Цветные камни Трансбайкальского региона. Бурятия камни


Кому нужны старинные кораллы из Бурятии: Общество: Информ Полис

Первые объявления о скупке старинных кораллов начали появляться пару лет назад. Кому и на что понадобились семейные реликвии, хранившиеся в сундуках и украшающие бурятские национальные костюмы?

Как только появился спрос на кораллы, первые ласточки этого бизнеса, смекнув, сколько можно на этом заработать, помчались «шерстить» просторы Бурятии и Агинского округа. В поисках заветного камня они объезжали деревни, обзванивали знакомых и друзей, не жалея ни сил, ни денег. Платили так много, что слухи о скупке кораллов разносились быстрее ветра. Многие сами находили коммерсантов в надежде выручить кругленькую сумму.  

- Слышали, что сосед продал кораллы и выручил 50 тысяч рублей? У твоей бабушки были ведь камни, продай их. Зачем они нужны? - такие диалоги можно было услышать на многих кухнях.

Некоторые, напротив, настороженно отнеслись к столь неожиданному интересу и отказывались продавать семейные реликвии пусть и за большие по сегодняшним меркам суммы.

Это не камни, а кости

По сути, коралл – это не камень, а известковая масса скелетов полипов, которые, хоть и принадлежат к классу морских животных, по своей форме и образу жизни больше напоминают растения. С древности и до наших дней метод добывания кораллов практически не изменился. Деревянные кресты с закрепленными на них сетями спускаются в воду и тянутся по дну. Хрупкие отростки легко ломаются и запутываются в сетях. Такой метод добычи сильно вредит морской фауне, однако его продолжают использовать как наиболее простой, эффективный и дешевый.

Именно кораллы способствуют формированию рифов, атоллов и островов. На формирование среднего рифа могут уйти столетия, острова — тысячелетия. Поэтому во многих странах, где добывают коралл, установлены жесткие ограничения по добыче и тем более вывозу камня. Тех, кто нарушает законы, ожидают огромные штрафы и уголовное наказание. Исходя из этого нетрудно догадаться, что с каждым годом цена на эти природные камни только возрастает. И, быть может, через некоторое время они будут стоить баснословных денег. Возможно, что именно этим и обусловлен бум?

Откуда ноги растут?

Заинтересованным лицом в коралловом буме выступили наши южные соседи из Китая. Особая любовь китайцев к полудрагоценным камням типа кораллов, нефрита, жемчуга, янтаря и прочих известна давно. В ювелирном деле применяются красные благородные кораллы. Эта разновидность ценится наиболее высоко, а оттенок варьируется от кроваво-красного до светло-розового.

Также ходили слухи, что их переправляют в Индию и Тибет для производства дорогостоящих лекарств и всевозможных препаратов и порошков. А еще эти камни являются основным украшением ряда народов, населяющих Поднебесную. У тибетцев, к примеру, наличие крупных темно-красных кораллов выступает неким индикатором социального статуса и богатства. Историки предполагают, что мода на коралловые украшения к монгольским народам пришла вместе с буддизмом из Тибета. Здесь и кроется ответ на вопрос, почему скупают лишь натуральные, старинные образцы.

Коралл – «семейный банк» и оберег

Есть несколько причин и направлений, куда и зачем уходит скупленный в Бурятии и Аге коралл. Самый большой спрос, как оказалось, проявляют даже не китайцы, а тибетцы. Такая любовь к этому камню объясняется несколькими факторами. Под влиянием буддизма красный коралл ассоциируется с огнем, жизненной энергией, которая дарует силу и защищает от дурного сглаза. Также коралл у тибетцев считается драгоценным камнем. В каждой, даже самой бедной тибетской семье женщины и мужчины носят бусы, серьги или перстень из коралла, бирюзы, тибетской бусины «дзи». Стоимость реликвий, передающихся по наследству в богатых семьях, может составлять несколько миллионов долларов. Представительница тибетской богатой знати не могла выйти в свет, не надев свою «амуницию» из драгоценностей. Порой общий вес одних только коралловых бус мог достигать пару десятков килограммов.  Украшения также являются своеобразной казной, семейным банком, который всегда можно носить при себе. «Не смотри на размер дома, в котором живет семья, а смотри на количество украшений, надетых на хозяйке дома», - гласит тибетская поговорка.

Кораллы за корову или коня

Как утверждают сами скупщики кораллов, камни используются в пошиве национальной одежды и украшений. Действительно, с давних времен буряты украшали себя бирюзой, янтарем, кораллами, малахитом и др. Коралл красиво подчеркивал своим красным цветом смуглую кожу и черные волосы бурятских женщин. Также кораллы имеют защитные функции. Многие шаманки-удаган специально изготавливают перстни, амулеты, инкрустированные именно этим камнем. Привозили камни через Китай и Монголию, а стоили они дорого. Зажиточные и не очень буряты меняли круглые кораллы на коров, лошадей и т.д.

- У моей бабушки хранилась семейная реликвия. Это был большой круглый коралл, который был снят с макушки головного убора. Говорят, когда-то его купил мой прадед, отдав взамен большого быка. На семейном совете решили сдать его, потому как применения ему не было, и он пылился в сундуке. Покупатель оценил в 90 тысяч рублей, - рассказывает жительница Улан-Удэ Ирина. 

То, что спасает от смерти

Еще одна версия гласит, что натуральные кораллы перевозят в Китай для производства лекарств. В медицине камни употребляются для очистки крови и создания противоядий.

Наибольшей популярностью пользуются так называемые «ринчены» - многокомпонентные составы, созданные на основе тибетских трав, с добавлением минералов и металлов, драгоценных камней, кораллов, жемчуга и пр. 

Как пишут продавцы волшебных пилюль, поскольку каждый «ринчен» является противоядием от целого комплекса недомоганий и болезней, в древних тибетских текстах эти пилюли называли «то, что спасает от смерти». Нужно ли говорить, что такая «панацея от всех болезней» стоит немалых денег.

Что и за сколько?

Скупщики кораллов, работающих в Улан-Удэ, предлагают разные цены. Если вы решились на продажу семейной реликвии, надо пройтись по нескольким точкам, чтобы выручить как можно больше. Проводится оценка камня по цвету, весу, наличию сколов и червивости. В почете кораллы темно-красного, бордового цветов. Оранжевые и розовые берут с неохотой или вовсе бракуют. За мелкие камни до 5 граммов предлагают 2 - 4 тысячи рублей за один грамм. Большие могут достигать 7 тысяч за грамм. При этом сами скупщики, по слухам, могут заработать на скупке старинных камней большие деньги. Рассказывают, как один предприимчивый парень заработал на хорошую машину и однокомнатную квартиру. На вопросы об этом скупщики кораллов предпочитают не отвечать.

www.infpol.ru

Драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни - Бурятия, республика

01. ООО "АМУР-СЕРВИС", г. Улан-Удэ670042, г. УЛАН-УДЭ, пр. СТРОИТЕЛЕЙ, 17 +25
02. ООО "ТЕД", Заиграевский район671318, Республика БУРЯТИЯ, ЗАИГРАЕВСКИЙ район, с. НАРЫН-АЦАГАТ, ул. РАДНАЕВА 2/1 +14
03. ООО "РИГА", Баунтовский район671510, Республика БУРЯТИЯ, БАУНТОВСКИЙ ЭВЕНКИЙСКИЙ район, с. БАГДАРИН, ул. СТЕПНАЯ, 1 0
04. ООО "БКС", г. Улан-Удэ670000, г. УЛАН-УДЭ, ул. КАЛИНИНА, 17А +26
05. ООО "АЛИАНН", г. Улан-Удэ670013, г. УЛАН-УДЭ, пер. ТАЕЖНЫЙ, 3 +20
06. ООО "МАЛАХИТ", г. Улан-Удэ670019, г. УЛАН-УДЭ, ул. БОГРАДА, 52, кв. 4 +19
07. ООО "ГОРНЯК", г. Улан-Удэ670031, г. УЛАН-УДЭ, 113 квартал, д. 3, кв. 68 -3
08. ООО "НЕДРА БУРЯТИИ", г. Улан-Удэ670018, г. УЛАН-УДЭ, рп. СОКОЛ, ул. ВЗЛЕТНАЯ, 24 -7
09. ООО "ВИТЯЗЬ", Баунтовский район671510, Республика БУРЯТИЯ, БАУНТОВСКИЙ ЭВЕНКИЙСКИЙ район, с. БАГДАРИН, ул. КОМСОМОЛЬСКАЯ, 12 +20
10. ООО "ФИОНИТ", г. Улан-Удэ670045, г. УЛАН-УДЭ, ул. ШАЛЯПИНА, 2Д +11
11. ООО "ГРАНИТ", г. Улан-Удэ670050, г. УЛАН-УДЭ, ул. АНТОНОВА, 19, кв. 7 +30
12. ООО "ОЛОНМЕТАЛЛ", г. Улан-Удэ670000, г. УЛАН-УДЭ, ул. БОРСОЕВА, 33, кв. 1 +9
13. ООО "ВИТИМ", г. Улан-Удэ670042, г. УЛАН-УДЭ, ул. МОКРОВА, 31, кв. 17 +26
14. ООО "БАУНТ", г. Улан-Удэ670034, г. УЛАН-УДЭ, пр. 50 ЛЕТ ОКТЯБРЯ 23, кв. 71 +17
15. ОАО "БАЙКАЛ-БИЧИНА", Муйский район671560, Республика БУРЯТИЯ, рп. ТАКСИМО, ул. СОВЕТСКАЯ, 10 +39
16. ООО "ТД "ШЕНЬ-ШЕНЬ", г. Улан-Удэ670031, г. УЛАН-УДЭ, ул. ДРУЖБЫ, 2Б +7
17. ООО "ХАДА-АЛЬФА", г. Улан-Удэ670031, г. УЛАН-УДЭ, п. СИЛИКАТНЫЙ, ЗАВОД "ЖЕЛЕЗОБЕТОН" +34
18. ООО "ЛАЗУРИТ", г. Улан-Удэ670013, г. УЛАН-УДЭ, ул. ТАЕЖНАЯ, 39 +12
19. ООО "САНАР", г. Улан-Удэ670031, г. УЛАН-УДЭ, БУЛ КАРЛА МАРКСА 14 Б, кв. 209/А +18
20. ООО "БУРЯТНЕФРИТ", г. Улан-Удэ670045, г. УЛАН-УДЭ, ул. КРАМСКОГО, 5 +37
21. ООО "РОСРЕГИОНКОНСАЛТИНГ", г. Улан-Удэ670047, г. УЛАН-УДЭ, ул. СЕВЕРНАЯ, 133 +18
22. ООО "АПРЕЛЬ", г. Улан-Удэ670045, г. УЛАН-УДЭ, ул. ТРАКТОВАЯ, 1 +26
23. ООО "СИБИРЬКВАРЦСАМОЦВЕТЫ", г. Улан-Удэ670034, г. УЛАН-УДЭ, ул. ГАГАРИНА, 25 +19
24. ООО "МОНОЛИТ ПЛЮС", г. Улан-Удэ670045, г. УЛАН-УДЭ, ул. ШАЛЯПИНА, 2Д -1
25. ООО "НПО "САХЮУР", г. Улан-Удэ670031, г. УЛАН-УДЭ, ул. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ, 15, кв. 61 -7
26. ООО "ТЭНГЭРИ", г. Улан-Удэ670023, г. УЛАН-УДЭ, рп. ЗАРЕЧНЫЙ, ул. БАРГУЗИНСКАЯ, 21, кв. 1 0
27. ООО "РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКОЕ СП "АЗИЯ МОСТ", г. Улан-Удэ670047, г. УЛАН-УДЭ, ул. САХЬЯНОВОЙ, 5 +10
28. ООО "БУРОМ", г. Улан-Удэ670000, г. УЛАН-УДЭ, ул. КИРОВА, 34А +11
29. ООО "ГОЛЮБЭ", Муйский район671560, Республика БУРЯТИЯ, рп. ТАКСИМО, ул. СОВЕТСКАЯ, 10 +11
30. ООО "ОНОТ", г. Улан-Удэ670000, г. УЛАН-УДЭ, ул. КОРАБЕЛЬНАЯ, 32 +3
31. ООО "ГОРНОРУДНАЯ КОМПАНИЯ", Окинский район671030, Республика БУРЯТИЯ, ОКИНСКИЙ район, с. ОРЛИК, ул. СОВЕТСКАЯ, 32 +16
32. ООО "БУРЯТСКИЕ САМОЦВЕТЫ", г. Улан-Удэ670013, г. УЛАН-УДЭ, ул. ТАЕЖНАЯ, 39 -5
33. ООО "КВАРЦ", г. Улан-Удэ670000, г. УЛАН-УДЭ, ул. ЛЕНИНА, 30 +6

ulan-ude.comrates.ru

Цветные камни Трансбайкальского региона

Сайт посвящен проблемам камнесамоцветной геологии Восточной Сибири — Трансбайкальскому региону, в границах Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края. Кроме геологических обзоров наиболее интересных и значимых месторождений камнесамоцветного сырья, на страницах сайта сообщается о методах и приемах обработки различных ювелирных и поделочных минералов сибирских месторождений, истории открытий и разработок месторождений ювелирных камней, приведены фотографии минералов и сведения по геолого-геммологической библиографии региона с краткой аннотацией опубликованных материалов по данной тематике.

Предложения сайта: для реализации в интернет-магазине предлагаются коллекционные и редкие образцы минералов и пород Восточно-Сибирского региона (аквамарин, аксинит, аметист, апатит, берилл, лазурит, корунд, мраморный оникс, нефрит, офиокальцит, сердолик, сапфирин, серпентинит, турмалин, халцедон, хиастолит, чароит, щетки магнетита и цветного гематита, яшма и другие).

Минералы: в разделе приведены общие сведения о наиболее интересных, распространенных или редких минералах преимущественно Сибирского региона. Сведения не претендуют на полноту.

Камнерезная история Сибири

…Разношерстная публика возле памятника Обручеву в Иркутске. Слышны слова: «огранка, кабошоны, сырье…», — осколки уцелевшей камнесамоцветной эпохи «застойного периода» прежней страны.…

…Все начиналось намного раньше. Еще в XIX веке в Сибири зародился кустарный промысел обработки гагата. Мелкие изделия повседневного обихода и декорации иконостаса главного собора Иркутска принесли известность сибирскому гагату. Однако потребовалось почти 100 лет чтобы в приказном порядке в 1966 г. была создана специальная горно-геологическая служба основной задачей которой были целевые поиски месторождений драгоценных и цветных камней в регионе…Статьи

Современные статьи посвященные камнесамоцветным объектам Восточной Сибири: нефриту, лазуриту, коллекционным и редким минералам… Здесь же автор сайта приводит свои субъективные замечания по поводу некоторых научно-популярных изданий геологического содержания, которые время от времени появляются в информационном (печатном и виртуальном) пространстве (например, «Минералы — сокровища Земли», коллекции минералов и пр.).

Фотоархив

Наиболее интересные фотографии минералов с различных сибирских месторождений

Полированная пластина аметрина с одной из жил пегматитового поля Уро-Суво (Бурятия).

 

 

Минералы и их обработка:

В разделе обобщены сведения о наиболее известных сибирских минералах, способах их обработки и использовании в ювелирных и камнерезных изделиях. В краткой форме приведены технологические приемы обработки для конкретного минерала или породы.

Актинолитовый (нефритовый) кошачий глаз – параллельно-волокнистый массивный обычно просвечивающий материал от светлого желтовато-зеленого до золотисто-коричневого и буровато-зеленого цвета, встречающегося в виде прожилков и линзовидных включений в обычном нефрите. В регионе такой материал в заметных количествах поступает с Оспинского месторождения Восточного Саяна…

Персоналии

Выдающиеся геологи, ученые и практики, профессионалы и любители, внесшие заметный или определяющий вклад в поиски, разведку и разработку месторождений драгоценного, цветного и коллекционного камня Сибири.

Библиография

Перечень работ по камнесамоцветной тематике Трансбайкальского региона, с краткой аннотацией автора обзора…

Волин А.И. Из поездки по разным месторождениям Прибайкалья. Иркутск, 1930

Кратко описываются марганцевые руды по р. Тибильти и посещение лазуритовых проявлений Прибайкалья. Дана оценка Мало-Быстринскому месторождению, как наиболее перспективному из всех известных.

Драверт П. Опалы в Якутской области. Казань, 1915

Упоминание о минералах халцедоновой группы, опалах, окаменелом дереве, карнеоле и др. минералах по рекам Вилюй и Лена и их притокам.

Купюры: Выдержки, купюры, цитаты из высказываний известных людей , обнаруженных в опубликованных материалах по камнесамоцветной тематике сибирского региона, России, мира… о геологии, жизни…

Беспредел в геологии: Современные нравы в геологическом сообществе, обслуживании и лицензировании геологоразведочных работ, законодательстве, государственном крючкотворстве…

lavrovit.ru

Загадки культа обоо у бурят

Происхождение этой традиции до сих пор не вполне ясно, не так много и исследований посвященных этому. Такая ситуация приводит к тому, что из статьи в статью тиражируются тезисы о древности культа обоо, ее традиционности и связи с шаманизмом, но не приводятся фактов и цитат из древних и средневековых источников. Вследствие слабой изученности мы сейчас не имеем полного представления о времени появления традиции. 

Представляя собой конусовидное сооружение из камней или древесных стволов, обоо служит объектом развитого и очень популярного культа. Не возникает сомнений в том, что в нем слились разновременные по происхождению элементы, в частности такие как культ военных предводителей, культ предков, культ оружия и культ гор. Понятно также и то, что сама конструкция изначально была не объектом поклонения, а предметом (с функцией близкой алтарю), служащим для поклонения настоящему объекту культа, но постепенно в сознании рядовых верующих обоо стало воплощать почти все связанное с забывающимся героем былых преданий и мифов. В Бурятии сейчас встречаются обоо, служащие объектом поклонения почти сами по себе, без отсылок к каким-либо персонажам, даже имен которых не сохранилось. Впрочем, и те обоо, что были воздвигнуты в честь конкретных бурятских военных предводителей и чем-то прославившихся политических деятелей, по преданиям похороненным в данной местности, существуют как бы не вполне слитно с культами этих героев. Сооружения, как правило, не считаются захоронениями воинов, хотя и содержат внутри защитное вооружение, а снаружи – различное холодное оружие. Тем не менее, обоо находятся в центре обряда почитания героя, выполняя функцию чего-то наподобие памятника погибшим воинам, хотя такое восприятие не свойственно самим участникам обряда. 

На первый взгляд, в структуре культа столь много древних элементов, что создается впечатление исконности и центрального объекта, т.е. самого сооружения. Однако аналогичные культы у западных бурят показывают сходство почти во всем, кроме наличия самой конструкции обоо. Это важный момент, потому что в очень похожих культах военных героев у хоринцев (восточных) и эхиритов (западных), первые строят каменные или деревянные пирамиды на горе (и/или у подножия), а вторые – не делают этого. В тех же редких случаях, когда обоо обнаруживаются у западных эхиритов (почти исключительно в Ольхонском районе, где издавна было заметно влияние хоринцев), они выстроены не на важнейших территориальных и родоплеменных культовых центрах, а на сакральных объектах семейно-родового или узколокального уровня. 

С одной стороны отсутствие обоо у западных бурят, язычников и шаманистов, может указывать на буддийское происхождение традиции, но есть не вызывающие сомнений свидетельства о существовании на востоке Бурятии обоо, никак не связанных с буддизмом. Ламаизация старых обоо продолжалась на протяжении 18-19 веков и выражалась в основном в написании тибетоязычных обрядников, чтением молитв ламами вместо прежних родовых предводителей и старейшин, иногда – переименованием персонажей и всего культового объекта. На горах Тэмгэтэ и Эжир-уула в Заиграевском аймаке ламами или по их описаниям были выполнены изображения военных предводителей, по легенде похороненных на этих горах. 

В 19 веке ламы провели большую работу по систематизации культа обоо, в этот период вырабатывались в том числе и правила устройства конструкции. В работах ламы Ваджрадара Мэргэн Диянчи отмечается существование старинных рукописей, посвященных культу обоо, и выражается намерение составить новые обрядники, потому что прежние стали непонятны для буддистов и при этом «невозможно противиться желающим устраивать обоо». Внутрь конструкции по обряднику Мэргэн Диянчи следует закладывать панцирь, шлем, оружие и платье, кушанья, посуду, шелковые ткани и лекарства. Кроме того возможны варианты наружного украшения: посадка деревьев или установка изображения Гаруды, также не возбраняется согласно с древними обычаями водружать лук, стрелы, копья и мечи. В каждом слое обоо предписывается класть листы с молитвами и изображения животных. Вокруг центрального конуса обрядник рекомендует строить двенадцать малых, таким образом, чтобы символизировать срединную гору Сумэру и 12 частей света. В Бурятии последний вариант не получил широкого распространения, такие ансамбли из 13 обоо строили в основном ламы и прихожане агинских. 

В Бурятии постепенно происходил процесс увеличения количества обоо, потому что поначалу ламы считали этот вид сооружений (в буддийской форме) подходящим для борьбы со старыми шаманскими культами. В добуддийский период культ обоо был не шаманским, а скорее языческим, обряды проводились не шаманами, и сами пирамиды не сооружались на местах шаманских захоронений, которые почитались отдельно со своими особыми правилами оформления территории, где не предусматривалось строительства каменных или деревянных пирамид. В 18-19 веках ламы начали сооружать новые обоо именно на местах бывшего шаманского культа, из-за чего сегодня многие связывают с ним вообще всю традицию строительства каменных пирамид. 

В ряде местностей, где имеются древние обоо, очевидцы порой оценивают их размеры в 10-15 метров высотой и более. Например, в Иволгинском районе культовый объект, именуемый «обоо Чингисхана», по оценкам посетивших его, достигает высоты трех- или четырехэтажного дома. Для возведения таких сооружений несомненно привлекался труд десятков и сотен людей, нужен был и инженерный расчет для правильного определения этапов строительства и материала для них. Пирамидальная конструкция при всей своей простоте в тех случаях, когда ее нужно было возвести выше полутора-двух человеческих ростов, уже требовала внимательного выбора размеров камней. Необходимо было рассчитать так, чтобы крупные валуны пошли в дело раньше. Если же высота составляла десятки метров тяжело было бы обойтись без подъемных приспособлений, конструкций типа каркасной или составных материалов. 

К сожалению, конструктивные особенности высоких обоо в Бурятии не изучены, но можно предполагать, что, скорее всего, их строили из дикого камня без применения растворов, а подъем валунов на верхние ярусы осуществляли с помощью деревянных накатов или временных земляных насыпей. Во всяком случае при строительстве верхних этажей дацанов обычно устраивали дощатый накат, по которому втаскивали на тросах детали конструкции. Другим способом строительства высоких пирамид могла быть обкладка крупными камнями природного объекта наподобие холма. Не исключаются и смешанные варианты, когда сначала могли насыпать земляной курган, который в свою очередь мог иметь в основе бревенчатый сруб или иную конструкцию. В таежных районах, особенно в Хори, высокие пирамиды строили порой из прямых древесных стволов, устанавливаемых под наклоном к центру, но опять же не вполне ясно, как их скрепляли. Технология строительства больших обоо в целом слабо исследована, нет даже систематизации данных о существующих типах бурятских культовых пирамид, поэтому пока мы можем говорить о методах их возведения только в предположительном ключе.

Для сравнения можно привести описание обоо в Северной Халхе, где сложенный из камней холм около 10 метров высотой сопровождался специальным жертвенником «на южной стороне холма, четыре стороны которого были ориентированы по странам света», причем «в южной стене оставляли проход, а внутри ограды помещали плиту, на которой, очевидно, совершалось жертвоприношение. На вершине каменного холма ставили шест с изображением воздушного коня (хий морь)…». По склонам горы почти до подножия выкладывались небольшие каменные кучки, расположенные на условных линиях, расходящихся от центрального обоо как лучи. В описании много непонятных моментов, касающихся самых интересных с конструктивной точки зрения элементов, но в общем понятно, что и в Халхе обоо, строившиеся около середины 17 века, иногда представляли собой комплекс непростых сооружений. К описанному типу относится в частности обоо, устроенное после погребения одного из цэцэн-ханов. В Халхе, кстати, термином обоо на исходе средневековья обозначали курганный тип надмогильных конструкций, воспринимавшийся ламами как пережиток прежних языческих традиций. 

Новые бурятские обоо, сооружавшиеся в 18-19 веках по инициативе лам, были значительно скромнее размерами, зато нередко брали пышностью оформления. Вместо прежних березовых веток-тγγргэ и зγхэли из шкур жертвенных животных ламы водружали рядом с пирамидой похожие на старинные знамена символы победы буддизма жалсан’ы, флажки с текстами молитв дарсаг’и, молитвенные барабаны, флаги хийморин, нередко создавали иконографические рисунки или скульптуры в тибето-буддийской традиции и т.д. 

Развевающиеся флажки и веером расходящиеся древки копий и оружия типа нагинаты придавали конструкции величественный и при этом динамичный облик. На некоторых бурятских обоо рубежа 19-20 вв. можно видеть даже русские штыки, прикрепленные к древкам, хотя в основном использовались традиционные копья и саблевидные клинки на древках (бур. hэлмэ жада). Рядом с обоо военного предводителя Хашха-бухэ на Барагхане до сих пор хранятся наконечники копий, трезубцев и сабельные клинки. На небольших родовых обоо обходились просто заостренными кольями с привязанными флажками. Расположение древков здесь также веерообразное, причем так они выглядят при взгляде с любой стороны, потому что колья располагаются концентрически, иногда на нескольких ярусах. Видимо в 19 веке появилась форма уступчатого конуса, сооружаемого, судя по всему, из кирпича, приблизительно по той же технологии, как строят субурганы. На старых фото таких обоо видны все те же древковые виды оружия, расположенные веерообразно, но трудно понять, где они закрепляются – в самой конструкции или чуть за ней. По какой-то причине в некоторых местностях в 1990-х годах вместо веерообразной установки древков под наклоном стали делать похожие на высокие скамейки держатели, в отверстия которых вертикально ставили древки флажков хийморин. В последние годы на обоо стали возводить субурганы, сложенные из кирпича. Субурганы в конечном итоге стали исполнять почти те же функции, что и обоо. Эта тенденция отнюдь не преобладала, но теперь ее можно заметить в разных уголках Бурятии. 

Надо отметить, что в годы советского насаждения атеизма культ обоо сохранялся и даже продолжал быть относительно массовым. Обряд обоо тахилгаа (приблизительно соответствующий западнобурятскому тайлга) иной раз собирал сотни и тысячи человек, включая представителей местной власти и даже партийных функционеров. Я сам участвовал в семейно-родовом тахилгане в 1978 году и проводил его работник обкома партии, хотя это конечно не афишировалось. На протяжении всех 1970-80-х годов обряды на обоо проводились по старинке – без лам, по моим сведениям так было на большей части территории Бурятии. Первые ламы начали посещать старые обоо только в 1990-х, но во многих случаях этот культ остался чисто языческим, распорядителями которого были авторитетные представители светского народа и старики. Подчеркну, что не следует путать язычество с шаманизмом. На обоо никогда не распоряжались шаманы, кроме тех случаев, когда они оказывались старейшими представителями семейно-родовой общины, проводящей обряд, но и в этом случае шаман выполнял не шаманские, а чисто жреческие функции без применения транса. 

Сами пирамиды (а также небольшие домики для ритуальных принадлежностей – мунханы, о которых речь пойдет в другой публикации) в советское время оставались чуть ли не единственными рукотворными сооружениями культового характера, которые не подверглись разрушению или наложению своеобразного советского табу на отправление религиозных обрядов. В те годы культ претерпевал, конечно, массу изменений, таких как упрощение обряда, уменьшение размеров жертвоприношений, стали реже проводиться борьба и стрельба из лука. Практически повсеместно исчезла такая часть обряда, как выступление вооруженных всадников в полных доспехах, еще в начале 20 века восхищавших своим колоритным обликом наблюдателей в Аге, Хори и в некоторых селенгинских районах. В то же время в каждой местности изменения шли по разному. В 1940-х годах в Мухор-Шибири еще практиковали стрельбу из лука по правилам бай харбаан, когда стреляли в земляную стену. Сегодня культ также не остается в неизменности, в какой-то степени отвечая на вызовы времени. Как пример тому можно привести тот факт, что милиционеры и военнослужащие, служившие в «горячих точках», по словам посетителей обоо, стали приносить в жертву не мечи и копья, а патроны и пластины из бронежилетов.

asiarussia.ru

Республика Бурятия каменные карьеры анализ рынка

ООО "Завод ПромКерамика" Разработка каменных карьеров
ООО "Восточная Стекольная Компания" Разработка каменных карьеров
ООО "Карьер - Инвест" Разработка каменных карьеров
ООО "СИБВЕЙ" Разработка каменных карьеров
ООО "МЕДВЕДЧИКОВ КАРЬЕР" Разработка каменных карьеров
ООО "КРИСТАЛЛ" Разработка каменных карьеров
ООО "Интелоком" Разработка каменных карьеров
ООО "Бабръ" Разработка каменных карьеров
ООО "БАЙКАЛКОНСАЛТИНВЕСТ" Разработка каменных карьеров
ООО "БДК" Разработка каменных карьеров
ООО "ГЕОПРОМ" Добыча камня для памятников и строительства
ООО "ХАРА ХАДА" Добыча камня для памятников и строительства
ОАО "ГОРНЯК" Добыча камня для памятников и строительства
ОАО "Управление Карьера "Татарский Ключ" Добыча камня для памятников и строительства
ООО "АДАМАС ПЛЮС" Добыча камня для памятников и строительства
ООО "Гранит" Добыча камня для памятников и строительства
ООО "Компасс-М" Добыча камня для памятников и строительства
ООО "ГЕОСТАНДАРТ" Добыча камня для памятников и строительства
ООО "ТЕХНОЛОГИЯ" Добыча камня для памятников и строительства
ООО "ГРАНИТ" Добыча камня для памятников и строительства
ФЕДОСЕЕВ ЮРИЙ ГЛЕБОВИЧ Добыча камня для памятников и строительства
ООО "ГОРНАЯ КОМПАНИЯ" Добыча известняка, гипсового камня и мела
ООО "УЛЗЫТА" Добыча известняка, гипсового камня и мела
ОАО "Товарный кварц Сахюур" Добыча известняка, гипсового камня и мела
ООО "ЧЕРЕМУХА" Добыча известняка, гипсового камня и мела
ОАО "СЕВЕРНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ" Добыча известняка, гипсового камня и мела
ООО НТП "КВАРЦ" Добыча известняка, гипсового камня и мела
ООО "КАРЬЕР"ТАТАРСКИЙ КЛЮЧ" Добыча известняка, гипсового камня и мела
ООО "Батгал плюс" Добыча гравия, песка и глины
ООО "КЗ "КРАСНОЯРОВО" Добыча гравия, песка и глины
ООО "Виктория" Добыча гравия, песка и глины
ООО "Сибгранд" Добыча гравия, песка и глины
ООО "СМИР-2" Добыча гравия, песка и глины

burjati-reg.lexot.ru


Смотрите также