ГОСТ 6665-91. Камни бетонные и железобетонные бортовые. Бортовая камень


ГОСТ, размеры, виды, особенности, характеристики

Дата: 28 ноября 2017

Просмотров: 2149

Коментариев: 0

ГОСТ 6665-91. Камни бетонные и железобетонные бортовые

В дорожном строительстве и ландшафтном дизайне применяются различные виды бордюрных ограждений. Они устанавливаются вдоль автодорог, на остановках общественного транспорта. Ими окантовывают пешеходные дорожки, а также отделяют зеленые насаждения в парковых зонах и скверах. В промышленных изделиях сочетается функциональность и привлекательный внешний вид. Зная назначение, важно правильно подобрать по габаритам и форме бордюрный камень, размеры ГОСТ регламентирует для всех типов. Остается только приобрести и качественно установить необходимое изделие.

Особенности применения разных видов изделий

Согласно терминологии, применяемой в действующем стандарте, бордюрный камень называется камнем бетонным или железобетонным бортовым.

Он используется на протяжении столетий в различных областях:

  • в дорожном строительстве для отделения зоны движения пешеходов от проезжей части. Это позволяет создать безопасные условия для передвижения, а также фиксирует полотно дороги;
  • при благоустройстве зон отдыха, ландшафтном дизайне, а также для оформления садовых участков. Он отделяет зеленые насаждения, предохраняя грунт от размывания водой.

Изделие производится из качественной бетонной смеси методом полусухого вибрационного прессования, что позволяет обеспечить повышенные эксплуатационные характеристики. Нормативный документ допускает изготовление из гранитного камня, а также железобетона.

Марка бетона, прочность на сжатие, морозостойкость - основные качественные показатели бордюрных камней

Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками

Бортовой камень ГОСТ классифицирует по видам, которые отличаются областью применения:

  • дорожный. Он востребован при строительстве автодорог в населенных пунктах, при создании границы между проезжей частью и пешеходным участком. Камень обеспечивает целостность полотна дороги, затрудняя его смещение под воздействием нагрузок, а также усиливает тротуарное покрытие;
  • магистральный. Используется в области дорожного строительства при сооружении автомобильных магистралей, расположенных за пределами населенных пунктов. Согласно стандарту изготавливается из бетона повышенных марок, что повышает его прочность и ресурс эксплуатации. Отличается увеличенной длиной;
  • тротуарный. Незаменим при осуществлении мероприятий по благоустройству парковых зон, городских скверов, дорожек, площадей, тротуаров. Обеспечивает защиту газонов, цветников, клумб от размывания в результате интенсивных осадков. Характеризуется разнообразием форм и цветовых решений;
  • садовый. По форме сечения напоминает тротуарный камень, однако имеет увеличенную, по сравнению с тротуарным, длину и уменьшенную ширину. Применяется при создании зон отдыха, благоустройстве парков, оформлении скверов, а также декоративной отделке газонов на дачных участках;
  • газонный. Является достаточно популярной разновидностью бордюрных камней. Используется в качестве декоративного элемента при оформлении дорожек и клумб, расположенных на дачных участках, а также при разбивке садовых зон. Отличается уменьшенным размером по высоте, небольшим весом.

Все виды бордюрного камня применяются с целью организации водоотвода, так как они возвышаются над основной поверхностью. Это позволяет направить поток воды в нужном направлении.

Все они имеют разные размеры, характеристики и места применений

Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень

Какими характеристиками обладает дорожный бордюр ГОСТ 6665-91

Изготовленный в соответствии с требованиями стандарта, бордюр обладает множеством достоинств:

  • повышенной прочностью и износостойкостью. Эти свойства достигаются изготовлением по прогрессивной технологии с использованием высоких марок бетона или путем изготовления продукции из природного камня;
  • стойкостью к воздействию влаги. Гранит влагу практически не поглощает, а формованные изделия отличаются пониженной гигроскопичностью. Это достигается путем введения различных присадок;
  • устойчивостью к воздействию отрицательных температур. Благодаря пониженной гигроскопичности сохраняется целостность изделия при кристаллизации воды. Однако при нарушении технологии изделия могут быстро разрушиться.

Бортовой камень отличается следующими параметрами:

  • конфигурацией;
  • размерами;
  • формой сечения.

Применяются различные изделия прямой и радиусной формы, которые, в зависимости от исполнения, могут иметь желоб для отвода воды.

Срок эксплуатации дорожного бордюра примерно 15-20 лет

Устанавливают дорожный бордюрный камень на городских дорогах, в дворовых проездах, парковочных зонах

Как определяется длина бордюрного камня по маркировке

Все изделия маркируются специальным обозначением. Буквенная маркировка расшифровывается довольно просто:

  • БР — обозначение рядового бордюра;
  • БУ — изделие прямоугольной формы с уширением;
  • БУП — аналогичен БУ, но уширение является прерывистым;
  • БЛ — аббревиатура продукции с лотком для отвода воды;
  • БВ — выездной вариант со скошенным бортом;
  • БК — криволинейный бордюр со скошенной верхней частью.

Длина, а также ширина и высота изделия легко определяются по его маркировке. Рассмотрим обозначение БР100.30.18:

  • цифра 100 – обозначает длину, выраженную в сантиметрах;
  • индекс 30 – соответствует высоте, которая составляет 300 мм;
  • обозначение 18 – характеризует ширину камни, равную 18 см.

По маркировке легко определить тип изделия, а также его габариты. Это позволяет рассчитать потребность в продукции для благоустройства участка с определенными размерами.

Бордюр ГОСТ 6665-91- размеры изделий

Согласно таблицам, имеющимся в стандарте, зависимо от марки изменяются размеры:

  • БР – имеет длину от 1 до 6 м при высоте 20–60 см и ширине 8–20 см;
  • БУ и БУП – габариты составляют 300х30 см при ширине 29–32 см;
  • БЛ – размеры изделия 300х32 см, ширина составляет 68–118 см;
  • БВ – габарит продукции 100х30 см, ширина 15–18 см;
  • БК – размер бордюров 100х30 см, ширина 18–21 см при радиусе кривизны 5–15 м.

Среди множества типоразмеров продукции наиболее распространенным является камень с длиной 1 м. Ознакомившись с положениями стандарта можно разобраться с маркировкой, подобрать размеры бордюрных камней и выбрать необходимый тип в соответствии с его назначением.

pobetony.ru

Бортовой камень - это... Что такое Бортовой камень?

 Бортовой камень         природный, бордюр, поребрик (a. border stone, curbstone; н. naturlicher Randstein; ф. pierre de bordure; и. piedra de borde), - строительно-дорожное изделие в виде бруска из горн. пород, предназначенное для отделения проезжей части улиц от тротуаров, дорог от обочин, пешеходных дорожек от газонов в парках и т.п. Б. к. классифицируют на колотые, получаемые с помощью ударного или термич. инструмента, и пилёные - при разрезке блока штрипсовыми пилами и алмазными отрезными кругами. Б. к. изготавливают из изверженных, метаморфических или осадочных пород, не затронутых выветриванием и не имеющих открытых трещин. Предел прочности на сжатие не ниже 90 МПа для изверженных пород и не ниже 60 МПа для метаморфических и осадочных. Морозостойкость (в циклах попеременного замораживания и оттаивания образцов) не менее 100 для изверженных, не менее 50 для метаморфических и не менее 25 для осадочных пород. В СССР по ГОСТу размеры Б. к. (мм): дл. 700-2000, выс. 200, 300, 400, 600, шир. 80, 100, 150, 180 и 200, радиус кривизны (для криволинейных Б. к.) 5000, 8000. Б. к. должны иметь обработанные поверхности с точечной, термич. или пилёной фактурами: верх. горизонтальную грань по всей ширине, видимую часть вертикальной грани, фаску по кромке лицевой грани под углом 45°, а также полоску шир. 20 мм по кромкам тыльной вертикальной и торцовых граней. Остальные поверхности фактурной обработке не подвергают. В совр. произ-ве Б. к. уровень механизации повышен за счёт использования установок термич. обработки камня, алмазно-дисковых и бучардовочных станков; внедряется автоматизир. поточное произ-во. Б. к. из г. п. отличаются высокой долговечностью и механич. прочностью. Литература: ГОСТ 6666-74. Камни бортовые из горных пород; Сычёв Ю. И., Поточное производство облицовочных материалов из природного камня, М., 1977. Ю. И. Сычёв.

Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.

  • Бортовое содержание
  • Борукаев Р. А.

Смотреть что такое "Бортовой камень" в других словарях:

  • Бортовой камень — Запрос «Поребрик» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Бортовой камень разделитель между проезжей частью и тротуаром. Московское наименование бортового камня, употребляющееся также и в ГОСТах бордюр[1]. В Санкт Петербурге, Казани,… …   Википедия

  • Камень бортовой — – пиленый либо колотый камень из горных пород, не затронутых выветриванием и не имеющих открытых трещин. Имеет стандартизованные размеры и представляет собой блок призматической формы длиной 70 200 см с поперечным сечением 20×60 см;… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Камень бортовой — пиленый либо колотый камень из горных пород, не затронутых выветриванием и не имеющих открытых трещин. Имеет стандартизованные размеры и представляет собой блок призматической формы длиной 70 200 см с поперечным сечением 20×60 см; фасадные грани… …   Строительный словарь

  • Бордюр (камень бортовой) — элемент конструкции мостового полотна, возвышающийся над поверхностью покрытия, предназначенный для обозначения границ ездового полотна и препятствующий выезду с него транспортных средств. Источник: Справочник дорожных терминов …   Строительный словарь

  • Виды камней — Термины рубрики: Виды камней Бетонитовые камни Брусчатая мостовая Брусчатка каменная Брусчатка шлаковая Булыга, булыжник …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • ССБ — Сморгоньсиликатобетон Год основания 1962 Ключевые фигуры Федосов Николай Николаевич (директор) Тип Открытое акционерное общество …   Википедия

  • Сморгоньсиликатобетон — Тип Открытое акционерное общество …   Википедия

  • РМД 32-18-2012 Санкт-Петербург: Рекомендации по применению мощения при устройстве покрытий территорий жилой и общественно-деловой застройки — Терминология РМД 32 18 2012 Санкт Петербург: Рекомендации по применению мощения при устройстве покрытий территорий жилой и общественно деловой застройки: Архитектурно строительное проектирование подготовка проектной документации применительно к… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Поребрик — петербуржский и новосибирский заменитель слова бордюр, являющийся одним из самых характерных различий в речи петербуржцев (см. статью). В речи жителей Новосибирска поребрик появился, предположительно, благодаря ссыльным декабристам петербуржцам,… …   Википедия

  • Различия речи москвичей и петербуржцев — Редкий случай: «московский» бордюр плавно переходит в «петербургский» поребрик Различия речи москвичей и петербуржцев  это совокупность исторически сложившихся определённых систематически наблюдаемых ор …   Википедия

dic.academic.ru

Бортовые камни и их разновидности

Бортовые камни и их разновидности26.06.2018

Бортовые камни и их разновидности

Бортовой камень – неотъемлемый элемент уличной архитектуры любого города мира. По способу монтажа и некоторым особенностям геометрии его разделяют на два типа – бордюр и поребрик. Абсолютное большинство обывателей искренне считают эти понятия идентичными, хотя на деле это не совсем так. В ландшафтном дизайне в роли бортовых камней могут использоваться самые различные стройматериалы – однако, за исключением отдельных декоративных вариантов, бетон и натуральный камень находятся здесь вне конкуренции.

Бордюры и поребрики – сходства и отличия

Классические бордюры и поребрики – две формы бортового камня, различия между которыми подробно перечислены в ГОСТах. При этом одна из их модификаций, ныне маркируемая как бордюр ГП 1 с размерами 1000х300х150мм, является самой распространенной еще со времен СССР.  С точки зрения способа монтажа,

  • поребрик – является бортовым камнем, укладываемым без «утопления» в грунт нижней его части, но с выступающей над обеими разделяемыми им зонами верхней частью;
  • бордюр – так же разделяя две или более зон (преимущественно – проезжую часть и тротуар) – представляет собой аналог подступенка на лестницах, частично углубляясь в подготовленное для него земляное «корыто», но с верхней частью, идущей вровень с плиткой габбро или гранита на тротуаре.

Интересным является тот факт, что название бортового камня в разных городах и странах СНГ сильно разнится в зависимости от региона. Для жителей Петербурга или Донецка любой тип бортового камня – всегда «поребрик». Для москвичей и одесситов – «бордюр». А для киевлян – и вовсе «бровка».

Материалы для бортового камня

Возвращаясь к материалам, идущим на изготовление этого архитектурного элемента, следует отметить соблюдение следующих правил:

  • если покрытие пешеходной зоны выполнено из натурального камня (плиты мощения из гранита либо сходных с ним пород – например, габбро диабаза или лабрадорита), то для бордюров и поребриков также используется аналогичная горная порода;
  • для тротуара, выложенного бетонной плиткой, бортовой камень, как правило, тоже подбирается бетонным.

Гармонично сочетаться обязана и цветовая гамма (поскольку серая или черная брусчатка неестественно смотрится в обрамлении бордюров из цветного камня).

Эксплуатационные характеристики

Очевидно, что физико-технические параметры бетона и природного камня сильно отличаются. Наглядно их можно отобразить в виде следующей таблицы:

Сравнительная таблица характеристик бетонов и гранита.

 ПрессованныйЛитой Гранит
бетонбетон(габбро)
ГеометрияГрубоватая, со сколами и трещинамиЧеткая, правильной формыИдеальная
ПрочностьНизкая, множество пустотСредняяВысокая
Поверхностьотсутствие эстетичностиПриятная на вид (за счет двухслойной конструкции)максимально привлекательная визуально
Срок службы2-5 лет4-8 летболее 50 лет

С точки зрения геометрии, бортовые камни могут принимать как ровную прямоугольную, так и изогнутую форму, а также снабжаться фасками различной конфигурации.Особенности применения

Бордюры выполняют в основном роль элемента зонирования:

  • между дорогой и тротуаром;
  • между несколькими уровнями террас на склонах и т.д.

При этом высота бордюров обычно колеблется между 30 и 40 см (с примерно третьей частью, утопленной в грунт).

Функция поребриков больше разделяющая:

  • газоны и садовые дорожки;
  • пешеходные участки и клумбы на них;
  • тротуары и велодорожки и т.д.

Поребрики выше, но уже, чем бордюры, на крупных трассах иногда достигая полуметра высоты.

Несколько интересных фактов

  1. Первые бордюры были растительными (обозначая границы участков в полях).
  2. Ранее слово «поребрик» означало особую форму архитектурного орнамента.
  3. Слово «бордюр» пришло в Россию из Франции.
  4. В ландшафтном дизайне поребрики и бордюры могут выполняться даже из скрепленной клеевым составом гальки, стекла или керамзитовой крошки.
К списку новостей

www.valitovkamen.ru

Бортовой камень — Википедия

Бортово́й ка́мень (также бордюр, поребрик) — разделитель между проезжей частью и тротуаром.

Используется в качестве огораживающего элемента, который выполняет роль ограничения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов, проезжей части, декорирования парковых ландшафтов и других территорий. Также изделия представляют собой надежную защиту от размытия обочины, осыпания грунта, способствуют долговечности плиточного покрытия, так как они не деформируются и не трескаются под воздействием механической загрузки и природных проявлений.

Технические характеристики

бортовой камень нескольких видов:

• бордюр магистральный;

• дорожный бордюр;

• садовый бордюр.

Вне зависимости от вида бордюра его производство осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа:

• морозостойкость конструкций составляет около 200-250 циклов. Один цикл включает в себя замораживание и оттаивание изделия при температуре от -20 до +20 градусов. В условиях украинского климата подобных циклов в течение года происходит около пяти раз. В таком случае срок службы бордюрной конструкции составляет не менее 40 лет;

• прочность на сжатие соответствует не менее 350 кг/см3;

• водопоглощение от 3 до 6%, то есть конструкция весом 1кг способна впитать до 60г.

Технология укладки

Бортовой камень с разным способ укладки

В ГОСТе 52289-2004 есть упоминание о боковой поверхности бордюра[1] и о его верхе[2] (нанесение разметки), там же упоминаются «Островки безопасности», выделенные разметкой или бордюрным камнем, которые устраиваются при интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части. Указывается, что высота приподнятого островка безопасности должна быть 10 см.[3] В ГОСТ Р 52767-2007[4] (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

4.2.4. Направляющие островкиВысоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

4.2.5. Островки безопасностиВысоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

В законе Санкт-Петербурга «О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга »[5] можно найти следующее:

В местах интенсивного движения пешеходов участки с растительным грунтом вокруг стволов деревьев должны быть покрыты в уровень мощения горизонтальными решетками из литого или кованого металла или ограждаться от плоскости мощения поребриком из естественного или искусственного камня высотой не менее 10 см.

Покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, поребрики, бордюры выполняются из естественного или искусственного камня.

Границы владельческих участков должны быть выявлены тротуарами, дорожками, поребриками или реперами.

Все вертикальные перепады поверхностей и их покрытия (бортики, поребрики, ступени, подпорные стены, в том числе берега водоемов и др.) должны выполняться из естественного камня.

Стандарт качества

Бетонные бортовые камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009-78. Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделённых тире. Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая — класс напрягаемой арматуры[6].

Примеры условного обозначения камней[6]:

  • тип БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм: БР100.30.18;
  • тип БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м: БК100.30.18.8;
  • тип БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса А-IV: БР600.30.18-AIV.

Окраска

Согласно сделанному в 2012 году заявлению заместителя главного архитектора города Москвы Игоря Воскресенского, каждый камень имеет свой цвет, отражённый в проекте, и нарушение цвета камня, например, покраска бордюров, является нарушением проекта, гранит при этом красить нельзя ни в коем случае[7]. Согласно ГОСТ Р 51256-2011 дорожная разметка бордюры красками (эмалями) применяется «на опасных участках» дорог и «возвышающихся островках безопасности» (таблица А.2, номер 2.7)[8].

Видео по теме

Примечания

См. также

Статьи

wikipedia.green

Бортовой камень Википедия

Бортово́й ка́мень (также бордюр, поребрик) — разделитель между проезжей частью и тротуаром.

Используется в качестве огораживающего элемента, который выполняет роль ограничения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов, проезжей части, декорирования парковых ландшафтов и других территорий. Также изделия представляют собой надежную защиту от размытия обочины, осыпания грунта, способствуют долговечности плиточного покрытия, так как они не деформируются и не трескаются под воздействием механической загрузки и природных проявлений.

Технические характеристики

бортовой камень нескольких видов:

• бордюр магистральный;

• дорожный бордюр;

• садовый бордюр.

Вне зависимости от вида бордюра его производство осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа:

• морозостойкость конструкций составляет около 200-250 циклов. Один цикл включает в себя замораживание и оттаивание изделия при температуре от -20 до +20 градусов. В условиях украинского климата подобных циклов в течение года происходит около пяти раз. В таком случае срок службы бордюрной конструкции составляет не менее 40 лет;

• прочность на сжатие соответствует не менее 350 кг/см3;

• водопоглощение от 3 до 6%, то есть конструкция весом 1кг способна впитать до 60г.

Технология укладки

Бортовой камень с разным способ укладки

В ГОСТе 52289-2004 есть упоминание о боковой поверхности бордюра[1] и о его верхе[2] (нанесение разметки), там же упоминаются «Островки безопасности», выделенные разметкой или бордюрным камнем, которые устраиваются при интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части. Указывается, что высота приподнятого островка безопасности должна быть 10 см.[3] В ГОСТ Р 52767-2007[4] (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

4.2.4. Направляющие островкиВысоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

4.2.5. Островки безопасностиВысоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

В законе Санкт-Петербурга «О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга »[5] можно найти следующее:

В местах интенсивного движения пешеходов участки с растительным грунтом вокруг стволов деревьев должны быть покрыты в уровень мощения горизонтальными решетками из литого или кованого металла или ограждаться от плоскости мощения поребриком из естественного или искусственного камня высотой не менее 10 см.

Покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, поребрики, бордюры выполняются из естественного или искусственного камня.

Границы владельческих участков должны быть выявлены тротуарами, дорожками, поребриками или реперами.

Все вертикальные перепады поверхностей и их покрытия (бортики, поребрики, ступени, подпорные стены, в том числе берега водоемов и др.) должны выполняться из естественного камня.

Стандарт качества

Бетонные бортовые камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009-78. Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделённых тире. Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая — класс напрягаемой арматуры[6].

Примеры условного обозначения камней[6]:

  • тип БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм: БР100.30.18;
  • тип БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м: БК100.30.18.8;
  • тип БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса А-IV: БР600.30.18-AIV.

Окраска

Согласно сделанному в 2012 году заявлению заместителя главного архитектора города Москвы Игоря Воскресенского, каждый камень имеет свой цвет, отражённый в проекте, и нарушение цвета камня, например, покраска бордюров, является нарушением проекта, гранит при этом красить нельзя ни в коем случае[7]. Согласно ГОСТ Р 51256-2011 дорожная разметка бордюры красками (эмалями) применяется «на опасных участках» дорог и «возвышающихся островках безопасности» (таблица А.2, номер 2.7)[8].

Примечания

См. также

Статьи

wikiredia.ru

Бетонные бортовые камни: особенности железобетонных изделий

Современное ландшафтное благоустройство может включать в себя самые разные элементы. Например, очень эффективны бетонные бортовые камни по ГоСТу 6665 91.

Эти элементы укрепляют дорожное полотно.

Эти элементы укрепляют дорожное полотно.

Предназначены они для следующего:

  • разделения проезжих частей дорог и улиц от площадок, тротуаров, остановок общественного городского транспорта;
  • обособления трамвайных путей;
  • для отделения различных территорий, площадей, тротуаров и пешеходных дорожек от газонов.

Особенности изготовления и укладки

  1. Инструкция подчеркивает, что применение таких элементов позволяет укрепить откосы и обочины дорог, а также исключить их размывание грунтовыми, дождевыми и талыми водами.
  2. Бетонный бортовой камень способен исполнять не только важные практические задачи. Он может нести и декоративные функции. Например, если скомбинировать камни, имеющие разный цвет окраски, то это даст возможность украсить транспортные артерии города.

Производство изделий

Камни из бетона наиболее распространены.

Камни из бетона наиболее распространены.

Изготавливаются дорожные бордюры из различных камневидных материалов, наиболее распространены:

  • бетон;
  • железобетон;
  • природный камень;
  • гранит.

Обратите внимание!Важно, чтобы материал изделий был достаточно прочным и массивным.Так, для отделения дорожного полотна, оптимально использовать бортовые бетонные камни марки 400.В этом случае бордюр будет долговечным, надежным, устойчивым к механическим воздействиям и экстремальным погодным условиям.

Бортовые железобетонные камни могут производиться двумя методами.

Производство бордюров методом вибропрессования.

Производство бордюров методом вибропрессования.

  1. На данный момент популярны изделия, произведенные при помощи технологии полусухого вибропрессования. Подобные конструкции более всего подходят к условиям города. Они обладают высоким уровнем надежности, плотности и прочности. Помимо этого, цена их невысока, если сравнивать с гранитными аналогами.
  2. Метод опалубочного бетонного литья менее надежен. Технология эта более старая и качество бордюров, получаемых с ее помощью, оставляет желать лучшего. Спустя 3/4 года службы они начинают разрушаться.
Типы изделий.

Типы изделий.

Производители выпускают нижеследующие разновидности бордюров:

  • магистральные;
  • садовые;
  • мостовые;
  • дорожные.

Независимо от их предназначения, все изделия должны, согласно стандарту, производиться только из качественного кварцевого песка, цемента, щебня и модифицирующих добавок.

Технологии монтажа

Так выглядит установка бордюра.

Так выглядит установка бордюра.

Бортовой камень можно монтировать разными методами.

Стандарты выделяют два из них.

  1. Бордюр. В данном случае элементы устанавливаются заподлицо, иными словами, ступеньки не образуют. (См. также статью Скульптуры из бетона: особенности.)
  2. Поребрик. При такой установке камней создается отделяющее ребро. Например, бетонные бортовые газонные камни по ГоСТу №52289/2004 должны иметь боковую поверхность и верхнюю часть с нанесенной на нее разметкой. Особенно строго регламентируют стандарты установку своими руками описываемых элементов на проезжей части.

Так, «островки безопасности» на дорогах должны выделяться разметкой либо бортовым камнем. Последние устанавливаются вблизи пешеходных переходов, если интенсивность передвижения транспортных средств по данному участку дороги составляет не меньше 40 километров в час. При этом высота приподнятой над уровнем земли части «островка безопасности» должна составлять строго 10 сантиметров.

ГоСТ Р №52767/2007, который был принят в 2007 году, определяет нижеследующее.

  1. «Направляющие островки». Высота бордюра данных дорожных элементов должна определяться с применением уровня (по требованиям ГоСТ №9392), а также измерительной линейки (согласно ГоСТ №427).

Обратите внимание!Уровень высоты ограждения должен определяться в ходе измерения промежутка меж дорожным полотном и нижней частью уровня, поставленного горизонтально на верх бортового камня.Высота ограждения в любой месте его не должна быть больше 10 сантиметров.

Островок безопасности из бортового камня.

Островок безопасности из бортового камня.

  1. «Островки безопасности». Высота их поребриков измеряется так же, как и в предыдущем пункте. При этом ее показатель в любой точке ограждения должен равняться 10 сантиметров (± 1 см).

При установке бортовых камней часто возникает ситуация, когда их необходимо обрезать.

Например, при монтаже конечных участков ограждений.

  1. Оптимальный метод – это резка железобетона-бетона алмазными кругами. При этом можно использовать как стационарные либо переносные камнерезные станки, так и ручной инструмент, например – большую болгарку.
  2. Помимо этого может возникнуть и необходимость просверлить элемент. Для этого применяется алмазное бурение отверстий бетоне.

Стандарты размеров и качества

На фото примеры марок бордюров.

На фото примеры марок бордюров.

Бетонные и железобетонные бортовые камни обозначаются, исходя из требований ГоСТа №23009/78.

Категория изделия представляет собой буквенно-цифровые группы, которые разделены тире.

  1. Первая из них указывает тип изделия, его высоту, длину и ширину в сантиметрах, а также для криволинейных бордюров и радиус кривизны в метрах.
  2. Вторая группа озвучивает класс использованной напрягаемой арматуры.

Для примера обозначений возьмем бортовые бетонные камни марки 300.

  1. БР/100.30.15. Тип камня — БР (дорожный прямой). Его длина 100 мм, высота 30 см, ширина 15 см.
  2. БК/100.30.18.8. Тип бордюра — БК (дорожный радиусный). Длина его 100 см, высота 30 см, ширина 18 см, радиус кривизны 8 метров.
  3. БР/600.30.18-AIV. Тип камня — БР (магистральный прямой).

Его длина 600 см, высота 30 см, ширина 18 см. Использована арматура категории АIV.

Вывод

Бортовые камни увеличивают прочность дорожного полотна и повышают безопасность пешеходов. При этом они могут и повысить эстетичность окружающего ландшафта. (См. также статью Фигуры из бетона: как сделать.)

Ознакомьтесь с видео в этой статье. Оно содержит немало интересной информации.

А о том, как происходит резка железобетона алмазными кругами и алмазное бурение отверстий в бетоне читайте в других статьях на нашем информационном портале.

masterabetona.ru

Бортовой камень — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бортово́й ка́мень — разделитель между проезжей частью и тротуаром.

Технология укладки

В ГОСТе 52289-2004 есть упоминание о боковой поверхности бордюра[1] и о его верхе[2] (нанесение разметки), там же упоминаются «Островки безопасности», выделенные разметкой или бордюрным камнем, которые устраиваются при интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части. Указывается, что высота приподнятого островка безопасности должна быть 10 см.[3] В ГОСТ Р 52767-2007[4] (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

4.2.4. Направляющие островкиВысоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

4.2.5. Островки безопасностиВысоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

В законе Санкт-Петербурга «О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга »[5] можно найти следующее:

В местах интенсивного движения пешеходов участки с растительным грунтом вокруг стволов деревьев должны быть покрыты в уровень мощения горизонтальными решетками из литого или кованого металла или ограждаться от плоскости мощения поребриком из естественного или искусственного камня высотой не менее 10 см.

Покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, поребрики, бордюры выполняются из естественного или искусственного камня.

Границы владельческих участков должны быть выявлены тротуарами, дорожками, поребриками или реперами.

Все вертикальные перепады поверхностей и их покрытия (бортики, поребрики, ступени, подпорные стены, в том числе берега водоемов и др.) должны выполняться из естественного камня.

Стандарт качества

Бетонные бортовые камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009-78. Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделённых тире. Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая — класс напрягаемой арматуры[6].

Примеры условного обозначения камней[6]:

  • тип БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм: БР100.30.18;
  • тип БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м: БК100.30.18.8;
  • тип БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса А-IV: БР600.30.18-AIV.

Окраска

Согласно сделанному в 2012 году заявлению заместителя главного архитектора города Москвы Игоря Воскресенского, каждый камень имеет свой цвет, отражённый в проекте, и нарушение цвета камня, например, покраска бордюров, является нарушением проекта, гранит при этом красить нельзя ни в коем случае[7]. Согласно ГОСТ Р 51256-2011 дорожная разметка красками (эмалями) может обозначать бордюры только «на опасных участках» дорог и «возвышающиеся островки безопасности» (таблица А.2, номер 2.7)[8].

Напишите отзыв о статье "Бортовой камень"

Примечания

Сноски

  1. ↑ ГОСТ 52289-2004 — п. 6.3.10
  2. ↑ ГОСТ 52289-2004 — п. 6.2.12
  3. ↑ ГОСТ 52289-2004 — п. 8.2.6
  4. ↑ [libgost.ru/gost/gost_r/59697-Tekst_GOST_R_52767_2007_Dorogi_avtomobil_nye_obshego_pol_zovaniya_Elementy_obustroiystva_Metody_opredeleniya_parametrov.html ГОСТ Р 52767-2007]
  5. ↑ [gov.spb.ru:3000/noframe/law?d&nd=8367875&nh=1 О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга]
  6. ↑ 1 2 [tehstandart.com/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%206665-91 ГОСТ 6665-91. Камни бетонные и железобетонные бортовые]. Проверено 22 февраля 2010. [www.webcitation.org/65fnBOG03 Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012].
  7. ↑ [newsmsk.com/article/16jul2012/zakras_goroda.html Москвичи жалуются на уродливое "закрашивание" города], Рубрики: Городская инфраструктура, Проект объединенной редакции NEWSru.com (16 июля 2012). Проверено 20 апреля 2014.
  8. ↑ [rador.ru/activities/plan/inf/060912/01.pdf ГОСТ Р 51256-2011. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования] (pdf) С. 15 (1 сентября 2012). Проверено 21 апреля 2014.

Статьи

  • Дмитрий Чистопрудов. [chistoprudov.livejournal.com/184503.html Привет, бордюр!]. ЖЖ (6 апреля 2016). Проверено 11 сентября 2016.

Отрывок, характеризующий Бортовой камень

– Ни о чем, – сказала графиня. – Готово, так поедем. – И графиня нагнулась к своему ридикюлю, чтобы скрыть расстроенное лицо. Соня обняла Наташу и поцеловала ее. Наташа вопросительно взглянула на нее. – Что ты? Что такое случилось? – Ничего… Нет… – Очень дурное для меня?.. Что такое? – спрашивала чуткая Наташа. Соня вздохнула и ничего не ответила. Граф, Петя, m me Schoss, Мавра Кузминишна, Васильич вошли в гостиную, и, затворив двери, все сели и молча, не глядя друг на друга, посидели несколько секунд. Граф первый встал и, громко вздохнув, стал креститься на образ. Все сделали то же. Потом граф стал обнимать Мавру Кузминишну и Васильича, которые оставались в Москве, и, в то время как они ловили его руку и целовали его в плечо, слегка трепал их по спине, приговаривая что то неясное, ласково успокоительное. Графиня ушла в образную, и Соня нашла ее там на коленях перед разрозненно по стене остававшимися образами. (Самые дорогие по семейным преданиям образа везлись с собою.) На крыльце и на дворе уезжавшие люди с кинжалами и саблями, которыми их вооружил Петя, с заправленными панталонами в сапоги и туго перепоясанные ремнями и кушаками, прощались с теми, которые оставались. Как и всегда при отъездах, многое было забыто и не так уложено, и довольно долго два гайдука стояли с обеих сторон отворенной дверцы и ступенек кареты, готовясь подсадить графиню, в то время как бегали девушки с подушками, узелками из дому в кареты, и коляску, и бричку, и обратно. – Век свой все перезабудут! – говорила графиня. – Ведь ты знаешь, что я не могу так сидеть. – И Дуняша, стиснув зубы и не отвечая, с выражением упрека на лице, бросилась в карету переделывать сиденье. – Ах, народ этот! – говорил граф, покачивая головой. Старый кучер Ефим, с которым одним только решалась ездить графиня, сидя высоко на своих козлах, даже не оглядывался на то, что делалось позади его. Он тридцатилетним опытом знал, что не скоро еще ему скажут «с богом!» и что когда скажут, то еще два раза остановят его и пошлют за забытыми вещами, и уже после этого еще раз остановят, и графиня сама высунется к нему в окно и попросит его Христом богом ехать осторожнее на спусках. Он знал это и потому терпеливее своих лошадей (в особенности левого рыжего – Сокола, который бил ногой и, пережевывая, перебирал удила) ожидал того, что будет. Наконец все уселись; ступеньки собрались и закинулись в карету, дверка захлопнулась, послали за шкатулкой, графиня высунулась и сказала, что должно. Тогда Ефим медленно снял шляпу с своей головы и стал креститься. Форейтор и все люди сделали то же. – С богом! – сказал Ефим, надев шляпу. – Вытягивай! – Форейтор тронул. Правый дышловой влег в хомут, хрустнули высокие рессоры, и качнулся кузов. Лакей на ходу вскочил на козлы. Встряхнуло карету при выезде со двора на тряскую мостовую, так же встряхнуло другие экипажи, и поезд тронулся вверх по улице. В каретах, коляске и бричке все крестились на церковь, которая была напротив. Остававшиеся в Москве люди шли по обоим бокам экипажей, провожая их. Наташа редко испытывала столь радостное чувство, как то, которое она испытывала теперь, сидя в карете подле графини и глядя на медленно подвигавшиеся мимо нее стены оставляемой, встревоженной Москвы. Она изредка высовывалась в окно кареты и глядела назад и вперед на длинный поезд раненых, предшествующий им. Почти впереди всех виднелся ей закрытый верх коляски князя Андрея. Она не знала, кто был в ней, и всякий раз, соображая область своего обоза, отыскивала глазами эту коляску. Она знала, что она была впереди всех. В Кудрине, из Никитской, от Пресни, от Подновинского съехалось несколько таких же поездов, как был поезд Ростовых, и по Садовой уже в два ряда ехали экипажи и подводы. Объезжая Сухареву башню, Наташа, любопытно и быстро осматривавшая народ, едущий и идущий, вдруг радостно и удивленно вскрикнула: – Батюшки! Мама, Соня, посмотрите, это он! – Кто? Кто? – Смотрите, ей богу, Безухов! – говорила Наташа, высовываясь в окно кареты и глядя на высокого толстого человека в кучерском кафтане, очевидно, наряженного барина по походке и осанке, который рядом с желтым безбородым старичком в фризовой шинели подошел под арку Сухаревой башни.

wiki-org.ru