автора).

 

Особенность камня выдают не только внешняя форма, но и ландшафтный контекст, в котором он расположен, а также народные предания, похоже, зафиксировавшие более архаичную функцию этого «сооружения». Как уже было упомянуто, он состоит из двух не похожих друг на друга частей, визуально (и геологически?) представляющих части одного, когда-то расколотого, камня.

В первой из двух основных дошедших до нас легенд о «Камне Лжи», как мы сможем убедиться, камень предстаёт одним целым. В другой – уже треснувшим валуном, части которого сходятся в определённых обстоятельствах.

Одна часть камня представляет собой наклонный «обелиск» цилиндрической формы выше человеческого роста с несколькими гранями и с треугольными  «врезками» с двух сторон и имеет «фаллическую» форму. Другая часть камня визуально меньше подверглась антропогенному воздействию, но имеет множество отверстий, похожих на так называемые «cup marks» – чашевидные отверстия искусственного происхождения. Можно ли говорить о том, что прямые и чёткие формы, преданные правому (восточному) камню, относятся к более позднему периоду, а левый (западный) камень с неглубокими чашевидными отверстиями – к более раннему?

 

Вид на Камень Лжи с севера, фото 1920-30х гг. 

Вид на «Камень Лжи» с севера, фото 1920-30х гг. Видна надпись краской «Расколотый Камень». На западном камне видны чашевидные выемки. Фото из собрания автора.

 

Вид на Камень Лжи с севера,

Вид на «Камень Лжи» с севера, фото – февраль 2006 г. На западном камне видны чашевидные выемки. Фото Александра Матвеева.

  

Археология

Несмотря на то, что археологические исследования в районе камня не проводились, его местоположение может слегка приподнять завесу тайны. В окрестностях современного г. Пионерский, в радиусе нескольких километров от камня, в Рантаве и Алькникене (оба в р-не пос. Заостровье)  находятся несколько групп курганов Бронзового века. Оставившие их люди принадлежат культуре западнобалтийских курганов – дальние предки пруссов, вероятно, знали за две тысячи лет до нашей эры о существовании этого камня в ущелье. 

Может быть, это они завершили начатую матерью-природой работу и придали камню такую форму? Или даже установили здесь части расколотого камня?

Можно сказать, что каменные круги и погребальные камеры курганов бронзового века – единственные монументальные каменные сооружения в западно-балтском ареале (до прусских каменных «баб» XI-XIII вв.).

 

Каменные конструкции и насыпи курганов Бронзового века в Рантау-Заостровье

Каменные конструкции и насыпи курганов Бронзового века в Рантау/пос. Заостровье (чертёж Карла Энгеля из Архива Р. Гренца, Шлезвиг).

 

Каменные конструкции раскопанного кругана Бронзового века, Георгенсвальде-Отрадное

Каменные конструкции раскопанного кругана Бронзового века, Георгенсвальде/пос. Отрадное (фото Карла Энгеля, Архив Р. Гренца, Шлезвиг).

 

Наш расколотый камень чем-то схож с «мегалитом» или «менгиром» – поэтому он выделяется на фоне остальных, так называемых жертвенных или «чёртовых камней», о которых речь шла в прошлый раз. По крайней мере «левая» часть камня с чашевидными выемками, во многом «заплывшими» сегодня, теоретически может относиться к Эпохе Бронзы. Эти отверстия могли наносить «паломники», приходившие к камню с молитвами и приношениями, возможно также, как это делалось позже на кирпичах порталов средневековых церквей. Вероятно, такие камни были связаны больше с хтонической, подземной, «женской» стороной проявления сакрального. К этому добавляется местоположение камня: на заболоченном склоне холма, где собирается дождевая вода и бьют ручьи. Но у этого камня есть и вторая половина, имеющая совершенно иную форму, и, вероятно, – интерпретацию.

В районе Нойкурена (Пионерского) существуют и более поздние – прусские – погребальные памятники, относимые к эпохе переселения народов и позднеязыческому времени (V-XIII вв.): Хюненберг (Гора Великанов) в южных предместьях и могильник у Пальвы на западной окраине города.

Возможно, наши далёкие исторические предки, сжигавшие здесь умерших и хоронившие их с почестями и жертвенными лошадьми, знали и использовали Камень в своих культовых целях. Может это они предали второй части камня чёткие геометрические формы?

Археологическая орнаментика пруссов этого периода обычно имеет строгие геометрические черты. Или всё же это работа мастеров-камнерезов Бронзового века? Или же раннего средневековья? Ответить сходу трудно.

Как уже было сказано в начале текста, в северной части долины находится городище Батау-Херренвальде (западная часть г. Пионерский), как и все остальные, появившееся здесь не ранее, чем на рубеже Бронзового и Железного веков, т.е. около 500 г. до н.э. Древние инженеры придали выступающему мысу чёткую треугольную форму и эффективно использовали овраги протекающего здесь ручья. Похоже, с южной стороны был досыпан вал, с востока – прорыт неглубокий теперь ров, а стены мыса и окружающих памятник оврагов – эскарпированы (скошенны). С городища в долину ведёт насыпной пандус, вероятно, служивший входом в долину и подходом к Камню.

 

Схема городища Батау-Херренвальде

Схема городища Батау-Херренвальде (рисунок из статьи Х. Кроме 1940 г.).

 

Кстати, знатоку Западного Замланда – Оскару Шлихту и другие ледниковые обрывы в долине кажутся подправленными людьми, которые сделали их для чего-то ещё более резкими и неприступными. Что тогда скрывали они в этой долине? Камень, священный ручей или же целый культовый комплекс?

 

Вид на долину Лососевого ручья на довоенной карте

Вид на долину Лососевого ручья на довоенной карте (из собрания автора).

 

В южной части долины, также ограниченной ледниковыми склонами, во время осмотра местности весной 2005 года был обнаружен большой камень с плоской поверхностью, напоминающий культовые жертвенные камни балтов.

 

Камень, обнаруженный в южной части долины Лососевого ручья

Камень, обнаруженный в южной части долины Лососевого ручья. Фото Александра Матвеева.

 

Камень не упоминается в довоенных публикациях и отчётах. Находится ли этот плоский камень здесь in situ (от лат. «на месте») или был сброшен вниз со склона, неизвестно. Путешествуя по долине Лососевого ручья, можно заметить множество небольших и довольно крупных камней, разбросанных тут и там вдоль ручья. Когда-то камней здесь было больше – их использовали для строительных нужд. Оскар Шлихт упоминает народное предание, согласно которому эти камни растут из-под земли, если такой камень потревожить или выкопать – рост прекращается.

А что о Камне говорят другие легенды?

 

Этнография и фольклор

Вот, что удалось узнать о нашем камне собирателю самбийских сказаний Р. Ройшу, опубликовавшему легенду «Расколотый камень у Нойкурена» в 1863 году:  

«Много лет тому назад сын одного крестьянина из Нойкурена пошёл в ученики к местному портному, и полюбил не только его ремесло, но и его дочь. Однажды он отправился в путешествие. Девушка провожала его по красивой долине, ведущей из Нойкурена до Тикренена к огромному гранитному валуну. Здесь они распрощались, но перед этим поклялись друг другу в верности, неразделимой как этот камень. Когда портной вернулся из своих странствий, его возлюбленная ожидала его у того же камня. Он поднял руку к небесам и поклялся ей в вечной верности. Но, когда руку для клятвы подняла девушка, жуткая молния яркой вспышкой расколола гранитный валун сверху донизу. Так портной узнал, что невеста не была ему верна. Позже он взял в жёны другую девушку».

 

Камень лжи, октябрь 2004 г. (акварель автора)

«Камень Лжи», октябрь 2004 г. Акварель автора.

 

В более поздних вариантах легенды юноша и девушка клянутся друг другу в верности у расколотого камня и после возвращения первого (с войны, рыбалки и т.д.) они встречаются снова и, когда девушка проходит через створки камня, сияет гром и первый давит изменницу. Видимо поэтому в статье Ф. Борбштадта о «камнях лжи» и «дубах висельников» 1931 года можно найти такое объяснение:

«В долине Лососевого ручья у Нойкурена лежит большой валун, известный как Расколотый камень или «Камень Лжи». Посредине этого камня находится широкая и глубокая щель. Сказание говорит, что однажды солгавший не может пройти через этот камень, половины которого которого сходятся и давят лжеца».

 

Камень Лжи в ландшафте долины Лососевого ручья

«Камень Лжи» в ландшафте долины Лососевого ручья, февраль 2006 г. Фото Александра Матвеева.

 

Рассмотрим сюжеты и мотивы этих историй подробнее.

Итак, юный крестьянин решает изменить свой статус, а значит и судьбу – и идёт в обучение к портному. Пошив и ремонт одежды в архаическом сознании – магическая профессия. В латышском фольклоре существуют даже камни-портные, у которых люди оставляли ткани, нитки и жертвы, а утром забирали готовую одежду. Юноша влюбляется в дочь портного и они клянутся у камня, который, наверняка, был всем известен, как «место клятвы». Категория «верности» намекает на брачные отношения, а значит – последующее обоюдное изменение социального статуса.

Таким образом, этот камень мог быть связанн с некой «инициацией» (посвящением) и быть местом для «скрепления договоров».

Далее один из участников легенды не соблюдает договор и поэтому в момент обмана в камень ударяет молния, то есть Перкунс – бог-громовержец, известный также как бог правосудия, раскалывает его, и юноша узнаёт, что девушка (невеста) была ему неверна (нарушила клятву). В другой версии легенды мы узнаём, что для скрепления договора нужно пройти через створки уже расколотого камня, т.е. снова и очевидно сталкиваемся с моментом перехода, инициации в какое-то новое состояние. Важность обряда инициации в архаических ритуалах до-земледельческих народов, и особенно для мужских сообществ, подчёркивает историк религий Мирча Эллиаде.

Здесь мы встречаемся с двумя архаичными мотивами: договора/клятвы у камня, и инициации – необходимостью пройти через камень (позже – проверку), и пройти так, чтобы не ударил гром и не сомкнулись две части камня.

И что же девушка? Почему именно она становится «жертвой» камня. Едва ли по причине де-факто низкого социального положения женщин до конца XIX в. и соответствующей отсылке к Ветхому Завету. Возможно, в более древние эпохи женщинам не разрешалось проходить через этот камень. Или же проходить через него лишь при определённых обстоятельствах. Возможно, когда-то у камня совершались кровавые человеческие жертвоприношения, известные и пруссам, необходимые, в предаставлениях того времени, для поддержания «космического равновесия» и хрупкой гармонии земледельческих циклов. Может быть, центральную роль в них играла незамужняя женщина, девушка… Тогда, «Камень лжи» отчасти мог выполнять и функции жертвенника.

 

Девушка позирует на фоне Камня Лжи, фото начала XX в.

Девушка позирует на фоне «Камня Лжи», фото начала XX в. (архив консерватора памятников Восточной Пруссии, фото Рихарда Детлефсена).

 

Итак, Камень предстаёт неким порталом инициации – воротами в новое состояние. К сожалению, мы пока не знаем о космологическом значение этого монумента. Если принять идею о его искусственной установке или корректировке, то был ли проход между камнями ориентирован по солнцу или как-то иначе? Неизвестны нам и геологические подробности – раскололся ли камень естественным образом (постепенно, под воздействием воды и морозов), постепенно съехал вниз по склону или был установлен здесь специально?  В любом случае, проход в его центральной части намекает по меньшей мере на «доработку» и, похоже, когда-то был расширен искусственно.

Возникает вопрос: являлись ли городище, долина, расколотый камень в центре и плоский камень в южной части долины частью одного целого – святилища, связанного с обрядом инициации, необходимом для перехода в новое социальное и ритуальное измерение?

Настораживает мотив лжи или несоблюдения клятвы. Дело в том, что «камни лжи» изредка встречаются и за пределами исторической Пруссии в германских землях и появление такой их характеристики связано чаще с процессом христианизации языческого сознания и ландшафта, как в случае камней в долине Липпольдсхое или в городе Хальберштадте (Саксония). Последний также именуют «чёртовым». Этот момент интересен и может иметь особое значение в распутывании загадки самбийского «Камня Лжи».

При этом форма нашего камня уникальна. Единственная аналогия известна автору в Латвии (спасибо др. Юрису Уртансу) – это Велнсакменс – «Чёртов камень» в Постамуйже в р-не Айзкраукле, также состоящий из двух частей некогда одного камня с проходом в центре. Чашевидные выпуклости на камне интерпретировались народным сознанием как следы когтей Дьявола, а его расколотое состояние, как результат того, что камень выпал из его лап во время неудачного броска над  Даугавой.

 

Расколотый Велнсакменс (Чёртов камень) в Постамуйже, Латвия

Расколотый Велнсакменс («Чёртов камень») в Постамуйже, Латвия (фото – www.megalithic.co.uk).

 

Феномен этого камня, его первое упоминание в 1451 г. и сказания о нём свидетельствуют о том, что легенды о «чёртовых» камнях появились на завоёванных немцами территориях Восточной Балтии довольно рано – уже в XV в., а, возможно, и раньше. Латышский Велнс, также как и литовский Вялняс и, очевидно, прусский Паталс – главные хтонические боги, покровители подземного мира, становится «дьяволом» лишь в процессе «де-хтонизации» и христианизации региона. Это может указывать на особую архаичность камней с чашевидными углублениями. Интересно, что археологические расследования у «чёртова» камня в Постамуйжа не дали никаких результатов. А что, если при раскопках расколотого камня  в долине Лососевого ручья, мы тоже не найдём остатков продуктов горения и жертвоприношений? А если что-то другое?

Если «Камень Лжи» у Нойкурена и имел когда-то хтонические функции плодородия или ещё более архаичные – был связан с охотой и лесными божествами, то позже он приобретает новые – связь с богом-громовержцем, и, вероятно, тогда же – новую форму в своей правой части.

Можно даже придумать-реконструировать (не сохранившиеся?) сегодня легенды по мотивам других, существующих в Латвии или Литве, о том, как хтоническое божество бежит от громовержца и он в итоге раскалывает молнией камень, под которым то прячется (один из главных мотивов «основного мифа»), или же – интерпретировать камень как расколотый после того, как он выпал из лап Дьявола, оставившего следы в виде чашевидных выемок в одной его части.

Шутки шутками, но камень всё больше привлекает внимание жителей и гостей региона сегодня. Люди по-разному интерпретируют для себя феномен «Камня Лжи». Одни считают его порталом в другие миры, другие – детектором лжи и генератором желаний, третьи – геомагнитной и биоэнергетической аномалией, регенирирущей чакры и восстанавливающей фэншуй. Одни сегодня считают, что женщинам ни в коем случае нельзя проходить через камень (разумно, исходя из легенды), другие – что камень способствует удачной беременности… И теперь ходят не только между камнями, но и вокруг них, 3 раза, загадывая при этом желание, которое «обязательно сбудется». Сегодня у камня снова поставлены лавки для посетителей и убирают мусор, а дерево по соседству постепенно завяло и уснуло мёртвым сном, увешанное «тибетскими» ленточками. Мне понравилась одна робкая, но при этом не лишённая смысла, интерпретация древних функций камня от одного дедушки-«родновера», встреченного мною как-то у Камня. По его мнению, через камень, каждая половина которого символизировала мужское и женское начало, проходили влюблённые на Иванову ночь, бежавшие потом вниз к ручью для омовения, а дальше – вы сами знаете. Такой прусский «инь и янь»…

 

Ленточки на дереве у Камня Лжи

Ленточки на дереве у «Камня Лжи», лето 2015 г. Фото автора.

 

И всё же самым важным в понимании «Расколотого камня» остаётся развитие этого монумента, пережившего череду эпох и, вероятно, – религий и связанных с ними  интерпретаций. В новейшее время несведущие камень покрывали надписями: Rübezahl, текстом легенды с открытки, а сегодня – псевдо-рунами и нитрокраской. Будем надеяться, он переживёт и это.

Рубезаль – германский дух гор и камней.

 

Подведём предварительные итоги нашего путешествия во времени

– Где-то 10 тысяч лет назад ледник, на прощание, вырывает долину и оставляет валун на откосе, который, вероятно, постепенно съезжает вниз. Под воздействием трещин, осадков и морозов валун раскалывается на две части, ещё более теперь выделяясь в окружающем ландшафте. Можно объяснить появление этого камня здесь, как помните, по-другому: погоней громовержца за извечным врагом – хтоничеким божеством (т.н. «основной миф») или вынужденным броском Дьявола.

– В любом случае камень может быть связан и с прусскими Перкунсом и Паталсом или их предшественниками. Почему? Читайте дальше. Постоянные поселения в этой части Самбии появляются не раньше рубежа эпохи Камня и Бронзы, то есть примерно 4000 лет назад. Именно эти люди, твёрдо стоящие на ногах и больше не зависящие от леса так, как их немногочисленные предшественники (вероятно, знавшие о камне), первыми могли наделить «Камень Лжи» сакральными функциями, а также придать ему форму, близкую современной: расширить «проход», оставить чашевидные отверстия, и даже, возможно, – обработать правый или восточный валун, придав ему фаллическую форму. Эти люди владели техникой обработки камней, что отражено конструкциями курганов.

– В эти и более поздние языческие времена камень может использоваться как «ворота»-портал для инициаций, связанных с «обрядами перехода». И, возможно, для жертвоприношений (в том числе – человеческих).

В более поздний период, вместе с выделением мужской аристократии, может усиливаться мужская составляющая ритуала посвящения, связанная с покровителем дружинников и социума в целом – богом-громовержцем Перкунсом.

Отсюда, вероятно, акцентирование грома в легенде и «неправедность» женщины. Так, в долине Лососевого ручья условно с 500 г. до н.э. и до 1250-х гг. могло существовать святилище, ключевой частью которого был «Камень Лжи».

– В период христианизации первоначальные смыслы смешиваются и теряются, всё меньше напоминая о первоначальных функциях Камня. К сожалению, камень не упоминается в Орденских хрониках и документах, вероятно потому, что Орден в основном интересовался лояльностью и исправной платой податей пруссами, не углубляясь в то, насколько хорошими христианами они на самом деле являлись. Возможно, потому некоторые из реальных мотивов, связанных с сакральными функциями камня, прошли через «испорченный телефон» столетий и были записаны в виде народных сказаний в XIX в.

– На рубеже XIX-XX веков Камень, как и многие другие выдающиеся природные объекты и памятники, становится туристической достопримечательностью. Туризм обычно «сакрализирует» всё аномальное и необычное, делая его «брендом». Жители и гости Восточной Пруссии охотно посещают камень и фотографируются на его фоне, говорят о Рубезале и о том, что через камень не пройдёт «лжец».

 

Семья путешественников позирует на фоне Камня Лжи, открытка начала XX в.

Семья путешественников позирует на фоне «Камня Лжи», открытка начала XX в. («Музей города Кёнигсберга»)

 

Мальчик позирует на фоне Камня Лжи, открытка первой трети XX в.

Мальчик позирует на фоне «Камня Лжи», открытка первой трети XX в. Внизу размещён стереотипный текст легенды (источник – www.pinterest.com).

 

– И, наконец, наше время. Камень всё больше привлекает сторонников эзотерического восприятия мироздания. Неоязычники и ню-эйджеры, йоги и «родноверы». Все те, кто не вписал себя в парадигму православной обыденности и атеистического гиперкритицизма, или же просто «любители древней истории» нашего края, посещают «Камень Лжи», отдавая ему должное в виде нехитрого ритуала прохождения, небольших приношений в виде горящих лампадок и хлеба и повторяя искаженную легенду, записанную некогда Ройшем.

 

Члены датского клуба любителей археологии 'Харья' у Камня Лжи 

Члены датского клуба любителей археологии «Харья» у «Камня Лжи», август 2013 г. Фото автора.

 

Итак, «Расколотый Камень», «Камень Лжи» – что это? Древний жертвенник, портал инициаций или древняя обсерватория? А может всё вместе? Однозначно ответить трудно. И всё же есть подозрение, что когда-то у этого Камня происходили странные и немыслимые для современного обыденного сознания вещи, для постижения которых недостаточно просто его изучать. Вероятно, проходя через холодную расщелину между частями этого камня, мы так никогда и не узнаем, что здесь происходило на самом деле 1000, 2000, 5000 лет назад…

imperative.eu