Сад 15 камней храма Рёандзи. 15 камней


Тайна японского "сада 15-ти камней" Реандзи: каждый видит только свои 14 камней

Япония для всего остального мира довольно часто и в наше время остается страной самураев и цветущей сакуры. В северо-западном районе древней японской столицы Киото расположен Рёандзи, так называемый «Храм покоящегося дракона». Первое упоминание об этом храме относится еще к 983 году нашей эры.

0_70e8e_4172a1cf_XL

«Сад камней» Реандзи в Киото

Памятник японской культуры недалеко от Киото

При храме в начале XVI века был заложен «Сад Пятнадцати камней» — один из самых знаменитых памятников японской культуры. Изюминка этого сада в том, что недостает одного камня. Любому зрителю, пришедшему сюда, кажется, что камней только четырнадцать.

Настоятели храма утверждают, что увидеть пятнадцатый камень может лишь просветленный человек, очистивший свою душу от всего наносного.

Японцы, приехавшие из других регионов, разгадывали загадку со свойственной этому народу скрупулезностью и вниманием, неспешно переходя с одного края на другой, надеясь отыскать недостающий камушек.

"Сад камней" Реандзи в Киото тайна сада загадка 15 камней

Каждый ищет свой 15 камень в волшебном медитативном саду.

Посмотрев телевизионный фильм о «Саде камней», возраст которого не один век, я долго размышляла на эту тему. Меня не покидала мысль найти, в чем же заключается секрет. Если камень отсутствует физически, значит надо искать ответ в другом ключе – философском. Ответ пришел не скоро. Человеческому уму свойственно, если он над чем-то работает, рано или поздно находить решение. В русском языке существуют выражения, которые все знают и у всех на слуху.

Не знаю, есть ли они в японском языке. Если есть, то ключ к разгадке существовал. Это выражения: «Держит камень за пазухой», «Камень на душе». Опираясь на эти ключевые выражения, можно сделать вывод, что садовник-философ имел в виду.

Разгадка «Сада камней» в том, что человек приходит со своим «камнем», который есть у всех грешных на душе.

Камень гордыни, злости, алчности, зависти, трусости, предательства, равнодушия, наглости, хамства, наушничества, злословия, прелюбодеяния, легкомыслия, чревоугодия…

86548304_Sad_kamney

Скрупулезный медитативный уход за садом

Садовник-философ предлагает, находящимся в саду, прибавить свой, находящийся в душе и на сердце. Таким образом, восстанавливается счет камней, задуманный им. А взамен приобрести покаяние, душевную свободу, очиститься от груза, находившегося в тебе и давившего на тебя. Каяться, молиться, обретая себя заново, переродившимся духовно.

«Сад камней» — это Мекка всех людей, у которых сердце и душа обременены тяжелой ношей, которая тянет, сковывает, не дает раскрыться талантам, жить счастливо, радоваться жизни, радовать окружающих. Люди живут в отчаянии. А отчаяние в переводе с арабского означает Иблис – Сатана. Мы живем с Сатаной в душе и сердце.

К несчастью, и творим подобное. Человек за века не изменился по своему генетическому складу. Его можно воспитать только религией, образованием, культурой. Как пророк Магомет, давший учение Корана. Как Конфуций, давший Китаю правила общежития, человеколюбия. Такова ли суть «Сада камней» не знаю. А что думал сам философ-садовник? Или пошутил, чтобы мы поломали головы? Или выпил слишком много сакэ?

Каждый видит в картине художника что-то свое, способный мыслить – также и в музыкальных произведениях. Существует высказывание: «Сколько людей читают Коран, столько же Коранов существует». В наш век люди все чаще растрачивают духовные человеческие качества в обмен на материальные ценности.

Но все оказалось намного прозаичнее…

Подобные сады часто создавались при буддистских храмах. Самый знаменитый из них – сад монастыря Рёандзи, более похожий древний японский театр. В саду растет только мох. С трех сторон сад огорожен, а с четвертой, находятся два ряда лавочек, с которых и нужно рассматривать камни, погрузившись в философскую задумчивость, что для европейцев сделать довольно трудно. Их часто посещает разочарование. И только извечное, присущее туристам «Я там был» немного примиряет их с действительностью.

ryoan-dzi121222

Только свои 14 камней.

Пройдя через храм, вы спускаетесь на дощатую галерею. Здесь положено сидеть и поэтому с любого места вы видите только четырнадцать камней. Но если задуматься, то философия и заключается в том, что вы видите СВОИ 14 камней. А человек на противоположной стороне скамьи видит СВОИ.

Вероятно, мудрый Соами, легендарный устроитель «Сада Пятнадцати камней», хотел таким образом сказать человеку, что каждый воспринимает действительность тоже по-разному, по-своему. И нельзя утверждать, что именно он видит правильно.

Возможно, сад был задуман как иллюстрация к конституции принца Сётоку, правившего в VII веке. В одной из статей этой конституции было написано: «У каждого человека есть сердце и свои наклонности. Но я не обязательно мудрец, а он не всегда глуп. Мы обычные люди».

Не считайте напрасным посещение этого наполненного буддистской философией места. И если когда-нибудь, вы посчитаете своего собеседника неправым, вспомните о «Саде камней», где каждому видны только свои 14 камней.

Мария Кислитская

estemine.com

Сад 15 камней храма Рёандзи

Дзен храм Рёандзи — название переводится как Храм Мироного Дракона — расположен в северо-западной части города Киото. Владеет им направление Ринзай, относящееся к школе Мёсиндзи

Сад 15 камней храма Рёандзи в Японии — является самым известным садом камней в мире.

Дзен храм Рёандзи — название переводится как Храм Мироного Дракона — расположен в северо-западной части города Киото. Владеет им направление Ринзай, относящееся к школе Мёсиндзи.

За свою долгую историю место, где сегодня расположен Рёандзи, переходило из рук в руки самурайских кланов. Сам храм появился в 14-м веке по воле Хосокавы Хацумото, который завещал возвести здесь после своей смерти святилище дзен. Сегодня в Рёандзи находятся семь могил японских императоров, которые были восстановлены в 19-м веке, после периода запустения. К сожалению, в существующем храме практически ничего не сохранилось от древних построек, так как комплекс многократно страдал от пожаров.

Но самым главным объектом, прославившим храм на весь мир, является, безусловно, сад камней. Это место наилучшим образом подходит для медитаций, которым отводится большая роль в практиках дзен. Рукотворная композиция минималистична — только камни, мох и гравий, но при этом полна глубокого символизма.

Дело в том, что хотя в саду 15 камней, но стоя на любой точке веранды храма, можно наблюдать только 14 из них — один из камней всегда оказывается скрыт. Обычно это трактуется следующим образом — только достигнув состояния просветления, можно увидеть все 15 камней. Например, все камни станут видимы одновременно, если воспарить вверх над верандой. Среди множества трактовок символа недоступности 15-го камня есть и такая — невозможно познать весь мир с помощью только научного подхода, но всё недостающее можно найти в своей душе. Можно вспомнить в этой связи и слова буддийского монаха Тэссэн Соки о том, что в саду камней можно найти "искусство сократить тридцать тысяч миль до расстояния одного фута".

Многие побывавшие в храме отмечают необыкновенное состояние гармонии и умиротворения, которое возникает при наблюдении за камнями.

Размеры сада камней невелики — 30 на 10 метров. Все камни разделены на пять групп, которые отделяются друг от друга зелёным мхом. Поверхность сада засыпана белым гравием, который с помощью грабель разделён на ровные полоски. Вокруг сада, где он не примыкает к веранде, поставлен невысокий глинобитный забор.

Интересно, что до сих пор неизвестно, кто был автором непосредственно сада камней, созданного в 15-м столетии. Остаётся загадкой, какой именно смысл был заложен творцом этого необыкновенного произведения искусства в своё творение. В дальнейшем делалось множество предположений по этому поводу, например, что камни символизируют 5 архатов — учеников Будды (якобы один из 16-ти архатов был упущен, чтобы число камней было нечётным). Кто-то видит в камнях тигрицу с тигрятами, переходящими через ручей — это сюжет одной древней китайской легенды. Другим людям камни представляются островами и скалами на море, волны которого образуются полосами белого гравия. Есть мнение, что камни сада — это застывшие духи.

Интересна версия японского специалиста Масао Хаявкава, который считает, что до 17-го века главным объектом созерцания и поклонения в саду была редкой красоты сакура, а камни были просто фоном, на который не обращали особого внимания. И только в 20-м веке люди стали интересоваться каменной миниатюрой храма Рёандзи и искать её сакральные смыслы в чередовании наполненности и пустоты.

Если подойти к веранде для созерцания камней с обратной стороны, то можно увидеть необычный каменный сосуд, в который постоянно течёт вода, предназначенная для ритуальных омовений. Это Рёандзи цукубай — его край находится почти вровень с зёмлей, поэтому чтобы зачерпнуть воды, нужно наклониться, тем самым, выразив своё почтение. Сверху на камне вырезаны четыре иероглифа, которые можно прочитать как "я только много знаю". Считается, что это изречение связано с антиматериалистической сущностью буддизма, т.е. только знания имеют значения. Или более философская трактовка — "То, что каждый имеет, является всем, в чём он нуждается".опубликовано econet.ru

 

econet.ru

Сад камней храма Рёандзи в Киото

Рёандзи (Храм Мирного Дракона) - храм Дзэн в северо-западной части Киото. Принадлежит школе Мёсиндзи ветви Ринзай. Храм – один из исторических памятников древнего Киото, включен в список наследия ЮНЕСКО.

Первоначально здесь находилось родовое поместье Фудзивара и в конечном счете перешло в руки клана Хосокава Фудзивара. Хосокава Хацумото унаследовал это место и жил здесь до войны Онин. Он пожелал, чтобы после его смерти здесь был образован храм Дзэн. Позже, после захоронения здесь Императоров Хосокава, появилось то, что сегодня известно как «Семь Императорских Могил». Здесь погребены Имераторы Уда, Казан, Итидзё, Го-Сузаку, Го-Рэйзэй, Го-Сандзё, Хорикава. До XIX века могилы находились в запустении, но были восстановлены Императором Мэйдзи.

Сад камней

Главная достопримечательность храма – сад камней, самый известный из подобных в Японии. Обычный сад камней Дзэн состоит только из камней, мха и аккуратно уложенного гравия.

В саду Рёандзи находится 15 камней, однако если смотреть с веранды храма, то из любой точки всегда видно только 14 камней. Традиционно считается, что увидеть 15-й камень можно только чрез просвещение. Какой смысл изначально закладывался в этот сад неизвестно и трактование остается на усмотрение посетителей.

Каменный сосуд

С обратной стороны веранды храма находится интересный каменный сосуд, в который непрерывно течет вода для ритуальных омовений. Это – Рёандзи цукубай, что означает «наклон». Сосуд находится практически на уровне земли, и чтобы достать воды, посетитель храма должен склониться,  выражая тем самым просьбу и почтение.

Сверху на камне вырезано четыре кандзи (иероглифа). Если каждый из них читать по отдельности, то они не имеют никакого значения. Но если к каждому кандзи с соответствующей стороны добавить значок квадрата («гути»), т.е. квадратный вырез для воды, кандзи сразу обретают смысл. Получившаяся фраза звучит примерно так: «я только много знаю». Ее значение просто: «То, что каждый имеет, является всем, в чем он нуждается». Эта надпись призвана укрепить основное антиматериалистическое учение Буддизма. Сейчас на камне лежит черпак, но, по-видимому, раньше его не было. Отсутствие черпака было призвано показать, что вода только для души и достаточно согнуть колени в смирении чтобы получить ее благословение.

Рёандзи находится в 15-и минутах ходьбы от Кинкакудзи, Золотого павильона. Также можно проехать 5 минут на автобусе. Еще до Рёандзи можно добраться на поезде линии Кэйфуку Китано, идущем через спокойные жилые кварталы северо-западного Киото, остановка Рёандзи-мити, от которой храм находится в 5-и минутах ходьбы.

Сад камней Рёандзи на карте Киото

Сад камней Рёандзи на карте Киото

Найти Сад камней Рёандзи на большой карте Киото.

www.japankyoto.ru

Киото - Золотой Храм и Сад 15 Камней (Кинкаку-дзи и Рёан-дзи)

Уже очень давно я не писал личных постов. Но паломничество к Золотому Храму всколыхнуло во мне настолько забытое и настолько свое, что впервые за долгое время я почуствовал, что не я пишу этот текст, а он пишет меня. Это не сравнимое ни с чем чувство знакомо каждому человеку для которого знаки на бумаге (или в данном случае на экране компьютера) - единственный способ выразить себя. Чувство, как будто в глубокой пещере кто-то наконец-то включил фонарь, и все, что скопилось в тебе за долгую эпоху кромешного мрака торопится выйти наружу, пока свеча не догорела, и ты вновь не оказался в полной темноте. Вот, что у меня получилось.

"О Золотом Храме еще в раннем детстве рассказывал мне отец" - именно этими словами начинается лучшее произведение японской литературы - "Золотой храм", Юкио Мисимы. Все, кто-когда либо по настоящему интересовались литературой знают, насколько важны первые строчки произведения, его начало. "По возвращении он обнаружил свой дом запертым", - так начинается "Фернхайм" Шая Агнона, и мы сразу понимаем, о чем хочет сказать нам автор. "Проснувшись однажды утром Грегор Замза обнаружил, что превратился в страшное насекомое" - эта новелла Кафки не нуждается в представлении. "Сегодня умерла мама", - рассказывает нам "Посторонний" Альбера Камю. "Все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастные - несчастливы по своему", - утверждает с недосягаемой высоты своего гения Лев Толстой. Споры о лучшей первой фразе литературного произведения (как и о лучшем финале) занимают экспертов со всего мира уже сотни лет.

Начало "Золотого Храма" Юкио Мисимы вполне способно побороться за престижное звание лучшего в мировой литературе. Уже с первой фразы японский мастер погружает нас в особую атмосферу. Здесь одновременно присутствует временная составляемая - особая аура настоящего и прошлого, эстетическая составляемая - поиск и красоты и ее осознание, и, что самое важное -  психологическая составляемая: аура безумия, которая в итоге приведет молодого монаха к сожжению самого знаменитого архитектурного памятника Киото, а самого автора - к самоубийству.

Как и в случае с Туринской лошадью - http://lorien22.livejournal.com/203224.html - эту историю знают все. В 1950 году молодой буддийский послушник в приступе безумия сжег Кинкакудзи, Золотой Павильон, самый знаменитый храм древней Японии. Мисиму, всю жизнь занимавшегося вопросом о сущности прекрасного и считавшего, что смерть делает Прекрасное еще более совершенным, не могла не потрясти эта история, и уже в 1956 году он пишет эту книгу, ставшую вехой в японской литературе и культуре.

Майскими вечерами я, бывало, сидел в комнате отведенной мне для занятий и глядел из окна на окрестные холмы. В лучах закатного солнца их склоны, укрытые молодой листвой, казались мне похожими на расставленные кем-то позолоченные ширмы. Я смотрел на них, и представлял себе Золотой Храм.

Я долго не мог найти роман Юкио Мисимы в печатном издании, и в итоге обнаружил его в одном из номеров журнала "Иностранная Литература". "Золотой Храм" захватил меня, как нетрудно было догадаться, с первого предложения. Это было что-то настолько по-настоящему японское (то есть все, что не Харуки Мураками при всем уважении к маэстро), что-то настолько уникальное, что оставить эту книжку было нельзя. С тех пор, как и молодой прислушник, все о чем я мечтал - это увидеть Золотой Храм. И вот он, первый взгляд.

В глубине души я представлял его себе совсем иным - таким, как описывал его мне отец. О, он не говорил, что от стен святилища исходит золотое сияние, но по его убеждению, на всей земле не существовало ничего прекраснее Золотого Храма, и вслушиваясь в само звучание этих двух слов, завороженно глядя на два заветных иероглифа, я рисовал себе картины, не имеющие ничего общего с жалкими изображениями в учебнике.

Когда молодой монах впервые видит Золотой Храм, Кинкакудзи скрывает от него свой прекрасный облик. Красота - вещь труднодоступная, ее следует постичь, ибо она глубоко внутри сути вещей и людей. Когда я впервые увидел золотое отражение Кинкакудзи я почему-то подумал о человеке, который построил этот храм. Кем он был, чем жил, что он думал о собственном творении. Как вообще чувствуют себя люди, которым выпадает счастье создать что-то настолько уникальное в нашем мире.

Храм, оставаясь незримым, виделся мне во всем.

Еще я подумал (как же иначе) о Юкио Мисиме. О том, что он мог позволить себе уйти.  Свой Золотой Храм (Literally) он уже создал.

Ну а теперь совсем не большая прогулка. Обходим храм с другой стороны

Скульптурки для туристофф. Кидаешь монетку, и если попадаешь в специально предназначенный желоб, можешь заказать желание, которое обязательно сбудется.

Еще одно. Я тоже сделал несколько попыток. Я думаю вы все догадываетесь, что бы я загадал, если бы попал.

Как нельзя лучше символизирующая Золотой Храм птица Феникс на его верщине. Подобно этому мистическому существу, храм был восстановлен из пепла после сожжения.

Закрываем ширмы

И уходим из Золотого Храма

Я думал на этом закончить свое повествование на этот раз, но следующий храм настолько органично вписывается в общую картину этого дня и момента, что будет уместно рассказать здесь и о нем.

Как можно догадаться, речь пойдет о Рёан-Дзи - знаменитом храме пятнадцати камней.

Сухой сад или сад камней был основан в 1499 году монахом Токуо Зенкетсу. С какой точки не смотришь на композицию, один камень всегда скрыт. Считается, что если долго вглядываться в камни, то можно достигнуть просветления - состояния дзэн. И только тогда все 15 камней открываются взгляду

Чем-то первый взгляд на композицию из камней напоминает первый взгляд на Кинкакудзи - Золотой Храм.

Что-то похожее я, как ни странно, испытывал в ходе путешествий по нашей Иудейской пустыне. Несмотря на толпы туристов, в какой-то момент наступает полная тишина. И тогда тебе открывается что-то новое, а все остальное - лишь кожа, которую можно при желании отбросить в сторону.

Погуляем по Рёан-дзи (кстати оказалось, что храм принадлежит к ветви Мёсин-дзи - http://lorien22.livejournal.com/235564.html)

Болото Киёёчи было создано еще в 12 веке, и до недавнего времени по нему в больших количествах плавали утки-мандаринки

В наши дни этих редких птичек больше на болоте нет

Но и без мандаринок Киёёчи невероятно красив.

Знаменитый Цукубаи. Надпись на нем гласит: варэ тада тару-о сиру,  что можно перевести как: "Я учусь быть самодостаточным и довольным тем, что имею". То есть духовное важнее материального, и даже будучи бедным, можно быть полностью самодостаточным.

Еще чуть-чуть тишины.

И хотя Киото располагался совсем в иной стороне, каждый раз мне чудилось, что в солнечном нимбе в утреннее небо возносится Золотой Храм.

Уже когда я собирался уходить из Рёан-дзи, ко мне подошел монах и спросил, какие чувства западный человек вроде меня испытывает в храме. Молюсь ли я, и если да, то кому. Немного поразмышляв, я ответил, что молитва как таковая кажется мне странной церемонией. Люди которые молятся всегда просят у бога или богов что-нибудь, а если я что-то и выучил за свои тридцать с лишним лет пребывания на земле - это то, что тебе никто никогда ничего не даст. Ты хочешь что-то - иди и возьми. Поэтому я лично, когда нахожусь в религиозном месте, просто благодарю - за все хорошие и удачливые дни. Я взял у жизни взгляд на Золотой Храм - и этот момент у меня уже никто никогда не отнимет.

lorien22.livejournal.com

Японский сад 15 камней | Здесь всё •••

Японский сад 15 камней

Японский сад камней - это одно из самых загадочных для европейцев явлений. Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку, засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий "расчесан" граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.

Не все 15 камней, уложенных на ровную площадку у буддистского храма Рёандзи в японском городе Киото, удается сразу охватить взглядом. Где бы ты ни расположился, видишь максимум 14 камней. Стоит переместиться немного в сторону – выглядывает из-за одного камня другой, поменьше. Зато теряется из виду один из тех, что только что видел. Сколько ни пытайся – результат всегда одинаковый.

Японский сад 15 камней

Что хотел сказать своим философским посланием древний монах? Разгадку его наставления ищут до сих пор: от готовых медитировать сутки напролёт паломников до вездесущих туристов, знающих о Будде лишь то, что этот вечно молодой Бог умеет улыбаться.

Японский сад 15 камней

Группа ученых из Университета Киото заявила о своей разгадке мистической природы сада камней Рёандзи. Они провели компьютерный топографический анализ сада и обнаружили, что расположение камней, казавшееся совершенно беспорядочным, на самом деле формирует невидимый глазу рисунок древесной кроны.Ученые провели серию экспериментов, чтобы выяснить, какие еще расположения камней могут создавать этот эффект, но не нашли больше ни одного. Малейшие изменения в топологии компьютерной модели сада разрушали дерево.

Японский сад 15 камней

zdes-vse.ucoz.ru

Киото. 15 камней в Саду Рёандзи.

. Это цитата

Киото. 15 камней в Саду Рёандзи.

Сад Рёандзи (Храм миролюбивого дракона) — главная достопримечательность японского города Киото. Предполагается, что его архитектором стал мастер Соами, автор многих дзэнских садов,   второй половины XIV века,  создаваемых для медитации и  понимания Природы.  Это великолепный образец садов, классифицируемых как карэсансуй или сухой ландшафт и создан он в 1488 году. Есть в нем своеобразно спланированный хаос из пятнадцати черных необработанных камней, разбросанных по белому песку. С какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, отражая буддийское представление о том, что число 15 означает полноту, совершенство, трудно достижимое в этом мире. Десятки  других толкований вложил мудрый монах Соами в 15 черных, необработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку. Незря этот сад имеет другое название -- «Философский сад», он является памятником всемирной культуры и с 1994 года охраняется ЮНЕСКО..  

Как пройти к Саду Рёандзи?  Доброжелательные жители Киото всегда подскажут наикратчайший путь. 

Перед входом в храм с садом разбит замечательный парк, по которому прогуляться – одно удовольствие. Парк красив в любое время года, но особенно – во время цветения  сакуры. 

Сад храма покрыт белым песком и окружен невысокими стенами, в саду совсем нет растений,  это один из редчайших образцов древнего сада, сохранившийся именно таким, каким его создал автор.  Глядя на песок, легко можно представить себе глубокое синее море, глядя на камни - острова, а мох на камнях ассоциируется с растениями.

Из 15 заявленных во всех путеводителях камней, каждый пришедший в сад, замечают только 14 из них. Пятнадцатого камня перед глазами нет, его загораживают соседние. 

Передвигаешься по галерее,  вдоль края песчаного прямоугольника — и снова перед глазами только 14 камней. Пятнадцатый — тот, что до сих пор прятался — теперь оказался на виду, зато «исчез» другой камень.

Далее гениально спланированный «хаос» предстает уже в новой композиции, состоящей все из тех же пятнадцати камней, из которых один постоянно невидим.

 

 

 

 За садом камней находится древний цукубаи - небольшой традиционный японский бассейн ритуального назначения, использовавшийся когда-то монахами для чайной церемонии.  Вода поступает в цукубай через бамбуковую трубу-какеи.   На таком сосуде-колодце лежит маленький ковшик бисяку  из бамбука с длинной ручкой.  Набирать воду в рот прямо из ковша -- моветон.

На территории парка расположен большой пруд Кёёти,  основанный еще в 12 веке.

 

На пруду находится маленький островок, который называется Бентендзима, посвященный  богине Бентен,  единственному божеству женского пола  из семи богов удачи в синтоизме.   

Этот пруд облюбовали китайские уточки, поэтому его еще называют Осидори Икэ. Известно, что китайские уточки выбирают себе только одного партнёра на всю жизнь, и если  с ним что-то случиться, то больше уже ни с кем не живут. Поэтому в Японии, осидори  символизирует  верность и этот пруд популярное место среди молодых пар. 

Некоторые с недоумением выходят из сада---для чего все это?  Японцы считают, что каждый  в очертаниях камней может увидеть что-то свое. В японской конституции, составленной еще в 7-ом веке указывалось: «У каждого человека есть сердце. А у каждого сердца есть свои наклонности. Я считаю это хорошим, он – дурным. Но я вовсе не обязательно мудрец, а он вовсе не обязательно глупец. Мы оба только обыкновенные люди».

 Нашему человеку это порой трудно понять, но японцы приняли этот тезис, как принцип общественной жизни.

riani007.livejournal.com

Киото - Золотой Храм и Сад 15 Камней (Кинкаку-дзи и Рёан-дзи)

Уже очень давно я не писал личных постов. Но паломничество к Золотому Храму всколыхнуло во мне настолько забытое и настолько свое, что впервые за долгое время я почуствовал, что не я пишу этот текст, а он пишет меня. Это не сравнимое ни с чем чувство знакомо каждому человеку для которого знаки на бумаге (или в данном случае на экране компьютера) - единственный способ выразить себя. Чувство, как будто в глубокой пещере кто-то наконец-то включил фонарь, и все, что скопилось в тебе за долгую эпоху кромешного мрака торопится выйти наружу, пока свеча не догорела, и ты вновь не оказался в полной темноте. Вот, что у меня получилось.

"О Золотом Храме еще в раннем детстве рассказывал мне отец" - именно этими словами начинается лучшее произведение японской литературы - "Золотой храм", Юкио Мисимы. Все, кто-когда либо по настоящему интересовались литературой знают, насколько важны первые строчки произведения, его начало. "По возвращении он обнаружил свой дом запертым", - так начинается "Фернхайм" Шая Агнона, и мы сразу понимаем, о чем хочет сказать нам автор. "Проснувшись однажды утром Грегор Замза обнаружил, что превратился в страшное насекомое" - эта новелла Кафки не нуждается в представлении. "Сегодня умерла мама", - рассказывает нам "Посторонний" Альбера Камю. "Все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастные - несчастливы по своему", - утверждает с недосягаемой высоты своего гения Лев Толстой. Споры о лучшей первой фразе литературного произведения (как и о лучшем финале) занимают экспертов со всего мира уже сотни лет.

Начало "Золотого Храма" Юкио Мисимы вполне способно побороться за престижное звание лучшего в мировой литературе. Уже с первой фразы японский мастер погружает нас в особую атмосферу. Здесь одновременно присутствует временная составляемая - особая аура настоящего и прошлого, эстетическая составляемая - поиск и красоты и ее осознание, и, что самое важное -  психологическая составляемая: аура безумия, которая в итоге приведет молодого монаха к сожжению самого знаменитого архитектурного памятника Киото, а самого автора - к самоубийству.

Как и в случае с Туринской лошадью - http://lorien22.livejournal.com/203224.html - эту историю знают все. В 1950 году молодой буддийский послушник в приступе безумия сжег Кинкакудзи, Золотой Павильон, самый знаменитый храм древней Японии. Мисиму, всю жизнь занимавшегося вопросом о сущности прекрасного и считавшего, что смерть делает Прекрасное еще более совершенным, не могло не потрясти эта история, и уже в 1956 году он пишет эту книгу, ставшую вехой в японской литературе и культуре.

Майскими вечерами я, бывало, сидел в комнате отведенной мне для занятий и глядел из окна на окрестные холмы. В лучах закатного солнца их склоны, укрытые молодой листвой, казались мне похожими на расставленные кем-то позолоченные ширмы. Я смотрел на них, и представлял себе Золотой Храм.

Я долго не мог найти роман Юкио Мисимы в печатном издании, и в итоге обнаружил его в одном из номеров журнала "Иностранная Литература". "Золотой Храм" захватил меня, как нетрудно было догадаться, с первого предложения. Это было что-то настолько по-настоящему японское (то есть все, что не Харуки Мураками при всем уважении к маэстро), что-то настолько уникальное, что оставить эту книжку было нельзя. С тех пор, как и молодой прислушник, все о чем я мечтал - это увидеть Золотой Храм. И вот он, первый взгляд.

В глубине души я представлял его себе совсем иным - таким, как описывал его мне отец. О, он не говорил, что от стен святилища исходит золотое сияние, но по его убеждению, на всей земле не существовало ничего прекраснее Золотого Храма, и вслушиваясь в само звучание этих двух слов, завороженно глядя на два заветных иероглифа, я рисовал себе картины, не имеющие ничего общего с жалкими изображениями в учебнике.

Когда молодой монах впервые видит Золотой Храм, Кинкакудзи скрывает от него свой прекрасный облик. Красота - вещь труднодоступная, ее следует постичь, ибо она глубоко внутри сути вещей и людей. Когда я впервые увидел золотое отражение Кинкакудзи я почему-то подумал о человеке, который построил этот храм. Кем он был, чем жил, о что он думал о собственном творении. Как вообще чувствуют себя люди, которым выпадает счастье создать что-то настолько уникальное в нашем мире.

Храм, оставаясь незримым, виделся мне во всем.

Еще я подумал (как же иначе) о Юкио Мисиме. О том, что он мог позволить себе уйти.  Свой Золотой Храм (Literally) он уже создал.

Ну а теперь совсем не большая прогулка. Обходим храм с другой стороны

Скульптурки для туристофф. Кидаешь монетку, и если попадаешь в специально предназначенный желоб, можешь заказать желание, которое обязательно сбудется.

Еще одно. Я тоже сделал несколько попыток. Я думаю вы все догадываетесь, что бы я загадал, если бы попал.

Как нельзя лучше символизирующая Золотой Храм птица Феникс на его верщине. Подобно этому мистическому существу, храм был восстановлен из пепла после сожжения.

Закрываем ширмы

И уходим из Золотого Храма

Я думал на этом закончить свое повествование на этот раз, но следующий храм настолько органично вписывается в общую картину этого дня и момента, что будет уместно рассказать здесь и о нем.

Как можно догадаться, речь пойдет о Рёан-Дзи - знаменитом храме пятнадцати камней.

Сухой сад или сад камней был основан в 1499 году монахом Токуо Зенкетсу. С какой точки не смотришь на композицию, один камень всегда скрыт. Считается, что если долго вглядываться в камни, то можно достигнуть просветления - состояния дзэн. И только тогда все 15 камней открываются взгляду

Чем-то первый взгляд на композицию из камней напоминает первый взгляд на Кинкакудзи - Золотой Храм.

Что-то похожее я, как ни странно, испытывал в ходе путешествий по нашей Иудейской пустыне. Несмотря на толпы туристов, в какой-то момент наступает полная тишина. И тогда тебе открывается что-то новое, а все остальное - лишь кожа, которую можно при желании отбросить в сторону.

Погуляем по Рёан-дзи (кстати оказалось, что храм принадлежит к ветви Мёсин-дзи - http://lorien22.livejournal.com/235564.html)

Болото Киёёчи было создано еще в 12 веке, и до недавнего времени по нему в больших количествах плавали утки-мандаринки

В наши дни этих редких птичек больше на болоте нет

Но и без мандаринок Киёёчи невероятно красив.

Знаменитый Цукубаи. Надпись на нем гласит: варэ тада тару-о сиру,  что можно перевести как: "Я учусь быть самодостаточным и довольным тем, что имею". То есть духовное важнее материального, и даже будучи бедным, можно быть полностью самодостаточным.

Еще чуть-чуть тишины.

И хотя Киото располагался совсем в иной стороне, каждый раз мне чудилось, что в солнечном нимбе в утреннее небо возносится Золотой Храм.

Уже когда я собирался уходить из Рёан-дзи, ко мне подошел монах и спросил, какие чувства западный человек вроде меня испытывает в храме. Молюсь ли я, и если да, то кому. Немного поразмышляв, я ответил, что молитва как таковая кажется мне странной церемонией. Люди которые молятся всегда просят у бога или богов что-нибудь, а если я что-то и выучил за свои тридцать с лишним лет пребывания на земле - это то, что тебе никто никогда ничего не даст. Ты хочешь что-то - иди и возьми. Поэтому я лично, когда нахожусь в религиозном месте, просто благодарю - за все хорошие и удачливые дни. Я взял у жизни взгляд на Золотой Храм - и этот момент у меня уже никто никогда не отнимет.

slavikap.livejournal.com